автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Демократический процесс на Тайване

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Пань Бин Хун
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Демократический процесс на Тайване'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Пань Бин Хун

Введение.С.З

Глава I. Исторические корни и идейно-теоретическая основа исследования демократического процесса в Китае.С.

§ 1.Развитие демократической мысли в трудах древних китайских ученых и политиков.С.

§ 2.Вопросы о свободе, демократии и правах человека в китайской политикоправовой мысли XIX - XX вв.С.

§ 3.Современное тайваньское политико-философское мышление - новое конфуцианство о демократии.С.

Глава П. Начало демократических преобразований на Тайване.С.

§ 1 .Предпосылки и факторы перехода Тайваня к демократии.С.

§ 2.Становление государственной власти и стабилизация жизни тайваньского общества.С.

§ 3.Тайваньская политическая трансформация и возникновение оппозиционного движения.С.

§ 4. Формирование политических партий.С.

Глава Ш. Развитие демократических реформ на Тайване.С.

§ 1 .Демократизация политической системы - важнейшее направление «тихой революции».С.

§ 2. Конституционная реформа на Тайване.С.

§ 3. Права человека и развитие демократии в современном Тайване.С.

Глава IV. Углубление демократических преобразований на Тайване и решение общенациональных проблем.С.

§ 1. Всеобщие выборы 2000 г. и окончание эпохи правления

Гоминьдана.С.

§ 2. Дальнейшая демократизация тайваньского общества и решение общенациональных проблем.С.

§ З.Тайвань и проблемы объединения китайской нации.С.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по политологии, Пань Бин Хун

Тайвань занимает особое положение не только в АТР, но и в мире. Являясь островной провинцией Китая, она, вместе с тем, в силу сложившихся исторических обстоятельств обладает некоторыми атрибутами государственности.

Тайвань до сих пор не признается большинством стран мирового сообщества, тем не менее он состоит членом ряда неправительственных международных организаций.

В начале 90-х годов впервые стали развиваться деловые отношения Тайваня с новой Россией. В 1992 г. было подписано соглашение о создании московско-тайваньской компании по развитию экономических и культурных связей, 15 сентября 1992 г. вышел Указ Президента РФ об отношениях Российской Федерации с Тайванем. В 1993 г. в Москве было открыто представительство Тайбэйско-Московской компании, а в 1996 г. в Тайбэе -представительства Московско-Тайбэйской компании. Начался обмен студентами и аспирантами, в Россию стало приходить больше информации о жизни Тайваня. Все это не могло не стимулировать интерес России к этой территории, к «непризнанной» и мятежной республике. Хотя по-прежнему политических отношений между Москвой и Тайбэем нет. РФ признает только КНР. Следует отметить изменение отношения к Тайваню как в научной среде, так и в средствах массовой информации в России. Если раньше Тайвань называли «гоминьдановским режимом» или «режимом клики Чан Кайши», то сейчас называют Тайванем.

Но если до конца 80-х годов Тайвань привлекал внимание политиков и исследователей в основном как территория, давшая пример ускоренного экономического развития при авторитарном политическом режиме («экономическое чудо» Тайваня), то последние 15 лет Тайвань поразил мир и довольно успешным решением вопросов модернизации и демократизации своей политической системы. С конца 80-х годов здесь быстрыми темпами стала проводиться политическая реформа, связанная с развитием 4 многопартийности на острове, проведением выборов в Национальное собрание, Законодательный юань, президента Тайваня, в органы самоуправления, а также глав исполнительной власти на местах.

Интерес российских политиков и политологов к модернизации политической системы на Тайване, на наш взгляд, был вызван еще и тем, что этот процесс по времени совпал с перестройкой в России. И на Тайване и в России закончилась эпоха тоталитарной однопартийной системы правления (ГМД и КПСС). И там и здесь, начала формироваться многопартийность.

Как отмечают российские исследователи Тайваня, Россия может в какой-то мере воспользоваться тайваньским опытом экономического и политического развития, не исключается и возможность взаимного обогащения накопленным опытом. «Основу экономических преобразований Тайваня, - пишет доктор экономических наук, специалист по проблемам Китая A.B. Островский, - составляет доведенный до логического конца опыт российского НЭПа 20-х годов»1. Здесь одновременно сосуществовали и до сих пор существуют государственный сектор и централизованное планирование, частное предпринимательство и свободный рынок при достаточно сильной социальной защите населения со стороны государства.

Опыт проведения тайваньских экономических и политических реформ все активнее изучается и исследуется не только учеными, но и политиками.

За последние 10-12 лет в России был опубликован целый ряд работ по тайваньской проблеме, в них содержится информация по вопросам истории, экономики, внутренней и внешней политики. С 1992 г. на базе Координационного центра тайваньских исследований ИДВ РАН стал издаваться сборник, в котором анализировались проблемы становления политической системы Тайваня.

1 См: Островский A.B. Тайвань накануне XXI века. М.,1999. С.5; Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайвня. М.,1999. С.4. 5

В последние годы возрос интерес к Тайваню российских политиков и деловых кругов, о чем свидетельствует возросший уровень экономического и культурного обмена.

Опыт развития современного Тайваня, в т.ч. его успешной политической модернизации вызывает большой интерес во всем мире. Однако с научной точки зрения, процесс трансформации политической системы Тайвань еще исследован, на наш взгляд, недостаточно. Показать этот сложный процесс, вскрыть нерешенные проблемы, объяснить противоречия и дать прогноз на дальнейшее развитие - цель данной диссертации.

Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен ростом интереса к экономическому и политическому феномену Тайваня, а также к событиям, происходящим вокруг него.

Особый интерес для диссертанта - гражданина Тайваня, работающего на российском Дальнем Востоке и занимающегося сравнительным анализом политических систем Тайваня и РФ, представляют происходящие там демократические процессы. При этом важно отметить, что в начальный, самый сложный период цивилизованных отношений между Тайванем и РФ, автор, будучи гражданином Тайваня, и находясь в России, получил возможность взглянуть на указанную проблематику как бы со стороны.

Опираясь на многочисленные китайские источники, а также на труды опубликованные в России, диссертант попытался исследовать демократический процесс на Тайване на рубеже ХХ-ХХ1 веков комплексно, с учетом тех воззрений, которые сложились в оценке политической ситуации на Тайване в российской научной и публицистической мысли.

Цель и основные задачи исследования

Целью данной диссертации является анализ основных направлений демократического процесса, исследование особенностей политической модернизации на разных этапах развития гражданского общества на Тайване. Раскрывая названную тему исследования автор решал следующие задачи: 6

• определить особенности понимания демократии как культурной традиции Китая;

• проанализировать предпосылки и факторы, дать характеристику условий перехода тайваньского общества к демократии;

• выявить причины, побуждающие к демократическим переменам, происходящим на Тайване;

• проанализировать сущность и хронологическую последовательность стадий и этапов демократизации тайваньского общества;

• определить типологические особенности перехода от авторитаризма к демократии на Тайване;

• выявить движущие силы и формы процесса демократизации страны;

• выявить имеющиеся проблемы и препятствия на пути политических преобразований, происходящих на Тайване;

• дать определение тайваньской многопартийности, проанализировать перспективы ее развития;

• на основе анализа политических явлений дать прогноз хода дальнейшей демократизации тайваньского общества, показать ее влияние на решение проблем обновления Китая.

Степень научной разработанности проблемы

В процессе подготовки диссертации автором был изучен значительный объем, тайваньской, российской и другой иностранной научной литературы по проблемам политического развития Тайваня.

Из наиболее значительных работ по этой проблеме опубликованных в советский период, отметим монографии Ф.А. Тодора «Тайвань и его история» (М.Д978), монографию A.B. Меликсетова «Социально-экономическая политика Гоминьдана» (М.,1977). Как названные, так и другие, в первую очередь газетные и журнальные публикации по Тайваню вплоть до конца 80-х годов, были ограничены жесткими рамками марксистско-ленинской идеологии, что затрудняло задачу объективного 7 анализа проблемы. В силу этой причины они представляют интерес исключительно как информационный ресурс в оценке социально-экономической и политической истории Тайваня.

С начала 90-х годов в РФ появляется ряд публикаций и исследований по Тайваню, основанных на новых представлениях о мире и обществе1. Но подавляющее их большинство посвящено преимущественно проблемам социально-экономической модернизации Тайваня, в то время, как политические вопросы начавшейся демократизации на Тайване часто оставались за рамками данных исследований.

Важную роль при разработке темы сыграли научные статьи ведущего специалиста в области политической жизни современного Тайваня профессора Л.М. Гудошникова . Вопросы политической модернизации Тайваня затронуты в более поздних работах Л.М. Гудошникова. Среди них: «Многопартийность на Тайване» (М.,1999) и совместная с К.А. Кокоревым монография «Политическая система Тайваня» (М.,1999). Первая работа Л.М. Гудошникова написана на базе современных партийных документов и отражает процесс зарождения и формирования многопартийности на Тайване. Каждой из основных тайваньских политических партий в монографии отведена отдельная глава, кроме того в работе представлены документы ведущих политических партий.

Отмечая вклад этого исследователя в разработку проблемы политической модернизации Тайваня, следует сказать и о том, что автор практически не затрагивает теоретических аспектов происходящих там перемен, недостаточно, на наш взгляд, исследует предпосылки демократического процесса, роль традиций, влияние философии неоконфуцианства на современную политическую жизнь Тайваня.

