автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Жуков, Григорий Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Жуков, Григорий Владимирович

Введение *

Раздел 1. Благотворительность в системе культурологического знания

1.1. Благотворительность как категория культурологического знания

1.2. Особенности проявления благотворительности на разных этапах формирования общества

1.3. Благотворительность в контексте менталитета российского народа - У

Раздел 2. Культурная деятельность в современном российском обществе и её характеристика в рамках благотворительных фондов.

2.1. Фонды поддержки культуры и их деятельность

2.2. Особенности организации фандрейзинга в социокультурном пространстве региона

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Жуков, Григорий Владимирович

Актуальность проблемы исследования. Процессы, происходящие в современной России — расслоение общества, обнищание значительной массы населения — заставляют обратить внимание не только на возрождение экономики и необходимость повышения благосостояния народа, но и на < изучение опыта, связанного с организацией текущей практической помощи культуре, в частности, благотворительности, как проявления заботы государства о нравственном здоровье и интеллектуальном потенциале любого социума.

Современное постсоветское социокультурное пространство характеризуется тенденцией возрождения культурных традиций, интересом к историческому наследию, потребностью общества в формировании духовных идеалов, связанных с особенностями менталитета россиянина, стремлением сохранить его культурную самобытность. I

Исследование культурологического аспекта феномена «благотворительность» позволяет не только объяснить его место в историко-культурном процессе российского общества, но и актуализировать управление и прогнозирование этого явления.

В i сегодняшнее непростое время поистине достойны уважения люди, находящие возможность тратить силы и средства на решение острых социальных и культурных проблем.

Реализуя важнейшие функции культуры, модифицируясь в соответствии с существующим социумом, благотворительность, тем не < менее, сохраняет имманентно присущие ей свойства, делающие ее непреходящей ценностью общества, инструментом решения конкретных задач.

Исследование благотворительности с точки зрения культурологического знания, анализ новых интересных форм взаимодействия ее с другими сторонами культурной и социальной деятельности представляются весьма актуальными.

Мы понимаем благотворительность как закономерную особенность отечественной культуры, как вид социально-культурной деятельности, складывающийся под воздействием окружающего мира и факторов, направленных на осуществление культурной политики государства. Кроме того, благотворительность - показатель отношения общества и государства к культуре нации, народа, инструмент формирования культуры личности.

Благотворительность как важная часть культурной политики государства участвует в формировании ценностно-нормативной системы образования и воспитания постсоветской России.

Данный период выбран не случайно. Он пока мало изучен, но событийно многообразен. Именно сейчас настало время понять особенности I благотворительности, для чего необходим диалог веков, который мог бы стать отправным пунктом в поиске новых, уникальных, неповторимых способов реализации ее целевых установок. Недостаточная разработанность теоретико-методологических основ и научного осознания феномена «благотворительность» требует использования междисциплинарного концептуального подхода к его изучению.

Новой формой вкладывания денег в социально-культурную сферу России стал фандрейзинг - от англ. - fundraising - деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных или образовательных целей. Необходимо признать тот факт, что эта форма еще недостаточно изучена, хотя имеет большой практический и исследовательский потенциал.

Сложность ее освоения состоит в отсутствии общего интегрирующего контекста, в рамках которого она заняла бы достойное место, нет устоявшихся видов деятельности, которые бы достойно унаследовали ее особенности и интерпретировали бы их в российских условиях.

С нашей точки зрения, использование фандрейзинга поможет, с одной стороны, включить человека в семиотическое поле национальной культуры и развить чувство сопричастности к ней, а с другой, - привнесет некую открытость для контактов с другими культурами. Это тоже актуализирует выбранную проблему исследования.

Степень изученности и разработанности проблемы

Исследование данной проблемы носило многоплановый характер и осуществлялось на основе междисциплинарного подхода.

Анализ литературы и источников показал, что существует некая раздробленность и фрагментарность в изучении благотворительности, что приводит к недопониманию ее роли в современном обществе.

Исследованию различных аспектов соотношения понятий «культура и человек», «культура и социум», играющих важную роль в формировании современного толкования понятия «благотворительность» помогли сочинения А. Арнольдова, В. Артамонова, А. Асмолова, А. Велик, Г. Бондарева, Н. Багдасарьян, Н. Денисова, Г. Гачева, А. Кармина, JI. Когана, JI. Немировской, В. Межуева, В. Романова и других. Публикации И. Горловой, Э. Соколова и А. Флиера о функциях культуры помогли сформулировать теоретическую основу функций благотворительности.

Культурологическому осмыслению менталитета российского народа, в контексте благотворительности, способствовали исследования Н. Бердяева, JI. Гумилева, А. Гуревича, И. Ильина, J1. Карсавина, А. Лосева, Н. Лосского, И. Кондакова и других.

