автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Аллегореза как философский метод в поздней патристике

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Доброцветов, Павел Кириллович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Аллегореза как философский метод в поздней патристике'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Доброцветов, Павел Кириллович

Введение.

Обзор литературы по теме диссертации.

Глава I. История аллегорезы.

Раздел 1. Античная аллегореза.

§ 1. От досократиков до Платона.

§ 2. Аллегореза в эллинистическую эпоху. Стоицизм, средний платонизм, неоплатонизм.

Раздел 2. Библейскаяаллегореза.

§ 3. Аллегория и символ в Ветхом Завете.

§ 4. Библейская небуквальная экзегеза в палестинском иудаизме.

§ 5. Аллегорическая экзегеза в александрийском иудаизме. Филон.

§ 6. Аллегореза в Новом Завете.

6.1. В Евангелиях.

6.2. В Посланиях Апостолов.

6.3.Типология в Библии.

6.4.Типологическая аллегореза в Апостольских Посланиях.

§ 7. Аллегореза в восточной патриотической письменности.

7.1. Александрийская школа.

7.2. Климент Александрийский.

7.3. Ориген.

7.4. Дидим.

7.5. Отцы IV-V веков.

Глава II. Аллегореза и символизм в «Ареопагитиках».

Раздел 1. Введение в «Ареопагитики».

§ 1. Проблема авторства.

§ 2. Состав корпуса.

§ 3. Краткий обзор учения.

Раздел 2. Аллегореза и символизм в «Ареопагитиках».

§ 4. Обоснование применения символизма и аллегорезы в «Ареопагитиках».

4.1. Символ.

§ 5. Частные виды применения символизма и образности в «Ареопагитиках».

§ 6. Иерархия аллегорико-символических образов.

§ 7. Процедура истолкования образов.

§ 8. Основания для применения аллегорезы в «Ареопагитиках».

8. 1. онтологические.

8. 2. антропологические.

§ 9. Аллегореза теологическая.

§ 10. Аллегореза космологическая.

§ 11. Аллегореза экзегетическая.

Глава III. Аллегореза преп. Максима Исповедника.

§ 1. Введение в наследие преп. Максима.

§ 2. Философско-богословские основания аллегорезы преп. Максима.

§ 3. Аллегореза экзегетическая.

3.1. Св. Писание.

3.2. Писание как космос.

3.3. Писание как человек.

3.4. Структура Писания.

3.5. Буква — Дух.

3.6. Герменевтические принципы экзегетики преп. Максима.

3.7.«Анагоге ».

3.8. Экзегетическая практика преп. Максима Исповедника.

3.9. Выводы из анализа экзегетики преп. Максима.

§ 4. Аллегореза теологическая.

§ 5. Аллегореза космологическая.

§ 6. Аллегореза антропологическая.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Доброцветов, Павел Кириллович

Диссертация посвящена теме применения аллегорезы как метода философствования в произведениях двух виднейших представителей восточной поздней патристики VI - VII веков: автора «Ареопагитик» и преп. Максима Исповедника.

Задачи диссертационного исследования: 1) раскрытие сущности аллегорезы, ее роли и места в системах философско-богословской мысли этих двух авторов; 2) анализ основной тематики истолкования, структуры смыслов интерпретации и философско-богословских оснований аллегорической методологии; 3) определение методологической роли и конструктивной функции аллегорезы в произведениях Максима Исповедника и в «Ареопагитиках».

Под аллегорезой в диссертации понимается:

1) в узком смысле — аллегорическое истолкование сакральных текстов в философской традиции.

2) в более широком смысле — обращение к образности в ее различных проявлениях в рамках философского способа рассуждения.

В аллегорезу включается: 1) сама процедура аллегорического истолкования (аллегорическая экзегеза), то есть применение аллегории в широком смысле, 2) те правила и принципы, по которым аллегорическое истолкование осуществляется (герменевтика), 3) смысловую структуру интерпретации и тематические виды истолкования. Обозначать аллегорезу как важный философский метод патристики позволяют следующие основания:

1) аллегорическая интерпретация как явление философской мысли появилась фактически еще в ранний период истории античной философии (VI - V вв. до н. э.), что и показано в первой главе диссертации.

2) Особенно активное развитие и применение в эпоху античности аллегорическая интерпретация получила в философии стоиков, среднего платонизма и неоплатонизма.

3) Идейное наследие Отцов христианской Церкви, обозначаемое в историко-философской традиции как патристика, является сложным синтезом двух главных ее составляющих: библейского мировоззрения, которое характеризуется как религиозное, и наследия античной культуры, и прежде всего — философского. Патриотическая мысль есть явление целостное и органичное, в котором эти две составляющие взаимно переплетены и неотделимы друг от друга (прежде всего с точки зрения самих авторов патристики). Это дает основания говорить о философии патристики и рассматривать патристику как этап развития истории философии, хотя в то же время и в истории религии. 4) Отцы Церкви и церковные писатели продолжили античную традицию использования аллегорической интерпретации, но уже по отношению к тексту Библии, частично заимствовав некоторые ее принципы из античной философии, частично развивая принципиально новые христианские ее элементы, однако, на основе библейского христианского мировоззрения.

5) Саму христианскую жизнь и мысль Отцы Церкви называли и понимали как философию (ката Xpiatóv (piXocroípía, каЭ тщад cpiXoaocpia) — и не просто как любовь к мудрости, а любомудрие по Христу, то есть теоретическое развитие и практическое воплощение принципов божественного Откровения Нового Завета, воплотившегося Логоса и Премудрости (Zocpía) Божией. Поэтому на наш взгляд правомерно говорить о христианской философии как с объективной точки зрения, так и с субъективной. И это вполне применимо и к рассматриваемым в диссертации авторам1.

6) Важным элементом этой философии является аллегореза, которая выступает фактически в качестве специфического философского метода в произведениях патриотических авторов.

7) Кроме того, аллегорическая интерпретация, как и использование образности в более широком смысле в христианской патриотической философии, с одной стороны, имеют свои истоки в библейском тексте, а с другой стороны, получили свое осмысление и обоснование в категориях и терминах античной философской герменевтики.

8) Аллегореза и в своем узком, и в широком смысле занимает важное место в «Ареопагитиках» и в произведениях преп. Максима Исповедника.

Метод исследования, применяемый в диссертации, выражается в классификации типов аллегорезы по тематике истолкования и общим разделам той или иной рассматриваемой философской системы.

1) Аллегореза теологическая имеет своим предметом Бога, Его проявления в мире, устройство мира духовного, то есть преимущественно теологическую проблематику.

2) Аллегореза космологическая имеет своим предметом мир в его целостности и разнообразии.

