автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Америка глазами Ч. Диккенса

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Садыхова, Лала Гуламовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Америка глазами Ч. Диккенса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Америка глазами Ч. Диккенса"

МГУ им. М. В. ЛОМОНОСОВА ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

На правах рукописи

РГ Б ОД

- 3 № Ш

САДЫХОВА Л ала Гуламовна

АМЕРИКА ГЛАЗАМИ Ч. ДИККЕНСА: ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Специальность 24.00.02 — Историческая культурология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук

Москва 2000

Работа выполнена в Центре по изучению взаимодействия культур факультета иностранных языков Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор А. В. Павловская.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор А. С. Мулярчик, кандидат филологических наук, доцент И. Л. Кукурян.

Ведущая организация — Российский университет дружбы народов.

V "к?

Защита состоится ^ ^ ьреиЛ2000 г. в "ч^срв на заседании диссертационного совета № 053.05.94 при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Адрес: 117192, Москва, Ломоносовский проспект, д. 31, корп. 1, факультет иностранных языков.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ (1 корпус гуманитарных факультетов).

Автореферат разослан ' ^^^^—2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доцент / & Т. А. Тарабанова

Актуальность, цели и задачи работы

Межкультурная коммуникация - общение, взаимодействие, взаимное восприятие представителей разных культур - является неотъемлемым атрибутом современной действительности. За сравнительно недолгий - особенно в отечественной культурологии -период ее изучения, складывается традиция использования таких сложных, неоднозначных, часто требующих дополнительных пояснений и уточнений понятий, как например, "менталитет", "национальный характер", "черта/ особенность национального характера", "стереотипы восприятия", и пр.

Научное изучение межкультурной коммуникации, предполагает как системный подход к ее факторам (в том числе, и обозначаемым вышеуказанными понятиями) - в виде анализа их структуры, взаимодействия, развития во времени, и т.п., - так и комплексность исследований - с использованием данных и концепций, выработанных в русле различных наук, в частности - истории, культурологии, психологии, литературоведения, и др.

Особый интерес представляет восприятие культуры одного народа - глазами других народов, как это восприятие складывалось в исторической перспективе. Наиболее актуальным будет, при этом, анализ взаимодействия тех культур, что являются значимыми и в современном мире, - и того исторического периода, который связан с появлением ментальности современного типа.

Целью настоящей работы является исследование историко-пснхологических аспектов межкультурной коммуникации, на примере восприятия американцев середины XIX века глазами европейцев - их современников.

Задачи данной работы включают, в эт'ой связи, анализ (1) национального характера американцев глазами Ч.Диккенса как

видного представителя общественной и культурной жизни Англии середины X1X века, (2) его восприятия и динамики индивидуальных впечатлений от "другой", в данном случае американской культуры, (3) трансформации индивидуальных впечатлений от "другой" культуры, в зависимости от формы их запечатления (в частности, жанра соответствующих описаний).

Научная значимость и новизна работы заключаются в:

(1) - использовании теоретического материала jj данных современной психологии (в частности, общей и социальной)" в культурологическом исследовании как ступень к потенциально более широкому применению комплексного подхода к гуманитарному знанию; (2) - концептуализации различий между формой и содержанием ряда стереотипно воспринимаемых характеристик тех или иных культур, на материале таких значимых в современном мире культур, как американская и английская; (3) -анализе соответствующих менталитетов, какими они сформировались, проявлялись и воспринимались к середине XIX века.

Источниками послужили, в первую ~ очередь, произведения Ч.Диккенса об Америке - его письма, речи, статьи, литературно-публицистические Американские заметки (American Notes for General Circulation), а также роман Мартин Чэззлвит (Martin Chuzzlewit).

В качестве материала для сравнения используются также некоторые другие произведения Диккенса {Little Dornt, Bleak House, A Taleof Two Cities, The Mystery of Edwin Drood, и пр.), а также таких его современников, как Ф.Р. де Шатобриан, А. Де Токвиль, Б.Дизраэли, Э.Троллоп, и др.

Литературой по теме являются, прежде всего, материалы о Диккенсе - как биографического характера, включая описание его поездки в США (в частности, соответствующие произведения Дж.Форстера, Х.Пирсона, Кр.Хибберта, Ф.Капланг, П.Экройда, и др.), так и работы, посвященные его творчеству ( литературно-публицистические - Г.Б.Честертона, Дж.Б.Пристли, Ч.П.Сноу, О.Уайлда, Дж.Б.Шоу, Т.С.Элиота и др., обще-методологические -А.А.Аникста, В.В.Ивашевой, Т.И.Сильман, Е.Ю.Гениевой, и др.)

В качестве основы теоретико-методологической части работы взяты произведения зарубежной и отечественной социологии, культурологии, психологии (Э.Фромма, Х.Ортеги-и-Гассета, С.Московичи, Р.Мандру, А.Гуревича, В.Шкуратова, и др.). Также используются статьи, посвященные межкультурной коммуникации и опубликованные в сборниках Россия и Запад: диалог культур, Language, Culture and Communication (изд. Центра по изучению взаимодействия культур ф-та иностранных языков МГУ), и др.

Источниками историко-культурологической информации о Великобритании середины XIX века послужили работы по истории и социальной истории Англии (в частности, А.Бриггс, Дж.Ридли, Д.Томсона, Д.Мак-Дауэлла, и др.), статьи, опубликованные в сборниках Проблемы британской истории (изд. АН СССР), История мировой зарубежной литературы XIX века, и др.

Источниками соответствующей информации о США середины XIX века послужили историко-статистические справочники, статьи из сборников История внешней политики и дипломатии США (изд. РАН), Американский характер. Очерки культуры США (изд. РАН), произведения Р.У.Эмерсона, Н.Хоторна, К.Сэндберга, М.Лернера, ЛХарца, и др.

Методология

Работа проведена в соответствии с методом исторической реконструкции, при котором психологическая интерпретация представляет собой теоретические обобщения и выводы, делаемые на основе последовательно восстанавливаемых обстоятельств конкретной межкультурной коммуникации - от социально-экономических, внешне- и внутриполитических, бытовых и пр. аспектов "собственной" (т.е. участника. межкультурной

коммуникации) и "другой" (воспринимаемой им) культур, - до

ч

индивидуально- и социально-психологических особенностей самого участника межкультурной коммуникации.

Применительно к текстам основных материалов, исследование проводилось на основе сопоставления как формы (жанра, композиции, художественных приемов), так и содержания (мотивов, параллелей и противопоставлений) указанных произведений.

Практическая значимость работы

Материалы, теоретическая концептуализация и выводы, представленные в работе, могут быть использованы как при чтении лекционных курсов, так и при проведении семинарских занятий по культурологии, психологии межкультурной коммуникации, литературоведения, и др.

Апробация работы

Диссертация обсуждалась на заседании Центра по изучению взаимодействия культур факультета иностранных языков МГУ. По теме диссертации автором были сделаны доклады на международной конференции Россия и Запад: диалог культур, проводившейся факультетом иностранных языков в июне 1999 г. (опубликованы; темы приводятся ниже в списке публикаций).

Основные положения диссертации используются автором при чтении лекционных курсов и проведении семинарских занятий на факультете иностранных языков МГУ.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух частей и заключения.

Введение посвящено теоретико-методологическим принципам и основным понятиям, Используемым в диссертации - таким как межкультурная коммуникация, историческая психология, национальный характер, стереотипы восприятий, и пр. Историческая психология, в частности, изучающая "психический склад отдельных исторических эпох"1, использует данные исторических, культурологических, искусствоведческих исследований, применяя психологические методы и категории анализа.

Одной из таких категорий является "менталитет ", как и близкое к нему понятие "национальный характер". Существует множество определений обоих, причем в некоторых "национальный характер" рассматривается как более общий, включающий в себя "менталитет". Например, социолог А.Фуллье писал, что национальный характер включает в себя "чувствительность, ум и волю"2. Классиком неофрейдизма Э.Фроммом была разработана концепция "социального характера" как совокупности мотивации, системы ценностей, и пр., отвечающих конкретным условиям того или иного общества на том или ином этапе его развития3. Другие определения разграничивают понятия "менталитет" и "национальный характер", связывая с первым интеллектуальные/

' Шкуратов В.А. Историческая психологи». Ростов-на-Дону, 1994. С.14.

2 Фуллье А. Психологах французского народа/ Революционный невроз. М., 1998. С.23.

' Фромм.Э. Из плена иллюзий/ Душа человека. М., 1998; Фромм Э. Человек для самого себя/ Психоанализ и этика. М„ 1993; и др.

