автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.00
диссертация на тему:
Динамическое равновесие природы и общества

  • Год: 1978
  • Автор научной работы: Юшкина, Нина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.00
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Динамическое равновесие природы и общества'

Текст диссертации на тему "Динамическое равновесие природы и общества"

- о 6 /' & '

Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ШШЖРОВ ГЕОДЕЗИИ АЭРОФОТОСЪЕМКИ И КАРТОГРАФИИ

ЮШКИ НА Нина Васильевна

ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель доктор философских наук профессор №.Ф.Овсянников

Москва 1078

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ............................................. 2

Глава I. Некоторые аспекты воздействия общества на природу ...............................................13

§ I. Возрастание активности воздействия на природу -

один: из главных моментов развития общества......13

§ 2; Противоречивость процесса освоения природных ре-

рурсов......................................... ♦ 53

§ 3, Элементы экологической регуляции...............65

Глава IX. Гармонизация взаимодействия природы и общества............................................. 85

§ I. Динамическое равновесие - необходимый момент процесса гармонизации отношений общества и природы..85 § 2. Единство практического-» теоретического и эмоционально-эстетического подходов к природе......... 107

§ 3. Роль эстетического воспитания в формировании

гармоничных отношений общества и природы........ 122

Заключение ...................................................133

Библиография......................................... 146

ВВЕДЕНИЕ

Воздействие человеческого общества на окружающий его природный мир осуществляется в различных направлениях, что обус -ловливает соответственно различные подходы при изучении зако -номерностей этого воздействия в науке: естественнонаучный,экономический, экологический, философский. Природа,взаимоотноше -ния с ней всегда были объектом исследования ученых. Однако, в настоящее время проблема взаимодействия общества и природы приобрела особую актуальность: если первоначально люди были есте -ственными участниками всеобщего биосферного баланеа,лишь весьма ограниченно влияющими на его смещения, то в наши дни человек благодаря совершенствованию орудий производственной деятельности стал фактором существенного, быстрого изменения среды его обитания. Эволюционные переходы в природе все чаще сменяются на окачкообразные, и что очень важно - некоррелированные между собой, изменения. Как следствие действий человека,сложившееся в природе на протяжении веков достаточно устойчивое динамическое равновесие - то есть уравновешенность процессов рождения и гибели, возникновения и уничтожения, потребления и восстановления и, в результате - относительное количественное равновесие видов - подвергается все более резким,неконтролируемым нарушениям. Равновесное состояние никогда не было абсолютным: одни виды сохранялись,развивались, другие - прекращали существование. Однако процесс смещения динамического равновесия протекал относительно медленно, отдельные его компоненты находи -лись в постоянной связи. Именно интенсивность и бесконтрольный характер современных нарушений экологического баланса придает особое значение решению проблемы взаимодействия общества и при-

роды.

"Принимая меры для ускорения научно-технического прогреб ^оа, необходимо сделать все, чтобы он сочетался с хозяйским отношением к природным ресурсам, не служил источником опасного загрязнения воздуха и воды^истощения земли. Партия повышает ¡требовательность к плановым»хозяйственным органам и проектным организациям,ко всем нашим кадрам за дело проектирования и строительства новых и улучшения работы действующих предприятий

И т\

под углом зрения охраны природы . '

Пристальное внимание вопросам охраны и улучшения природной среды было уделено на .Ш" съезде КПСС. Разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов,а также их воспроизводства включены в план развития народного хозяйства СССР на 1976-1980Ш1.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы находятся в поле внимания как советских, так и зарубежных ученых,В одной из наиболее ярких работ, посвященных настоящей проблеме, - книге "До того,как умрет природа" ее автор, Ж.Дорст,опираясь на многочисленные факты негативного воздействия общества на природу, нарисовал картину грозящей миру экологической катастрофы.Попыт-■^ка разработать научно-обоснованные представления о будущем человеческого общества содержится в работах Дж.Форрестера - "Мировые динамики",Б.Коммояера - "Замыкающийся круг",Л.Д.Медоуза и соавторов - "Пределы роста",М.Месаровича и Э.Пестеля "Человечество на перепутье",Э.Эрреры "Латиноамериканская глобальная модель",Ю.Кайн иЮ.Сузуки "Глобальные ограничения и новый взхияд ¡>й§] на развитие"» Исследователи предсказывают наступление глобального экологического кризиса и предлагают меры для его предотвращения. В число этих мер иногда включаются и социальные

I. Материалы Ш съезда КПСС, стр.57-58.

преобразования. Однако последние носят весьма узкий,неопределенный характер - только в этическом плане (группа Л.Д.Медо -уза), или путем построения абстрактного "демократического общества", для которого главным в сфере производства будет экологический критерий (Б.Коммонер), и т.п.

