автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектика национального и интернационального в социально-бытовой сфере

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Шеватлохов, Айдамиркан Титуович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Диалектика национального и интернационального в социально-бытовой сфере'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика национального и интернационального в социально-бытовой сфере"

^ л

Д^ЗСУДАРСТВБННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <• ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

на правах рукописи

ШЕВАТЛОХОВ АЙДАМИРКАН ТИТУОВИЧ

диалектика национального и интернационального в социально-бытовой сфере /мстодолошческий аспект/

спецгтльность - 09.00.01 - онтология н теория

позншшя

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соисканиеучёной степени кандидата философских наук

Краснодар 1997

Работа выполнена на кафедре философии Адыгейское государственного университета.

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Ячиков А. К.

Официальные оппоненты - доктор социологических наук

профессор Хагуров А. А. доктор философских наук, профессор Отюцкнй Г. П.

Ведущая организация - Ростовский государственный

университет.

Защита достоится в о часов ." BJlfiiiMZ-—1997 гоi на заседании диссертационного совета К-063.73.04' при К; банском государственном университете /г. Краснодар-40, у. Ставропольская, 149/.

С-диссертацией можно ознакомиться в научной библиоте1 КубГУ по адресу: Ставропольская, 149.

Автореферат разослан 1997 года

Учёный секретарь-диссертационного совета /Л

кандидат философских нйук / J

профессор ( ï/Ç^L L БабакВ.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования обусловлена двумя группами обстоятельств, нерождённых как социально-практическими проблемами современной российской действительности, так и необходимостью их фило-софско-социологнческого осмысления.

Первая группа обстоятельств отражает становление новой России как такого многонационального общества, п котором межнациональные отношения вступили в противоречие с традиционно сложившимися формами их существования. Необходимость обращения к указанным проблемам обусловлена также отсутствием" пока ещё целостной теории национального вопроса в современной, концепции межнациональных отношений, в. которых бы учитывалось современное социально-политическое, экономическое, духовно-нравственное состояние шшнй и народностей независимо от их численности, размера территории проживания, национального уклада жизни, вероисповедания, характера хозяйственно-трудовой деятельности.

Вторая группа обстоятельств состоит в необходимости философского анализа такой важной сферы бытия человека и этноса, какой является сфера быта. Ведь достаточно1 очевидно, что значительная часть жизнедеятельности человека ц этноса совершается п пространственно-временной сфере -быта. Однако по сложившейся традиции усилия большинства исследователей направлены на сферу материального и духовного производства, политики и др., по не быта. Но если в материальном и духовном производстве формируется "человек исторический", то в сфере быта формируется "человек повседневный"'.

В соответствии с современным эта по и переоценки многих человеческих ценностей, а также'неббходдо-

1 Г-'фтер М. История - позади? Ипорик - челонск лншнхМ? //Нопрош философии. -1493. -№>0. -С.7

мостыо научного определения понятия наций под интернационализацией мы будем понимать не производное от идеологического клише "интернационализм" (пролетарско-социалистический), а определённую мен-тальность, взгляды и полигику, выражающую "совпадение коренных интересов или стремление к объединению усилий разных государств, наций, народов или их отдельных частей"1.

Посткоммунистические и постсоветские преобразования в России и в ближнем зарубежье осуществляются противоречиво. Как отмечают современные обществоведы, политологи и социологи, медленный и трудный процесс демократизации, возникший социальный кризис сохраняют, а иногда и создают почву для этнонациоиализма как наиболее доступной основы коллективных действии для достижения различных целей и интересов - экономических, политических, культурных !1 т. Д.

В наши дни в некоторых многонациональных регионах Кавказа неспокойно, но как оазисы межнационального согласия и мира выделяются такие регионы, как Республика Адыгея, Карачаево-Черкесия, К&-бардино-Балкария. Здесь уместно подчеркнуть, что конституирование Республики Адыгея как субъекта Российской Федерации нашло адекватное, понимание у руководства, учёных и общественного мнения Кубани.

Возникает правомерный вопрос, как объяснить тот факт, что на Северном Кавказе имеют место как-негативные, так и позитивные явления в межнациональных отношениях? В порядке постановки вопроса мы считаем возможным сформулировать следующую гипотезу: межнациональный мир и межнациональное согласие сохраняется в тех многонациональных регионах, в которых интернационализация жизни не ограничивается идеологическими заклинаниями и политическими лозунгами, а достигается реальная интернацио-

1 Политология. Энциклопедический словарь. -М., 1993. -С.124,

нализация Сыта народов, проживающих совместно.

