автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
"Дастан о Каракалпаках" Т. Каипбергенова - первая историческая трилогия в каракалпакской литературе

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Нуржанов, Пердебай Ержанович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему '"Дастан о Каракалпаках" Т. Каипбергенова - первая историческая трилогия в каракалпакской литературе'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Дастан о Каракалпаках" Т. Каипбергенова - первая историческая трилогия в каракалпакской литературе"

О П

1 РОСОЙСЗШ! АКАДЕ2Ш НШ

'! " " ОРДЕНА ДРМПЗЫ НАРОДОВ

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ имени А.И.ГОРЬКОГО

НУРЖАНОВ Пердебай Ержанович

"ДАСТАН О КАРАКАЛПАКАХ"- Т.КАМПБЕРГЕНОВА - ПЯРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ В КАРАКАЛПАКСКОЙ ЛИТЕРАТУРВ

Специальность 10,01.02 - Литература народов СССР

(советского периода)

А В.Т О Р В Ф В Р А Т'

диссертации на воиокание. ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1993

Работа выполнена в Институте мировой литературы им. A.M. Горького РАН.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор 8.Г. ОСТАНОВА '

Официальные оппоненты доктор.филологических наук,

профессор К.К. КАМАЛОВ

кандидат филологических'наук АД. ХАКИМЭВ

Ведущая организация — Нукусский государственный университет им. Бердаха •'

Эацита состоится > 199"/г. в • //

7

часов на заседании специализированного совета__^

по филологическим наукам при ордена Дружбы народов Институте мировой литературы им. A.M. Горького РАН. .

(I2I069, Москва, Г-69, ул. Воровского, 25а). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИШИ имени А.М. Горького РАН по адресу: I030I2, Москва, Новая площадь, дом 10. ,. ^ ' ^ ■

Автореферат разослан " I99J?r.

/

Ученый секретарь специализированного совета доктор филологических наук

Н.Н. ВОРОБЬЕВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность данного исследования обусловлена выдающимся вкладом исторической трилогии Т. Каипбергенова в развитие не только каракалпакской литературы, но и литературы региона Средней Азии и Казахстана. Появлоние этой трилогии свидетельствовало но только о значительных достижениях каракалпакской литературы, но и о тех духовных, нравственных потенциях, которые способны раскрыться в художественном сознании народа при соответствующих исторических обстоятельствах.

В "Дастано о каракалпаках" Т. Каипборгенова изображается переломный период жизни каракалпаков с 40-х годов ХУШ до 60-х годов XIX веков. Как известно, в это время каракалпаки вели борьбу против их угнетения казахскими пузат и среднеазиатскими ханствами. Постепенно определенные слои народа начали осознавать,, что присоединение к России - это единственный путь выживания в смутные вр9М0на междоусобиц и столкновения разнонациональных интересов.. Трилогия Т. Каипборгенова явилась первым грандиозным художественным полотном, изображающим этот сложный процосс.

В лоследнее время вокруг проблемы присоединения "малых народностей" и России в научной литературе высказываются различные суждения, в которых справедливо указывается на некоторую тенденциозность в изображении исторических событий, на нарушение принципа 'историзма в художественном воссоздании прошлого. Неразработанность проблемы, осложненной еще в недавнем прошлом невозможностью объективного освещения и оценки прошлого, отразилась и на состоянии исторической науки, на художественной лигоратуро, посвященной исторической тематике. Сегодня-усиливается г.отробносгь

в новом прочтении истории и художественной литературы О ней. Это - велзнио времзни. Поэтому исследование художественной истории сложного процесса присоединения каракалпаков к России в "Дасха-не о каракалпаках" Т. Каипбергенова позволяет раскрыть своеобразие каракалпакского исторического повествования, предугадать возможные пути его дальнейшего'развития. •

Прежде чем назвать задачи, которые ставятся в диссертации, нам хотелось бы указать на некоторые обстоятельства, о которых, на наш взгляд, не следует забывать, принимать за анализ каракалпакских исторических романов. Они заключаются в следующем:

Во-первых, трилогия Т. Каипбергенова написана в 60-70-е годы, то есть в то время, когда в отечественной историографии доминировала официальная концепция о всеобщем добровольном присоединении "малых народностей" к России. Сегодня ясно, что эта концепция была чрезмерно идеологизирована. В ной попросту не принимались в расчет вся сложность, драматичность этого процесса,преобладал односторонний, облегченный подход, освобожденный от груза ."ноприятностей", осложнявших взаимоотношения народов России. Это, конечно, не могло не повлиять на познавательное и художественное качество произведений тех лет. Творчество Т. Каипбергенова в этом смысле - нз исключение.

