автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Армяно-григорианская церковь в конфессиональной политике России

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Вартанян, Вячеслав Грантович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Армяно-григорианская церковь в конфессиональной политике России'

Текст диссертации на тему "Армяно-григорианская церковь в конфессиональной политике России"

о

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Ростовский государственный педагогический университет

Вартанян Вячеслав Грантович

Армяно-григорианская церковь в конфессиональной политике России /последняя треть XVIII - первая половина XIX вв./

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор С.В. Римский

Ростов-на-Дону 1999

Оглавление

Введение 2

Глава I. Армяне в политике России до присоединения Восточной Армении. §1. Армянская церковь в российской политике

до Туркманчайского мира 33

§2. Армяне и колонизационная политика 63

Глава II. Кодификация законодательства об Армянской церкви §1. Разработка Положения об управлении Армянской церковью в России §2. Положение 11 марта 1836 г.

Глава III. Армяно-григорианская церковь в политике России после издания Положения 1836 г.

§1. Положение 11 марта 1836 г. в действии и его развитие в

законодательстве императора Николая I 130

§2. Критика Положения 1836 г. и попытки его пересмотра 170

Заключение 184

Источники и литература 189

79 105

ВВЕДЕНИЕ.

Армяне - автохтонный народ, с древнейших времен населявший Армянское нагорье и смежные с ним области. Свою государственность они утратили ещё в конце IV века н. э., что привело к расселению части народа в другие регионы. К началу XIX столетия армяне проживали в основном на коренной территории, которая большей частью входила в состав Оттоманской империи (Турции), а меньшей в состав Персии (Ирана). Незначительные группы проживали в Индии (главным образом в Мадрасе), Европе, Африке.

В России армян хорошо знали еще со времен средневековья. А в царствование Алексея Михайловича армянская торговая компания даже получила особую грамоту. Появились армянские колонии в русских городах. Прежде всего, в Астрахани, где армяне-купцы сосредоточили в своих руках львиную долю торговли России с Востоком.

Ко времени окончания войн с Турцией и Персией, а точнее на 1828 г., по данным «Московских ведомостей» численность армян во всем мире составляла около 1350000 человек. В том числе в Армянской области около 1000000, в Константинополе 200000, в Персии 100000, в Индии 400000, в Венгрии и других странах Европы 10000, в Африке и Америке 1810 человек.1

До сих пор подавляющее большинство армян принадлежит к Армяно-григорианской церкви. Но ещё задолго до описываемых ниже событий небольшая часть армян признала власть папы римского и перешла в католичество. А в начале XIX века несколько десятков армян обратили в свою веру английские миссионеры-протестанты.

1 Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. 2. М., 1833. С. 279.

В середине XIX века число армяно-григориан в России составило около 500000 человек, а армян-католиков 15483.2

Армянская, или Армяно-григорианская церковь является одной из древнейших автокефальных Восточных христианских Церквей. По преданию, её основал Святой апостол Фаддей.

По своему каноническому устройству Армянская церковь имеет некоторые отличия от других Восточных Церквей. Со времен Святого Григория Лусаворича (302 - 325 гг.) её возглавляет верховный патриарх-католикос всех армян, управляющий Эчмиадзинским монастырем, что находится вблизи столицы Армении города Еревана.3 Титулуется он «верховным патриархом», потому что в периоды смут, происходивших в средние века в Церкви, появились и другие патриаршие кафедры, пытавшиеся оспорить первенство Эчмиадзина. В описываемую эпоху самой влиятельной считалась Сисская патриархия, находившаяся в одноименном городе на территории Турции. Таким образом, патриарший титул в Армянской церкви не носил и не носит такой же смысловой нагрузки, как, например, в Русской Православной или Греческой церквах.

Следующий после патриарха сан - сан архиепископа. Архиепископ -глава епархии. В сане архиепископа пребывали и несколько насельников Эчмиадзинского монастыря. Символы власти - митра, посох, перстень.