3) Аллегореза антропологическая касается человека, его устроения и деятельности, прежде всего духовной.

4) Аллегореза экзегетическая объединяет общие принципы всех вышеуказанных типов аллегорезы применительно к Писанию.

1 Интересно, что и сами византийцы называли преп. Максима философом, о чем свидетельствует, в частности, греческое заглавие, приписываемого Максиму произведения «Главы богословские» (Loci communes) — «Аввы Максима философа и мученика Главы богословские, а также избранные места из различных писаний тех, что согласны нашему христианскому учению и тех, что предваряли его» (Migne, Patrología Cursus Completas Graeca (PG) T. 91. Col. 722-1018). Кроме того, еще ряд авторов патриотической письменности либо при их жизни, либо в ближайшие века назывались философами, среди них: Св. Иустин, Аристид, Афинагор, Климент Александрийский, Ермий, наконец, Св. Кирилл (Константин Философ) — просветитель славян.

Кроме этого в работе проводится различение обозначающего (аллегория, символ и т.д.) и обозначаемого (смысл, умопостигаемая реальность и т.д.). Рассматривается специальная терминология и реконструируется герменевтическая процедура аллегорезы с выявлением ее философских и религиозных оснований. Этот метод, являющийся по своей сути аналитическим, служит для более детального рассмотрения данной проблематики2, а также помогает выявить важные взаимосвязи в философских учениях рассматриваемых авторов, устанавливаемые с помощью образной — аллегорико-символической методологии3.

Рассматриваемые нами произведения и авторы — грекоязычные, и тематика работы так или иначе связана с Византией VI-VII вв., когда «греческий» компонент был абсолютно преобладающим в ортодоксальной философско-богословской мысли. Структура диссертации заключает в себе:

Введение, в котором заявляется и обосновывается тема, определяются метод и задачи исследования, дается обзор литературы.

В главе первой приводится исторический обзор философской аллегорезы с VI в до н.э. по VI в. н.э. на основе отечественных и зарубежных исследований по данной тематике. В главе второй рассматривается применение аллегорезы и символизма в «Ареопагитиках».

В главе третьей исследуется применение аллегорезы у преп. Максима Исповедника. В заключении подводятся итоги проделанной работы.

В разделе библиография содержится перечень использованной в диссертации литературы.

Обзор литературы по теме диссертации

Фундаментальным русскоязычным трудом, включающим в себя как теорию так и историю философской аллегорезы в античной и раннесредневековой философии, является многотомная «История античной эстетики» А.Ф. Лосева4, к сожалению, закончившаяся на рассмотрении Александрийской школы (II-III вв). Среди других отечественных исследований по ранней аллегорезе интересные исследования по неоплатонической

2 Так как в рассматриваемых текстах она зачастую находится в «смешанном» состоянии и требует различения для своего рассмотрения.

3 В теме нашей работы заявлена «аллегореза», однако мы будем часто использовать и другие термины, такие как «символ», «образ» и производные от них. Как верно замечает А.Ф. Лосев, понятия «символ» и «аллегория» для авторов той эпохи зачастую были неразличимы и использовались как взаимозаменимые. Поэтому мы можем говорить об «аллегорико-символическом» или «образном» (в противоположность «дискурсивному») способах и толкования, и изложения. В то же время, с позиций современного использования этих понятий можно говорить об определенном различии в значениях между ними. Так аллегория как иносказание (от аМ,-ауор£со — «говорить иное») указывает на некоторые иные (аКко\) обозначаемые смыслы, в то время как символ (от оиц-РсЛХсо — «соединять») указывает на единство обозначаемого и обозначающего.

4 Лосев А.Ф. История античной эстетики. экзегетике содержатся в статьях Т.В. Поповой5, С.С. Аверинцева6, по аллегорезе в кинизме — в статье Нахова7. Проблемы аллегорезы в стоицизме затронуты в известной книге A.A. Столярова8. Краткая история аллегорического метода содержится в одноименных статьях в Православной энциклопедии9. Важные исследования по периоду развития аллегорического метода толкования Св. Писания в Александрийской школе и в целом по истории аллегорезы содержатся в трудах проф. Г.Г. Майорова10. Этой же темы касаются в своих работах А.И. Сидоров11, Р. Светлов12, Е.В. Афонасин13 и в некоторых аспектах — С.С. Аверинцев14, достаточно подробно, однако, скорее в эстетическом аспекте — В.В. Бычков15. Ценной, хотя, возможно, и несколько устаревшей, работой по проблемам аллегорической экзегетики является книга дореволюционного ученого П. Соколова16, в которой излагается история аллегорезы в новозаветный и патриотический периоды. Обстоятельно аллегореза Филона исследована в классическом

17 1R дореволюционном труде Иваницкого и в подробнейшей статье Матусовой , написанной на материале современных сравнительных исследований. Интересна статья Е. Казениной, содержащая краткий сравнительный анализ экзегетических принципов двух школ: Александрийской и Антиохийской, а также статья Е. Пилипенко, раскрывающая принципы православного символизма в богословии19. Общее современное восточнохристианское представление об аллегорическом методе, его месте в экзегетике и его теоретической сути, среди прочего, дает замечательный богословский труд епископа

Варнавы (Беляева) . Некоторые замечания к вопросу типологической аллегорезы

5 Попова Т.В. Гомер в оценке неоплатоников // Древнегреческая литературная критика. М., 1975.

6 Аверинцев С.С. Неоплатонизм перед лицом Платоновой критики мифопоэтического мышления // Платон и его эпоха. М„ 1979. С. 83-97.

7 Нахов И.М. Очерк кинической философии, Антология кинизма. Памятники философской мысли. М., 1996.

8 Столяров A.A. Стоя и стоицизм. М., 1995.

9 Православная Энциклопедия. Т. 3. М., 2001.

10 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979; Он же. Философия как искание Абсолюта. М., 2004.

11 Сидоров А.И. Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский // Ученые записки. Вып. 3. Патрология; Он оюе. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996; Он о/се. Экзегетические труды Оригена: толкования на Ветхий Завет // Альфа и Омега. М., 2005. № 1.

12 Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. Спб., 1996.

13 Афонасин Е.В. Философия Климента Александрийского. Новосибирск, 1990.

14 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

15 Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991; Он же. Эстетика поздней античности. М., 1981; Он же . Эстетика Отцов Церкви. М., 1995.

16 Соколов П. История Ветхозаветных Писаний в христианской Церкви от начала Христианства до Оригена включительно. М., 1886.

17 Матусова Е.Д. Филон Александрийский — комментатор Ветхого Завета // Филон Александрийский, Толкования Ветхого Завета. М., 2000.

