автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Декоративно-прикладное искусство Сирии в период независимости (1947-1987 гг.) (проблемы преемственности и развития традиций)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Госани, Ратеб
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Декоративно-прикладное искусство Сирии в период независимости (1947-1987 гг.) (проблемы преемственности и развития традиций)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Декоративно-прикладное искусство Сирии в период независимости (1947-1987 гг.) (проблемы преемственности и развития традиций)"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СВДШЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРСМШШЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (б.СТРОГАНОВСКОЕ)

На правах рукописи УДК: 7.01.032.53

ГОСАНИ РАТЕБ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СИРИИ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ (1947-1987 гг.) (ПРОБЛКМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ)

17.00.05 - декоративно-прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва - I9S0

Работе выполнена в Московском ордена Трудового Краевого Знаыени вывшем худохеегвеняо-прошшленноы училице (б.Строга-ноьвкое)

Научный руководитель Социальные оппоненты

Ведуцая органиаация

доктор искусствоведения, профессор Теяьтевский ПЛ.

Тгляев С.И. - доктор искусствоведения

Вииневская И.И. - кандидат искусствоведения

ЫуаеЯ искусства народов Востока

Запита состоится ■А" ,/1*0 1950 г. в /^-час. на васедани£ Специалиаярованного совета К-064.10.01 пра Иосхсшокоц ордена Трудового Красного Знамени высшей худохествеяно-прошпленноы учи ладе (б.Строгаиоиское) по адресу: 126080, Москва, Волокодаткое новее,9.

С диссертацией иогно осяакошться в библиотеке 1ЭШУ.

Просил принять участие в защите и направить отсыв в 2-х »ха. по укасанноцу адресу.

Л

Автореферат рааоашн " ' 1990 р.

Ученый секретарь .

Специа ли «ирова иного совета кУ/А-Н.Черепвхижа

Актуэльвость .йр.следоаанш!. Прикладное искусство и народные промыслы Сирш: переживают сейчас период подъема и расцвета, так как экономическое развитие и свобода, закрепившиеся в стране после освобождения, стали новым мошныы стимулом их прогресса.

Об этом периоде пишет сирийский исследователь С.Абделыан: "Основным бременем, которое ложится сегодня на плечи Сирии, является задача возрождения собственной художественной жизни, спасение того, что осталось от народной культуры, восстановление национальных народных промыслов и прикладного искусства".

В резолгциях, принятых Ш, У1, ХП съездами партии Возрождения Сирии, обращалось внимание на необходимость возрождения народных промыслов.

В обшеы процессе самостоятельного культурного развития Сирии важное место занимают развивающиеся прикладное искусство и промыслы. Начиная с 1960 г., в стране стали создаваться многочисленные центры изобразительного и прикладного искусства. Задача таких центров - сохранение искусства народных ремесел, которые могут быть стерты современной методикой, заимствованной из-за рубежа. В этом - проблематичность нынешней ситуации в развитии сирийского прикладного искусства.

Для решения этой проблемы необходаа выработка научного фундамента с конкретным исследованием истории а художественных традиций сирийского прикладного искусства, использование его для стилевого анализа а выявления возможностей синтеза сложивиихся градационных форм с новыми достижениями в области прикладного искусства.

Актуальность работа состоит в том, что она выявляет национальные тенденции, анализирует их, намечая пути их использования, путем сочетания призерзенности к традиционности и соврекенноста.

Следует отметить, что настоящая работа явилась специальным научным трудом, который ставят своей целы) изучение проблей наци-овального прикладного искусства, анализ работ худокников-приклад-нжков Сирии нового поколения. Работа является первой попыткой выделить современные направления и тенденции в сирийском декоративной прикладном искусстве.

Литературные источники но теме исследования можно подразделить на несколько тематических групп:

- Исследованно принципов сохранения искусства народных ремесел посвящены публикации сирийских авторов: Г.Халиди, 1985; 11.Аб-далла, Х.Хамад , А.Аддахан , 1985;

- Каталог первой выставки национального искусства (Дамаск, 1972 ) содержит краткий обзор сирийского изобразительного и прикладного искусства за последние пятьдесят лет;

- Проблемам восстановления национальных народных промыслов и прикладного искусства на современном этапе посвящаны книги сирийских авторов: А.Абдельхакк , ХДжадир , С.Аимав , Х.Сауахира, Х.Казаэ , М.Наджем, О.Кулу, Я.Найма.

