автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры коренного населения)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Гарин, Николай Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Автореферат по искусствоведению на тему 'Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры коренного населения)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры коренного населения)"

ГОСУДАРСТВШНЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО ЛЕММ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЬ" МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ШОЯЕСТВЕННО-ПРОМЬШЛШНОЕ УЧИЛИЦЕ (б. СТРОГАНОВСКОЕ)

На правах рукописи УДК 7.021.031.3

ГАРИН Николай Петрович

ДИЗАШ ДЛЯ УСЛОВИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА (ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВОЗАКШ ШЬТУРИ КОРЕННОГО НАСЕШИЯ)

17.СО.06 - Техническая эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Мое кз - 1991

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО ДЕЛАМ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ШОКЕСТВЕННО-ПРОМЫШ1ШНОЕ ЯШИНЕ (б. СТРОГАНОВСКОЕ)

На правах рукописи УДК 7.021.031.3

ГАРИН Николай Петрович

ДИЗАЙН ДЛЯ УСЛОВИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА (ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВОВАНШ КУЛЬТУРЫ КОРЕННОГО КАСЕЯНШ)

17.00.06 - Техническая эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1991

Работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское) .

Научный руководитель доктор искусствоведения

профессор ТЕЛЬТЕВСКИй H.A.

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения

профессор МШЕРВШ Г.Б.

Ведущая организация:

кандидат искусствоведения УСТИНОВ А.Г.

Главкосмос СССР.

Центр по проектированию в ькстра-иальши. условиях фцрыы "космос".

Защита диссертации состоится " "_ 1991 г.

в 12.00. на заседании специализированного совета при Московском ордена Трудового Красного знамени высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское) по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МЗХПУ.

Просим принять участие в защите диссертации и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан " " ____________ 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Черепахша А.Н.

Север - особый культурно-географический ареал, где закономерности жизни коренного населения как нигде тесно взаимосвязаны с природной средой.

Столетиями природа Севера формировала человека и постепенно меяду ними установилось гармоничное экологическое равновесие, малейиее нарушение которого ведет к невосполнимым потерям, - в проигрыше становятся и природа и люди.

Открытие нефти и газа в Западной Сибири (качало 60-х годов) повлекло за собой крупномасштабную промышленную экспансию на азиатском СвЕере. Это не могло не отразиться на хрупкой природе региона к, главное, - на условиях жизни коренного населения. Наметилось ослабление общности, вековых производственных и бытошх традиций, исчезает уникальная предметная среда.

Около тридцати лет в районах интенсивного освоения природных богатств Севера продолжается стихийный процесс синтеза так называемой "мозаичной культура" пришлого населения и "монокультуры" коренных жителей; аборигенам навязывают европейский или городской образ жизни, чуждые им культурже ценности.

Освоители сталкиваются с бесконечным рядом проблем, большинство из которых трудноразрешимы; главная из них -адаптация к местным условиям, причем не только физиологическая, но и психологическая, культурная, экологическая.

Анализ опыта проектирования различного оборудования для Севера наглядно пока:*- -»сколько мало знают проектировщики своеобразие региона. Практически все существующие в современном проектировании подходы ("модернизационный", "прототип-ный", "факторный" и другие), не дают возможности раскрыть

- 3 -

реальную специфику Севера. Поэтому сегодня обращение к предметной культуре коренного населения Севера вновь становится актуальным, ибо аборигенная культура сумела гармонично учесть множество обстоятельств характерных для жизни в условиях Севера.

В изучении культурного наследия малочисленных народов Крайнего Севера долгие годы превал!фовал историк о—этнографический подход. Этнографы проводили своеобразные срезы различных сторон культуры того или иного народа (Долгих Б.О., Гур-вич И.С., Смоляк A.B., Хомич Л.В., Соколова З.П. и другие (см. библиографию). Результаты подобного анализа давали, главным образом, фрагментарные знания, как правило, застывших культурных явлений. Культуре, в ее динамике, в непрерывном взаимодействии человека с природой, выявлению причин их органического единства, в том числе посредством уникальной, сложившейся веками предметной среды, должного внимания не уделялось.

