автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Ансамбль Хюэ (роль народного искусства Вьетнама в формировании особенностей архитектурного комплекса)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Фан Тхи Кионг Тху
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Ансамбль Хюэ (роль народного искусства Вьетнама в формировании особенностей архитектурного комплекса)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ансамбль Хюэ (роль народного искусства Вьетнама в формировании особенностей архитектурного комплекса)"

' ' 1 I) I» I

гостдарстшшя комитет российской федерации по шсшсг образованно МОСКОВСКОЗ ВЬШЗ шсиеслжнно-пр0ш2лип10е гшишв / б.Строгаиоьское /

На правах рукописа УДК 7.0о2.1,035.92.

<)ан ни шнг таг

ансаиг ль арэ.

/ Роль народного искусства Вьэтиака в фор&врованЕЯ осойгкпостай архитектурного коетхэкса

17.00.05.- Дэкорзтнвпсз а прзкладаоэ ;:скусстао.

АЕТОРРЛЕРАТ

дассзртгдш! на созсвяина уча:;ой стэповз кандидата аскусствсЕзданся

Москва- 1993г.

РшМтв выложена > Мооковоком высшем «удожествечио-проишлеяном учяжш* (б.Стрегвяавекае)

НаучНЫЙ руководят*»! ДОКТОР шкуоотвоввдеякя

пр«|ква»р ТЕЛЬТЕйСКИЙ а. л.

Орцмяыше •ппонеити: ХАОДШ С.И. - доктор явхуватваввхвмя

¿МЕЛА В.А. - кандидат

НОКУвОТВОВвДвИМ

Ведущая •ргаив>ап«я: Д»геет*я«квй Государственны! уяавервштет.

Защита состоится !Ук? огл^лл1 1993 г. в /X на ваеедамя спвциаязироваяного сЬвета К.064.10.01 ара Московском выошам художеотвендо-прошшлечком учядаще (б.Огрогвноавквв) по адресу: 125060 г.Цоохва, Золокожнак»« сосав, 9.

О даосвртацив! можя* овяакомяпел а бвблвтакв Ш/.. Преовм аряяягь участив в валите в направить щи в двух вкэеипяярах по указанному адрвоу.

Автореферат разов жя 5/У* (^¿М^иЩ 1993 г.

Учеяый секретарь

зябцеаляавроаашюг» совета Днцкая Л.л.

¿ГГУ/.ПНССП TEV"»' диссертация обусговяена слабо.41 изучеч-чостьр искусств.* Х-'э в целом,» также тем.что вопрос роль народных традиций Рьетн?ма в ^р'-ироганид художественого ансамбля Хг? сорерс:»кнс и? рассматривался.

Изучение искусртва Хю?-труд»ая и необычайно ипте:« — в научном отношечий задача.Связано ?то с тем.что искусство Хюэ.как маю какое другое явление художественной культуры Вьетнама, с ложно я противоречиво.

искусство Рьетнама, частью которого яв гнется ■ искусство Хюэ,представляет собой неоднозначное явлен«е.Самостоятельное в своей основе,ovo-впита ю в себя влияние Китая и Индии,откуда в древности пришли во Рьетнам ретяи буддизма,брахмятизма «ряд связанных с ними форм архитектуры и искусства.В то же время,принадлежа культуре стран юго-восточной Азии, народное искусствр Гьегнма развивалось как самостоятельное явление,в рамках местной культуры,на основе местных мировоззренческих представлении.Здесь возник свой,особенный строй художествен ного мышления,во многом отличный от искуссва других стран Индокитая.

Искусство же Хюэ нужно оценивать с несколько иных позиций Являясь порождением вьетнамской культуры а будичи созданным руками вьетнамских художников и архитекторов,оно одновременно возможно,не в ые-ьшей степени принадлежит и культуре других . "ародов и в первую очередь Китая и Индии.Являясь искусством дворцовым.искусством светских,оно в значителуной шрв увела-■ чиваат степень участия в формировании образного строя иитврь-ров,предметного окружения,архитектурно-ландшафтной среды в цяом элементов янозаемной культуры.Сно было причастно к китайской культуре.еознякто и развивалось в тесном соприкисновании • с нею,Изучая императорский комплекс,нужно отдавать себе отчет что речь в данном случав не может «дт* о чисто вьетнамском искусстве.

Существующее противоречие привело к противоречивости взглядов на проблему.Ряд ученых,в основном западных,оценивает его как свеего рода провициальную школу искусства китайского. Вьетнамские «Еторы выявляют,в противовес ученым запада,нацио-' яальрые черты в искусстве Хюэ.Нняно.что побуждающий мотив здесь-яе какие-либо амбипяи и "апиокальная гордость,задетая бктуг^еЛ точта!* зрения о-"вторичнос?и"искуества Хюэ по отиое»ид»-.

к искусству Кнтг^я и Индии. Основная причина - в том .что вьетнамский исследователь.чуствуший и мнстяший национальными художественными категорями.в состояния за внешней оботочке блл-зости искуства Хюэ всей дальневосточной художественной традиции условить черты местной художественной културы.

Прадставляйся.что для того,чтобы точнее определить место искусства Хюэ в искусстве Вьетнама в пеюм, не обходимо идти по пути своеобразного компромисса между этими двумя позициями,опре-деняя характер адаптирования китайских черт в местной художественной среде,а также характер взаимоотношения вьетнамского п китайского в процессе формирования синтетического искусства Хюэ.

Кроме этой.достаточно сложной и тонкой проблемы,существует и eme один вопрос,присушил всей мироьой художественной культуре - вопрос о художественном синтезе раз аичных искусств в императорском коплексе Хюэ,анализировать который можно лишь с позиции ансамбля разных форм искусства.

Несмотря на то,что тема синтеза художественных средств, В различных своих аспектах,привлекала в рязчичное время внимание значительного числа исследователей,мы вправе сказать, что она еше далека от окончательного разрешения.Ti; считаем, что существует необходимость дальнейшего изучения данной проблемы под углом зрения освешаюшим такие вопросы,как:

- пе юстность архитектурно-пространственной среды,определяемая национальной пркнадтежностью,специфическими выразительными средствами вьетнамского искусства,

- роль декоративных искусств в система художественных средств пластически-выразительного ансамбля,создания художественного синтеза.

Художественные принципы писамблевости вьетнамской архитектуры до сих пор остаются невыясненными.Нас интересует аспект этой проблемы,связанный с вопросами комп-ексной организации именно вьетнрм;'- го дворцового интерьера,со всеми вытекавшими us данной специфики особеностям^ сложения интерьерного пространства.Несокнено,что ассоциативная удожественная выразительность раз 1ЯЧНЫХ декоративных £орм обретает в условиях дворцового ансамбля совершенно, иной емко* к иное звучание.

