автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Динамика отчуждения в современной России

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Канатаев, Дмитрий Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Динамика отчуждения в современной России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Динамика отчуждения в современной России"

УДК 101.1:316(043.3) На правах рукописи

КАНАТАЕВ ' Дмитрий Владимирович

Динамика отчуждения в современной России: социально-философский анализ

Специальность - 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 8 НОЯ 2013

Санкт-Петербург 2013

005539781

Работа выполнена на кафедре глобалистики и геополитики ФГБОУ ВПО (Балтийский государственный технический университет « ВОЕНМЕХ » им. Д.Ф. Устинова)

Научный руководитель:

доктор культурологии, профессор Ляпкина Татьяна Федоровна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Лебедев Сергей Викторович доктор философских наук, профессор Бороноев Асалхан Ользонович

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО« Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится 27 декабря 2013 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.010.02 при Балтийском государственном техническом университете « ВОЕНМЕХ » им. Д.Ф. Устинова по адресу: 190005, Санкт-Петербург, 1-ая Красноармейская ул., д. 13, ауд. 401.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Балтийского государственного технического университета <ЯЮЕНМЕХ> им. Д.Ф. Устинова по адресу: 190005, Санкт-Петербург, 1-ая Красноармейская ул., д. 1.

Автореферат разослан«8»ноября 2013 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

Кандидат философских наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Исследование посвящено проблемам динамики феномена отчуждения в современном российском обществе. Отчуждение рассматривается как объективный социальный процесс, присущий современному обществу, который характеризуется превращением деятельности человека и ее результатов в независимую, самостоятельную силу, доминирующую над ним и враждебную ему.

Актуальность исследования. Современность сегодня определяется, прежде всего, через процессы глобализации. Для одних глобализация -необходимость, для других - причина проблем и неприятностей. Но для всех глобализация - это неизбежность, которая имеет необратимый характер и затрагивает каждого человека. Одним из последствий глобализации стал процесс мультиплицирования отчуждения в современном российском обществе. Отчуждение, в условиях глобализационных процессов, проявило свою неоднородность. В современном российском обществе происходит разобщение не меньшее, чем объединение, отчуждение разобщает, объединяя. Разобщение происходит по тем же причинам, что и усиление единообразия. В конечном итоге, фрагментарность единого мира и есть продукт отчужденного общества. Изучение социальных корней и, главным образом, социальных последствий процесса глобализации - одна из важных проблем в социальной философии.

В связи с этим актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими положениями: во-первых, требует осмысления появление в современной России новых форм отчуждения, являющихся следствием глубинных изменений социально-экономической жизни, обусловленных процессами глобализации. Во-вторых, процесс зарождения новых форм отчуждения (информационного и культурного отчуждения) сопряжен с коренными изменениями в системе ценностей, оказывающими серьезное влияние на характер социальных отношений. В-третьих, усиление отчуждения в российском обществе под влиянием технологизации, массовой

культуры и корпоративной пропаганды приводит к болезненному ценностному сдвигу. Формируются новые, преимущественно гедонистические, ориентиры и трансформируется устоявшийся уклад жизни. В-четвертых, большой объем эмпирических исследований, связанных с социологическим анализом становления новых форм отчуждения, предполагает необходимость их философско-методологического обобщения.

Степень разработанности проблемы. Сложность феномена, каким является феномен отчуждения и глобализации, привела нас к необходимости объединить проанализированную научную литературу в несколько групп. В первую вошли работы классиков социальной философии, которые помогли нам понять истоки и природу отчуждения. Так, просветители и гуманисты Т. Гоббс и Ж. Ж. Руссо в XVII—XVIII вв. рассматривали отчуждение как передачу части естественных прав человека государству на основе общественного договора с последующим формированием состояния зависимости от него. И. Г. Фихте, Г. Гегель и Л. Фейербах исследовали религиозно-духовные и социально-антропологические основы отчуждения. В работах Г.Гегеля1 отчуждение конкретизировалось рядом уточняющих понятий: «опредмечивание», «овеществление», «объективация», «самоотчуждение».

Диалектико-материалистическую интерпретацию феномена отчуждения впервые обосновал К. Маркс. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» он разработал следующую типологию форм отчуждения: отчуждение от процесса своего труда, отчуждение от результатов своего труда, отчуждение человека от своей сущности, отчуждение человека от человека2. В «Немецкой идеологии»3 К. Маркс сформулировал сущность отчуждения как особого угнетающего и разрушающего вида воздействия на человека; кроме того, он указал на неразрывную связь отчуждения разделения труда и частной собственности на средства производства.

1 Гегель Г. Феноменология духа. СПб.: Наука, 2006.443с.

Маркс К. Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. 686 с.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения: в 30 т. 2-е изд. М., 1955. Т. 3.650 с.

Во вторую группу исследований вошли работы, представляющие опыт социологического исследования проблем отчуждения. Это, прежде всего, работа К.Маркса4, где приведена анкета для французских рабочих (1880), с помощью которой он и исследовал отчуждение. Далее исследования были продолжены «Обществом социальной политики», крупнейшим представителем которого был М. Вебер, написавший «Положение сельскохозяйственных рабочих в Германии восточнее Эльбы» и «Методологическое введение к проекту Общества социальной политики об отборе и адаптации рабочего класса крупной промышленности»5.

Не остались в стороне и наши современники Р. Вилсон, С. Мадди и

B. А. Ядов6, которые своими исследованиями существенно углубили понимание социальной природы феномена отчуждения. Занимаясь поисками причин, объяснявших количественный рост показателей отчуждения, они описали негативные проявления данного феномена. Американский социолог

C. Мадци разработал анкету для измерения выраженности форм отчуждения в различных сферах жизни, а социологический институт Harris Interactive, по собственной уникальной методике, непрерывно с 1966 года проводит исследование уровня отчуждения в США.

Отдельную группу составили исследования представителей экзистенциальной философии: Н. Бердяева, А. Камю, Ж. П. Сартра, JI. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса7, которые рассматривали отчуждение в контексте переживания человеком одиночества, усиления индивидуального ощущения чуждости мира, уменьшения социального капитала и осознания человеком бессмысленности и абсурдности своего существования.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Анкета для рабочих //Сочинения: в 30 т. 2-е изд. М.,1961. Т. 19. С. 233-240.

5 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.

Wilson R. Huhn. Political Alienation in America and the Legal Premises to the Patriot Movement. URL: http://works.bepress.com/wilson huhn/49/ (дата обращения: 18.05.2012); Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения//Психологический журнал. Т. 26, №6. С. 87-101.; Maddi S. R., Kobasa S. С., Hoover М. (1979) An alienation test // Journal of Humanistic Psychology. Vol. 19, No 1. P. 73-76.; Ядов В. A. Человек и его работа в СССР и после. М.: Аспект Пресс, 2003.485 с.

7 Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Эксмо, 2007. 640 е.; Камю А. Собр. соч. Т. 2. Харьков: Фолио, 1997. 530 с.; Сартр Ж.-П. Тошнота. Рассказы. Пьесы. Слова. М.: ACT, 2008. 720 е.; Шестов JI. И. Апофеоз беспочвенности. СПб.: Азбука-классика, 2011.224 е.; Хайдеггер М. Бытие и Время. М.: AdMarginem, 1997. 503 е.; Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.-М.: Политиздат, 1991. 527 с.