Подобный подход отразился в концепциях, авторы которых в исследуемом объекте шдоляли только то, что с их точки зрения казалось наиболее значительным. Таким образом, исследовались отдельные фрагменты целостного явления (феномена) - экологической чистоты образа жизни коренных северян.

Односторонний взгляд на кочевой образ жизни тундровиков как на "пережиток прошлого" не позволил многим исследователям увидеть в постоянном движении - "каслании" - жителей тундры с использованием строго определенного набора для этой цели вещей уложенных на специальные нарты - своеобразную основу или модель экологически чистого образа жизни в столь хрупкой и ранимой природной среде.

Больное внимание в последнее время в публикациях "Техническая эстетика" уделяется вопросам экологического дизайна ("экодизайн") (Т/Э I 2, 1990 г., с. 1-5, й 2, 1989 г., с. 16-17, й 10, 1988 г., с. 16-17, й 5, 1988 г., с. 1-9) в которых рассматриваются лишь общие теоретические проблемы дизайна, экология, культуры. Крупных фундаментальных исследований, имеюцих прямое отношение к рассматриваемой проблема - адаптации человека к экстремальным условиям Севера, решаемой методами дизайна - нет.

На так называемом допрошшленном этапе освоения Севера, переселенец для скорейшей адаптации к ноши условиям охотно заимоствовал аборигенный образ жизни, с уважением и пониманием относился к местным традициям и обычаям.

В промышленный же этап ставка делалась и продолжает делаться на заимствовании техники и ошта хозяйствования в других, не северных, регионах страны. -

Из этого ввдно, что сегодня одних только охранных мероприятий в отношении природа и коренного населения Севера мало, необходимо ставить вопрос о возможности творческого пре-емствования наследия северных культур в современном дизайне и проектировании.

Бри проектировании новой предметной среда в условиях Севера, в качестве источника знаний о регионе необходимо использовать традиции его культуры, нужен анализ форм, назначения предметов, их различных функций (социальных, художественных, эстетических и др.).

Сказанное определяет актуальность исследования.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявление принципов формо-

образования предметного мира коренного населения Севера (методика выявления), с целью юс преемственного развития в дизайне предметной среда с использованием современных промышленных методов.

В соответствии с целью в задачи исследования входит:

- заявить принципы, на основе которых коренное население формирует необходимый и достаточный комплекс предметных средств жизнеобеспечения;

- раскрыть многообразие качеств (утилитарных, социальных, художественных, эстетических и др.), которыми обладают предметы, выявить закономерности их формообразования, отвечающие этим качествам;

- выявить необходимый набор (комплекс) потребностей пришлого жителя Севера и его возможностей в адаптации к местной культуре;

- сформулировать проектные принципы, которые составят основу методов дизайна предметной среда Севера, для учета всего комплекса его природных и социальных условий.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ. Закономерные связи между характерными чертами форма традиционных (культурных) вещей северян и всевозможными региональными условиями (факторами) повлиявшими на их формообразование.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются предметы материальной культуры коренного населения Крайнего Севера Западной Сибири (ненда, ханты, манси, селькупы).

Обследованию подвергались, главным образом, предметы обихода жителей оленеводческих стойбищ (кочевое население) Ямальской и Гыданской тундр, а так же охотников, рыбаков и

- 6 -

собирателей лесотундровой и таежной зон (полуоседлор . население) Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

В диссертацию вошел материал девяти экспедиций (1980— 1989 годов), совершенных автором по этому краю. Привлекался материал местных краеведческих и этнографических музеев.

НАУЧНАЯ НОВИЗДА: Заключена в разработанном автором подходе к худогественно-конструкторскоыу анализу специфики предметного мира народов северного региона, в необходимости исходить из образцов предметных форм традиционной культуры; в наработанных основных принципах преемствования культурного наследия в современной проектной практике; кроме того исследование вносит ряд уточнений в толковании некоторых понятий, вводится понятие "модель экологически чистого образа жизни".

ГРАНИНЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Транши исследования определены хронологическим периодом, в течение которого изделия коренного населения практически не изменялись до настоящего времени (примерно с конца ХУЛ, начала ХУШ веков). -

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе исследования проводится анализ литературных источников (исторических, этнографических, фольклорных и других), графических материалов, обмер натурных образцов, анализ условий их возникновения и функционирования, модел1фование функциональных процессов.

ОБЫМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация представлена в двух частях. Первая часть содержит основной текст исследования, введение, две главы и выводы, список литературы - всего 525 стр. Вторая часть - альбом фотографий, схемы, таблицы.

- 7 -

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ: Исследование, его метод могут быть использованы при решении художественно-конструкторских задач "северной тематики". Кроме того, основные положения и выводы могут быть использованы для преподавания курса "проектирование" в дизайнерских учебных заведениях, а также могут лечь в основу создания научно-реализационного подразделения по выявлению и разработке проблем, связанных с проектирование».: новой культуры промышленного Севера; методика анализа предметной среды может быть использована и для исследования традиционных культур других регионов страны (не северных).

ГЛАВА ПЕРВАЯ - "Регксг.члъкыо формообразушие факторы, — экологический опыт кочевого полуоседлого северного населения Западно-Сибирского регионе".

3 первой части главы кратко освещаетоя современная ситуация и причины ошибок в проектировании изделий ;:ля Севера, раскрывается одна из главных пряш? иеудзч - неверная классификация факторов, характеризующих Сбт:ер, неумение превращать их в проектный метод. Рассматриюыте.: адзкохдоста напыления этих факторов из предметной культуры населения Севера, раскрывается специальный метод анализа.

Отечественный и зарубегаи': опыт создания современных изделий для районов Крайнего Сонар-:, показал, что учесть все многообразие параметров га ко го-то региона ззб.иговременно, представляет значительный трудности, не они обычно обнаруживаются только в момент вмешательства ь рэгко:;, и особенно, если оно носит промышленный характер.

Однако выявлять данные о свойства;: региона путе:л Саско-

ночных проб и ошибок крайне дорого, долго и экологически опасно.

Нынешнее промышленное шешательство в северные региона -по меньшей мере третий период в истории освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока, а стало быть существует и накопленные опыт заявления и учета региональных факторов.

Традиционная предметная культура коренных кителей Севера отражена в своеобразных формах предметов к вещей, соотве-тствуадях условиям региона.

Опит исследования предметной культуры, накопленный этнографами и археологами, недостаточен, их метода пригодны для нас лишь в узких рамках, поскольку этнография не ставит цель раскрыть действенные принципы формирования предз.. тной культуры; необходим специальный метод, основывающийся на систо-пятическом анализе Форш, который бы гарантировал полноту раскрытия регионалышх факторов формообразования и объективность результата. Такой анализ должен предшествовать серьезной разработке новых изделий для Севера.

Исходя из того, что действие региональных факторов полнее всего учтено в предметной культуре аборигенного населения, главным объектом анализа становятся вещи и предметы быта , а метод предлагает систему действий, исчерпывающих все связи между формой вещи и условиями ее бытования.

Анализ состоит из нескольких ступеней и характеризуется движением от явных факторов к скрытым, от созерцательно-пассивного отношения к форме до самого активного ее осшсления; основные ступени метода выглядят следующим образом:

первая ступень - анализ очевидных признаков форт, характеризующих ведь в целом и в деталях, с переходом к аналп-

- 9 -

зу формообразующих аспектов - до исчерпывающего шявления очевидной зависимости характера фарш от факторов формообразования;

вторая - анализ скрытых факторов формообразования путем "противопоставления", - трансформации и видоизменения Форш;

третья - анализ факторов формообразования путем нарушения целостности форш (устранения ее частей, подетальной разборки.и т.д.);

четвертая ступень - анализ неизбежных последствий, вызванных воздействием традиционной и видоизмененной Форш ве~ щей на окружающую среду.

