автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Американское кино как средство культурной экспансии

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Полуэхтова, Ирина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Американское кино как средство культурной экспансии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Полуэхтова, Ирина Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР И ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ

ЭКСПАНСИИ.13

ГЛАВА II АМЕРИКАНСКОЕ КИНО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

§1. Социокультурная ориентация американского кино.39

§2. Культурные ценности американского кино.67

ГЛАВА III АМЕРИКАНСКОЕ КИНО В РОССИЙСКОМ КИНОРЕПЕРТУАРЕ

§1. Американизация репертуара российских кинотеатров.102

§2. Ценностное содержание американских фильмов в российском кинорепертуаре.120

 

Введение диссертации1993 год, автореферат по социологии, Полуэхтова, Ирина Анатольевна

Одним из самых значительных изменений в общественной жизни последних лет стал поворот нашей культуры в сторону большей открытости, ее готовность к межкультурному диалогу. После десятилетий идеологической конфронтации и "железного занавеса", обрекших отечественную культуру на обособленное, автономное развитие, сегодня заметно активизировались процессы международного культурного обмена и взаимодействия. Наблюдается небывалое расширение и углубление межкультурных контактов и связей на всех уровнях, и, как следствие, активное проникновение в Россию культурной продукции других стран, особенно западных. Наиболее заметным явлением в культурной жизни последних лет стало широкое распространение у нас американских фильмов и их доступность массовому зрителю.

Репертуар наших кинотеатров сегодня резко и значительно отличается от того, что имело место 5-6 лет назад: американское кино доминирует в репертуарных списках, все более вытесняя отечественную кинопродукцию. Значительно возросло количество американских фильмов и на телеэкране, особенно в связи с развитием кабельного и спутникового телевидения. Что касается приобретающего все большее распространение и популярность видео, то репертуар видеопроката практически полностью "комплектуется" фильмами зарубежного, преимущественно американского, производства.

Основные на сегодняшний день способы продвижения фильмов к зрителю - кинотеатральный прокат, видео и телевидение - формируют мощный поток зарубежной кинопродукции, массово распространяемой и общедоступной. Следует отметить, что такая ситуация характерна прежде всего для крупных городов, где одновременно активно функционируют все три канала распространения фильмов.

Что означает это для российской культуры? Знакомство зрительской аудитории с кинематографом, который долгие годы не мог пробиться через "железный занавес", явление скорее положительное. Однако столь активно начавшееся распространение американских фильмов вызывает и глубокую обеспокоенность в обществе. Кинематографисты, деятели культуры, творческая интеллигенция усматривают в этом процессе опасность, с одной стороны, для развития отечественного кинематографа, с другой - для нашего зрителя, который оказался "погруженным" в поток американской кинопродукции (преимущественно второсортной), и даже для культуры в целом - ведь речь идет о широкой культурной экспансии, массированном вторжении чужеродных культурных ценностей.

Изложенные выше обстоятельства определяют актуальность исследуемой проблемы.

Интенсивная вестернизация российской действительности и американская киноэкспансия - явления новые для нашей культуры и потому практически неисследованные. Вместе с тем различные аспекты этой проблемы в той или иной степени изучались отечественными и зарубежными социологами, культурологами, философами. Эти научные разработки послужили методологической основой и теоретической базой предпринятого нами диссертационного исследования.

С одной стороны, контекст темы выводит нас на такой объект исследования, как американское кино. Это достаточно полно и всесторонне исследованный феномен. Можно выделить несколько направлений изучения этого явления.

Одно из, них составляют исторические исследования, в которассматриваются особенности возникновения, становления и развития американского кино. Фундаментальным исследованием по истории кинематографа, и в частности - американского, является 1 многотомный труд французского историка кино Ж.Садуля. В его работе история американского кинематографа представлена в общем контексте мирового кинематографического процесса, показаны особенности условий и специфика процесса становления и развития кино в Америке по сравнению с западноевропейскими странами. Серьезным историческим исследованием последнего времени яв2 ляется работа М.Шатерниковой "Искусство кинобизнеса", опубликованная в нескольких номерах журнала "Киноведческие записки" в 1989-1991 гг. и представляющая собой историю развития американского кинематографа как самостоятельной отрасли коммерческой деятельности и бизнеса. Автор также показывает, как рыночные механизмы функционирования кино в Америке оказывали влияние на формирование художественных особенностей американского кино -его стиля, техники, формы. Анализу экономики, принципам и механизмам деятельности американской современной киноиндустрии пос3 вящена книга И.Кокарева "Кино как бизнес".

