автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн монгольских ковровых изделий

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Циен-Ойдов Батсайхан
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн монгольских ковровых изделий'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн монгольских ковровых изделий"

Циен-Ойдов Батсайхан

ДИЗАЙН МОНГОЛЬСКИХ КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ (культурно-исторические традиции, эволюция, современная практика)

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кавдвдата искусстоведения

5 ДЕК 2013

Москва-2013

005541619

Циен-Ойдов Батсайхан

ДИЗАЙН МОНГОЛЬСКИХ КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ (культурно-исторические традиции, эволюция, современная практика)

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусстоведения

Москва-2013

Работа выполнена на кафедре рисунка и живописи федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет дизайна и технологии"

Научный руководитель: Бесчастнов Николай Петрович, доктор

искусствоведения, профессор кафедры рисунка и живописи ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет дизайна и технологии"

Официальные оппоненты: Уваров Виктор Дмитриевич, доктор

искусствоведения, профессор кафедры художественного проектирования костюма ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет дизайна и технологии" Пушкарев Александр Георгиевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой дизайна гуманитарно-прикладного института Национального исследовательского университета "МЭИ"

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего професионального образования "Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова" Защита состоится 25 декабря 2013 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.144.05 при Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 33, с. 1

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет дизайна и технологии"

Автореферат разослан^ ^ноября 2013 год

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор искусствоведения, профессор И.Н.Стор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема, тема, состояние вопроса. Быстрое совершенствование текстильных технологий в последней трети XX начале XXI века способствовало резкому увеличению мирового машинного производства ковровых изделий. В странах традиционного использования ковров, закупивших высокопроизводительное ковроткацкое оборудование к которым относится Монголия, это привело к неоправданно масштабному тиражированию ограниченного набора однотипных ковровых упрощенных каноничных композиций и композиций, созданных под влиянием международной моды. Такую ситуацию нельзя считать удовлетворительной, так как она не дает населению Монголии полноценного ассортимента орнаментов, наработанных в ручном ткачестве и ограничивает экспортный потенциал национальных ковровых производств. Анализ современных ковровых изделий Монголии показывает, что в ковровых композициях используется недостаточный набор орнаментальных мотивов, а дизайнеры, работающие в текстильной промышленности, слабо осознают заложенный в мотивах эстетический и смысловой потенциал.

В чем же особенности использования орнаментальных мотивов в монгольских ковровых изделиях? Какие возможности для творческого выражения несут в себе древные орнаментальные сообщения? Насколько сложноорганизованные древнейшие композиционные формы и мотивы отвечают потребностям современного монгола? Как орнаментальные формы, рожденные современностью могут встраиваться в традиционные композиционные схемы?

Ответить на данные вопросы невозможно без научного изучения возникновения и эволюции традиционных для Монголии орнаментальных мотивов и анализа опыта их использования в проектировании ковровых изделий.

Большой фундаменальный вклад внесли для исследования искусства Монголии, труды монголоведов. По данной тематике работали: Сыма Цянь, Рашид-ад-дин, Н.Я.Бичурин, Г.Н.Потанин, Н.К.Рерих, К.В.Вяткина, С.И.Руденко, А. П. Окладников, Н.М.Щепетильников, И.И.Ломакина, Н.В.Кочешков, Л.Н.Гумилев, Н.Н.Бельский, Д.Б.Пюрвеев, А.С.Ососьков, James С.Y. Watt и др.

Особой любовью в Монголии пользуется Н.К.Рерих который видел, богатые исторические традиции страны и смотрел на неё с надеждой на расцвет в будущем.

л

Замечательная работа Н.М.Щепетельникова "Архитектура Монголии" (М.,1960) не только дает исторический обзор архитектуры но и затрагивает исторические проблемы жилищ монголов, давая общее представление о подстилочных изделиях. Эта книга - фундаментальный источник для исследователей последующих периодов.

Н.В.Кочешков был первым исследователем из-за рубежа, посвятившим себя специальному изучению декоративно-прикладного искусства Монголии, признавшим его самобытность и художественную ценность. В труде "Народное искусство Монголов" (М., 1973) он оценил, проанализировал работы предыдущих исследователей так или иначе касавшихся искусства монголов. В историографическом обзоре Н.В.Кочешков справедливо возражал тем авторам, которые преувеличивали влияние культовых религиозных традиций буддийского Тибета и феодального Китая на художественную культуру монголов. Он дал принципиально новую трактовку истории декоративно-прикладного искусства нашего народа, считал, что оно сохранило свою древнюю, исконно национальную основу, свою самобытность, впитало все лучшее из культурного наследия прошлого, в котором воплощен многовековой опыт народа, его творческий дух, его эстетические воззрения. Также в книге отмечены музеи России имеющие монгольские художественные и этнографические коллекции. Его исследовательская работа имеет фундаментальное значение.

Л.Н.Гумилев писал, что Монголия - сердце Великой степи. Великая степь - фон всей исторической судьбы Монголии. Нельзя понять закономерности развития монгольского народа и государства, монгольской культуры и искусства, не рассматривая их во взаимосвязи с динамическими процессами развития всего степного региона как целого.

Н.Н.Бельский подчеркивал, что современное монгольское искусство будет успешно развиваться лишь в том случае, если станет опираться на многовековые технико-художественные традиции, выработанные коллективным гением народа.

Д.Майдар больше внимания уделял жилищу монголов и графическому искусству.

До настоящего времени древние орнаменты ковровых изделий Центральной Азии и ковровые изделия, использовавшиеся в монгольском быту, рассматривались, в основном этнографами, археологами и частично, историками декоративно-прикладного искусства. (Б.Ренчин, Х.Пэрлээ, Н.Цултэм, Д.Майдар, С.И.Руденко, С.И.Вайнпггейн, Ч.Сонгино, Н.Полосьмак, Д.Цэвээвдорж, У.Эрдэнэбат, Langdon Warner). Кроме того, сведения о них

имеются в различных статьях и монографиях и не сведены в единое целое. Дизайн ковровых изделий Монголии как самостоятельная отрасль не изучался.

Народный художник Монголии, искусствовед Н.Цултэм глубоко и всесторенне исследовал историю искусства Монголии, способствовал развитию искусствоведения, его труд можно признать самым обширным, фундаментальным для социалистического периода нашей страны. Результаты исследования были опубликованы в книге "Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века" (М., 1986). В других его работах замечательно иллюстрированных, рассматриваются по отдельности декоративное искусство, национальная живопись - монгол зураг, скульптура Монголии, архитектура Монголии.

Археологи подробно описали характер древних ковровых изделий, декоративное оформление сопутствующих коврам предметов.