- Исследованиям вопросов арабского древнего искусства посвя-шены книги зарубекных авторов: Кюнля (ФРГ); Ыарсэ (Франция); Эт-тингаузена (ША).

Европейское влияние на сирийскую культуру средневековья частично рассмотрено в работе Г.А.Саркисяна "Фортификационное строительство крестоносцев".

Наиболее фундаментальными работами советских авторов 60-70-х годов в области изучения арабского и, в том числе, сирийского искусства являются исследования Г.В.Беймарна "Искусство арабских стран и Ирана УП-ХУП веков", а также "Искусство арабских народов" (средневековый период) - издание подготовлено коллективом авторов: Г.В.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский.

Искусство древней Сирии исследовалось в специальных трудах польского ученого К.Михейловского - "Пальмира", а такке советского искусствоведа И.И.Саверкиной - "Древняя Пальмира". Однако эти-работы затрагивают лишь древний период сирийской культуры и ограничены рамками античных памятников декоративного искусства. Вопросы влияния мусульманской религии на развитие искусства арабских народов рассматривались в философских трудах Е.Т.Яковлева "Искусство и мировые религии"; С.А.Токарева "Религия в истории народов мира"; А.Сагадеева "Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского средневековья", "Обтие сведения о сирийском искусстве", а такие в учебной и справочной искусствоведческой литературе.

Целы? диссертационной рабой является исследование путей формирования и развития традиций прикладного искусства Сирии, а такке современных тенденций его развития на основе преемственного использования национальных традиций.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

- Выявление основных закономерностей исторического процесса становления и развития традиций художественного прикладного искусства. а такке специфики их развития в основных видах народного творчества, - изделиях из керамики, дерева, стекла.

- Выявление структурных особенностей современного этапа развития сиркйского декоративно-прикладного искусства; анализ влияния, которое оказал период независимости на сирийское искусство; процеос становления важных специфических особенностей.

- Выявление важнейших проблем современного этапа реавития сирийского прикладного искусства, художественного ремесла; рассмотрение воздействия различных факторов на развитие тенденций прикладного искусства в современных уоловиях.

- На основе анализа .и выявленных принципов своеобразия народ-

ввх традиций разработка научных рекомендаций их преемственного развития в условиях современного прсыыые иного и ремесленного производства.

Цауздая новидвд юс дедов алия. Работа представляет собой одно из первых исследований проблем преемственности и развития традиций в современном декоративно-прикладном сирийском искусстве, содержит анализ работ большого числа сирийских мастеров и художников молодого поколения, работающих в области декоративно-прикладного искусства; в исследовании акцентированы негативные для развития сирийского прикладного искусства явления.

ОМУГНЧвозвя звдздмооть рдбозд. Основные положения диссертационной работы могут найти практическое пршевение в:

. - качестве пособия при подготовке молодых специалистов, студентов, обучаппихся в центрах прикладного искусства, на факультетах прикладных и изящных искусств Сирии;

-качестве справочного пособия для всех интересующихся вопросами прикладного искусства и ремесел в Сирии из числа художников и исследователей. В частности, это касается вопроса о сохранении нашего культурного наследия и национальных традиций в области декоративно-прикладного искусства и ремесел.

МЕТРИКА цссдедовавад. В диссертационной работе использованы материалы частных коллекций, коллекций музеев гг.: Ракка, Дамаска, Халеба, опубликованные иллюстративные материалы,, литература по данному вопросу (искусствоведческая, историческая, археологическая).

В работе пршенены методы художественного и искусствоведческого анализа, изучение натурных материалов, их сравнительный анализ^ критический анализ состояния прикладного искусства в современных условиях.

В различных главах диссертации автор дифференцированно подхо-

дат к методике исследования, п равняя по пора не обходаоотп ыотод историко-худосостаеаного аналлэа развитая прикладного сокусстза Сирии.

Гряяшн исслэлозаднд. В работе расснотрены два Есторгческпз периода: первый - от древнейших времен до периода незавазЕюстл (с 1У тысячелетия до н.э. до 1946 г.) и второй период - соврг^зяяыЗ этап (о 1945 г. до нагшх дней).

