автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Абрамцевская мамонтовская духовная инициатива как интегральная модель художественного процесса

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Митрофанова, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Абрамцевская мамонтовская духовная инициатива как интегральная модель художественного процесса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Абрамцевская мамонтовская духовная инициатива как интегральная модель художественного процесса"

На правах рукописи

Митрофанова Елена Николаевна

Абрамцевская мамонтовская духовная инициатива как интегральная модель художественного процесса

Специальность 17.00.09. - Теория и история искусства

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва - 2005

Работа выполнена в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, на кафедре теории и истории искусства

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор искусствоведения, профессор Демин В.П.

доктор искусствоведения Пастон Э.В. кандидат искусствоведения Серегин Ю.В.

кий институт культурологии

Защита состоится « »^<-¿"#¿^2005 года в «/^ » часов на заседании диссертационного совета К.210.001.01 по искусствоведению и культурологии при Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма по адресу: 123007, Москва, ул. 5-я Магистральная, д.5, стр. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АПРИКТ.

Автореферат разослан « » 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета , I Дерябина Е.Д.

ZVG6-4 22SI Hi

Т1И2-

Актуальность исследования.

Усилиями многих специалистов в области гуманитарных наук в течение последних десятилетий происходит процесс пересмотра позиций в оценке явлений художественной жизни второй половины XIX века, и в особенности конца XIX - начала XX веков. «Образ России, государственный и частный, и судьба человека - так можно было бы обозначить те узловые, экзистенциальные проблемы, вокруг которых постоянно, на протяжении всего столетия возникали трудные размышления о физической и духовной свободе личности»1. Все эти вопросы имеют самое прямое отношение к истории Абрамцевского кружка и к художественной судьбе ее основателя.

Масштаб и значимость личности С.И. Мамонтова были понятны русскому обществу уже в начале XX века. Его при жизни называли «Саввой Великолепным» и «Московским Садко». Современники считали, что ему нужно поставить четыре памятника: один - в Мурманске, второй - в Архангельске, третий - в Донецке, четвертый - в Москве, на театральной площади. Известный художественный критик Я.А. Тугенхольд писал: «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. Можно говорить о целом мамонтовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 80-90-х годах»2.

В мамонтовское художественное сообщество входили наиболее яркие представители русского искусства второй половины ХЗХ века: В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов, A.M. Васнецов, И.Е.Репин, М.М. Антокольский, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, В.А. Серов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие, а также художники «второго плана» : Н.В. Неврев, A.A. Киселев, Н.Д. Кузнецов, М.А. Мамонтов, В.А. Мартынов и многие другие. Членами кружка были не только художники, но и певцы,

' С тер нин, Г.Ю Целостность и процесс. / XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств : сб научи, тр. / Государственный институт жкусиишнлиш Государственная Третьяковская галерея - М :

1 ЙОС. НАЦИОНАЛЬНА '

/Е.Р. АрШоВ+ЮТ Ейская кйига, 1995. - 238 с - С 5. С.Пе

Пинакотека, 2002. - 336 с. - С. 14. 2 Цит. по кн Арензон, Е.Р Савва Мамонтов

I I.лт •

музыканты, теоретики искусства и представители других профессий -инженеры, преподаватели, общественные деятели, друзья и родственники Мамонтовых.

В Абрамцевском художественном кружке шли процессы взаимовлияния и взаимопроникновения различных видов искусства, сближения живописи с прикладным искусством, театром и архитектурой, обращения к всестороннему изучению народного и средневекового искусства. Эти процессы были характерны не только для России, но и для европейской культуры того времени, в системе которой существовали подобные творческие объединения. И в этом контексте богатая событиями и разносторонняя деятельность кружка -явление не только истории русского искусства и художественной культуры второй половины XIX - начала XX веков, но и европейской.

Степень разработанности проблемы.

Абрамцевский художественный кружок, организованный С.И. Мамонтовым, часто привлекал внимание исследователей. Впервые Абрамцево как объект культуры, примечательный тем, «что с ним связаны любопытные воспоминания из недавнего прошлого», «традиции которого сохраняются в настоящем», упоминается в 1897 году в путеводителе по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге.3 В 1908 году в журнале «Старые годы» вышла статья С.С. Мамонтова «Абрамцево С.Т. Аксакова»4. Эта публикация поставила Абрамцево в один ряд с такими мемориальными усадьбами, как Ясная Поляна, Тарханы, Спасское-Лутовиново.

Первое исследование деятельности кружка появилось еще при жизни С.И. Мамонтова в журнале «Столица и усадьба» в 1914 году. Статья написана непосредственным участником содружества С.П. Спиро, сыном близкого друга

3 Путеводитель по Московско-Ярославской-Архангельской железной дороге. - М.. Типография А.И Мамонтова, 1897. - С. 95.

4Статъя переиздана музеем «Абрамцево» Мамонтов, С.С Абрамцево С Т. Аксакова // Альманах «Отчина». -Сергиев Посад, 2002.1.-С.4-7.

Саввы Ивановича П.А. Спиро, хирурга, профессора Новороссийского университета в Одессе, и названа «Мамонтовский художественный кружок»5. Впоследствии, когда усадьба была национализирована и в ней организован музей им. С.Т. Аксакова, все чаще использовалось название «Абрамцевский художественный кружок».

4 В течение XX века была опубликована мемуарная литература - книги

Н.В. Поленовой6, B.C. Мамонтова7, переписка и воспоминания художников М.М. Антокольского8, В.Д. и Е.Д. Поленовых9, В.М. Васнецова10, И.Е. Репина" и многих других.

Биография С.И. Мамонтова отражена в научно-популярных изданиях М.И. Копшицера12, Е.Р. Арензона13, В.А. Бахревского14 в «ЖЗЛ». История возникновения кружка, увлечения его участников, атмосфера содружества описаны в книгах Е.Г. Киселевой «Московский художественный кружок»15 и Д.З. Коган «Мамонтовский кружок».16

Вопросы, связанные с различными аспектами деятельности художественного кружка, освещены в трудах А.Н. Бенуа17, Д.В. Сарабьянова18, Г.Ю. Стернина19 и др.

5 С.С. Мамонтовский художественный кружок. // Столица и усадьба. - 1914. - № 23. - С. 3-8.

6 Поленова, H В. Абрамцево. / H В Поленова. - М. • Издание М. и С. Сабашниковых, 1922. - 105 с.

7 Мамонтов, В.С Воспоминания о русских художниках (Абрамцевский художественный кружок) / B.C. Мамонтов - М.- Академия Художеств СССР, 1951. - 114 с.

* Антокольский, М.М Его жизнь, творения, письма и статьи / М.М Антокольский; сост. В В Стасов. - М, СПб., 1905,- 1047 с.

' Сахарова, E.B В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. / Е.В. Сахарова. - М.: Искусство, 1964,- 837 с.

10 Васнецов, В М. Письма Дневники. Воспоминания / В.М Васнецов; сост., вступ ст и примеч H.A. Ярославцевой. - М. ■ Искусство, 1987. - 496 с

"Репин,ИЕ Далекое и близкое. / И.Е Репин ;под ред. К.И Чуковского.-Л.: Художник РСФСР, 1982. -516 с.

12 Копшицер, М.И. Савва Мамонтов. / М.И. Котницср - М.: Искусство, 1972. - 256 с

" Арензон, Е.Р. Указ. соч.

14 Бахревский, В.А. Савва Мамонтов. / В.А. Бахревский. - М. ■ Молодая гвардия, 2000. — 511 с. — ISBN 5-235-02403-6.

15 Киселева, Е.Г. Московский художественный кружок. / Е.Г. Киселева. - Л.: Художник РСФСР, 1979

" Коган, Д.3. Мамонтовский кружок. / Д.3. Коган. - М.: Изобразительное искусство, 1970. - 220 с.

" Бенуа, A H. История русской живописи в XIX в. / А.Н. Бенуа. Ч 1 - СПб., 1901 - 134 с. Ч 2. - СПб., 1902. -285 с.

" Сарабьянов, Д.В. Модерн. История стиля. /Д В. Сарабьянов. - М. • Галарт, 2001.-343 с.-ISBN-5-269-00997-8.

"Абрамцево. Художественный кружок. Живопись. Графика Скульптура. Театр Мастерские / Сб. статей. / Науч. ред. Г.Ю. Стернин. - Л.: Художник РСФСР, 1988. - 320 с. - ISBN - 5-7370-0203-9.

Многочисленные исследования посвящены отдельным направлениям в деятельности содружества. В книге В.П. Россихиной показана уникальность Русской Частной Оперы С.И. Мамонтова, как явления исключительного: от необычности возникновения - из домашнего любительского кружка - до той огромной роли, которую сыграл этот театр в истории русского искусства20.

Первым монографическим исследованием керамики Абрамцева, <

любимого детища С.И. Мамонтова в начале XX века, стала книга О.И. Арзумановой, В.А. Любартовича, М.В. Нащокиной21, в которой рассматривается история производства, характеризуются основные направления деятельности, в частности, малоизвестная область архитектурной керамики, сделана попытка переосмысления абрамцевской керамики в контексте развития европейской. Роль архитектурных опытов кружка в становлении стиля модерн подчеркивается в исследованиях Е.И. Кириченко22, Б.А. Борисовой23, Н.В. Масалиной24 и др. Основные проблемы усадебной жизни, в частности, и на абрамцевском материале, ее нового наполнения в пореформенную эпоху рассматриваются в работах Г.Ю. Стернина25, Т.П. Каждан26.