Концепции представителей философии жизни Г. Зиммеля и О.Шпенглера заслуживают отдельного внимания. В своих работах8 они подчеркивают, что невозможно освободиться от отчуждения в условиях современного капитализма, а также то, что одни формы отчуждения постоянно сменяются другими, но уже более современными. В частности, Г. Зиммель в работе «Философия денег» обратил внимание на то, что деньги отнимают у производимой вещи ее целесообразный характер, тем самым «духовно отделяют человека от принадлежащих ему вещей».

В четвертую группу исследований вошли работы теоретиков марксизма и неомарксизма. В диссертации отмечается, что В. Зомбарт9 анализировал феномен отчуждения с точки зрения его негативных последствий, а также поиска потенциальных возможностей для преодоления негативных последствий отчуждения. Теоретики марксизма: В. Ф. Асмус, Э. В. Ильенков, И. С. Нарский и К. В. Островитянов10 основное внимание обращали на исследование причин отчуждения, усматривая их в процессе разделения труда.

В современной отечественной марксистской философии проблема отчуждения была разработана в работах Н. И. Лапина, А. И. Титаренко11, прежде всего, в контексте критики буржуазной философии. Их работы существенно расширили методологическую базу и открыли новые направления осмысления и оценки происходящих экономических и социально-политических процессов. Особое место в плеяде выдающихся отечественных философов занимает И. И. Кальной, рассматривавший отчуждение человека, как закономерность общественного развития.

' Зиммель Г. Избранные работы. СПб.: Ника-Центр, 2006. 440 е.; Зиммель Г. Философия денег. URL-hr.: /T.WW-Sr"1eSt-TOm/b00k 897 cl"l|'ter 13 Georg Zimmel f'OSOFIJA nKNF.fi html (дата обращения-13.04.2012).; Шпенглер О. Закат Европы. М.: Попурри, 2009.656 с.

Зомбарт В. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 1. СПб., 2005. 638 е.; Зомбарт В. Роскошь и капитализм // Зомбарт В. Собр. соч в 3-х томах. Т. 3. СПб., 2005. 479 с.

Асмус В. Ф. Иммануил Kam. М.: Высшая школа, 2005.439 е.; Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: Либроком, 2011. 288 е.; Нарский И С Отчуждение и труд. М.: Наука, 1983. 145 е.; Нарский И. С. Проблема отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса / И. С. Нарский / Философские науки. 1983. № 2. С. 21; Островитянов К. В. Политическая экономия. М.: Госполитиздат, 1955. 640 с.

lose и,„ЛаПГ Н' И' Mf°f й МаРкс'н- и- Лапин- 3-е изд., доп. М.: Издательство политической литературы, 1986.414 с.; Титаренко А. И. Марксистская этика. М.: Издательство политической литературы, 1980.352 с.

Неомарксист Г. Маркузе в работе «Одномерный человек»12 ввел в научный оборот понятие одномерного человека, значительно углубив этим понимание феномена духовного отчуждения. Э. Сайд, Н. Хомский -представители движения «Новые Левые» - рассматривали проблему отчуждения человека иначе. В первую очередь их интересует социальный регресс, понимаемый как «откат назад», то есть возвращение к социальной структуре XIX века, в результате которого острота проблем отчуждения многократно возрастет13. Анализируя проблему духовного отчуждения, Н. Хомский акцентирует внимание на корпоративной пропаганде, сущность которой состоит в том, что люди «никогда не должны протестовать, и в их головах не должно быть иных мыслей, кроме как осознания необходимости делать то, что им говорят»14.

И, наконец, в диссертации анализируются работы исследователей, рассматривающих проявления разнообразных форм отчуждения в современном глобализирующемся мире. Так, А. де Бенуа15 акцентирует свое внимание на культурном отчуждении, которое он понимает как процесс деградации традиционных социальных институтов, когда в качестве культурных доминант выступает безликая массовая культура, идеалы потребления и развлечения. П. Бурдье, Н. Хомский16 подвергают анализу политическое отчуждение, сущность которого, по их мнению, состоит в делегации - передачи части политических полномочий выборным представителям и «откате назад» - к классовой социальной структуре середины XIX века вследствие этого.

Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.: REFL-book, 1994. 344 с.

" Said Edward W. Interviews With Edward W. Said (Conversations With Public Intellectuals Series). Jackson, Mississippi: University Press of Mississippi, 2004. 253 p.; Хомский H. Гегемония или борьба за выживание. М.: Столица Принт, 2007.464 е.; Хомский Н. Несостоятельные платы. М.: Столица Принт, 2007.478 е.; Хомский H. Классовая война. М.: Праксис, 2003.325 с.

14 Хомский Н. Классовая война. M., 2003. С. 224.

де Бенуа А. Против либерализма. СПб.: Амфора, 2009.480 с.

Бурдье П. Социология политики. M.! Socio-Logos, 1993. 336 с.) Хомский Н. Гегемония или борьба за выживание. М.: Столица Принт. 2007. 464 е.; Хомский Н. Классовая война. Интервью с Дэвидом Барзамяном. М.: Праксис. 2003. 325с.

Д. Иванов и М. Биланов17 занимаются широким спектром проблем, связанных с виртуализацией общества и информационным отчуждением, которое они понимают как такой процесс, когда человек, попадающий под власть информационного продукта, лишается собственного мнения, отчуждается от самого себя, своих поступков и мыслей.

Итак, проблема отчуждения довольно известна в западноевропейской и отечественной философской традиции. Однако произошедшие за последние годы в российском обществе множественные изменения, обусловленные формированием рыночного общества, трансформацией жизненного уклада и переосмыслением ценностей под воздействием глобализации, обусловили необходимость дополнительно исследовать проблему отчуждения. А именно, сконцентрироваться на анализе форм отчуждения, характерных для современного российского общества, осмыслении механизмов их возникновения, развития и прогнозирования будущих состояний отчуждения.

Методы исследования обусловлены спецификой изучения в социальной философии феномена отчуждения, заключающейся в разработке методологических оснований изучения данной проблемы. Отчуждение по своей природе требует системного, комплексного и целостного исследования. Поэтому в основе исследования лежит диалектический метод, включающий принцип всеобщей связи и развития, принцип историзма, принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип всеобщей связи позволил рассмотреть феномен отчуждения в соотнесении с другими социокультурными элементами. Использование принципа историзма позволяет учитывать динамику и изменения феномена отчуждения. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному позволяет перейти от абстрактных и односторонних представлениях о феномене отчуждения к конкретному его воспроизведению в теоретическом мышлении.

Виртуальная Ä t!™,^™ °вЩеС™- СШ': ПетеРбУР™<* Востоковедение, 2000. 96 е.; Биланов М. виртуальна, реальность как средство преодоления отчуждения. URL'

httP.//www.dappravda.ru/?cOm-matm>Kfttask=view^n3^ateriaI&id=17l0 (дата обращает 08 04 2013)

Для обоснования авторской концепции был применен метод анкетирования, принципы составления опросника были разработаны американским социологическим институтом Harris Interactive, Авторская анкета разработана и адаптирована для российской специфики, что позволило осуществить анализ состояния отчуждения в современном российском обществе.

Объект исследования - феномен отчуждения в современном российском обществе.

Предмет диссертационного исследования - социальная динамика феномена отчуждения в современном российском обществе.

