автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Бурятский балет

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Протасова, Лариса Иннокентьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Бурятский балет'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Бурятский балет"

На правах рукописи

Протасова Лариса Иннокентьевна

БУРЯТСКИЙ БАЛЕТ: ИСТОКИ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ И КЛАССИЧЕСКОГО

ТАНЦА

Специальность 17 00 09 - теория и история искусства (искусствоведение)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени с

кандидат искусствоведения

Улан-Удэ 2007

003 1Т5708

003175708

Работа выполнена на кафедре теории и истории искусства ФГОУ ВПО Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств

Научный руководитель

доктор искусствоведения, профессор

Найдакова Валентина Цыреновна

Официальные оппоненты

доктор филологических наук, профессор

Имехелова Светлана Степановна

кандидат искусствоведения, доцент Бороноева Татьяна Анатольевна

Ведущая организация Институт монголоведения,

буддологии и тибетологиии

Защита состоится 14 ноября 2007 года в 12 00 часов на заседании диссертационного совета К 210 002 02 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения при ВосточноСибирской государственной академии культуры и искусств, по адресу 670031, Республика Бурятия, г Улан-Удэ, ул Терешковой, 1, Зал заседаний

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ФГОУ ВПО Восточно-Сибирской государственной академии и искусств

Автореферат разослан 14 октября 2007 года

Ученый секретарь диссертационного совета канд культ, доцент

Судакова О Н

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Бурятский балет прошел большой путь в своем развитии и совершенствовании Его изучение как феномена национальной культуры представляет собой сложную историко-культурную и искусствоведческую задачу Однако процесс становления, этапы развития и современное состояние балетного искусства в Бурятии до настоящего времени не стали еще предметом специального исследования, тогда как достижения бурятского балета, признание его профессиональных успехов достаточно весомы В своей значимости для национальной культуры он приобрел значение феномена, отразившего процесс формирования национального самосознания

В осмыслении этого феномена возрастающее значение приобретает проблема диалога, взаимодействия национального и общечеловеческого В современном, тяготеющем к глобализации мире особую ценность приобретают противостояние культуры и искусства всему, что стирает различия, специфику и самобытность национального сознания, понимание того, что национально-самобытное искусство, выражая общечеловеческие ценности, обогащает его особыми, неповторимыми гранями Об этом свидетельствуют важнейшие государственные документы, такие как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999), ряд документов ЮНЕСКО, осуществляемый под эгидой этой всемирной организации в России ряд проектов и программ по сохранению самобытных культур нашей страны как части мирового наследия

Этапы развития бурятского балета - от первых шагов балетной труппы Бурятии до создания национальных балетов с профессиональной бурятской музыкой и освоения бурятскими артистами мировой классической хореографии - передают как общие закономерности вызревания профессионального художественного творчества, так и историко-культурные, специфически-своеобразные особенности, повлиявшие на достижение зре-

лости, качественного роста в этом виде искусства «Для вызревания этого сложного театрального жанра прежде уходили столетия, - писал искусствовед Н Эльяш о развитии балетного театра в отдельных национальных республиках бывшего Советского Союза - История мировой хореографии всех времен и народов еще не знала таких уплотненно-сжатых сроков Но дело не только в этих сжатых сроках и невиданных до сих пор темпах развития Речь идет и о сложной внутренней сущности этого процесса, его качественной стороне»1

В настоящее время назрела необходимость осмыслить, какие историко-культурные обстоятельства и внутриэстетические закономерности способствовали становлению и формированию профессионального бурятского балета, какие специфические национальные особенности оказывают влияние на качественный рост современного бурятского балета

Степень разработанности проблемы. Становлению и формированию искусства балета в республики посвящены отдельные статьи Т Е. Гергесовой, Ф С. Иванова, С Б Доржиева, Б.Н. Васильева, но первой наиболее обстоятельной работой по истории молодого музыкального театра является статья Г Бель-гаева и Н Моторина «Бурятский театр оперы и балета» Авторы статьи, опубликованной в сборнике «Искусство Бурятской АССР» не ставили перед собой задач теоретического и искусствоведческого характера, они сосредоточили внимание на фактах и хронологии развития бурятского балета Это, скорее всего, справочно-информационная работа, весьма важная в своем плане В 1964 году вышла книга П Гуревича «Оперный театр Бурятии», осветившая период развития театра и в основном оперные спектакли Автор, говоря о балете Бурятии, ссылается на труд И Хабаевой «Артисты бурятского балета» (1959), первого профес-

1 Эльяш Н Интернациональное и национальное в советской хореографии // Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе сб науч трудов -М ГИТИС, 1980 С 15

сионального бурятского балетмейстера, окончившего ГИТИС И, действительно, книга дает сведения о балетном творчестве театра 40-50-х годов Это первый труд, полностью посвященный балетному творчеству, в нем даны интересные портреты видных деятелей хореографического искусства этого периода Определенную помощь в исследовании становления и развития профессионального балетного театра оказали публикации театроведа Л А. Мартыненко, нар арт. Б Н. Васильева, беседы с деятелями балетного искусства заел арт РБ К Т Семянниковой, заел деят иск РБ 3 Н Тыжебровой

Большой вклад в исследование музыкальной культуры республики внес музыковед, кандидат искусствоведения, профессор О Куницын Ему принадлежат труды, посвященные творчеству бурятских композиторов, в которых дается анализ музыкальных произведений, не только оперных, но и балетных спектаклей, их симфонизации Перу О Куницына принадлежит и монография «Музыкальный театр Бурятии», посвященная истории становления и развития Бурятского академического театра оперы и балета в период с 1939 до 1987 года

Таким образом, существует определенный круг исследований, связанных с деятельностью Бурятского театра оперы и балета, а также ряд публикаций, в основном в периодических изданиях, посвященных его деятельности Однако существующая литература не раскрывает основные проблемы становления профессионального балета Бурятии как целостного явления национальной художественной культуры, развивавшегося в непосредственной взаимосвязи с традициями русского балетного искусства Кроме того, необходима систематизация историографических вопросов, которая поможет выявить роль бурятского балета в формировании национального художественного сознания, своеобразие становления бурятского балета и его деятелей, взаимодействие национального и классического в лучших спектаклях бурятского балета

Объектом исследования является бурятское хореографическое искусство

Предмет исследования - профессиональный бурятский балет от возникновения до современности

Цель исследования - историко-искусствоведческий анализ формирования и истории развития балетного театра Бурятии как слагаемого современного российского искусства балета в контексте взаимодействия русской школы классического танца и традиций бурятской национальной хореографии

Основные задачи работы:

1 проследить этапы хореографического искусства бурят от периода зарождения любительского театра на рубеже Х1Х-ХХ веков до наших дней,

2 проанализировать социокультурные и собственно-специфические предпосылки возникновения и становления балета Бурятии,

3 дать историко-искусствоведческий анализ классических и самобытных национальных произведений балета Бурятии, объяснить культурные и эстетические закономерности в создании национальных бурятских балетов

4. определить и исследовать условия, способствовавшие развитию и росту профессионального мастерства деятелей бурятского балета.

Методологической основой стали труды ведущих российских искусствоведов, в том числе балетоведов, таких как В.М Красовская, Л Д. Блок, А Л Волынский, Ю И Слонимский, Ю А. Бахрушин, Б В Асафьев, И И Соллертинский, Ф.В Лопухов, Г Н Добровольская, В В Ванслов, П Карп и др

Освещение вопросов развития бурятского балета не представляется полным без трудов бурятских ученых - исследователей национальной культуры и искусства МН Хангалова, А.И Уланов, И.А Манжигеева, В Ц Найдакова, В Ц. Найдакова,

И Е.Тугутова, О И Куницына, Д А Николаева, О Б Буксиковой обращавших внимание и на развитие народной хореографии.