18 Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911.

19 Казенина Е. Иоанн Златоуст в истории библейской экзегетики. Пилипенко Е. Святоотеческое богословие символа // Альфа и Омега. 2001. № 1, 2, 3.

20 Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Нижний Новгород, 1996. содержатся в нашей статье . Интересная тема борьбы Церкви и гностицизма в сфере библейской экзегетики и аллегорезы ранних Отцов Церкви и Св. Иренея Лионского рассмотрена в трудах Писарева22 и Троицкого23. Ценным вспомогательным исследованием по патриотической аллегорезе служат комментарии А.Г. Дунаева к книге «Сочинения

24 древних христианских апологетов» , которые, правда, рассматривают данную проблематику скорее в филологическом аспекте.

Среди западных работ, доступных нам, исследования по генезису аллегорического л? л/ 0"7 метода находятся в статьях Дж. Тейта , Эдельстайн , Ноултона . Большой обзорной работой на английском языке по теме аллегорической экзегетики в античной и христианской письменности являются книга Дж. Уитмена, в которой приводится исчерпывающая сводка аллегорической терминологии в эпоху ее генезиса в античной 28 философии . Краткая история аллегорического метода содержится в одноименных статьях Новой Католической29 энциклопедии, а также в Библейском Словаре и в Энциклопедии Религии и Этики30, целостный обзор истории средневековой экзегетики дан в Оксфордском «Словаре христианской церкви»31. Ценным видится фундаментальный труд Янга32, в котором приводится рассмотрение всех экзегетических программ раннехристианского периода (к сожалению, только до V в.), подробнейшее исследование по аллегорезе Оригена — у К. Дж. Торджсона33. Исключительную по своей важности и проработанности, хотя и довольно компактную по своему объему, главу по истории библейской (в том числе и новозаветной), а также филоновской и патриотической аллегорезы (включая Александрийскую школу) содержит труд Вольфсона34, к которому

21 Доброцветов П.К. Типологическая экзегетика в так называемом «Послании Варнавы» // «Аспекты». М.: МГУ, 2005.

22 Писарев Л.И. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1: Век Мужей Апостольских. Казань, 1915.

2ЪТроицкий В. Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету. Сергиев Посад, 1911.

24 Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999.

25 Tate J. Cornutus and the Poets // The Classical Quarterly. Vol. 23. 1929; On The History of Allegorism // The Classical Quarterly // Vol. 28. 1934; Plato and allegorical interpretation // The Classical Quarterly, Vol. 23. 1929; Plato, Socrates and The Myths // The Classical Quarterly, Vol. 30. 1936; The Beginnings of Greek Allegory // The Classical Revue, Vol. 41. 1927.

26 Edelstein L. The Function of Myth in Plato's Philosophy.//Journal of the History of Ideas. №4. 1949.

27 Knowlton E.C. Notes on early allegory // Journal of English and German Philology 29. 1930.

28 Whitman Jon. Allegory. The dynamics of an Ancient and Medeival Technique. Oxford, 1987.

29 New Catholic Encyclopedia. Washington, 1967-1981.

30 Dictionary of Bible (P. 82-84); J. Hastings. Encyclopaedia of Religion and Ethics (P. 327-331).

31 McNally R.E. Exegesis Medeival // The Oxford Dictionary of The Christian Church. Ed by F.L. Cross. Oxford 1957-1974.

32Young Frances M. Biblical Exegesis and The Formation of Christian Literature, Frances M. Young, Cambridge, 1997.

33 Torjesen Karen Jo. Hermeneutical procedure and theological method in Origen's exegesis. Berlin; New York, 1986.

34 Wolfson H.A. Philosophy Of The Church Fathers, 1955. примыкают и исследования Келли35, Даниелу36, Флессеман — Ван Леер37, Любака38. В них содержатся важные главы по истории обеих экзегетических школ христианства, а также размышления по проблемам экзегетики и истории. Анализ исторических и герменевтических особенностей аллегорезы патристического периода содержат статьи Мередит39, Пепэна40, МакЛеода41.

Литература по «Ареопагитикам», и в том числе, затрагивающая тему аллегории и символа в этом корпусе трактатов на русском языке представлена рядом следующих исследований: библиография исследований по «Ареопагитикам» приводится в статье иеромонаха Дионисия (Шленова)42. Самыми лучшими на наш взгляд, и наиболее актуальными исследованиями по Ареопагиту, особенно касающимися рассмотрения символизма, на русском языке являются глава в книге, и статья В.В. Бычкова43, а также краткая, но предельно ясная и насыщенная статья проф. Майорова Г.Г. в его недавно опубликованном труде44. «Ареопагитики» в их общей и итоговой форме рассмотрены в главе в книге А.И. Бриллиантова45, у Флоровского46. Характерный для «Ареопагитик» мистицизм и апофатизм рассматриваются Лосским47 и Мининым48.

Среди исследований на иностранных языках стоит упомянуть прежде всего фундаментальный и всеохватный по тематике труд на английском языке русского исследователя иеромонаха Александра (Голицына)49. Среди подобных ему, хотя и более кратких книг стоит упомянуть исследование Э. Лаута50, Р. Рока51 а также относительно небольшую, но очень емкую статью Шелдон-Уильямса52. Все эти работы содержат как

35 Kelly J.N.D. Early Christia Doctrines 1958-1977. Fifth edition. London.

36 Danielou Jean. The Lord of History, London, 1958.

37 Flesseman Ellen — Van Leer. Tradition and Scripture in the Early Church.

38 Любак Анри. Парадокс и тайна Церкви. Nova et vetera. Italia. [Русский перевод.]

39 Meredith A. Allegory in Porphyry and Gregory of Nyssa // Studia Patristica XIV. Berlin, 1976.

40 Pepin J. A propos de l'historié de l'exegese allegorique: l'absurdité, signe de allegorie, Studia Patristica V.

41 McLeod C.W. Allegory and Mysticism in Origen and Gregory of Nyssa // Journal of Theological Studies 22, 1971.

42

Шленов Дионисий, иером. Ареопагитики // Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. 3.

43 Бычков В.В. Малая история византийской эстетики Киев 1991 ; На путях незнаемого знания // Историко-философский Ежегодник. 1991.

44 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979; Он же. Философия искание Абсолюта. М., 2004.

45Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М„ 1998.

46 Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы V-VIII веков. М., 1992.

47 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991; Он э/се. Богословие и Боговидение. М., 2000.

48 Минин П. Мистицизм и его природа. Киев, 2003.

49 Golitzin Alexander Hieromonk, Et Introibo Ad Altare Dei. The mystagogy Of Dionysius Areopagita, With Special Reference To Its Predecessors In The Eastern Christian Tradition. GeaaaXov'iKT] 1994.

