автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Д.А. Ровинский и его коллекция офортов Рембрандта в контексте коллекционирования и реставрации произведений графики

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Шишкова, Елена Григорьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Д.А. Ровинский и его коллекция офортов Рембрандта в контексте коллекционирования и реставрации произведений графики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Д.А. Ровинский и его коллекция офортов Рембрандта в контексте коллекционирования и реставрации произведений графики"

На правах рукописи УДК 762 2 • 7 073

Шишкова Елена Григорьевна

Д. А. РОВИНСКИЙ И ЕГО КОЛЛЕКЦИЯ ОФОРТОВ РЕМБРАНДТА В КОНТЕКСТЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ (XVIII XX в.в.)

Специальность 17 00 04 - изобразительное и декоративно- прикладное

искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Пет ербург 2007

003175678

На правах рукописи УДК 762 2 7 073

Шишкова Елена Григорьевна

Д. А. РОВИНСКИЙ И ЕГО КОЛЛЕКЦИЯ ОФОРТОВ РЕМБРАНДТА В КОНТЕКСТЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ (ХУШ-ХХ в.в.)

Специальность 17 00 04 - изобразительное и декоративно- прикладное

искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 2007

Работа выполнена на кафедре русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И Е Репина

Защита состоится « 9 » ноября 2007 года в 11 00 часов на заседании Диссертационного совета К 212 221 01 Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А Л Штиглица по адресу 191028, Санкт-Петербург, Соляной пер, д 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А Л Штиглица

Автореферат разослан «¿р» октября 2007 г

Научный руководитель кандидат искусствоведения, профессор

Алешин А Б

Официальные оппоненты доктор искусствоведения,

профессор Нарышкина Н А

кандидат искусствоведения Прохоренко Г Е

Ведущая организация

Государственный русский музей

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат искусствоведения, профессор

Мошков В М

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования.

Коллекция офортов Рембрандта и его учеников, собранная выдающимся русским коллекционером XIX века Дмитрием Александровичем Ровинским (18241895), была завещана Императорскому Эрмитажу Это наиболее полное из сохранившихся в мире частных собраний офортов великого мастера и его учеников, насчитывающее 968 работ Это также редкий образец художественной коллекции, отразившей многие характерные черты эволюции коллекционирования, знаточества, консервации и реставрации гравюр в Западной Европе и России в период с ХУШ по XX века Владельческие надписи и монограммы, оставленные ка обороте офортов, отражают бурную историю собирательской и научной жшни, сложившейся вокруг гравюр Рембрандта за четыре столетия Состояние офортов (то, в каком виде они дошли до нас) помогает оценить деятельность коллекционеров с точки зрения их вклада в развитие способов хранения гравюр

Основой для написания данной работы явился международный проект ЮНЕСКО «Изучение и консервация коллекции офортов Рембрандта из собрания Эрмитажа», проведённый в Рейксмузеуме (г Амстердам) в 1997 году российскими и голландскими учеными, хранителями и реставраторами Работа с коллекцией Д. А Ровинского позволила впервые рассмотреть офорты Рембрандта комплексно не только с точки зрения их художественной и исторической ценности, но также с позиции их ценности как носителей истории коллекционирования, знаточества и сохранения гравюры в Западной Европе Это позволило также впервые установить степень влияния европейской традиции на российскую практику и исследовать отличительные черты развития этих направлений в России в период с XVIII по XX век

Изучение данной темы в период экономических и политических реформ, осуществляемых сегодня в России, весьма своевременно Анализ опыта ДА Ровинского-одного из выдающихся российских коллекционеров и меценатов

второй половины XIX века - может стать ориентиром в деле сохранения национального культурного достояния и становления благотворительной деятельности в России в переходный период конца XX начала XXI веков

Степень изученности проблемы»

В имеющейся литературе пока не сложилось комплексного подхода к изучению коллекции офортов1 Рембрандта, собранной Д А Ровинским Поэтому при написании данной работы были использованы издания, которые могут быть условно разделены по тематике на следующие группы- историко-искусствоведческая литература, руководства, пособия и научные статьи о коллекционировании, консервации и реставрации гравюры, архивные материалы

До конца 80-х годов XX века, единсивенным значи 1 сльным исследованием этой коллекции был каталог с примечаниями самого Д. А Ровинского. Вплоть до 60-х годов XX века упоминания о коллекционировании офортов встречались лишь в отдельных статьях его друзей и соратников, в частности, В Я Адаркжова, А П Новицкого Интерес к деятельности Ровинского и его коллекции возобновился только в 60-е годы, когда вышла статья Е И Смирновой «Вклад Д А Ровинского и Н С Мосолова в изучение Рембрандта» (1960 г), где впервые были приведены архивные документы, связанные с особым завещанием коллекционера о передаче

собрания офортов Рембрандта в Императорский Эрмитаж

В 1970-90-е годы О Б Врасская , О С Острой, А Г. Сакович писали о

трудах и собирательской деятельности Д А. Ровинского, делая акцент на коллекции русской гравюры В 2003 году вышел сборник статей («Венок Ровинскому»), где авторы включили в научный оборот новые сведения о коллекционере Отдельные сведения о коллекционировании гравюр в России и вкладе Д А Ровинского в эту область содержатся в исследованиях С А Овсянниковой и И В Саверкиной В последние годы появились публикации хранителя коллекции (Р Г Григорьева), где приведены новые интересные сведения, касающиеся атрибуции офортов Рембрандта, а также истории их

1 Гравюра ■ вид графического искусства (изображение, выполненное на бумажной основе) Офорт - техника гравюры на металле, относящаяся к разряду глубокой печати (инталио)

приобретения

Изучение данной коллекции с необходимостью предполагало анализ исторического контекста коллекционирования, сохранения и реставрации гравюры, однако, предметом отдельного исследования эта проблематика в отечественной литературе пока не выступала Поэтому были учтены разработки, в той или иной мере затрагивающие вопросы консервации и реставрации гравюры Одним из базовых выступило исследование Е С Черниной, посвященное истории развития реставрации документов С учетом того, что реставрация станковой живописи всегда являлась лидером в реставрационной области, а реставрация графики зарождалась на базе уже существовавших подразделений реставрации, диссертант опирался на исследование А Б Алешина «Реставрация станковой живописи в России Развитие принципов и методов», где содержится обширный библиографический материал, а также документы о ключевых событиях в развитии реставрационного дела в России

Важное значение для данного исследования имели архивные материалы, освещающие жизнь, собирательскую и научную

деятельность Д А Ровинского Это документы, хранящиеся в архиве Государственного музея изобразительного искусства им А С Пушкина (фонд № 27), а также материалы, связанные с передачей коллекции офортов Рембрандта в Императорский Эрмитаж и хранящиеся в архиве Государственного Эрмитажа (фонд № 29)

Кроме того, в работе были использованы документы из Отдела письменных источников Государственного исторического музея (фонд № 440), Российского государственного архива литературы и искусства (фонды № 2338, 637), из Отдела рукописей и эстампов Российской национальной библиотеки (фонды № 76, 124), материалы из Российского государственного исторического архива (фонды № 1574,1086, 789,986, 1405, 986)

В ходе работы были изучены редкие издания, находящиеся в Отделе рукописей и эстампов Российской национальной библиотеки, в научной

библиотеке Академии художеств, в Отделе редкой книги Государственной библиотеки Российской академии наук, в Отделе манускриптов и эстампов научной библиотеки Научно-исследовательского института Поля Гетги (г Лос-Анжелес, США), а также в Отделе манускриптов Британской библиотеки (г Лондон, Великобритания)

Объект исследования: деятельность Д А Ровинского как коллекционера и исследователя гравюры; история формирования и хранения коллекции офортов Рембрандта, собранной Д А Ровинским и хранящейся в собрании Государственного Эрмитажа

Предмет исследования: комплексное изучение собранной Д А Ровинским к-о и лекции офортов Рембрандта не только с точки зрения ее художеивенной и исторической ценности, но также и как носителя информации об эволюции коллекционирования, знаточества, сохранения и реставрации гравюры в Европе и России на протяжении ХУШ-ХХ веков

Цель исследования: на основании отечественных и зарубежных научных и литературных источников, а также архивных материалов осуществить комплексное изучение коллекции офортов Рембрандта, собранной Д А Ровинским, включить ее в контекст истории коллекционирования, знаточества, консервации и реставрации гравюры в Европе и России в период с XVIII по XX века

Задачи исследования:

- Осветить деятельность и подчеркнуть рольД А Ровинского в области

коллекционирования и изучения офортов Рембрандта, а также оценить его вклад в развитие коллекционирования, знаточества, реставрации в России и, в частности, в развитие отечественной теории превентивной консервации.