Метод факторного анализа достаточно последовательно и подробно демонстрируется на примере деревянного амбара на сваях ("сумьях"). Цутем поэтапного анализа форш сооружения выявляются факторы, воздействие которых явно или скрытно заложено в характерных признаках форш. Так, например, действие одних факторов сказывается явно и бесспорно (повышенная влажность, агрессивность со стороны зверя, грызунов), других - менее очевидных (ветер, бездорожье, труднопроходимость и др.). Влияние третьих факторов — полностью скрыто (резкий перепад температур, быстрый рост кустарниковой растительности и др.).

Далее принцип факторного анализа предусматривает переход на уровень предметной культуры. При этом метод, пригодный для единичной вещи, должен быть модифицирован, а именно: действие одного и того же фактора теперь последовательно раскрывается в "веере" возможных его предметных воплощений. Причем, чем разнообразнее его материальные воплощения, тем глубже проектировщик постигает его как инструментарий, с которым

- 10 -

иозно практически работать.

В диссертации этот "веер'1 раскрывается на примере кочевой культура народов Крайнего Севера Западной Сибири, которая сохранила свою целостность, экологически чистый образ жизни и находится в полной гармонии с окружающей'средой.

Итак, методика факторного анализа применительно к предметной культуре в целом сочетает в себе: движение от формы единичной вещи - к множеству факторов ее формообразования, и от единичного фактора - к множеству материальных форм его воплощения (табл. I).

Анализ, не может быть безотносительным к целям проектирования, поэтому его содержание определяется прежде всего назначением создаваемого объекта, и ведется в двух направлениях:

1. - исследователи обращаются к прототипам, взятым из предметной -культуры коренного населения, т.е. к тем вещам кочевой культуры, которые канутся наиболее близкими объекту проектирования.

2. - берутся априорно известные факторы региона, которые наиболее активно влияют на объект проектирования (например, низкая температура, обилие снега, длительная зима и т.п.).

Согласно этой схеме анализ первоначально проводится на единичной вещи, в качестве примера которой в работе взят чум - легкое коническое по форме традиционное жилице кочевников тундры. Это наиболее сложный, многофункциональный объект кочевой культуры и, одновременно, наиболее типичный для Крайнего Севера.

Принимается во внимание, что проблема адаптации, при- II -

быших на Север к его условиям, начинается с создания благоприятных жилищных условий.

Обращение к чуму как прототипу жшшц не означает, что дизайнер должен идти путем аналогового проектирования; прототип нужен для того, чтобы выделить приоритетные факторы, которые повлияли на его формирование. Выстроив иг в последовательность (от более явных - к более скрытым), затем сохраняют только один из них - первый в этой последовательности; он и есть главный.

Например, анализ явных композиционных признаков форш чува (в стационарном состоянии) позволяет сделать вывод, что ведущий фактор его формообразования — ветровой. Затем следуют более второстепенные факторы: низкая температура, влажг» ность, обилие снега и другие.

Далее предметом анализа становятся сами факторы. Поиск начинается с главного фактора (в нашем случае - ветрового) и разнообразия его воплощений в форме вещей кочевой культур!.

Так, по отношению к "ветровому фактору" предмета обеспечения оптимальных условий жизни человека в условиях тундры, выстраиваются в следугаций ряд:

Одежда северян ("малица" - меховая шуба глухого кроя у мужчин, "ягушка" - женская меховая шуба распашного кроя);

Обувь ("кисы с чижами" - двойные меховые чулки);

Жилище (чум, детская люлыса Сапа");

Различного рода хранилища (лабазы, сундуки, куда, сумь-яхи, туеса и др.);

Средства транспорта (лодки, лыжи, нарты), и другие вещи.