50 Louth A. Denys the Areopagite. Wilton, 1989.

51 Roqes R. Introduction Denys L'Areopagite Hiérarchie Celeste // Source Chrétiennes 58, Paris 1958.

52 Sheldon — Williams I.P. The pseudo-Dionysius // The Cambridge History' of Later Greek and Early Medeival Philosophy, ed. by A.H. Armstrong, Cambr., 1970. общие исследования по трактатам этого корпуса, так и отдельные материалы, связанные с проблематикой символизма. Статьи, посвященные более частным вопросам дионисиевого корпуса, связанным с тематикой нашего исследования написал Плас53 об апофатизме Дионисия, а также вообще об истоках апофатической теологии, кроме того — Ваннест54 и Рист55 по религиозно-антропологической проблематике Дионисия. Собственно тематика символизма и аллегорезы рассмотрена в статьях Э. Лаута56, С. Геро57, Парсонса58 и Рорема59.

Творчество преп. Максима остается еще недостаточно изученным явлением в отечественной патрологической и историко-философской науке. Хотя исследования его творчества в XX в. дали некоторые великолепные образцы, оно еще ждет отечественного исследователя для дальнейшей работы. Среди таких образцов хотелось бы назвать два. Во-первых, и по сей день остается непревзойденным труд переводчика Максима на русский язык — Епифановича60, вышедший почти век назад (1915), сумевшего коротко, но ясно и цельно охватить все стороны системы преп. Максима в ее общей связи с предыдущей и последующей традицией византийской мысли. Однако общий уровень исследований не стоит на месте и предъявляет всё более высокие требования, в связи с чем нельзя не упомянуть, по верному замечанию A.A. Столярова, — непревзойденный пока второй образец современной отечественной патрологии в сфере «максимоведения» — издание двухтомника «Творений преп. Максима»61 с предисловиями и комментарием А.И. Сидорова. Не менее высокую оценку можно дать и другим работам этого ученого, в том числе касающимся темы о Максиме62.

Прекрасные, хотя и небольшие статьи, посвященные Максиму, содержатся в общих обзорных курсах по патристике и истории средневековой философии, построенных по хронологическому принципу у Архиеп. Филарета (Гумилевского)63, Флоровского64,

53 Des Places Е. La theologie negative du Pseudo-Denys, ses antecedants platoniciens et son influence // Studia Patristica XVII, 1. 1982.

54 Vanneste J. S. J. La doctrine des 3 voies dans la Theologie Mytstique du Ps.-Denys l'Areopagite // Studia Patristica VIII. 1963.

55 Rist J.M. A note on Eros and Agape in Pseudo-Dionysius // Vigillae Christianae 20, 1966.

56 Louth A. Pagan theurgy and Christian Scramentalism in Denys the Areopagite // Journal of theological Studies 37.

57 Gero Stephen. Hypatius of Ephesus on the cult of images // Christianity, Judaism and other Greco-Roman Cults. Leiden. 1975.

58 Parsons S.C. The "Hierarch" in the Pseudo-Dionysius and its place in the history of Christia Pristhood // Studia Patristica VIII, 1. 1963.

59 Rorem P. Iamblichus and the anagogical Method in Pseudo-Dionysian Liturgical Theology // Studia Patristica VII; Moses as The Paradigm for the Liturgical spirituality of pseudo-Dionysius // Studia Patristica XVIII, 2. 1989.

60 Епифанович C.JI. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.

61 Творения преподобного Максима Исповедника: в 2 т. / Пер. и ком. C.JL Епифановича, А.И. Сидорова. Вступит, статья А.И. Сидорова. М., 1993.

62 Творения аввы Евагрия. М., 1994; Он же. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // Византийский Временник. М., 1986.

63Архиеп. Филарет Гумилевский. Историческое учение об Отцах Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

Мейендорфа65, Карсавина66, В.В.Соколова67. Впрочем, труд архиеп. Филарета, великий для своего времени (1859), теперь значительно устарел. Замечательный взгляд на творчество преп. Максима Исповедника сквозь призму современного осмысления живой мистической традиции Восточной Церкви изнутри этой традиции дан в двух важных работах Лосского68, освещающих характерный для Максима мистицизм. Сюда же можно отнести и более светскую, хотя не менее научную современную работу Ситникова69 по сравнительному анализу неоплатонизма и святоотеческой философско-богословской мысли первых веков. Антропологии Максима посвящен небольшой, но важный раздел в книге архим. Киприана (Керна)70, являющейся фундаментальной и первой в русскоязычной традиции попыткой осмысления и изложения святоотеческой антропологии за более чем тринадцативековую историю. Систематизацию гносеологических категорий Максима проводит Кузнецов71. Интересен перевод греческого «Жития» преп. Максима Муретовым72 с хорошим предисловием, здесь же помещен «Диалог с Пирром», который вместе с протоколами допроса Максима в Константинополе позволяет современному читателю увидеть развитие событий эпохи монофелитских споров «в лицах». Великолепный труд начала века репрессированного позднее проф. Бриллиантова73 имеет также большую статью о Максиме и является непревзойденной отечественной работой о влиянии последнего на западную философско-богословскую традицию. Также важна недавно переизданная книжка дореволюционного исследователя П. Минина, содержащая в себе главу о Максиме в связи с проблемами богопознания и обожения, в которой также рассматривается и тема истории, что имеет непосредственное отношение к тематике нашего исследования.

Среди западных работ на английском языке о Максиме нельзя не упомянуть фундаментальных тематических исследований по онтологической проблематике — Шервуда74, по антропологической — Танберга75 и Ж. К. Ларше76 — замечательного современного православного французского ученого, опубликовавший ряд исследований

64Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы V - VIII веков. М., 1992.

65Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2000.

66 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М„ 1994.

67 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001.

68 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991; Он же. Богословие и Боговидение. М„ 2000.

69 Ситников А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001.

70 Архим. Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996.

71 Кузнецов А.В. Гносеологический смысл понятийного аппарата Максима Исповедника // Сравнительное изучение цивилизаций мира. Сборник статей. М., 2000.

72 Св. Максима Житие / Перевод, издание, примечания М.Д.Муретова // Богословский Вестник. 1914.

73 Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998.

74 Sherwood P. The Earlier Ambigua of St Maximus the Confessor and his refutation of Origenism.Roma, 1955.

75 Thunberg L. Man and cosmos: The vision of St. Maximus the Confessor. N.-Y., 1985; Microcosm and mediator. Copenhagen, 1965.