- Изучить состав коллекции офортов Рембрандта из собрания Эрмитажа с точки зрения их художественной ценности и на этом основании ввести коллекцию в исторический контекст коллекционирования, знаточества и реставрации в России,

- На основе всестороннего обследования состояния офортов Рембрандта

проследить традиции старой европейской реставрации ХУ1-Х1Х веков, показать влияние европейской практики на процесс возникновения и развития реставрации гравюры в России в ХУШ-ХХ веках

- Показать современную европейскую и отечественную практику изучения, консервации и реставрации офортов Рембрандта, учитывающую вклад Д А Ровинского как коллекционера и исследователя

Хронологические границы основной части диссертации охватывают период с середины XVIII до конца XX века, который характеризуется возросшим интересом к памятникам культуры и искусства, активным развитием коллекционирования и возникновением реставрационной практики в России Изучение путей развития отечественного коллекционирования и консервации, а также анализ причин возникновения реставрации гравюры в России продиктовали необходимость обращения к европейской традиции, что значительно расширило на отдельных страницах работы хронологические рамки исследования (с конца XVI то XX век)

Источниками исследования являются: коллекция офортов Рембрандта, собранная Д А. Ровинским и находящаяся в собрании Государственного Эрмитажа; научные и литературные источники, посвященные творчеству Рембрандта, исследования и архивные материалы, касающиеся деятельности Д А Ровинского как коллекционера и ученого, руководства, пособия и научные статьи о коллекционировании, хранении и реставрации гравюры

Методология и методика исследования включает в себя сравнительно-исторический, искусствоведческий, технико-технологический методы анализа В основе диссертации лежат исследовательские методики, апробированные как отечественными, так и зарубежными специалистами в области истории и теории искусства

Положения, выносимые на защиту:

- Исторический анализ многогранной деятельности Д А Ровинского как коллекционера, знатока гравюры и рембрандтоведа позволяет проследить эволюцию способов хранения и подходов к реставрации гравюры в России в

период с XVIII по XX века

- Исследование коллекции А Д Ровинского способствует уточнению степени влияния европейской традиции на развитие коллекционирования, знаточества и реставрации в России в период с XVIII по XX века

- Коллекция офортов Рембрандта, собранная Д А Ровинским, выступает уникальным свидетельством художественной и исторической ценности офортов, поступавших в Россию из зарубежных источников, демонстрирует значимую роль Д А Ровинского в каталогизации данного материала

- Изучение коллекции офортов Рембрандта раскрывает новые грани влияния европейской традиции на развитие отечественного коллекционирования, знаточества и реставрации в России с XVIII по XIX века, фиксирует существенные различия европейской и российской практики

- Современная отечественная и европейская практика активно учитывает опыт Д А Ровинского в деле изучения и консервации гравюры

Научная новизна исследования:

- Впервые на примере офортов Рембрандта из коллекции Д А. Ровинского была предпринята попытка комплексного рассмотрения гравюрного собрания в контексте деятельности тех, кто коллекционировал, изучал, хранил и реставрировал гравюры на протяжении ХУ1-ХХ веков

- В процессе работы удалось собрать, проанализировать и обобщить сведения, касающиеся влияния европейской традиции на коллекционирование и хранение гравюры в России Х\ТН-ХХ веков.

- Впервые была прослежена история создания Д А Ровинским каталога-резоне, посвященного офортам Рембрандта и его учеников

- На основе изучения собирательской и научной деятельности Д А Ровинского, а также анализа его каталога-резоне, впервые был определен вклад этого исследователя в развитие теории превентивной консервации гравюр в России второй половины XIX века

- Впервые в российской исследовательской практике отражена связь истории и

теории реставрации и консервации гравюр в России с европейской традицией XVI-XIX веков

Практическая значимость работы.

Исследование этой темы, ранее не изученной в отечественной и международной искусствоведческой практике, позволит расширить знания в области истории коллекционирования, знаточества, консервации и реставрации гравюр в России XVIII-XX веков Предлагаемая автором условная периодизация эволюции реставрации гравюры в странах Западной Европы, России и Северной Америки даёт возможность определить временные рамки, обусловленные качественными изменениями в методах сохранения и реставрации гравюр

Материалы работы пополняют представление об истории коллекционирования и хранения гравюр в России XVIII-XX веков, что позволяет им стать основой для продолжения исследований в этой области Кроме того, результаты данной работы могут быть использованы при написании учебных пособий и чтении спецкурсов по истории коллекционирования, знаточества, сохранения и реставрации гравюр

Знание международных принципов консервации и методов реставрации гравюр (которые раскрываются в диссертации на базе конкретного материала) важно как для искусствоведов, так и для реставраторов в их практической и исследовательской работе с этим материалом

Апробация и внедрение материалов работы.

Основные положения диссертации изложены в публикациях, а также докладах и сообщениях автора на отечественных и международных конференциях «Sacred Art Heritage- investigations, conservation and restoration 6-TH Triennial Meeting for Baltic States Restorers». Vilnius, Lithuania, 21-23 November (2002); «IV Межнародна науково -практична конференция», Министерство культури мистецгв У крайни, Национал ьний науково-дослидаий ретаврацийний центр Украини Киев (2003), «Эрмитажные чтения памяти Б Б Пиотровского (1908-1990) »

Государственный Эрмитаж СПб (2003), «Книги и книжные собрания История и

судьбы» Государственный Эрмитаж СПб (2003), «Научная конференция,

посвященная итогам научной работы за 2002-2003 г г», Научно-

исследовательский музей Российской Академии хуложеств СПб (2004)^ «The

Object in Context. Crossmg Conservation Boundaries». Contribution in the Munich

Congress 28 August-1 September 2006 The International Institute for Conservation of

Historic an Artistic Works Munich (2006)

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трёх глав,

заключения, библиографии и приложения

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Во Введении даётся обоснование актуальности темы, раскрывается степень

изученности и научной разработки проблемы, определяются предмет, цели и

задачи исследования, хронологические рамки и методология исследования, а

также его научная новизна и практическая значимость, дается характеристика

источников и обзор литературы

Глава 1: «Деятельность Д. А. Ровинского, посвященная изучению и

коллекционированию офортов Рембрандта».

В первом параграфе «Аналитический обзор исследований творчества

Рембрандта-гравера и европейской практики хранения гравюры»

подчеркивается, что изучение деятельности Д. А Ровинского как коллекционера и

научного деятеля предполагает, прежде всего, необходимость исследования

собранной им коллекции офортов Рембрандта и, соответственно, более широкого

выхода как к творчеству Рембрандта-гравера, так и к практике реставрации

европейской гравюры В связи с этим отмечается, что самой значительной работой

по истории каталогизации офортов Рембрандта можно считать исследование Е С.

Левитина «История изучения офортов Рембрандта» Кроме того, изучением

офортов Рембрандта занимались сотрудники Эрмитажа и ГМИИ им. А С

Пушкина, офорты как часть художественного наследия мастера были рассмотрены

в разные годы М В Доброклонским, И. В Линник, Е С. Левитиным, Ю А

Русаковым, Ю И Кузнецовым (однако до конца 1990-х гг никто из авторов не

писал о коллекции А Д Ровинского)

За рубежом интерес к Рембрандту-граверу никогда не угасал Этой теме посвящены многочисленные монографии и исследования Одно из таких изданий («Рембрандт и его мир») принадлежит британскому знатоку и каталогизатору офортов Рембрандта - Кристоферу Уайту, который является также одним из составителей каталога офортов Рембрандта Отдельным изданием вышел еще один каталог, составленный голландским исследователем Карелом Бооном во вступительной статье автор рассмотрел процесс создания офортов через контекст биографии и творческого развития мастера

В диссертации отмечается, что проблема аутентичности офортов Рембрандта всегда выступала ключевой для исследователей его творчества Начиная с 1970-х годов, наметилась тенденция к комплексному рассмотрению офортов художника с использованием различных методов определения их аутентичности Такие подходы стали характерны, например, для исследований голландского учёного Тео Лаурентиуса. Новый ракурс изучения продиктовал необходимость более активного обращения к работам, посвященным истории сохранения и реставрации европейской гравюры С конца 1970-х до начала 1990-х гг американским исследователем Марком Стивенсоном были опубликованы статьи, в которых рассматривалась многие исторические аспекты сохранения и реставрации гравюры В это же время появилась статья британского реставратора Алана Дониторна, посвященная истории развития практических методов реставрации гравюр А в 1997 году за рубежом вышло в свет пособие для реставраторов и хранителей «Old masters print and drawings» - наиболее полное и отвечающее современным требованиям (важно то, что сюда вошли вопросы этики обработки гравюры, спроецированные на период с начала XVIII века).

В России публикаций по хранению и реставрации гравюр не было вплоть до конца XIX века Первое переводное специальное издание И Э Весели «О распознавании и собирании гравюр» появилось в 1882 году, но только в 1930-ом году была опубликована первая подробная инструкция по хранению и реставрации гравюр, основанная на европейской традиции (автор - В Н Крылова) В

Ленинграде известный ученый и реставратор М В Фармаковский написал в 1940-е годы монографию, которая по существу стала базовым курсом лекций для подготовки реставраторов графики Но только во второй половине XX века начали более широко выходить в свет пособия по реставрации и хранению произведений искусства на бумаге в Европе, Америке и России Из отечественных публикаций примечательными стали методические рекомендации по реставрации произведений графики, опубликованные в 1995 году Л Л. Безбородовой, Е А Метлицкой, Е А Костиковой и до сих пор являющиеся единственными в реставрационной практике Что же касается такой области, как этика реставрации, то самым значительным из отечественных исследований можно считать методическое пособие, подготовленное и опубликованное Ю Г Бобровым

На основании осуществленного обзора в диссертации подчеркивается, что сложившаяся исследовательская ситуация демонстрируют актуальность постановки вопроса о необходимости проведения сравнительно-исторического анализа, способного уточнить многообразие практики хранения и реставрации коллекций гравюры. И в этом контексте изучение деятельности Д А Ровинского как коллекционера и исследователя имеет особую значимость

Во втором параграфе «Ровинский Дмитрий Александрович: биография и научная деятельность» показано, что имя Д А Ровинского вошло в историю отечественной культуры, прежде всего, как выдающегося коллекционера и исследователя отечественных и зарубежных гравюр Будучи юристом по образованию и государственным деятелем, он в течение почти пятидесяти лет собирал и изучал русские и западноевропейские гравюры В работе подчеркивается, что изучение этого индивидуального опыта имеет особое значение в ситуации той недостаточной теоретической разработанности многих проблем реставрационной практики, о которой говорилось в предыдущем параграфе

За свою жизнь Д А. Ровинский собрал более ста тысяч гравюр русской и западноевропейской школы Все свои коллекции он завещал в музеи и библиотеки Москвы и Петербурга Русская гравюра (около шестидесяти тысяч листов),

