автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.15
диссертация на тему:
Армянский вопрос как предмет международных отношений

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ованесян, Вартан Рафаэлович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.15
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Армянский вопрос как предмет международных отношений'

Текст диссертации на тему "Армянский вопрос как предмет международных отношений"

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра внешней политики и международных отношений

На правах рукописи

ОВАНЕСЯН ВАРДАН РАФАЕЛОВИЧ

АРМЯНСКИЙ ВОПРОС КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ ( вторая пол. XIX - нач. XX вв.)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Специальность 07.00.15 История международных отношений и внешней политики

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор МЕЛЬНИКОВ Ю. М.

Москва 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение с. 3-21

ГЛАВА I Армяне и Армения в аспекте "армянского вопроса

1.1. Особенности этногенеза армян. с. 22-43

1.2. Положение армян в Османской империи до Восточного кризиса 1875-1878 годов.

Национальные проекты решения Армянского вопроса. с. 44-55

1.3. "Восточный кризис" и положение армян в Османской империи, с. 56-77

ГЛАВАП

Втшкновение армянского вопроса как объекта международной дипломатии,

2.1. Сан-Стефанский мирный договор (4 марта 1878 года)

и Армянский вопрос. с. 78-91

2.2. Армянский вопрос на Берлинском конгрессе. с. 92-107

2.3. Армянский вопрос после Берлинского конгресса. с. 108-114

Г Л А В А III

Проблема национального самоопределения армян в мировой политике.

3.1. Положение армян в Турции и России в 80-е годы

XIX в. - нач. XX в. с. 115-120

3.2. Рост армянского освободительного движения и национальные партии армянского народа. с. 121-126

3.3. Армянский вопрос в период Первой мировой войны. с. 127-132

3.4. Армения в региональных международных отношениях в 1918-1922ir. с. 133-142

ГЛАВА IV

Армянский вопрос в новейшее время. с. 143-155

Заключение с. 156-160

Библиография с. 160-175 Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Родиться в Турции армянином - это несчастье, жить в Турции армянином - это героизм.

(арм. пословица XIX века)

"Армянский вопрос" в мировой политике возникает в комплексе проблем, входящих в понятие "Восточный вопрос". В частности, армянский вопрос был связан с теми проблемами, которые касались положения христианских народов - защиты их жизни и имущества в Османской империи. Так, вопрос о положении христианских народов в Османской империи рассматривался на Парижском конгрессе 1856 г. по итогам Крымской (Восточной) войны. Но эта проблема прав христианских народов не рассматривалась как самостоятельная тема, а увязывалась с еще двумя аспектами Восточного вопроса: для западноевропейских стран он состоял в том, чтобы добиться политического влияния и преимуществ в Османской империи, а "для Порты в том, чтобы сохранить целостность империи и противостоять по возможности давлению Великих держав, от которых Турция уже в значительной степени зависела"1.

Армяне входили в число тех христианских народов о которых говорилось на Конгрессе. Причем первоначально речь шла действительно только о защите христиан и уравнивании их прав с правами мусульман. Впоследствии вопрос о равенстве религиозных общин стал включать в себя и проблему национально-территориального самоопределения и воссоздания национальной государственности. Особенностью армянского народа являлось то, что

1 Фадеева И. Л. Османская империя и англо-турецкие отношения в середине XIX в. М., 1982, С. 7.

он проживал на востоке османского государства в окружении мусульманского населения. Только в XIX в. некоторые армянские земли (Восточная Армения) войдя в состав России, стали частью ее административной территории. Поэтому до армян дело дошло значительно позже. Лишь после окончания Первой мировой войны державами был поставлен вопрос об автономии армян, причем в увязке с курдским вопросом.

Особенности историко-культурного и пространственного развития Армении и России определили то, что судьба армян тесно связана с Россией и российско-турецкими отношениями.