Аналитических исследований по истории, теории и методике художественного проектирования монгольских ковровых изделий не проводилось. Вследствие не системности изложения и неравномерности распределения имеющегося исторического материала в нашем исследовании пришлось задействовать не только монгольский опыт по изучению теории и методики построения орнамента и штучных текстильных изделий. При написании диссертации изучались работы таких ученых историков и теоритиков орнамента, как В.Н.Козлов, С.А.Малахова, Н.П.Бесчастнов, Л.М.Буткевич и историки мирового ковроткачества: А.Барон, Ф.В.Гоголь, Е.Г.Яковлева, К.И.Антипина, А.Ю.Мальчик, Мехди Зариф, Н.И.Сезева, J. Watt, Peter F. Stone, Thomas Cole, Volkmar Gantzhorn, исследователи войлочных изделий Е.И.Махова, Н.В.Черкасова, Л.Батчулуун Е.Г.Царева и т.д.

Исследователь ковра Мехди Зариф в книге "Справочник ковров" (М., 2006) впервые освещает роль монголов в средневековом развитии мировых производств ковроткачества. Его идеи придали мощное ускорение нашим исследованиям.

Изучение традиционных монгольских мотивов проводилось с привлечением всего ассортимента ковровых изделий включая изделия кочевников из войлока и кожи. Первые научные работы, посвященные непосредственно войлочному творчеству монголов, принадлежат Л.Батчулуун. Вопросам собирания и изучения войлочного ковра он уделил большое внимание в "Монгол эсгий ширмэлийн урлаг" (УБ., 1999). Книга написанная больше в культурологическом аспекте, была посвящена скорее духовной и художественной связи и ценности войлока и видам орнамента. Работы этого ученого вскрыли много важных направлений для исследования монгольского

войлочного искусства. Однако они не имеют четких определений с точки зрения искусствоведения.

Первые письменные сведения о народном искусстве монголов мы находим в источниках XIII - XIV вв. Особую ценность представляют сведения европейских путешественников Плано Карпини (1182 - 1252), Вильгельма Рубрука (между 1215 и 1220 - ок. 1270) и Марко Поло (1254 - 1324) посетивших монгольское государство в XIII в. В их отчетах содержится материал, связанный с народным искусством монголов, в частности упоминается о художественной обработке металла и об аппликациях на войлоке.

Одним из самых подробных и достоверных источников по периоду истории Монгольской империи является "Сборник летописей" персидского историка конца XIII - начале XIV в. Рашида-ад-Дина, положившего в основу своего труда подлинные монгольские хроники и устные предания. Рашид-ад-Дин упоминает об изображениях на войлоке, закрывающем вход в юрту, об узорах на дымнике, о знании монголами XII - ХП1 вв. кузнечного ремесла и ювелирного искусства.

Войлочный ковер "ширмэл гиирдэг" - особый жанр коврового искусства. Его главной отличительной чертой является простегивание нитей вербльюжей шерсти параллельной строчкой. В задачу простегивания входила не только сама отделка и украшение ковра, но и проблема длительного ежедневного пользования изделием.

Территориально и по времени ворсовое ткачество ковровых изделий в Монголии имело ограниченное распространение. Оно было известно в основном в юго-восточных, юго-западных районах (современные аймаки Дорнод, Сухэ-Баатар, Гоби-Алтай) на границах с Внутренней Монголией и района Синьцзян Уйгурам КНР.

Производство ковров — одно из значительных отраслей современной легкой промышленности Монголии, так как страна имеющая особую историю ковроделия, представляет для исследователей и любителей большой интерес. Однако до настоящего времени монгольские ковровые изделия не являлись предметом серьезного исследования. Данная диссертация - первый опыт исследования дизайна монгольских ковровых изделий и мы сосредотачиваем внимание на их историческую эволюцию, развитие, классификацию, композицию и проектные процессы.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - проведение анализа художественного проектирования монгольских ковровых изделий с точки зрения современной истории и теории дизайна, выявление и обоснование

принципов и эффективных методов использования каноничных для Монголии орнаментальных мотивов при создании современных ковровых композиций.

Для реализации заявленной цели решаются следующие исследовательские задачи:

• обобщается и анализируется история развития и особенности ковровых изделий Монголии;

• определяются условия возникновения и образно-художественный смысл древних орнаментальных мотивов Монголии на ранней стадии сложения канонов;

• выявляются хронологические рамки существования мотивов и схем построения штучных композиций коврового типа;

• определяются хронологические рамки и становление методов проектирования промышленной ковровой продукции;

• дается анализ процессов проектирования современных ковровых композиций;

• выявляется роль художественного образования в становлении методов художественного проектирования ковровых композиции в Монголии.

Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является художественная практика создания монгольских ковровых изделий и близких к ним по композиции и мотивом предметов декоративно-прикладного искусства, предметом исследования - художественное проектирование монгольских ковровых изделий.

Работа строится на материале истории и теории культуры, археологии и этнографии, истории народного и декоративно-прикладного искусства, теории дизайна и методологии проектирования. В сферу исследований вовлекаются уникальные образцы из фоццов музеев Монголии, России, Дании, Японии, Тайваня и США. Выбор и организация материала подчинены задачей исследования ковровых изделий, процессу развития методов проектирования в области монгольского текстиля. Поэтому в обширном историческом материале (с IV века до н.э. до настоящего времени) отбираются и рассматриваются наиболее принципиальные явления.

Материал по истории проектирования монгольских ковровых изделий освещен в литературе крайне слабо, поэтому в работе существенную роль играет фактография. Вопросы технологии коврового производства, изложенные в технических изданиях, в работе не рассматриваются. Географические границы исследования - районы Центральной Азии.

Методы исследования. Значительный исторический период, охватываемый исследованием и системность художественного творчества требуют адекватных методов изучения. Исследование велось, в целом, в рамках искусствоведческого системного исследования рассматривая как систему орнаментальную композицию и проектный процесс. Понимая орнамент как особую знаковую программу мы исследовали специализированную систему -систему ковровой композиции на материале артефактов монгольской культуры.

Важной составляющей анализа является изменение функциональных качеств системы в результате исторических изменений среды. Применение системно-исторического метода, позволило понять художественное проектирование монгольского ковроткачества в развитии. Использование метода сравнительного анализа позволило выявить специфические качества результатов проектных процессов.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена целью исследования: дизайн монгольских ковровых изделий изучается впервые. Кроме того, в работе проведено системное исследование влияния традиционного орнамента на современное художественное проектирование монгольских ковров.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенное исследование научно обосновывает практику создания ковровых изделий на примере монгольского опыта, восполняет дефицит исследований в области текстильного дизайна. При анализе коврового творчества Монголии на основе многолетней работы в этой области сделан важный шаг к раскрытию сложившихся веками художественных традиций в ковроделии. Такой анализ является ценным для дальнейшего развития художественно-декоративного стиля и образа ковроделия нашей страны.