76 Larchet Jean-Claude. La divinization de l'homme selon saint Maxime Le Confesseur. Paris, 1996; Ме/н.Introduction au Saint Maxime le Confesseur Ambigua, Paris — Suresnes. по Максиму, одно из которых недавно было переведено на русский язык77. Творческий и всесторонний подход осуществил швейцарец Бальтазар78 в своей фундаментальной книге о Максиме, доступной нам, к сожалению, пока только в русском переводе отдельных фрагментов. Богословская проблематика, имеющая, однако, также отношение к аллегорической экзегетике Максима рассмотрена в статьях Бертольда79, Блоуерса80, Маддена81, Сквайра82. Философская сторона произведений Максима проанализирована в статье Шелдон-Уильямса83, однако в ней, на наш взгляд, Максим изложен несколько схематизировано и односторонне, в отличие даже от многих других западных исследователей. Антропологическим вопросам, связанным с темой мистицизма и богопознания посвящены статьи Маддена84, Микеля85, которые опосредованно относятся и к тематике нашего исследования — проблеме духовной интерпртации. Итоговыми работами по всей западной традиции изучения Максима являются труды Э. Лаута86 и Алана Риу87. Проблематика влияний на Максима и его значения и влияния на последующую мысль изложена в статьях Дальме88, Э. Лаута89. Вопросы языка и стиля Максима, дискутировавшиеся еще в византийскую эпоху (например патриархом Фотием), изложены в статье Карла Лаги90.

Что касается более частной темы как аллегоризм и символизм Максима, то необходимо отметить ее относительную неразработанность, особенно в отечественной науке и литературе. Частично эта проблематика рассмотрена в прекрасных комментариях С.Л. Епифановича и А.И. Сидорова к двухтомному изданию Максима на русском языке. В связи с этим интересна и важна краткая, но основательная статья Живова91 по сравнительному анализу в аспекте отношения к символизму в «Ареопагитиках» и у

77 Ларше Жан-Клод. Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом. М., 2004.

78 Hans Urs von Balthasar. Kosmishe Liturgie. 1961 (русск. перевод фрагментов в «Альфа и Омега» 1997-2000).

79 Berthold G.C. The Cappadocian Roots of Maximus the Confessor I I Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur. Fribourg, 1980. ed. Par F. Heinzer et Ch. Chonborn. 1982.

80 Blowers P. Maximus The Confessor, Gregory of Nyssa and the concept of "Perpetual Progress"// Vigillae Christianae 46; Idem. Realized Eschatology in Maximus the Confessor, Ad Thalassium 22 // Studia Patrística XXXII. 1995.

81 Madden N. Composite Hypostasis in Maximus Confessor// Studia Patrística XXVII. 1991.

82 Squire O.P. The idea of the Soul as Virgin and Mother in Maximus the Confessor // Studia Patrística VIII 1963.

83 Sheldon-Williams LP. The Maximus the Confessor // The Cambridge History of Later Greek and Early Medeival Philosophy ed. by A.H. Armstrong. Cambr., 1970.

84 Madden N. Aïg9tigiç vospá (Diadohus — Maximus) // Studia Patrística XXIII. 1987.

85 Miguel P. Пегра. Contribution a l'etude du vocabulaire de l'experience relegieuse dans l'oeuvre de Maxime le Confessor // Studia Patrística VII. 1982.

86 Louth A. Maximus Confessor. London - N.-Y., 1996.

87 Riou A. Le Monde et L'Eglise selon Maxime Le Confessor. Theologie historique 22. Paris, 1973.

88 Dalmais I.H. L'heritage evagrien dans la synthese de St. Maxime le Confessor // Studia Patrística VIII. 1963.

89 Louth A. St. Maximus the Confessor between East and West // Studia Patrística XXXII. 1995; Louth A. St. Denys the Arepagite and St. Maximus the Confessor. Question of Influence // Studia Patrística XXVII. 1991.

90 Laga C. Maximus as stylist in Quaestiones Ad Thalassium // Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur. Fribourg, 1980. ed. Par F. Heinzer et Ch. Chonborn. 1982.

91 Живов В. M. Мистагогия Максима Исповедника и развитие византийской теории образа // Художественный язык средневековья. М., 1982.

Максима. Наша ранее опубликованная статья92 на указанную тему является скорее «первым подходом» к теме экзегетики Максима. Важна статья Шервуда93, посвященная собственно проблемам экзегезы Максима. Частные примеры экзегетики Максима и их философско-богословское значение разбираются в статьях Мадцена94, МакГьюкена95. Среди зарубежных исследователей, посвятивших свои статьи аллегорезе Максима, необходимо особо упомянуть П. Блоуерса96, который довольно подробно исследовал метод, терминологию и философско-богословские основания аллегорической экзегезы и герменевтики Максима, результаты его исследований являются наиболее актуальными для данной главы нашей работы. Менее концептуальны и скорее направлены на изложение и анализ собственно экзегетической практики Максима статьи Бертольда97, Мацукаса98, назвавшего одну из глав своей книги о Максиме «Аллегория» а также затронувшего частично проблемы общего обоснования философской аллегорезы. Аллегореза и литургический символизм Максима рассмотрены в несколько устаревших тт 99 уже статьях Дальме , в которых автор занят скорее изложением, чем концептуальным объяснением и анализом, а также весьма подробно, в том числе и касаясь аллегорико-символической терминологии — у упоминавшегося выше Танберга100, однако, в большей мере с точки зрения символизма Церковных Таинств.

Актуальность данного исследования определяется также тем, что на русском языке до сих пор пока не было опубликовано ни одного систематического исследования, охватывающего историю античной и патриотической аллегорезы в целом. Не было также и специальных исследований по аллегорезе и символизму в «Ареопагитиках», а данная проблематика в отношении к Максиму Исповеднику в отечественной литературе и вовсе не исследовалась. Правда, тема символизма и аллегорезы в «Ареопагитиках» рассмотривалась в ряде аспектов (особенно в эстетическом) В.В. Бычковым. Задача

92 Доброцветов П.К. Преп. Максим Исповедник и Александрийская традиция толкования // Философские науки. 2004. № 5.

93 Sherwood P. Exposition and Use of Scripture in St. Maximus as manifest in the Quaestiones ad Thalassium // Orientaba Christiana Periodica. Roma, 1955-1958.

94 Madden N. Maximus Confessor: On the Lord's Prayer // Scriptural Intrpretation in the Fathers: Letter and Spirit, Dublin, 1995.

95 McGuickin J. A. The Patristic Exegesis of The Transfiguration // Studia Patrística XVII, 1.

96 Blowers P. The Analogy of Scripture and Cosmos in Maximus the Confessor // Studia Patrística XXVII, Leuven, 1993; Anagogical Imagination: Maximus The Confessor and the legacy of origenian hermeneutics // Origeniana Quinta. Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. Papers of the 5th International Origen Congress. 1989. Leuven, 1992; The Logology of Maximus the Confessor in His Criticism of Origenism // Origeniana Quinta, Leuven, 1992.