Американское кино выступало также объектом исследования киноведов, искусствоведов, эстетиков. В работах Е.Карцевой, М.Шатерниковой, Р.Соболева, и др. анализируются художественные особенности, изучаются различные направления, жанры, типы героев американских фильмов, исследуется творчество выдающихся мас

1. Садуль Ж. Всеобщая история кино. (Пер. с фр.) М. Т.1,2. 1958, Т.З. 1961, Т.6. 1963, Т.4,5. 1982.

2. Шатерникова М. Искусство кинобизнеса// Киноведческие записки. 1989, N4. С.163-167; 1990, N8. С.135-155, 218-238; 1991. N10. С.175-205.

3. Кокарев И. Е. Кино как бизнес. Минск,1991. 1 теров американского кино.

Важнейшим направлением изучения американского кино являются работы, в которых кино рассматривается как составная часть духовной жизни американского общества. Большинство работ этого направления посвящены изучению американского кино как явления "массовой культуры" и носят ярко выраженный идеологизированный характер, поскольку долгое время в работах отечественных исследователей американское кино рассматривалось преимущественно с критической точки зрения как часть буржуазной "массовой культуры", как средство распространения и пропаганды буржуазных норм, ценностей, элементов образа жизни (например, в работах Кукаркина А.В., Ашина Г.К., Мидлера А.П., Нечай О.Ф., Кужелевой Г.И. и 2 др.). Отечественные исследователи Кокарев И.Е., Баскаков

В.Е., Капралов Г.А., Карцева Е.Н., Разлогов К.Э. рассматривали американское кино как "зеркало" американской действительности, в котором отражаются многие социальные и общественно-политичес3 кие процессы, происходящие в американском обществе. Эти ра

1. Карцева Е.Н. Вестерн. Эволюция жанра. М., 1976; Карцева Е.Н.Голливуд:контрасты 70-х.Кинематограф и общественная жизнь США. М.,1987; Шатерникова М. "Синие воротнички" на экранах США.(Человек труда в американском кино). М.,1985; Соболев Р. Голливуд. 60-е годы. Очерки. М.,1975; Капралов Г.А. Человек и миф. Эволюция героя западного кино (1965-1980). М., 1984.

2. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теория. Идеи. Разновидности. Образы. Техника. Бизнес. М.,1985; Ашин Г.К., Мидлер А.П. В тисках духовного гнета.М.,1986; Нечай О.Ф. Блеск и нищета "массовой культуры". Минск. 1984; Кужелева Г.И. "Массовая культура" как явление государственно-монополистического капитализма. Ростов.1981.

3. Кокарев И.Е. США на пороге 80-х: Голливуд и политика. М.,1987; Баскаков В.Е. Противоречивый экран: Духовный кризис буржуазного общества и кино.М.,1980; Капралов Г.А. Западный кинематограф: супермены и люди. М.,1987; Разлогов К.Э. Конвейер грез и психологическая война. Кино и общественно-политическая жизнь на Западе. 70-80-е годы. М.,1986; Разлогов К.Э. Боги и дьяволы в зеркале экрана. Кино в западной религиозной пропаганде. М., 1982. боты (несмотря на идеологически-критический подход к исследуемому феномену) содержат богатый и обширный материал, необходимый и используемый нами при анализе ценностного содержания американского кино.

Хотя круг работ, в которых объектом исследования выступает американское кино, весьма широк, лишь немногие из них посвящены собственно анализу американского кино как явления национальной американской культуры. В этом плане следует выделить книгу Ту-гановой О.Э. "Современная культура США", в которой предпринят глубокий и всесторонний анализ современной культуры американского общества и где, в частности, анализируется американское 1 кино как часть культуры*

Другая проблема, которая возникает в связи с заявленной темой диссертационного исследования - проблема американской культурной экспансии. Эта проблема значительно менее изучена отечественными исследователями в связи с ее неактуальностью для отечественной культуры вплоть до конца 80-х гг. Однако зарубежные исследователи, в частности, западноевропейские, уделяли этой проблеме значительно больше внимания, особенно в 50-е

60-е годы - период активной американизации Западной Европы 2

Э.Маккрири, Э.Сэмпсон, П.Гасснер).