Комплексным исследованием деятельности Абрамцевского художественного кружка (1870-1900-е гг.) является фундаментальное исследование Э.В. Пастон27, в котором содружество рассматривается не только в контексте развития русской художественной культуры, но и в органичной

ш Россихина, В П Оперный театр Мамонтова. / В.П Россихина - М. • Музыка, 1985 -238 с.

21 Арзумаиова, О.И., Любартович, B.A., Нащокина, M В Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии / О И. Арзуманова, В А. Любартович, M В. Нащокина. -М.: Жираф, 2000. -224 с. - ISBN 5-89832-017-2.

22 Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830 - 1910 годов. / Е И. Кириченко - М.: Искусство, 1978. - 400 cv

23 Борисова, Е.А. Русская архитектура второй половины XIX в. / Е.А. Борисова. - М.. Наука, 1979. - 320 с

24 Масалииа, Н.В. Церковь в Абрамцеве (к истории постройки). / Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX веков : сборник исследований и публикаций. / Под ред Е А Борисовой, ПГ.Поспелова, Г Ю.Стернина. - М.: Искусство, 1978. - С. 47-58.

25 Стернин, Г Ю. Абрамцево: от усадьбы к даче. / Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX веков ■ сб статей / Под ред. Г.Ю Стернина - М.: Советский художник, 1984. - 296 с. - С. 184-208.

26 Каждан, Т.П. Купеческая усадьба в пореформенной России. / XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств • сб статей. / Государственный институт искусствознания. Государственная Третьяковская галерея - М.: Пинакотека, 2002. - 336 с. - С. 217-225.

27 Пастон, Э.В. Абрамцево Искусство и жизнь. - М. ■ ИД Искусство, 2003. - 430 с. - ISBN 5-85200-309-3

связи с процессами, происходившими в европейском искусстве второй половины XIX - начала XX веков.

Масштаб художественно-эстетической деятельности С.И. Мамонтова наглядно продемонстрировала выставка, проходившая в залах Государственной Третьяковской Галереи в 1992 году, одним из организаторов которой был музей «Абрамцево», «С.И. Мамонтов в русской художественной культуре», а также конференция под тем же названием. Выставка 1999 года в ПГ «Стиль жизни - стиль искусства» отразила проблемы возникновения новой стилистики в оформлении усадьбы, мастерской, интерьера, процесс зарождения новых идей и, собственно, создания художниками кружка выдающихся произведений искусства. Эстетические поиски художников различных стран показала выставка «Художественные колонии Европы» в Германском Национальном музее в Нюрнберге в 2002 году с участием ГТГ и музея «Абрамцево».

Признано, что «Абрамцевская мамонтовская культурная общность», которая существовала вне рамок государственных и общественных организаций, определявших структуру художественной жизни, «сформировала свой, можно сказать, нерегулярный тип историко-художественного процесса».28

Исследователи относят кружок к «художественным колониям «усадебного типа», сформировавшимся вокруг деятельного и художественно одаренного мецената», примеры которых можно найти как в России, так и в Англии, Германии, Финляндии, Швеции и других странах. «Именно этим объединениям принадлежит ряд художественных открытий в развитии национально-романтического направления стиля модерн»29.

Уникальность кружка как бы предопределена уникальностью периода в

21 Полевой, ВII. Абрамцевский кружок и историко-художественный процесс / Сб. тез. докл научн конф С.И Мамонтов и русская художественная культура 2-ой половины XIX века, 11-12 мая 1992 г / Государственная Третьяковская Галерея. - С. 17.

29 Пасгон, Э.В. Указ. соч. - С. 403.

истории русской культуры, когда шел процесс обновления художественной системы, в недрах которой в 1880-х годах вырабатывались основные принципы стиля модерн30.

С.И.Мамонтов предстает прежде всего как организатор, обладавший необыкновенным чутьем на таланты и вдохновивший художников на великие творения. Невозможно переоценить его роль как инициатора художественных проектов кружка. Они рождались и претворялись в жизнь, по выражению В.М. Васнецова, под «вдохновляющим деспотизмом» Саввы Ивановича. Будучи владельцем имения «Абрамцево», «он точно «угадал» новые общественно-эстетические потребности времени и, в прямом и переносном смысле, открыл свой дом новым людям и свежим творческим идеям»31.

Вместе с тем в истории абрамцевского художественного кружка существует еще достаточно много «белых пятен», проблем, решение которых связано с пересмотром теоретических позиций искусствоведения, а также фактов, требующих уточнений, и просто спорных вопросов.

В частности, можно говорить и об отсутствии терминологической ясности с определением названия. В исследованиях встречается «московский», «абрамцевский», «мамонтовский», «абрамцевский мамонтовский», сами же члены кружка называли его «нашим». Издание, выпущенное в 1894 году к 15-летию деятельности, называлось «Хроника нашего художественного кружка» и рассматривало только его театральную деятельность. Стремление к точному определению названия не является, на наш взгляд, терминологической формальностью. За ним видится, по крайней мере, несколько, в определенной степени, методологических проблем, связанных с историей кружка.

Во-первых, вопрос приоритетов: кто играл основную роль в мотивации художественных инициатив и претворении их в жизнь - Мамонтов или

30 Пастон, Э.В. Указ. соч. - С. 403.

" Стернин, Г Ю Абрамцево - «тип жизни» и тип искусства / Абрамцево Художественный кружок Живопись Графика Скульптура Театр. Мастерские.: сб. статей. / Науч. ред Г Ю. Стернин - Л : Художник РСФСР, 1988 -С. 9.

художники. Он обычно решается следующим образом: «Если бы не было художников, не было бы и Мамонтова» и наоборот «не было бы Мамонтова, как культурно-исторического феномена, не было бы и кружка».

Во-вторых, это вопрос о границах и рамках художественной деятельности, т.е. о том, что, собственно, является кружком. Безусловно, сюда относится коллективная, «интимная работа в искусстве», по определению В.М. Васнецова, - домашние спектакли, собирание предметов народного искусства, керамические четверги и увлечение керамикой, сооружение церкви и т.п. А следует ли относить к деятельности художественного кружка Русскую Частную оперу, керамическое предприятие «Абрамцево» и даже столярно-резчицкую мастерскую?

В-третьих, это проблема датировки, которая предполагает описание художественного процесса в его хронологической последовательности.

В литературе создан яркий, плакатный образ С.И. Мамонтова, «миллионера, художника, и кругом артиста», и своеобразная мифология абрамцевской усадьбы, ассоциирующаяся в сознании людей, интересующихся искусством, с «лучшими образцами», такими как «Богатыри» и «Аленушка»

B. Васнецова», «Девочка с персиками» В. Серова, абрамцевская церковь Спаса Нерукотворного. Между этими «вершинами» - поле «мелких фактов жизни», по выражению С.И. Мамонтова, результат исследований которых может быть предсказуем или просто известен, но они, тем не менее, являются необходимыми элементами целостной картины.

При этом каждый исследователь в той или иной степени сталкивается с проблемой феномена личности С.И. Мамонтова и созданного им художественного сообщества. Следовательно, различные подходы к освещению этого вопроса остаются богатейшим полем для изучения. В частности, исследование эстетико-преобразовательной деятельности

C.И. Мамонтова как целостной картины и интегральной модели художественного процесса может дать дополнительный историко-культурный

ракурс во взглядах на Абрамцевский кружок, как уникальное явление художественной культуры второй половины XIX -начала XX веков. Все вышесказанное определило цели и задачи исследования. Цель и задачи исследования :

- определить истоки и пути развития художественно-эстетических взглядов С.И. Мамонтова;

- раскрыть его практическую работу по превращению усадьбы «Абрамцево» в художественный центр;

- проанализировать эволюцию эстетико-преобразовательной деятельности С.И. Мамонтова в контексте развития русского искусства и художественной культуры второй половины XIX - начала XX веков и осмыслить его влияние на формирование целостного мира Абрамцевского художественного кружка как историко-культурного феномена.

Предмет и объект исследования. Феномен Абрамцевского художественного кружка в контексте развития русского искусства и художественной культуры второй половины XIX - начала XX веков. Эстетико-преобразовательная деятельность С.И. Мамонтова как организатора художественного кружка.

Методологическую основу исследования составляет подход автора к анализируемым явлениям с позиций научного историзма в сочетании с различными формами искусствоведческого, историко-культурного и источниковедческого анализа на основе архивных материалов, фотодокументов, опубликованных и неопубликованных источников. Источниковедческой базой работы являются мемуарная литература, переписка, литературные тексты С.И. Мамонтова, опубликованные и рукописные; материалы по истории усадьбы «Абрамцево», произведения изобразительного искусства и фотодокументы, а также труды отечественных исследователей по истории Абрамцевского художественного кружка.

