автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Буддизм и история национального движения в Бурятии

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Цыбикдоржиев, Доржи Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Буддизм и история национального движения в Бурятии'

Текст диссертации на тему "Буддизм и история национального движения в Бурятии"

61-5020001 (2200x3360x2 НА)

Российская академия государственной службы При Президенте Российской Федерации Кафедра религиоведения

На правах рукописи

Цыбикдоржиев Доржи Владимирович Буддизм и история национального движения в Бурятии

Специальность 09.00.06. - философия религии

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

Научный руководитель -кандидат исторических наук, доцент Сафронова Е. С.

Москва 1999

61-5020002 (2200x3360x2 tiff)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................3

Глава I. Буддизм и этнополитические процессы в Бурятии в XVII - XIX веках.

1.1. Буддизм в истории формирования государственности у монголов..........................................................................стр. 16

1.2. Этноконфессиональные отношения и этнополитические процессы в

Бурятии в XVII-XIX веках...................................................стр. 32

Глава II. Буддийский фактор в формировании и эволюции национального движения в Бурятии в начале XX века.

11.1. Роль буддизма в борьбе бурятского народа против колониальной политики царизмав 1901-1907 годах......................................стр. 57

11.2. Обновленчество и формирование идеологии национального движения после Февральской буржуазно-демократической

революции.......................................................................стр. 85

П.З. Буддизм и бурятское национальное движение в период

Октябрьской революции и гражданской войны.........................стр.113

Глава III. Буддизм в истории бурятской национальной автономии в период становления Советской власти (1923-1938 гг).

III. 1. Реорганизация буддийской церкви и движение за единую национальную государственность бурятского народа.................стр.134

111.2. Внешнеполитические факторы в этноконфессиональной ситуации в БМАССР в 20-х годах......................................................стр.149

111.3. Кризис бурятского национального движения и гонения на буддизм

в 20-30-х годах.................................................................стр.167

Заключение.....................................................................стр. 196

Список источников и литературы.........................................стр.200

61-5020003 (2200x3360x2 НА)

3

Введение.

Актуальность темы исследования обусловлена целым комплексом кардинальных перемен в области политического и национально-государственного устройства, происходящих в настоящее время. Изменения произошли и в духовной сфере, что связано с общим процессом демократизации в стране, затронувшим область государственно-церковных отношений. Повсеместно наблюдается укрепление позиций религии в различных регионах Российской Федерации. На политической арене появляются общественно-политические движения и объединения конфессиональной направленности, этнополитические процессы в ряде регионов страны

приобрели религиозную окраску.

Сегодня для решения сложных проблем современной религиозной ситуации, разрешения конфликтов на национальной почве в стране необходимо извлечь из отечественной истории государственно-религиозных, этноконфессиональных отношений и этнополитических процессов необходимые для современности уроки. В условиях противоречивой национальной и конфессиональной политики в стране, имеющей особенности в каждом отдельно взятом регионе, исторические исследования приобретают особую актуальность. На первый план практической деятельности органов государственной власти выдвигаются темы государственно-церковных, этноконфессиональных отношений на уровне субъектов федерации. В этой связи исследование роли древнейшей мировой религии - буддизма в этнополитических процессах и национальном движении в Бурятии становится важной составной частью изучения опыта взаимодействия Российского государства как с буддийской церковью, так и этносами - носителями

буддизма.

61-5020004 (2200x3360x2 НА)

Предлагаемая работа посвящена чрезвычайно важной для понимания сущности этнополитических процессов в буддийских регионах проблеме взаимоотношений буддизма и национального движения, роли буддизма в процессах национального возрождения, борьбы этноса за свои права и государственность. В условиях, когда религиозные идеи берутся на вооружение политическими группировками, используются для обоснования тех или иных правовых актов, политических и национальных лозунгов, тема внутреннего потенциала буддизма, его идейных установок по отношению к проблемам взаимоотношения с государством приобретает особенную остроту. Тем более, что недавние события в Бурятии, связанные с вывозом буддийского раритета и святыни бурятских верующих - «Атласа тибетской медицины», показали неоднозначность ориентаций буддийского духовенства в политической сфере, наличие серьезных противоречий внутри буддийской церкви.