Цель диссертации: анализ механизмов, обуславливающих становление новых форм отчуждения в современном российском обществе. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

- рассмотреть существующие теории отчуждения в социальной философии;

- проанализировать данные социологических исследований отчуждения в современном российском обществе;

- выявить и дать характеристику формам отчуждения, существующим в современном российском обществе;

- проанализировать характеристики отчуждения в условиях глобализации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях:

- обосновано положение, согласно которому появление новых форм отчуждения - мультиплицирование происходит в лиминальном состоянии общества, когда в социуме совершается смена парадигмы развития, крушение прежних ценностей и появление новых духовных приоритетов;

- выявлена ключевая роль глобализации в процессе порождения новых форм отчуждения, заключающаяся в радикальной фрагментации и трансформации среды обитания человека и его ценностных установок, сопровождающихся технизацией общества, усилением бюрократических и государственных

структур, а также давлением со стороны массовой культуры и корпоративной пропаганды;

- обоснованы причины распространения отчуждения в современном российском обществе: экономическое расслоение населения, состояние политической депривации, широкое использование информационных коммуникационных средств, корпоративная пропаганда;

- установлено, что в настоящее время уровень экономического развития общества не является единственным и основополагающим показателем, влияющим на количественный рост отчуждения, как это было в обществе индустриального типа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Материалистическая концепция отчуждения, сформулированная К.Марксом, сохраняет свою теоретико-методологическую значимость в современных исследованиях феномена отчуждения.

2. В философии XX столетия представлен анализ феномена духовного отчуждения в обществе, суть которого заключается в утрате личностью способности выявления и реализации духовных потребностей бытия. Духовное отчуждение характеризуется потерей внутренней свободы и способности личности к саморазвитию.

3. Под воздействием глобализации в современном российском обществе, появляются новые формы отчуждения (информационное и культурное отчуждение), однако формы отчуждения, проявившиеся ранее (отчуждение от труда, отчуждение от результатов труда, социальное, экономическое политическое и духовное отчуждение), не сходят с исторической арены, поскольку причины их появления полностью не преодолены.

4. Уровень отчуждения, понимаемый как количество людей, подвергшихся негативному влиянию отчуждения, не имеет прямой зависимости от экономических показателей. Колебания уровня отчуждения зависят от совокупного влияния экономических, политических, социальных, культурных и духовных факторов.

5. В России уровень отчуждения существенно выше, чем в США; основной причиной этого являются глубокие социально-экономические и политические изменения 1990-х годов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обобщении и систематизации противоречивой и разрозненной информации, которая позволила выявить основные особенности отчуждения в современном российском обществе, заключающиеся в том, что новые формы отчуждения не вытесняют старые, а дополняют их, тем самым усиливая отчуждение личности. В диссертации отражены динамика развития и противоречия социально-философских концепций данной проблемы.

Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в конкретно-социологических исследованиях уровня и динамики отчуждения. Содержание и выводы данной работы могут быть использованы для подготовки к лекционным курсам по философии, социологии и культурологии, а также учитываться при разработке социальной и культурной политики.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в 7 статьях (в том числе в 3 статьях, опубликованных в изданиях, включенных в список ВАК РФ).

Результаты исследования докладывались на международных, всероссийских вузовских научных и научно-практических конференциях: на IV международной конференции «Глобализация и проблемы мира» (СПб., 2010); на городской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов «Культурно-историческая реальность в исследовании молодых ученых» (СПб., 2010); на V международной конференции «Глобальная безопасность и устойчивое развитие геоцивилизаций» (СПб., 2011); на 6-й научно-практической- конференции «Альтернативный мир» (Благовещенск, 2011); на городской научно-практической конференции аспирантов магистрантов и студентов «Культурно-историческая реальность в

исследовании молодых ученых» (СПб., 2011); на V международной конференции «Советская культура: взгляд из современности» (СПб., 2012); на VI международной конференции «Новые горизонты глобального мира» (СПб., 2012); на международной конференции «Социология безопасности» (СПб., 2013).

Структура диссертации. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии, включая 217 наименований на русском и английском языках.

Основное содержание диссертации Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, рассматривается степень ее разработанности, определяются цель и задачи исследования, его объект, предмет и методологические принципы, формируются новизна, основные положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Отчуждение как предмет социальной философии» изложены концептуальные социально-философские подходы к проблеме отчуждения - материалистический и экзистенциальный.

В первом параграфе «Материалистическая концепция отчуяедения: марксизм» предпринят историко-философский анализ эволюции феномена отчуждения и его форм в марксистской философской традиции.

По мнению диссертанта, значимую роль в концептуализации проблемы отчуждения сыграли труды И. Г. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, в которых были выявлены религиозно-духовная и социально-антропологическая основы отчуждения. В параграфе отмечается, что марксистская диалектико-материалистическая интерпретация отчуждения сформировалась под непосредственным влиянием работ Г. Гегеля и Л. Фейербаха. К. Маркс заложил фундамент для рассмотрения различных форм отчуждения человека, выделив в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» четыре формы отчуждения (отчуждение от процесса труда, отчуждение от результатов труда, отчуждение

от собственной сущности и отчуждение от окружающего мира), которые явились базисом для дальнейших исследований форм отчуждения.

По словам диссертанта, заслугой К. Маркса было рассмотрение отчуждения как необходимого элемента производственных общественных отношений. Тезис о том, что отчуждение неразрывно связано с конкретной исторической ситуацией, реальными людьми, окружающей их общественно-экономической системой, наравне с уходом от понятия абстрактного отчуждения, стал фундаментом всей материалистической философии.

В XX веке характер исследования форм отчуждения в советской философской школе в значительной мере был определен идеями К. Маркса. Советскими учеными были проанализированы различные формы отчуждения: политическое отчуждение, экономическое отчуждение, культурное отчуждение, отчуждение человека от труда и отчуждение человека от результатов труда. Несмотря на присутствие идеологически заданной точки зрения об отсутствии отчуждения в социалистическом обществе, советские ученые единодушно указывали не только на его наличие, но и на невозможность моментально преодолеть разнообразные формы отчуждения при помощи социалистической революции. Отечественные философы при этом расходились во мнениях по вопросу природы отчуждения человека, выясняя, является ли отчуждение в социалистическом обществе остаточным явлением капитализма (И. С. Нарский) или закономерным результатом социальной динамики, существующим вследствие изменений юридического характера собственности (В. Ф. Асмус, Э. В. Ильенков). В годы перестройки проблема отчуждения приобрела другой, лишенный политической окраски оттенок, что нашло отражение в работах А. А. Костина, Н. И. Лапина, В. В. Парцвании и других.

Второй параграф «Неомарксизм: новые водоразделы в понимании феномена отчуждения» посвящен анализу форм отчуждения в неомарксистской философской традиции.

В параграфе отмечается, что В. Зомбарт в начале XX века в работе «Буржуа: к истории развития современного экономического человека», существенно углубил теоретические представления о духовном отчуждении, а именно, сформулировал идею о будущем доминировании данной формы отчуждения в обществе. В параграфе подчеркивается преемственность концепций Г. Маркузе и Э. Фромма с концепциями К. Маркса и В. Зомбарта. Вместе с этим указывается на появление в работах неомарксистов новых проблем. К ним, в первую очередь, относятся проблемы духовного, политического и культурного отчуждения, а также сопутствующие им проблемы: кризис культуры, информационная изоляция, примат техники над человеком, широкое распространение массовой культуры и трансформация человека.

