автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Аксиологические основы предпринимательской деятельности

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Веселова, Вера Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Аксиологические основы предпринимательской деятельности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Веселова, Вера Васильевна

Введение.

Глава I. Общечеловеческие ценности - аксиологическая основа предпринимательской деятельности.

§ 1. Предпосылки зарождения ценностных ориентаций российского предпринимательства.

§ 2. Проблема выбора ценностных ориентаций предпринимательской деятельности.

§ 3. Формирование предпринимательского этоса в контексте религиозных ценностей.

Глава II. Ценностные основания предпринимательской деятельности.

§ 1. Роль ценностей в предпринимательской деятельности.

§ 2. Ценностные основания деятельности предпринимателя.

§ 3. Инновационный подход к аксиологии предпринимательской деятельности в Республике (Саха) Якутия.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Веселова, Вера Васильевна

Актуальность темы исследования. В связи с легализацией предпринимательской деятельности в России различным проблемам предпринимательства посвящено немало теоретических научных работ. Проблема аксиологических основ предпринимательской деятельности недостаточно разработана и требует исследования, прежде всего на философском уровне.

Хотя проблема ценностей появилась одновременно с возникновением философии, сегодня вновь ставится вопрос об аксиологическом осмыслении процессов становления и развития предпринимательской деятельности и личности предпринимателя в частности. В научной литературе представлены лишь общие методологические или специальные, дисциплинарные подходы к предпринимательской деятельности.

Среди современных ученых - гуманитариев существуют различные подходы к исследованию проблем российского предпринимательства. Социальной истории российской буржуазии нового времени посвящена достаточно обширная отечественная и зарубежная историография. Такие проблемы, как социальный состав предпринимательства, история формирования известных торгово-промышленных династий на протяжении последних десятилетий неоднократно становились объектом анализа ученых. Экономисты, в предпринимательской деятельности склонны на передний план, выдвигать абстрактно - теоретические положения, вытекающие из развитого товарно-денежного хозяйства, оперируя понятиями «свобода выбора», «ответственность за принимаемые решения», рассматривая предпринимателя в основном как «максимизатора прибыли». Эта позиция нашла свое отражение в федеральном законе о предпринимательстве в редакции 1990 года. Юристы преимущественно ориентируются на законодательные нормы.

Профессиональные психологи склонны давать различные рекомендации предпринимателям, действующим в современных условиях хозяйствования.

Профессиональный психолог Е. Генкин в составленном руководстве для начинающего предпринимателя ставит себе цель - представить в сжатом, концентрированном виде психологические проблемы, которые могут возникнуть, если личность не осознает свои особенные предрасположенности, склонности и негативные характеристики. Рекомендуется симбиоз, конгломерат, в который входят астрология, энергетика, а также рекомендации из практической психологии1.

Несмотря на определенные усилия по изучению проблем в предпринимательской деятельности, становиться очевидным, что предпринимательская деятельность исследуется лишь в социально-историческом, психологическом и чисто экономическом ключе. Это высвечивает грани предпринимательской деятельности только в одностороннем порядке и не дает ценностно - философского представления целостной природы аксиологических основ предпринимательской деятельности. Это побудило нас к исследованию ценностных основ предпринимательской деятельности в условиях становления и развития рыночных отношений в современном российском обществе. Актуальность избранной темы обусловлена также необходимостью поисков новых философских подходов к изучению динамики и ценностных ориентаций в условиях глобализации, интернетизации, расширением международного рыночного сообщества и духовных перемен в судьбе современной цивилизации.

Начиная с 1990 -х. годов XX века наступает новый этап в поиске новых моделей предпринимательской деятельности, обоснование ценностных ориентаций ее развития - все это становится важнейшим направлением в социальной философии, в удовлетворении общества на социально-ориентированную предпринимательскую деятельность.

1 Генкин Е.И. Бизнес. Это для меня! - СПб, 2001. С. 5 - 76.

Предпринимательство, как и любое другое явление человеческой жизнедеятельности, в самом общем виде выступает как субъект и в то же время как объект российской культуры. Поэтому в нем, с одной стороны, отражены все социокультурные противоречия современного российского общества, а с другой, оно порождает новые противоречия как в материальном производстве, так и в общественном сознании. Практика показала, что в том обществе, в котором политические институты, экономические условия и самочувствие народа полно и многогранно отражают потребности общества в его гражданском развитии, последовательно реализуются идеалы добра, справедливости и благоразумия. Сегодня пророчески звучат слова С.Н. Булгакова: «Преследуя цель экономического оздоровления России, не следует забывать и о духовных его предпосылках, именно о выработке и соответствующей хозяйственной психологии, которая может явиться лишь делом общественного самовоспитания»1.

Решение проблемы формирования аксиологических основ предпринимательской деятельности и всей хозяйственной общественной системы в новых экономических условиях возможно только на основе устойчивых ценностных ориентаций, которые приобретают характер норм и определяют формы поведения членов данного общества. Поэтому и представляется актуальным исследование аксиологических основ предпринимательской деятельности. Эти соображения и обусловили выбор диссертационной темы.

Степень разработанности проблемы. В работе над диссертацией были использованы труды Аристотеля, В. Виндельбанда2, И. Канта3, К. Маркса 4, Платона, Г. Риккерта5, Ж.П. Сартра6, JL Фейербаха и других по методологическим подходам к изучению аксиологии.

1 Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: в 2 Т. М., 1999. С. 12.

2 Виндельбанд В.О. О свободе воли. СПб. 1994. С. 56 - 106.

3 Кант И. Основоположения метафизики нравов // Кант И. Собр. Соч. T 4. М. Чоро. 1994. С. 67-234.

4 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. T 21. С. 306-467.

5 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб. 1994. С. 76 -329.

6 Сартр Ж.П. Экзистенциализм-это гуманизм // Сумерки богов. М. Политиздат. 1989. С. 329-376.

С 30-х и вплоть до начала 60-х годов прошлого столетия теория ценности в России всячески игнорировалась. Аксиология характеризовалась как «совокупность идеалистических учений», как «апология идеалистических ценностей капиталистического мира», как «ложное, ненаучное направление» в понимании общественных явлений. Проблематика ценностей в условиях 60-х разрабатывалась в трудах В.П. Тугаринова. В 70-80-е годы - П.М. Архангельского, М.М. Бахтина, В.А. Василенко, А.А. Гусейнова, О.Г.

1 л

Дробницкого, E.JI. Дубко, М.С. Кагана , А.Ф. Лосева, JT.H. Столовича , В.А. Титова, и других. Эти труды в основном имели этико-аксиологический и эстетико-аксиологический характер. На них оставили свои отпечатки жесткие идеологические установки командно-административной системы.

Теоретически освещенные культурологические аспекты, этические, духовные, а также нравственные истоки содержания и социальной практики хозяйственной общественной деятельности содержатся в работах С.Н Булгакова3, А.Н.Боханова, П.А. Бурышкина, М. Вебера4, В. Зомбарта, Н.О. Лосского, С.С. Ольденбурга, Ю.А.Петрова, Э. Фромма,5 и других.