После этого предметом анализа вновь становится единичная вещь. Причем объект анализа - ведущая, т.е. первая вещь

- 12 -

из предыдущего ряда, в примере это - одевда, ее форда. При этом тоае раскрывается "веер" причин, определивших именно такую форму. После их ранжирования (причин) по значимости на первое место выступает температурный фактор.

На очередной ступени анализ вновь переключается на рассмотрение "веера" приемов и средств с помощью которых жителя тундр! обеспечивают нужный температурный режим. Возникает свой ряд: хранение продуктов, одевда, использование дерева, бересты нлн другого шгергала с нязхш коэффициентом теплоотдачи и т.д.

В результате проведенного анализа раскрывается общая совокупность факторов, доминирующ их в данном регионе и наиболее часто учитЫЕаешх при изготовлении предметов местной культура, а такке многообразие приемов формообразования, учитывающих действие этих доминантных факторов.

Дизайнер таким образом получает совокупность факторов, наиболее тнпнчшх для региона и многество формообразупцих приемов, традиционных для предметной культуры коренного населения.

Переплетен®» факторных связей и отвечающее им множество формообразующих приемов дают информацию о северном регионе в виде достаточно отвлеченном от частностей конкретных вещей и поэтому более пригодном для решения проектных задач, - как систему форкообразущнх принципов.

В каждом регионе существует своя хруппа факторов и соответствующая вы сЕстбиа формообразующих приемов.

Достигнутые в анализе, обобщенные его результата, создает принципиальную основу для поиска проектных решений, в тем чвзлз, и в других явтвриалах, даже совершенно необычных

- 13 -

Таблица I

щрвцй этдп ¿тт

Форма единичной вещи

множество определивших ее факторов

фактор ветра фактор влажности обилие снега

единичная вещь

----* - )

и т.д.

грызуна и зверя

фактор низких температур

полного бездорожья обилие комара и гнуса фактор полярного дня и полярной ночи

ВТОРОЙ ЭТАП АШИЗД

Единичный фактор ——^ множество форм материального его

воплощения

средства передвижения

хранилища емкости

обувь

предметы для приема пищи

одежда

орудия промисла жилице

предметы для хранения и приготовления пвци

и т.д.

единичный,фактор I ^—- I

/

для Севера.

В своей практической.деятельности коренной китель на основе традиций давно нашел способ интеграции этого векового опита, отразившегося в материальной культуре. Если пришлый на Севере человек воспринимает местные условия существования как постоянное преодоление агрессивности окружающей среда, то для аборигена - это здоровый, полноценный жизненный процесс.

Анализ традиционной формы предметной культуры в определенной мере может служить и проектным инструментом для постановки задач, поиска вариантов дизайнерских разработок, их сравнительной оценки. Но чтобы придать предлагаемому методу научную обоснованность, использовать его в проектной практике, необходимо "через его призму" критически проанализировать современный опыт проектирования для условий Севера, чему и посвящена вторая глава диссертации.

ВТОРАЯ ГЛАВА. "Критический анализ современных проектных направлений для зон Крайнего Севера (отечественный и зарубежный опыт)".

В этом разделе диссертации ш делаем шаг к обоснованию нашего подхода, изложенного б первой главе с"несколько иной стороны, а именно как метода проектного анализа - через критический анализ существующих на сегодняшний день проектных подходов.

Освоение и заселение территорий Севера исторически и хозяйственно определилось двумя основными направлениями (органичное "вписывание" в природную среду и крупномасштабное промышленное освоение), которые нашли отражение в предметных

формах, - традиционных и ношх.

В начале глаш кратко излагается ситуация в проектной практике, которая предшествовала промышленному этапу освоения Севера. Затем анализируется одно из основных направлений. в проектировании уже сощ>еменного промышленного этапа - так называемого "модерниэационного" или "прототипного".