Соответственно этому основной Ц£ЛВ диссертационной работы становится исследование и изучение путей формирования ансамбля худсасесгвенно-выразитетьных средств в едином архигектурно-пандт^тиом протранстве,на конкретной примере решения и^ера-

3.

горского города в Хюэ.а такав определение роли народного вьетнамского искусстве в «из [ормировании.

В соответствии с поставленной целью формировачись ЗАДАЧИ исследования,которые вклпчают в себя следующие основные вопроы:

- изучение принципиаиных черт,конструктивных и художественных особенностей традиционной архитектуры,а такке народного искусства Рьетнама и предметов ремесла,традшдионой орнаментики.

- сбор и осмысченяе маге риала, касающегося деталей офор-имния дворцового комплекса в Хлзэ, выявлен ив специфических особенностей декоративного убранств интерьеров Хюэ.выделявших дворцовые постройка аз ряда подоонмх.в иных странах Шго-ьоато-чнов Азии.Один из аспектов данной задачи заключается в уточнении соотнооения "ородного и привнесенного в формировании обтика архитектурного комплекса в ХЮЭ.

- определение закономерностей взаимосочетания различных художественных средств в пространственной среде здании Хюэ.

- расиотрение вопроса о корреляционных взаимосвязях в худоаественном ансамбле дворцового комплнкса,выявление доминант художественной организации выявление основных принципов существования цетьмой систем г художественных средств в оформлении архитектурных сооружении народного искусства Вьетнама.

ОПККТОМ исследования явилось ьнстуавт комплексное худо-квстьвннов решение комплекса в Хгэ.

ПР&ЮТСМ исследования явилось место и роль традиционного народного искусства Вьетнама в формировании художественного своеобразия ансамбля Хюэ.

ГРАНИЦУ исследования: хронологические границы исследования форыиру- тся промежутком времени,начиная с периода палеолита, времени зарождения искусства древнего народа Вьетнама , по 19 в,то есть до собственно ьреивни создания дворцового кои-пхекса г Хпэ.Границы чисто исследовательские очерчивают сам »рхитвктуриный комплекс о сопро*дающие его ландшафтные,декоративные ,ску 1ътурчиэ и т.д. элементы,что,как указывалось вита, зпредвляется концеппей нашего исследовання.гтодразумввагшй взссыатрквание этого комплекса как художественного явления, искуыулировавЕэго в себа все навСолаз супествзннча достижения градационного вьетнамского искусства.Пс1'.:ад этго.анслизу подвергайся раз шчнна фор:ш народного дакорасяййого тюрчаства, судотбстЕйнного ремесла.

МЕТОДИКА исследования : основным методом ысслэдованая выступа« системный анализ конкретного мат риала,связанного с архитектурным комплексом императорского города б Хюэ,что позволяет последовать изучаемую проблему во всей сяроте межвидовых художестваиных связей.

НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертации заключается в се приоритет* поста первого комплексною исследования роли народного искусства Вьетнама в сложении своеобразия ансамбля Яиэ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ предполагается, что на которые положения нашего'исследования могут быть использованы в качества рекамепдации в совреызнной вьетнамской художественной практика, а также искусствознании - в исследования применительно к традиционному вьетнамскому искусству вопросов„касаваихся проблзка синтеза худояиственных средств в комплексных художественных объектах,

НОВИЗНА диссертационной работы заключается в том,что в первые в 1/рангикэ вьетнамского нскусотвогадэкня лвллэтея пошгка пау«зого ш..г?:ззг ;;о-пледса худоткстк;«ис-аг-разлтел!-«их срадсгЕ в сяаи.«!й арудпс*лурного ькси»&»: г. и;^ри?орски'и КОШЯОКСй в Х»<ч

СОЛШАН'ЛЕ РАБОТЫ

СТРУКТУРА и ОПЕ« РЛГОТЧ. Работа сосгоот кз глав я згхиочмщп .. Дсполлгпс прило.-.екглк , вглг^г'ггл? кге> стратргпм' к&торвал а евгоок ш/аотрг.;?:::),

Ш2£,£ШЙ2» «годная часть работ« отдана о< ьору яьтвр№1>ра но то;ю цеаьдаздшм ,. ана-лиэу сукдстоуюаях взглядов на проблему п-устоясшхся в суждении-

Б ходе работы скроко хфивлекалксь нссладоваиия россе^скех учаних Д.Б. Деопкка,, Тюляэва,, Г.Ф.Мурзпгвой, А.И. Мухикнова , И.Ф. Муриан, И.И. Никулина,. П.В. познера, А.Е.Полякова , М.А. Пешкова и др. Эти авторы рассматривают отдельные аспекты истори а искусства Вьетнама к во кзогом помогла автрру в поникании сути провесов,сопровождавших формирование вьетнамской культуру.

Значите о>коо часло содаржатнх описание а характеристику поганлков архитектуры Вьетнама ..как других стран Индокитая , принадлежит перу сападпых.л основном французских авторов.

Фр&яцузсете авторы, пясавгю в колс.чкп шшй траод.такзе в чясхносы.как Э.Гасвареон,А,5вас<К)ро,. Г.Детуста .Л.Кадьер, П.По -.ню, О. Оруссо, М. Еерхамос, Пуворвичь.и другие, внесли опрадояонннЗ вклад в исследование ьъетнегского среднсввког-!я.

Ими были начата изучение н перевод вьетнамских хроник,накоплен большой фактический материал по истории важнейших периодов средневековья.Вцелом,труды их энографичэсив и сводились, к описание материальной культуры Вьетнама.Попытки оценить те или иные проявления народного искусства были направлены в основном на поиски сходных с искусством Индии и Китая черт,а не на выявление самобытного характера художественных культур стран Юго-Восточной Азии.

Традиционное искусство Вьенама и искусство Хш изучалось н нарождавшимся вьетнамским искусствоведением.Особенностями вьетнамского няродиого ремесленного творчества.архитектуры , посвяшеш труди Ты Чьи, Фен Тхаи Ан, Чан Лам Еиен, Тхай Еа Ван, Нгуен Зу Чьи и др. Зта работы,также как а наше исследование формируют первые этапы на пути изучения вьетнамского искусства, как оргинального и целостного явления.

ГЛАВА X. Первая глава работы посвящена, особенностям традиционного вьетнамского искусства.^, его ра$чцчннх формах -народной архитектуре .традиционно» ремесле-»орнаментика.