В исследованиях советских авторов Н.А.Гладкова,Н.А.Гвоздец-кого,И.Д.Лаптева,М.Ю.Долгушгаа и других показано,что в эпоху научно-технического прогресса вдияние общества на природу, на географическую среду претерпевает значительные качественные изменения, становится более глубоким и многосторонним. Исследования Й.Петрякова, Л.Д.Баттана,Н.В.Морозова,П.М.Борисова, Г.Н.Волкова и ряда других ученых показали,что воздействие общества на природу приобрело глобальные масштабы,а бесконтрольное »хаотическое потребление природных ресурсов с помощью технических средств стало серьезной угрозой для всего человечества. По мнению М.М.Камшилова и Н.Ф.РеЙмерса переход к стратегии рационального взаимодействия с природой возможен при достаточном осознании функции человека и его деятельности в современной эволюции земной природы.

В работах В.Ф.Кормера,И.И.Кравченко,Р.В.Садова,Е.К.Федорова и других авторов подчеркивается,что глобальные экологические проблемы не являются вечными,надисторическими,что они обусловлены определенного типа социальной организацией общества.С преодолением породившей ее стадии исторического развития экологическая проблема перестанет существовать.Этот процесс осуществим только на пути социальных преобразований во всем мире.

Наиболее благоприятные условия для решения проблемы создает социалистический строй. Как показано в работах Г.А.Аксенюк, й.П.Герасимова,Е.К.Федорова и других авторов,преобразования ма-

териально-технической базы социализма вполне осуществимым,имеН-^но-благодаря использованию достижений научно-технической революции, В частности, согласно представлениям,развитым в исследованиях М.М.Будыко,И.Б.Новика,Н.П.Федоренко,Г.Г.Олдака,В.А. Анучина,Г.Ф.Хильми и других, отмечается необходимость широкой кооперации частных наук. Б результате такого синтеза и должна сформироваться новая наука - глобальная экология.

Проблема воспитания в каждом человеке забот^ о расширенном воспроизводстве природных богатств, бережного отношения к природе, в основе которого лежит глубоко научное понимание протекающих в природе закономерностей рассматривается в работах Н.М.Верзилина,В.Н.Вооре, Я.И.Габева, И.Д.Зверева, Л.А.Кузнецова, А.Н.Мягкова, Б.Д.Комиссарова, H.A. Рыкова, С.С.Красновидова.

Эстетический аспект взаимодействия общества и природы исследуется в работах Н.Е.Силаева, В.И.Старостина, Ю.В.Линника,

H.А.Дмитриевой, В.Т.Романенко и других исследователей.

Немаловажным является и вопрос о той роли, которую должна сыграть философия в решении экологической проблемы.*^ Отправляясь от знания важнейших объективных законов развития природы и общества, представители диалектического материализма утверждают, что неблагоприятные для биосферы последствия научно-технического прогресса могут быть преодолены.Социально-экономические условия совместно с культурными и общими мировоззренческими установками сознания создают условия для превращения разрозненных усилий, случайной суммы экологических мероприятий в научно-обоснованную систему экологической регуляции.

Но несмотря на значительное внимание к проблеме взаимодействия общества и природы,ряд моментов этого взаимодействия изу-

I. Методологические аспекты исследования биосферы.М."Наука", 1975.

чен совершенно недостаточно♦Прежде всего это относится к вопросу о степени активности,которую проявляет и должен проявлять человек в отношении природы.Первоочередное обращение к этому аспекту неслучайно.

Человек все активнее относится к земному и даже близлежащему ваеземному пространству. Однако активность сама по себе еще не означает прогресса, активность выступает в качестве основы прогрессивных изменений только в том случае,когда ею управляет ясная,правильно найденная цель и когда уровень активности подвержен контролю.В силу этого теоретическое обоснование и детальный анализ механизма активных действий,их воплощения в личной и общественной деятельности позволил бы разработать методы развития активности отдельных лиц и общественна групп. Анализу понятия "активность" посвящено большое количество работ, в настоящее время она привлекает внимание философов,психологов, биологов,социологов »педагогов.

Ранее всего эта проблема была поставлена и решена в немецкой классической философии,но в идеалистическом духе.В марксистской философии впервые была подчеркнута практическая линия поведения человека по отношению к внешнему миру. Эта линия поведения складывается,по К.Марксу,из того факта,что человек есть природное существо,но человек также и социальное существо, что является определяющей чертой его линии поведения,заключающейся в практическом и творческом отношении к природному «шру.Основой человеческого мышления является,по Энгельсу, "...как раз изменение природы человеком,а не одна природа как таковая,и разум человека развивается соответственно тому,как человек научился из-

менять природу". _

1.К.Маркс и Ф.Энгельс.Соч.т.20,стр.545-546.

Философские аспекты активности биологических систем обсуждались целым рядом исследователей; Б.Г.Афанасьевым, А.Я.Ильиным, Д. й. Дубровским, Б.С.Украинцевым, В.И.Кремянским,В.С.Боровиком, О.Дадабаевым. Критическая оценка концепции биологической активности дана: Г.А.Югаем, С.А.Петрушевским,Е.В.Шороховой, Ю.А.Валенчиц, Р.А.Кругликовым и др.

