автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Анархо-реформизм в общественно-политических взглядах П.А. Кропоткина

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Сайтанов, Сергей Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Иваново
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Анархо-реформизм в общественно-политических взглядах П.А. Кропоткина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Анархо-реформизм в общественно-политических взглядах П.А. Кропоткина"

На правах рукописи

САЙТАНОВ Сергей Васильевич

АНАРХО-РЕФОРМИЗМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ П. А. КРОПОТКИНА (1897-1921 гг.)

специальность 07.00.02 — отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Иваново -2012

005012193

Работа выполнена университет»

в

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный

доктор исторических наук, профессор Меметов Валерий Сергеевич

Аннин Анатолий Геннадьевич

доктор исторических наук, доцент. ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Владимирский филиал», заведующий кафедрой государственного и муниципального управления

Семененко Александр Михайлович

кандидат исторических наук, доцент. ФГБОУ ВПО Филиал «Российский государственный гуманитарный университет» в г. Иваново, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Ведущая ФГБОУ ВПО «Московский педагогический

организация: государственный университет»

Защита состоится 23 марта 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Тимирязева д. 5 ауд. 101.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет».

Автореферат разослан «2,1 » февраля 2012 г. Ученый секретарь

диссертационного совета \_/ Тюленев В. М.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России в общественно-политических взглядах среди части населения получил распространение радикализм. Бороться с ним можно не только силовыми методами, создающими угрозу жизни для населения, но и изучая исторический опыт сознательного отказа от радикализма и перехода на реформистские позиции. Именно такую динамику можно наблюдать в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина, что подтверждает их познавательную и практическую значимость.

О взглядах П. А. Кропоткина продолжаются исследования, в которых Кропоткин рассматривается исключительно с позиций ранних его работ, отражающих его апархо-радикализм. Между тем, начиная с 1897 г. и до 1921 г., выходят работы Кропоткина, где он поддерживает определенные институты власти и формы государства. Этот этап в его общественно-политических взглядах, обозначен нами как «анархо-реформизм», соединяющий идею анархического идеала как цели и политику реформ как способа ее достижения.

Объектом исследования является анархо-реформистская общественно-политическая деятельность и взгляды П. А. Кропоткина, его отношение к обществу и государству, а также его творческое наследие.

Предмет исследования - анархо-реформизм в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина в его становлении, развитии, эволюции, формировании, проявлении и значении.

Хронологические рамки исследования.

Основная часть исследования охватывает период с 1897 по 1921 гг., с момента появления первой работы П. А. Кропоткина, где он поддерживал возможность установления в России парламента как государственного института (статья «О современном состоянии России» 1897 г.),1 и продолжал поддерживать определенные формы государства до

1 ГАРФ. Ф. 1129. On. 1. Ед. хр. 490. Л. 9.

своей смерти. Но для полноты освещения поставленных задач делаются отдельные экскурсы, и в более ранние, и в более поздние временные периоды.

Кроме того, исследование, в соответствии с его предметом и целью, ограничено изучением проблемы анархо-реформизма в рамках общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина как личности в российской истории и общественной мысли. Поэтому в данной работе, в основном, исследовались вопросы непосредственно связанные с его жизнью и деятельностью.

Степень научной разработанности проблемы.

В отечественной исторической науке общественно-политические взгляды П. А. Кропоткина являются достаточно исследованной научной темой. Однако, многие российские исследователи отмечали противоречия в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина в конце его жизни. Так, если Н. М. Пирумова1 обозначила противоречия в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина, то С. Ф. Ударцев2 находил теорию Кропоткина двойственной, усматривая причину такой двойственности в том, что политическая реальность не позволяла ему быть последовательным анархистом на практике. Таким образом, отечественными исследователями решение проблемы предлагалось искать в иных плоскостях, в то время как проблема реформизма в его взглядах практически не затрагивалась.

Наиболее близко к данной проблеме, в плане формирования социально-политических воззрений Кропоткина, подошел Е. И. Никульченков,3 а в плане исследования доанархического и начала анархических периодов в творчестве

1 Пирумова Н. М. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972.

2 Ударцев С. Ф. П. А. Кропоткин. М., 1989.

3 Никульченков Е. И. Проблема эволюции и революции в социально-политической теории П. А. Кропоткина (политико-этический аспект): дис. ... канд. политол. наук. СПб., 1993.

П. А. Кропоткина - П. И. Талеров.1 Деятельность П. А. Кропоткина во время его эмиграции освещена А. А. Мкртичаном.2 А взаимоотношения П. А. Кропоткина с Советской властью - А. А. Назаровым.3 Но только А. А. Назаровым впервые была предпринята попытка изучения реформизма в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина.4 Им были собраны воедино разрозненные материалы П. А. Кропоткина посвященные социальным и отчасти политическим вопросам, дающие основание предположить об осознанной работе П. А. Кропоткина над проблемой эволюции демократического правового государства в анархическое общество.

Таким образом, был накоплен необходимый материал, сложились предпосылки и условия для исследования, отчетливо видно закономерное продвижение исследователей в отечественной исторической науке к проблеме анархо-реформизма П. А. Кропоткина, которая ранее в науке не ставилась и рассматривается впервые. Отсутствие целостного исследования в этой области в отечественной исторической науке, обусловило выбор темы, объекта, предмета, цели и задачи исследования.

Цель исследования.

Данное исследование представляет собой постановку и попытку анализа проблемы анархо-реформизма П. А. Кропоткина, его проявления, определения значения и места в структуре общественно-политических взглядов в целом. Цель работы: показать и доказать, что в общественно-политических

1 Талеров П. И. Место Анархо-коммунизма П. А. Кропоткина в истории России и российского анархизма второй половины XIX - начала XX веков: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1997.

2 Мкртичан А. А. П. А. Кропоткин и Западная Европа // Новая и новейшая история. М., 1991. № 2.

3 Назаров А. А. Уроки реализма: П. А. Кропоткин в годы революции. // Труды комиссии по научному наследию П. А. Кропоткина. Вып. 1. М., 1992.

4 Назаров А. А. Эволюция социально-экономических воззрений П. А. Кропоткина: дис. ... канд. экон. наук. М., 1994.

взглядах Кропоткина анархо-реформизм выступал в качестве цельного явления, что не нашло должного отражения в предшествующих исследованиях его творчества.