Научная новизна представленной работы состоит в том, что впервые художественно-эстетическая деятельность С.И. Мамонтова рассматривается, как самодостаточное и самоценное явление, а он сам не только как меценат или «друг художников», но и как равноправный участник историко-художественных процессов, проходивших в Абрамцевском сообществе. Это дает возможность выделить из деятельности кружка, в которой соединились синхронное и диахронное начала, синхронную составляющую и расположить события его истории в последовательно-хронологическом порядке, что позволяет решить проблему и периодизации, и определения границ существования содружества.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться в процессе дальнейшего изучения русской художественной культуры второй половины XIX - начала XX веков, в научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной и научно-просветительской работе музея «Абрамцево» и аналогичных музеев. В настоящее время готовится выставка в музее «Абрамцево» «Мамонтовы - предприниматели и «строители» русской культуры», где материалы данного исследования явятся теоретической и методологической основой будущей экспозиции.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на музейной конференции «Абрамцевские чтения» 2005 г., в Государственном музее A.C. Пушкина, опубликованы в специализированных сборниках и журналах, нашли отражение в таких выставках Абрамцевского музея, как «В.Д. Поленов. 160 лет со дня рождения», «Тихие беседы с природой. (Пейзаж в собрании музея «Абрамцево»)», «Е.Д. Поленова. Живопись, графика, ДПИ», «К 140-летию железной дороги Москва - Сергиев Посад», «... искусство и теперь живущее в народе ...» (к 120-летию Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М. Васнецова).

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе - «Истоки художественно-эстетических взглядов С.И.Мамонтова» - рассматриваются пути формирования взглядов С.И.Мамонтова. В качестве хронологического отрезка взят период с конца 1850-х - годов до начала 1880 - годов, когда фактически складывается его мировоззрение.

С.И. Мамонтов относился к особой категории меценатов. Специфической особенностью его деятельности являлась не только любовь к искусству, представителям которого он оказывал поддержку, но и самостоятельное участие в художественном процессе. Он занимался керамикой и скульптурой, писал пьесы, ставил спектакли.

«Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство»32, - писал К.С. Станиславский. Такая многозначительная характеристика справедливо сближает С.И. Мамонтова с профессиональными деятелями искусства. Многие выдающиеся художники ему первому показывали свои работы, ценя его вкус и суждения. В связи с этим его эстетические взгляды представляют особый интерес, хотя он и не был профессиональным теоретиком искусства.

Становление Мамонтова как личности приходится на период пореформенной России, когда происходит пересмотр мировоззренческих основ, когда на историческую арену выходит так называемая «третья сила» - русское купечество. После Указа об освобождении крестьян 1861 года этот обширный слой русского общества приступил к решительному завоеванию ведущих позиций во всех сферах социальной, экономической и культурной жизни России.

Отец Мамонтова, Иван Федорович, «учредитель многих акционерных обществ (в том числе Московско-Ярославской железной дороги), любитель искусств, друг М.П. Погодина и Кокорева»33, принадлежал именно к такому слою купечества. Усвоив наставления отца, Савва Иванович впоследствии одним

32 Станиславский, К.С. Воспоминания о С И. Мамонтове РГАЛИ Ф. 799, on. 1, ед. хр.309 Л. 2

33 РГАЛИ. Ф 799, on. 1, ед. хр. 288. Л. 1.

из главных своих жизненных принципов считал необходимость давать всему «прочное основание».

Его юность прошла в окружении славянофилов - Ф.В. Чижова, М.П. Погодина, славянофильских взглядов придерживался В.А. Кокорев и, вероятно, Иван Федорович Мамонтов.

Вместе с тем С.И. Мамонтову с детства была привита восприимчивость к достижениям европейской культуры через особый пиетет перед декабристами. В этом проявилась поведенческая мотивация, «ориентированная не на Природу, а на Культуру»34.

Таким образом, его мировоззренческая позиция была предопределена вышеназванными двумя факторами. Ее особенности получили название в современной литературе, как «европеизм».

Огромное влияние на эволюцию взглядов С.И. Мамонтова оказало общение с художниками разных направлений и эстетических пристрастий. Их объединяла мысль об особой миссии искусства в совершенствовании человека и общества, которая присутствовала и у романтика М.В. Прахова, и у реалиста М.М. Антокольского. Это определило не только эстетический плюрализм С.И. Мамонтова, но и уверенность в необходимости свободы выбора своего пути каждым художником.

Думается, что мысль М.В. Прахова о том, что искусство должно не только воспитывать людей, но и «оно должно возделываться ими», а также его призыв: «Дайте свежего здорового воздуха! жизнь или смерть, а так жить нельзя»35, - был не просто услышан, но и усвоен Мамонтовым.

Романтическая идеология, проявившаяся прежде всего в пьесах С.И. Мамонтова, имела свои особенности, характерные для русского романтизма, который никогда не противопоставлял себя просветительской

34 Лотман, Ю.М. Веселы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). /Ю.М Латай.- СПБ.:Санкт-Петербург:Искусство, 1994.-412с.-КВИ 5-210-01524-6.-С.383.

" Музей «Абрамцево». Рук. 515. Л.З (об).

философии, основанной на абсолютном доверии к разуму и к знаниям. Романтика действительности, преобразованной в соответствии с определенными идеалами, привлекала Мамонтова уже в 1870-е годы.

Для всей деятельности С.И. Мамонтова характерно чувство историзма особого «домашнего свойства». Он написал автобиографию, издал «Хронику нашего художественного кружка», в Абрамцеве вели «Летопись сельца Абрамцева», составлял своеобразные хроники своих путешествий и т.п.

Анализ этих источников позволил диссертанту выделить несколько ■

периодов в эволюции его эстетико-преобразовательной деятельности.

По нашим наблюдениям, появление этих исторических документов (к ним относились именно так) совпало с основными этапами в истории Абрамцевского художественного кружка и, косвенным образом, связано с художественными проектами, которые инициировал С.И. Мамонтов. К примеру, период становления его мировоззренческих взглядов завершился первыми автобиографическими опытами: в 1869 г. он написал «Мое детство» или, как вариант, «Автобиографию», а с приобретением Абрамцева в 1870 г. начинается как бы новый этап его жизни.

«Летопись сельца Абрамцева», которую начали создавать в 1881 году, завершила этот период, период освоения «малого» культурного пространства Абрамцева (в пределах усадьбы). Вершинными точками этого процесса является создание столярно-резчицкой мастерской и первого варианта Частной Оперы. Завершается период изданием «Хроники нашего художественного кружка» в 1894 году.

Примерно в 1894-95-х гг. начинается новый этап эстетико-преобразовательной деятельности С.И. Мамонтова - период грандиозных проектов, таких как Русская Частная опера, керамический завод в Бутырках, проекты по культурному преобразованию Русского Севера, особая миссия на Нижегородской Ярмарке 1896 года. Этот период был прерван разорением в 1900

году. Неким подведением итогов можно считать брошюру «О железнодорожном хозяйстве в России».

После 1900 года С.И. Мамонтов фактически работал как профессиональный художник, занимаясь собственным творчеством. Он самостоятельно выставлялся на выставках и руководил керамическим заводом, на котором фактически являлся Главным художником.

Годом основания Абрамцевского содружества следует считать'1872, на что указывал и сам Мамонтов. Выступая на похоронах М.М. Антокольского в 1902 году, он сказал, «что тридцать лет назад организовался кружок лиц, искренно преданных и горячо любящих искусство. Кружок этот в течение долгих лет не распался, а крепко соединился и участники его совсем сроднились друг с другом».

В 1870-е годы закладывался мировоззренческий фундамент объединения, методологической основой которого была широта взглядов, привитых С.И. Мамонтову представителями разных направлений художественной мысли. В.Д. Поленов говорил впоследствии: «Наш кружок состоял из четырех: Мамонтова, Васнецова, Репина и меня»36. Даже перечисление только этих четырех имен уже показывает диапазон художественных интересов и программ.

Именно тогда у Мамонтова сформировались представления о самоценности художественного процесса и творческой личности самой по себе, а не как сторонника некоего учения или участника художественного объединения. Это особое свойство Мамонтова определило характер объединения.

Во второй главе - «Абрамцевская модель художественного творчества» -рассматриваются особенности эстетико-преобразовательной деятельности С.И. Мамонтова в усадьбе «Абрамцево», которые способствовали ее превращению в «уголок, где художник не чувствует себя промеж чужими», по выражению В.М. Васнецова.

36 Цш- по кн. • Пастон, Э.В. Указ. соч. - С. 291.

Освоение культурного пространства Абрамцева и знакомство Мамонтова с художниками в Италии произошло практически одновременно. Приобретение усадьбы с «прошлым» придавало еще большую значительность его проектам. Возможно, рассказы аксаковского слуги Ефима Максимовича о прежнем литературном кружке явились дополнительным импульсом к созданию художественного сообщества.

Абрамцево постепенно стало менять патриархальный, традиционный для мелкопоместной русской усадьбы, вид. Хотя регулярная планировка парка сохранялась, а новые строения поначалу лишь замещали обветшавшие, застройка усадьбы, в целом, становится более плотной. Главный принцип расположения новых частей комплекса - удобство и комфорт, а не заданная господствующим стилем жесткая планировочная схема. За десять лет на территории усадьбы было создано уникальное архитектурное пространство, на примере которого можно проследить развитие русской архитектуры от «русского стиля» до модерна.

Однако главным стало новое наполнение жизни усадьбы. Именно оно придавало особый смысл преобразованиям Мамонтова. К примеру, многие здания часто использовались в целях, далеких от их прямого назначения: в сенном сарае писали большие декорации, в «Студии» и «Поленовской даче» ставили спектакли, столовая превращалась то в музей, то в театральный зал.

