автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Чеченский и ингушский роман (20-70-е гг.). История и современность

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Ужахова, Роза Керимовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Чеченский и ингушский роман (20-70-е гг.). История и современность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ужахова, Роза Керимовна

I. В В.Е Д Е Н И Е.3

ГЛАВА I. ОТ МАЛОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ФОРМЫ К РОМАННОЙ

20-40-е годы).22

ГЛАВА П. ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ (50 -60-е гг.).90

ГЛАВА Ш. ХАРАКТЕР И КОНФЛИКТ В СОВРЕМЕННОМ ЧЕЧЕНСКОМ И ИНГУШСКОМ РОМАНЕ

60-70-е гг.).138

ЗАКЛЮЧЕНИ Е.192

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Ужахова, Роза Керимовна

Строительство социализма активизирует общественное и духовное творчество народов СССР, способствует расцвету национальных культур.

Историческая общезначимость развивающейся к социализму национальной действительности, которую отображает младописьменная литература, становится предпосылкой формирования крупных прозаических жанров, прежде всего жанра романа.

Последнему способствует также процесс взаимодействия национальных литератур, их ориентация на реалистические и демощ)ати-ческие традиции фольклора и русской литературы.

Живая диалектика взаимосвязей национальных культур в социалистическом обществе такова, - пишет Г.И.Ломидзе, - что культуры, взаимно обогатив друг друга, вырабатывают все новые резервы для дальнейшего совершенствования"*.

Летописью судьбы народа' предстает чеченский и ингушский роман. Свидетельствуя о зрелости национальной литературы, он предполагает научное обобщение регионального опыта в контексте проблем развития жанра романа в младописьменных литературах СССР. Современный роман, воплощающий проблемы личности и национального бытия, представляет духовную культуру и с точки зрения ее гуманистического обогащения.

Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности Ломидзе Г.И. Жизнеутверждающий фактор социалистической культуры. - В кн.: Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. - М.: Наука, 1977, с.II. важнейшая миссия социалистической культуры"*, - подчеркивалось на июньском Пленуме ЦК КПСС.

Именно в этом идейно-художественном русле развивается чеченский и ингушский роман, который и является предметом данного исследования.

Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменовались стремительным и органичным освоением новейшего опыта русской и многонациональной советской литературы. Расширение, обогащение художественной системы жанра романа происходило за счет восприятия и переосмысления самых различных художественных систем современности: документальной прозы, фольклорного освоения и развития малых форм эпической прозы, гармонического единства объективного и субъективного, внешнего и внутреннего в человеке.

Через призму романа - одного из наиболее сложных жанров можно увидеть тенденции развития литературы, ее художественные особенности, ее сильные стороны и недостатки, понять направление движения художественной мысли народа, оценить уровень достигнутого и осмыслить задачи, встающие перед литературой в современных условиях"^.

В центр научного внимания выдвигаются исследования по жанру романа, которые позволяют ответить на интересующие нас вопросы гораздо более обоснованно и убедительно. Конкретных исследований

1 Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.47. о

Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. - Новосибирск: Наука, 1971, с.10. в последние годы вышло довольно много*. И ценность их велика как в методологическом отношения, так и в теоретическом аспекте.

Современное состояние жанра романа характеризуется, с одной стороны, известной незаконченностью в изучении ряда теоретических проблем, с другой - расхождениями в понимании сложных вопросов теории и методологии изучения романа. Понятно, конечно, что "эти черты характеризуют основные тенденции развития романа и проявляются крайне многообразно" (В.Кожинов).

Советское литературоведение в настоящее время все больше начинает обобщать опыт национального романа, который играет значительную роль в общественном развитии.

Открываются новые перспективы для изучения жанра романа в многонациональной советской литературе. В результате чего в на

1 Грифцов Б.А. Теория романа. М.: 1927; Дибеляус В. Морфология романа. - В кн.: Проблемы литературной формы. - Л.: 1928; Проблемы теории романа. (Дискуссия). - Журнал Литературная критика, 1935, $2,3; Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. - М.: 1958; Фокс Р. Роман и народ. - М.: i960; Днепров В. Роман - новый род поэзии. - В кн.: Проблемы реализма. - Л.: 1967; Кожинов В. Происхождение романа. - М.: 1963; Бахтин М. История русского романа. Т. 1-2, М.: - Л.: 1962-1964; История русского советского романа. Кн.: 1-2, М.: 1965; Эпос и роман. - Вопросы литературы, 1970, $ I; Деке П. Семь веков романа. - М.: 1962; Затонский Д. Искусство романа и XX век. -М.: Художественная литература, 1973; Обсуждение проблем романа. (Дискуссия). - Вопросы литературы, 1978, 12; и другие. циональных романах* возрастает значение сравнительно-исторического и типологического рассмотрения большой эпической формы, выявление в них интернациональных черт и процессов взаимодействия фольклора и литературы.

Литературоведами региона Северного Кавказа успешно разрабатываются вопросы генезиса и поэтики жанра романа в национальных о литературах . В этих работах на первый план выдвигаются проблемы поэтики национального романа в общем виде, куда входит проблема взаимодействия фольклора и литературы на уровне художественного мышления, на уровне использования фольклорных мотивов образов и выразительных средств. Далее - проблема историзма, и связанная с этим проблема художественного воссоздания национального бытия и личности, становящейся на путях национальной истории.

Проблема сюжета, характера, конфликта, собственно, проблема, характеризующая вообще в изучении жанра романа, но и решение сопряжено со спецификой и национальным своеобразием в молодых ли Лизунова Е.В. Развитие исторического романа в казахской советской литературе. - Алма-Ата: 1950; Хлебников Г.Я. Чувашский роман. - Чебоксары: 1966; Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжн. изд., - Черкесск: 1974; Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. - М.: Наука, 1979. о

Хапсироков X. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. -Ставрополь: 1964; Цомартова Р.Г. Становление жанра историко-революционного романа в осетинской литературе. - М.: 1975; Шаз-до К.К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси: изд-во "Мецнйереба" АН ГССР, 1978; Султанов К.К. По законам художественности. - Махачкала: Дагкниго-издат, 1979 и др. тературах, что мы и поставим задачей показать на конкретном анализе художественных произведений.