Задачи исследования обусловлены необходимостью исследования предмета в соответствии с намеченной целью в пределах временных и проблемных рамках и областях исследования:

• постановка проблемы анархо-реформизма;

• выявление предпосылок и проявления реформистских тенденций в классическом анархизме;

• рассмотрение основных периодов развития общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина и их классификация;

• постановка проблемы влияния интеллигентности П. А. Кропоткина на его реформистские и анархо-реформистские взгляды;

• обозначение взаимосвязи идей реформизма и анархо-реформизма во взглядах П. А. Кропоткина;

• обоснование эволюции взглядов П. А. Кропоткина от анархо-радикализма к анархо-реформизму под влиянием реформизма в Западной Европе;

• анализ концепций государства и общества в анархо-реформистских взглядах П. А. Кропоткина;

• проявление распространения анархо-реформизма П. А. Кропоткина и его идей в СССР, Западной Европе и современной России;

• значение анархо-реформизма П. А. Кропоткина для общественно-политической мысли России и стран Запада.

Методологические и теоретические основы исследования

Для решения вышеприведенных задач были применены следующие методы: исторический анализ проблемы, сравнение, синтез, обобщение, общие методы реконструкции, сравнительного и комплексного анализа. Применялись в единстве принципы научной объективности и конкретно-исторического подхода, а также принцип дополнительности.

Историческую основу диссертационного исследования составляют труды таких отечественных исследователей общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина, как Н. М. Пирумова, С. Ф. Ударцев, П. И. Талеров, А. А. Мкртичан, А. Н. Гарявин, Е. И. Никульченков и др.

Теоретической базой работы явились труды П. А. Кропоткина, а так же произведения отечественных и зарубежных исследователей, затрагивавших проблемы анархизма и реформизма во взглядах П. А. Кропоткина. Среди них можно выделить работы В. В. Ляшенко, А. В. Матюхина, К. Р. Ситдыковой и др. Наиболее ценные идеи, прежде всего идея реформизма у П. А. Кропоткина, были почерпнуты автором диссертации у А. А. Назарова. Использовались также труды по политологии, социологии, экономики, интеллигентоведению и др.

Источннковая база исследования в результате проведенного анализа степени отражения анархо-реформизма в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина, подразделяется на практические и теоретические источники.

Как практические источники использовались архивные материалы и документы официального происхождения, деловые документы, письма, обращения, стенограммы заседаний и пр.

В Государственном архиве Российской Федерации в фонде П.А.Кропоткина 1129 среди важнейших источников использовались такие источники, которые раскрывают изменения во взглядах П. А. Кропоткина на государство и роль общественного самоуправления в нем. Это, прежде всего, «Письмо к офицерам русского генштаба»,1 «Конспект речи, подготовленной П. А. Кропоткиным к Государственному совещанию 12 августа 1917 г.»,2 статьи «Федерация» и «К вопросу о федерации».3

В Научно-исследовательском отделе рукописей Российский государственной библиотеки в фонде П. А. Кропоткина 410 также содержатся рукописи и письма

1 ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Ед. хр. 723.-

2 ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Ед. хр. 735.

3 ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Ед. хр. 744.

П. А. Кропоткина, где он говорит о правах человека и политических правах как о высшем идеале.1 Используемые из этого фонда источники, освещают вопросы важности для П. А. Кропоткина борьбы за установление демократических политических институтов в государстве.

В Архиве Дмитровского музея-заповедника «Дмитровский Кремль» в фонде П. А. Кропоткина 22/5152 присутствует в основном рукописный материал. Особую ценность представляют «Мемуары П. А. Кропоткина» часть IV «Западная Европа»,2 в которых Кропоткин утверждает приоритет и преимущества движений и идей Западной Европы перед Россией.

Теоретическими источниками исследования в области социальной и политической науке, а так же в области общественно-политической деятельности, выступают работы самого П. А. Кропоткина, опубликованные как в России, так и за рубежом. Это литературно-эпистолярное наследие П. А. Кропоткина. В эту же группу входят и неопубликованные работы П. А. Кропоткина, находящиеся в вышеприведенных архивах.

В данном диссертационном исследовании широко используются результаты научных изысканий отечественных и зарубежных авторов, непосредственно обращавшихся к творческому наследию П. А. Кропоткина. Прежде всего, это классические работы авторов, оказавших огромное влияние на изучение творчества Кропоткина: в дореволюционное время (Е. В. Де-Роберти),3 в начале советского периода (Н. К. Лебедев),4 в конце советского периода (Н. М. Пирумова,5 М, A. Miller6) и в

1 НИОР РГБ. Ф. 410. Картон 3. Ед. хр. 34.

2 Архив Дмитровского музея-заповедника «Дмитровский Кремль». Ф. 22/5152. On. 1. Д.4.

3 Де-Роберти Е. В. Петр Кропоткин (Личность и доктрина). СПб., 1906.

4 Лебедев Н. К. П. А. Кропоткин. Биографический очерк. М, 1925.

5 Пирумова Н. М. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972.

6 Miller М. A. Kropotkin. Chicago, 1976.

наше время (Е. И. Никульченков,1 П. И. Талеров2 и А. А. Мкртичан3).

Наиболее ценным научным исследованием по теме данной диссертации является диссертация А. А. Назарова,4 в которой автор много внимания уделил вопросу реформизма П. А. Кропоткина, не выявив, тем не менее, связи между его реформистскими и анархистскими взглядами. Однако, по исследуемой нами проблеме это единственное исследование такого уровня.

Положения, выносимые на защиту:

1. Идеи реформизма П.А.Кропоткиным формировались под влиянием воспитания в детстве и образования (особенно под влиянием старшего брата Александра), нацеленных на идеи западного Просвещения и реформаторская деятельность самого Кропоткина как чиновника, ученого и политика.

2. Радикальные идеи анархизма П. А. Кропоткина не нашли поддержки среди рабочих Западной Европы, что привело к кризису его анархической доктрины и поиску новой, начиная с работы «Взаимопомощь как фактор эволюции», в которой идеи органического эволюционного развития ставятся Кропоткиным выше идей революционных преобразований.

3. П. А. Кропоткин в поздний период своего творчества и деятельности отошел от радикальных анархических идей, с которыми в научном мире ассоциируют его как теоретика классического анархизма. Переходом на анархо-реформистские позиции, можно условно считать его статью «О современном

1 Никульченков Е. И. Проблема эволюции и революции в социально-политической теории П. А. Кропоткина (политико-этический аспект): дис.... канд. политол. наук. СПб., 1993.