В изменении облика усадьбы С.И. Мамонтов действовал, как художник, в соответствии со своими эстетическими взглядами. В архитектуре парка отразились элементы романтизма, сохранявшего свое значение в художественной культуре второй половины XIX века. В «Летописи сельца Абрамцева» есть многократные указания на то, что огромную помощь в придании усадьбе нового облика ему оказывал В.Д. Поленов, в творчестве которого романтические тенденции были очень сильны.

Как и в романтических парках, границы усадьбы «растворялись» в окружающем пространстве. Усадьба Мамонтовых была открыта для окрестного

населения. Эту особую открытость усадьбы, как ее характерное качество, отмечали современники.

Важную роль в придании усадьбе нового облика и особого строя жизни сыграла церковь Спаса Нерукотворного, в строительстве которой приняли участие практически все члены кружка. Расположенная на границе регулярного парка, в отдалении от основных сооружений усадьбы, она стала своеобразным связующим звеном между усадьбой, «культурным поселком», а также соседними деревнями, откуда наблюдался наплыв в праздничные дни. Празднование Спаса Нерукотворного превратилось в престольный праздник для окрестных жителей. Им в конце лета обычно отмечали завершение летнего пребывания семьи в Абрамцеве, которое начиналось Пасхальной службой все в той же церкви.

Новый облик усадьбы находился в полной гармонии с изменившимся усадебным бытом. В Абрамцеве не было барьера между взрослыми и детьми. Дети с раннего возраста приобщались к серьезной деятельности, взрослые могли веселиться, как дети. Дети участвовали в строительстве церкви, занимались резьбой и керамикой, были участниками всех домашних спектаклей - играли, пели, сочиняли сценарии, заинтересованно относились они и к домашнему музею.

Эти традиции, укреплявшиеся со временем, придавали динамично развивающемуся абрамцевскому быту устойчивость и культурную значительность, которая проявлялась, в частности, и в собственном календаре памятных дат. Около церкви фактически складывается семейное кладбище. Абрамцево, таким образом, со временем превращается в родовое «гнездо» семьи Мамонтовых. Как культурная составляющая, в родословную была включена и семья Аксаковых.

Атмосфера уважения к прошлому придавала усадебному миру Абрамцева важный для него оттенок исторической последовательности, развития усадебной культуры во времени. Не случайно, усадьба, где был возможен особый «тип жизни», в котором ощущалась прямая «связь между повседневным жизненным укладом и той эстетикой, которую исповедовали на деле хозяева усадьбы и их

многочисленные друзья»,37 по крайней мере трижды присутствовала в судьбе Мамонтова: это Киреево, Абрамцево и Бутырки, как городская усадьба.

Мамонтову удалось превратить Абрамцево в один из самых известных художественных центров, оказавших огромное влияние на развитие русского искусства. Этот центр послужил основой образования уникального усадебного мира Абрамцева, неповторимого в своей культурной и духовной целостности. Вся деятельность владельцев Абрамцева была направлена не только на преображение облика самой усадьбы, но и на изменение окружающего пространства в соответствии с эстетическими вкусами времени.

Еще при жизни С.И. Мамонтова Абрамцево начинает приобретать своего рода музейное значение. В 1897 году был издан в типографии А.И. Мамонтова путеводитель по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге, в котором немало страниц уделено истории «Сельца Абрамцево». Особыми достопримечательностями усадьбы автор издания называет: память об Аксаковых, дом, где находятся картины известных художников, церковь Спаса Нерукотворного, столярную и керамическую мастерскую, а главное он видит в том, что «память об искусстве в той или другой форме не умирает в Абрамцеве»38.

В третьей главе - «Эстетико-преобразовательная деятельность С.И. Мамонтова» - рассматриваются художественные проекты С.И. Мамонтова 1880-1890 - х годов, а также его собственное творчество после 1900 года.

В 1880-е годы увлеченность Мамонтова искусством, уверенность в его преобразующей силе начинают влиять на его предпринимательскую деятельность. В этот период происходит превращение художественно-эстетической деятельности С.И. Мамонтова в эстетико-преобразовательную. Его работа по «внесению» искусства в жизнь выходит за границы усадьбы Абрамцево и московского дома. По меткому определению В.М. Васнецова, она становится «общественной деятельностью».

37 Стернин, Г Ю Абрамцево - «тип жизни» и тип искусства. / Абрамцево. Художественный кружок . - С 9

" Путеводитель по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге. - М., 1897. - С 95.

Он буквально внедряет «эстетизм» в железнодорожное строительство. Идею создания особых интерьеров в зданиях вокзалов подсказал Мамонтову, видимо, В.Д. Поленов, который еще в декабре 1872 года «обещал расписать станцию фресками»39, если Савва Иванович построит железную дорогу на Север.

Визитной карточкой Мамонтова-предпринимателя и Мамонтова-художника был его дом на Садово-Спасской, интерьеры которого приводили многих в восторг. «Весь ваш дом сильно нравится мне, а в особенности я был поражен вашей новой столовой: вы настоящий художник, да еще и скульптор»,40-писал Антокольский.

В доме на Садово-Спасской, безусловно, отразились индивидуальные вкусы хозяина. Вместе с тем они являются проявлением общего процесса, главным содержанием которого было «привнесенное чувство времени и утверждение самоценности личности, преобладания индивидуального взгляда на

41

мир».

На последнее пятилетие XIX века приходятся значительные художественные проекты Мамонтова, которые начинают приобретать национальное значение. К вершинным проявлениям его деятельности можно отнести создание Русской Частной оперу и участие в Нижегородской ярмарке.

Эстетические взгляды С.И. Мамонтова в этот период имели ярко выраженную мировоззренческую окраску. Он считал, что «искусству предстоит сыграть огромную роль в перевоспитании русского народа и что русскому обществу, нравственно возрожденному искусством, суждено, быть может, служить некогда «светочем», источником обновления и для Западной Европы»42.

С.И. Мамонтов начинает ощущать себя «государственным человеком». Он одним из первых понял необходимость освоения Русского Севера и упорно убеждал в этом власти, используя разнообразные художественные средства.

м Сахарова, Е.В. Указ. соч. - С. 88-89.

40 Антокольский, М.М. Указ соч. - С. 199.

41 Там же.

42 Серова, В.С Как рос мой сын / ВС. Серова; сост И С Зильберштейн, В А Самков. - Л. ■ Художник РСФСР,

1968. - С. 203.

Новый облик вокзалов - это целая эстетическая программа, озвученная Мамонтовым широко: «Мы в долгу у народа. Нужно приучать глаз народа к красивому, на вокзалах, в храмах, на улице»43.

Завершается этот период 1900 годом, когда С.И. Мамонтова обвинили в растратах, посадили в тюрьму. Суд его оправдал, но Мамонтов был разорен. Однако крушение не изменило его художественно-эстетических и мировоззренческих позиций, хотя осуществлять грандиозные художественные проекты он уже не мог.

Основным содержанием последнего периода художественно-эстетической деятельности было занятие творчеством, на что есть прямое указание его сына. «После разорения Савва Иванович заполнил жизнь искусством во всех его отраслях и проявлениях»44.

Он активно занимался керамическим производством в Бутырках и самостоятельным творчеством. Мамонтов был уверен, что «в самом отдаленном захолустье можно около себя собрать «живых людей» и не скучать - весь вопрос в живой энергии»43. Только согласно описям завода С.И. Мамонтов выполнил около тридцати изделий. В 1911 году он писал: «Я очень рад, что могу заниматься

46 тт «

скульптурой и выдумывать всякие штуки для завода» . На персональной выставке мастерской в галерее Лемерсье им было представлено 23 вазы. В художественной периодике опубликована единственная керамическая работа С.И. Мамонтова - > декоративная вставка «Розы». Будучи едва ли не самым плодовитым мастером в своей собственной мастерской, он, к сожалению, никогда не подписывал свои произведения и не составлял их каталог. Кроме того, его работы, видимо, не были отмечены общностью творческого почерка, что также затрудняет их атрибуцию. Вместе с тем, по мнению современников, его керамические работы были наиболее импрессионистическими среди изделий завода47.

43 РГАЛИ. Ф 799, оп. 1, ед. хр. 309 Л 2.

44 Музей «Абрамцево». Рук. 752. Л. 50.

45 РГАЛИ. Ф. 799, оп. 3, ед. хр. 4. Л. 20.

44 РГАЛИ. Ф.799, оп. 3, ед. хр. 1. Л. 19.

47 Нащокина, М В Словарь художников керамико-художественной мастерской «Абрамцево». / Керамика

Абрамцева... - С 210

Его деятельность в керамическом производстве дала повод критике говорить об особом направлении в московском искусстве - «Мамонтовской академию). Мастерская С.И. Мамонтова выполняла заказы не только в Москве, но и по России. И в этом продолжалось его участие в эстетическом преображении страны.

Диссертант еще раз подчеркивает, что эстетические взгляды Мамонтова -мецената, «друга художников» нельзя рассматривать вне его предпринимательской деятельности. Более того, можно наблюдать связь предпринимательской активности Мамонтова с расширением и активностью его эстетико-преобразовательной деятельности. К примеру, грандиозная экономическая комбинация по созданию конгломерата связанных между собой промышленных и транспортных предприятий совпадает по времени с его наиболее масштабными художественными проектами.