Практическая значимость работы заключается в том, что позволяет понять возможности проектирования ковровых композиций и использовать полученные знания в дизайнерской практике на текстильных предприятиях и в дизайнерском образовании, станет отправным материалом для молодых исследователей монгольского текстильного дизайна.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого национального и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам "Специальный рисунок" и "Композиция" кафедры рисунка и живописи и кафедры рекламной графики и визуальных коммуникации МГУДТ. Материал полученный автором

в результате исследования, был использован при создании учебных пособий в вузах Монголии.

Автор имеет 10 печатных работ по теме диссертационного исследования, в журналах, сборниках научных трудов и тезисах научных конференций.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет дизайна и технологии".

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 306 стр., она содержит 198 стр. машинописного текста. Список литературы включает 152 наименований. Объем приложения составляет 108 иллюстраций.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении раскрывается состояние вопроса, актуальность, цели и задачи исследования, объект, предмет и границы исследования, методика, структура, научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава - "Возникновение и развитие монгольских ковровых изделии" посвещена изучению исторического материала, раскрывающего предисторию и становление ковровых изделий и их орнаментальных мотивов в Монголии с древнейших времен до наших дней.

Исследователи орнаментов кочевых народов Азии сходятся во мнении, что культурные истоки и древнейшие формы ковровых изделий монголов уходят в глубину тысячелетий до нашей эры. Напрямую связанные с процессами одомашивания диких животных и превращения животноводства в основу своей жизни, первые кочевники-номады свои художественные опыты стали связывать с такими подручными материалами как шерсть и шкуры животных. Сменяемые за тысячелетия на территории Монголии различные племена и народы в той или иной форме были кочевыми и всегда занимались кочевыми животноводством. Ранние цивилизации, созданные племенами хуннов, сяньбиецев, уйгуров, тюрков и киданей были восприняты культурой средневековья и последующего времени.

В каждый исторический период искусство образует неповторимый сплав традиции и новаторства, определяющий её облик. В соответствии с целями нашего исследования таких периодов можно выделить пять: древный период, имперский период, период буддизма, период социализма, современность.

Древный период - от глубокой древности до XIII века. На территории Монголии наскальные реалистические и абстрактные образы, исполненные в каменном веке встречаются в огромных количествах. "Художники" в доисторический период были еще и шаманами и поэтами и уже тогда их изображения имели глубокий смысл. Сочетание конкретного и условного перешли и к людям бронзового века.

Уже древнейшие наскальные рисунки Монголии из пещеры Хойт-Цэнхэр Агуй, исследованные только в 1966 году, имеют орнаментальные качества. В пещере "художники" верхнего палеолита оставили нам целую галерею с мотивами диких зверей, птиц, и деревьев.

Прямые связи с начальными формами древних орнаментов Азии имеют "оленные камни" испещренные стилизованными изображениями рогатых животных - предтечей "звериного стиля" кочевников.

Зверинный стиль - это декоративно-прикладное искусство, представлявшее собой органичный сплав утилитарного и изобразительного, искусство, реалистическое по форме и мифологическое по содержанию. Он зародился и сформировался в среде ранних кочевников Центральной Азии, в период, непосредственно предшествующий появлению скифов в степях Северного Причерноморья. Мы выдвигаем гипотезу, что изображения хищного и парнокопытного животных является археотипом бинарной оппозиции - арга бшэг.

Тамга-знаки имеют древнее происхождение и заключают в себе обычаи, нравы, письменность, традицию религиозно-мифологических представлений наших предков. Они сопровождали монгольский народ на протяжении всей его истории. Учёные высказывали мнение, что композиция и образ тамгов могут иметь коренные связи с появлением древной письменности в том числе, рунической. Слово "тамга" - "тавро", "клеймо", "печать" монгольского происхождения, широко использовалось в период Золотой Орды. Данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья.

Подлинным переломом в жизни Центральной Азии, стали люди Хунну, создавшие первое на этой территории государство кочевников. Они жили охотой и в широких масштабах освоили кочевое производство. Они многое переняли у индоевропейцев и имели постоянные центры ремесленного производства с изготовлением изделий из кожи, войлока и тканей. Обширное изобразительное наследие в виде "зверинного стиля", извлечено из многочисленных курганов. Изображения животных и их частей, грифонов, драконов, облакообразный орнамент, орнамент из лепестковых розеток в

изобилии встречаются на предметах, созданных хуннами. Распад хуннуского государства, великое передвижение народов привели к повсеместному распространению войлочных ковров. Многие народы считают ковровые изделия хуннуского периода, прототипом своего коврового искусства.

Имперский период (XIII - XVI вв) и его искусство - наиболее известная европейцам история монголов. Это государство было - мировой империей, а не провинциальной державой. Империя не мешала внутренней культурной жизни своих составных частей. Это основная идеология нашего исследования средневековых ковровых изделий.

Огромная территория, фантастическое сосредоточение богатств, стекающихся с обширной части мира, катализировали взаимообмен культурных идей, мотивов и орнаментов.

Тысячи произведений текстильного искусства и ремесленники свозились в Хара-хорум из Китая, Западной Азии и европейской части евроазиатского континента. Это способствовало развитию текстильных технологий того времени.

Необходимое внимание в диссертации уделено влиянию Великой Монгольской империи на развитие и распространение мирового производства ворсово-тканного ковра.

Период буддизма - от 1670 до 1921года. Во второй половине XV - XVI века в искусстве и народном обиходе усиливается влияние традиции индийской и тибетской культуры. Ламаизм принес не только новую идеологию, но и новые сюжеты и композиционные схемы. Этот период - расцвет народного декоративно-прикладного искусства, в том числе аппликации, вышивки, войлока. В период буддизма в Монголии как нигде расцветает искусство вышитых картин и картин-аппликаций как продолжение хуннуской техники. Аппликации доходили до 16 метров в высоту. В XIX веке аппликация, простеганный войлочный ковер достигают своих вершин. В этот период была предпринята попытка создания ворсового коврового ремесла в юго-восточном регионе страны, на границе с Внутренной Монголией, в которой было развито ворсовое ковровое производство во времена средневековья. Каноны искусства буддийского ламаизма, разработанные Дзонховым - тибетским ламой повлияли на художественный образ оформления монгольского войлочно-простеганного ковра периода буддизма.

В период социализма от 1921 до 1990 г. в домашний обиход монголов и их декоративно-прикладного искусства вошли достижения европейской цивилизации, начался упадок искусства войлочного ковра и расцвет машинно-ворсового ковра. В 1971 году открылся первый машинно-ткацкий ковровый

комбинат "Улаанбаатар хивс", в 1979 году заработал ковровый комбинат "Эрдэнэт хивс". В 1985 году открылся третий ковровый комбинат в городе Чойбалсан. В это время началось быстрое развитие методов художественного проектирования ковров, получили образование новые специалисты-художники по ковровым изделиям.

