автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Деятельность коммунистической партии Украины по развитию художественной культуры. (1928-1937 гг. )

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Петрова, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Днепропетровск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Деятельность коммунистической партии Украины по развитию художественной культуры. (1928-1937 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность коммунистической партии Украины по развитию художественной культуры. (1928-1937 гг. )"

•ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени 300-летия ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

На правах рукописи

ПЕТРОВА Наталья Николаевна

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ УКРАИНЫ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. 1928—1937 г.г.

07.00.01 — История Коммунистической партии Советского Союза

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ДНЕПРОПЕТРОВСК - 1990

Диссертация выполнена на кафедре политической истории Донецкого государственного университета.

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор Пономаренко Г. Я.

Официальные оппоненты — доктор исторических наук, профессор Астахова В. И., кандидат исторических наук, доцент Романов В. Е.

Ведущее учреждение — Харьковский Орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы Народов государственный университет им. А. М. Горького.

Защита состоится «. Ж» ................ ..... 1990 года

в .../...Я., часов на заседании специализированного совета К 053.24.03 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Днепропетровском государственном университете (320625, ГСП-211, г. Днепропетровск-10, пр. Гагарина, 72, корпус 1, аудитория 604).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Днепропетровского государственного университета.

Автореферат разослан ........ 1990 года.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук, доцент

КРИВОЙ И. А.

1. Общая характеристика работы.

Акт2альность_твиы_йСсл2Пован2ял В условиях революционного греобраяования советского общества все большое значение приобретают вопросы развития культуры.

Определяя курс партии на возрождение и наполнение роалыгам удержанием сущности социализма как носителя и защитника общече-юввческях идеатов я ценяостэй, ХШ.11 съезд партии заявил, что ' КПСС считает приорететтам напг^тленлем своей политики развитие >бразования, науки и культуры. Занятая свободу творчества, партия будет отстаивать высшие гуманистические ценности.

Вачную роль в гуманизации общественно-политической жизни !транн, в нравственном возрождении советского общества призвана ¡играть художественная культура. Это поставило вопрос о необходимости глубокого осмысления роли и значения ее в жизни общества, комплексного подхода к изучению птоблем художественной культуры.

В этой связи значительную актуальность приобретает исследо-зание вопроса о роли Коммунистической павтии в развитии согога-шстической художественной культуры. Обращение к данной томе )бусловено тем, что в условиях однопартийной системы, будучи травящей партией, КПСС осуществляла руководство всеми сферами газни советского общества, в том числе и развитием художэствен-гой культуры. Руководствуясь марксистскими идеям о массовом ха-

9 3

зактере культуры", партийности художественного творчества , которые в эпоху сталинизма были яульгаряэироваян и воззеденн в догму, (оммунистическая партия активно воздействовала на все стороны судокественного творчества. Поэтому глубокое и всестороннее изу-?ение советской художественной культуры невозможно без объектив-то го анализа роля Коммунистической партии я ее развития. Лишь на зснове правдягшх оценок прошлого.можно сделать выводы для практической деятельности в настоящем и будущем.

Изучение темы исследования будет способствовать дальнейшему, чзученип истории украинской художественной ' культуры, переосмыслению некоторых партийных документов, а такт.е .. траК гуманному, печоклятическому сопиалпзчу. / Лропигданое эаяало-, нче"ХХУШ'съезда КПСС./. //'Поавпа. 1990. -15 ичля. ' См.: Чарке К. Капитан. -Т.4. // Нюкс К., Энгельс I'. -Соч. 1!зд.

2-е. -V.W. -С.ЯЯ;хЭчгпльс Чзмепкая идеология.1// Тач ле. т -Т.З. -С.?Р1. HZeKCЫ-,

' См • ц*цич Ч.и. Пяптийная оплтязшгач и плтугчйняя лчтаттура. // Пощг собп. соч. -т. 1<>. -C.99-10S; »о кв. Письмо С.;f.Гусеву. -»Г» сечтяЛпя г. Í! "ям -^.47. -С.71-74.

диционных подходов и выводов в оценке партийного руководства развитием литературы и искусства, сформулированных в эпоху сталинизма и сохранившихся в научной литературе до недавнего временя. Подобный анализ, по мнению автора, позволит работе приобрести, определенную научную и теоретическую значимость.

1928-1937 годы. Это насыщенный событиями, сложный, противоречивый и трагический период р истории украинской культуры.-Он характеризуется четко выраженными особенностями и отражает весь спектр художественной политики партии: воздействие на развитие литературно-художественного процесса и максимальное его приближение к потребностям социалистического строительства, развитие системы художественного образования и совершенствование профессионального мастерства работников искусства, приобщение к художественной культуре широких масс трудящихся.'Сложность и противоречивость осуществления .художественной политики в данный период обусловлена с одной стороны объективными трудностями строительства социализма, а с другой стороны'субъективными факторами, связанными с формированием культа личности Сталина. Именно в этот период произошел поворот от ленинских принципов художественной политики к методам диктата, командования,■некомпетентного вмешательства в творческий процесс. Массовые беззакония и репрессии против творческой интеллигенции республики, проводившиеся под знаменем борьбы против украинского буржуазного национализма, нанесли в эти годы украинской культуре невосполнимый ущерб и самым негативным образом сказались на дальнейшем развитии литературы и искусства Украины.