1 Иванов П.М. Очерк истории Тайваня. Современный Тайвань. Иркутск, 1994; Тайвань. Краткие справочные сведения. Вып.1. М.,1992; Тайвань: справочник для деловых людей. М.,1993.

2 Гудошников Л.М. Эволюция политического режима на Тайване//Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 5; Его же: Третий этап конституционной реформы и становление современного парламентаризма на Тайване//ПДВ. 1995. № 1; Его же: Первые трехпартийные выборы на Тайване//ПДВ. 1995. № 5. и др. 8

Существенный вклад в разработку данной проблемы внес профессор П.М. Иванов1, который подчеркнул, что толчок к демократическим преобразованиям на острове дал президент Цзян Цзинго.

Исторические и экономические предпосылки и начало политической трансформации тайваньского общества исследуют в своих работах российские ученые A.B. Островский2, Э. Батчаев3 А. Пумпянский4 и другие.

Вопросам политического развития Тайваня посвящены работы В.Г

Бурова «Модернизация тайваньского общества» (М.,1998); А.Г. Ларина «Два президента, или путь Тайваня к демократии» (М.,2000); К.А. Егорова «Представительная система Китая: история и современность» (М.,1998); К.А. Кокарева «Об избирательной системе и практике выборов на Тайване»//Тайвань. Краткие справочные сведения. Вып.VIII. ИДВ РАН (М.,1998) и др.

Проблемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти, вопросы нового законодательства, прав и свобод, местного самоуправления, деятельности общественных организаций на Тайване в новых условиях демократизации исследуются в работах В.Г. Галшина, Н.И. Иванова5 и др.

Итоги президентских выборов на Тайване в 2000 году, проблемы демократизации в исторической перспективе и другие вопросы нашли отражение в статьях ведущих российских специалистов, опубликованных в

1 См: Иванов П.М. Формирование многопартийности на Тайване и Демократическая Прогрессивная партияУ/Современный Тайвань. Иркутск, 1994; Его же: Очерк истории Тайваня. М.,1994; Демократическая Прогрессивная партия и формирование многопартийности на Тайване//Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 5. и др.

2 Островский A.B. Тайвань накануне XXI века. М., 1999; Его же: Тайвань на пути к экономической глобализации//Современный Тайвань, М.,2001.

3 Батчаев Э. Тайваньский опыт приватизации предприятий общественного сектораУ/Проблемы Дальнего Востока. 1997.№ 3; Батчаев Э., ЧудодеевЮ. А. Завтра начинается вчера. Все хотели как лучше . М.,2000; Михеев В.В. Хождение на Тайвань. «Островная цивилизация» глазами русского журналиста. М.,2000. Пумпянский А. Тайваньские чудеса//Новое время. 1999. № 42. и др.

5 См: статьи этих авторов в сб.: Современный Тайвань. Справочно-аналитические материалы. Вып.1. М.,2000; Вып.З. М.,2001. 9 сборнике материалов международной научной конференции 4 мая 2000 г. в Москве1.

Авторы этого сборника подчеркивают, что необходим учет тех или иных аспектов опыта социально-экономической и политической трансформации тайваньского общества при проведении реформ в России .

Отмечая существенный вклад российских тайваневедов в исследование названной тематики, заметим, однако, что в их работах практически не затрагивалась проблема гражданского общества на Тайване. Отсутствуют работы, посвященные влиянию конфуцианского наследия на современные политические институты и процессы Тайваня. Слабо изучен такой важный субъект демократического процесса, как общественные движения и организации и другие вопросы. Практически не исследованы особенности политического реформирования на Тайване на фоне общественного процесса модернизации и другие вопросы.

В последние годы (1999-2002 гг.) проблемы Тайваня, его экономической и политической модернизации все чаще освещаются в российских газетах и журналах, выходящих не только в Москве, но и в других городах, в т.ч. на Дальнем Востоке3. Однако, на наш взгляд, российские местные и центральные издания пока еще мало публикуют официальных документов и материалов отражающих позицию Москвы на процессы, происходящие на Тайване, многие официальные документы Тайваня не переведены на русский язык. Исследователи нередко вынуждены иметь дело не с первоисточником,

1 Президентские выборы 2000 г. на Тайване и проблемы безопасности в Дальневосточном регионе. Материалы научной конференции. Москва 4 мая 2000. М.,2000.

2 Президентские выборы 2000 г. на Тайване и проблемы безопасности в Дальневосточном регионе. Материалы научной конференции. Москва 4 мая 2000. М.,2000. С.4.

3 См: Пупей В.В. Объединение Китая глазами лидеров тайваньских политических партий/УМолодой международник. Альманах. Вып. 2. Вл-к. 2001; Пань БинХун. Современное тайваньское политико-философское мышление - новое конфуцианство//Молодой международник. Альманах. Вып. 1. Вл-к. 2000. Ткаченко Г.Г. Тайвань и его интеграционные отношения в Юго-Восточной Азии//АТР. Экономика. Политика. Сотрудничество. Вл-к. 2001. № 1; Пань Бин Хун., Печерица В.Ф. Формирование многопартийности на Тайване: опыт и проблемы//Гуманигарные исследования. Альманах. Вып.4. Уссурийск, 2000; Печерица В.Ф., Пань Бин Хун «Теоретическая основа и исторические предпосылки демократического процесса современного Тайваня//Молодой международник. Альманах. Вып. 3. Вл-к, 2002 и др.

10 а с субъективистскими комментариями журналистов, что затрудняет научный анализ.

На Тайване проблемами демократизации, научным анализом политических реформ занимаются несколько университетов и академических научных центров. Среди них Центр государственной политики в Тайбэе, Тайваньский фонд демократии, Правительственное управление информации Тайваня, Тайбэйский, Гаосюнский и другие университеты.

В русле западных традиций политическая модернизация разрабатывается в лаборатории изучения политических систем и их изменений Тайваньского университета. Здесь анализируется типология, структура, функции, выявляются субстациональное содержание, ценностный аспект, эволюция политической культуры, процессы демократизации китайского, гонконгского и тайваньского общества.

На характер трудов тайваньских ученых-политологов, вышедших в 50-е - 70-е годы, большое влияние оказал Закон о печати в период Чрезвычайного Положения. Большинство авторов, пишущих об этом периоде жизни Тайваня, склонны были поддерживать политику правящей партии Гоминьдана, подчеркивая необходимость введения ЧП и специфического конституционного режима, сложившегося на основе «Временных правил». Однако и в этот авторитарный период на Тайване появлялись первые работы, критикующие государственную политику Гоминьдана. Например, в начале 60-х годов журнал «Цзыю Чжунго» (Свободный Китай) в лице Лэй Чженя не только резко критиковал несправедливость политического режима, диктаторскую сущность Гоминьдана, но и выступал с требованием создания оппозиционной партии. Подобную критическую позицию занимали исследователи-политологи Инь Хейгуан, Бай Ян и Ли Ао, которые на страницах общественно-политического журнала «Вэньсин» выступали за демократические преобразования на Тайване.

С начала 70-х годов в условиях начавшегося кризиса авторитарного режима и возникновения оппозиционного движения на острове появились

11 первые либеральные издания, журналы «Дасюэ» (Университет), «Тайвань чшэнлунь» и «Сячао». Публикуемые в них статьи сосредоточивали внимание главным образом на требовании отмены однопартийной диктатуры, поддержке и распространении идей демократии.

В первой половине 80-х годов основными оппозиционными изданиями на Тайване становятся журналы «Баши няньдой» (издатель Кан Нинсян) и «Синьчаолю» (Новый поток). Если авторы публикаций первого журнала выступали с умеренными предложениями постепенных демократических реформ, то лейтмотивом публикаций в журнале «Синьчаолю» были резкие требования насильственного свержения диктатуры Гоминьдана. В этот период появляются и первые монографические работы, критикующие режим Гаминьдана1.

После отмены ЧП в 1987 г. в историографии политической жизни Тайваня начинается новый период. Начавшиеся демократические преобразования в обществе, дали толчок к появлению большого количества научных работ по данной проблеме.

Тайваньские ученые-политологи начинают масштабные исследования политического развития страны по трем основным направлениям.

Первое - исследование процесса демократической трансформации л

Тайваня . Наиболее заметные труды этого направления: «Сорок лет демократическому движению Тайваня» Ли Сяофэня (Тайбэй, 1987); «Большая трансформация - политическая и общественная эволюция КР» Тань Хунмао (Тайбэй, 1989); «Сорокалетняя эволюция тайваньской политики» Пен Хуаэня (Тайбэй, 1990); «От мобилизации для подавления мятежа до демократическо-конституционного правления» Ли Лянцзу (Тайбэй, 1991). В этой группе выделим исследования Гэ Юнгуана «Политическое изменение и развитие (исследование Тайваньского опыта)» (Тайбэй, 1992) и

1 Лю Члян. Биография Цзян Цзинго. Тайбэй, 1974 (перевод с китайского); Династия Сунов. Тайбэй, 1985. Секреты Чан кайши. Тайбэй, 1985; У Цзинэнь. Чженижи сысян юй Чжунго ижэнижи саньдайхуа (Политическая идеология конфуцианства и политическая модернизация Китая), Тайбэй, 1985.

2 Ху Фо. Установление авторитарного режима и его демократизация. Тайвэй, 1989; Ван Чжэн Хуань. Тайваньская политическая трансформация и оппозиционные двиэжения. Тайбэй, 1989; Хуан Дэфу. Демократическая прогрессивная партия и политическая демократизация на Тайване. Тайбэй, 1992 и др.