Изучение одного, из основных воп^осбв.постапеннык в хода нашего. ^следование'- выде лить в: архитектуре Хюэ те черты , благодаря которым* онй являзгед Самостоятельным потоком в русла худсжйствеиного^дЕижеаия.^. св^зачого с китайской культурой, яе-во^щнр,'¿{»Явкноввнвя в суть и характерные качества- тьщ&^тта искусства в целоа, я в особой степени -народного'; искусства Вьетнама.

' Ре'пгеняз его возможно только в сопоставлении художественно-образного ансамблевого строя императорского города в Хыэ о образный строем традиционного вьетнамского искусства в целом. В этой связи изучение традиционной вьетнамской культуры как художественного явления приобретает в рамках работы очень важный смысл.

Обращение в первом разделе первой главы к истокам зарождения искусства Вьетнама дает представление о лроцесах, свя-ааннах^с зарождением на территории современного Вьетнама собственной ремесленной культуры,а таккэ о существовании самостоятельного развития и првбнствееоста в развитии художественной традиции древнего искусства Вьетнаш . Исследование древнего искусства Вьетнаш говорит о том,что оно в своем разьития доило до высокого уровня,сформировав свой, самобытный художественней язык я систему образного выражения,, основанную в парную очередь на традициях местной культуры. Декоративные традиции, как мсгно об атом судить по семянтике орнаигента.иных элементов , связанн

о длительным и глубинным процесом становления национальной культуры . Родившись ка этой почве, эстетические представления, тесно связанные с древними магическими , пг.лтеистлческими воззрениями и ритуалпми, развивались в рамках {ормировяния традиции орнаментации , определяя отношение народнн1 мастеров к тем проявлениям искусства, которые приходили ня эту землю извне.

Во втором разделе первой главы рассматриваются некоторые стилистические черты различных видов традиционного вьетнямскрго искусства. В ходе анализа характерных черт традиционного искусства Вьетнама исследуется орнаментально- декоративное искусства, в основном на материалах резьбы по дереву, тяядшэфтиоо искусства , наконец, традиционная архитектура. Проводиться обзор некоторых , найболее распространенных орнаментальных мотивов народного декоративного творчества.

Обращает на себя внимание удивительная цэ юстностъ художественной системы вьетнамского декоративного искусства. Ото проявляется в близости образной основы различных видов творчества - резьбе по дереву, керсмлке скульптуре, архитектуре, а также в сходной стилистике трактовки орнаментальных элементов. Так, одной их основных особенностей традиционной вьетнамской орнаментики является подчеркнутая пластическая выразитеиноств орнамента . Свой декоративнче фантазии вьетнамской народный мастер передает прежде всего через обмм, это - одна из основных причин того , что декоративное и орнамента иное искусство Вьетнама так органично связгно с архитектурной.

Один из разделов первой главы отведен рассмотрению такой формытворчества народа Вьетнама , как садово - парковое искусства . Оно во многом сродни декоративному искусству Вьетнам. Как и в произведениях декоративного искусствя , матер,- худо жник создает художественный образ из подручного материала, в соответствии со своими представлениями о прекрасном , но материалами ему здесь служат уже камни , вода , вода , мох , цвоты я деревья . С помовьг обычного материала - вода , деревьев , камней , художник создают идеализированные образы природы . Характерная черта садово - паркового искусства Вьетнама - также и в том , что создаваемые художественные образы здесь во многом повторяют образы иных видов вьетнамского нарезного орнаментального искусства . Об этом можно судить даже по названиям основных традиционных форм , которые вьетнамские садовники придавали ыфашавяемым им деревьям - "в"Дяно'<; дракон" с изогнутым , в виде туловизьа дрокона , стролом тянсупий 1,'НКК" , Зорма которого итаткрует очертания склз чче/ -типы. '■'.т.л

Рьетнгуское искусство , po всех своих Jopvnx - гул» то кераиика , роспись , скультугя зчл пгхитектуря - подчеркнуто декоративно . Так , изображая р^ятьнко уиэненмне явления |'ьет-на>«кий скульптор чамвре»чо уходят от реализм« , он пр.:дяет живртнчм черти , пр;:бляжагс:ие их к ми{ичрским персонажам , изменяя пропорции а пезн, покрывая их теля орнаментом.:!лесь нет цл стремления "иснраигг" » приукрасит; пр-'рпду , ни , кяк гто подчас считается , опгоделеннгог примитизма хищения-?то одно «з проявлений творческого начала , жягушвго го Вьетнамском народаом искуссгтм» , где окружл>-и»а природный мир рассматригляся лак клтегиа* для созда"ия ху-ожеств^нных осраяор я не jtnv л'рат<еп яхя .копирования . Можно оказать , что и-вгняисгое .«сгусли"р прежде всго деко;лтивно п»> своему

• гнутр<»'>#»1 сояерглчмп/

Р ц том , изучение ряг ичиых fopv проявгечля декоративной кулхтурм ^ьетнамр покрадет говорить о т^м , что р своем развитии ти#тня*скс*' неровное творчество дошю до очень высокого уровня /создав cw* иепоеторииут и ярко вндетяшшу»ся в искусстве соседних народов культуру * искусство.

ГЛА'Д 2. ?начите ;ьнал часть второй главы исследования отрсделе анализу грядшыо'шой вьетнамской архитектуры.

К солояениг , постоянные в /стсрил Вьетнама и опустоши-твл1н«е роЯ«н стер« с 1ипп зем:к почти все архитектурные сооружения древнего Рьет"ама , ю многом причиной этому послужили и особенности «летного климата . До нашего вро^-'и . дошли памяники архитектуры длаь ЗСС -4СО - летней давности .

* Несмотря rirf то , что эти памятники значительно измены поелв-дуииюп перестройками , оня представляют огромный интерес дяя изучения архитектурно - художественны* традиции, для прослеживания с южного пути формирования и развития вьетнамского искусства , испытавшего вековое влияние китайской и индийской KyibTyp я в то же время , очам свидетельствуют, архитектурные памятники Вьетнама , поделанного несомненными . чертами подлинной самобытности.

КэлгСчеяный материал строитвллеЯ Рьетлама - древесина . Из неесооружа1И аСсолйтно все - от королевского дворца до жилила крестьянина . При сооружении императорских дворцов и ofвннннх зданий в деревнях применялось дерево" лим "/"железное дерево"/, древесина которого сохраняется в течение столетий .■. че подвергается гяиенниг. Дерево различиях пород /тик.спл, крдр , красчоа дерево , чэряое дервБО , бабур ,

о.- 1|дало1-ое дерево , дуб , сосна, паты,« и др,/,?> тпк^е многие ииди бамбука широко испотъзовялись г строительстве г соответствии с прочностью , декоравивными роз^ожностями. На иг основе бьпи разраготгны стоочно - балочнне системы вьетнамского зод-'»оствп , в тягск® каркасные конструкции.