В чеченской и ингушской литературах, как и во всей многонациональной литературе, заметное место принадлежит жанру романа.

Чеченский и ингушский роман на современном этапе может стать серьезным подспорьем для решения важнейших теоретических проблем жанра романа. Однако до сих пор не предпринималось систематическое изучение этого жанра в литературах чеченцев и ингушей в его последовательном историческом развитии, в его связи с национальным фольклором и традициями других литератур, не выявлены его национальная специфика и общее с романами в других литературах.

Частные проблемы чеченского и ингушского романа затрагиваются в некоторых работах исследователей.

Самая общая оценка романов чеченских и ингушских писателей дана авторским коллективом (опубликовано до 1963 г.), содержится в "Очерках истории чечено-ингушской литературы" (1963).

В исследовании М.Д.Чентиевой "Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы" (1964) содержится общая характеристика романов С.Бадуева "Петимат", С-Б.Арсанова "Когда познается дружба".

Н.Музаев в монографическом исследовании "Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров" (1974) рассматривает роман С.Бадуева "Петимат" в широком сравнении с произведениями црозаиков Северного Кавказа. В работе сборника статей Ю.Айдаева "От эпической песни до эпопеи" (1975) исследуются фольклорные истоки романов чеченских и ингушских писателей. В книге Дахкильгова И.А. "Ингушская литература (период развития до 40-х годов) (1975) прослеживается возникновение и развитие ингушской литературы от фольклора и некоторых работ дореволюционных деятелей национальной культуры до 40-х годов. Поскольку исследование

И.Дахкильгова строится на материале 20-х - 40-х гг., когда у ингушских писателей предпринимались только первые попытки создания романа, естественно, что в нем только поставлены вопросы, связанные с зарождением больших прозаических форм в молодой литературе.

Некоторые проблемы романа в книге Х.В.Туркаева "Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей (1978) рассматриваются на материале романов С.Бадуева "Петимат", С-Б.Арсанова "Когда познается дружба", М.Мамакаева "Мюрид революции", акцентируется внимание на проблеме формирования новой художественной структуры - национальной литературы чеченцев и ингушей.

В кандидатской диссертации М.Д.Индиевой* освещаются на основе анализа романов И.Базоркина "Из тьмы веков", А.Бокова "Сыновья Беки" некоторые отличительные особенности жанра ингушского исторического и историко-революционного романа, его типологическое сходство с другими произведениями многонациональной советской литературы. Хотя в изучении сложных проблем становления жанра романа в молодых литературах достигнуты определенные успехи и достижения современной многонациональной советской литературы дают возможность создания теоретических работ, обобщающих разносторонний опыт чеченской и ингушокой советских литератур.

В целом процесс развития романного жанра в чеченской и ингушской литературах все остается еще не исследованным.

Исследование национального идейно-художественного своеобразия исторического, историко-революционного и романов современной проблематики чеченской и ингушской имеет значение для изучения закономерностей и особенностей развития литературного процесса на современном этапе, - осмыслены общие черты "ускоренного пути" развития Яндиева М.Д. Становление ингушского романа и историческая проза 60-х - 70-х годов. - Автореферат на соискание кандидата филологических наук. - М.: 1982. этих молодых литератур, их реализма, жанровых формирований, выработан методологический инструментарий для их успешного изучения.

Актуальность темы исследования обусловлена интересом к проблемам становления и формирования национальных литератур в условиях социализма, ускоренного развития романных жанров. В диссертационной работе предпринята попытка рассмотреть закономерности формирования жанра романа в чеченской и ингушской литературах, особенности развития этого жанра, обусловленные влиянием традиций национального фольклора и взаимодействием этих молодых литератур с другими литературами нашей страны.

Конкретный анализ художественных фактов и явлений позволяет не только выявить тенденции современного чеченского и ингушского литературных процессов, но и показать возросший уровень исторического и художественного самосознания народа.

Впервые жанр чеченского и ингушского романа исследуется в аспекте исторического развития, его эволюции. Для раскрытия эволюции и специфики жанра романа важно было показать, прежде всего, как влияли национальный фольклор и традиции русской и советской литератур на его формирование. Такое исследование может иметь и общетеоретическое значение, так как в практике чеченской и ингушской культуры непосредственно выявляется связь художественных процессов с историей народа, при этом обнаруживается содержательность развивающейся жанровой формы, которая имеет свою специфическую сферу общественного функционирования: "исторический характер жанровых образований", "исторический подход" позволяет видеть их своеобразие, их реальный эстетический смысл"1.

1 Хралченко М.Б. Типологическое изучение литературы. - В кн.: Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 4. - М.: Художественная литература, 1977, с.289.

Тем насущнее видятся исследование актуальных проблем развития чеченского и ингушского романа, его типологических и национальных особенностей в контексте общесоюзного литературного процесса.

Цель и задачи работы. В диссертации освещается генезис чеченского и ингушского романа, его связь с историко-культурным процессом, с процессом формирования нового общества и нового человека.

В диссертации раскрываются яотоки чеченского и ингушского романа, показывается его эволюция и исследуются его основные типы: роман исторический, историко-революционный и роман о современности. Подробно анализируются романы писателей С.Бадуева "Петимат", С-Б.Арсанова "Когда познается дружба", И.Базоркина "Из тьмы веков','

М.Мамакаева "Зелимхан", "Мюрид революции", Х.Ошаева "Пламенные годы", Н.Музаева "Сила мечты", А.Бокова "Багровые зори", "Звезда среди звезд", С.Чахкиева "На второй день, утром".