12 работу Чэнь Минтуна «Фракционная политика и политическая эволюция Тайваня» (Тайбэй, 1995). Большой вклад в историографию проблемы внесла книга Тань Хунмао «Великий перелом» (Тайбэй, 1991), где известный тайваньский политолог обобщает опыт своих коллег в области партийной теории с 1986 по 1990-й год.

Вопросы демократизации тайваньского общества обсуждались на ряде научных конференций. Наиболее значимыми были: Научно-практическая конференция в Тайбэе «Демократизация Китайской республики: процесс, система и влияние» (1989); Научная конференция «Демократическое будущее Китая - ретроспективный взгляд и перспективы демократизации тайваньского района» (Тайбэй, 1999); Международная научная конференция «Фонда китайской демократии» (Тайбэй, 1999). По материалам этих конференций опубликована серия монографий, где исследовались разнообразные аспекты демократизации тайваньского общества. Многие из этих публикаций отмечают всесторонний взгляд на процессы, происходящие на Тайване, спокойный, взвешенный тон в оценке явлений и событий.

Проблемы формирования многопартийности на Тайване - второе направление исследований тайваньских ученых. Отметим труды Пэн Хуйэня «Партийная политика Тайваня» (Тайбэй,1994); Cao Цзуньхая «Путь к партийной политике» (Тайбэй, 1991); Яна Тайшуня «Партийная политика и демократизация Тайваня» (Тайбэй, 1991); Сюй Цзелина «Порядок и этика партийной политики» (Тайбэй, 1990) и другие. В этих работах сделана первая попытка классификации и типологии партий Тайваня. Вопросы партийного строительства на острове авторы этих работ пытаются рассматривать на основе достижений западной политологии. Отметим опубликованные материалы научной конференции «Партийная политика и демократическое конституционное правление», организованная Фондом демократии в Тайбэе в 1991 году. В ней приняли участие известные тайваньские ученые, специалисты в области политики, права, социологии. Среди них профессора Тань Хунмао, Чжу Юньхань, Жень Дэхоу, Сяо Синьхуан, Цзян Бинлунь, У

13

Вэньчэн, Люй Яли, Лэй Фэйлун, Ху Фо, Цай Чжэнвэнь, Чэнь Исинь, Пэн Хуайэнь и другие. В ряде их докладов и сообщений даны оценка состояния тайваньской многопартийности, прогноз будущего развития партийной политики на острове.

Однако в этих работах, как и в вышеназванных, недостаточно, на наш взгляд, исследованы теоретические вопросы партийного строительства на Тайване.

Третье направление исследований тайваньских ученых - анализ опыта, проблем и перспектив конституционной реформы. Наиболее заметными работами этого направления являются: «Реформа Конституции» и «Итоговый отчет конференции народа», изданные в 1989 г. Центром государственной политики в Тайбэе; Справочник - внесение изменений в Конституцию (1991) (Под.ред. Гао Юнгуань); Ли Биннань «Конституционная реформа и конференция по национальным проблемам» (1992); Конституционная реформа и Национальное собрание» (1993) и другие. Отмечая вклад этих трудов в разработку темы, подчеркнем, однако, что в них отсутствует глубокий научный анализ Конституционной реформы Тайваня, а также недостаточный уровень обобщений. Этот недостаток восполнен в монографических исследованиях Ху Фо, Люй Яли, Цзу Юньханя «Текущие проблемы конституционного правления и их решение (Тайбэй, 1992); Се Жуйчжи «Процесс и результаты конституционной реформы нашей страны» (Тайбэй, 1991); Линь Цзячэн «Комментарии по вопросу Дополнительных статей Конституции» (Тайбэй, 1991) и другие. Этим проблемам была посвящена и научная конференция, организованная в 1992 г. Центром Государственной политики в Тайбэе.

В 90-е годы XX века историография демократизации тайваньского общества пополнилась новыми трудами, которые на более широкой документальной основе исследуют процесс политической модернизации.

В первую очередь необходимо назвать труд Гер Юнг-Кауна «История Тайваня. Политика» (1999), где предпринята попытка определения

14 типологических характеристик перехода от авторитаризма к демократии на Тайване, содержания и хронологической последовательности стадий демократизации тайваньского общества и ее этапов. Однако в небольшой по объему работе автору не удалось подробно раскрыть содержание, формы и движущие силы процесса демократизации страны. Среди других отметим работы Тань Хунакао «Да ижуаньсин» (Великий перелом. Тайбэй, 1991); Цзян Ши Чжэнцюань «Юй Хэй Шэхуй» (Режим Чан Кайши и организованная преступность). Ред.Чэнь Цяньпин. Начан, Цздна женьмико чубанынэ, 1998; Хуан Яоюань «Политическое развитие Титайской Республики (1986-1995)» - диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (М.,1997); Чжу Юньхан «Сянь цзэдуань гоминьданчжи цзуижи дичжу ю цюаньли шэнтай» (Организации и силы Гоминьдана на современном этапе//Доклад на конференции «Новая эра Китайской Республики (Тайбэй, 7, 9 июля 1992).

Возросло количество публикаций по данной проблеме, в конце 90-х годов и особенно на рубеже XX - XXI вв., когда в президентских выборах на Тайване впервые победила оппозиционная, Демократическая прогрессивная партия и закончилось полувековое правление на острове Гоминьдана. Отметим прежде всего труды и выступления руководителей Тайваня и, в первую очередь, президента Ли Дэнхуэйя «Китайская Республика к рассвету демократии, через возрождение культуры»//Свободный Китай. - 1996. - № 1; интервью президента Тайваня Ли Дэнхуэйя немецкой радиокомпании «Дойче-Вэлла» в июне 1999 года; его же: «Позиция Тайваня» (Перевод с китайского) М.,2000; президента Чэнь Шуйбяня «Сын Тайваня» (Перевод с китайского) М.,2001, а также инаугурационную речь президента Чэнь Шуйбяня 20 мая 2000 г. «Тайвань поднимается навстречу новой эпохе» (Тайвань чжаньцилай - инцза сяншан тишэшдэ синь шидай// ШЬ: www.dpp.org.tw/d-news/center/abian 000520.htm); выступление премьера Исполнительного юаня Тайваня Чжан Цзюньсюна 29 декабря 2000 г.//www.roc-Taiwan-ш.com/policy/20001229/2000122901/.

15

Среди исследователей отметим работы тайваньских ученых Leng Tse-Kang. «The Taiwan-China Connection: Democracy and Development Across the Taiwan straits». Westuiew press. (1999).

Значительная часть информации по исследуемой проблеме была получена автором на основе изучения материалов, опубликованных в тайваньской печати, и прежде всего в таких журналах, как «Тайбэйская панорама», «Свободный Китай» и других.

Кроме того при написании диссертации автор использовал и работы исследователей из Японии, США, КНР. В частности, это работы японского политолога Уакабаящи Масатоко «Тайвань - расколотая страна и демократия» (Тайбэй, 1996), где автор представляет демократизацию Тайваня как процесс «ухода от гражданской войны». Он дает свое определение термина «демократизация Тайваня»: «Демократизация Тайваня равна тайванизации Китайской Республики. Это означает, что после достижений демократизации Тайваня, это «китайская страна - Китайская республика» - в конце концов укоренилась на острове Тайвань».

В своей монографии Уакабаящи Масатоко определил политический режим, созданный ГМД на Тайване в 50-х годах, как двухполюсный политический режим: наверху (в центре) - властная диктатура, а внизу (на местах) - представительная избирательная система. Верховная политическая структура являлась руководящей, а местная - вспомогательной; первая форсированно контролировала последнюю. При этом японский автор называет этот режим «авторитарным режимом тайваньского типа». Прогнозируя будущее политического развития Тайваня, Уакабаящи указывает, что многопартийность на острове установится по типу японской, т.е. ГМД, оставаясь самой влиятельной политической партией, будет продолжать формирование правительства.

Активно разрабатывают данную проблематику и политологи США. До отмены ЧП на острове в 1987 году большинство из них сопоставляли положение Тайваня с «ценностями американской демократии». Другие

16 исследовали Тайвань как особую политическую модель: например, автор книги «Островной Китай» Ральф Клэр (Ralph N.Clough) писал, что: «. политическая стабильность КР является особым примером среди развивающихся стран мира. Гоминдановское правительство никогда не сталкивалось с политическими беспорядками, бунтами и военными мятежами, возникающими обычно в развивающихся странах»1.

После 1987 года американские политологи в отношении политической трансформации Тайваня занимают более оптимистическую и позитивную позицию. Давая прогноз на будущее развитие острова, они подчеркивают неизбежность углубления демократического процесса, создание л цивилизованной многопартийной системы . Из американских исследователей, наиболее плодотворно занимающихся разработкой данной проблемы, отметим профессоров Люсиана Пая, Эндрю, Натана, Томаса Голда, Констанса Миннея, Харвея Фелдмана, Эдвина Уинклера, Липсета, Хантингтона. Венера, Харрисона, Оксенборга, Ходинга, Скалапино, Шварца и других.

Сравнительному анализу развития политических режимов Тайваня и КНР посвятил свою работу Майор Рамон X. «Два общества в оппозиции. Китайская Народная Республика и Китайская Республика после 40 лет» (Станфорд, 1991).