2 Талеров П. И. Место Анархо-коммунизма П. А. Кропоткина в истории Росши и российского анархизма второй половины XIX - начала XX веков: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1997.

3 Мкртичан А. А. П. А. Кропоткин и Западная Европа // Новая и но1ейшая история. М., 1991. № 2.

4 Назаров А. А. Эволюция социально-экономических воззрений П, А. Кропоткина: дис.... канд. экон. наук. М., 1994.

состоянии России» (1897 г.), в которой П. А. Кропоткиным была позитивно рассмотрена проблема создания парламента в России.1

4. Анархические идеи сочетались у П. А. Кропоткина с идеями реформизма, если рассматривать анархизм как стратегическую цель, а реформы государства как тактические методы достижения этой цели. Таким образом, сочетание анархизма и реформизма у Кропоткина в его общественно-политических взглядах, можно определить как анархо-реформизм.

5. Выделяя анархо-реформистский период в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина, по иному выстраивается и вся их периодизация: 1) доанархический, 2) радикально-анархический, 3) анархо-реформистский периоды. Подобная периодизация позволяет избежать тех противоречий, которые у многих исследователей взглядов Кропоткина вызывали недоумения и вопросы, в связи с поддержкой им в поздний период института государства.

6. Анархо-реформизм в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина имеет свою эволюцию развития и находит свое продолжение в истории России и Западной цивилизации. Таким образом, анархо-реформизм Кропоткина вписывается в структуру его общественно-политических взглядов, выступая цельным и закономерным явлением в русской и мировой истории.

Научная новизна работы.

• Впервые реформизм в анархических взглядах П. А. Кропоткина рассматривается в виде целостной концепции (анархо-реформизм);

• специально поставлена проблема комплексного рассмотрения реформизма в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина;

• предпринята попытка по-новому осветить периодизацию анархических взглядов П. А. Кропоткина (доанархический, анархо-радикальный и анархо-реформистский);

1 ГАРФ. Ф. 1129. On. 1. Ед. хр. 490. Л. 9.

10

• выдвинуто и обосновано предположение об определяющем влиянии западноевропейского реформизма на анархо-реформизм П. А. Кропоткина;

• прослежена эволюция анархо-реформистской парадигмы, нашедшей свое продолжение в истории России и Западной цивилизации;

• отражена роль и влияние интеллигентности П. А. Кропоткина на формирование его анархо-реформистских взглядов;

• выявлена оригинальность концепции анархо-реформистских взглядов П. А. Кропоткина и ее значение.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, сделанные в данной работе, позволяют объяснить общественно-политические взгляды П.А.Кропоткина с 1897 по 1921гг., вызывающие до сих пор недоумения и противоречивые оценки исследователей, могут служить научной основой для дальнейших исследований общественно-политических взглядов

П. А. Кропоткина на новом уровне. Кроме того, выводы работы могут быть использованы в научных исследованиях по смежным направлениям (политология и социология).

Материалы диссертации, разработанные в ней подходы и полученные результаты позволят дополнить и расширить понимание общественно-политических взглядов

П. А. Кропоткина. А основной результат исследования открывает новое направление в изучении общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина и всего российского анархизма в целом - такое явление как анархо-реформизм.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных курсов и программ, в лекторской работе, в процессе преподавания учебных дисциплин, при разработке спецкурсов по истории общественно-политической мысли, Отечественной истории, для подготовки круглых столов и семинаров по проблемам общественно-политических идей в конце ХЕХ - начале XX вв.

Соответствие паспорту специальности.

Выводы и основные положения диссертации соответствуют паспорту специальности 07.00.02 - отечественная история по следующим областям исследования: п. 9. История общественной мысли и общественных движений; п. 17. Личность в российской истории, ее персоналии.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования были представлены на Международных конференциях: «Политика и свобода» (Владимир, 2007) и «Идеи российского анархизма в мировом историческом процессе» (Санкт-Петербург, 2009). Основные результаты исследования отражены в 14 публикациях, в том числе в 3 журналах из перечня ВАК. Общий объем публикаций 6,8 пл., автора — 6,8 п.л.

Структура диссертационного исследования выстроена по проблемно-хронологическому принципу. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, показана степень ее научной разработанности, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, отражены теоретико-методологические основы и источниковая база, раскрыты научная . новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, указаны формы апробации полученных результатов.

В первой главе «Реформизм и анархо-раднкализм как истоки формирования анархо-реформизма П. А. Кропоткина (1842-1897 гг.)» ставится проблема и границы исследования, рассматриваются истоки и динамика развития реформизма и радикализма во взглядах П. А. Кропоткина.

В первом параграфе «Проблема реформизма и анархо-реформизма во взглядах П. А. Кропоткина» анализируется традиционные и новые подходы в изучении анархизма П. А. Кропоткина с применением метода исторического анализа проблемы, раскрывается понятие реформизма и обосновывается, опираясь на принцип дополнительности, правомерность использования термина анархо-реформизм. На основе этого

анализа автором предложена новая периодизация общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина, в которой анархизм Кропоткина разделен на анархо-радикалъный и анархо-реформистский периоды, отражающие разные концептуальные модели в его общественно-политических взглядах. Определяющей чертой при этом выступает подвижничество Кропоткина как интеллигента.

Во втором параграфе «Становление, развитие и кризис реформизма во взглядах П. А. Кропоткина» анализируются причины и факторы, повлиявшие на формирование реформистских взглядов Кропоткина и его практическая деятельность в этом направлении, заложивших фундамент будущего анархо-реформизма.

Формирование реформистских взглядов у П. А. Кропоткина проходило под разными источниками влияния: природные способности и воспитание, влияние старшего брата и собственные наклонности, образование под влиянием идей европейского романтизма и стремление принести максимальную пользу другим, реформы 1860-х гг. и идея долга интеллигенции перед народом, политическая деятельность. Петр Кропоткин уже в юности тяготел к вере в научное мышление. И опираясь затем на рациональное мышление, при обосновании своей анархической доктрины, он во главу ставил веру в науку и человека. Используя общие методы реконструкции, можно прийти к выводу о полифоничности взглядов Кропоткина.