97 Berthold G.C. Levels of Scriptural Meaning in Maximus the Confessor // Studia Patrística XXVII. Leuven, 1993.

98 Matsoukas Nikos A. La Vie en Dieu selon Maxime le Confesseur, Editions Axios.

99 Dalmais LH. Place de la Mystagogie de Saint Maxime le Confesseur dans la Theologie Liturgiqe Byzantine // Studia Patrística V; Theologie de l'Eglise et mystere liturgique dans la Mystagogie de S. Maxime le Confesseur // Studia Patrística XIII. 1975.

100 Thunberg L. Symbol and Mystery in St. Maximus the Confessor // Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur. Fribourg, 1980. ed. Par F. Heinzer et Ch. Chonborn, 1982. данной же диссертации — остановиться скорее на философско-онтологических основаниях аллегорезы, а также на аспектах, ранее в отечественной литературе подробно не исследовавшихся. Работ же по аллегорической экзегетике Максима на русском языке просто нет, а связанная с ней проблематика рассредоточена по различным упомянутым выше работам.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Аллегореза как философский метод в поздней патристике"

Заключение

Рассмотрение применения аллегорезы в «Ареопагитиках» и в трудах преп. Максима Исповедника позволяет сделать ряд выводов, касающихся сущности аллегорезы, ее методологической роли и конструктивной функции в системах патриотической философской мысли VI-VII веков на примере данных произведений. Рассмотрение этого явления в философии поздней патристики выводит в две сферы применения аллегорезы — экзегетическую и онтологическую. В сфере экзегетики философская аллегореза есть способ иносказательного истолкования сакральных текстов с целью «прочтения» в них философского содержания. Такая аллегорическая экзегетика основывается на представлении о наличии в тексте не менее двух уровней смысла, которые в целом могут рассматриваться как буквальный и иносказательный (с развитой структурой элементов обоих смыслов и взаимосвязей между ними). Сущность аллегорезы в данном случае состоит в рассмотрении буквального смысла текста в качестве обозначающего (символа, аллегории) и прочтении в нем особого смысла (религиозного, философского). В сфере онтологии аллегореза как метод обращения с реальностью также получает свое применение в том случае, когда эта онтологическая реальность расценивается как явление, т.е. как обозначающее и как символ, как образ реальности более возвышенной (умопостигаемой, духовной). Максим Исповедник настаивает на существовании связи между этими сферами, демонстрируя ее также с помощью аллегорезы.

Методологическая роль философской аллегорезы проявляется через ее конструктивную функцию — соединение между собой через иносказательное истолкование элементов религиозных (Откровение Св. Писания) и элементов философских в философско-религиозном синтезе поздней патристики. С помощью иносказания содержание Писания получает свое истолкование в философско-богословском смысле (включая теологию, космологию, антропологию и герменевтику как отрасли философского знания). С другой стороны, аллегореза позволяет осуществлять и «обратный переход» от философии к Писанию для подтверждения тех или иных философских положений как истинных и находящих отклик в Писании. Поэтому с этой точки зрения без аллегорезы синтез Писания и философии в патристике был бы вряд ли возможен.

В вопросе о взаимоотношении языческой аллегорезы мифов и патриотической аллегорезы Писания следует заметить, что, несмотря на определенные заимствования (терминологические и концептуальные) из языческой аллегорезы (в основном через посредство философских толкований Ветхого Завета у Филона Александрийского), христианская аллегореза при всех своих вариациях (Александрийской и Антиохийской школ) несет в себе также важное историко-эсхатологическое измерение Боговоплощения, практически отсутствующее в античной мысли. Относительно структуры и типологии смыслов истолкования религиозных текстов можно заключить, что в античности философская аллегореза зародилась с целью апологетики традиционных мифов от нападок секулярной философии, однако впоследствии приобрела и позитивный смысл соединения философии и религии в рамках синкретических философских учений эпохи эллинизма. В патриотической аллегорезе, а особенно в «Ареопагитиках» и у преп. Максима Исповедника, апологетические мотивы практически отсутствуют, предоставляя широкий простор мотиву позитивному. Среди видов истолкования в философии патристики аллегореза теологическая занимает ведущее положение, в отличии от зачастую физического и морального истолкования в аллегорезе античной.

В целом можно сделать вывод о важнейшей роли аллегорезы как философского метода, способствующего синтезу разнородных элементов и обнаружению фундаментальных оснований для подобного синтеза в философии поздней патристики в трудах автора «Ареопагитик» и преп. Максима Исповедника.

 

Список научной литературыДоброцветов, Павел Кириллович, диссертация по теме "История философии"

1. Migne J. P. Patrologiae cursus completus series graeca. Vol. 90-91.

2. Proclus. Commentaire sur la Republique. Traduction et notes par A.J. Festugiere. Tome I. Dissertations I-IV. Paris, 1970.

3. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб., 2003.

4. Ранние Отцы Церкви. Антология, Брюссель, 1988.

5. Св. Максима Исповедника Житие / Перевод, издание и примечания М.Д. Муретова // Богословский Вестник. 1914-1915.

6. Творения Аввы Евагрия / Предисловие А. И. Сидорова. М., 1994.

7. Творения преподобного Максима Исповедника: в 2 т. / Пер. и ком. C.JI. Епифановича, А.И. Сидорова. Вступ. статья А.И. Сидорова. М., 1993.

8. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1 / Под ред. А.В. Лебедева. М., 1989.2. Исследования

9. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

10. Аверинцев С.С. Неоплатонизм перед лицом Платоновой критики мифопоэтического мышления // Платон и его эпоха. М., 1979. С. 83-97.

11. Афоиасин Е.В. Философия Климента Александрийского. Новосибирск, 1990.

12. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998.

13. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

14. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

15. Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995.

16. Гумилевский Филарет архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви: в 4 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

17. Доброцветов П.К. Типологическая аллегореза в так называемом «Послании Варнавы» // «Аспекты». М.: МГУ, 2005. С. 216-226.

18. Доброцветов П.К. Преп. Максим Исповедник и Александрийская традиция толкования // Философские науки. М., 2004. № 5. С. 133-151.

19. Древнегреческая литературная критика. М., 1975.

20. Епифанович СЛ. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, М„ 1996.

21. Живов В. М. Мистагогия Максима Исповедника и развитие византийской теории образа//Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 108-127.

22. Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911.