Историография политического развития Тайваня последних десятилетий будет неполной без трудов исследователей из КНР. Прежде всего это работы профессора Цзян Наньяна «Большая трансформация Тайваня - загадка сорокалетней политической реформы (Пекин, 1995). С классовых позиций Цзян Наньян объясняет тайваньский режим как диктаторский, антинародный. С подобной оценкой политического развития Тайваня подходят и другие исследователи из КНР.

1 Ralph N.Clough, Island (Camaibge, Hassai chusetts: Harvard University Press, 1978). p.33.

2 См: Робинсон Джеймс А. Новый шаг вперед в развитии демократии в Китайской Республике//Свободный Китай. - 1996. № 1,-С. 12-67.

17

Зарубежная историография данной проблемы представлена еще некоторыми работами английских и южнокорейских авторов, но она незначительна. И вполне естественно, что наиболее детально освещают процесс политической модернизации и демократизации острова конечно же тайваньские ученые-политологи.

Анализ изученной литературы показывает, что хотя многие связанные с исследуемой темой проблемы уже нашли свое решение в ряде научных трудов, в монографиях, статьях и брошюрах, однако, все еще нуждаются в более глубоком и всестороннем анализе и обобщении богатого теоретического и практического опыта политической модернизации Тайваня в целях определения перспектив развития острова, влияния демократии на Тайване на решение проблемы объединения Китая и т.д.

Специального научного труда, в котором всесторонне и комплексно, на новой источниковой базе, был бы дан анализ такому практическому феномену, как Тайвань, еще не создано, проблемное поле этой актуальной темы далеко не исчерпано. Достаточно актуальным и острым и сегодня остается вопрос о методологических принципах и инструментарии для изучения политической модернизации Тайваня и проблем ее содержательной трансформации в ракурсе соотношения процессов традиционализма и модернизма.

Источниковая база исследования делится на несколько больших групп источников:

Первая группа - Государственные документы Тайваня (Конституция и другие законодательные акты)1.

Вторая группа - документы и материалы политических партии Тайваня (Программы и уставы, решения съездов, сессий и пленумов ГМД, ДПП, Новой партии, Народной партии и других);

Третья группа - труды, выступления и интервью руководителей Тайваня (президентов, вице-президентов, премьер-министров, лидеров основных

1 Перечень этих документов см. в библиографии диссертации.

18 политических партий): Сунь Ятсена, Чан Кайши, Цзян Цзинго, Ли Дэнхуэя, Чэнь Шуйбяна и др;

Четвертая группа - справочные материалы и документы статистики;

Пятая группа - периодическая печать;

Шестая группа - интернет сайты.

Следует отметить, что помимо работы с печатными и электронными источниками автор лично встречался с представителями государственного аппарата, служащими, представителями выборного актива ГМД и ДПП и Народной партии Тайваня. Беседы и дискуссии с представителями власти и оппозиции помогли автору глубже прояснить современную политическую ситуацию на Тайване, лучше понять сложные и противоречивые проблемы демократизации тайваньского общества.

Научная новизна исследования. Степень изученности темы определяют следующие моменты научной новизны работы:

• Демократический процесс на Тайване, начиная с 1949 года, прослеживается непрерывно как последовательное развитие политической модернизации;

• Впервые проведен анализ законодательно-нормативной базы демократического процесса на Тайване;

• Выделены основные этапы политической модернизации на Тайване;

• Впервые демократическая трансформация была представлена как процесс, как результат деятельности различных субъектов: (государства, правительства, политических партий, общественных движений и т.д.). Детально рассмотрены основные политические силы Тайваня в переходный период от авторитаризма к демократии.

В качестве теоретической и методологической основы диссертации положены принципы диалектического метода и объективно исторического

19 анализа событий, актов и идей, рассмотренных в контексте общецивилизационных императивов политического процесса.

Методологической основой данной диссертации явились труды китайских мыслителей Конфуция, Маоцзы и других. Это расширило возможности и сферу интерпретации изучаемых проблем, позволив сформировать основу для новых подходов и оценок. Теоретическую и методологическую базу исследования составляют также принципиальные идеи, положения, выводы, изложенные в трудах основоположников политологии и современных ученых.

В диссертации автор попытался творчески переосмыслить основополагающие труды создателя Китайской Республики Сунь Ятсена, работы Чан Кашли и других руководителей Тайваня, труды тайваньских, российских и других зарубежных обществоведов. Особое внимание при этом уделено изданиям, посвященным современному демократическому процессу на Тайване; официальным документам, в которых дается оценка происходящих событий.

В методологическом отношении диссертант пытался отойти от идеологических пристрастий в оценке тех или иных событий политической жизни, сочетать анализ конкретных ситуаций с историко-ретроспективным подходом, полагая, что это позволяет приблизится к объективному анализу происходящих на Тайване демократических процессов.

Основными методами и принципами исследования явились анализ и синтез, единство всеобщего и единичного, историчность и преемственность, принцип целостности и системности, то есть синтетическая методология, содержащая в себе герменевтический подход.

При работе над диссертацией автор обращался к специальным методам политического анализа: логическому, сравнительному, цивилизационному. Метод сравнительного анализа помог яснее оценить политику ГМД и ДПП на разных этапах демократизации тайваньского общества, увидеть и понять цели, тактические и стратегические интересы этих партий. Цивилизационный

20 метод потребовал от исследователя учета особенностей китайского этноса, тайваньской политической культуры, во многом не похожей на западную.

Метод логического анализа позволил обеспечить различные аспекты исследуемой проблемы в согласованное и структурированное знание.

При анализе фактического материала использован ряд традиционных подходов и методов: проблемно-хронологический, аналитический, сравнительно-исторический. Их использование дает возможность выявления основных этапов и ключевых моментов в политической модернизации Тайваня, сопоставления конкретных шагов в развитии демократизации, увидеть причинно-следственные связи, последовательность, а иногда непоследовательность в осуществлении реформ на Тайване.

В связи с тем, что данная диссертация изложена на русском языке и для того, чтобы русские читатели могли легко понять ее содержание, многие термины в диссертации, взяты из книг русских ученых, переводов тайваньских документов на русский язык.

Объектом нашего исследования является политическое развитие тайваньского общества последней четверти XX века. Выбор указанного объекта обусловлен представлением о необходимости обобщения эмпирического и теоретического материала и его анализа в рамках и на уровне политической науки.

Предметом исследования выступает процесс политической модернизации на Тайване.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические обобщения, сделанные в диссертации позволяют полнее уяснить сущность такого явления, как демократический процесс, выделить его основные характеристики. Материалы диссертации и конкретные результаты позволяют выявить суть политической модернизации. Научная значимость, по мнению автора, определяется также использованием современных исследовательских материалов, которые еще не вовлечены в

21 научный оборот, всестороннему анализу подвергается мало исследованный этап демократических реформ Тайваня на рубеже XX - XXI веков.

Автор видит значимость научных результатов данного исследования в том, что комплексный подход к проблеме модернизации на Тайване позволяет глубже рассмотреть взаимное влияние ее составляющих, обогатить наши представления о современных политических процессах на острове в их причинно-следственной связи. Большое значение имеет критическое переосмысление привычной для российской и западной историографии трактовки некоторых ее аспектов, в частности роли внешних факторов в процессе демократического строительства, степень приверженности тайваньского общества традиционным началам и т.д.

К новым результатам можно отнести и поднятый в диссертации вопрос о перспективах построения гражданского общества на Тайване, с учетом анализа взглядов на данную категорию российских и других зарубежных авторов. Исследуя тайваньскую концепцию политической модернизации страны, диссертант не обошел стороной и вопрос о том, в какой мере объективным препятствием на пути объединения Китая является общественный строй материкового Китая - КНР.

Полученные результаты исследования могут быть использованы учеными и практиками для анализа современной политической ситуации на Тайване, прогнозирования перспектив его развития.

Они представляют также интерес для специалистов в области новейшей истории, политологии, международных отношений, востоковедов. Могут быть применены при разработке спецкурсов по проблемам политической модернизации и демократизации индустриальных стран, создания обобщающих трудов по политологии, партологии, при проведении специальных семинаров со студентами и аспирантами Институтов международных отношений и т.д.

Апробация основных идей диссертации осуществлена путем публикации научных статей по различным аспектам рассматриваемой проблемы на

22 русском и китайском языках в 1998 - 2002 годах, выступлений с докладами и научными сообщениями на международных, федеральных, региональных и вузовских конференциях в Тайбэе, Чэнду, Владивостоке, Уссурийске.

Диссертация обсуждалась на кафедре регионоведения Владивостокского института международных отношений ДВГУ в сентябре 2002 года и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Демократический процесс на Тайване"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К началу XXI века Тайвань достиг значительных успехов в социально-экономическом и политическом развитии, превратившись в одного из «четырех драконов» Азии. Остров с высокой плотностью населения, практически не имеющий природно-сырьевых ресурсов, за последние 20 лет стал одним из ведущих экспортеров мира. По основным экономическим показателям Тайвань на рубеже 80—90-х годов XX века перешел из категории развивающихся в категорию развитых стран. Сегодня он занимает 14-е место в мире по объему валового национального продукта, 11-е место по объему внешней торговли и 4-е место по резервам иностранной валюты. Тайвань является одним из мировых инвесторов, его банки играют существенную роль в мировом валютно-финансовом рынке. Эти успехи невозможны были бы без успешной политической модернизации Тайваньского общества.