22£10яние_научной_Еаз^аботки_п2облеш. Советскую литературу По истории партийного руководства развитием художественной культуры можно разделить на три периода: с конца 20-х до середины/ 50-х годов; от середины 50-х до середины 80-х годов, от середины 80-х годв до настоящего времени.

На первом этапе было положено начало осмыслению ленинского теоретического наследия по вопросам культуры^, в ряде работ содер-

Крупская К,К. Ленинские установки в области культуры. -М. Политиздат. -1934; Луначарский A.B. Плеханов как литературный критик. /7 Собр. соч. В 8-ми томах. -Т.8. -С. 232-301", Его . же. О наследстве классиков. II Там же. -С. 188-198", Его жэ. Ленин п литературоведение. И Там же. -С.404-4'64; ¿го же.Маркс об искусстве. //'Там ко. -С.465-490.

-з- ,

жатся сведения о развитии художественной культуры на Украине.1 Решающее влияние на характер исследований в эти годы оказали сталинские высказывания и суждения по вопросам культуры, которым был присущ упрощенный, схематичный и политизированный подход.^ Новый период в изучении культурного строительства начался после XX съезда КПСС. В фундаментальных обобщающих работах, многочисленных монографических исследованиях, и статьях, освещающих общие вопросы культурного строительства в СССР и УССР вопросы партийного руководства развитием художественной культуры освещаются в общетеоретическом, постановочном'плане. Большой вклад в исследование этих проблем внесли М.П.Ким, И.С.Смирнов, Г.Г.Карпов, В.А.Куманев, В.В.Горбунов. В искусствоведении и литературоведении в это время происходило осмысление ленинских принципов партийности и народности литературы и искусства.^

Вопросы партийного руководства развитием художественной культуры нашли освещение в обобщающих работах по истории КПСС"*, в "Очерках истории Коммунистической партии Украины", эпизодически в очерках истории областных партийных организаций.5

1 Ряппо Я.П. Радянське студенство/характеристика вуз1в 7кра1ни/. -X.:Pvx. 1928; Бульдин К. Художественное образование на Украине. // Художественное образование. -1931. -№2. -С.12-17; Редько Ф.А. Розкв1т куль тури Радянсысо1 Укра1ии-. // Б1льшовик. ? Укра1ни. -1939. -№11. -С.57-63. Сталин И.В. Политический отчет Центрального Комитета ХУ1 съезду ВКП/б/. 27 ионя 1930 г.//Сочинения. -Т.12. -С.299: Его же. Пясь-<-мо тов. Кагановичу и другим членам ПБ ЦК КП/б/У. 24 апреля 1926 г.// Там же. -Т.8.-С.149-154', Его же. Ответ Билль-Белоиер- ■ ковскому. 2 февраля 1929 г.// Там же.-Т.11.. -С.327-328; Его жа. Письмо тов. Безыменскому. 19 марта 1930 г./,/ Там же. -Т.12. -С.200-201. /

З.Иванов В.П. Формирование идейного единства советской литературы. 1917-1932 г.г. -М.: ПИЛ. -I960; Плэткин Л.М. Партия, и литература: из истории развития советской литературы. -Л.Учпедгиз. Ленинград, отд. -19Р0; Романовський O.K. Паот1я воде/ Ке-р1вна роль Комун1стично1 партИ в розвитку радянсько1 л1терату-ри. -К. :Дн1пго'. -1967; Ворщуков Л.1. Парт1я 1 л1тература. -К.: • Держл1тв!нтав.-19£0; История советского театроведения. -К.: , Очерки. 1917-1941. -Г.1.: Йгука. -1981.

* КПСС во главе культурной револщии в СССР. -М.: Политиздат.

-1972; Очерки истории идеологической деятельности КПСС. 1917-с 1937 г.г. -М.: Политиздат. -1985.

° Очерки историк Киевских городской и областной партийных организаций. -К.: Политиздат Украины. -1981", Очерки истории Николаевской областной партийной организации. -Одесса. :'иаяк. -1Э80; Очерки истории Харьковской областной партийной организации. -X.: Прапор. -13о0; Очерки истории Днепропетровской областное пар-тиСной•организации. -Днепропетровск.: Прокечь.-1979.

Одним из первых историко-партийных исследований, посвященных вопросам партийного воздействия на развитие литературно-художест-вонного процесса в изучаемый период явилась работа А.И.Рубайло "Партийное руководство развитием киноискусства. 1928-1937 г.г." I 1976 г./. Исследуя названную проблему на общесоюзном материале, автор анализирует некоторые аспекты деятельности ЦК КП/б/У, па*>-тийных организаций Киевской и Одесской киностудий.