По мнению диссертанта, философия «новых левых» является логическим продолжением идей неомарксизма. Выдающиеся представители, Н. Хомский, Э. Сайд, Б. Барзамян и др. рассматривают преимущественно духовное и политическое отчуждение человека в контексте главной проблемы их творчества - теории социального регресса и сопутствующей этому критики современного капиталистического общества. На основе проделанного анализа было выявлено, что, несмотря на изменения в обществе, материалистическая концепция отчуждения, сформулированная К. Марксом, и сегодня сохраняет свою теоретико-методологическую значимость, оставаясь базисом для большинства современных концепций отчуждения (А.деБенуа, П. Бурдье, Ж. Липовецки, Н. Хомский).

В целом, неомарксисты обозначили ключевые тенденции общественного развития XX века. Они установили, что духовное отчуждение, сопровождаемое резкой сменой ценностных ориентиров, является атрибутом только капиталистического общества и является массовой, доминирующей и универсальной формой отчуждения общества XX века, «общества сублимированных рабов». Впевые была определена природа культурного, духовного отчуждения, заключающаяся в прямой зависимости от

формирующегося гуманитарного интеллектуального вакуума и уровня технического развития общества - чем выше развитие техники и технологий, тем ниже уровень развития культуры, тем выше уровень духовного отчуждения личности. В своей критике массовой культуры неомарксисты обратили внимание на процесс коммерциализации искусства и художественной культуры в целом. Интерес общества к произведениям искусства, музыке, живописи, поэзии постоянно растет и незаметно для всех искусство переходит тонкую

грань между искусством как таковым и искусством ради прибыли и денег.

«

Таким образом, отчужденные произведения искусства становятся такими же обычными элементами потребления, как обыденные элементы массовой материальной культуры, о чем свидетельствует их массовое производство и постоянный потребительский спрос. В результате чего, искусство теряет свою сущность и смысл. Таковы новые водоразделы в понимании отчуждения неомарскиситами.

Третий параграф «Одиночество и свобода как формы проявления духовного отчуждения общества XX века» посвящен анализу эволюции западного общества, возросшему интересу к проблемам свободы и одиночества, напрямую связанных с духовным отчуждением.

Диссертант отмечает, что отечественные экзистенциалисты Л. И. Шестов и Н. А. Бердяев, анализируя современное им общество, усматривали колоссальную опасность, таящуюся в постепенном нарастании «культа ненависти» и насилия, всерьез опасались дегуманизации общества, что, по их мнению, могло привести к полному уничтожению человека, его духовной и нравственной природы.

Экзистенциальная философия была не единственным философским направлением, отреагировавшим на социальные трансформации рубежа веков. Иначе сходные процессы анализировались в рамках «философии жизни». Г. Зиммель, испытавший серьезное влияние К. Маркса, видел суть этих трансформаций в непрекращающейся социальной борьбе, сводящейся к

свержению старых форм и появлению новых форм отчуждения, которые со временем становятся такими же жесткими, как и существовавшие ранее.

Последующие изменения в обществе XX века: Первая мировая война, Великая депрессия, технологизация, поиски новых путей социального и культурного развития повлияли на увеличение интереса к проблемам свободы и одиночества. Постепенно одиночество и отсутствие свободы и, как следствие этого, духовное отчуждение становятся данностью, обусловленной, по мнению, К. Ясперса, технизацией общества. Он говорил, что в современном обществе техника проникла практически во все сферы человеческого существования и закрепилась в них настолько сильно, что произошло полное сращивание техники даже с изобразительным искусством, музыкой и поэзией. М. Хайдеггер отреагировал на социальные трансформации следующим образом: по его мнению, процесс обесценивания человеческой культуры, процесс осознания человеком безысходности и отсутствия смысла всего происходящего явно свидетельствует о духовном отчуждении.

В параграфе отмечается, что процессы, наметившиеся в первой половине XX столетия (массовизация, информатизация, технизация, коммерциализация), приобрели в середине века устойчивый характер и были осмыслены в экзистенциальной философии А.Камю и Ж.П. Сартра. Одинокий человек, лишенный свободы, затерянный среди чуждых и враждебных людей, крадущих его свободу, был в центре их философии.

В параграфе диссертант приходит к выводу, что в конце XIX и начале XX века в философии происходит рост интереса к проблемам духовного отчуждения, которое понимается как утрата личностью свободы и способности выявления и реализации духовных потребностей бытия. Духовное отчуждение характеризуется потерей личностью внутренней свободы и способности к саморазвитию.

Итак, в первой главе была проанализирована эволюция научных представлений о феномене отчуждения в марксистской, неомарксистской и экзистенциальной философской традиции. Материалистический подход

предполагает рассмотрение отчуждения как необходимого элемента общественно-экономической системы конкретного, в данном случае капиталистического общества. Экзистенциальный подход акцентирует внимание на анализе субъективной природы отчуждения (переживаний, стремлений, мыслей, тревог, желаний человека и проблем, происходящих с индивидом в данный момент). Сочетание этих подходов способствует построению более целостного представления о феномене отчуждения и его формах.

Во второй главе «Особенности отчуждения в современном российском обществе» представлена характеристика советского и современного российского общества, проанализированы наиболее значимые социологические исследования отчуждения и на их основе выявлены формы отчуждения, характерные для современного российского социума.

В первом параграфе «Отчуждение в США и России в социологическом измерении (1966-2011)» представлен обзор социологических исследований, посвященных феномену отчуждения, а также сравнительный анализ их результатов. Приведен сравнительный обзор социологических исследований отчуждения К. Маркса и М. Вебера, исследований советского периода, С. Мадди, и сотрудников американского социологического института Harris Interactive. Обоснованы преимущества методологии исследования отчуждения, разработанной Harris Interactive. Диссертантом проведено анкетирование, направленное на выявление уровня и динамики отчуждения в молодежной среде в сегодняшней России.

В параграфе отмечается, что для исследования отчуждения в современном российском обществе предпочтительнее использовать метод, апробированный американскими социологами, нежели иные способы исследования отчуждения. Диссертант указывает на преимущества методологии Harris Interactive, заключающиеся в простоте, универсальности, а также отсутствии структурных противоречий, сложившихся в марксистской традиции исследования отчуждения. В параграфе приводятся статистические данные по росту уровня

отчуждения в США с 1966 года и России с 2001 года. Приведены причины количественного роста отчуждения, на которые указывают американские исследователи Р. Вилсон, Р. Йенсен, Н. Хомский. Они видят их в недавних военных компаниях в Афганистане и Ираке, в отсутствии патриотического и духовного стержня внутри американской нации, в экономической и социальной трансформации, так называемом «откате назад». Также обоснованы причины распространения отчуждения в современном российском обществе - по мнению диссертанта, это, в первую очередь, экономическое расслоение населения, состояние политической депривании, широкое использование информационных коммуникационных средств, корпоративная пропаганда, новые рыночные ценности.

В результате анализа результатов социологических исследований Harris Interactive, исследования Левада центра, проведенного в 2001 году по методологии Harris Interactive, и собственного анкетирования проведенного на основе этого метода автору удалось выявить некоторые закономерности развития феномена отчуждения в России и США.