Это позволяет, на наш взгляд, говорить о его эстетико-преобразовательной деятельности, как об интегральной модели историко-художественного процесса. Своеобразная формула для Мамонтова, касавшаяся всех видов деятельности, была выведена еще его отцом: «Всякий гражданин должен трудиться морально или материально для пользы своей, для пользы своей семьи, для пользы общественной и государственной»48.

Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна, как известно, активно занимались благотворительной деятельностью, но она не являлась благотворительностью в общепринятом смысле. Сам Мамонтов обычно инициировал те художественные проекты, которые впоследствии могли себя окупать: столярно-резчицкая мастерская работала успешно и приносила прибыль, керамический завод выполнял заказы не только в Москве, но и по России. Даже такое дорогостоящее предприятие, как оперный театр с роскошными декорациями и костюмами, в перспективе должно было стать не «случайным капризным

п РГАЛИ. Ф. 799, оп. I, ед. хр. 352. Л. 1.

предприятием», а «прочным учреждением», для чего Мамонтов предполагал построить театр на 3100 мест в шесть ярусов.

В заключение диссертации говорится о том, что уникальность сложившегося вокруг С.И. Мамонтова художественного сообщества была предопределена как рядом объективных и субъективных причин, связанных с изменениями в экономике, политике, социальной сфере, культуре, так и <

незаурядной личностью организатора. В этом заключается феномен Абрамцевского художественного кружка.

На формирование мировоззрения Мамонтова оказали влияние идеи о преобразующей силе искусства, самоценности творческой личности, убежденность в том, что только на основе использования лучшего в мировой культуре прошлого и настоящего может возникнуть великая культура будущего.

С.И. Мамонтов стремился к широкой эстетико-преобразовательной деятельности по территории всей страны: он предпринимал попытки превратить центр Москвы в «культурный квартал», участвовал в российских и международных выставках, его театр выступал в различных городах России.

Однако наиболее полно претворить в жизнь свои художественные проекты ему удалось в Абрамцеве, где он был свободен в создании своей модели жизненного пространства в соответствии со своими представлениями. #

Мамонтову удалось преобразовать усадьбу по законам красоты, сделав ее и творческой лабораторией, и художественным центром. Новые функции усадьбы отразились в ее архитектуре и парковом ансамбле.

По сути, Мамонтовым была создана собственная эстетическая система, которую он считал формой общественного служения. Она включала в себя и элементы воспитания, и создание материальных и духовных условий для творчества художников.

По теме исследования опубликованы работы:

1. Веневцева, Е.П., Митрофанова, E.H. «.. .и тесная русская красота...». // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2002. - № 2. - С. 46-49.

2. Митрофанова, E.H. Вера Саввишна Мамонтова - «Девочка с персиками». // Альманах «Отчина». - Сергиев Посад, 2002. - № 1. - С. 31-33.

3. Митрофанова, E.H. «Дело» Мамонтова. // Альманах «Отчина». - Сергиев Посад, 2002. - № 1. - С. 40-44.

4. Митрофанова, E.H. Об особенностях эстетических взглядов

С.И. Мамонтова. / Актуальные проблемы культурологии : сб. статей аспирантов. / АПРИКТ. - М., 2003. - Выпуск 7. - С. 67-70.

5. Митрофанова, E.H. Семья артистов. // Жизнь в усадьбе. - 2005. - № 1 -С. 16-23.

6. Митрофанова, E.H. Мы живем благодаря мамонтовским затеям. // Жизнь в усадьбе. - 2005. - № 1. - С. 36 - 40.

7. Митрофанова, E.H. С.И. Мамонтов. / Роль частного предпринимательства в развитии железных дорог России : материалы конференции. - М., 2004. -

С. 45-50.

г

Отпечатано с готового макета в ООО "ВДВ-ПАК" Объем 1,5 п.л. Тираж 100. Заказ № 2393

РНБ Русский фо

2006-4 27812

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Митрофанова, Елена Николаевна

Введение.

Глава 1. Эволюция художественно-эстетических взглядов С.И. Мамонтова.

§ 1. Истоки художественно-эстетических взглядов

С.И. Мамонтова.

§ 2. Влияние художников на развитие художественно-эстетических 25 взглядов С.И. Мамонтова.

Глава 2. Абрамцевская модель художественного творчества.

§ 1. Особенности формирования облика новой усадьбы.

§ 2. Эстетико-преобразовательная деятельность С.И. Мамонтова 54 в локальном тексте усадьбы «Абрамцево».

§ 3. Усадьба «Абрамцево» как творческая лаборатория.

Глава 3. Эстетико-преобразовательная деятельность С.И. Мамонтова.

§ 1. Эстетико-преобразовательная деятельность С.И. Мамонтова в Москве и Абрамцеве.

§ 2. Эстетико-преобразовательная деятельность С.И. Мамонтова как форма общественного и государственного служения.

§ 3. Эстетические взгляды и художественное творчество

С.И. Мамонтова (1900-1916 гг.)

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по искусствоведению, Митрофанова, Елена Николаевна

Актуальность исследования.

Усилиями многих специалистов в области гуманитарных наук в течение последних десятилетий и до настоящего времени происходит процесс пересмотра позиций в оценке явлений художественной жизни второй половины XIX века, и в особенности конца XIX - начала XX веков. «Образ России, государственный и частный, и судьба человека - так можно было бы обозначить те узловые, экзистенциальные проблемы, вокруг которых постоянно, на протяжении всего столетия возникали трудные размышления о физической и духовной свободе личности»1. Все эти вопросы имеют самое прямое отношение к истории Абрамцевского кружка и к художественной судьбе ее основателя.

В мамонтовское художественное сообщество входили наиболее яркие представители русского искусства второй половины XIX века: В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов, A.M. Васнецов, И.Е.Репин, М.М.Антокольский, И.С. Остроухов, К.А.Коровин, В.А.Серов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие, а также художники менее известные: Н.В. Неврев, А.А. Киселев, Н.Д. Кузнецов, М.А. Мамонтов, В.А. Мартынов и многие другие. Членами кружка были не только художники, но и певцы, музыканты, теоретики искусства и представители вовсе не творческих профессий - инженеры, преподаватели, общественные деятели, друзья и родственники Мамонтовых. Абрамцевский художественный кружок признан, таким образом, как ярчайшее явление русской художественной культуры.

Масштаб и значимость личности С.И. Мамонтова были понятны русскому обществу уже в начале XX века. Его при жизни называли «Саввой Великолепным» и «Московским Садко». Современники считали, что ему нужно поставить четыре памятника: один - в Мурманске, второй - в Стернин, Г.Ю. Целостность и процесс. / XIX век : Целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств : сб. статей. / Государственный институт искусствознания. Государственная Третьяковская галерея. - М.: Пинакотека, 2002. - . С. 14.

Архангельске, третий - в Донецке, четвертый - в Москве, на театральной площади. Известный художественный критик Я.А.Тугенхольд писал: # «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. Можно говорить о целом мамонтовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 80-90-х годах» . Вместе с тем и в настоящее время тема мамонтовского сообщества привлекает активное внимание искусствоведов, культурологов, историков.

В последние годы в залах Государственной Третьяковской галереи, в Германском Национальном музее в Нюрнберге прошли масштабные выставки, посвященные европейским художественным колониям. Успех и интерес к этим выставкам не только специалистов, но и широкой публики и в нашей стране и за рубежом является наиболее ярким и очень наглядным показателем актуальности темы. В настоящее время идет разработка новой концепции развития музея «Абрамцево». В этом контексте актуальность <* темы приобретает еще и специфически «музейный» оттенок, выраженный в особом внимании к «мелким фактам» жизни С.И. Мамонтова.

Степень разработанности проблемы.

Абрамцевский художественный кружок, организованный С.И. Мамонтовым, часто привлекал внимание исследователей. Впервые Абрамцево как объект культуры, примечательный тем, «что с ним связаны любопытные воспоминания из недавнего прошлого», «традиции которого ф сохраняются в настоящем», упоминается в 1897 году в путеводителе по о

Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге. В 1908 году в журнале «Старые годы» вышла статья С.С. Мамонтова «Абрамцево С.Т. Аксакова»4. Эта публикация поставила Абрамцево в один ряд с такими

2 Цит. по кн. Арензон, Е.Р. Савва Мамонтов. / Е.Р. Арензон. - М : Русская книга, 1995. - С. 5.

Путеводитель по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге. - М : Типография ^ А.И. Мамонтова, 1897. - С. 95.

4 Мамонтов, С.С. Абрамцево С.Т.Аксакова. // Альманах «Отчина». - Сергиев Посад, 2002. № 1.- С. 4 - 8 мемориальными усадьбами, как Ясная Поляна, Тарханы, Спасское-Лутовиново.

Первое исследование деятельности кружка появилось еще при жизни С.И.Мамонтова в журнале «Столица и усадьба» в 1914 году. Статья написана непосредственным участником содружества С.П. Спиро, сыном близкого друга Саввы Ивановича П.А. Спиро, хирурга, профессора Новороссийского университета в Одессе, и названа «Мамонтовский художественный кружок»3. Впоследствии, когда усадьба была национализирована и в ней организован музей им. С.Т. Аксакова, все чаще использовалось название «Абрамцевский художественный кружок».

В течение XX века была опубликована мемуарная литература - книги

А *7

Н.В. Поленовой , B.C. Мамонтова. Сведения о кружке и его основателе встречаются в переписке и воспоминаниях художников М.М. Антокольского8, В.Д. и Е.Д.Поленовых9, В.М.Васнецова10, И.Е.Репина11 и многих других.