В.Я.Белоцерковский в своей работе наметил основные направления, формы и уетодн деятельности Компартии Украины по развитии художественной литературы, театра, музыки, кино и изобразительного искусства. При этом в монографии подчеркивается, что вся многогранная 'работа Компартии Украины в интересующий нас период в конечном итоге была наделена на "утверждение марксистской идеологии ; в этих сферах духовной жизни.

В исследовании Л.Я.Ткачевой указывается на рост идейно-поли-. тической зрелости художественной интеллигенции республики, что

нашло выражение в повышении ее гражданской активности, участии в

р

общественной изни республики."

Отдельные аспекты влияния Компартии Украины на развитие литературно-художественного процесса в 20-е -30-е годы освещаются в .кандидатских диссертациях Е.П.Бондаря, И.М.Дузя, Т.А.Демьяновой, В.К.Михайлика.3"

Анализируя состояние изучения вопроса о роли партийного влияния на развитие литературы и искусства Украины в исследуемый период, мы должны констатировать, что в общих чертах эта проблема нашла отражение в исторических работах. Причем,больше внимания

1 Б1лоперк1вський- В.Я. Комун1стична парт1я- орган1затор культур-

но1 теволш11 на Укпя1н1. 1Э?С-1937 p.p. -X.: 'Вища школа. „ -19ЯВ. -С.158.

" ткачовя Л.1. 1нтел1гечп1я ?я.пянсько1 Уктейни в пер1од побудови о основ соц1ал1зму. -К.: Науковв думка. -1985. Бондаоь К. П. • Роль ттячяти в бооьбе КПСС за культурную революции на Укпаинэ/ 1933-1937 г.г./. Автооеф. лис. ... канд. ист. наук, -К,: 19^; Лузь И.Ч. "Поавда" в боротьб1 за 1дейн1сть 1 художот досконал1сть"укад1нсько1 л1теттут. /1.929-19Ч о.п./ Авторе^, дис. ... канн', ист. наук. -Отвеса.: 1954; Де»/ьянопя т.д. Партий; нов руководство тоэяитием укдачяской литепятурн /193?-1937 г.г./ АвтовеФ. дис. ..'. калл. ист. наук. -К.: 197Р: 'Дахайлик В.К. Деятельность Компяотич Уктаинн по коммунист;, .чскому воспитанию сельской молопожи в годы втооой пятметки /193^-1937 г.г./ Ачтооег'. г ко. ... качд. ист. наук. -К.: 1976.

уделено работе среди писателей, деятельность же Компартии Украины в других сферах искусства почти не освещалась.

Вопросы партийного руководства подготовкой кадров художественной интеллигенции, совершенствованием ев профессионального мастерства исследовались в коллективной монографии* посвященной истории высшей школы УССР.* В ней показана деятельность руководящих органов партии и правительства республики по формирования со-ти художественных учебных заводетт1й, приведены интересные статистические данные о развития художественного 'образования на Украине. Однако нельзя согласиться с односторонне положительной оценкой реформы художественного образования, проведенной в 1934 году. Думается, что объяснение причин резкого сокращения численности студентов в вузах искусства в 1933-1934 годах нельзя ограничивать только увеличением сроков обучения и реорганизацией вузов. Следует подчеркнуть, что негативную роль в этом сыграли репрессии против творческой интеллигенции, которые не миновали и студенчество.

Частично вопросы партийного руководства подготовкой кадров художественной интеллигенции затрагиваются в монографии Н.А.Быст-рова.^ Заслуживает внимания вывод автора о тяжелом материальном положения студентов/ художественных .учебных заведений, что было свидетельством утверждения в практике партийных и государственных органов так называемого "остаточного принципа" материального обеспечения культуры.

Роль призыва рабочях-ударяиков в литературу, как одной из форм подготовки писательских кадров, показана в монографии В.М.Да-няленко.^ Однако специальных работ, посвященных изучению роли партийных организаций в.подготовке кадров художественной интелли-/ генции до настоящего временя нет. ••

Малоисследованным является и вопрос о деятельности партийных организаций в области развития самодеятельного художественного творчества трудящихся в изучаемый период. Он нашел некоторое освещение в упоминавшейся монографии В.Я.Белоцерковского, роль пар-_ тайных организаций в развития сельской художественной самодеятель-

1 Вища школа Укра1нсько1 PCP за 50 рок1в. -1.1./1917-1945 p.p./. о -К.: Вил. КДУ -1967. -395 С.

Бистров М.А. Кер1вна роль KII/б/У у галуз1 вищо1 ocbIth в пер1од о буд1вництва соц1ал1зму Л917-1937 р.р./.-Х.: ХДУ -1974.

Дашиенко В.М. Рабочий класс я культурная революция на Украине.

-К. : Наукова думка. -1986.

ности в годы второй пятилетки показана в кандидатской диссертации Н.Т.Малухи.1 •

Конкретные сведения о развитии художественной самодеятельности на Украине можно найти -в работах, посвященных отдельным проблемам культурной революции,^ в специальных исследованиях по истории искусства, отдельных видов народного творчества, культурно-просветительной работы.3 Однако авторы названных работ не ставшш перед собой задачу исследовать деятельность центральных и местных партийных организаций по развитию художественной самодеятельности. Поэтому вполне правомерной является постановка вопроса о необходимости специального изучения данной проблемы.

