автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Человек в арабской культурной традиции и киноискусстве

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Сулейман Ахмед Абид Ахмед
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Человек в арабской культурной традиции и киноискусстве'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Сулейман Ахмед Абид Ахмед

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАССМОТРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

1.1. Антропологическое измерение арабской культурной традиции.

1.2. Человек в культуре доисламской Аравии.

1.3. Зарождение ислама и изменение представлений арабов о месте и роли человека в мире.

1.4. Смысл человеческого существования согласно исламскому вероучению (парадигма исламской духовности).

1.5. Женщина в арабской культурной традиции.

1.6. Проблема человека в современной арабской культуре.

ГЛАВА ВТОРАЯ.

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В АРАБСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ.

2.1. Кинематография как культурное явление арабского мира: история и современность

2.2. Пространство повседневности в кинематографе арабских стран.

2.3. Система образов в арабском киноискусстве.

2.3.1. Героические образы.

2.3.2. Образ женщины.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Сулейман Ахмед Абид Ахмед

Актуальность исследования. В сложном комплексе проблем, связанных с культурой любого общества, важное место занимает проблема культурологического осмысления личности.

Социально-историческое развитие общества обусловливает взаимодействие личности и социальной среды, определяет изменения в образе жизни народа и его культуру. Образ жизни человека формируется под воздействием географической (природной) среды и социальных условий, хозяйственной деятельности, языка, верований, обычаев, антропологического типа и этнического самосознания.

Аспекты исследования личности привлекают внимание различных специалистов: историков и социологов, педагогов и политологов, культурологов, литераторов, кинематографистов и представителей других профессий.

Особый интерес представляет рассмотрение человека в системе арабской культуры. Арабский регион, по праву, считается одним из центров зарождения мировой цивилизации, и его социально историческое развитие во многом определило эволюцию мировой культуры.

Специфика арабской культуры состоит в том, что она создавалась многими народами. Начиная с существования Арабского Халифата, культура арабов представляет собой процесс освоения, переоценки и творческого развития наследия культур различных народов. Значительный вклад в арабскую культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Средней Азии, Ирана, Закавказья).

Сегодня арабская культура рассматривается как комбинация нескольких культурных общностей, включающих разные арабские страны, тесно связанные друг с другом единой культурной историей, исламской традицией и арабским языком. Ее главным объектом является человек. Она является традиционной, обладает высокой степенью единства, основанного на религиозном фундаменте, моноцентрической, авторитарной и канонической. Путь к совершенству, указанный в сакральных текстах, пролагался через усвоение нравственных ценностей: добра, красоты, милосердия, веры, представляющих собой ценности общечеловеческой культуры. В то же время, с конца 20 века, в связи с поисками национальной идентичности, на Востоке повсеместно усилились неотрадиционалистические тенденции, стремления вернуться к основоположениям традиционной исламской культуры и опираясь на них, разрешить проблемы духовного и материального развития арабского мира.

Под влиянием научно-технического прогресса традиционализм утрачивает свои позиции в общественной жизни, но значительно медленнее - в жизни семьи и личности.

Современная социально-культурная ситуация в арабском обществе вызывает определенный конфликт традиционного и нового, затрудняет формирование общественного сознания, поиски идеала, ценностно-ориентирунующего социальное и личное поведение.

Изменения в арабском общественном сознании обусловили изменения отражения личности в различных художественных формах и образах -произведениях искусства, в том числе наиболее массовом виде искусства -кинематографе арабских стран. Для современного развития и культурологического осмысления роли кинематографа в формировании общественного сознания, приобретает особую актуальность анализ системы образов человека в киноискусстве, избранный темой данного диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Большое значение при изучении роли человека в арабской культуре имеют работы российских историков и культурологов: О.С. Акимушкина, П.А. Грязневича, Б. С. Ерасова, А.В.Журавского, М.С. Кагана, Л.Когана, А.Е. Крымского, Б.Б. Пиатровского. М.Б. Пиатровского, С.М. Прозорова, Е.А. Резвана, М. Степанянца, С.А. Француз ова и западных исследователей: И. Гольдциера, Г.Э. фон Грюнебаума, А. Массэ.

Философское и культурологическое осмысление личности в арабских странах получило свое развитие благодаря работам ал-Газали, Абу Хамида, Касима Амина, Хишама Ибн Мухаммеда аль-Калби, Хасана Ибрахима Хасана, Рифаа ат-Тахтави, Амина Османа, Мухаммеда Абдо, Бей Мохаммеда Эссада.

Проблема отражения человека в арабском киноискусстве изучена значительно слабее. Для понимания и осмысления общих закономерностей развития арабского кино использовались работы как арабских, так и российских ученых. Из наиболее значительных работ последнего времени, близких к теме диссертации, наибольший интерес представили две монографии: аль-Хашими Мухаммеда Али «Личность мусульманина в том виде, который стремиться придать ей ислам с помощью Корана и Сунны» (М.,2000) и Т.С. Царапкиной «Кино Алжира» (М.,1986). Первая монография дает исчерпывающее представление о месте и роли личности в современном арабском обществе и общественном сознании. Вторая работа по глубине анализа и насыщенности фактическим материалом остается до сих пор незаменимым источником для изучения алжирского кинематографа до 1990-х годов.

Ценный фактический материал, необходимый для анализа данной темы, почерпнут диссертантом из арабской и российской периодической печати. Этот вид источников поистине незаменим при рассмотрении вопросов развития арабского киноискусства, не получивших достаточного отражения в специальных монографических изданиях и публикациях.

В ходе работы над проблемой изучено несколько кандидатских диссертаций, близких к теме данного исследования. Среди них диссертации: Хайя Джеллуль «Личность в документальном фильме» (М.,1981); Сайхи Жоррия «Роль экранной публицистики в социальном развитии Алжира» (М.,1985); Мухаммеда Салика Мохи ад-Дина «Экранизация литературных произведений и ее роль в становлении и развитии сирийского киноискусства» (М.,1985); Мохаммеда Мерей аль-Фаруха «Проблема героя и социальной среды в египетском и сирийском кино» (М.,1985); Абдеррахмана

Хасен-Льхаджа «Рождение кинематографа в Алжирской Народной Демократической Республике и пути его развития (на материале художественных фильмов)» (М.,1977); Алладина аль-Шаара «Документальный фильм и его роль в социально-политическом и культурном развитии Сирии» (М.,1983); Аббаса аль-Шалаха «Роль документального кинематографа в арабском национально-освободительном движении» (М.,1976).