Влияние религии на хозяйственную деятельность общества и предпринимательскую деятельность рассматривали как русские, так и

А 7 зарубежные философы: Н.А. Бердяев , А.Белый, И.А. Ильин , И.В Киреевский, B.C. Соловьев8, Е.Н. Трубецкой, А.С. Хомяков, зарубежные авторы: Э. Дюркгейм, У. Джемс, М. Вебер и многие другие.

Философско-аксиологические труды, свободные от идеологических догм, вульгаризации, начали в России выпускаться только со второй половины 90-х годов XX века. Среди них важную методологическую роль в изучении

1 Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. 1997. С.7-186.

1 Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М. 1994. С. 3 -451.

3 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М. 1990. С. 84-157.

4 Вебер М. Избранное. М. Прогресс. 1990. С. 26-184.

3 Фромм Э. Иметь или быть? М. Прогресс 1990. С. 15-207.

6 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989. С. 35-387.

7 Ильин И.А. Путь к очевидности. М. Республика. 1993. С. 426-534.

8 Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. T 1. М. 1988. С. 418 -910. ф ценностного отношения человека к миру имеют работы С.Н. Булгакова, И.А.

1 2 Ильина, В.В. Розанова . В Якутии можно отметить работы Винокуровой У.А ,

0.Т. Рабинович и ряд докторских и кандидатских диссертаций.

Но и в этих работах специально не изучены аксиологические проблемы предпринимательской деятельности. Аксиологические основы предпринимательской деятельности еще не стали темой монографического или диссертационного исследования.

Объект, предмет, основная цель и задачи исследования. Ф Объектом исследования является функционирование и развитие предпринимательской деятельности.

Предметом исследования выступают аксиологические основы предпринимательской деятельности в процессе становления и развития нравственных рыночных отношений российского общества.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы методами социально-философского анализа выявить аксиологические основы предпринимательской деятельности в процессе функционирования и развития рыночных отношений в современной России.

Эта цель обусловила постановку и решение следующих задач:

1. провести философско-аксиологическое осмысление предпосылок зарождения ценностных ориентаций Российского предпринимательства; f 2. проследить логику выбора ценностных ориентаций предпринимательской ф деятельности;

3. раскрыть формирование предпринимательского этоса в контексте религиозных ценностей;

4. выявить роль ценностей в предпринимательской деятельности;

5. определить ценностные критерии деятельности предпринимателя;

6. показать пути инновационных подходов к аксиологии предпринимательской деятельности в Республике (Саха) Якутия. w 1 Розанов В.В. О понимании. СПб. 1994. С. 15 -536.

2 Винокурова У .А. Время собирать российские земли. Якутск. 1999. С. 64-175.

Философское осмысление аксиологических проблем предпринимательской деятельности позволяет выдвинуть следующую гипотезу: процесс развития социально-ценностных ориентаций предпринимательской деятельности - есть основа триадического «аксицелеполагания» - «цели-ресурсы-люди».

Методологической основой работы явились классические и современные понятия по социальной философии, гуманитарным наукам, где в той или иной мере раскрываются аксиологические проблемы сущности предпринимательской деятельности. Концептуальную основу составили методология диалектического мышления и аксиологии, реализованные в рамках социально-философского анализа.

Научная новизна диссертационной работы. Положения, имеющие теоретическое значение, претендующие на научную новизну, заключены в следующем:

1. Исследование представляет собой развитие аксиологических основ предпринимательской деятельности как социальной проблемы, зависящей не только от объективных экономических отношений, но и в значительной мере -от социально-культурных, духовных реалий, ценностей, норм, что дает возможность более продуктивного анализа предпринимательской деятельности и высвечивает ее многогранные аспекты.

2. Введено и разработано новое теоретическое положение - социально-ценностные ориентации предпринимательской деятельности есть триадическая основа «аксицелеполагания» «цели - ресурсы - люди», уточняется содержание положения с позиции социальной философии. Цель становится категорией, обозначающей заранее аксиологически прогнозируемый результат сознательной деятельности человека, группы людей в управлении природными, материальными, трудовыми, информационными ресурсами.

3. Преодолено существующее в законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года, Гражданском кодексе Российской Федерации Ч. 1. ст. 2 от 30.11. 1994 года определение предпринимательской деятельности (предпринимательство), отдающее приоритет экономическому содержанию: получению прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В противовес экономической трактовке предпринимательской деятельности (предпринимательство) введено новое определение: «Предпринимательство — это часть культуры, особый вид производственного бизнеса на основе профессионализации, связанный с экономической инициативностью, самостоятельностью и способностью к генерированию и внедрению не только технических и технологических, но и социально-культурных инноваций».

Основные результаты исследования, полученные соискателем:

1. проведено философско-аксиологическое осмысление зарождения предпосылок ценностных ориентаций российского предпринимательства. Структурированы восемь этапов в становлении и развитии российского предпринимательства - от взлета класса предпринимателей до полного его уничтожения в 1917 году, существование нелегального теневого предпринимательства в советской экономике;

2. - прослежена логика выбора ценностных ориентаций предпринимательской деятельности сквозь призму смысла и целей жизни, соотношения свободы и ответственности, что способствует конкретизации предпринимательской деятельности, как в дореволюционной России, так и в развитии рыночных отношений современного российского общества;

3. раскрыто становление предпринимательского этоса в контексте религиозных ценностей. Религия в предпринимательской деятельности дореволюционной России сыграла большую роль в формировании функции «этико-социального служения» обществу;

4. введено новое теоретическое положение: триадическое «аксицелеполагание» - «цели - ресурсы - люди», которое способствует развитию социально-ценностных ориентации предпринимательской деятельности;

5. выявлены ценностные критерии деятельности предпринимателя. Дано определение предпринимательской деятельности (предпринимательство), как части культуры, профессионализации, что обосновывает органичное развитие этого социального слоя для удовлетворения потребностей общества;

6. показаны пути инновационного подхода к аксиологии предпринимательской деятельности в Республике (Саха) Якутия, способы реализации на основе общечеловеческих ценностей.

Значимость полученных результатов определяется использованием их в теоретическом аспекте:

- как методологической основы дальнейших исследований по поиску новых философско-аксиологических подходов к предпринимательской деятельности в разработке маркетинговой философии производственно-хозяйственных структур;

- как методологической основы теории и практики переходных моделей общественного развития, в противовес чистой монополии и государственного принципа распределения общественных благ.

В практическом аспекте результаты диссертации могут использоваться:

- при проведении конкретных социальных исследований;

- при подготовке курсов лекций, учебных пособий и методических разработок по социальной философии, философии экономики, культуре предпринимательства, этике бизнеса, социальной работе.

Апробация основных положений диссертационного исследования.

Диссертация предварительно обсуждалась на кафедре СГД ТИ (филиала) ГОУ ВПО «ЯГУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри в 2004 году, на кафедре философии ГОУ ВПО «ЯГУ» - в 2005 году. Содержание исследования докладывалось на: конференции «Расширение межрегиональных связей предпринимательских структур» в сентябре 2003 года в г. Нерюнгри; философских чтениях Нерюнгринского Российского философского общества в октябре 2005 года.