Кроме того, в исследовательской литературе 50-х- середины 80-х годов в силу различных причин не были разрушены сталинские догматические установки о развитии социалистической культуры. Это негативно влияло на объективность отражения в названных работах ■партийного воздействия на развитие художественной культуры республики. Общям недостатком исторических исследований этого периода- были слабая критическая направленность, стремление авторов к интерпретирование решений партии и государства, что снижало их научный уровень.

Во второй половине 30-х годов в условиях демократизации всех с?ер общественной жизни вышел ряд содержательных сборня-

* Малуха Н.Т. Руководство партийных организаций Украины культур' но-просветительиой работой на селе в годы втотюй пятилетки

• / 1933-1937 г.г./. -Одесса. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. •/ ? 1980.

- ганилешсо В.М. Указ. соч.; Михайлов 0.0. Допомога м1ста селу в о iilfliiecemil культури/ 1929-1941 p.p./. -К.: КДУ -1968. Носов Л. Музична самод1яльн1сть Радянсько1 Укра1ни. /1917 -1967 p.p./. -К.: Музична Укра1на. -1968; Федорук O.K. Чистецтво, народженэ соц1ал1змом. Сакод1яльне образотворче 1 декоративно-пшкладнё мистецтэо. -К.: Наукова думка. -1976; Фоменко З.Н. Самодеятельное изобразительное творчество рабочего класса Украины / 20-30-0 годы/. // Великий Октябрь и социелистячес-' кая • культура.--К. : Науковя яумка. -1987! Ее же. Роб1тяиче образотворче мистецтво на Укра1н1 / 1921-1932 p.p./. // Народна тзорч1сть та етногра?>1я. -1987. -»3. -C.2S-35; Канавен-ко С.А., Ветров В.О. 3 1стор11 культурно-осв|тньо1 роботи на : Укра1н1 в пер1од завершения реконструкцЦ народного господар-ства 1 перемоги соц1ал1зму / 1933-1937 p.p./. // Лауков1 записки Харк1вського держ. б1бл1отечного 1нетягу,„'. -Влп.У1. -Питания IcTopll культосв1тньо1 роботи. -19G2. -С.31-04.

-71 з

ков , коллективная монография", многочисленные статья , в которых

на основе новейших, большей частью ранее закрытых источников, дается объективная оценка культурного строительства в страно, рола Коммунистической партии в этом процессо.

В настоящее время происходят поиск новых подходов к освещению деятельности Коммунистической партия Украины-в различных сферах общественной жизни. 9 этом плане большой интерес представляет выступления на страницах журнале И.Ф.Кураса и В.И.Юрчука.4

Внимание историков привлекает в первую очередь национальные проблемы культурного строительства.® Значительный интерес вызывают также публикации статей о руководителях КП/б/У и правительства республики,принимавших участие в формирования художественной политики.^

Большую работу по новому осмыслению литературно-художественного процесса 20-30-х годов на Украине, возвращению'украинской культуре ранее замалчивавшихся ю/.еп писателей, художников, артистов и их произведений приводят литературоведы и искусствоведы

Интеллигенция и революция. XX век. -',!.: 1986; Советская культура: 70 лет развития. -М.: Наука. -19S7; Великий Октябрь - 70 лет. Научно-технический и социальный прогресс. -',!.: Нарта. -1987; Вопросы истории я историография социалистической культу-о ры. -U.: Наука. -1987. , .

Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941 г.г. Ред. кол.: Ю.С.Бошсов, В.Т.Ермаков, В.Д.Есаков и др. -М.: Иау-о ка. -1988.

Козлов В.Н. В.И.Ленин о культурной революции как основе строительства социатизма. // Вестник Ленинградского государственного университета. Сер. 6. -1939. -ИЗ. -С.9-13; Куманев В.Л. Судьбы советской интеллигенции / 30-е годы/. // История СССР. -1990. -И. -С.23-39; Чияова Л.'Л. Партийное руководство станов-/ лением советского театра. 1926-1932 г.г. // Вопросы истории , КПСС. -198Э. -КЗ. -С.68-79. .. .

4 Курас И. Создание правдиво!» и полной истории Компартии Украины-неогложная задача ученых. // Под знаменем ленинизма. -1988. -JM5. -С.13-18; Юрчук В.1. Перзбудова 1 первосмислення 1сто-ричного досв1ду КомпартИ Укт>а1ни. // 71л. - 1988. -Ю.