В диссертации исследуется эволюция национальной прозы, от очерка и рассказа к повести и роману, национальное и художественное своеобразие чеченского и ингушского романа.

Степень новизны работы. 0 чеченской и ингушской прозе написано немало работ*. Однако, в чеченском и ингушском литературоведении процесс становления и развития жанра романа изучен еще недос Чентиева М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1967; Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во, 1974; Дахкильгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов). - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1975; Айдаев Ю.А. От эпической песни до эпопеи. - Сб.литературно-критических статей.-Грозный: Чечено-Ингушское книжн, изд-во, 1975; Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей.-Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во,1978 я др. таточно. Многие важные проблемы-его формирования лишь затронуты исследователями, в то время как они требуют серьезной разработки, что позволило бы проследить эволюцию жанра, формирование его структуры. Недостаточно осмыслены также внутренние художественные возможности романа, способного аккумулировать в себе огромную общественную и эмоциональную энергию.

В 60-70-е гг. чеченский и ингушский роман переживал период интенсивного подъема, и критика не без оснований говорила о большой эпической форме как о "ведущей форме времени". Однако связь последней с предшествующим развитием романа и прозы не раскрыта. Поэтому наиболее целесообразным для исследования поставленных проблем представляется системный, комплексный подход к изучению материала, позволяющий наиболее полно раскрыть эволюцию жанра, идейно-эстетическое содержание произведений, их национальное своеобразие и т.д.

Принцип историзма положен в основу исследования романов исторической, историко-революционной и современной тематики. Принцип историзма позволяет выявить типологию жанра, закономерности его формирования, его функционирования в литературном процессе и в эволюции художественного сознания, раскрыть национальное своеобразие чеченского и ингушского романа. Важнейшим методологическим принципом является целостное восприятие чеченского и ингушского литературного процесса в их исторической преемственности и обусловленности.

В диссертации прослеживаются изменения, которые происходят внутри жанровой системы. Исследуются новые стилевые и сюжетно-композиционные решения, пространственно-временные структуры, проблема положительного героя, отражающие неоднозначность связей человека и мира, углубление исторического видения современного романа. Эти проблемы романной формы исследуются в многонациональном литературном контексте.

Методологической основой диссертаций явились положения статей В.И.Ленина о Л.Толстом - о связи общезначимых художественных открытий с историческим процессом, движением масс, имеющими решающее значение в судьбах человечества; теоретические положения марксизма-ленинизма - о связях социально-исторических и художественных закономерностей развития. Автор опирается на учение В.И.Ленина о партийности и народности искусства и на принцип историзма в истолковании явлений, утверзденных работами В.И.Ленина, а также на материалы и документы партийных съездов и пленумов последних дет.

Важную роль в формировании концепции диссертации сыграли выводы, содержащиеся в трудах М.Б.Храпченко, Д.С.Лихачева, Г.И.Ло-мидзе, Л.И.Тимофеева, В.Р.Щербины, Б.Л.Сучкова.

Кардинальной является проблема взаимодействия фольклора и литературы в младописьменных литературах (в освещении этого вопроса автор опирался на труды В.Я.Проппа, У.Б.Далгат, Е.М.Мелетинского, В.М.Гацака, Л.А.Бекизовой), а также достижения современного сравнительного литературоведения (работы В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада, И.Г.Неупокоевой, Р.Ф.Юсуфова и др.). Учитывает автор диссертации и современное состояние теории и истории жанра романа в советской науке (работы A.B.Чичерина, М.М.Бахтина, Д.В.Затонского, П.В.Па-лиевского, Ф.Ф.Кузнецова, В.В.Кожинова, В.Д.Днепрова, В.Д.Оскоцко-го). В диссертации учтен опыт исследователей становления жанра романа в советской многонациональной литературе - работы З.С.Кедриной, Л.И.Залесской, Н.С.Надъярных, З.Г.Османовой, Л.Н.Арутюнова, Н.Н.Воробьевой, К.К.Султанова и других.

Структура работы подчинена ее общим задачам и целям. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения, в которых прослеживаются генезис и формирование жанра рома

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Чеченский и ингушский роман (20-70-е гг.). История и современность"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историческая общность судеб чеченского и ингушского народов, единство их духовной культуры и эстетики в прошлом, близость народного мышления и бытия обусловили единство их литератур и искусства. На формировании чеченской и ингушской советских литератур сказывались самые различные факторы, в том числе и конкретные исторические условия, в которых развивались эти народы.

Встав на позиции социалистического реализма, осваивая богатейший опыт русской классической и советской многонациональной литературы, за короткий срок чеченская и ингушская младописьменные литературы прошли путь от устно-поэтического творчества до больших эпических жанров - повести и романа.

Национальные литературы чеченцев и ингушей выкристаллизовались в одно из самых самобытных явлений современной советской литературы. Это живое, динамичное социально-эстетическое явление -результат длительного исторического развития наций, осмысления и образного претворения духовного опыта народов. Опираясь на традиции и работая в русле общих принципов социалистического искусст Ломидзе Г. Национальная культура и народность литературы. - В кн.: Единство. - М.: Художественная литература, 1972, с.18. ва, чеченские и ингушские прозаики находят оригинальные, новые пути эстетического обобщения реальных фактов, событий, человеческих типов, характеров и конфликтов. В этом смысле, магистральным направлением их поисков стало развитие жанра романа, дающего комплексное и широкоохватное отражение жизни. Роман становится "средоточием мысли и чувства, поэзии и правды, выражает и время, и человека, и народ" (М.Пархоменко).

Романисты сосредоточивают свое внимание на решающих этапах жизни чеченского и ингушского народов. Так, в чеченском и ингушском романе нашли свое полное и правдивое воплощение основные исторические события, начиная со второй половины XIX века и до нашего времени.

Тематика романов становится все богаче и разнообразнее. Новый для чеченской и ингушской прозы романный жанр творчески заимствует из более развитых литератур способы художественного освоения действительности, средства психологизации повествования, формы композиции. В чеченской и ингушской литературах созданы исторический, историко-революционный роман и роман, посвященный нашей современности.