23. Илюточкин К. Корпус Дидима Слепца как памятник церковной письменности IV века. Канд. дисс. по богословию. Сергиев Посад, 2005.

24. Казенина Е. Иоанн Златоуст в истории Библейской экзегетики // Альфа и Омега. №3. М., 2001. С. 64-80.

25. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994.

26. Карташев A.B. Вселенские Соборы. Клин, 2002.

27. Керн Киприан архим. Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996.

28. Кузнецов A.B. Гносеологический смысл понятийного аппарата Максима Исповедника // Сравнительное изучение цивилизаций мира (междисциплинарный подход). Сборник статей. М., 2000. С. 339-342.

29. Лосев А.Ф. История Античной Эстетики. Последние века. М., 1988.

30. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991.

31. Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. М., 2000.

32. ЛюбакАнри. Парадокс и тайна Церкви. Nova et Vetera. Italia. Русский перевод.

33. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

34. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004.

35. Матусова Е.Д. Филон Александрийский — комментатор Ветхого Завета // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000.

36. Мейендорф Иоанн, протопресв. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2000.

37. Мейендорф Иоанн, протопресв. Иисус Христос в восточно-православном богословии. М., 2000.

38. Минин П. Мистицизм и его природа. Киев, 2003.

39. Нахов ИМ. Очерк кинической философии. Антология кинизма. Памятники философской мысли. М., 1996.

40. Нестерова О. Типологическая экзегеза: спор о методе // Альфа и Омега. № 4. 1998. С. 62-77.

41. Патристика. Новые переводы. Статьи. Сб. Нижний Новгород, 2001.

42. Писарев Л.И Очерки из истории христианского вероучения патриотического периода. Том 1: Век Мужей Апостольских. Казань, 1915.

43. Попова T.B. Гомер в оценке неоплатоников // Древнегреческая литературная критика. М., 1975. С. 415-453.

44. Священное Писание Ветхого Завета / Под ред. Прот. Владимира Иванова. Загорск, 1986.

45. Сидоров А.И. Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский. Российский Православный Университет. Ученые записки. Вып. 3. Патрология. М., 1998.

46. Сидоров А.И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996.

47. Сидоров А.И. Экзегетические труды Оригена: толкования на Ветхий Завет // Альфа и Омега. М., 2005. № 1, 2, 3.

48. Ситников A.B. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001.

49. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001.

50. Соколов П. История Ветхозаветных Писаний в христианской Церкви от начала Христианства до Оригена включительно. М., 1886.

51. Столяров A.A. Стоя и стоицизм. М., 1995.

52. Столяров A.A. Патрология и патристика. М., 2001.

53. Троицкий В. Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету. Сергиев Посад, 1911.

54. Флоровский Георгий протоиерей. Восточные Отцы V-VIII веков. М., 1992.

55. Целлер Э. Очерки истории греческой философии. М., 1912. Репринт. 1996.

56. Шленов Дионисий, иером. Ареопагитики // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 193-213.

57. Шмалий В.В. Учение святителя Григория Нисского о познании Бога. Дисс. Канд. богосл. Сергиев Посад, 1997.

58. Balthasar von Hans Urs. Kosmishe Liturgie. 1961 (русский перевод фрагментов: Альфа и Омега (1997-2000)).

59. Berthold G. С. The Cappadocian Roots of Maximus the Confessor // Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur. Fribourg, 1980. ed. par F. Heinzer et Ch. Chonborn 1982. P. 51 60.

60. Berthold G.С. History and Exegesis in Evagrius and Maximus // Origeniana Quarta. P. 390-404.

61. Berthold G.С. Levels of Scriptural Meaning in Maximus the Confessor // Studia Patrística XXVII. Leuven, 1993. P. 129-144.

62. Blenkinsopp J. Type and Antitype // The New Catholic Encyclopaedia. Washington, 1967-1981. P. 351-352.

63. Blowers P. The Analogy of Scripture and Cosmos in Maximus the Confessor // Studia Patrística XXVII. Leuven, 1993. P. 145-149.

64. Blowers P. Anagogical Imagination: Maximus The Confessor and the legacy of origenian hermeneutics // Origeniana Quinta. Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. Papers of the 5th International Origen Congress. 1989. Leuven, 1992. P. 639655.

65. Blowers P. The Logology of Maximus the Confessor in His Criticism of Origenism // Origeniana Quinta. Leuven, 1992. P. 570-574.

66. Blowers P. Maximus The Confessor, Gregory of Nyssa and the concept of "Perpetual Progress"//Vigillae Christianae 46. 1992. P. 151-191.

67. Blowers P. Realized Eschatology in Maximus the Confessor, Ad Thalassium 22 // Studia Patrística XXXII. 1995. P. 258-263.

68. Brown R.E. Allegory in The Bible // New Catholic Encyclopaedia. Washington, 19671981. P. 321.

69. Dalmais LH. L'heritage evagrien dans la synthese de St. Maxime le Confessor // Studia Patrística VIII. 1963. P. 356-362.

70. Dalmais I.H Place de la Mystagogie de Saint Maxime le Confesseur dans la Theologie Liturgiqe Byzantine // Studia Patrística V. 1962. P. 277-282.

71. Dalmais I.H. Theologie de l'Eglise et mystere liturgique dans la Mystagogie de S. Maxime le Confesseur //Studia Patrística XIII. 1975. P. 145-154.

72. Danielou Jean. La decopícc chez Gregoire de Nysse. Studia Patrística XI. 1967. P. ISO-US.

73. Edelstein L. The Function of Myth in Plato's Philosophy // Journal of the History of Ideas. № 4. 1949.

74. Flesseman Ellen — Van Leer. Tradition and Scripture in the Early Church.

75. Gejfken J. Allegory // J. Hastings. Encyclopaedia of Religion and Ethics, 1908. P. 327331.

76. Gero Stephen. Hypatius of Ephesus on the cult of images // Christianity, Judaism and other Greco-Roman Cults. Leiden, 1975. P. 208-216.

77. Golitzin Alexander Hieromonk. Et Introibo Ad Altare Dei. The mystagogy Of Dionysius Areopagita, With Special Reference To Its Predecessors In The Eastern Christian Tradition. 0£GGaA.OVÍKT|, 1994.

78. Kelly J.N.D. Early Christia Doctrines 1958-1977. Fifth edition. London.

79. Knowlton E.C. Notes on early allegory // Journal of English and German Philology, 29. 1930. P. 159-181.

80. Laga C. Maximus as stylist in Quaestiones Ad Thalassium // Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur. Fribourg, 1980. ed. Par F. Heinzer et Ch. Chonborn. 1982. P. 139 146.

81. Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1978.