* -С.9-18. • '

Лозацький B.C. Политика укра*н1зац11 п 20-30 роках: 1стор1я, • пооблеми, уроки, 77 У IE. -1989. -ЯЗ. -0.46-55; Тпрко Б.Ч. Робота парторган1зац1й з нац1ональнеттг мчньшостямя ira Укм1н1 /19231930 p.p./. // У1Й. -1388. -Ä6.-C.68-77; Кокду'-ор Ю.Ю. Взл;-клй Еовт.екь 1 доля 1нтел1гэнц11. // Укт>а1нськкй Юторпчний журнак - /Далее - УК/. -1ЭВ9. -)t'12. -С.3-18.

0 Б1лок1нь С. Нарком. // Л1терятуона Укпа1на. -1987. -10 грзтгня; Замков«« В.П. CtooIhkii 61oroaiüi Аядр1я Хвил1. // УН. -1.М9. -ИЗ. -С. 115-121; Панчук М. Глтм 1 споть Олексгтцгра Шумеького. // Л1терг.туона Укра1на. -1989. -26 с1чня.

республики.1

Значительный' вклад в изучение художественной культуры Украины 20-х - 30-х годов сделали зарубежные украяноведы.2 Однако они лишь косвенно затрагивают проблему партийного ру1;оводства развитием художественной культуры.

Таким образом, необходимость изучения роли Компартии Украины в развит™ художественной культуры республики в конце 20-х-се-.редине 30-х годов диктуется не только актуальностью темы, но и недостаточной ее разработкой в историко-партийной литературе.

В диссертация поставлена общая цель - исследовать процесс формирования художественной политики Компартии Украины в 1928-1937 г.г., проанализировать ее основные тенденции, направления, выявить <?юрмы и методы партийного воздействия на развитие художественной культуры, показать как положительные так и отрицательные результаты этой деятельности. .. ' 'Исходя из этого определены основные задачи исследования:

- исследовать направления, формы и методы партийного воздействия на развитие литературно-художественного процесса, проанализировать негативные последствия для культуры республики чрезмерной идеологизация и политизации художественной жизни, администрирования и некомпетентного вмэшательства в творческий процесс;

- показать роль центральных и местных органов КП/б/У в совершенствовании профессионального мастерства работников искусства и формировании системы художественного образования;

- изучить деятельность Компартии Украины по вовлечению в ху-

1 я

- хпошко Е. Треба говошти в голос. Про "б1л1 плями в укра1н-• ському мистецтв1.// В1тчиэна. -1988. -С.174-182; Кузяк1-на Н. Мчколя Кул1ш у "Гарт1", Упб1но 1 Вапл1те. // Итературна Уква1ня. -1988'. -4,11,25 лютого, 3 бевезня; Уроки lcTopil: Л1-тературна дискус1я на Укоа1н1 1925-1928 p.p. // Там же. -1988. . , -30 липня.

4 Лавр1енко Ю. Розстр1ляне в1дродження. Антолог1я 1917-1933 p.p. ■ Поез1я. Пооза'. Драма Eceti. Мюнхен.: Сучасн1сть. 1959. -280 С; Л-^цький ¡0. Вапл1тянський зб1рник. Знагоди 50-р1ччя ВАШ11ТЕ. Торонто.: Моза1ка. -^1977. -260 С', Романенчук Б. УкраДнська л1те-ратура 1 московсь'ка культурна пол1тнка на Укра1н1. /•/ Науков1 ; - конференцЦ Канадського наукового товавиства 1м. Т.Шевченко. В обатон1 укпа1нсько1 культура 1 народу, Торонто. 1966. -С.86-121; Стебельський Б. Сои1ал1стичний реал1зм у л1тг mypl 1 мистецтв1. // Там же. -С.149-178: Чорний С. Укра1нськик театр 1 драматург1я. Мшхен-Ньо-иорк: Укра1нський в1льнии ун-т. 1980. -С.24ь-422;

*>u6te.Cnu О. Шг ~а.1гъс. Я 30'ltor.u, Ъown.to ишгк erf

Voio/tto Ръем. i№.~ P. J 94 -3% -

дожественное творчество широких масс трудящихся.

1§2Е§™2§£к^_и_метозологическую_основ2 диссертации составили труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, материалы ХХУ111 съездов КПСС и Компартия Украины, Пленумов ЦК КПСС и ЦК Компартии Украины, речи и статьи руководителей партии и правительства. Принципиальное значение имеий разработанные в документах послед-, него времени новые подходы в оценке пройденного пути.установки на гуманизация общественной жизни, обращение к общечеловеческим ценностям.

Источниковая_база_иссл§2двания. Диссертационная работа опирается на следующие группы источников:

1. Документы съездов, конференций, пленумов ЦК Коммунистической партии, постановления ЦК ВКД/б/ по .вопросам литературы и искусства, решения всесоюзных партийных совещаний по вопросам театра /1927 г./, кино /1928 г./, музыки /1929 г./, в которых нашла отражение полигика партии в области художественной культуры.

2. Стенографические отчеты ХД1Д11 и Х111 съездов Компартии Украины, решения конференций и пленумов ЦК КП/б/У, постановления Центрального Комитета партии и правительства Украины по вопросам литературы и искусства, в которых дается анализ литературнд-худо-жественного процесса в республике, определяются задачи партии в области культуры.

