автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Байкальское приольхонье в эпоху поздних кочевников

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Павлуцкая, Валентина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Байкальское приольхонье в эпоху поздних кочевников'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Байкальское приольхонье в эпоху поздних кочевников"

дашгтадский ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕ^ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи УДК 930.26

ПАВЛУЦКАЯ Валентина Васильевна

БАЙКАЛЬСКОЕ ПРИОЛЬХОНЬЕ В ЭПОХУ ПОЗДНИХ КОЧЕВНИКОВ / по материалам могильников XI - XIX вв./

Специальность 07.00.06 - археология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ленинград 1990

Работа выполнена на кафедре археологии исторического факультета Ленинградского ордена Ленина и оряена Трутового Красного Знамени государственного университета

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор А.Д.Столяр

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, Д.Г.Савинов

кандидат исторических наук Г.В.Длузкневская

Ведушая организация: Государственный музей этнографии народов СССР

Защита диссертации состоится "/!с " (■№-4.//^* 1: 1930 г. в /6 часов на заседании специализированного совета К-063.57.4С по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Ленинградском государственном университет по адресу: 199034, Ленинград, Менделеевская линия, д.5, аудитория 70.

С диссертацией можно ознакомиться в научной бибилиотеке имени А.М.Горького Ленинградского государственного университета.

Автореферат разослан ¿»¿'А-г „ г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения

В.А.Булкгн

Актуальность теш. Второе тысячелетио напиЯ эры в истории наролов Восточной Сибири ознаменовалось буркнми политическими событиями. Интенсивное проникновение мояголоязычных племен на рубеже 1 и П тыс.н.э., освоение Сибири русскими со второй половины ХУЛ в. повлекло за собой значительное перемокшие и смешение этнических групп, в результате чего исчезали старые и появлялись новые этнические общности. % территории Прибайкалья в этот период шел процесс формирования бурятской Народности - основного населения данной территории в настоящее время. Как и для всех народов, не имевших долгое время своей пись?лэ тоста, проблема этногенеза этой народности являотся одпо!1 из саг/их сложных и фундамен-т'ялыва в бурятской истории. Она до сих пор из получила своего окончательного решения. Одним из основных источников информации о культурных и этнических процессах, происходивших в Прибайкалье, являются археологические памятники П тыс.н.э. В настоящее время очевидна неравномерность их' изученности в этом регионе. Если в Забайкалье изучение погребальных комплексов данного периода, начиная с XIX в., носило систематический характер, результатом которого явилась разработка этнической и хронологической классификации могильников, то предбаЧкальские памятники долгое время исследовались эпизодически и до сих пор не было выполнено обобщение всего накопленного материала. Пугается, что на современном этапе исследования назрела необходимость выполнения данной работы. Ее целесообразнее провести на материалах Приольхонья - контактного участка мезгду Забайкальем и Предбайкальем. В Приольхонье в настоящее время изучено достаточное количество погребальных комплексов П тыс.н.э., чтобы обеспечить источниковедческую базу для разработки их хронологической классификации.

Основная цель реферируемой работу состоит в разработке хронологической классификации погребальных комплексов XI - XIX вв. Приольхонья. ,

Конкретные задачи исследования: обобщение всех известных материалов из погребальных комплексов П тне.н.э. Приольхонья; введение в научный оборот новых данных, полученных автором в результате полевых исследований 1584-1989 гг. ; проведение анализа обрядов захоронений, выявление в них общих черт, для могильников эпохи поздних кочевников Прибайкалья и определение специфических особенностей предбайкальских захоронений; выполнение классификации

предметов погребального инвентаря и определение хронологических рамок периодов их бытования на основе аналогий с археологическими и этнографическими материалами Сибири и Дальнего Востока ; разработка хронологической классификации погребений Х1-Х1Х вв. Приоль-хонья и ее корреляция с периодизацией погребений Забайкалья.

Методика работы. В работе использованы исторический, сравнительно-типологический, корреляционный методы, метод узких датировок.

Научная новизна диссертации заключается во введении в научный оборот новс!х материалов, составляющих значительную часть источниковедческой основы работы. Впервые проведено обобщение всех данных по погребальны* комплексам эпохи поздних кочевников Пр,:-ольхонья, полученных предшествующими исследователями, и выполнен корреляционный анализ погребального инвентаря и обрядов захоронений. Предложена и обоснована хронологическая классификация могильников П тыс.н.э. рассматриваемого района.

Источниковедческая база. В основу диссертации положены материалы 56 захоронений, исследованных Комплексной археологической экспедицией Иркутского университета /1984-1989 гг./ при непосредственном участии автора. Крокз этого использованы данше погребальных комплексов П тыс.и.о., полученные различными исследователями в Приольхонье. В качестве аналогий использованы находки из Забайкалья, Тувы, Алтая, Монголии.

Практическая значимость работы состоит в том, что собранные данные могут быть использованы при разработке проблемных вопросов истории Предбайкалья. Собранный материал и выводы, сделанные в результате исследования, могут найти применение при преподавании курсов археологии, этнографии и древней истории Восточной Сибири. Материалы диссертации используются для паспортизации и охрЛнн археологических памятников местными органами советской власти и от деления?,те ВООПИК.