Обобщенные теоретические и практические материалы по исследуемой теме были представлены автором в Центр повышения квалификации Технического института (филиала) ГОУ ВПО «ЯГУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, Школы бизнеса г.г. Якутск, Нерюнгри. Челябинский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета - на общероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам «Предприниматель и культура» в апреле 2004 года, Челябинской институт (филиал) Уральской академии государственной службы при президенте РФ - на всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам «Предприниматель и культура» в июне 2005 года.

Содержание работы отражено в 5 научных публикациях автора.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования; состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, состоящей из 243 источников, и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Аксиологические основы предпринимательской деятельности"

Заключение

Данное исследование представляет собой аксиологическое осмысление процессов становления и развития предпринимательской деятельности как в дореволюционной России до полного ее уничтожения в 1917 году, так и на современном этапе ее развития в условиях рыночной экономики.

Процессы становления и развития предпринимательской деятельности требовали многолетнего изучения методологии развития аксиологического анализа поведения предпринимателя как личности, места предпринимательства в системе хозяйственной деятельности, роли предпринимателей в духовной жизни российского общества. В работе сделана попытка систематизации причин и факторов, обеспечивающих философское осмысление аксиологических процессов становления и развития предпринимательской деятельности, личности предпринимателя как основного носителя нравственных ценностей этой деятельности в социально-экономической сфере общества. В исследовании представлены авторские размышления, обобщения о механизме инновационного подхода к формированию аксиологии предпринимательской деятельности, преследующие цели осмысления приоритетов ценностных ориентаций в предпринимательской деятельности в процессе развития рыночных отношений в России. Акцентируется внимание на духовно-нравственную направленность предпринимателя как личности, на приоритетность аксиологических основ в развитии предпринимательской деятельности. Социально-ценностные ориентации определены автором как развитие триадического «аксицелеполагания» - «цели — ресурсы - люди».

В исследовании представлены теоретические и практические рекомендации наиболее эффективных путей, форм, методов, применение которых также способствует совершенствованию профессиональной предпринимательской деятельности в достижении формирования культуры предпринимательства и философии предприятия (фирмы). «Философия фирмы + лицо фирмы = Основа культуры фирмы».

Таким образом, аналитические итоги работы сводятся к следующему: 1.Разрушение социалистической системы хозяйствования, становление и развитие рыночной экономики в России вызвали коренные изменения в сфере производственных и хозяйственных отношений. В реформируемой России предпринимательство (в классическом, европейском понимании) прививается трудно, не служит быстрому формированию среднего класса, а ассоциируется с криминальными тенденциями. Выделяется три типа предпринимателей:

1) Предприниматель поневоле - формировался в среде руководителей советского предприятия и был поставлен в условия обязательного выполнения плановых заданий, не имея для этого достаточных ресурсов. Представители этого типа сохранили качества, основанные на стремлении скорректировать план, совершать приписки, брать взятки и т.д. У них укоренилась привычка: ради выполнения одного Закона-плана нарушать другой - Кодекс. Объективно обусловленная «виноватость» усиливала зависимость руководителя от покрывающего его «грехи» вышестоящего начальства.

2) Предприниматель с мандатом - начинал действовать на ограниченном стратегическом пространстве (важном для выживания всей системы) при «полной свободе новых комбинаций». Позитивный заметный эффект достигался быстро, но негативные последствия для экономики, природы и общества могли принять затяжной или необратимый характер.

3) Человек, который на свой страх и риск, движимый страстью к самовыражению, осмысленной и творческой работе занимался внедрением новых комбинаций не по правилам административной системы, а в обход или против них.

Разрушение нерыночной социально-экономической системы и формирование рыночной системы были начаты с широкого внедрения в массовое сознание населения ценностей, мифов, стереотипов капиталистического общества, которые сыграли свою роль в этом процессе как этика аморализма (насилие, мистика, алчность), эстетика безобразного (натурализм, пошлость), ускорившие дегуманизацию культуры и дегуманизацию общечеловеческих ценностей.

2.Философское осмысление ценностей советской экономики и рыночной экономики позволяет обосновать проблему выбора ценностных ориентаций предпринимателей «первой волны» в ситуации стремительного перехода от жестко зарегулированной командно-административной системы к рыночным отношениям. Советская экономическая система характеризовалась институциональным исключением предпринимателей как хозяйственных агентов из формальных правил функционирования экономики. Поэтому легальные формы предпринимательства при переходе к рынку формировались в неблагоприятных условиях: а) отсутствия прозрачных институциональных правил экономической деятельности и принципа равенства субъектов в рыночных отношениях; б) негативного имиджа предпринимателя на уровне массового сознания и агрессии по отношению к нему со стороны массовых слоев общества; в) стремления основной массы работников к функционированию в рыночных условиях при профессиональной и мировоззренческой неготовности к предпринимательской деятельности, что проявилось в повсеместном распространении неправовых практик. Эти условия определили сохранение теневого характера предпринимательства в хозяйственной деятельности даже при его легализации и затруднили формирование аксиологического отношения к предпринимательской деятельности со стороны общества.

3. Изменившие ориентиры общества относительно религии осмыслены с личностных позиций автора. Религия обладает большой относительной самостоятельностью, что придает ей особую устойчивость. Нравственная основа хозяйственной деятельности дореволюционной России определялась требованиями православного вероисповедания. Экономическая активность старообрядцев сыграла историческую роль огромной важности, а именно ту же миссию, что и протестантизм на Западе. Православие оказало существенное влияние на российское предпринимательство, выработав самобытный эталон хозяйственного рационализма. Литературный носитель этого эталона -«Домострой», книга, написанная духовным наставником молодого царя Ивана IV протопопом московского Благовещенского собора Сильвестром. Практическое звучание в «Домострое» получила евангельская мудрость: «Всякую скорбь и притеснение с благодарностью приемли, если обидят - не мсти, если хулят - молись, не воздавай злом на зло, согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах».

В настоящее время в России провозглашены свобода совести, право исповедовать любую религию или быть безрелигиозным. Без осознания традиций механическое совершение обрядов, словесных согласий с определенными догмами является чисто формальным выражением предпринимателями своей принадлежности к той или иной церкви, к той или иной конфессии.

4. Для решения общественно значимых социально-экономических задач в становлении честного цивилизованного бизнеса предпринимательская деятельность должна быть социально-ценносто-ориентированной. Аксиологические основы и принципы предпринимательской деятельности в обществе - это устойчивая экономическая основа и новый качественный уровень общественных отношений. Социально-ценностные ориентации предпринимательской деятельности есть основа триадического аксицелеполагания» - «цели-ресурсы-люди». На этой основе стремление к получению прибыли в предпринимательской деятельности приобретает социально-ценностный характер. В теоретическом положении триадической основы «аксицелеполагания» - «цели-ресурсы-люди»- прибыль - это не цель, это условие для достижения цели, индикатор успешности предпринимательской деятельности в обществе.

