автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Башкирская советская комедия (эволюция жанра)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Ахмадиев, Риф Бариевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Башкирская советская комедия (эволюция жанра)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ахмадиев, Риф Бариевич

ВВЕДЕНИЕ. 3-II

ГЛАВА I. ИСТОКИ БАШКИРСКОЙ КОМЕДИИ.12

§ I. Предпосылки жанра и преемственность начальных литературных опытов.12

§ 2. Национально-фольклорные традиции и природа комедии.17

ГЛАВА П. СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА.46

§ I. Поиски реалистического стиля и рождение социально-бытовой комедии.46

§ 2. Идейно-эстетическое содержание действительности и освоение новых форм.61

ГЛАВА Ш. ОБОГАЩЕНИЕ ТРАДИЦИЙ.103

§ I. Проблема положительного героя и многообразие жанра.103

§ 2. На пути к восхождению. Комедии Мустая

Карима.122

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Ахмадиев, Риф Бариевич

Первые образцы башкирской комедии были известны еще в начале нынешнего столетия. Но комедия как жанр утвердилась лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

Ныне комедия переживает пору зрелости и характеризуется многообразием жанровых форм. Несмотря на это, путь развития данного жанра изучен недостаточно. Проблема исследования комедийного жанра во всех его проявлениях выдвигается необходимостью целостного изучения башкирской литературы.

В связи с этим истоки комедии, становление жанра, обогащение комедии новыми жанровыми формами в результате изменения ее структурно-содержательных особенностей, характер социально-эстетического функционирования, взаимодействие с другими жанрами литературы - все эти вопросы не теряют своей актуальности на современном этапе.

Актуальность настоящей работы определяется еще и тем, что в последнее время заметно возрос интерес к проблеме развития отдельных родов и жанров.

Проблемы драмы как литературного рода, например, наиболее детально и целенаправленно изучаются в русском советском литературоведении.^" например: Горбунова Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы. - М.: Сов.писатель, 1963. - 511 с. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема. - М.: Наука, 1971. - 223 с. Хализев В. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978. - 239 с. Зингерман Б. Очерки истории драмы XX века. - М.: Наука,1979. -392 с. Оснос Ю. Герой современной драмы.-М.:Сов.писатель,1980.-311 с.

Все чаще и смелее стало обращаться к проблемам жанра,стиля, художественного метода и башкирское литературоведение. Выпущены фундаментальные труды по истории национальной литературы (в частности, "История башкирской советской литературы".-М.:Наука, 1977.-527 е.), активизируются исследования и по отдельным жанрам.

В сборнике статей "Проблема жанров в башкирской литературе" (Уфа: Издание БФАН СССР, 1973.-331 с.) впервые в монографическом плане изучаются башкирская поэма (Р.Бикбаев),повесть (Г.Рамаза-нов).

Большой интерес представляют работы по башкирскому роману

Т 2

Р.Баимовах и А.Вахитова .

Появились исследования по поэтике жанров (например,учебные пособия "Поэтика башкирской бытовой сказки" А.Сулейманова и "Поэтика башкирской трагедии" Т.Кильмухаметова).

Теоретическое значение диссертации ввдится в том, что она может быть использована при дальнейшем изучении жанров башкирской литературы. Работа будет представлять интерес и для специалистов по проблемам комедии, многонациональной советской драматургии.

Развитие комедии неразрывно связано с особенностями эволю

Баимов Р. Поискам нет конца. -М.Современник,1980.-205 с.Он же: Башкирский историко-революционный роман.-Уфа:Издание БГУ,1980.-91 с. Он же: Судьба жанра. Литературоведческая монография.-Уфа:

Башкнигоиздат,1984.-320 с. р

Вахитов А. Башкирский советский роман.-М. :Наука, 1977.-160 с.Он же:Шанр и стиль в башкирской прозе.-Уфа:Башкнигоиздат,1982.-352 с. ции жанровых форм башкирской драматургии и литературы в целом. Поэтому закономерным является тот факт, что в определенной мере комедия стала предметом разговора в отдельных статьях, книгах о путях развития башкирской литературы.

Статьи по преимуществу писались как итоги очередного литературного года или по поводу подготовки к формумам,съездам писательской организации республики. Несомненно положительным в этих статьях было то, что с выявлением художественных достоинств комедии того или иного периода, в них выражалось беспокойство за состояние этого жанра и намечались перспективы его развития. Например, Мустай Карим писал: "Мы ратуем за разнообразие жанров в драматургии от трагедии до водевиля. Это наше желание, наш лозунг. А пока пишем пьесы без определения жанра. Если в пьесе есть смешные места, то робко обозначаем -"комедия". Зритель ждет веселых водевилей, острых сатирических комедий, где бичевались т бы пороки, отвратительные явления в нашей жизни .

О необходимости общественно значимой комедии говорили сами 2 писатели, работающие в этом жанре.

Карим Мустай. Некоторые вопросы развития башкирской драматургии. Советская Башкирия, 1954, 31 января. См., например, Мэрген К. О состоянии башкирской драматургии. -Октябрь,1946,№7,с.34-42.-На башк.яз. Харисов А., Пименов Вл. О башкирской драматургии.- В кн.: Башкирская драматургия. М.,1954, с.3-9. Абдуллин И. Преодолеть отставание драматургии. - Эдэби Башкортостан,1952,№6,с.81-94. -На башк.яз. Он же: За драматургию страстную,боевую. - В кн: Молодая литература возрожденного народа. М.,1958,с.50-68.