Для понимания психологии и поведения человека в рамках изучаемой проблемы проанализированы работы Г. Андреевой, Ю. Иванова, Б. Теплова, М. Ярошевского и других. В них личностные возможности человека исследуются в процессе адаптации его к конкретной деятельности, которая формирует и развивает его творческие потребности и способности.

Особенности социокультурной динамики современного общества изучались по публикациям М. Кагана, Н. .Козлова, А. Моля, П. Сорокина, А. Чернокозова и других ученых.

В работе анализируется также диссертационный массив, прямо или I косвенно затрагивающий проблемы благотворительности в России и в конкретном регионе.

Важным источниковым материалом стали работы А. Боханова, В. Брука, А. Бурышкина, С. Гольдштейна, Н. Думовой, С. Щербатова и других, в которых показана история благотворительности в России.

Нами использованы исследования о новых формах благотворительности и, в частности, фандрейзинге О. Алексеевой, А. Дымниковой, А. Иксанова, Р. Гринберга, А. Рубинштейна, А. Соловьева, Г.

Тульчинского и других. «

Изучению фандрейзинга за рубежом помогли работы С. Блока, П. Димажио, Д. Джайза, М. Драгичевой-Шешич, М. Кила, Д. Кримминса, Т. Макадама, В. Стила, М. Столпера, С. Элдера, К. Хопкинса, В Хойера и других.

Самостоятельную группу документальных источников составили материалы федеральных законов, постановлений Правительства РФ, других законодательных актов, а также публикации периодической печати.

Объект исследования - благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества, t

Предмет исследования - процесс формирования благотворительности как категории культурологического знания, ее анализ в контексте культурогенеза, менталитета российского народа, характеристика в рамках благотворительных фондов, а также внедрение фандрейзинга в качестве перспективной технологии поиска денег на развитие культуры.

Цель исследования - культурологический анализ благотворительности как инструмента фандрейзинга в социокультурном « пространстве конкретного региона. Задачи исследования: осуществить анализ благотворительности, выявив ее культурологический аспект и мировоззренческие основы, на которых она базируется, и уточнить её определение с точки зрения культурологического знания; дать характеристику феномену «благотворительность» как составляющей менталитета российского народа; выявить основные функции благотворительности и i исследовать их проявление в социокультурном пространстве современного общества; проследить генезис формирования благотворительности в историко-культурологическом аспекте, обосновав критерии ее преемственности на разных этапах развития российского государства; определить сущность и специфику фандрейзинга, проанализировав возможности использования его технологий в условиях социокультурного пространства конкретного региона; сформировать понятие «институт благотворительности» как структуры, объединяющей организации и учреждения, которые осуществляют полноценное социальное партнерство с целью реализации культурных проектов.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили основною принципы познания общественных явлений: объективность, системность, комплексность, единство исторического и логического, целостность, противоречивость развития, социальная детерминированность, восхождение от абстрактного к конкретному и другие. t

Исследование осуществлялось на основе сравнительного, системно-структурного и междисциплинарного подходов; совокупности культурологического, философско-исторического, этнографического, информационного методов, а также метода культурно-исторической реконструкции.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: выявлен культурологический аспект благотворительности и мировоззренческие основы, на которых она базируется;

- , уточнено определение феномена «благотворительность» с точки зрения культурологического знания; дана характеристика благотворительности как составляющей менталитета российского народа; определен генезис формирования благотворительности в историко-культурологическом аспекте, обоснованы критерии ее преемственности на разных этапах развития российского государства; выделены основные функции благотворительности как инструмента фандрейзинга;

- , проанализированы сущность и специфика фандрейзинга, дана оценка этого явления в контексте возможности использования его технологий в условиях социокультурного пространства конкретного региона; сформулировано понятие «институт благотворительности», которое представляет собой определенную структуру, объединяющую организации и учреждения, осуществляющие полноценное социальное партнерство с целью реализации культурных проектов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Благотворительность - категория культурологического знания, формирующаяся на основе традиционного сознания и системы мировоззрения, складывающихся на протяжении многих лет в процессе социализации общества и включающих представления о приоритетах, нормах и моделях поведения человека в социокультурном пространстве конкретного региона. Важным элементом благотворительности является традиция, которая определяет её направленность и формируется на основе взаимодействия организаций и учреждений, распространяющих систему взглядов, отношений, нововведений, трансформирующихся в формы культуры и культурного наследия.

2. Основные функции благотворительности представляют собой совокупность способов деятельности, которые выполняются по отношению к сообществу людей и осуществляются в рамках проводимых мероприятий.