В политическом развитии за полвека с небольшим Тайвань прошел сложный путь модернизации от однопартийного режима военной диктатуры к демократическому многопартийному обществу со свободными СМИ, свободными выборами. Реформа политической системы проводилась здесь на основе позитивных результатов экономических реформ, начатых еще в условиях авторитаризма.

Анализ коренных экономических и политических преобразований, проведенный в диссертации, позволяет нам выявить предпосылки, факторы и причины этих кординальных перемен.

Во-первых, монопольно правящая на Тайване в течение многих лет партия Гоминьдана сумела извлечь уроки из своего неудавшегося правления на территории всего Китая, творчески использовать достижения капиталистических стран Запада, прежде всего США и бывших социалистических стран в экономической, политической и социальных сферах. С одной стороны, в экономической жизни Тайваня действуют принципы рыночной экономики, прежде всего в торговле, промышленности,

254 сфере услуг, строительстве; в целом частный бизнес, безусловно, является краеугольным камнем тайваньской экономики. С другой стороны, сохранились принципы плановой экономики, которые действуют в жизненно важных сферах, таких, как энергетика, транспорт, переработка сельскохозяйственной продукции (сахарная, табачная, ликеро-водочная промышленность), импорт и переработка основных природных ресурсов (уголь, нефть, сталь, химические удобрения и др.). Таким образом, тайваньская экономика в основе своей выстроена на принципах большевистского нэпа, в котором государство контролирует только ключевые сферы экономики и регулирует основные народнохозяйственные пропорции, а все остальное отдано на откуп частному сектору во всех его проявлениях.

Вряд ли Тайвань смог бы выдержать столь длительный срок в условиях противостояния с КНР, если бы экономика страны была полностью отдана на откуп рыночным силам и не было государственного контроля в экономике. Режим наибольшего благоприятствования со стороны государства, для жизненно важных отраслей экономики, связанных с обеспечением деятельности инфраструктуры острова," по мере экономического роста гарантировал необходимую социальную защиту населению.

Во-вторых, сравнительно высокая эффективность работы органов управления, обеспечивавших последовательную реализацию задач экономической реформы, во многом была связана с правильным подбором и расстановкой кадров. государственных органах. Существующая система отбора кадров на должности в государственный аппарат с помощью экзаменационной системы, обеспечивает набор на работу в государственные структуры высококвалифицированных специалистов, гарантирует от поступления туда случайных людей, не имеющих необходимого уровня подготовки для занимаемой должности. Система образования в целом служит важнейшим фактором социальной мобильности в обществе, и это не только обеспечивает относительно высокий уровень принимаемых

255 управленческих решений, но и способствует достижению социальной стабильности в обществе. Поскольку судьба человека на Тайване во многом зависит от успехов на экзаменах, то большая часть населения с раннего возраста тратит много времени на свое обучение сверх программы, надеясь сдать экзамены и таким образом повысить свой социальный статус.

Следовательно, тайваньский опыт означает совершенствование рыночной экономики за счет формирования в ней плановых начал, затрагивающих только основные сферы экономики, связанные с функционированием инфраструктуры острова и защитой социальных интересов населения.

В аграрной сфере главным в тайваньском опыте является то, что в 50-е годы земля перестала быть объектом купли-продажи, а постепенно перешла в руки тех, кто ее обрабатывает; резко возросло товарное производство сельскохозяйственной продукции, затем постепенно происходило укрупнение крестьянских хозяйств. В результате сельское хозяйство не только смогло обеспечить внутренние потребности остро в продовольствии, но н стало основным источником накопления для развития промышленности,

Тайвань не только рационально использовал предоставленную ему иностранную помощь в 50-60-е годы, но и смог на оставшейся от японцев экономической основе не только создать импортзаменяющие производства, но- и организовать производство экспортной - продукции сначала в обрабатывающей промышленности в специально созданных для этого зонах экспортной переработки (ЗЭП), а затем на более высоком технологическом уровне - в научно-промышленных парках. Эти меры по созданию зон экспертной переработки и научно-промышленных парков, пользующихся большими налоговыми и прочими льготами, привлекли иностранных инвесторов, которые вместе с капиталами импортировали туда передовую технологию и использовали свои производственные связи. Развитие этих зон заложило основу для формирования высокотехнологичных отраслей промышленности с высокой долей добавленной стоимости, что затем

256 позволило Тайваню быстро наращивать свой экспортный потенциал и на протяжении многих лет обеспечивать положительное сальдо внешнеторгового баланса.

Еще одним важным аспектом тайваньского опыта является борьба с инфляцией одновременно с защитой сбережений населения. На протяжении многих лет проценты по вкладам всегда были выше процента инфляции. Это не только стимулировало накопление средств на текущих счетах населения и фирм, но и способствовало решению проблем источников внутренних инвестиций. Эта мера в значительной степени способствовала тому, что уже к концу 60-х годов Тайвань практически не нуждался в зарубежной помощи.

Еще один немаловажный фактор для экономического и социального прогресса Тайваня. Это роль нового конфуцианства не только в духовной сфере, но и в материальной. Видный тайваньский экономист Вэй Оу считает, что истинное учение Конфуция помогает сегодня успешно заниматься предпринимательской деятельностью Ведь изначально конфуцианство делало акцент на «разделении труда». Правительственные чиновники должны были служить нации. Гражданское население должно посвящать себя созданию богатства для себя, а значит, и для государства. Главное отличие капитализма в странах конфуцианской орбиты, - подчеркивает Вэй Оу, - более активная роль государства, в том числе и его прямое участие в экономике. Действительно высокие успехи конфуцианского Тайваня показали, что наследие великого древнего китайского мыслителя не мешает, а способствует научно-технической революции, повышению экономического потенциала.

Кофуцианская этика главное внимание уделяет проблеме человеческого общения и общественного согласия. Ведь эффективны не технические приспособления сами по себе, а воля человека. Экологи на Тайване, ратующие за охрану окружающей среды, вспоминают, что Конфуций всегда «ловил рыбу удочкой, никогда не прибегал к неводу, арелял птицу летящую и не покушался на птицу сидящую».

257

Его называли Учителем десяти тысяч поколений. И один из национальных праздников на Тайване, 28 сентября, - день рождения Конфуция - так и называется Днем Учителя. Кстати, доля расходов государства на науку, образование и культуру - одна из самых высоких в мире. На острове создана программа «непрерывного образования». В коммерческих предприятиях, правительственных ведомствах, больницах, полицейских участках, местах лишения свободы - всюду создаются учебные центры, В идеале каждый должен изучать то, что он пожелает, в любое время, в любом месте, в любом возрасте.

Учащиеся, не сдавшие единый вступительный экзамен в вуз, получают альтернативные варианты продолжения образования. На остров'е немало центров общественных услуг, где предлагают предметы по желанию. «Учись так, словно твоих знаний тебе вечно не хватает и ты страшишься их растерять», - завещал великий Учитель.

Демократические реформы коренным образом изменили культуру и образование на Тайване. В областях культуры и образования не только гарантируются равные" возможности для получения образования, но и обеспечивается защита права на преподавание и авторство. В университетских городках достигнуты значительные успехи на пути демократических преобразований. Реализована идея управления такими городками преподавателями; президенты университетов, а также деканы факультетов и директора институтов избираются теперь преподавательским составом, а политика учебных заведений определяется университетскими советами, членами которых являются преподаватели, избранные всеми коллективами факультетов. Правительство предоставило университетам право на самостоятельную разработку учебных программ и самостоятельное принятие решений о повышении в должности преподавателей. Стиль руководства учебными заведениями всех уровней стал более гуманистичным. Правительство планирует продолжить реформы образования, двигаясь по

258 пути отмены ограничений в надежде помочь людям, получающим образование, обрести большую свободу «самореализации».

Суммируя все вышесказанное, следует отметить, что население Тайваня имеет сейчас возможность пользоваться столь же всесторонним набором прав человека, как и население развитых стран Европы и Северной Америки. Такой уровень жизни населения Тайваня стал возможен благодаря процветающей экономике.

Как мы уже отмечали выше, экономическое развитие Тайваня способствовало активизации политической жизни, изменению состава социальных групп населения. В результате быстрого развития материального производства Тайваня, появились новые социальные группы, а вследствие постоянного увеличения их числа, активизировалось столкновение их интересов. В середине 80-х годов возникает первая демократическая партия, которая защищает интересы оппозиционных кругов. Под влиянием извне, а главное благодаря активности демократической оппозиции и инициативе здоровых сил ГМД, на острове постепенно стала формироваться многопартийная демократия, современный парламентаризм, а затем и демократические основы местного самоуправления.

Проведенное диссертационное исследование показывает, что основные черты и особенности политического режима на Тайване детерминированы социокультурной спецификой общества и характером его исторического пути. В ходе исторического развития страны, формировались основные черты и механизмы, которые устойчиво сохраняются. Тайванский режим, по мнению многих политологов, определяется как авторитарно-демократический. В процессе трансформации, Тайвань не претерпел ломки общей политической, экономической и социальной системы. Успех демократических преобразований на острове, связан с социальным консенсусом среди граждан, гибкой стратегией проведения реформ, предложенной правящими элитами и оппозиционными силами, конкретными

259 мерами, соответствующими каждому этапу реформы и компетентностью в проведении реформ.