Агтробатмя результатов ^с^ледомт'я. Основные положения диссертации изложена в опубликованных работах, а такие в докладах на региональных студенческих археологических конференциях в гг. Омске /1983 г./, Иркутске /1984 г./, на научной конференции "Этнокультурные процессы в Гго-Восточной Сибири в средние века" /г.Улап-Удп, 1985 г./,-на научных сессиях исторического факультета Л7 /1939, 1990 гг./; неоднократно.докладывались на зпееппниях

каЬеттр археологии ИГУ и ЛГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литература и приложения, в которое вошли каталог памятников, иллюстрации и карта.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, определена основгс-ш пелъ и задачи, выполнение которых необходимо дащ се достижения.

В главе первой - "Историография этно-археологического исследования памятников эпохи поздних кочевников Прибайкалья" - прос-леяена история изучения археологических памятников П тыс.н.э. Прибайкалья и рассмотрена проблема разработки их хронологической классификации.

Первые этнографические сведения об основном населении этого края - бурятах - появились с середины ХУЛ в. Они были собраны участника'« русских посольств в Китай, проезжавших к месту следования через Восточную Сибирь: Н.Спафарием /1675 г./, Э.И.Идесо^ и А.Брантом /1692-1695 гг./, Д.Беллем /1718 г./. В ХУШ в. научной изучение Сибири приобрело систематический характер благодаря работе Академических экспедиций, организованных русским правительством. Их участниками - Г.Ф.Миллером, И.Фишером, И.Г.1Ъелиным, С.П.Крашенинниковым, С.П.Далласом, И.Г.Георги собран богатый материал о религиозных и хозяйственных традициях бурят. К этому го времедотносятся первые сведения об обрядах захоронения у бурят, которые мы находим в работах М. Татарином и И. Г. Георги. С середины XIX в. историко-этнографическое изучение этого района поднимается на новый уровень. Это связано с созданием Восточно-Сибирского /в 1877 г./ и Трсицкосавско-Кяхтинского /в 1890 г./ отделений русского географического общества в городах Иркутске и Кяхте. Об-' разование двух научных центров привело п.тому, что Прибайкалье зтало изучаться как два отдельных района - Прздбайкалье я Забайкалье.

Огромный вклад внесен сотрудниками отдэлакиЭ Географического эбщества в изучение этнографии п археологах! края. И.Д.Черским, Г.Н.Потаниным, Н.Н.Агапитовнтл, Н.М.Хаягалоши, П.Е.Кулзковым выявлены и описаны многие . культовые бурятские комплексы и поверяя, :вязанные с ними; предпринято изучение приемов ведения хозяйства г бурят, собран обширный материал по бурятскому шаманизму.

Сотрудниками ВС0РГ0 л ТСК0РГ0 положено начало изучения ар-

хеологических памятников эпохи поздних кочевников. В 1380 г. Н.Н.Агапитовнм било раскопано первое захоронение П тыс.н.э. в Прибайкалье - ПЬбэтэ П-1. Ю.Д.Талько-Грннцевич, возглавлявший работу Трицкосавско-Кяхтинского отделения Русского географического общества, раскопал большое количество могил в долинах рек Джиды, Хилка, Чикоя и в верховьях Селенги. Исследователь впервы классифицировал погребения и сделал попытку этнического и хроно логического определения.

Подаем археологических исследований на качественно новый уровень связан с именем Б.Э.Петри. Им исследован могильник монгольского времени в Тунке, собран богатый материал по религиозным воззрениям, родовым отношениям и культовым традициям бурят. Б.Э.Петри, будучи профессором Иркутского университета, сыграл важную роль в создании сибирской археологической школы. Его учениками исследована погребения, эпохи поздних кочевников в Забайкалье - Г.Ф.Дебецем раскопай Зарубинсклй. могильник, в Предбай-калье - П.П.Хороших открыт ряд могильников "в расщелинах скал" и раскопаны захоронения на г.Субыл-Нгаргон р о.Ольхон. В 1927 г. Г.П.СосповскиЯ, продолжая палеоэтнологические исследования Ю.Д.Тслъко-Грынцевича, обследовал долины реки Селенги и ее притоков и получил материал для хронологической классификации древних культур Забайкалья. В 30-40-е годы А.П.Окладпиковым в Пред-байкалье раскопан Сэгенутский могильник, а в Забайкалье -значительное число захоронений кочевников в Хорипском, Дэтпинском и Кяхтинском аймаках. С 1954 г. в Забайкалье исслетованием погребений поздних кочевников занимается Е.АДамзина, которой были исследованы Тапхарский, Еаянгольский я Телятниковский могильники В 1957 г. Е.Ф.Седякиной изучен самый крупный могильник П тыс.н.: в ЦредбаГшялье - Усть-Талькинекий, содержащий 79 пахоронРчи1.