В конце 1850-хгг. П.А.Кропоткин пытался издавать газету «Отголоски из корпуса», в которой он писал о «необходимости конституции для России». А после окончания Пажеского корпуса Кропоткин отправился в качестве чиновника-реформатора в самую перспективную в плане реформ часть страны - в Сибирь. Но бюрократический аппарат постоянно тормозил реформаторскую деятельность. Кропоткин потерял интерес к реформам, но продолжая свою деятельность в качестве ученого, надеялся, что хотя бы так сможет послужить преобразованиям на пользу простому народу. С этого времени, опираясь на метод сравнительного анализа, можно говорить о наличии доанархического реформизма во взглядах Кропоткина.

В третьем параграфе «Эволюция общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина от реформизма через анархо-радикализм к анархо-реформизму»

прослеживаются причины перехода Кропоткина от реформизма к радикализму и тенденции развития его анархо-реформизма.

П. А. Кропоткин отверг реформистский марксизм как авторитарный. Намного свободнее был радикальный анархизм. Ранняя теория анархизма П. А. Кропоткина - это проповедь одномоментной революции, где налицо анархический радикализм в достижении цели, при отрицании переходных стадий и внутренней структурированности будущего общества.

Анархическая доктрина П. А. Кропоткина была «европоцентричной», поскольку создавалась на западноевропейском материале и предназначалась для западного читателя, в расчете на начало социальной революции в Европе. И обосновывая неизбежность анархического общества, Кропоткин подвел свою теорию под сформулированный им универсальный закон, который объединил анархизм и с историей человечества, и с природой - закон развития человечества на основе «взаимопомощи», т. е. путем эволюции и реформ.

На рубеже веков под давлением рабочего движения в Западной Европе государства начали проводить социальные реформы, что позволило Кропоткину отказаться от лозунгов на уничтожение государства, ограничившись критикой в адрес централизованного и монополистического государства. А анархизм, опираясь на метод синтеза, стал рассматриваться Кропоткиным как итог либеральных политических и этических учений, которые исходили из принципа предельной минимизации функции государства и увеличении (расширении) автономии нравственной личности.

Во второй главе «Анархо-реформизм П. А. Кропоткина (1897-1921 гг.) в его проявлении и значении» анализируется проявление во взглядах на государство и общество анархо-реформизма Кропоткина, его политическая и социальная концепция, выявляется значение идей анархо-реформизма.

В первом параграфе «Анархо-реформизм П. А. Кропоткина во взглядах на государство» обоснован

переход Кропоткина на анархо-реформистские позиции и показано проявление этого у Кропоткина в его признании государства переходным этапом на пути становления анархического общества и поддержке им демократического государства.

В начале XX века в некоторых странах Европы шел процесс создания гражданского общества и правового государства, что, по мнению Кропоткина, могло стать переходным этапом на пути к анархии. Поэтому в своей статье «О современном состоянии России» (1897 г.) Кропоткин позитивно рассматривал проблему создания парламента в России, что можно считать рубежом в его общественно-политических взглядах, наметившим разрыв с анархо-радикализмом и переход на анархо-реформистские позиции.

Во время I Мировой войны П. А. Кропоткин выступил в поддержку Антанты, чтобы спасти Францию, борющиеся демократии, европейский прогресс и будущую анархию, а, следовательно, и будущее человечества. На Всероссийском Государственном совещании Кропоткин призывал не к классовой борьбе, а к классовому миру и созданию в России государства по образцу США и Англии - Российской Федеративной республики.

Такая позиция П. А. Кропоткина, теоретически разработанная в нескольких дореволюционных его работах, оценивалась многими анархистами как политическая смерть, а нами, в соответствии с принципом научной объективности, рассматривается как окончательный переход Кропоткина в его общественно-политических взглядах на позиции анархо-реформизма.

По своим анархо-реформистским убеждениям П. А. Кропоткин не мог приветствовать взятие власти большевиками, стремившихся осуществить централистский государственный социализм, и считал, что идея Советов контролирующих политическую и экономическую жизнь не может быть реализована в условиях партийной диктатуры.

Во втором параграфе «Анархо-реформизм П. А. Кропоткина во взглядах на общество» показано его отношение к обществу, местному самоуправлению, синдикализму и федерализму, западной демократии и

Февральской революции в системе его анархо-реформистских взглядов.

В XX в. П. А. Кропоткин полагает, необходимым условием, позволяющим добиваться становления анархического общества, являются общедемократические свободы. Кропоткин говорит о сотрудничестве с капиталистическим обществом, отмечая, что среди стран Западной Европы зарождается новая форма общества - равных между собой. Поэтому Кропоткин полностью одобрял и поддерживал реформистские демократические начинания Временного правительства.

П. А. Кропоткин большие надежды возлагал на местные органы самоуправления и на возрождение и пропаганду идей федерализма. Кропоткин утверждал, что необходимо строить общество на основе добровольности, а не подчиненности, вернуться к экономике, основанной на различных видах общественной собственности, к выборному правлению и самоуправлению. Если в ранних своих работах П. А. Кропоткин относился к политической борьбе отрицательно, то к концу жизни, опираясь на метод конкретно-исторического подхода, видим, что его взгляды кардинально изменились.

В третьем параграфе «Сущность анархо-реформизма П. А. Кропоткина: политическая и социальная концепции, динамика и значение» отображены его политическая и социальная концепции с 1897 по 1921 гг., а также проявление идей анархо-реформизма как в СССР и современной России, так и за ее пределами в их динамике и значении.

Социально-политическая концепция П. А. Кропоткина сведена, по сути, к достижению идеального общественного устройства - безгосударственного анархического сообщества людей. Однако, в отличие от устоявшегося в истории мнения о полном отрицании П. А. Кропоткиным государства, опираясь на методы комплексного анализа, можно сделать заключение, что в его взглядах прослеживается явная динамика в сторону к государству - от признания необходимости государства (в доанархический период его взглядов), через радикальное неприятие в духе радикальной анархистской концепции, до признания его неизбежности на переходном этапе.

Идеи анархо-реформизма П. А. Кропоткина оказали влияние как на российских анархо-коммунистов (А. Гроссман-Рощин, Л. Карелин, А. Атабекян и др.), так и на представителей других течений анархизма. Отдельными личностями даже предпринимались попытки осуществления анархических идеалов Кропоткина на практике (А. Таратута, Н. И. Махно, И. А. Чуриков). Но в начале 1920-х гг., после разгрома анархического движения в России, практическая деятельность анархистов там была пресечена.

За пределами России наиболее ярко кропоткинские идеи анархического общественного устройства внутри демократического государства получили в виде израильских кибуцев. В настоящее время многие элементы кропоткинской модели свободного социализма уже осуществлены в некоторых странах Западной Европы, и прежде всего в Скандинавии, страны которой до сих пор остаются образцом социально ориентированных государств с наиболее развитыми институтами гражданского общества.