составлявшая большую часть коллекции, была передана в Румянцевский музей в Москве, откуда в 1924 году попала в Государственный музей изобразительных искусств им. А С Пушкина (здесь же хранится архив ученого) Коллекция иностранных портретов была завещана Публичной библиотеке в Петербурге, европейская гравюра и гравированные доски - Академии художеств, офорты Рембрандта и его школы - Эрмитажу

В диссертации далее подчеркивается, что Д А Ровинский был не только выдающимся собирателем гравюр XIX века, но и большим их знатоком Он составил многотомные каталоги гравюр достаточно назвать самые значительные из них «Подробный словарь русских гравированных портретов» (СПб, 1886— 1889) и «Русские народные картинки» (СПб, 1900) В них содержится ценнейшая информация по истории и атрибуции, технике гравюр, а также по их хранению Коллекционирование и изучение офортов Рембрандта и его учеников, несомненно, стало для этого исследователя знаковым в деле формирования исследовательских принципов, которые остались актуальны вплоть до сегодняшнего дня

В третьем параграфе «Труды Д. А. Ровинского, посвященные коллекции офортов Рембрандта и его учеников» на основе конкретно-исторического материала, а также теоретических источников доказывается, что Д А Ровинский внес неоценимый вклад в изучение творчества великого художника, следуя европейской традиции и одновременно используя свой уникальный опыт собирательства и знаточества, он не только собрал, но и научно обработал свою коллекцию

Работа, проведенная по подготовке «Полного собрания гравюр Рембрандта», была начата ученым в начале 1880-х, а закончена в 1890-м году За это время Дмитрий Александрович объездил всю Европу, собирая материал для своего труда В 1890 году им был выпущен на собственные средства каталог-резоне - «Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках 1000 фототипий без ретуши», который включал три тома Атласа с сопроводительным текстом на русском и французском языках и подробный каталог на французском языке

В 1890 году он также подготовил (одновременно) небольшое количество экземпляров Атласа, в которых офорты Рембрандта были расположены в хронологическом порядке по нумерации каталога Чарльза Миддлетона Спустя три года, этот фундаментальный труд дополнился изданием «Полного собрания гравюр учеников Рембрандта и мастеров, работавших в его манере», здесь же было два тома Атласа, куда вошло 478 фототипий без ретуши Д А Ровинский собирался продолжить работу над «Полным собранием гравюр Рембрандта», а также над каталогом гравюр Адриана ван Остаде Им был подготовлен обширный материал для этих изданий, но неожиданная смерть оборвала его планы

В «Примечании» к Атласу Ровинский описал почти все доступные ему коллекции офортов Рембрандта (включая государственные, частные и распроданные). Изучение монограмм и надписей, оставленных на офортах их владельцами, дало возможность Р Г Григорьеву несколько позднее дополнить сведения, изложенные Д А Ровинским в каталоге-резоне

В диссертации формулируется вывод о том, что исторический и исследовательский материал, который был разработан и опубликован ученым на основе изучения коллекции офортов Рембрандта, стал не только значителен в границах изучения творчества великого мастера, но приобрел несомненную ценность для более широкой практики сохранения, реставрации и консервации гравюры

Глава 2: «Из истории формирования и хранения коллекции офортов Рембрандта» В первом параграфе «Исторические особенности формирования коллекции офортов Рембрандта» отмечается, что офорты Рембрандта, начиная с момента их создания (1626-1665 г г), высоко ценились и собирались коллекционерами Западной Европы, России и Америки Известно, что со второй половины XVIII века офорты Рембрандта составляли гордость отечественных гравюрных собраний А В. Олсуфьева, А Р. Томилова, графа Е И Строганова, графа Лобанова-Ростовского, С Н и Н С Мосоловых, Е И и В Е Маковских, П П Семёнова-Тянь-Шанского, и др Однако большинство из этих собраний были

распроданы, только три наиболее значительных частных собрания офортов Рембрандта были завещаны в большие музеи

К сожалению, в переписке Д А Ровинского очень редко встречаются упоминания о приобретении офортов Рембрандта (в отличие от упоминаний о приобретении русской гравюры) Только в письме к Ф Б Лобанову-Ростовскому (1889 год) конкретно говорится о поездке в Вену и Берлин за «Рембрандтами» Из дел «О службе Сенатора Тайного Советника Дмитрия Александровича Ровинского» мы узнаём об отпусках, предоставленных ему для поездок за границу Можно предположить, что именно в это время Д А Ровинский занимался поиском офортов Рембрандта и других гравюр Постоянно принимая участие во всех больших аукционах Европы, он вел переписку с иностранными торговцами эстампами, но хорошо знал и отечественных коллекционеров и при случае покупал офорты у них или их наследников Вся коллекция офортов Рембрандта, по словам В Я Адарюкова, обошлась Д. А. Ровинскому в 500 тысяч рублей

В диссертации далее показано, что основу коллекции Д А Ровинского составляют три больших приобретения офорты из коллекции Генри Уэллисли (1865), из коллекции Пера Сутера-Алексея Томилова (1881), а также из коллекции герцога Баклью (1887-1892)

Первую значительную партию из собрания богослова Генри Уэллесли Д. А. Ровинский приобрёл самостоятельно на парижском аукционе в 1865 году Эта коллекция считалась одной из лучших коллекций своего времени Большинство листов, купленных коллекционером, относится к 1640-ым годам В свою очередь, коллекция Сутера-Томилова составила самую значительную и ценную часть собрания Ровинского (порядка пятидесяти трех высококлассных листов, Ровинский указывает, что собрание Сутера было сформировано до 1770 года и пополнялось до1813 года)

Следующее, не менее важное поступление офортов в эту коллекцию, было осуществлено благодаря приобретению на аукционе (в 1887 году) собрания герцога Баклью В коллекцию вошло одиннадцать офортов из собрания Баклью, в

их числе - редчайший экземпляр. «Портрет каллиграфа Коппеноля (малая доска)», выполненный на размоченном и проваренном пергаменте (1658 год).

Уже в 1892 году (после издания «Полного собрания офортов Рембрандта») в Париже у дилера Юло были куплены шесть эстампов на Библейские сюжеты, а также самый последний офорт - «Автопортрет в мягкой шляпе» из коллекции лорда Эйлсфорда (1893 год)

Более пятидесяти лет, начиная с 1844 года, Дмитрий Александрович Ровинский собирал свою знаменитую коллекцию офортов Рембрандта, которая насчитывает (по описи 1897 года) 686 гравюр великого мастера и 347 листов его учеников В диссертации подчеркивается, что эта коллекция является одним из самых больших в мире сохранившихся частных собраний; уникальность ее заключается уже в том, что она отражает всю полноту состояний (состояние -фиксированная в оттиске стадия работы гравера над доской) офортов Рембрандта

Во втором параграфе «О реставрации офортов Рембрандта в контексте развития старой европейской традиции ХУ1-Х1Х веков» отмечается, что Д А Ровинский нигде не упоминал о реставраторах или реставрации гравюр На основании этого можно сделать вывод, что старая реставрация офортов Рембрандта из его коллекции была выполнена до 1890-х годов в Западной Европе В 1992 году небольшая группа офортов была отреставрирована в Эрмитаже в Лаборатории научной реставрации графики И только в 1997 году усилиями российских и голландских исследователей, хранителей и реставраторов из Государственного Эрмитажа и Рейксмузеума (г Амстердам), был осуществлён международный проект «Изучение, консервация и реставрация офортов Рембрандта и его учеников из коллекции Д А Ровинского»

По обрезанным полям, отбеленной бумаге, дублировочным листам, остаткам клея и старой бумаги на оборотных сторонах офортов, а также по ранним подклейкам, восполненным участкам бумаги и тонировкам, можно сделать вывод, что значительная часть гравюр прошла через руки коллекционеров, торговцев и реставраторов

В работе акцентируется тот факт, что в Западной Европе (в отличие от

России) практическая реставрация прослеживается уже с конца XVI века Как известно, знатоки, дилеры и издатели начали тесно сотрудничать с реставраторами, направляя их профессиональную деятельность в нужное им русло. Реставраторы работали при издательствах, торговых домах и в частных мастерских С конца XVI века в Западной Европе определились три традиции реставрации гравюр, которые развивались одновременно Марк Стивенсон характеризует их так- 1) художник-реставратор, работавший в печатных мастерских при издательствах и дилерских домах 2) коллекционер-реставратор, стремившийся улучшить эстетическое состояние гравюры путем удаления потемнения бумаги, а также замены и восполнения утраченных частей 3) доморощенный реставратор-любитель, увлеченный доступностью и быстротой средств отбеливания

Задача реставратора состояла в том, чтобы, подновив гравюру (сделав починку поврежденных листов или заменив поврежденные участки гравюры и поля), повысить цену на нее В последней декаде XVIII века возросший интерес к коллекционированию гравюры, а также широкое распространение отбеливающих средств явились основанием для развития реставрационного дела О тесной связи коллекционеров, знатоков, дилеров и реставраторов свидетельствует тот факт, что в пособиях по гравюре, составленных знатоками и коллекционерами, впервые появились четко сформулированные руководства по способам сохранения и отдельным методам обработки гравюры Признанным авторитетом среди коллекционеров стал Пьер-Жан Мариэтт, он первый включил главу по реставрации эстампов в изданный им в 1751 году каталог гравюр с произведений Рубенса

На основе исследования коллекции Ровинского в диссертации отмечается, что здесь встречаются образцы ранней европейской реставрации офортов, восходящие ко всем трем традициям Это означает, что старая европейская реставрация сама по себе предстает как ценный исторический объект, требующий анализа и изучения Она по существу является составной частью истории офортов, их коллекционирования и сохранения