Обнаружено отсутствие прямой связи между отчуждением и экономическими показателями (ВВП). Автор объясняет это высокими показателями уровня отчуждения в 1990-е и 2010-е годы, сопровождавшиеся экономическим подъемом в США. Также незначительное улучшение экономической обстановки в России за последние годы приводит к увеличению, а не уменьшению уровня отчуждения по сравнению с 2001 годом.

Кроме этого, было выявлено, что количество отчужденных людей в процентном соотношении в России существенно больше, чем в США. Также удалось выявить, что увеличение количества отчужденных людей в России происходит быстрее, чем в США. Диссертант объясняет это последствиями глубокого социально-экономического и политического кризиса, поразившего российское общество в 1990-е годы.

Во втором параграфе «Формы отчуждения в современном российском обществе» автор дает характеристику советскому и российскому

обществу, а на основе данных социологических исследований выделяет характерные для современного российского общества формы отчуждения и их причины.

Характеризуя формы отчуждения советского периода, диссертант описывает экономическое и политическое отчуждение. Сущность экономического отчуждения как в капитсалистическом, так и в советском обществе заключалась в отсутствии реальных возможностей играть заметную роль в экономической жизни социума. В социалистическом обществе данная форма отчуждения носила латентный характер, поскольку реальные рычаги управления средствами производства находились не в руках рабочих, а в руках государственного аппарата. Поэтому автор приходит к выводу, что основной причиной экономического отчуждения является не капитализм как таковой, а отсутствие действительной возможности самостоятельно распоряжаться средствами производства. В параграфе отмечается, что, несмотря на многочисленные лозунги «власть рабочим и крестьянам», «диктатура пролетариата» и др., к реальным рычагам политического управления государства представители широких народных масс допущены не были, что свидетельствует существовании и политического отчуждения.

В современном российском обществе экономическое отчуждение не только не утратило актуальность, а, наоборот, продолжает охватывать все более широкие слои населения. Диссертант объясняет это ростом имущественного неравенства населения, занижением заработной платы, отчетливым разграничением социальных слоев, увеличением числа миллионеров, экономической нестабильностью, отсутствием уверенности в будущем и многими другими факторами.

Политическое отчуждение, сущность которого состоит в передаче части политических прав делегатам, характерно и современному российскому обществу. Это выражается в острой социальной вражде, отсутствии действенных возможностей активно участвовать и влиять на политическую

жизнь, массовой неудовлетворенности политическим устройством, а также многократном снижением политической активности.

Делегирование процесс передачи части своих политических прав доверенным выборным представителям, является тому причиной. Индивиды не в состоянии заставить слушать себя иначе, как отказавшись от своих прав в пользу официального представителя (делегата). Впоследствии выборные представители репрезентируют своих собственных делегатов, которые отстаивают интересы не выбравших их индивидов, а разросшегося политического аппарата, что приводит к массовому политическому отчуждению, характерному для современного российского социума.

Характеризуя 1990-е годы, как чрезвычайно сложный для понимания период российской истории, автор отмечает, что реформы начала 90-х годов XX века имели двойственный характер. Стремление властей построить рыночное общество, избавиться от железного занавеса и провести либеральные реформы привели к обнищанию широких народных масс, концентрации капитала в руках новообразованной элиты и дефолту 1998 года.

Сегодняшнее российское общество, по мнению диссертанта, характеризуется, прежде всего, отсутствием глубинных социальных трансформаций, присущих постиндустриальным странам, в то время как в обществе присутствуют только фрагментарные, внешние изменения, наличие которых не может в полной мере свидетельствовать о построении постиндустриального общества, аналогичного ЕС или США. Автор солидарен с мнением, изложенным в докладе главного экономиста, представителя Всемирного Банка в России К. Рюля, в работах А. Посадского, М. Горшкова, В.Мартьянова, и других ученых, которые утверждают, что современное российское общество все еще находится в состоянии перехода. Именно поэтому в современном российском обществе, пребывающем в лиминальном, пороговом состоянии, достаточно ярко прослеживаются разнообразные формы отчуждения. Кроме того, по мнению диссертанта, именно внешние,

фрагментарные изменения позволяют достаточно отчетливо проявиться и новым формам отчуждения (информационному и культурному отчуждению).

Сущность информационного отчуждения состоит в отстранении человека от значимой и важной для него информации, принудительной информационной изоляции, а также замене подлинных знаний суррогатом. Информационное отчуждение достаточно явно проявляется в изменении структуры ценностей. Поскольку информацию можно рассматривать в качестве своеобразного аналога материального ресурса, можно констатировать, что изменение объема и количества информационных потоков приводит к значительным переменам в системе социальных взаимоотношений.

Радио, телевидение, интернет, распространение компьютеров и другой высокотехнологичной техники серьезно изменили уклад и образ жизни. Виртуализация - замещение реальности симуляцией, привела информационное отчуждение к триумфу и как нельзя лучше вписалась в контекст современных гедонистических ценностей, поскольку с ее помощью можно моментально перенестись в виртуальный мир, что дает возможность делать все то, что нельзя в реальности по причине ограниченности человеческих возможностей, страхов, табу и много другого.

Информационное отчуждение неразрывно связано с культурным, сущность которого состоит в усвоении человеком навязанных массовой культурой и корпоративной пропаганды ценностей. Революция в средствах массовой информации привела к массовому и практически моментальному распространению информации по миру, взаимопроникновению культур и постоянному обмену культурными ценностями. Человек, вне зависимости от своего желания, становится «гражданином мира», постоянно испытывает чужеродные социокультурные влияния извне. Вследствие этого происходит распыление человека, смена ценностных ориентиров и замещение культуры эрзацами всеобщей мировой массовой культуры и контркультуры.

Говоря об отчуждении от процесса труда и отчуждении от результатов труда, диссертант отмечает, что данные формы отчуждения, выделенные и

описанные К. Марксом, не претерпели существенных структурных изменений. Изменения коснулись только внешних атрибутов, таких, как продолжительность рабочего дня, пенсий и отпусков, в то время как природа производства товаров в XXI веке сопровождается эксплуатацией, экономическим и социальным бесправием, которые присутствовали в XIX столетии.

Социальное отчуждение — еще одна форма отчуждения, характерная для современного российского социума, сущность которого состоит в отчуждении человека от других людей, социальной изоляции и незнании того, что реально происходит вокруг человека. Именно так эту форму отчуждения описывал К. Маркс. К проявлениям социального отчуждения в современном российском обществе диссертант относит: социальную вражду, недоверие людей друг другу, экономическое расслоение и многое другое.

Основываясь на данных социологических исследований, озвученных, в предыдущем параграфе, автор делает вывод, что социальное отчуждение - это наименее распространенная форма отчуждения в России, как, впрочем, и в Соединенных Штатах. Тем не менее, уровень социального отчуждения в России превышает американский более чем на 20%.

Сегодня Россия находится на пути устойчивого и последовательного развития, успешно преодолевая последствия кризиса 1990-х годов. Вместе с тем, ряд проблем, серьезно влияющих на отчуждение, все еще остается нерешенным. Это существенная экономическая дифференциация, недостаток социальной справедливости, чрезмерное влияние массовой культуры, информационная изоляция. Рассмотрев формы отчуждения, характерные для современного российского общества, автор приходит к выводу, что формы отчуждения, проявившиеся ранее (экономическое, социальное, политическое и духовное отчуждение, отчуждение от процесса труда и отчуждение от результатов труда), и сегодня не сходят с исторической арены, поскольку причины их появления не преодолены, а происходит их дополнение новыми формами (информационным и культурным отчуждением).