Большевики так же использовали кропоткинские идеи самоуправления, федерализма, Советов и кооперации. В Советском Союзе самоуправление рабочих на предприятиях вводил Ленин. Затем к нему вернулись уже при Л. И. Брежневе. М. С. Горбачев проявил в этом направлении наибольшую последовательность. Однако объявленные при Б. Н. Ельцине демократические свободы, начиная с 1993 г., постепенно стали заменяться на авторитарные методы управления страной. И хотя в историческом развитии современной России все еще не определен вектор выбора пути, остается надежда, что общественно-политические взгляды П. А. Кропоткина будут востребованы на его родине в их анархо-реформистском варианте.

В заключении диссертации, подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить, что, применяя метод обобщения и принцип научной объективности, в данной работе отчетливо прослеживается становление анархо-реформистских взглядов у П. А. Кропоткина на примере доанархического реформизма и анархо-радикализма, выделяются определенные периоды в его общественно-политических взглядах, отражающие

их эволюцию: С этой целью предложена новая периодизация общественно-политических взглядов Кропоткина

(доанархический реформистский, анархо-радикальный и анархо-реформистский периоды, подразделяющиеся внутри на ряд этапов). Это помогло выявить предпосылки и проявления анархо-реформизма у Кропоткина, а так же помогло впервые рассмотреть общественно-политические взгляды Кропоткина, в виде целостной концепции анархо-реформизма.

Проведя анализ факторов влияния на формирование и становление анархо-реформизма П. А. Кропоткина, приходим к заключению, что анархо-реформизм в общественно-политичесских взглядах П. А. Кропоткина подвергся многофакторному влиянию, но, прежде всего, влиянию на него западноевропейского реформизма. Кроме того, немаловажное значение на анархо-реформизм Кропоткина имела и его исключительная интеллигентность, которой свойственны в большей степени идеи реформизма, нежели радикализма.

Определяя место анархо-реформизма в структуре общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина, необходимо отметить, что он вписал в свою, по сути, эволюционную реформистскую теорию взаимопомощи неизбежность анархической революции, сохраняя в вопросах теории элементы радикализма и оставаясь на позициях анархизма. Поскольку в своей практической общественно-политической деятельности и анархических взглядах П. А. Кропоткин, оставаясь идейным анархистом, перешел на позиции реформизма, то его общественно-политические взгляды 1897-1921 гг. можно обозначить как анархо-реформизм.

В данной работе показано, на основе методов сравнительного и комплексного анализа, что анархо-реформизм в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина был закономерным процессом как в советском и российском обществах, так и в развитии всей западной цивилизации. Что подтверждает глубокое видение Кропоткиным направления и тактики в строительстве справедливого общества.

Идеи анархо-реформизма П. А. Кропоткина оказали влияние так же и на российских анархо-коммунистов, и представителей других течений анархизма. Отказавшись от

радикализма, анархисты стали искать новые пути преобразования общества. С этой целью в процессе реформирования экономических, социальных и политических отношений предлагалось использовать уже сформировавшиеся общественные структуры - кооперативы, домовые комитеты, земства, профсоюзы и т. д.

Эволюция анархических взглядов П. А. Кропоткина к анархо-реформизму показала перспективы общественного развития в виде трансформации авторитарного государства в федеративное с изменением системы представительного правления. Одним из вариантов может быть формирование многоступенчатой представительной демократии. Так, например, П. А. Кропоткин считал, что в будущем новой формой демократии может стать представительство отдельных категорий производителей. Новая система демократического устройства может ликвидировать пороки современного парламентаризма -бюрократизм, попадание случайных людей в парламент, политические интриги, голосование в интересах партии, а не избирателей, игнорирование желаний избирателей.

Проанализировав концепции государства и общества в анархо-реформистских взглядах П. А. Кропоткина, применяя в единстве принципы научной объективности и конкретно-исторического подхода, приходим к заключению, что в них органично сочетаются элементы анархизма и реформизма. Таким образом, выявлена, с одной стороны, оригинальность концепции анархо-реформистских взглядов П. А. Кропоткина, а с другой стороны, ее закономерность в ряду схожих, направлений, прослежена эволюция анархо-реформистской парадигмы в истории России и Западной Европы, подтверждающей взгляды Кропоткина. Это позволяет разрешить те противоречия, с которыми сталкиваются исследователи при изучении взглядов Кропоткина в конце XIX - начале XX веков.

Проведенные исследования открывают для дальнейшего изучения общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина новое направление - анархо-реформистское. Дальнейшая работа в этом направлении может позволить совершенно по-иному взглянуть на подходы и оценки в отношении общественно-политических взглядов и самого П. А. Кропоткина, и анархизма в

целом как системы мировоззрения, в которой помимо традиционного радикализма возможно и реформистское направление.

Подводя итог проделанной работы, необходимо сказать, что поставленная цель работы: показать, что в общественно-политических взглядах Кропоткина существовала определенная динамика соотношений революционного радикализма и реформизма в вопросах отношения к государству и обществу, а так же доказать, что выделенный нами период анархо-реформизма в общественно-политических взглядах является обоснованным и закономерным, выполнена, в соответствии с поставленными задачами.

При работе над диссертацией получены побочные новые результаты:

• составлена историография изучения анархизма П. А. Кропоткина, отражающая и его анархо-реформистский период;

• написана биография П. А. Кропоткина с использованием новых, ранее не включенных данных его жизни и деятельности;

• по-новому освещен период радикального анархизма в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина.