Глава 3: «Вклад Д А, Ровинского в развитие теории и практики

хранения и реставрации гравюр в России» В первом параграфе «Традиции коллекционирования, знаточества и сохранения гравюр в России и Запалнои Еврой&й прежде всего, подчеркивается, что если в России гравюра как самостоятельный вид искусства начинает цениться только в XVIII веке в эпоху Петра Великого и, соответственно, практика сохранения гравюры еще не стала известной, то европейская традиция берет начало с середины XV века, когда гравюра стала собираться самими художниками- сначала как модельный и репродукционный материалы, а затем коллекционерами как эстампы

Изменения формы хранения гравюр происходили постепенно с середины XV до середины XVIII века от отдельных листов, наклеенных на картон или дерево, хранившихся в палках, - к многотомным собраниям гравюр, переплетенных в альбомы по темам в Х\Ш веке В период с ХУП по XVIII века формы хранения окончательно сложились наклеенные или сшитые в альбомы гравюры размещались на полках библиотек, хранились в папках либо в коробках (будучи прикрепленные к листам картона или оформленные в паспарту)

К этому времени гравюры подбирались по школам и художникам Такую систему классификации приписывают Пьеру-Жану-Мариэтгу - известному коллекционеру, дилеру и знатоку гравюры (Эта классификация поддерживается и в наше время, но, к сожалению, она же привела к расформированию многих старых коллекций гравюр в ХУШ-ХЗХ веках) Европейская практика коллекционирования, консервации и реставрации гравюры стала основой для российской практики, поскольку в России гравюра как самостоятельный вид искусства определилась только в XVIII веке Во второй половине XVIII века в период правления просветительницы Екатерины Великой в России расцветает коллекционирование европейской гравюры В это время гравюры покупаются за границей целыми собраниями через европейских дилеров, соответственно,

наследуется и европейская традиция сохранения гравюры

Но только в середине XIX века в России, в связи с массовым ростом интереса к коллекционированию предметов старины и искусства, появляются первые переводные руководства и пособия по оеставпаиии и консегтапии тятгт

- - - * * г I----1-----JT

и рисунков Однако следует признать, что их не так много Отечественная практика сохранения и реставрации гравюр в это время в целом продолжает опираться на европейские традиции Из наиболее известных первых переводных руководств по реставрации гравюр стала брошюра Джона Бриона «Подновление старых гравюр, рисунков, чертежей и подклеивание их Предохранение и подновление живописи масляными красками», изданная в России в 1897 году

ТТлаОПАШ/О ПАТГЛ^ПЛЙ finniTTXAmT лппттлфатгт Aim/\nnrfrt л тл»*

lii/^vv/jjv« wpvwiwyui vuxi^viv^iuvxp^DUJit; v 1Ш1, ни рсикш^ацил ipcuoiup

стала актуальна в России среди коллекционеров и художников-граверов

В целом же практика реставрации гравюры в России сильно отличалась от европейской, где традиции формировались на протяжении четырехсот лет, при этом отношения знатоков, дилеров и издателей с реставраторами имели коммерческую основу. В России такие связи не прослеживаются, поэтому можно утверждать, что они были менее крепкими, чем в Европе Объясняется это несколькими причинами прежде всего, тем, что реставраторы гравюр в период с XVHL по начало XX века не были здесь востребованы в той же мере, как реставраторы станковой живописи Кроме того, европейские коллекции реставрировались у себя на родине и прибывали в Россию в хорошем состоянии, а русская гравюра ценилась, скорее, как исторический памятник, цены на нее были невысокими, в то время как реставрация стоила дорого Более тесные узы связывали художников-граверов, коллекционеров, знатоков и торговцев, поскольку они были заинтересованы в создании гравюр, коллекционировании, каталогизации и их продаже Поэтому практически не встречается упоминаний о реставрации гравюр в воспоминаниях коллекционеров, букинистов и антикваров, как это было принято в Европе. Относительно реставрации графических

произведений и, в частности, гравюры, можно утверждать, что до 30-х годов XX века она не выделилась в самостоятельную область реставрации

При этом следует отметить, что в силу иного исторического опыта в России существовали характерные особенности как обращения к европейскому опыту, так и сложения собственных наработок и принципов в практике коллекционирования и хранения Российские коллекционеры и знатоки гравюры в XIX веке в короткие исторические сроки начинают осваивать европейский опыт, привнося в него свои нововведения Тем важнее для нас сегодня опыт отдельных знатоков и коллекционеров гравюры того периода и, в частности, деятельность Д А Ровинского, который в процессе многолетнего коллекционирования и изучения творчества Рембрандта-гравера и других мастеров сформулировал ценные принципы коллекционирования и хранения произведений этого вида искусства

Во втором параграфе «Вклад Д. А. Ровинского в развитие теории и практики превентивной консервации гравюр в России» показано, что значение деятельности Д. А Ровинского в деле развития отечественной науки гравюроведения и рембрандтоведения давно признано. Но никто из исследователей не отмечал его значения в развитии отечественной теории превентивной консервации Между тем, именно Д А Ровинский первым из отечественных коллекционеров гравюры опубликовал в «Подробном словаре русских гравированных портретов» (1889 год) рекомендации по хранению эстампов и повторил их в «Полном собрании гравюр Рембрандта» (в заметке «Как лучше хранить эстампы») Коллекционирование и хранение гравюр великого мастера и его учеников стало во многом для Д.А Ровинского важнейшим основанием и причиной формирования этих принципов и рекомендаций

В «Заметке» Ровинский продолжил устоявшуюся к этому времени традицию европейских коллекционеров и торговцев гравюрами включать в каталоги параграфы о хранении и способах монтирования гравюры Он коснулся таких важных аспектов, как формы хранения гравюры, выбор материалов для паспарту,

влияние температурно-влажносшого режима хранилища на сохранение гравюры, способы превентивной консервации, роль администрации музеев и комиссий в деле сохранения произведений искусства и культуры До него рекомендации по сохранению гравюр встречались лишь в книгах по «домоводству^ для широкого круга читателей, часто заимствованные из зарубежных изданий

В диссертации особое внимание уделяется тому моменту, что с середины XVIII века энциклопедические коллекции были рассеяны и многие листы с гравюрами вырезаны из альбомов для продажи С этого времени для знатоков, коллекционеров и дилеров ценность гравюры стала повышаться за счет ее «истории», выраженной во владельческих надписях, эстампи, монограммах и автографах, определявших ее принадлежность к той или иной коллекции, как правило, располагавшихся на оборотной стороне гравюры На приклеенных к альбомным листам гравюрах эта информация была недоступна, и нередко гравюры извлекались из альбомов с повреждениями Это обстоятельство способствовало перемене способов монтирования гравюр они крепились к альбомному листу, паспарту или листу картона «нагелями» (способы крепления были очень разнообразны)

Надо сказать, что эта область превентивной консервации имеет свою историю, начиная с XVI века К концу XIX века музейщики и частные коллекционеры отдавали предпочтение хранению гравюр в «солендерах» Именно эта форма хранения определила дальнейшее развитие способов монтирования гравюр. Д А Ровинский, следуя одной из традиций, стал прикреплять все офорты Рембрандта «нагелями» к листам «слонового» картона Вся коллекция помещалась в шести папках

После проведения современного проекта превентивной консервации офорты Рембрандта, монтированные в новые паспарту, были помещены в «солендеры», а старые листы картона оставлены на хранение в оригинальных папках Д А Ровинского

В третьем параграфе «Современная мировая практика хранения, консервации и реставрации гравюры» показано, что в первой половине XX века центр реставрации перемещается из торговых и издательских домов в научно-реставрационные лаборатории больших музеев Научное и практическое направления соединяются и определяют ход развития реставрации на последующее столетие Российскую практику отечественные исследователи разделяют на три периода 1917-1923 гг - спасение художественных ценностей России, 1924-1933 гг - сложение основ научной реставрации; 1934-1940 гт -организация мастерских при музеях, где успешно проводится реставрация памятников всех видов В 1950-е годы при крупнейших музеях страны организуются самостоятельные лаборатории реставрации графики

К середине столетия появляются международные центры и институты консервации и реставрации, которые начинают выпускать издания по вопросам исследования и реставрации произведений искусства В 1950 году в Лондоне при Национальной Галерее открывается Международный Институт Консервации (ПС), в 1959 году по решению ЮНЕСКО в Риме создается Международный Исследовательский Центр по Сохранению и реставрации культурных ценностей С 1985 по 1995 годы 1СС1ЮМ организует первые курсы консервации архивных и библиотечных материалов (г Рим, Италия), а также консервации и реставрации произведений искусства на бумажной основе (г Хорн-Вена, Австрия)

С 80-90-х годов XX века начинается третий этап реставрации, который можно условно определить как научно-аналитический. В 1982 году в Америке открывается Институт консервации Поля Гетти, который занимается не только исследовательской работой в области реставрации, но и проводит обучающие программы по повышению квалификации реставраторов

В диссертации анализируется значение международного проекта ЮНЕСКО «Изучение и консервация офортов Рембрандта из собрания Эрмитажа», осуществленного российскими и голландскими учеными в 1997 году. Показано,

что этот проект способствовал актуализации данной темы, изучению ее под новым углом зрения, а гакже новой оценке вклада Д А Ровинского в процесс становления и развития рембрандтоведения, коллекционирования и консервации гравюры в России

В заключении формулируются следующие выводы -ДА Ровинский вошел в историю России как выдающийся государственный деятель, учёный, собиратель гравюр и меценат Международный проект 1997 года, посвященный изучению и консервации офортов Рембрандта из коллекции Д А Ровинского, продемонстрировал актуальность опыта его деятельности для современной отечественной и европейской практики как в области коллекционирования гравюр, так и в области их превентивной консервации.

