автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Детский радиоспектакль в системе Ленинградской художественной культуры

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Терещенко, Елена Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Детский радиоспектакль в системе Ленинградской художественной культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Терещенко, Елена Юрьевна

введение.

1. Искусство для детей в системе культуры.

1.1 Особенности картины мира взрослых и детей.

1.2 Советское искусство для детей.

1.3 Ленинградская художественная культура, адресованная детям. (Институциональный аспект).

2. Детский радиоспектакль как самостоятельная форма. художественного радиовещания

2.1 Искусство радиотеатра в системе художественной культуры.

2.2 Морфология детского радиоспектакля.

2.3 Особенности создания детского радиоспектакля.

2.4 Выразительные средства детского радиоспектакля.

3. Ленинградский детский радиоспектакль в истории советской культуры.

3.1 Детский радиоспектакль в период формирования метода социалистического реализма.

3.2 «Оттепель» в детском радиотеатре.

3.3 Детское радиовещание в конце 60-х — начале 80-х.

3.4 «Перестройка» детского радиовещания.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Терещенко, Елена Юрьевна

Диссертация посвящена исследованию детского радиоспектакля как характерного феномена отечественной культуры. Это, на первый взгляд, частное историко-культурное явление позволяет определить как специфику детского радиовещания, так и проанализировать ряд конкретных явлений культуры советского периода. Внутренняя противоречивость придавала советской культуре особенно рельефный характер, когда наряду с отрицательными тенденциями, связанными с внедрением коммунистической идеологии, в ней развивались политически неангажированные гуманистические направления, имеющие общечеловеческую значимость.

Данное исследование акцентирует также внимание на такой обширной области, как художественная культура, адресованная детям. Особое внимание к подрастающему поколению являлось отличительной чертой советской культуры. Широкая сеть детских внешкольных учреждений, издательство детских книг, подготовка учителей музыки и изобразительного искусства, и т.д. финансировались государством, и, несмотря на ограничения цензуры, предоставляли большие возможности в формировании личности ребёнка.

Радиовещание в России с момента его возникновения играло большую роль в формировании культурного облика страны. Особое место в этом плане занимало вещание для детей, которое, несмотря на высокую степень идеологизации, было мощным средством нравственного воспитания. Между тем после распада советской культуры господствующей стала тенденция к полному отрицанию всего созданного в советский период. Только в последние годы наметился более взвешенный подход, ориентированный на сохранение той части культурного наследия, которая несет в себе заряд нравственных ценностей. Поэтому именно сейчас важно проанализировать творческий опыт детской редакции, чтобы выявить наиболее важные черты, которые помогут современному вещанию для детей поддерживать высокий уровень своих передач.

Современное детское радиовещание во многом отличается от радиовещания предыдущих лет, что обусловлено изменением условий существования радио. Однако существует и много общего. Формировавшиеся десятилетиями традиции общения с аудиторией, использования выразительных средств и сегодня имеют большое значение в художественном вещании для детей. Особенно это проявляется в форме радиоспектакля, которая, возникнув в 30-е годы, является неотъемлемой частью современного детского радиовещания.

Многое из того, что было создано детским радиовещанием за десятилетия его существования, вошло в золотой фонд радиоискусства, в теорию радиовещания и требует систематизации и изучения.

Степень разработанности темы.

Исследованию советской культуры посвящены работы В. Паперного, Н. Верта, М. Чудаковой, Н. Тумаркин, И. Голомштока, А. Синявского А. Яки-мовича, а также коллективные труды «Тоталитаризм как исторический феномен», «Осмыслить культ Сталина» и др. В работах Б. Гройса, Е. Добренко, И. Смирнова, А. Оболонского основной акцент делается на столкновении личности и официальной идеологии, ребёнок представлен как объект политического воспитания. В то же время, именно социальный оптимизм советской эпохи явился источником развития многих гуманистических направлений, чему посвящен огромный пласт литературы советского времени [107, 117, 159]. Издания последних лет («60-е. Мир советского человека», «Художественная жизнь России 1970-х годов») направлены на рассмотрение общефилософской и культурной сущности эпохи,

Художественное радиовещание с момента своего возникновения привлекало к себе внимание исследователей. Основным источником сведений за период вплоть до 40-х годов являются массовые журналы по вопросам радиовещания. Начиная с 60-х годов, проблемы художественного радиовещания освещаются в работах Т.А. Марченко, М.П. Микрюкова и A.A. Шереля. Предметом их внимания являются в основном вопросы, связанные со спецификой искусства радиотеатра, с эстетическими проблемами радиоискусства, а также с историей становления художественного радиовещания. Обогатили теорию и оказали положительное воздействие на практику радиовещания труды по истории радио В.Н. Ружникова и М.С. Глейзера, П.С. Гуревича, книга Ю.Д. Бараневича, посвященная жанровой классификации, а также работы С.И. Бернштейна и Б. Толмазова о выразительных средствах радио.