В исследуемой нами национальной чеченской и ингушской прозе, как и во многих литературах нашей страны, долго не удавалось создать художественно достоверный образ положительного героя со сложным внутренним миром, в его многогранных связях с окружающей действительностью.

В чеченской литературе сначала таковым' стал лирический герой чеченской поэзии, в котором воплотились лучшие черты современников; обозначившиеся затем успехи в прозе связаны с произведениями С.Бадуева "Адаты", "Бешто", "Голод", "50 рублей" и социально-бытовым романом "Петимат". Наконец, настоящим художественным достижением в прозе явился герой автобиографического историко-революционного романа С-Б.Арсанова "Когда познается дружба". Автор убедительно изобразил, как в борьбе за общественные идеи рос герой, кристаллизовалось его мировоззрение. Художественно убедительны и другие образы романа, данные в эволюции - Арсби, Бе-но, Селима.

Отражение революционных событий с романтико-эмоциональными идеологическими и фактографическими акцентами в литературе 30-40-х годов дополнилось непосредственным обращением к теме строительства социализма. Поле реалистического повествования расширилось.

В ингушской литературе роман вырос из очерков, рассказов и повестей А-Г.Гойгова, С.Долтмурзиева, Х.Осмиева, Х-Б.Муталиева, И.Базоркина и других. Жанр романа начал свой путь с нравственно-психологического произведения "Только так" (переработанный вариант "На второй день,утром") С.Чахкиева.

В конце 50-х и начала 60-х годов в чеченской и ингушской литературах появились романы "Когда познается дружба" (окончательный вариант) С-Б.Арсанова, "Мюрид революции", "Зелимхан" М.Мамака-ева, "Пламенные годы" Х.Ошаева, "Из тьмы веков" И.Базоркина, "Сыновья Беки" А.Бокова, "Волчья ночи" С.Чахкиева, "Трудный перевал" М-С.Плиева и др. Этот период ознаменовался расцветом жанра исторического и историко-революционного романа. Он дал исследователям основательный опыт для разработки сложнейших коллизий в произведениях, посвященных современности.

В связи со становлением жанра романа происходило развитие обеих литератур в целом. Новым явлением становится полнокровное и правдивое изображение коммуниста, как вожака масс (образы Дмитрия Ивашина и Марии Ульяшевой), в романе "Когда познается дружба" С-Б.Арсанова, (Ильи Ивановича, Виты, Мухтара, Георгия), "Из тьмы веков" И.Базоркина, самоотверженных борцов за революционное освобождение трудящихся (Асланбек Шерипов, Николай Гикало) "Мюрид революции" М.Мамакаева.

Лучше произведения С.Бадуева, А-Г.Гойгова, С-Б.Арсанова творчески использованы при изображении характера положительного героя в прозе М.Мамакаева, И.Базоркина, Х.Ошаева, А.Бокова, М.Сулаева, А.Айдамирова, С.Чахкиева, М-С.Плиева.

Через использование средств художественной выразительности в творчестве писателей-романистов обрела новую жизнь поэтическая образность языка чеченского и ингушского народов. Это дает возможность говорить об оригинальности поэтики каждого романа.

В характере личности современной чеченской и ингушской эпической прозы 60-70-х гг. находят отражение исторические, социально-нравственные и психологические изменения, происходящие в национальном характере. При всем своеобразии конкретно-исторических примет национальный характер - это прежде всего советский характер. В нем, как в зеркале, отражается возросшая масштабность личности, ее расширяющаяся и углубляющаяся связь с обществом, с прошлым и будущим народа.

В романах "Багровые зори", "Звезда среди звезд" А.Бокова,"На второй день, утром" С.Чахкиева, "Сила мечты" Н.Музаева, "После выстрела М.Мусаева проецируются нравственно-социальные проблемы современности. Они характеризуются философским осмыслением процессов труда, масштабным изображением жизни. Главным становится человек, изображение его гражданских устремлений.

В чеченской и ингушской литературах появился новый герой -личность социально активная, умеющая отстаивать свои убеждения. Вместе с тем, писатели стремились индивидуализировать героев, показать диалектику их характеров.

Плодотворно осваивая опыт русской и многонациональной советской литературы, чеченский и ингушский роман открывает для себя новые художественные горизонты.

 

Список научной литературыУжахова, Роза Керимовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Энгельс Карлу Каутскому. Соч., изд.2, т.35. - М.: Политическая литература, 1964, с.222.

2. Ленин В.И. Доклад о ратификации мирного договора 14 марта. Полн.собр.соч., изд.5, т.36, М.: Политическая литература, 1977, с.92-111.

3. Ленин В.И. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Приветственная речь 6-19 мая 1919 г. Полн.собр.соч., изд. 5, т.38, М.: Политическая литература, 1963, с.329-332.

4. Ленин В.И. Положение и задачи социалистического интернационала. Полн.собр.соч., изд.5, т.26, М.: Политическая литература, 196I, с. 36-42.

5. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн.собр. соч., изд. 5, т.41, М.: Политическая литература, 1981, с.1-104.

6. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества. Полн.собр. соч., изд.5, т.1, М.: Политическая литература, 1958, с.347-534.

7. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919. Полн. собр.соч., изд.5, т.39, М.: Политическая литература, 1963, с.318-331.

8. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.47.

9. Айсханов Ш. Доклад на Первом Всесоюзном съезде советских писателей. Стенографический отчет. М.: Художественная литература, 1934, 718 с.

10. Айдаев Ю.А. От эпической песни до эпопеи. Сб.: литературно-критических статей. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1975, 93 с.

11. Амирэджиби Чабуа. Дата Туташхиа. Роман. М.: Известия, 1979 , 719 с.

12. Анашенков Б. А встанут новые бойцы. М.: Знание, 1976, 120 с.