До начала последней четверти XIX столетия армянский вопрос существовал только как вещь в себе и только после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вопрос о положении армян в османском государстве стал предметом дипломатических отношений, так как юридически был оформлен в соответствующих статьях Сан-Стефанской конференции и Берлинского конгресса и, таким образом, приобрел статус объекта международного права под понятием "Армянский вопрос". С этого момента решение армянского вопроса в основном связывалось с реформами в Османской империи, а затем и с предоставлением автономии Западной Армении. В ходе Первой мировой войны и после нее армянский вопрос был поставлен уже в аспекте выделения Восточной Армении из состава России и даже возможности объединения двух частей исторической Армении.

В настоящее время, когда в Западной Армении, находящейся в составе Турции, проживает лишь незначительная часть армян вопрос об объединении не ставится прежде всего в силу причин международного порядка. Но теперь армянский вопрос встал остро на постсоветском пространстве. Начавшийся распад СССР, как в прошлом распад Османской и Российской империй, жестоко отразился на положении

армян Закавказья. Неожиданно для многих советских граждан в советском государстве вспыхнули острейшие межэтнические конфликты. По Кавказу прокатилась волна жестоких вооруженных столкновений и погромов. Стало очевидно, что национальный вопрос в СССР не был решен окончательно.

В постсоветский период армянский вопрос включает в себя проблему Нагорного Карабаха, стабилизации и нормализации армяно-азербайджанских отношений. Как и в XIX в. в этом соучаствуют Россия и Турция, а также Иран и другие великие державы. В более широком историко-культурном и теоретическом плане "Армянский вопрос" можно рассматривать как концентрированное выражение проблемы безопасности и выживания армян и одновременно их самоидентификации. Иначе говоря, борьба за выживание являлось не только частью армянского этногенеза, как собственно и всех других народов, но и важнейшим фактором национальной консолидации армян и стимулом их развития.

Несмотря на то, что историография "Армянского вопроса" весьма обширна2, методологическая и политическая его сложность, а также связь со всей региональной и даже мировой политической ситуацией диктует необходимость дальнейшего исследования. Современная конъюнктура актуализирует исследование. Существует потребность дополнительно изучить Армянский вопрос как международную проблему и факторы, которые способствовали активной включенности армянского народа в региональную и мировую политику с учетом ретроспективного сопоставления всех этапов армянского этногенеза, чтобы в совокупности получить более объемное

видение этой проблемы как на региональном, так и на глобальном уровнях.

2см. ..Армянский вопрос. Энциклопедия. Ер. 1991

Необходимость дальнейшего изучения армянского вопроса определяется также острой международной ситуацией, которая в настоящее время имеет место в регионе Ближнего и Среднего Востока. Причем во многом это связано с тем, что ряд проблем региона не нашли своего оптимального разрешения. Череда последовательных политических и культурных трансформаций, в ряде случаев не только не способствовали решению этих проблем, но еще более осложнили их. Например, несмотря на определенные ожидания в связи с окончанием глобального стратегического и идеологического противостояния двух сверхдержав - СССР и США, двух военно-политических блоков - ОВД и НАТО, политическая обстановка кардинально не изменилась в лучшую сторону. Напротив, по некоторым моментам она только ухудшилась. В настоящее же время мир фактически стоит перед опасностью оказаться под властью одной сверхдержавы - США.

Предметом исследования данной диссертации является Армянский вопрос в мировой политике прежде всего в период со второй половины XIX в. до окончания Первой мировой войны. В то же время автор выходит за указанные хронологические рамки исследования, чтобы проанализировать проблему армянского национального самоопределения в более полной ретроспективе и во взаимосвязи с социально-политической ситуацией, возникшей на территориях Кавказа после распада Советского Союза и возникновения независимых закавказских государств.

В соответствии с отмеченным, целью исследования является:

-на основе комплексного подхода дать характеристику армянского вопроса и его места в региональной и мировой политике;

-проанализировать социально-политическую ситуацию в Западной и Восточной Армении как двух территорий, с XIX в.