Данная гипотеза не означает отрицание роли идеологии и политики в сфере межнациональных отношений. По нашему мнению, например, в обеспечении и укреплении межнационального мира и межнационального согласия в Республике Адыгея важную роль сыграло то, что руководство Республики Адыгея, являющейся неотъемлемой частью и субъектом Российской Федерации, сумело провести в организации й работе законодательной и исполнительной зласти принцип паритета. В результате оказывается, что любое политическое решение не может быть принято большинством, если за него не проголосуют представители другого этноса. Указанная организация практики выработки и принятия государственных решений необходимо направляет усилия политического руководства на поиски iré Конфронтации, а компромисса, согласования и способствует упрочению межнационального мира и межнационального согласия.

На современном этапе общественного развития перед обществоведами ставится задача исследования противоречий нашего общества и выработки обоснованных рекомендаций по их разрешению. В предлагаемой работе анализируется взаимодействие двух важных сфер общественной жизни: области национальных отношений и быта. В центре внимания автора находятся коллизии, возникающие в ходе интернационализации общественного быта.

Злободневность такого анализа несомненна. На нынешнем- переломном этапе развития нашей страны возникли новые задачи по совершенстгованию нацио-: нальных отношений. Развитие общечеловеческой по содержанию многонациональной по национальным формам, интернационалистской по духу единой культуры нашего народа Происходит на базе лучших достижений и с'лмобытнмх прогрессивных традиций. Этот про.» líete Олпатываеч все стороны социальной жизни. Ск.ле-У^ра -чю проя£. |"четен он а области быта, весьм« ríaxas Hi

для решения стоящих перед нами задач.

Выяснение диалектики национально-особенного и интернационального, самобытно-специфического и общественно значимого в быту представляет огромный теоретический интерес и реальную практическую ценность.

Как национальные отношения* так и быт является предметом анализа для разных наук /истории, совокупности экономических наук, социологии, этнографии, фольклористики, теории культуры, психологии и др./. Каждая из этих дисциплин рассматривает названные процессы в определенном ракурсе, осмысливая факты в своей понятийной системе.

Социально-философский анализ дает возможность представить ход интернационализации быта в наиболее общей форме, выразить его через сетку категорий философского материализма. Такая задача ставится в настоящей работе. Нам представляется, что она вполне отвечает требованиям времени в решении социальных программ, вытекающих из современного этапа реформы в нашей стране. Она органически вписывается в тот процесс, который развертывается сейчас повсеместно.

Состояние исследования

К проблеме формирования интернационалистских общечеловеческих по своей направленности отношений в быту наши учёные всегда проявляли значительный интерес. Несколько работ было написано в двадцатые-тридцатые годы Н. К. Крупской, А. В, Луначарским, Н. А. Семашко, Е. М. Ярославским.

О том, что внимание к этой проблеме возрастало, говорят работы шестидесятых годов. Среди них труды О. Р. Куприна, М И. Лйфанова, ВС. Маркова,, Г. В. Синицына, А. Г. Харчева, В. И. Чскалина и дру-

гих.

В 70-80 годы значительный вклад в исследование проблем интернационализации общественной жизнй внесли советские ученые П. Н. Федосеев, Г. П. Фран* цов, Т. И. Ойзерман, М. Т. Иовчук, Г. Е. Глезерман, Р. Я. Косолапов, Г. X. Шахназаров и другие.

В исследовании различных сторон этой важной проблемы развития общественной жизни в научно-теоретическом плане большой интерес представляют труды В. Г. Афанасьева, Э. В. Баграмова, Г. Ю. Бурми-строва, М. С. Джунусова, С. Т. Калтахчана, М. И. Ку-личенко, Л. Н. Литвинова, А. И. Холмогорова, И. П. Цемеряна и других.

Написано много работ, касающихся проблем формирования общечеловеческих моментов в быту наций и народностей. Среди них работы Е. М. Зуйковой, М. И. Лифанова, В. С. Маркова, В. Г. Синицына, А. И. Кавалерова, А. Г. Харчева и другие диссертации и монографические исследования.

В этих монографических исследованиях дальнейшее развитие получили проблемы совершенствования различных сторон быта.

Содержание работ, написанных в 20-е годы, свидетельствует, что они были слишком идеологизированы, хотя в некоторых из них были заложены позитивные начала рассматриваемой проблемы. Начатая в те годы работа нуждалась в дальнейшем развитии применительно к новым этапам так называемого социалистического созидания. Однако, по справедливому замечанию Л. Н. Литвинова, к проблеме быта обществоведы мало обращались в последующие 25-30 лет. И лишь в последние тоды наши ученые вновь вернулись к этой проблеме. Характер работ, изданных в те годы, был обусловлен конкретными социальными задачами укрепления собстненчо социалистических начал в сфере быта. Однако п эгкх яссдедононнях недостаточное внимание отводи нос;» проблеме соотношении национального' .ч иь чфианкомального в социально-бытовых отисиге-

ниях.