Биография С.И. Мамонтова отражена в научно-популярных изданиях М.И. Копшицера12, Е.Р. Арензона13, В.А. Бахревского.14 История возникновения кружка, увлечения его участников, атмосфера содружества описаны в книгах Е.Г. Киселевой «Московский художественный кружок»15 и Д.З. Коган «Мамонтовский кружок».16

5 С.С. Мамонтовский художественный кружок. // Столица и усадьба. - М., 1914. - № 23. - С. 4-7

6 Поленова, Н.В. Абрамцево. / Н.В. Поленова. - М : Издание М. и С. Сабашниковых, 1922.

7 Мамонтов, B.C. Воспоминания о русских художниках (Абрамцевский художественный кружок). / B.C. Мамонтов. - М.: Академия Художеств СССР, 1950.

8Антокольский, М.М. Его жизнь, творения, письма и статьи. / М.М. Антокольский ; сост. В.В. Стасов. - СПб. иМ, 1905.

9 Сахарова, Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. / E.B. Сахарова. - M. : Искусство, 1964.

10 Васнецов, B.M. Письма. Дневники. Воспоминания. / B.M. Васнецов ; сост., вступ. ст. и примеч. Н.А.Ярославцевой. -M.: Искусство, 1987.

11 Репин, И.Е. Далекое и близкое. / И.Е. Репин ; под ред. К.И. Чуковского - Л.: Художник РСФСР, 1982.

12 Копшицер, М.И. Савва Мамонтов. / М.И. Копшицер. - М.: Искусство, 1972.

13 Арензон, Е.Р. Указ. соч.

14 Бахревский, В.А. Савва Мамонтов. / В.А. Бахревский. - M.: Молодая гвардия, 2000. ь Киселева, Е.Г. Московский художественный кружок. / Е.Г. Киселева. - Л. : Художник РСФСР, 1979.

16 Коган, Д.З. Мамонтовский кружок. / Д.З. Коган. - М.: Изобразительное искусство, 1970.

Вопросы, связанные с различными аспектами деятельности художественного кружка, освещены в трудах А.Н. Бену а17, • Д.В. Сарабьянова18, Г.Ю. Стернина19 и др.

Многочисленные исследования посвящены отдельным направлениям в деятельности содружества. В книге В.П. Россихиной показана уникальность Русской частной оперы С.И. Мамонтова, как явления исключительного: от момента возникновения - из домашнего любительского кружка - до той огромной роли, которую сыграл этот театр в истории русского искусства20.

Первым монографическим исследованием керамики Абрамцева, любимого детища С.И. Мамонтова в начале XX века, стала книга О.И. Арзумановой, В.А. Любартовича, М.В. Нащокиной21, в которой рассматривается история производства, характеризуются основные направления деятельности, в частности, малоизвестная область архитектурной керамики, сделана попытка переосмысления абрамцевской ^ керамики в контексте развития европейской.

Роль архитектурных опытов кружка в становлении стиля модерн подчеркивается в исследованиях Е.И. Кириченко22, Е.А. Борисовой23,

94

Н.В. Масалиной и др.

Основные проблемы усадебной жизни, в частности, и на абрамцевском материале, ее нового наполнения в пореформенную эпоху

17 Бенуа, А.Н. История русской живописи в XIX в. / А.Н. Бенуа- Ч. 1. - С.-Пб., 1901. Ч. 2 - С.-Пб., 1902.

18 Сарабьянов, Д.В. Модерн. История стиля. / Д.В. Сарабьянов. - М.: Галарт, 2001.

9. Абрамцево. Художественный кружок. Живопись. Графика. Скульптура. Театр. Мастерские. / Сб. статей. / Науч. ред. Г.Ю. Стернин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.

20 Россихина, В.П. Оперный театр Мамонтова. / В.П.Россихина. - М.: Музыка, 1985.

21 Арзуманова О.И., Любартович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. / О.И. Арзуманова, В.А. Любартович,

М.В. Нащокина. - М.: Жираф, 2000. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830 - 1910 годов. / Е.И. Кириченко. - М.: Искусство, 1978. 2j Борисова, Е.А. Русская архитектура второй половины XIX в. / Е.А. Борисова. - М.: Наука, 1979. 2-1 Масалина, Н.В. Церковь в Абрамцеве (к истории постройки). / Из истории русского искусства второй ^ половины XIX - начала XX веков. : сборник исследований и публикаций. / Под ред. Е.А.Борисовой,

Г.Г.Поспелова, Г.Ю.Стернина. - М. : Искусство, 1978. - С. 47-58. or 9<л рассматриваются в работах Г.Ю. Стернина , Т.П. Каждая .

Единственным комплексным исследованием деятельности Абрамцевского художественного кружка (1870-1900-е гг.) является фундаментальное исследование Э.В. Пастон , в котором содружество рассматривается не только в контексте развития русской художественной культуры, но и в органичной связи с процессами, происходившими в европейском искусстве второй половины XIX - начала XX веков.

Масштаб художественно-эстетической деятельности С.И. Мамонтова наглядно продемонстрировала выставка, проходившая в залах Государственной Третьяковской Галереи в 1992 году, одним из организаторов которой был музей «Абрамцево», «С.И. Мамонтов в русской художественной культуре», а также конференция под тем же названием. Выставка 1999 года в ГТГ «Стиль жизни - стиль искусства» отразила проблемы возникновения новой стилистики в оформлении усадьбы, мастерской, интерьера, процесс зарождения новых идей и, собственно, создания художниками кружка выдающихся произведений искусства. Эстетические поиски художников различных стран показала выставка «Художественные колонии Европы» в Германском Национальном музее в Нюрнберге в 2002 году с участием ГТГ и музея «Абрамцево».

В литературе признано, что «Абрамцевская мамонтовская культурная общность», которая существовала вне рамок государственных и общественных организаций, определявших структуру художественной жизни, «сформировала свой, можно сказать, нерегулярный тип историко-художественного процесса».28

25 Стернин, Г.Ю. Абрамцево: от усадьбы к даче. / Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX веков : сб. статей. / Под ред. Г.Ю. Стернина. - М.: Советский художник, 1984. - С. 184-208.

26 Каждан Т.П. Купеческая усадьба в пореформенной России. / XIX век : Целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств.: сб. статей. / Государственный институт искусствознания. Государственная Третьяковская галерея. - М.: Пинакотека, 2002. - С. 217-225.

27 Пастон, Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь. / Э.В. Пастон. - М. : ИД Искусство, 2003.

28 Полевой, В.Н. Абрамцевский кружок и историко-художественный процесс. : Сб. тез. докл. научн. конф. С.И.Мамонтов и русская художественная культура 2-ой половины XIX века, 11-12 мая 1992 г. - С. 17.

Исследователи относят кружок к «художественным колониям «усадебного типа», сформировавшимся вокруг деятельного и художественно одаренного мецената», примеры которых можно найти как в России, так и в Англии, Германии, Финляндии, Швеции и других странах. «Именно этим объединениям принадлежит ряд художественных открытий в развитии национально-романтического направления стиля модерн»29.

Уникальность кружка предопределена уникальностью периода в истории русской культуры, когда шел процесс обновления художественной системы, в недрах которой в 1880-х годах вырабатывались основные

30 принципы стиля модерн .

С.И. Мамонтов предстает прежде всего как организатор, вдохновивший художников на великие творения и обладавший необыкновенным чутьем на таланты. Невозможно переоценить его роль как инициатора художественных проектов кружка. Они рождались и претворялись в жизнь, по выражению В.М. Васнецова, под «вдохновляющим деспотизмом» Саввы Ивановича. Будучи владельцем имения «Абрамцево», «он точно «угадал» новые общественно-эстетические потребности времени и, в прямом и переносном смысле, открыл свой дом новым людям и свежим творческим идеям»31.

Вместе с тем в истории абрамцевского художественного кружка существует еще достаточно много «белых пятен», проблем, решение которых связано с пересмотром теоретических позиций искусствоведения, а также фактов, требующих уточнений, и просто спорных вопросов.

В частности, можно говорить и об отсутствии терминологической ясности с определением названия. В исследованиях встречается «московский», «абрамцевский», «мамонтовский», «абрамцевский

29 Пастон, Э.В. Указ. соч. - С. 403. j0 Там же.

31 Стернин, Г.Ю. Абрамцево - «тип жизни» и тип искусства. / Абрамцево. Художественный кружок. Живопись. Графика. Скульптура. Театр. Мастерские. . - С. 9. мамонтовский», сами же члены кружка называли его «нашим». Издание, выпущенное в 1894 году в связи с 15-летием деятельности, называлось «Хроника нашего художественного кружка» и рассматривало только его театральные опыты.

Подход к точному определению названия не является, на наш взгляд, терминологической формальностью. За ним видится, по крайней мере, несколько, в определенной степени, методологических проблем, связанных с историей кружка.

Во-первых, вопрос приоритетов: кто играл основную роль в мотивации художественных инициатив и претворении их в жизнь - Мамонтов или художники. Он обычно решается следующим образом: «Если бы не было художников, не было бы и Мамонтова» и наоборот «не было бы Мамонтова, как культурно-исторического феномена, не было бы и кружка». От варианта ответа на этот вопрос и зависит название этого художественного объединения.