Анализ изученных источников показал, что проблема личности в арабском киноискусстве не исследовалась в культурологическом аспекте, абсолютное большинство работ выполнено в период 1970-80-х годов и поэтому страдают чрезмерной идеологизированностью. Отличительной чертой публикаций арабских исследователей и кинокритиков Абу-Ганима, Абу-Али, Дааса X., Наджиха X. и др. является присущая всем в большей или меньшей мере определенная субъективность суждений и оценок событий, а также большой диапазон различий в подходах при освещении проблемы образа человека. Авторы в большинстве случаев не связывают эти вопросы с развитием арабской культуры в целом. Результаты исследований, проводимых с различных позиций, трудно сопоставимы, остается не изученными взаимосвязь и взаимовлияние культурных традиций, нравственного сознания и арабского кино.

Цель исследования: выявление типологических особенностей образа человека в арабской культуре и арабском киноискусстве.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить специфику осмысления личности в доисламской арабской культуре.

2. Проанализировать изменения представлений арабов о роли и месте человека под воздействием исламского вероучения.

3. Рассмотреть проблему человека в условиях современной арабской культуры.

4. Оценить значение арабского кинематографа как культурного явления.

5. Выявить и проанализировать систему образов арабского кинематографа.

Объектом исследования является арабская культура, рассматриваемая как сочетание культур арабских страны, тесно связанных друг с другом единой культурной историей, исламской традицией и арабским языком.

Предметом исследования - специфика рассмотрения человека в арабской культуре и его отображения в кинематографе арабских стран: Алжир, Египта, Иордании, Ливана, Марокко, Палестины, Сирии, Туниса.

Методологические основы и методы исследования.

Методологической основой данного диссертационного исследования является принцип историзма, то есть рассмотрение явлений в их историческом развитии и во взаимодействии с социально-политическими и культурными процессами. Были использованы историко-культурологический, историко-сравнительный, системно-функциональный подходы к изучению культурного процесса и арабского кинематографа, при которых приоритетным становится рассмотрение арабской культуры как функционирующей системы, позволяет сопоставить уровень эволюции и произошедшие изменения, определить тенденции развития в ближайшей перспективе. Предмет и задачи исследования обусловили использование комплекса методов: теоретического и сравнительно-исторического анализа; морфологического, проблемно-тематического методов при изучении печатных источников и кинематографических материалов.

Научная новизна работы состоит в следующем: выявлена специфика осмысления личности в доисламской арабской культуре; проанализированы изменения представлений арабов о роли и месте человека под воздействием исламского вероучения; рассмотрена проблема человека в условиях современной арабской культуры; показано значение арабского кинематографа как культурного явления; сопоставлено место и роль человека в арабской культуре и арабском кинематографе; проанализирована система образов арабского кинематографа; показана эволюция образа человека в арабской культуре и его отображение в арабском киноискусстве.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее содержание может быть использовано для изучения арабской культуры и кинематографии, рассматриваться в качестве основы для подготовки учебных пособий и специальных проблемно-тематических курсов по проблеме человека в арабском искусстве и кинематографии для высших учебных заведений гуманитарного профиля.

Источниковая база исследования. Для изучения арабского киноискусства использованы объекты, характеризующие кинематографический процесс: фильмы, отклики режиссеров и зрителей, зафиксированные в печати. Для выявления публикаций по теме (статей режиссеров, критиков, дискуссий литературных материалов для кинофильмов) использовались журналы: «Два экрана» (Тунис), «Кино и театр» (Бейрут), «Кино и жизнь» (Амман), «Иорданское кино» (Амман), «Жизнь театра» (Дамаск), «Искусство кино» (Москва).

В целом, при выполнении работы использовались публикации о специфике арабской культуры и киноискусстве на русском и арабском языках, а также 19 игровых и 7 документальных фильмов иорданских, палестинских, египетских, алжирских, тунисских и сирийских режиссеров. Отбор фильмов обусловлен двумя факторами: выразительностью художественных образов для игрового кино; ярким индивидуальным решением материала для кинодокументалистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Принцип соответствия представлений об идеале человека духу исторической эпохи и культурной общности арабского мира. Этот принцип определяет специфику образов человека в арабском киноискусстве.

2. В арабском киноискусстве нашли свое воплощение новые образы идеалов человека: пророка - ал-инсан ал-камил, совершенного человека; труженика, способного работать не только на себя и свою семью, но и для всей исламской общины (уммы); интеллектуала: поэта, мыслителя, философа, оратора; семьянина - мужчина-отец, женщина-мать.

3. Концепция периодизации развития арабской культуры и кинематографа, обусловливающая специфику формирования образа человека в арабском киноискусстве. Эта концепция базируется на двух положениях.

1) Образ человека, сложившийся в арабо-мусульманской традиции и арабском кинематографе, трансформируется в зависимости от политических установок в переосмыслении исторической реальности и философско-эстетических взглядов режиссеров. Он выражается в создании и поддержании: мифологемы героев различных типов; неоклассического подхода в создании образов мужчины и женщины, отразившегося в выделении специфики мужского и женского в любви, признании возможности разграничения любовных и брачных отношений; представлений о реальности, в которой живет человек, посредством рассмотрения образов повседневности.

2) Особенности кинематографической трактовки женских образов, обусловлены глобальными экономическими, политическими, социально-культурными изменениями арабского общества периода модернизации. Изменения легитимизировали трансформацию культурных стереотипов и детерминировали тенденции индивидуализации и личностной самореализации женщины, возможность ее профессионального самовыражения.

Апробация исследования. Основные результаты исследования были изложены в выступлениях на методических семинарах Независимого русско-арабского центра культуры в Санкт-Петербурге при Библиотеке Академии Наук (11-14 мая 1999, 13-15 мая 2000, 10-12 мая 2001); в докладах на российских аспирантских конференциях в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств (20 апреля 2000 года, 8 апреля 2001 года); в

10 сборниках «Проблемы культуры и искусства» Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2000, 2001г.г.); журнале «Человек и Вселенная» (2002 г.№ 4(14), №5 (15).