5. Изменяющиеся социально-экономические условия в хозяйственной деятельности рыночных субъектов вносят изменения в предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность, функционируя в обществе как «гражданство» в «гражданстве», выполняет определенную социальную функцию, в которой должны быть усилены социально-ценностные ориентации. Личность предпринимателя должна быть в идеале мобильной и восприимчивой к сущности общественного развития, т.е. овладение предпринимателем как личностью теми ценностями (надежность и честность, справедливость, благотворительность и др.), которые считаются необходимыми для участия предпринимателя в хозяйственной общественной жизни современной России. Развитие универсальных способностей предпринимателя может вести к социальной гармонии: сближению ценностных систем общества и личности. Формирование специальных способностей личности предпринимателя не в противовес, а в дополнение к универсальным есть профессионализация предпринимателя.

6.Для решения первостепенных государственных и общественно значимых задач, таких как качество жизни (доход на душу населения, уровень грамотности, срок жизни) в рыночных условиях хозяйствования, необходимо овладение ценностно-нормативной системой, которая включает в себя нормы, правила, понятия: смысложизненные, универсальные, общественного признания, межличностного общения и другие. Инновационные подходы к аксиологии предпринимательской деятельности в Республике (Саха) Якутия во многом зависят от перехода на новый уровень общественных смыслов и ценностей при сохранении позитивного значения старых ценностных пластов культуры. По мере упорядочения экономической, культурно — духовной жизни общества, роль этого социального слоя будет возрастать.

Возрождение деловых и культурных традиций российского и якутского купечества может стать одним из инновационных подходов к аксиологии предпринимательской деятельности в Республике (Саха) Якутия.

В результате проведенного исследования автор приходит к следующим выводам:

Во-первых, на основе диалектического метода восхождения от абстрактного к конкретному и обратно прослежена закономерность зарождения предпосылок и развитие ценностных ориентаций в предпринимательской деятельности. Предпринимательство народов, населявших территорию нашей страны, было одним из активных способов экономической деятельности.

Во-вторых, прослежена логика выбора ценностных ориентаций предпринимательской деятельности сегодняшней рыночной экономики. Проведено сравнение ценностей советской и рыночной экономики.

В-третьих, раскрыто формирование предпринимательского этоса в контексте религиозных ценностей. В дореволюционной России нравственная основа хозяйственной деятельности определялась требованиями православного вероисповедания. Раскрыты основные отличительные черты в толковании богоугодности (богоизбранности) с XVI века - протестантизмом и с X века -православием. Протестантизм - земной успех, «толщина кошелька», надежное имущественное состояние, здравый смысл. Православие - отсутствие земного успеха, сирость и убогость, «пустой кошелек», нищета, отсутствие собственности, умалишение (юродство). Нарождающийся капитализм в России имел в своем духовном арсенале православный догмат о богоизбранности нищих, а западные предприниматели - постулаты о богоизбранности богатых. Православие утверждало, что спасутся только те, у кого отсутствует собственность, т.е. неимущие, а протестантизм опирался на постулат о спасении тех, у кого «тугой кошелек». Православная Россия шла к своему «социально-рыночному хозяйству» значительно раньше Западной Европы.

В-четвертых, выдвинуто новое теоретическое положение о социально-ценностных ориентациях предпринимательской деятельности как основе триадического «аксицелеполагания» - «цели-ресурсы-люди», позволяющее с философских позиций рассмотреть ценности как отражение триады в предпринимательской деятельности.

В-пятых, дано свое определение предпринимательству: Предпринимательство - это часть культуры, особый вид производственного бизнеса на основе профессионализации, связанный с экономической инициативой, самостоятельностью и способностью к генерированию и внедрению не только технических и технологических, но и социально-культурных инноваций.

В-шестых, обоснована необходимость перехода к инновационному подходу к аксиологии предпринимательской деятельности. Возрождение духовных ценностей, деловых и культурных традиций российского и якутского купечества может стать основой инновационного подхода в этой сфере.

Во всем сложившемся процессе становления и развития предпринимательской деятельности в современной России призывы к цивилизованному рынку могут остаться декларациями, если не будут осмыслены действующими и будущими предпринимателями социально-ценностные ориентации предпринимательской деятельности как основы триадического «аксицелеполагания» - «цели-ресурсы-люди». Изучение истории русского -предпринимательства, его культуры должно работать на имидж современного делового мира. Развитие преемственности меценатства, благородства, порядочности, доброжелательности и других общечеловеческих ценностей может стать культурным фундаментом в современной предпринимательской деятельности, и тогда общество сможет признать этот сложившийся социальный слой.

 

Список научной литературыВеселова, Вера Васильевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Агеев, А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А.И. Агеев.- М.: Наука, 1991. С. 25 - 44.

2. Алексеев, В.А. Иллюзии и догмы/В.А.Алексеев. М.,1991.-С. 254-298.

3. Аллэ, М. Единственный критерий истины согласие с опытом: интервью с лауреатом Нобелевской премии / М. Аллэ // Мировая экономика и международные отношения. - 1989. - № 11. - С. 11 - 23.

4. Альтин, А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альтин.- М., 1989.-С. 89- 134.

5. Андреева, И.В. Экономическая психология / И.В. Андреева. СПб.: «Питер», 2000. - С. 77 - 311.

6. Андрёнов, Н.Б. Социальное управление как объект философско-социологического анализа / Н.Б. Андренов. Томск, Изд-во ТГУ, 2000. - С. 25-46.

7. Апресян, Р. Ценностные контраверзы предпринимательства / Р. Апресян // Общественные науки и современность. 1992. - № 3. С. 10- 89.

8. Аристотель, Государство // Сочинение. Т.4. М., 1984. - С. 376.

9. Аристотель, Метафизика. М.: Мысль, 1976.-Т.1- IX -9 - 1065. - С. 15 -25.

10. Багиев, П.Л. Маркетинг и культура предпринимательства / Багиев П.Л., Томилов В.В. СПб.: ГУЭФ,1996. - С. 46 - 124.

11. Байрамов, Э.З. В ответе за человека: заметки пропагандиста атеизма / Э.З. Байрамов. М.: Политиздат, 1983. - С. 47. - 80.

12. Бакунин, М.А. Бог и свобода // Встань человек. М.,1986. - С. 46 - 320.

13. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994.-С. 267-516.

14. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. М.: Наука. 1990. - С. 8 - 83.

15. Бердяев, Н.А. Мое философское миросозерцание // Н.А. Бердяев о русской философии. Ч.1.- Свердловск, 1991. С. 21 - 78.

16. Бердяев, Н.А. Судьба России. М., 1990.- С. 18 - 68.

17. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С. 325 - 474.

18. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989. - С. 35 -387.

19. Берштам, Т. А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX нач. XX в.) // Стереотипы этнического поведения. - JL, 1985. - С. 45 -59.

20. Блауберг, И.В. Системный подход в современной науке / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования. М.,1970. - С. 44 - 78.