Это - своеобразная иерархическая структура, объединяющая общие < универсальные и сравнительно частные функции, характеристика которых осуществляется относительно времени, места и обстоятельств. Полифункциональность благотворительности дает возможность считать ее важным фактором регуляции социальных отношений и культурной деятельности в обществе.

3. Мировоззренческая основа благотворительности отражает особенности менталитета российского народа, изменения, происходящие в обществе, в том числе и расширение условий для самореализации личности, повышение приоритета индивидуально-ценностного подхода над » нормативно-прагматическим.

4. Благотворительность - вид социально-культурной деятельности, складывающийся под воздействием целостной системы экономических, социально-культурных, социально-педагогических и других факторов, направленных на достижение поставленных задач. Дальнейшее формирование этого феномена зависит от умелого восстановления накопленных историей ценностей, вовлечения в этот процесс населения региона, привлечения новых форм, в частности, фандрейзинга.

5. Институт благотворительности - самостоятельная подсистема общей системы социализации личности в конкретном культурном пространстве, интегрирующая духовные процессы в ценностные, познавательные, коммуникативные, образовательные аспекты жизнедеятельности человека. Он основан на принципе функциональной избирательности и взаимной согласованности форм и видов социокультурной деятельности, в основе которой - концепция посредничества, организующая диалог между попечителями и адресатом, трансляцию ценностей культуры, формирование эффективных форм работы. Реализация планов благотворительных институтов опирается на профессиональную компетенцию лиц, занимающихся этой деятельностью.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью в современном социокультурном пространстве, введением уточненного определения благотворительности с точки зрения культурологического знания, разработкой культурологического подхода к организации благотворительности как инструмента фандрейзинга, обоснованием необходимости создания «института благотворительности» как структуры, способствующей активизации внедрения фандрейзинга и его технологий в социокультурное пространство конкретного региона.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в научной и учебной работе, а также в практической деятельности по организации благотворительности как инструмента фандрейзинга среди населения конкретного региона.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации опубликованы в материалах научно-практических конференций, проводимых в рамках учебных заведений Кубани, использованы при разработке долгосрочных программ по организации благотворительности в Краснодарском крае и, в частности, в Тихорецком районе. и

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества"

Заключение

OiibiT, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса.

Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня * первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа.

Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства и др. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной i жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т. д., на образ жизни общества и личности.

Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения.

Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, t предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.

Социальное влияние культура приобретает, прежде всего, в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а, следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т.д. Сам ход реформ, целью, которой является достижение качественно обновленного общества, требует обращения к колоссальному культурному * потенциалу, накопленному человечеством за время его существования.

Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет постичь смысл забытых уроков историй, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности.

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и ( вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции.

С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценносвями между народами, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности * понимание истории мировой культуры.

Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое - настоящему» легко трансформируется сегодня в иную: «настоящее - прошлому». Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не I дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы. В этих условиях происхс?дит рост общесоциальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее.

Именно они позволяют вписать этот феномен в парадигму постмодерна, в котором живет современный человек. Естественные изменения, происшедшие после смены направленности развития российского общества, изменили и социокультурную среду, в которой происходит действие феномена «благотворительность».

Автор делает вывод, что благотворительность органично вписывается в российское социокультурное пространство и является необходимой составнрй частью процесса формирования ценностных ориентиров.

 

Список научной литературыЖуков, Григорий Владимирович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенарод. Голосованием 12 дек. 1993. -М.: Юрид. лит., 1993. 64 с.

2. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федер. Закон от И авг. 1995 г. № 135-Ф3 // Рос газ. 1995. -17 августа.

3. ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.96 № 7-ФЗ), фонд (Ст. 118, 119 Гражданского Кодекса РФ), ассоциация (союз) (Ст. 121, 122 Гражданского Кодекса РФ), религиозная организация.

4. ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.96 №7-ФЗ, /учреждение (Ст. 120 Гражданского Кодекса РФ).

5. ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.96 №10-ФЗ).

6. ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26.09.97125.ФЗ. i

7. ФЗ "О товариществах собственников жилья" от 15.06.96 № 72-ФЗ.

8. ФЗ "Об общественных объединениях" от 19.05.1995,№ 82-ФЗ.1. Литература t1. 1000 лет русского предпринимательства. М.: Современник, 1995.

9. Хадегер М., Ясперс К. Переписка. 1920-1963 (Пер. с нем.). М.: Ad Marginem, 2001. 415 с.

10. Аксенов А.И. Генеология московского купечества 18 века. М., 1988.- 188 с.

11. Алфимов М.В. Развитие отечественной науки: Рос. фонд фундам. неслед. // Мир библиогр. — 1998. — № 2. — С. 25-30.