В 70-80-е годы появились исследования, более детально рассматривающие различные стороны закономерности интернационализации общественной жизни, общественных отношений. Но и в этих работах не ставилась задача рассмотрения интернационализации социального быта как существенной черты реального современного общества. На наш взгляд, общий недостаток этих работ состоял в отсутствии комплексности при исследовании национального и интернационального в сфере социального быта. В них исследовались, как правило, лишь отдельные стороны и черты интернационального и национального, не уделялось должного внимания взаимовлиянию и взаимообогащению наций и народностей в сфере быта, кроме того некоторые из них не лишены чрезмерного забегания вперед в осмыслении положительных моментов. Нельзя не сказать, что многие работы по исследуемо!'! проблеме несли на себе отпечаток общей ситуации известного отделения обще-ствознания от реальных проблем непосредственной жизни. Общая тональность идплличности, обхода острых проблем коснулась и проблематики быта.

Цель и основные задачи исследования

Цели и задачи исследования определили структуру и исходные позиции анализа процесса интернационализации общественного быта как важной социально-философской проблемы совершенствования нашего общества. Учитывая существенные структурные изменения, происходящие сегодня в быту, мы считаем необходимым показать быт как сферу социальности на категориальном уровне. Общественный быт - это кате-' гория конкретно-историческая, собирательная, вклю -

чающая в себя производственный и внепрошводствен-ный, городской И сельский, семейный и индивидуальный быт. Понятие "общественный" распространяется на всю внепроизводственную жизнь людей. Думается, к области быта применимо выражение, использованное в названии капитального труда одного из крупнейших историков современности француза Фернана Броделя "Структура повседневности"1. Область быта - это действительно структура повседневности. В нее входят многие явления общественной жизни: как люди едят и спят, каковы их жилище и одежда, как они общаются 'и веселятся, набираются сил и воспитывают детей.

Вместе с тем, как метко заметил однапеды писатель Юрий Трифонов, понятие быта отнюдь не случайно этимологически соприкасается с понятием "бытие". Философская категория "бытие" и социально-философское, социологическое понятие быта взаимопроникают друг в друг:'.. Именно поэтому быт как понятие и быт как сфера общественной жизни выступают закономерно как предмет философского рассмотрения.

Мы считаем целесообразным рассмотреть общественный быт с точки зрения единства, различия и многообразия соотношения в нем материальных и духовных аспектов. Общественный быт - это вся непроизводственная сфера жизни людей, в которой идет процесс удовлетворения повседневных потребностей на основе материальных и духовных богатств, созданных коллективными усилиями всех наций и народностей. При всей важности исследования отдельных сторон быта: городского, сельского, семейного, индивидуального - все же особое значение имеет анализ общественного быта как интегрального выражения всей области бытовых отно-н1ений. Общественный быт по объективному содержанию и сущности более широко отражает прогрессивные интернационалатые и национальные ч^.рты. Однако из

1 Бродс:-,|, Ффиан ( фукчура попссдпспности. Возмо жное и нсвуч-можно*:. -М.: Про»росс, IЧ'Ив.

этого не следует, что интернациональные моменты не присущи городскому, сельскому, семейному, индивидуальному быту, хотя именно в них, особенно в духовной стороне, более устойчиво могут сохраняться национально-специфические особенности. Наша задача состоит в том, чтобы:

в выявить основные силы, формирующие черты интернациональной общности в сфере непроизводственной жизни людей; в показать существенную объективную необходимость единства национального и интернационального в сфере социального бы га; « установить механизм их взаимовлияния и взаимо-обогащеиия как важный фактор сближения и развития всех народов; в проследить пути преодоления противоречии национального и интернационального в сфере быта. -

Методологическая основа

Теоретической и методологической основой диссертации явились философские и' социологические исследования отечественных и зарубежных философов о взаимосвязи национального и интернационального в общественной жизни и в сфере социального быта в свете перемен, происходящих на современном этапе общественного развития в нашей стране.

В качестве эмпирической основы диссерта-щ.-^ использовались монографические исследования отечественных и зарубежных ученых, статистический 'Сгедс-пин, опубликованные в центральной и местной печати. Для написания работы был изучен и обобщен материал, почерпнутый из социальных, демографических, эх-

нических исследований событий современной жизни, а также данные статуправлений и отделов загсов северокавказских республик. В работе вместе с тем отражены личные наблюдения, беседы, встречи в различных коллективах.