Культурная экспансия С распространение культурных ценностей за пределы своей культурной конфигурации) является частью общего процесса взаимодействия культур в современном мире. Это заставляет обратиться к теоретическим разработкам и публикациям, посвященным вопросам взаимодействия, диффузии культур,

1. Туганова О.Э. Современная культура США. М.,1989.

2. См. Лавровский А. Американская социологическая пропаганда. Пер.с польского. М.,1978. культурной экспансии,"культурного империализма". Этим проблемам посвящены работы Арутюнова С.А., Завадской Е.В., Тугановой О.Э. 1 и др.

Современные процессы вестернизации российской действительности, проблемы американской культурной экспансии, практически не представлены в научных публикациях. Рефлексия этих процессов идет пока на уровне дискуссий, обсуждений, отдельных выступлений в прессе отечественных культурологов, историков, философов, 2 социологов.

Еще один аспект, который необходимо выделить при рассмотрении данной темы, связан с разработкой проблем социального функционирования кино, что является предметом изучения социологии кино.

Первой отечественной книгой о кино как социальном явлении была книга В.А.Готвальда "Кинематограф - его происхождение, устройство и будущее общественное и научное знание" (1909). В ней рассматривается роль и значение кино в социальной жизни, его влияние на общественное сознание, прямые и обратные связи между создателями, организаторами кинозрелища и его потребителями.

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989; Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М. ,1977; Взаимодействие культур СССР и США: XVIII - XX вв. Отв. ред. Туганова О.Э. М., 1987; Социальная коммуникация и культурная самобытность// Массовая информация и коммуникация в современном мире. Реферативный сборник. 4.2. М., 1991. С.30-95.

2. Жабский М.И. Голливуд в СНГ?// Киномеханик. 1992. N11 - 12. С.2-6; Россия и Запад: взаимодействие культур. Стенографический отчет заседания теоретического клуба "Свободное слово" Союза кинематографистов СССР 16 ноября 1992 г.)

Воспитательной и просветительной функции кино посвящена вышедшая в 1912 году книга Е.М.Самуйленко "Кинематограф и его просветительная роль" . Все это свидетельствует о том, что уже в первые десятилетия существования отечественного кинематографа появляются первые попытки его социологического изучения.

После революции (1917) ведущее место в социальном изучении кинематографа занимает анализ его воспитательной функции, а также возникают первые попытки конкретно-социологического изучения зрителя.

В 1928 году выходит первая советская монография по социологии кино - книга А.Трояновского и Р.Егизарова "Изучение кинозрителя".

Во второй половине 30-х годов наблюдается свертывание работ по социологии кино и по общему киноведению.

Возрождение интереса к социологическим проблемам кинематографа наблюдается с середины 60-х годов, что было вызвано практическими общественными потребностями - необходимостью осознать, как могут строиться отношения кинотеатра со зрителем в новых социокультурных условиях (урбанизация, миграция населения, рост образования, расширение спектра досуговой деятельности, появление и распространение телевидения).

В 70 - 80-е годы значительный вклад в развитие отечественной киносоциологии внесли работы Когана Л.Н., Лебедева Н.А., Жабского М.И., Лифшица Г.М., Вильчека В.М., Рачука И.А., Лукши-наИ.П., Волкова В. И., Левшиной И. С. и др., направленные на разработку теоретических и методологических основ социологии кино. Этот период отмечен также интенсивным эмпирическим изучением социального функционирования кинематографа. Осуществленные конкретно-социологические исследования выявили структуру киноаудитории, динамику посещаемости и основные факторы, на нее влияющие, вкусы различных групп кинозрителей, особенности восп1 риятия кинопроизведений.

Важное место в социологическом изучении кино отводилось репертуару. Он был достаточно глубоко и всесторонне изучен оте2 чественной киносоциологией.

Несмотря на то, что количество работ, охватывающих различные аспекты проблемы, сформулированной в названии диссертации, велико, сам факт практической новизны американизации российской культуры средствами кино (возникновение в последние годы) позволяет высказать утверждение, что данная тема актуальна и малоизученна.