12. Амелина Е.Н. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии 20 века // ОНС.-1997.-№3.-С.65.

13. Антоненко С. Об истоках русской культуры // Родина.-1997.-№8.-С.75-80.

14. Апресян Р.Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия?1. ОНС.-1998.-№5.-С.51-60. t

15. Аронов А. Золотой век русского меценатства. М., 1995. - 114 с.

16. Артамонов В.А. Национальный характер и история: стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М.: Наука, 1995.

17. Ю.Артисевич В.А. Как выжить библиотекам?: Об опыте деятельности Почет, попечит. совета ЗНБ Саратов ГУ. // Университет, книга. — 1998.— # 10/11, —С. 36.

18. Ашервуд Б. Азбука общения, или Public relations библиотеки: Пер. с англ. — М.: Либерея, 1995. — 176 с.I

19. Барышников М.Н. Деловой мир России. Историко-биографический справочник. М., СПб.: Искусство, 1998.

20. Бахрушин Ю. Воспоминания. М., 1994.

21. Бахрушин Ю. Воспоминания. М., 1994.

22. Бейкуэлл К. Управление библиотечными и информационными службами, ориентированными на пользователя: Реф. / Рос. гос. б — ка; Ин-формкультура. —М., 1997.— 118 с.

23. Бердяев Н.А. Русская Идея. Основные проблемы русской мысли XIX и нач. XX века / О России и русской философской культуре. М., 1990.

24. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

25. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

26. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

27. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 тт. -М., 1994.

28. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. (Психология человеческих взаимоотношений. Любые издания с 1992 г.

29. Библиотека и закон: Справ.: Док., коммент., консультации. Юрид. советы на каждый день. — Вып. 1 — .— М.: Либерея, 1996.

30. Библиотека. Население. Информация: Опыт публ. б-к США: Пер. с англ. / Межрегион, ассоц. деловых б-к; Науч.- внедрен, центр "БиблиоМар-кет"; Ред.-сост. И.Б. Михнова. — М.: ЦБС "Киевская", 1998. — 178 с.

31. Библиотекарю о грантах / Нац. б-ка Респ. Мордовия; Сост. А.Н. Шатова, — Саранск, 1998. — 30 с.

32. Библиотечный благотворительный фонд (ББФ) // Кн. обозрение. — 1994. — 30 авг. (J4 35). — С. 18.

33. Благотворительные организации России: справочник «Юнайтед уэй». /Состав. Ю.Чижов,1992. - 188 с.

34. Боткина А. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. -М., 1995.

35. Боткина А. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М.,1995.

36. Боханов А.Н. Савва Мамонтов. История СССР. 1991. - №2. - С.73.85.

37. Боханов А.Н. Савва Морозов //Вопросы истории. 1989. - №4. - С.64.84.

38. Боханов А. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989. ЗО.Боханов А. Коллекционеры и меценаты в России. - М., 1989.

39. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М., 1991.

40. Бурышкин Б.А. Москва купеческая. М., 1991. 352 с. З^.Бурышкин П.А. Москва купеческая // Кузьмич Д.А., Шипкин И.Н.

41. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. М.: Прогресс-Академия, 1995.

42. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. М., 1996.

43. Вебер А. Принципы социологии истории и культуры // Культурология. XX век. М., 1995.

44. Веденяпина М. Мегапроект "Пушкинская библиотека": 3 500 ООО книг для 3500 рос. б — к // Университет, книга. — 1998. — № 12. — С. 37-38.

45. Верлен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 4(}.Ветошкин А.П., Емельянов Б.В.: JI.A. Шумихина. Генезис русскойдуховности //Вопросы философии. 200-. - №5.

46. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. Пер.-М., 1994.

47. Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1991.

48. Выживет ли культура в условиях рынка: Сб. ст. амер. авторов по менеджменту некоммер. орг. Пер. с англ. / Междунар. фонд "Культурнаяинициатива"; Балтийский гуманитар, фонд; Сост. С. Кац и О. Лейкинд; Общ. ред. А. Кобака. — СПб.: Нотабене, 1996. — 94 с.

49. Гавлин М. Российские Медичи. М., 1996.

50. Гавлин М. Российские Медичи. -М., 1996.

51. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством.-М., 1997.

52. Гачев Г.Д. Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии.-1994.-№12.-С.59-74.

53. Где вы, Третьяковы и Мамонтовы? // Слово. 1990. - №10. - С. 2-4.

54. Гильфанова И.А. Гранты и конкурсы как механизм поддержки муниципальной библиотеки // Сб. методико- библиогр. материалов. — Вып. 11/ Свердл. обл. науч. б-ка им. В.Г. Белинского; Под ред. Н.С. Сулимовой. — Екатеринбург. 1998. — С. 40-49.