Основной принцип данного направления - модернизация су-шествующей техники и оборудования, созданных для совершенно иных условий, значительно отличных от северных. Процесс проектирования заключается лишь в замене какой-то рабочей части, скажем, увеличении ширины 1усениц или колес (для болотистых почв и рыхлого снега), утеплении кабины (для защиты от холода) и т.п. В результате обыкновенный трактор или автомобиль получает модификацию типа "северный вариант" и отправляется на "покорение" Севера. Выходя там из строя по той или иной причине, неучтенной при модернизации, неудачный вариант дает материал для корректировки последующего тщ)ажа изделий, который в свою очередь, тоже выходит из строя, но уже по другим причинам.

Кажущаяся поначалу экономическая выгода этого направления со временем оборачивается огромными затратами, так как подобное усовершенствование может быть бесконечно.

Игнорирование специфики региона на начальной стадии проектирования, ведет к длительной, порой многолетней серии проб и ошйбок. Даже в ношх изделиях, созданных за последнее время для Крайнего Севера (таких как: - ГАЗ-71, ГТТ на гусеничном ходу, "Барс" - на воздушной подушке, мобильные жилища - "Северянка", "Север-З" и другие) подход прежний - модернизация прототипов.

Наряду с "модврнизационным", сугубо практическим, начиная, примерно, с конца 60-х годов, формируется более научное направление в проектировании, которое мояно условно назвать - "аналитическим" или,"факторным".

Здесь при проектировании учитываются конкретныо условия (факторы) того или иного региона Севера (почва, климат, атмосфера, ландшафт и многое другое), выявляемые заранее, на предпроектном этапе. Однако условия Крайнего Севера специфичны и количество факторов огромно настолько, что раскрыть их все не по силам даже проектной организацш:.

Многолетний опыт ряда ведущих б стране :гроектно-конст-рукторских и научно-исследовательски: организаций, которые ведут накопление факторного-материла по различный регионам Севера, Сибири и Дальнего Востока показал недостаточный пока еще уровень банка факторных данных по тому или шилу региону. Это показывает крайне шлую эффективность деятельности по использования накопленного пма материала в практика проект кротания,

В связи с зтитлд трудностями в проектной практике возникло новое направленно - "прямое заимствование" культурных образцов, исторически сложиыихся в условиях Крайнего Севера. Оно как бы альтернативно "аналитическому" направлению, поскольку не требует изу^эния факторов региона - наследуемая форма уге учла особенности региона в воплощенном виде, в форме того или иного конкретного предмета шш вещи.

Это направление в основном используется при разработке снаряжения и оборудования для каучнс-исследогатэльских или спортивных экспедиций, работающих на Крайнем Севере. Имеется достаточно примеров умелого заимствования с незначитель-

- 17 -

ними доработками одэвды северян, предметов быта, промысла и др.; эти изделия в значительной степени сохраняют свою культурною ценность, способствуя корректировке отношения пришлого человека относительно окружающей среды.

Однако такой подход тлеет крайне ограниченное применение и годится леь как временное действо - (например, снаряжение для экспедиций, вахтовых рабочих и др.). Но в этих случаях противоречия местной и привнесенной культур рано или поздно дадут о себе знать.

У старожилов-переселенцев живущих на Севере это тянется десятилетиями, а то и столетиями. Сколько они живут, столько и продолжается тихий и незаметный процесс "примирения" культур, что, кстати говоря, происходит не всегда безболезненно.

Пока путь "прямого заимствования" можно считать лишь "дежурным" вариантом; его недостатки - фрагментарный характер, кратковременность результатов, полукустарное штучное производство, поскольку современная промышленность и технология не способна повторить традиционные способы изготовления предметов и сохранить при этом все ценности оригиналов.

Показателен пример с курткой "Аляска". При ее создании проектным принципом был синтез различных решений нескольких видов традиционной северной одежды (капюшон, пройма, подбивка и другое). Но из-за ограниченности возможностей прошш-ленности пришлось заменить естественный материал на искусственный, применить швы машинной технологии, сориентировать изделие на массового потребителя и т.д. В итоге вещь утратила изначальные ценности оригиналов, не приобретя новых.