Снятие секретности с огромного количества документов, касающихся истории национального движения, этнополитических процессов, буддизма в XX веке в Бурятии, делает необходимым переосмысление ряда вопросов в этой области. Буддийский фактор в национальном движении начала века ранее выглядел не столь очевидным, основное внимание исследователей занимали проблемы классовой борьбы и национально-освободительных движений, при изучении которых акцент делался также на классовом подходе к проблеме. Теперь же назрела необходимость взглянуть на историю этнополитических процессов и национального движения в регионе с учетом новых данных, что придает поставленной проблеме дополнительную значимость.

Внешнеполитические интересы России на Буддийском Востоке и в Центральной Азии, как следует из ряда архивных документов, всегда тесно увязывались с политикой в отношении бурятского народа. История Бурятии занимает особое место в разработке истории буддизма в России.

61-5020005 (2200x3360x2 tiff)

5

Здесь находился крупнейший исторический центр буддийской конфессии Российской империи, а затем - Советского Союза. Территория этнической и исторической Бурятии была местом первого проникновения буддизма на территорию Российской Федерации. Лидирующая роль бурятского буддизма в России в основном

сохраняется и теперь.

Хронологические рамки исследования. Основное внимание в

диссертации сосредоточено на исследовании роли буддизма в

этнополитических процессах и национальном движении в Бурятии в XX

веке. Однако, совершенно очевидно, что историю буддийских

общественно-политических движений в регионе монголосферы

необходимо исследовать в тесной взаимосвязи с более ранними

историческими периодами, поскольку она неразрывным образом связана

с формированием буддизма в Центральной Азии, прежде всего в Халха-

Монголии.

В связи с вышеизложенным хронологические рамки раздвинуты и исследование начинается с Ш века до нашей эры, когда отмечено первое свидетельство о проникновении буддизма к предкам бурятского народа. Конкретно-исторические события древней истории и средневековья связаны с проникновением буддизма к хуннам на рубеже III-II веков до н.э., принятием буддизма в качестве государственной идеологии в монголо-китайских «варварских» монархиях IV-VI вв., Нирунским каганатом IV-VI вв., созданием в XII в. Монгольской империи. Новые этапы развития буддизма гелук на территории России связаны с вхождением в конце XVII века Бурятии в состав России, указом императрицы Елизаветы Петровны об утверждении штатов буддийского духовенства в 1741 году, принятием «Положения о ламайском духовенстве» в 1853 году, усилением в конце XIX века политики христианизации бурят и начавшимся в ответ на это движением

61-5020006 (2200x3360x2 НА)

6

буддийского «просветительства», земельной и административной реформами в 1895-1905 годах, давшими толчок формированию бурятского национального движения.

Существенное влияние на современное состояние буддизма и бурятского этноса оказали события XX века. Февральская и Октябрьская революции, гражданская война, установление советской власти на территории Бурятии явились этапами борьбы бурятского народа за национальную государственность, одновременно став временем тяжелых испытаний для буддизма и бурятской нации. Эти периоды дали наибольшее количество крайних форм проявлений религиозного и национального сознания. 1901-1903 годами исследователи датируют первый этап бурятского национального движения, 1905-1907 годами, временем Первой русской революции - второй этап. В эти периоды вопрос о свободе вероисповедания был одним из главных лозунгов политической борьбы, буддизм превращается в мощный фактор национального движения, главной целью которого было создание бурятской государственности. С началом Февральской буржуазно-демократической революции связан третий, качественно новый этап национального движения, выразившийся в установлении де-факто национальной автономии. Октябрьская революция и гражданская война ознаменовали четвертый этап национального движения. Пятый этап датируется окончанием гражданской войны, провозглашением национальной автономии в форме Бурят-Монгольской и Монголо-Бурятской автономных областей, а затем - Бурят-Монгольской АССР (1923 г.), и последующими репрессиями и буддийского духовенства, и лидеров национального движения в 30-х годах. Периоды второй мировой войны, оттепели и застоя показали, что в годы, хотя и самого жесткого контроля, но не тотальной политики уничтожения, буддизм способен существовать на бытовом уровне при отчетливой тенденции к

61-5020007 (2200x3360x2 tiff)

возрождению добуддийских верований, воспринимаемых народом как буддийские.