Пср традиционные вьетнамские здп' ил от неголилих деревянных ДОМИ1-ОП крестьян до мавзолеев , гробч.:ц , дворцов, хрямов.пягод, обшинных здянии построены в соотвестьин с канонами к правилами, рередававлтаися от покошния к покотеиию. К числу канонов традиционной архитектуры , которыми нельзя быпо пренебречь, относишсь , например , модули , типоьно п шнировкк домов , образцы орнаментов . Так,строительнно пре-дусматр.Н'Пли необходимость деления всей дчинн лома на четное ко:ячество модулей, что определяло места установки столбов и галок . Строгое соблюдение канонов , обуслав^ирагших небольшое ко шчастьо архитектурнных форм, в то *е время не исклг-члпо высокой художестве"ной внрезительностн традиционной яьетнамской архитектуры.

П работе рассматрлваются осчовнче типы вьетнамских построек . Основное внимание контрнтр/.руется не сельском обшинпа доми Гьетнама - динь, п архитектурном решении которого воплотились все наиболее значителгмые достижения традиционной вьетнлмской архитектуры. Dce сооружения, построенные в 15 -1С вв, и раньше , представляют собой всеми признанный вьвт-нвмекий " тип гыполненнЗ т.н. " вьетнамском ордере *. Общинные здания создавались на основе художественно - ком". -зиглси!-. о" каркасной систесы с четко установле ным строем архитектурно - художественных элементов . Художественное обогащение деревянных конструкций достигается не только их орнаменащной проработкой , но и переомыслеиием их $ормы с точки зрения декоративной выразительное*«.

Акцентируется также внимание на следующем моменте - обращение к традициям вьетнамской архитектуры заставляет убедвтьс; ь том , что проблемы , связанные с созданием архитектурных комплексов - композиционные , планировочные , и.т.д.- успешно petaiacb вьетнамскими народными мастерами задолго до возник-нои-ния дворцового комплекса в Хюэ. Это связано в первую очер< со строительством раз1ичных храмовых и оборонительных комплекс

Исследование особенностей формирования и развития Вьетнам ¿кого народного искусства позволяет говорить о его относите ль ной стилистической обособленности от fнекних 1лияний'. llecvo тря чл чрезвычайно д;итет6ные периоды дсьлснил чуте-^дных

уаьтур, оно сохранило свой стиль и характерные черты обра-яого архитектурного и декоративного мышления . Местные тра-дции, уровень развития строительной техники , наличие тех ли иных материалов решительным образом влияли на формирование бразной характеристики памятников. Сопоставление народных ереьяных построек Вьетнама с аналогичными сооружениями Китая, ругих стран Индокитая показывает, что они были различны по труктуре , по характеру художественной трактовки их конст-укты'ных элементов и декоративных деталей и, наконец, по кетовому решенаг> . Все г-"о заставляет искать истоки хйрякто-ных вьетнамского народного деревянного зодчества в самом ьетнаме. Архитектура Вьетнама формировала сноп спици^ичо-ку1 систему конструктивных и образно - выразительных гриемоь, вмоюважной составлявшей которой становятся средства деко-втивно - прикладного искусства и предстаьляет собой с '.ожное, исамблевое явление.

Кроме этого, изучение традиционного искусства Вьетнама эзволяет утверждать , что ведущей и определявшей формой нарт« эго творчества во Вьетнама были архитектура, она задавала :ооенности Армирования сти ;истических чорт других ьидоь 1родного искусства г таклх , как резьба по дереву к скучьп-Гра . Стилевые особенности резных изделий Вьетнама говорят их близости с архитектурным . пространстьенным мышлением 18 них свойственна игра планов, подчеркнутая роткфюсть и Чем . На принципы декоративной трактовки зданий, и на ха-¡ктер синтеза архитектуры со скульнту^о:'! орнаментикой, и 1Вописьв в значительной мере также мияли особенности строи-И1ной техники и каркасных строеч"о- балочных конструкций, »торне диктоьлла свои варианты решения синтеза искусств.

Констатируется , что главный вклад традиционной архятек-Т?ы Вьетнама состоит в своеосразном зодчестве ."нсямлевого ша , где совершенно по - своему разрешались задачи взаимо-■ношения зданий между собой в окружаюшии ландшафтом , гар-(начного соединения архитектуры с природой , а также создание юаобразной конструктивной системы построек со сложившимся илеи декоративной обработки .«терьера на осноьч местных масленных традиции и местной художественно!1. культуры.

Вторая часть второй главы исследования посвящена !.,роб,м,> ■ост'юсти архитектурах произведении , в сьете вопроса сич-за искусств в архитектурно - прострз«стг-в",;ом комг.л>»'•';■ псраторского гсрояч •>:-.

1олъшинство произведоний нпродной купьтуры огладают внутренней образной це юсгностып , и можно сказять , что каждый предмет народного творчества, будь то деревянные ску1ьптуры месеш, система росписи, украшения- выступагт чослтелями этого свойства, вплошая в сесе , как ь кагле воды , ьс» основные черты и признаки народного творчества, ранл~аеся лить в {ориах материального и обратного гроявленил.

Ансамбчевое мышление прониэыьает и традиционную вьегням-скуп архитектуру. Несмотря на все Гогастьо и д^же каждуыся пестроту, буйство красок, порой несколько вччурнке и усложен-ныо ,ормы, все ее составляющие, 0С1единенные художественными связями, внражают единое образное начало . Создаваемая пространственно - пластическая среда - явление, пол»1>онйчнов ужа г.о своей природе, пор^зумевагшае не просто набор определнных эмопионал1но - выразите л» ннх средств, п взаимосвязанное о(. разное целое. Р данном случае, т. в. в С1учае сознательного оперирования выразите иными средства мм с целью достижения определнноВ художественной цели, как Си априори предпологается го- первых, что средствами пластически - выразите1ьного»лзыка формируете/, некое, обидягдое законченностью виражечил и впут-ренней логикой строения, произь.'Дечие, и, во- вторых, что создаваемый художественный образ доступен прочтению,и .позволяет проследить, прочустваьать основные принципы, " сцементировавшие " исходный декоративный материал в единый эстетический сплав. Гомимо исследования ху-охественного решения императорского города с этой позиции, перед исследователи искусства Хвэ возникает необходимость разрешения вопроса о путях взаимоотношения , в процесс создания цепостного образа, декоративно - приклдднгог искусства и архитектуры, так как заложенные в них ассоциативные возможности допускают и предполагают, вне зависимости от архитектурно - пространственной ситуации, в идеале, создание самостоятельной цэчостности, возможность противоречия.