Во-вторых, в пылу- полешки нз всзгда учитывается объектив-но-програссивная роль России в судьбо других народов. Все таки :■ в глубинных недрах каракалпакского общества существовали определенные силы, которые, надеясь на взаимопонимание, стремились преодолеть междоусобицы, объединить разоренные ■ роды, освободить народ от угроз со стороны казахских правителей и хивинского хан-

ства. Взаимное стращание к свобода дало многое малым народам. Нельзя-отрицать, что уровень развития России в экономика, в культуре и других областях- был намного выше, чем уровень всех среднеазиатских ханств, эмирата и казахских жузов. Другое дело, что посла завоевания царской Россией Средней Азии к Казахстана из-за ее колониальной политики пострадал простой народ. Последний на- • ходился под двойным гнетом: и царских чиновников, и-местной феодально-родовой верхушки. Но, с другой стороны, с присоединением к России навсегда прекратились воины, раздоры между родами, феодалами, ханами, которые приносили.большие бедствия дехканам, ремесленникам, скотовйдам. А ведь это - уже значительное достижение! Ученые России проявили интерес к природным ресурсам Средней Азии и Казахстана, к культура, истории, быту, хозяйству народов, проживающих в завоеванных местностях. В исследованиях В. Григорьева, А. Бутакова, А. Макшеева, Гиршфельда, Галкина, О.Шкапского, И, Авдакушина* А.Л. Куна и др. имеются весьма ценные сведения о быта, культуре, истории, фольклора каракалпаков.

Впервые в истории каракалпаков богатство природы, тяжелая яизнь трудового народа нашли отражение в творчестве русского художника й литератора H.A. Каразина ("Вид Аральского моря", "Аму-дарьннскио бурлаки" w др.). А ученик всешрно известного ученого -тюрколога Мелиоранского, выпускник Ленинградского университета А. Беляев, а также А. Диваев вели запись образцов народного творчества среди кар'акал'паков и лозае выпустили некоторые из них на русском и каракалпакском-языках в Ташкенте и Ашгабаде. Благодаря кропотливому и-благородному труду ученых - восюковедов были опубликованы такие, каракалпакские эпосы, как "Алпамыс", "Ер^ора"

- k -

(русское название "Пура, сын Нарик батыра"), "Юсупбек", "Едиге", "Шежире" (родословная), "Бабараушан" и т.д. Именно благодаря неустанной деятельности русских учоных-энтузиастоз народы Средней Азии и Казахстана, в том числе и каракалпаки, получили возможность оставить своим потомкам ценныо исторические, этнографические, фольклорные и другие Материалы, которыми они пользуются и в настоялос время.

Следовательно, необходимо учесть эти обстоятельства при изучении произведений, посвященных художественному осмыслению истории присоединения народов этого региона к России.

Во введении дан сжатый, но насыщенный фактическим материалом исторический очорк жизни каракалпаков ХУШ-Х1Х веков. В нем.. подчеркиается сложность и драматизм борьбы каракалпаков за свою независимость, за объединении разоренных междоусобицей родов, за . присоединение к России как гаранту стабильности и мирной жизни. Диссертант показывает остроту и противоречивое!ь взаимоотношений русских послов и каракалпаков на пути к взаимному согласию,, что нахло своо художественное воплещение-в "Сказании о 1/аман-бие" -первом романе "Дастана ..."?. Каипбергенова.

Степень научной газсаи'отанности

Историческая трилогия Т. Каипбергенова пользуется заслуженно;1, популярностью у читателей и не обделена вниманием критиков и литературоведов. Тому свидетельство - множество газотных замоток, Еурнальных статей, диссертационных работ, монографических исследований .

3 ряде статей и монографий, в докторской диссертации К.Султанова "Основные тенденции развития современной каракалпакской про-

зы (1960-70 годы)" рассматривается начало творческого пути писа-, теля, этапы его творческого становления, особенности творческой судьбы, проблемы художественного психологизма и драматизма и т.д.

В монографиях А, Кожыкбаева ("Каракалпакский рог/ян" - 1979) и С. Бахадыровой ("Роман и эпоха" - 1977), изданных на каракалпакском яэыко, в докторской диссертации последней "Фольклор и каракалпакская советская проза" вместе с другими произведениями каракалпакской литературы рассматриваются и исторические романы писателя (в монографии А. Кожыкбаева только первый роман трилогии). В докторской диссертации С. Бахадыровой исследуется значение опыта более высокоразвитых литератур в создании трилогии, легенд, преданий и других фольклорных яанров з художественном воссоздании прошлого, соотношение исторического и героического в структуре образов трилогии Т. Каипбергенова. Авторы затрагивали такие проблемы, как герой и конфликт, историческое событие и его художественное обобщение и др. В некоторых работах преобладает социологический подход в анализе образов, обстоятельному исследованию художественного текста уделено мало внимания.

В докторской диссертации З.А. Насурлаевой "Проблема типа и характера в каракалпакской советской прозе" и некоторых статьях, включенных з ое сборник "Герой и время"(на русском-языке), кссле-■ дуются особенности создания типов и характеров в исторических романах Т. Каипбергенова, влияние традиций билзе развитых литора-тур, в частности, казахской - творчества М. Ауэзоаа на осуцзств-ление замысла "Дастан о каракалпаках".