55. Гиплин М.Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство // История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина XIX — начало XX века. М.: РОССПЭН, 2000.

56. Голубев В. В пользу бедных /о благотворительности в России/ // Родина. 1991. - №3. - С. 79-90.

57. Горбунов Ю. Акция "Дарение" // Библиотека.— 1998. — № 11. —1. С.1

58. Горяинов Д. А. Проблема свободы в русской культуре // Философские науки,-1997.-№3-4.-С. 144.

59. Гранин Д. Братья Елисеевы // Огонек. 1989. - «23. - С.20-23.

60. Грантоведение. Умение получать гранты: Пер. с англ // Науч. и техн. б — ки. — 1997.— № 12. — С. 30-36.

61. Гребешок В.П. Проекты гуманитарного фонда // Кн. обозрение. — 1995. — 8апр. — С. 23.

62. Гриндер Джон, Бэндлер Ричард. Из лягушек в принцы. М.,1994.

63. Губин Д. Инородное достояние /современные меценаты/ // Огонек. -1992. -№3.~ С. 15-17.

64. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

65. Гумишев JI.H. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.,1992.б^.Гуревич А.Я. Ментальность//50/50: Опыт словаря нового мышления, М., 1989.

66. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

67. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиции // Традиции в истории культуры. - М., 1978.6^. Дело человеком становится // Наука и жизнь. 1990. - №7. - С.7-9.

68. Демиденко Г., Стручева М. Дары и пожертвования "Историчке" // Библиотека.— 1998. — № 7. — С. 108-109.

69. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М., "Смысл", 1996.

70. Думова Н.Г. Имени Бахрушина //Знамя. 1991. - Март. - С.173.

71. Думова Н.Г. Меценаты Рябушинские: «Золотое руно» и «Голубая роза». Кентавр, 1992. №1-4.

72. Духовная культура и этическое самосознание. М., 1994.7 f. Евстигнеева ЯЗ. Источники внебюджетного финансирования библиотек // Библиотековедение. — 1996. — # 4/5. — С. 111-117.

73. Ерасов Б. С. Социальная культурология М, 1996. —С. 20.

74. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: 1996.7^}.Жадько Н.В. Программы поддержки библиотек: Как получить грант / Ин-т "Открытое о-во"; Сост. Е.В Зеленцова. — М., 1999. — 39 с.

75. Журавлев JI.B. Ученый, предприниматель, меценат Тенишев //Вопро'сы истории. 1991. - №12.76.3егберт М. Грант Европейского Союза // Там же.— 1999. — № 5. — С. 56-58.77.3емцов Б. Откуда есть пошла. российская цивилизация // ОНС.-1994.-№4.-С.51.I

76. Зотов А.Ф. Русская культура: своеобразие или «первичная своеобычность»? // Социс.-1995.-№1.-С.71-73.

77. Иванов С.И. Культура благочестия и культ святости // Родина.-1996.-№1.

78. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре.-СПб., 1997.

79. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948-1954 годов: В 2 т. М., 1992 Т. 1.

80. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. —1. М., 1993. —С. 134-289. *

81. Ильин Н.И., Лукманова И.Г., Немчин A.M. и др. Управление проектами: Учеб. пособие. — СПб.: ДваТри, 1996. — 610 с.

82. Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса): Программа "Культура и искусство" // Культура. — 1998. — 12 февр. (№ 5). — С. 10.

83. Институт «Открытое общества» (Фонд Сороса): Программа «Культура и искусства» // Культура. 1998. - 12 февр., /№5/. - С.10.

84. История ментальностей, историческая антропология М., 1996. -С. 79-80.

85. История предпринимательства в России. Кн.2. вторая половинаI19.начала 20 века. 2000. - 575 с.

86. Источники финансирования для некоммерческих организаций: Справоч. Изд. / Сост. В.И. Горнева, А.К. Георгиевсктй. М.: СоЭС, 1997. -158 с.

87. Как просить деньги на культуру: Реф.: Пер. с англ. / С.-Петерб. фонд культуры; Междунар. фонд "Культурная инициатива". — СПб.: Нотабене, 1995. —94 с.

88. Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов: /В помощь пишущим заявки на гранты/. М.: Радуга, 1996. - 65 с.

89. Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов: (В помощь пишущим заявки на гранты). — М.: Радуга, 1996.—65 с.

90. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Любые издания, начиная с 1990 года.

91. Касьянова К. О русском национальном характере. — М., 1994. —265 с.

92. Касьянова К.О. Русский национальный характер. М., 1992.