Во-вторых, это вопрос о границах и рамках художественной деятельности, т.е. о том, что, собственно, является кружком. Безусловно, сюда следует отнести коллективную, «интимную работу в искусстве», по определению В.М. Васнецова, - домашние спектакли, собирание предметов народного искусства, керамические четверги и увлечение керамикой, сооружение церкви и т.п. А следует ли относить к деятельности художественного кружка Русскую Частную оперу, керамическое предприятие «Абрамцево» и даже столярно-резчицкую мастерскую?

В- третьих, это проблема датировки, которая предполагает описание художественного процесса в его хронологической последовательности.

Хотелось бы обратить внимание на одну проблему, с которой сталкиваются исследователи XIX века и которая неоднократно упоминалась в публикациях. Об этом писал В.Н. Топоров применительно к литературе: «Два основных порока истории литературы связаны с принципиальной разнородностью (разноприродностью) материала, используемого ею. Историю литературы строят (если говорить о контрастных случаях) или на «лучших» образцах (вершинные достижения), или, наоборот, на наиболее эмпирически-характерных массовых («средних») явлениях. При первом подходе история литературы как описание развития бедна содержанием: развития как бы нет, т.е. отсутствует то, ради чего конституируется история как такое измерение, которое вскрывает новые и важные смыслы («вечность» великих текстов «не захватывается» инструментами исторического исследования). При втором подходе история литературы четко фиксирует изменчивость и направление развития, но из нее исключается главное - область «высших» («последних») смыслов, развертываемых только в «вечных» текстах»32.

Эта общая проблема отразилась и в частном случае истории Абрамцевского художественного кружка. В литературе создан яркий, плакатный образ С.И. Мамонтова, «миллионера, художника, и кругом артиста», и своеобразная мифология абрамцевской усадьбы, ассоциирующаяся в сознании людей, в той или иной мере интересующихся искусством, с «лучшими образцами», такими как «Богатыри» и «Аленушка» В.Васнецова», «Девочка с персиками», Абрамцевская церковь, «сказочный облик усадьбы». Между этими «вершинами» - поле «белых» пятен, «мелких фактов жизни», результат исследований которых может быть предсказуем или просто известен, но они, тем не менее являются необходимыми элементами целостной картины.

При этом каждый исследователь в той или иной степени сталкивается с проблемой феномена личности С.И. Мамонтова и созданного им художественного сообщества, поэтому различные подходы к освещению этого вопроса остаются богатейшим полем для изучения. В частности,

2 Топоров, В.Н. К вопросу о циклах в истории русской литературы. / Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII-XX вв.: сб. статей. - Таллин, 1985. - С. 4-5. исследование эстетико-преобразовательной деятельности С.И. Мамонтова как целостной картины и интегральной модели художественного процесса может дать дополнительный историко-культурный ракурс во взглядах на Абрамцевский кружок, как уникальное явление художественной культуры второй половины XIX -начала XX веков.

Все вышесказанное определило цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования:

- определить истоки и пути развития художественно-эстетических взглядов С.И. Мамонтова;

- показать его практическую работу по превращению усадьбы «Абрамцево» в художественный центр; проанализировать эволюцию эстетико-преобразовательной деятельности С.И. Мамонтова в контексте развития русского искусства и художественной культуры второй половины XIX - начала XX века и осмыслить его влияние на формирование целостного мира Абрамцевского художественного кружка как историко-культурного феномена.

Объект исследования. Феномен Абрамцевского художественного кружка в контексте развития русского искусства и художественной культуры второй половины XIX - начала XX века.

Предмет исследования Эстетико-преобразовательная деятельность С.И. Мамонтова как организатора художественного кружка.

Методологическую основу исследования составляет научный принцип историзма в сочетании с различными формами искусствоведческого, историко-культурного и источниковедческого анализа с привлечением архивных материалов, фотодокументов, опубликованных и неопубликованных источников. Источниковедческой базой работы являются мемуарная литература, переписка, литературные тексты С.И. Мамонтова, опубликованные и архивные; материалы по истории усадьбы «Абрамцево», произведения изобразительного искусства и фотодокументы, а также труды отечественных исследователей по истории Абрамцевского художественного # кружка.

Научная новизна предложенной работы состоит в том, что впервые художественно-эстетическая деятельность С.И. Мамонтова рассматривается как самодостаточное и самоценное явление, а он сам не только как меценат или «друг художников», но и как равноправный участник историко-художественных процессов, проходивших в Абрамцевском сообществе. Этот путь дает возможность выделить из деятельности кружка, в которой соединились синхронное и диахронное начала, синхронную составляющую и расположить события его истории в последовательно-хронологическом порядке, что позволяет решить проблему и периодизации, и определения границ существования содружества.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы ф исследования могут использоваться в процессе дальнейшего изучения русской художественной культуры второй половины XIX - начала XX века, в научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной и научно-просветительской работе музея «Абрамцево» и аналогичных музеев. Так, в настоящее время разрабатывается проект выставки в музее «Абрамцево» «Мамонтовы - предприниматели и «строители» русской культуры», где материалы исследования явятся теоретической и методологической основой ф будущей экспозиции.

Апробация работы. Основные положения излагались на музейной конференции «Абрамцевские чтения» 2005 г. в Государственном музее А.С. Пушкина, в специализированных сборниках и журналах, отразились в ряде выставочных проектов музея «Абрамцево», таких как «В.Д. Поленов. у, 160 лет со дня рождения», «Тихие беседы с природой. (Пейзаж в собрании музея «Абрамцево»)», «Е.Д. Поленова. Живопись, графика, ДПИ», ^ «Воспоминания о лете», «К 140-летию железной дороги Москва - Сергиев

Посад», «. искусство и теперь живущее в народе .» (К 120-летию Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М. Васнецова). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и истории искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Абрамцевская мамонтовская духовная инициатива как интегральная модель художественного процесса"

Заключение.

В настоящем исследовании предпринята попытка рассмотреть феномен личности С.И. Мамонтова и созданного им содружества в историческом развитии. Выбор научного историзма как метода исследования связан с особенностями рассматриваемой темы, ярко выраженного «историзма», исповедуемого Мамонтовым, который так же, как и народность принадлежал к основным духовно-эстетическим ценностям XIX века. Эстетико-преобразовательную деятельность С.И. Мамонтова следует рассматривать как интегральную модель художественного процесса, которая сложилась при определенных условиях. История Абрамцевского кружка - это «многомерный кусок самой русской жизни, крепко сцепленный с общественно-нравственной атмосферой и творческими исканиями своей эпохи»1.

Уникальность объединения имеет ряд объективных и субъективных причин, связанных как с изменениями в экономике, политике, социальной сфере, искусстве, так и с особенностями личности. Этот сплав и дал феномен Абрамцевского художественного кружка.

Становление личности С.И. Мамонтова пришлось на пореформенное время, и в его семье шло бурное обсуждение вариантов отмены крепостного права, в котором он принимал активное участие. В этот период на историческую арену выходила так называемая «третья сила», русское купечество, начинающее играть заметную роль не только в экономике, но и культуре. Семья Мамонтовых принадлежала к среде, близкой к славянофилам, и в последующей эстетико-преобразовательной деятельности Саввы Ивановича претворялась в жизнь мечта славянофилов о слиянии западного просвещения с самобытными основами народной культуры.

Стернин, Г.Ю. «Тип жизни» . - С. 12.

Принадлежность к определенному слою российского предпринимательства, строителям железных дорог, представлявших, по словам Витте, «довольно видный тип», лишь активизировала его деятельность.

В этот период незаметно менялись самые основы эстетического мировоззрения. И совершить переход к новой системе было легче вне профессиональных, публичных и формальных сфер искусства. Абрамцевский кружок был как раз одним из важнейших переходных звеньев, ведущих от искусства 1870-х годов к искусству начала XX века.

На формирование мировоззрения Мамонтова оказала влияние эстетика романтизма с его идеями о преобразующей силе искусства, о самоценности творческой личности, с убежденностью в том, что только на основе использования лучшего в мировой культуре может возникнуть великая культура будущего.

Содружество художников, которое вошло в историю отечественной культуры и искусства под названием Абрамцевский или Мамонтовский художественный кружок, хотя и имело ярко выраженный просветительский характер, но «многие творческие открытия Абрамцевского художественного кружка стали возможны благодаря специфической атмосфере содружества, созданной его организаторами С.И. и Е.Г. Мамонтовыми - легкой, по-домашнему уютной, артистичной и в то же время деятельной»2. И что особенно важно, идеи о преобразующей силе красоты сочетались с идеями служения народу.

С.И. Мамонтов стремился к широкой эстетико-преобразовательной деятельности во всей стране: он предпринимал попытки превратить центр Москвы в «культурный квартал», участвовал в российских и международных выставках, его театр выступал в различных городах.

Однако наиболее полно претворить в жизнь свои художественные проекты ему удалось в Абрамцеве, т. к. в собственной усадьбе он был свободен в создании своей модели жизненного пространства в соответствии с собственными представлениями. Увлеченность Мамонтова искусством позволила преобразовать усадьбу по законам красоты, сделав ее и творческой лабораторией, и художественным центром. Новые функции усадьбы отразились в ее архитектуре и парке. При этом необходимым элементом новой системы было сохранение памяти о прежних владельцах, утверждая себя, таким образом, преемниками дворянской усадебной культуры прежней эпохи.