3. Опубликованные документы областных партийных организаций, которые содержат фактический материал о деятельности партийных организаций по развитию художественной культуры на местах.

4. Ст^ьи, речи, доклады членов Политбюро ЦК КП/б/У, секретарей О^АОМОВ, райкомов, деятелей украинской культуры, непосредственных участников исследуемых событий. Они дают представление о понимании политики партии в области литературы и искусства, людами, которые прязванн были осуществлять ее на практике, об их интеллектуальном уровне, компетентности в вопросах художественной культуры.

5.Документы Центрального партийного архива института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, партийного архива института, истории

па-ргаи „ 1 ^

"Упри ЦК Компартии Украины, партийных архивов областных комитетов партии. Они представляют собой протоколы заседаний Политбюро, Оргбюро и Секретариата-^ КП/б/У, агитпропотдела и культпропотдела ЦК, бюро и секретариатов обкомов, горкомов и райкомов партии, агитпроп- и культпропотделов, справки проверок принятых решений

и другие документы. Многие из них /особенно решения местных партийных организаций по вопросам художественного образования, ?еат-ра, кино, живописи/ впервые вводятся в научный оборот.

6. Документы Центрального государственного архива литературы и искусства СССР, Центрального государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и ор- -ганов государственного управления УССР, Государственного архива-музея лт!тературы и искусства УССР, Харьковского областного государственного архива.

Использование архивных источников затруднено тем, что во многих архивах / партархив Киевского обкома Компартии Украины, ЦГАОР УССР, Государственный архив-музей литературы и искусства УССР и другие/ документы исследуемого периода не сохранились или сохранились частично, что не позволяет проследить последовательность принимаемых решений, контроль за их выполнением, достигнутые результаты.

7. Публикации партийной и советской периодической печати. Автором проработаны материалы более 30 периодических изданий. Наиболее полно исследованы газеты "Комун1ст", "Пролетарська правда", "Л1тературна газета", журналы "Е1лыновик Укра1ни", "Гарт", "Черво-ний шлях", "Радянський театр", "К1но", "Радянське к1но", "Мистець-ка трибуна", "Студент революцИ." Материалы, помещенные в этих изданиях, даот возможность"проследить подготовку и осуществление основных направлений художественной политики партии, почерпну® сведения о деятельности партийных организаций, литературно-худо-жествешшх объединений ко выполнению партийных решений.

8. Воспоминания деятелей украинской культуры. -

Па£чная_новизна_диссе£тации заключается в комплексном подходе к изучению художественной политики Компартии Украины в 1928- • 1937 годи, которая еще не была объектом специального изучения. Сделана пого'тка проследить тенденции, направления, формы и методы партийного руководства развитием художественной культуры.

В работе обосновывается мысль о том, что художественная политика партии в изучаемый период оснояивалась на понамаяли художественной культуры как могучего средства воспитания и просвещения широких пасс трудящихся, мобилизация -их на трудовые подвиг.; во игл екор^Каой победы социализма. Зго привело к позаяешго об-¡йостоешо-пялятэтеской сктпвнэстя творческой.интеллигенции, идей-ко-хуго~сстпэ!:яз«зг росту совотсг.о? лпторатурн I! искусства.

Однако такое отношение к литературе я искусству страдало ограниченностью, недооценкой общечеловэчзских ценностей, провозглашаемых искусством, л привело к формированию прагматического, утилитарного подхода к этой своеобразной области человеческой деятельности.

С привлечением широкого' круга ранее не использовавшихся источников в диссертации показаны формирование системы художественного образования и повышения квалификации работников искусства, укрепление партийных организаций творческой интеллигенции, борьба за идейное единство советской литературы и искусства, укрепление их связи с жизнью, развитие массового художественного творчества.

Анализируя основные формы л методы деятельности партийных организаций в области руководства развитием литературы и искусства, художественной самодеятельности, был прослежен процесс, отхода от ленинских принципов партийного влияния на художественное творчество и утверждения командно-административных методов управления культурой, влияние культа личности Стали!¡а и связанных с ним беззаконий на судьбы художественной интеллигенции Украины.

П2§ктическая_значимость_5иссвртш1яи определяется тем,.что содержащийся в ней фактический материал, положения и выводы могут быть использованы при подготовке обобщаюцих трудов по истории Коммунистической партии, история СССР и УССР, культурного строительства, в курсах преподавания истории УССР, для чтения спецкур-. сов по истории(ХТЙУественной культуры, истории интеллигенция.

Реализация рекомеграций, содержащихся в диссертации, может способствовать дальнейшему изучению художественной культуры Украины.

Апробация работы. Результаты исследований докладывались автором на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Донецкого госуниверситета в 1986-1989 гг., областной научной конференции "Теоретическое наследие К.Маркса и проблемы перестройки преподавания обществейных наук". Диссертационная работа обсуждалась, была одобрена и рекомендована к защите па соискание ученой степени катп:дата исторических наук на заседании кяредр истории КПСС ДонГУ я Днепропетровского госуниверситета. По результатам исследования опубликованы три научные р.°ботн. ■

Структура дкссертапчя'соответствует вышеназванным 'задачам

исследования и состоит их трех разделов, заключения и библиографии.