- б

В статьях, вышедших сравнительно недавно, предметом изучения становятся современные комедии, конкретные произведения,* обобщается опыт их сценического воплощения.^

В таких серьезных исследованиях, как "История башкирской советской литературы. Очерки в 2-х частях" (1963-1966) и "Очерки истории башкирской советской литературы" (1967), освещающих пути развития национальной литературы, дается идейно-эстетическая оценка комедии того или иного периода.

Ряд комедий подвергается анализу в монографиях и диссертационных работах, посвященных творчеству отдельных драматургов, обобщению опыта развития всей драматургии. 3

В монографии М.Гайнуллина проблемы комедийного жанра рассматриваются в связи с развитием башкирской драматургии в целом. Поэтому данное исследование в известной степени служит основой для дальнейшего изучения драматургических жанров в башкирской литературе, в том числе и комедии.

В кандидатской диссертации И.Булякова "Возникновение и становление башкирской драматургии, I9I7-I932" (1973) наиболее полному анализу подвергается комедия "Башмачки" Х.Ибрагимова.

Рамазанов Г. Современная башкирская драматургия. - В кн.:Современность и башкирская литература. Уфа,1977,с.11-59.- На башк.яз. р

Абсалямова Г. Башмачки. - Агццель,1980, № 3,с.113-П7. - На башк.яз. з

Гайнуллин М. Время. Конфликт. Характер. - Уфа:Башкнигоиздат, 1974. - 437 с. - На башк.яз.

В книге, повсященной драматургии Мустая Карима,^ Т.Кильму-хаметов выявляет художественную самобытность комедии "Похищение девушки", определяет место пьесы в системе жанровой эволюции драматургии писателя.

Однако, в имеющихся исследованиях проблемы комедии изучены далеко не полно, поскольку в них данный жанр не стал предметом специального изучения. Комедия же в этих работах рассматривается как историко-литературное явление в связи с освещением истории драматургического рода, всей башкирской литературы.

Башкирская советская комедия давно перестала быть редким явлением: с бытовой сатирической комедией сосуществует комедия лирическая, более уверенно заявляет о себе сатирическая комедия, основанная на образной условности. Ныне название "комедия" стано вится как бы родовым понятием по отношению к сложившейся системе жанровых разновидностей комедии. Поэтому правомернее говорить не о жанре комедии, а о жанровых разновидностях комедии, "каждая из которых обладает особым жанровым содержанием и формой".

Основная цель данной работы - проследить эволюцию жанра башкирской комедии.

При этом требуется решение таких задач, как I/ выявление истоков башкирской комедии; 2/ рассмотрение характера обновления ее жанровых качеств и обогащения жанровых разновидностей; 3/ определение места и роли комедии в системе драматургических жанров башкирской литературы на каждом новом этапе развития.

Кильмухаметов Т. Драматургия Мустая Карима. Своеобразие жанровой эволюции. - Уфа: Башкнигоиздат, 1979. - 221 с.

Новизна исследования заключается в том, что в ней впервые в башкирском литературоведении проводится комплексно-сравнительное изучение комедийного жанра. Основное внимание при этом уделяется выявлению жанровых разновидностей комедии и их особенностей.

Практическая ценность работы вытекает из возможности использования полученных результатов исследования при создании учебников и учебных пособий, а также при чтении спецкурса по проблемам драматургии для студентов филологического факультета Башкирского государственного университета и педагогических вузов республики.

Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, документы партии и правительства по вопросам литературы и искусства, а также работы, в которых рассматриваются проблемы жанра, теория и история советской комедии"'".

Эволюция жанра башкирской комедии представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, образование новых форм, с другой -изменение природы уже существующих разновидностей, их синтез с другими жанрами литературы.

Категория жанра представляет собой единство содержания и формы. Изменение содержательных признаков приводит к изменению жанровой формы.

См., например, Юренев Р. Советская кинокомедия.-М.:Наука,1964.-538 с. Киселев Н.Н. Проблемы советской комедии.-Томск: Изд-во Томского унив-та, 1973.-201 с. Фролов В. На сцене - комедия.-М.: Знание,1976.-56 с. Федь Н. Искусство комедии или мир сквозь смех.-М.: Наука,1978.-216 с. Вишневская И. Комедия на орбите. -М.: Сов.писатель, 1979. - 238 с. и др.

Известно, что доминирующим содержательным признаком в драматургическом роде выступает конфликт^ "Конфликт осуществляет себя во всей образной ткани пьесы, начиная от принципов композиции и сюжетостроения, способа раскрытия характеров вплоть до приемов индивидуализации речи персонажей и принципов построения диалогов.^

Таким образом, процесс развития башкирской комедии, движение жанра от простых форм к более сложным представляется целесообразным рассматривать в связи с характером конфликта и изменением способа реализации этого конфликта.

Такая роль конфликта дает возможность исследовать содержательные и формообразующие компоненты башкирской комедии в совокупности и взаимообусловленности.

Комедия - это не просто пьеса, содержащая элементы смешно- • го, это драматическое произведением котором комическое выступает доминирующим эстетическим качеством, когда и содержание конфлик3 та, и способ его воплощения, и образы главных героев комичны".

•^См., об этом: Гегель. Лекции по эстетике. - Сочинения. - т.14.-М.: Соцэкгиз,1958.-с.363. Кузьмичев И. Жанры русской литературы военных лет (I94I-I945). - Горький: Изд-во Горьковского унив-та, 1962. - с.406. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Сов.писатель, 1982. - с.209. р

Киселев Н.Н. Проблемы советской комедии. - Томск: Изд-во Томского унив-та, 1973. - с.31-32.

Киселев Н.Н. Указанная работа, с.34.