21. Блинов, А. Малое предпринимательство / А. Блинов.- М.: Ось 89,1997. — С. 24-45.

22. Бовыкин, В.И. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века / В.И. Бовыкин. М., 1997. - С. 4 - 220.

23. Богданов, В.П. Старообрядческое купечество. Слово церкви / В.П. Богданов. М., 2000. - С. 22-45.

24. Боханов, А.Н. Крупная буржуазия России. Конец XIX в 1914 г. / А.Н. Боханов. - М., 1982. - С. 256 - 269.

25. Бродель, Ф. Мировая цивилизация, экономика и капитализм. М.,1988. — С. 23-86.

26. Бродель, Ф. Игры обмена / Ф. Бродель. М.: Прогресс, 1988. - С. 32 - 47.

27. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства / С.Н Булгаков. М.,1990- С. 94 -157.

28. Булгаков, С.Н. Православие. Очерк учения православной церкви / С.Н. Булгаков. М., 1991. - С. 12- 99.

29. Булгаков, С.Н. Труды по социологии и теологии. В 2 Т. / С.Н. Булгаков -М., 1999.-С. 56-89.

30. Бунин, И.М. Новые российские предприниматели / И.М. Бунин // Бизнесмены России. М., 1994. - С. 34-108.

31. Бусыгин, А.В. Организация предпринимательской деятельности / А.В. Бусыгин. М.: Дело, 2000. - С. 176 - 237.

32. Бхаскар, Р. Общества // Социологос. В. 1. М., 1991. - С. 219 - 220.

33. Валигурский, Д. И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы / Д.И. Валигурский. М., 2000. - С. 9 - 245.

34. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М., 1990. - С. 58 - 134.

35. Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Самосознание европейской культуры. XX в. М. 1991. - С. 76- 156.

36. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990. - С. 53- 127.

37. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М.: Прогресс. - 1984. -С. 23 - 56.

38. Виденский, А. Этапы развития малого предпринимательства в России / А. Виденский // Вопросы экономики. 1996. - № 7. - С. 10 - 24.39. ■ Виндельбанд, В.О. О свободе воли / В.О. Виндельбанд. СПб., 1994. - С.56. 106.

39. Воронцов, В.П. Наши направления / В.П.Воронцов. М.: «Республика», 1994.-С. 23-56.

40. Всемирная энциклопедия. Философия. М.: АТС, 2001. - С. 1310.

41. Вышеславцев, Б.П. Вечное в русской философии / Б.П. Вышеславцев // Этика преображенного эроса. М., 1994. - С. 154 - 234.

42. Вэнс, Д. Глаза чужого мира / Д. Вэнс. СПб., 1992. - С. 8 - 76.

43. Гайденко, П.П. История и рациональность / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. -М., 1991.-С. 34-69.

44. Гараджа, М.Н.Трудно ли богатому войти в Царство Небесное или Православие и рынок / Гараджа М.Н., Петрунин Ю. Ю. // Наука и религия. 1993.-№2. С. 89.

45. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет / Г. В. Ф.Гегель. М., 1970. - Т. 1. - С. 212 -287.

46. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет / Г.В.Ф. Гегель. М., 1971. - Т.2. - С. 2794.

47. Гегель, Г.В.Ф. Сочинения / Г.В.Ф. Гегель. М., 1984. - Т.7. - С. 338- 406.

48. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель.- М., 1990. С. 159 -231.

49. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / Б.М. Генкин.- М.: ИНФРА, 1998. С. 21 -421.

50. Генкин, Е.И. Бизнес. Это для меня! /Е.И. Генкин. СПб., 2001. - С. 5 -76.

51. Гердер, И.Г. Идея философской истории человечества / И.Г. Гердер. М. 1984.-С. 229-257.

52. Гриненко, Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. М.: Юрайт, 2005. -С. 15-614.

53. Гулыга, А.В. Кант / А.В. Гулыга.- М., 1977. С. 162 - 187.

54. Гуревич, А .Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. М., 1984.-С. 286-342.

55. Гусейнов, А.А. Великие моралисты / А.А. Гусейнов. М.: Республика, 1995.-С. 34-56.

56. Давыдов, Ю.Н. Социологическая мысль Запада / Ю.Н. Давыдов. М.: Прогресс, 1990. - С. 70 - 131.

57. Давыдов, Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения / Ю.Н. Давыдов. М.: «Мартис», 1998. С. 356 - 485.

58. Доллан, Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Доллан Дж., Лидсей Е. -М„ 1991.-С. 58-143.

59. Домострой. М., 2000. - С. 190.

60. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений. Т.9 / Ф. М. Достоевский. М.,1958. — С. 329-486.

61. Дракер, П. Рынок. Как выйти в лидеры / П. Дракер. М.: Прогресс, 1992. -С. 86-94.

62. Дынкин, А.А. Предпринимательство в конце XX века / Дынкин А.А., Стержев А.Р.и др.. М.: Наука, 1992. - С. 67 - 103.

63. Ермолаев, Т.С. Нерюнгринский предприниматель: штрихи к социальному портрету / Т.С. Ермолаев. Нерюнгри, 1997. - С. 3 - 19.

64. Загвязинский, В.И. Проектирование региональных образовательных систем /В.И. Загвязинский//Педагогика. 1999. -№ 5.- С. 8-13.

65. Зарубина, Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства / Н.Н. Зарубина. М.: ИЧП, Изд-во Магистр, 1998. -С. 27 -76.

66. Зарубина, Н.Н. Социо культурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации / Н.Н. Зарубина. - СПб., 1998.-С. 3-49.

67. Зарубина, Н.Н. Этика предпринимательства в Российской культуре / Н.Н. Зарубина // Отечественные записки. 2000. № 4 -5.

68. Заславская, Т.И. Бизнес-слой российского общества: понятие, структура, идентификация / Т.И. Заславская // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1994. № 5.

69. Здравосмыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравосмыслов. -М.: Политиздат, 1986. С. 56.- 221.

70. Зеньковский, С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века / С.А. Зеньковский. М.,1995. - С. 25 - 102.

71. Зомбарт, В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт. М.: Наука, 1994. С. 99 -146.

72. Зубкова, Н.А. Проблемы взаимодействия малого бизнеса и государства / Н. А. Зубкова // Сервис: plus. 2004. - С. 41 - 52.

73. Ильин, В.И. Социальная стратификация / В.И. Ильин. Сыктывкар, 1991. -С. 77-85.

74. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. М.: Республика, 1993. - С. 426.-534.

75. Ильин, И.А. Собрание сочинений. Т. 1. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. М.: Русская книга, 1993. - С. 254 - 430.

76. Ильин, И.А. Собрание сочинений. Т. 1,2 / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1998.-С. 34-89.

77. История предпринимательства в России. К. 1. От средневековья до середины XIX века. М.: РОССПЭН, 2000. - С. 7 - 346.

78. Кабаков, B.C. Стратегия предпринимательства / Кабаков B.C., Шатрова Е.