В третьем параграфе «Феномен духовного отчуждения в условиях глобализации» рассмотрено влияние глобализации на феномен духовного отчуждения и выявлена его сущность. В параграфе подчеркивается, что

современное общество существенно отличается от предыдущих эпох, прежде

/

всего/ появлением устойчивой тенденции, сформировавшейся в последние десятилетия, которая характеризуется социокультурным выравниванием, экономической и политической интеграцией и тесным взаимодействием всех структурных элементов обществ.

В параграфе говорится, что под воздействием глобализации окончательно сформировалось духовное отчуждение. Индивид подавляется и превращается в отчужденного, одномерного человека, не осознающего собственного духовно отчужденного положения ввиду интенсивного давления со стороны массовой культуры и корпоративной пропаганды. Одной из основных опасностей духовного отчуждения является смена ценностных ориентиров: превращение желания потреблять в основные цели и идеалы жизни.

Можно сказать, что духовное отчуждение является абсолютным отчуждением, поскольку отчуждает не только способность к труду, экономической или политической деятельности, способствует формированию идеалов безликой массовой культуры или создает вокруг индивида информационный вакуум, а духовно трансформирует человеческую личность.

По мнению автора, глобализация, виртуализация различных сфер жизни, появление метатехнологий, возросшее влияние массовой культуры и корпоративной пропаганды сделали духовное отчуждение одной из наиболее распространенных форм отчуждения в современном социуме. Наиболее явно духовное отчуждение, по словам автора, прослеживается в смене ценностных ориентиров и трансформации социальных отношений. Более того, из-за воздействия вышеобозначенных негативных факторов происходит парадоксальное наслоение новых более тонких и менее жестких, но не менее опасных и пагубных форм отчуждения. Например, появление и широкое

распространение информационного и культурного отчуждения отчетливо демонстрирует данную идею. Однако основной парадокс духовного отчуждения в условиях глобализации, по мнению диссертанта, заключается в том, что люди могут вовсе не ощущать себя отчужденными и выглядеть достаточно счастливо, будучи духовно отчужденными.

В условиях глобализации духовное отчуждение приобрело сложный подчас латентный характер. Системные процессы, происходящие в обществе стали порождать его новые формы. Детерминантами отчуждения стали радикальная фрагментация и трансформация среды обитания человека и его ценностных установок, которые в свою очередь сопровождаются технизацией общества с одной стороны, и усилением бюрократических и государственных структур с другой.

В заключение диссертационного исследования автором делаются выводы, подводятся итоги предпринятого анализа и намечаются перспективы дальнейших исследований.

В современных условиях сформулированная К. Марксом материалистическая концепция отчуждения сохраняет свою теоретико-методологическую значимость. Духовное отчуждение, характеризуемое потерей человеком внутренней свободы и способности к саморазвитию, утратой личностью способности выявления и реализации духовных потребностей бытия, подробно проанализировано в философской традиции XX века.

Формы отчуждения, существовавшие ранее (отчуждение от труда, отчуждение от результатов труда, социальное, экономическое, политическое и духовное отчуждение), в современном российском обществе дополняются новыми формами отчуждения (информационным и культурным отчуждением). Появление новых форм отчуждения - мультиплицирование происходит в лиминальном состоянии общества, когда в обществе происходит болезненный ценностный сдвиг, сопровождаемый сменой парадигм развития и появлением новых духовных приоритетов. Роль глобализации в процессе порождения

новых форм отчуждения - ключевая и заключается в радикальной трансформации и фрагментации среды обитания человека, его ценностных установок, сопровождающихся усилением бюрократических и государственных структур и давлением со стороны массовой культуры и корпоративной пропаганды.

Колебания уровня отчуждения, понимаемого в диссертации как количество людей, подвергшихся негативному влиянию отчуждения, не зависят сугубо от экономических показателей, а обусловлены совокупным влиянием экономических, политических, социальных и духовных факторов на человека. При этом в России показатели уровня отчуждения выше аналогичных данных в США. Причиной этого являются глубокие социально-экономические и политические трансформации 1990-х годов, состояние политической депривации и широкое использование информационных коммуникационных средств.

Основные положения работы отражены в публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:

1. Канатаев Д. В. Проблемы глобализации и европейской идентичности в работах Алена деБенуа / Д. В. Канатаев // Геополитика и безопасность 2011. №4(16). С. 103-106.

2. Канатаев Д. В. Карта нового мирового порядка: Взгляд из 1942 года / И. Ф. Кефели, Д. В. Канатаев // Геополитика и безопасность. 2012. № 2(18). С. 150-153.

3. Канатаев Д. В. Динамика отчуждения в США и России, в социологическом измерении / Д. В. Канатаев // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 5. С. 352-357.

В публикациях, изданных в других источниках:

4. Канатаев Д. В. Н. Хомский о проблемах глобализации / Д. В. Канатаев // Глобализация и проблемы мира: российский проект: мат. IV междунар. научн. конф. Под ред. И. Ф. Кефели и др. СПб.: Изд-во БГТУ, 2010. С. 71-73.

5. Канатаев Д. В. Концепция кризисного развития современного капитализма Алена деБенуа / Д. В. Канатаев // Актуальные проблемы современности: мат. конф. «Альтернативный мир». Под ред. Д. В. Буярова. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. С. 111-120.

6. Канатаев Д. В. Проблемы развития европейской культуры в условиях глобализации в творчестве Алена деБенуа / Д. В. Канатаев // Глобальная безопасность и устойчивое развитие геоцивилизаций: мат. V междунар. науч. конф. Под ред. А. О. Бороноева и др. СПб.: Изд-во БГТУ, 2012. С. 50-54.

7. Канатаев Д. В. «Индекс отчуждения» как показатель социальной безопасности / Д. В. Канатаев // Социология безопасности: проблемы, анализ, решения: мат. V междунар. конф. Под ред. А. О. Бороноева и др. СПб.: Изд-во БГТУ, 2013. С. 240-242.

Компьютерный набор и верстка Д.В. Канатаев Подписано в печать 28,10.13 Формат бОх84\16. Печать трафаретная. Бумага документная. Уел, печ. л. 1.6. Тираж 150 экз. Заказ № 141 Балтийский государственный технический университет

Типография БГТУ 190005» Санкт-Петербург, 1-ая Красноармейская ул., д.1.

 

Текст диссертации на тему "Динамика отчуждения в современной России"

Министерство образования и науки Российской Федерации Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»

им. Д. Ф. Устинова

На правах рукописи 04201454176 УДК 101. 1: 316. 4

Канатаев Дмитрий Владимирович

Динамика отчуждения в современной России: с оци ально-фи л о с офс кий анализ

Специальность - 09.00.11 - социальная философия Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор культурологии, профессор Ляпкина Т. Ф.