За основу анализа взят методологический принцип - понятие классического балета как высшей формы танца Ведущим методом исследования стал метод описания хореографического произведения с целью выявления его хореографической структуры и закономерностей развития хореографической драматургии. Также использован метод сравнительного анализа при сопоставлении одной и той же постановки разными хореографами, в разных театрах

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1 впервые осуществлено историко-искусствоведческое исследование этапов развития балетного театра Бурятии за весь период его существования, дана оценка высоких достижений ведущих мастеров бурятского балета,

2 выявлены закономерности освоения школы русского балета бурятскими танцовщиками, сохранивших одновременно свою национальную пластическую культуру

3. на примерах спектаклей «Красавица Ангара», «Во имя любви» выявлены и проанализированы специфические особенности процесса синтеза народной хореографии и профессионального классического танца Рассмотрены проблемы в создании национальных бурятских балетов

4 осуществлено исследование соотношения классических и национальных произведений в творчестве балетного театра Бурятии за весь период существования

Практическая значимость работы Положения и выводы могут быть использованы в качестве лекционного материала для курсов балетоведческого цикла в вузах и училищах культуры и искусств, хореографических училищах, как материал для будущих исследований в области балетоведения, в том числе как ис-

точниковедческая база для исследований, связанных с изучением хореографического искусства Бурятии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Бурятский профессиональный балет как явление национального музыкального театра не мог возникнуть без освоения традиций танцевальной культуры бурятского народа

2 Создание первых самодеятельных и полупрофессиональных студий бурятских танцев с пластически-игровыми сценами потребовало выхода бурятской народной хореографии на большую сцену.

3 Первые профессиональные балеты стали результатом не только освоения классической хореографии с помощью русских педагогов-балетмейстеров, но и формирования творческой интеллигенции, способной выразить новое художественное сознание

4. Появление национальных бурятских балетов как органичного синтеза классического танца и народной бурятской хореографии стало эволюционным скачком в репрезентации зрелости национального самосознания бурят Спектакль «Красавица Ангара» свидетельствовал о закономерности наступившего этапа обретения национальным искусством особого зрения, особой оптики эстетического сознания, выразившегося в сценарии, единстве музыкального и хореографического оформления, исполнительском мастерстве

5 Неустанные поиски в решении проблемы современной темы в национальных балетах Бурятии не приводят к художественным открытиям, если в сюжетах отсутствует проявление философских и мифопоэтических аспектов национальной действительности

Апробация результатов отдельных положений диссертации нашла отражение в докладах и сообщениях на международных, всероссийских, региональных и республиканских научных мероприятиях круглый стол «Балетная школа Бурятии се-

годня проблемы и перспективы развития» (Улан-Удэ, 2004); Всероссийская научно-практическая конференция «Хореографическое образование на рубеже XXI в опыт, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 2005), международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию БРУКИ «Культура и образование проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2006), III международный симпозиум «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2006), Всероссийская научно-практическая конференция «Хореографическое искусство и образование в XXI веке традиции, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 2006), региональная научно-практическая конференция, посвященной 75-летию РЦНТ «Культурно-до-суговая деятельность и народное художественное творчество» (Улан-Удэ, 2006), Вестник Бурят гос ун-та Сер 6 Филология Вып 2007/7 - Улан-Удэ, 2007

Основные результаты и выводы по теме диссертации изложены в 8 публикациях, включая публикацию в вестнике БГУ, входящем в перечень ВАК, общим объемом 3,35 п л

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность исследования, анализируется степень изученности проблемы, определяются объект и предмет исследования, цель и основные задачи работы, указываются методологическая основа и эмпирическая база, обосновывается научная новизна работы и ее практическая значимость.

В первой главе «Национальные истоки и культурно-исторические предпосылки возникновения бурятского балета» автор рассматривает древние истоки песенно-танцевального пластического искусства бурят в культовых обрядах, храмовых театральные представлениях

Первый параграф «Танцевальные народные традиции как истоки бурятского балета» посвящен природе возникновения охотничьих танцев у бурят как способов удовлетворения практических нужд охотничьих племен, которые были связаны с охотой и другими видами хозяйства На протяжении тысячелетий охота была одной из самых ранних способов добычи и занимала основное место в человеческой жизни

Диссертант дает полную картину появления охотничьих танцев, исполнение которых, несмотря на их утилитарный характер, было зрелищным, в нем выступали известные охотники, снискавшие славу у сородичей своей ловкостью и удачливостью Тематика танцев в значительной мере определяла их пластику Так, прежде чем отправиться на охоту на медведя, и, чтобы охота была удачной, исполнители, облачившись в шкуру медведя, стремились, как можно точнее воспроизвести характер движения, повадки животного и охотника Бурятский танец «медвежья пляска» включает в себя действия охотника-медвежатника и медведя. Действия ритмизированы, обусловлены участием коллектива и словесным выражением - напевом» По всей вероятности, если пляска выражала непосредственные действия охотника и медведя, то песня (напев) посвящался "медвежьей душе". По их мнению, медведь тогда быстрее давался в руки охотников Подобный же характер имел «танец тетеревов», содержащий подражание охотничьим повадкам меткого стрелка и параллельно воспроизводящий неуклюжие движения самого тетерева, его предчувствие опасности, роковой выстрел и гибель птицы

Старинный танец Хатарха стал наследием облавной охоты - Зэгэтэ-аба Круговой, массовый танец как бы завораживает всех пляшущих Медленный, степенный вначале, он становится в конце вихревым, стихийным, бурным Это был достаточно трудный танец не каждый мог с ним справиться. Здесь исполнители соревновались на выносливость, ибо танец строился на высоких подскоках в быстром темпе «Только природные бу-

ряты могли выдержать его без особой усталости» (М Н Ханга-лов).

С развитием скотоводства появились такие танцы, как «Подковывание коня» («мори тахалха»), «Выделка кожи» («арЬа элдэхэ»), «Шитье» («юумэ оехо»), «Укрощение дикого коня», танцы увеселительного характера, например, танец «Нойр на-адан» («Глухариная игра»)

Популярностью пользовался круговой танец «ехор». Бурятский ехор отражал, главным образом, скотоводческий быт народа Существенная особенность ехора в том, что от медленных скользящих шагов идёт резкий переход к быстрой ритмической пляске Огромную роль играет запевала, который исполняет традиционный запев танца, нередко импровизирует новые темы, которые затем повторяются хором Ехор исполняется весело, с темпераментом и, вместе с тем, собранно Все движения выполняются легко, мягко, корпус танцующие держат прямо. Согласно правилам, ехор, в основном, исполняли молодые

Если рассматривать своеобразную танцевальную культуру в двух различных религиозных обрядах, содержащих в себе восточную самобытную театральность, - шаманском камлании и буддийской мистерии «Цам» в качестве одного из истоков национального балета, можно сделать вывод о богатом танцевальном фольклоре бурят Все сказанное позволяет утверждать, что древний комплекс танцев наряду с выразительным исполнением эпических сказаний и народным музыкальным песенным творчеством объясняет, почему стало возможным появление в первой трети XX века профессионального театра у бурят

Во втором параграфе «Самодеятельное театрально-танцевальное творчество бурят (начало XX в. - 1940 г.)» рассмотрен процесс ознакомления и усвоения русской культуры в конце XIX - начале XX вв., что ускорило развитие самосознания и духовного роста у бурят Накопленная к этому времени богатая народная художественная культура с самобытными и яркими

элементами театральности, с удивительным народным мелосом и хореографией получила распространение в движении, получившем название художественной самодеятельности Оно поощрялось властями и партийными органами, которые проводили работу по созданию национального репертуара, организации литературных сил, сбору фольклорного материала и выявлению одаренных художников, певцов, танцоров, музыкантов Деятельность этих структур подготовила и способствовала рождению в республике профессионального национального искусства театрального, музыкального, изобразительного Большую роль сыграло в этом сложном процессе появление в республике профессионалов из Москвы Обучая молодежь музыкальной грамоте и сольфеджио, игре на русских и бурятских народных инструментах, педагоги увлекли и заразили их интересом к народной культуре, научили правильно производить записи, вести наблюдения

Можно утверждать, что в 1932 году были определены все предпосылки для создания Бурятского драматического театра, налицо имелись актерские кадры - первые выпускники техникума искусств, национальный спектакль «Шэнэ зам» («Новый путь») о современной жизни и новая трехактная пьеса «Прорыв» Н Балдано, которая явилась ответом на запросы зрителей, пожелавших увидеть на сцене изображение самой действительности, их трудовых будней Спектаклем Н Балдано «Прорыв» в июле 1932 года состоялось официальное открытие Бурятского драматического театра