мыслительные, а со вторым - мотивационные/ эмоциональные аспекты4. Согласно третьей группе определений, менталитет включает, в себя и сознание (т.е. интеллектуальные аспекты), и "латентные привычки и приемы"5, и "эмоциональные шаблоны, ... схемы поведения"6, т.е. "менталитет" представляется • как включающий неосознаваемые аспекты эмоционально-поведенческой сферы, обычно ассоциируемые с понятием "характер".

В силу практической "нерасчлененности"7 указанных явлений - на уровне психологических особенностей того или иного народа, в данной работе понятия "менталитет" и "национальный характер" используются как синонимы, обозначающие систему отношений той или иной культуры к окружающей действительности. За элементы этих систем отношений принимаются установки -совокупности таких составляющих, как когнитивные (общие Идеи, представления о себе, других народах, тех или иных ситуациях, и пр., сложившиеся в данном обществе), эмоциональные (типичное для представителей данной культуры положительное или отрицательное отношение к тому или иному явлению) и поведенческие (общепринятые в данной культуре способы поведения в тех или иных ситуациях).

Одной' из основных установок ряда культур, в частности английской и американской, традиционно считается индивидуализм8. Вместе с тем, содержание этого термина неоднозначно, варьируя в разных культурах разных исторических периодов - к примеру, от

4 Куликова Л.В. Немецкий менталитет в аспекте немецкой культурной семантики языковых единиц/ Россия »Запад: диалог культур. М., 1998. С.417.

5 Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М., 1993. C.S9.

* Гуревич П.С. Культурология. М., 1998. С.247.

1Там же.

* Samovar UA, rorter R.E. Communication Between Cultures.-Wadsworth Publishing Со.- 1995; Infante b..\., Rancer A.S., Womack D.F. Building Communication Theory.-Waveland Press,Inc.-199T; Knapp M., Vangelisti A. Inteipersonal Communication and Human Relationships.-Allyn and Bacon.-1992; Trenholm S., Jensen A. Interpersonal Communication.-Wadsworth Inc.- 1992; и др.

выражаемого с его помощью стремления "изолировать себя от массы себе подобных и замыкаться в узком семейном и дружеском круге", в противопоставление эгоизму как "чрезмерной любви к самому себе"9, и от индивидуализма как ничем не ограниченного саморазвития и самовыражения личности, с удовлетворением всех ее вкусов и наклонностей10, - до индивидуализма как приоритета "собственной независимости" над семейными связями, мнением окружающих, и т.п.11.

При характеристике же содержания того или иного менталитета/ национального характера, часто выявляется сосуществование в нем кажущихся противоречащими друг другу черт. В этой связи, в Данной работе выдвигается гипотеза о том, что наряду с той или иной выраженной (социально одобряемой, исповедуемой большинством представителей данной культуры) основной установкой, в том же национальном характере присутствует и ее своего рода противовес — противоположная установка. Последняя представляет собой то, что в традициях психоанализа связывают с так называемым "вытеснением" - например, "внутренней установкой характера" (в терминологии или

"социальным бессознательным" (в концепции Э.Фромма13). Противоположная установка проявляется в виде кажущихся несообразными с основной установкой (например, индивидуализмом) настроений, поступков представителей данной культуры. В частности, американский индивидуализм середины XIX века, видимо, сосуществовал с достаточно выраженным

' Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992. С.373.

10 Wilde О. The Soul of Man under Socialism/ Collected Works of Oscar Wilde.-Wordsworth Ed.-1997; Gide A. Immoraliste. P., 1996; и др.

" Infante D.A., Ranccr A.S., Womack D.F. Building Communication Theory .-Waveland Press,Inc.-1997. P.408.

12 Юнг К Г. Психологические типы. M., 1996.

13 Фромм Э. Из плена иллюзий/ Душа человека. М., 1998.

коллективистским началом (умением объединяться и действовать совместно, ориентацией на общественное мнение, и т.п.).

Анализ национального характера - с вычленением формы и содержания, постулируемого и реально имеющего место, основной и противоположной установок - способствует преодолению стереотипного, т.е. упрощенного восприятия других культур. Люди творческис менее склонны мыслить стереотипами, и потому их произведения о той или иной "другой" культуры, представляют особый интерес. Именно таковыми являются, в частности, произведения Ч.Диккенса об Америке.

Анализ содержания последних проводится в диссертации в соответствии с методом исторической реконструкции. Только после анализа как можно более полно воссозданной картины самых разных аспектов той или иной культуры, а также предыстории и обстоятельств той или иной ситуации - только после этого следует, согласно данному методу, рассматривать, как эта последняя отражена в соответствующих произведениях - к примеру, тех или иных произведениях литературы.

При их изучении, необходимо учитывать некоторые особенности психологии восприятия. В частности, образы другой культуры в художественной литературе могут быть более "укрупненно-обобщенными", чем в путевых заметках и пр. документально-публицистических произведениях. Вместе с тем, любое обобщение, генерализация впечатлений есть нормальный закономерный механизм восприятия. С точки зрения психологии восприятия, определенные характеристики образа — например, своего рода "плотность"/ "конденсация", типа пространственной близости его элементов (в случае зрительной стимуляции), или близости во

времени (в случае акустической), - способствуют лучшему восприятию данного образа как единого целого14.

Применительно к произведениям литературы, качеством, способствующим более яркому восприятию (в частности, "другой " культуры), будет своего рода "конденсация" черт соответствующих образов. Это может быть, например, совмещение нескольких характерных (воспринимаемых как характерные для "другой" культуры) черт в одном персонаже и/ или ситуации (описании межкультурного взаимодействия), утрирование какой-либо одной черты (деловитости, расчетливости, и пр.), и т.п. Таким образом, большая, чем, к примеру, в путевых заметках, генерализация впечатлений от "другой" культуры в художественной литературе отвечает общим закономерностям психологии восприятия, и именно поэтому, в частности, образы художественной литературы производят большее впечатление (проще и быстрее воспринимаются и, в конечном счете, больше влияют на воспринимающего, т.е. читателя), чем соответствующие образы документально-публицистического жанра. Такого рода закономерности рассматриваются в диссертации на материале сопоставительного анализа диккенсовских произведений об Америке, написанных в разных жанрах.

Первая глава диссертации - ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И США СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА - посвящена анализу событий общественной, политической и культурной жизни в Англии и США, ко времени поездки Диккенса в Америку, а также - биографии самого писателя, с точки зрений предыстории, условий и обстоятельств его путешествия.

14 Myers D. Psychology. Worth Publishers. 1992; и др.

В частности, в разделе 1.1 - об АНГЛИИ - говорится о политических, экономических, социальных реформах, осуществлявшихся там в то время, о чартизме как движении за . всеобщее избирательное право, преобразования в системе парламентского представительства, свободный рынок, и пр. Новой влиятельной политической силой, способной составить конкуренцию традиционалистам - консерваторам, становились либералы - сторонники реформ и приоритета индивидуального над государственным. Диккенс, не принадлежа ни к одной из партий, симпатизировал именно этому направлению. Вместе с тем, будучи хорошо знаком с условиями жизни беднейших слоев населения, он же часто критиковал либералов за то, что они не уделяли достаточного внимания этой стороне английской действительности.

Применительно к общественной мысли и идеологии Англии рассматриваемого периода, как она отражены, в частности, в прессе того времени, консерваторами подчеркивались ценности стабильной и разумно управляемого государства, либералами -мирного прогресса и реформ15. Либеральные авторы, в том числе Диккенс, писали и о недостатках - в сфере образования, социального обеспечения, и пр. Особенной популярностью пользовалась идея индивидуальности, истинного "лидера"16, "героя" (в терминологии видного философа и историка того времени Т.Карлайла17).

Среди прочих веяний нового "духа времени", характерного для Англии середины XIX века, было, в частности, и появление нового типа респектабельных членов общества - деловых людей и всякого

19 Ньоанов Б.Т. Английская буржуазия и революция 1848 года в Германии/ Проблемы британской истории. М., 1987. С.173-176; и др.

Disraeli В. Sybil, or The Two Nations. - Wordsworth Ed -1995. PJ19; 237; и др.

17 С.Московичи. Машина, творяшдя богов. М., 1998.

рода профессионалов, т.е. людей, живших за счет своей профессии18, "совсем не похожих", по ироническому замечанию Э.Троллопа, "на джентльменов"19, но все больше влиявших на жизнь своей страны.

Что касается сферы досуга и развлечений, 'английская жизнь середины XIX века была достаточно многообразна. Помимо традиционно закрытых и/ или дорогих мест времяпровождения, типа клубов для аристократии, или представлений Итальянской оперы, существовало и множество доступных зрелищ и увеселительных заведений, таких как сады с атракционами, танцевальные залы, цирки, и т.п. Впервые по-настоящему массовым-становится феномен моды20. Особое место занимал театр. Объединяя в своих стенах публику из самых разных слоев общества, английский театр середины XIX века как отражал происходившие в стране изменения, так и формировал вкусы и общественные настроения21. Одним из наиболее популярных авторов ставившихся на сцене произведений был Диккенс.

