автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Человеческая деструктивность

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Сатыбалова, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Человеческая деструктивность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сатыбалова, Елена Владимировна

Введение

Глава 1. Мировоззренческие основания анализа и определения человеческой деструктивности: противоположность метафизического и постмодернистского подходов

Глава 2. Основания человеческой деструктивности

2.1. Онтологические основания: деструктурированность человеческого бытия

2.2. Антропологические основания: деструктивностъ человеческой природы

Глава 3. Формы проявления человеческой деструктивности

3.1. Негативная форма человеческой деструктивности: 93 деструкция человеческой чувственности

3.2. Позитивная форма человеческой деструктивности: смысл как основа конструирования человека

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Сатыбалова, Елена Владимировна

Актуальность темы исследования

Исследование человеческой деструктивности является одной из актуальнейших и насущнейших задач современной философии, т.к. от ее решения зависит здоровье общества и духовность личности. С одной стороны, философия не может не откликаться на изменения современной социокультурной ситуации, которая характеризуется многочисленными проявлениями деструкции человека, а с другой, не может ограничиваться анализом только форм ее проявления, поскольку они являются лишь симптомами и следствиями явлений, корни которых скрыты и лежат гораздо глубже, чем это можно увидеть эмпирически.

Выбор темы диссертационного исследования определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, ХХ-й век с феноменальной ясностью высветил кризис человечности, поразивший современную цивилизацию. Рост насилия и подавления личности в массовом масштабе, мировые войны и распространение деструктивных саморазрушительных тенденций (наркомания, терроризм, атональность культуры и т.п.) ставят под вопрос само существование человека как родового существа. Бездуховность, потеря "чисто человеческих" ориентиров, нежелание развиваться и самосовершенствоваться - один из основных бичей эпохи, постоянная опасность, существующая и каждый раз встающая на пути человечества к духовному богатству и совершенству, апофеозом которой становятся упоение животными инстинктами, воспевание глупости, поклонение разврату и идолопоклонничество. Человек уже не "хозяин мира" и своей судьбы, а часто марионетка в руках им самим же созданных условий и форм бытия. В этих условиях ценность самой человеческой жизни необычайно возрастает, несмотря на все попытки массового ее удешевления (войны, криминализация общества и государства, падение нравов и т.д.), а деструктивными оказываются все те силы, которые подвергают опасности самое жизнь человека.

Во-вторых, мировоззренческий вакуум вследствие расшатанности мировоззренческих основ философского знания, особенно в постсоветскую, постсоциалистическую, посткоммунистическую эпоху, привел к необходимости переосмысления не только теоретических и мировоззренческих положений, но и вариантов практических усилий людей, связанных с несколько иными, чем это признавалось до сих пор, представлениями о свободе и свободном выборе, смысле человеческой жизни, личной ответственности и т.п., важное место среди которых занимает и проблематика, задаваемая деструктивностью человека.

В-третьих, проблема человеческой деструктивности до сих пор, к сожалению, не имеет самостоятельного философского статуса. Чаще всего она трансформируется в проблему добра и зла, носит морально-этический характер и ограничивается простой констатацией наличия в человеке доброго и злого начал, которые сопутствуют друг другу на протяжении всей человеческой истории и конкретной человеческой жизни. При этом "добро всегда побеждает зло", как бы ни пыталось зло утвердить себя в качестве могучей, влиятельной и труднопобеждаемой силы. По существу, решение проблемы добра и зла, как правило, лежит в русле их дуализма, когда и поскольку признается, что на всякое добро найдется свое зло и наоборот. На практике, однако, ситуация часто оказывается прямо противоположной.

Наконец, необходимость анализа человеческой деструктивности и введения в философский оборот понятия человеческой деструктивности особенно возрастает в связи с необходимостью гуманитарно-антропологической экспертизы всех социальных и культурных преобразований, которые производятся человеком в мире, особенно тех, которые непосредственно реализуются для человека, затрагивая его специфически человеческие интересы.

Особенно актуально осмысление человеческой деструктиености именно в формирующемся в постиндустриальной фазе развития цивилизации современном обществе, когда человечество живет не столько сохранением и воспроизводством устоявшихся форм существования, сколько активным поиском новых. Поскольку трудно представить обновление без разрушения, трансформации и преобразования существующего, деструктивность становится не только элементом обновления человеческого, но и его источником. Именно поэтому требуется философско-антропологическое осмысление того влияния, которое оказывает человеческая деструктивность на перспективы цивилизационного развития.

Человеческая деструктивность не является феноменом лишь становящегося постиндустриального общества, а возникла и существовала задолго до него. Между тем, своей качественной определенности человеческая деструктивность достигает только после индустриальной стадии развития цивилизации, связанной с возрастанием искусственного могущества человека, с одной стороны, и формированием децентрированной субъективности, с другой. Поскольку говорить о качественной определенности явления можно только на стадии его полной реализации, то осознание феномена человеческой деструктивности становится наиболее актуальным при переходе к постиндустриальному обществу, где человечность приобретает новые формы, а, следовательно, и новые механизмы актуализации и самореализации.

Постановка проблемы

Тема человеческой деструктивности возникает в связи с эмпирически фиксируемым наличием всеобъемлющего кризиса человечности, формы проявления которого многообразны (терроризм, локальные войны, информационные войны, упадок культуры, утрата нравственных ценностей, рост наркомании и преступности, экологические проблемы). Источником, движущей силой и результатом этого кризиса является сам человек. Налицо проблема - как возможна ситуация, в которой человек как активно действующее, созидающее начало становится разрушительной, деструктивной силой, уничтожающей саму возможность собственного существования. Причины этого коренятся в основаниях современной цивилизации, формирующей человека "без роду, без племени", "человека ниоткуда" не только в социальном, но и в духовном смысле.

Как феномен человеческая деструктивность вызывает интерес в связи с тем, что является настолько многоликим, противоречивым и непредсказуемым, что требуется профессионально-квалифицированное понимание его природы и сущности. Проблема состоит в том, чтобы в единой концепции человеческой деструктивности раскрыть как природу человеческой деструктивности в целом, так и объяснить ее и базовые основания, и разнообразные формы проявления.