Существует необходимость выявления корреляционных свлзеВ между слагаемыми художественного образа архитектурного ансаи-бл" императорского кбшпекса в Хюэ,определявших преставление о целостности.

ГЛАРА 3. Третья , наиболее значительная глава исследования , посвяшена непсредственно художественной система архитектурного комплекса в Хюэ.

Время строите1Ьства и собственно жизни императорского

[ородл - от императора За Лонга до Гао Дай /1802 - 1945гг./ •(этот промежуток вошло правление 13 императоров . В комплекса I"олеа ста дворцовых постриек. Кажой из императоров добавлял новые здания в комплекс построиак. Помимо построиак дворцовых, пр1итектурно-художестванный комплекс включает в себя погребальные сооружения, мавзолей императорв. В работе выделяется шесть аз семи мавзолеев императорского города. Это мавзолей Г'а Лонга о/ 1814 - 1820 /, мавзолей Минь Манга /начат в 1840, построиен в 1843г./, мавзолей Тхиеу Чи,построенный всего лишь в течение 10 месяцев 1848 года, мавзолей Ты Дыкя /1864 -Ж"? гг./. fонг Кхянь /188С _1888 гг./. Последний по времени построили иавзолэ!! - мавзолй Кхяй Д!иня. Его строили в течение сакого больвего срока - одинадцяти лот./ 1920 - 1931 /. Из всех мавзолеев он выделяется наибольшим богаством отдеки и праблЕженостью ее к европейскому искусству.

Императорский город вклшчал в себя часть, в которую не бцло доступа простым людям и часть, в которой жили и работа пи люда, принадлежавшие к более низким слоям обаества. Эта территория называлась Лай Пой.

Ансамбль императорского города в Хюэ построен на основе прямоугольной обаей г.ланировкз. То, что квадратные и прямоугольные в плане но города были распрастранени в течение многих столетий на всей территория Азии,- очевидный {акт. Cava по себе идея " квадратного города " на является открытием какого-либо народа или страны, квадратные я плана города были хорошо известии в cawiax различных странах земного шара - в древнем Египте, »/.гкопотамин я в \!есаке, в Риме п Китае. Квадрат был простейтзеЗ формой, удобной Для разбивки в натура, а кроиз того, почтя повсюду гдея квадратного пляна связнва 1ась с религиозными а магничэскимя представлениями. Не был исключением в том отношении и Вьетнам.

При атом архитектура дворцового комплекса сохранила пэутрггезныг* чусгво живой природы, пейзажностя, которое свой-ствэнно народной архитектуре, обятие зелени, непосредственность перехода архитектуры в пейзажный ландшафт, В архитектурный образ императорского города органически входили и эле-йе»тн гтриродн, но преобразованные, возведенные в ранг искусства, что яртяется прямит/ продолже нием традиция аясамблеьостя народной архитектуры. Памятники зодчества, мавзолей, пагоды, павильоны, стовчо порождены самой природой , их гаевтяб, скртвг'яя и объем срсдни ее те о^естгриячм образам. Усжет быть, это осу-сие гоэчгг'лег потсуу, '»го Р архитектуре господствуют

природное к- тер/алы , и тяговое сочетание построек, их крясоч; :о декора, черепичных кровель как си претьоряет тонь ыотнямских джунглей. /¡месте с :тим, ошусение " ¡¡очвсного" ньчгпа тосмо с ¡июэтся р ноу с ;стеткческам со!ерц;енством, присушим творчесгру ьнсоких а ргпюткх пивилизашЛ.

'се крупные стройки ¿итераторе кого комплекса - дорш. Тхак дол. Кйнтянь. "ропик; '¿инь 'Лчнг, 'х/.еу -1л, ':■» "их, г'адй ,";;"ья, хракы а погоды- Хыонгмиеу, !хменму, парадный ьход ¡¡го .'он. рид других - оси.с ¡ены к;::- сьмостчяте 1ЬН1»е, худси.е~ ¿•пенно законченные шн.'.атгрные ансамбли, нр.-.ьязанные к определенной ландшафтной ситуации, расчитанныо на восприятие имоно ь той природно - пространственно.; среде, ь которую она "ьписяни" . Особенно ато касается таких специфических построек, кяк гробницы ¡'./пвраторов'. иак место, требовавшее определенного уеди"оняя, обособления от окружахи^его икра, иавзо-лейний ерхитектурнс - ландоафтный коиплекс образует небольшой самостоя! льный , зямкчутяЛ мир, со свое? микроструктурой, оадово - парковым ансамбчем, прудами, спстемсЛ тихах,спокойных В1 ей, создающих агчос!еру ;-нтиыносгк. Таков окружении.! невысокой стеной мавзочей 'Аш \йанга.

В то же время все состав пяпзие градостроительной коыпо-киции дворцового комплекса в Хг? имеет качества, говорящее о стремлении архитектуров к достижению янсмябгеюЁ целостности 1<сего комплекса построек. На ато направлены ряд исгоньзуемых п таннрогочных приемов. Дворец Тхайхоа, массивный пирамидальный объем которого четко выделяется среди окружавших здании, играет роль статического центра всей храдостролтельной систеш императорского комплекса. Со всех строи к нему стягиваются ал'1вй с анфигадной парадных порталов, связывяюшие небольшие замкнутые " островки" композиции воедино. Небольшие павильоны такие, как Фу Вян, расположены в промежуточной зоне застроики, давая как бы зрительный отчет дистации от центра к пер*4«рш1, и наоборот.

Несмотря на то, что планировочные принципы строительства императорского города никак нельзя назвать хаотичныш /квадратный план, радиальный принцип компоновкж ерроенни /, главный принцип композиционно- планировочной застроики императорского комплекса в Хюэ ыедао, применяя приблизительный термин, охарактеризовать как " ыотажный" / речь идет только о смысле стого термина, подразумевающего образно - композиционную худо-тостре!'ну» систему, осов^ну* на " сцепление" друг с другом • -. >\1в"то»-, обчахр.'Еих српр? , >* •« •Й"/Т»> •»•ч^ть

и..

'/стоки ;->того че слодуот искать в римитиьносга хуло<осг-|рм«010 мч. ления стронтал^,! императорского городя.Ойчо иг» них.