Следующий (1.2) раздел первой главы посвящен Диккенсу, его жизни и творчеству, с точки зрения индивидуально- и социально-психологических особенностей, значимых при анализе его восприятия - в частности, восприятия "другой" культуры. Основное внимание уделяется творческому характеру его мышления, при особой точности изображения как отдельных персонажей, так и сцен повседневной жизни. Сам Диккенс считал принципиально важным точность наблюдения и воспроизведения увиденного22, а по свидетельству близко знавших его людей, работая над очередным

" Briggs А. А Social History of England. - Weidenfieldand Nicholson. - 1983; McDowall D. An

Illustrated histoiy of Britain. - Longman. - 1996. " Trollope A. The Way We Live Now. - Wordsworth Ed. -1995. P.442.

20 Шатобриан Ф.Р. Замогильные записки. М., 1993. С.331; Шкуратов В.А. Указ. Соч. С.188.

21 Бут М-Р. Театр девятнадцатого века/ Исторн» мцияого театра. Ред. Дж.Р.Брауна. М., 1999; Ланн Е. Быт англичан 30-х - 60-х годов/ Собр. соч. ЧДповяса в 30 т. Т. 1. М., 19S7.

22 Диккенс Ч. Речь в Газетном фонде (20 маа 1863 г.). - Собр.'соч. в 30 т. Т.28. С.525; и др. .<

своим произведением, он полностью "перевоплощался" в изображаемое им2"'.

Значимым является и уникальное знание Диккенсом практически всех слоев и сторон английской действительности24. Собственные талант и работоспособность, благодаря которым к нему рано пришел успех, как и многолетнее общение с вышеупомянутым Т.Карлаилем, теоретиком роли личности в истории, - способствовали, в частности, и убежденности Диккенса в возможности и необходимости приоритета индивидуального, творческого, развивающегося и способствующего общему прогрессу - над косным и рутинным, сколь бы оно ни было освящено традицией.

Эта убежденность тесно связана с еще одной примечательной чертой творчества Диккенса - его "конструктивно-критическим" настроем по отношению к тому, что он видел и о чем писал. Вера в возможность и необходимость реформ, путем конкретной работы -вклада в эти реформы каждого ответственного члена общества, - эта вера предопределяла то, что Диккенс никогда не останавливался перед критикой заслуживавших ее учреждений, установлений, и пр, где бы и когда бы он с ними ни встречался25.

И если его убежденность в приоритетности индивидуального, его осуждение радикализма любого толка, его чувство юмора, и пр. позволяют говорить о Диккенсе как об истинном англичанине своего времени, - его открытость новому, еще незнакомому, готовность и желание изучать опыт других стран и культур (что

23 Диккенс М. Диккенс. Свидетельства современников/Тайна Чарлза Диккенса. M., 1990.

24 Forster J. The Life of Charles Dickens. - L„ 1872-1874; Hibbert Chr.The Making of Charles Dickens. -L., 1967; Пирсон. Диккенс. M.,1963; и др.

" Диккенс 4. Речь в Ассоциации по проведению реформы управления страной (27 июня 1855 г.), - Собр. Соч. в 30 т. Т.28. М.У1963.; Диккенс 4. Статьи. Интересы сельского хозяйства. - Там же; Диккенс 4. Статьи. Лицемерие. - Там же; Диккенс 4. Статьи. Островизмы. - Там же; Dickens Ch. Bleak House. - Wbrdsworth Ed. - 1996; Dickens Ch. Little Domt. - Wordsworth Ed. -1997; Dickens Ch. Martin Chiizzlewit. - Wordsworth Ed. - 1994; и др.

было, в частности, и среди причин его поездки в США), - все что делало его подлинным человеком реформ, ие-стереотипно мыслящим и ответственным за свои суждения. Именно поэтому особый интерес представляют его произведения бб Америке.

Следующий (1.3) раздел первой части посвящен США СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА — в частности, присоединению новых штатов, отношениям, в связи с этим, молодого государства с европейскими странами. Рассматриваются противоречия и столкновения между сторонниками и противниками рабовладения. Называются существовавшие к тому времени политические партии и их интересы.

Что' касается повседневной жизни, в работе рассматривается многообразие американской действительности середины XIX века, от Новой Англии, с ее университетами, техническими изобретениями, системой образования, - до растущих поселений Среднего Запада, с вытеснением индейцев, вырубкой и сплавом леса и быстро расширявшейся системой транспорта, - от старательских приисков Калифорнии - до неимоверного количества биржевых операций и коррумпированной власти таких городов, как Нью-Йорк26, и т.п.

Применительно к сфере досуга, театр и другие светские развлечения не были популярны в США того времени, как отмечало большинство европейских путешественников27, зато практически все читали газеты, количество, доступность и содержание которых (обилие коммерческо-деловой информации, искусственных сенсаций, скандальных новостей, и т.п) поражало тех же европейцев.

м Сэндберг К. Авраам Линкольн. М„ 1961. С.112,178, и др.

27 Токвиль А.де. У газ.соч.; Шатобриан Ф.Р. Указ. соч.

Еще одной специфически американской особенностью были чрезвычайно популярные в то время публичные лекции на самые разные темы, читавшиеся по всей стране с целью "распространения, образования среди взрослого населения"28.

Что касается социально-философской мысли США середины XIX века, в работе отмечены такие ее особенности, как, в частности, сосуществование двух разновидностей "либерализма"29 - одна из которых, берущая начало в трудах Т.Джефферсона, постулировала примат интеллектуального и духовного развития индивидуума над материальным благополучием, вторая, связанная с именами А.Гамильтона и Дж.Мэдисона, отдавала приоритет экономической свободе человека.

Внутренне противоречивы были позиции Юга и Севера. Демократы-южане, считавшие себя продолжателями джефферсоновской традиции, были сторонниками рабовладения, подразумевавшего запрет на интеллектуальное и духовное развитие одних людей и оправдание этого материальным благополучием других. Что касается Севера, то постулаты об интеллектуальном и духовном развития существовали как идеологические догмы, при реальном приоритете той же устремленности к материальному благополучию.

Именно в силу традиционного характера американского либерализма, т.е его достаточно длительного существования в условиях практического отсутствия реальных концепций-альтернатив, этот либерализм был намного более единообразным, по существу, и догматичным, чем либерализм европейский.

и Павловская A.B. Россия и Америка. Проблемы общения культур. M., 1998. С.73

м Хари Л. Либеральная традиция в Америке. M., 1993,

Что касается того, какими видели себя, в сравнении с европейцами, сами американцы, к середине века среди них были распространены идеи "естественного роста наций" и "юношеской силы" Америки, в отличие от Старого Света,' представления о миссии США как носителей свободы всем странам и народам мира, и т.п.30.

Сочетание в американском либерализме идеи индивидуальной свободы с его традиционалистским догматизмом - также рассматривается в работе на примере творчества таких видных представителей американской культуры того времени, как В.Ирвинг, Дж.Фенимор Купер, философы-трансценденталисты. В частности, говорится о противоречивости Позиций Р.У.Эмерсона, с его критикой "несамостоятельности духа" большинства, призывом "доверять себе"31, - и при этом - морализаторством по отношению к искусству, неприятием некоторых истинно "доверяющих себе" индивидуальностей (как например, Э.А.По32), и пр.

Среди кажущихся парадоксов американской социально-философской мысли середины XIX века, отмечены также такие проявления коллективизма, как характерное для многих американских философов, литераторов, общественных деятелей стремление к жизни в общинах, с негативным отношением к каким бы то ни было проявлениям индивидуализма (описание такого рода жизни можно найти, в частности, у одного из участников подобных "фермерских экспериментов" Н.Хоторна33).

" La Feber W. The American Age. United States Foreign Policy at Home and Abroad Since 1750. -N.Y., 1989. P.125-126; etc.

31 Эмерсон Р.У. Доверие к себе/ Новые пророки. C.-Пб., 1996. С.152,156,171,177; Emerson R.W.

Complete Works: In 2 Vol. - L. -1875.

" Weiner B.I. Introduction to The Works of Edgar Allan Рое. - Wordsworth Ed. - 1995. - P. VI. 55 Hawthorne N. The Blithedale Romance. - Penguin Ed. - 1986. L P.55,218,241,.etc.

В предварительных итогах первой главы отмечается, что можно говорить о достаточно сложившемся, к середине XIX века, национальном характере американцев, среди основных черт которого выделялся индивидуализм как постулируемый приоритет индивидуального над общественным - и реальный приоритет экономического над всем остальным. Будучи выраженной основной установкой, он сосуществовал с соответственно выраженной противоположной установкой — коллективизмом, в виде тенденций типа ухода от цивилизации, создания различных групп, движений, общин, ориентации на мнение этих общин, и т.п.