Цель и задачи исследования обусловили структуру диссертации, которая включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, включающий 161 источник и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Человек в арабской культурной традиции и киноискусстве"

Заключение

Теоретический анализ литературы по предмету исследования, а также предпринятый автором количественный и качественный анализ национальных арабских кинематографий позволили автору выдвинуть концепцию периодизации развития арабского кинематографа, на основе которой далее рассматривалась эволюция образа человека в арабском кинематографе.

Достаточно давно и прочно в арабскую кинематографию вошел образ героя. Идеал араба-язычника, нашедший свое отражение в арабской литературе, в дальнейшем с приходом ислама трансформировался в образ борца за дар-ал-ислам - воина ислама. Этот образ подвергся искажениям в евро-американской традиции и стал восприниматься как образ бездумного фаната и экстремиста. Предпринятый в данном исследовании анализ истории национальных кинематографий позволил выделить общие черты, присущие образу героя в арабском кинематографе.

В первую очередь, недостатки телевизионных сериалов религиозного содержания, предлагаемые арабскому зрителю, состояли в поверхностном взгляде на историю ислама, в попытках использования неразвитых чувств арабских народов в коммерческих целях. Разумеется, такая низкопробная телепродукция ничего общего не имела с творческим самовыражением авторов и могла принести только вред в деле нравственного воспитания зрителей. В этих условиях возникло осознание того, что религия должна более гибко подходить к осознанию преимуществ, присущих кинематографу как виду искусства. Современный подход исламистов нового направления определяет кинематограф как одно из важнейших средств массовой информации. Соответственно, перед арабским кино встала идеологическая задача сформировать и вложить в общественное сознание понятие «современная исламская культура». Таким образом, арабский кинематограф конца XX века характеризовался принципиально новыми качественными подходами, выражающимися в серьезных попытках в плане философского осмысления жизни, воспитания художественного вкуса зрителей, формирования патриотического отношения к общеарабским проблемам.

Прежде всего, следует отметить, что кинематограф продолжает арабскую поэтическую традицию понимания героического, которая также имеет дело с мифологемой героя. В наиболее концентрированном виде поэтическое представление о героях дают фильмы религиозной тематики, т.е. фильмы об истории ислама, либо о событиях и исторических фактах на основе религиозно-исторических трудов. Таким образом, очертив круг проблем истории и задав в определенной степени парадигму их анализа, историко-религиозные фильмы оказали значительное влияние на последующее осмысление исламской исторической традиции.

Вторым аспектом героического выступает рассмотрение образа героя в историко-революционных фильмах, представленных в основном документальным кинематографом арабских стран. Автор считает, что в арабском общественном сознании сложилась тесная связь между вождями и массами, которые, обожествляя своих лидеров, творили из них героев (король Иордании Хусейн бен Талал, йеменский лидер Абдель Фаттах, палестинский лидер Ясер Арафат, иракский лидер Саддам Хусейн и др.). По подобию традиционного сознания массовое сознание оказалось склонным наделять героев такими сверхчеловеческими качествами, которыми не обладал реально ни один индивид. Основные механизмы формирования мифов массового сознания, которые нацелены на возвеличивание фигур вождей и кумиров массового общества, в кинематографе реализовывались через обращение к массам, апелляции к стойкому стремлению массового сознания не принимать жесткие организационные реалии современного общества. Таким образом, миф о герое выступал формой мягкого насилия над разумом, вынужденного отступать черед натиском мифотворческой машины.

Автор считает, что формируемую арабским кинематографом мифологему героя можно понимать как устойчивую, хранящуюся в социальной памяти архетипическую форму, в которую как бы «отливается» деятельность каждого нового историческою героя, что и позволяет ему соответствовать общепринятому героическому статусу.

Средствами кино подчеркивается, что ритуал почитания героя имеет изначально религиозное происхождение. В ритуале почитания выражается не просто восхищение конкретной личностью или ее деяниями, но проявляется поистине религиозное отношение к герою, как к существу высшему, сверхчеловеку, полубогу. На примерах культа личности Хусейна бен Талала, Абдель Фаттаха, Ясера Арафата и Саддама Хусейна автор делает вывод, что такое почитание имеет характер «светской религии». Ритуал почитания героя-вождя и в Йемене, и в Ираке, и в Иордании, и в Палестине, с одной стороны, имел опору «снизу», в самих массах, а с другой стороны, он активно и сознательно насаждался «сверху», причем инициатива здесь исходила от самих вождей и окружавшей их политической верхушки. Формирование мифологемы героя в массовом сознании было связано с приданием облику вождя семейных, родовых характеристик и стиранию формальных, бюрократических черт. Вождь становится отцом народа, его прародителем. Кинематографисты вырабатывают соответствующие речевые обороты и обращения, в которых на первый план выходят личностные, патриархальные титулования. Герой массовою сознания, особенно тоталитарный вождь, обладает подчеркнуто выраженными национальными характеристиками. Тем не менее, если требуется, герой приобретает наднациональные свойства. Этими и подобными им чертами он заявляет о своей божественной природе, о своеобразной надмирности, трансцендентности по отношению к земле, на которой протекает жизнь остальных людей.

Исходя из вышесказанного, автор счел целесообразным предложить в работе классификацию мифологемы героя, нашедшую отражение в арабском кинематографе.

Во-первых, мифологема героя пророческого типа. На основе этого мифологического стереотипа героизация образа достигается переносом на зрителя всех значимых характеристик величайшей мудрости святых, пророков, вождей (вождей-реформаторов и вождей-революционеров), чьи деяния и афористичные высказывания выступают основным смысловым стержнем фильмов.

Во-вторых, исходя из аналогий, заимствованных из античности, автор выделяет мифологему героя прометеевского типа. Образ героя-труженика появляется только в исламский период, т.к. в исламе труд стал признаком святости и благочестия. Кроме того, ислам ввел новый ценностный смысл в жизнь араба-мусульманина — богатство. Богатство приобрело значение только с момента развития городов и в период ислама - однако не как богатство отдельного индивида, а как богатство всей общины (уммы). Героизация труда собирает вокруг него всех безликих и безымянных тружеников, сливая их судьбы, чувства и помыслы в едином прометеевском порыве.