В современный период активно внедряются новая техника и технологии, влияющие на художественный уровень дизайна ковров. Дизайн ковра и осознание его эстетических свойств активно меняются. Совершенствуются наука, техника, культура, соответственно изменяются подходы к эстетике и дизайну ковра. Основная задача современного проектирования ковровых изделий Монголии, создать художественный образ, художественный стиль опираясь на традиции народно-декоративного искусства.

Дизайнеров текстиля, необходимых в современной индустрии и искусстве Монголии профилей, с 2000 г. начал готовить МГУНиТ. Материалы, изложенные в первой главе, позволили сделать следующие заключения:

• с древных времен у кочевников образовалась самобытная цивилизация и её искусство внесло свои неповторимый вклад в культуру всего человечества. Археологические раскопки в Монголии приносят все новые подтверждения той развитой культуры, которая была у племен и народов, населявших некогда эту обширную территорию, и свидетельства влияния других культур на монгольскую;

• декоративно-прикладное искусство Монголии делится на 5 периодов: древний, имперский, буддийский, социалистичесий, современный;

• ковровые изделия хуннов древнего периода, являются одними из самых ранних сохранившихся образцов ковроделия и Ноин-Улинский ковер в единственном экземпляре представляет зверинный стиль в текстиле того времени;

• имперский период монгольского искусства имел интернациональный характер. Для развития мировых ковровых изделий он сыграл важнейшую роль. В этот период производство узелковых ковров распространилось на обширных территориях Центральной Азии;

• в период буддизма на монгольское искусство влияет искусство Индии, Китая. Ковровые изделия этого периода можно разделить на монастырские и бытовые;

• социалистический период ознаменован яркими переменами в искусстве. В жизнь народа проникает европейская культура, рождаются

профессиональные мастера искусств, народ переходит на новый образ жизни. Вторая пол. XX в. стала упадком войлочных, восходом машинно-ткацких ковровых изделий;

• современное искусство Монголии опирается на многовековые исторические традиции, обогащается достижениям мировой культуры. Сегодня производство ковров - важная отрасль индустрии текстиля Монголии;

• национальная культура Монголии - это пример того, что восприятие другой культуры не означает отказ от своих традиций;

• традиционное искусство текстиля Монголии отличается от других кочевых народов Центральной и Средней Азии и Южной Сибири характерным начертанием орнаментов и их колоритом.

Вторая глава - "Классификация, принципы, композиции и образные средства дизайна ковровых изделий Монголии" выявляет историческую эволюцию монгольского орнамента, классификацию по технологическим призникам, классификацию по композиционным признакам, образно-художественные средства монгольских ковровых изделий.

В каждом историческом периоде ковровые изделия монголов имели свои композиционные и содержательные особенности. Исследование ковровых изделий позволило осветить культурно-историческую эволюцию орнамента и композиции ковров, связанных с мировоззрением монголов, влияние высокохудожественных традиций прошлого на современное искусство ковроделия.

В главе раскрывается эволюция как орнаментальных форм, рожденных в дотекстильное время, так и орнаментальных мотивов, которые развивались на войлочных коврах, ворсовых коврах ручного и машинного ткачества. Особое внимание в главе уделено традиционным композициям монгольских ковров, строящиеся на соблюдении выверенных временем принципов организации мотивов и цветовых предпочтениях монголов-скотоводов с господством красного цвета. Красный цвет - цвет крови и огня, усиливает ощущение движения на открытых пространствах монгольских степей.

Классификация по композиционным призникам проводится на основе трех основных групп ковров: войлочных изделий, тканных изделий и тафтингово-вышитых изделий с учетом технологии их изготовления. При анализе композиции войлочных изделий раскрывается основопологающее значение композиции войлочных ковров - ширдэг, подробно описывается десять разновидностей трактовки их основного поля и семь видов организации каймы. При анализе композиций тканных ковровых изделий подробно

разбираются как традиционные монгольские композиции, так и композиции, созданные под влиянием искусства соседних государств.

Выделяются и анализируются шесть видов напольных ковров по характеру мотивов и шесть видов настенных ковров по сюжету.

Образно-художественные средства ковровых изделий связаны как с основопологающими принципами их построения (цельность, симметрия, ритм, пластика), так и с особенностями эксплуатации и наличием культовой символики. В культовой символике, изображаемой на коврах, преобладающие значение играют древние символы, рожценные мифологией монголов. Так только воде, понимаемой как один из четырех первоэлементов, придается восемь символических значений и например, напольный ковер, заполненный символами воды, считается основой произрастания всего живого на земле.

В главе анализируются варианты взаимодействия символов, рождающих сложные ассоциативные представления о мироздании.

В современных монгольских коврах используются все выразительные средства графики (линия, пятно, точка и их сочетания) возможные в творческой проектной практике. Как отдельное выразительное средство используют новейшие возможности отделки ковров (придание бархатистости, блеска, мягкости переходов цветовых тонов и тому подобных эффектов). Материалы, изложенные во второй главе, позволили сделать следующие заключения:

• художественный образ современного монгольского орнаментального и коврового искусства является результатом творчества множества племён и народов и складывался в течении веков;

• монгольсий ковер в древности имел как утилитарное так культовое назначение, в средневековье стал носителем символов, в современности является объектом декоративно-прикладного искусства;

• термины, которыми пользуются в войлочном промысле многих народов Азии и Европы, имеют корни в монгольском языке. Простеганные войлочные ковры - изделия коренного промысла монголоязычного народа;

• классическая замкнутая композиция ковра, которая состоит из каймы и центрального поля с медальоном или без него, образовалась в глубокой древности, по археологическим сведительствам - до нашей эры. Примером может служить композиция ковров из Пазырыка и Ноин-Ула;

• сложное сочетание спирально-завитковой и изломанной под прямым углом линии орнаментов, заполнение основного поля центральным или

угловыми медальонами и наличие бордюров - отличительная черта монгольских ковровых изделий;

• цветовая гамма монгольских ковров строится на контрастных отношениях, воспринимаемых на расстоянии;

• на принципы художественного оформления ковровых изделий 1990-х годов активно влияли международные тенденции и художественные стили от европейской классики до абстрактного искусства.

В третьей главе - "Методы дизайна современных ковровых изделий Монголии" анализируются процессы создания монгольских ковровых изделий и определяются пути их совершенствования.