Санкт-Петербург - 2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава I. Отчуждение как предмет социальной философии...............................13

1.1 Материалистическая концепция отчуждения: марксизм.........................13

1.2 Неомарксизм: новые водоразделы в понимании феномена отчуждения ..44

1.3 Одиночество и свобода как формы проявления духовного отчуждения общества XX века..................................................................................................69

Глава И. Особенности отчуждения в современном российском обществе.....88

2.1 Отчуждение в США и России в социологическом измерении...................88

(1966-2011).............................................................................................................88

2.2 Формы отчуждения в современном российском обществе......................111

2.3. Феномен духовного отчуждения в условиях глобализации....................146

Заключение...........................................................................................................165

Библиография.......................................................................................................167

ВВЕДЕНИЕ

Исследование посвящено проблемам динамики феномена отчуждения в современном российском обществе. Отчуждение рассматривается как объективный социальный проиесс, присущий современному обществу, который характеризуется превращением деятельности человека и ее результатов в независимую, самостоятельную силу, доминирующую над ним и враждебную ему.

Актуальность исследования. Современность сегодня определяется, прежде всего, через процессы глобализации. Для одних глобализация -необходимость, для других - причина проблем и неприятностей. Но для всех глобализация - это неизбежность, которая имеет необратимый характер и затрагивает каждого человека. Одним из последствий глобализации стал процесс мультиплицирования отчуждения в современном российском обществе. Отчуждение, в условиях глобализационных процессов, проявило свою неоднородность. В современном российском обществе происходит разобщение не меньшее, чем объединение, отчуждение разобщает, объединяя. Разобщение происходит по тем же причинам, что и усиление единообразия. В конечном итоге, фрагментарность единого мира и есть продукт отчужденного общества. Изучение социальных корней и, главным образом, социальных последствий процесса глобализации - одна из важных проблем в социальной философии.

В связи с этим актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими положениями: во-первых, требует осмысления появление в современной России новых форм отчуждения, являющихся следствием глубинных изменений социально-экономической жизни, обусловленных процессами 1 лоб^лизации. Во-вторых, процесс зарождения новых форм отчуждения (информационного и культурного отчуждения) сопряжен с коренными изменениями в системе ценностей, оказывающими серьезное влияние на характер социальных отношений. В-третьих, усиление

отчуждения в российском обществе под влиянием технологизации, массовой культуры и корпоративной пропаганды приводит к болезненному ценностному сдвигу. Формируются новые, преимущественно гедонистические, ориентиры и трансформируется устоявшийся уклад жизни. В-четвертых, большой объем эмпирических исследований, связанных с социологическим анализом становления новых форм отчуждения, предполагает необходимость их философско-методологического обобщения.

Степень разработанности проблемы. Сложность феномена, каким является феномен отчуждения и глобализации, привела нас к необходимости объединить проанализированную научную литературу в несколько групп. В первую вошли работы классиков социальной философии, которые помогли нам понять истоки и природу отчуждения. Так, просветители и гуманисты Т. Гоббс и Ж. Ж. Руссо в ХУП-ХУШ вв. рассматривали отчуждение как передачу части естественных прав человека государству на основе общественного договора с ' последующим формированием состояния зависимости от него. И. Г. Фихте, Г. Гегель и Л. Фейербах исследовали религиозно-духовные и социально-антропологические основы отчуждения. В работах Г. Гегеля1 отчуждение конкретизировалось рядом уточняющих понятий: «опредмечиванием, «овеществление», «объективация», «самоотчуждение».

Диалектико-материалистическую интерпретацию феномена отчуждения впервые обосновал К. Маркс. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» он разработал следующую типологию форм отчуждения: отчуждение от процесса своего труда, отчуждение от результатов своего труда, отчуждение человека от своей сущности,

7. 3

отчуждение человека от человека". В «Немецкой идеологии» К. Маркс сформулировал сущность отчуждения как особого угнетающего и

1 Гегель Г. Феноменология духа СПб . Н.лтл, Г.005. 443с

2 Маркс К Энгельс Ф. Из ранних нронз-едений. М,- Государственное издательство политической литературы, 1956 686 с.

3 Маркс К , Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения- в 30 г 2-е изд М , 1955 Т. 3. 650 с

.... 5 i»

разрушающего вида воздействия на человека; кроме того, он указал на неразрывную связь отчуждения разделения труда и частной собственности на средства производства.

Во вторую группу исследований вошли работы, представляющие опыт социологического исследования проблем отчуждения. Это, прежде всего, работа К. Маркса4, где приведена анкета для французских рабочих (1880), с помощью которой он и исследовал отчуждение. Далее исследования были продолжены «Обществом социальной политики», крупнейшим представителем которого был М. Вебер, написавший «Положение сельскохозяйственных рабочих в Германии восточнее Эльбы» и «Методологическое введение к проекту Общества социальной политики об отборе и адаптации рабочего класса крупной промышленности»5.

Не остались в стороне и паши современники Р. Вилсон, С. Мадди и

B. А. Ядов6, которые своими исследованиями существенно углубили понимание социальной природы феномена отчуждения. Занимаясь поисками причин, объяснявших количественный рост показателей отчуждения, они описали негативные проявления данного феномена. Американский социолог

C. Мадди разработал анкету для измерения выраженности форм отчуждения в различных сферах жизни, а социологический институт Harris Interactive, по собственной уникальной методике, непрерывно с 1966 года проводит исследование уровня отчуждения в США.

Отдельную группу составили исследования представителей экзистенциальной философии: Н. Бердяева, А. Камю, Ж. П. Сартра,

п

J1. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса , которые рассматривали отчуждение

4 Маркс К., Энгельс Ф. Анкета для рабочих // Сочинения: в 30 т. 2-е изд. М.,1961. Т. 19. С. 233-240.

5 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.

6 Wilson R. Huhn. Political Alienation in America and the Legal Premises to the Patriot Movement. URL: http://works.bepress.com/vvilson huhn/49/ (дата обращения: 18.05.2012); Мадди С Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. Т. 26, № 6. С. 87-101.; Maddi S. R., Kobasa S. С , Hoover M. (1979) An alienation test // Journal of Humanistic Psychology. Vol 19, No 1. P. 73-76.; Ядов В. A. Человек и его работа в СССР и после. М/ Аспект Пресс, 2003. 485 с.

7 Бердяев Н. А. Самопознание. M.: Эксмо, 2007. 640 е.; Камю А Собр соч Т. 2. Харьков: Фолио, 1997. 530 е.; Сартр Ж.-П. Тошнота. Рассказы. Пьссы. Слова. М.: ACT, 2008. 720 е.; Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности. СПб.: Азбука-классика, 2011. 224 е.; Хайдеггер M. Бытие и Время. М.: AdMarginem, 1997 503 е.; Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - M.: Политиздат, 1991. 527 с.

в контексте переживания человеком одиночества, усиления индивидуального ощущения чуждости мира, уменьшения социального капитала и осознания человеком бессмысленности и абсурдности своего существования.

Концепции представителей философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера заслуживают отдельного внимания. В своих работах8 они подчеркивают, что невозможно освободиться от отчуждения в условиях современного капитализма, а также то, что одни формы отчуждения постоянно сменяются другими, но уже более современными. В частности, Г. Зиммель в работе «Философия денег» обратил внимание на то, что деньги отнимают у производимой вещи ее целесообразный характер, тем самым «духовно отделяют человека от принадлежащих ему вещей».

В четвертую группу исследований вошли работы теоретиков марксизма и неомарксизма. В диссертации отмечается, что В. Зомбарт9 анализировал феномен отчуждения с точки зрения его негативных последствий, а также поиска потенциальных возможностей для преодоления негативных последствий отчуждения. Теоретики марксизма: В. Ф. Асмус, Э. В. Ильенков, И. С. Нарский и К. В. Островитянов10 основное внимание обращали на исследование причин отчуждения, усматривая их в процессе разделения труда.