Несмотря на то, что деструктивность является одним из базовых понятий философии постмодернизма, само толкование природы человеческой деструктивности сопряжено с большими трудностями, а наибольшее количество вопросов порождает тема оснований и форм проявления человеческой деструктивности. Это связано с тем, что основания как глубинные механизмы зарождения феномена, от которых во многом зависит все дальнейшее его развитие, фиксировать необычайно трудно, поскольку они скрыты от непосредственного наблюдения исследователя, вырастающие же даже на ограниченном количестве оснований формы проявления феномена оказываются настолько многообразными, что установить их качество, направленность развития, позитивность или негативность и другие характеристики представляется еще более сложной и ответственной задачей.

Для решения данной проблемы рассматриваются следующие вопросы: что представляет собой человеческая деструктивность? Случайное и чуждое человеку это образование, или глубоко закономерная, но однозначно "злая природа"? Какую нишу в человеческом заполняет человеческая деструктивность? В чем состоит ее необходимость для человека? Как влияет она на человеческое в целом? Если человеческая деструктивность есть, то каков ее смысл? Есть ли в ней позитивные аспекты, и в чем они заключаются? Можно ли в формировании и развитии человеческого обойтись без человеческой деструктивности? Каковы основания человеческой деструктивности? Как деструктивность укоренена в человеческом бытии? Связана ли человеческая деструктивность с человеческой природой, и, если "да", то каким образом? Каковы формы человеческой деструктивности? Как формы человеческой деструктивности проявляются в реальности? Каковы формы проявления человеческой деструктивности, которые наиболее полно высвечивают ее негативный и позитивный смысл? Можно ли использовать потенциал человеческой деструктивности для решения "чисто человеческих" проблем?

Степень разработанности темы

Термин и понятие человеческой деструктивности введены в философский оборот Э.Фроммом, который в работе "Анатомия человеческой деструктивности" представил авторскую концепцию человеческой деструктивности, основанную на сочетании психоаналитических и марксистских идей. Работа Э.Фромма является главным концептуальным источником по теме диссертационного исследования.

Тема человеческой деструктивности символизирует собой противостояние 2-х основных парадигм современной философии -метафизики и постмодернизма,

В русле метафизики, к которой относится широкий спектр философских направлений XX в. - философская антропология, психоанализ, русская философия, экзистенциализм - осознаны многие важные аспекты понимания феномена человеческой деструктивности.

Классики философской антропологии М.Шелер, Г.Плесснер, А.Гелен не только дали общую характеристику становления человеческого, но и выявили специфику человеческой природы и бытия человека, являющуюся в своей основе деструктивной (теория противостояния в человеке витальности и духа М.Шелера, теория позициональности Г.Плесснера, теория биологической неспециализированное™ человека А.Гелена). Исследованием агрессии как биологически врожденного злого начала в человеке занимался К. Лоренц.

Психоанализ как важнейший источник понимания человеческой деструктивности в лице своих основоположников (З.Фрейда, К.Г. Юнга, В.Райха, А.Адлера и др.) и многих последователей, представителей различных направлений неофрейдизма (Э.Берна, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона и др.), активно обращался к анализу т.н. "темных" сторон человека. Он (психоанализ) касается вопросов, связанных с бытийными основаниями человеческой деструктивности, в качестве которых выступают конфликты различной природы (биологические и культурологические), с одной стороны, и очерчивает проблематику деструктивности человеческой природы, имеющей как позитивные, так и негативные аспекты, с другой ("борьба инстинктов жизни и смерти" З.Фрейда, "характерологический панцирь" В.Райха, понятие "тени персоны" К.Г.Юнга, "комплекс неполноценности" А.Адлера, а также "базальный конфликт" К. Хорни, теория игр и судьбического сценария Э.Берна и т.д.).

В аспекте реализации свободы, противоречивости человека человеческая деструктивность рассматривается и в русле метафизической антропологии русских мыслителей - Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, Л.Шестова и др.

Экзистенциализм в лице наиболее ярких своих представителей К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, А.Камю поднимает проблемы, непосредственно связанные как с основаниями человеческой деструктивности (свобода, возникающая из "ничто", открытость и проективность человеческой экзистенции, с одной стороны, и ее разорванность, с другой), так и с механизмом экзистенциальной реализации в бытии посредством трансцендирования.

Поскольку деструктивность представляет собой некое качество как результат определенного развития, целесообразно выявить процесс и механизм, инспирирующий этот результат. Таким процессом является деструкция -центральное понятие философии М.Хайдеггера, трактуемая им как механизм выхода человека в бытие. М.Хайдеггеру же принадлежит и создание фундаментальной онтологии человека. Он также разработал метод деструкции -критической переоценки предшествующей философии, предполагающий "заключение в скобки" самого характера понимания бытия, что позволяет "пробиться" к самой его сути благодаря всматриванию в существование, не принося его в жертву сущности.

Разработка Хайдеггером фундаментальной онтологии дала толчок дальнейшим исследованиям специфики бытия в целом и человеческого бытия особенно. Среди наиболее известных современных авторов, занимающихся исследованием специфики человеческого бытия, в т.ч. индивидуального, следует назвать таких отечественных исследователей, как Б.Т.Григорьян, рассматривающий положение и предназначение человека в мире, Н.Г.Козин, определяющий статус человека в объективной реальности.

Природа и сущность человека находятся в центре внимания современных как зарубежных, так и отечественных авторов. Среди первых наиболее существенный вклад внесли Х.Блюменберг, А.Сервера Эспиноза, Л.Фарре, Э.Финк, Г.Э.Хенгстенберг, Р.М.Цанер, Я.Щепаньский. Среди вторых следует отметить Д.А.Келле, В.Е.Малюгина, Г.В.Мокроносова, Р.Р.Москвину, В.Ф.Сержантова. Аномалии личности исследует Б.С.Братусь, "расщепленность" человека - А.А.Горелов, отчуждение человека - А.А.Грищапов и В.И.Овчаренко, тоталитарного человека - Г.Почепцов.