Способом реализации комического конфликта в комедии (равно как комического в искусстве) выступают сатира и юмор. Сатира и юмор - два типа эстетического отношения к комическим явлениям жизни, два принципа оценки и изображения комических противоречий действительности, которым соответствуют два вида смеха: смех разящий, гневный и смех мягкий, сочувственный, уравновешенный.

Комическое - категория историческая. Изменение характера общественных противоречий требует иного способа реализации комедийного конфликта. Это,в свою очередь, приводит к изменению структуры жанра.

Конфликт башкирской сатирической комедии, которая была вызвана к жизни историческими условиями переходного периода, носил остросоциальный характер. Объектом изображения в сатирической комедии выступает комическое - безобразное, резко противоречащее авторскому ццеалу. События в ней организовываются вокруг отрицательных персонажей, которые в ходе действия разоблачаются и подвергаются гневному осмеянию.

Реализация конфликта в юмористическом плане привела к появлению новой разновидности жанра - лирической комедии.

Отрицая во имя добра, комедия и сегодня в одинаковой степени пользуется услугами сатиры и юмора как двух понятий комического.

При решении поставленной проблемы нельзя не обратить внимание на такие "внешние" жанрообразующие факторы, как состояние развития литературы, уровень комедийного мастерства драматургов,усвоение ими опыта, традиций мировой и русской драматургии.Следует подчеркнуть также влияние сатирических жанров фольклора на судьбу комедии, национальные и общечеловеческие особенности выражения комического.

Структура работы вызвана целями и задачами исследования, которые, в свою очередь, требуют обращения к хронологии, так как раскрытие внутренней эволюции жанра комедии согласно изменению содержательных жанрообразующих признаков осуществимо "лишь в связи с конкретным опытом истории".*

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Башкирская советская комедия (эволюция жанра)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Башкирская советская комедия - плод новой, социалистической действительности. Не случайно, что первая реалистическая башкирская комедия появилась в начале 20-х годов: комедийный смех знаменовал собой становление новой жизни. В дальнейшем диалектика общественных процессов неизбежно привела к образованию новых жанровых форм, к изменению природы уже существующих, их взаимопроникновению с другими жанрами литературы.

В бытовой сатирической комедии "Башмачки" (1921) Х.Ибрагимова, например, достаточно остро воспроизводятся жизненные коллизии, показываются комические типы, порожденные общественными отношениями буржуазной России. Конфликт в данном произведении строится на "разладе" между устремлениями комических персонажей и положительным идеалом автора.

Драматург лишь эпизодически вводит в действие положительных героев и не ставит целью окончательное разоблачение отрицательных персонажей - они уходят со сцены "непобежденными". Это - не художественный просчет драматурга, и не оглушает социальное звучание данной комедии. Для драматурга важным было создание типических характеров мещан, показать их истинную сущность,т.е.выявить кто есть кто,-тем самым мобилизовать зрителя на бескомпромиссную борьбу с ними.

Основным объектом насмешки нарождающейся башкирской комедии было мещанство. По мере изменения природы общественных противоречий мещанство принимало как бы замаскированные,завуалированные формы существования. Это меняло характер комедийной борьбы,требовало соответствующие способы сатирической типизации, средства в разоблачении носителей зла.

В отличие от комедии Х.Ибрагимова в комедии тридцатых годов ("Хлеб" С.Агиша) заметны новые качества, свидетельствующие о росте драматургического мастерства писателей. Это - умение типизировать характеры отрицательных персонажей путем заострения одних или нескольких доминирующих качеств, возможностью психологического анализа в пределах данной жанровой разновидности. Абсурдность помыслов носителей зла, комизм их положений показывались в убедительных ситуациях.

С продвижением нашего общества вперед, когда социализм из мечты превращался в реальность, в структуре сатирической комедии увереннее заявил о себе положительный герой. Комедийное действие строилось на его противоборстве с отрицательными персонажами.

Однако создание комедии с положительными героями удавалось драматургам не всегда. Они имели достаточного опыта и обладали мастерством в создании отрицательных типов, но упускали из виду существенный момент - положительные герои не были наделены комедийными чертами.( Это один из трудных вопросов типизации в комедии.) Вследствие чего герой походил на носителя голых авторских идей, его действие происходило схематично, следовательно, не убеждала комическая ситуация, в которой он участвовал.

Аналогичные недостатки были характерны для комедий 50-х годов, в частности, таким сценическим произведениям, как "Волнуется глубокое озеро" К.Даяна, "Тихое озеро" А.Мирзагитова, "Сватовство" Н.Асанбаева, отчасти пьесе "Прекрасные долины Агидели" И.Абдуллина и ряда др.

Комедия "Моя семья" К.Мэргена была написана в годы войны. На примере простых и обыкновенных людей, защищавших от врага родную землю, драматург воспевает прекрасные черты характера советского человека, такие, как любовь к Родине, верность долгу, преданность делу старших поколений. Нетрудно понять замысел автора, стремившегося на примере единства фронта и тыла создать героическую комедию. Однако такой комедии не получилось, т.к. в ней больше бытовых картин и деталей, нежели воссоздание героики в жизни советских людей и страны в целом. Тем не менее, данная пьеса должна расцениваться как первая лирическая комедия национальной драматургии. Во многих отношениях героическую комедию напоминает также пьеса "Эх, Уфимские девчата!" (1968) И.Абдул-лина.

Положительный герой - ведущая сила конфликта в лирической комедии. В конфликте комедии послевоенных десятилетий передавалась радость бытия победившего народа, его стремление к лучшей жизни, нравственному самосовершенствованию. Естественно, в таких комедиях формой выражения комического выступает юмор. Комичны положительные герои лирической комедии: избавление от временных ошибок, заблуждений, одним словом, их "нравственное перерождение" вызывает не негодующий смех, а смех мягкий, добродушный.