82. Larchet J.-C. La divinization de l'homme selon saint Maxime Le Confesseur. Paris, 1996.

83. Larchet J. -C. Ponsoye E. Introduction au Saint Maxime le Confesseur Ambigua. Paris — Suresnes.

84. Liddel & Scott. A Greek-English Lexicon. 1925-1936.

85. Louth A. Denys the Areopagite. Wilton, 1989.

86. Louth A. Maximus Confessor. London — N.-Y., 1996.

87. Louth A. Pagan theurgy and Christian Sacramentalism in Denys the Areopagite // Journal of theological studies, 37. P. 432-438.

88. Louth A. St. Denys the Arepagite and St. Maximus the Confessor. Question of Influence //Studia Patrística XVII. 1991. P. 166-174.

89. Louth A. St. Maximus the Confessor between East and West // Studia Patrística XXXII. 1995. P.332-345.

90. Madden N. Aïa6r|cnç vospá (Diadohus — Maximus) // Studia Patrística XXIII. 1987. P. 53-60.

91. Madden N. Maximus Confessor: On the Lord's Prayer // Scriptural Intrpretation in the Fathers: Letter and Spirit. Dublin, 1995. P. 119-141.

92. Madden N. Composite Hypostasis in Maximus Confessor // Studia Patrística XXVII. 1991. P. 175-197.

93. Matsoukas Nikos A. La Vie en Dieu selon Maxime le Confesseur, Editions Axios. P. 173-197.

94. McGuickin J.A. The Patristic Exegesis of The Transfiguration // Studia Patrística XVII, 1. P. 335-341.

95. McLeod C.W. Allegory and Mysticism in Origen and Gregory of Nyssa // Journal of Theological Studies 22. 1971. P. 363 379.

96. McNally R.E. Exegesis Medeival // The Oxford Dictionary of The Christian Church. Ed by F.L. Cross. Oxford, 1957-1974. P. 707-712.

97. Meredith A. Allegory in Porphyry and Gregory of Nyssa // Studia Patrística XIII. Berlin, 1976. P. 423-427.

98. Miquel P. Ilsîpa. Contribution a 1'etude du vocabulaire de 1'experience relegieuse dans l'oeuvre de Maxime le Confessor // Studia Patrística VII. 1982. P. 355-361.

99. Mowry L. Allegory // Dictionary of Bible. P. 81-84.

100. Musurillo H. Allegory // The New Catholic Encyclopaedia. Washington, 1967-1981. P. 318-321.

101. Parsons S.C. The "Hierarch" in the Pseudo-Dionysius and its place in the history of Christia Pristhood//Studia Patrística VIII, 1. 1963. P. 187-190.

102. Pelikan Yaroslav. The "Spiritual Sence" of Scripture // Basil of Cesarea Christian, Humanist, Ascetic, ed. Paul J. Fedwick. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 1981.

103. Pepin J. A propos de l'historié de l'exegese allegorique: l'absurdité, signe de allegorie, Studia Patrística II. Berlin, 1959. P. 395-413.

104. Des Places E. La theologie negative du Pseudo-Denys, ses antecedants platoniciens et son influence // Studia Patrística XVII, 1. 1982. P. 81-92.

105. Quasten J. Patrology. Vol. I-IV.

106. Riou A. Le Monde et L'Eglise selon Maxime Le Confessor. Theologie historique 22. Paris, 1973.

107. Rist J.M. A note on Eros and Agape in Ps.-Dionysius // Vigillae Christianae 20. 1966. P. 235-243.

108. Roques R. Introduction Denys L'Areopagite Hierarchie Celeste // Source Chrétiennes 58. Paris, 1958. P. 4-87.

109. Rorem P. Iamblichus and the anagogical Mrthod in Pseudo-Dionysian Liturgical Theology // Studia Patrística VII. P. 453-460.

110. Rorem P. Moses as The Paradigm for the Liturgical spirituality of pseudo-Dionysius // Studia Patrística XVIII, 2. 1989. P. 275-279.

111. Sheldon Williams LP. The pseudo-Dionysius // The Cambridge History of Later Greek and Early Medeival Philosophy ed. by A.H. Armstrong. Cambr., 1970. P. 457-472.

112. Sheldon-Williams I.P. The Maximus the Confessor // The Cambridge History of Later Greek and Early Medeival Philosophy ed. by A.H. Armstrong. Cambr., 1970. P. 492-505.

113. Sheppard A. Proclus philosophical method of exegesis: The use of Aristotle and the Stoics in the commentary on the Cratylus // Proclus. Lecteur et interprete des anciens. Actes du colloque international 1985. Paris, 1987. P. 137-151.

114. Sherwood P. Exposition and Use of Scripture in St. Maximus as manifest in the Quaestiones ad Thalassium // Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1955-1958. P. 202207.

115. Sherwood P. The Earlier Ambigua of Saint Maximus the Confessor and his refutation of Origenism. Roma, 1955.

116. Squire O.P. The idea of the Soul as Virgin and Mother in Maximus the Confessor // Studia Patrística VIII. 1963. P. 456 461.

117. Tate J. Cornutus and the Poets // The Classical Quarterly. Vol. 23. 1929. P. 41-45.

118. Tate J. On The History of Allegorism // The Classical Quarterly. Vol. 28. 1934. P. 105114.

119. Tate J. Plato and allegorical interpretation // The Classical Quarterly. Vol. 23. 1929. P. 142-154; Vol. 24. P. 1-10.

120. Tate J. Plato, Socrates and The Myths. The Classical Quarterly. Vol. 30. 1936. P. 142145.

121. Tate J. The Beginnings of Greek Allegory. The Classical Revue. Vol. 41. 1927. P. 214215.

122. Thunberg L. Man and cosmos: The vision of St. Maximus the Confessor. N.-Y., 1985.

123. Thunberg L. Microcosm and mediator. Copenhagen, 1965.

124. Thunberg L. Symbol and Mystery in St. Maximus the Confessor // Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Máxime le Confesseur. Fribourg, 1980. ed. Par F. Heinzer et Ch. Chonborn, 1982. P. 285 308.

125. Torjesen Karen Jo. Hermeneutical procedure and theological method in Origen's exegesis. Berlin; New York, 1986.

126. Vanneste J. S. J. La doctrine des 3 voies dans la Theologie Mtstique du Ps.-Denys l'Areopagite // Studia Patrística VIII. 1963. P. 462-466.

127. Whitman J. Allegory. The dynamics of an Ancient and Medeival Technique. Oxf., 1987.

128. Wolf son HA. Philosophy Of The Church Fathers. 1955.

129. Young Frances M. Biblical Exegesis and The Formation of Christian Literature. Frances M. Young. Cambridge, 1997.