Проведенный анализ показывает, что Тайвань имеет активное гражданское общество. Гоминьдан, используя стратегию внутреннего изменения, быстро превратился в представительную политическую партию. Правящая элита и оппозиция на Тайване разработали теорию и стратегию реформы, и нашли компромиссный вариант ее проведения. Стратегия реформ на острове, носила реалистический характер. Тайваньское общество, в большинстве своем, одобряло проведение реформ, правящие крути оказались способны оценить степень готовности народа воспринять либеральные демократические ценности. Правящая Гоминьдановская партия умело использовала и стратегию «внешнего изменения», хотя остров на протяжении многих лет- был фактически в международной изоляции.

Несомненно, демократическая трансформация Тайваня тесно связана с изменением его международного положения. Вместе с тем, главные причины реформ кроются внутри тайваньского общества. Прежде всего это кризис управления страной Гоминьданом. Постепенно ГМД стала терять доверие населения. Эта партия во многом рассматривалась в обществе, как удобный инструмент «делания карьеры» и обогащения. При этом на первый план выходили не соображения, связанные с государственными интересами, а лояльность по отношению к партийному руководству.

Неизбежным следствием этой ситуации была коррупция государственного аппарата т.н. «черное золото», что всегда отмечалась критиками режима. Еще одним важным обстоятельством, являвшимся источником коррупции и подрывающим имидж режима в глазах электората было наличие колоссальных финансовых ресурсов ГМД, делавших эту партию, по признанию тайваньской печати, самой богатой политической партией мира. Не случайно в марте 2000 г. ГМД проиграла на президентских выборах, уступив Демократической прогрессивной партии.

260

Неудивительно в этой связи, что результаты опросов общественного мнения после выборов демонстрировали скорее негативную оценку ГМД в обществе по сравнению с другими наиболее влиятельными политическими силами. В частности, по результатам обследования, проведенного в июле 2000 года 42% опрошенных дали отрицательную оценку деятельности партии, в то время как лишь 21% выразил положительное отношение к ГМД. Напротив, более 50% респондентов заявили о том, что они удовлетворены деятельностью ДПП1.

Разрешение сложных политических, социально-экономических и других проблем на Тайване, тесно связано с развитием демократических тенденций в политическом процессе, становлением и политической ресоциализацией средних слоев населения, формированием гражданского общества и институтов. Однако здесь существовали политические механизмы, препятствующие демократической консолидации общества. Конституция Тайваня критиковалась и критикуется за то, что в ней не ясно разграничение прав органов исполнительной и законодательной власти, а также не ясны права и обязанности президента и главы Исполнительной Палаты. То есть, изначально она заложила в государственно-правовую систему ряд нездоровых тенденций и противоречий. Например, законодательная власть Тайваня чрезвычайно расширена. В этой связи остро встает проблема реформирования существующей политической системы, разработки конституционных механизмов, обеспечивающих реализацию интересов граждан и требований, представляющих их ассоциации в политике государства. Основным содержанием этих реформ должны явиться включение политических партий в процессе формирования и отправления государственной власти, создание сбалансированной системы разделения властей, правовое разграничение сфер компетенции государственных органов и институтов гражданского общества.

1 DPP Gets Thumls-up Island wide, says survey, The China Poet, 2000. 12.06.

261

Проведенное исследование показало, что тип тайваньского политического режима тесно связан с политической культурой и практикой этого региона. Формируемая здесь модель демократии имеет значительную специфику по сравнению с «классическими» образцами Европы и США. В настоящее время на Тайване идет процесс институционной стабилизации правящего режима, который носит зачастую неустойчивый характер. Относительная стабильность существующего политического режима осуществляется путем опоры в кризисных ситуациях на силовые структуры государства. Вместе с тем, результаты трансформации на Тайване носят противоречивый характер, связанный с незавершенными процессами становления гражданского общества. Демократизация общества в условиях переходных политических процессов, положительно влияя на сам характер общественных взаимоотношений, повышает качество^ самоидентификации граждан. Проведенное исследование подтвердило острую необходимость скорейшей активизации деятельности общественности и органов государственной власти Тайваня, направленной на укрепление демократических институтов. Это потребует изменения Конституции и перераспределения ответственности трех ветвей власти и института президента.

Научный анализ сделанный в диссертации показывает, что в ходе реформ, тайваньское общество переживает процессы, имеющие ярко выраженную специфику. Это касается модернизации, индустриализации и демократизации. Это привело к принципиальным преобразованиям в социальной структуре, к размежеванию богатых и бедных и к началу формирования среднего класса. Но эти, безусловно болезненные процессы, на Тайване в сравнении с другими странами проходят спокойнее, за счет успешной экономической политики сначала Гоминьдана, потом ДПП и более конструктивных отношений общества и власти, сложившихся в русле традиционной китайской политической культуры. Жители Тайваня реагируют на происходящее не столь пессимистично и безысходно, как в

262 других странах. Это, в свою очередь, позволяет различным политическим и социальным силам Тайваня вести более конструктивный диалог и легче добиваться развития на пути дальнейшей трансформации политической системы. Благодаря политической модернизации на Тайване произошли большие изменения, включая изменения партийно-политической системы, системы конституционного правления и экономической системы. Политическая культура тайваньцев за последние 15-20 лет значительно выросла: появилось множество партий, движений, объединений, так или иначе отражающих плюрализм мнений, оценок, присущих массовому сознанию, различным группам населения. Вместе с тем это породило и новую, неизвестную ранее на острове проблему: возможность использования свободы мнений для манипулирования поведением групп населения. В связи с этим возникла необходимость формирования высокого уровня политической культуры у этих новых общественных образований, позволяющей им активно участвуя в политической жизни, достойно представлять интересы людей во имя достижения позитивных целей.

Характерной чертой общественного развития на Тайване может считаться плюрализм в области политики, экономики и идеологии. Анализируя социальную структуру тайваньского общества, следует отметить, что стабильное положение экономики на острове, позволяет народу активно участвовать в политической " жизни. Следовательно, главный урок политических реформ на Тайване заключается в том, что они должны проводиться на основе достигнутой определенной политической стабильности, обеспеченной высокими экономическими показателями, сравнительно высоким жизненным уровнем населения.

Проведенный в диссертации политологический анализ демократического процесса на Тайване позволяет выделить его основные этапы:

Первый этап - Закладка основ демократии (1949-1977 гг.): авторитарное правление обеспечивает политическое и экономическое развитие; достигнутая политическая стабильность содействует стабилизации

263 в обществе; состоявшиеся в 1977 году первые общенародные выборы закладывают основу демократии.

Второй этап - Развитие демократии (1977-1986 гг.): экономическое и социальное развитие стимулирует участие граждан в политической жизни; надежды общественности на повышение эффективности деятельности правительства; возникновение оппозиционного движения; формирование новых политических партий; правящая партия Гоминьдан начинает демократические реформы; начало соперничества на двухпартийной основе (ГМДиДПП).

Третий этап-Расширение демократии (1986-1996 гг.): отмена Указа о чрезвычайном положении способствует ускорению политического процесса; переход к народовластию; укореняется межпартийное соперничество; права и свободы граждан получают защиту; расширение связей через Тайваньский пролив; внесение поправок в Конституцию.

Четвертый этап - Упрочение демократии (1996-2000 гг.): первые прямые выборы президента; выборы в местные органы власти как проявление демократии; устранение препятствий на пути углубления демократии; обострение вопроса о радикальных реформах на Тайване.

Пятый этап - (март 2000 г. - н/в): связан с приходом к власти в стране Демократической прогрессивной партии и поражением ГМД. В результате этих исторических событий демократические процессы на острове получили новый, мощный импульс. Вместе с тем, углубление демократизации на острове сопровождаются обострением проблемы взаимоотношений с КНР.

Еще один вывод: исследование современных демократических процессов на Тайване в контексте межцивидизационного взаимодействия, страны конфуцианской морали, и западных стран позволяет заключить, что современная правовая система Тайваня своими корнями уходит в древность, когда произошел синтез конфуцианства и легизма, оказывающих определяющее влияние на правовую жизнь страны, в том числе и на

264 становление демократии вообще и института прав и свобод человека в частности.

Мировые политические процессы начала XX века оказали значительное влияние на развитие политической мысли в Китае. Под их влиянием в 1911 г. здесь победила буржуазно-демократическая революция. Однако специфика генезиса двух направлений (китайского и западного) развития идей о правах и свободах человека нашла выражение в преобладании китайского понимания, основанного на постулатах конфуцианской морали (в первую очередь в отдании предпочтения коллективным правам в отличие от прав индивидуальных).

В условиях борьбы' со старыми и новыми вызовами, такими, как международный терроризм, ухудшение экологической ситуации, распространение наркомании и СПИД, Тайвань уверенно вступает в ХХГ век. Факт принятия Тайванем Декларации прав человека и ряда других международных документов (что означает принятие им определенных обязательств перед международным сообществом, а вместе с ним и выражение согласия быть оцененным в этой сфере международным сообществом) свидетельствует о том, что Тайвань находится на верном пути движения к обществу широкой демократии.

Присоединение Тайваня к международным актам в области прав человека свидетельствует о его демократической, устремленности в построении межгосударственных связей. Вхождение Тайваня в международную систему защиты прав . человека подготовлено внутригосударственным развитием каталога прав и свобод человека, поскольку качественное изменение реализации прав человека в стране соответствует международным стандартам: на Тайване система прав и свобод человека закреплена законодательно.