Наряду с интересными комедиями "Свояки" И.Абдуллина и "Счастье, свалившееся с неба" Н.Асанбаева, во многом определяющих лицо комедии середины 50-х годов, встречались пьесы, в которых действия персонажей подменялись трюкачеством, ситуации выглядели надуманными.

Однако, лирическая комедия, развиваясь параллельно с сатирической комедией, обретала свое лицо, набиралась опыта в эстетическом освоении действительности, совершенствовала художественные приемы и выразительные средства. Она стала любимой зрителями. Увенчалась успехом попытка создать лирическую комедию только с положительными героями.("Озорная молодость" И.Абдуллина). Сегодняшний репертуар Башкирского академического театра драмы невозможно представить без веселой, жизнеутверждающей лирической комедии.

Это говорит, с одной стороны, о росте и утончении эстетического вкуса современного зрителя, с другой стороны, свидетельствует о стремлении человека к лирическим раздумьям, интимным переживаниям. В этом мы видим и одну из особенностей проявления национального характера: оптимизм мировосприятия, романтическое видение жизни, но отнюдь не в приукрашенном, иллюзорном виде.

В эволюции жанра, его взаимодействии, доминирующем положении одних жанров по отношению к другим сказывается характер социально-политических условий, эстетическая"активность" писателей. Зарождение и эволюцию жанра башкирской советской комедии немыслимо представить без творчества Хабибуллы Ибрагимова, Сагита Агиша, Сагита Мифтахова, Кирея Мэргена, Мустая Карима, Ибрагима Абдулли-на, Назара Наджми, Нажиба Асанбаева, Асгата Мирзагитова, Ангама Атнабаева и др.

Если в период становления жанра больше внимания отводилось идейной стороне произведений, и вопрос художественности нередко отступал на второстепенный план, то ныне на первый план наряду с идейностью выдвигаются вопросы драматургического мастерства, выискиваются новые способы и пути воздействия на зрителя.

В этом отношении комедии Мустая Карима - настоящие художественные открытия в башкирской комедиографии, новаторское развитие традиций жанра на современном этапе. В центре его произведений -образ положительного героя, несущего с собой гуматистические тенденции нашего времени, национальные характеры, воплотившие в себе эстетический идеал родного народа. Драматургическое мастерство, обращение к богатым традициям фольклора делали его комедии поэтическими, которые достойно представляют данный жанр в поэтическом театре драматурга.

Башкирская советская комедия как новая социальная и национально-эстетическая система, своими корнями восходит к фольклору, первым дореволюционным опытам башкирских авторов в комическом освоении действительности. Это закономерно: в фольклоре формировалось национальное поэтическое сознание, выявилась зона эстетического познания.

В нынешний, сравнительно высокий этап развития литературы фольклоризм произведений^ отдельного писателя не определяется пропорцией фольклорного материала или же лексикой, фразеологическими моделями. Фольклоризм приобрел, если можно сказать, скрытые формы. Поэтому фольклоризм комедий следует искать во всей образной системе произведения, начиная от способов познания и воссоздания реальности, принципов типизации комических характеров и обстоятельств, кончая творческой индивидуальностью автора.

Некогда считавшаяся отстающей в развитии, башкирская комедия сегодня вровень шагает с другими жанрами молодой литературы. Комедия, как и национальная драматургия и театр, стремится отразить динамику современной жизни. В этих целях драматурги обращаются к новым художественным приемам и выразительным средствам. Так, если комедию "Пеший Махмут" (М.Карим) отличает притчеобраз-ность сюжета, метафоричность мысли, то фарсовой комедии "Коня Диктатору!" (М.Карим) характерен плакатно-публицистический стиль. Среди современных башкирских комедий выделяется пьеса "Шомбай" К.Мэргена, основанная на фольклорной образности.

Заслуживает одобрения попытка создать водевиль ("Люблю. Люблю." - И.Абдуллин) и комедию героическую ("Эх, Уфимские девчата!" того же драматурга).

Как мы видели на примере конкретных произведений, эволюция жанра башкирской комедии происходила неоднозначно: она сопровождалась приливами и отливами. Но молодая башкирская комедия на всем протяжении своего развития оставалась верной светлой природе смеха, успешно выполняя двуединую задачу: сатирически обличала общественные пороки, пережитки в быту и сознании отдельных людей, и боролась за укрепление коллективистских начал в жизни, утверждение высших нравственных принципов. Благодаря таким достоинствам, большинство произведений приобрело настоящую комедийную "прописку" и обеспечило себе долгую сценическую жизнь.

Новые сценические воплощения произведений (например, "Башмачки" , "Зятек", "Похищение девушки" и др.), ставших классикой башкирской драматургии - явление отрадное, свидетельствующее о неувядающей художественно-эстетической силе этих комедий.

Вместе с тем, несколько беспокоит другие обстоятельство. Из комедий, написанных в конце 70-х - начале 80-х годов, исключение составляет лишь комедия "Пеший Махмут" Мустая Карима, посвященная современной теме. А такие пьесы, как "Шелковая петля" И.Юмагулова, "Атямбай" Н.Наджми, "Кумовья" М.Хайдарова ввиду несоответствия требованиям, предъявляемым к жанру комедии, не смогли долго удержаться в репертуаре театра.

Комедия - один из трудных жанров драматургии, тесно связанный с современными явлениями действительности. Комедийное освоение глубинных тенденций современности удается не всем драматургам и не сразу.