Современная противоречивая и непоследовательная

этноконфессиональная политика, проводимая в регионах, демонстрирует целый ряд проблем, которые невозможно решить на государственном уровне без глубоких знаний истории буддизма, национальных особенностей бурятского народа, его этнической психологии. Самые последние события в Бурятии выявили спектр национальных и конфессиональных проблем, корни которых лежат в колониальной политике царизма, в национальной политике СССР. Для решения этих проблем в среде бурятской интеллигенции в конце 80-х - начале 90-х годов в регионах проживания бурят вновь формируется национальное движение, начинается его новый этап, продолжающийся в настоящее

время.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы истории и специфики функционирования буддизма в Бурятии, связанные с формированием этноса, применительно ко всему историческому периоду разработаны неравномерно, несмотря на то, что бурятский буддизм достаточно рано привлек внимание исследователей, миссионеров и государственных чиновников, инспектировавших места проживания буддистов в Российской империи1. Большое внимание истории буддизма уделяли лидеры бурятского национального движения . Роль и место буддизма в процессе формирования национального самосознания бурят, в

1 Кириллов Н. Дацаны в Забайкалье // Записки Приамурского отделения Географического общества.-1896 -Т 1 Вып 4- Доклад иркутского архиепископа Серафима на имя тов. обер-прокурора синода u.c. Даманского.- ГА РФ, ф.№ 3661, д.№814; Нил. Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири,- СПб., 1858; Высочайше утвержденная под председательством статс-секретаря Куломзина Комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Материалы. Вып. 6. Население, значение рода у

инородцев и ламаизм.-СПб., 1898 и др. „ с с

2 Богданов M.H. Очерки истории бурят-монгольского народа.- Верхнеудинск, 1926; Барадийн Ь.Ь.

Буддийские монастыри // Очерки истории бурят-монгольского народа.- Верхнеудинск, 1926;

61-5020008 (2200x3360x2 tiff)

8

этноконфессиональных отношениях исследовалась Цыбеном Жамцарано1,

эту тему затрагивал и Л.Я. Штернберг2.

Ранняя история буддизма среди монгольских народов стала объектом

целого ряда исследований в результате ввода в научный оборот материалов

археологических раскопок и данных китайских письменных источников,

датированных II в. до н.э. - XII в. н.э. Тема взаимоотношений буддизма и

государства, специфика положения буддизма в многоэтапном и

поликонфессиональном обществе в периоды до XII века, в эпоху

монгольского великодержавия и на современном этапе затрагивалась в

работах многих российских и зарубежных историков3. Проблемы

государственно-церковных отношений плодотворно исследуются в трудах

ученых кафедры религиоведения Российской Академии государственной

службы при Президенте РФ4. Начиная с 1991 года, когда в Бурятии

отмечалось 250-летие официального признания буддизма в России, ранняя

история буддизма в монгольских государствах и на территории Бурятии

заняла важное место в работах бурятских ученых5.

В советский период развития буддологии в Бурятии первостепенное значение придавалось задаче атеистического воспитания, критическому анализу социальной роли ламаистской церкви в бурятском обществе.

Барадийн Б.Б. Бурят-монголы. Краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской

бурят и его критик // Сибирские вопрось,- 1907, Ш» 21* Штернберг Л.Я. Буряты // Формы национального движения в «.времен,^^^^^Тс 3 Коонев В И Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии.-М., 1983, Мартынов A.c.