Постановки спектаклей, начиная с театральной студии при Доме искусств, техникума искусств, насыщены музыкой, песнями, танцами, и в этом заключалась одна из характерных черт молодого коллектива Хореографическая программа бурятских танцев и игровых сцен, поставленная Г. Цыдынжаповым, явилась первым шагом к рождению национального балета Музыка в спектаклях драматического театра уже не просто иллюстратор действия, а равноценный сценический компонент В конце

30-х - начале 40-х годов молодые композиторы Бурятии Д Аю-шеев, Б Ямпилов, Ж Батуев под руководством русских композиторов создают оригинальные песни, романсы, симфонические произведения

После премьеры спектакля «Баир» в 1938 году, в котором было немало танцевальных сцен, при театре была открыта балетная труппа, деятельность которой еще не была самостоятельной и существовала только в контексте спектаклей музыкально-драматического театра, в их хореографическом оформлении Это еще был подготовительный этап в рождении национального балета, но его значение трудно переоценить. Под руководством М Арсеньева члены труппы особое внимание уделяли изучению бурятского народного танца, кропотливо собирали, записывали народные танцы и ехоры разных районов Бурятии, на основе национальных танцевальных движений, создавая колоритные сценические бурятские танцы

Готовясь к первой Декаде бурятского искусства в Москве, труппа подготовила танцы в музыкальной драме «Баир» и первой национальной опере «Энхэ-Булат-батор», в которых национальная неповторимость проявилась тонко и выразительно Неисчерпаемые богатства народной бурятской музыки, обогащенной фольклором старинных песен, улигеров и своеобразием пентатоники, стали источником вдохновения для рождения первых бурятских балетов Благодаря опоре на мелодически-танцевальные произведения бурятских композиторов Ж Батуева, Д, Аюшева, Б. Ямпилова происходило взаимопроникновение народного и классического танцев- народный танец обогащается классическими образными средствами, а классический танец, в свою очередь, получает яркие самобытные черты

Вторая глава «Рождение профессионального бурятского балета» посвящена истории возникновения и становления бурятского балетного театра

В первом параграфе главы «Первые профессиональные балеты (1949-1959 гг.)» диссертант показывает, что первые профессиональные балеты Бурятии отличала установка на освоение классики

В военные и послевоенные годы балетмейстером М С Арсеньевым были поставлены первые балетные спектакли «Бахчисарайский фонтан» Б Асафьева, «Тщетная предосторожность» П Гертеля, «Половецкие пляски», «Вальпургиева ночь», «Корсар», показывающие рост мастерства и профессионализма коллектива Тем самым труппа была подготовлена к предстоящей сложной творческой работе - постановке балета П И Чайковского «Лебединое озеро» (в хореографии М. Петипа и Л Иванова), вершины классического репертуара

Премьера «Лебединого озера» стала событием в жизни театра и республики, показав какой большой скачок в профессиональном отношении сделала балетная труппа Победа была крупной и принципиальной. Балет «Лебединое озеро» открывал новый этап в истории бурятского музыкального театра. Успех был связан также с появлением балерины, которой по плечу была сложнейшая классическая партия Одетты Это была молодая балерина Лариса Сахъянова, обладающая неповторимой индивидуальностью и одаренная редкой пластичностью, музыкальностью, глубоким лиризмом

В конце сороковых годов произошло разделение коллектива Музыкально-драматическом театре фактически на два театра Бурятский театр оперы и балета и Бурятский театр драмы. Начинается новый этап в развитии оперно-балетного искусства, появляется необходимость обновления репертуара, пополнения театра новыми кадрами

Новые условия вдохновили балетмейстеров и труппу к активным поискам репертуара Появляются новые спектакли «Красный мак» Р Глиэра , «Лауренсия» А Крейна, детский спектакль «Доктор Айболит» И Морозова. Продолжением мелодра-

матических балетов на литературные сюжеты стал балет «Эсме-ральда» на музыку Ч Пуни, Р Глиэра, С Василенко, «Собор Парижской богоматери» по роману В Гюго Творческому коллективу балета удалось убедительно передать драматическую напряженность и романтический пафос литературный произведений.

Первым спектаклем молодого балетмейстера М С. Заславского, приехавшего работать в Бурятию, был национальный балет «Шурале» на музыку татарского композитора Ф Яруллина Для бурят было важно освоить в танце национальные особенности татарской фольклорной хореографии Это во многом удалось, благодаря появлению в труппе молодого танцовщика лирико-ге-роического плана Петра Абашеева, исполнившего партию Али-Батыра

Балет «Шурале» стал определенной ступенькой для создания национального бурятского балета, вопрос о котором поднимался особенно остро Первым национальным балетом Бурятии стал спектакль «Свет над долиной» С. Ряузова Авторы либретто Н Балдано, П Аболимов и балетмейстер М Заславский впервые обратились к современной национальной теме, всегда сложной для искусства хореографии

Во втором параграфе «"Во имя любви" и "Красавица Ангара" — вершина синтеза классического танца и народной хореографии» В отмечается, что в 50-е годы труппа продолжает работать над лучшими произведениями русской классики М Заславский ставит балеты «Спящая красавица», «Жизель», «Дон-Кихот», а ко времени проведении второй Декады бурятского искусства и литературы в Москве в ноябре 1959 года ставит первые национальные балеты «Во имя любви» Ж.Батуева и «Красавица Ангара» Л.Книпера и Б Ямпилова Их либретто были созданы по мотивам национальных легенд, строились на органическом сочетании классического танца с элементами национального фольклора

Особенный успех имел лучший бурятский балет «Красавица Ангара» Столичная пресса дала высокую оценку творчест-

ву молодого коллектива На спектакле «Красавица Ангара» побывала знаменитая Галина Уланова, ее теплый отзыв был особенно дорог для коллектива театра Успех на Декаде стал подлинным праздником бурятского искусства, в том числе молодого балета - он сумел выдержать экзамен на творческую зрелость

Анализ спектакля «Красавица Ангара» показал, что профессиональное национальное искусство рождается от народной хореографии, ее истоков. И хотя первые балеты в Бурятии были поставлены русскими педагогами именно на классической основе, только в 50-е годы, когда профессиональное мастерство балетной труппы окрепло, создались возможности и условия появления на бурятской сцене профессиональных национальных бурятских балегов В балете «Красавица Ангара» уже трудно выделить народную основу хореографии, трудно разъять сплав, синтез национального и классического, потому что народный танец обогатился в спектакле достижениями классики, ее образными

средствами «Народная и классическая основа в спектакле одина-

2

ково органичны»

В третьей главе «Зрелость бурятского балета» автор диссертации исследует период деятельности Бурятского театра оперы и балета, начиная с 60-х годов Перед руководством театра стояли проблемы в определении путей дальнейшего развития национального искусства Это, прежде всего, утверждение спектаклей классического плана, поиск и создание балетов на современную тему, и развитие национального репертуара. Все это требовало больших творческих размышлений и проб Многое делалось впервые

В первом параграфе «Рост профессионального мастерства балетной труппы (1960-е гг.)» цитируются слова, сказанные Г Улановой во время второй декады «Нельзя иметь про-

2 Гуревич П Вторая декада Бурятского искусства и литературы // Оперный театр Бурятии -Улан-Удэ Бурят кн изд-во, 1964 С 131

фессионалъньш балет, если он не овладел классическим танцем » Это замечание дало определенное направление дальнейшей политики руководства театра Остро встал вопрос о самостоятельной подготовке кадров В 1961 году в республике создается Бурятское хореографическое училище, как залог будущих успехов театра Инициаторами стали руководители театра оперы и балета ГЦ Цыдынжапов и ГЦ Бельгаев, художественным руководителем стала народная артистка СССР Л П. Сахьянова. Первыми педагогами в основном были выпускники Вагановского хореографического училища и Ленинградской консерватории. В 1967 г состоялся первый выпуск, педагоги - 3 Н Тыжеброва и Б Н. Васильев Этот выпуск оказался очень плодотворным, многие стали ведущими артистами театра и педагогами училища — это Е Самбуева, Ю. Муруев, В Ганженко, А Павленко, Т. Му-руева (Миханошина) В настоящее время училище пополняет театр и другие творческие коллективы хорошо подготовленными специалистами.