В этом отношении более весомы успехи сегодняшней башкирской драмы, получившей общесоюзное признание. Хотя драмы "И судьба - не судьба" М.Карима, "Тринадцатый председатель" И.Аб-дуллина, "Красный паша" Н.Асанбаева, "Галия" Т.Тагирова посвящены исторической теме, но проблемы, затронутые в этих произведениях во многом перекликаются с современностью.

Сегодняшняя башкирская драматургия характеризуется тематической и проблематической широтой и глубиной, жанровым и стилевым богатством, многообразием драматургических жанров.

В многоцветье жанров башкирской драматургии комедия отнюдь не выглядит убогой. Комедия ныне переживает пору зрелости и отличается многообразием жанровых форм. Что характерно, уже с первых шагов башкирская советская комедия живо и оперативно откликаясь на важнейшие перемены в жизни общества, стремилась соответствовать социально-эстетическому назначению данного жанра.

Многогранен жанр нынешней башкирской советской комедии. Еще разнообразнее будет он завтра, ибо сегодня комедия смелее стала обращаться к проблемам нравственности. А для того "чтобы выполнять извечную миссию литературы: побуждать общество, каждого человека пристальнее, строже взглянуть на самого себя""'", каждая эпоха требует новые жанровые возможности, художественные приемы и выразительные средства.

Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь на юбилейном пленуме Союза писателей СССР. - Правда, 1984, 26 сентября.

 

Список научной литературыАхмадиев, Риф Бариевич, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Комедия войны. Соч. 2-е изд., т.5, с.32-34.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. „frankfurter oberspostamts- seituwg" и Венская революция. Соч. 2-е изд., т.5, с.460-461.

3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К. и Энгельс Ф. -Соч. 2-е изд., т.20, с.16-326.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х томах. т.1. М.: Искусство, 1967. - 583 с.т.2. М.: Искусство, 1967. - 725 с.

5. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 4-е изд. -М.: Худож.лит., 1969. - 822 с.

6. Ленин В.И., И.Ф.Арманд. Полн.собр.соч., т.49, с. 328-334.

7. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ КПСС

8. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

9. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -222 с.

10. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

11. Постановление ЦК ВКП(б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению". 26 августа 1946 г.- В книге:

12. О литературе. Сборник документов. М.:Учпедгиз,I960, -с.146-153.

13. ТРУДЫ, РЕЧИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПАРТИИ1. И ПРАВИТЕЛЬСТВА

14. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, политико-воспитательной работы партии. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983. - с.27-66.

15. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Правда, 1984, 26 сентября.1. КНИГИ

16. Белинский В.Г. О драме и театре. М.: Искусство, 1983. - 446 с.

17. Гегель. Лекции по эстетике. Соч. - т.14. - М.: Соцэкгиз, 1958. - 440 с.

18. Гоголь Н.В. О литературе. М.: Гослитиздат, 1962. с. 329.

19. Горький М. Собрание сочинений. В 30-ти томах. т.26.-М.: Гослитиздат, 1952. - 464 с.

20. Луначарский А.В. О театре и драматургии. Избр.статьи в 2-х томах. т. I. М.: Искусство, 1958. - 838 с.т. 2. М.: Искусство, 1958. - 707 с.

21. Абрамович Г.JI. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1975. - 352 с.

22. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. -М.: Наука, 1967. 456 с.

23. Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова.-М.: Наука, 1972. 644 с.

24. Вопросы методологии литературоведения. М.-Л.: Наука, 1966. - 284 с.

25. Гуляев Н.А. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1975. - 278 с.

26. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 351 с.

27. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х томах, т.2. Роды и жанры литературы. - М.: Наука, 1964. - 485 с.

28. Тимофеев Л. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971. - 464 с.

29. Аннинский Л. Ядро смеха. М.: Сов.писатель, 1965. -223 с.

30. Ахмедьянов К. Теория литературы. Уфа: Башкнигоиз-дат, 1971. - 387 с. - На башк.яз.

31. Баимов Р. Поискам нет конца. М.: Современник, 1980.205 с.

32. Баимов Р. Башкирский историко-революционный роман. -Уфа: БГУ, 1980. 91 с.

33. Баимов Р. Судьба жанра. Литературоведческая монография. Уфа: Башкнигоиздат, 1984. - 320 с.

34. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1977. - 400 с.

35. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож.лит., 1965.-527 с.

36. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож.лит., 1975. - 504 с.

37. Башкирская филология. Издание Пермского и Стерлитам. пединститутов, 1975. 121 с. - На башк.яз.

38. Башкирский государственный академический театр. -Уфа: Башкнигоиздат, 1969. 227 с.

39. Башкирское народное творчество, в 18-ти томах. т.1. Уфа: Башкнигоиздат, 1976. - 374 с.т.4. Уфа: Башкнигоиздат, 1981. - 398 с.

40. Бехер И. Любовь моя, поэзия. М.: Худож.лит.,1975.-560 с.

41. Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. М.: Сов. писатель, 1983. - 239 с.

42. Блюмкин В.А. 0 нравственной деятельности. М.: Знание, 1977. - 64 с.

43. Богданов А.Н. Жанры советской драматургии. Казань: Издательство Казанского университета, 1966. - 45 с.

44. Богуславский А.О., Диев В.А. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития. В 3-х томах. т.1. -М.: Наука, 1963. - 376 с.

45. Борев Ю. Комическое.- М.:Искусство, 1970.-258 с.

46. Бугров Б.С. Русская советская драматургия (19601970-е) годы) . М.: Высшая школа, 1981. - 286 с.

47. Вахитов А. Башкирский советский роман. М.: Наука,1978. 160 с.