возможно "рлбоПРР супест! ^»40? - ТО, -'ТО ансам^ль нп|1/1и.иг1плсн

ь течение рсею правления династии иурнон. Ог.нрко ив мои"" значимо то, что мтиннии. роплоернмчи ь композиционно - пкчк -ророччом ачс.'м"та та - "срстгч1 л«>и.1в гармоничного целого гармоничных элементов"- как нельзя более точно олгечпит принципам художественного мышления вьетнамских архитекторов, ^олер гвксративному, чем ^он^'ентл'ьксму.

Г архитектуре к»-? ясно прос-еживаотся слияние •'рух осно-Iных сталей - рьртчрмсгсг4 и китайского . Тема осиинного лома. р то чес те гла!кого леРтыотива архитектурной композиции, ярст-рянчо обозначена р тркях эдомялх, кар лрсрцн КхяЯ Линя, '«"тянь, мавзолея Ты я других, р кокструктивнчых членениях дворцов читвгтся традиция м^ч-дчого зодчостря, связан1 ого со строитель-с7роч се.19ских о'шуннх з.ллчия. Кроме .^.лльяоянил в строительстве Г'.гннципор з^-Гот; мной стоеч»"-о - <"я:очпой конструкции, т.". "вьетнамского сркрря", :то п;юрря^оС!. и р. организации иятерьернсго гростррчспа дрорцорых сооружении, делядеогося на ряд пестов. О Слн^ост^ агхитектурного мышления создателей комплекса чаг^лной трялици/ сридртрл1стру»г и такие детали, как легкие тр^хпролетчно юротя, стоясие па протяжении ал1вй от и-рот "го Уон к дверцу ТхяйХоп, без и/втичных триумфальных ворот не обходилась ни огсна рьегн-мская лерерня.

Однако, несмотря «а гр.лчгки, героряхие о принадлежности арх/тектуры ямгерлторского юрода вьетнамское культуре, обшиЯ ос обзор архитектурно - хулояеетвенного ревсиия императорского комплекса в Хюа свидетельствует о преобладании в архитектура, в подходе к с^ормлениг лнчдаа{та, в обшей планировке комплекса в конструктириых особенностях , китайских архитектурных традиции, с то было связано в перруг очередь с особеностямя ее 1уикнио-яяровяикя кгк парадной, светской архитектур«.

Национальная спепи{ика художественного мышления создателей императорского комплекса в Хгэ, по нашему мнению, выя-1илясь прежде всего в иной области выражения - в декоративной обработке архитектурных }орм. Это становится поплины с той точки зрения, что декоративное искусс1во по отношению к создания архитектурных сооружении, предоставляет относительно болтуг стенеяь твррческоЯ свободы, степень участия шчности создателя произведения в пгсиессе творчества. И если ярхитек-туры императорского комплекса в Хгэ я определнняом смысле

был" связаны необходимостью слогомная сложившемуся китрйзи-рованному стилю, то в декоративном оформлении эти трегов*явя довлеии над ними в меньшей степени. Нужно учитывать также вяжяу» деталь - в формах искусства с достаточно высокой степенью ассоциативно - образного гбсррат-ирования прямое заимствование чужого художественною языка / при ус ювг.и сушест-вовпния евоего / просто не возможно, :.То придает изучению декоративного искусства Хюэ особую важность.

Вторая часть третьей глав» исследования посвяшена особенностям образно - хулгаестювиного решения интерьеров йте-ратор^кого комплекса.

В художественном решении рязаичных интерьеров дворового каплекса в Хюэ м<ж'ко вавитиь 'оггредег^дауг систему;'СоХрпнатйя тенденция к включению бпрйде ленннх {ряпчгнтов архитектурной ' структуры в декоративную систему интерьера, ояноко их огразно-декорвтивиов pcactrée'í каждом конкретном сну чае сроевРраз^о к уникально.

Нельзя не видеть-прямую связь архитектурно - декоративно* системы решения интерьера, воплошенной в архитектуре Хюэ, » с народной традицией, воплощенной, в частности, в Дииях в Тайдвнге к Линь Ганге. Об этом говорят бчизости в ппантировке, каркасная конструкция срядамя Нефов, так ке решается про>№-жуток между поперечной багкой и поджоньковым ригелеи, фризовые, декоративные композиции заполняют пролаты между опорами , к*к это можно видеть и в Дкнь Ганге, а также главная черта-резной декор интерьера, напоеный дыханием народного яскусвтва.

Элементы структуры интерьера здания, в cof купности с декоративной проработкой .образует особую систему, которую мн бы обозначить, подобно рассматривавшемуся нами выше "вьетнамскому ордеру", как "вьег'ямский декораяивний ордер". Конструктивные части здания - ctoi6h, кро. лтейны. Салки, и.т.д. не прятались от глаза, а наоборот, декоративно переомысливалисъ и органично входичи в ойразную структуру интерьера, сто няиболв« отче пиво проявяюсь в таких архитектурных деталях, как бачки я столбы. Мошь колоны , бг, 'очного бруся обладает для вьетнамско1 архитектора своей собственной эстетикой.

ста декоративно - художественная спстеда решения интерьера была внзтана к жизни требованиями рпрежде всего чисю конструктивными. Одноко фактически принужденные следовать , в разработке художественного зямнега , требованиями утилитарно -конструктивного nu'im, мастера. сумет и умело обыграть возникнут архитектурную ситуации, испои зовяв тектонику построек.

рясчене'-ность здяний на ряд нефор, как ведущий образный мотип. Спя отняль но стррмясг путем каких - либо п тзионисти'тских ухишренпп создать видимость их нейтрального учястия в формировании образного строя интерьера. Наоборот, они подчеркивает их наличие, рзсчлсяг внутренне пространство припотоючннми Сизовыми полосгми, заполняя 'адбаьочннэ проемы декоративными панно. Розникагвее зп счет тпкого решения отулэнко камерности интерьера, нес^ртря на чего значительные размеры усиливаются зя ясчет типтельноЯ грняментл шгой проработки всех его элементов Поддерживают общее (згукчанне я рядн стропил кров ¡и, мерный ритм которчх сшт'и дробным рисунком кйсссяов.

! лптнатскио архитектуры по::ли по пути , подрязумоиаюему спяз1 хулотестренного убргнствя со строительной структурой, стремясь " нашушть" эмпирическим путем своеобразную ¿орму Архитектурного синтез?, поразумг.гаюаую использование строительной структуры в качестве хуЕожестгечноуо фактора, п одновременно допускавшей в соответствии с тробогг»нями обглзного замысла декоративную трансформации строительных ]орг» и насыщение их дек-'ром.