Глава вторая - ПОЕЗДКА ДИККЕНСА В США - включает 5 разделов, первый из которых посвящен самому американскому путешествию писателя.

Прибывший в Новую Англию в начале 1842 г., он, в течение первых недель общаясь с В.Ирвингом, Г.Лонгфелло, другими известными американскими литераторами, общественными деятелями и пр., писал друзьям о том, как его принимали - с быстрой и действенной организацией торжественных встреч, приемов, банкетов, с громкой рекламной кампанией, посещением всех сколько-нибудь примечательных мест, и пр.34 В письмах он также положительно отзывался о разумной организации жизни и условий труда в большинстве учреждений, учебных, медицинских, и пр. заведениях Массачусетса, Коннектикута, других штатов Новой Англии, где ему довелось побывать.

Но там же у него начали складываться и негативные впечатления - в частности, от шумных кампаний (без которых, как он обнаружил, не обходилось в Америке ни одно событие), от бесчисленных

м Диккенс Ч. Письмо Т.Миттону от 31 янв. 1842 г.; Письмо Дж.Форстеру от 17 февр. 1842 г.; и др. Указ. собр. соч. T.29.

комитетов и комиссий по организации чего бы то ни было, от бесцеремонного стиля прессы.

Особенно ощутимым диккенсовское неприятие всего этого стало в Нью-Йорке, т.е на следующем за Новой Англией этапе поездки. "Меня изображают всякий раз, как я появляюсь в обществе -"чрезвычайно бледным", "как громом пораженным" - словом, потрясенным всем, что вижу. Представляете себе странное-тщеславие, которое кроется за всем этим?"35 . > г

Это "тщеславие" стало еще болер очевидно" в еще более неприятном для Диккенса инциденте. В своей речи на одном из банкетов в его честь, он затронул тему важности соблюдения прав -в частности, авторского права, ¿йславшись, в качестве примера, на существовавшее тогда положение дел, при котором огромное количество американских книгоиздателей и газет перепечатывали произведения английских авторов не только без их разрешения, но и без отчисления каких бы то ни было гонораров. Это выступление послужило поводом для начала, в американской прессе, очередной кампании, на этот раз - по осуждению Диккенса, - не менее шумной и организованной, чем кампания по торжествам в его честь. Для отношения к этому самого Диккенса характерно, в частности, такое его высказывание: "Я убежден, что на всем земном шаре нет другой такой страны, в которой было бы меньше свободы мнений... Что нашелся на свете человек, у которого хватило отваги намекнуть американцам, что они могут быть неправы, - это им кажется поразительным!... Началась такая травля, какой ни один англичанин не в силах себе представить.. ."Зб

35 Диккенс Ч. Письмо Дж.Форсгсру от 17 февр. 1842 г. Т.29. С.110.

36 Диккенс Ч. Письмо Дж.Форстеру от 24 февр. 1842 г. Т.29 С.113.

Негативное впечатление складывалось у Диккенса и от единообразного - шумного, с обилием людей, разговоров и выступлений - времяпровождения американцев."Выйду на улицу -за мной увязывается толпа. Если сижу дома, посетители превращают мое жилище в базар... Иду обедать к кому-нибудь - я обязан разговаривать обо всем и со всеми."37

Учреждения Нью-Йорка, Филадельфии, Вашингтона не отличались, по наблюдениям Диккенса, теми рациональностью, ухоженностью, и пр., что он видел в Новой Англии. Особенно критически он оценивает исправительные заведения (практику содержания там людей до суда, одиночное заключение, и др.), банки (скомпрометировавших себя участием в сомнительных финансовых операциях), политические конфронтации ("Сцены, которые сейчас разыгрываются в конгрессе и которые могут привести к отделению штатов, наполняют меня глубочайшим отвращением."38).

Начиная с Вашингтона, Балтимора и Ричмонда, письма Диккенса-полны осуждения рабства, не только несовместимого с постулируемой американцами свободой как высшей ценностью, но и разлагающе действующей, по мнению писателя, на все окружающего, в виде постоянной атмосферы "праздности и жестокости"39.

Отмечая такие положительные черты американцев - в непосредственном общении (в отличие от их поведения в той или иной толпе или на собрании) - как непосредственность, открытость, готовность помогать, и пр., Диккенс пишет, под впечатлением от пристрастия американцев именно к толпам и собраниям, не говоря уже о вышеупомянутого рода прессе: "Не нравится мне эта страна!

"Там же. С.116. м Там же. С.118.

Я бы ни за что не согласился здесь жить"40. Особый интерес, с точки зрения психологии восприятия - истинно не- стереотипного, представляет, при этом, его собственный комментарий: "...Все, казалось, должно было бы привести к противоположному выводу, а я невольно прихожу именно к этому .

Поездка на Запад - по реке Огайо, до Цинциннати, затем по Миссисипи - до Сент-Луиса, стала заключительным этапом путешествия по США. Впечатления- от "ландшафтов" не так многочисленны, как от людей (иммигрантов, переселенцев, жертв мошеннических компаний по торговле земельными участками, и др.). Показательно, что и при описании такого, казалось бы "чисто американского" пейзажа, как прерия, Диккенс замечает: "Как об очень многом в этой стране..., все, что вам о ней рассказывают,

,»42

оказывается значительно преувеличенным. .

Подводя итоги, он пишет: "Национальная страсть к "обштопыванию" всякого, с кем приходится вести дела..., национальное тщеславие..., так что в конечном счете только их страна и высится над океаном"43. Пресса, распрострнняющая все это, как и всеобщее единообразное устремление к индивидуальному благосостоянию, заменяющее стремление к интеллектуальному и духовному развитию: ".. ."Доллары, банки, хлопок - вот наши книги, сэр! ...

Раздел 2.2 - АМЕРИКАНСКИЕ ЗАМЕТКИ Диккенса - посвящен сопоставительному анализу данного произведения (документально, публицистического жанра) и писем (как наиболее близкого

" Диккенс ч. Письмо Дж.Форстеру от 21 марта 1842 г. Т.29. С. 125-127, и др.

40 Дшосенс 4. Письмо Дж.Форстеру от 15 марта 1842 г. T.29. С.124.

41 Там же. С.124-125.

42 Диккенс 4. Письмо Д.Маюгизу от 22 марта 1842 г. Т.29. С. 141.

43 Диккенс 4. Письмо Дж.Форстеру от 3 мах 1842 г. С. 154) 155.

44 Там же. С. 156

непосредственным впечатлениям Диккенса материала). Показано, что Заметки, с одной стороны, повторяют как хронологическую и тематическую последовательность содержания писем, так и - в общих чертах - выводы об американском характере. Но иное соотношение описаний быта, положительных - и отрицательных оценок, самих выводов - делает образы национального характера в данных произведениях не вполне одинаковыми.

Прежде всего, в Заметках сильна стилевая неоднородность - от юмористических описаний дорог, манер или установлений, - до обличительного пафоса критических обобщений (по поводу рабства, и т.п.). Эта разнородность и обилие чисто бытовых подробностей затрудняет восприятие искомого образа как единого целого»

Кроме того, Диккенс часто использует своего рода "драматизацию" своих впечатлений, оформляя фрагменты Заметок как своего рода комические сцены - с "местом действия", репликами "исполнителей", включая обозначения их пауз, жестов, и т.п.45

Диккенс критически отзывается даже о наиболее положительно воспринимаемом им американском регионе - Новой Англии, отмечая, в частности, ее нелюбовь к комедиям настоящим -театральным зрелищам и прочим "невинным и разумным развлечениям"46. Самое посещение американцами молитвенных домов и лекционных залов есть, по Диккенсу, следствие того же, -как и всеобщее увлечение прессой, и накал "политических страстей", и т.п.47 Отсутствие "настоящих" развлечений никак не препятствует, по Диккенсу, всеобщему "соблюдению своей выгоды"48, еще более сильному к югу от Новой Англии.

45 Диккенс 4. Американские заметки. Т.9. С.75,76-77,96,232-234, и др. 44 Там же. С. 74. 47 Там же. С.82. " Там же. С.93.

ч 20

В Нью-Йорке к этому прибавляется и элемент агрессивной бесцеремонности и интеллектуальной невзыскательности (образ борова - "республиканца", и пр.). Здесь же - упоминание об одиозной прессе. Тюрьмы и банки соседствуют (как на страницах, посвященных, в частности, Нью-Йорку и Филадельфии), в качестве сходных аллегорий - "гробницы" людей и состояний.