При анализе человеческой деструктивности нельзя обойти тему агрессивности, с которой она часто отождествляется. Классификация и анализ теорий агрессивности в зарубежной философии и науке подробно рассмотрены Г.С.Румянцевой. Как негативный вариант человеческой деструктивности агрессивность детально проанализирована в психологической науке. С этой точки зрения ее рассматривают Р.Бэрон и Д.Ричардсон. Агрессия является предметом изучения и в рамках возрастной психологии: детскую агрессию описывают зарубежные психологи К.Бютнер, Д.Паренс, агрессию подростков -отечественный психолог Ю.Можгинский. Психоаналитический аспект агрессивности затрагивает О.Кернберг. На деструктивное поведение в современном мире обращают внимание Ц.П.Короленко и Т.А.Донских.

Постмодернизм как второй парадигмальный источник анализа человеческой деструктивности целиком сосредоточивается на анализе разорванности, тоталитарности, безумия, "машинерии бессознательного" (М.Фуко, Р.Барт, Ж.Делез, Ж.Бодрийар), "негативной субъективности" (М.Бланшо, А.Кожев, П.Клоссовски и др.) как форм личностной деструктивности. В современной отечественной философской литературе эта проблематика находится в центре внимания А.А.Горелова, М.Л.Лившица, В.В.Минеева, В.П.Кедрова, В.М.Овчаренко, Г.Почепцова, Ю.Рыклина. Деструкцию как этап методологической стратегии деконструкции, а также позитивные аспекты деструктивности разрабатываются Ж.Дерридой.

Уральская философская школа в лице многих своих представителей активно исследует проблематику человеческой деструктивности в широком мировоззренческом диапазоне, обращая особое внимание на метафизические аспекты понимания данного феномена и учитывая дополняющие их аспекты, представленные в постмодернизме. Так, в метафизическом ракурсе вклад русской философии в понимание специфики человечности, в частности проблемы смысла в метафизике С.Л.Франка, высвечивает Б.В.Емельянов; мировоззренческие основания человеческой деструктивности в метафизическом аспекте можно выделить в работах А.В.Перцева, посвященных анализу философии жизни, экзистенциализма, классиков философской антропологии; анализ философии И.Федорова как представителя русского космизма в антропологическом аспекте ведет М.Хомяков.

Творчество постмодернистов и оценка их вклада как в философскую в целом, так и в т.н. "антропологическую" проблематику - предмет конструктивной критики С.Л.Кропотова, Н.В.Суслова, Е.В.Черепановой. Социально-философский аспект человеческой деструктивности через призму постмодернизма анализируют В.Е.Кемеров, Т.Х.Керимов, Д .М. Котел евский.

К.Н.Любутин рассматривает природу и сущность человека, фундаментальные основания индивидуального человеческого бытия выделяет Л.А.Мясникова, Л.Н.Коган исследовал проблему бессмертия и смысла бытия человека. В аспекте персональной идентичности (самоидентификации) антропологическая проблематика представлена в творчестве Е.Г.Трубиной.

Что касается форм проявления человеческой деструктивности, то материал по данной проблематике достаточно обширен, особенно относительно негативной формы проявления человеческой деструктивности. Наиболее яркими из них являются экологические проблемы, проблемы войны, наркомании и т.д. Однако, не все как негативные, так и позитивные формы проявления человеческой деструктивности проанализированы достаточно полно.

На наш взгляд, из негативных таковой является деструкция чувственности, не получившая еще достаточного и адекватного рассмотрения в философской литературе. Так, некоторые психологические аспекты эмоциональности, человеческих переживаний затрагиваются в работах М.Я.Гозмана, Ф.Е.Василюка, К.Изард. Утраченную чувственность анализируют Ж.Батай, Г.Буркхардт, Ю.Кристева, из отечественных авторов - И.Калинаускас.

Позитивный аспект человеческой деструктивности, выраженный в "смысле здесь-и-теперь" также не имеет достаточного освещения в литературе. Обычно смысл исследуется как отдельный феномен человеческого бытия (экзистенции) безотносительно к проблеме человеческой деструктивности. Так он рассматривается в большинстве работ, среди которых отметим работы Б.Л.Губмана, Г.Г.Дилигенского, Д.И.Дубровского, И.Н.Зеленковой, Н.Я.Ивановой, М.М.Карпова, Л.Н.Когана. Развернутые концепции смысла создали С.Л.Франк и В.Франкл. К заслугам последнего следует отнести подчеркивание относительности смысла, его сопряженности с наличной жизненной ситуацией, имеющих важнейшее значение для понимания позитивности человеческой деструктивности. В этом же аспекте рассматривает смысл и российский автор В.В.Шаронов.

Следует также указать, что некоторые источники используются нами в качестве иллюстративного материала. Это работы о социальной аддикции Г.В.Черняевой и социальном аллармизме О.С.Разумовского.

В целом можно зафиксировать, что, несмотря на обилие связанного с предметом диссертации материала, оказываются не до конца проясненными как природа человеческой деструктивности, так и отдельные аспекты человеческой деструктивности. Человеческая деструктивность продолжает рассматриваться в русле т.н. "проблемы человека" в целом, традиционно признаваемой первичной по отношению к человеческой деструктивности. Между тем, человеческая деструктивность - это именно то качество человеческого, которое способно "взорвать" его, поскольку она имеет процессуальный характер и по самой своей природе наделена активностью. Остается открытым вопрос об исходном базовом определении человеческой деструктивности, его эвристическом значении для понимания человеческой деструктивности; не осуществлена типологизация оснований человеческой деструктивности (есть только понимание специфики человеческого бытия и человеческой природы в их отличии от бытия и природы в целом); не осознаны негативность и позитивность человеческой деструктивности, их влияние на человеческие феномены. Даже отдельные виды человеческой деструктивности не отрефлексированы в достаточной мере. Остается актуальным вопрос о критериях выделения человеческой деструктивности, позволяющих вести адекватную антропологическую экспертизу.

В целом наблюдается мировоззренческий разброс в построении адекватной концепции человеческой деструктивности, который ведет к разрушению целостного взгляда на данный феномен и, как следствие, к деструкции человеческого мироотношения. Человеческая деструктивность остается непонятой человечностью и до сих пор адекватно не понята. Все эти обстоятельства заставляют искать пути всеобъемлющего постижения человеческой деструктивности. Данная работа представляет собой одну из таких попыток.

Теоретическая основа работы

Межпарадигмальный характер темы человеческой деструктивности требует включения в теоретическую основу исследования нескольких базовых аспектов:философско-антропологического(метафизического), постмодернистского и синергетического.