Научная новизна исследования: э дано социально-философское осмысление зафиксированного эмпирически этнического парадокса межнационального выравнивания бытовых условий, соотносящегося с развитием национального самосознания;

® показана реальная диалектика консервативности и эластичности, подвижности, изменчивости в быто-• вых отношениях;

о показано, что в современных условиях в сфере экономики могут, быть созданы необходимые и достаточные условия для преодоления узконациональных барьеров в сфере общественного быта; ® зафиксированы исторические ступени процесса интернационализации общественного быта; в выяснены основные линии интернационализации бытовых традиций и их составляющих /обычаи, обря-. ды, ритуалы/;

» освещены главные направления сближения духовно-ценностных ориентаций в ходе интернационализации быта;

в охарактеризованы определяющие факторы интернационализации социально-бытовых отношений.

На защиту выносятся следующие положения;

1. В общем ходе общественной жизни процесс интернационализации быта имеет специфические осо-

бенности. Интернационализация быта - явление исторически недавнее. В ней есть моменты явные, фиксируемые, точно наблюдаемые. Они наглядны и подчас схватываются почти интуитивно, вместе с тем их непросто выразить в логически определенной форме. В современных условиях экономическое развитие породило необходимость и достаточные условия для преодоления узконациональных барьеров в сфере общественного быта. ,

2. В быту как завершающем звене производительного процесса интернационализация развертывается неравномерно. В материальной стороне быта она идет быстрее, выделяется нагляднее. В области эстетического оформления интерьера, бытового этикета, семейных ритуалов, форм досуга она идет значительно медленнее.

3. .Сейчас четко обозначилась ситуация, определенная этнографическим знанием, как современный этнический парадокс. Суть его в том, что возникло противоречие, при котором нивелируется, выравнивается материальная сторона быта, соотносясь с подъемом этнического самосознания, оживления исторической памяти.

4. Сохранение национально-специфических особенностей в быту /на уровне обрядовых, ритуальных моментов и т. д./ может иметь двоякую направленность: консервативную и прогрессивную. Плодотвор-, ные, жизненно, значимые моменты быта, сохраняющие национально-особенную окраску, органично.- взаимодействуют с нарастающими интернациональными моментами в быту, развивая их, не препятствуя им. Вместе с тем, в реальном течении жизни обнаруживается гальванизация элементов уходящего этнического быта, питающая подчас националистические реликты.

-115. В интернационализации быта псе большую значимость приобретает сознательная дея гельность человека в становлении новой обрядности, сближении на этой основе духовно-ценностных ориентации разных народов.

Практическая значимость исследования

Выводы и рекомендации по формированию интернационализации общественного быта, предлагаемое в работе, могут быть полезными для научного упраоле-ння многонациональными коллективами, способствовать искоренению уродливых явлений в быту, архаичных пережитков и предрассудков, особенно для народов Северного Кавказа. К высказываемым нами суждениям и определенным точкам зрения по отдельным вопросам нужно подходить с позиции философского учения о том, что каждое общественное явление следует рассматривать с позиции его дальнейшего развития.

Результаты исследования могут принести определенные позитивные результаты при использовании их преподавателями в учебно-воспитательной работе, лек-горами и пропагандистами, занимающимися этими Проблемами, а также местными органами управления культурно-просветительными учреждениями и т. д.

Апробация работы

Диссертация обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры философии МП ГТК при Ростовском госунп-верштеге, Адыгейского госуниверситета. Результаты Исследования цокладывались на конференции преподавателей АГУ. а также на Всероссийской .конференции по Г'роблемам национальных отношении в г. ВиадЛкап-

казе в 1986 году. Материалы использовались республиканским обществом "Знание". По теме диссертации имеются публикации общим объемом 2,4 п. л.

Основное содержание диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность и значимость избранной темы исследования, показывается степень разработанности проблемы, указывается цель и основные задачи исследования, приводятся положения, содержащие элементы научной новизны, научно-практическое значение исследования.

В первой главе - "Диалектический характер интернационализации социально-бытовых отношений на современном этапе" исследованы особенности процесса интернационализации как закона общественной жизни.

В первом параграфе этой главы "Противоречивость интернационализации современной общественной жизни" отмечается, что предпосылки процесса интернационализации в сфере социального быта закладывались еще при капитализме в рамках всемирно-исторической тенденции обобществления производства и консолидации хозяйственной и общественной жизни. Социальное и национальное равенство коренным образом'могут изменить механизм функционирования процесса интернационализации социально-бытовых отношений, способствуя утверждению подлинно человеческого в сфере быта.