Вашингтон описывается как "центр табачного слюноизвержения", в каковом принимают участие и политики - "актеры", исправно разыгрывающие грубые представления на своих местах в конгрессе49.

Описания Юга выдержаны в самых мрачных тонах. Поездка на Запад - смесь нелепо-смешного (конструкция местных пароходов, их бесчисленные неудобства, и пр.) и безрадостно-тоскливого ("Никакого разнообразия характеров. Едут примерно по одним и тем же делам, говорят и делают одно и то же и на один и тот же лад, следуя одной и той же скучной... рутине"50).

Последняя глава Заметок посвящена американскому национальному характеру. Положительные черты, по мнению автора, "в массах чахнут", и хотя этот вывод не кажется удивительным - при знакомстве с его письмами, здесь, в Заметках, с их стилистической разнородностью и обилием деталей, он не кажется столь же обоснованным, как другие отмеченные черты -серьезно-унылая "деловитость" и "ловкачество" как часть ценимого американцами "делового склада". Требования жанра во многом обусловливают здесь намного более обтекаемые формулировки, чем в письмах. В частности, нет прямого упоминания о национальном тщеславии, а среди значимых черт характера фигурирует чрезмерная

"Там же. С. 142,150, ндр.

"Там же. С. 196.

деловитость. Пресса также называется как причина большинства отмеченных нравственных недостатков, но в силу все той же перегруженности текста деталями, самое упоминание прессы не воспринимается как достаточное для делаемых о ней выводов (в отличие от соответствующих фрагментов писем), и т.д.

Раздел 2.3 - МАРТИН ЧЭЗЗЛВИТ В СРАВНЕНИИ С ПИСЬМАМИ И С АМЕРИКАНСКИМИ ЗАМЕТКАМИ - посвящен "кристаллизации" впечатлений - и более близкому отображению непосредственного восприятия Диккенсом "другой" культуры в романе, чем в Американских заметках.

"Бытоописание" и "обтекаемые формулировки" так же мало представлены в романе, как и в письмах, и ничто не препятствует восприятию именно тех черт национального характера, что так неприятно поразили самого Диккенса - тщеславие, единообразно-стадный образ жизни и мыслей, отражаемый и формируемый теми изданиями, названия которых в романе говорят за себя: Нью-Йоркский Семейный Шпион, ...Репортер из Замочной скважины, ...Сточная канава, и т.п., а среди первых же заявлений, услышанных главным героем в США, - признание представителей этой прессы, что один из принципов их "благословенной страны" - их "неусыпный контроль общественного мнения - как в общественной, так и в частной жизни своих сограждан"51. Политическая демагогия всевозможных комитетов и собраний, мошенничество "деловых людей". - все это составляет самую суть американских глав романа.

Метод "сгущения" черт, использованный в романе, очевиден, в частности, на примере одного из персонажей, воплощающих в себе тинично американские (по Диккенсу) *?рты: "В коммерческих делах он... отличался просто гением ловкачества - и мог учредить банк,

или организовать заем, или основать... компанию (с последующим разорением... или гибелью соте» семейств)... Это делало его вызывающим восхищение деловым человеком. Кроме того, он был споробен слоняться..., обсуждая дела Нации, по 12 часов кряду, и за это время... сжевать..., выкурить больше табаку, выпить больше..., чем любое частное лицо... Это делало его оратором и человеком Народа".52

Еще одной особенностью Мартина Чэззлвита является четкое

разграничение между формой и- содержанием американского

/

менталитета. "Дух терпимого бтношения к отличающемуся не так распространен в наших широтах, как его форма," - так и заявляет один из персонажей-американцев"53. За постулируемой свободой индивидуального кроется единообразие "общественного" мнения. За "патриотизмом" - национальное тщеславие, за принципом "равных прав человека" - эгоизм и погоня за собственной выгодой, невзирая ни на какие права и свободы других людей.

Раздел 2.4 - ДИККЕНС И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ ОБ АМЕРИКЕ - посвящен сопоставлению образа американцев в произведениях Диккенса и ряда его, современников-европейцев: либерально мыслящих, творческих людей, чье восприятие, с точки зрения индивидуально- и социально-психологических особенностей, можно сравнивать, в частности, с диккенсовским. Общие черты американского характера, сферы иХ проявления, факторы, им способствующие, выявляются в произведениях Ф.Р. де Шатобриана, А. Де Токвиля, Э.Троллопа.

Раздел 2.5 - ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ КАК ОТКРЫТИЕ СЕБЯ: ДУХ ВРЕМЕНИ ГЛАЗАМИ ДИККЕНСА - показывает, что явления,

" Dickens Ch. Martin Chuzzlewit - Wordsworth Ed. -1994. P.234,235,242.

" Ibid. P.246

воспринятые сначала как совершенно чуждые, "чисто американские", позже стали рассматриваться Диккенсом скорее как иная форма одного и того же содержания - менталитета человека нового типа, каковой менталитет появлялся к тому времени -прежде всего, в виде единообразного устремления большинства к собственному материальному благополучию. Английские главы Мартина Чэззлвита и "после-американские" произведения (в частности - письма) Диккенса рассматриваются в сопоставлении с его американскими впечатлениями. Своего рода "двойники" -отражения отдельных социально-психологических типов (мошенников, лицемеров, демагогов), институтов (компаний), тенденций (дух стяжательства, бездушие всякого рода учреждений) - становятся темой романа. Индивидуализм в форме эгоизма - одной из основных проблем более поздних произведений Диккенса.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ делаются выводы: об индивидуализме как основной установке американского национального характера, с соответствующей противоположной установкой - коллективизмом (склонностью объединяться в группы, движения, сильной ориентации на общественное мнение, и пр.); о необходимости учитывать, в соответствующих исследованиях, особенности психологии построения и восприятия произведений разных жанров; о целесообразности использования метода исторической реконструкции при исследовании межкультурной коммуникации.

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Европейцы об Америке XIX века: историко-психологические аспекты межкультурной коммуникации. - Россия и Запад: диалог культур, вып. 7. Материалы 6-й международной конференции. М., 1999. С. 170-179.

2. Intercultural Communication in terms of Impressions. - Россия и Запад: диалог культур, вып. 7. Материалы б-й международной конференции. M., 1999. С. 179-185.

" Ibid. Р.261.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Садыхова, Лала Гуламовна

ВВЕДЕНИЕ. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ:

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

Межкультурная коммуникация в свете исторической психологии.

Психология менталитетов.

Индивидуализм как установка/ черта национального характера.

Стереотипы.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАЦИИ.

Реконструкция в исторической психологии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Америка глазами Ч. Диккенса"

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Настоящая работа, посвященная анализу образа американцев глазами Ч.Диккенса, представляет собой историко-психологическое исследование - т.е. исследование на стыке таких дисциплин, как культурология, история, психология. Рассматривается конкретный случай - опыт реальной межкультурной коммуникации (восприятия "другой" культуры -американской, глазами англичанина), имевшей место в середине XIX века и восстановленной в данной работе - в соответствии с методом исторической реконструкции.

Представлены - в качестве контекста данной межкультурной коммуникации - очерки историко-культурных аспектов жизни США и Великобритании середины XIX века. Также, в свете индивидуально-психологических особенностей как фактора восприятия - в том числе, восприятия "другой" культуры -рассматривается личность Диккенса.

Описание поездки Диккенса в США - события и его впечатления - приводится на основе его писем из Америки.

Содержание таких произведений Диккенса, как Американские заметки и Мартин Чэззлвит, рассматривается как в сравнении друг с другом, так и в сопоставлении с его письмами.

Анализируются также некоторые психологические и методологические аспекты использования литературных произведений как материала соответствующих исследований.

Рассматривается динамика (трансформация во времени) диккенсовских образов восприятия США, - на основе сравнения описаний непосредственных впечатлений - с образами отсроченного по времени (воспроизводимого) восприятия, а также

190 на основе сравнения его представлений о соответствующих аспектах американской и английской действительности.

Основные черты образа США глазами Диккенса сравниваются с соответствующими описаниями/ оценками ряда либерально настроенных, творчески, т.е. нестереотипно мыслящих европейцев, посещавших США в первой половине - середине XIX века.

Выделяются некоторые черты как американского национального характера (глазами европейцев середины XIX века), так и ментальности человека Нового времени.

Подводя итоги данного исследования, представляется обоснованным сделать следующие выводы:

3.1. (,применительно к анализу данного случая, т.е межкультурной коммуникации, на примере поездки Ч.Диккенса в США в 1842 г., с точки зрения исторической психологии)

3.1.1. В оценке Диккенсом американского характера/ менталитета, за различными формами выражения (отличающимися друг от друга, в частности, в зависимости от жанра соответствующих произведений - его писем, Американских заметок и романа Мартин Чэззлвит) можно выделить одно и то же содержание. Пользуясь терминологией современных культурологических исследований, можно говорить об отмеченном Диккенсом индивидуализме американской культуры середины XIX века, а раскрывая при этом смысл этого термина, применительно к данному контексту - об индивидуализме как имеющем форму преобладающей в обществе либеральной концепции/ идеологии индивидуальных прав, свобод, равных возможностей и экономической самостоятельности, - и содержание, в виде индивидуального стремления большинства данного общества прежде всего к собственной материальной выгоде.