В конце 50-х годов Иркутской археологической экспедицией ДОНА АН СССР под руково!к -ом ГЛ.П.Г}-. --нова в Приольхонье вскрыто 8 захоронений рассматриваемого периода. Впервые для Приольхонья серийный натервал по погреб? ни ял; П тыс.н.э. был получен Г.3.Асеевым в 1958-1977 гг. /13 захоронений/.. Им тр исследованы шаманские погребения .в Бурятской АССР и'в Рргг,бя1калъе. Кте два na-.iait-скях погребения раскопано Е.А.Уамзиной и 7,!?.й*счоуорркм в Кг-яикгчпекем районе Рурятсотй АССР. 3 70-^0-е гг. в ЗабаЧкплье странами И СО АН СССР, руковотогда'п П.Г.Коновпло^ыу, иселеповачы

могильники в местности К~балино, Дэрэстуйсккй Култук, Подчерка.'!, Енхор, Хойцогор. В это ке время изучением погребений эпохи поздних кочевников в Предбайкалъе занижались археологические отряда.' ШУ под руководством В.В.Свикина, а позке Б.Б.Дашбалова. Имя исследовано болэо 20 захоронения. С 1934 г. раскопки могильников П тыс.н.э. проводятся археологическими ¡экспедициями ИГ7 при непосредственном участии автора данной работы.

Второй раздел первой главы посвягап пробломз хронологической классификации археологических памятников II тыс.н.э. Прибайкалья. Для забайкальских могильников порвал классификация была предложена в конце XIX в. Ю.Д.Талько-Грапцэвпчем, который выделил четЕтрс группы захорояенпЗ Fia кзтерпалах исследованных пм па-т.'лтнпков. К трем первым исследователь отпео погребения гуннского и тюркского времени, а в четвертую выделил сатае поздние захоронения. Г.З.Дебеп определил, что могилышк у с.Зарубяно хронологически синхронен этой четвертой группе я датировал данные захоронения началом П тыс.н.э., отнеся их к древкэмонголъеки племенам. Следующий этап в разработке хронологической классификации погребений Забайкалья связан с именем Г.П.Сосковского, который псе известные захоронения разделил па дга группы: 1/хойцегоро-кую - 7П - X вв. ; 2/ саяктуйскув ~ Ш-Х17 за. Пэрвую исследователь отнес к уйгурам, вторуй считал монгольской. В 1970 г. новая хронологическая классификация была прэялс^зпа З.А.Хамзшгай. Во выделено три этапа« 1/ХойцогсрскяЗ - УП-Х пв. ; 2/Тапхарскяй -Х-ХШ вв. ; 3/ Саячтуйский - Ш-Ц7 вв. Дзлхпзйпэе изучение археологических памятников эпохи поздпяз кзчовязкоз Забайкалья, проводимое сотрудниками Института о&зстсзтпшх наук БФ СО АН СССР, привело к пересмотру отдельных этапов сусзстговавгай классификации.- П.Б.Коновалов и Я.В.Имвнохеов, прсагсаигяровав даняыо захоронений, посчитали, что четырем группел хойгэгорскоЗ культуры соответствуют четыре, различные культурз, сугзстввяапзяо в рамках хойпегорского хронологического этапа. Пз оспсгэ сравнения погребальных обрядов захоронений к?яо1 хо2цэгорсгоЗ п саянтуйской групп исследователи припли к енводу, что эта группы погребальных комплексов отратапт эволтаия одной п-тоЯ яа культура. На раннем этапе - хойцегорском /Ш-Т. вв./ -.ока вмела тирзшзированный облик инвентаря, а иа позднем - саянтуйском Д1-Х17 вв./ - типично мон-

- 6 -, ... .' гольский облик. Эта основная культура ка территории Забайкалья пс лучила название раннемонгальско?.

В Предбайкалье нзученгэ погребений поздних кочевников долгое время носило эпизодический характер, что затрудняло датировку погребальных комплексов. В 1Î37 г. А.П.Окладников дал первое уточненное хронологгческо« определение раскопанному им Сэгенутс-кому могильнику - Х1-ХП вв. Первые же попытки хронологической классификации были прэдпранкти только в 80-е годы. М.А.Зайцевым при изучении погребалько-рвтуйяьшх комплексов' курыканского времени была выделена группа вдхороненяЯ с тпркскими и монгольскими элементами обрядности и дотирована 1Х-Хвв. Данный хронологический этап был назван автором переходным от курыканской к монгольской культуре. И.В.Асеел кеахэдоваюаа m вахоронения разбил на две группы. В первую, яатароваякуюХ-Х1 вв., вооло 3 захоронения с положением погребенных вы^ллуто ка спине в берастяадх "мешках". Ко второй группа исследователь оадао 5 погребений с различными внутримогилышш коготрукшжга /колода, деревянный ялик/ и датировал ее ХП-Х1У вв. И одно грунтозоо захоронение с конструкцией в виде каменного "шика" азтер откзо к.ХТП-ХУШ вв. Дальнейшее накопление фактического иатаржалз позволило В.В.Свинину и Б.Е.Да-шибалову выдэлить .группу захороне>з!Й , выполненных по обряду погребения "а расшединах спаи41, к датировать ее XIX в. Однако, предлояеиша хронологический щгассЕфйхацгга строились на ограниченном круге источников, по луча шах только при личных раскопках авторов, баз привлечения материалов, известных по работам предшественников. ■'.•'•