79. B. СПб.: Северо-запад, 1995. - С. 17 -46.

80. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. СПб., 1997. - С. 7-197.

81. Кант, И. К вечному миру / И.Кант // Трактаты о вечном мире. М., 1963.1. C. 185-376.

82. Кант, И. Сочинения / И. Кант. М., 1963. - Т. 6. Ч. 1. С. 235 - 309; Т. 5. С. 437-485.

83. Кант, И. Трактат и письма / И.Кант. М., 1980. - С. 23 - 67.

84. Кантор, К.М. Путь к цивилизации каков он? / К.М. Кантор // Вопросы философии. - 1992.-№ 11.-С. 36-42.

85. Каптерев, А.И.Информатизация социокультурного пространства / А.И. Каптерев. М.: Торговый дом Гранд, 2004. - С. 15-75.

86. Карлофф, Б. Деловая стратегия / Б.Карлофф. М.: Экономика, 1992. - С. 78-132.

87. Карсавин, Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. СПб., 1993. - С. 15 -127.

88. Карташев, А.В. Очерки по истории русской церкви. T.l. / А.В. Карташев. -М., 1991.-С. 46-342.

89. Карташев, А.В. Смысл старообрядчества / А.В. Карташев // Церковь .1993.-№2,3.

90. Касьянова, К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М.,1994.-С. 37-86.

91. Кейнс, Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс // Антология экономической классики. Т. 2. М.: Дело, 1994. - С. 132 - 425.

92. Кириченко, В. Российская реформа и реальный сектор / В. Кириченко // Российский экономический журнал. 2000. - № 2.

93. Клибанов, А.Н. Русское православие: вехи истории. Из эпохи крепостного хозяйства XVIII и XIX. Статьи / А.Н. Клибанов. М., 1989. - С. 566 - 588.

94. Ключевский, В.О. Русская история: полный курс лекций / В.О. Ключевский. М., 1993.- Кн1.- С. 68-89; Кн.2 .-С. 101-232.

95. Ключевский, В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве / В.О. Ключевский. М.,1991. - С. 67 - 104.

96. Козлова, Н.В. Некоторые черты личностного образа купца XVI11 века. (К вопросу о менталитете российского купечества) / Н.В. Козлова // Менталитет и культура предпринимателей России XVI1- XIX вв. М., 1996.-С. 490-576.

97. Коломийцев, В. Перспективы человечества: тревожный прогноз Бжезинского / В. Коломийцев // Мировая экономика и международные отношения. 1997. - № 5.

98. Кондратьев, К.Я. Глобальные изменения и демографическая политика / К.Я. Кондратьев // Вестник РАН. 1996. - № 4.

99. Корелин, А.П. Дворянство в пореформенной России 1890 1904 / А.П. Корелин. - М., 1979. - С. 126 - 168.

100. Косарева, JI.M. Социокультурный генезис: науки нового времени / JI.M. Косарева. М., 2000. - С. 79 - 98.

101. Косолапов, Р.И. Свобода и ответственность / Р.И. Косолапов, B.C. Марков.-М.Д969.-С. 72-101. ЮЗ.Котлер, Ф. Маркетинг: менеджмент / Ф. Котлер. СПб.: Питер. Ком., 1998. -С. 37- 56.

102. Крупанин, А.А. Личностная стратегия предпринимательской деятельности / А.А. Крупанин, В.В. Томилов. СПб. ГУЭФ, 1999. - С. 24 - 78.

103. Кузьминов, Я.И. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX начала XX века: избранные произведения / Я.И. Кузьминов. -М.: Республика, 1994.-С. 107-391.

104. Константинов, Ф.В. Философская энциклопедия / Ф.В. Константинов. -М., 1960.-С. 31-45.

105. Лапин, Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н.И. Лапин. М.: Эдиториал УРСС, 1996. - С. 43 - 78.

106. Лебедев, И. Японский экономический феномен. Роль государства / И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал № 1. - С. 18 - 22.

107. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т. 45. С. 25 - 78.

108. Ю.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М., 1975.-С. 176- 198.

109. Ли, Р.В. Как стать богатым в России / Р.В. Ли. Ростов н /Д., 1999. - С. 15 -64.

110. Лосский, Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский. «Посев» 1957. С. 22 47.

111. Лотман, Ю. Культура и взрыв / Ю. Лотман. М.: Изд-во Наука, 1992. - С. 15-78.

112. Лоуг, Д. Трансформация предприятий: американский опыт и российская действительность / Д.Лоуг, С. Плеханов, Д.Симмонс. М.: Вече, 1997. — С. 17-49.ф 113. Махаров, Е. М. Философия человеческого общества / Е.М. Махаров. М.:1. Мысль, 1999.-С. 3-317.

113. Медынский, В.Г. Инновационное предпринимательство / В.Г. Медынский, Л.Т. Шаршукова. М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 12-27.

114. Магун, В. Трудовые ценности российского населения / В. Магун // Вопросы экономики. 1995. - № 1.

115. Макаренко, А.С. Сочинения. Т.5 / А.С. Макаренко. М., 1958. - С. 74 - 120.

116. Макаренко, А.С. Труд как моральная категория. Педагогические р сочинения / А.С. Макаренко. М.: АПН, 1957. - Т 4- С. 521 - 647.

117. Макашева, Н. Этика и экономическая теория / Н. Макашева // Общественные науки и современность. 1992. - № 3.

118. Макиавелли, Н. Сочинения / Н. Макиавелли. М; Л. 1994. - С. 426 - 479. ^ 120. Макконелл, К.Р. Экономика / К.Р. Макконелл, С. Л. Брю. - М.:

119. Республика, 1992. С. 42 - 76.

120. Максимов, П.С. Философия и этика бизнеса / П.С. Максимов // Полярная звезда. 1999. - № 2. - С. 48 - 52.

121. Мамардашвили, М.К. Стрела познания (Набросок естественно -исторической гносеологии) / М.К. Мамардашвили. М., 1996. - С. 23 - 76.

122. Мамардашвили, М.К. Анализ сознания в «Капитале» Маркса / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1968. - № 6. - С. 41 - 67.

123. Маргун, B.C. Трудовые ценности российского общества / B.C. Маргун // ® Общественные науки и современность. 1996. - № 6.

124. Марков, Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. СПб., 1999. - С. 45-78.

125. Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинение. Т. 46. 4.1 С. 386 409.

126. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т 23. С. 467 503.

127. Маркс К., Энгельс, Ф. Соч. М. Т.21. С. 306 328.

128. Маршалл, А. Принципы экономической науки / А.Маршалл. М.: Прогресс.-С. 205-318.

129. Матвеева, С.Я. Модернизация в России и конфликт ценностей / С.Я. Матвеева. М., 1993. - С. 205 - 342.

130. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М.: Дело, 1992. С. 6 - 432.

131. Мизун, Ю.В. Тайны Богов и религии / Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун. М.: Вече. - 1999.-С. 34-256.

132. Микешина, JI.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания / Л.А.Микешина,- М.,1990. С. 39 - 173.