Затем идет сан епископа, но он мало распространён в Армянской церкви. Следующий сан - архимандрит. Как правило, архимандриты управляли монастырями. Но несколько человек в таком сане проживали в Эчмиадзинском монастыре.

Монахи же назывались «вартапедами» или «вардапетами», что в переводе означает «богослов». Такое наименование появилось в древности, в V веке, из-

2 Dulaurier, Edouard. Histoire, dogmes, traditions et liturgie de 1' eglise arménienne orientale. 2-е édition. Paris, 1857. P. 59.

3 Алексанов И.Я. Краткая история Армении с прибавлением очерка «Армяне в России». Ростов-на-Дону, 1884. С. 104-105.

за тог, что к пострижению в монашеский сан нужно было обязательно готовиться, приобрести определённые познания в богословии. В Церкви сохранялся и сан иеромонаха.

Наконец, патриарх имел право назначать навираков, то есть посланников, которые представляли его в других епархиях или государствах. Например, навираки развозили по епархиям Святое Миро, грамоты католикоса, и т. п.

В белом или приходском духовенстве, различаются: протоиерей (управляющий приходской церковью), священник (иерей), архидиакон, дьякон, свещеносец, заклинатель, чтец и привратник. В начале XIX века при каждом приходском храме был церковный староста, который под контролем протоиерея занимался хозяйственными делами церкви. Кроме того, при некоторых храмах и монастырях существовали особые комитеты (егегец-банк), состоявшие обычно из протоиерея, старосты, казначея, хранителя доходов и расходчиков.

Армянская церковь (или Армяно-григорианская церковь, как ее называют в России) играла и отчасти продолжает играть выдающуюся роль в истории армянского народа. Веками армяне, рассеянные политическими и военными бурями по разным частям света, видели в ней светоч, зовущий к лучшей жизни, дающий надежду на будущее.4 Для них только и только Церковь оставалась объединяющим началом, хранителем национального сознания, обрядов и обычаев предков.5 Так было и в XVIII - начале XIX вв., когда судьба Армении все теснее и теснее переплеталась с судьбой России, пока, наконец, в 1828 г. Восточная Армения не стала частью империи. В этом промежутке времени происходят важные события, поставившие отношения сторон на совершенно новую основу. Мы имеем в виду заселение армянами - выходцами из Крыма и Персии - Предкавказья и Новороссии. Данный процесс давно является

4 Галоян Г.А. Россия и народы Закавказья. М., 1976. С. 86-87.

5 Авалов 3. Армяне//Формы национального освободительного движения в современных государствах. СПб. 1910. С. 504; Дюлорье. Армяне в 1854 г.//Кавказ. 1854. №№82 - 90.

предметом внимания отечественной (а с распадом СССР - зарубежной армянской) исторической науки. Однако у него есть стороны, пока еще мало освещенные в научной литературе. В частности, недостаточно изучено правовое регулирование жизни армянских колоний. И уж совсем неадекватны итоги работы ученых и направление их интересов той роли, которую исполняла и в колониях, и в самой Армении национальная Церковь. Несмотря на появление в разные годы целого ряда серьезных исследований по истории армянской колонизации и по русско-армянским отношениям, до сих пор работ по формированию отношения Российского государства к Армянской церкви в конце XVIII - первой половине XIX века не существует. Еще менее изучено правовое положение Армянской церкви в России. Как изменялась политика империи в отношении Церкви, на каких основаниях развивалось российское законодательство об Армянской церкви, кто принимал в этом участие и какую внес лепту в составление кодекса законов о ней - эти вопросы пока остаются либо изученными поверхностно, либо открытыми.