Первый из них - философская антропология как ведущее направление и главное содержание культуры XX века, наиболее полно воплотившая идеи, связанные с реализацией человеческого как особого феномена реальности и основанная на метафизике как базовой парадигме философствования. На наш взгляд, это диктуется смещением в XX веке основного вопроса философии в сторону философско-антропологической проблематики, и, прежде всего, проблемы человека, связанной с анализом процесса индивидуализации и становлением человеческой индивидуальности в ходе индивидуального человеческого бытия, с одной стороны, и эвристическими возможностями современной формы метафизики, с другой, ибо только метафизика, чтобы не остаться в русле частных определений и концепций человека (чем и "грешит" постмодернизм), способна подняться над отдельными объектами и объединить их.

Второй базовый аспект теоретической основы исследования составляют идеи, разработанные наиболее видными представителями постмодернизма. При этом постмодернизм позволяет выработать новый взгляд и объяснить некоторые сложные и неоднозначные проявления человеческой реальности.

Мы считаем необходимым и возможным мировоззренчески и методологически объединить метафизику и постмодернизм, несмотря на явную противоположность характерных для них установок и выводов. для чего предпринимается попытка найти точки их соприкосновения с целью построения концепции оснований и форм проявления человеческой деструктивности.

В качестве дополнительной мировоззренческой установки как третьего базового аспекта теоретической основы выступает идея нестабильности как конституирующего начала бытия, детально разработанная в синергетике.

Цель и задачи диссертационного исследования

Цель работы - рассмотрение человеческой деструктивности через анализ ее оснований и форм проявления, в которых она наиболее полно выражена в своих противоположно направленных тенденциях - негативной и позитивной Задачи исследования:

- рассмотреть мировоззренческие основания анализа феномена человеческой деструктивности в диалоге-споре метафизики и постмодернизма;

- дать базовое (исходное) определение сущности человеческой деструктивности и выявить его методологическое значение для анализа специфически человеческих феноменов; осуществить типологизацию оснований человеческой деструктивности, в частности проанализировать онтологические и антропологические основания; проанализировать деструкцию чувственности как негативный вариант человеческой деструктивности; установить особенности смысла жизни как позитивной формы человеческой деструктивности.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является человеческая деструктивность в целом. Предмет исследования включает философско-антропологический анализ проблемы человеческой деструктивности, предполагающий рассмотрение ее фундаментальных оснований в бытии и природе человека, на базе которых формируются разнообразные формы ее проявления.

Методы исследования

Анализ человеческой деструктивности требует выбора таких методов исследования, которые наиболее полно смогли бы высветить специфику человеческой деструктивности и те ее аспекты, что выделены для специального рассмотрения. Методы исследования будут основаны на реализации трех подходов - диалектико-рефлексивного, онтологически-метафизического и деконструктиеного.

Диалектико-рефлексивный подход поможет выявить открытый характер человеческой деструктивности, взаимодополнительность отношений тождества и различия, господства и подчинения человеческого и внечеловеческого, созидательного (конструктивного) и разрушительного (деструктивного) в едином феномене человеческой деструктивности. Он также очертит тождество и различие метафизики и постмодернизма как двух противоположных парадигм современной философии, в рамках которых затрагиваются вопросы, связанные с человеческой деструктивностью как феноменом реальности, а также определит статус человеческой деструктивности в системе философских понятий.

Онтологически-метафизический подход будет направлен на выявление фундаментальных оснований человеческой деструктивности и вскроет те основания человеческой деструктивности, что находятся за пределами данности исследуемого феномена и лежат в специфически человеческом бытии и природе человеческого,

Деконструктивный подход может быть реализован, прежде всего, в анализе форм проявления человеческой деструктивности, даст представление об их особенностях с учетом негативной и позитивной деструктивности, а также будет способствовать преодолению ограниченности понимания человеческой деструктивности только как негативной характеристики человеческого, выявлению ее позитивного смысла и конструктивных возможностей.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Человеческая деструктивность"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное диссертационное исследование - попытка прояснить суть феномена человеческой деструктивности. В нем выделены некоторые основополагающие для понимания данного феномена аспекты: мировоззренческие, онтологические и антропологические основания, а также проанализированы наиболее ярко обозначившиеся на современном этапе формы его проявления в реальности.

Феномен человеческой деструктивности оказывается парадоксальным и порождает главный вопрос: является ли человеческая деструктивность целостностью или это - искусственное образование? На наш взгляд, феномен человеческой деструктивности фиксирует неустранимое противоречие человечности и деструктивности в едином человеческом мироотношении. Однако человечность и деструктивность соединяются в нем не по принципу "борьбы", когда одна из частей, являясь ведущей, подчиняет, подавляет, "репрессирует", по мнению постмодернистов, другую, а по принципу дополнительности.

Методологически это означает, что, каждый из феноменов обладает относительной самостоятельностью по отношению к другому и, следовательно, может анализироваться самостоятельно, что до сих пор и происходило в философии, когда и человечность, и деструктивность исследовались противоположными парадигмами философствования - метафизикой и постмодернизмом соответственно.

С течением времени, однако, в реальности появляются феномены, однозначно необъяснимые ни с точки зрения одной, ни с точки зрения другой парадигмы, что и вызывает необходимость применить методы исследования, выработанные каждой из парадигм, для объяснения этих новых феноменов.

Отсюда следует, что ни один из феноменов, входящих и конструирующих человеческую деструктивность, не может быть правильно понят и полно охарактеризован только как "что-либо одно" (либо человечность, либо деструктивность), но только как "то и другое" одновременно. Поэтому человеческая деструктивность - это синтез человечности и деструктивности, в ней происходит своеобразное "отрицание", снятие двух базовых для человеческой деструктивности феноменов с одновременным усилением основных черт человечности и деструктивности, проявлением их в своем сущностном выражении.