3.1.2. В терминах рабочей гипотезы исследования, можно говорить об индивидуализме указанного типа как одной из основных установок национального характера/ менталитета американцев середины прошлого века. Отмеченные при этом самим Диккенсом многочисленные и выраженные проявления противоположных индивидуализму явлений и тенденций - таких как, например, склонность американцев объединяться в различные группы, движения, организации, их единообразное времяпровождение, сильная ориентация на общественное мнение, формируемое, поддерживаемое и распространяемое прессой, и т.п., - можно считать подтверждением гипотезы исследования об обязательном сосуществовании, наряду с любой основной установкой национального характера/ менталитета, и соответствующей противоположной установки, в данном случае - американского коллективизма.

3.1.3. Отмеченные Диккенсом - и совпадающие с оценками других европейцев того же времени - феномены американской культуры являются, вместе с тем, во многом типичными для современной культуры западного типа в целом, являясь, таким образом, составляющими менталитета человека Нового времени как эпохи масс и глобальных процессов информационного, экономического, культурного и пр. обмена/ взаимодействия, с особой ролью принципов индивидуальной свободы - и, вместе с тем, общественного мнения и средств массовой информации.

Учитывая, насколько глубокое впечатление производили на европейцев того времени - т.е. отличались от знакомого им -указанные и описанные, в частности, Диккенсом, явления и феномены, - можно говорить о том, что данный тип менталитета впервые появился в США первой половины - середины XIX века.

3.2. (применительно к анализу культурологических источников - в частности литературы, о другой культуре)

3.2.1.С точки зрения психологии искусства/его восприятия следует, учитывая специфику формы оценочных высказываний/ описаний другой культуры - в зависимости от формы (жанра и пр.) произведения, при анализе описываемой в нем культуры, "делать поправку" на:

3.2.11. - большую концентрацию/ "сгущение" ее особенностей/ характеристик, даваемых в художественном произведении, более действенно передающие впечатления автора от данной "другой" культуры;

3.1.1.2. — проблему political correctness, т.е. намеренно "обтекаемых" формулировок произведений публицистического жанра, могущих существенно исказить непосредственные впечатления автора от данной "другой" культуры/ собственного опыта межкультурной коммуникации, при передаче их посредством такого рода произведений.

3.2.2.С точки зрения общей, социальной и исторической психологии, применительно к анализу литературных произведений, следует учитывать:

3.2.2.1. - индивидуально-психологические особенности авторов, такие как, в частности, особенности мышления (образное, логическое, степень его стереотипности, и т.д.), индивидуальных установок (способа восприятия окружающей действительности, своего места в ней, типичного поведения, и т.п.), а также -особенности мотивации (вкусов и пристрастий, социальных отношений и намерений, чувств и переживаний по поводу тех или иных фактов и событий). Указанные обще- и социально-психологические особенности авторов могут внести свою долю в искажение образа другой культуры - как воспринимаемого, так и создаваемого в соответствующих произведениях, и следовательно, должны, наряду с анализом содержания последних, специально рассматриваться, с целью минимизации подобных искажений.

3.2.2.2. - следует учитывать также кулътуроспецифические особенности авторов соответствующих произведений, т.е. типичность их тех или иных установок/ психологических особенностей для их собственной культуры. С этой целью — и соответственно, также с целью минимизации возможных искажений образа "другой" культуры, следует, в частности, сопоставлять соответствующие оценки того или иного автора — с таковыми как представителей той же самой культуры, а также - с оценками данной "другой" культуры - представителями третьей", отличной как от рассматриваемой "другой", так и от культуры автора основных источников.

3.3.(применительно к методу исторической реконструкции в исследованиях межкультурной коммуникации)

Историческая реконструкция, в качестве метода такого направления в культурологии как историческая психология, представляется одним из наиболее адекватных и перспективных, применительно к исследованиям межкультурной коммуникации, так как позволяет воссоздавать образы той или иной культуры с максимально возможными широтой (комплексным подходом к исследованию, использованием данных самых разных наук, количеством и охватом рассматриваемых сфер человеческой деятельности тех или иных культур данного периода) и глубиной (системным подходом, с разграничением формы и содержания любого из анализируемых явлений и феноменов, их уровней и составляющих, их взаимодействия и взаимовлияния), - что необходимо - во избежание стереотипных оценок, поверхностных выводов и взаимного непонимания - при изучении таких сложных и неоднозначных явлений как национальный характер/ менталитет, та или иная культура - и/ или межкультурная коммуникация.

Настоящее исследование, проведенное согласно методу исторической реконструкции, представляется —адекватным - с точки зрения как комплексного, так и системного подхода в науке в целом - и в исторической культурологии,-применительно к изучению межкультурной коммуникации, в частности.

 

Список научной литературыСадыхова, Лала Гуламовна, диссертация по теме "Историческая культурология"

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействиею Социально-психологические процессы. М., 1990.

2. Айзенштат М.П. Фритредеры и колониальные войны. Великобритания в конце 30-х начале 40-х годов XIX в. / Проблемы британской истории. М., 1987.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

4. Аникст A.A. Диккенс публицист/ Собр. соч. Ч.Диккенса в 30 т. Т.28. М.,1963.

5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.,1996.

6. Асмолов А.Г. Социальная биография культурно-исторической психологии/ Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

7. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.М. Практическая патопсихология. Р.-на-Д.Д996.

8. Бодлер Ш. Жизнь и творчество Эдгара По/ Ш.Бодлер и др. Искусственный рай. М.,1997.

9. Болховитинов H.H. США и война Испанской Америки за независимость. Провозглашение доктрины Монро/ История внешней политики и дипломатии США, 1775-1877. М.,1994.

10. Болховитинов H.H., Яровой В.В. Международные отношения в начале XIX века и англо-американская война 1812 года/ История внешней политики и дипломатии США, 1775-1877. М.,1994.

11. Брушлинский A.B. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи/ С.Московичи. Век толп. М.,1998.

12. Ващенко A.B. Пушкин и Америка: подходы к проблеме/ Россия и Запад: диалог культур. М.Д998.

13. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982.

14. Вундт В. Проблемы психологии народов/ Преступная толпа. М.,1998.

15. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. М.,1996.

16. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.Д993.

17. Гениева Е.Ю. Великая тайна/ Тайна Чарлза Диккенса. М.,1990.

18. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Р.-на-Д.,1996.

19. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.,1982.

20. Гражданская З.А. Роман Ш.Бронте "Шерли'7 Ш.Бронте. Шерли. М.,1963.

21. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М.,1993.

22. Гуревич П.С. Культурология. М.,1998.

23. Данилевский Р.Ю. Пушкинский образ Германии -"туманной" и "свободной"/ Немцы в России: проблемы культурного взаимодействия. С.-П6.Д996.

24. Дементьев И.П. США. Исторический очерк (до кон. 1870-х гг.). БСЭ, Т.24. М.,1976.

25. Диккенс М. Диккенс. Свидетельства современников/ Тайна Чарлза Диккенса. М., 1990.

26. Диккенс Ч. Американские заметки.- Собр. соч. в 30 т. Т.9. М.,1958.

27. Диккенс Ч. Очерки Боза,- Собр. соч. Т.1. М.Д957.

28. Диккенс Ч. Письмо Ваш.Ирвингу от 21 апреля 1841 г. -Собр. соч. Т.29. М.,1963.

29. Диккенс Ч. Письмо Дж.Форстеру от 13 августа 1841 г. -Собр. соч. Т.29. М.,1963.

30. Диккенс Ч. Письмо Дж.Форстеру от 29 января 1842 г. Собр. соч. Т.29. М.,1963.

31. Диккенс Ч. Письмо Т.Мигтону от 31 января 1841 г. Собр. соч. Т.29., М„ 1963.

32. Диккенс Ч. Письмо Дж.Форстеру от 17 февраля 1842 г. -Собр. соч. Т.29., М.,1963.

33. Диккенс Ч. Письмо Дж.Чепмену от 22 февраля 1842 г. -Собр. соч. Т.29., М.,1963.

34. Диккенс Ч. Письмо Дж.Форстеру от 24 февраля 1842 г. -Собр. соч. Т.29. М.,1963.

35. Диккенс Ч. Письмо Дж.Форстеру от 27 февраля 1842 г. -Собр. соч. Т.29. М.,1963.