- Исследование истории формирования и хранения данной коллекции позволяет сделать вывод, что эволюция коллекционирования, знаточества, а также методов сохранения и реставрации гравюр в России XVIH-XIX веков существенно отличается от европейской традиции и имеет свои исторические основания

- Технико-технологический анализ офортов из коллекции А Д Ровинского позволяет более глубоко понять не только особенности техники их исполнения и сохранности, но и описать современные способы улучшения условий хранения гравюры

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

1 Шишкова Е Г Некоторые аспекты этики реставрации коллекций произведений графики. Коллекция офортов Рембрандта Д А. Ровинского (18241895 г.г) из собрания Государственного Эрмитажа // Sacred Art Heritage investigations, conservation and restoration. 6-TH Triennial Meeting for Baltic States Restorers Vilnius, Lithuania, 21-23 November 2002 - Vilnius Preprints Lithuanian Art Museum Pranas Gudynas Restoration Center, 2002 (0,5 п. л )

2 Шишкова E Г Опыт превентивной консервации офортов Рембрандта из коллекции Д А Ровинского, принадлежащих собранию Государственного Эрмитажа. Международный проект ЮНЕСКО-Эрмитаж // Тезисы докладов IV

М1 ждународна науково-практична конференщя Реставращя музейних пам'яток в сучасних умовах. Прблеми та шляхи ix вирппення. - Киев, 2003 (0,2 п. л)

3 Шишкова Е Г Офорты Рембрандта из коллекции Д А Ровинского К проблеме изучения и реставрации (Проект Эрмитаж - ЮНЕСКО) // Течисы докладов Эрмитажные чтения памяти Б Б Пиотровского (14 11.1908-15 Х1990) Государственный Эрмитаж - СПб, 2003 (0,5 п л)

4 Шишкова Е Г. Труды Д А. Ровинского, посвященные его коллекции офортов Рембрандта // Тезисы докладов научной конференции Книги и книжные собрания История и судьбы Государственный Эрмитаж - СПб, 2003 (0,5 п л )

5. Шишкова Е Г Превентивная консервация офортов Рембрандта Коллекция Д А Ровинского из собрания Государственного Эрмитажа /7 Реликвия Реставрация-Консервация-Музеи - СПб, Изд-во ООО «Традиция», Декабрь 2003 -№3 (0,9п л)

6 Шишкова Е. Г Коллекционер Д А Ровинский и офорты Рембрандта из собрания Эрмитажа // Научная конференция, посвященная итогам научной работы за 2002 - 2003 гг. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. - СПб 2004 (0,8 п л)

7. Elena G. Shishkova, Roman G Grigoryev. "Study and Conservation of Rembrandt's etchings in the Rovinsky's collection at the Hermitage" // The Object m Context. Crossmg Conservation Boundaries Contribution in the Munich Congress 28 August-1 September 2006 - London Published by The International Institute for Conservation of Historic an Artistic Works, 2006 (0,2 п л)

8 Шишкова E. Г Анализ библиографических материалов для проекта «Изучение и консервация офортов Рембрандта из коллекции Д А Ровинского» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А Некрасова. Серия исторические науки «Волжский рубеж» - Кострома- Изд-во КГУ им Н А Некрасова, 2007 (0,5 п л)

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Шишкова, Елена Григорьевна

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Д. А. РОВИНСКОГО, ПОСВЯЩЁННАЯ ИЗУЧЕНИЮ И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ

ОФОРТОВ РЕМБРАНДТА.13

§1 Аналитический обзор исследований творчества Рембрандта-гравёра и европейской практики хранения гравюры.13

§2 Дмитрий Александрович Ровинский: биография и научная деятельность.20

§3 Труды Д. А. Ровинского, посвященные коллекции офортов Рембрандта и его учеников.36

ГЛАВА II. ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ КОЛЛЕКЦИИ

ОФОРТОВ РЕМБРАНДТА.50

§ 1 Исторические особенности формирования коллекции офортов Рембрандта.50

§2 О реставрации офортов Рембрандта в контексте развития старой европейской традиции ХУ1-Х1Х веков.61а) «Практическая реставрация» конца ХУ1-ХУШ веков.62б) Развитие реставрационного дела в конце XVIII века.65

ГЛАВА III. ВКЛАД Д. А. РОВИНСКОГО В РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И

ПРАКТИКИ ХРАНЕИЯ И РЕСТАВРАЦИИ ГРАВЮР.70

§1 Традиции коллекционирования, знаточества и сохранения гравюр в

России и Западной Европе.70

§2 Вклад Д. А. Ровинского в развитие теории и практики превентивной консервации гравюр в России.85

§3 Современная мировая практика хранения, консервации и реставрации гравюры.103

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по искусствоведению, Шишкова, Елена Григорьевна

Коллекция офортов Рембрандта и его учеников, собранная выдающимся русским коллекционером XIX века Дмитрием Александровичем Ровинским (1824-1895) была завещана им Императорскому Эрмитажу. Она считается наиболее полной из сохранившихся в мире частных коллекций гравюр великого мастера и его учеников, насчитывающих 968 гравюр. Это собрание также является редким образцом гравюрной коллекции, отражающим все черты эволюции коллекционирования, знаточества, консервации и реставрации гравюр в Западной Европе и России в период с XVIII по XX века. Владельческие надписи, монограммы и эстампи', оставленные на обороте офортов, отражают бурную историю собирательской и научной жизни, сложившейся вокруг гравюр Рембрандта за четыре столетия. То состояние офортов, в каком виде они дошли до нас, помогает оценить деятельность коллекционеров, с точки зрения их вклада в развитие способов хранения и обработки гравюр.

Основой для написания данной работы явился международный проект ЮНЕСКО - Эрмитаж «Изучение и консервация коллекции офортов Рембрандта из собрания Эрмитажа», проведённый в Рейксмузеуме (г. Амстердам, Соединенное Королевство Нидерланды) в 1997 году российскими и голландскими учёными, хранителями и реставраторами. Работа с коллекцией Д. А. Ровинского позволила впервые рассмотреть офорты Рембрандта комплексно: не только с точки зрения их художественной и исторической ценности, но также их значение для истории коллекционирования, знаточества, сохранения и реставрации гравюры в Западной Европе в период с XVI по XX века. Рассмотрение коллекции Д.А. Ровинского под таким углом проводится впервые, что позволило установить степень влияния европейской традиции и отличительные черты развития этой тенденции в России в период с XVIII по XX века.

Вклад Д. А. Ровинского в развитие отечественного искусствоведения давно признан, но никто из исследователей не отмечал его роли в развитии отечественной теории превентивной консервации. Между тем в «Полном собрании гравюр Рембрандта» он, первый из отечественных коллекционеров, опубликовал рекомендации по хранению эстампов, которые отразили основные принципы теории превентивной консервации гравюрных собраний, получившие развитие в 70-е годы XX века. Начиная с этого времени в Западной Европе, Северной Америке и России в связи со строительством современных хранилищ и модернизацией старых хранители и реставраторы занимаются проектами превентивной консервации больших собраний графики. Этические вопросы, которые были затронуты в процессе работы с офортами Рембрандта и отражены в данном исследовании, могут помочь определить хранителям и реставраторам степень их вмешательства в ранее сформированные графические коллекции и правильно выбрать методы их обработки и способы консервации.

Рассмотрение этой темы в период экономических и политических реформ, проходящих в России, актуально и своевременно. Изучение опыта Д. А. Ровинского - одного из выдающихся российских коллекционеров и меценатов второй половины XIX века - может стать ориентиром в деле сохранения национального культурного достояния и становления благотворительной деятельности в России в переходный период конца XX начала XXI веков. Следует отметить, что в имеющейся литературе не встречалось комплексного подхода в изучении коллекции офортов Рембрандта, собранной Д. А. Ровинским.

Объектом диссертации является деятельность Д. А. Ровинского как коллекционера и исследователя гравюры; история формирования и хранения коллекции офортов Рембрандта, собранной Д. А. Ровинским и хранящейся в собрании Государственного Эрмитажа.

Предметом исследования является коллекция офортов Рембрандта, собранная Д. А. Ровинским, как носитель информации об эволюции коллекционирования, знаточества, сохранения и реставрации гравюры в Европе и России на протяжении ХУШ-ХХ веков.

Целью исследования является включение коллекции офортов Рембрандта, собранной Д. А. Ровинским в контекст истории коллекционирования, знаточества, консервации и реставрации гравюры в Европе и России в период с XVIII по XX века.

В данной работе поставлены следующие задачи:

- осветить деятельность и подчеркнуть роль Д. А. Ровинского в области коллекционирования и изучения офортов Рембрандта, а также оценить его вклад в развитие коллекционирования, знаточества, реставрации в России и, в частности, в развитие отечественной теории превентивной консервации второй половины XIX века;

- изучить состав коллекции офортов Рембрандта из собрания Эрмитажа с точки зрения их художественной ценности и на этом основании ввести коллекцию в исторический контекст коллекционирования, знаточества и реставрации в России;

- на основе всестороннего обследования состояния офортов Рембрандта проследить традиции старой европейской реставрации ХУ1-Х1Х веков; показать влияние европейской практики на процесс возникновения и развития реставрации гравюры в России в ХУШ-ХХ веках;

- показать современную европейскую и отечественную практику изучения, консервации и реставрации офортов Рембрандта, учитывающую вклад Д. А. Ровинского как коллекционера и исследователя.

Хронологические границы основной части диссертации охватывают период с середины XVIII до конца XX века, который характеризуется возросшим интересом к памятникам культуры и искусства, активным развитием коллекционирования и возникновением реставрационной практики в России. Изучение путей развития отечественного коллекционирования и консервации, а также анализ причин возникновения реставрации гравюры в России продиктовали необходимость обращения к европейской традиции, что значительно расширило на отдельных страницах работы хронологические рамки исследования (с конца XVI по XX века).