Репертуар театра в 60-х годах пополняется классическими постановками приглашенных балетмейстеров - «Шопениана», «Баядерка», «Голубой Дунай», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», создаются спектакли на современную тему. «Сомбреро» Б. Май-зеля, «Последний бал» Ю Бирюкова, «Поэма о человеке» на музыку С Рахманинова, К Дебюсси, Э Вила Лобоса Примечательно появление на афишах театра балетов на музыку бурятских композиторов «Цветы жизни» Ж Батуева, в котором балетмейстер М С. Заславский продолжил поиски национальной хореографической лексики, «Патетическая баллада» Б Ямпилова, постановщик М Мнациконян Оба спектакля решены в аллегорической форме

Попыткой воссоздать на балетной сцене бурятский героический эпос «Гэсэр» явилась постановка в 1967 году балета Ж Батуева «Гэсэр», балетмейстер А Батубаева Однако постановка была признана «неудачной, прежде всего, из-за перегру-

женности событиями либретто, рыхлости драматургии» (О Ку-ницын)

Спектаклями «Каменный цветок» С Прокофьева, «Легенда о любви» А Меликова, позднее балетом «Спартак» бурятские балетмейстеры А Батубаева и В Хараев продолжили новаторскую линию Ю Григоровича - поиск современного танцевального симфонизма, где логика симфонического развития танца соединена с логикой развития действия Солисты балета, исполнявшие главные партии Л. Сахьянова, О Короткова, Э. Кондратьева, Л Протасова, Е Самбуева, Т Муруева, П Абашеев, А Мягков, А Сыдыкбаев, Б. Васильев, А Павленко, В Ганженко, Ю Муруев и другие мастера бурятской сцены, своим творчеством способствовали раскрытию замысла и утверждения художественных принципов спектаклей

К этому периоду относится расцвет творчества выдающейся и уникальной балерины Л.П Сахьяновой и ее первых партнеров Ц.-Е. Бадмаева и П Т. Абашеева

Во втором параграфе «Классическое и национальное в балетах 1970-1980 гг.» исследован наиболее интенсивный период в творческой жизни бурятского балета. Значительно расширился новыми постановками балетный репертуар театра В эти годы для новых постановок были приглашены известные балетмейстеры П Гусев, Ю Громов, М Заславский, М. Мартиросян, В. Херардо, Г. Майоров, а также молодой талантливый балетмейстер Г Ковтун Продолжала активно ставить свои работы бурятский балетмейстер А Батубаева

Работа труппы над шедеврами классического репертуара, балетами «Раймонда», «Жизель», «Тщетная предосторожность», «Золушка», «Кармен-сюита», «Ромео и Джульетта», современными балетами «Романс о влюбленных» «Вечно живым», «Сотворение мира», «Белый пароход», «Комиссар» укрепили и подняли уровень профессионального мастерства балета Бурятии, вполне соответствуя званию «академический»

Интерес представляет знакомство балетной труппы с национальными спектаклями «Гаянэ» А Хачатуряна, балетмейстер М Мартиросян, «Испанские миниатюры» В Херардо, «Кыз-Жибек» Е Брусиловского, хореография Б Аюханова, классическая хореография которых была обогащена национальными элементами армянского, испанского, казахского танцев

Поиски в решении создания национальных бурятских спектаклей велись постоянно Так, композитор Ж.Батуев и либреттист Н Балдано вновь вернулись к теме бурятского героического эпоса «Гэсэр» Учтя ошибки первого балета «Гэсэр», в новом либретто под названием «Сын земли» Н Балдано взял за основу только одну линию эпоса, подчинив ей все действие В либретто вошли те эпизоды, которые, в основном, связаны с действиями героя со своим народом Эта мысль отразилась в названии балета «Сын земли» Получился замечательный бурятский балет, гибко и органично сочетающий классическую хореографию с национальными элементами Исполнители основных партий спектакля, мастера сцены Л. Сахъянова, П Абашеев и молодой Ю Муруев внесли значительную лепту в успех спектакля

В этом же году состоялась премьера новой редакции «Красавицы Ангары», где постановщик М Заславский усилил действие, сделав его единым, более динамичным и эмоционально насыщенным. Значительно углубился образ Енисея Главные участники спектакля «Красавица Ангара» композиторы Л Книп-пер, Б Ямпилов, постановщик М Заславский, художник А Ти-мин, исполнители главных партий Л Сахьянова и П Абашеев в 1973 году были удостоены Государственной премией РСФСР им М Глинки

Подобные проблемы возникли и у другого балетмейстера, П Абашеева, создавшего в 1984 году бурятский балет на музыку А Андреева «Песнь поэта» по либретто М Заславского и Л Линховоина Сюжет балета в аллегорической форме раскрывал мысль о силе художника-творца, вдохновение которого питается

жизнью и искусством народа Аллегоричность образов, отсутствие яркого конфликта в сюжете поставили перед постановщиком ряд трудностей. Тем не менее, постановка балета «Песнь поэта» показала заинтересованность театра в сотрудничестве с бурятскими композиторами, стремление в расширении и усилении национального репертуара

В заключении говорится о состоянии театра в период «выживания» после распада СССР Несмотря на условия, продиктованные рынком, есть обращение к высокой классике - новая постановка «Лебединого озера», «Ромео и Джульетта», к интересным современным постановкам - «Франческа да Римини» П. Чайковского. Главным событием в культурной жизни республики стала премьера балета «Кармина Бурана» в постановке Г. Ковтуна, которая поражает неожиданностью решения, философскими размышлениями о закономерном течении времени, о неизбежности прекращения одной жизни и зарождения новой Танцевальный язык свободной пластики с легкостью сочетается здесь со строгостью классического исполнения Спектакли талантливых балетмейстеров Г. Ковтуна и Ш Терегулова «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», «Кармина Бурана» успешно прошли на гастролях в Монголии,

В заключении подводятся итоги исследования, формируются основные выводы. Этапы, которые прошёл бурятский балет, показали закономерность в развитии этого искусства с успешным освоением русской школы классического танца в дальнейшем в национальных музыкальных театрах возникает жизненно необходимая потребность национального самовыражения на уже приобретенной основе Взаимопроникновение самобытной национальной танцевальной интонации и академической пластики - неисчерпаемый источник новых художественных средств хореографической лексики Создание произведений, вобравших в себя лучшие качества многонациональной культуры

страны, является одной из современных задач эстетики балетного театра

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1 Протасова J1И Истоки танцевально-пластического искусства бурят /ЛИ Протасова // Хореографическое образование на рубеже XXI в опыт, проблемы, перспективы развития, материалы и статьи 1-ой Всероссийской конференции 28-29 апреля 2005г , Тамбов - Тамбов, 2005 - С. 150-157

2 Протасова Л И Первая Декада бурятского искусства в г. Москве - 1940 год /ЛИ Протасова // Культурно-досуговая деятельность и народное художественное творчество материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию РЦНТ, 18 марта 2006г - Улан-Удэ, 2006 - С 38-43

3 Протасова Л И Основатели хореографического образования в Бурятии /ЛИ Протасова // Культура и образование проблемы и перспективы материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию БРУКИ -Улан-Удэ, БРУКИ, 2006 - С 192-199

4. Протасова Л И. Первые профессиональные балеты Бурятии — установка на освоение классики / Л.И Протасова // Хореографическое искусство и образование в XXI веке традиции, проблемы, перспективы развития материалы и статьи Н-ой Всероссийской конференции 26-28 апреля 2006г - Тамбов, 2006 -С 23-28

5. Протасова Л И Влияние первой декады бурятского искусства в г.Москве на формирование культурного пространства Бурятии / Л.И Протасова // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии Материалы III международного симпозиума, г. Улан-Удэ, 9-10 ноября 2006 г Том 1 - Улан-Удэ, ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006

6. Протасова J1 И, Роль сценической практики в профессиональном обучении учащихся /ЛИ Протасова // круглый стол «Балетная школа Бурятии сегодня проблемы и перспективы развития», - Улан-Удэ, 2004 -С 14-20