Во введении дано обоснование проблемы, определены ее актуальность, хронологические рамки % объект исследования, содержится обзор литературы по теме и характеристика источников, определены цель, задачи, новизна и практическая значимость исследования.

"Партийное воздействие:на развитие литературно-художественного процесса"- исследуется деятельность Компартии Украины по идейному сплочению художественной интеллигенции, мобилизации творческого потенциала ее на осуществление задач социалистического строительства. Основные усилия КП/б/У были сосредоточены на укреплении партийных организаций творческой интеллигенции, развитии системы партийно-политического просвещения, борьбе с проявлениями буржуазной идеологии, национализма, вульгаризаторства, и групповщины, выработке идейно-эстетических.принципов и метода социалистического искусства, укреплении связи литературы и искусства с жизнью, с практикой социалистического строительства. Этой цели служили партийные совещания по вопросам литературы и искусства, дискуссия и диспуты по творческим вопросам, привлечение к управлению творческим процессом трудящихся через их участие в работе художественно-политических советов, репертко-мов, коллективное обсуждение произведений литературы и искусства, .встречи с творческими работниками.

Автор отмечает, что в осуществлении идейного влияния на творческую интеллигенцию в деятельности партийных организаций явственно проявились негативные тенденции. Они выразились в дог-матизащш теоретической мысли, упрощении и .деформации ленинских принципов партийного воздействия на художественное творчество. В эти годы преобладал узкоклассовый, чрезмерно политизированный, подход к творческим вопросам. Это нашло выражение в том, что классовость, партийность искусства противопоставлялись общечеловеческому в нем. Узкоклассовь'й принцип не позволял глубоко и творчески подойти к освоению культурного наследия прошлого, национальных традиций, мешал объективной оценке творчества ряда крупных художников. В условиях нарушения социалистической законности под лозунгом повышения классовой бдительности проводились ' репроссии против творческой янгеллигенщи;.

На Укречно репрессии протлв творческой .интеллигенция, многих партийных работников осуществлялись так же под лозунгом

борьби против украинского буржуазного национализма, которые с 1933 года приняли массовый характер.

Чрезмерная идеологизация всех сторон художественной адзни привела к отказу партии от провозглашенного в середине 20-х годов принципа нейтралитета в вопросах стиля, Форш творчества, хотя на словах неизменно подчеркивалась верность ему. Расширяя сферу своего влияния, партия стала активно вмешиваться в творческий процесс, принимая решения о внесении изменений, переработки худо-дожниками свогт произведений в соответствии с указаниями партийных органов. Проявлением партийного вмешательства в чисто творческие вопросы была борьба против формализма, натурализма и прочих измов, в трактовке которых эстетические категории подменялись политическими, а так же в усиленном насаждении и канонизации метода социалистического реализма, что нанесло вред как многообразия форм и направлений в искусстве, так и самому методу.

Б2-.520Р2У_разделе_- "Роль партийных организаций в развитии художественного образования и повышении профессионального мастерства художественной интеллигенции" - показано, что важным условием формирования и развития художественной культуры была подготовка чадионалышх кадров художественной интеллигенция, порывание профессионального мастерства работников искусства,

3 разделе анализируется деятельность руководящих и местных партийных органов по организации повышения профессионального мастерства творческих работников и подготовки молодых кадров но-. посредственно в художественных коллективах. Положительные результаты в подготовке кадрит рабоче-крестьянской художественной нн-теллигеппш дала забота партийных организаций о развитии кружков, студий, мастерских, творческих лабораторий, кабинетов молодого автора, консультаций, конкурсов, выставок, закрепление молодых артистов за ведущими мастерами сцены. В то же время автор отмечает упрощенный, кампанейский подход в осуществлении призыва рабочих-ударников в литературу и искусство. Изменений курса партии по отпоя'йняи к старим специалистам, политические процессы начала 30-х годов, репрессии против художественной интеллигенции / Л.Кур-бас, М.ПоУчук, П.Зероя/ нарушили естественный процесс- осмысления культурного наследия простого, передачи опнт.ти мастерства художников старшего поколения кояодота

В изучаешь гтер.тод осутстялялось фортпопагг>е учоЛдазс зячз-ттеш'й, уточнялись тофклк,- спз»"*ялизепчя учпФч»* заведений, били

возрождены консерватории. Значительное внимание упелшюсь пролетаризации учебных заведений искусства, укреплению их партийных и комсомольских организаций, совершенствованию учебного процесса и вдейно-воспитагельной работы. Анадиз многочисленных документов позволил.сделать автору вывод о том, что в арсенале средств руководства подготовкой кадров художественной интеллигенция преобла- • дали административные, командные методы. Тем не менее в годы первой пятилетки в результате целенаправленной работе партийных организаций удалось наладить стабильный рост подготовки специалистов.