Рассматривая первый период, автор анализирует пршеры яз всех видов прикладного искусства. В ходе исследования второго периода анализируется проблемы прикладного аскусстяа страны оезовшпе видов V тенденции и направления его развития; в работе попользован обширный иллсстрзтнвныЭ материал.

Апрофцид рдботд. Осноаныэ положения в выводы диссертационной работы отражены в опубяаоваяннх (более 15) статьях а курнзлах,газетах, сборниках, а таете изложены соискателем в виде докладез пз различных конференциях в Сирии (на арабской языке). Основные выводы и результаты работы опубликованы на научно-теоретячеекдг: пое^э-ренциях аспирантов и преподавателей ЫВХПУ (С.Строгановское).

По теме диссертации опубликовано две статьи (депонпрсоаяЕО в МВХПУ (б.Строгвновское) ).

Стр^кутра и объеч здссертаппя. Работа состоит из введенея, двух глав и заключения, изложенных на 120 стр. ыапднопдевого текста, а та к ке библиографии. К диссертации прилагается альбеа о иллюстрациями, вклшагаий 183 рисунка .

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАШЯ

Вд ддедедид обоснована актуальность исследования, освегово состояние вопроса, приведен анализ литературных истсчшаов по теио исследования; дав обзор проблемы преемственности традециЯ а прикладной искусстве страны. Выявлены цель и задачи исследования, опрэ-

делены его границы, методики исследования.

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ДРЕВНЕГО ПРЖЛАДНОГО ИСКУССТВА СИРИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Изучение древнего сирийского прикладного искусства, его корней, зарождения национальных традиций и его специфики - дело комплексное по многиг причинам; на его формирование оказали влияние:

1) многочисленность последовательно сменявших друг друга цивилизаций в арабском регионе, в целом, и на территории Сирии, в частности;

2) взаимодействие этих цивилизаций, их культур; их налоке-- ние друг на друга и взаимное влияние.

Появление искусства в Сирии относится к доисторический временам. Французская экспедиция под руководством Коффана во время раскопок в местечке Мрейбет*^ обнаружила древнейшие фигурки, относящиеся к УШ тысячелетие до н.э. Это были самые ранние по времени находки неолита на территории Сирии. По выражению Ф.Энгельса, - "это новая эпоха, которая начинается с введения гончарного искусства".

С 1У тысячелетия до н.э. на крайнем севере Сирии появляется

/

древняя сирийская цивилизация, искусство которой представлено производством разноцветных и расписанных изделий из глины.

С 333 г.до н.э. в Сирии чередовались завоеватели: селевкидов сменили римляне; римлян - византийцы. В 333 г. в сражении при Эйсо-се Александр Македонский одержал победу над персидские царем Дари-ем; это послужило началом эллинской экспансии в Сирии посредством союзников Алекса нда - селевкидсв. Селевк 1-й Ника тор, наследник Александра, создал империю Селевкидов (318-64 гг. до н.э.). В этот

Мрейбет (8500-6900 гг. до н.э.) расположен в среднем течении Ефрата ва левом берегу реки.

период были основаны города: Латакия, Антиохия, Афамия и Даура Уру—

бус.

С 64 г. до н.э. началось римсйое господство, которое постепенно стирало следы эллинизма в Сирии. Были основаны города: Пальмира, Басра, Шухба, вновь расцвела Афамия. Лучшее из того, что оставила римская культура в Сирии - это мозаичные пластины.

После смерти римского императора Теодора 1-го в 395 г. н.э. бнл завершен раздел Римской империи - Сирия стала провинцией Восточной Римской империи со столицей в Византии (Константинополе). К тему времени в сирийских городах христианство получило уке виро-кое распространение.

В 636 г. в результате битвы при Ярмуке арабский мусульманский полководец Халед ибн аль-Валид овладел Дамаском, а затем и всей Сирией. Однако в целом страна находилась под греческим и римским влиянием. Тем не менее настает время эпохи ислама, внесшего свою лепту и определившего ход развития сирийской культуры и искусства самым решительным образом.

Плодстзорное взаимодействие издревле укоренившихся художественных традаций греко-римских с традициями древнего искусства Востока (Мекдуречье) достигло в исламе новых высот.