7. Протасова Л И Первая постановка «Бахчисарайского фонтана» остается в памяти современников как самая впечатляющая» / Л.И Протасова//Бурятия -2004 - №8 (3152) 16 января -С 4

8 Протасова Л И Театр в военные годы /ЛИ Протасова //Бурятия —2005. - № 101 (3495) - С 3

9 Протасова Л И Неувядаемый балет Л Книппера и Б Ямпилова / Л.И. Протасова // Бурятия. - 2006 - № 175 (3815) 20 сентября. - С 4

10 Протасова Л.И Бурятскому хореографическому училищу - 45 лет / ЛИ. Протасова // Вестник Бурятского хореографического училища. №1 - Улан-Удэ, 2007 - С 5-15

11. Протасова Л.И Синтез классического и национального в творчестве Ларисы Сахьяновой /ЛИ Протасова // Вестник МГУКИ.-М,ИПК, 2007

12. Протасова Л И Бурятский балет в 70- годы /ЛИ Протасова // Вестник Бурят, гос ун-та Сер 6 Филология Вып 2007/7 - Улан-Удэ, 2007 - С 54-59

Лицензия ИД №04488 от 12 04 2001

Подписано в печать 12 10 2007 Формат 60x84 1/16 Уел печ л 1,2 Уч-изд л 1,22 Тираж 100 Заказ №1074 Цена договорная Отпечатано в ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 670031, г Улан-Удэ, ул Терешковой, 1

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Протасова, Лариса Иннокентьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУРЯТСКОГО БАЛЕТА

1.1. Танцевальные народные традиции как истоки бурятского балета

1.2. Самодеятельное театрально-танцевальное творчество бурят (начало XX в.- 1940 г.).

ГЛАВА II

РОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУРЯТСКОГО БАЛЕТА

2.1. Первые профессиональные балеты (1949-1959 гг.).

2.2. «Во имя любви» и «Красавица Ангара» - вершина синтеза классического танца и народной хореографии.

ГЛАВА III

ЗРЕЛОСТЬ БУРЯТСКОГО БАЛЕТА

3.1. Рост профессионального мастерства балетной труппы (1960-е гг.).

3.2. Классическое и национальное в балетных спектаклях

1970-1990-х гг.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по искусствоведению, Протасова, Лариса Иннокентьевна

Бурятский балет прошел большой путь в своем историческом развитии и художественном совершенствовании. Его изучение как феномена национальной культуры представляет собой сложную историко-культурную и искусствоведческую задачу. Однако процесс становления, этапы развития и современное состояние балетного искусства в Бурятии до настоящего времени не стали еще предметом специального исследования. В то время как достижения бурятского балета, признание его профессиональных успехов настолько весомы, что по своему высокому художественному уровню он приобрел значение национального феномена, отразившего процесс формирования национального самосознания.

В осмыслении этого феномена возрастающее значение приобретает проблема диалога, взаимодействия национального и общечеловеческого. В современном, тяготеющем к глобализации мире особую ценность приобретают противостояние культуры и искусства всему, что стирает различия, специфику и самобытность национального сознания, понимание того, что национально-самобытное искусство, выражая общечеловеческое, обогащает его особыми, неповторимыми гранями. Свидетельством этому являются важнейшие государственные документы, такие как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999), ряд документов ЮНЕСКО, осуществляемый под эгидой этой всемирной организации в России, ряд проектов и программ международного значения по сохранению самобытных культур нашей страны как части шедевров мирового наследия.

Вопрос о том, когда, в какой момент появился профессиональный балет в бурятском сценическом искусстве и кто практически возглавил движение от народного танца к классическому, - этот вопрос до последнего времени не занимал внимания исследователей, и в силу этого отмечен печатью общей неизученности. При подходе к этому вопросу необходимо серьёзное погружение в историю: в 30-е годы уже существует национальный театр, в недрах которого вызревает музыкальный театр. И зачинателем, лидером этого движения явился молодой режиссер с дипломом ГИ-ТИСа Г.Ц. Цыдынжапов. Он первый вывел на большую сцену бурятский народный танец, поставил первую музыкальную драму в драматическом театре, привлек к работе мастеров хореографии И.А. Моисеева, М.С. Ар-сеньева, Т.К. Глязер. Значительный вклад в становление классического балета в Бурятии внесли представители «русской классической школы» М.С. Арсеньев и Т.К.Глязер. Они явились основателями хореографического образования в Бурятии.

Усилиями художественной элиты в республике в 1939 году создается Музыкально-драматический театр. В 1940 году Бурятский театр выступил с творческим отчетом на Декаде литературы и искусства в Москве. Искусство далёкой республики за Байкалом стало неожиданным открытием для общественности, специалистов - критиков и искусствоведов Москвы. На первой Декаде хореографическое искусство было представлено национальными танцами в опере «Энхэ-булат батор», музыкальной драме «Ба-ир» и драме «Эржен». В дальнейшем перед театром ставится задача освоения не только классической европейской, но и создание национальной бурятской, сценической хореографии. Бурятскими композиторами осваиваются жанры танцевальной музыки. Наконец, появляются первые национальные балеты - «Во имя любви» Ж. Батуева и «Красавица Ангара» О. Книппера и Б. Ямпилова. Новая, зарождающаяся национальная хореография основана на сплаве народного и классического танцев, где народные танцы обогатились классическими образными средствами, а классический танец получил яркие самобытные черты.

Актуальность данной диссертации заключается в воссоздании картины рождения, становления и утверждения бурятского балета как профессионального искусства. В работе исследуется процесс профессионализации и развития балетного искусства Бурятии, заключавшийся в освоении традиций классического балета и проявлении самобытных народных художественных традиций. Этапы развития бурятского балета - от первых шагов балетной труппы Бурятии до создания национальных балетов с профессиональной бурятской музыкой и освоения бурятскими артистами мировой классической хореографии - передают как общие закономерности вызревания профессионального художественного творчества, так и историко-культурные, специфически-своеобразные особенности, повлиявшие на достижение зрелости, качественного роста в этом виде искусства. «Для вызревания этого сложного театрального жанра прежде уходили столетия, - писал искусствовед Н. Эльяш о развитии балетного театра в отдельных национальных республиках бывшего Советского Союза. - История мировой хореографии всех времен и народов еще не знала таких уплотненно-сжатых сроков. Но дело не только в этих сжатых сроках и невиданных до сих пор темпах развития. Речь идет и о сложной внутренней сущности этого процесса, его качественной стороне» (1).

В настоящее время назрела необходимость осмыслить, какие историко-культурные обстоятельства и внутриэстетические закономерности способствовали становлению и формированию профессионального бурятского балета, какие специфические национальные особенности оказывают влияние на качественный рост современного бурятского балета.

Степень разработанности проблемы. Становлению и формированию искусства балета в республике посвящены отдельные статьи Т.Е. Гер-гесовой, Ф.С. Иванова, С.Б. Доржиева, Б.Н. Васильева, но первой наиболее обстоятельной работой по истории молодого музыкального театра является статья Г. Бельгаева и Н. Моторина «Бурятский театр оперы и балета», опубликованной в сборнике «Искусство Бурятской АССР». Её авторы не ставили перед собой задач теоретического и искусствоведческого характера и сосредоточили внимание на фактах и хронологии развития бурятского балета. Это, скорее всего, справочно-информационная работа, весьма важная в своем плане. В 1964 году вышла книга П. Гуревича «Оперный театр Бурятии», осветившая период развития театра и в основном оперные спектакли. Автор, говоря о балете Бурятии, ссылается на труд И. Хабаевой «Артисты бурятского балета» (1959), первого профессионального бурятского балетмейстера, окончившего ГИТИС. И, действительно, книга дает сведения о балетном творчестве театра 40-50-х годов. Это первый труд, полностью посвященный балетному творчеству, в нем даны интересные портреты видных деятелей хореографического искусства этого периода. Определенную помощь в исследовании становления и развития профессионального балетного театра оказали публикации театроведа JI.A. Мартыненко, нар. арт. Б.Н. Васильева, беседы с деятелями балетного искусства засл.арт. РБ. К.Т. Семянниковой, засл. деят. иск. РБ З.Н. Тыжеб-ровой.