Этот момент следует подчеркнуть особо: соединяясь в единый феномен, базовые феномены проявляют себя не столько в природном, сколько в сущностном виде, ибо поверхностное их соединение через несущностные характеристики неустойчиво, быстро распадается, поэтому трудно улавливается и для целей углубленного анализа неприемлемо. Кроме того, природное в феномене всегда шире и более процессуально, чем сущностное, которое есть итог развития природы, обладает устойчивой определенностью и легче обнаруживается в теоретическом исследовании. Этим, в частности, объясняется также то, что часто и философия, и наука идут от выявленной сущности к бытию, что приводит к ошибкам понимания сущности, ибо понять сущность более адекватно можно, лишь исходя из существования, формирующего природу как начало и источник становления сущности как целостности.

Человеческая деструктивность - явление реальности, феноменальность которого состоит в том, что оно есть источник, движущая сила и механизм возникновения, воспроизводства и обновления человеческого благодаря своей процессу ал ьности и пограничному положению, состоянию (со-стоянию, совместному стоянию) между очеловеченным и нечеловеческим, позволяющее человеческому становиться и быть "просветом бытия" (МХайдегтер).

Человеческая деструктивность многогранна, вездесуща и всепроникающа. Она - тот скрытый для непосвященного взгляда механизм бытования человеческого, без которого "жительствование человека" (М.Хайдеггер) приобрело бы черты застоя, упадка и угасания.

Будучи внутренне активной во внешне обусловленных обстоятельствах человеческая деструктивность препятствует "сползанию" человеческого в ничто. Определяя границы человеческого и внечеловеческого, человеческая деструктивность стремится к воплощению человеческой целостности в живой, подвижной, текучей реальности повседневного бытия, сопрягая ее с высшим, запредельным бытием, выводя индивидуальное человеческое на уровень полноты, глубины, высоты жизни, ее целостной восполненности, открытости и откровения, которые противоположны пустому заполнению пространства и времени индивидуальной жизни сиюминутными "подручными" (М.Хайдеггер) вещами: пустой болтовней, праздным любопытством и развращающей скукой.

Человек самообосновывается посредством человеческой деструктивности в качестве самостоятельной, свободной, активнодействующей силы, закрепляется и укореняется в бытии, влияет на трансформации и природы, и общества, и культуры, и внутреннего мира, которые становятся очеловеченными, своими, собственными. Человек перестает быть инородным, чужим, чуждым миру.

Посредством человеческой деструктивности человек сталкивается с материализацией своей собственной сущности. Она реализуется в "вывертывании наизнанку" человеческой субъективности, когда все глубинные, строго охраняемые человеком страсти, волевые порывы, мысли, оказавшись предельно обнаженными, превращаются в факторы, определяющие реальность вне человека, в главные импульсы, под влияние которых развивается вся реальность.

Жить в таком мире бесконечно сложнее и трагичнее, но , встав на эту позицию, человек может идти только вперед, прорываясь в неведомое, загадочное, удивительное бытие, открывающее свои дали и глубины. Здесь предполагается чудо, но не как сентиментальная умиленность состоянием человечности, а как простое и самодостоверное ощущение того, что открывается человеку, прошедшему через череду непростых и неочевидных судьбических решений, негативно и позитивно деструктивных.

Так посредством человеческой деструктивность формируется подлинно человеческая избранность через жертвоприношение как акт отречения от и II неистиннои позиции в мире, ведущии к конкретному всеединству' человека. Сама человеческая деструктивность оказывается пронизанной конструктивностью, подлинностью и позитивностью.

Сказанное есть, пожалуй, главный итог диссертации, из которого следуют все другие: дефиниция человеческой деструктивности как пограничного состояния между очеловеченным и внечеловеческим; выявление онтологических и антропологических ее оснований; рассмотрение основных форм проявления человеческой деструктивности и дифференциация их по негативности и позитивности и т.д.

Научная новизна результатов исследования

Она состоит в том, что представленное исследование является одной из первых работ, выявляющих основания человеческой деструктивности и негативные и позитивные формы ее проявления. Вкладом в исследование данного явления является осознание важности и нового понимания человеческой деструктивности по сравнению с имеющимися в настоящее время подходами. Положения, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем: 1. мировоззренческим основанием анализа феномена человеческой деструктивности должно стать совмещение двух современных парадигм философии - метафизической и постмодернистской, несмотря на их кардинальную теоретическую и методологическую противоположность, при котором оказывается, что человеческая деструктивность имеет радикальный характер, одновременно разграничивает и объединяет негативные и позитивные аспекты человеческого, становясь тем самым основой построения новой концепции человека;

2. в русле реализации данного подхода авторское определение понятия человеческой деструктивности имеет следующий вид: человеческая деструктивность представляет собой пограничное со-стояние (процесс деятельного стояния на границе) человеческого между очеловеченным и внечеловеческим, позволяющее ему выходить за собственные пределы и самоутверждаться в бытии в качестве самостоятельно действующей силы. Эвристический смысл данного понятия состоит в возможности применения его для философско-антропологического анализа специфически человеческих феноменов, проведения антропологической экспертизы инноваций во многих сферах жизнедеятельности как самого человека, так и человеческих общностей, определения футурологических перспектив человечества;

3. базовыми основаниями человеческой деструктивности являются онтологические основания, которые заключены в специфически человеческом бытии, каким является индивидуальное бытие, и коренятся в отношениях индивида, в которые он вступает в процессе жизнедеятельности и которые структурируют поле, горизонт и объем индивидуального человеческого бытия;

4С.С V Ч-)* О элементарной клеточкой онтологических основании человеческой деструктивности является первичная онтологическая структура, представляющая собой связь (связку) "очеловеченное-внечеловеческое", которая на каждом уровне индивидуального человеческого мироотношения имеет специфический вид. На метафизическом уровне (отношение "человекмир") человеческая деструктивность предстает как связь между энтропией всемирового бытия и нестабильностью человеческого бытия как сложноорганизованной мирооткрытой системы; на культурно-историческом уровне (отношение "индивид-род") она проявляется в специфически человеческой экзистенции, находящейся между "заброшенностью в мир" и конечностью существования"; на межиндивидуальном уровне (отношение "ядругой") человеческая деструктивность принимает форму интертекстуальности; на внутрииндивидуальном уровне (отношение "я-я") она есть проблематичность человека;

5. антропологические основания кроются в специфически человеческой природе, биологически несовершенной и необеспеченной, имеющей, однако, процессуальный характер, благодаря которому она является непрерывно становящейся и приобретает качество самотрицания как результата развертывания самой себя в пространстве и времени;