36. Диккенс Ч. Письмо К.К.Фелтону от 14 марта 1842 г. Собр. соч. Т.29. М.,1963.

37. Диккенс Ч. Письмо Дж.Форстеру от 15 марта 1842 г. Собр. соч. Т.29. М.,1963.

38. Диккенс Ч. Письмо Дж.Форстеру от 21 марта 1842 г. Собр. соч. Т.29. М.,1963.

39. Диккенс Ч. Письмо У.Ч.Макриди от 22 марта 1842 г. Собр. соч. Т.29. М.,1963.

40. Диккенс Ч. Письмо Д.Маклизу от 22 марта 1842 г. Собр. соч. Т.29. М.,1963.

41. Диккенс Ч. Письмо Дж. Форстеру от 15 апреля 1842 г. -Собр. соч. ИТ.29. М.,1963.

42. Диккенс Ч. Письмо Дж.Форстеру от 3 мая 1842 г. Собр. соч. Т.29. М.,1963.

43. Диккенс Ч. Письмо Дж.Чепмену от 15 октября 1842 г. -Собр. соч. Т.29. М.,1963.

44. Диккенс Ч. Письмо Дж.Форстеру от 27 апреля 1855 г. -Собр. соч. Т.ЗО. М.,1963.

45. Диккенс Ч. Письмо А.Кутс от 11 мая 1855 г. Собр. соч. Т.ЗО. М.,1963.

46. Диккенс Ч. Письмо Дж. Форстеру от <> октября 1855 г. — Собр. соч. Т.ЗО. М.,1963.

47. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. Собр. соч. Т.4. М.,1958.

48. Диккенс Ч. Речь в Ассоциации по проведении реформы управления страной (27 июня 1855 г.). Собр. соч. Т.28. М.,1963.

49. Диккенс Ч. Речь в Газетном фонде (20 мая 1865 г.). Собр. соч. Т.28. М.,1963.

50. Диккенс Ч. Речь на открытии публичной библиотеки в Г.Манчестер (2 сент. 1852 г.). Собр. соч. Т.28. М.,1963.

51. Диккенс Ч. Статьи. Игра м-ра Фехтера. Собр. соч. Т.28. М.,1963.

52. Диккенс Ч. Статьи. Интересы сельского хозяйства. Собр. соч. Т.28. М.,1963.

53. Диккенс Ч. Статьи. Лицемерие. Собр. соч. Т.28. М.,1963.

54. Диккенс Ч. Статьи. Островизмы. Собр. соч. Т.28. М.,1963.

55. Диккенс Ч. Статьи. Памяти У.М.Теккерея. Собр. соч. Т.28. -Собр. соч. Т.28. М.,1963.

56. Ждан. А.П. История психологии. М., 1990.

57. Жид А. Оскар Уайлд/ Эссе. Новосибирск, 1994.

58. Жураев С.Б. Революция во Франции и немецкая литература. М„ 1997.

59. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.,1996.

60. Ивашева В.В. Чарлз Диккенс/ Собр. соч. Ч.Диккенса в 30 т. Т.1. М.,1957.

61. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1996.

62. Исаев С.А., Романова Н.Х. Политика федерального правительства в отношении индейцев/ История внешней политики и дипломатии США, 1775-1877. М.,1994.

63. Кабанов Б.Т. Английская буржуазия и революция 1848 года в Германии/ Проблемы британской истории. М.,1987.

64. Карсавин Л.П. Жозеф де Местр/ Вопросы философии, #3, 1989.

65. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

66. Ковалев Ю.В. Волшебный кубок Рипа ван Винкля/ Washington Irving. Tales. М,1982.

67. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.,1997.

68. Крапивенский С.Э. Общий курс философии. Волгоград, 1999.

69. Куликова Л.В. Немецкий менталитет в аспекте немецкой культурной семантики языковых единиц/ Россия и Запад: диалог культур. М.,1998.

70. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. С.-П6.Д996.

71. Ланн Е. Быт англичан 30-х 60-х годов/ Собр. соч. Ч.Диккенса в 30 т. Т. 1. М.,1957.

72. Лебон Г. Психология народов и масс. С.-П6Д995.200

73. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М.Д992.

74. Лихачев Д.С. Литература Реальность - Литература. Л.,1981.

75. Ломов Б.Ф. Предисловие/ Проблемы психофизики. М.Д974.

76. Лотман Ю.М. Русский дэндизм/ Беседы о русской культуре. С.-Пб.,1994.

77. Майерс Д. Социальная психология. С.-П6.Д997.

78. Малькова 3.А. США. Просвещение. БСЭ. Т.24. М.Д976.

79. Миловидов В.А. Э.Гаскелл/ История зарубежной литературы XIX века. М.Д991.

80. Московичи С. Век толп. М.Д998.

81. Московичи С. Машина, творящая богов. М.Д998.

82. Мотрошилова Н.В. Возникновение и развитие позитивистской философии/ История Философии. Запад -Россия-Восток. М.Д998.

83. Образцова А. Оскар Уайлд: личность и судьба. / О.Уайлд. Письма. М.,1997.

84. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Вопросы философии, #3, 1989.

85. Осипова Э.Ф. Мир и человек в восприятии Эдгара По/ Американский характер. Очерки культуры США. М.,1995.

86. Осипова Э.Ф. "Философия жизни" Ральфа Эмерсона/ Американский характер. Очерки культуры США. М.,1995.

87. Павловская, A.B. Россия и Америка. Проблемы общения культур. Россия глазами американцев 1850-1880-е годы. М.,1998.

88. Павловская A.B. Стереотипы восприятия России и русских на Западе/ Россия и Запад: диалог культур. М.,1994.

89. Песчанский B.B. Изменения в социальном составе тред-юнионов: динамика и последствия/ Проблемпы британской истории. М.,1987.

90. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Р.-на-Д.,1996.

91. Пирсон X. Диккенс. М.,1963.

92. По Э.А. Беседа Моноса и Уны/ Полное собр. рассказов. М.,1970.

93. По Э.А. Mellonta Tauta/ Полное собрание рассказов. М.,1970.

94. Покровский Н.Е. Ральф Уолдо Эмерсон. В поисках своей вселенной. The Center for American Studies at Concord, 1995.

95. Потебня A.A. Мысль и язык. Киев, 1993.

96. Прозоров В.П. Трансцендентализм/ История зарубежной литературы XIX века. М.,1991.

97. Прозоров В.Г., Богословский В.П. Ранний американский романтизм: В.Ирвинг, Ф.Купер/ История зарубежной литературы XIX века. М., 1991.

98. Психологический словарь. М.,1990.

99. Руткевич A.M. Психоанализ/ История философии. Запад -Россия Восток. М.,1998.

100. Руткевич A.M. Послесловие/ Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.,1995.

101. Садыхова Л.Г. Европейцы об Америке XIX века: историко-психологические аспекты межкультурной коммуникации/ Россия и Запад: диалог культур. М.,1999.

102. Сильман Т.И. Диккенс. Очерки творчества. М.,1958.

103. Сиротинская М.М. Европейская политика США в середине XIX века/ История внешней политики и дипломатии США, 1775-1877. М.,1994.

104. Славгородская JI.В. От "геттингенской души" до Андрея Штольца: к эволюции представлений о Германии и немцах в русской литературе XIX в./ Немцы в России: проблемы культурного взаимодействия. С.-П6.Д998.

105. Сноу Ч.П Диккенс/ Тайна Чарлза Диккенса. М., 1990.

106. Согрин В.В. Конфликт, согласие, плюрализм. Послесловие/ Л.Харц. Либеральная традиция в Америке. М.,1993.

107. Соколов А.В. Введение/ Зарубежная философия XIX -начала XX столетия. М.,1995.

108. Соловьева Н.А. Ч.Диккенс/ История зарубежной литературы XIX века. М.,199-1.

109. Старостин Б.А. США. Наука и научные учреждения. БСЭ, т.24. М.,1976.

110. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации/ Введение в практическую социальную психологию. М., 1996,

111. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения/ Общение и оптимизация совместной деятельности. М.,1987.

112. Сэндберг К. Авраам Линкольн. М., 1961.

113. Тард Г. Социальная логика. С.-П6.Д996.

114. Теккерей Ритчи Э. Диккенс/ Свидетельства современников/ / Тайна Чарлза Диккенса. М.,1990.

115. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М.,1992.

116. Троицкая Л.М. Англо-американские отношения и орегонская проблема (1815-1846)/ История внешней политики и дипломатии США, 1775-1877. М.,1994.

117. Троллоп Т. Диккенс/ Свидетельства современников// Тайна Чарлза Диккенса. М.,1990.

118. Февр Л. Бои за историю. M., 1991.

119. Фенимор Купер Дж. Шпион. М. ,1995.