Каждый народ, вступивший в эру промышленного производства и создающий произведения дизайна прошел в своем художественно-предметном творчестве путь от работы в системе канона до компьютерного дизайна и монголы — не исключение. Особенностью монгольского пути является то, что каноничное проектирование, главенствовавшее в Монголии вплоть до середины XX века, существует и сегодня, уживаясь с самыми современными формами проектной работы. В современной Монголии есть еще много людей, осознанно повторяющих графику древнейших узоров в соответствии с многовековыми ритуалами. Так в сельских районах Монголии XXI века еще создаются традиционные войлочные ковры. Весь процесс их изготовления жестко подчинен канону и сопровождается магическими песнями и заклинаниями. Это позволяет не только создавать изделия по проверенной технологии, но и дает человеку прочные жизненные ориентиры. Именно в рамках канона была создана гениальная композиция ковров, состоящая из центрального поля, замкнутого с четырех сторон каймой. Композиция инвариантна как для войлочных так и для ворсово-тканных изделий.

"Народный дизайн" существующий в рамках канонической деятельности дает возможность получать своеобразный "тираж" схожей по типу продукции, позволяя повторять в найденной ещё до нашей эры композиционной схеме ряд устойчивых типизированных элементов. Однако в рамках канона было создано огромное количество вариантов одного и того же мотива или сюжета со своими особенностями рисунка и нюансами канонизированной цветовой гаммы.

Канон, в виде догматов буддизма, действовал в церковном искусстве периода ламаизма. Именно поэтому огромные аппликации вышитых монгольских икон легко узнаваемы. Со второй половины XX века, в Улаанбаатаре начинает работать кооператив по производству ковров и ряд художников создают собственные эскизы для ковров как орнаментального так

и портретного типа. С этого момента в Монголии появляется такое направление художественной деятельности как проектировщик коврового рисунка с полноценным набором этапов мануального творческого процесса (творческое задание, сбор материала, эскизирование, работа над окончательным эскизом и патронированием). В рамках мануального художественного проектирования создавались как орнаментальные так и портретные композиции. В коврах, выпущенных кооперативом, такое цветовое сочетание с вкраплениями красного и зеленого стало цветовым призникам работ 1970-х - 1980-х годов. Эскиз коврового рисунка утверждался специальным художественным советом из художников, менеджеров и технологов. В работе художественного совета в Монголии был использован опыт работы художественных советов в СССР.

Мануальный метод проектирования активно использовался до конца XX века. В этот период эскизы для ковров создавали такие художники как У.Лдамсурэн, А.Сэнгэцохио, Ж.Тумэнбаяр, Б.Гомбосурэн, Бадамдорж, Доржсурэн, Д.Чойжилжав, Пурэвжав, Жамсран, З.Цэцгээ, Батдолгор, Тимуртогоо, А.Ганболд, Галсандорж. Выдающуюся роль в искусстве ковроткачества сыграл художник по коврам Д.Чойжилжав, проработавший в Улаанбаатарском и Эрдэнэтском комбинатах более двадцать лет. Б.Гомбосурэн создал классический для Монголии орнамент ковровой дорожки. В создании эскизов ковров оставили свой след многие художники национальной школы живописи "Монгол зураг", так как практика этой школы характеризуется стремлением к плоскостности и орнаментальное™. Поскольку мануальная "отрисовка" ковра - крайне трудоемкий процесс, то, как правило, исполнялись симметричные как по вертикали так и по горизонтали композиции. Эскизы ковров с особенно сложным рисунком в первые годы патронировались в Германской Демократической республике.

Компьютерное проектирование изделий, являющееся отличительной чертой современного дизайна, появляется в Монголии в последнем десятилетии ХХ-го века в виде внедрения системы CAD. Основной целью внедрения CAD стало резкое сокращение сроков и трудоемкости проектирования, использование единой базы орнаментов и мотивов, модернизация технологических процессов. Первой компьютерной программой, введенной в творческую практику в Монголии была "Magic carpet". В настоящее время популярна программа "Booria", использующаяся компанией "Эрдэнэт хивс". Программа разработана в Иране специально для проектирования ковров различного назначения. Дизайнерская программа "Booria" - предовое программное обеспечение для создателей ковров, способная удовлетворять все профессиональные требности и открытая к осуществлению креативных идей.

Это CAD программа, обладающая комплексным набором инструментов для рисования с широким спектром их функций, библиотекой мотивов, позволяет быстро получать самые фантастические комбинации форм, ковровых композиций, включая использование фотографии. Становится возможным "проиграть" десятки вариантов одного эскиза за счет изменений размеров, фрагментирования, фотоизображения или рисунка, коллажных приемов, мгновенной замены мотивов, изменений поворотов форм, введения рисующих линий разного характера, замены цвета всего эскиза или его отдельных участков и т.д. Цветной экран болынеразмерного "коврового" монитора позволяет одновременно как видеть множество вариантов одного мотива и сравнивать их, так и детально отрабатывать применение необходимых графических элементов большого "коврового поля".

Электронная обработка конечного эскиза для его воспроизведения на текстильном изделии включает также операции как программирование и подготовка картона (без стадии патронирования). Время на выполнение всех необходимых процедур при применении электронной техники сокращается до нескольких дней или даже часов, вместо нескольких месяцев. В освоении современной компьютерной техники и создании передовых проектных методик много сил прилагает педагогический состав и студенты МГУНиТ. Студенты изучают новые для Монголии специальные предметы в написании и преподавании которых принял участие и автор диссертации. Предметы 'Текстильный CAD" и "Проектирование ковровых изделий" преподаются с использованием компьютерной техники, а освоенные знания закрепляются на практиках на ковровых комбинатах. В стенах университета, под руководством автора диссертации ведется работа по созданию компьютерного банка монгольских национальных мотивов и композиционных схем.

На основе многолетних исследований нами разработано девять принципов совершенствования методов проектирования ковровых изделий Монголии, охватывающих как монгольские традиции так и новации.

Материалы, изложенные в третей главе, позволили сделать следующие заключения:

• на основе изучения композиционных приемов выявлено, что при мануальном методе проектировании доминировали два вида построения композиции: в центре с медальоном и с чередующимся повторным рисунком. Симметричность, цельность были главным призником;

• весь исторический период проектирования монгольских ковровых изделий до компьютерного метода основан на теории симметрии: древный

хуннуский ковер на симметрии вращения, средневековый - на симметрии переноса, машинно-ткацкий ковер мануального проектирования - на симметрии отражения;

• мануальный метод проектирования имел свои недостатки: в промышленное производство медленно внедрялось новые рисунки, был трудоемким и сложным весь процесс создания эскизов и подготовка их к производству;

• компьютерный метод проектирования открыл принципиально новые возможности в художественном проектировании ковровых изделий массового промышленного производства;

• в результате внедрения системы CAD и САМ в ковровых изделиях массового производства появилялись ассиметричные монокомпозиционные рисунки и также рисунки с крупномасштабными мотивами;

• одной из основных тенденций в области дизайна ковровых изделий следует считать усиление целевой направленности проектирования для конкретных социальных групп;

• Монгольский государственный университет науки и технологии в первое десятилетие XXI века стал центром развития новых форм дизайнерского проектирования.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для понимания культурно-исторических истоков, эволюции и современной практики производства ковровых изделий Монголии.