"озпакта своеобразная форда ьыраження, которую .употребляя соср<?ггенчов понятие " конструктивизм", можно определить как " декоративны?, конструктивизм", что, хотя и содержит г себе определенный эле\ючз противоречия, но всо se наиболее точно отражает суть художественного ствлл.

RgcapufocTb тептошгческтх копсгрукцяЯ сочеталась с их пластическим переосмыслением, архитектурный дэкор Логически . вытекал из .избранного конструктивного ресэння . Этот принцип проводился очень последовательно. Гра этом хочется подчеркнуть, что это вдет н° от прим,:та?<чосга худ.теотнпчного ччлллн.ш, но п it ел-, i лч . пгьтс rivKca в Хво представляют собой промежуточна этап эголюшш вьегнякской архитектуры, сохранивший в себэ элементы нового а, так сказать, "рудтаэнтарныа" черты. Нзт, Это - признака сформировавшегося стиля, и право говорить'об этоя) дают основание наиболее яркие примеры народной архитектуры, рассматриваемые в истори'гаскоП последовательности, образцы дворцового -храмовой архитектуры, показывагшгэ соответствие этояу принципу.

В целом, приводимый материал позволяет говорить о сусе^т-вовании во вьетнамском искусство следующей закономерности: средства декоративного искусства используются во вьетнамской г.рхя-тектура для ее упражняя в значительно моныгей степени, чем для переосмысления архитектурных форм с позиция декоративной наполненности. Тенденция к декоративности получяет здесь новый поворот,

отливается в иные формы, неразрывно связанные, с самими архитектурными композициями.

Кроме этого , анализ художественного решения интерьеров дворцовых построек в Хюэ дает основания утверждать, что в основе декоративного мышления создателей Хсэ лежали народные, вьетнамское традиции. Об этом неопровержимо свидетельствуют характер используемых приемов в резьбе по дереву, образный строй мотивов резного декора, его стилевое решешэ.

Последний раздел третьей г чавы посвяшен месту и роли народного декоративного искусства Вьетнама в формирования сложного ц синтетического искусства Хюэ.

Среди составных чястей' ансамбля художественно - выразительных средств интерьеров Хюэ средствам декоративного искусства принадлежит особое места. .Образный строй- дворцовых интерьеров Хюэ сювно [югруж^ет зрииаад в-реЕЧ^Й я когучий- цото^ своего настроения, целостного и. '.гармоничного---о^рййковц .рщ^ний.' При втом , каждое из*.'.круг обра-, зной по - своему.,краски в общий ^дряёст^етшй ансамбль» * ':У- ..':■ ' . v.;.;. ;.; ..

Одно из самых важных качеств образного строй дворцовых интерьеров Хюэ л причин удивительной органичности декоративно -худкественного строя - единство составных элементов ьыразитеаь-ной системы. Инконогрьфичвские образы, и ¡астичзски - выразительные элементы орнамента, растительдив завитки, цветы лотоса а палтметтн, лики сказочных сушеств, изображения драконов, птиц, летучих мышэК, всего пантеона образов вьетнамского народного искусства - являются обоими доя. всех $орм творчества» будь то скульптура или резьба по дереву, мозаика или настенная ышодись лаком , художественный метал или керамика- Меняется техника и приемы художественного выражения, но остается единый круг образов и единство художественного языка.

Среди исследуемых интерьеров зданий императорского комплекса в Хюэ, особое внимание, с точки зрения декоративного решения, уделяется интерьерам мавзолей Кхай Диня. Это вызвано тем, что основное место, среди используемых средств в его офом-яений, отдано средствам изхобразкте лно - декоративного искусства мозаике и декоративной росписи лаком. Рошечие интерьеров в подобном ключе представляет для анализа особой интерес, так как здесь, казалось йы, художники Вьетнама, где живописные традиции были развиты значительно слабее^ чем в Китае, должы неизбежно попасть под влияние какоичного искусства китайской живописи.

1?.

На осног-е изучения гттерьпроп ивдегятся два направления п дглсративной хябописн х тозаике - сглетяое, прибчихеное к китайской традиция,и стилизованно- /сювное, осяованое на традициях вьетнамского орнамента иного искусства.

Несмотря на несомненные связи со стятистическ;гми принципами китайского искусства живописи / сгаетчо - тематическая основа, характер оСразов, композиционное приемы/, выпо шоные в бчизком гглтайскоуу искусству ключе, одновременно позволяют проводить различия между вьет>1амско,1 и китайской манерой одного и того же .чзобразитопьного сшита. Пагнчм фактором выступает значительно болызая декоративная нгсышен^ость ¡«обряжений. Речь не идет о ркешнях пролпен/лх 'декоративности - яркости красок, броских эффектах л.т.д. суть проблем»; значительно глуб-зэ. Если в китайской аявописл декоративные гЦеглч направлепн прежде всего на вняв :ечпе я подкрепление идеи сюяета и связаны с ней ассоциатив-тшя чятями, то зьетнатсхиЗ зудоглхк мыслит иначе. Для наго стает

- йкороо г-1 „ татолгткзя раэыгрнгать ни своэЗ сс:с-"л огро: >'&/ •.осич'зс^и леибртачншшх с лов,тс л»у~

скстяруя бсгастга, Оесхогетасз ркзчосСдокз зудохестпеннык пряеооа»

Сусясста пзсбрзз&пзЯ вторсги стиля еегоргслшо другая. 5лэ-гзят прибит 5!пссга к рааль":.^ $српч исчез уяо практит.оски *?о тногаья. Преобладает чисто ¿лгорптзвккв э^ет - исподьгсвгпЕЭ рятаическях соггтакпЗ пяэтшга камней - разных сортов &грдмэра,

лазурита, тор18*!77рг<, я яусо*п«>1 «галзт;« п цдэтиото стояяа, сл"]сге 1ар1срп / £ар!ор для той вей споцирлкю Окупали э Кзтпэ, ■Г> разжато г:-па ьякге прропгт /. " Узиаотегох • пзсйразятекмшк г^рааоз » гсгог.аагс устсглого 'сттл гадятся КхаЯ Дяня пвипого. Тгл э отнссгтгльно ясно '»атавтса стодяэоваинос изображение тятря па своеобразном баш»хи«о лад («естся захоронения тягоратора. Сло на случайно: тигр во Яьетиеп являлся с шло лом могутгаства з маета. Кроме того, тдгр, эзобрахенннЯ над могилой императора, • символической зкгчение, гак бы охранял место его последнего, успокоения / сюда запреет тось заходить посторонним /.