В современной отечественной марксистской философии проблема отчуждения была разработана в работах Н.И.Лапина, А. И. Титаренко", прежде всего, в контексте критики буржуазной философии. Их работы существенно расширили методологическую базу и открыли новые

8 Зиммель Г. Избранные работы. СПб.: Ника-Центр, 2006. 440 е.; Зиммель Г. Философия денег. URL: http://www.srinest.com/book 897 chapter_ 13 Georg Zimmel FILOSOFIJA DENEG.html (дата обращения: 13.04.2012).; Шпенглер О. Закат Европы. М.: Попурри, 2009. 656 с.

9 Зомбарт В. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 1. СПб., 2005. 038 е.; Зомбарт В. Роскошь и капитализм // Зомбарт В. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. СПб., 2005. 479 с.

10 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М.: Высшая школа, 2005. 439 е.; Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: Либроком, 2011. 288 е.; Нарский И. С. Отчуждение и труд. М.: Наука, 1983. 145 е.; Нарский И. С. Проблема отчуждения в теоретическом наследии К. Маркса / И. С. Нарский // Философские науки. 1983. № 2. С. 21; Островитянов К. В. Политическая экономия. М.: Госполитиздат, 1955. 640 с.

" Лапин H. И. Молодой Маркс / H. И. Лапин. 3-е изд., доп. М.: Издательство политической литературы, 1986. 414 с.; Титаренко А. И. Марксистская этика. М.: Издательство политической литературы, 1980. 352 с.

направления осмысления и оценки происходящих экономических и социально-политических процессов. Особое место в плеяде выдающихся отечественных философов занимает И. И. Кальной, рассматривавший отчуждение человека, как закономерность общественного развития.

Неомарксист Г. Маркузе в работе «Одномерный человек»12 ввел в научный оборот понятие одномерного человека, значительно углубив этим понимание феномена духовного отчуждения. Э. Сайд, Н. Хомский -представители движения «Новые Левые» - рассматривали проблему отчуждения человека иначе. В первую очередь их интересует социальный регресс, понимаемый как «откат назад», то есть возвращение к социальной структуре XIX века, в результате которого острота проблем отчуждения

Î 3

многократно возрастет . Анализируя проблему духовного отчуждения, Н. Хомский акцентирует внимание на корпоративной пропаганде, сущность которой состоит в том, что люди «никогда не должны протестовать, и в их головах не должно быть иных мыслей, кроме как осознания необходимости делать то, что им говорят»14.

И, наконец, в диссертации анализируются работы исследователей, рассматривающих проявления разнообразных форм отчуждения в современном глобализирующемся мире. Так, А. де Бенуа15 акцентирует свое внимание на культурном отчуждении, которое он понимает как процесс деградации традиционных социальных институтов, когда в качестве культурных доминант выступает безликая массовая культура, идеалы потребления и развлечения. П. Бурдье, Н. Хомский16 подвергают анализу политическое отчуждение, сущность которого, по их мнению, состоит в

12 Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.: REFL-book, 1994. 344 с.

13 Said Edward W. Interviews With Edward W. Said (Conversations With Public Intellectuals Series). Jackson, Mississippi: University Press of Mississippi, 2004. 253 p.; Хомский H. Гегемония или борьба за выживание. М.: Столица Принт, 2007. 464 е.; Хомский Н. Несостоятельные штаты. М.: Столица Принт, 2007. 478 е.; Хомский Н. Классовая война. М.: Праксис, 2003. 325 с.

14 Хомский Н. Классовая война. М., 2003. С. 224.

15 де Бенуа А. Против либерализма. СПб.: Амфора, 2009. 480 с.

16 Бурдье П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993. 336 е.; Хомский H. Гегемония или борьба за выживание. М.: Столица Принт. 2007. 464 е.; Хомский Н. Классовая война. Интервью с Дэвидом Барзамяном. М.: Праксис. 2003. 325с.

делегации - передачи части политических полномочий выборным представителям и «откате назад» - к классовой социальной структуре середины XIX века вследствие этого. Д. Иванов и М. Биланов17 занимаются широким спектром проблем, связанных с виртуализацией общества и информационным отчуждением, которое они понимают как такой процесс, когда человек, попадающий под власть информационного продукта, лишается собственного мнения, отчуждается от самого себя, своих поступков и мыслей.

Итак, проблема отчуждения довольно известна в западноевропейской и отечественной философской традиции. Однако произошедшие за последние годы в российском обществе множественные изменения, обусловленные формированием рыночного общества, трансформацией жизненного уклада и переосмыслением ценностей под воздействием глобализации, обусловили необходимость дополнительно исследовать проблему отчуждения. А именно, сконцентрироваться на анализе форм отчуждения, характерных для современного российского общества, осмыслении механизмов их возникновения, развития и прогнозирования будущих состояний отчуждения.

Методы исследования обусловлены спецификой изучения в социальной философии феномена отчуждения, заключающейся в разработке методологических оснований изучения данной проблемы. Отчуждение по своей природе требует системного, комплексного и целостного исследования. Поэтому в основе исследования лежит диалектический метод, включающий принцип всеобщей связи и развития, принцип историзма, принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип всеобщей связи позволил рассмотреть феномен отчуждения в соотнесении с другими социокультурными элементами. Использование принципа историзма позволяет учитывать динамику и изменения феномена отчуждения. Принцип

17 Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 96 е.; Биланов М. Виртуальная реальность как средство преодоления отчуждения. URL

http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task= view&page=material&id= 1219 (дата обращения: 08.04.2013).

восхождения от абстрактного к конкретному позволяет перейти от абстрактных и односторонних представлениях о феномене отчуждения к конкретному его воспроизведению в теоретическом мышлении.

Для обоснования авторской концепции был применен метод анкетирования, принципы составления опросника были разработаны американским социологическим институтом Harris Interactive. Авторская анкета разработана и адаптирована для российской специфики, что позволило осуществить анализ состояния отчуждения в современном российском обществе.

Объект исследования - феномен отчуждения в современном российском обществе.

Предмет диссертационного, исследования - социальная динамика феномена отчуждения в современном российском обществе.

Цель диссертации: анализ механизмов, обуславливающих становление новых форм отчуждения в современном российском обществе. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

- рассмотреть существующие теории отчуждения в социальной философии;

- проанализировать данные социологических исследований отчуждения в современном российском обществе;

- выявить и дать характеристику формам отчуждения, существующим в современном российском обществе;

- проанализировать характеристики отчуждения в условиях глобализации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих положениях:

- обосновано положение, согласно которому появление новых форм отчуждения - мультиплицирование происходит в лиминальном состоянии общества, когда в социуме совершается смена парадигмы развития, крушение прежних ценностей и появление новых духовных приоритетов;

- выявлена ключевая роль глобализации в процессе порождения новых форм отчуждения, заключающаяся в радикальной фрагментации и трансформации среды обитания человека и его ценностных установок, сопровождающихся технизацией общества, усилением бюрократических и государственных структур, а также давлением со стороны массовой культуры и корпоративной пропаганды;

- обоснованы причины распространения отчуждения в современном российском обществе: экономическое расслоение населения, состояние политической депривации, широкое использование ин