93. Клюев В.К. Библиотека в новой системе правовых отношений: Учеб.-практ. пособие / ГКНТ России; Ин-т повышения квалификации информ. работников; Отв. за вып. А.П. Сотникова. — М., 1997. — 48 с.

94. Клюев В.К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998. — 136 с.

95. Клюев В.К. Правовое поле хозяйственной деятельности библиотеки // Библиотека и закон: Справ. — Вып. 2. — М.: Либерея, 1997. — С. 138 — 181.I

96. Клюев В.К., Налимова О.М. Организационно-правовые аспекты взаимодействия библиотеки с благотворителями и спонсорами: Науч.-метод. пособие / Нац. б-ка Респ. Ко- ми. — Сыктывкар, 1999. — 60 с.

97. Клюев В.К., Суворова В.М. Библиотека как объект благотворительности // Библиотека и закон: Справ.— Вып. 6. — М.: Либерея, 1999.—С. 78-119.

98. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси //Семья и школа. -1988. к°7. - С. 22-26.

99. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч. В 9 т., М., 1987.т.1.

100. Ключникова К.М., Семенихина Т.Н. Бизнес-план в научно-технических библиотеках: (Рек.) / ГПНТБ России. — М., 1997. — 32 с.

101. Коган М.С. Философия культуры.-СПб., 1996.

102. Колегаева С.Д. Платные услуги и предпринимательская деятельность библиотек // Библиотека и закон: Справ.— Вып. 2. — М.:

103. Либерея, 1997.—С. 182 — 195. «

104. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994.

105. Конкурс провинциальных коллективов России на соискание премии газеты "Культура" "Окно в Россию" // Библиотека. — 1999. — № 7. — С. 15 — 16.

106. Коптяева М.В. Учиться просить деньги // Библиография. 2000. -№2. - С.56-60.

107. Коробейникова Л.А. Эволюция представлений о культуре и культурологии // Социол.исслед.-1996.-№7.-С.79-86.

108. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. -М., 1993.

109. Куликова О. Волонтерство: черта американской действительности // Там же.— 1997. — № 7. — С. 80-82.

110. Культура и рынок Круглый стол //Сврбодная мысль. 1991. - №8 »

111. Культура на перепутье./Под общей ред. Б. Сорочкина. М., 1994. -248 с.

112. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1998.

113. Культурология. XX век. Энциклопедия.-T.l. (А-Л) / Под ред. С.Я.Левит.-СПб., 1998.

114. Культурология. XX век: Словарь.-СПб., 1997.

115. Леви-Стросс В. Структурная антропология.-М., 1985.

116. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М.,1. Смысл", 1996. »

117. Леонтьев К.Н. Византия и славянство // Цветущая сложность. Избр.статьи.-М., 1994.

118. Либергер Б.А. Сбор средств // Управление финансовыми ресурсами библиотеки: Науч.-реф. сб. / Рос. гос. б-ка; Сост. и отв. за вып. С.Д. Кояегаева. — М., 1994. — С. 46-61.

119. Лихачев Д.С. Заметки о русском.-2-е изд., доп.-М., 1984.

120. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопр. философии. М., 1990, -№ 4.-С. 3-6.

121. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // ВопросыIфилософии.-1990.-№7.

122. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда.-М.,1992.

123. Лобковиц М. Христианство и культура // Вопросы философии.

124. Лосский И.О. Характер русского народа.-М., 1991.

125. Лотман Ю.М. Беседа о русской культуре.-СПб., 1994.

126. Лотман Ю.М. Культура и взрыв,- М., 1992.

127. Майстрович Т. Это новое слово фандрейзинг и старое понятиеблаготворительность // Библиотека. 1993. - №7. - С.13-14. »

128. Майстрович Т. Это новое слово фандрейзинг и старое понятие благотворительность// Библиотека. — 1993.— № 7. — С. 13 — 14. 52.

129. Мамонтов С.Н. Основы культурологии.-М., 1996.

130. Маркетинг — современная концепция управления библиотекой: Науч.-реф. сб. / Рос. гос. б-ка; Сост. С.Д. Колегаева. — М., 1994. — 147 с

131. Маркусова В.А. Типичные ошибки в заявках на получение гранта // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. рабо- ты. — 1998. — # 5. — С. 40-42.

132. Маслов В.Л. Спонсорство как инструмент коммуникаций // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. - №3. - С. 25-28.

133. Маслов В.Jl. Спонсорство как инструмент коммуникаций // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998. — М 3. — С. 25-28.

134. Махо Т. В благотворительности заинтересованы не только россияне // Библиотека. 1998. - №8. - С91.