В-третьих, мифологема героя геркулесова типа. Ряд неигровых фильмов арабских режиссеров провоцирует в массовом сознании «поиск врага». Фильмы палестинских режиссеров Мишеля Халифи, Джебриля Авада, Мустафа Абу Али реализовывали установки на прямое воздействие, на агитацию зрителей. «Информационная» кинодокументалистика рождает реакции агрессии — возмущение и гнев, потребность найти виновных и рассчитаться с ними. При всем многообразии тем и жанров палестинского документального кино очевидно тяготение к одному стержневому образу Ясера Арафата как воплощению судьбы народа-изгнанника и борьбы за право на родину. Благодаря ей массовое сознание соглашается с практикой массового насилия, «переваривает» отчуждающую суть террора, воспринимая реальную жизнь как постоянную борьбу с чудовищами. Героизация террора закрывает массам глаза на то, что террору нет оправдания. Она ведет их вопреки голосу собственного разума к согласию с тем, что террор творится ради осуществления объективных законов природы и истории.

Еще один образ, сформировавшийся в арабской культуре - образ семьянина. Абсолютная закрытость интимно-семейного мира в исламской традиции способствовала возникновению только тех образов, которые доступны для стороннего наблюдателя - мужчина-отец, женщина-мать. Автор считает, что и сфера женского, и сфера мужского одинаково наполняют и составляют архетипический пласт повседневной жизни. Однако женский персонаж имеет больше возможностей реализовать свое право на для-себя-бытие, чем мужской. Женщине приписаны функции, исполняемые как в публичной сфере, так и частной. Для-себя-бытие, реализуемое через материнство и в рамках домашнего очага связано, одновременно, со служением и допущением других в свое частное пространство. Для женщины очевидна система поощрений и наказаний, в зависимости от исполнения ею социокультурного контракта. Бытие-для-себя мужского персонажа тяготеет либо к негативно оцененному в-себе-бытию, либо к пустоте. Для самореализации ему остается лишь сфера подвига или ее трансформированный вариант - служение, что выталкивает мужчину из сферы частной в пространство публичной жизни.

Следует отметить, что женские образы в арабском кинематографе развивались в соответствии с распространенными в арабском обществе на том или ином этапе его развития представлений о месте женщины и ее социальном статусе. По этой причине наиболее интересной и наименее изученной в арабской кинематографии темой выступает тема женских образов, тесно взаимосвязанная с социальным статусом женщины в арабском обществе. В то же время анализ ряда фильмов арабских режиссеров позволяет автору сделать вывод, что демократизация арабского общества в 1970-1980-е годы внесла существенные изменения в статус арабской женщины, которая оказалась вытолкнутой в пространство публичной жизни. В арабском кинематографе указанного периода отразились те глобальные экономические, политические, социально-культурные потрясения, которые переживало арабское общество и которые непосредственно влияли на характер отношений между полами. Так, в эмоционально-чувственной сфере возникали следующие проблемы: происходила ломка традиционной системы половой стратификации, ослаблялась поляризация мужских и женских социальных ролей, ослабевали культурные запреты хиджаба против телесной привлекательности, расширялись границы словесной дозволенности. Тем не менее, автор отмечает, что в арабском обществе не произошло анархизации половой морали, приведшей в американо-европейской культуре к случайным связям, обесцениванию сексуальной близости, феномену коммерческого эротизма, порнографии, проституции. Кинематографисты арабских стран изображали мотивы вступления в близкие отношения героев, ограничиваясь намеками и перенесением действия в другое помещение. Тем не менее, совершившиеся перемены привели к социальному изменению мужских и женских ролей и трансформациям культурных стереотипов любовных отношений в арабском обществе конца 1980-х годов. Образы мужчины - кормильца и покровителя и женщины - жены, матери, иждивенки - ушли в прошлое. Новые стереотипы поставили любящих мужчину и женщину в положение как бы равных (хотя половой диморфизм никуда не исчез) и изменили формы их любовного поведения по отношению друг к другу.

Вероятно, анализ образов человека в арабском кинематографе мог быть более полным, однако в рамках кандидатского исследования невозможно с достаточной полнотой и глубиной осветить все вопросы, связанные с формированием системы образов человека в кинематографе.

Диссертационное исследование открыло достаточно острые и интересные вопросы, связанные с дальнейшим развитием кинематографа арабских стран, решение которых, безусловно, представляет отдельную проблему. Исследование является, по сути, первым этапом предполагаемой большой работы в исследовании закономерностей развития арабских кинематографий в целом и в формировании концепции развития кинематографа королевства Иордания в частности.

Таким образом, основными итогами диссертационного исследования стали:

1. Принцип соответствия сложившихся образов человека в культуре арабского мира духу исторической эпохи и культуросообразности арабского мира, в основе которого:

У образ героя как характерный для абсолютного большинства культур, но имеющий в арабской культуре свою специфику; особая этика отношения к богатству и специфика трактовки образа труженика; специфика легитимизации образа интеллектуала в арабо-мусульманской культуре; образ семьянина (мужчина-отец, женщина-мать) как единственно доступный для стороннего наблюдателя при абсолютной закрытости интимно-семейного мира в исламской традиции.

2. Концепция периодизации развития арабского кинематографа, которая обусловливает специфику формирования образа человека в арабских кинематографиях, базирующаяся на:

1) положении об отражении образов человека, сложившихся в арабо-мусульманской традиции, в арабском кинематографе и их трансформации в зависимости от политических установок в переосмыслении исторической реальности и философско-эстетических концепций режиссеров, выразившихся в создании и поддержании: мифологемы героев различных типов (пророческого, прометеевского, геркулесова); неклассического подхода в создании визуальных образов мужчины и женщины, отразившегося в выделении специфики мужского и женского в любви, признании возможности разграничения любовных и брачных отношений, возникновении второго мощного стереотипа — феминного; представлений о реальности, в которой живет человек, посредством рассмотрения образов повседневности и, в частности, образа смерти как базовой экзистенциальной проблемы, репрезентированной в кинематографическом процессе.

2) положении об особенностях кинематографической трактовки женских образов, обусловленных глобальными экономическими,

156 политическими, социально-культурными изменениями арабского общества периода модернизации и легитимизировавших трансформацию культурных стереотипов, которые детерминировали тенденции индивидуализации и личностной самореализации, возможность профессионального самовыражения женщины.