Следует заметить, что как результат смены различных древних культур в Сирии сформировалось высокоразвитое арабское искусство со своей спецификой. Оно оставалось господствующим до завоеваний Александра Македонского, с которыми пришел эллинизм и впоследствие -романизация. Эти культуры такке наложили отпечаток на сирийское искусство. Следугаш периодом стало христианское искусство (с 1У в. н.э. до ислама). Оно оставило великолепные образцы своего мастеро-тва на сирийской земле и явилось ядром ддя нового исламского искуо-ства. На основе достижений кулытры и искусства времен христианства создалось искусство ислама.

Формирование искусства мусульманского периода

Политическое объединение арабов происходило в начале УП в. под знаменем новой, ставней вскоре мировой, религии - ислама.Включение в состав мусульманской империи Сирии, Египта, Ирака было одним из факторов, окавввых влияния не развитие и формирование мусульманского искусства.

. Исламское искусство зародилось в Шааме (странах Благодатного полумесяца). Больную и благодатную роль в развитии и формировании этого искусства сыграли арабская письменность и, в особенности, врв$т (составная часть арабской культуры), а также религия.

В 661 г. Ыуавия - арабский вамеотник в Сирия - захватил власть и, положив начало Омейядсксму халифату, перенес столицу в Дамаск.

Период правления Омейадской династии оказал глубокое влияние на историческое формирование мусульманского государства. В этот период началось смевение мусульманской культуры с античной и византийской в Сирии и Египте, а также с персидской культурой в Сирии и Ираке.

Определенное влияние на развитие средневекового искусства народов, испсведывавших ислам, оказала религия. Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусство, оСычяо указывают на запрешение изображать живые существа под страхом религиозной кары.

Следует дать следу шее определение: мусульманскому искусству арабов была свойственна ярковыраженная декоративность; она является основой образного строя живописи и породила замечательное искусство узора.

Исключительно важная роль в художественной культуре ислама принадлежала прикладному искусству. Экономической базой служило ин-

Шаам: под этим названием обычно объединяют арабские земли, на которых расположены Сирия, Палестина, Диван и Иордания. ,

тенсивное развитие ремесла. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанные с народным бытом. Арабам, мастерам прикладного искусства было свойственно высокое эстетическое чувство и понимание вени, позволявшее, не нарушая практических функций предмета, придавать его поверхности узор, а ему - красивую форму.

Выводы по первой главе

\

Древние сирийские мастера в своей работе использовали иерогли-фику и графику как важный декоративный элементу что подтверждают орнаменты на древних изделиях при раскопках. В дальнейшем этот м»-тод совершенствовался и достиг расцвета в исламский период.

Для периода культуры мари (3200-2685 гг. до н.э.) в рельефных орнаментах характерны букалические пейзаки, а также свобода в выборе содержания и в манере исполнения. Мастера не были ограничены ни религиозной догмой, ни строгими художественными правилами. Композиция традиционно имела двустороннее симметричное строение, что являлось традиционным для древнего сирийского искусства; эта особенность в дальнейшем получила развитие в изделиях сирийских маотеров иояамского периода. Подобные традиции в орнаменте древних издеяи!, вероятно, имели магическое значение. Свойство заполнения пространства орнаментальными элементами - доминирующее в древне« сирийском искусстве, в дальнейшем оно также получило широкое распространение.

Изделия в виде цилиндрической печати, появившиеся в 1У в.до н.э., предназначались для нанесения личных подписей на глиняных табличках, что привело к распространению огромного количества печатей, разнообразных по орнаменту, сюжету. Такие печатки - один из важнейших источников изучения древнего сирийского искусства.

Сирийские мастера с древних времен часто использовали портрет

как элемент орнамента, во в дальнейшем этот вид декора исчез.

Для искусства Сирии римского периода характерно разнообразие ^■^позиционных решений. В это время было изготовлено,например,больное количество разнообразных светильников с изображением животных, человека. Характерной особенностью было продолжение древних традиций сирийского искусства в плане использования зооморфных композиций.

Исламские мастера широко использовали глину в архитектуре и в монументальных работах в виде рельефных изображений на стенах дворцов. Эти традиции унаследованы из искусства Месопотамии, где основным материалом традиционно была обожженная глина. Вместо мозаики, широко распространенной в римский период, мастера применяли в архитектуре и в декоре керамику и стекло.