Во второй г.тавр - "Погребальные комплексы П тыс.н.э. в При-ольхопье" - дана характеристика захоронений эпохи поздних кочевников, исследованных при непосредственном участии автора. Еа пять дет нами изучено 24 могильника, что составляет значительную часть /60%/ источнйкоЕедчесгг^ основы vc.c гадования. Шестнадцать из этих могильшшга - чисто погребальные комплексы, шесть - погребально-ритуальные комплекс«, которые включали в себя, кроме мотал, жертвешпе кладки с остатками поминального костра, яерт-воприяоионий /дроблений© костя кияогтге, кедровые орепки/, а также ритуальные сооруженияобр. :

Гллпа соотоит пэ двух частой. В первой приведено описание

погребальных комплексов, располагавшиеся па о.Озгьхон. Во второй лана характеристика ко гиль ил ков, пэходивиихоя на материковой территории Приольхонья. Описание моральнппов выполнено по единой схеме: местоположение, история исследования, количество входящих ,в могильник погребений, устройство падаогильного сооружэния, внутрнмогильная конструкция, трупоположэнкз, расположение сопро-во,глаютего ■ инвентаря.

Третья глава - "Погребальный обряд кал источник для хронологической классификации архсологйчэекзх памятников Приольхояья П тнс.н.я." - состоит из двух параграфов: 1/ способа захоронений, 2/ погребальный инвентарь.

В первом параграфе дана характеристика способов захоронения, выявленных на могильниках П тыс.н.э, з Приольхояьо. Все рассматриваемые нами погребения по способу .захоронения делятся на две ■ группы: грунтовые и.наземные. Грунтовые-захоронения обозначались на поверхности земли- плоскими какэтшма кладками /размеры 2x3 м., высота 0,1 - 0,2 м/, выложэшшмз из шит гнейса. В грунтовых погребениях зафиксировано 6 видов вкутримогильных конструкций: берестяные "мешки", колоды, гробы, перекрытия ид досок, бревен, жердей, каменные "яшики", а также захоронения просто в могильной яме без дополнительных сооружений. , ■

Зчутртаюгчдьная конструкция в вида берестяного "кепка" отмечена в 19 захоронениях. В Дриолвхояье традиция использования бересты в погребальном обряде прослэзогваотся о неолита, однако, только со П тыс.н.э, широко распространится такая чотко выраженная констпукпяя как "мзпек". На тфнпоЯ территории.самыми ранними погребениями в берестяных "кягихйх" язлшзтоя-захоронения могильников Харанса 1 и П, датировании 11. А.ЗайтэЕым 1Х-Х вв. В Забайкалье данная конструкция отезчепа з погребениях Х1-Х1У вв. и всегца характеризуется иссленокмгзгйЕЯ как монгольская. Для Приольхонья мы мотам конотатвропатз, что сгхоропопгаг в берестяных "мешках" не являлись традицкошаиз. дает шяиея,. противавгаих здесь до П тыс.н.э. Это* споооб захордаэкзя появился со вромепи проникновения монролоязачныг втйш га тэррэторзи Прибайкалья. К ХУШ-а1Х вв. данная тратсвтгаяг у запаиших бурят ве сохранилась.

ДеревяНтше домовин» /колодашга язт-гроб/ отмечены в 16 захоронениях. Такая трядигтязахорояекяя в Зосточнраг Забайкалье

прослеживается длительное время - от хуннов до позднего средневековья. В погребениях Приольхонья подобная конструкция ранее П тыс.11.э. не встречается. То есть обряд захоронения в домовинах в Приольхонье, как и погребения в берестяных "мешках", появляется со П тыс.н.э. и связан о монголоязвчннми племенами.

Внутримогильняя конструкция в виде каменных "ящиков" обнаружена в 14 захоронениях. В рассматриваемых нами погребениях они встречаются с другими видами внутримогильных конструкций: берестяными "мешками", ломовиками и перекрытиями из жердей. Обычай выкладывания каменных "ящиков" на дне могильных ям существовал у хуннов, а в более раннее время - у племен эпохи бронзы. Он известен по кочевничеокнм курганам Тувы с УТТ-У1 вв. до н.э. до XI-Х1У вв.н.э. В Приольхонье подобные сооружения отмечены в захоронениях курыканской культура - У-Х вв.н.э. Таким образом, дапная традиция погребения на рассматриваемой территории имеет глубокие аборигенные корни.