Автор считает, что материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, являются базой для изучения вопросов развития арабского кино в целом и кинематографии королевства Иордания в частности. Материалы диссертации могут также послужить основной для подготовки учебных пособий и специальных курсов для высших учебных заведений гуманитарного профиля по истории арабского искусства и кинематографии.

 

Список научной литературыСулейман Ахмед Абид Ахмед, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абдулматид Абдулкадер Развитие этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама (на примере Йеменской Республики): Дисс.канд.пед.наук / Абдулмагид Абдулкадер; СПбГАК. СПб.,1995.-205 с.

2. Абдыжапарова Б. С. Ислам и национальное сознание: Автореф.канд.филос.наук / Б. С.Абдыжапарова; РАУ. -М., 1994. 18 с.

3. Абикеева Г.О. Взаимодействие культур Запада и Востока в современном кинопроцессе: Автореф.канд. искусствоведения /Г. О.Абикеева; ВГИК. -М.,1990.-24с.

4. Алани Махмуд Сайд Документальное кино в системе средств массовой информации Палестины (1957-1990 гг.): Автореф.дисс.канд.филол.наук / Алани Махмуд Сайд; МГУ. М., 1992. - 22 с.

5. Антее П. Ислам в современном мире / П. Антее // Ислам и этническая мобилизация; Под ред. М.И.Губогло. М.,1998. - С.25-60.

6. Артановский С. Н. Некоторые проблемы теории культуры / С. Н. Артановский; ЛГИК. -Л., 1977. 83 с.

7. Арухов 3. С. Экстремизм в современном исламе / 3. С. Арухов; ДГУ. -Махачкала, 1999. 88 с.

8. Атаев Т. Особенности религиозной психологии верующих мусульман и тенденции ее эволюции: Автореф.д.филос.наук / Т.Атаев; МГУ. -М.,1992.-63 с.

9. Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства / В. В. Бартольд; МГУ-М., 1992.- 141 с.

10. Ю.Бей Мохаммед Эссад. Магомет / Бей Мохаммед Эссад; СПбГУ. СПб., 1999. - 306 с.

11. П.Бердяев Н. А. Смысл истории / Н. А.Бердяев. М.: Мысль, 1990. -173 с.

12. Богданова О. А. Иррационализм А. Шопенгауэра // О. А. Богданова // Введение в историю мировой философии; Сб. нач. тр.; РГУ Ростов н/Дону,1999. - С. 253-277.

13. Богданова О. А. Мировоззренческие корни кризиса личности в современной секуляризованной культуре Запада / О. А. Богданова // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2001. - №2. - С. 154167.

14. Н.Богданова О. А. Философия Г.В.Ф.Гегеля / О.А. Богданова // Введение в историю мировой философии: Сб.науч. тр.; РГУ. Ростов н/Дону,1999. -С. 216-252.

15. Бочаров М. Д. Общечеловеческие ценности личности / М. Д. Бочаров.

16. М.:Наука,1992. — 68 с. 16.3.Брак и супружество в исламе: Пер. с араб. // Наш Дагестан. 1993. -№162.-С.1-12.

17. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1973. -283 с.

18. Вахонина О. В. Мерные характеристики повседневности: Автореф. дисс. .канд.филос.наук / О. В. Вахонина; РГУ. Ростов-на-Дону, 1997. -24 с.

19. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория / В. Б. Власова// Филос.науки. 1980.- № 4.- С.30-39.20.ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере: Избр. главы / Абу Хамид ал-Газали.- М.: Наука, 1980.- 376 с.

20. Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы)/ И. Гольдциер. М., 1938. - 138 с.

21. Гончарова Н.Э. Образ человека в философии З.Фрейда/ Н.Э.Гончарова; Автореф.канд.филос.н. -М.,2001. -35 с.

22. Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего Востока / С. Н. Григорян. М.Наука,1966. - 311 с.

23. Грюнебаум Г. Э.фон. Классический ислам: Очерк истории / Г. Э.фон Грюнебаум .- М.:Наука,1986 214 с.

24. Грязневич П. А. Развитие исторического сознания арабов (VI-VIII вв.) / П. А. Грязневич // Очерки истории арабской культуры V-XV вв.-М.:Наука,1982.- 440 с.

25. Губин В. Д. Философская антропология / В. Д.Губин, Е. П.Некрасова. -М.: Наука,2000. 217 с.

26. Гуманистические традиции в исламской культуре: Сб.ст./ Сост. Н. Якубова; МГУ. М., 1994. - 32 с.

27. Гумилёв JI. Н. Этногенез и биосфера Земли / JI. Н. Гумилёв. М.:Наука, 1994.- 289 с.

28. Гуревич П. С. Проблемы целостности человека / П. С. Гуревич // Личность. Культура. Общество. 2001. Вып.7. - С.76-87.

29. Гуревич П. С. Философская антропология / П. С. Гуревич. — М.:Наука,2000. 319 с.

30. Гусейнов А. А. Турецкое кино: история и современные проблемы / А. А. Гусейнов. М.:Гл.ред.вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1978. - 205 с.

31. Гучетль Г. И. Процессы демократизации на арабском востоке: пример Туниса и Сирии: Автореф. дисс.канд истор. наук / Г. И. Гучетль; РАН. -М.,1998.-23 с.

32. Джеллуль Хайя. Личность в документальном фильме Автореф дисс.канд. искусствоведения / Джеллуль Хайя; ВГИК. М.,1981. -28с.

33. Древний мир: Энциклопедический словарь. М.:Центрполиграф, 1998. -301 с.

34. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б. С. Ерасов. -М.: Наука, 1999.-327с.

35. Ерасов Б. С. Социальная культурология / Б. С.Ерасов. Ч.1.- М.Аспект-пресс, 1994.- 380 с. - (Обновление гуманитарного образования в России).

36. Емельянов В. В. Древний Восток и арабский мир: к постановке проблемы / В. В. Емельянов // Россия и арабский мир: научные и культурные связи. -Вып.8. СПб.,2001. - С.8-17.

37. Ерасов Б. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки /Б.С.Ерасов.-М.:Наука,1982.- 280 с.