135. Махо Т. В благотворительности заинтересованы не только россияне // Библиотека. — 1998. — М 8. — С. 91.

136. Машин С.В. Мегапроект "Пушкинская библиотека": добрые примеры тоже бывают заразительны // Университет, книга. — 1999. — #3. — С. 16-18.I

137. Медведева Г. Попечительный совет действует //Библиотека. -1999.-№3.-С. 47-50.

138. Медведева Г. Попечительский совет действует // Библиотека. — 1999. —№3.—С. 47-50.

139. Международная поддержка российской науки и высшей школы: Справ. / Междунар. науч. фонд. — М.: На- ука, 1995. — 317 с.

140. Межу ев В. Национальная культура как понятие и явление // Билиотековедение.-1999.-№2.

141. Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии.-1997.-№12.-С.З-14.

142. Мезенин Н.А. Из истории Демидовских премий. Л., 1987.

143. Ментальность россиян. Под ред. Дубова И.Г. М., 1997. - 476 с.

144. Меценаты и коллекционеры. 1994.

145. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 191.317 с.

146. Мир управления проектами: Пер. с англ./ Под ред. X. Решке и X. Шелле. — М.: Алане, 1993. — 304 с.

147. Морозов С.Т. Дед умер молодым /О С.Т.Морозова/ М., 1988.201 с.

148. Мосалев Б.Г. Социокультурная природа менталитета // СКД. Сб.статей.-М., 1997.-С. 15-24.

149. Нилова О.Е. Вопросы культурного облика московского купечества конца 18-первой половины 19 века в работах советских исследователей /Источниковедческие аспекты русской культуры. — М., 1984. С.123-139.

150. Новиков В.И. В поисках щедрой руки. // ОНС. 2000. - №6.- С. 163- 17ф.

151. О морозовых-меценатах //Огонек .-1991.- №7.

152. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры. М., 1990. - С. 54-63. /о культурном маркитинге/.

153. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1987.

154. Платон. Диалоги / Сост.А.Ф.Лосев.-М., 1986.

155. Плюхапова П.Б. О национальных средствах самоопределения личности // Из истории русской культуры.-Т.З. (XVII-нач.XVIII вв.).-М., 1996.-С.380-459.

156. Щ6. Покотилова Т. Благотворительность и нравственность // Alma mater.-1998.-№3.-С.55-60.

157. Поликарпов B.C. История нравов в России.-Ростов-н/Д., 1995.

158. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. М.: РОССПЭН, 1997. С. 120. Хорькови В.П. Историяпредпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М.: ПРИОР, 1998. С. 451.

159. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века. М.: РОССПЭН, 1997. .История предпринимательства в России.(Книга вторая. Вторая половина XIX — начало XX века. М., 2000.

160. Прохоров В. Не оскудеет рука дающего. Традиции благотворительности и попечительства в России //Родина. 2002. - февраль. -С. 55-56.

161. Прохоровы: Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной' деятельности семьи Прохоровых. Годы 1799 — 1915. М.: ТЕРРА, Издательский дом "Экономическая' газета", 1996.

162. Пушкарев JI.H. Что такое менталитет? Историографические заметки// Отечественная история.-1995.-№3.-С. 158-166.

163. Радугин А.А. Культурология.-М., 1997.

164. Рассел Б. Человечески афера и границы (Пер. с англ. Центр; М.: Ин-т общегуманиз 560 с.

165. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура.-М., 1992. Розин В.М. Введение в культурологию.-М., 1997.

166. Романов В.Н. Историческое развитие культуры.-М., 1991.

167. Российская ментальность (материалы «круглого стола» // Вопросы философии.-1994.-№ 1 .-С.25-53.

168. Российские и зарубежные общественные и религиозные объединения: Справ. — М.: Бизнес-карта, 1993. — 428 с.

169. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев.-СПб.,1991.

170. Россия: преодоление национальной катастрофы. Социальная и социолйно-политическая ситуация в России в 1998 году. Под. ред. Г.В. Осипова (рук.), В.К. Левашова, В.В. Локосова. М., 1999.

171. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты.-М., 1997.

172. Русская идея /Сост. И авт.вступит.статьи М.А.Маслин.-М., 1992.

173. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забелиным.-Симферополь, 1992.

174. Свердлова A.J1. Меценатство в России как социальное явление //

175. Социол. неслед., 1999. № 7. «

176. Сглакисливский К.С. Мое гражданское служение России. М.,1990.

177. Семенов Е.В. Российский гуманитарный научный фонд — финансист и культуртрегер // Социол. исслед.— 1995. — #3. — С. 34-38.

178. Семенов Е.В. Российский гуманитарный фонд финансист и культуртрегер // Социол. исслед. - 1995. - №3. - С. 34-38.