В нынешних условиях возрождения духовной жизни народов, проживающих в России, их тяги к восстановлению забытых и полузабытых традиций, в особенности всего, что касается религии, обозначенная проблематика становится весьма актуальной и в научном, и в социальном значении. Более того, ее разработка имеет прямой смысл и в политическом отношении, поскольку напрямую связана с национальной политикой. Занявшись решением поставленной проблемы, автор питает надежду, что его исследование может стать небесполезным для тех, кто сейчас во власти призван решать проблемы межнациональных отношений.

В связи с вышесказанным, объектом исследования избрана конфессиональная политика России в части, относящейся к Армянской церкви. Предметом изучения является российское законодательство об АГЦ конца XVIII - первой половины XIX вв., точнее - до начала реформ императора Александра II.

Цель исследования - дать характеристику отношений Армяно -григорианской церкви с Российским государством в указанный период и особенно - эволюции её правового статуса на основе последовательного рассмотрения процесса формирования российского законодательства об Армянской церкви, в первую очередь - Положения 11 марта 1836 г.

Исходя из поставленной цели, принимая во внимание степень изученности темы, а также её научную и общественную значимость, в диссертации поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть содержание российского законодательства об АГЦ, предшествующего составлению Положения 1836 г.; 2) выявить связь между ним, внешней политикой России и армянской колонизацией южных районов империи; 3) определить общее и особенное в политике по отношению к АГЦ в сопоставлении с общими принципами конфессиональной политики самодержавия в этот период; 4) всесторонне изучить процесс кодификации права об АГЦ, проанализировать содержание Положения 1836 г., степень его реализации и оценить последствия его принятия для развития российско - армянских связей.

В соответствии с поставленной целью и задачами хронологические рамки диссертации охватывают период с последней трети XVIII в. - до начала реформ Александра II. Это обусловлено тем, что именно тогда Армянская церковь все больше и больше становится объектом внимания Петербурга. Изменяется в сторону либерализации законодательство, регламентирующее исповедание армянской веры на территории России, и, наконец, с присоединением Восточной Армении правительство приступает к его кодификации. На этом пути важнейшей вехой стало принятие 11 марта 1836 г. «Положения об управлении делами Армяно - Григорианской церкви в России» с последующим внесением его в Полное собрание законов Российской империи, а затем - в Свод законов 1857 г. Исследование доведено до начала реформ, внёсших существенные изменения в законодательство об Армянской

церкви. Однако в ряде случаев автор обращается и к более раннему периоду, чтобы показать истоки того или иного вопроса.

Диссертация представляет собой первую в отечественной историографии попытку рассмотрения политики российского правительства, проводившейся в отношении Армяно - Григорианской церкви в один из ключевых периодов армяно - российских отношений. Для этого привлечен большой круг исторических источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Отличительной чертой исследования является рассмотрение поставленной проблемы на общем фоне российской конфессиональной политики и соответствующего законодательства, что позволит определить особенности политических и законотворческих подходов правительства к определению статуса Армянской церкви в России.

Теоретической и методологической основой исследования служат принципы историзма и научной объективности, сочетание цивилизационного и формационного подходов для решения поставленных задач. Это позволяет анализировать конкретные события в контексте общего исторического процесса, а также выделить особенности его течения в определенный хронологический период российской действительности. Так, цивилизационный подход позволяет, в частности, учитывать роль АГЦ как единственного в то время носителя общеармянской цивилизации и лидера армянской нации.

Из специальных методов исторического познания автор выделяет сравнительно - исторический метод, дающий возможность не только изучать течение конкретных событий одного порядка, но и определить значение каждого из них.

Базой исследования послужили письменные источники. Это документы и материалы, извлеченные из центральных и местных архивохранилищ, библиотечных собраний. Среди них есть как опубликованные, так и неопубликованные. В числе последних привлечено много новых, до настоящего момента не использовавшихся в научной литературе.