К наземным относятся захоронения "в расшелинах скал" и погребения с обрядом трупосожяэнпл. В Приольхонье исследовано 4 захоронения с трупосожжештем. В двух; случаях останки погребенного и сопровождавший инвентарь находшясь в скальной нише, и в одном случае - в пешэ дэрзва. Все згп захоронения по российским монетам датированы XIX е.' Обряд трупосо^жогаот у западных бурят подробно описан исследователями ХУШ-Х1Х вв. М.Н.Хангалов отмечал, что он ранее был распространен ерзай всох бурят, а к концу XIX в. сохранился только при захоронении ыа?,'лиов /Хангалов, 1259.Т.1. С. 392/. Это подтверждается и археологическими материалами. Все четыре погребения, выполненные по обряду трупосож?ешш, являются шаманскими ..

В Приольхонье исследовано 26 захоронений "в расщелинях'скалГ Они представляет собой подхорокетая к естественным скальным выходы.?. Могплькие сооружения устраивались таким образов, что одной их стеной являлись скаль. ';? гребни, остальное внклатавзлксь из кашей. Сверху - перекрытие из плит, часто поддер~тпаемое цямн, досками, остатками от саней или деревянгаати носилкачж. Такта! образом, могильные сооружения имели вид прямоугольных каменных ящиков, выложенных на поверхности земли. Исслет-отштрди ХУБ-XIX вв. отмечали, что дачннй гч?п заторо-грния являлся тгаягнгоя-

ным для западных бурят в преяниэ времена, а в конца ХУШ в. по указанию русской администрации умерших стали закагшвать в землю. Однако, археологические материалы показали,, что у приольхонскях бурят обряд погребения "в расшелинах скал" сохранился вплоть до

XX в.

Во втором параграфе третьей главы выполнена классификация и хронологическое определение погребального инвентаря. Самым многочисленным материалом являются предметы вооружения, которые пред-стааченн железными и костяными наконечниками стрел, костяными ка-кляпкагга на лун, остатками колчанов и колчан; ммл крюками. Все железные наконечники стрел черепковые. По <Тюрде поперечного сечения они раз теле™ на две группы: плоские и гранонно. /или бронебойные/. Группа плоских наконечников включает в себя 11 типов, выделанных па основании конфигурации пера. Группа бронебойных объединяет 4 типа. На основании аналогий с археологические материалами соседних тзрпиторий определены хронологические рамки периодов пх бытования. Наконечники 1,2,7,10 типов /срезпи с разлитой формой пера/ бытовали о коша 1 тис.и.о. по конца П тас.н.э. Хронологически ртчи для 3 /кункутолистпне/, 5 /кялеввдгше/, 8 /листогпдныэ/, С /веслообразше/, 12, 14 /бронебоЯшэ/ типов наг.опэнптков опре-ивл^тся второй половиной 1 тыс.н.э./- первоЗ половиной П тас.н.э. Гелезнне наконечники стрел слодукглх типов: 4 /плаглзвиднне/, 9 /ромбовидные с вогнутыми плечиками/, 13,15 /бронебойные/ датируется первой половиной П.тыс.н.э.-

Костяные наконечники стрел на территории Сибири появляются в неолитическое время и бытуют до П тыс.н.э., когда ост постепно вытесняется железными. 3 рассматриваемых нами погребениях встречаются только черешковые костяные' наконечники классических -форм: трех-, четырехгранные и овальные в сэчеянп. Всего на?яз выделено 7 типов на основании .^зрми пега к поперечного сочэпяя. /йпяые накскечники находят себе аналогии в памятниках соседках районов предшествуют** эпох и в захоронениях первой поло г: пет П тыс.н.э.

Костяные срединные наклон• л на лук о'тмэ^зка а 8 погребениях. По гор;.« они раздрлечи на две гр^тю» В первую группу воют, пластины прямоугольной ¿орун о. лопзточковидта^я раежирояиями на кочнах. Подобные поклейки, так 'чазызач?.*огэ монгольского-тяпа появляются с начала П ткс.ч.я., и.бктую? до Х7П-в. Ко второй группе . относится сгрлинчзя йагхчдка пгтоуго.ъиоН фогта, укразэниая по'. •

-10 -

лицевой стороне прорезным орнаментом. Она является составной частью того же монгольского типа лука, только более позднего времени - ХУП-Х1Х вв.

Колчаны в захоронениях всречаются двух типов: 1/берестянне в форш раструбов - широко распространены в Прибайкалье в XI -Х1У вв. ; 2/колчан, украшенный железными резными пластинами -имеет аналогии среди этнографического бурятского материала конпа XIX - начала XX в. Колчанные кряки.на раскованных пластинах обнаружены з 3 погребениях. Период их бытования широк: вторая половина 1 тыс.н.э. - первая половина П тыс.н.э.

Из предметов конской упряжи оточено: 1/железные стремена арочной форш с широкими подножками ; 2/желез:ше кольчатые асимметричные удила; 3/соепинятелыюе обоймы ; 4/подпружные пряжки и распределеительные прязгки. Дачные предметы известны на прятя-кеяии всего П тыс.н.э.