Процесс интернационализации социального быта по своему содержанию объективно обусловлен. Вместе с тем он включает в себя активную целенаправленную деятельность для выработки у широких слоев населения понимание его сути, соответствия интересам всех народов.

Диалектика интернационального и национального

-13в сфере социально-бытовых отношений предполагает усиление значимости направленной выработки в массовом сознании различных наций и народностей осмысленного подхода к этому процессу. Его осознание миллионами людей разных национальностей ускорит закономерное развитие интернациональных основ социального быга, сделает осуществимыми установление отношений в быту, отвечающих достигнутому уровню социального развития.

Предпосылки интернационализации проявились еще в доклассовых этнических объединениях, хотя они носили подчас неустойчивый, случайный характер. В эпоху капитализма этой кажущейся случайности уже почти нег. Интернационализация общественной жи?ни выступает как вполне объективная закономерность межнациональных объединении и общения. К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя этот процесс в эпоху капитализма, давали ему следующую характеристику: "На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и духовному производству"'.

Итак, раздробленность и разобщенность в общественном развитии - это отражение ранних форм существования человеческих цивилизации. С ростом цивилизации и усовершенствованием способа производства материальных и духовных благ связь и отношение между социально-этническими образованиями закономерно растет и прогрессирует. Отсюда можно сделать вывод, что консолидация, общение и связь народов /этносов/ в развитии человечества - объективная закономерность истории.

Первоначально процесс объединения людей носил естественно-исторический, стихийный характер.

1 Маркс К., Энгельс Ф. II Соч. -2-е нзд. -Т. 4 -С.428.

Однако объединение и сотрудничество людей на различных этапах общественного прогресса имели неодинаковый характер. С разделением общества на противоположенные классы были отодвинуты естественной-' сторические основы объединения людей. Хотя в раннеклассовых общественно-экономических формациях наблюдались тенденции к объединению различных народов, но это уже был 11с столько естественный объективный процесс, сколько вынуждаемая силон имперская форма объединения.

Интернационализация общественных отношений 1Шк закон общественной жизни заложена в глубинной структуре Производства самой материальной жизни, органично связана с историческим разделением труда.

Диссертант считает, что в объективном процессе дальнейшей интернационализации общественной жизни наций и народностей нашей страны важную роль играет русский язык, добровольно признанный в качестве языка межнационального общения народов России. Он СиаЛ важным фактором укрепления социально-политического и идейного единства разных народов, взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур..

По результатам переписи 1989 года 61,3 млн. человек нерусской национальности заявили, что они свободно владеют русским языком в качестве, второго языка.

Овладение параду с языком своей националу ю-сти русским языком, добровольно принятым россиянами в качестве средства межнационального общения, расширяет доступ, к достижениям науки, техники, отечественной и мировой культуры. Следовательно, дальнейшее совершенствование в овладении русским языком различных .наций и народностей сыграет ¡значительную роль в ускорении'социально-экономического развития каждой из них. (

Диссертант отмечает, что на современном зтанс. как и в прошлом, формы и характер иптернаиконалп•

,0 и

зашш общественных отношений определяется прежде всего уровнем развития экономической жизни. Вместе с тем в современных условиях при распаде крупных многонациональных территориально-производственных комплексов появились некоторые особенности в соотношении национального и интернационального в общественных отношениях. В ходе истории советского общества все республики нашей страны был» многонациональными. В таких многонациональна," едрбщест-пах важное значение приобретал учет сн§?[Г[ф{Н?с<лсих запросов всех социально-этнических групд во лсех областях духовной, культурной жизни и бь[тя, соблюдение общечеловеческого принципа равного, справедливого, сознательного, планомерного и целенаправленного регулирования распределения материальных и духовных благ. Отступление от этих принципов может привести к негативным социально-психологическим последствиям: появлению раздражения, настроения недовольства, ко-торма Л различных ситуациях могут перерасти в стереотип негативной оценки действительности. Иначе говоря, недооценка или игнорирование этих моментов в деятельности государственных, политических, общественных работников в многонациональных коллективах нашей страны могут привести к деформированию настроений. Современные межнациональные вооруженные конфликты в разных регионах наглядно обнаружили то обстоятельство, что существовавшая обстановка замалчивания, острых углов, взаимовосхвалешш и бан-кетно-заздравиых отношений создали предпосылки для всплеска националистических страстей. Формальное провозглашение победы интернационалистического мировоззрения, не подкрепленное настойчивой и неуклонной работой с людьми, вниманием к возникающим здесь коллизиям, привели к серьезным пооледствиям.