Источниками исследования являются коллекция офортов Рембрандта, собранная Д. А. Ровинским и находящаяся в собрании Государственного Эрмитажа; научные и литературные источники, посвященные творчеству Рембрандта; исследования и архивные материалы, касающиеся деятельности Д. А. Ровинского как коллекционера и ученого; руководства, пособия и научные статьи о коллекционировании, хранении и реставрации гравюры.

Методология и методика исследования включает в себя сравнительно-исторический, искусствоведческий, технико-технологический методы анализа. В основе диссертации лежат исследовательские методики, апробированные как отечественными, так и зарубежными специалистами в области истории и теории искусства.

Положениями, выносимыми на защиту, являются:

- многогранная деятельность Д. А. Ровинского как коллекционера, знатока гравюры и рембрандтоведа позволяет проследить эволюцию способов хранения и подходов к реставрации гравюры в России в период с XVIII по XX века;

- результат исследования коллекции Д. А. Ровинского позволяет уточнить степень влияния европейской традиции на развитие коллекционирования, знаточества и реставрации в России в период с XVIII по XX век и существенные различия европейской и российской практик;

- коллекция офортов Рембрандта, собранная Д.А.Ровинским, выступает уникальным свидетельством художественной и исторической ценностей офортов, поступавших в Россию из зарубежных источников; демонстрирует значимую роль Д. А. Ровинского в каталогизации данного материала;

- современная отечественная и европейская практика активно учитывает опыт Д. А. Ровинского в деле консервации и реставрации гравюры.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые на примере офортов Рембрандта из коллекции Д.А. Ровинского была предпринята попытка комплексного рассмотрения гравюрного собрания в контексте деятельности тех, кто коллекционировал, изучал, хранил и реставрировал гравюры на протяжении XVI - XX веков;

- в процессе работы удалось собрать, проанализировать и обобщить сведения, касающиеся влияния европейской традиции на коллекционирование и хранение гравюры в России XVIII - XX веков;

- впервые была прослежена история создания Д. А. Ровинским. каталога -резоне, посвященного офортам Рембрандта и его учеников;

- на основе изучения собирательской и научной деятельности Д. А. Ровинского, а также анализа его каталога - резоне, впервые был определён вклад этого исследователя в развитие теории превентивной консервации гравюр в России второй половины XIX века;

- впервые в российской исследовательской практике отражена связь истории и теории реставрации и консервации гравюр в России с европейской традицией XVI-XIX веков.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что исследование этой темы, ранее не изученной в отечественной и международной искусствоведческой практике, позволит расширить знания в области истории коллекционирования, знаточества, консервации и реставрации гравюр в России XVIII - XX веков. Предлагаемая автором условная периодизация эволюции реставрации гравюры в странах Западной Европы, России и Северной Америки даёт возможность определить относительные временные рамки, обусловленные качественными изменениями в методах сохранения и реставрации гравюр.

Материалы работы расширяют представление об истории коллекционирования и хранения гравюр в России XVIII-XX веков, что позволяет им стать основой для продолжения исследований в этой области. Кроме того, результаты данной работы могут быть использованы при написании учебных пособий и чтении спецкурсов по истории коллекционирования, знаточества, сохранения и реставрации гравюр.

Знание международных принципов консервации и методов реставрации гравюры (которые раскрываются в диссертации на базе конкретного материала) важно как для искусствоведов, так и для реставраторов в их практической и исследовательской работах с этим материалом.

В процессе работы над диссертацией были апробированы и внедрены изученные материалы. Основные положения диссертации изложены в публикациях, а также докладах и сообщениях автора на отечественных и международных конференциях: Sacred Art Heritage: investigations, conservation and restoration. 6-TH Triennial Meeting for Baltic States Restorers. Vilnius, Lithuania, 21-23 November. 2002; IV Межнародна науково-практична конференция.-Киев: Министерство культури мистецтв Украйни, Национальний науково-дослидний ретаврацийний центр Украйни, 2003; Эрмитажные чтения памяти Б. Б. Пиотровского (1908-1990). Государственный Эрмитаж, 2003; Книги и книжные собрания. История и судьбы. - СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003; Научная конференция, посвященная итогам научной работы за 2002-2003 гг. - СПб.: Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, 2004; The Object in Context: Crossing Conservation Boundaries. Contribution in the Munich Congress 28 August-1 September 2006-Munich: The International Institute for Conservation of Historic an Artistic Works, 2006.

Основные положения диссертации отражены в публикациях: 1. Шишкова, Е. Г. Некоторые аспекты этики реставрации коллекций произведений графики. Коллекция офортов Рембрандта Д. А. Ровинского (1824-1895 гг.) из собрания Государственного Эрмитажа / Е. Г. Шишкова // Sacred Art Heritage: investigations, conservation and restoration. 6-TH Triennial Meeting for Baltic States Restorers. Vilnius, Lithuania, 21-23 November 2002. -Vilnius: Preprints. Lithuanian Art Museum Pranas Gudynas Restoration Center, 2002. (0,5 п. л.)

2. Шишкова, Е. Г. Опыт превентивной консервации офортов Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского, принадлежащих собранию Государственного Эрмитажа. Международный проект ЮНЕСКО-Эрмитаж / Е. Г. Шишкова // Тез. докл. IV М1ждународна науково-практична конференщя. Реставращя музейних пам'яток в сучасних умовах. Прблеми та шляхи ix виршення. -Киев, 2003. (0,2 п. л.)

3. Шишкова, Е. Г. Офорты Рембрандта из коллекции Д А. Ровинского. К проблеме изучения и реставрации: проект Эрмитаж - ЮНЕСКО / Е. Г. Шишкова // Тез. докл. Эрмитажные чтения памяти Б. Б. Пиотровского (14.11.1908-15.Х. 1990). Государственный Эрмитаж. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2003. (0,5 п. л.)

4. Шишкова, Е. Г. Труды Д. А. Ровинского, посвященные его коллекции офортов Рембрандта / Е, Г. Шишкова // Тез. Докл. Научн. конф. Книги и книжные собрания. История и судьбы. Государственный Эрмитаж. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2003. (0,5 п. л.)

5. Шишкова, Е. Г. Превентивная консервация офортов Рембрандта. Коллекция Д. А. Ровинского из собрания Государственного Эрмитажа / Е. Г. Шишкова // Реликвия. Реставрация-Консервация-Музеи. - СПб.: Изд-во ООО «Традиция», 2003. - № 3. (0,9 п. л.)

6. Шишкова, Е. Г. Коллекционер Д. А. Ровинский и офорты Рембрандта из собрания Эрмитажа / Е. Г. Шишкова // Научная конференция, посвященная итогам научной работы за 2002 - 2003 гг. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. - СПб.: Рос. Акад. художеств гос. академ. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 2004. (0,8 п. л.)

7. Shishkova, Elena G. "Study and Conservation of Rembrandt's etchings in the Rovinsky's collection at the Hermitage" / Elena G. Shishkova, Roman G. Grigoryev // The Object in Context: Crossing Conservation Boundaries. Contribution in the Munich Congress 28 August-1 September 2006. - London.: Published by The International Institute for Conservation of Historic an Artistic Works, 2006. (0,2 п. л.)

8. Шишкова, Е. Г. Анализ библиографических материалов для проекта «Изучение и консервация офортов Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского» / Е. Г. Шишкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Исторические науки: «Волжский рубеж». - Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. (0,5 п. л.)

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Д.А. Ровинский и его коллекция офортов Рембрандта в контексте коллекционирования и реставрации произведений графики"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая данное исследование, посвященное истории бытования и реставрации офортов Рембрандта из собрания Д. А. Ровинского и хранящегося в Эрмитаже можно прийти к следующим выводам:

Дмитрий Александрович Ровинский вошёл в историю России как выдающийся государственный деятель, учёный, собиратель гравюр и меценат. Международный проект 1997 года, посвященный изучению и консервации офортов Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского, продемонстрировал актуальность опыта его деятельности для современной отечественной и европейской практики, как в области коллекционирования гравюр, так и в области их превентивной консервации.

Исследование истории формирования и хранения данной коллекции позволяет сделать вывод, что эволюция коллекционирования, знаточества, а также методов сохранения и реставрации гравюр в России ХУШ-Х1Х веков существенно отличается от европейской традиции и имеет свои исторические основания.

В процессе изучения каталога резоне «Полное собрание гравюр Рембрандта» установлено, что Д.А. Ровинский является основоположником превентивной консервации в России, отвечавшей европейской традиции коллекционирования гравюр.

Комплексное рассмотрение коллекции позволило выявить объёмную картину бытования этого памятника на протяжении четырёхсот лет, а также установить связи европейских коллекционеров, дилеров и реставраторов, собиравших, продававших и реставрировавших гравюры в период с XVI до начала XX века.

В ходе изучения степени влияния европейской традиции на развитие отечественного коллекционирования, знаточества и реставрации в России в период с XVIII по XIX века, доказано, что российские коллекционеры и знатоки поддерживали тесные связи с европейскими дилерами и коллекционерами; они также имели все необходимые издания и каталоги из Европы; они же осуществили первые переводы пособий по хранению и реставрации гравюр на русский язык.

Проследив путь формирования отношений коллекционеров, торговцев гравюрами и реставраторов в России, можно прийти к выводу, что они были менее крепкими, чем в Европе. Это можно объяснить тем, что реставраторы не были востребованы коллекционерами, как это сложилось в Европе. Другая причина заключается в том, что европейские коллекции были реставрированы в Европе и прибывали в Россию в хорошем состоянии, а русская гравюра ценилась больше как исторический памятник и цены на неё были невысокими, тогда как реставрация стоила дорого. Более тесные узы связывали художников-гравёров, коллекционеров, знатоков и торговцев, так как они были заинтересованы в создании гравюр, коллекционировании, каталогизации и их продаже.