6. антропологическими основаниями человеческой деструктивности являются незавершенность человеческой природы, ее избыточность, открытость и проективность. Механизмом реализации человеческой деструктивности выступает самотрансценденция человеческого в бытие, соединяющая очеловеченное и внечеловеческое и порождающая многообразные формы ее проявления. И онтологические, и антропологические основания используются человеком для конструирования собственного, личного бытия, формирования своей уникальной и неповторимой сущности, проявляющейся прежде всего и главным образом в человечности как сущностном качестве человеческого;

7. наиболее репрезентативными формами проявления человеческой деструктивности являются: а) ущербность человеческой чувственности как утрата непосредственной связи с миром, порождающая тревожность и аддиктивность как формы отчужденной компенсации человеческого бытия - негативный вариант человеческой деструктивности; б) конструирование человеком смысла собственной жизни как точка сборки человеческой целостности в каждодневном бытии человека - позитивный вариант человеческой деструктивности.

Научно-практическая значимость исследования

Полученные результаты исследования можно использовать и теоретически, I практически.

Мировоззренчески выводы, полученные при исследовании человеческой деструктивности, могут и должны стать основой гуманитаризации и гуманизации образования как магистральной линии и стратегии его развития в России в соответствие с Общенациональной образовательной доктриной1.

Тема человеческой деструктивности прекрасно "вписывается" в курс преподавания философии, а именно в раздел "Философская антропология". Кроме того, идеи диссертации, преобразованные в формат специального курса, могут быть использованы в подготовке специалистов по философии на философских и других гуманитарных факультетах университетов.

Как научная проблема тема диссертации предоставляет широкую базу для научного поиска и способна выступить мировоззренческой базой всего современного гуманитарного знания.

В представленной работе рассмотрены не все аспекты человеческой деструктивности, ибо сам феномен настолько емок и эвристичен, что его исследование невозможно ограничить рамками одной диссертационной работы. В связи с этим возможно и необходимо наметить пути дальнейшего исследования феномена человеческой деструктивности.

Обнаружение и познание сущности человеческой деструктивности лежит на путях анализа взаимодействия человечности и деструктивности в едином человеческом мироотношении. Это - одна из главных перспектив дальнейшего исследования феномена человеческой деструктивности, поскольку взаимодействие по самой своей природе чрезвычайно многообразно и вариативно, что дает богатейший материал для скрупулезного исследования.

1 См., например: Сатыбалова Е.В. Гуманизация обучения на основе анализа человеческой деструктивности // Ценности и социальные технологии демократического общества XXI века как цель высшего гуманитарного образования: Науч.-практ. конф., проведенная Гуманитарным университетом (г. Екатеринбург) 22 - 23 мая 2000 года: Тез. докл. / Редкол.: Л.А.Закс и др.: В 2 т, - Екатеринбург: Гуманитарный университет. Т. 2: Духовные ценности в современной культуре и образовании. Психолингвистика перевода: теория и практика. С.51 -54.

В дальнейшей разработке нуждается также методология исследования человеческой деструктивности, как в целом, так и в части выявления и анализа форм ее проявления.

В диссертации только обозначены "стадии жизни" феномена человеческой деструктивности, особенно стадия воспроизведения, на которой происходит количественный рост человеческой деструктивности, набор ею уровня стабильного и устойчивого - гарантированного - развития, а также стадия деконструкции, переструктурирования, обновления феномена, наступающая при исчерпании ресурсов многообразия и разнообразия форм человеческой деструктивности. Каждая из "стадий жизни" человеческой деструктивности может стать предметом отдельного диссертационного исследования.

Интересный аспект исследования - основания и механизмы формирования противоположных типов человеческой деструктивности - негативного и позитивного, взаимодействие которых приводит к появлению всего многообразия форм проявления человеческой деструктивности.

Однако, главная задача философского постижения человеческой деструктивности - создание целостной концепции человеческой деструктивности.

 

Список научной литературыСатыбалова, Елена Владимировна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991

2. Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992

3. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997

4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М,, 1995

5. Адлер В.А. О нервическом характере. М., 1997

6. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1971

7. Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993

8. Артсег. Владелец вещи, или онтология субъективности. Йошкар-ола, 1993

9. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Теория и практика. М., 1994

10. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996

11. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989

12. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

14. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987

15. Белик A.A. Раб генов или хозяин своей судьбы? М., 1990

16. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990

17. Бердяев H.A. Избранные произведения. М., 1991

18. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993

19. Бердяев H.A. Философия свободного духа. Проблематика и апология духа. М., 1994

20. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. JL, 1992

21. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург., 2000

22. Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990

23. Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995

24. Бимель В, Мартин Хайдеггер сам о себе. Екатеринбург, 1998

25. Бланшо М. Неописуемое сообщество. М., 1998

26. Бовуар де Симона Очень легкая смерть: Повести. Эссе. М., 1992

27. Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. М., 1996

28. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4

29. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988

30. Бубер М. Два образа веры. М., 199531. Бубер М. Я и Ты. М., 1993

31. Бурханов P.A., Шумкова Т.Л. Трансцендентальная антропология И. Канта и Шеллинга. Екатеринбург., 1998

32. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. М., 1991

33. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997

34. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991

35. Вайнштейн Э. Стержень спирали. М., 1994

36. Василев К. Любовь. М., 1982

37. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984

38. Вдовина И.С. Французский персонализм (1932-1982). М., 1990

39. Венера в мехах. Л. фон Захер-Мазох. Ж. Делез. Представление Захер-Мазоха. 3. Фрейд. Работы о мазохизме. М., 1992

40. Вительс С. Фрейд: его личность, учение и школа. Л., 1992

41. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону, 1994

42. Возможности человека в современную эпоху. М, 1989

43. Вольф Р.П. О философии. М., 1996

44. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. Собр. соч. в 6 т. Т.1. М, 1982

45. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988

46. Гайденко П.П. Конкретное всеединство // Вопросы философии. 1999. № 5.

47. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997

48. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Ростов-на-Дону, 1998

49. Гвардини Р. Конец нового времени // Культурология. Ростов-на-Дону, 1998

50. Генисаретский О.И., Носов H.A., Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек. 1996. Ks 4

51. Генон Р. Кризис современного мира. М., 1991

52. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М., 1994

53. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990

54. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987

55. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть. Поиски смысла. М., 1994

56. Гордиенко A.A. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы. Новосибирск. 1998

57. Горелов A.A. Расщепленный человек в расщепленном мире. М., 1991

58. Грибакин A.B. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. Иркутск, 1985

59. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М., 1986

60. Грищагов A.A., Овчаренко В.И. Человек и отчуждение. Минск, 1991

61. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас // Вопросы философии. 1993. № 3

62. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997

63. Гуггенбюль-Крейг А. Благо Сатаны. Парадоксы психологии. СПб., 1997

64. Гуревич П.С. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. 1997. № 11

65. Гуревич П.С. Философия изысканного сладострастия // Маркиз де Сад. Соперница собственной дочери. М., 1993

66. Гуревич П.С. Философская антропология.М., 1997

67. Диалог в Брайтоне: человек в настоящем и будущем. М., 1989

68. Демина Н. Тайна, которая в вас самих. М., 1998

69. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993

70. Дубровский Д.И. Обман: философско-психологический анализ. М., 1994

71. Духовность и культура. Мат. Всерос. конф. (Екатеринбург, 14-16 июня 1994 г.). Екатеринбург, 1994

72. Евлампиев И.И. Андрей Тарковский и новая философия человека // Вопросы философии. 1996. № 12

73. Епископов С.Н. Толпа агрессивна и переменчива // Архетип. 1995. № 1

74. Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов. 1988

75. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995

76. Западная философия XX века. М., 1994

77. Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург, Бишкек, 1997

78. Захер-Мазох Л. Венера в мехах. Демонические женщины. М., 1993

79. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии Ортега-и-Гассета. М, 1978

80. Изард К. Эмоции человека. М,, 1980

81. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994

82. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998

83. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996

84. Императивы человечности. Киев, 1990

85. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986

86. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991

87. Калинаускас И. Жить надо!. СПб., 1994

88. Камю А. Творчество и свобода. М., 1990

89. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990

90. Кайтуков В.М. Эволюция диктата. М., 1993

91. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М.-СПб., 1998

92. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности. М., 1998

93. Клименкова Т.А. От феномена к структуре. М., 1991

94. Клячин Н. От доистории к истории: палеосоциология и социальная философия. М., 1992

95. Коваль Б. Лжеантихрист (борьба мнений вокруг Ф. Ницше). М., 1994

96. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. М., 1998

97. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988

98. Коган Л.Н. Вечность: Преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург, 1994

99. Козин Н.Г. Бесконечность. Прогресс. Человек: Статус человека в объективной реальности. Саратов, 1988

100. Коласьев В.Н. Интегративная концепция человека. СПб., 1992

101. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994

102. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск, 1990

103. Красиков В.И. Метафизика самоопределения. Кемерово, 1995

104. Критика метафизики в неоструктурализме: по работам Ж.Деррида 80-х г.г, М., 1989

105. Кропотов С.JT. Проблема "экономического измерения" субъективности в неклассической философии искусства // Автореф. дисс. на соиск. уч. степени д.ф.н. Екатеринбург, 2000

106. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. М., 1990

107. Культура, культурология и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1997. № 2

108. Лакан Ж. Субверсия субъекта и диалектика желания в фрейдовском бессознательном. Графы желания // Культурология. Ростов-на-Дону, 1998

109. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996

110. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992

111. Леви-Стросс К. Печальные тропики. М., 1984

112. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985

113. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993

114. Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние // Культурология. Ростов-на-Дону, 1998

115. Лоренц К. Агрессия: Так называемое зло. М, 1994

116. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М, 1998

117. Любутин К.Е. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Свердловск, 1991

118. Максимов A.M., Чупров A.C. Природа человека и его свобода. Екатеринбург, 1996

119. Малюгин В.Е. Природа человека: методологические проблемы учения о человеке. Красноярск, 1989

120. Маритен Ж. Философ в мире. И., 1994

121. Маркиз де Сад и XX век. М, 1992

122. Марков Б,В. Философская антропология. М., 1997

123. Марсель Г. Трагическая мудрость философии, М., 1995

124. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994

125. Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996

126. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М., 1994

127. Милетт К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994.№ 9

128. Мильдон В.И. Природа и культура (опыт философии безнадежности) // Вопросы философии. 1996. № 12

129. Минеев В.В., Нефедов В.П. Человек и его смерть. Красноярск, 1990

130. Михайлов A.B. М.Хайдеггер: Человек в мире. М., 1990

131. Можгинский Ю. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999

132. Моисеев Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы (эколого-политический анализ). М., 1994

133. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М., 1990

134. Московичи С. Век толп. М., 1996

135. Мунье Э. Надежда отчаявшихся (Мальро, Камю, Сартр, Бернасос). М., 1995

136. Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994

137. Мясникова Л.А. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург, 1993

138. Мясникова Л.А., Нагевичене В.Я. Опыт: обретение открытости и откровения. Екатеринбург, 1997

139. Невелев А.Б., Невелева B.C. Социальное становление индивидуального человека. Челябинск, 1991

140. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М.„ 1980

141. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. M., 1970

142. Ницше Ф. Воля к власти; Посмертные афоризмы: Сборник. Минск, 1998

143. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

144. Нордау М. Вырождение. М., 1995

145. О человеческом в человеке. М., 1991

146. Общество и человек. СПб., 1991

147. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991

148. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М., 1991

149. Основные тенденции и проблемы философии XX века. М., 1992

150. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987

151. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997

152. Парсонс Т. Человек в современном мире. М., 1885

153. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980

154. Пинт A.A. Понимание себя. Введение в практику самоисследования. М., 1999

155. Подорога В.А. Метафизика ландшафта: коммуникативные стратегии в философской культуре XIX XX в,в. (Киркегор, Ницше, Хайдеггер). М., 1993

156. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальттерапия. Контуры теории и практики. М., 1997

157. Попова Н.Г. Французский постфрейдизм. М., 1986

158. Постмодернизм и культура. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1993. ХеЗ