38. Ерофеев Н. А. Английский колониализм в середине XIX века: Очерки / Н. А. Ерофеев. -М.: Наука,1977. 215 с.

39. Живительный дух ислама / Центр Культуры мира и ненасилия им. Кунта-Хаджи (ЮНЕСКО). М.: Стилистика,2000. - 448 с.

40. Жоррия Сайхи. Роль экранной публицистики в социальном развитии Алжира:Автореф.канд.филол.наук / Жоррия Сайхи; МГУ. — М.,1985. — 24с.

41. Журавский А. В. Христианство и ислам: Социокультурные проблемы диалога / А. В. Журавский.- М.: Наука, 1990.- 128 с.

42. Ибрагим Махмуд. Экранная публицистика и национально-освободительная борьба курдского народа: Автореф дис.канд. филол.наук. / Ибрагим Махмуд; МГУ. М.,1989. - 20с.

43. Ибрагим Тауфик Камель Мусульманская священная история: От Адама до Иисуса: Рассказы Корана о посланниках Божиих / Камель Ибрагим Тауфик, Н.В. Ефремова. М.:Ладомир, 1996. - 392 с.

44. Иконникова С. Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. Л.:Лениздат, 1987.-205 с.

45. Ионова А.И. Современный ислам, человек и общество / А. И.Ионова, А. К.Султангалиева, П. С.Юсупов. М.:3нания, 1991. - 63 с.

46. Иордан М. Исламизация культуры как воплощение этических идеалов ислама / М. Иордан // Ислам и этническая мобилизация; Под ред. М.И.Губогло. М.,1998. - С.61-69.

47. Ирмияева Т. Ю. История мусульманского мира. От Халифата до Блистательной Порты./ Т. Ю. Ирмияева- Екатеринбург: Урал, 2000.289 с

48. Ислам: вопросы истории, культуры и философии: Сб. науч.тр./Духов. упр. Мусульман Ниж.Новгорода. Н.Новгород: Изд.-во Нижегор.ун-та,1995. -134 с.

49. История Древнего мира. Древний Восток./ Под. ред. А. Н. Бадак. М.: ACT, 2000. - 367 с.

50. История мировой культуры / Под ред. Марковой А. Н. М.Наука, 1995. -248 с.

51. Каресли Мухаммед. Противоречия развития кинематографа и пути формирования национальной актерской школы: Автореф. дис.канд.искусствоведения / Мухаммед Каресли; ВГИК. М.,1985. -20с.

52. Касим Амин. Новая женщина: Пер. с араб. / Касим Амин. СПб.: СП6ГУД912. - 87 с.56.аль-Кахтани Мухаммед Ахмед Муаббар. Женщина на мировом рынке рабынь: Пер. с араб./ Мухаммед Ахмед Муаббар аль-Кахтани. — М.: БАДР,1998. 29 с.

53. Коран: Репринт.изд.- Т. 1,2.- М.:Дом Бируни, 1990.-1169 с.

54. Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах / А. В.Коровиков. М. Наука, 1990. - 162 с.

55. Крепость мусульманина: Из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне / Собр. и подгот. Сайд Бин Али Син Вахф аль Кахтани. -4-е изд. М.: Рос. Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим»,2000. -252 с.

56. Круглов Д. Н. Повседневность как предмет философской рефлексии: Автореф.дисс.канд.филос.н. / Д. Н. Круглов ; СПбГУ. СПб., 1996. - 20 с.

57. Крымский А. Е. История мусульманства / А. Е. Крымский — М. Наука, 1903.-112 с.

58. Культура в странах Азии и Африки: Сборник. М.: Наука, 1989. - 94 с.

59. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. -М., 1998.-217 с.

60. Левин 3. И. Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX начало XX в.) / 3. И. Левин // Арабские страны: Очерки по истории общественной мысли народов Востока. - М.:Наука,1973.1. С.86 96.

61. Лэйн Э. У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века / Э. У. Лэйн. М.: Наука, 1982. - 152 с.66.аль-Мадхали Раби Хади. Мудрость и логика в методах призыва пророков к Аллаху / аль-Мадхали Раби Хади; Пер. с араб. Э.Кулиева. М.: БАДР,2000. - 151 с.

62. Максуд Рукайа. Ислам=Ыат / Рукайа Максуд; Пер. с англ. В.Новикова. - М.:Гранд,1999. - 302 с. - (Грандиозный мир).

63. Максуд Стивен. К свету: Молодой мусульманин в поисках истины / Стивен Максуд. СПб.: Библия для всех, 1999. - 115 с.

64. Мансуров А. Н. Влияние ислама на духовную культуру народов (социально-философский анализ): Авторефю дис.канд.филос.наук: / А. Н.Мансуров; Ташк. Гос. ун-т. Ташкент, 1991. - 18 с.

65. Массэ А. Ислам: очерк истории / А. Массэ. М.:Наука,1962.-191 с.

66. Милославский Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире / Г.В. Милославский. М.:Наука,1991. - 189 с.

67. Мотаххари Шахид Мортеза. Божественное откровение и пророческая миссия / Мотаххари. Шахид Мортеза М.: Посольство ИРИД 998. - 96 с.

68. Мохи ад-Дин, Мухаммед Салик. Экранизация литературных произведений и ее роль в становлении и развитии сирийского киноискусства: Автореф дис.канд.искусствоведения / Мохи ад-Дин Мухаммед Салик; ВГИК. -М.,1985.-27с.

69. Мусави Лари Западная цивилизация глазами мусульманина: Пер. с англ. / Мусави Лари, Сайид Муджтаба;БГУ -Баку:Б.и.,1992. 212 с.

70. Мухаммед ибн Джамиль Зину. Столпы ислама и веры / Мухаммед ибн Джамиль Зину. М.: Наука, 1994. - 78 с.76.аль-Омар Абдель-Рахман Бин Хаммад. Ислам/ аль-Омар Абдель-Рахман Бин Хаммад. Майкоп: кн. из-во1994. - 93 с.

71. Панкратьев В.В. Феномен суверенной личности (социально-философский анализ): Автореф. дис.канд.филос.наук / В. В.Панкратьев; ВСГПУ -Улан-Удэ,2001. 23 с.

72. Панова В. Ф. Жизнь Мухаммеда / В. Ф.Панова, Ю. Б. Бахтин. -М.:Политиздат, 1990. 495 с.