(Монгольское государство Нирун).- Улаанбаатар, 1992 и др. тпоАимчук - М

* cL • Госулаоственно-церковные отношения в России. Научи, сборник // Сост. H.A. Трофимчук. м

См.. i осударственно цсрллшлм* v Государство и церковь в

10<у>. Птгстттго* МИ ГоСУЛаРСТВО И ЦврКОВЬ. 1917-1935.- М., 1УУ1, иH же. i ut^Aa^viD М Г

PoccÄ^ JUS. 199?"фроновРа E.G. Буддизм в странах Запада и в России (историко-

Sr/it^i оф^ьного Гнаш

ey^TZ^^yZm-, Тиваненко A.B. У истоков проникновения буддизма в Забайкалье

61-5020009 (2200x3360x2 tiff)

9

Вопрос о социальной природе и классовых функциях бурятского буддизма ставился Ф.А. Кудрявцевым и рядом других исследователей в работах по истории Бурят-Монгольской АССР1. Дальнейшее развитие тема получила в монографии K.M. Герасимовой «Ламаизм и национально-колониальная политика в Забайкалье в XIX - начале XX веков»2. Здесь с марксистских позиций была исследована роль буддизма в общественных течениях в Бурятии в период Первой русской революции 1905-1907 гг., затронут вопрос участия буддийского духовенства в движении просветительства во

второй половине XIX века.

Вопроса о роли буддизма и буддийского духовенства на ранних этапах

бурятского национального движения касались Н.П. Егунов в

монографиях «Колониальная политика царизма и первый этап

национального движения в Бурятии в эпоху империализма» и «Первая

русская революция и второй этап национального движения в Бурятии»,

A.A. Елаев в монографии «Бурятия. Путь к автономии и

государственности»3. Этой теме уделялось внимание в работах

бурятских ученых и в материалах научных конференций последних лет4.

// 250-летие...; Чимитдоржиев Ш.Б. Начало распространения буддизма в Бурятии // Бурятский буддизм: история и идеология.-Улан-Удэ, 1997.

1 Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа,-М.-Л., 1940;

2 Герасимова K.M. Ламаизм и национально-колониальная полигика царизма в Забайкалье в 19 - начале

> Е^Гв'нГкоГош^ная полигика царизма и первый этап национального движения в Бурятии в эпоТ^периализм,-Улан-Удэ, 1963; Он же. Первая русская революция и второй о

движения в Бурятии-Улан-Удэ, 1970; Елаев A.A. Бурятия. Путь к автономии и государственности.-М„

'Дарибазарон Э.Ч. К вопросу о теократическом движении в 1918-1926 гг. в Хоринском ведомстве // Цыбиковсжие чтения 7-Улан-Удэ, 1998; Аюшеева А.Б. Религиозная реформация как фактор SXb™ идеологии национально-освободительного движения // ^^ZfZZrl идеология.-Улан-Удэ, 1997; Дамдинов A.B. Ахзан Доржиев в обновленческом^ижении бурятское буддийского духовенства // Бурятский буддизм. История и идеология; Он же. Агван наишшшьно-государственное строительство в Бурятии // Проблемы истории и культурно-Zo— с^льства в республике Бурятия,Улан-Удэ, 1998; Пубаев PJU« Доржиев Национально-освободительное движение бурятского народа.-Улан-Удэ, 1989, Он же. ПЛ. Национально-освободительное движение бурятского народа; Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политический и культурный аспекты // Будциискии мир.-М., 1994 Шаг Дурова И Н. Б. Барадин и общественно-политическая мысль Бурятии // Базар Барадин: жизнь и деят^ьносты-Улан-Удэ^^963; Михайлов T.M. К вопросу о духовной жизни и идеологии у бурят в конце 19 - начале 20 вв.// Национально-освободительное движение бурятского народа; Максанов с. Философские и обществено-политические взгляды Б.Б. Барадина // Тезисы и доклады научно-

61-5020010 (2200x3360x2 tiff)

10

Отдельное направление занимают труды зарубежных, в основном, американских ученых, в которых затрагиваются те или иные аспекты взаимоотношений и взаимовлияний бурятского (как правило, в контексте - панмонгольского) национального движения и буддизма1. Среди них надо выделить работы Роберта Рупена, специально посвященные бурятским лидерам национального движения, их роли в борьбе монголов

Халхи и Китая за независимость2.

Вопрос о внешнеполитических факторах национальной и конфессиональной политики России в Бурятии, связи бурятского национа