13. Антология чечено-ингушской поэзии. Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во, 1981, 463 с.

14. Арсанов С-Б. Аул и люди. За невестой. Земли ему! Революция и горец, Ростов-на-Дону, 1930, Д№ I, 2, 8.

15. Арсанов С-Б. Когда познается дружба. Роман в 3-х частях, -Алма-Ата: Казгосиздат, 1956, 440 с.

16. Арсанов С-Б. Когда познается дружба. Роман. Кн. I, Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, i960, 538 с.

17. Асанов Л. Боков Ахмет. Багровые зори. Литературное обозрение, # 10, 1977, с. III.

18. Ахриев Чах. Несколько слов о героях в ингушских сказаниях. ССКГ, т.4, отд.2, Тифлис: 1870, с. 1-20.

19. Ахриев Чах. Из чеченских сказаний. ССКГ, вып.5, Тифлис: 1871, 38-46 с.

20. Ахриев Ч. Ингуши их предания, верования и поверья. ССКГ, вып.8, разд. 2, Тифлис: 1875, с.1-40.

21. Ахриев Ч. Ингушские праздники. ССКГ, еып.5, отд.З, Тифлис: 1871, с.1-16.

22. Бадуев Са1ид. Гулийна сочяненеш. Шолг1а том. Проза, поэзи.

23. Грозный: Нохч-Г1алг1айн книжн. изд-во, 1977, 431 с. (Бадуев Сайд. Собр.соч. в 2-х томах. Т.2. Проза, поэзия (на чеч.яз.).-Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1977, с.431.

24. Бадуев Са1ид. Гулийна сочиненеш шина томех, оттаденарг Тур-каев Х.В. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1976, 383 с. (Бадуев С. Собр. соч. в 2-х томах. T.I, подготовил Туркаев Х.В. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1976, 383 с.).

25. Базоркин И.М. Из тьмы веков. Роман. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1968, 707 с.

26. Базоркин Идрис. Из тьмы веков. Роман. М.: Советская Россия, 1971, 688 с.

27. Бахтин М. Эпос и роман. Журнал "Вопросы литературы", 1970, Я I, с256 с.

28. Бекизова Л. По законам взаимодействия и художественной самобытности (северокавказский роман). В кн.: Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. - М.: Наука, 1978, 695 с.

29. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск: Ставропольское книжн. изд-во, Карачаево-Черкесское отд-е, 1974, 288 с.

30. Белинский В.Г. Собр.соч. в 3-х томах. Т.2. М.: Гослитиздат, 1948, 931 с.

31. Боков Ахьмад. Ц1ийенна сайре. Роман.- Грозный: Нохч-Г1алг1ай книжн. изд-во, 1964, 316 с. (Боков Ахмет. Багровые зори. Роман. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1964, с.

32. Боков Ахмет. Багровые зори. Роман. Авторизованный перевод с ингушского Николая Шундика. М.: Современник, 1976, 268 с.

33. Боков Ахьмад. Седкьашта юкъе седкъа санна. Роман. Грозный: Нохч-Г1алг1ай книжн. изд-во, 1978 (Боков Ахмет. Звезда среди звезд. Роман. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во,1978, 272 с.

34. Боков Ахмет. Звезда среди звезд. М.: Современник, 1979, 224 с.

35. Бондарев Ю. Литературная газета, 1974, 22 мая.

36. Борев Ю. Личность нация — человечество. - В кн.: Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971, 518 с.

37. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и в творчестве Горького. В кн.: Социалистический реализм и классическое наследие. - М.: i960, 427 с.

38. Бочаров А.Г. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. М.: Художественная литература,1977, 365 с.

39. Власенко Александр. Расцвет. 0 современной литературе народов РСФСР. М.: Советская Россия, 1973, 256 с.

40. Воробьева H.H. Принцип историзма в изображении характера. Классическая традиция и советская литература. М.: Наука,1978, 264 с.

41. Воробьева H.H. Наш современник в литературе. (Молодой герой современной прозы). М.: Знание, 1975, 64 с.

42. Воробьева H.H., Хитарова С.М. На новых рубежах. 0 многонациональной прозе наших дней. М.: Советский писатель, 1974, 222 с.

43. Гайсултанов Умар. Александр Чеченский. Историческая повесть.-Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1974, 232 с.

44. Гатуев Дзахо. Зелимхан. Гага-аул. Повести. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжн. изд-во, 1965, 279 с.

45. Гатуев Дзахо. Стакан шейха. Орджоникидзе: ИР, 1981, 438 с.

46. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.:1. Наука, 1975, 472 с.

47. Генко А. Из культурного прошлого ингушей. Записки коллегии востоковедов. Т.5, Л.: 1931, 733-737 с.

48. Горький М. О литературе. Литературно-критические статьи. -М.: Советский писатель, 1955, 903 с.

49. Горький А.М. Полн.собр.соч. в 30-ти т. T.I, М.: Художественная литература, 1956, 390 с.

50. Горбункова В., Тайсумов М. Боков Ахмет. Багровые зори. Авторизованный перевод с ингушского Николая Шундика. Журнал "Дон", 1977, В 10, 192 с.

51. Глоова Ж.А. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. М.: 1971, 24 с.

52. Грифцов Б.А. Теория романа. М.: 1927,

53. Гриценко Н.П. Классовая и антиколониальная борьба крестьян Чечено-Ингушетии на рубеже ХГХ-ХХ веков. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1971, 107 с.

54. Гойгов А-Г. Ингушский народ. Страдания ради свободы. Газ. "Народная власть", - Владикавказ: 1918, 17 октября, 135.

55. Гойгов А-Г. Освободительное движение Ингушского народа. -Газ. "Революционный горец", Владикавказ: 1918, I ноября, № 2, продолжение: 3 ноября I 3.

56. Гойгов А-Г. Бывший Союз горцев Северного Кавказа. Газ. "Революционный горец", - Владикавказ: 1981, 27 октября, Jf I.