Анализируя интернационализацию общественных отношений как закон общественной жизни, диссертант отмечает, что функционирование человеческой-жизни во всех сферах необходимо предполагает обще-

ние и сотрудничество, а также объединение различных социально-этнических общностей. Коллективный характер человеческого труда способствует формированию определенных общественных отношений, особенность и структура формирования которых зависит от соотношения человеческих потребностей и интересов.

Процессы общения и обособления в родс-племенных образованиях закладывают основы определенных тенденций к объединению в развитии общества. Уровень и степень достигаемой консолидации детерминируется возрастающими потребностями как экономического развития, установления новых общественных отношений, гак и быстрым ростом населения.

Консолидация социально-общественных отношений на данном этапе происходит стихийно и имеет объективный естественно-исторический характер.

Стремление к объединению человечества - одна из существенных тенденций истории, причины которой находятся в способе производства материальных благ, а также в общности нсторнческой-судьбы. • .

"Народность и-нация - это те развитые общности людей, в истории которых складываются основы интернационализации общественных отношений, выявляясь как закон общественной жизни.

Современная борьба за реформы и возрождение России призвана знаменовать высший в современную эпоху тип общности людей, реальную интернационализацию общественных отношений.

Во втором параграфе - "Интернациональный характер бытовой сферы современного общества" данной главы анализируется процесс интернам юнали за нии в сфере общественного быга.

Характер процесса интернационализации в конечном счете определяется социально-экономическими условиями, способом производства. Однако интернационализация общестренной жцзнй этим не ограничивает:, а охватываел всю совокупность внепронзиэдет-

пенного функционирования человеческого общества. Сегодня процесс интернационализации общественной жизни стал интенсивно распространяться я на общественный быт.

Диссертант отмечает, что интернационализация быта - явление исторически недавнее. В ней есть моменты явные, фиксируемые, легко наблюдаемые. Но в ней есть и моменты трудно уловимые, они, так сказать, ощутимы, схватываются почти. интуитивно, его их не просто выразить в логически определенной форме.

В. одном из наиболее серьезных исследований по рассматриваемой проблеме быт определяется как ".„ явление сложное, содержащее внутри себя как материальные и духовные ценности, таге' ti межличностные отношения, а также включающее деятельность, которая обеспечивает функционирование ссея эти?! элементов в структуре быта. Бытовую- сферу нельзя отнести ни к базису, ни к. надстройке. Она предстапляет своеобразную проекцию общества, интагрзльяую в своей сущности. Быт, однако, находится г;с явтzs" производства и культуры, экономики и паука, гго"одновременно выступает относительно самостслшпгьпо, целостно, являясь сферой общества и элеггегет! общественно-экономической ж*1 ¡ми" •. ;

Нам предетглляется, что на основе анализа этого, и других 'определений можно и необходимо дать более широкое определение быта кап ложной сферы человеческого. бытия с учетом существенных изменений в структуре его'функционирования при реализаций концепции- рыпочтлх отношений. Причем в этом определении необходимо приблизиться к со^р;м-?1ПШй структуре социального' быта' нашей многонациональной страны. Быт - это исторически сложившоясл непроизводственная сфера жизни общества, вь|ражающ;;я специфику' конкретной общественно экономической

1 IÍC.V..ÜI.40» Л. И.,' Ис?МНЛ0М Э. II. Сотг-iПiLCTlPíCrTCTít'l с;-,IT CCTjCT-ГК01 о -М.: Нг}7:и. !?5б. -С; 15.

общности, ее социальной структуры, а также условия и способ удовлетворения материальных, духовных, культурных потребностей, необходимых для функционирования и развития человеческих общностей.

Исходя из такого определения, существенными признаками быта выступают: ро-первых, его историческая изменчивость и зависимость от общественно-экономической общности и присущего ей способа производства; во-вторых, глубокая детерминированность, взаимосвязь и взаимообусловленность труда и быта в функционировании общества; ц-третьих, бытвыступает важным условием и способом удовлетворения многообразных разносторонних социальных потребностей. .

Несомненно, что в самом быту как конечном звене производственного процесса интернационализация развертывается неравномерно. В области материальной его стороны /утварь, предметы домашнего обихода, бытовая техника/ этот процесс нагляден й идет быстрее, Л вот в области эстетического оформления интерьера, бытового этикета, семейных ритуалов, форм досуга и т. д. он идет значительно медленнее. Больше того, в сфере досуга кристаллизируются й новые этнические моменты. Отсюда и возникает то, что названо этническим парадоксом наших дней. С одной стороны, выравнивается, нивелируется, изглаживается материальная сторона быта /она явно интернационализируется/. С другой стороны, растет социально-этническое самосознание, крепнет историческая память. Это реальное противоречие жизни, не видеть его нельзя.