В результате решения поставленной проблемы на новом уровне, встают новые научные задачи с возможными направлениями их решения:

• необходимо провести специальное комплексное исследование доанархического реформизма у П. А. Кропоткина в направлении его реформаторской деятельности как чиновника и как ученого;

• следует более глубоко исследовать вопрос о «западническом» характере влияния общественно-политических идей западной демократии и социал-реформизма на анархо-реформистские взгляды П. А. Кропоткина;

• стоит выполнить исследование проявлений идей анархо-реформизма в отечественной и зарубежной истории на более глубоком уровне и в плане сравнения российского и зарубежного опыта.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Сайтанов С. В. «Речи бунтовщика» П. А. Кропоткина // Преподавание истории в школе. — 2009. — № 3. — С. 2831 (0,3 п. л.);

2. Сайтанов С. В. Анархо-реформизм П. А. Кропоткина: историография и источники // Преподавание истории в школе. — 2011. — № 8. — С. 69-71 (0,3 п. л.);

3. Сайтанов С. В. Становление П. А. Кропоткина как русского ученого-интеллигента в период доанархического реформизма (1842-1876 гг.) // Интеллигенция и мир. — 2011. — № 3. — С. 93-113 (0,9 п. л.);

4. Сайтанов С. В. Обзор отечественной историографии изучения анархизма П. А. Кропоткина // Наше Отечество. Страницы истории. — Вып. V. — М.: МГОУ, 2006. — С. 166-191 (1,2 п. л.);

5. Сайтанов С. В. Периодизация отечественной историографии изучения анархизма П. А. Кропоткина // Вестник московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». — 2007.—№2.—С. 59-70 (0,5 п. л.);

6. Сайтанов С. В. Анархизм П. А. Кропоткина как философия общественной свободы // Свеча-2007: Истоки - ХП: Андрей Тарковский, фильмы, религия и образование: материалы международных конференций (Владимир, 1—4 ноября 2006 года). Т. 15, —Владимир : ВГУ, 2007. — С. 296-302 (0,2 п. л.);

7. Сайтанов С. В. Становление общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина: доанархический период // Наше Отечество. Страницы истории. — Вып. УП. — М.: МГОУ,

2009. — С. 30-52. (0,9 п. л.);

8. Сайтанов С. В. Этика и мораль в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина и Э. Гольдман // Наше Отечество. Страницы истории. — Вып. УП. — М.: МГОУ. 2009. — С. 68-84. (0,7 п. л.);

9. Сайтанов С. В. Становление П. А. Кропоткина как теоретика анархизма под влиянием Западной Европы // Наше Отечество. Страницы истории. — Вып. УШ. — М.: МГОУ,

2010, — С. 94-102 (0,4 пл.);

10. Сайтанов С. В. Эволюция . общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина: от анархо-радикализма к анархо-реформизму // Наше Отечество. Страницы истории. — Вып. VIII. — М. : МГОУ, 2010. — С. 112-121 (0,4 п. л.);

11. Сайтанов С. В. Нравственность и вера в социальной концепции общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина // Наше Отечество. Страницы истории. — Вып. IX. — М.: МГОУ, 2011. — С. 47-51 (0,2 п. л.);

12. Сайтанов С. В. Периодизация общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина // Наше Отечество. Страницы истории. — Вып. IX. — М.: МГОУ, 2011. — С. 52-55 (0,2 п. л.); .

13. Сайтанов С. В. Анархо-реформизм П. А. Кропоткина: терминологический аспект // Наше Отечество. Страницы истории. - Вып. X. — М.: МГОУ, 2012. — С. 44-49 (0,2 п. л.);

14. Сайтанов С. В. Влияние и значение идей анархо-реформизма П. А. Кропоткина // Наше Отечество. Страницы истории. — Вып. X. — М.: МГОУ, 2012. — С. 50-59 (0,4 п. л.).

Сайтанов Сергей Васильевич

АНАРХО-РЕФОРМИЗМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ П. А. КРОПОТКИНА (1897 - 1921 гг.)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Подписано в печать 17.02.2012 г. Формат издания 60x84l/i6. Печ. л. 1,25. Усл. печ. л. 1,16. Тираж 100 экз. Заказ И.

Типография ОГБОУ СПО Ивановского энергоколледжа, 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 41. Тел.: 37-52-44, 32-50-89 E-mail: tipografl 00@gmail.com, www.tip 1 .ru

 

Текст диссертации на тему "Анархо-реформизм в общественно-политических взглядах П.А. Кропоткина"

61 12-7/409

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Сайтанов Сергей Васильевич

АНАРХО-РЕФОРМИЗМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ П. А. КРОПОТКИНА (1897-1921 гг.)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: д.и.н., проф. Меметов В. С.

Иваново, 2012.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................4

ГЛАВА I

РЕФОРМИЗМ И АНАРХИЗМ КАК ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ

АНАРХО-РЕФОРМИЗМА П. А. КРОПОТКИНА (1842 - 1897 гг.).............25

§ 1. Проблема реформизма и анархо-реформизма во взглядах П. А. Кропоткина......................................................................25

1.1.1. П. А. Кропоткин: традиционное и новое в изучении общественно-политических взглядов (постановка проблемы).................................25

1.1.2. Реформистские идеи классического анархизма и П. А. Кропоткина........30

1.1.3. Периодизация общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина.. .37

1.1.4. Факторы влияния на взгляды П. А. Кропоткина и его интеллигентность как определяющая черта при становлении его реформистских взглядов........40

§ 2. Становление, развитие и кризис доанархического реформизма во взглядах П. А. Кропоткина..........................................................48

1.2.1. Формирование реформистских взглядов П. А. Кропоткина .................48

1.2.2. Становление и развитие реформизма во взглядах П. А. Кропоткина.......52

1.2.3. Научная деятельность интеллигента П. А. Кропоткина как проявление кризиса реформизма в его взглядах.................................................57

§ 3. Эволюция общественно-политических взглядов П. А. Кропоткина от реформизма через анархо-радикализм к анархо-реформизму............67

1.3.1. Радикализация взглядов П. А. Кропоткина: через реформистский марксизм к анархо-радикализму...................................................................67

1.3.2. Попытка построения П. А. Кропоткиным радикально-анархической доктрины и ее кризис....................................................................73

1.3.3. Теория взаимопомощи как преодоление кризиса радикально-анархической доктрины и выражение тенденций развития нового реформизма в анархических взглядов П. А. Кропоткина..........................................76

ГЛАВА II

АНАРХО-РЕФОРМИЗМ П. А. КРОПОТКИНА (1897-1921 гг.) В ЕГО ПРОЯВЛЕНИИ И ЗНАЧЕНИИ...........................................