48. Вахитов А. Жанр и стиль в башкирской прозе. Уфа: Башкнигоиздат, 1982. - 352 с.

49. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940. - 647 с.

50. Вишневская И. Комедия на орбите. М.: Сов.писатель,1979. 238 с.

51. Владимиров С. Действие в драме. М.-Л.: Искусство, 1972. - 159 с.

52. Волькенштейн В. Драматургия. М.: Сов.писатель, 1969. - 335 с.

53. Гайнуллин М. Драматургия Мифтахова. Уфа: Башкнигоиздат, 1959. - 132 с.

54. Гайнуллин М. Время. Конфликт. Характер. Уфа: Башкнигоиздат, 1974. - 437 с. - На башк.яз.

55. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1975. - 462 с.

56. Горбунова Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы.-М.: Сов.писатель, 1963. 511 с.

57. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. М.: Наука, 1974. - 419 с.

58. Гусев В. Герой и стиль. М.: Худож.лит., 1983. -286 с.

59. Дживелегов А. Итальянская народная комедия. М.: Издание АН СССР, 1962. - 288 с.

60. Ермилов В. Некоторые проблемы теории советской драматургии о гоголевской традиции. - М.: Сов.писатель,1953.-82 с.

61. Ершов Л.Ф. Сатира и современность. М.: Современник, 1978. - 271 с.

62. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры в русской советской литературе. Л.: Наука, 1977. - 283 с.

63. Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов (Советская литература. Традиции и новаторство. Выпуск 2-ой) Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1981. 196 с.

64. Зингерман Б. Очерки истории драмы XX века. М.: Наука, 1979. - 392 с.

65. Зубков Ю. Драматурги России. М.: Современник,1979.-319 с.

66. Иванов В.О. О сущности социалистического реализма. -М.: Худож.лит., 1965. 304 с.

67. Из истории башкирской литературы (ИИЯЛ БФАН СССР). -Уфа: Башкнигоиздат, 1975. 256 с. - На башк.яз.

68. История башкирской советской литературы (ИИЯЛ БФАН СССР). М.: Наука, 1977. - 527 с.

69. История многонациональной советской литературы. В 6-ти томах. т.5. - М.: Наука, 1974. - 837 с.

70. История русской драматургии. ХУЛ первая половина XIX века. - Л.: Наука, 1982. - 365 с.

71. История советского театроведения. Очерки (I9I7-I94I).-Л.: Наука, 1981. 365 с.

72. Капитайкин Э.С. Некоторые проблемы развития современных драматургий автономных республик РСФСР. Л.: Издание ЛГИГМ и К., 1975. - 58 с.

73. Караганов А. Характеры и обстоятельства. М.: Сов. писатель, 1969. - 400 с.

74. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема. -М.: Наука, 1971. 223 с.

75. Кильмухаметов Т. Драматургия Мустая Карима. Своеобразие жанровой эволюции. Уфа: Башкнигоиздат, 1979. - 221 с.

76. Кильмухаметов Т. Поэтика башкирской трагедии. Уфа: Издание БГУ, 1983. - 80 с. - На башк.яз.

77. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. -Уфа: Башкнигоиздат, 1970. 304 с.

78. Киселев Н.Н. Проблемы советской комедии. Томск: Изд-во Томского университета, 1973. - 201 с.

79. Контекст-1977. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1978. - 303 с.

80. Контекст-1980. Литературно-теоретические исследования. М.; Наука, 1981. - 288 с.

81. Литература. Фольклор. Литературное наследие. (Каф. башк.лит.БГУ). Уфа: Башкнигоиздат, 1975. - 222 с. - На башк.яз.

82. Литература. Фольклор. Литературное наследие. (Каф. башк.лит.БГУ).- Уфа: БГУ, 1976. 228 с. - На башк.яз.

83. Лихачев Д.С., Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси. Л.: Наука, 1976. - 204 с.

84. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. М.: Современник, 1982. - 288 с.

85. Макарян А. 0 сатире. М.: Сов.писатель, 1967. -275 с.

86. Марков Д. Проблема теории социалистического реализма. М.: Худож.лит., 1978. - 413 с.

87. Материалы Ш съезда писателей РС<ЮР. 24-27 марта 1970г. Стенографический отчет.-М.:Советекая Россия,1972.- 414 с.

88. Михайлова А. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. - 300 с.

89. Молодая литература возрожденного народа. М.: Советская Россия, 1958. - 222 с.

90. Немирович-Данченко Вл. Статьи. Речи. Беседы. Письма.-Театральное наследие. В 2-х томах. т.1. - М.: Искусство, 1952. - 442 с.

91. Николаев Д. Смех оружие сатиры. - М.: Искусство, 1962. - 311 с.

92. Нуруллин И.З. Татарская литература начала XX века. -Казань: Таткнигоиздат, 1982, 287 с. - На тат.яз.

93. Оснос Ю.Герой современной драмы. М.: Сов.писатель, 1980. - 311 с.

94. Очерки истории русской советской драматургии. В 3-х томах. т.1. - М.: Искусство, 1964. - 602 с.т.2. М.: Искусство, 1966. - 408 с. т.З. - М.: Искусство, 1968. - 462 с.

95. Пархоменко М. Актуальные проблемы социалистического реализма. М.: Знание, 1972. - 64 с.

96. Пахомова М.Ф. Эпос молодых литератур. Л.: Наука, 1977. - 106 с.

97. Погодин Н. Театр и жизнь. М.: Искусство, 1953. -216 с.

98. Поляков М. В мире идей и образов. М.: Сов.писатель, 1983. - 367 с.

99. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. - 183 с.

100. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. (Под редакцией Далгат). М.: Наука, 1975. - 248 с.

101. Русские писатели о литературном труде. В 4-х томах. -т.2. JI.: Сов.писатель, 1955. - 817 с.

102. Сахновский-Панкеев В. 0 комедии. Л.-М.: Искусство, 1964. - 223 с.

103. Сидельников В.М. Писатель и народ. Очерки. М.: Советская Россия, 1962. - 263 с.

104. Синенко B.C. 0 повести наших дней. М.: Знание, 1971. - 48 с.

105. Советские драматурги о своем творчестве. Сборник статей. М.: Искусство, 1967. - 455 с.

106. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. -М.: Искусство, 1953. -248 с.

107. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. -Л.: Наука, 1981. 168.с.

108. Сулейманов А. Поэтика башкирской бытовой сказки. -Уфа: Издание БГУ, 1980. 77 с. - На башк.яз.

109. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: Сов. писатель, 1977. - 524 с.

110. Тамашин Л. Советская драматургия в годы гражданской войны. М.: Искусство, 1961. - 291 с.

111. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. -М.: Мысль, 1976. 278 с.

112. Толстых В.И. Искусство и мораль. М.: Политиздат, 1962. - 440 с.

113. Федь Н.М. Искусство комедии или мир сквозь смех. -М.: Наука, 1978. 215 с.

114. Фольклористика в Советской Башкирии. Уфа: Издание ИИЯЛ БФАН СССР, 1974. - 216 с.

115. Фейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. - 605 с.

116. Фрейлих С. Проблема жанров в советском киноискусстве. М.: Знание, 1974. - 64 с.

117. Фролов В.В. На сцене комедия. - М.: Знание, 1976.56 с.

118. Фролов В. Судьбы жанров драматургии. М.: Сов.писатель, 1979. - 423 с.

119. Абдуллин И. За драматургию страстную боевую. В кн.: Молодая литература возрожденного народа. М., 1958, с.50-68.

120. Абсалямова Г. Башмачки. Агидель, 1980, № 3, с. 113117. - На башк.яз.

121. Агиш С. Из оставшихся в моей памяти. Агидель, 1961, № 3, с.80-82. - На башк.яз.

122. Амантай Г. Драматургия Башкирии. Литературная газета, 1934, 30 августа.

123. Амири Г. Комедия на сцене башкирского театра. Советская Башкирия, 1953, 29 ноября.

124. Анастасьев В. В жизни драмы. В сб.: Вопросы эстетики, 1965, выпуск 7-ой, с.281 -307.

125. Апресян Г. Проблемы комического. Театр, 1959, № 2, с. 77-80.

126. Ахмадеев В. Первые шаги башкирской прозы и драматургии. Учитель Башкирии, 1973, № I, с.41-44. - На башк.яз.

127. Ахмадуллин А. Разоблачающая и утверждающая сила комедии. В его же книге: Горизонты татарской драматургии. Казань, 1983, с. 102 ,125.

128. Ахмедьянов К. Некоторые вопросы методологии литературоведения. Агцдель, 1969, № 10, с.113-128. - На башк.яз.

129. Бикмухаметов Р. Молодые советские литераторы. Вопросы литературы, 1962, № 9, с.92-101.

130. Борев Ю. Национальные особенности юмора. В кн.: Проблемы развития литератур народов СССР, М., 1964, с.358-386.

131. Буляков И. Начало пути башкирской драматургии.

132. В кн.: Из истории башкирской литературы. Уфа, 1975, с. 53-65.-На башк.яз.

133. Буляков И. В свете требований дня. Агидель, 1983, № 9, с.91-100. - На башк.яз.

134. Вишневская И. Читая пьесы. Советская культура, 1975, 24 октября.

135. Волков-Кривуша С. Первые шаги башкирского театра. -Эдэби Башкортостан, 1958, № 6, с.73-85.

136. Волков-Кривуша С. Из истории башкирского театра. -Ленинец, I960, 23 и 30 августа.

137. Гайнуллин М. Литературное наследие и творческие планы драматурга. Совет Башкортостаны, 1957, 30 января. - На башк.яз.

138. Гайнуллин М. Вопросы конфликта в башкирской драматургии. В кн.: Вопросы развития башкирской литературы, Уфа, 1957. с.88-129.

139. Гайнуллин М. Диктатор.сам и другие. -Кызыл тан, 1981, 31 января. На тат.яз.

140. Гайнуллин М., Буляков И. Этапы развития башкирской драматургии. В кн.: Антология башкирской драматургии. В 2-х частях. Книга первая. Уфа, 1984, с.6-24. - На башк.яз.

141. Глебов А. 0 башкирской драматургии. Октябрь,1936, № 2, с.24-29.

142. Данилова Г. Разговор о современнике. Литературная Россия, 1984, 29 июня, с.19.

143. Дикий А. Забытый жанр. Театр, 1953, № II, с.86-97.

144. Зубков Ю. Экзамен перед совестью. В кн.: Драматургия России. М., 1979, с.176-301.

145. Емельянов Б. Некоторые вопросы советской комедии. -Новый мир, 1953, № 12, с.251-266.

146. Ершов JI. Идеал, героическое, сатира. В кн.: Герой современной литературы. М., 1963, с.259-293.

147. Злотников Т. В масштабе человеческой личности. -Театр, 1982, с.43-51.

148. Золотницкий. Заботы комедии. Нева, 1962, № 8, с.189-200.

149. Зырянов В. Восхождение к вечности. Театр, 1983, № 3, с.53-64.

150. Искусство на службу Красной Армии. - Правда, 1942, 14 февраля.