Вместе с тем надо сказать, что в условиях реформы, когда расширяются возможности использования кооперати :ных форм и индивидуальной трудовой деятельности, в сфере бЫта могут возродиться моменты национально-специфического. Под угдом зрения нашек темы процесс этот неоднозначен. Дело в том, что на-ционально-си'-цифич'.'ское может цес^ти в себе как про : грессивгые, так и'консервативные моменты. Эту про тигоре 1Н1ЮСИ, отмеченного признака необходимо н

практической полигике постоянно учитывать.

Диссертант отмечает, что обстановка застоя, присущая бывшему, строю, возникающая социальная апатия выступали' как тормозящий момент процесса прогрессивной интернационализации быта, так же, как ц процесса сохранения непреходящих национально окрашенных ценностей в культурах народов.

Вторая глава - "Единство интернационального и национального в сфере бытовых отношений" посвящена анализу интернационального и национального в сфере бытовых традиций.

В первом параграфе данной главы "Перерастание национальных обрядов в интернациональные традиции" рассматриваются функционирование национальных обрядов и пути формирования интернациональных традиций и обрядов.

На современном этапе развития общественной жизни совершенствование общественных отношений и формирование нового человека играют решающую роль в осуществлении насущных задач. Наряду с этим сажное значение приобретает дальнейшее значительное развитие современного образа жизни и связанное с этим формирование н функционирование современных традиции, обрядов, обычаев, ритуалов и т. д.

Они должны приобретать все более широкое распространение в жизни людей, выполняя существенные функции регулирования общественного и индивидуального поведения на основе прогрессивных устойчивых норм и привычек, являя собой важную форму накопления, переработки и передачи социального опыта. Обряды и традиции выступают в качестве связующего звена между поколениями, служат средством формирования духовного мира лгодйй, передачи материальных, общественно-политических,. ' нравственно-психологических ценностей," являются-—хранителями лучших достижений разных эпох.

Народы России всегда уделяли постоянное внимание формированию и функционированию прогрес-

• -гаг-

сивных традиций, обычаев и обрядов.

На данном этапе развития нашего общества большое значение приобретает воспитание подрастающего поколения на прогрессивном опыте старших, умение подрастающего поколения критически переосмысливать устаревшие традиции, своевременно отказаться от таких, которые, перестали отвечать требованиям настоящей дснстййтеяьиости, стали реакционными, тормозящими дальнейший общественный процесс.

Диссертант отмечает, что в ходе реформы особо важно снять с глаз догматические шоры, смело и бескомпромиссно отклонить все то, что пережило себя, стало помехой движению вперед. Исторические испытания, пережитые нашей страной, не повлияли на способность быстро подниматься по ступеням прогресса и выдвинули на первый План задачу отметания всего обветшалого, застывшего, устаревшего. .

Конечно, это отнюдь не означает никакого нигилизма по отношению к опыту поколений, культуре, накопленной веками, традиционным формам быта повседневной жизнн, отодранным народной мудростью.

В данном параграфе диссертант выявляет логическое определение категорий "традиции", ''обряды", "ритуалы",- ''исследует сферу ип •.действия; и механизм функционирования; осуществляет комплексный подход, к исследованию "национального и интернационального в сфере обрядов и традиций;, показывает социальную сущность, роль н место йх в системе общественных от-. Ношений; рассматривает единство национального и интернационального б обрядах и традициях; раскрывает их взаимовлияние и взаимообогащение, наличие в них моментов общечеловеческого; выявляет. Закономерности и'Пути формирования интернациональной обрядности и традиций', определяет ик роль в воспитании будущих поколений.

Во втором параграфе данной главы - "Духовно-ценностные ориентации в процесса интернационализации национальных традиций" анализируются духовйо-

" '. -21- .

ценностные ориентации в процессе интернационализации национальных традиций.

Рост богатства духовной жизни наций и народностей» их новое качественное содержание создали существенные условия для процесса объективного сближения и интернационализации духовно-ценностных ориентацнй национальных традиций в сфере общественного быта. Вековая национальная замкнутость, обособленность будет преодолена, причем по собственной воле и инициативе наций и народностей. С этого момента общественный национальный быт станет системой,- где свободно будут проявляться интернациональные черты духовных традиций. Таким образом, интенсификацию процессов, происходящих а духовной жизни наших народов, можно рассматривать как объективную закономерность совершенствования, сближения духовно-ценностных ориентации о процессе интернационализации общественного быта наций и народностей.