73. Пиотровский М. Б. Коранические сказания / М. Б. Пиотровский. -М.:Наука,1991. 176 с.

74. Резван Е.А. Исследования по терминологии Корана: сура, 'абд ('ибад, 'абид) Аллах., умма 16:121/120 / Е. А. Резван // Проблемы арабской культуры. Памяти академика И. Ю.Крачковского. - М.Наука,1987. - С. 219-231.

75. Резван Е. А. ал-Куран / Е. А. Резван //Ислам: Энцикл. словарь,-М.:Наука,1991,-С.141-144.

76. Сайд Нурси Бадиуззаман. Вера и человек: Двадцать третье слово, двадцатое письмо / Сайд Нурси Бадиуззаман; Пер. с тур. М.Гтамимдарова. СПб.: Б.и.,1998. - 91 с.

77. Саидбаев Т. Об исламе и мусульманах: Ответы д.филос.н., проф. Т.Саидбаева на вопросы читателей газеты «Ислам менбере» / Т. Саидбаев. -М.: Б.и.,1998.-78 с.

78. Современный ислам в диалоге культур: Тез.докл. междунар.ислам. конф., 19-20 апр.1996. Н.Новгород: Нижегород. Гуманит. Центр,1966. - 172 с.

79. Соколова И. Н. Первые арабские поэтессы, писательницы и журналистки / И. Н. Соколова // Россия и арабский мир. Вып.5. - СПб., 1999. - С.119-125.

80. Справочник по исламу / Сост. Х.А.Дулдаева, В.К.Гилязов. Саратов: Приволж.кн.изд-во,1998. - 64 с.

81. Степанянц М. Гуманистическая традиция в мусульманской культуре / М. Степанянц // Гуманистические тетради. 1994.- № 1.- С.24-32.

82. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л. Р. Сюкияйнен. М. :ИГПАН, 1997. - 44 с.

83. Темиржанова X. Р. Имам Хазрят-Али; Хадиджа и Ислам / X. .Р. Темиржанова. Черкесск: КЧРИКПО,2(ЮО. - 87 с.

84. Тесля С. Н. Опыт аналитики повседневного / С. Н. Тесля. М.: Изд-во МГУ, 1992.-229 с.

85. Тухтиева Г. Т. Ислам и общечеловеческие ценности / Г. Т. Гухтиева // Культура и образование. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции аспирантов и студентов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1995. - С. 15-17.

86. Тухтиева Г. Т. Этика Корана. // Культура, человек, образование. Тезисы докладов международной конференции; МГУ М., 1996. - С. 27-30.

87. Тухтиева Г. Т. Образ Пророка Мухаммеда в мусульманской культуре / Г. Т. Тухтиева // Вопросы философии и культурологии: Сборник научных трудов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. - С. 41.

88. Тухтиева Г. Т. Библия и Коран о смысле человеческого бытия / Г. Т. Тухтиева // Человек в философско-культурологическом измерении Материалы республиканской научно-теоретической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998. С. 51-52.

89. Фирдоуси Мухаммед. Секс и ислам / Фирдоуси Мухаммед. 2-е изд. -Казань: Туган Тел,1993. - 27 с.

90. Фрилинг Р. Христианство и ислам: Духовное борение человечества на пути к самопознанию:Пер. с нем / Р.Фрилинг. М.:Энигма,1997. — 134 с.

91. Хайбуллов А. Р. Ислам и реальность / А. Р.Хайбуллов.- Чебоксары: Чувашия, 1998.-58 с.

92. Ханиф Сюзан. Что должен знать каждый об исламе и мусульманах/ Ханиф Сюзан ; Пер. с англ. Д.Б.Пальца. Киев:Молодь, 1998. -236 с.

93. Харисова JI.A. Религия мира и добра/ Л.А.Харисова. Казань: Магариф,1999. - 126 с.

94. Хассан Ахмед Мохамед. Киноискусство развивающихся стран: тенденции, пути развития (на материале кино Африки и арабских стран): Автореф. дис.канд.искусствоведения / Хассан Ахмед Мохамед; ВГИК. -М.,1977.-35 с.

95. Хассан Хусейн Хамид. Право на жилище и безопасность в Исламе /

96. Хассан Хусейн Хамид ; Пер. с англ. Т.Жемковой. Новосибирск: Экор,1996.- 14 с.

97. Хассан Хусейн Хамид. Право на равенство в Исламе / Хусейн Хамид Хассан; Пер. с англ. Т.Жемковой. Новосибирск: Экор,1996. - 15 с.

98. Хассан Хусейн Хамид. Право на социальную защиту в Исламе / Хусейн Хамид Хассан; Пер. с англ. Т.Жемковой. Новосибирск:Экор, 1996. -47 с.

99. Хассан Хусейн Хамид. Право на труд в Исламе / Хусейн Хамид Хассан; Пер. с англ. Т.Жемковой. Новосибирск: Экор,1996. - 30 с.

100. Ходжаева С.А. Укрепление прогрессивных тенденций в киноискусстве Азии и Африки 60-70-х годов: Автореф. дис.канд. .искусствоведения / С. А. Ходжаева;ВНИИК. М., 1980. - 21 с.

101. Хузина А.Б. Роль народной педагогики в семейном воспитании детей // Народная педагогика основа воспитания / А Б. Хузина / ЮЛУ. -Казань, 1993. - С.56-58

102. Царапкина Т.С. Кино Алжира / Т. С. Царапкина. М.:Искусство,1986. -157 с.115. аль-Шаар, Алладин. Документальный фильм и его роль в социально-политическом и культурном развитии Сирии: Автореф дис.канд. филол.н. / аль-Шаар, Алладин; МГУ. М.,1983. - 23с.

103. Шюон Ф. Понять Ислам / Ф. Шюон // Вопр.философии. 1994. - №7-8.- С.131-138.

104. Щученко В. А. К вопросу о культуросозидаюгцей роли национальных традиций //Стиль и традиция в развитии культуры: Сб. научн. тр. -Л.:ЛГИК,1989,- С.52-62.

105. Якан Фатхи. Ислам: идеи, движения, перемены / Якан Фатхи. -М.-Наука, 1992.- 59 с.