Рассмотрение вопроса возникновения реставрации графики в России позволило расширить исторические рамки до начала XIX века, а также проследить путь развития этого направления реставрации в контексте европейской традиции. Можно сделать вывод, что развитие реставрации графики в России происходило с некоторым запозданием из-за сложных политической и экономической ситуации в первой половине XX века. Только в 60-70-е годы XX века произошло относительное «выравнивание» уровней европейской и отечественной реставрации графики. Впервые автором была сделана условная периодизация развития реставрации гравюры, позволяющая рассмотреть развитие этого направления во временном и качественном измерениях.

 

Список научной литературыШишкова, Елена Григорьевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Адарюков, В. Я. Памяти Д. А. Ровинского / В. Я. Адарюков // Гравюра и книга: ежемесячник / Российская Академия Художественных Наук. Полиграфическая секция. М., 1924. - Вып. 1-2 (4-5). - С. 52 - 56.

2. Адарюков, В. Я. Д. А. Ровинский. К 100-летию со дня рождения / В. Я. Адарюков, Г. В. Павлова, Р. Г. Григорьев и др. // Венок Ровинскому. М.: Пинакотека, 2003. С. 11- 158.

3. Адарюков, В.Я. Дополнения и исправления к подробному словарю русских гравированных портретов Д.А. Ровинского // Старые годы. СПб., 1889.

4. Адарюков, В. Я. Дмитрий Александрович Ровинский / В. Я. Адарюков // Старые годы. М., 1916.-С.1 - 18.

5. Алёшин, А. Б. Реставрация станковой живописи в России. Развитие принципов и методов / А. Б. Алёшин Л.: Изд-во «Художник России», 1986. - 159 с.

6. Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Ед. хр. 29. Л. 3, 9,14, 15, 25, 30

7. Архив ГЭ. Ф. I. Оп. II. 1815 г. Дело № 9. Л. 1.

8. Архив ГЭ. Ф. I. Оп. XIII. Дело № 893. Л. 1, 2.

9. Бахрушин, А. П. Из записной книжки А. П. Бахрушина. Кто что собирает / А. П. Бахрушин. -М.: Изд-во Л. Э. Бухгейм, 1916. 168 с.

10. Брион, Джон. Подновление старых гравюр, рисунков, чертежей и подклеивание их. Предохранение и подновление живописи маслянымикрасками: пер. с последнего англ. изд. / Джон Брион. М.: Типо-литография т-ва Кушнерев и К., 1897.- 61 с.

11. Вессели, И. Э. О распознавании и собирании гравюр: пособ. для любителей / И. Э. Вессели; пер. С. С. Шайкевича. М., 1882. - 368 с.

12. Вестник изящных искусств, издаваемый при Императорской Академии Художеств / под ред. А. И. Сомова. СПб.: Тип. А. Каспари, 1883. Т. 1- Вып. IV. - 652 с.

13. Винклер, Е. Книга технико-химических рецептов, содержащая в себе 3727 новейших и полезных открытий / Е. Винклер. М.: Издание книготорговца Д. И. Преснова, Университетская Типография, 1865. - 983 с.

14. Власова, О. В. Владельческие надписи на гравюрах и литографиях: на материале отдела гравюры Государственного Русского музея / О. В. Власова, Е. А. Балашова. СПб.: Изд. Дмитрия Балашина, 2003. - 148 с.

15. Всеобщая адресная книга С.-Петербурга с Васильевским островом, Петербургскою и Выборгскою сторонами и Охтою: в 5 Отделениях. СПб.: Изд. Гоппе и Корнфельда, 1867- 1868. - 237 с.

16. ГИМ ОПИ. Ф. 440. Ед. хр. 79. Л. 137.

17. ГИМ ОПИ. Ф. 440. Ед. хр. 80. К-153. Л. 14.

18. Архив ГМИИ им. А. С. Пушкина. Ф. 27. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л.2.

19. Архив ГМИИ им. А. С. Пушкина. Ф. 27. Оп. I. Ед. хр. 19. Л. 1 2, 3 - 4.

20. Горелова, И. С. История реставрационных мастерских Государственного Русского музея (1917-1941 г.г.) / И. С. Горелова // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация / ВНИИР -М.: ВНИИР, 1979.-Вып. 5(35).- С. 139-182.

21. Грабарь, И. Э. Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины. Комитет по охране культурных и художественных сокровищ России при Совете Всероссийских Кооперативных Съездов / И. Э. Грабарь. -М., 1919.-32 с.

22. Грабарь, Э. Я. Реставрация памятников искусств. К 10-летию деятельности центральных государственных реставрационных мастерских / Э. Я. Грабарь // Красная панорама. 1928. - № 29, 20 июля. - С. 1-14.

23. Григорьев, Р. Г. Дмитрий Ровинский. Труды и дни иконографа / Р. Г. Григорьев // Предстали взору ненадолго: офорты Рембрандта из собрания Эрмитажа. Каталог выставки. Амстердам, 1997 - С. 9 -29.

24. Григорьев, Р. Г. Рембрандт гравёр / Р. Г. Григорьев; Серия Ш ВКЕУ1. Государственный Эрмитаж.- СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2006. - 47 с.

25. Григорьев, Р. Г. Ровинский и его коллекция офортов Рембрандта / Р. Г. Григорьев // Венок Ровинскому- М.: Пинакотека, 2003. С. 234-269.

26. Гюбнер, П. Заболевания бумаги и её лечение / П. Гюбер; перевод с французского А. Лужецкой // Советский музей. Музейный отдел Наркомпроса.-М.: Изогиз, 1935.- №4.- С. 95-115.

27. Елисеева, Н. Е. Реставрация в Соединённых Штатах Америки. Зарубежные центры реставрации / Н. Е. Елисеева // Реставрация музейных ценностей. Вестник Министерство Культуры Российской Федерации. 1998. -№2/98,-С. 50-54.

28. Заслуженный работник культуры РСФСР художник реставратор Елизавета Андреевна Костикова // Юбилейный сборник. - М.: Советский художник, 1988. - 32 с.

29. Карамышев, И. Краткие исторические сведения о петербургских типографиях с 1711 года и статистические сведения о заведениях печати за 1868-1895 г.г. / И. Карамышев. СПб., 1895. - С.29.

30. Ижд. Кн. С. Ник. Химик, эконом, конпанейщик, прачка и мастеровой или открытие сокровенных вещей, касающихся до домашней экономии / сост.: Ижд. Кн. С. Ник. -М.: Тип. И. Зеленникова, 1796.-310 с.

31. Крылова, В. Н. Хранение гравюр и рисунков // Советский музей. -1939. -№5. С. 26-31.

32. Крылова, В. Н. Гравюры / В. Н. Крылова // Охрана памятников революционного движения и труда и искусства / Наркомпрос. РСФСР. М-Л.: ОГИЗ, 1930.-С. 1-39.

33. Левашова, Л. Г. Превентивная консервация в организации и проведении выставок. Материалы 2-го обучающего семинара «Экспонирование и сохранность памятников культуры и истории» 21-25 октября 1996 г. (Санкт-Петербург г. Пушкин) / Л. Г. Левашова //

34. Сохранность культурного наследия. Наука и практика. Лаборатория консервации и реставрации документов Российской Академии Наук. СПб.: Изд-во Нотабене, 1997. - Вып. 2. - С. 24-28.

35. Левитин, Е. С. История изучения офортов Рембрандта / Е. С. Левитин // Советское искусствознание. М.: Советский художник, 1980. -№ 1. - С. 268 -339.

36. Левитин, Е. С. Офорты Рембрандта / Е. С. Левитин. М.:Гос. Изд. изобр. иск., 1963. - 10,66 п. л.

37. Леликов, И. Городской и деревенский эконом или книга домашней пользы / И. Леликов. М.: Тип. И. Зеленникова, 1796. - Ч. II: 170 с.

38. Любопытный домоводец или собрание разных опытов и открытий, относящихся к хозяйству городскому и деревенскому. СПб.: Тип. Крылова сотоварищами, 1792 - 155 с.

39. Новицкий, А. П. Памяти Д. А. Ровинского / А. П. Новицкий // Русское обозрение. М.: Университетская типография, 1895. - Т. 35. - С. 803 - 820.

40. Острой, О. С. Дмитрий Александрович Ровинский / О. С. Острой // Советская библиография. М.: Книжная палата, 1988, № 1. - С. 56 - 64.

41. Отдел рукописей и эстампов НРБ. Ф.643. Ед.хр. 6. Л.2

42. Павлова, Г. В. Дмитрий Александрович Ровинский и Санкт-Петербург / Г. В. Павлова // Краеведческие записки. Исследования и материалы. -2000. -Вып. №7.-С. 136- 148.

43. Публичное собрание Императорской Академии Наук в память её почётного члена Дмитрия Александровича Ровинского. 10-го декабря 1895 года / И. Е. Забелин и др. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1896. -112 с.

44. РГАЛИ. Ф. 1932. Оп.1. Ед.хр.68. Л.2.

45. РГИА. Ф. 1363. Оп. 8. Ед.хр.791. Л.1-2.

46. РГИА. Ф. 1405. Оп.96. Ед.хр. 10983. Л. 3, 16, 23, 25, 37, 46, 53, 63, 67, 72, 84,89;

47. РГИА. Ф. 472. Оп. 44 (415/2195). Ед. хр. 80. Л. 142.

48. РГИА. Ф.1086. Оп.1. Ед.хр. 971.

49. Реставрация памятников в Эрмитаже. (Реставрация, консервация и технические исследования памятников культуры и искусства) / Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Л.: Изд - во Государственного Эрмитажа. - 1984.-88 с.

50. Ровинский, Д. А. Подробный словарь русских гравировальных портретов СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1886. - Т. 1- 4. - 3086 с.

51. Ровинский, Д. А. Русские народные картинки. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1881. - Т. 1 - 5. - 3144 с.