1. Дизайн монгольских ковровых изделий - обширная, динамично развивающияся часть современного дизайна текстиля, имеющяя длительную предысторию, историю, теорию и методику.

2. Монголия - одна из древнейших носителей культуры ковровых изделий. На её территории и близ её границы найдены самые древние войлочные и тканные ковровые изделия как местного так и иноземного производства.

3. Войлочный ковер - яркое и самобытное явление, занимающее видное место в искусстве кочевников. Это большой вклад кочевников Центральной Азии в мировое декоративно-прикладное искусство. Распостронение искусства войлочного ковра среди кочевых племен Азии и Кавказа связано с распадом первого государства кочевников - Хунну и переселением его народа.

4. Образование Великой Монгольской империи дало толчок дальнейшему развитию коврового производства, повлияло на иконографию и распространение ковроткачества в Азии.

5. Ковровые композиции, имеющие центральное поле, кайму и построенные на основе осевой симметрии рождены в период становления канонов. Данные композиции характерны для большей части ковров современного ручного и машинного производства и их древный художественный смысл не противоречит помыслом человека XXI века.

6. Сложное сочетание спирально-завигковой и изломанной под прямым углом линии орнаментов, заполнение поля ковра центральным и угловыми медальонами, контрастная цветовая гамма с обязательным наличием красного цвета - отличительная черта художественных монгольских ковровых изделий.

7. В диссертации на основе трех основных групп ковров (войлочных, тканных, тафтингово-вышитых) дана оригинальная классификация композиций монгольских ковровых изделий, описаны разновидности их основного (центрального) поля и разновидности каймы.

8. В диссертации выявлены и впервые проанализированы основные художественные методы создания ковровых изделий Монголии, определены их достоинство и недостатки. Компьютерные методы проектирования изложены в соответствии с их конкретным применением на комбинатах Монголии, определены пути их совершенствования.

9. Выявлены роль учебных вузовских центров в совершенствовании эффективных проектных методов работы в сфере коврового производства.

10. Определено, что успехи монгольских дизайнеров-проектировщиков ковров будут напрямую связаны с гармоничным сочетаниями многовекового опыта монголов и креативными достижениями новейших текстильных проектных технологий развитых мировых держав с расширенным использованием компьютерной техники.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

• публикации в журналах, рекоменованных ВАК:

1. Батсайхан Ц., Бесчастнов Н.П. Культурно-историческая эволюция орнамента ковровых изделий Монголии // Известия Вузов. Технология текстильной промышленности, №1(343), 2013. С. 107- 111.

2. Батсайхан Ц. Композиция войлочного ковра - ширдэг // Дизайн и технологии, №36 (78), 2013. С. 5 - 9.

3. Батсайхан Ц. Классификация монгольских ковровых изделий по мотивам орнамента // Дизайн и технология №37 (79) 2013 г. С 10 - 16.

• публикации в других изданиях:

4. Батсайхан Ц. Настенный ковер как культовый объект интерьера //Тезисы докладов на Международной научно-технической конференции. "Современные технологии и оборудование текстильной промышленности" (Текстиль-2012), Сборник тезисов - М; ФГБОУ ВПО "МГТУ им. А.Н.Косыгина", Москва, Часть 2, С. 136 -137.

5. Батсайхан Ц., Бесчастнов Н.П. Ширдэг традиционный ковер для юрты // Сборник научных трудов аспирантов. Вып. 18 - М; ГОУВПО "МГТУ им. А.Н.Косыгина", 2012 г. С. 140-144.

6. Батсайхан Ц. Композиция ворсовых ковров Монголии // Тезисы докладов на Международной научно-технической конференции. "Современные технологии и оборудование текстильной промышленности" (Текстиль-2013) Сборник тезисов - М; С. 282.

7. Батсайхан Ц., Орхон О. Хувцасны загварын хегжилд материалын дизайн нелеелж ирсэн онцлог. (Особенность исторического влияния текстильного дизайна на развитии моды) Хувцас - одоо, ирээдуй эрдэм шинжилгээний бага хурлын эмхэтгэл, УБ., 2007. х.

8. BATSAIKHAN Tsiyen-Oidov. HUVSGUL-TRANS //Annual International Invited Fashion Exhibition Seol, Korea, 2009,desember -p.9

9. Батсайхан Ц. Уламжлал - дизайны хегжил (Традиция и современность дизайна) ШУТИС-ийн эрдэм шинжилгээний бутээлийн эмхэтгэл, УБ., 2010 он. х.х.131 - 132.

10. Батсайхан Ц. Текстиль-арт ба монголын урлаг (Текстиль-арт и монгольское искусство) // Монголын соёл урлаг судлал сэтгуул № 16, 2013, хх.22-27. ISBN 978-99962-58-33-6.

Подписано в печать 21.11.13 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл.печл. 1,25 Заказ № 171-Т Тираж 80

Редакционно-издательский отдел МГУДТ 115093, Москва, ул. Садовническая, 33, стр.1

Отпечатано в РИО МГУДТ

 

Текст диссертации на тему "Дизайн монгольских ковровых изделий"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ"

:рукописи

Циен - Ойдов БАТСАЙХАН

ДИЗАЙН МОНГОЛЬСКИХ КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ (культурно-исторические традиции, эволюция, современная практика)

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата искусстоведения

Научный руководитель Доктор искусствоведения Бесчастнов Н.П.