Цель и задачи исследования: опираясь на анализ имеющейся литературы и данные исследования репертуара московских кинотеатров доказать, что американское кино выступает важнейшим средством культурной экспансии, которая выражается в вытеснении прошлых ценностей идеоло

1. См.: Кино и зритель. Материалы расширенной сессии Совета по проблеме "Кино и зритель" (13-16 мая 1968 г.). М.,1970; Кино и зритель. Проблемы социологии кино. Сб.науч.тр. М., 1978; Кино и городской зритель. Сб.науч.тр. М., 1978; Кино и время. Сб.науч.ст. М., 1985. Вып.6; Сельская аудитория кинематографа. Сб.науч.тр. М., 1986; Социологические проблемы кинопроката. Сб.науч.тр. М., 1986; Жабский М.И.(Отв. ред.) Методология и методика социологического исследования киноаудитории. Сб.науч.тр. М., 1986; Жабский М.И. Кино и массы: (Проблемы социокультурного взаимодействия). М.,1987; Жабский М.И. Социология кино: истоки, предмет, перспективы. М., 1989; Жабский М.И Кино на этапе демократизации. М., 1990.

2. См.: Янулайтис К. Зритель и жанровая тематика кинематографа// Труды Всесоюзного научно-исследовательского кинофото-института. М., 1971. Вып.60; Волков В.И. Опыт анализа прокатной статистики//Кино и городской зритель. М., 1978. С.91-108; Социальная жизнь фильма: Проблемы функционирования репертуара. Сб.науч.тр. М., 1983; Вильчек В.М. Фильм в системе кинопроката (Опыт социологического анализа структуры репертуара)//Социологические проблемы кинопроката. М.,1986. С.146-165; Рондели Л.Д. Слагаемые зрительского успеха//СоциОлогические проблемы кинопроката. М., 1986. С.5-32. гизированной советской культуры ценностями западной (американской) культуры , причем не в высших ее проявлениях, а в наиболее "низких" китчевых формах.

Предложенная цель исследования предполагает решение следующих задач:

1. Основываясь на теоретических разработках проблем взаимодействия культур, а также анализе опыта американизации Западной Европы и развивающихся стран, показать, что американская культурная экспансия является одним из проявлений межкультурных взаимодействий в современном мире и выражается в активном внедрении в социокультурную среду других стран элементов американской культуры (научных и технических достижений, особенностей образа жизни, различных форм досуговых развлечений, продуктов художественного творчества и опосредованно - определенных идей, ценностей, социальных образцов).

2. Анализируя историю кино, показать, как конкретно-исторические условия возникновения и развития кино в Америке определили его коммерческую направленность и ориентацию на массового зрителя, что в свою очередь, обеспечило ему популярность и стимулировало его восприятие большинством потребителей в разных национальных, региональных, социальных аудиториях.

3. Опираясь на гипотезу, что американское кино развивается в двух основных пластах культуры -"популярной" и "массовой", доказать, что как "популярное искусство" оно опирается на реальные культурные ценности американцев, а как явление "массового искусства" содержит в себе и распространяет стереотипы "массовой культуры".

4. Опираясь на данные контент-анализа репертуара московских кинотеатров ( 1985 - 1993) выявить тенденцию "американиза

- is ции" российского кинорепертуара.

5. Основываясь на данных экспертного опроса, выявляющего основные культурные ценности, содержащиеся в потоке фильмов текущего репертуара, доказать, что функционирующие в российском репертуаре американские фильмы в большинстве своем распространяют не истинные американские культурные ценности, а стереотипы "массовой культуры".

Объектом исследования является американская культурная экспансия, которая наиболее ярко проявляется в американизации российской аудиовизуальной культуры, переориентации кинопроката и репертуара российских кинотеатров на американское кино. Предметом исследования выступает ценностное содержание американского кино как феномена культуры и канала распространения культурных ценностей.

Эмпирической основой исследования послужили результаты качественно-количественного анализа репертуара московских кинотеатров за период с 1985 по 1993 г. с применением методов контент-анализа и экспертных оценок. Определенная часть эмпирического материала получена из организаций и объединений, занятых прокатом зарубежного кино в России, а также из документов Союза кинематографистов, Комитета по кинематографии России, Мосгорки-нопроката, информационных бюллетеней Кинорынка т.п.

В качестве методологической основы анализа поставленной проблемы использовано положение о социальной детерминации культурных процессов, их зависимости от складывающихся в обществе социальных отношений, которые, в свою очередь, определяются существующим уровнем культуры , наличием определенной системы ценностей.