133. Монден, Я. Как работают японские предприятия: сокр. пер. с англ. / Я. Монден. М.: Экономика, 1989. - С. 47 - 78.

134. Моньтескье, Ш. Избранные произведения / Ш.Моньтескье. М., 1955. - С 167-231.

135. Мудратей, В.И. Голод и идеология общества. Квинтэссенция / В.И. Мудратей, П.А. Сорокин. М., 1990. - С. 231 - 312.

136. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.,1998. - С. 43 -87.

137. Нарский, И.С. Диалектическое противоречие и логика познания / И.С. Нарский. М., 1969. - С. 214 - 346.

138. Нейхауз, Р.Д. «Бизнес и Евангелие» / Р.Д. Нейхауз. М.: Вера и мысль, 1994.-С. 15-69.

139. Новиков, А.Г. О менталитете Саха / А.Г. Новиков. Якутск, 1996. - С. 20 -139.

140. Нью-Йорк Тайме. Материалы по бизнесу. 1988. 27 апреля.

141. Ольденбург, С.С. Царствование императора Николая II / С.С. Ольденбург. СПб., 1991.-С. 8-17.

142. Омельченко, Е.В.Российское предпринимательство. Проблемы роста / Е.В. Омельченко. М., 2002. - С. 25 - 369.

143. Ортега-и-Гассет, X. Болезнь века / X. Ортега-и-Гассет // Новое время. -1993.-№38.-С. 56-59.

144. Осипов, А.А. Откровенный разговор с верующими и неверующими: размышления бывшего богослова / А.А.Осипов. JL: Лениздат, 1983. - С. 34-243.

145. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали / М. Оссовская. М., 1987. - С. 18 - 56.

146. Парсонс, Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии / Т. Парсонс // Структурно-функциональный анализ в современной социологии : информ.бюллетень. Серия: переводы и рефераты. Вып. 1. М., 1968. - С. 22 - 25.

147. Перепелкин, О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету / О.В. Перепелкин // Социос. 1995. - № 2.

148. Петти, У. Трактат о налогах и сборах / У. Петти // Антология экономической классики.- М.: Эконов., 1993. Т. 1. - С. 57 - 134.

149. Петров, Ю.А. Рябушинский П. П. // Россия на рубеже веков: исторические портреты. М, 1991.-С. 138-285.

150. Петросян, И.П. О природе профессиональной этики / И.П. Петросян, Ю.В. Согомонов // Философские науки. 1969 - № 2.

151. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса: современные концепции / Ю.Ю. Петрунин // ОНС. 1998. - № 3. - С. 15 - 98.

152. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса / Ю.Ю.Петрунин, К.К. Борисов. М.: Дело, 2000-С. 15-280.

153. Платонов, Д.Н. Иван Посошков / Д.Н. Платонов. М.: Экономика, 1989. -С. 22-26.

154. Платонов, Д.Н. Православие в его хозяйственных возможностях (заметки историка экономиста) / Д.Н. Платонов // Вопросы экономики. - 1993. - № 8.-С. 83 - 104.

155. Половинкин, А.И. Православная духовная культура/ А.И. Половинкин. -М.: Владос Пресс, 2003. - С. 27 - 352.

156. Попов, С. Думай и богатей по-русски / С.Попов. М., 1998. - С. 4 - 65.

157. Поппель, Г. Информационная технология — миллионные прибыли / Г. Поппель, Б. Голдстайн. М. Экономика, 1990. - С. 57 - 168.

158. Поршнев, Б.Ф. Контрсуггессия и история: история и психология / Б.Ф. Поршнев. М., 1971. - С. 11-33.

159. Предприниматель Якутии // Манньыаттаах в прошлом и сегодня. 2000. -№ 9. - С. 27 - 28.

160. Преображенский, А.А Во славу отечества / А.А.Преображенский. -М.,1989. С. 30 - 87.

161. Преображенский, А.А. Московский купец середины XIX века о времени и о себе / А.А.Преображенский // Менталитет и культура предпринимателей России XVI1-Х1Х вв. М. 1998 - С. 3 - 89.

162. Пыляев, М.Н. Старый Петербург / М.Н. Пыляев. М., 1991. - С. 339 - 378.

163. Радаев, В. Маргинальность социального слоя предпринимателей / В. Радаев // Российский экономический журнал. 1995.- № 11. - С. 89 - 97.

164. Рабинович, О.Т. Аксиологические аспекты социально-профессионального развития личности учителя: Дис.канд. фи-лос. Наук. /Рабинович О.Т. -Якутск, 2000. С. 3- 105.

165. Разин, А.В. Этика: история и теория / А.В. Разин. М.: Академ. Проект, 2002.-С. 234-486.

166. Раку, Ю.И. История предпринимательства / Ю.И. Раку // Предприниматель. 1992.-№2.-С. 58-67.

167. Розанов, В.В. О понимании/В.В. Розанов. СПб., 1994.-С. 15 -536.

168. Ролз, Д. Теория справедливости / Д.Ролз. Новосибирск, 1995. - С. 18-59.

169. Руткевич, М.Н. Социальная поляризация / М.Н. Руткевич // Социос 1992. -№9.-С.З- 15.

170. Рюттенгер, Р. Культура предпринимательства / Р. Рюттенгер. М.: Экономика, 1992. - С. 87-127.

171. Рябушинский, В. Старообрядчество и русское религиозное чувство / В. Рябушинский. М, Иерусалим, 1994. С. 208 - 384.

172. Сан-Францисский, Иоанн (Шаховской). Избранное. Петрозаводск, «Святой остров», 1992. - С. 137 - 392.

173. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.П. Сартр // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319 - 376.

174. Свияш, Ф.Г. Что вам мешает быть богатым / Ф.Г. Свияш.- М.,2003.-С. 3 -74.

175. Стивен, Р. Кови. 7 навыков высокоэффективных людей. М., 1998. — С. 267 -301,

176. Седов, JI.A. К истокам авторитарного сознания (историко-культурный этюд) / JI.A. Седов // Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989. -С. 183-234.

177. Семенова, А.Н. Дорогами православия / А.Н. Семенова. СПб.: Невский проспект, 2001. - С. 45 - 192!

178. Сен Симон, А. Катехизис промышленников / А.Сен-Симон. - М.: Прогресс, 1982. - С. 45 - 78.

179. Сингх, Р. Дж. История, общество и человек: взгляд гандиста. Всемирный конгресс в Брайтоне. 1988 / Р. Дж. Сингх // Философия и общество. 4.1. -М., 1993.-С. 102- 123.

180. Смольков//Социс. 1994. - №2.

181. Соловьев, B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. T.l. / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1988. - С. 418-910.

182. Соловьев, B.C. Сочинения. В. 2. С. 290 297.

183. Соловьев, B.C. Сочинения. М. 1988. Т. 2. С. 312 458.0 187. Соловьев, Э.Ю. Прошлое волнует нас / Э.Ю. Соловьев.- М.,1991.- С. 56 78.