Большой вклад в исследование музыкальной культуры республики внес музыковед, кандидат искусствоведения, профессор О. Куницын. Ему принадлежат труды, посвященные творчеству бурятских композиторов, в которых дается анализ музыкальных произведений, не только оперных, но и балетных спектаклей, их симфонизации. Перу О.Куницына принадлежит и монография «Музыкальный театр Бурятии», посвященная истории становления и развития Бурятского академического театра оперы и балета в период с 1939 по 1987 годы.

Таким образом, существует определенный круг исследований, связанных с деятельностью Бурятского театра оперы и балета, а также ряд публикаций, в основном в периодических изданиях, посвященных его деятельности. Однако существующая литература не раскрывает основные проблемы становления профессионального балета Бурятии как целостного явления национальной художественной культуры, развивавшегося в непосредственной взаимосвязи с традициями русского балетного искусства. Кроме того, необходима систематизация историографических вопросов, которая поможет выявить роль бурятского балета в формировании национального художественного сознания, своеобразие становления бурятского балета и его деятелей, взаимодействие национального и классического в . лучших спектаклях бурятского балета.

Объектом исследования является бурятское хореографическое искусство.

Предмет исследования - бурятский балет от возникновения до современности.

Цель исследования - историко-искусствоведческий анализ процесса формирования и развития балетного театра Бурятии как слагаемого современного российского искусства балета в контексте взаимодействия русской школы классического танца и традиций бурятской национальной хореографии.

Основные задачи работы:

1) проследить этапы хореографического искусства бурят от истоков до наших дней;

2) проанализировать социокультурные и собственно-специфические предпосылки возникновения и становления балета Бурятии;

3) дать историко-искусствоведческий анализ классических и самобытных национальных произведений балета Бурятии, объяснить культурные и эстетические закономерности в создании национальных бурятских балетов;

4) определить и исследовать условия, способствовавшие развитию и росту профессионального мастерства деятелей бурятского балета.

Эмпирическая база. Работа осуществлена на основе следующих источников:

- литература, посвященная проблемам бурятской музыки, театра и хореографического искусства;

- литература по истории, этнографии, культуре и искусству Бурятии;

- отечественные публикации, посвященные хореографическому искусству;

- записи бесед автора с участниками отдельных этапов развития хореографического искусства): зарождения хореографического образования, создания балетной труппы театра, развития театра в военные годы, а также архивные материалы, в том числе отчеты о декадах бурятского искусства в г. Москве.

Методологической основой стали труды ведущих российских искусствоведов, в том числе балетоведов, таких как В.М. Красовская, Л.Д. Блок, А.Л. Волынский, Ю.И. Слонимский, Ю.А. Бахрушин, Б.В. Асафьев, И.И. Соллертинский, Ф.В. Лопухов, Г.Н. Добровольская, В.В. Ванслов, П. Карп и др.

Освещение вопросов развития бурятского балета не представляется возможным без трудов бурятских ученых - исследователей национальной культуры и искусства М.Н. Хангалова, А.И. Уланов, И.А. Манжигеева, В.Ц. Найдакова, В.Ц. Найдакова, И.Е.Тугутова, О.И. Куницына, Д.А. Николаева, В. Бабуевой, О.Б. Буксиковой, Д.В. Дугаржапова, обращавших внимание и на развитие народной хореографии.

За основу анализа взят методологический принцип - понимание классического балета как высшей формы танца. Ведущим методом исследования стал метод описания хореографического произведения с целью выявления его хореографической структуры и закономерностей развития хореографической драматургии. Также использован метод сравнительного анализа при сопоставлении одной и той же постановки разными хореографами, в разных театрах.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) впервые осуществлено историко-искусствоведческое исследование этапов развития балетного театра Бурятии, разработан подход, позволяющий трактовать репрезентацию данного национального феномена в каждом периоде его развития;

2) выявлены закономерности освоения школы русского балета бурятскими танцовщиками, сохранившими при этом свою национальную танцевальную культуру;

3) доказано, что фольклорные традиции могут стать необходимой формой для развития профессионального национального балета, его закономерностью, самой художественной практикой;

4) обоснован вывод о единстве национальных народных традиций и классического танца и специфическом проявлении этого единства на разных этапах развития бурятского балета.

Практическая значимость работы. Положения и выводы могут быть использованы в качестве лекционного материала для курсов балето-ведческого цикла в вузах и училищах культуры и искусств, хореографических училищах, как материал для будущих исследований в области балетоведения, в том числе как источниковедческая база для исследований, связанных с изучением хореографического искусства Бурятии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Бурятский профессиональный балет как явление национального музыкального театра не мог возникнуть без освоения традиций танцевальной культуры бурятского народа.

2. Создание первых самодеятельных и полупрофессиональных студий бурятских танцев потребовало выхода бурятской народной хореографии на большую сцену.

3. Первые профессиональные балеты стали результатом не только освоения классической хореографии с помощью русских педагогов-балетмейстеров, но и формирования национальной творческой интеллигенции, способной выразить новое художественное сознание.

4. Появление национальных бурятских балетов как органичного синтеза классического танца и народной бурятской хореографии стало эволюционным скачком в репрезентации зрелости национального самосознания бурят. Спектакль «Красавица Ангара» свидетельствовал о закономерности наступившего этапа обретения национальным искусством особого зрения, особой оптики эстетического сознания, выразившегося в сценарии, единстве музыкального и хореографического оформления, исполнительском мастерстве.

5. Неустанные поиски в решении проблемы современной темы в национальных балетах Бурятии не приводят к художественным открытиям, если в их сюжетах отсутствует проявление философских и мифопоэтиче-ских аспектов национальной действительности.

Апробация результатов отдельных положений нашла отражение в докладах и сообщениях на международных, всероссийских, региональных и республиканских научных мероприятиях: круглый стол «Балетная школа Бурятии сегодня: проблемы и перспективы развития» (Улан-Удэ, 2004); Всероссийская научно-практическая конференция «Хореографическое образование на рубеже XXI в.: опыт, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 2005); международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию БРУКИ «Культура и образование: проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2006); III международный симпозиум «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2006); Всероссийская научно-практическая конференция «Хореографическое искусство и образование в XXI веке: традиции, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 2006); региональная научно-практическая конференция, посвященной 75-летию РЦНТ «Культурно-досуговая деятельность и народное художественное творчество» (Улан-Удэ, 2006).

Основные результаты и выводы по теме диссертации изложены в 8 публикациях, включая публикацию в журнале, входящем в перечень изданий ВАК, общим объемом 3,35 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Бурятский балет"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бурятский балет еще сравнительно молод: ему нет и семидесяти лет. Он прошел сложные и трудные годы формирования и роста. Его летоисчисление началось с предвоенных лет. Трудности заключались в том, что у бурят в прошлом не было ни театра, ни профессиональной музыки, следовательно, не было установившихся художественных традиций. В начале организации музыкального театра, составной частью которого является балет, не было квалифицированных кадров. Заслуга основателей и деятелей бурятского музыкального театра Г.Ц. Цыдынжапова, П. Берлинского, М.С .Арсеньевав заключалась в том, что в своей работе они постоянно черпали из народного творчества все необходимые материалы, сюжеты, песенные мелодии, народные танцы, обращались к творческим методам и богатейшим традициям русского музыкального театра.

Нами подчеркивается важность программно-теоретических положений статьи В. Инкижинова «Проблемы бурят-монгольского театра», где автор правильно обосновал программу создания театра, увидел будущее в развитии театра. Это, прежде всего, поиск предпосылок в собственных традициях народа, это - опора на опыт современного русского театра, это -заимствование всего нового и передового в других театрах мира, воспитание и создание своих кадров.

Как было отмечено, бурятское балетное искусство берет своё начало в недрах драматического театра, который, в свою очередь, сформировался только под влиянием русского драматического театра. Надо заметить, что особенность бурятских драматических спектаклей была в том, что первое появление их на сцене было связано с музыкой, пением, танцем, в связи с чем появилась необходимость в оркестре. Постепенно создаются музыкальные драмы, на основе которых появляются первые оперы. И уже в декадных спектаклях 1940 года «Баир» и «Энхэ-Булат-батор» были поставлены бурятские танцы, и даже в музыкальной драме «Баир» был введён балетный театр «Цам».