Данные методологические положения, цели и задачи диссертационного исследования определили логику и структуру работы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Американское кино как средство культурной экспансии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XX век характеризуется глобальным углублением и расширением межкультурного взаимодействия, связанным с развитием и распространением средств массовой коммуникации, ставших основными носителями и трансляторами культуры в современном мире. Вместе с тем неравенство в экономическом и социальном развитии разных стран порождает дисбаланс культурных обменов, приводит к тому, что более развитые в экономическом отношении страны доминируют в распространении своей культурной и информационной продукции. Это ставит проблему культурной экспансии.

Ведущее место в распространении своей информационно-культурной продукции на современном этапе занимают Соединенные Штаты Америки. Это обусловлено уровнем развития экономики, современных технологий и той политической ролью, которую играют США в сегодняшнем мире. Культурное доминирование Америки превращает проблему культурной экспансии для многих стран мира в проблему американизации.

Американизация традиционно рассматривается как внедрение в социокультурную среду других стран элементов американской культуры, образа жизни, культурных ценностей. Наряду с распространением передового научного опыта, современных технических достижений американской культуры, необходимых для обеспечения современного уровня жизни других стран, происходит активное распространение через СМК коммерческой продукции американской "массовой культуры", которая рассматривается как основной носитель культурных ценностей американского общества. Вместе с тем исследования последних лет и проведенный нами анализ показывает, что эта культурная продукция содержит коммерциализирован

- 143 ные и идеологизированные штампы, эрзацы культурных ценностей, а не истинные ценности американской культуры.

В современных условиях проблема американизации стала актуальной для российского общества. В работе мы рассмотрели американизацию на примере американской киноэкспансии.

Анализ зарождения, становления и развития американского кино как социокультурного явления показал, что сформировавшаяся в процессе его становления и развития ориентация на массового зрителя, а также коммерческая направленность, тесная связь с бизнесом, обеспечивают его популярность в различных национальных, региональных аудиториях. Эта особенность позволяет промышленным и политическим кругам Америки,используя кино для распространения определенного стиля жизни, укреплять свое могущество. Кино превратилось в важнейшее средство американской экспансии.

Наличие проблемы американской киноэкспансии подтвердили данные нашего исследования репертуара московских кинотеатров за 1985-1993 гг. Они свидетельствуют, что, начиная с 1987 года наблюдаются резкие изменения в структуре кинорепертуара, выражающиеся в вытеснении отечественного кино американской кинопродукцией. Преобладающие в современном репертуаре американские фильмы относятся главным образом к разряду низкосортной коммерческой продукции.

Проведенный нами ценностный анализ фильмов текущего репертуара ( апрель-май 1993 г.) показал, что американские фильмы, демонстрируемые сегодня на экранах наших кинотеатров, в большинстве своем содержат и несут зрителю стереотипы и образы "массовой культуры" и в этом плане они мало отличаются (содержательно, а не по уровню их технического исполнения) от так называемых "кассовых" фильмов отечественного кинематографа или

- 144 кинопродукции стран Западной Европы. Поэтому вряд ли справедливо относить их к каналу распространения традиционных ценностей американской культуры. Данный вывод не снимает проблемы защиты отечественной культуры от засилья коммерческой кинопродукции, прежде всего американского производства.

В работе предпринята попытка рассмотреть "реакцию" (правда на достаточно общем, абстрактном уровене) российской культуры на инокультурное воздействие. В работе высказана мысль, что культуры обладают некоторыми защитными механизмами и российская культура относится к числу культур, обладающих достаточно сильным иммунитетом.Эта гипотеза, конечно, требует более детального изучения и эмпирического подтверждения, однако, весь многовековой опыт России показывает, что активно усваивая внешние атрибуты других культур( Россия оставалась достаточно консервативной в плане изменения содержания своих традиционных культурных ценностей.

Вместе с тем не стоит, видимо, недооценивать масштабы и интенсивность современного процесса вестернизации. В ситуации сегодняшней культурной "неопределенности" на смену прошлым ценностям идеологизированной культуры может прийти другая чуждая псевдокультура.

Данные теоретические выводы позволяют сформулировать некоторые практические предложения:

1. Очевидна необходимость государственного регулирования распространения зарубежной кинопродукции на российском киноэкране. Опыт западноевропейских стран показывает, что возможными механизмами являются "протекционистские" меры (введение квоты на прокат зарубежных фильмов, дифференцированное налогообложение и пр.)