184. Сорокин, П.А. Общество, культура и личность: их структура и динамика / П.А. Сорокин // Человек, цивилизация, общество. М., 1992. - С. 156 - 159. ф 189. Сорокин, П.А. Социологические теории современности / П.А. Сорокин. М.,1992.-С. 40-142.

185. Спиркин, А.Г. Философия. -М., 2002.-С. 232. 297. .

186. Стариков, Е.Новые элементы социальной структуры / Е.Стариков // Коммунист. 1990. - №5.-С. 31-46.

187. Столович, JI.H. Красота. Добро Истина. Очерк истории эстетической аксиологии / JI.H. Столович.- М., 1994. С. 3 - 451.

188. Стоуньер, Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики / Т. Стоуньер // Новая технократическая волна на Западе. М.,• 1989.-С. 397-401.

189. Субботин, Ю.С. Православные таинства: беседы о мире и человеке / Ю.С. Субботин. М.: Политиздат, 1990. - С. 23 - 109.

190. Суперфин, JI. Религия в индустриальном и постиндустриальном мире (Тенденции западного опыта) / JI. Суперфин // Вопросы экономики 1993. -№ 8. - С. 36-42.

191. Сурин, А.И. История экономики и экономических учений / А.И. Сурин. -М., 2000.-С. 9-182.

192. Сурмина, И.О. Самые знаменитые династии России / И.О. Сурмина, Ю.В. Усова. М.: «Вече», 2001. - С. 25 - 399.

193. Тиллих, Пауль. Мужество быть / П. Тиллих // Пауль Тиллих. Избранное. Религия культуры. М., 1995. - С. 19-76.

194. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж.Тойнби. М., 1991- С. 40 - 120.

195. Токарев, С.А. Религия и история народов мира / С.А. Токарев. М., 1986. -С. 150-196.

196. Томилов, В.В. Личностная стратегия предпринимательской деятельности /

197. B.В. Томилов, А.А. Крупанин, В.А. Пантелеев. СПб.: СПб ГУЭФ, 1999.1. C. 14-34.

198. Томилов, В.В. Культура предпринимательства / В.В. Томилов. СПб.: Питер, 2000.-С. 9-303.

199. Философский словарь: под ред. Фролова И.Т. Изд. 6-е перераб. и доп. -М.: Изд-во политической литературы, 1991. - С. 4 - 516.

200. Фиолетов, Н.Н. Очерки христианской апологетики / Н.Н. Фиолетов. М.,1992.-С. 27-54.

201. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли / П.А. Флоренский. М., 1990. -С. 44-127.

202. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения / Г.Форд. М.: Финансы и статистика, 1989. - С. 14-67.

203. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. М.: Республика,1993.-С. 69-143.

204. Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк М., 1994. - С. 439 - 568.

205. Франк, С.Л. С нами Бог / С.Л. Франк. Париж, 1984. - С. 80 - 127.

206. Франк, С.Л. Собственность и социализм. Русская философия собственности. XXVIII XX. / С.Л. Франк. - Сиб. 1993 - С. 311 - 421.

207. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. - С. 38 - 85.

208. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. - С. 15 -207.

209. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. Минск: Коллетиум, 1992. - С. 67 - 143.

210. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.-С. 92- 164.

211. Хайек, Б. Фотдмен. О свободе. Минск, 1990. - С. 76 - 97.

212. Хатчесон, Ф. Эстетика / Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит. М.: Искусство, 1973.-С. 98- 132.

213. Хизрич, Р. Предпринимательство. Выпуск 1. / Р. Хизрич, М. Питере. -Прогресс Универсум, 1991. - С. 41 - 67.

214. Хостинг, А. Курс предпринимательства: пер. с англ. / А. Хостинг. М., 1993.-С. 34-89.

215. Цветков, С.А. Психология бизнеса / С.А. Цветков, Ф.Д. Шкруднев, Г.К. Юзуфович. СПб., 1992. - С. 56 - 67.

216. Чаадаев, П.Я. Сочинения / П.Я.Чаадаев.- М., 1989. С. 180 - 231.

217. Черников, Г.П. Предприниматель кто он? / Г.П. Черников. - М.: Международные отношения, 1992.-С. 14-45.

218. Чернявская, Е.И. Предпринимательство в инновационной сфере / Е.И. Чернявская // Экономическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных систем. М., 1996. - С. 27 - 76.

219. Чижик, А.С. Сущность и структура инновационной деятельности / А.С. Чижик // Пищевая промышленность. 2003. - № 4. - С. 5 - 34.

220. Чьюнинг, Р.К. Бизнес сквозь призму веры / Р.К. Чьюнинг, Д. У. Эби. М., 1993.-С. 24-87.

221. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности / В.Ф.Шаповалов. М., 1999. - С. 34 - 89.

222. Шапошников, JI.E. B.C. Соловьев и православное богословие / JI.E. Шапошников. М., 1990. - С. 31 - 43.

223. Шелер, М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / М. Шеллер // Избранные произведения. М., 1999. - С. 306 - 327.

224. Швейцер, А. Упадок и возрождение культуры /А. Швейцер. М.: Прометей, 1993. - С. 25 - 86.

225. Шепель, В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера / В.М. Шепель. -М.: Финансы и статистика, 1992. С. 5 - 227.

226. Шепель, В.М. Управленческая этика / В.М. Шепель.- М., 1989. С. 15-43.

227. Шкаратан, А.И. Русская трудовая и управленческая культура / А.И. Шкаратан, В.В. Карачаровский // Мир России. 2002. - № 1. - С. 50 - 84.

228. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. М. : Сов. писатель, 1990. - С. 6 - 49.

229. Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике / Ю.А. Шрейдер. М.,1994. - С. 3 - 125.

230. Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития / Й.А. Шумпетер.- М.: Прогресс, 1982. С. 114 - 190.

231. Щихирев, П.Н. Этические принципы ведения дел в России / П.Н. Щихирев. М., 1995.-С. 17-85.

232. Энерберг, Р.Д. Современная экономика труда / Энерберг Р.Д., Смит Р.С. -М.: Изд-во МГУ, 1996. С. 12 - 105.

233. Эпикур. Фрагменты высказываний / Эпикур // Материалисты Древней Греции.-М., 1955. С. 217- 243.

234. Юм, Д. Об архетипах коллективного бессознательного / Д.Юм // Вопросы философии. -1988. № 1. - С. 10 - 22.

235. Яковлев, В.М. Конструктивное предпринимательство / В.М. Яковлев.- М., 1994.-С. 14-46.

236. Янц, Т. Измерение и формирование эффективной культуры труда: фронтальный штурм или фланговый маневр / Т. Янц. М.: Экономика, 1991.-С. 23 -87.

237. Яркова, Е.Н. Утилитаризм как тип нравственности: опыт концептуальной реконструкции / Е.Н. Яркова // Вопросы философии. 2005.- № 8 - С. 57 -90.

238. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: пер с нем / К. Ясперс. — М., 1991.-С. 38-74.

239. Ядринцев, Н.М. Сибирь как колония / Ядринцев Н.М. Тюмень, 2000. С. 34-87.