120. Фромм Э. Из плена иллюзий/ Фромм Э. Душа человека. М.,1998.

121. Фромм Э. Человек для самого себя/ Фромм Э. Психоанализ ц этика. М.,1993.

122. Фуллье А. Психология французского народа/ Революционный невроз. М.,1998.

123. Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М.,1993.

124. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.,1986.

125. Честертон Г.К. "Большие надежды"/ Тайна Чарлза Диккенса. М.,1990.

126. Честертон Г.К. "Записки Пиквикского клуба"/ Тайна Чарлза Диккенса. М.,1990.

127. Шатобриан Ф.-Р. де. Замогильные записки. М., 1995.

128. Шкуратов В.А. Историческая психология. Р.-на-Д.,1994.

129. Шоу. Дж.Б. "Большие Надежды"/ Тайна Чарлза Диккенса. М.,1990.

130. Шлет Г.Г. Психология социального бытия. М.,1996.

131. Эмерсон Р. У. Доверие к себе/ Новые пророки. С.-П6.Д996.

132. Юнг К.-Г. Психологические типы. М.,1996.

133. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. М.,1991.

134. Acroyd P. Dickens. L.,1990.

135. Barbey d'Aurevilly. J. Le rideau cramoisi/ Les Diaboliques. P., 1994.

136. Bittner J.B. Fundamentals of Communication Prentice Hill, Englewood Cliffs. N.Y.-1988.

137. Brauer K/J/ 1821-1860: Economics and Diplomacy of American Expansionism// Economics and World Power. An Assessment of American Diplomacy Since 1789/ Eds. By W.H.Becker, S.F.Wells (Jr).-N.Y„ 1984.

138. Briggs A. A Social History of England. Weidenfeld and Nicolson, 1983. ,

139. Bronte Ch. Jane Eyre. Wordsworth Ed., 1994.

140. Bronte Ch. Shirley. Wordsworth Ed., 1996.

141. Bristow J. Introduction to The Picture of Dorian Gray. Wordsworth Ed., 1992.

142. Butler S. The Way of All Flesh. Wordsworth Ed., 1994.

143. Colombo J.R. Bret Harte. Introduction to The Outcasts of Poker Flat, The Luck of Roaring Camp, and Other Stories. -Airmont Publishing Co, 1964.

144. Crofi-Cooke R. The unrecorded of Oscar Wilde. L.,1972.

145. Dickens Ch. A Tale of Two Cities. Wordsworth Ed.,1993.

146. Dickens Ch. Bleak House. Wordsworth Ed., 1996.

147. Dickens Ch. Little Dorrit. Wordsworth Ed., 1997.

148. Dickens Ch. Martin Chuzzlewit. Wordsworth Ed.,1994.

149. Dickens Ch. The Mystery of Edwin Drood. -Wordsworth Ed., 1997.

150. Disraeli B. Sybil, or The Two Nations. -Wordsworth Ed., 1995.

151. Eliot T.S. Wilkie Collins and Dickens/ Collected Essays. L„ 1932.

152. Emerson R.W. Complete Works: In 2 Vol. L„ 1875.

153. Fenimore Cooper J. The prairie. N.Y., 1929.205

154. Forster J. The Life of Charles Dickens. L„ 1872-1874.

155. Galotchkina E.A. Cultural Awareness: Bridging Theory and Practice/ Language, Culture and Communication. M., 1995.

156. Garrison W.L, The Letters. Vol.4 - Cambr., 1945.

157. Gaskell E. Mary Barton. Wordsworth Ed., 1996.

158. Gaskell E. North and South. Wordsworth Ed., 1995.

159. Gide A. Immoraliste. P., 1996.

160. Gissing G. Charles Dickens: A Critical Study. L„ 1898.

161. Hawthorne N. The Blithedale Romance. -Penguin Classics, 1986.

162. Headley Ph.C. The Life of Louis Kossuth, Governor of Hungary. -Freeport, 1971.

163. Hibbert Chr. The Making of Charles Dickens. L., 1967.

164. Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1970.-Wash., 1975.

165. Infante D.A., Rancer A.S., Womack D.F. Building Communication Theory. Waveland Press, Inc. - Prospect Heights, Illinois, 1997.

166. Inkeles A., Levinson D.J. National Character: the Study of Modal Personality and Soeioculturai System's// Handbook of Social Psychology/Ed. ByLindsery. Vol.2. Cambridge, 1954.

167. James W. Psychology. N.Y.,1890.

168. James S.C., Lake P.A. The Second Face of Hegemony: Britain's Repeal of the Corn Laws and American Walker Tariff of 1846// International Organization. Stanford, 1989. - Vol.43. -No 1.

169. Jefferson Th. The Papers of Thomas Jeffersson/ Ed. by Boyd J.P, Cullen Ch.T. Princeton, 1950.

170. Jones W.D. The American Problem of British Diplomacy, 1841-1861.-Athens, 1974.

171. Kaplan F. Dickens: A Biography. L., 1989.

172. Knapp M., Vangelisti A. Interpersonal Communication and Human Relationships. Allyn and Bacon, Needham Heights. Massachussets, 1992.

173. Kolodny A. Introduction to The Blithedale Romance. -Penguin Classics, 1986.

174. Kukurian I.L. "The English" of William Shakespeare: The aim or the means?/ Россия и Запад: диалог культур. ML, 1998.

175. La Feber W. The American Age. United States Foreign Policy at Home and Abroad Since 1750. -N.Y., 1989.

176. Leavis F.R., Leavis Q.D. Dickens the Novelist. L., 1972.

177. Levi-Strauss C. Lapensee sauvage. P., 1962.

178. Lindsay J. Ch.Dickens. -L., 1950.

179. Mackay Ch. Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds. Wordsworth Ed., 1995.

180. Mandrou R. Introduction a la France moderne. Essai de Psychologie historique, 1500-1640. P., 1961.

181. McDowall D. An Illustrated historry of Britain. -Longman, 1996.

182. Morgan (ed.): The Oxford Illustrated History of Britain. -Oxford University Press, 1984.

183. Mowlton J. The Library of Literary Criticism. Vol. VI. -N.Y.,1904.

184. Myers D. Psychology. Worth Publishers. - N.Y., 1992.

185. Paine Th. The Complete Writings of Thomas Paine. Vol. 1-2. Ed. By FonerP.S. -N.Y., 1945. Vol.1.

186. Pavlovskaya A.V. Guide-books: Barriers or Bridges on the Way of Communication/ Language, Culture and Communication. -M., 1995.

187. Perkins D. A History of the Monroe Doctrine. -Boston, 1963.

188. Priestley J.B. Dickens/ The Bloom of the Victorian England. L., 1972.

189. Reade B. Aubrey Beardsley. L., 1967.

190. Records of the Federal Convention, 4 vols./ Ed. by Farrand M. New Haven, 1966. Vol. 1.

191. Ridley J. The History of England. Routledge and Kegan Paul, 1981.

192. Sadykhova L.G. Interculturai Communication in terms of Impressions/ Россия и Запад: диалог культур. M., 1999.

193. Samovar L.A., Porter R.E. Communication Between Cultures. Wadsworth Publishing Co., 1995.

194. Sandburg С. Abraham Lincoln. N. Y., 1939.

195. Ter-Minasova S.G. University Level Cultural Studies in Russia/ Language, Culture and Communication. M., 1995.

196. Thackeray W.M. A Shabby Genteel Story/ Tales and Parodies. -M., 1985.

197. Thomson D. England in the Nineteenth Century. -Penguin, 1970.

198. Thoraval J., Pellerin C., Lambert M., Le Solleuz J. Les grandes etapes de la civilisation française. P., 1967.

199. Trenholm S., Jensen A. Interpersonal Communication. -Wadsworth Inc. Belmont, 1992.

200. Trollope A. Phineas Finn. A Palliser Novel. Wordsworth Ed., 1996.

201. Trollope A. The Way We Live Now. -Wordsworth Ed., 1995.

202. Trollope J. Introduction to The Palliser Novels/ Trollope A. Phineas Finn. — Wordsworth Ed., 1996.

203. TroyatH. Baudelaire.-P., 1994.

204. Werner B.I. Introduction to The Works of Edgar Allan Poe. -Wordsworth Ed., 1995.

205. Wilde O. Pen, Pencil and Poison/ Collected Works of Oscar Wilde. Wordsworth Ed., 1997.

206. Wilde O. The Critic as Artist/ Collected Works of Oscar Wilde.-WordsworthEd., 1997.

207. Wilde O. The Decay of Lying/ Collected Works of Oscar Wilde. Wordsworth Ed., 1997.

208. Wilde O. The Soul of Man under Socialism/ Collected Works of Oscar Wilde. Wordsworth Ed., 1997.