Бытовые предметы представлены: 1/желэзныш втульчатыми и черешковыми ножами. Среди последних выделено три типа по месту расположения упора, отделяющего лезвие от черешка. Наиболее ранними являются ножи второго типа с прямой спинкой и уступом со стороны лезвия /7 — ХП вв./, остальные были распространены на протяжении всего П тыс.н.е.; 2/калачевидныш в скобообразными кресалами. Период бытования первых - 1 тыс. - начало П тыс.н.э., вторых - первая половина П тыс.н.э. ; 3/бронзовым зеркалом, которое по аналогии с забайкальскими зеркалами датируется ХП-ХШ вв. ; 4/курителышмв трубками типа. "ганза" и крючками для их чистки, имешгми аналогии среди.этнографического материала Х1Х-ХХ вв. ; б/керамическгао! сосудами баночной формы /распространены во второй половине 1 тыс.н.э./ и крутлодонными /известны в Х-Х1 вв./; б/деревянными г бронзовым, сосудами, находившимися в употребении до начала XX века.

От одежды в захоронениях сохранилась фурнитура из различного металла:' бронзовые в оловянные пуговида; украшения головного убора из бронзы, олова, костя ; поясные оловянные пластины ; подвески различной форш из бронзы и олова.

Ткрашеяв* предстачлены: 1/бронзов1Я!и серьгами в форме воп- ■ росйтельного вчока г незамкнутого кольца; 2/бтюнзовьтмк височны-«в кольцами и гривной ; 3/Сронзовыми. браслетами в -Тюрте незамкнутого овала г.круга; ;ксльпега-пе^аткамг; 5/стекляяныии

- 11 -

я оловянными бусинами, бисером. Серьги в фор-ю вопросительного знака были птроко распространены в Сибири о Х1-ХП вв. Осталыше украшения и элемента одежды находят аналогии среди бурятского _ этнографического материала.

Обнаруженные в захоронениях прекметы шаманского культа прецстагшепн подвесками-украшениями к оргой - шагланекому косткгду. Это круглые модные бляппси - солярные семовлы и бронэогне бляшка с изображением львов ; местные лотки с витыми ручками ; литаз бронзовые антропоморфные изображения; жолезние лопаточковядпнэ подвески.

В пяти погребениях отмэчеш счвтяко жетоны. Изображения па нести из них позволяют говорить о их нюрнбергской происхождении, где они изготавливались в ХУП-Х1Х вв. Мэстныкя аптехтгл использовались в качестве наносных украшений н подвесок к одеаде.

Глава четвертая - "Опыт хронологической классифякацян погребальных комплексов Приольхоньл 1Г тас.н.э»''. Обобщенно всех известных материалов по захоронениях эпохи поздних кочевников позволило применить корреляционный метод для клаесифякацйи погребальных комплексов и вьделения. хронологических этапов. В итого проведенного анализа наш выделено три группа захоронзний. К первой группе отнзешп 38 грунтовых погребений: .Тодакта 1-1,3,4; Ангинский комплекс 1-1,2,4 ; Апгинский зомгоюкс П-1,2; Апганскпй ко?дтлекс В-4,5,6,8 ; Шпдв 7-1,2 ; ГСядинский г.";с П-1-3; Харансин П-1; Хуркутский комплекс П-18 ; Тодакта 1У-3 ; Малокорец -1,2 ; Ху-тар-Нугэ ПИ,2 ; Куркут ЗП-1,2 ; Хулир .П; Наргсн П; Хадартуй. ГЦ; Сарглннсклй летник У-1,2 ; Ее гул 1; Сармийская' стена ; Семисосенная Д-4 ; Нуры '17-1,2 ; Елга 17-1,3. Надмогальине сооружения захорона-чнй по форме делятся на три группы: 1/овалмше бплопшиэ; 2/сплоа-ные с вертикально стоящей стелой-сторсяком; З/вояыгавиэ.'.Цреобла^. -яаюпотм в зтой группа является обряд погрэбе'пяп а бзрзстяйых "лейках" /16 случаев/. 5афиксировано 7 погрэбепяй о дсуозякаъ-я, 7 -йез .внутри?-огильных конструкция» Трунополо»г:тло- го.всэх погробе-отях вктг'тутоо нз спине', ¡ лс.облапапяоя оргяктаппя черепом восточ-чая, ссв»го-восточная. -'!чве.чта}и накодачни-

ка-'к стгрл 4-7,11" типов, ксстяними. пэксяечагао>а1 стрел 1,2,4. ти-пои, беростячымг ко.Т1днп».ту, "нагла?гся::г'. на''лук 1 типа/кадачезидны--я: скобсобразтр*!» 5ф?с9л<гмй,втульчатку*.пси»«»®"»-кврю^евпа-

сосудами, железными бра еле та от, бронзовым серьгами 1 и 2 типа, бронзовым зеркалом. Период бытования инвентаря первой группы определяется Х1-ХУ вв.