Для обозначения высшего вида активности - активности живых систем - некоторые философы используют понятие "деятельность". Проблема "деятельности" решается в работах А.Н.Иллиади, Э.Ф.Ильенкова, Н.В.Кошшна, В.АЛекторского,М.Н.Руткевича, М.С.Кагана, Ю.К.Плетникова и др. Развитие идеи активности в связи с теорией информации дано И.И.Шмальгуазеном.

Нет сомнения, свойство активности человека выражается в процессе его деятельности. Все же представляется несомненным и то, что содержание этих понятий не совпадает.Отсутствие достаточной общности в том или ином определении обусловливается обычно узким подходом к понятию. Активность,как правило, рассматривается в рамках общественной деятельности, Стоит вспомнить, однако, одно из основных положений марксистской философии: высшие формы движения, возникая в определенных условиях из низших, "надстраиваются" над ними, не уничтожая действия последних. Только всестороннее рассмотрение активности на различных уровнях помогает выявлению сущности творческой деятельности человека.

Понимание активности как общего свойства материи неизбежно поднимает ряд вопросов: в чем специфика активности биологических систем, как она проявляет себя в процессах удовлетворения потребностей и целеполагания индивида, какова её роль в структуре творчества,как индивидуальная активность преломляется в сфере общественной деятельности,что служит её развитию в со-

циальнополезной направленности. Решение этих вопросов позволило бы правильно судить о роди возрастания активности человечества в отношении природы, о её влиянии на гармоничность этого отношения.

Проблема гармонизации является существенным моментом взаимодействия общества и природы,подлежащим всестороннему анализу. Неоднократно констатировано,что указанное взаимодействие должно быть и гармоничным.Однако для практического осуществления этого положения необходимо,для начала,дать четкое теоретическое изложение сущности "гармонии" и лишь затем применить это понятие к рассматриваемой проблеме.Понятие "гармония" разрабатывается о давних времен,но до настоящего времени нет общепринятого её определения.В работе содержится попытка такого определения.Вводится определение гармонии,а затем излагается представление автора о связи этого понятия с другими понятиями философии,такими,как активность , целесообразность,цель,деятельноеть,

Гармоническое включение человеческой деятельности и универсальную взаимосвязь природных процессов,происходившие на протяжении долгой истории как стихийный процесс,в настоящее время требует сознательного управления со стороны общества.

Применительно к взаимоотношениям общества и природы гармонию в настоящее время принято понимать,как сохранение динамического равновесия. Возможность и даже необходимость такого понимания не вызывает сомнений. Однако в связи с ним возникает проблема соотнесенности процессов уравновешения определенного состояния комплекса "общество - природа" и процесса развития общества. Проблема эта состоит именно в

том, что развивающееся общество прилагает все усилия к тому, чтобы окружающий растительный и животный мир изменялся,развивался значительно быстрее,чем это "предусмотрено" природой. В теоретическом плане это приводит к необходимости рассмотрения диалектики понятий "гармония - активность - развитие".

Осуществление программы прогресса человеческого

общества, программы научного природопользования коренным образом зависит от социальных условий. Практика показывает,что государства с различным общественным строем по-разному подходят к решению экологической проблемы. Утверждение нового отношения к природе неотделимо от установления новых отношений в обществе. Решение проблемы взаимодействия природы и общества возможно только в единстве практических действий и всех компонентов культуры данного общества, в системной целостности.

Перечисленные вопросы находятся в центре внимания настоящей работы. Разнообразие рассматриваемых вопросов обусловило комплексный, сложный характер работы. Она выполнена на стыке исторического материализма и марксистско-ленинской эстетики,при этом была использована методология исторического материализма, то есть только историко-материалй^ический подход дает ключ к правильному пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности истории людей и истории природы.

Предметом настоящей диссертационной работы является исследование некоторых закономерностей процесса взаимодействия общества и природы и разработка представлений о динамическом равновесии этого комплекса, как необходимом моменте его современной истории.

Учитывая теоретическое и практическое значение решения рассматриваемой проблемы, автор поставил перед собой следующие

задачи: на основе изучения фактического материала проанализировать некоторые тенденции воздействия общества на окружающую среду, проявляющиеся в условиях НТР, показать значение возрастания активного отношения общества к природе,определить сущность относительного динамического равновесия в процессе взаимодействия общества и природы как необходимого момента гармонизации этого отношения, рассмотреть некоторые аспекты экологической регуляции, оценить роль эстетического воспитания в процессе достижения динамического равновесия между обществом и природой. Понятие "гармония" обнаруживает чрезвычайную общность, благодаря которой оно применяется и при естественнонаучном подходе к некоторому явлению и при решении проблем идеологии и эстетики. Эта общность открывает дополнительные естественные возможности перед средствами эстетического воспитания в процессе оптимизации отношений общества и природы.

Человек, строящий совершенное общество,должен быть гармонично развитым, что естественно включает его гармонию с окружающей природой. Красота окружающего нас природного мира,живущая в образах человеческого сознания, определяется ве только и не столько свойствами сознания, сколько состоянием этого мира. Эстетическое воспитание и уровень эстетической культуры имеют весьма важное значение при решении проблемы взаимодействия общества с природой.

Методологической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, решения Коммунистической партии и Советского правительства по воп