159. Почепцов Г. Тоталитарный человек: очерки. Киев, 1994

160. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6

161. Природа человека и социализм. С., 1991

162. Проблема человека в западной философии. М., 1988

163. Проблема человека в истории науки и философии. Л., 1990

164. Проблема человека и гуманитарная наука. Новосибирск, 1988

165. Проблемы философской антропологии и философии культуры. Екатеринбург, 1999

166. Психоанализ и культура. М., 1995

167. Психология индивидуальных различий Тексты. М., 1982

168. Психология личности: новые исследования. М., 1998

169. Психология личности. Тексты. М., 1982

170. Психология человеческой деструктивности. Минск, 1999

171. Психология эмоций. Тексты. М., 1984

172. Пухликов В.К. Человек и общество. М., 1990

173. Разумовский О.С. Социальный аллармизм // Полигнозис. 1999, № 2

174. Райх В. Анализ характера. М., 2000

175. Райх В. Психология масс и фашизма. М., 1997

176. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб. 1994

177. Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995

178. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2

179. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994

180. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. М, 1989

181. Рубинштейн СЛ. Человек и мир i i Проблемы общей психологии. М., 1976

182. Руководство по предупреждению насилия над детьми. М., 1997

183. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. М> 1991

184. Русский эрос или философия любви в России. М., 1991

185. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985

186. Рыбаков Н.С. Методологический аспект идеи цельного человека (мультидисциплинарный подход: pro et contra // Полигнозис. 1999. № 1

187. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). М,, 1994

188. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991

189. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М., 1994

190. Сафронов И.А. Человек и космос в истории культуры, СПб., 1993

191. Сафронов И.А. Философские проблемы единства человека и природы. СПб., 1992

192. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990

193. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995

194. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984

195. Социальная философия в конце XX века. М., 1991

196. Социально-философские проблемы человека. М, 1987198. Социо-Логос. М., 1991

197. Страсти человеческие. Эрос. М., 1998

198. Страх. Страсти человеческие. М., 1998201. Сумерки богов. М., 1989

199. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977

200. Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994

201. Тарасов К,Е., Кельнер М.С. "Фрейдо-марксизм" о человеке. М., 1989

202. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991

203. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987

204. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996

205. Теория и экология разума. Тюмень. 1992

206. Титова Л.Н. Человек нечеловек i i Славяноведение. 1995. № 2

207. Трофимова И.Н. Универсальные эволюционные признаки как основа анализа человеческой природы // Наука Урала. 1993. № 15

208. Тоффлер Э. Футурошок. М., 1999

209. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире. М., 1987

210. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: о философии поступка. Л., 1990

211. Утопия и утопическое мышление. М., 1991

212. Факторы развития человеческой субъективности. Л., 1989

213. Фаркаш Л. Экзистенциализм, структурализм и фальсификация человека. М., 1977

214. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995

215. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М,, 1996

216. Феномен человека: Антология. М, 1993

217. Философия М.Хайдеггера и современность. М., 1991

218. Философия человека: традиции и современность. М., 1991

219. Философия человеческой воли и деструктивности: Шопенгауэр, Ницше. М., 1996

220. Философская антропология: историко-философский анализ. Екатеринбург, 1997

221. Философские основания исследования эволюции живой природы и человека. Владивосток, 1990

222. Фильдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996

223. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995

224. Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997

225. Франкл В. В поисках смысла. М., 1990

226. Французская философия и эстетика XX в. М., 1995230. Фрейд 3. Либидо. М., 1996

227. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989

228. Фрейд 3. Психология "Я" и защитные механизмы. М., 1993

229. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998

230. Фромм Э. Догмат о Христе. М., 1998

231. Фромм Э. Душа человека. М., 1998

232. Фромм Э. Ради любви к жизни. М., 2000

233. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998

234. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск, 1997

235. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996

236. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997

237. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. М., 1990

238. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

239. Хайдеггер М. Мысли, постулаты, афоризмы, философские интерпретации, тезисы. Минск, 1998

240. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9

241. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991

242. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992

243. Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992

244. Хомич И.И. Человек как живая система. Минск, 1989

245. Хонин С,М. Индивид как субъект жизнедеятельности. Куйбышев, 1990

246. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993

247. Хюбшер А. Мыслители нового времени. М„ 1994

248. Человек в зеркале наук. СПб., 1993

249. Человек и безумный мир. М., 1992

250. Человек и духовность. Рига, 1990

251. Человек и его природа. М., 1991

252. Человек и его ценности. М., 1988

253. Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. М., 1990

254. Человек и мир. Тюмень, 1997

255. Человек: индивидуалист и индивидуальность, Екатеринбург, 1995

256. Человек как живая система. Минск, 1989

257. Человек как объект философского и социогуманитарного познания. Владивосток, 1988

258. Человек как философская проблема: Восток Запад. М., 1991 263. Человек. Культура. История. Саратов, 1993

259. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М„ 1995

260. Человек: образ и сущность. М., ИНИОН, 1990

261. Человек: опыт комплексного исследования. Владивосток, 1998

262. Черняева Г.В. Человек в аддиктивном пространстве // Полигнозис. 1999. № 1

263. Шамшурин В.И. История культуры и проблема человека II Историко-философский ежегодник. М., 1993

264. Шаповалов В.Ф. "Восстание масс" по-российски // Свободная мысль. 1993. № 12

265. Шаповалов В.Ф. Человеческая внерациональность и свобода личности // Свободная мысль. 1994. № 1

266. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997

267. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992

268. Шевченко А.К. Культура. История. Личность: введение в философию поступка. Киев, 1991

269. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994

270. Шестов JL Апофеоз беспочвенности: опыт адогматической философии. Л., 1991

271. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994

272. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М., 1996

273. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

274. Это человек: Антология. М., 1995

275. ЮнгК.-Г. Архетип и символ. М., 1991

276. Юнг К.-Г. Конфликты детской души. М., 1995

277. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994

278. Юнг К.-Г. Психологические типы. М., 1997

279. Юнг К.-Г. Феномен духа в истории и науке. М., 1992

280. Юнг К.-Г. Человек и его символ. М., 1996

281. Юм Д. Трактат о человеческой природе. В 2-х т. М., 1995

282. Ямпольский М.Б. Демон и лабиринт. М., 1996

283. Ямпольский М.Б. Память Тересия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993

284. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии, М., 1974

285. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991