Более разносторонне и широко, на фоне многонациональной романистики анализирует творчество Каипбергенова, в частости, его

- б -

трилогию, узбекский литературовед и критик П. Шармухамедов в работе "1>!ир писателя : его книги, ого народ (о творчества Т. Каипборгенова)". Исследователь отмечает тенденции писателя рассмотреть общественные явлонпя с позиций преемственности поколений, воспринять историю "как'кивой исток современности, а современность - как часть той истории, что творится сегодня". Однако нам кажется, что права I.;. Ломуноьа, когда оценивая труд узбекского критика, приходит к такому выводу: "...-закрывая книгу П. Шерму-хамедова, испытываешь и чувство неудовлетворенности. Т. Каипбер-генов-большой, самобытный художник,« мы вправе были ожидать более обстоятельного анализа, в частности, его исторических романов ... не прослежен процесс роста писателя как художника, со-вераенствования его шстерства от одного произведения к другому. Ведь даае и от столь значительной работы, как "Последний бои" до "Дастана о каракалпаках" - расстояние отнюдь не только временное.

Несомненно, требует более обстоятельного анализа главная книга прозаика - "Дастан о каракалпаках"^.

В монографии Т. Курбанбаевой "Проблема скжета и композиции в каракалпакской советской прозе (на материале творчества Т.Каип-бергоноза)" исследуется соотношение сюкета и характера, особенность композиции, связь свае та с конфликтом в произволениях писателя. Емуст; с другим/'произведениями привлекается к анализу и "Дастаа о каракалпаках" Т. Каипборгенова.

"Правда истории и образ исторических личностей (на материале "Ластана о .караггзляаках" Т. Каипборгенова) так называется тема

* Ломуноза .'.'.. -Елвой исток современности (Рецензия на анализируемую книгу П. Еермухамедова .,.) "Вопроси литературы", 1983. К? 12. - С. 221.

кандидатской диссертации X. Утвмуратовой. Она рассматривает значение народной памяти - легенд и преданий в художественном воссоздании эпохи, соотношение исторического факта и вымысла, причем в первый раз пытаостя привлечь для исследования трилогии материалы хроник, созданных хивинскими придворными историками.

Кроме этого о "Дастане о ксф&и&лп&к&х" писали 1и«К# Нурмуха-медов2, С. Ахметов3, К. Камалов4, К. Худайбергонов^'и другие литературоведа.

Перевод трилогии на русский язык и издание ее в престижных московских издательствах многотысячными тиражам* привлекло вни- -мание всесоюзной критики. Она все чаще стала рассматриваться критиками в контексте многонациональной .литературы нашей страны. С

этой точки зрения были своевременны заметки 3. Кедриной**, Ю. Су-7 Я

розцева , Л. Ломуновой и других литературоведов о каракалпакской литературе, в частности, об исторических романах Т. Каипбергено-ва. О творчестве ппсатоля размышляют и молодые критики, например,

2 "Амударья", 1970, Ц 10.

3 "Амударья", 1974, !й 5.

4 "Амударья", 1934, !,'? 10.

5 "Амударья", 1981, !й 6.

^ Кодрина З.С. На языке дружбы. Статьи, 'литературные портреты. - М., 1934. - С. 186-206.

п

Сурозцив Ю.И. В 70-о и сегодня. Очерки теории и практики современного литературного процесса. - !.'.., 1985. - С. 285-289.

® Логунова №. Исповедуя добро. - В кн.: Т. Каипбзргоноь. Последний бой. Романи. - 1969.

f -8 -

Т.. Давыдова^ и др.

В последное время круг дискуссий расширяется, в него вклю- .

чаются авторы авторитетных, республиканских и московских изданий.

Это, конечно, прежде всего, связано с переводом трилогии Т. Каип-

бергенова на узбекский*0, казахский**, русский языки. Видимо, в

этом еще сказывается освобождение критики от официозности, от

различного рода ограничивающих и запрещающих установок прежних

лет. . '

Так, за последние годы в центральных и республиканских изда-Т2

ниях опубликованы статьи, где наряду с положительной оценкой трилогии в целом содержались сорьозные претензии к писателю. Как -часто бывает в таких случаях, мнения полярно разделились. И на этот раз не удалось избежать крайностей.

Критические суждения, высказанные в республиканской печати. Узбекистана и Каракалпакстана, в основном, касаются мотивов, свя-

9 Давыдова Т.Т. Проза Средней Азии и Казахстана. - M.i Знание, 1989.

Крипберганов Т. Цорацолпоц достони. Тарихи трилогия. Тарнимон . Л.Тожиева. I. "Шман бий афсонаси", Ташкент, 1973; 2. "Бахит-сизлор". Ташкент, 1975; 3. "Гумраклор", 1978.

** На казахском языке трилогия писатоля начала выходить с 1973 года в изд-ве "Жазушы".

Историк А. Изюмский в своей статье, которая опубликована в кур-

нале "Вопросы литературы" (1989, К? 9), критически оценивает

трилогию Т. Каипбергонова. По мнению А. Изюмского, писатель

сильно идеализирует образы царских чиновников, представителей

России, произвольно использует исторические источники и т.д. i

В этом же журнале (1990, Из 6) в связи с публикацией А. Изюмско- j

го было напечатано письмо Т. Каипбергенова Д. Урнову - главному

редактору журнала и ответ последнего писателю. Д.Урнов также

подчеркзает , что в трилогии образы его соотечественников сильно идеализированы.