Что касается детского радиовещания, то в начальный период своего существования его специфические особенности широко освещались в специальных журналах 20-30-х годов, посвященных проблемам радио [1, 142, 163]. В 40-е и в начале 50-х годов проблемам детского радиовещания в печати уделялось мало внимания. Но с середины 50-х годов эта тема вновь стала живо обсуждаться в центральной и местной прессе, в статьях исследователей радиовещания и практиков [82, 121,139]. Проблемы становления и развития детского радиовещания в 60 - 80-е годы рассмотрены в работе И.А. Руденко. Обзор детских передач показан в статье А. Меньшиковой, а также в работе Т.В. Лебедевой, где детское радиовещание освещается с точки зрения общения с аудиторией. Но эти работы опираются на передачи Всесоюзного радио. Отдельные статьи о широко известных радиоактерах [75] и режиссерах [4, 55, 63] также основаны на опыте москвичей.

Деятельности детской редакции Ленинградского радио в послевоенный период посвящен ряд статей музыкального редактора С. Тихой о музыкальном радиовещании 60-70-х годов, где передачи рассматриваются с точки зрения музыкально-эстетического воспитания [144-146].

Большинство статей, посвященных детскому радиовещанию, описывают творчество детских редакций вне культурного контекста. Культурологический аспект развития детского радиовещания до сих пор не освещен в достаточной степени.

Научная гипотеза: детский радиоспектакль в условиях советской культуры активно участвовал в формировании картины мира ребёнка.

Цель: проследить процесс возникновения и функционирования детского радиоспектакля в системе Ленинградской художественной культуры

Задачи исследования:

- рассмотреть особенности картины мира взрослых и детей;

- представить общую характеристику советского искусства для детей;

- описать институциональный аспект ленинградской художественной культуры, адресованной детям;

- определить место искусства радиотеатра в системе художественной культуры;

- показать специфику детского радиоспектакля, его морфологию и выразительные средства;

- выявить и изучить материалы детской редакции в фонотеке и архивах Ленинградского радио;

- провести интервью с сотрудниками детской редакции Ленинградского радио, с режиссерами и авторами детских радиоспектаклей;

- реконструировать деятельность детской редакции Ленинградского радио.

Методологической базой исследования явились теоретические концепции М.С. Кагана в области теории и истории культуры, И. Кона в области изучения феномена детства, Т.А. Марченко в исследовании искусства радиотеатра.

В диссертации использована концепция социокультурной стратификации, синтезировавшая теории рецептивной эстетики (Г.Р. Яусс, В. Изер), феноменологическую социологию (А. Шюц) и культурно-историческую антропологию (М. Блок и Л. Февр).

В диссертации применён междисциплинарный подход, основанный на комплексном анализе изучаемого явления культурно-историческим и историко-фактологическим и биографическим методами исследования.

Взаимодействие синхронического и диахронического методов позволили показать особенности сложения детского радиоспектакля, а также выявить преемственность в его развитии.

Методы интервьюирования, включенного наблюдения, а также метод работы с источниками (источниковедческий анализ и источниковедческий синтез) обеспечили эмпирическую базу для реконструирования деятельности детской редакции.

Объектом исследования является советская художественная культура, адресованная детям.

Предмет - радиоспектакли, созданные детской редакцией Ленинградского радио в 30-е - 90-е годы. Временные рамки обусловлены особенностями творчества детской редакции (первые радиоспектакли были созданы в середине 30-х годов, а с 1992 года детская редакция Петербургского радио постановку спектаклей не осуществляла)

Основные источники диссертационного исследования:

- записи фонотеки детской редакции Ленинградского радио;

- архивные источники фонда радиовещания и телевидения ЦГАЛИ.

- интервью с сотрудниками детской редакции, режиссерами и авторами детских радиоспектаклей.

Положения, выносимые на защиту:

- радиоспектакль определяется как оригинальная форма радиоискусства, в основе которой лежит звуковой художественный образ, представляющий сочетание звуковых элементов (речи, музыки, шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление о реальном или вымышленном объекте;

- с точки зрения морфологии, радиоспектакль является многосоставной формой художественного радиовещания, объединяющей спектакль на основе театральной постановки, радиоинсценировку, музыкальный спектакль и радиопьесу;

- детский радиоспектакль, специфика его создания, особенности внутреннего строения и использования выразительных средств делают его важным фактором формирования картины мира ребёнка;

- детский радиоспектакль в условиях советской культуры явился наименее идеологизированной областью среди других форм радиовещания, используя лучшие образцы детской литературы, музыки и театрального искусства;

- развитие Ленинградского радиоискусства для детей обусловлено как логикой развития советской культуры в целом, так и функционированием детской редакции Ленинградского радио.

Научная новизна работы заключается в том, что

- даётся определение формы радиоспектакля, показывается его морфология;

- впервые исследуется история детской редакции Ленинградского радио.

- культурологический подход к детскому радиоспектаклю позволил выявить его ценностные ориентации и значимость в формировании картины мира ребёнка;

- детский радиоспектакль, являясь синтетической формой искусства, дает возможность охарактеризовать сложность и многослойность художественной культуры Ленинграда, которая, в свою очередь, обусловила развитие детского радиоспектакля как высокопрофессиональной области искусства.