В третью группу вошло 39 захоронений: Елга У1, Черенхын П, Шидинский шс 1, Тодакта П-З, Шэбэтэ 1У-1,2, Харачсин ПИ, Субыл-Нюргон, Мандархан 1У, Харанса Ш, Хуяир 1-1,2, Тагот 13-1-9, Тагот 17, Семисосенная Ш-3, Тодакта 1У-2,4, Сохтер П-1-3, Ая УП, Хртир У-1,2, Хужир-Нугэ 1У, Сарма 1У-1-7, Дэрентуй-Дабан. Основным для этой группы является способ погребения "в раогелинах скал" /25 случаев/, в 3 погребениях отмечено трупопоиеяетге г. колодах, в 2 случаях - под настилом из бревен и досок и в 2 погребениях зафиксирован обряд трупосоя^ения. Все надмогильные кладки грунтовых захоронений сплошные овальной ¡орга. Основное трупоположение и ориентация черепом те ке, что и в первой труппе. Характех^н следующий инвентарь: вооружение - железине наконечники стрел 1,2 и 12 типов, колчанные крюки, костяные накладки на лук 2 типа; упряжь коня - удила, стремена, обоймы, остатки, седел; бытовые предметы - деревянные чашки-пиалн, курительные трубки и крпчки .для их чистки ; украшения - железные круглые и прямоуголыше пластины-подвески, стеклянные и оловянные бусины, медные перстни и браслеты, бисер, височные кольца; элементы одегды - оловянные и бронзовые пуговицы, поясные пластины, ременные прятжи ; предме-_ ты шаманского культа; счетные жетоны и монеты. Данная группа захоронений. датируется счетными жетонами и монетами второй половиной ХУЛ - Х12 вв.

Вторая группа включает в себя 5 захоронений.Четыре погребения грунтовые без внутримогильных конструкций: Сэргитэ, Тагот 11, Тодакта П-1,2, одно захоронение "в расшелинах скал" - Ольхон-1. Трупополояеиие во всех погребениях вытянутое на спине, ориентация черепом на восток, северо-восток. Сопровождающий инвентарь захоронений представляют: керамические сосуды, бронзовые серьги в форме вопросительного знака, наконечники стрел 11 типа, берестяные колчаны, накладки ка лук 1 типа - веши,, характерные для первой группы захоронений. Здесь таете найдены: бронзовые пуговицы, стеклянные и оловянные бусины, уелезнне наконечники стрел ■ 1 и 9 тнпоЬ, остатки седел - предаете, -трлилнне для третьей . грушш погребений. ■ ■

- 13 -

Таким образом, три выделенных группы захоронения хронологически различны между собой. Первая группа - ранняя — датируется 11-71 вв. Третья - поздняя - концом ХУП-Х1Х вв. А вторая является переходной от раннего к позднему этапу и выступает как соединительное звено между ними, ее можно отнести к периоду ХУ - первой половине ЛУП в.

Анализ материалов захоронений по половозрастному признаку позволил выделить три устойчивых набора инвентаря. Мужской инвентарь: претпязты вооружения и конской упряжя, па позднем этапе - элементы одежта. Большущ часть женского инвентаря составляют украшения, присутствуют предметы быта. Детский пабор немногочислен, обычно 2-3 веши. Чаше это украшения, па раннем этапе - нож, на позднем - монеты.

В комплексах пяти могильников /Черечхнн П, Тают 17, Шяден-ский мыс 1, Тагот У, Тотгакта 1У/ погребения*сопровождалиоь ритуальными кладками. В четырех случаях зафиксированы сооружения аналогичные надмогильным кладкам грунтовых захоронений. В комплекс ШидгнскиП мне 1, кроме подобного жертвенника, входило три обо колодпеобразной форта. Обо другой конструкции - в вида вертикально стояшей стелы, обложенной у основания камнями - отмечено на местонахождении Тоданта 1У.

Девять захоронений третьей группн содержат атрибуты тамано-кого культа: Хужир 1-1, Хужир 7-1,2, Субнл-Ияргоп, Мандерхан 17, Сохтер П-1, Тодакта 17-2,4, Семисосечная й-3. Кро:.*в специфических иаг:з.чскях предметов в рассматриваемых захоронениях находились регги, характернее для всех погребений третьей группы, что позволяет датировать таманские захоронения концом ХУП-Х1Х вв. Эту датировку лодтвер-дают счетные жетоны и монета. В работах исследователей Х7Б-Х1Х вв. га натопим указанна только па два способа захоронения служителей культа у бурят - по обряду трупо-сож^енгя г воздушные. Археологические исследования позволили выявить и гр^тие виды таманских поггебени''? - грунте нш /а колодах, под перекрытием из досок, бревен/ и "в рястэлкнях скал".

В за течении подводятся итоги исслсдоватдя.. Определены ос-но^чне выводы:

1. Мг.тер7*.лн захоронений Лрт*ольхонья позволяют сделать вызод, что первое проникновение уош лояэ»гепнх племен на данттуэ территорию приходится 'чч 1Х-Х вв.; что -и лг-а века раньев, »гам было принято сди-ать р1?р*>. Т№*яч»'<? монгс.тт-ск'сЯ' «грзшчш* на погр^баль-

вый обряд отразился в появлении внутримогильннх конструкций в виде берестяных "мешков". Иа этом этапе типично мо!гголъск:"Я обряд погребения сочетался с тадрксквм инвентарем.

