автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Буддизм в странах Запада и в России

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Сафронова, Екатерина Сергеевна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Буддизм в странах Запада и в России'

Текст диссертации на тему "Буддизм в странах Запада и в России"

Г? - 77 ~ // ^><5

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

САФРОНОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА БУДДИЗМ В СТРАНАХ ЗАПАДА И В РОССИИ

(Историко-культурологический анализ)

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора исторических наук

Специальность 09.00.06 - философия религии

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................3

ГЛАВА I. БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ЭВОЛЮЦИИ.....................................................................30

§ 1. История буддийских идей и буддийского движения на

Западе...............................................................................30

§2. Эволюция буддийских идей на Западе................................59

§3. Особенности эволюции школы Чань (Дзэн) в странах

Запада..........................................................................................84

§4. Новые тенденции в современном западном буддизме........122

ГЛАВА II. БУДДИЗМ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА.....................145

§ 1. Буддизм в работах Ф.Ницше, Э.Фромма, П.Тиллиха— 145

§2. "Диалоги" Д.Икэда с западным миром..............................171

§3. Проблема трактовки основных положений буддизма в российской и западной культурах...........................................211

ГЛАВА Ш.ИСТОРИЯ БУДДИЗМА В РОССИИ...........................249

§1. Особенности распространения буддизма в России............249

§2. История формирования сангхи в России (XVII-XIX вв.)....286 §3. Буддизм в России в XX веке.............................................327

ГЛАВА IV. БУДДИЗМ И ПРАВОСЛАВИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ.........................................................................378

§ 1. Деятельность православных миссий на территориях

традиционного рапространения буддизма..................................378

§2. Буддизм в трудах русских философов, мыслителей, богословов в XX веке.................................................................415

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................460

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.................................................466

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Предлагаемая работа посвящена чрезвычайно важной проблеме - взаимосвязям и взаимодействию культур Востока и Запада, в которых наиболее значительное место отведено России как носительнице и объединительнице и той, и другой культур. Компаративистские исследования представляют собой особую специальную область науки, обретая при этом все большую актуальность. Буддизм, являясь традиционной религией для стран Востока и ряда регионов России (Бурятии, Читинской и Иркутской областей, Калмыкии и Тувы), одновременно с этим может рассматриваться как социокультурный феномен, наиболее притягательный в плане сравнения и проведения некоторых аналогий с различными философскими школами, религиозными течениями и другими явлениями западной и российской культур.

Буддизм (особенно ряд его философских и концептуальных положений) привлекает общественный интерес в силу своей толерантности, мобильности, открытости, готовности воспринимать реалии иной культуры и одновременно интерпретировать их, придавая им своеобразную буддийскую окраску.

На протяжении всего XX столетия мы сталкиваемся со все нарастающей волной стойкого увлечения широкими кругами западной общественности буддизмом (не только его философскими идеями, но и религиозной практикой, прежде всего практикой медитации), которое требуют всестороннего анализа этого феномена в западной культуре и на нетрадиционных для буддизма территориях России в настоящее время.

Проблема взаимодействия культур, являвшаяся чрезвычайно значимой во все времена, начиная с самых ранних контактов древних цивилизаций и того времени, когда понятия "Восток" и "Запад" еще окончательно не осмысливались ни географически, ни историко-культурологически, имеет особое значение в наше время, когда возрастает фактор "сверх-переводимости" языка одной культуры на язык другой в связи с расширением информации, коммуникации, компьютеризации и т.д. Вместе с тем возрастают ответственность и требование к корректности тех, кто берется за проблему "перевода" явления одной культуры (восточной, в данном случае, буддизма) на язык культуры западной, хотя, на наш взгляд, любой, самый корректный перевод не свободен от субъективной интерпретации в рамках западной культуры.

Проблема отражения в российской культуре (начиная с раннего средневековья) культурного наследия народов Востока является одной из наиболее острых, актуальных и дискуссионных ввиду ее "срединного" положения между Востоком и Западом. Восточное влияние получило сложную и глубокую реализацию на более поздних этапах российской истории.

В России радикальные перемены в социально-экономической, общественной и духовной сферах стали происходить на наших глазах за последние годы. Буквально за какие-нибудь восемь-девять лет в России было зарегистрировано 160 буддийских общин, объединений и организаций, причем более половины из них действуют на европейской, "нетрадиционной" для буддизма территории. Это число зарегистрированных религиозных организаций превышает в 80 раз количество официально существовавших общин в середине 80-х годов (группировавшихся вокруг двух дацанов - Иволгинского и Агинского).

Буддизм сегодня оказывает заметное влияние на многие социально-политические и культурные процессы, происходящие в стране, в целом на религиозную ситуацию в России. Его последователи активно налаживают связи с буддийским миром, способствуя укреплению международных отношений со странами, население которых исповедует буддизм. Причем в сферу этих взаимоотношений попадают не только ^ буддийские страны Востока, но и страны Запада, с буддистами из которых активно сотрудничают многие общины и организации России.