Для композиций в исламском искусстве характерным мотивом было фантастическое существо, вапршер, с телом птицы и головой женщины. Подобные мотивы широко прдаенялись в сирийском искусстве ХП-ХШ вв. н.э.-Своим появлением, на нас взгляд, они обязаны народным сказкам и древним преданием.

ШВА П. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА СИРИИ ( тенденции развития)

В главе рассматриваются разнообразные уровни и аспекты современного прикладного искусства Сирии, особенности влияния периода независимости и тенденции в современном прикладном искусстве.

В процессе изучения периода независимости, его влияния и тенденций развития сирийского декоративно-прикладного искусства выделяются несколько направлений, важнейшие из которых мы объединяем следующим образом:

1. Классическая тенденция (возвращение к наследию, оживление его элементов творческими символами).

2. Европейская тенденция (влияние европейских школ).

3, Средняя - умеренная тенденция, объеднняппая о братание к национальному наследив и использование опыта из-за рубежа.

Эти основные тенденции подразделяются танке на ряд вторичных направлений.

Возвращение к классическому наследию, прочтение заново его элементов как основной вдохновлявшей силы является совероенно новый, однако у него давние корни, и период независимости способствовал яркому расцвету его в сирийском декоративно-прикладном искусстве. За последние пятьдесят лет арабское изобразительное искусство перекило несколько периодов развития, среди которых наиболее существ энным был период поисков истоков и возвращения к наследию.

Мастера и художники, придерживающиеся метода использования классического и исламского наследия, делятся ва две категории: первые продолжают идти традиционным путем, используя культурное наследие без каких-либо изменений и обновлений; другие восприняли классическое наследие как исходную идею и воплощают ее, обновляя и адаптируя применительно к современности.

Анализ работ, принадлежащих молодым художникам-керамистам периода независимости, которые представляют классические тенденции, подтверждает подражание изделий по форме находкам периода 3500-3200 лет до н.э., принадлежащих культуре Мари; например, тип сосуда широкой обтекаемой формы сверху с утончением книзу.

В рисунке и орнаменте художников классической национальной тенденции можно наблюдать использование растительных и геометрических мотивов. Как известно, использование растительных и геометрических фигур и их сочетаний получило большое распространение в мусульманский период, когда оно приобрело важное значение и специфический арабский характер.

Относительно применения технического метода можно сказать, что

основным методом изготовления изделий явилась техника наложения "аль-идафа", известная в сирийской древней культуре со времен зарождения и начала производства изделий из глины, то есть с начала У1 тысячелетия до н.э.

Итак, уже по работам большинства молодых сирийских художни-ков-кераыистов можно сделать вывод о том, что представители классических направлений в современном прикладном искусстве заимствовали в своих работах и декоративную обработку, и технические приемы, и методы культурного наследия из прошлого без серьезных изменений.

Вторая группа молодых художников-прикладников классического направления обратила свое внимание к национальному наследию как генеральной идее и воплощает ее, обновляя и адаптируя применительно к современности. Таким образом эти художники нашли идею и тему своих работ в древнем культурном наследии, но интерпретировали их в современном обновленном виде, форме, колорите и орнаменте.

Изделия всех молодых художников-керамистов первой и второй групп классического направления имеют одну характерную объединяющую их особенность - они обладают художественной ценностью, при этом игнорируются ценности утилитарные. Можно сказать, что это -одна из серьезных проблем прикладного сирийского искусства периода независимости.

Второй основной тенденцией в современном прикладном искусстве периода независимости Сирии является ориентация в творчестве художников-прикладников на запад, влияние европейских школ. Влияние западных стилей приводит к тсыу, что изделия прикладного искусства Сирии практически не отличаются от европейских и совершенно не узнаются как национальные произведения.

1979 год можно определить как время начала периода заровде-

лея и кристаллизации художественного декоративно-прикладного искусства Сирии, периода независимости; именно в этом году в стране была организована и проведена первая европейская выставка керамических изделий, посуды и художественного стекла. За ней последовали другие многочисленные выставки, на которых были представлены различные художественные направления, и которые, без всякого сомнения, выели большой резонанс для художественного творчества напего народа в дальнейшем.