занных с изображенном в романах Т. Каипбергонов инцестуальных связей между близкими родственниками. В чем суть живого интереса к этим проблемам, и в'чем суть претензий, предъявляемых писатели авторами указанных сочинений? И, вообще, какую художественную нагрузку несет в себе изображение инцестуальных связей в трилогии писателя? Помогает ли оно художественному воссозданию прошлого? Все эти вопросы требуют обстоятельного изучения исторических романов Т. Каипбергенова.

При исследовании современного исторического романа необходимо учитывать и то, что в современных условиях происходит переоценка ценностей, возникают новые приоритеты в политике, экономике, культуре, что требует более углубленного изучения исторических, художественно-эстетических и нравственных ценностей. Ныне литературоведение и критика осваивает новые пласты кулиурно-эстотиче-ского, социально-этического, общественного самосознания литературы, ибо именно литература сыграла немаловажную роль в подъеме и раскрепощении человеческого духа. Сама культурная жизнь общества сегодня требует нового отношения, нового взгляда на проблемы худо-заственной литературы. В этом смысле, и произведения* написанные на историческую тему, не составляют исключения. Вот почему на данном этапа развития литературоведческой мысли назрела необходимость в ■ обобщенном исследовании, гдэ бы в центре внимания находилось жанровое своеобразие исторических романов Т. Каипбергенова в его конкретных проявлениях.

Таким образом, цель и задачи диссертации заключаются в исследовании трилогии Т. Каипбергенова в света проблемы историзма художественного мышления в каракалпакской литературе. Автор стрештся проследить конкретные проявления этого явления в создании образов, лепке характеров, конфликте, повествовательной структуре и с:ила

исторических романов Т. Каипбергенова. В свою очередь, общая цель предполагает решение ряда более частных, конкретных задач. Автор стремится:

I) раскрыть значение традиции героического эпоса в художе-ствонном воссоздании прошлого в трилогии;

2) исследовать значение'изображения быта, обычаев, нравов как средства художественного воспроизведения прошлого;

3) показать своеобразие соотношения исторического фала и художественного вымысла в структуре трилогии;

4) проследить роль народной памяти в создании реалистических образов исторических личностей;

5) проанализировать особенности соотношения автора и героя в художественной структуре исторических романов Т. Каипбергенова в контексте литератур Средней Азии и Казахстана.

Теоретические и методологические- основы диссертации определяются диалектическим подходом к анализу явлений литературы, ориентацией на принципы художественного историзма и приоритет общечеловеческих и национальных ценностей. Это предполагает исследование каждого художественного явления, в том числе и исторического романа, с разных точек зрения в связи с конкретнымдуховным и историческим опытом эпохи. А также гробует повышенного внимания к философским, мировоззренческим и эстетическим аспектам художественного г.ознания в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Автор 'опг.раотся на исследования Ы. Бахтина, Б.А. Кормана, В. Жирмунского, Е. 1Л)лоту.некого, В.В. Виноградова, касающихся проблем худо-яоетвонного времени, соотношения авторского сознания и героя, теории жанра романа, традиций гороичоского эпоса в литературе, а так-

-lisa на работы Х.Г. Короглы, У .Б. Далгат, В. Лизуновой, З.Г. Осма-Новой, К.К, Султанова по вопросам взаимодействия фольклора и литературы, взаимосвязей литератур Востока и Запада.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые комплексно исследуется "Дастан о каракалпаках" Т. Каип-бергенова.в контексте литератур Средной Азии и Казахстана. Причем исторические романы рассматриваются в тесном взаимодействии с фольклором, культ-урой, историей народов, проживающих в этом регионе»

В диссертации впервые рассмагривается большая роль традиций героического эпоса в трилогии Т. Каипбаргенова. Диссертант пытается раскрыть "сосуществование" элементов разных уровней - эпического и реалистически-романного мышления в структура "Дастана

убедительно показывает своеобразие историзма романов Т.Каипбаргенова через исследование быта, нравов, обычаев каракалпаков.

На осново архивных документов, в частности, "Показания Д.Гла-дышева в канцелярии Оренбургской комиссии", "Показания унтер-офицера Гордаева и "толмача !,5ансура Дельного за 2 ноября 1743 г." - русских послов в ХУИ в. выявляются некоторые искажения при изобретении писателем взаимоотношений представителей России и каракалпакских старшин, отмечается известная односторонность в образе главного героя - Шман-бия в "Сказании о Маман-бие" Т. Каипберге-нова.

• * •

Благодаря исследованию текста "Дастана ..." в ераяявиив с различными историческими документами, легендами, преданиями, произведениями каракалпакской классической литературы ¿ыявляутся полнокровные образы героев, на лишенные как положительных, так и от-

рицательных черт. Это, например, характеры таких исторических личностей, как Есенгельди, Айдос-бий, Туремураг-суфи, Ерна'зар-бий, Кумар и др.