В «домашних» формах рождалось большое искусство. В конечном счете кружок перерос домашние формы творчества. Художественные идеи, родившиеся в кружке, начинают влиять на общий процесс развития русского искусства. Более того к началу XX века становится очевидным, что именно в камерных творческих объединениях достигаются наивысшие результаты.

Созданная Мамонтовым художественная среда представляла соединение разных стилевых этапов и идейно-художественных доктрин. В сообщество входили художники, представлявшие различные эстетические взгляды. Примечательно, что именно в этой среде был приобретен русской культурой опыт идейно-художественной толерантности, основанной на признании ценности творческой личности самой по себе, а не как сторонника определенных взглядов.

Пусть в абрамцевском кружке не существовало сформулированной общей программы. Это был в большей степени открытый, «поисковый» кружок, не столько исходящий из определенных эстетических принципов, сколько их ищущий, открывающий3. Однако его цели и задачи четко определялись организатором, который не останавливался на достигнутом, даже если его постигали неудачи.

2 Пастон, Э.В. Указ. соч. - С. 399.

3 Пастон, Э.В. Указ. соч. - С. 318.

Исследователи отмечали, что «.творимое в Абрамцеве искусство не только отражало «тип жизни», но оно было его продолжением и это его особое свойство окрасило всю эстетику мамонтовского кружка. . Красота пользы и польза красоты - приблизительно такими связанными друг с другом понятиями можно было бы определить ту домашнюю эстетику, которая складывалась в семейной атмосфере усадьбы и которая впоследствии сказалась и на художественной программе абрамцевского кружка»4. Продолжением этой эстетики следует считать и культурное освоение окрестностей усадьбы.

По сути, Мамонтовым была создана уникальная собственная эстетическая система. Она включала в себя и элементы воспитания, и создание материальных и духовных условий для творчества художников, которое он рассматривал как форму общественного служения. Стернин, Г.Ю. «Тип жизни» . - С. 10.

 

Список научной литературыМитрофанова, Елена Николаевна, диссертация по теме "Теория и история искусства"

1. Абрамцево. Художественный кружок. Живопись. Графика. Скульптура. Театр. Мастерские. / Колл. авт. Науч. ред. Г.Ю. Стернин.--Л. : Художник РСФСР, 1988. 320 с.1.BN 5-7370-0203-9.Ф

2. Арензон, Е.Р. «Абрамцево» в Москве. К истории художественно-керамического предприятия С.И. Мамонтова. / Е.Р. Арензон. // Музей 10. Художественные собрания СССР. Искусство русского модерна. М., 1989.1. Ь С. 95-102.

3. Арзуманова, О.И. К вопросу о становлении абрамцевской керамической мастерской (обобщение документальных данных).ф /О.И. Арзуманова. // Мамонтовские чтения : Материалы научнойконференции 1988 года. Абрамцево, 1991. С. 13-16.

4. Арзуманова, О.И., Любартович, В.А., Нащокина, М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. / О.И. Арзуманова, В.А. Любартович,ч М.В. Нащокина. М. : Жираф, 2000. - 224 с. - ISBN 5-89832-017-2.

5. Арзуманова, О.И., Кузнецова, А.Г., Макарова, Т.Н., Невский, В.А. Музей-а заповедник «Абрамцево». / О.И. Арзуманова и др.. М. :

6. Изобразительное искусство, 1988. 253 с. - ISBN 5-85200-008-6.

7. Бахревский, В.А. Савва Мамонтов. / В.А. Бахревский. М. : Молодая # гвардия, 2000. - 512 с. - ISBN 5-235-02403-б.

8. Белоглазова, Н.М. В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве. / Н.М. Белоглазова. Л. : Художник РСФСР, 1980. - 72 с. Ю.Бенуа, А.Н. История русской живописи в XIX в. / А.Н. Бенуа.

9. Ч. 1. С.-Пб., 1901. - 134 с. Ч. 2. - С.-Пб., 1902. - 285 с. П.Борисова, Е.А. Русская архитектура второй половины XIX в.

10. Искусство, 1996. 535 с (1) ; 535 (2).

11. Из истории русского искусства второй половины XIX -начала XX века : сборник исследований и публикаций. / Под ред. Е.А. Борисовой, Г.Г. Поспелова, Г.Ю. Стернина. М. : Искусство, 1978.- 151 с.

12. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830-1910 годов. / Е.И. Кириченко. М. : Искусство, 1978. - 400 с.

13. Киселева, Е.Г. Дом на Садовой. / Е.Г. Киселева. М. : Московский рабочий, 1986.- 159 с.

14. Киселева, Е.Г. Московский художественный кружок. / Е.Г. Киселева. Л. : Художник РСФСР, 1979. -143 с.

15. Коган, Д.З. Мамонтовский кружок. / Д.З. Коган. М. : Изобразительное искусство, 1970. -220 с.

16. Копшицер, М.И. Савва Мамонтов. /М.И. Копшицер. -М. : Искусство, 1972. 256 с.

17. Лихачев, Д.С. Поэзия садов. / Д.С. Лихачев. С.-Пб. : Наука, 1991. - 370 с -ISBN-5-02-028048-8.

18. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-XIX века). / Ю.М. Лотман. -Санкт-Петербург : Искусство- СПБ, 1994. -412 с.1.BN 5-210-01524-6.

19. Мамонтовские чтения. Материалы научной конференции 1988 года. -Абрамцево, 1988.

20. Манин, B.C. Русский пейзаж. / B.C. Манин. М. : Белый город, 2001. -631 с.-ISBN 5-7793-0293-6.

21. Масалина, Н.В. Церковь в Абрамцеве (к истории постройки).

22. Н.В. Масалина. // Из истории русского искусства второй половины XIXначала XX века : сборник исследований и публикаций. / Под ред.

23. Е.А. Борисовой, Г.Г. Поспелова, Г.Ю. Стернина. М. : Искусство, 1978.1. С. 47-58.

24. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. / М.Г. Неклюдова М. : Искусство, 1991. - 395 с -ISBN 5-210-049-04.

25. Пастон, Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь. / Э.В. Пастон. -М. : ИД Искусство, 2003. 430 с.1.BN 5-85200-309-3.

26. Пастон Э.В. 100 лет назад в Абрамцеве. // Декоративное искусство СССР. М, 1979. № 1. - С.37-42.

27. Пахомов, Н.П. Абрамцево. / Н.П. Пахомов. М. : Московский рабочий, 1969. - 115 с.

28. Полунина Н., Фролов А.И. Коллекционеры старой Москвы : Биографический словарь / Предисловие С.О. Шмидта. М. : Независимая газета, 1997. 528 с. - ISBN 5-86712-035-Х.

29. Путеводитель по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге.-М., 1897.- 184 с.

30. Россихина, В.П. Оперный театр С. Мамонтова. / В.П. Россихина. М. : Музыка, 1985.-238 с.

31. Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX века. / Под ред. Г.Ю. Стернина. М. : Советский художник, 1984. -296 с.

32. Русская художественная культура конца XIX начала XX в. (1895-1907) сб. статей. : в 2-х кн. - М. : Наука, 1968-1969. - 442 с.

33. Русская художественная культура второй половины XIX в. Диалог сэпохой : в 2-х кн. -М. : Наука, 1996.-334 с. ISBN 5-02-011223-2.

34. Сарабьянов, Д.В. Модерн. История стиля. / Д.В. Сарабьянов. М. : Галарт, 2001. - 343 с. - ISBN 5-269-00997-8.

35. С.И. Мамонтов и русская художественная культура 2-ой половины

36. XIX века : сб. тез. докл. науч. конф., 11-12 мая 1992 г.

37. Государственная Третьяковская Галерея. М., 1992. 74 с.

38. Смирнов, Л.П. Музей усадьба «Абрамцево». / Л.П. Смирнов. - М., 1929. -47 с.

39. С.С. (С.П.Спиро). Мамонтовский кружок. // «Столица и усадьба». М., 1914. №23.-С. 4-7.

40. Стернин, Г.Ю. Абрамцево: от «усадьбы» к «даче». / Г.Ю. Стернин. // Русская художественная культура второй половины XIX начала

41. XX века : сб. ст. / Под. ред. Г.Ю. Стернина. М. : Наука, 1984. - С. 184-208.

42. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX в.

43. Г.Ю. Стернин. -М. : Искусство, 1991. 207 с. - ISBN 5-210-00249-7.

44. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX веков. / Г.Ю. Стернин. -М. : Искусство, 1970. - 293 с.

45. Стиль жизни стиль искусства. Развитие национально-романтического направления стиля модерн в европейских художественных центрах второй половины XIX - начала XX века. Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия : сб. науч. тр.

46. Отв. ред. Э.В.Пастон. М., 2000. 607 с. - ISBN 5-89117-004-0.

47. Суздалев, П.К. Врубель. Музыка. Театр. / П.К. Суздалев. М. : Изобразительное искусство, 1983. - 368 с.

48. Сыркина, Ф.Я. Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX в. Очерки. / Ф.Я. Сыркина. М.: Искусство, 1956.378 с.

49. Федоров-Давыдов, А.А. Русский пейзаж конца XIX начала XX века.

50. А.А. Федоров-Давыдов. М. : Искусство, 1974. - 208 с. 53.Эстетика Морриса и современность : сборник статей. / Под ред. А.А. Аникста, В.В. Ванслова, Т.В. Вережниковой и др. - М. : Изобразительное искусство, 1987. - 256 с.