52. Ровинский, Д. А. Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках. 1000 фототипий без ретуши. Собрал и привёл в порядок Д. А Ровинский / Д. А Ровинский. СПб.: Императорская Академия наук, 1890.-1^0/1 с.

53. Сакович, А. Г. Дмитрий Александрович Ровинский и его коллекция народных картинок /А. Г Сакович // Мир народной картинки. Випперовские чтения. Выпуск XXX. ГМИИ им. А. С. Пушкина.- М., 1997. С. 39.

54. Скотт, А. Очистка и реставрация музейных экспонатов / Александр Скотт; перевод с английского В.А. Флоровой и В.Е. Фармаковской // Известия Государственной академии истории материальной культуры имени Н.Я.

55. Марра. М.-Л.: ОГИЗ. Государственное социально - экономическое издательство, 1935. - Вып. 114. - 72 с.

56. Смирнова, Е. И. Вклад Д. А. Ровинского и Н. С. Мосолова в изучение Рембрандта / Е. И. Смирнова // Сообщения ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.: Изд во ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1960. - С. 64 - 69.

57. Собашников, М.В. Воспоминания / М.В. Собашников. М.: Книга, 1983.- 238 с.

58. Ульянова, Н. С. 50 лет образования Отдела графики / Н. С. Ульянова // Реставрация музейных ценностей / Вестник Министерства Культуры Российской Федерации. М.: ВХНРЦ, 1998. - № 2/98. - С. 6-10.

59. Фармаковский, М. В. Акварель, её техника, реставрация и консервация / М. В. Фармаковский М.: ООО Изд - во В. Шевчук, 2000. - 292 с.

60. Флекель, М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой -Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры ХУ1-ХХ веков / М.И. Флекель. М.: Искусство, 1987. - 367с.

61. Хозяйственные записки, или собрание полезных опытностей во всех частях хозяйства. Ежемесячное сочинение, издаваемое Императорским Вольным Экономическим Обществом в 1812 году. СПб.: Императорская типография, 1812. - 294 с.

62. Чаянов, Н. Д. Старая западная гравюра. Краткое руководство для музейных работников / Н. Д. Чаянов; предисловие Н. И. Романова. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1926. - 80 с.

63. Шилов, Ф.Г. Записки старого книжника. П. Н. Мартынов. Полвека в мире книг / Ф.Г. Шилов М.: Книга, 1990. - С. 73-75.

64. Шишкова, Е.Г. Превентивная консервация офортов Рембрандта. Коллекция Д.А. Ровинского из собрания Государственного Эрмитажа / Е.Г.

65. Шишкова // Реликвия. Реставрация Консервация - Музеи. - 2003. - Декабрь №3. - С. 4 -10.

66. Шишкова, Е.Г. Труды Д.А. Ровинского, посвященные его коллекции офортов Рембрандта / Е.Г. Шишкова // Государственный Эрмитаж. Книги и книжные собрания. История и судьбы. Материалы конференции- СПб.: Государственный Эрмитаж, 2003. С.73 - 77.

67. Шишкова, Е. Г. Анализ библиографических материалов для проекта «Изучение и консервация офортов Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского» / Е. Г. Шишкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.

68. A. Некрасова. Серия исторические науки: «Волжский рубеж». Кострома: Издво КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. (0,5 п. л.)

69. Экономический магазин или собрание всяких экономических известий,опытов, открытий М.: Университетская типография Н.Новикова, 1783. - Ч. 1-16.-6560 с. Ч. 13: Чем пособить протекающей бумаге. - 1783.-410 с.

70. Эрмитаж. История и современность 1764 1988 / под общей редакцией

71. B.А. Суслова. М.: Искусство, 1990. - 366 с.

72. Эрпель, Фриц. Рембрандт / Фриц Эрпель. Берлин: Изд - во Хеншель, 1989.-44с.

73. Baker, Cathleen. Bleaching Handout / Cathleen Baker // Paper Conservation Course. History and Technology of Papermaking. Conservation of Paper Artifacts / ICCROM. Horn, Vienna, Austra: ICCROM-PC, 1995. - Vol. 3. - P. 89 - 118.

74. Banik, Gerhard. Constituents of paper additives / Gerhard Banik // Paper Conservation Course. Vol. 1 - 4. - Horn-Vienna-Austria: ICCROM - PC, 1995. Vol. 2, Review on paper chemistry. - P. 81 - 106.

75. Boon, Karel G. Rembrandt. The complete Etchings / Karel G. Boon. -New York: Harry N. Abrams, Inc., Publishers, 1979. 203 p.

76. Borowski, Elena. The Hinging and Mounting of Paper Objects / Elena Borowski. Office of Museum Programs Smithsonian Institution. Washington, DC.: Office of Museum Programs Smithsonian Institution. 1976. - 49 p.

77. Bromelle, N. S. Adhesives and Consolidants / N. S., Bromelle, E. M. Pye, P. Smith, and G. Thomson, eds. // TIC Paris Congress Preprints. London: International Institute for Conservation of Historic and Artistic Works, 1984. - p.

78. Chaptel, M. J. A. Chemistry applied to arts and manufactures / M. J. A. Chaptel // Vol.1 2. London: Printed for Richard Phillips, 1807. - 747 p. - Vol. 2: 488p.

79. Cumberland, George. An Assay on the utility of collecting the best work of the ancient engravings of the Italian school: accompanied by critical catalogue / George Cumberland. London: Printed by W. Nicol, 1827. - 53 p.

80. Guidelines for Conservation Framing of Work of Art on Paper. The Institute of Paper Conservation. London: IIC, 1991. - 5 p.

81. Gunn, Maurice James. Print restoration and Picture Cleaning / M. J. Gunn. London: L.Upcot Gill, 1911.-184 p.

82. Hinterding, Erik. The history of Rembrandt's copperplates with catalogue of those that survive / Erik Hinterding. Amsterdam: Waanders Uitgevers, Zwolle 1995.-P. 7-69.

83. James, Carlo. Old Muster Prints and Drawings. A Guide to Preservation and Conservation / Carlo James, Coroline Corrigan, Marie Christine Enshaian, Marie Rose Greca. Amsterdam: Amsterdam University Press. 1997. - 319 p.

84. Laurentius, Theo. Etchings by Rembrandt: Reflections of the Golden Age. An investigation into the paper used by Rembrandt / Theo Laurentius. -Amsterdam: Waanders Publishers, Zwolle, 1996. 101 p.

85. Mackenzie. Mackenzie's Five Thousand receipts in All the Useful and Domestic Arts: Constituting a Complete Practical Library. A New American, from the latest London Addition / Mackenzie. Philadelphia: Hayesand Zell, 1854. -456 p.

86. Maffatt, Elizabeth. Erasers and Related Dry Cleaning Materials / Elizabeth Maffatt, Marilyn Laver // Analytical Research Services Canadian Conservation Institute / National Museum of Canada. Ottawa: Ontario KLA OM 8, 1981. — October 20. - P. 1-7.

87. Marwick, Clare S. An Historical Study of Paper Document Restoration Methods. Master Thesis. M 670. The American University, M.A. Library Science. - M.A.: University Microfilms, Inc., Ann Arbor, Michigan, 1964. -171 p.

88. Munoz Vines, Salvador. Contemporary Theory of Conservation / Salvador Munoz Vines. Oxford.: ELSEVIER, 2005. - 239 p.

89. Paper Conservation Catalog. The American Institute for Conservation of Historic and Artistic Works (AIC). Book and Paper Group. Washington, CD: Preprint Edition AIC, 1984 -1998. - Vol. 1 - 9. - P. 1204 p.

90. Paper Conservation Course / Liaison: Gabriela Krist and Gerhard Banik. -Horn, Vienna, Austria: ICCROM PC, 1995. Vol. 1- 6. -800 p. Plenderleith, H. J. The Conservation of Prints, Drawings and Manuscripts / H.J. Plenderleith. -London: HMSO, 1937.-87 p.

91. Plenderleith, H.J. The Conservation of Antiquities and Works of Art. Treatment, Repair and Restoration / H.J. Plenderleith London: Oxford University Press, 1957.-373 p.

92. Preservation of Library and Archival Materials: a Manual. Revised and Expanded / Edited by Shoreline Ogden.- Andover, MA: NEDCC, 1994. Ch. 1 6.

93. Schweidler, Max The restoration of engravings, Drawings, Books, and other works on paper Max Schweidler / Max Schweidler; Translated, edited, and with an appendix by Roy Perkinson- Los Angeles: The Getty Conservation Institute, 2006.-301 p.

94. Smith, Merrily A. Matting and Hinging of Works of Art on Paper / Merrily A. Smith. New York: The Consultant Press a Division of the Photographic Arts Center, 2000.-31 p.

95. Tse, Season. Water Quality for Treatment of Paper and Textiles / Season Tse // Technical Bulletin / Canadian Conservation Institute. Ottawa: Printed in Canada. Canadian Heritage, 2001. - No. 24. - P. 1-12.

96. Tuer, A.W. Bartolozzi and his Works / Andrew W. Tuer. London: Field and Tuer; New York: Scribner and Wellford, 1881.- Vol. I. - Ch. 21. - 211 p.

97. White, Christopher. Rembrandt and his world / Christopher White -London: Thames and Hudson, 1969. 129 p.

98. Willshire, William Hughes. An Introduction to the Study and Collection of Ancient Prints / William Hughes Willshire // M.D. Edin. Second Edition, Revised and Enlarged. London: Ellis and White, 1877. - V. I-II. - 373 p. - Ch. 21 : P. 210 -225.

99. White, Christopher. Rembrandt's Etchings. An Illustrated critical catalogue / Christopher White & Karel G. Boon. Amsterdam: A.L. van Gendt & Co NV,1969. -Vol. I II: 576 p. - Vol. I - 203 p.