Москва - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 4

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОНГОЛЬСКИХ КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИИ................................................................................13

1. .Культурные истоки и древнейшие формы ковровых изделии кочевых народов Центральной Азии ...................................................................13

2. Ковровые изделия древнего периода....................................................40

3. Ковровые изделия средновековой Монголии.......................................54

4. Ковровые изделия XX веков..................................................................72

Выводы по материалу главы..................................................................81

ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ И ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА ДИЗАЙНА КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ МОНГОЛИИ.....................................................................................................83

1. Историческая эволюция Монгольского орнамента..............................83

2. Классификация ковровых изделий

по технологическим призникам ........................................................102

3. Классификация ковровых изделий

по композиционным призникам..........................................................118

4. Образно - художественные средства дизайна ковров.......................137

Выводы по материалу главы.................................................................150

ГЛАВА III. МЕТОДЫ ДИЗАЙНА СОВРЕМЕННЫХ КОВРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ МОНГОЛИИ ........................................................................152

1. Мануальные методы проектирования.................................................152

2. Компьютерные методы проектирования............................................163

3. Пути совершенствования методов проектирования

ковровых изделии в современной Монголии....................................171

Выводы по материалу главы.................................................................182

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ..................................................................................184

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................186

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................198

ВВЕДЕНИЕ

Быстрое совершенствование текстильных технологий в последней трети XX начале XXI века способствовало резкому увеличению мирового машинного производства ковровых изделий. В странах традиционного использования ковров, закупивших высокопроизводительное ковроткацкое оборудование к которым относится Монголия, это привело к неоправданно масштабному тиражированию ограниченного набора однотипных ковровых упрощенных каноничных композиций и композиций, созданных под влиянием международной моды. Такую ситуацию нельзя считать удовлетворительной, так как она не дает населению Монголии полноценного ассортимента орнаментов, наработанных в ручном ткачестве и ограничивает экспортный потенциал национальных ковровых производств. Анализ современных ковровых изделий Монголии показывает, что в ковровых композициях используется недостаточный набор орнаментальных мотивов, а дизайнеры, работающие в текстильной промышленности, слабо осознают заложенный в мотивах эстетический и смысловой потенциал.

В чем же особенности использования орнаментальных мотивов в монгольских ковровых изделиях? Какие возможности для творческого выражения несут в себе древные орнаментальные сообщения? Насколько сложноорганизованные древнейшие композиционные формы и мотивы отвечают потребностям современного монгола? Как орнаментальные формы, рожденные современностью могут встраиваться в традиционные композиционные схемы?

Ответить на данные вопросы невозможно без научного изучения возникновения и эволюции традиционных для Монголии орнаментальных мотивов и анализа опыта их использования в проектировании ковровых изделий.

Большой фундаменальный вклад внесли для исследования искусства Монголии, труды монголоведов. По данной тематике работали: Сыма Цянь [1], Рашид-ад-дин [2], Н.Я.Бичурин [3], Г.Н.Потанин [4], Н.К.Рерих [5,6,7], К.В.Вяткина [8], С.И.Руденко [9,10,11], А.П.Окладников [12], Н.М.Щепетильников [13], И.И.Ломакина [14,15,16], Н.В.Кочешков [17,18], Л.Н.Гумилев [19,20,21,22], Н.Н.Бельский [23], Д.Б.Пюрвеев [24,25,26], А.С.Ососьков [27], James С. Y. Watt [28] и др.

Особой любовью в Монголии пользуется Н.К. Рерих который видел, богаты исторические традиции страны и смотрел на неё с надеждой на расцвет в будущем.

Замечательная работа Н.М.Щепетельникова "Архитектура Монголии" (М.,1960) не только дает исторический обзор архитектуры но и затрагивает исторические проблемы жилищ монголов, давая общее представление о подстилочных изделиях. Эта книга - фундаментальный источник для исследователей последующих периодов.

Н.В.Кочешков был первым исследователем из-за рубежа, посвятивших себя специальному изучению декоративно-прикладного искусства Монголии, признавших его самобытность и художественную ценность. В труде "Народное искусство Монголов" (М., 1973) он оценил, проанализировал работы предыдущих исследователей так или иначе касавшихся искусства монголов. В историографическом обзоре Н.В.Кочешков справедливо возражал тем авторам, которые преувеличивали влияние культовых религиозных традиций буддийского Тибета, и феодального Китая на художественную культуру монголов. Он дал принципиально новую трактовку истории декоративно-прикладного искусства нашего народа, считал, что оно сохранило свою древнюю, исконно национальную основу, свою самобытность, впитало все лучшее из культурного наследия прошлого, в котором воплощен многовековой опыт народа, его творческий дух, его эстетические воззрения. Также в книге

отмечены музеи России имеющие монгольские художественные и этнографические коллекции. Его исследовательская работа имеет фундаментальное значение.

Л.Н.Гумилев писал, что Монголия - сердце Великой степи. Великая степь - фон всей исторической судьбы Монголии. Нельзя понять закономерности развития монгольского народа и государства, монгольской культуры и искусства, не рассматривая их во взаимосвязи с динамическим процессами развития всего степного региона как целого.

Н.Н.Бельский подчеркивал, что современное монгольское искусство будет успешно развиваться лишь в том случае, если станет опираться на многовековые технико-художественные традиции, выработанные коллективными гением народа.

До настоящего времени древние орнаменты ковровых изделий Центральной Азии и ковровые изделия, использовавшиеся в монгольском быту, рассматривались, в основном этнографами, археологами и частично, историками декоративно-прикладного искусства. (Б.Ренчин [29], Х.Пэрлээ [30], Н.Цултэм [31,32], Д.Майдар [33,34,35,36], С.И.Руденко, С.И.Вайнштейн [37], Ч.Сонгино [38], Н.Полосьмак [39], Д.Цэвээндорж, У.Эрдэнэбат, Langdon Warner [40]). Кроме того, сведения о них имеются в различных статьях и монографиях и не сведены в единое целое. Дизайн ковровых изделий Монголии как самостоятельная отрасль не изучался.

Народный художник Монголии, искусствовед Н.Цултэм глубоко и всесторенне исследовал историю искусства Монголии, способствовал развитию искусствоведения, его труд можно признать самым обширным, фундаментальным для социалистического периода нашей страны. Результаты исследования были опубликованы в книге "Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века" (М., 1986). В других его работах замечательно иллюстрированных, рассматриваются по

отдельности декоративное искусство, национальная живопись - монгол зураг, скульптура Монголии, архитектура Монголии.

Д.Майдар больше внимания уделял жилищу монголов и графическому искусству.

Археологи подробно описали характер древних ковровых изделий, декоративное оформление сопутствующих коврам предметов.

Аналитических исследований по истории, теории и методике художественного проектирования монгольских ковровых изделий не проводилось. Вследствие не системности изложения и неравномерности распределения имеющегося исторического материала в нашем исследовании пришлось задействовать не только монгольский опыт по изучению теории и методики построения орнамента и штучных текстильных изделий. При написании диссертации изучались работы таких ученых историков и теоритиков орнамента, как В.Н.Козлов, С.А.Малахова [41], Н.П.Бесчастнов [42,43], Л.М.Буткевич и историки мирового ковроткачества: А.Барон Фелькерзам [45], Ф.В.Гоголь [46,47], Е.Г.Яковлева [48,49], К.И.Антипина [50], А.Ю.Мальчик [51], Мехди Зариф [52], Н.И.Сезева [53], J. Watt, Peter F. Stone, Thomas Cole [54], Volkmar Gantzhorn, Murray L. Eiland III [56] исследователи войлочных изделий Е.И.Махова, Н.В.Черкасова [57], Л.Батчулуун [58], Е.Г.Царева и т.д.