В первую очередь мы должны назвать официально - документальные материалы. Значительную часть их составляют законы и указы, опубликованные в первом и втором изданиях Полного собрания законов Российской империи и Сводах законов Российской империи. Они позволяют судить о том, в каком направлении развивалось законодательство об Армяно -Григорианской церкви; какие приоритеты имели место для российского правительства при решении проблем Церкви; какой опыт законотворчества был накоплен до разработки Положения 1836 г.; в каком направлении развивалось законотворчество после принятия этого важнейшего для судеб Церкви закона; наконец, какое место в своей конфессиональной политике Петербург отводил Церкви. Оба издания прорабатывались полностью, путем фронтального изучения содержащихся в них данных. Среди источников, извлеченных из ПСЗ-1 и Сводов Законов, центральное место занимает Положение от 11 марта 1836 г.6 Им регламентировано внутреннее устройство Церкви (в том числе - закреплена иерархия священных чинов), степень участия в ее управлении верховной власти в лице императора и назначаемых им высших чиновников: министра внутренних дел, кавказского наместника. Важнейшей частью Положения является определение порядка выборов верховного католикоса всех армян с последующим утверждением его царем. Там же, в Положении, фиксированы экономические и гражданские права духовенства, включая предоставление определенных льгот и привилегий.

Положение 1836 г. опубликовано в параллельном переводе на армянский язык в 1842 г. вместе с другими материалами по истории АГЦ в России. Это

у

была первая неофициальная публикация кодекса.

6 Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. (Далее - ПСЗ-1).Т. XI. СПб., 1830. №8970.

7 Высочайшие указы и акты, относящиеся до церквей Армяно-Григорианского исповедания в России и до особого отделения при Московском армянском Лазаревых институте восточных языков, с обзором основания армянских церквей в столицах и учреждения института. М., 1842.

Сплошное изучение Полного собрания законов также дает богатейший сравнительный материал из истории конфессиональной политики России вообще, поскольку в него включены многие важнейшие акты, касающиеся других вероисповеданий.

Большая часть неопубликованных официальных источников сосредоточена в РГИА. В первую очередь нужно назвать фонды правительственных учреждений, на которых замыкалось управление неправославными конфессиями и в недрах которых рождались проекты законов и распоряжений по делам АГЦ. Это - фонды Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Государственного Совета, Комитета министров, Сената, Второго отделения с. е. и. в. канцелярии.

Наиболее интересные и значимые для нашего исследования источники эпохи министерского управления сосредоточены в фонде 821 РГИА -Департамента духовных дел иностранных исповеданий. К большому сожалению, архив Департамента духовных дел иностранных исповеданий сильно пострадал во время одного из петербургских пожаров 1862 г., когда горело здание МВД.8 Но содержание дел, относящихся к АГЦ, явилось для правительства столь важным, что через несколько лет началась работа по его восстановлению путем копирования документов и материалов в архиве МИДа. Именно там, в силу специфики положения Церкви, имевшей массы верующих и кафедры в Турции, Персии, Индии, велось параллельное делопроизводство; МИД и МВД работали в очень тесном контакте и постоянно обменивались информацией. Копированием занимались специально назначенные чиновники МВД. Например, в апреле 1877 г. министр внутренних дел откомандировал в Азиатский департамент Г. Эзова, а в марте 1883 г. - И. Сергеева. Благодаря проделанной работе практически все интересующие нас материалы были дублированы. Данное обстоятельство избавило от необходимости специально обращаться к фондам Архива внешней политики России, тем более, что они в

течение многих лет тщательно просматривались историками Армении на предмет выявления документов, касающихся истории Армении и Армянской церкви. Эти документы опубликованы в таких фундаментальных изданиях, как «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией» (Т. I - XII. Тифлис, 1866-1874.); «Армяно-русские отношения. Сборник документов» (Т. 13. Ереван, 1953-1978); «Присоединение Восточной Армении к России. Сборник документов» (Т. 1-2. Ереван, 1972-1978). Важно отметить, что в них вошли многие ценные докумен