- 145

2. Важнейшим направлением защиты отечественной культуры от экспансии зарубежной массовой культуры является поддержка и развитие собственного кинематографа. Механизмом такой поддержки может стать повышенное налогообложение проката зарубежных фильмов с использованием полученного дохода для поддержания и развития отечественного кино.

3. Необходимо законодательно-правовое регулирование процесса производства и проката как отечественного, так и зарубежного кино.

В целом, необходимо заметить, что проблема требует системного комплексного решения. Сегодня насущно необходима продуманная гибкая многоаспектная программа, включающая в себя систему нормативно-правовых и экономических механизмов регулирования, гарантирующая выживание и развитие отечественного кинематографа как части духовной культуры нации.

 

Список научной литературыПолуэхтова, Ирина Анатольевна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Американский характер. Очерки культуры США. Отв.ред. Туга-нова О.Э. М.,1991. 384 с.

2. Арнольди Э. Западноевропейское кино. Л.,1937. 57с. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М. ,1989. 243 с.

3. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.,1990. 240 с.

4. Галушко Р.И. Западное телевидение и "массовая культура". М. ,1991. 239 с.

5. Жабский М.И. Социология кино: истоки, предмет, перспективы. М.,1989. 61 с.

6. Жабский М.И. Кино на этапе демократизации. М.,1990. 63 е.

7. Капралов Г.А. Западный кинематограф: супермены и люди. М.,1987. 55 с.

8. Кино и зритель. Опыт социологического исследования. Авт.: Коган Л.Н., Волков В.И., Томилов Г.А. и др. М.,1968. Кино и современная культура. Сб.науч.ст. Л.,1988. 147с. Кино и зритель. Проблемы социологии кино. Сб.науч.тр. М., 1978. 162 с.

9. Кино и городской зритель. Сб.науч.тр. М.,1978.

10. Кино: методология исследования. Отв.ред. В.Муриан.1. М.,1984. 240 с.

11. Кокарев И.Е. США в зеркале голливудского экрана. М.,1985. 56с.

12. Кокарев И.Е. США на пороге 80-х: Голливуд и политика. М., 1987. 56 с.

13. Кокарев И.Е. Кино как бизнес. Современная американская киноиндустрия : зарубежный опыт и перестройка советского кино. Минск, 1991. 256 с.- 148

14. Лепроон П. Современные французские кинорежиссеры. Пер. с фр. М.,1960. 840 с.

15. Нечай О.Ф. Блеск и нищета "масовой культуры". Минск, 1984. 141 с.

16. Разлогов К.Э. Конвейер грез и психологическая война. Кино и общественно-политическая жизнь на Западе. 70-80-е годы. М.,1986. 238 с.

17. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Пер. с фр. М.,1958 -Т.1. 610 с.; М. ,1958 Т.2; 523 е.; М. , 1963 - Т.6. 626 е.; М.,1982.- Т.4,5.

18. Соболев Р. Голливуд.60-е годы. Очерки. М.,1975. 238 с. Социальная жизнь фильма:Проблемы функционирования репертуара. Сб.науч.тр.Отв.ред. Лифшиц Г.М. М.,1983. 161 с. Социологические проблемы кинопроката. Сб.науч.ст. М.,1986.

19. Туганова О.Э. Современная культура США. Структура. Мировоззренческий аспект. Художественное творчество. М.,1989. 269 с.

20. Sampson A. The New Europeans. London. 1968.1.. СТАТЬИ

21. Дондурей Д. Кому он нужен, этот зритель? //Искусство кино, 1988, N2. С.80-87.

22. Дондурей Д. Новая модель кино: трудности переходного пе-риода//Киноведческие записки, 1989, N3. С.3-13. Дондурей Д. Благо разорения // Киноведческие залиски, 1991. N9. С.29-38.

23. Дондурей Д. Перед банком все равны // Советский экран, 1991, N2. С.5-6.

24. Дондурей Д. Кино: жизнь после смерти//Независимая газета, б февраля 1992 г. С.7.

25. Жабский М.И. Штрихи к социологическому портрету зрителя// Кино и время. М., 1985. С.86-102.

26. Жабский М.И. Некоторые актуальные проблемы социологии кино// Кино и зритель. Проблемы социологии кино. М., 1978. С.12-38.

27. Жабский М.И. К размышлению и массах "самого массового"// Искусство кино. 1982. N5. С.25-39.

28. Жабский М.И. Социальная драма американского кинематографа// Социол.исслед. 1983. N4. С.148-153.