151. Карим Мустай. Некоторые вопросы развития башкирской драматургии. Советская Башкирия, 1954, 31 января.

152. Карим Мустай. Глазами своей страны. Советская культура, 1973, 23 октября.

153. Кильмухаметов Т.А. 0 фольклорных истоках башкирской драматургии. В кн.: Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1980, с.74-79.

154. Киреев А.Н. Отражение мифологических воззрений в эпическом творчестве башкирского народа. В кн: Эпические жанры устного народного творчества. Уфа, 1969, с.3-19.

155. Кудаш А. Башмачки. Кызыл тан, 1954, 21 апреля. -На тат.яз.

156. Кудаш С. Драматург-композитор. Кызыл тан, 1951, I апреля. - На тат.яз.

157. Кузьмичев И. Введение в теорию классификации литературных жанров. В кн.: Жанры советской литературы. Горький, 1968, с.3-75.

158. Кусимова С. Диктатор без коня. Советская Башкирия, 1981, 31 декабря.

159. Лепехин И.И. Дневные записки по разным провинциям Российского государства в 1770 году. СПб., 1802, с.98-133.

160. Лихачев Д.С. Принципы историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения. Русская литература, 1965, № I, с.16-33.

161. Магадеев М. Творческий путь башкирского театра. -Совет эдэбияты, 1935, № I, с.33-37. На тат.яз.

162. Мингазетдинов М. Пьесы К.Мэргена. В кн.: К.Мэрген, Пьесы. - Уфа, 1966, с.4-11. - На башк.яз.

163. Митин И. Комедия и жизнь. Театр, 1966, Ш,с.14-23.

164. Мулюков М. Пеший Махмут. Кызнл тан, 1983, 9 февраля. - На тат.яз.

165. Мэрген К. 0 состоянии башкирской драматургии. Октябрь, 1946, № 7, с.34-42.

166. Нургалин 3. Возвышение человека. Советская Башкирия, 1983, 24 февраля.

167. Пименов В. и Харисов А. 0 башкирской драматургии. -В кн.: Башкирская советская драматургия. М., 1954, с.5-9.

168. Преодолеть отставание драматургии. Правда, 1952, 7 апреля.

169. Рамазанов Г. Современная башкирская драматургия.

170. В кн.: Современность и башкирская литература. Уфа, 1977, с.11-59,-На башк.яз.

171. Салынский А. Кто же он, герой современности? Вопросы литератыры, 1978, № 5, с.180-193.

172. Самарина С. Свет совести. Советская Россия, 1984, 27 июня.

173. Сафин Р. В гуще жизни. Агицель, 1984, № I, с. 3646. - На башк.яз.

174. Сафуанов С. Беспокойное творчество. Совет Башкор-тостаны, 1970, 14 ноября. - На башк.яз.

175. Свободин А. В защиту жанра. Театр, 1983, № J2, с.120-123.

176. Смелков Ю. Обновление конфликта. Новый мир, 1976, №4, с.234-252.

177. Советская комедия в наши дни. Октябрь, 1958, № 6, с.149-171.

178. Столович Л. Исследование комического. Вопросы литературы, 1974, № 9, с.210-214.

179. Фахри С. Театру нужно внимание. Башкортостан, 1929, 13 июня. - На башк.яз.

180. Финк Л. Теория драмы в движении. Вопросы литературы, 1982, № 7, с.196-212.

181. Хакимов Р. Талантливая комедия. Ленинец, 1958, 3 июня.

182. Харисов А. 0 состоянии и задачах башкирской драматургии. Эдэби Башкортостан, 1949, № 4, с.50-60. - На башк.яз.

183. Хусаинов Г.Б. Драматургия и театр. Агидель, 1983, № 7, с.ЮЗ-НО. - На башк.яз.1983, № 8, с.115-122. На башк.яз.

184. Штейн А.Л. Философия комедии. В кн.: Контекст. М., 1981, с.244-269.

185. Чаныш А. Башмачки.-Октябрь,1938,№1,с.31--33.-На башк.яз.

186. Чернец JI. К типологии жанров по содержанию. Вестник МГУ, филологическая серия, 1969, № 6, с.26-33.

187. Шкловский В. Жанры и разрешение конфликтов. Вопросы литературы, 1965, № 8, с.91-102.

188. Успехи молодого искусства. Правда, 1955, II июня.1. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

189. Баимов Р.Н. Жанр романа в системе эпических форм башкирской прозы: Автореф.дис.д-ра филол.наук. М., 1982. - 44 с.

190. Буляков И. Возникновение и становление башкирской советской драматургии (I9I7-I932): Автореф.дис.канд.филол.наук.-Уфа, 1975. 45 с.

191. Гайнуллин М.Ф. Становление и развитие социалистического реализма в башкирской драматургии (I9I7-I973): Автореф.дис. д-ра филол.наук. М., 1975. - 85 с.

192. Кильмухаметов Т.А. Драматургия Мустая Карима: Автореф. дис.канд.филол.наук. М., 1975. - 20 с.

193. Федь Н.М. Проблемы современной украинской комедии: Автореф. . .дис. . .канд. филол.наук. -М., 1965. 14 с.

194. Хамидуллина М.Г. Драматургия Баязита Бикбая: Автореф. дис.канд.филол.наук. Уфа, 1980. - 20 с.

195. Ханзафаров Н. Драматургия Наки Исанбета: Автореф. дис.канд.филол.наук. Казань, 1975. - 19 с.

196. Шавловская М.Ф. Белорусская комедия послевоенного времени: Автореф. .дис. .канд.филол.наук. Минск, 1972. - 20 с.