Проникновение западных тенденций в сирийское прикладное искусство происходило двумя путями:

- первый: обаение с арабскши художниками; участие и ознакомление с выставками на арабской уровне, находящимися под влиянием европейской сколы;

- второЗ: прямой контакт с западными, европейскими художниками, коммерсантами, участие и ознакомление с художественными выставками западного направления.

Посте 1979 г. появились ярковыраженные абстрактные европейские влияния и построенные на их основе работы целого поколения современных молодых художников. На пршере этих работ заметно, что характер их не имеет выраженной связи с о бае арабски* наследием или локально спржйсксм арабским искусством.

Выводы по второй главе

1. Основные направления сирийского декоративно-прикладного осхусства периода независимости:

а) "классическая" тенденция - возвращение к наследию, оживление его элементов;

б) европейская тенденция - влияние европейских школ.

2. "Классическое" направление не является новым, у него дав-

ние корня, однако период веявшем ост« способствовал его яркому расцвету в сарайскоп декоративно-прикладном искусстве.

3. Художник* классического направления делятся на две группы:

а) первые используют классические элементы в своих современных изделиях без каких-либо изменений;

б) вторые использует классическое васледив, адаптируя ев пршенительно х современности.

4. В работах современных молодых художников-керамистов Сирии европейского направления отсутствует выраженная связь о обае-арабским наследием и локальным сирийским арабским искусством.

5. Одна иа проблем развития современного сирийского искусства заклтается в том, что изделия молодых художников-керамистов обладает художественно-декоративной ценностью, игнорируя ценности утилитарные.

ЗАКОНЕ НИЕ

Все виды декоративно-прикладного искусства Сирии появились в результате взаимодействия многочисленных цивилизаций, последовательно сменявших друг друге на сирийской земле, начиная с УШ в. до н.9. - эпохи появления глиняных изделий в Сирии.

Исследование особенностей народного прикладного искусства Сирии показало, что определяют» фактором его развития является неразрывная связь искусства с характером национальной жизни, условиями труда и быта.

Исследование путей становления и развития традиций народного искусства Сирии позволило проследить обусловленные региональными природными условиями специфические формы трудовой деятельности и

неразрывно связанные с и им бытовые в мировоззренческие представления, определявшее органичность функциональных и художественных качеств прикладного искусства.

Рассмотрение вопросов формообразования в вародном искусстве Сирии позволило выявить важное структурное значение соотношения "материал-форма", которое в народней утилитарно-творческой практике, проявляя свое дивлектичность, приобретает характер прочной традиции. В силу этого преемственность опыта многих поколений в изучении, понимании природных закономерностей и выразительных свойств материала позволила народнш мастерам развивать технологи!) и соверюнстзовать пластическую форму изделий.

Рассмотрение памятников древвай и средневековой керемлы,художественного металла в изделий из дерева современных народах мастеров показало, что в каиком из них характерные черты плестя-ки, изобразительных мотивов и особенности художествен но-кем пова-ционней взаимосвязи формы и декора отражает определенные аса акты диалектического взаимодействия значения утилитарности. Все это, как следствие единства народвей трудовой и жизненной деятальвоо-ти, обусловило специфику различных видов прикладного искусства,непосредственную ориентированность на пояски, выявление, а также специфическое отражение закономерностей гармонии, что в конечном итоге способствовало устойчивости народных художественных традиций.

Проведенные исследования позволили проследить многообразно форы и орнаментики, приемы обработки бытовой керамики таких крупных центров, как Дамаск, Халеб, Ракка, а также изделий из металла и наиболее крупных ее центров - Дамаск, Угарет, Кари.

Рассмотрение сюжетно-тематической структуры современных изделий определило широту охвата народных мотивов и содержания, что

позволило проследить эволщжю традиционных средств художественной выразительности и сделать вывод о ток, что сюжетные и орнаиенталь-ше мотивы по своей тематике, форме и цвету тесно взаимосвязаны. Это единство обусловлено прикцшами композиций орнаментальных построений, подразделяющихся по своим художественным особенностям ва пять основных групп: I) построение геометрического орнамента; 2) построение растительного орнамента; 3) построение орнаментов, составленных из надписей различных форы; 4) построение изобразительного орнамента; 5) построение символического орнамента и эмблем.