Привлечение диссертантом к анализу таких сочинений хивинских придворных источников, как "Фирдаус-уль-икбал" ("Райский сад благоденствия"), "Рияз-уд-довле" ("Сады благополучия"),"Гуль-шен и девлет" ("Цветник счастья") позволило уточнить отношение Т. Каипбергонова к историческому документу и тем самым отметить еще одну грань мастерства писателя.

В работе впервые исследуется проблема соотношенш автора и гзроя в структуре исторических романов писателя, причем она рассматривается в качестве одного из аспектов поэтики, способствующей пониманию литературного произведения как идейно-художественного целого. .

Практическая значимость исследования. Наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации могут быть полезны для изучения генезиса, типологии и поэтики жанра исторического романа, а также вопросов взаимодействия фольклора и современной литературы. Материалы диссертации могут использоваться в локциях по теории и истории каракалпакской литоратуры, в создании спецкурсов и спецсеминаров по современной каракалпакской исторической прозе на фи-лологичоских факультотах вузов республики.

Основными источниками для написания работы послужили разные ' редакции романов "Сказание о Маман-бие", "Неприкаянные", "Непонятные", входя'дие в трилогию Т. Каипбергенова, как на языке под- -линника, так и в переводе на русский язык..Сравнительное исследование разных редакций подлинника и перевода на русский язык поз-

волило выявить эволюцию создания " Дастана ..«", поставить некоторые проблемы каракалпакско-русских литературных связей.

Необходимыми при работе над исследованием были таяие важнейшие издания,как "Штериалы по истории каракалпаков" т.УП (М,-Л., 1935); включающие в себя отрывки сочинений хивинских придворных историков Мухаыеда .мираб f,Туниса и Мухаммеда Ризы мираб Агехи "Фирдаус-уль-икбал", "Рияз-уд-дов'ле"4 "Гульшен и дев лет" в переводах A.A. Самойловича; rt Документы архива хивинских ханов по истории и этнографии каракалпаков", М.; 1967; Архивные материалы и воспоминания русских послов, опубликованные в журнала "Красный архив" (1938, Из 6, 1939, К» I) со вступительной статьей А. Бирзе} труды как дореволюционных, тар и современных историков каракалпаковi П.И. Рычкова, Н.И. Веселовского, Т.А. Яданко, П.П. Иванова, O.K. Камалова» Р. Косбергенова и др.; тексты легенд, преданий об исторических личностях* ставших прототипами героев трилогии; напечатанные, Kai« отдельными изданиями, так и. приведенные во фрагментах в трудах историков и литературоведов.

Апробация работы. Диссертация по главам и в целом обсуждалась на заседаниях отдела национальных литератур народов Российской федерации и ближнего зарубежья Института.мировой литературы им. A.M. Горького РАН и была рекомендована к защите. Основные положения диссертации отражали в книге автора "Художественная литература и веление времени" (1993, издательство "Знание", г. Нукус) на каракалпакском языке и в статьях, опубликованных на русском языке в журнале "Вестник КО АН Республики Узбекистан". Общий объем публикаций 5,6 а.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Последовательность и направленность глав определены основ-.ными задачами исследования, В "Заключении" сделаны общие выводы и намечены перспективы дальнейшей разработки темы.

Содержание диссертации ...

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его цели и задачи, обозначен объект анализа, охарактеризова,-на структура диссертации, раскрыты позиции автора в понимании своеобразия историзма художественного мышления Т. Каипбергенова.

Думается, одной из особенностей художественного историзма в романе народов, но имевших до революции развитой.письменной.'-традиции, является широкое, использование богатого опыта народного творчества - обращение к бытующим в нем сюжетам, мотивам, к легендам и преданиям,' к эпике и поэтике дастанов. Об этом.с пол-, ной уверенностью можно судить и по каракалпакской литературе в целом, первый роман в которой появился только в конце 50-х годов XX столетия. •

В I главе - "Особенности художественного историзма в "Дамане о каракалпаках" Т. Каипбергенова анализируются способы использования писателем сюжетов, мотивов, легенд и преданий, эпики и поэтики дастанов в художественном воссоздании прошлого; выявляется неоценимая роль традиций героического эпоса в создании характеров, в лепко образов, показе атмосферы патриархально-родового общества каракалпаков ХУЫ-Х1Х веков; рассматривается особенность историзма "Дастана ..." через анализ изображения быта, обычаев, нравов прошлого, при этом подчеркивается нормативность не-

которых образов трилогии в отношении их личной, повседневной и общественной жизни и т.д. • _

Героический эпос каракалпаков занимает в духовной жизни народа важное место. Детство многих каракалпакских писателей, в том числе и Т. Каипбергенова, прошло в среде живой сказнтельской традиции. Об-этом неоднократно вспоминал сам писатель. Слова писателя стали тем ключом, который' позволил диссертанту проникнуть в творческую лабораторию писателя, раскрыть своеобразие его "Да-стана •'.."« ■ • _