В России последователи буддизма проживают главным образом на территории Бурятии, Читинской, Иркутской областей, Калмыкии и Тувы; в последнее время их число неуклонно возрастает в европейской части. Усиливается социальная значимость буддизма, воздействие его на общественную жизнь народов, традиционно исповедующих буддизм. Все заметнее становится его роль как морально-этического и этноконфессионального факторов, способствующих сохранению и укреплению национального самосознания народов — носителей буддизма.

Взаимоотношения Российского государства и буддизма были различными и менялись в ходе истории: отношения буддийской сангхи в Калмыкии и Бурятии в Российской империи; в период буржуазных реформ до Октябрьской революции; отношения буддийской сангхи и советской власти в годы ее становления, сталинского режима, хрущевской "оттепели"; и, наконец, взаимодействие религиозных общин, организаций и групп буддистов и Российского государства в настоящее время.

К сожалению, законы, принятые в последнее время (в частности, "Закон о свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 г., в котором признается "особая роль" православия в истории России, вызывающая определенные негативные исторические ассоциации) не

являются совершенными и требуют дальнейшей разработки, учитывающей интересы российских граждан, исповедующих иные вероисповедания, каждое из которых сыграло свою "особую роль" в истории России.

Значительное число последователей буддизма проживает за пределами традиционных регионов его распространения, зачастую их буддийские организации и группы попадают в разряд "нетрадиционных религиозных культов" (или даже "иностранных религиозных организаций"), поскольку их последователи исповедуют буддизм иного толка - школ дальневосточного буддизма, тибетского (но не традиционной для России школы Гелугпа) и т.д.

Актуальность темы также связана с тем, что региональные, или национальные, формы буддизма исследованы достаточно полно и основательно, вместе с тем нет обобщающих монографий, рассматривающих историю буддизма в России не по регионам, а в целом, исследующих общие тенденции в развитии этой конфессии в Российском государстве, в формировании сложных и противоречивых взаимоотношений буддизма и православия, отношение русских философов и мыслителей XX в. к проблемам буддизма.

Наименее исследованной является советская модель государственно-церковных отношений, изученная не с тенденциозных позиций догматического "марксизма-ленинизма", которая, безусловно, требует объективного и строго научного анализа и введения в научный оборот материалов, ранее недоступных для большинства исследователей.

Жесткие методы давления на буддизм и верующих-буддистов, репрессии и гонения на буддизм и буддийское духовенство в конце 20-х — в течение 30-х гг., приведшие к "исчезновению" буддизма с религиозной карты России, "умеренное" и ограниченно "дозволенное" возобновление деятельности двух буддийских общин привели в

традиционных регионах распространения буддизма к утрате представлений о религиозной догматике и философии, к снижению в целом знания о буддизме среди населения буддийских регионов России. Став более "темным" и "невежественным", буддизм, тем не менее, продолжал играть немаловажную роль в культовой практике, бытовой обрядности и, самое главное, продолжал сохраняться в качестве веры в религиозном сознании буддистов.

В регионах нетрадиционного распространения буддизм, напротив, как правило, является более "интеллектуальным", основывается на интересе к буддийской философии; его последователи меньше интересуются обрядностью, в сфере культа делая особый акцент на практике медитации. Все это находит определенные ассоциаций с теми процессами, которые происходят в странах западного мира.

В настоящее время буддизм в России находится в начале своего возрождения; в этом смысле исследование его истории в России, взаимодействия с ее культурой, изучение его особенностей в традиционных и нетрадиционных для него регионах, перспектив его дальнейшего развития приобретают особую актуальность.

Объект исследования. В работе обращено особое внимание на проблему формирования общечеловеческих ценностей на стыке западной и восточной культур, являющуюся ключевой для развития мировой культуры. Центральным объектом историко-культурологического анализа в триаде: Запад—Россия-Восток - является Россия, в истории которой особым образом нашли преломление политические, экономические и социокультурные проблемы, связанные с буддизмом. При подходе к этой проблеме автор учитывал как черты сходства той и другой культур, часто сформировавшиеся независимо друг от друга, так и их уникальные черты, способствующие

взаимодополнению различных культур и составляющие множественную гамму культуры общечеловеческой.

Таким образом, в проблематику данного исследования естественно вписываются материалы, освещающие восприятие восточного культурного влияния (буддийских идей и практики) на Западе, обратное воздействие (на Восток) особенностей "западного" буддизма (его интеллектуализм и акцент на практике) и затрагивающие типологические ассоциации между различными сферами обоих культурных ареалов, когда сравнение оказывается главным средством создания новой "основы". Эти проблемы имеют особое значение для истории и культуры России, поскольку на ее территории буддизм существует традиционно.

В исследовании автор счел необходимым проанализировать целый ряд культурных текстов, которые можно считать "герменевтическими", особого рода комментаторскую литературу, интерпретирующую буддийские понятия в терминах культуры западной. Главной тенденцией подобной литературы, по мнению автора, является развитие ее от явного или скрытого христианоцентризма и европоцентризма (окончательно не изжитого и по сей день) к признанию буддизма в качестве равного по своей духовности партнера, к осознанию недостаточности ценностей западной цивилизации.