29. Жабский М.И. Голливуд в СНГ// Киномеханик. 1992. N11-12. С.2-6

30. Жигульский К. Киногерой в глазах социологов// Советский экран. 1970. N23. С.16.

31. Иоскевич Б.Я. Формы бытования фильма и культурный потенциал кинематографа//Кино и современная культура. Л., 1988. С. 91-108.

32. Иоскевич Я.Даранец Д.,Фирсов Б. Видео: природа и масштаб явления// Техника кино и телевидения. 1987. N4. С.37-42.- 151

33. Карцева Е. Шокируя, отвлекать (0 некоторых образцах эскапизма в американском кино 70-х годов)//Кино и время. М., 1985. Вып.6. С.102-125.

34. Карцева Е. "Третий возраст" в кино//Американский характер. М. ,1991. С.335-355.

35. Козлов Л. Поздний возраст кинематографа// Киноведческие записки. 1991. N10. С.13-27

36. Коровин А.Ф. Массовая культура в изменяющемся мире//Политическое образование. 1989. N11.

37. Левшина И.О. О схемах типологии кинозрителей // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.,1978. Лихачев Д. Русская культура в современном мире//Новый мир. 1991. N1. С.3-9.

38. Сорокин П. Общие черты и различия между Россией и США // СоцИс. 1993. N8. С.133-144.

39. Туганова О.Э. Американское многообразие//Американский характер. М. ,1991. С.5-28.

40. Туровская М. К проблеме массового фильма в советском кино//

41. Киноведческие записки, 1990, N8. С.72-78.

42. Федоров А. Кино и зритель (о киноаудитории Америки)// США:экономика и политика, 1990, N1. С.118-125.

43. Ханютин А. К вопросу о типологии киноштампа//Массовыйуспех. Сб.науч.ст. М.,1989. С.40-62.

44. Шатерникова М. Искусство кинобизнеса//Киноведческие записки. 1989. N4. С.143-167; 1990. N8. С.135-155, 218-238; 1991. N10. С.175-205.

45. E.Katz, M.L.Levin, H.Hamilton. Traditions of Research on the Diffusion of Innovation // American Sociological Review. N 2. 1963.

46. Uranga W. NWIC0: The New World Information and communication order // Communication for all / Ed. by Lee Ph. N.Y. 1985. P.74.- 153

47. I. Материалы симпозиумов, конференций, "круглых столов" и других дискуссий Кинематограф и культура. Материалы "круглого стола"//Воп-росы философии. 1990. N3. С.3-32.

48. Кинореальность и зрительские предпочтения (Социологическое обозрение)//Информационный бюллетень Союза кинематографистов СССР, 1987, N1-2. С.37-52.

49. Кино: энциклопедический словарь. М., 1986. Эволюция и перспективы наличных форм фильмопотребления. Анализ зарубежной и отечественной ситуации. Информационный бюллетень. М., 1990. 23с.

50. Киноискусство: Справ, и библиогр. изд. Аннот.кат. Сост. Круглова 0.Д. М.,1985. 48 с.

51. YI. Диссертации Жабский М.И. Методологические аспекты исследования социального функционирования кинематографа. Дисс. на соискание уч.степени доктора социологических наук. М.,1991.

52. Среднее, средне специальное4 Высшее5 Трудно сказать5. Национальность?1 Американец2 Англичанин3 Француз4 Итальянец5 Испанец6 Грек7 Еврей- 8 Русский9 Индеец10 Трудно сказать

53. Кто по положению в обществе?1 Дошкольник2 Школьник3 Учащийся ПТУ4 Учащийся техникума5 Студент6 Рабочий

54. Сельскохозяйственный рабочий8 Техническая интеллигенция

55. Гуманитарная интеллигенция

56. Работник сферы обслуживания11 Арендатор12 Кооператор13 Индивидуал14 Заключенный15 Алкоголик16 Наркоман17 Проститутка

57. Тунеядец, бродяга и др. социально запущенные слои19 Сотрудник милиции20 Пенсионер21 Домохозяйка22 Преступник23 Полицейский24 Воспитанник колледжа25 Работник шоу-бизнеса26 Бизнесмен27 Фермер28 Иной ответ29 Затрудняюсь ответить

58. Каков интеллектуальный уровень героя?1 Высокий2 Средний3 Низкий4 Трудно сказать

59. Каков общий культурный уровень героя?1 Высокий2 Средний3 Низкий4 Трудно сказать

60. Какую цель ставит герой в своих действиях?