Если за 1924-1927 годы на Украине художественными вузами и техникумами было подготовлено 890 работников искусства, то в 19291933 годах число выпускников вузов составило 1635, а технякумов-1031 человек. Однако вследствие реформа художественного образования 1934 года, проведенной административными методами, а так же усиления репрессий против творческой интеллигенции в годы второй пятилетки резко сократилась подготовка работников искусства.

В третьем разделе - "Разватие самодеятельного художественного творчества трудящихся" - освещается деятельность партийных организаций республики по развития массовости художественной самодеятельности. С этой целы) они проявляли заботу об укрепления материальной базы художественной самодеятельности: строительство клубов, создание красных уголков на предприятиях, обеспечение их необходимым инвентарем, а так же вели широкую пропаганду украинской культуры в массах. В этой работе партийные организации опирались на профсоюзы, комсомол, широкую общественность. Самодеятельное искусство, развиваясь в различных формах, вовлекало в творческий процесс все новые слои трудящихся. 3 разделе обосновывается вывод о том, что. естественный процесс роста массовости художественной самодеятельности был нарушен голодом 1932-1933 . -годов. Автор приводит данные, которые говорят о попытках партийного аппарата скрыть истинное положение дел. Ренение же о проведении в 1934-1937 годах серии олимпиад художественной самодеятельности было продиктовано отрешением отвлечь трудящихся от насущных проблем, создать видимость благополучия. Тем не менее; благодаря усиленно материальной и методической помощи, развертыванию подготовки и переподготовки руководителей кружков художественно"'. самодеятельности, привлечения сял профессионального искусства, большой пропагандистской хамппшш к административным решениям п 1035-1937 г.г. ппртййига органдзацпям удалось добиться

нового подъема художественной самодеятельности. Если в 1928 году численность участников художественной самодеятельности составляла 90 тыс. человек, то в 1937 году в районных, городских и областных олимпиадах приняло участие 174,4 тыс. человек. В разделе подчеркнуто, что партийные организации осуществляли жесткий идеологический контроль за репертуаром самодеятельных коллективов, регламентируя творческую деятельность.

Исследованные в третьем разделе документы и материалы свидетельствуют о том, что в вопросах развития художественной самодеятельности партийные организации сыграли определенную положительную роль, однако, как и в других сферах, здесь широко применялись административный нажим, строгая регламентация и политизация творческой деятельности.

§_15£5!932М2 Диссертации подведены итоги исследования, сформулированы обобщающие выводы. Даны практические рекомендации, суть которых сводится к следупдему:

1. Для осуществления комплексного и системного изучения истории и современных проблем украинской культуры целесообразно было бы создание республиканского центра по изучению украинской культуру.

2. С целью расширения исследований в области украинской художественной культуры необходимо предпринять решительные мары по изданию сборников документов и материалов о деятельности Коммунистической партии и советского государства в сфере руководства развитием художественной культуры.

• 3. Для более глубокого изучения вопросов партийного руковод- ■ ства par '.итием художественной культуры в 20-е - 30-е года настало время значительно расширить доступ исследователей к архивным материалам по данной проблеме. Необходимо добиваться передачи материалов о деятелях украинской культуры, хранящихся в архивах КГБ, в государственные архивы.

4. Целесообразным представляется издание работ зарубежных украиноведов, поскольку по ряду проблем, в том числе и истории украинской культуры, их разработки опередили отечественные исследования. Это позволило бы при изучении истории украинской художественной, культуры полнее использовать: разработки зарубежных коллег, 'в которых попользуются архивные материалы Украины, по разным причинам попавшие за рубеж и пока недоступные большинству советских исследователей. •

5. Восстановление справедливости, процесс ликвидации "белых пятен" в истории украинской советской художественной культуры требует создания мартиролога деятелей литературы и искусства Украины, ставших жертвами сталинских репрессий 30 -х годов.

6. Необходима разработка новых концептуальных подходов в формировании государственной художественной политики, которая должна быть направлена на стимулирование творческой деятельности художников, создание благоприятных условий для развития всех видов и направлений в искусстве, всемерную поддержку наиболее сложных, высших форм искусства.

7. На пути к гуманитаризации высшего и среднего специального образования необходимы разработка и чтение спецкурсов по истории украинской культуры в вузах и техникумах республики.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. К.Маркс, и Ф. Энгельс о культуре. // Тезисы докладов областной научной конференции "Теоретическое наследие К.Маркса и. проблемы перестройки преподавания общественных наук." -Донецк: ДонГУ, 1986. -С.46-47.

2. "Деятельность партийных организаций Украины по укреплению связи литературы и искусства с жизнью в 1928 - 1937 годах."

/ Петрова H.H. -1990. -16 С. -Деп. в ШИОН A4 СССР №41355 от 20.03.90 г.

3. "Партийное руководство повышением массовости самодеятельного художественного творчества трудящихся на Украине в конце 20 -х - середине 30 -х годов." / Петрова H.H. -1990. -16 С. -Деп. в ¡"ГШ АН СССР Я41359 от 21.03.90 г. '

/