179. Серсембинова А. «магические формулы» фандрайзинга // Библиотека. 1999. - №7. - С. 68-71

180. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. — М., 1996. i204 с.

181. Смирнов В.Д. Грант РФФИ: Требования к заявке / Рос. фонд фундам. исслед.— М., 1998. — 32 с.

182. Смирнов К. Вернется ли серебряный век? //Огонек. 1991. - №42.

183. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.

184. Соболева Е. Просто о сложном, или Как работает грант // Библиотека. — 1999.— № 10. — С. 49.

185. Современное меценатство: надежды и реальность //Знамя. 1999.- №7. С.170-178

186. Современное меценатство: надежды и реальность //Знамя. 1999.- №7. С.170-178.

187. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетий // О России и русской философской культуре.-М., 1990.

188. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры.-М., 1997.

189. Степанов Ю.С. Константы: Словарь рус. культуры. М., 1997.824 с.

190. Стратегия и программы Института "Открытое общество" в России // Информ. бюл. РБА. — 1998. — № 11. — С. 190-201.

191. Струве Н. Православие и культура. 2-е изд., испр., доп. М.: Рус. путь, 2000. 632 с.

192. Струве Н. Православие и культуры.-М., 1992.

193. Суворова В.М. Алгоритм работы с благотворительным фондом // Науч. и техн. б-ки. — 1999. — # 5. — С. 20-26.

194. Суворова В.М. Сравнительная характеристика составления бизнес-плана и работы с благотворительным фондом // Там же. — #6. — С. 44 — 47.I

195. Суворова В.М. Учимся получать гранты // Там же.—

196. Суилемко В.А. История российского предпринимательства. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1997.

197. Таланты в неволе. Очерки о крепостных архитекторах, артистах, музыкаАтах. -М., 1962.

198. Таранов П.С. Секреты поведения людей. Симферополь, "Таврия",1997.

199. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. Л., 1991. - 285 с.

200. Ульянова Г.В. Предприниматель: тип личности, духовный облик, образ жизни // Цит. по: История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина XIX — начало XX века. М., 2000.

201. Управление проектами для эффективных перемен в библиотеках: (Метод, пособие для пишущих заявки на гранты) / Ленингр. обл. универс. науч. б-ка. — СПб., 1998. — 23 с.

202. Уэйнганд Д.Э. Управление современной публичной библиотекой: Стратегия развития: Пер. с англ. — М.: Рудомино, 1997. — 224 с.I

203. Федотов Г.П. Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х тт.-СПб., 1991.-Т.1-2.

204. Фишер Роджер, Юри Уильям. Путь к согласию или Переговоры без поражения. М., Наука, 1990 г.

205. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // ОНС.-1996.-№2.-С. 124-145.

206. Флиер А.Я. Цивилизация и субцивилизации России // ОНС.-1993.-№6.

207. Фоминых Н. Мы выиграли грант // Библиотека.— 1999. — #8. — С. 35-36.

208. Хайд М„ Маклинес М. Юнг К.Г. (о нем).-Ростов, 1997.

209. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк (ИФ РАН). М., 2001. 223 с.

210. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь.-Ростов, 1997.

211. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии.-1991.-№5.-С.26-57.

212. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России.'- М., 1998. 496 с.

213. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М.: ПРИОР, 1998.

214. Ценципер И. Продажное искусство /современные меценаты/ // Огонек.» №44. - С. 16-17.

215. Чаадаев П.Я. Соч. («Из истории отечественной философской мысли») М., 1989.

216. Шубарт В.Ф. Христианское самосознание.-М., 1992.

217. Щукин П. Воспоминания.Из истории меценатства в России. М.,1997.

218. Щукин П. Воспоминания.Из истории меценатства в России. М.,1997.

219. Экономцев Иоанн (Игумен). Православие. Византия. Россия.-М., 1992. .

220. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред.А.Радугина.

221. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Глоссарий: Курс лекци.1. СПб., 1994. »

222. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов.-Киев, 1996.

223. Юри Уильям. Преодолевая ПЕТ или Переговоры с трудными людьми. М., Наука, 1993

224. Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М., 1991.I1. Авторефераты

225. Агадгонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации предпринимателя: Автореферат дисс. на соиск. канд. пед наук. 1995. - 23 с.

226. Жданова И.С. Меценатство как социальный феномен и проблемы его развития в современной России: Автореф. дисс. на соиск. степени канд. истор. Наук. М., 1997. - 28 с.

227. Темникова JI.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества: Автореф. дисс. на соискание ученой степ, канд социолог, наук. Белгород. - 1996. - 20 с.