61. Острые ощущения (секс, любовь, месть, измена)

62. Острые ощущения (выживание, деньги, борьба, победа)

63. Реализация общественных целей (справедливость, защита правчеловека, борьба со злом и т. п.)

64. Реализация личных социально значимых( поиск своего местав жизни,достижение успеха в профессиональной сфере и т.п.)

65. Какой личностный смысл, мотив действия главного героя?1 Благополучие других людей2 Благородство3 Богатство

66. Верность долгу, обязанность5 Верность своему слову6 Власть

67. Внешняя, физическая красота

68. Внутреннее, душевное равновесие9 Выгодная работа10. Высокий интеллект

69. Гражданское мужество .12- Деньги13. Дети14. Служение добру15. Достоинство, честь16. Досуг17. Дружба

70. Свобода и демократия в обществе40 Связь с родственниками41 Секс42 Семья43 Сила воли44 Скромность45 Собственное благополучие46 Совесть с ее велениями47 Сострадание48 Сохранение жизни49 Справедливость50 Талант51 Труд и трудолюбие

71. Уважение со стороны других людей53 Успех в жизни

72. Физическая сила в умение с ее помощью постоять за ce6i55 Честность

73. Чуткость (постоянная готовность помочь человеку)

74. Преимущественное отношение автора к герою?1 Положительное2 Негативное3 Нейтральное4 Неопределенное

75. В какой среде действует герой?1 Рабочих2 Служащих3 Студентов4 Школьников5 Педагогов6 Ремесленников7 Сельских жителей8 Военнослужащих9 Призывников

76. Художественной интеллигенции11 Партийного актива12 Комсомольского актива

77. Работников сферы обслуживания14 Работников шоу-бизнеса15 Детективов16 Отдыхающих17 Преступников18 Заключенных

78. Несовершеннолетних в спецучреждениях

79. Нестандартных молодежных групп

80. Социально запущенных людей

81. Преобладающее отношение авторов к среде?1 Не одобряют2 Одобряют3 Равнодушны4 Сочувствуют5 Симпатизируют

82. В какой-то мере романтизируют7 Осмеивают8 Издеваются9 Испытывают гнев10 Испытывают боль

83. Чувствуется взгляд свысока

84. Чувствуется налет презрения13 Трудно ответить

85. Какова степень остроты основной конфликтной ситуации?1 Очень острая2 Острая3 Не острая4 Совсем не острая5 Конфликт отсутствует6 Затрудняюсь ответить

86. В какой сфере решается драматический конфликт? 1 Конфликт в семье и с родственниками

87. С представителями гос. и общ. организаций3 Конфликт с друзьями

88. Конфликт с окружающими героя людьми

89. Внутренние переживания героя, конфликт с самим собой

90. Конфликт с силами природы, стихией, внешними обет.7 Затрудняюсь ответить

91. Каковы полюса основной драматургической ситуации фильма?1 Социальное противоборство

92. Конфликт между рутиной и новым3 Между чувством и долгом4 Любовный треугольник5 Идеалист и прагматик6 Конфликт поколений

93. Конфликт социальных идеалов и образов жизни9 Гуманизм и рационализм

94. Конфликт между "чудаком" и "обычным" героем

95. Конфликт хорошего с лучшим

96. Конфликт инфантилизма и зрелости13 Конфликт с законом

97. Конфликт между активной жизненной позицией иприспособленчеством

98. Между талантом и заурядностью

99. Между личностью и обществом17. Время действия фильма?1 Современное (5-10 лет)2 Историческое3 Смешанное4 Будущее5 Условное время18. Место действия фильма?1 Россия

100. Государство "ближнего" зарубежья

101. За рубежом и в нашей стране4 За рубежом19. В городе или на селе?1 В крупном центре

102. На периферии (мелкий город)3 В селе

103. Вне населенного пункта (лес, река, небо)5 Условное место6 В каком-либо другом месте

104. Оценка фильма в идейно-художественном отношении)1 Очень хороший2 Хороший3 Посредственный4 Плохой5 Очень плохой

105. Какова сфера Вашей работы в кино?

106. В кинопрокате и кинофикации2 В кинопроизводстве3 В кинорекламе

107. В киноведении и кинокритике5 В социологии кино