Диссертант отмечает, что й современных условиях в «птернационализации духовной жизни доминирующей тенденцией выступает сближение наций, дающее в сбою очередь новый толчок для достижений и расцпзта каждой нации И народности.

Сближение духовно-ценностных орнентаций и национальиЫхтрадйций в условиях совершенствования современной жизни выступает как объективный, но субъективно осознаваемый и управляемый процесс. Диссертант считает, что но современном этапе в духовной жизни наций и народностей подлинно национальными становятся такие яйлений общественной жизни, которые выходят за рамки специфически национального,"совершенно своеобычного и становятся доступными другим этносам, выходят на уровень общечеловеческого. Именно а процессе диалектического взаимодействий национального и интернационального в сфере духовной жизни вырабатываются ценности более высокого значения, подлинно общечеловеческие, Отмечая эту особенность человеческой сущности, К. Маркс и Ф. Эн-

гельс писали: "Если Человек по природе общественное существо, то оно, стало быть, только в обществе может ф&э'ЙЙйаЙ» свою истиННую природу, и о силе его природы надо судить не по силам отдельных индивидуумов, а по силе всего общества"1. Из этого следует вывод: чем шире общение людей в прогрессивном развитей, тем Лучше проявляются их коллективистские, действительно человеческие качества. .

В 'ф'етьем параграфе "Определяющие факторы интернационализации соцйально-бь:тов£>1х отноЩений" ДШся анализ определяющих факторов интернационализации социально-бытовых отНоЩений.

ОднЬй из важных особенностей в формировании интернациональных черт в быту становится Дальнейший рой межнациональных браков. Тенденций устойчивого росЫ межнациональных браков начинается И глубине веко'а. Эта закономерность вЫтекает из общности экономичной- и социально-полН-ИМё^кой жМни, расширения культурных связей, а тйкжё' ййграцйй,; урбанизации, преодоления национальной ЙйкНуТйЫй И религиозных прйДрассудков в семешю-бьгМЙОЙ ефёр'е наций и народйойёй.

УнеДИчеНйе количества межнациональных браков в уЫбвиях развития реформы способствует упрочению интернационализации общественной жйзни, а также материальному и духовному расцвету на.цйй и народностей. Особый интерес для наши) исследователей представляет развитие и формирование интернационализации общественной жизни и секейно-брачны^ отношений в северокавказском национальном региойе.

Ярким примером интернационализации общественной жизни и особенно социально-бытовой сферы народов Северного Кавказа следует ^читать то, что в последнее время наметилась последовательная тенденция увеличения межнациональных браков. Процесс современного увеличения этнически смешанных браком

1 Маркс К., Энгельс Ф„ //Соч. -2-е цзд. Т.4. -С.И6.

на Северном Кавказе, как и в целом по стране, дедоеет свои особенности. Так, к примеру, эти процессу $ерво-дачадьно более существенно стали проявляться р ¡городах, а потом р пос.елках городского типа и очеэд. редко в аулах и селах с оддрнадиональным составом.Тенден-д^я незначительного роста нац'ионально-смещанных браков в сельской местности по сравнению с городской наблюдаемся и в настоящее время.

Диссертант считает, что процессы все расширяющегося межнационального общения, интернационализация всей общественной и семейно-бытовой сферы наций и народностей должны способствовать устранению существующих диспропорций между мужчинами и женщинами разных регионов, а также унифицирований .семецно-брачных отношений, прогрессу в решении демографических проблем нашей страны.

Дальнейшее упрочение и совершенствование на-ционально-смещанных браков - важный момент интер-национализаддо/ реей общественной жизни наций и народностей. В нашей многонациональной стране эти общественные феномены выступают как яркие прообразы всеохватывающего единства наций, дружбы, сближения.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования.

Основные положения диссертации изложены автором в следующих публикациях:

I. Новые социалистические традиции как основа интернационального воспитания. -//Литературно-художественный цобщественно-дод.уудоеский альманах на адыгейском языке "Дружб?". -1985. -№4. -Адыгейское,отд. краснодарского ^^кного изд., 0.4 п. л.

.242. Роль социалистических традиций в коммунистическом воспитании. -Адыгейский областной Комитет ВЛКСМ. -Майкоп, 1985, ! п. л.

3, Интернационализация в сфере общественного быта. //Материалы I научной конференции аспирантов и соискателей АГУ, вып. 4, ч. 2, -Майкоп, 1996. -С. 249253,, 0,5 п. п, •

4. Интернациональное и национальное в сфере бытовых традиций и обрядов. //Материалы I научцой конференции. аспирантов и соискателей АГУ, Вып. 4, ч.З, Майкоп, 1996.-С. 146-150,0,5 п. л.