входящих в состав двух государств, имеющих важное региональное и межрегиональное значение;

-рассмотреть процесс взаимодействия армянского населения с соседними и другими государствами;

- дать характеристику современного состояния Армянского вопроса.

Научная новизна данной работы связана с тем, что диссертант, опираясь на системный подход, другие методологии, рассматривает Армянский вопрос в связи с динамикой развития региона Ближнего и Среднего Востока и Кавказа с начала XIX в по первую четверть XX в. Проводит сопоставление ситуации распада Османской империи и образования новых независимых государств на Ближнем и Среднем Востоке с ситуацией распада СССР. В работе подчеркивается, что политические процессы в России и Турции и взаимоотношения этих государств на протяжении XIX - XX вв. оказывали определяющее влияние на состояние Армянского вопроса. В настоящее время его разрешение опять во многом зависит от России. В исследовании сделан упор на выявлении тех моментов в развитии армянского вопроса, которые непосредственно касаются России, ее интересов и политики на Кавказе и Ближнем и Среднем Востоке.

Изучению истории армянского национального самоопределения посвятили свою деятельность многие армянские, российские и зарубежные исследователи. Прежде всего необходимо отметить ученых, представляющих российскую востоковедческую научную школу, которые занимаются изучением проблем развития стран и народов Востока. Она опирается на буквально капитальный исследовательский багаж историков дореволюционой востоковедческой школы. Таких, как И.А. Орбели, В.А.Гордлевский, П.И.Аверьянов, Н.Я.Марр, и др. Свой весомый вклад сделали и советские ученые. Большинство их

трудов не потеряли актуальность, являются важными источниками и основой для понимания развития Востока, в том числе, и армянского вопроса. Можно отметить в этой связи труды, которые помогли лучше понять основные главные тенденции и проблемы развития Кавказа и Ближнего Востока. Среди них можно отметить «Общее и особенное в историческом развитии стран Востока» (М.,1966); «Общество, элита и бюрократия в развивающихся странах Востока» (М.,1974); «Проблемы переходного периода и переходных общественных отношений (проблемы неравномерности общественного развития)» (М.,1983); «Эволюция азиатских обществ: синтез традиционного и современного» (М.,1984); «Международные факторы социального прогресса» (М.,1988); Примаков Е.М. «Восток после краха колониальной системы» (М.,1988); «Политические отношения на Востоке» (М., 1990) и другие.

Изучению различных проблем развития стран Востока, в том числе государственного строительства, их внешней политики посвятил свою научную деятельность целый ряд авторов: Е.П.Бажанов, А. М. Васильев, В.Е. Донцов, Б. С. Ерасов, Г. Г. Кадымов, Г.Ф. Ким, В. Ф. Ли, М.С. Мейер, B.C. Мясников, Е. М. Примаков, В.М. Татаринцев, M.JI. Титаренко, Л.И.Фадеева, А. М. Хазанов, М. А. Чешков, Г.С.Яскина и ряд других. Но, тем не менее, хотелось бы отметить, что при всех перипетиях советской науки, востоковеды смогли сохранить и приумножить потенциал дореволюционной российской научной школы, что способствует исследованиям современной социально-политической динамики. Последние нашли свое отражение в соответствующих изданиях: «Исламские страны и регионы. История и современность» (М.,1994); «Западная Азия, Центральная Азия и Закавказье. Интеграция и конфликты» (М.,1995); в публикациях журналов - «Восток», «Страны Азии и Африки - сегодня», «Мировая экономика и международные

отношения», «Общественные науки и современность», «Международная жизнь» и др.