57. Гойгов А-Г. Забытые. Газ. "Народная власть", - Владикавказ: 1918, 30 октября, № 145.

58. Гойгов А-Г. Вверх по Ассе. Избранное. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 196I, 218 с.

59. Гойгов А-Г. Памяти В.И.Ленина. В кн.: Утро свободы. Избранное. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1973, 135 с.

60. Гонгов А-Г. Беспросветный путь. Избранное. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1961, 218 с.

61. Гойгов А-Г. Сон горянки. Избранное. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1961, 218 с.

62. Гойгов А-Г. Месть Дербича. Избранное. Грозный: Чечено-Ингушское княжн. язд-во, 1961, 218 с.

63. Далгат У.Б. Горские песни, предание и сказка в "Хаджи-Мурате" Л.Н.Толстого и их художественное значение. Известия Чечено-Ингушского НИИИЯЛ, т.II, вып.З, Грозный: 1959, 173 с.

64. Далгат У.Б. Литература и фольклор (Теоретические аспекты).-М.: Наука, 1981, 303 с.

65. Дахкильгов Б. Через трупы. Газ. "Сердало", 1926, М 4, 5, 6 (на инг. яз.).

66. Дахкильгов И. Современный ингушский роман. Альманах "Утро гор", № 2, 1969, 72 с.

67. Дахкильгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов). Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1975,186 с.

68. Деке П. Семь веков романа. М.: 1962, 482 с.

69. Дибелиус В. Морфология романа. В кн.: Проблемы литературной формы. - Л.: 1928.

70. Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию. Материалы по истории горских народов. - Ростов-Дон: Северо-Кавказское краевое изд-во, Севкавкнига, 1925, 202 с.

71. Днепров В. Роман новый род поэзии. - В кн.: Проблемы реализма. - Л.: 1967, 198 с.

72. Джамбулатова S.K. Культурное строительство в советской Чечено-Ингушетии (1920-1940 годы). Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1974, 233 с.

73. Долтмурзиев С. Письмо к В.Ставскому. Журнал "На подъеме",

74. Ростов-на-Дону: 1927, 8-9, с.29-32.

75. Долтмурзйев С. Красный Верден. Газ.*'Сердало", 1926, М 6971; 74, 75, 77, 80, 83-86.

76. Долтмурзйев С. Красный Верден. (Очерк революционной Ингушетии) . -Журнал "На подъеме", Ростов-на-Дону: 1927, до I,с.25-33; № 2, с.31-34.

77. Дахкильгов И.А. Героико-эпические песни и примыкающие к ним предания. В кн.: Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Пособие для студентов вуза. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1978, 136 с.

78. Джусойты Н. От сказителя к писателю путь далекий. - Журнал "Вопросы литературы", Л 9, 1971, 32 с.

79. Залесская Л. Шолохов и развитие многонационального советского романа. В кн.: Могучий талант. Статьи. Выступления. Речи. К 75-летию со дня рождения Михаила Александровича Шолохова. - М.: Советская Россия, 1981, 272 с.

80. Залесская Л.И. О романтическом течении в советской литературе. М.: Наука, 1973, 272 с.

81. Залесская Л. Единство и многообразие советской литературы. -В кн.: История советской многонациональной литературы. Т.2, кн.: 1-2, М.: Наука, 1971, 511 с.

82. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973, 536 с.

83. Золотцев Ст. О времени надежд и перемен. М.: Наш современник, 1977, Я 4, с.187.

84. Зязиков Б. Девять дней из жизни героя. Повесть. М.: Детская литература, 1964, 160 с.

85. История советской многонациональной литературы. Т.1, -М.: Наука, 1970, 562 с.

86. История русского романа. Т. 1-2, М.-Л.: 1962, 627 с.

87. История русского советского романа. Кн. 1-2, М.-Л.: 1964, 642 с.

88. Известия института краеведения. Владикавказ: 1928, вып. I, 444 с.

89. История советской многонациональной литературы. Т.2. Кн.1, -М.: Наука, 1971, 511 с.

90. История советской многонациональной литературы. Т.2. Кн.2, -М.: Наука, 1972, 560 с.

91. История советской многонациональной литературы. Т.З, М.: Наука, 1970, 631 с.

92. История советской многонациональной литературы. Т.4, М.: Наука, 1972, 664 с.

93. История советской многонациональной литературы. Т.5, М.: Наука, 1974, 799 с.

94. История советской многонациональной литературы. Т.6, М.: Наука, 1974, 744 с.

95. Иезуитов А.Н. Проблема характера в эстетике и литературе. -В сб.: Проблема характера в советской литературе. M.: 1978, с.39-40.

96. Газ. "Кавказ", Тифлис: 1848.

97. Кануков Инал. Горцы переселенцы. ССКГ, вып. IX. - Тифлис: 1876, с.84-112.

98. Касторский C.B., В.А.Ковалев. Предыстория советского романа. В кн.: История советского романа. Кн. I. - М.-Л.: Наука, 1965, 446 с.

99. Кедрина 3. Национально-особенное и всеобщее в методе реалистического искусства. В кн.: Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971, 518 с.

100. Ю1.Кожинов В.В. Происхождение романа. M.: 1963, 439 с.

101. Коренев Д.З. Революция на Тереке. I9I7-I9I8 годы. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжн. изд-во, 1967, 352 с.

102. Кузнецов Феликс. Труд и нравственность. В кн.: За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе и методология критики. - М.: Советский писатель, 1978, 616 с.

103. Кугультинов Давид. История калмыцкой литературы. В двух томах. Т.2. Советский период. Элиста: 1980, 448 с.

104. Кузнецов Ф.Ф. Гуманистическая правда века. В кн.: Дорогой правды, дорогой гуманизма: Проблема художественной литературы развитого социализма. - М.: 1978, 374 с.

105. Кузнецов М.М. Пути развития советского романа. М.: Знание, 1971, 59 с.