Открытость тайваньского общества способствует развитию демократических принципов и дальнейшему углублению политической модернизации. Демократия в Тайване не является слепком с западных

265 моделей демократии, она реализуется в конкретном национальном и политическом пространстве Тайваня в соответствии с наследием древних китайских мыслителей, творчеством современной политической элиты страны и международным нормам-рекомендациям в этой области.

В своей книге «Сын Тайваня», нынешний президент Чэнь Шуйбянь пишет: «Новая стадия реформ должна соответствовать идущему процессу демократизации и особенностям Тайваня»1.

Опыт социально-экономического и политического развития Тайваня, возникновение там сначала «экономического чуда», а затем «политического чуда», стал предметом большого интереса общественности и специалистов во всем мире, в том числе в России.

В комментариях, связанных с оценкой президентских выборов 2000 г. на Тайване, как в местной, так и зарубежной печати, обычно отмечается, что молодая тайваньская демократия выдержала еще одно испытание на пути к достижению полной зрелости". Эти характеристики верны, но лишь отчести. Наиболее серьезные испытания еще впереди. Пожалуй, наиболее серьезным вызовом является отсутствие на настоящий момент позитивных сдвигов в решении вопросов взаимоотношений между «двумя берегами» Китая, что ставит под угрозу само политическое будущее Тайваня.

Еще одной проблемой, пути решения которой лишь намечены, стали перспективы складывания стабильной двухпартийной системы. В этом отношении ситуация выглядит более обнадеживающей - ГМД принял курс на проведение серьезных реформ, а победитель и побежденный, не только подвергают друг друга критике, но и активно сотрудничают. Без этого объединения усилий были бы невозможны новые шаги в области модернизации политической системы Тайваня. Так, на заседании Национального собрания 24 апреля 2000 г., которое не без оснований на острове называют «историческим» было принято решение о внесении

1 Чэнь Шуйбянь. Сын Тайваня. М.2001. С. 174.

2 Тайбэйская панорама.2000. N0 2. С.5.

266 поправок в конституцию. Суть этих поправок состоит, в сущности, в передаче основных законодательных функций, которыми раньше обладало Национальное собрание, Законодательному юаню. Этим был сделан еще один кардинальный шаг на пути превращения политической системы Тайваня в действительно современную и демократическую. Для принятия этою решения требовалось поддержка двух третий членов этого органа, и она была получена за счет солидного голосования двух крупнейших фракций - ГМД и ДПП1.

В сущности, при отсутствии лояльного отношения со стороны ГМД новая администрация столкнулась бы с серьезными трудностями и при формировании нынешнего кабинета министров. Значительная его часть - это высокопоставленные гоминьдановские партийные и государственные функционеры. Разумеется, разрешив своим членам войти в состав новой администрации, ГМД пытается сохранить участие, в принятии политических решений, однако главное состоит в том, что преобладает дух не конфронтации, а сотрудничества. Именно данное обстоятельство, на наш взгляд, может оказаться решающим и с точки зрения углубления' демократического процесса на острове, и с точки зрения обеспечения мирного будущего Тайваня. Editorials. Tye Invisibl Force Behind National AssemblyAs Demise. The China Post. 2000.29 april.

267

 

Список научной литературыПань Бин Хун, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Официальные государственные документы и нормативноправовые акты

2. Конституция Китайской Республики. 1946. Тайбэй,4 946 (перевод с китайского).

3. Конституция Китайской Республики. (Правительственное информационное бюро Китайской Республики) Тайбэй, 1998. С.72.

4. Дополнительные статьи Конституции Китайской Республики, принятые 2-й сессией Национального собрания 3-го созыва, 18 июля 1997 г. и промульгированы Президентом 21 июля 1999 г.

5. Закон о местных системах (Дифан Чжиду фа) (Опубликован Указом Президента Китайской Республики за № 88000178 от 25 января 1999г.).

6. Сборник Законов Китайской Республики (Унань фалюй сяоцзу). -Тайбэй, 1995.

7. Новейшая полная книга шести отраслей права (Цзуй синьлюфе цюаныду). Тайбэй, 1996.

8. Закон об организации судов// Новейшая полная книга шести отраслей права. Тайбэй, 1996. С.26-31. .

9. Цзяньмин люфа (Краткий сборник Основных законов). Тайбэй, 1999. -С. 1582

10. Закон о выборах и отзыве президента и вице-президента (Цзинтун фуцзунтун сюаньцзюй бамянь фa)//http://www.tmpd.gov.tw/tmpd 2000/law/plolaw.007.html.

11. Закон о национальной безопасности. Тайбэй, 1988.

12. Большой словарь общественных наук Юньу. Т.З. Политология. -Тайбэй, 1989.

13. Тайвань. Справочник. М., 1993.

14. Современный Тайвань. Справочно-аналитические материалы. М.,2001.

15. Republic of China Yearbook 1991-1992. Taipei, 1992.

16. The Republic of China Yearbook, 1999. Taipei, 1999.268

17. The Republic of China Yearbook 200.0. Taipei,2000.

18. Тайвань. Краткие справочные сведения. Вып.УШ. РАН ИДВ . М.,1998.

19. Тайвань. Краткие справочные сведения. Вып. IX. РАН ИДВ. -М., 1999.

20. Республика Китай (Тайвань) в вопросах и ответах. Тайбэй, 1993.

21. Ш. Документы и материалы политических партий Тайваня

22. Уставы основных политических партий Тайваня/Многопартийность на Тайване. М., 1999.

23. Устав Лиги демократического самоуправления Тайваня//Жаньминь чжэнсе бао.- 1997.- 18 ноября.

24. Материалы двух сессий XV съезда ГМД/ЛЪе Free China Journal: Vol. XIV, 34,1997. Aug.,28; vol. XVI, № 35, Sept.,3,1999.

25. Примерный перечень политических партий, функционировавших в начале 90-х годов//Иванов П.М. Очерк истории Тайваня. Современный Тайвань. Иркутск, 1994.1.. Труды, выступления и интервью руководителей Тайваня.

26. Сунь Ятсен. Избранные произведения. М.,1964.

27. Сунь Ятсен. Избранные произведения. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1985.

28. Цзянь Цзинго. Во ды фуцинь (Мой ответ). Тайбэй,1986.

29. Цзян Цзинго. Во цзай Сульянь ды жицзы (Мои дни в СССР)//Полное собрание сочинений господина Цзян Цзинго. Тайбэй, 1991.

30. Ли Дэнхуэй. Китайская Республика: к расцвету демократии через возрождение культуры//Свободный Китай. 1996. -№ 1,

31. Ли Дэнхуэй. Интервью немецкой радиокомпании «Дойче -Вэлле» в июне1999 г.

32. Ли Дэнхуэй. Позиция Тайваня (перевод с китайского). М.,2000.

33. Чэнь Шуйбянь. Сын Тайваня (перевод с ). М.,2001.

34. Чэнь Шуйбянь. Инаугурационная речь президента Чэнь Шуйбяня 20 мая2000 г. Тайвань поднимается навстречу новой эпохе (Тайвань чжаньцилай -инцзе сяншан тишэндэ синь fflHflañ//http:www.dpp.org.tw/d.news/ctnter/aBñaH 000520.htm.

35. Выступление премьера Исполнительного юаня Китайской республики Чжан Цзюньсюна 29 декабря 2000 r.//www.roc. Taiwan -ru.com/policy/2000. 12.29.2000/ 12.29.01.1. V. Исследования1. На русском языке

36. Абрамова H.A. Политическая культура Китая. Традиции и современность. М., 2001.

37. Батчаев Э.О. Сдвиги в расстановке политических сил на Тайване//Тайвань. Краткие справочные сведения. Вып. VIII. ИДВ РАН. М.,1998.

38. Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. М.,1998.269

39. Вебер М. Избранные произвдения. М.,1990.

40. Воронцов В.Б. Судьба китайского Банапарта. М.,1989.

41. Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. М.,1998.

42. Гудошников Л.М. Многопратийность на Тайване. М.,2000.

43. Галекович Ю.М. Цзянь чжунчжи или неизвестный Чан Кайши. М.,2000.

44. Делюсин П. Политическая реформа и проблема демократии в Китае. М.,1993.

45. Древнекитайская философия. Сборник текстов в 2-х томах. Т.2. М.,1972.

46. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М.,1988.

47. Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность. М.,1998.

48. Иванов П.М. Очерк истории Тайваня. Иркутск, 1994.

49. Иванов П.М. Формирование многопартийности на Тайване и Демократическая прогрессивная партия//Современный Тайвань. Иркутск, 1994.

50. Кокарев К.А. Об избирательной- системе и практике выборов на Тайване//Тайвань. Краткие справочные сведения. Вып. VIIL ИДВ РАН. М.,1998.

51. Корсун В. А. Пекин и Тайбэй в борьбе за «Советское наследство»//Сборник докладов конференции «Российко-тайваньские отношения и их роль в развитии АТР». М.,1997.

52. Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае. 1900-1917 гг. М.,1972.

53. Ларин А.Г. Два президента, или путь Тайваня к демократии.М.,2000.

54. Малявина В.В. Китайская цивилизация. М.,2000.

55. МеликсетовА.В. История Китая. М.,1998.

56. Михеев В.В. Хождение на Тайвань. «Островная цивилизация» глазами русского журналиста. М.,2000.

57. Опыт разделенных государств и отношения между двумя берегами Тайваньского пролива. М.,1997.