Исследование принципов композиции орнаментальных построений раскрыло обвшосгь приемов композиционного построения и сходных элементов, встречающихся в керамике, стекле, тканях, в изделиях из металла, несмотря на различие материала и форм изделий. Наряду с общностью композиций орнаментальных построений и его содержания выявлена специфика различных видов материала, а также устойчивые особенности в манере исполнения, выражающиеся в своеобразной плос-костнсв трактовке традиционных мотивов и его элементов.

Рассмотрение народной керамики Сирии в кругу других видов прикладного искусства похазало, что, являясь первоисточником основных художественных принципов, она оказала больное влияние, в частности, на художественный металл, ковры и ткани, стекло.

- Исследование особенностей народного прикладного искусства, его о бон ости и специфики в различных областях с учетом возможностей развития их в современных условиях выявило три основных направления в освоении и развитии художественного наследия.

I, Прдндигш освоения и развития различных орнаментальных групп ва основе устойчивых схем художественно-композиционной взаимосвязи форы и декора, преемственности колористических сочетаний.

Результаты проведенных исследований позволяют утверждать, что системное развитие традиционных средств художественной выразительности в самой структуре произведения является основным направлением в освоении творческого наследия.

П. Развитие особенностей форм традиционных бытовых изделий и способов бескрасочной обработки в технологических условиях сов-р еменного производства.

Рассмотрение особенностей форм традиционных бытовых изделий и трех факторов формообразования в соответствии с технологическими условиями позволяло определить группы, рекомендуемые для освоения на поточных линиях. Вместе с тем, исследование этого аспекта выявило характерные отличительные черты пластических свойств фарфора и фаянса, раскрыло возможности развития в каждом из них форм традиционных бытовых изделий.

Ш. Использование возможностей современных способов декорирования в трактовке орнаментальных композиций.

Исследование этого вопроса определило диапазон технических а художественных возможностей восьми основных способов декорирования бытовых изделй из фарфора, фаянса и показало преимущества и приеа-л емые средства в трактовке различных групп орнаментальных композиций.

Диссертационная работа показала, что обрасэнле к урокам народного искусства, освоение его художественных традиций и внедрение л учших качеств и элементов в современную практику производства бытовой керамики Сирии открывают широкие возможности для формирования ее художественной полноценности и творчески перспективного развития.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОШ:

1. Истоки древнесирийского искусства в раскопках Эблы и Мари /Тез.сообт. УШ научно-теоретической конференция аспирантов и преподавателей МВХПУ (б.Строгановское), 1987.

2. Формирование элементов орнамента в мусульманском прикладном искусстве Сирии /Тез.сооби. X научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ (б.Строгановское), 1988.

3. Проблемы преемственности развития традиций прикладного искусства в современных условиях /Тез.сообш. XI научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ (б.Строгановокое), 1989.

4. Ремесло и сознание / Газета "Тиирин", Ji 2367, Дамаск 7/II-82 (на араб.яз.).

5. Роль общества в искусстве /Газета "Сада аль домна". Дамаск, 3/II-82 (на араб.яз.).

6. Мин уахи ель Турас /Газета "Дхиль аль саура", * 218. Дамок, 7/4-81 (на араб.яз.).

7. Аль хайят аль тавкилия / Газета "Дкиль аль саура", * 211. Дамаск, I7/2-8I (на араб.яз.).

8. Аль амаль уа аль аиэлъ аль фани /Журнал "Аль сакэфа", * 24, 25. Дамаск, II/6-83, 18/6-83 (на араб.яз.).

9. Арабская письменность как искусство /Газета "Дкиль аль саура", * 232. Дамаск, 26/8-81.

10. История арабского ирифта / Журнал "Аль Сакафа", Л 3. Дамаск, 2I/I-84.

11. Формирование искусства мусульманского периода в Сирии. -

М. Деп. в НИО янформкультура. Гос. биб-ка СССР им. В.И.Ленива от 17.2.89, * 1933.

12. Исторические аозока древнего искусства Сирии. - М. Деп. в НИО жя^ормкультура. Гос. биб-ка СССР им.В.ИЛенива от 17.2.89. Л 1934.