106. Лермонтов М.Ю. Беглец. Собр. соч. в 4-х тт. Т.2, Библиотека "Огонек". М.: Правда, 1969, 480 с.

107. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. третье, дополненное. М.: Наука, 1979, 353 с.

108. Ломидзе Георгий. Чувство великой общности. Статьи о советской многонациональной литературе. М.: Советский писатель, 1958, 272 с.

109. Ломидзе Г. О новом человеке главном герое советской литературы. - В кн.: Ленинизм и судьбы национальных литератур.-М.: Современник, 1972, 286 с.

110. Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур. М.: Современник, 1972, 286 с.

111. Ломидзе Георгий. Единая, разноязычная. В кн.: Чувство великой общности. - М.: Советский писатель, 1978, 272 с.

112. Ломидзе Г.И. Проблемы взаимосвязи и взаимообогащения литературы и искусства народов СССР. М.: 1968, с.14.

113. Ломидзе Г.И. Жизнеутверждающий фактор социалистической культуры. В кн. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. - М.: Наука, 1977, 295 с.

114. Ломидзе Г. Единство и многообразие советской литературы. -В кн.: История советской многонациональной советской литературы. М.: Наука, 1971, т.2, кн.1, 511 с.

115. Ломидзе Георгий. Зрелость молодости. Литературное обозрение.-Газ."Правда", 22 ноября, 1977.

116. Ломидзе Георгий. Зрелость молодости. В кн.: Ленинизм и судьбы национальных литератур. Изд-е 3, дополненное, переработанное. -М.: Современник, 1982, 287 с.

117. Ломидзе Г. Национальная культура и народность литературы. -В сб.статей: Единство. М.: Художественная литература, 1972, 432 с.

118. Ломидзе Г. Приникая к народному роднику. В кн.: Ленинизм и судьбы национальных литератур. - М.: Современник, 1972, 286 с.

119. Мальсагов А.У. Сб.: Горький и литература народов Советского Союза. Ереван, 1970, 627 с.

120. Мальсагов А.О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во, 1970, 179 с.

121. Мальсагов А.О. История публикации и изучения народного эпоса. В кн.: Нарт-орстхойский эпос вайнахов. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1970, 179 с.

122. Мальсагов А.У. Сайд Чахкиев. На второй день, утром. Роман. -Газ. "Комсомольское племя", 20 июня, Грозный: 1970.

123. Мальсагов 3. Хержараш. (Избранные). Сост. И.Дахкильгов. -Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1970, 128 с.

124. Мальсагов 0. Библиографический справочник по ингушской художественной литературе. Орджоникидзе, 1933.

125. Мамакаев М., Асанов Н. Предисловие. В кн.: Поэзия Чечено-Ингушетии. - М.: Художественная литература, 1959, 279 с.

126. Мамакаев Магомет. Зелимхан. Роман. Перевод с чеченского

127. Ю.Тимофеева. Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во,1971, 257 с.

128. Мамакаев М. Мюрид революции. Перевод с чеченского Ю.Тимофеева. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1976, 207 с.

129. Муталиев Х-Б. Мать и дочь. Газ. "Сердало", 1930, Jê I (на инг. яз.).

130. Метченко А. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. М.: Советский писатель, 1971, 472 с.

131. Музаев Нурдин. Чеченская литература на путях социалистического реализма. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1963, 79 с.

132. Музаев Н. Сатийсаман ницк. Роман. Грозный: Нохч-Г1алг1айн княжн. изд-во, 1971 (Музаев Н. Сила мечты. Роман. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1971,224 с.

133. Музаев Нурдин. Сила мечты. Роман. Перевод с чеченского Ирины Марченко. Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во, 1977, 237 с.

134. Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1974, 235 с.

135. Мунаев И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли. (Проблема формирования жанра и его системные связи). Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. М.: 198I, 17 с.

136. Надъярных Н. Упорство поэтической воли. (Современная трансформация условной образности). В кн.: Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971, 518 с.

137. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976, 358 с.

138. Нравственные искания в современной прозе и методология критики. М.: Советский писатель, 1978, 452 с.

139. Осмиев X. Семь дней борьбы. Газ. "Сердало", 1925, Л 77 (на инг. яз.), 6 с.

140. Осмиев X. За власть Советов. Газ. "Сердало", 1928, Ш II, 23, 29 (на инг. яз.).

141. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск: Наука, 1971, 192 с.

142. Оскоцкий В. Роман и история. Журнал "Вопросы литературы", 1973, я 8, с.3-46.

143. Обсуждение проблем романа (Дискуссия). Журнал "Вопросы литературы", 1978, Л 12, 6-62 с.

144. Озеров В. Под знаменем интернационализма. По законам братства. (Взаимодействие социалистических литератур на современном этапе). Журнал "Вопросы литературы", 1976, Л I, с.3-43.

145. Орцуев М. Культурное строительство Чечни за 15 лет. Ростов-Дон: Революция и горец, 1933, Д? 1-2.

146. Ошаев Халид. Пламенные годы. Исторический роман в 3-х частях. Авторский перевод с чеченского языка. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1977, 573 с.

147. Пархоменко М.Н. Магистраль поисков. Эстетический идеал и нравственный пафос современного советского романа. Журнал "Новый мир", 1977, Л 8, с.224.

148. Песни дореволюционного времени. В кн.: Илли. Героико-эпи-ческие песни чеченцев и ингушей. Перевод с чеченского замечательного переводчика и поэта А.Миниха. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1979, 239 с.

149. Сальмурзаев М. Кхетаме Хьамид. Шолжа-Г1ала: "Серло", 1930 (Сальмурзаев М. Сознательный Хамид. - Грозный: "Свет",1930).

150. Семенов Л.П. Чах Ахриев. Первый ингушский краевед. Влади151,152,153,154,155,156157158159160161162163164165кавказ, 1928, 12 с.

151. Семенов Л.П. О краеведческой работе. Газ. "Сердало",1927, X II.