Наряду с заимствованием готовых форм происходит усовершенствование традиционных предметов коренного населения. Это

- 18 -

уже осознанный процесс творческой деятельности человека.

Решение носит не компромиссный характер, а изменяет сами качестта местных традиционных вещей, при этом подчас меняется и сама суть изделия, хотя иногда, к сожалению, я в негативном направлении. Пример подобного метода ~ усовершенствование грузовых яарт путем подбивки полозьев половинками пола-хлорвиниловой трубы. Местные "рацианализиторы" (не коронного населения) действительно добились небывало легкого скольжения даже предельно груженых нарт. Однако при спусках с даже небольших склонов нарты быстро набирали скорость, наезжали на оленей и транслировали им ноги.

В последнее время начало определяться более целостное, органичное проектное направление, условно назовем ого "синтетическим". В его основе лежит не "слепое" копирование, не стихийное "переодевание" в другую культуру, а заимствование или наследование более глубинных принципов формообразования,-через творческое переосшсление оригиналов. Фактически созда- * ются ноше культурные образцу.

Например, попытки синтезировать традиционное и современное в проектировании зачастую выливаются в сочетание натурального материала (мех, дерево, кожа, кость, береста и др.) с искусственным в одном изделии. В результате - повышение экологического эффекта и возможность сохранить культурные традиции коренных жителей Севера. Возникают варианты "чехления" отдельных частей прошшленно изготовленных предметов из легкого, морозостойкого, прочного металла мехом, кожей, старыми шкурами, брезентом и т.д. Методика разработанного нами анализа аборигенной предметной культуры в значительной мере способствует развитию именно "синтетического" подхода к решению

- 19 -

дизайнерских задач для условий Севера,

В разделе "Зарубежный о гит освоения Крайнего Севера" дается историческая справка этапов освоения зарубежного Севера (главным образом Аляски и Канада). Подчеркивается значительная схожесть в его освоении с отечественным в проектных направлениях по созданию предметной среда, наличие обоих проблем и трудностей в юс решении.

К одному из сашх первых переломных этапов освоения американского Севера откосится так называемый "коммерческий" период, который берет начало с 1867 года (после продажи Аляски Россией).

Б результате к 1925 году американский Север меняет своога-в обмен на пушнину и ценные породы рыб коренное населенна получает чужую, южную культуру, настойчиво приспосабливается к ней почти 60 лет. К этому времени почти утрачен традиционный образ жизни, нарушена связь со средой, появились резервации.

С открытием нефти на севере Аляски (в конце 50-х годов) форсируется создание специально предназначенной для ее добычи техники, снаряжения, оборудования.

Как и в нашей стране наибольшее распространение в проектировании получает "модернизационное" юш "прототшшое" направление. Вместе с тем значительно быстрее, чем у нас, развеваются принципиально ноше, перспективные направления. Однако в исследованиях по многим направлениям, многовековой опыт коренного населения Аляски и Канада не учитывается.

В 70-е годы формируются-различные проектные направления с установкой на экологическую чистоту изделий. Но экологические проблемы не решаются; в том числе бракуется и перспекти»-

- 20 -

пая, казалось бы, разработка ховеркрафтов (от воздушной полутени которых легко задирается слабый растительный слой на вечно мерзлых грунтах).

Большое распространение получило направление "от среды", так как его условно можно назвать, в чем-то схожее с нашим "аналитическим" или "факторным".

"Заимствование у живой природы" - так можно назвать направление, получившее распространение на американском Севере еще в 60-х годах продолжает развиваться и сегодня. Суть его в изучении существующих в живой природе способов передвижения, перенесения низкой температуры и т.п., для использования этих принципов в проектировании.

Таким образом но только отечественная, ко и зарубежная практика "арктического" дизайна далека от гармоничного решения экологической проблемы. Поэтому и результаты настоящего исследования могут внести определенный вклад в общую практику освоения экологически уязвимых зон.