■ Стиль, зоплошениый з декоративно - ятгаописних,мозаичных панно, ггазяичном декоре колонн» ¡язтячяих иных элементов интерьера ааьэолвя КхаЯ Дяня, переход*. гионегрлрпчэеггао образн, переиятг» о? китайской алзюпаси, в область ««.тециогсш-яо внргсгекиих» дэяо-рапясякх ассоциаций. На воспрзпяиэя саивтяыЯ синел рописой, зритель сгорео попадает под особу» волну мировоэзрепля зеудетлихоз, нежели ??ке'заат конкротивв «нзнеинна изображенз!ыа детали. Домя-ни руте:.IV способом вираже нал выступает перевод языка чустм на

язык линий, ритма, композиции, очертания, " структуры" прадиэтов, т.е. декоративные выразите .ьн>;е приемы. Сила непосредственного воздействия декоративно - выразительной £-орсш в таких произведениях, как мозаичные панно мавзолея Кхай Дння так велика, что не оразу улавливается связь изображения с каким - то конкретный отрезом.

Однако, несмотря на большое значение декоративного начадя в изобразительном искусства Хюэ, его нельзя называть просто декоративным, уйдя в сторону больше:1 декораливности, вьетнамское искусство на потеряло в своей гяугинв, оно просто несколько изменило суть образного содержания произведений, природу осра-зности. За выразительными срепстьами во вьетнамском изобразительном искусстве, признается самостоятельная значимость, спосоОносп вопютить в себе в обнаженном виде сущность изображаемого, его дух. Такое поюхение в искуссаве Рьетнаиа имеет свое истории, саязану» с историей дальневосточной филосо4ии к встетики. Пап-тойстический характер основных философских течении, сложившихся в искусство в форме особого одухотворения внегних видимых }ора, рогдал преклонение перед собствьнно выразительными средствами искусства - линией , композите'1, ритмом,и.т.д.

Искусств® Вьетнама было несколько блика к ремеслу, народному искусству, чем, например, искусство Китая, где традиции живописи, как самостоятельного, станкового, развивоего сьоп скс-тему изобразительности, свою ассоциативную систему образов, сложную гамму художественных средств, выражагшугся в тоа чиска в чисто живописных в1фектах, таких , например как потеки туши, до передачи настроения, откшка на душевное состояла автора, авторского мирошушенил и понимания образа. В искусстве же Въатща сушествонала иная система художественных ценостей, основаная на традициях народного искусства, подразумевавшего овторскоо

начало в трактовке исходных мотивов, выступавшие самоценный носителем худолеспенного содержания, и их композицион"ой организации, Поэтому то, что живописный стиль Китая, будучи перенесенным в шше условия существовать, был переосмыслен, впошз загоноузрно.

В искусство Хюэ,т. е. в условиях, когда приближенность к стыв китайского искусства поошрялась печатаясь достоки -стюм произгедендй, мозагчнке композиции интерьеров уаьзолея Кзжй /.иня наглядно обнаружьаст жизненную силу народного искусства. Сохранив 'фироду тгсрческо!' транс^рмяцкк екгухг^хего.

искусство безымянных вьетнамски мастеров ввело китайских живо-пгскыЯ тол в русло его роспржятия народным искусством, обога -тан aro образами народного тюрчаства а ивадя в сложившийся Ентерьорно - пространственнь® контекст.

Последнее представляете собой отдельный аспект вопрооа о декоративных средствах в интерьерах императорского комплекса а Хаэ, Находясь tнутра обпев декоративноа системы вьетнамского искусства, ьюзаика я живопись на стеках ишвт (Золен сушвствлан-яоа, чвм укреcansa интерьера, содержанка.

^озаикн а ривописи в интерьерах Хюэ не шала самодовлеющего зна«анвд, они существовала л иль в райках обсей художественной аистекы, объединяюще а орнаментальное творчество .декоративную гдозазку, архитектуру а скультурное убранство, Мояно сказать больше - woзаика а декоративная живопись в интерьерах Хюэ арэдставлявт собой хаа бы апофвоо обшей декоративной идеи худо -зэственно - образного ансамбля. В пределах живописной плоскости хпк би продолжала развиваться образная идея обшвго декоративного комплекса, куда входила а наружный сад, и интерьер дома, а варлккоЕнэ натуральные "пейзажи* в кашпо, я букеты цветов, к иярыы, разгораживающие покеизние, и изда чия прикладного искусотЬа

оАКЛГЧИШ. Р начала работы приводилась достаточно широко бытующая в научной мира мысль о том, что искусство Хюэ является своего рода соплопениам тровациального вьетнамского понимания алтайского "классического архитектурного стиля".

Наи представляется,что осушнствлвннов исследование архитектурного комплекса императорского города в Хюэ, далеко не ярэтекдушее на полноту ы всвхватность участвующих в синтезе искусств факторов, дает возможность в том, что формы китайского искусства для вьетнамских архитекторов, создателей импорвторскоп комплекса в Хюэ, явились полем для самостоятельного ijopuooöpn-зоваяая, оснс яного на принципах народного декоративного сткм.

Архитектура императорского комплекса в Хюэ представляет собой сплав вьетнамских традхцди снсрмамл китаВскоВ архитектур"-Использование катаЗеках архитектурных элементов происходят по следующим основным направлениям - по ориншшу их соотьетстьи" ьлсшшшимся традициями народной архитектуры Вьетнама, ¡-.мления построек в среду, оргяяяэовяшгуг в соотм»тсгвии с трядлоигш паях:потного искусства я декорптнвкого искусства hietmsea, :оздаяня самобытной танхровочной кснмпши, {cpwrpoi аяхя гитврь spno2 среды элднхЛ в соответствия страдлыыа вмнамс*сго 1ек0ратиБН0Г0 искусства.

Основная идея твочества создателя императорского комплекса в Хюэ - сочетание калонично-китайского снародным, стремление нпВти путь создания архитектурных форм с принципами вьенамской декоративной композиции. Те коррективы, которые вьетнамский архитектуры вносили в архитектурные принципы китайского искусства, тля от вьетнамской декоративной традиция, влияния народного творчества, его художественных принципов в идеалов.

Искусство Хю» наполнено противоречиями творческой борьбы, борьбы двух начач, двух художествеиных систем. Говоря иноскатель-но - архитектура императорского комплекса ь Хвэ тянулась к китайской культуре, отталкиваясь от народной традиция, а является в отоы отношении самостоятельным, глубоко оригинальным образом формирования архитектурных ансамблей.