152. Серафимович А. Кверху ногами. Газ. "Правда", 1920, 27 августа, Л 89.

153. Ставский В. В горах Ингушетии. Ростов-на-Дону: Журнал "На подъеме", 1927, В 3, 28 с.

154. Ставский В. Национальные писатели Северного Кавказа. Журнал "На литературном посту", 1928, }f 9, 23 с. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Тифлис, 188I,

155. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1869. Сборник сведений о кавказских горцах, вып.1, - Тифлис: 1868,

156. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978, 695 с.

157. Серганова В. Старая крепость Боскара. М.: В мире книг, 1970, с.16.

158. Семенов Л. Ингушская и чеченская народная словесность. Известия. T.I, вып.З, Грозный: 1959, 200 с. Сучков Б. Некоторые проблемы. - Новый мир, 1970, Ji 10. Султанов К.Г. По законам художественности. - Махачкала: Даг-книгиздат, 1979, с.

159. Сулаев Махмуд. Бадуев С-С.С. В кн.: Очерки истории чечено-ингушской литературы. - Грозным: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1963, 227 с.

160. Толстой А.Н. Эмигранты. Собр.соч. в 10-ти тт. Т.4. М.: Художественная литература, 1958, 831 с. Толстой А.Н. Собр.соч. в 10-ти тт. Т.5. - М.: Художественная литература, 1958,

161. Толстой Л.Н. Поля.собр.соч. Письма. (1873-1879).- Т.62.-М.: Гослитиздат, 1953, 575 с.

162. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. в 90 т. Т.46. М.: 1937 (примеч.).

163. Танкиев А.Х. Проблема эволюции образа человека в эпическом гтворчестве вайнахов. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. Тбилиси, 1978, 24 с.

164. Тимофеев Л.И. Основы теории литератур. Изд.4, испр. М.: Учпедгиз, 1959, с.447.

165. Тихонов Николай. Стихотворения и поэмы. Л.: Просвещение, 1971, 800 с.

166. Тхагазитов Ю.М. Развитие жанра романа в адыгских литературах. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. М.: 1984, 24 с.173. Терские ведомости. 1868.174. Терский сборник. 1890.

167. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1978, 348 с.

168. Услар П.К. Чеченский язык. Тифлис, 1888, 365 с.

169. Фокс Ральф. Роман и народ. М.: Гослитиздат, i960, 247 с.

170. Фадеев Александр. Письма. I9I6-I956. Вступительная статья, составление и примечание С.Н.Преображенского. Изд.2, расширенное. М.: Советский писатель, 1973, 808 с.

171. Фидарова Р.Я. Проблема характера в современной северокавказской прозе. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. M.: 1984, 24 с.

172. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л.: Наука, 1971, 291 с.

173. Хапспроков X. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. Ставрополь, 1964, Ц7 с.

174. Хлебников Г.Я. Чувашский роман. Чебоксары: Чувашское книжн. изд-во, 1966, 211 с.

175. Чеченский фольклор. T.I (на чеч. яз.). Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1959, 302 с.

176. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы. В кн.: Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 4. - М.: Художественная литература, 1977, 448 с.

177. Храпченко М.Б. Литература и моделирование действительности. В кн.: Художественное творчество, действительность, человек. Т.4. - М.: Советский писатель, 1978, 368 с.

178. Цомартова Р.Г. Становление жанра историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа. Автореф. на соискание ученой степени кандид. дисс. (филол.). M.: 1971, 24 с.

179. Цискаров И. Тушинец. Тушинские песни. Газ. "Кавказ", 1849, Я 38.

180. Чуковский Корней. Еще про неточную точность. В кн.: Высокое искусство. О принципах художественного перевода. - М.: Искусство, 1964, 355 с.

181. Чахкиев С. На второй день, утром. Роман. Перевод с ингушского Юрия Сенчурова. Подстрочным перевод с ингушского Азамата Зязикова. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1969, 243 с.

182. Чахкиева P.A. Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе (преемственность и национальные закономерноети развития младописьменной литературы. Кандид, дисс. на соискание ученой степени. - M.: 1975, 212 с.

183. Чентиева М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1967, 86 с.

184. Чернышевский Н.Г. Предисловие для моих друзей между читательницами и читателями. Собр.соч. в 15-ти томах. T.I2. М.: Художественная литература, 1949, с.129.

185. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М.: Советский писатель, 1975, 375 с.

186. Шерипов Асланбек. Статьи и речи. Сборник, изд.2, исправленное и дополненное. - Грозный; Чечено-Ингушское книжн.изд-во, 1972, 192 с.

187. Шерипов А. Из чеченских песен. В переводе А.Шерипова. Владикавказ: 1918.

188. Шинкуба Баграт. Последний из ушедших (пер. с абхазского К.Симонова и Я.Козловского). M.: 1976, с.352.

189. Шундик Н. Убежденность и достоверность. Предисловие к кн.: Боков Ахмет. Багровые зори. Роман. Авторизованный перевод с ингушского Николая Шундика. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1978, 272 с.

190. Юсуфов Р.Ф. Расцвет национальных литератур и обогащение общесоветской художественной традиции. В сб.: Новая историческая общность людей - советский народ и литература социалистического реализма. 30 октября 1972. - М.: 1972,442 с.

191. Яковлев Н.Ф. Несколько слов о чеченской и ингушской народной песне. Орджоникидзе: Газ. "Сердало", 1927, Jé 63.

192. Яндиева М.Д. Становление ингушского романа и историческая проза 60-х 70-х годов. - Автореф. на соискание кандид. фи-лол. наук. - M.: 1982, 24 с.

193. Якименко Л.Г. Творчество М.А.Шолохова. М.: Советский писатель, 1970, 664 с.

194. Якименко Л. Путь Шолохова. Вступительная статья. В кн.: М.А.Шолохов. Поднятая целина. Судьба человека. - М.: 1978, 654 с.