§ 1. Анархо-реформизм П. А. Кропоткина во взглядах на государство.....87

2.1.1. Окончательный переход П. А. Кропоткина на позиции анархо-реформизма: отношение к парламенту и войне...................................87

2.1.2. Проявление реформизма П. А. Кропоткина во взглядах на государство... 94

2.1.3. Поддержка П. А. Кропоткиным демократического государства...............100

2.1.4. Оценка П. А. Кропоткиным политического режима большевиков.........109

§ 2. Анархо-реформизм П. А. Кропоткина во взглядах на общество.......119

2.2.1. Проявление реформизма П. А. Кропоткина во взглядах на общество.....119

2.2.2. Значение идей местного самоуправления, синдикализма и федерализма в анархо-реформистских взглядах П. А. Кропоткина.........................124

2.2.3. Анархо-реформизм П. А. Кропоткина в его взглядах на западную демократию и Февральскую революцию как на закономерные этапы построения анархического общества..............................................132

§ 3. Сущность анархо-реформизма П. А. Кропоткина: политическая и социальная концепции, динамика и значение..............................139

2.3.1. Политическая концепция П. А. Кропоткина.....................................139

2.3.2. Социальная концепция П. А. Кропоткина..................................................146

2.3.3. Анархо-реформизм в российском и международном социалистическом движении: динамика и значение...................................................150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................161

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...............180

ПРИЛОЖЕНИЯ: 1. Историография изучения анархических общественно-

политических взглядов П. А. Кропоткина............198

2. Биография П. А. Кропоткина.............................214

3. Период радикального анархизма в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина............229

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Антигосударственные философские идеи были чрезвычайно популярны в России на рубеже XIX и XX века. И в наше время они снова получают распространение и известность.1 Главная проблема демократического строительства в России сегодня состоит в том, что в условиях узости социальной базы демократии самодеятельное население тяготеет не к демократии как форме государственного устройства и социального механизма, а к анархии.2

Об актуальности идей анархизма говорит факт появления в нашей стране в последние годы ряда анархистских организаций, в том числе и реформистского толка. Это анархо-коммунисты, анархо-синдикалисты, анархо-максималисты, анархо-демократы, анархо-капиталисты, анархо-нигилисты, анархо-пацифисты, анархо-зеленые, анархо-троцкисты, анархо-биокосмисты, анархо-христиане, толстовцы и другие.3

Кроме непосредственно анархических организаций как в нашей стране, так и во всем мире достаточно распространены анархические тенденции, которые порождены процессами денационализации и децентрализации, активным внедрением принципов «производственной демократии», развитием форм самоуправления, тенденцией перехода к приоритету горизонтальных отношений в экономической и социально-политических сферах, появлением новых элементов социальной структуры.

Как убедительно показал исследователь анархистских взглядов П. А. Кропоткина С. Ф. Пивовар, в своей статье «Анархистские взгляды П. А. Кропоткина в контексте этатистских тенденций на этапе становления украинской государственности»,4 общий для всей западной цивилизации процесс

Тарасов А. Н., Черкасов Г. К)., Шавшукова Т. В. Левые в России: от умеренных до

экстремистов М.: Институт экспериментальной социологии, 1997.

2 Федотова В. Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. № 5. С. 4.

3 Русаков А. Ю. Сущность и тенденции развития современного анархизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1991. С. 2.

4 Пивовар С. Ф. Анархистские взгляды П. А. Кропоткина в контексте этатистских тенденций на этапе становления украинской государственности // Труды Междунар. науч. конф., поев. 150-летию со дня рожд. П. А. Кропоткина. Москва, Дмитров, С.-Петербург. 9-15 декабря 1992 г. Вып. 2. Идеи П. А. Кропоткина в социально-экономических науках. М., 1995. С. 98-109.

общественно-политического развития сегодня характеризуется борьбой между государством и обществом в направлении максимального разгосударствления, децентрализации действия личности. Цель, к которой идет западная цивилизация - свободное гражданское общество, в котором влияние государства должно быть минимально. Именно к этой цели посредством реформизма и стремился П. А. Кропоткин, долго проживавший в Западной Европе и в своих анархических взглядах находившийся под сильным ее влиянием.

Активная деятельность анархистских организаций в современном мире свидетельствует, что и по нынешний день идеи П. А. Кропоткина не утратили своей актуальности. Его теоретические социально-политические формулы теории анархизма отражают своеобразие не только прошедшей эпохи русской жизни. В противном случае у теории Кропоткина не нашлось бы такого количества сторонников и критиков.5

Происходящие в нашей стране процессы реформирования социального и политического устройства вызывают глубокие изменения в жизни россиян. Учитывая актуальные анархо-реформистские идеи П. А. Кропоткина в процессе становления нового государства, можно избежать тех негативных явлений, которые неминуемо последуют за дальнейшим углублением этатистских тенденций в России. В связи с этим, в настоящее время, время преобразований, назрела необходимость глубокого изучения анархо-реформистских взглядов великого теоретика классического анархизма. Тем более, что они включают в себя широкий спектр проблем, среди которых и чрезвычайно актуальные сейчас -проблемы государства и общества.

5 Акай Л. Каков же настоящий Кропоткин? // Труды Международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Кропоткина. Вып. 1. Идеи П. А. Кропоткина в философии. М., 1995; Гроссман-Рощин И. К критике основ учения II А. Кропоткина // Вопросы истории, М.. 1993. № 7; Лебедев Н. К. Что дал миру Кропоткин // П. А. Кропоткин и его учение. Интернациональный сборник, посвященный десятой годовщине смерти. Чикаго, 1931; Рауш А. П. Идеи Кропоткина в восприятии анархистов современной России // Петр Алексеевич Кропоткин и проблемы моделирования историко-культурного развития цивилизации: материалы международной научной конференции / сост. П. И. Талеров. СПб., 2005; Ситдыкова К. Р. Анархизм Г1. А. Кропоткина в зеркале оценок и мнений // 8СНОЬА-200. М., 2000; Талеров П. И. Анархизм М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина как предмет научного изучения (историография классического российского анархизма) // Актуальные вопросы отечественной историографии. Материалы 7-й Всероссийской заочной научной конференции. СПб., 1997; Шубин А. В. Место П. А. Кропоткина в развитии социалистической мысли // Петр Алексеевич Кропоткин и проблемы моделирования историко-культурного развития цивилизации: материалы международной научной конференции / сост. П. И. Талеров. СПб., 2005.

Тема данной работы «Анархо-реформизм в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина (1897-1921 гт.)» предполагает исследование формирования, эволюции, проявления и значения такого редкого сочетания общественно-политических течений, как анархизм и реформизм, во взглядах такого видного теоретика и признанного лидера анархизма, в высшей степени русского интеллигента, каким был Петр Алексеевич Кропоткин.