В методологическом плане при разработке темы автор также опирался на идеи о существовании культурных типов и суперсистем, выдвинутые в свое время Н.Данилевским, П. Сорокиным и впоследствии получившим дальнейшее развитие в трудах А.Тойнби, Ф.Броделя. Проблемы влияния историко-культурного фактора на региональное развитие и соответствующее устройство государственных систем, рассматриваются в ряде российских изданий: в первом и втором сборниках "Цивилизации и культуры" под редакцией Б. С. Ерасова (М., 1994,1995); сборнике "Россия и Восток: проблемы взаимодействия" (М.,1993); монографии А.Г.Задохина " Россия и Евразия". В этих работах территории Российской империи и СССР рассматриваются как целостность регионального уровня со своей особой культурной структурой. В связи с этим, диссертант исходит из того, что каждый народ, в том числе, и армянский, живет в своем мире устойчивых ценностей, которые и определяют их поведение в той или иной ситуации.

Национально-культурная самобытность народов объективно создает условия для обострения межэтнических и межгосударственных противоречий в регионах Кавказа (субрегион) и Ближнего Востока. Одним из механизмов разрешения межэтнических противоречий и предотвращения войн между народами стали империи. Возникнув в ходе тех же войн и в результате завоевательных походов, они по своему, соответствующими для своего времени методами организовали громадные географические территории. В внутри этих государств сложилось единое пространство, в котором на определенное историческое время прекратились войны между народами. Естественно, что пришло то время, когда и империи уже не могли разрешать

противоречия. Иначе говоря, потребовались иные формы и институты управления большими территориями. Сегодня еще нет полного ответа на существующие острые вопросы национального строительства, но накоплен и определенный опыт.

При ознакомлении с многочисленной литературой по истории обращает внимание, что еще существуют открытые проблемы. Оценка традиционно носила характер большей или меньшей критики политики той или иной региональных империй и попутно великих европейских держав по отношению к народам Кавказа и Ближнего Востока. Но при этом не затрагивались проблемы национального и регионального развития, безопасности и стабильности. В том аспекте, как они воспринимаются и понимаются той или иной стороной конфликта и субъекта международных отношений.

В представляемой диссертационной работе автор стремился на основе комплексного подхода дать оценку истории Армянского вопроса, и борьбы армян за свои права.

Будучи частью Восточного вопроса, Армянский вопрос вызвал к жизни огромную историческую литературу, публикации документов, мемуары, исследования и разные другие материалы, и до сих пор остается предметом исследования не только армянских, но и русских, европейских, американских ученых, историков и политологов стран Ближнего Востока.

Историей Армянского вопроса занимается и турецкая историография, основная цель которой, с одной стороны - оправдание политики, которую проводил султанский режим против армян, а с другой - в какой-то степени отмежевание от своего прошлого.

К Армянскому вопросу есть два подхода. Согласно первому, Армянский вопрос существует с первых дней возникновения армянского

N.

народа, и вся история этого народа есть история Армянского вопроса.

Смысл второго подхода заключается в том, что Армянский вопрос в своем смысловом контексте возник в середине XIX века в результате очередной волны национально-освободительной борьбы армянского народа и получил свое окончательное политико-дипломатическое и юридическое "оформление" после русско-турецкой войны 1877-1878 гг„ Последний подход присущи в основном специалистам из России и других государств, что вполне естественно, так как для них это или чисто историческая и теоретическая проблема, или конкретно дипломатическая и международно-правовая.

Автор склоняется к такому представлению, что история Армянского вопроса - это история армянского народа, на определенном этапе которой, а именно, в 70-е годы XIX столетия этот вопрос получил статус объекта международного права и, таким образом, стал предметом международных дипломатических отношений.

В армянской политической мысли существовали и до сих пор существуют разные мнения, относительно путей и методов правильного решения Армянского вопроса. Эти мнения отражены в работах армянских историков, политических деятелей, дипломатов, писателей.

Писатель и публицист Раффии (Акоп Мелик-Акопян - 1835-1888 гг.) всю свою сознательную жизнь посвятил поискам путей решения Армянского вопроса. В его многочисленных научных и литературных трудах проповедовалась идея национально-освободительной борьбы армянского народа против турецкой тирании, признавалась бесперс