Поскольку "Дастан о каракалпаках" Т. Каипбергенова повествует о борьбе каракалпаков за'независимость, за объединение разоренных родов, за присоединение к России, за освобождение от гне- . та Хивинского-хана и, .таким образом, несет на себе- почать героического, то и обращение писателя, к опыту каракалпакского героического эпоса представляется закономерным. Это, во-первых.. Во-вторых, скудность,' краткость, наличие "белых пятен." в истории, как и противоречивость документальных сведений об исторйи каракалпаков, требовали от писателя особенно внимательного изучения содержания героического эпоса, сопоставления р.азных его бытующих устных версий. Эти обстоятельства определили близость некоторых черт характеров героя "Дастана ..." Т. Каипбергенова к эпическим героям из фольклора. Некоторым героям трилогии - Ыаман-бию, Оразан-батыру, Ернаэару, занимающим ключевые позиции в концепции писателя при создании художественной истории ХУШ-Х1Х веков, присущи цельность, страстность и прямолинейность натуры, отсутствие внутренней раздвоенности, чувство долга, мужество, храбрость, что приближает их к их "собратьям" из героичоского эпоса каракалпаков.

Характеры Мамана, Оразана ("Сказание о Маман-бие"), Ерназа-ра ("Непонятные") раскрываются скорее в действиях, чем во внутренних переживаниях* что также приближают их-к эпическим героям. ' Умелое использование, писателем часто встречающихся в героическом эпосе таких мотивов, как мотив кровной мести, мотив гнева, буйства и ^р. помогло Т. Каипбергенову передать атмосферу патриархально-родового общества каракалпаков; увидеть издержки родового и племенного сознания, характеризуемого консервативностью, противоречивостью, трудностями на пути к национальному согласию и т.д.

Об особой близости Образной системы трилогии к героическим даотанам свидетельствует тот факт, что в структуре "Дастана уделено большое внимание изображению триединого целого героического мира: физической силе героя, выносливости его коня и качеству оружия, Даже отношения героя и его коня доведено до символиг ческого единства. Еврой и конь играют важную роль в трилогии при передаче миропонимания кочевника, его социального положения, отношений между разными олоями наоолвния.

В "Дастане о каракалпаках'1 встречаются вполне очевидные структурные и повествовательные заимствования из героического эпоса: неожиданные сюжетные повороты,.веками отшлифованные приемы повествования (к примеру, П часть "Сказания заканчивается прямыми обращениями к читателю: "Дорогой читатель, ты тоже отправишься на новое место жительства народа - пусть они там укрепляются, строятся, а ты пока отдохни или характерные концовки, приглашающие читателя - собеседника к сопереживанию и соучастию в действии "Сказания .,.", "Неприкаянных!1 - "Вот закончилась вто-

рая книга печального "Каракалпакского дастана", жди третью книгу, дорогой читатель" и др.), недостаточная мотивированность действий и поступков персонажей, значительная доля интриги в конфликте романов, стремление к занимательности, заостренность внимания

повествователя на многозначности слова, его авторитетность в ус-

• - *

ловиях кочевья и бесписьменности и т.д. - все это дает нагл возможность говорить о существенном влиянии на: трилогию не только каракалпакского героического эпоса,® и старовосточных жанров, в частности, элементов "обрамленного повествования". Роль последнего в структуре трилогии требует специального исследования.

В литературе народов, не достигших высокого уровня изображения внутреннего мира героя, думается, очень важную роль играют г::.чнч0ния в художественную ткань романа описания быта, нравов, обычаев людей. Эта мысль подтверждается и " Дастаном ..." Т.Ка-

ипберг.енова. В его сочинении описания быта, нравов, обычаев явилось одним из важнейших условий конкретно-исторического изображения прошлого каракалпаков.

Приемы создания образов в трилогии существенно меняются в разных ое частях, в особенности в том, что касается личной, повседневной и общественной жизни главных действующих лиц.

Характеры положительных героев "Сказания о Маман-бие" раскрываются преимущественно в общественно-значимых действиях. Они во многих случаях как бы исключены из повседневности, показаны на фоне борьбы за присоединение к России, за разрешение конфликтов между родами, за их объединение и т.д. А погружение , в быт как будто умаляот возвышенную натуру главного героя - Иамана. Соот- ' встственно концепции Т. Каипбергенова положительные герои не долж- • ны были увязать в обыденности. Это обстоятельство оттеснило на

задний план отношение положительных героев к микросреде их оби-тснип. А образы отрицательных персонажей в "Сказании на-

оборот, выступают в теснои связи с житейской повседневностью, том самим как бы приземляя их.

В соотвеютвии с общей концепцией образа Айдоса ("Неприкаян-ныо") изображение героя на фоне повседневного быта занимает существенное место в структуре романа. Почему? Потому, что Айдос -противоречивая личность. Погружение названного образа в быт помогло писателю подчеркнуть такие черты его характера, как самолюбие, эгоизм, авторитарность. Изображение быта, связанное в "Неприкаянных" преимущественно с поредачой "томных" сторон деятельности персоналкой, в "Непонятных" играет и другую роль'положительную. Она воплощена в образе Ерназара к помогает оттенить его милосердие, заступничество за бодных, то есть помогает раскрыть основную цель, смысл ¡¿изни вожака восстания.

Во П главе - "Историческил факт и художественный вымысел" прослеживается отношение писатоля к историческим документам, объясняются его позиции в трактовке событий прошлого, тенденция к идеализации героических дел предков, отмечаются способы художественной обработки исторических сведений в "Дастане ...".