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

1. Проектирование изделий для Крайнего Севера должно в обязательном порядке начинаться с анализа аборигенной культуры, ибо только она дает ключ к пониманию гармоничной связи мевду действиями природных факторов и предметной средой, формируемой в данных условиях.

2. Для полноты раскрытия этой связи анализ должен содержать в себе логику двух типов:

- от формы единичной вещи - к множеству определивших ее факторов;

- от единичного фактора - к множеству форм штериэльно-

го его воплощения.

Этим охватывается весь диапазон реальных особенностей в которых проявляется своеобразие данного рег;гс:и: от конкретно-чувственных характеристик форм сложившихся в этих условиях до расщштия глубинных закономерностей формообразования.

3. Такой метод анализа аборигенной культуры открывает широкие возможности для дизайна: от прямого заимствования продметсв материальной культуры жителей Севера - до поиска обобщенных иней, позволяющих оперировать факторами в "чистом" виде,

Недостаток всех существующих методов проектирования для условий Севера как раз и состоит в -ом, что познание формообразующих сил и возможностей региона не доводится до раскрытия их сущностной противоречивой с:-яки.

4. Результаты исследования тут быть использованы в решении многих задач:

- формирование экологического сознания студентов - будущих проектировщиков предметной среды - через освоение методики ттриродно-культурологического анализа п ходе учебного проектирования;

- р разработке методики научного анализа для разных дисциплин {этнографии, культурологии, экологии, экономической географии и др.);

- системное планирование и организация хозяйственной деятельности г-о вновь осваиваемых регионах не дизайнерскими методами (стратегия, разработка концепций, внедренческо-реа-зационная деятельность и другое);

- развитие культуры населения целых ротонов, реаение демографических проблем.

Ш ТЕМЕ ДИЗСЕРТА1Щ ОПУБЛИКОВАЛ» СВДУКНИЕ РАБОТ; 1:

1. Проблемы культур» в региональном дизайне //Техническая эстетика. М., 1989, № 3.

2. Диплош северной тематики //Техническая эстетика. ";., 1989, № 4.

3. Вопросы региональной культуры в курсе "Проектирование" //Уральская шкода дизайна. М.: ВНШГЭ, 1989.

4. Особенности формирования предметного мира в условиях активного освоения Севера: Тезисы доклада на Всесоюзной научной конференции "Образ жизни и жилая среда в условиях социализма". М.: ШИИТЭ, 1988.

5. Культурное наследие кочевников Ямала. Литературный сценарий полнометражного научно-популярного фильма. Свердл. Росреклам)эильм, 1989.

6. Аргип //Северные просторы. М.: Агропромиздат, 1989,

* 2.

?. Шлица //Северные просторы. М.: Агропромиздат, 1989,

Л I.

8. Ягушка //Северные просторы. М.: Агропромиздат, 1988,

Л 2.

9. Ненецкая карта //Северные просторы. М.: Агропромиздат, 1988, № 3.

10. Сумьях//Северные простора. М.: Агропроиздат, 1988,

К 5.

11. Исследование предметно-вещной среда жителей Крайнего СвЕвра как источник формообразования в дизайне. Тезисы доклада на седьмой научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ. - М., 1985.

12. Учет природного фактора в культуре коренного населения Севера Западной Сибири. Тезисы доклада на девятой научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ.-

М., 1987.

13. К вопросу о зарубежном опыте освоения Крайнего Севера. Тезисы доклада на одиннадцатой научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХП7» - М., 19Э0.

14. Свидетельство на проилшгекдай образец Л 29741 "Нарты для арктических маршрутов". 1989.

15. Свидетельство на прошшлонный образец < 29135 "Укрытие мобильное". 1988.

16. Свидетельство на прошшленшй образец * 28920 "Снегоход". 1989.

17. Свидетельство на прошшленный образец № 25204 "Рта-зак-треккинг для арктических маршрутов". 1888.

18. Свидетельство на прошшленный образец * 25015 "Жилище передвижное". 1988.