В период Х1-ХУ вв. обряд погребения приобретает черты, характерные для всех раннемонгольских захоронений соседних тер риторий. Господствующей становится традиция погребения в берестяных "местах". Происходит почти полная смена погребального инвентаря: керамические сосуды, являвшиеся неотъемлемым атрибуте захоронений предыдущего этапа, остаются в единичных случает.; на смену трехперым наконечникам стрел приходят плоские, а слож-носоставному тюркскому луку - лук монгольского типа с одной средипной накладкой. Предметы вооружения является самим массовым материалом в этот период, редки бытовые веши и украшения. Захоронения данного атепа синхронны и аналогичны по обряд^' погребения могильникам Саянтуйского этапа в Забайкалье.

С середины П тыс.н.э. обряд захоронения в берестяных "мешках" вытесняется традицией погребения в домовинах тли в грунтовых ямах без -внутримо гиль них конструкций. В это же время появляются погребения "в расщелинах скал", которые занимают господствующее положение на этапе ХУП-У1Х вв. Кардинальные изменения на позднем этапе претерпевает набор сопровождающего инвентаря - резко сокращается количество и разнообразие предметов вооружения, увеличивается группа украшений и бытовых предметов. Многие вещи из захоронений, этого этапа находят аналогии среди бурятского этнографического материала.' Таким образом, на последнем этапе рассматриваемого нами периода мы фиксируем обряды погребения, типичные для западных бурят: грунтовые с-деревянными внутрлмогильными конструкциями и без них и захоронения "в расщелинах скал*.

Па переходном этапе - ХУ - первая половина ХУЛ вв. - наблюдается отмграние рачнемснгольской традиции помещения погребенных в берестяные "шик."" и появление характерного для позднего этапа вида захоронений "в расщелинах скал". На данном этапе прослеживается тенденция в изменении состава погребального инвентаря - уменьшение разнообразия предметов вооружения, и наоборот, возрастает количество украшений и бытовых вешей. 2. Современные исследователи проблемы этногенеза бурят предцола-

гают, что бурята, как народность, сложились из различных этнических групп. В их состав -вошли монгольские, тюркские, тунгусские и пругио компоненты. Сложность этнического состава, повиди-мому,объясняет и многообразие погребальных традиций в Приоль-хонье во П тыс.н.э. Проведенное исследование позволяет говорить о влиянии тюркского элемента в процессе формирования западных бурят. Это выражается в сохранении на протяжении всего П тыс. н.э. обряда захоронения в каменных "ящиках", что доказывает вхождение в состав 'формирующейся в это время бурятской народ- , ности аборигенного преттбаЯкадъского пласта. Влияние монгольской традиции, проявившейся в конце 1 тыс.н.э., с начала П тыс. становится настолько сильным, что приводит на данноЭ территории к полному изменению обряда погребения и характера сопровождающего инвентаря. Данннй факт указывает, что начавшееся с II в. проникновение^ монголоязычных племен на территорию Прибайкалья превращается в мошный поток в XI в., что влечет за собой частиков вытеснение и ассимиляцию аборигенного населения края. Что касается захоронений "в расщелинах скал", то на других территориях в настоящее время от неизвестны. Существующая точка зрения об эвенкийском происхождении скальных захоронений остается на уровне гипотезы. Для утверждения наличия сильного, эвенкийского влияния отсутствуют достаточные основания. 3. Анализ ритуальных сооружений на.могильниках показал, что такие 'Торны жертвенников, как овальные кладки и обо з виде вертикально поставленной стелы ведут свое происхождение от традиции оформления надмогильных конструкций тюркских народов. Надмогильные сооружения в виде плоских каменных кладок и вертикальных стел-сторожков на них присуши и могильникам эпохи поздних кочевников Приольхонья. Соорутениз сапных конструкций связано с почитанием духа предков.

По темб диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Культурно-хронологическая принадлежность и назначение "полей курганных кладок" в 7рт«ольхоиьс //Проблем археологии Сябарп и Дальнего Востока:"Тез.докл к регион.конф. - Иркутск, 1535. - С.75-76 /в сочвт. с В.Г.Торл.ччеэнм/. - :

2. Гертвеччые комплекса Приольхонья /71-117. вв./ // Этпокуль-турные .пронесен в 1те-3?сточ:гоЯ Сгб^ри во род яд о века. --. ,

-16 -

Новосибирск, 1989. - С.71 - 78 /в соавт. с В.И.Бердниковой и О.И.Горюновой/. 3. Ритуальный комтлокс железного века Саган-Чугэ Ш на Байкале // Палеоэтнологическио исследования на юге Средней Сибири. - Иркутск, 1990. - С.157 - 164 /в соавт. с О.И.Горюновой/.

Подписало к печати 11.09.90. Заказ 6245. Формат 60x84/16. Объем 1 п.п. Тираж 100. Бесплатно.

Ломоносовская типография Леиуприэаата 18ЭЗЮ, г. Ломоносов, пр. Юного ленинца, 9.