В "Дастане о каракалпаках" Т. Каипборгенова неоценима роль фактических сведений, извлеченных из разных исторических документов: "Показаний ..." русских послов, записок путешественников, исследовании учоных минувших вроыен, трудов хивинских придворных историков.'Обращение к этим материалам помогло писателю познать в деталях общественную и политическую жизни каракалпаков и их соседей, уяснить логику развития различных характеров участников событий.

Обращении писателя к письменным иеючникам, к фольклору ¡фоделило многие особоиноотк поэтики его трилогии. В легендах } преданиях сохранен народный взгляд на происшедшее. Берогхное яУноиение к зафиксированной в фольклоре памяти помогло писатели бреет и аргументы в споре с тенденциозностью сочинений хивинских придворных'историков - Мухаммеда-мираба Муниса и Г^хаммеда Ризы мираба Агохи, проникнуть в подоплоку исторических событий, понять сложные хитросплот-зния и интриги .во взаимоотношениях исторических деятелей прошлого.

В диссертации нам хотелось бы ответить и на вопрос о том, ■■?ак писатель трактовал события прошлого, сохранил ли он объективность в отборе исторических сведений понимании их. Необходимо признать, что порою писатель отступает от объективности в оценке тех или иных событий. Так, в "Сказании о !.1аман-бие" Т.Каип-Зоргенов, изображая трудный процесс принятия присяги каракалпак-ЗКими старшинами, вступающими в подданство России,-сглаживает ^острые углы", не говорит о противоречиях, имевших место во взаимоотношениях российских посланцев и каракалпаков. Ш на узнаем 13 романа об осложнениях в процессе принятия присяги, о драматизме происходящего, о страстях, обуявших героев, которыо представляют людей разных верований, подданных разных государств, находящихся на разных стадиях развития. Думается, основной причиной нередкого отступления от исторической правды при изображении пи-. Оателом взаимоотношений русских послов и каракалпаков, явилась невозможность обращения ко многим драматическим.страницам истории взаимоотношений малых народов и России в годы создания романа. Вместо с том, нельзя не отметить мастерство писателя, проявившееся ;

в обращении к историческим документам. При атом смещение идейных акцентов в соответствии с поставленной писателем задачей, заостренное внтгшае к героизму каракалпаков в борьбе за наваги» симость, явгшлся характерными чертами исторической концепции Т. Кгшззб эрге нова.

Значение логенд, проданий для художественного-воопроизведа-лия образов исторических личностей увеличивается во втором рома-но трилогии "Неприкаянные". Названные жанры фольклора .стали импульсом для творческой фантазии писателя в создании таких образов, как Айдос, Есонгелди, Бегис, Миржык и др.

. Т. Каипбергенов в "Неприкаянных", "Непонятных" использует сведения, извлеченные из исторических документов, народных преданий и логонд, чтобы, опираясь на закрепленные в них факты,создать собственную концепцию истории каракалпаков, такую, которая отвечала бы в полной море уровню исторического сознания общест- • ва и даже порою опоронала его. Сопоставляя и проверяя отдельные факты, зафиксированные в разных источниках, он интерпретировал их в соответствии со овоим йрянманием характера народа, с художественными задачами, кояв^е он ставил перед собой. Одной из первых и главных из них была задача воскресить свободолюбие каракалпаков, ихцгжество, их.трагический и противоречивый путь к единству.

В Ш главе - "Автор и герой в историческом романе" рассматривается комплекс вопросов; связанных с водоразделом между автором и героями его романов, прослеживается эволюция развития образа повествователя в разных частых и книгах трилогии.

КсторпчоскиП романист но только изображает поступки людей,

события, но и выражает определенное отношение к ним. Вот,почему исследование "Дастана ..." Т. Каипбергенова в. свете проблемы соотношения автора и героя в структуре его исторических романов, рассмотрение ого в качестве одного из аспектов поэтики, способствующего пониманию литературного произведения как идейно-художественного делого, помогло нам раскрыть еще одну грань мастерства писателя. По мнению современного исследователя ... -отношения *азтор-герой" отличаются в литературе нашего времени большой сложностью, создатель произведения нередко отходит в тень, словно бы уступая всо свои права персонажам, предоставляя им полнуЬ, казалось бы, свободу ... Позиция писателя раскрывается не в комментариях, не в прямых высказываниях, а косвенно - скрытыми способами: выбор событий, выверендость сюжетных перипетий, особая напряженность конфликта, положенного в основу произведения,, предусмотрон-Ность композиции, глубина проникновения во внутренний, мир персонажа - вот,что служит возобладанию авторской мысли и воли над героем с ого восприятием окружающего. С помощью этих средств проясняется мера согласия или несогласия писателя с его персонажем;

опираясь' на них, автор, бываот, опровергает то, что утверждается то . '

героем" . Эти наблюдения критика подтверждаются и оппозицией "автор-герой" в структуре "Дастана ..." Т. Каипбергенова.