106. Абу-Ганима X. Ал-накд ас-синема'и ал-араби = Арабская кинокритика.- Амман: Иорданский киноклуб, 1983. 170 с.

107. Абу-Ганима X. Ат-тахарри ал-ильми лиль-синема ал-урдинийе = Исследование иорданского кино. Амман: Иорданский киноклуб, 1984. -240 с.

108. Абу-Ганима X. Ал-амтилет ал-нуму ас-синема'и = Образцы развивающегося кино. Амман: Иорданский киноклуб, 1988. - 105 с.

109. Абу-Ганима X. Филистин уа ан-наддара ас-синема'ийа = Палестина и кинематографический взгляд. — Дамаск: Арабская лит-ра,1983. 112 с.

110. Абу-Али М. Ал-мушкиля ал-филистинийа фи ас-синема ал-арабийа. =

111. Палестинская проблема в арабском кино. — Бейрут: Арабская организация исследований и печатных изданий, 1980. 150 с.

112. Абу-Зейд А. Ан ас-синема = О кино//Арабский журнал. 1995. - С.44.

113. Абу Наср ал-Фараби. Рас ал-хикм = Основы мудрости. Каир, 1982.-117с.

114. Аиша Теймур. Натаидж ал-ахвал фи-л-аквал ва-л-афал = Результаты обстоятельств в высказываниях и действиях. Каир, 1305 г. х. (1887/88).

115. Амин Осман. Раид ал-фикр ал-масри. Ал-имам Мухаммед Абдо = Избранные мысли египтянина. Имам Мухаммед Абдо. Каир, 1955.

116. Амин Ахмед. Камус ал-адаб уа ал-такалид ал-масрия = Словарь литературы и египетского фольклора. Каир, 1963. - 403 с.

117. Афиф Абдульфаттах Табара. Рох ад-дин ал-ислами = Дух исламской религии. Бейрут,1988. - 74 с.

118. Бинт Ишати. Ниса ин-наби алейхи ас-салату уа ас-салам = Жены Пророка. Каир: Дар ал-хилял, 1950. - 67 с.133. ал-Газали. Китаб ихйа улум ад-дин = Книга возрождения наук о вере. -Б.и.,1971. 109 с.

119. Дааса X. Ал-афлям ал-мухимма фи ас-синема ал-арабийа уа а-синема ал-ал'ямийа = Выдающиеся кинофильмы арабского и мирового кино. -Ар-Рай, Амман, 1983. 18 с.

120. Зейдан, Джирджи. Та'рих адаб ал-луга ал-арабийа = Историялитературы на арабском языке. Т.4. Изд. 3-е. Каир, 1937. 314 с.

121. Ибн Араби. Тафсир ал-Куран. Каир, 1317 г.х.

122. Ал-Кессан Ж. Ас-синема фи ал-а'лям ал-араби = Кино в арабском мире.- Дамаск: Культура, 1982. 125 с.

123. Каресли, Мухаммед. Ал-фильм ал-джадид у а ал-мадда ал-кадим. — Новые фильмы, старые идеи // Жизнь театра (Дамаск). 1982. - №19.

124. Касим Амин. Тахрир ал-мар'а = Освобождение женщины. Каир, 1899.

125. Мейй. Вар да ал-Иазиджи. Каир, Б. г. — 92 с.

126. Мухаммад Абд ал-Гани Хасан. Шаира ар-риса' ва адвар ал-гина' Аиша ат-Теймурийа = Аиша Теймурийа — создательница лирической и элегической поэзии // ал-Хилал. Каир, ибрил 1974.

127. Мухаммед Абдо. Ал-джузин ал-хамис тафсир ал-кур'ан ал-хаким = Часть пятая толкования священного Корана. Египет, 1328 хиджры (1950).- 168 с.

128. Мухаммед Катаб. Манага ат-тарбийа ал-исламийа = Методика исламского воспитания. -4.1. Бейрут; Каир: Дар ал-широк, 1983. — 116 с.

129. Мурувва X. Ан-нузат ал-маддийа фи-л-фалсафа ал-арабийа ал-исламийа = Материя в арабской исламской философии. Т. 1,2. -Бейрут, 1978-1979.

130. Наджих X. Шахсийат ал-марра'а фи ас-синема = Образ женщины в кино. ар-Рай, Амман, 1987. - 77 с.

131. Рифаа ат-Тахтави. Тасниэ ал-заххаб ас-сафи. = Извлечение чистого золота. Дамаск, 1979. - 180 с.

132. Ат-Таййр Р. Ал-мадина фи ас-синема ал-арабийа = Город в арабском кино. Бейрут: Арабская организация исследований и печатных изданий, 1987. - 79 с.

133. Аль-Фарух, Мохаммед Мерей. Мабад'э ал-мушкеля уа ал-батал фи ас170синема ал-масри'а. = О сущности героя и конфликта в египетском фильме. // Кино и театр (Бейрут). 1976. - №8. - С.14-26.

134. Аль-Фарух, Мохаммед Мерей. Ал-бахс ан-манабэ ал-адаб ас-синема'и ал-тиджари фи маср уа сурийа. = В поисках истоков кинодраматургии египетского и сирийского коммерческого фильма. // Кино и театр (Бейрут). 1977. - №11. - С. 21-25.

135. Хасан Ибрахим Хасан. Тарих ал-ислам ас-сияси уа ад-дини уа ат-такафи уа иштима'и = Политическая, религиозная социально-культурная история ислама. Каир, 1974. - 307 с.

136. Хишам Ибн Мухаммед аль-Калби. Китаб ал-аснам. = Книга об идолах. Бейрут, 1991. - 129 с.

137. Шукерийа И. Мушкелят ал-хуррийа = Проблема свободы. Каир: Мактабат Мыср,1985. - 230 с.

138. Kister М. J. Studies in Jahiliyya and Early Islam / M. J Kister. London, 1980.-204 p.

139. Niewenhuijze С. A. O. van. The Qur'an as a factor of Islamic Way of Life. / C. A Niewenhuijze. Delhi, 1963. - 98 p.

140. Wall W. M. Islamic Philosophy and Theology / W. M Wall.- Edinburgh, 1962.-321 p.

141. Wall W. M. Bell's Introduction to the Qur'an: completely revised and enlarged / W. M Wall. Edinburgh, 1970. - 243 p.