Российский анархизм и его роль в российском политическом процессе рассматриваются в настоящее время в широкой социокультурной и цивилизационной перспективе.6 Анархические взгляды П. А. Кропоткина давно привлекают внимание исследователей различных отраслей науки: истории, философии, социологии, педагогики и др.7 О жизни, деятельности, а так же по теории анархизма П. А. Кропоткина защищены и кандидатские, и докторские диссертации, написано много статей и монографий, в том числе и биографии. Существует также небольшие по объему специальные историографические

работы, посвященные анализу различных точек зрения, в основном российских

£

исследователей на анархическую доктрину П. А. Кропоткина. Есть работы и немарксистской историографии анархизма Кропоткина.9

Анархизм рассматривается нами как общественно-политическое направление противопоставляющее государство и общество, одна из разновидностей социалистических общественно-политических теорий.10 Это влиятельное направление, существующее уже два века и без знаний о котором не поймешь многих событий всемирной и русской истории. Без него невозможно представить и будущее развитие человечества. Анархизм ставит своей целью уничтожение государства и всякой политической власти, рассматриваемых исключительно как органы насилия, и выступает за объединение индивидуумов в свободные и добровольные ассоциации граждан.

' Методология анализа политической традиции в России (По материалам «Социокультурная методология анализа российского общества». Независимый теоретический семинар, г. Москва 17 декабря 1997 г.) // Общественные науки и современность. № 2. М., 2000.

7 Кондратьева Т. А. Проблема социального идеала в русском классическом анархизме: М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин: дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2006.

8 Гарявин А. Н. Анархо-коммунизм. П. А. Кропоткина в освещении отечественной историографии // Клио. № 2(8). М., 1999. С. 41.

9 Чемесская М. И. Современная немарксистская историография российского анархизма XX в // Великий Октябрь и непролетарские партии. Материалы конференции. М., 1982.

10 Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. М., 1990. С. 123.

Вместе с тем элементы анархизма можно обнаружить в практике вольных городов средневековой Европы и вечевых республик Древней Руси - Пскова и Новгорода. В известном словаре В. И. Даля (1860-х гг.) слово «анархия» определяется как греческое по происхождению и означает «отсутствие в государстве или общине главы, устроенного правления, силы, порядка; безвластие, безначалие, многобоярщина». А «анархист» - как «заступник, покровитель, любитель безначалия, смут, крамол».11

Однако, многие анархисты, как например, русский анархист, младший современник П. А. Кропоткина, В. Волин (псевдоним Всеволода Михайловича Эйхенбаума), подчеркивали ошибочность того мнения, что либертарная (т. е. безгосударственная) концепция означала бы отсутствие всякой организации. Вопрос стоит не об «организации» или «неорганизации», но о двух разных

принципах организации. Анархия может быть проявлением хаоса, но может быть

, 12 и формой порядка, если воспроизводит с постоянством присущие ей черты.

«Современный энциклопедический словарь определяет сущность

анархизма в качестве одного из типов мировоззрений, свойственной

1 Ч

политической культуре радикализма». И действительно, во многом радикализм XX в. в России в своем большевистском и современном варианте, имеет идейными истоками революционную теорию русского анархизма. Русские анархисты предложили свою стратегию, свои ценности, свою альтернативу мирового развития. Анархическая теория русского интеллигента П. А. Кропоткина традиционно оценивалась в России как радикализм материалистического, естественнонаучного и позитивистского характера, всегда

~ 14

оставаясь революционною теориеи.

В обыденном восприятии анархист - это человек, бросающий бомбы и совершающий другие преступления или потому, что он является более или менее душевнобольным, или по той причине, что он пользуется крайними

11 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1989. С. 16.

12 Федотова В. Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. № 5. С. 7.

13 Арефьев М. А., Давыденкова А. Г. П. А. Кропоткин и теория классического анархизма // Петр Алексеевич Кропоткин и проблемы моделирования историко-культурного развития цивилизации: материалы международной научной конференции / сост. П. И. Талеров. СПб., 2005. С. 235.

14 Ситдыкова К. Р. Анархизм П. А. Кропоткина в зеркале оценок и мнений // 8СНОЬА-2000. М„ 2000. С. 104.

политическими взглядами в качестве предлога для криминальных действий. Такое представление было сформулировано еще Б. Расселом в 1918 г.15 Связано это с тем, что употребляемое и в настоящее время для негативной характеристики общественного положения сочетание слов «анархия и хаос», слово «ан-архия» (с греческого «без власти») подсознательно переводится как «без порядка».

Между тем, анархизм не исчерпывался только радикализмом. И в этом его наибольшая ценность. Сами анархические идеи - коллективистской солидарности, гармонизации личных и общественных интересов, равенства, взаимопомощи и заботы о других, взаимной ответственности, разумного целеполагания и т. д. - являются, как никогда, востребованными в современном мире.16 В мире, где идеи радикализма уступают место реформизму.

Реформизм - это политическое течение, которое отрицает необходимость классовой борьбы и социалистической революции, проповедует сотрудничество классов и надеется с помощью реформ превратить капитализм в общество «всеобщего благоденствия». Реформизм, в большей степени свойственный интеллигенции. Раньше, чем в других странах, широкое распространение реформизм получил в Англии, где он возник в рабочем движении в конце XIX в.

Интеллигент П. А. Кропоткин в своих общественно-политических взглядах очень близко подходит к вышеприведенному определению реформизма как во время своего доанархического, так и анархического периодов творчества. На примере доанархического и анархического реформизма П. А. Кропоткина, мы проследим становление у него этих взглядов. В настоящей работе нас, главным образом, интересует его реформизм, который сочетался у Кропоткина с его анархическими взглядами. Столь необычное сочетание приводит Петра Алексеевича, по нашему мнению, к совершенно своеобразному направлению в его анархических взглядах - анархо-реформизму.

Анархо-реформизм - мы будем рассматривать в данной работе как общественно-политическое направление внутри анархизма, соединяющее идеи построения анархического общества как цель и политику реформ государства как способа ее достижения. На наш взгляд, именно в этом смысле надо понимать общественно-политические взгляды П. А. Кропоткина с 1897 по 1921 гг.

11 Russell В. Roads to Freedom: Socialism, Anarchism and Syndicalism. London, 1966. P. 38.

16 Матюхин А. В. Пути и теории политической модернизации в России: сравнительный анализ консервативных и анархических подходов. М., 2005. С. 191.

Что может быть общего между анархизмом и реформизмом - этими двумя такими разными политическими течениями, да еще в лице признанного лидера и теоретика классического анархизма, каким был П. А. Кропоткин? Оказывается не только может, но и вполне гармоничн