58. Островский A.B. Тайвань накануне XXI века. М., 1999.

59. Островский A.B. Тайвань на пути к экономической глобализации//Современный Тайвань. М.,2001.

60. Пань Бин Хун. Печерица В.Ф. Формирование многопартийности на Тайване: опыт и проблемы//Гуманитарные исследования. Альманах Вып. 4. Уссурийск,2000.

61. Пань Бин Хун. Законодательная база деятельности политических партий на Тайване//Гуманитарные исследования. Уссурийск, 2001. № 5.

62. Пань Бин Хун. Межкарейский САММИТ и проблемы объединения Китая//Молодой международник. Альманах Вып. 2. Владивосток,2001.

63. Пань Бин Хун. Современное тайваньское политико-философское мышление новое конфуцианство//Молодой международник. Альманах. Вып.1. Владивосток,2000.270

64. Панъ Бин Хун. Экономическое развитие Тайваня//Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества. Материалы I Международной научной конференции. Владивосток, 1999.

65. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.,1993.

66. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. М.,1998.

67. Портякова Н.В. Годовщина о которой знают все//ПДВ,1997. № 3.

68. Попов П.С. Китайский философ Мэн цзы. М.,1998.

69. Президентские выборы 2000 г. на Тайване и проблемы безопасности в Дальневосточном регионе. Материалы научной конференции 4 мая 2000 г. М.,2000.

70. Проблема человека в традиционых китайских учениях. М.,1983.

71. Пумпянский А. Тайваньские чудеса//Новое время. 1999. № 42.

72. Пупей В.В. Объединение Китая глазами лидеров тайваньских политических партий//Молодой международник. Альманах. Вып.2. Владивосток, 2001.

73. Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. М., 1999.

74. Савенков Ю. Мистер Демократия сходит со сцены/УИзвестия. 2000. 21 марта.

75. Тайвань: дилемма, которой нетЮкспорт. 2000. № 10. 13 марта.

76. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди. Его школа и учение. М.,1985.

77. Хуан Яоюань. Политическая история Китайской Республики (1986-1995). Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. исторических наук. М.,1997.

78. Цыганов Ю. Тайвань в структуре региональной безопасности Восточной Азии. М.,1998.

79. Чанг П.К. Краткое изложение опыта экономического развития Китайской Республики на о. Тайвань. М., 1999.

80. Ширли В.Ю.Го. Экономическая политика Тайваня. М., 1999.1. На китайском языке

81. Сунь Чижан. Доступное толкование Мо-цзы. Пекин, .1957.

82. Дантай Тайвань (Современный Тайвань). Под ред. Шэнь Цзкжя. Хэфэй,1990.

83. Тайвань лиши паньбал (Хронология истории Тайваня) 1979-1988. Тайбэй,1991. .

84. Тянь Хунмао. Дагжуаньсин (Великий перелом) Тайбэй, 1991.

85. Чжу Юньхан. Сянь цзэдуань дигжу ю цюаньги шэнтей Гоминьданчжи цзиужи (организация и силы Гоминьдана на современном этапе). Доклад на конференции «Новая эра Китайской Республики». Тайбэй, 7-9 июля 1992.

86. Цзян ши чжэнцюань хэй шэхуй (Режим Чан Кайши и организованная преступность) Ред. Чэнь ценьпин. Начан, цзянси женьминь шубаньшэ. 1998.

87. Кан Ю Вэй. Датун шу (Книга великого единения). Пекин, 1956.

88. Лян Цичао. Ижунго ижи шэхуйчжи (Китайский социализм). Шанхай, 1925.

89. Чжэн Цзядун. О новом конфуцианстве нашего времени. Тайбэй, 1995.271

90. Даотань Цяньцы. Сюн Шили и новая конфуцианская философия. Тайбэй,1992.

91. Ван Бонсюн. В мире конфуцианства. Тайбэй, 1989.

92. Сюй Ятан. Между народным правлением и демократией. Тайбэй,1992.

93. Фу Вэйсюнь, Чжоу Яншань. Западные синологи о Китае: Тайбэй,1993.

94. Сюй Фугуань. Формирование конфуцианского политического мышления и его изменения. Тайбэй,1985.

95. Гер Юнг Каун.история Тайваня. Политика. Тайбэй, 1999.

96. Этьен Балаз. Китайская цивилизация и бюрократизм. Тайбэй, 1992.

97. Питер Бергер. Одна из моделей развития Висточной Азии: культурные факторы развития послевоенного Тайваня//Чжунго луньтань. 1984. № 222.

98. Ван Бансюн. В мире конфуцианства. Тайбэй,1989.

99. Даотань Цяньцы. Сюн Шили и новая конфуцианская философия. Тайбэй, 1992.

100. Ду Цзуьи. Перенесение и использование теории социальной науки Запада. Тайбэй,1993.

101. Китайская религия конфуцианство и даосизм. Тайбэй,1991.

102. Сюй Фугуань. Формирование конфуцианского политического мышления и его изменения. Тайбэй,1985.

103. Сюй Ятан. Между народным правлением и демократией. Тайбэй,1992.

104. Фу Вэйсюнь, Чжоу Яншань. Западные синологи о Китае: Тайбэй, 1993.

105. Цзинь Гуаньтао, Лю Цинфэн. Процветание и кризис о сверхустойчивой структуре китайского феодального общества. Чанша, 1988.

106. Цзинь Яоцзи. Китайское общество и культура. Гонконг, 1992.

107. Чжоу Яншань. Свобода и авторитет. Тайбэй, 1980.

108. Чжэн Цзядун. О новом конфуцианстве нашего времени. Тайбэй, 1995.

109. Чэнь Уинань. Этическая мысль и концепция общества в традиционной китайской культуре. Тайбэй, 1992.

110. Чэнь Жунчжо. Между «современностью» и «поздней современностью». Тайбэй,1992.

111. Ли Юнь Хань. Чжунго Гоминьдан ши яньцзю пинлунь (История Гоминьдана. Исследование и суждения). Тайбэй, 1992.

112. Сюй Синьлян Тяочжань Ли Дэнхуэй (Вызов Ли Дэнхуэю).

113. Сюй Хань. Ли Дэнхуэй ды ци ши нянь. Ли Дэнхуэй пцнчжуань (Семьдесят лет Ли Дэнхуэя. Критическая кгстрория Дэнхуэя). Тайбэй. 1994.

114. Хэ Жунсинь. Чжэнь цзунтун цзешоу и Чжун гэбяо (Президент Чэнь признал принцип «одного Китая», но в разных трактовках)//Чжунго шибао. 2000. 29 июня.

115. Лю Члянь. Биография Цзян Цзинго. Тайбэй,1974.

116. Династия Сунов. Тайбэй,1985.

117. Секреты Чан Кайши. Тайбэй, 1985.

118. У Цзинэнь. Жуцзя чженижи сысян юй чжунго чжэнчжи саньдайхуа (Политическая идеология конфуцианства и политическая модернизация Китая). Тайбэй,1985.2721. На английском языке

119. DPP Year 2000 policy Manifesto, Taipei,2000. P.72.

120. HSU ching-fu. Political Movements in the ROC: history and prospects /Quiet Revolutions on Taiwan, Republic of China. Ed. By Jason S. Hu. Taipei, 1994.

121. Six Questions Regarding constitutional evision. Taipei, 1997.

122. Робинсон Джеймс А. Новый шаг в перед в развитии демократии в Китайской Республике//Свободный Китай. 1996. № 1.

123. Wahman A.M. Taiwan: National identity and democratization. L.,1994.

124. Ear Eastern economic Review. 1996. 14 march.

125. Gold T. State and soiety in the taiwan miracle. N.Y.; 1986.

126. Klintworth G. Ed., Taiwan in Asia Pacific in the 1990s. Sydney, 1994.

127. Moorly P.R.Tr., The politics of presidentialism on Taiwan: 1988-1997//APS A, Conference groop on Taiwan studies. Paper 26.

128. Периодические издания Российские журналы и газеты: Новое время. 1999. № 42.

129. Известия. 2000. 18 марта; 29 марта; 8 октября; 2002 6 августа.1. Труд. 2001. 4 декабря.

130. Независимая газета. 2000. 26 апреля.

131. Утро России. Владивосток,2002. 13 августа.

132. Формоза. (Республика Беларусь). 2001. № 2.

133. Тайваньские журналы и газеты:

134. Тайбэйская панорама (1996-2002 гг.)

135. Свободный Китай (за 1991-2002 гг.)

136. Чжунго Шибао (China Times) 1992-2000 гг.

137. Синь синьвэнь (1998-2001 гг.)

138. Central News Agency (1999 г.)

139. Taiwan News (1990-2002 г.)

140. Taipai Times (1988-1997 г.)1. Яижоу чжоукань (1994 г.)

141. Ляньхэбао. 2000. 12 марта.

142. China Post (1993-1999 гг.)1.id за 1986-2000 гг.1. Чжэнцэ. 1996. № 13.

143. Тайвань шибао. 2000. 9 мая; 18 июля; 21 июля. Дули Ваньбал. 2000. 24 июня. Миньчжун жибао. 2000. 23 июня. Чжуньян жибао. 2000. 24 июня. Sinorama. 2000. № 12. Taipei Journal. 2001. № 12.

144. Дагунбао. 2000. 20 марта; 21 марта; 2001. 6 июня. Цзяодянь синьвэнь. 2000. 9 января. Вэньхуйбао. 2000. 21 марта.273