Основателями профессионального хореографического образования были талантливые русские педагоги-балетмейстеры М.С. Арсеньев и Т.К. Глязер, которые заложили базу для бурятского балетного искусства. В военные годы были созданы первые профессиональные балеты, созданные на классической основе - «Бахчисарайский фонтан, «Тщетная предосторожность». Благодаря усилиям Г.Ц. Цыдынжапова появились в 1956 году после окончания Ленинградского хореографического училища им А.Я. Вагановой хорошо обученные профессиональные артисты, в будущем мастера балета и замечательные педагоги. Создаются шедевры классической хореографии известных маститых хореографов - «Лебединое озеро», «Раймонда», «Жизель», «Спящая красавица», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», работа с которыми над их постановками значительно подняли профессиональный уровень труппы.

Бурятское балетное искусство развивалось и развивается в синтезе классического танца и национальной хореографии. На основе освоения классического танца и изучения богатых национальных традиций, легенд, бурятского эпоса «Гэсэр» были созданы бурятские балеты «Во имя любви», «Красавица Ангара», «Цветы жизни», «Гэсэр», «Сын земли», «Лик богини».

Балет «Красавица Ангара» - доказательство высокого уровня зрелости бурятского искусства, зрелости национального самосознания бурят. Ведь этому этапу предшествовал этап овладения профессиональной техникой классического танца. А за ним закономерно должен был наступить этап обретения особого зрения, особой оптики эстетического сознания, выразившийся в создании наиболее сильных и значительных в художественном отношении произведений, сюжет которых насыщен философским и мифологическим аспектами национальной действительности. «Красавица Ангара» отразила национальное чувство, ощущение национального пространства, особенной связи человека с его этносом, его родиной.

Следующим этапом в развитии бурятского балета стало появление спектаклей на современную тему: «Свет над долиной», «Патетическая баллада», «Вечный огонь». Эти балеты недолго удерживались в репертуаре Бурятского театра оперы и балета. К сожалению, в последние годы в афише театра, кроме балета «Красавица Ангара», нет равных ему по художественным достоинствам национальных бурятских балетов.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что существующая проблема создания национальных балетов не может быть решена прежде всего из-за отсутствия интересного либретто, национальной музыки, хорошей драматургии и, что существенно, отсутствия национальных кадров балетмейстеров. Долголетие балета «Красавица Ангара», который создан при совокупности этих слагаемых, укрепляет нашу мысль. Однако, и этот балет на современном этапе требует реставрации.

Деятельность создателей балетных спектаклей в 70-80-е годы позволяет утверждать, что бурятский балет сумел достичь нового взлёта, завоевать новые достижения, свидетельствующие о периоде своей зрелости, сумел пережить трудное переходное время - начало 90-х годов XX века, сохранить творческий потенциал и профессиональный уровень труппы.

 

Список научной литературыПротасова, Лариса Иннокентьевна, диссертация по теме "Теория и история искусства"

1. Абашеев П.Т. Всегда чувствовал его заботу / П.Т. Абашеев // Г.Ц. Цыдынжапов: материалы и воспоминания (к 100-летию со дня рождения). Улан-Удэ: Изд-во «Республиканская типография», 2005.

2. Абызова Л. Симфония жизни / Л. Абызова. СПб., 2000. 395 с.

3. Асафьев Б. О балете / Б. Асафьев. Л.: Музыка, 1974. 283 с.

4. Бахрушин Ю.А. История русского балета Ю.А. Бахрушин. М.: Просвещение, 1977.

5. Белинский В.Г. Собр. соч. Т. 3 / В.Г.Белинский. М.: Госполитиздат, 1948. 546 с.

6. Белинский В.Г. О театре / В.Г. Белинский. М.: Детская литература, 1982. 93 с.

7. Бельгаев Г. и Моторин Н. Бурятский театр оперы и балета / Г. Бельгаев, Н. Мо-торин // Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.

8. Бельгаев Г., Хогоева Н. Народная артистка СССР Лариса Сахьянова / Г. Бельгаев, Н. Хогоева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1979.

9. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность / Л.Д. Блок. М.: Искусство, 1987. 502 с.

10. Ю.Богданов-Березовский В. Статьи о балете / В. Богданов-Березовский. Л.: Советский композитор, 1962. 205 с.

11. Буксикова О.Б. Традиционные игры бурят / О.Б. Буксикова. М.-Улан-Удэ: Изд-полиграфич. комплекс ВСГАКИ, 2004. 137 с.

12. Ванслов Б. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / Б. Ванслов. М.: Искусство, 1971. 303 с.

13. Ванслов Б. Статьи о балете / Б. Ванслов. Л.: Музыка, 1980. 190 с.

14. Васильев Б.Н. Жемчужина бурятской хореографии / Б.Н. Васильев // Бурятия. 2004. 17 авг.

15. Васильев Б. В танце вся жизнь / Б. Васильев // Бурятия. 2005. № 191. 14 окт.

16. Вечеслова Т. О том, что дорого / Т. Вечеслова. Л.: Советский композитор, 1984. 200 с.

17. Волынский А.Л. Статьи о балете / А.Л. Волынский. СПб.:«Гиперион», 2002. 393 с.

18. Глебов И. (Б. Асафьев). «Лебединое озеро» / И. Глебов. Л., 1934.

19. Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы / Т.Е. Гергесова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974.112 с.

20. Гуревич П. Оперный театр Бурятии / П. Гуревич. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1964.

21. Добровольская Г. Танец, пантомима, балет / Г. Добровольская. Л.: Искусство, 1975. 124 с.

22. Добровольская Г. Федор Лопухов / Г. Добровольская. Л.: Искусство, 1976. 317 с.

23. Евментьева Л. Записки балерины / Л. Евментьева. Л., 1991. 160 с.

24. Захаров Р. Слово о танце / Р. Захаров. М.: Молодая гвардия, 1977. 159 с.

25. Золотницкий Д. Аскольд Макаров / Д. Золотницкий // Ленинградский балет сегодня. Л-М.: Искусство, 1967. С. 37-76.

26. Иванов Ф.С. Бурятские танцы / Ф.С. Иванов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. 160 с.

27. Иванова Е.Ф. Душой исполненный полет / Е.Ф. Иванова. Улан-Удэ, 2006.

28. Ивашнев В., Ильина К. Ростислав Захаров / В. Ивашнев, К. Ильина. М.: Советская Россия, 1982.239 с.

29. Известный и неизвестный Валерий Инкижинов: жизнь и творчество. Улан-Удэ: Изд-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2003. 346 с.

30. Ильичева М. Пробы героики / М. Ильичева // Аскольд Макаров. JL: Искусство, 1984.

31. Ильичева М. «Тщетная предосторожность» в Петербурге / Ильичева М. СПб.: Академия рус. балета им. А.Я. Вагановой, 2001. 288 с.

32. Искусство Бурят-Монгольской АССР. М.-Л.: Искусство, 1940.

33. Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.

34. Карп П. Балет и драма / П. Карп. Л.: Искусство, 1980. 241 с.

35. Карп П. Младшая муза / П. Карп. М.: Детская литература, 1986. 190 с.

36. Королева Э. Ранние формы танца / Э. Королева. Кишинев: Изд-во «Штиинца», 1977. 137 с.

37. Кочетов А. К возникновению бурятского танца / А. Кочетов // Бурят-Монгольская правда. 1935. № 82. 9 апр.

38. Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века / В. Красовская. М., Л.: Искусство, 1958. 309 с.

39. Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века / В. Красовская. Л.: Искусство, 1963. 548 с.

40. Красовская В. Статьи о балете / В. Красовская. Л.: Искусство, 1967. 268 с.

41. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. 1: Хореографы / В. Красовская. Л.: Искусство, 1971. 526 с.

42. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. 2: Танцовщики / В. Красовская. -Л.: Искусство, 1972. 456 с.

43. Красовская В. История русского балета / В. Красовская. Л.: Искусство, 1978. 216 с.

44. Красовская В. Западноевропейский балетный театр от истоков до середины XVIII века / В. Красовская. Л.: Искусство, 1989. 294 с.

45. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра / В. Красовская. -Л.: Искусство, 1981.

46. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Преромантизм / В. Красовская. Л.: Искусство, 1983. 430 с.

47. Красовская В.М. Балет сквозь литературу / В.М. Красовская. СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005.424 с.

48. Кремешевская Г. Наталия Дудинская. Л.-М.: Искусство, 1964. 96 с.

49. Куницын О. Композиторы Бурятской АССР / О. Куницын. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980.104 с.

50. Куницын О. Музыкальный театр Бурятии / О. Куницын. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988.254 с.

51. Куницын О. Музыка советской Бурятии / О. Куницын. М.: Советский композитор, 1990.216 с.

52. Куницын О. Жигжит Батуев: очерк жизни и творчества / О. Куницын. Улан-Удэ: Уч.-методич. центр образования, 1995. 114 с.

53. Куницына И., Куницын О. Музыка советской Бурятии / И. Куницына, О. Куницын. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1968.111 с.

54. Ленинградский балет: словарь-справочник. Л.: Советский композитор, 1968. 259 с.

55. Лепешинская О. Замечательные танцы / О. Лепешинская // Бурят-Монгольская правда. 1940. 19окт.

56. Львов-Анохин Б. Мастера Большого балета / Б. Львов-Анохин. М.: Искусство,1976.

57. Манжигеев И. Бурятский ёхор / И. Манжигеев. Улан-Удэ: Бурят, книж. изд-во, 1985.36 с.

58. Мариус Петипа/М. Петипа. Л.: Искусство, 1971. 444 с.

59. Матханов В. Первый принц бурятского балета / В. Матханов // Бурятия. 1992. 4 нояб.

60. Моисеев И. Рождение танца / И. Моисеев // Бурят-Монгольская правда. 1940. № 247. 23 окт.

61. Музыка и хореография современного балета. М.: Музыка, 1982.

62. Мясин J1. Моя жизнь в балете / Л. Мясин. М.: Изд-во «Артист, режиссер, театр», 1977. 365 с.

63. Найдаков В.Ц. Бурятская драматургия / В.Ц. Найдаков. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.

64. Найдаков В.Ц. Бурятское драматическое искусство / В.Ц. Найдаков. Улан-Удэ, 1962. 276 с.

65. Найдаков В.Ц. Из театральной хроники Улан-Удэ / В.Ц. Найдаков. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1978.118 с.

66. Найдакова В.Ц. Бурятский советский драматический театр / В.Ц. Найдакова. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. 276 с.

67. Найдакова В.Ц. Бурятский драматический театр от возникновения до 1979 года / В.Ц. Найдакова. Улан-Удэ, 1981. 284 с.

68. Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии / В.Ц. Найдакова. Улан-Удэ, 1997.

69. Найдакова В.Ц. Бурятский академический театр драмы последняя четверть XX в. / В.Ц. Найдакова. - Улан-Удэ: Изд-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2002. 310 с.

70. Найдакова В.Ц. Лариса Сахьянова / В.Ц. Найдакова. Улан-Удэ: Изд-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2003.

71. Национальная хореография: проблемы и перспективы развития. Улан-Удэ: Изд-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2002. 191. с.

72. Николаева Д.А., Буксикова О.Б. Танцевально-игровая культура бурят Прианга-рья: учебно-методич. пособие / Д.А. Николаева, О.Б. Буксикова. Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 2001.

73. Образцов С.В. Подлинно народное искусство / С.В. Образцов // Бурят-Монгольская правда. 1940. № 248. 24 окт.

74. Плеханов Г.В. Искусство и литература / Г.В. Плеханов. М.: ОГТЗ, 1948. 124 с.

75. Поляновский Г. 70 лет в мире музыки / Г. Поляновский. М.: Советский композитор, 1977. 368 с.

76. Протасова Л.И. Роль сценической практики в профессиональном обучении учащихся / Л.И. Протасова // Балетная школа Бурятии сегодня: материалы круглого стола. Улан-Удэ, 2004. С. 14-20.

77. Протасова Л.И. Бурятскому хореографическому училищу 45 лет / Л.И. Протасова // Вестник Бурят, гос. хореогр. училища. - Улан-Удэ, 2007. С. 5-15.

78. Протасова Л.И. Бурятский балет в 1970-е годы / Л.И. Протасова // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. 6: Филология. 2007/7. С. 54-59.

79. Рославлева Н. Майя Плисецкая / Н. Рославлева. М.-Л.: Искусство, 1966. 124 с.

80. Ртищева Н. Эскизы о балете / Н. Ртищева // Байкал. 1979. № 6.

81. Санжеев Г.Д. Песнопения аларских бурят / Г.Д. Санжеев // Записи колллектива востоковедов. Т. III. Л., 1929.

82. Скрынникова Т.Д., Батомункуев С.Д., Варнавский П.К. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (советский период) / Т.Д Скрынникова, С.Д. Батомункуев, П.К. Варнавский. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, науч. центра СО РАН, 2004.216 с.

83. Слонимский Ю. Балетные строки Пушкина / Ю. Слонимский. Л.: Советский композитор, 1968. 259 с.

84. Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века / Ю. Слонимский. Л.: Искусство, 1974. 182 с.

85. Советские балеты. М.: Советский композитор, 1995. 316 с.

86. Советский балетный театр. М.: Искусство, 1976. 376 с.

87. Соколов-Каминский А.А. Советский балет сегодня / А.А. Соколов-Каминский. -М.: Знание, 1984.151 с.

88. Соллертинский И.И. Какой же балет нам, в сущности, нужен? / И.И. Соллертин-ский // Жизнь искусства. 1929, № 40.

89. Суриц Е. Начало пути / Е. Суриц // Советский балетный театр. М.: Искусство, 1976.

90. Суриц Е. Хореографическое искусство 20-х годов / Е. Суриц. М.: Искусство, 1979. 358 с.

91. Тугутов И.Е. Игры в общественной жизни бурят / И.Е. Тугутов. Улан-Удэ, 1989.

92. Угрюмов Н.П. Бурятская национальная профессиональная музыка / Н.П. Угрю-мов // Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.

93. Уланов А.И. Бурятские улигеры / А.И. Уланов. Улан-Удэ, 1968.

94. Уланова Г.С. Рождение профессионального балета / Г. Уланова // Правда. 1959. 7 дек.

95. Хабаева И.М. Артисты бурятского балета / И.М. Хабаева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959.

96. Хангалов М.Н. Собр. соч. Т. 1 / М.Н. Хангалов. Улан-Удэ, 1958.

97. Хогоева Н.А. Лариса Сахьянова / Н.А. Хогоева. Улан-Удэ: 1979. 28 с.

98. Ходорковская Л. Бурят-моногльский театр. Очерк истории / Л. Ходорковская. -М.: Искусство, 1954. 235 с.

99. Чернова Н. От Гельцер до Улановой / Н. Чернова. М.: Искусство, 1979.191 с.

100. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / Я. Штелин. СПб.: «Союз художников», 2002. 319 с.

101. Шумилова Э.И. Правда балета / Э.И. Шумилова. М.: Искусство, 1976. 152 с.

102. Эльяш Н. Два бурятских балета / Н. Эльяш // Советская культура. 1959. 5 дек.

103. Эльяш Н. Пушкин и балетный театр / Н. Эльяш. М.: Искусство, 1970. 343 с.

104. Эльяш Н. Балет народов СССР / Н. Эльяш. М.: Знание, 1977. 168 с.

105. Эльяш Н. Большой вечер бурятского балета / Н. Эльяш // Правда Бурятии. 1979.12 мая.

106. Эльяш Н. Интернациональное и национальное в советской хореографии / Н. Эльяш // Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе: сб. науч. трудов. М„ 1980. С. 14-23.

107. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии Х1Х-ХХ веков / М. Эпштейн. М.: Советский писатель, 1988.

108. Яблочкина А.А. Радостное солнечное искусство / А.А. Яблочкина // Бурят-Монгольская правда. 1940. № 248. 24 окт.

109. Dean В. and Carell V. Dust for the Dancers / B. Dean, V. Carekk. Sydney, 1956. P. 40-41.