Исследователь ковра Мехди Зариф в книге "Справочник ковров" (М., 2006) впервые освещает роль монголов в средневековом развитии мировых производств ворсоткачества. Его идеи дали мощное ускорение нашим исследованиям.

Изучение традиционных монгольских мотивов проводилось с привлечением всего ассортимента ковровых изделий включая изделия кочевников из войлока и кояси. Первые научные работы, посвященные непосредственно войлочному творчеству монголов, принадлежат Л.Батчулуун. Вопросам собирания и изучения войлочного ковра он уделил

большое внимание в "Монгол эсгий ширмэлийн урлаг" (УБ 1999). Книга написанная больше в культурологическом аспекте, была посвящена скорее духовной и художественной связи и ценности войлока и видам орнамента. Работы этого ученого вскрыли много важных направлений для исследования монгольского войлочного искусства. Однако они не имеют четких определений с точки зрения искусствоведения.

Первые письменные сведения о народном искусстве монголов мы находим в источниках XIII - XIV вв. Особую ценность представляют сведения европейских путешественников Плано Карпини (1182 - 1252), Вильгельма Рубрука (между 1215 и 1220 - ок. 1270) [59] и Марко Поло (1254 - 1324) [60] посетивших монгольское государство в XIII в. В их отчетах содержится материал, связанный с народным искусством монголов, в частности упоминается о художественной обработке металла и об аппликациях на войлоке.

Одним из самых подробных и достоверных источников по периоду истории Монгольской империи является "Сборник летописей" персидского историка конца XIII - начале XIV в. Рашида-ад-Дина, положившего в основу своего труда подлинные монгольские хроники и устные предания. Рашид ад-Дин упоминает об изображениях на войлоке, закрывающем вход в юрту, об узорах на дымнике, о знании монголами XII - XIII вв. кузнечного ремесла и ювелирного искусства.

Войлочный ковер "ширмэл ширдэг" - особый жанр коврового искусства. Его главной отличительной чертой является простегивание нитей верблыожей шерсти параллельной строчкой. В задачу простегивания входила не только сама отделка и укращение ковра, но и проблема длительного ежедневного пользования изделием.

Территориально и по времени ворсовое ткачество ковровых изделий в Монголии имело ограниченное распространение. Оно было известно в основном в юго-восточных, юго-западных районах (современные аймаки

Дорнод, Сухэ-Баатар, Гоби-Алтай) на границах с Внутренней Монголией и района Синьцзян Уйгурам КНР.

Производство ковров - одно из значительных отраслей современной легкой промышленности Монголии, так как страна имеющая особую историю ковроделия, представляет для исследователей и любителей большой интерес. Однако до настоящего времени монгольские ковровые изделия не являлись предметом серьезного исследования. Данная диссертация - первый опыт исследования дизайна монгольских ковровых изделий и мы сосредотачиваем внимание на их историческую эволюцию, развитие классификацию, композицию и проектные процессы.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - проведение анализа художественного проектирования монгольских ковровых изделий с точки зрения современной истории и теории дизайна, выявление и обоснование принципов и эффективных методов использования каноничных для Монголии орнаментальных мотивов при создании ковровых композиций.

Для реализации заявленной цели решаются следующие исследовательские задачи:

• обобщаются и анализируется история развития и особенности ковровых изделий Монголии;

• определяются условия возникновения и образно-художественный смысл древних орнаментальных мотивов Монголии на ранней стадии сложения канонов;

• выявляются хронологические рамки существования мотивов и схем построения штучных композиций коврового типа;

• определяются хронологические рамки и

становление методов проектирования промышленной ковровой продукции;

• дается анализ процессов проектирования современных ковровых композиций;

• выявляется роль художественного образования в становлении методов художественного проектирования ковровых композиции в Монголии

Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является художественная практика создания монгольских ковровых изделий и близких к ним по композиции и мотивом предметов декоративно-прикладного искусства, предметом исследования -художественное проектирование монгольских ковровых изделий.

Работа строится на материале истории и теории культуры, археологии и этнографии, истории народного и декоративно-прикладного искусства, теории дизайна и методологии проектирования. В сферу исследований вовлекаются уникальные образцы из фондов музеев Монголии, России, Дании, Японии, Тайвана и США. Выбор и организация материала подчинены задачем исследования ковровых изделий, процессу развития методов проектирования в области монгольского текстиля. Поэтому в обширном историческом материале (с IV века до н.э. до настоящего времени) отбираются и рассматривается наиболее принципиальные явления.

Материал по истории проектирования монгольских ковровых изделий освещен в литературе крайне слабо, поэтому в работе существенную роль играет фактография. Вопросы технологии коврового производства, изложенные в технических изданиях, в работе не рассматриваются. Географические границы исследования - районы Центральной Азии.

Методы исследования. Значительный исторический период, охватываемый исследованием и системность художественного творчества требуют адекватных методов изучения. Исследование велось, в целом, в рамках искусствоведческого системного исследования рассматривая как систему орнаментальную композицию и проектный процесс. Понимая орнамент как особую знаковую программу им исследовали специализированную систему - систему ковровой композиции на материале артефактов монгольской культуры.

Важной составляющей анализа является изменение функциональных качеств системы в результате исторических изменений среды. Применение системно-исторического метода, позволило понять художественное проектирование монгольского ковроткачества в развитии. Использование метода сравнительного анализа позволило выявить специфические качества результатов проектных процессов.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена целью исследования: дизайн монгольских ковровых изделий изучается впервые. Кроме того, в работе проведено системное исследование влияния традиционного орнамента на современное художественное проектирование монгольских ковров.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенное исследование научно обосновывает практику создания ковровых изделий на примере монгольского опыта, восполняет дефицит исследований в области текстильного дизайна. При анализе коврового творчества Монголии на основе многолетней работы в этой области сделан важный шаг к раскрытию сложившихся веками художественных традиций в ковроделии. Такой анализ является ценным для дальнейшего развития художественно-декоративного стиля и образа ковроделия нашей страны.

Практическая значимость работы заключается в том, что позволяет понять возможности проектирования ковровых композиций и использовать

полученные знания в дизайнерской практике на текстильных предприятиях и в дизайнерском образовании, станет отправным материалом для молодых исследователей монгольского текстильного дизайна.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого национального и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам "Специальный рисунок" и "Композиция" кафедры рисунка и живописи и кафедры рекламной графики и визуальных коммуникации МГУДТ. Материал полученный автором в результате исследования, был использован при создании учебных пособий в вузах Монголии.

Автор имеет 12 печатных работ по теме диссертационного исследования, в журналах, сборниках на