Хронологические рамки исследования. Основное внимание в диссертации сосредоточено на положении буддизма в странах Запада и России в новейший период истории. Однако совершенно очевидно, что для определения места и роли буддизма в западной культуре, перспектив его дальнейшего развития, необходимо выявление особенностей представлений о нем в странах западного мира в ранние периоды его контактов с буддизмом ( в период античности, в средние века, новое время). Наиболее интенсивными контакты буддизма и западного мира становятся в XX в., когда происходят бурные процессы взаимодействия

культур Востока и Запада, появляются первые буддийские организации, буддизм начинает тесно переплетаться с различными явлениями западной культуры (философией, теологией, психоанализом и др.), проникает в массовое сознание.

Буддизм в России также значительно более активно вовлекается в ход российской истории в XX в., вместе с тем сформировавшиеся особенности его развития обусловлены всей предыдущей историей его распространения и развития. В связи с этим хронологические рамки были раздвинуты, и исследование буддизма в России начинается с ХУЛ в. Конкретно-исторические события - освоение Сибири, проникновение буддизма на территорию Забайкалья, установление границы с Китаем, официальное признание "ламайской веры" царским правительством ( 1741 г.), процесс расселения калмыков в центральном и южном регионах России, образование в середине ХУЛ в. Калмыцкого ханства, а также появление законодательств ( правил и положений), регулировавших взаимоотношения буддийской сацгхи и Российского государства в середине XIX в. - все это составило условия формирования и развития буддизма и буддийской социальной структуры (сангхи) в Калмыкии и Бурятии.

Существенное влияние на современное состояние буддизма оказали события истории России в XX в. После недолгого периода расцвета (в начале 20-х гг.) буддизм постепенно отчуждался от участия в различных формах общественной жизни, что закономерно привело к уничтожению буддийской сангхи, вытеснило буддизм на бытовой уровень. В 1946 г. права сангхи частично были восстановлены, было создано Центральное духовное управление буддистов, однако жесткие формы секуляризации определили современные черты российского буддизма - политическую и экономическую слабость, отсутствие единого буддийского центра, низкий уровень знаний буддизма среди тех,

кто считает себя его последователями. Исследование этапов развития буддизма в регионах его традиционного распространения, анализ процессов, происходящих в буддизме за пределами традиционных регионов, в комплексе с изучением государственной религиозной политики позволяют реально оценивать не только этноконфессиональную ситуацию в Калмыкии, Бурятии, Туве, ряде других регионов России, но и строить здесь научно обоснованные государственно-религиозные отношения.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимодействия культур Востока и Запада и проблема взаимовлияния буддизма и явлений культур Запада и России имеют обширную литературу. Тем не менее, появление каждой новой работы на эту тему вызывает неослабеваемый интерес у востоковедов, философов, культурологов, историков. Наиболее значительными исследованиями в этой области являются работа Н.И.Конрада "Запад и Восток"1, сборник статей его памяти "Историко-филологические исследования"2, сборники статей и материалов "Восток-Запад", в которых исследованы различные аспекты взаимодействия культур Востока и Запада, материалы сборников "Россия и Восток: проблемы взаимодействия" .

К общеметодологическим работам, решающим

проблемы взаимодействия культур Востока и Запада,

можно также отнести работы С.С.Аверинцева4,

1 См.: Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1972.

См.: Историко-филологические исследования: Сб. статей памяти академика Н.И.Конрада. - М., 1974.

л

См.: Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 1. - М., 1982; Вып.З. - М., 1985; Вып. 4. - М., 1988; Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. I и П. - М., 1993; Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Тезисы докладов. Ч. I и П. - Челябинск, 1995 и др.

4 См.: Аверинцев С.С. Греческая "литература" и ближневосточная "словесность". Противостояние и встреча двух творческих принципов // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. - М., 1971; Он же. Западно-восточные

и

Т.П.Григорьевой1, В.Н.Топорова, В.С.Библера2, К.К.Жоля3, Г.Д.Гачева4, В.К.Шохина5, Ю.М.Лотмана6 и ряда других исследователей. Как правило, в большинстве этих работ подчеркиваются не только черты сходства явлений тех или иных культур, но и сущностные различия между ними, дополняющие друг друга и создающие единую мировую культуру. Статьи П.Н.Савицкого, Н.С.Трубецкого, Г.В.Флоровского и других деятелей "евразийства"7 представляют собой размышления об особом пути России, обусловленном ее геополитическими ориентациями, наличием в ней культур Востока и Запада.

К работам, посвященным исследованию проблем соотношения культур Востока и Запада в России (помимо указанной работы В.К.Шохина) можно отнести работы Е.Б.Рашковского, В.Г.Хороса "Проблема "Запад-Россия-Восток" в философском наследии

о

П