В "Дютале ..." усиливается ориентация на "чужое" слово, намеченная в историко-биографических романах предшественников писателя - К. Султанова ("Ажинияз")^ О.Бекбаулова ("Беруний"), историко-революционных романах 'самого Т. Каипборгенова (" Последний

'то

Корновская-Н.М. Автор и герой в историческом романе. - В кн.: .

Исторический роман в литературах социалистических стран Европы.

60-80 годы. - !,!., 1989. - С. 240.

бой", "Лочь каракалпака" и др.), как на одну из форм, способной • расширить уже испытанные призмы повествования в каракалпакской литературе, в соответствии о которыми выражение авторской позиции осуществлялось, главным образом, через повествователя, являющегося проводником и выразителем идеи автора. Связь между автором и героем в'структуре трилогии начинает тяготеть к "равноправным" отношениям. . . .

В соотношении автора и гороя в структуро трилогии важную роль играет исследование так называемой несобственно-прямой ре- . чи. В речь повествователя в "Дастане ..." все время вливаются . ■ элементы живого слова отдельных персонажей, различные слова и обороты, высказанные как бы от лица непосредственных'свидетелей и участников событий ХУШ-Х1Х веков, что и придает повествованию выразительность. , .

Усиление психологизма при художественном воссоздании прош- . лого определяет своеобразно повествовательно-композиционной • структуры "Неприкаянных". Основной формой раскрытия характерам ' этом романе становятся внутренние монологи. Последние играют основную композиционную роль, становятся костяком романа.

Обзор повествователя, выражающий во многих случаях авторскую позицию в "Сказании ..,", во втором романе продстает. в ином каче-? стве. Функциональная связь образа повествователя и автора начина-* ет усложняться. Это приводит к воплощению авторской позиции,в структура "Неприкаянных" более сложным образом, позиция автора как бы раздваивается, вбирая в себя- особенности "чужих" точек зрения, то ость точек зрения персонажей, не отвергая их беэаппе-ляционно, а постигая в споро с ищи глубинные закономерности в развитии событий прошлого. Это, по нашему мнению, щ иводит к вну-.

гренней диалогизации авторского слова.

Своеобразие отношения автора и. героя в повествовательной структура третьего романа трилогии "Непонятные" определяется уси-юнием.психологизма и соответственно особым выражением позиции юсителя речи по-отношению к изображаемому предмету или объекту. Сотя роман-изобилует многими драматическими, даже трагическими юбытиями,- отношение носителя речи к происходящему выражается .' ¡езамехно," даже скрытно, без аффектации. Субъективное начало ус-упает место "нейтральному" повествованию, повествователь как бы олько фиксирует происшедшее, редко выражая свое отношение как а речевом, так и на фразеологическом уровнях. Центр тяжести соитий полностью переходит в план героя. Позиция последнего выра-ается как через его действия, поступки, так и через шели, чув-гва. Удельный вес авторского повествования уменьшается. Вместо coro возрастает роль внутреннего монолога и диалога персонажей, эвествователь в' "Непонятных" гораздо реже, чем во втором романе, зммектирует, объясняет поступки героев. Так, духовный мир Ерна-ipa раскрывается в его внутренних монологах, публичных испове-[х, даже в сновидениях.

Итак, завершая исследование "Дастана ..." Т. Каипбергенова, жно смело сказать, что появление этой'трилогии свидетельствова-не только о значительных достижениях каракалпакской литературы, и о тех духовных, нравственных потенциях, которые способны рас-аваться в художественном сознании народа при соответствующих ис-рических обстоятельствах. ..."

В заключении подведены основные итоги работы, сформулированы .

авные выводы, намечены перспективы исследования поставленных

• $

зблем.

Публикации автора по томо диссертации:

1. К проблеме изучения каракалпакского исторического романа, - В кн.: 1-я республика«.научно-тсор.конфорон.молодых ученых и специалистов Каракалпакстана (г. Нукус, 22 мая 1991 г.). Краткие тозисы докладов. Нукус, 1991. - 0,2 п.л.

2. 0 некоторых особенностях стиля исторических романов

Т. Каипберголова; несобственно-прямая речь. Статья. "Вестник КО АН Республики Узбекистана", 1992. Кг - 0,6 п.л.

3. Традиции героического эпоса в исторической трилогии Т.%г ипбергонова " Дастаи 0 каракалпаках". Статья. "Востник КО АН Республики Узбекистан", 1993. - № 2. -- 0,6 п.л.

А. Лигор к герой в историческом родине (на материале романа "Сказание о Маман-био" Т. Каипборгенова). Статья принята к печати в журншто "Вестник КО АН Республики Узбекистан" К» 4 за 1993 г. - 0,6 п.л.

5. Книга "Художественная литература и веленио времени", Нукус. Изд-во "Знание", 1992. - 8,4 п.л. Сборник статей на каракал^ пакском языко. В нем помещены слодующио работы, непосредственно связанные с темой диссертации: К вопросу об изучении жанра исторического романа; 0 некоторых особенностях стиля исторических романов Т. Каипбергонова: несобственно-прямая речь; К проблема'типологии архетипа инцеста в 'фольклоре и литературах Сродней Азии и Казахстана.