автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн печатных изданий в интерактивной среде

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Золотарев, Денис Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Тольятти
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн печатных изданий в интерактивной среде'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн печатных изданий в интерактивной среде"

005015121

На правах рукописи

ЗОЛОТАРЕВ Денис Александрович

ДИЗАИН ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ

Специальность 17.00.06 - «Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ

1 2 М АР 2012

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Екатеринбург 2012

005015121

Работа выполнена на кафедре «Дизайн и художественное проектирование изделий» ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса»

Научный руководитель:

доктор технических наук, профессор Белько Татьяна Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор Лаврентьев Александр Николаевич

кандидат искусствоведения, доцент Игошина Татьяна Сергеевна

Ведущая организация:

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Защита состоится 21 марта 2012 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.279.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения при Уральской государственной архитектурно-художественной академии по адресу: 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23, ауд. 211.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральской государственной архитектурно-художественной академии.

Автореферат разослан < > февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета К 212.279.01, кандидат архитектуры, доцент

М. Н. Диваков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Проблема визуализации информации, ее сохранения и передачи стала актуальной еще до изобретения письменности. Можно проследить, как в процессе эволюции средств коммуникации менялся характер информационных носителей и технологий - от наскальных рисунков и предметного письма к современной фонетической письменности и бумаге.

В контексте исторического развития информационные носители, а также способы передачи и особенности восприятия данных претерпевали наибольшие изменения в моменты радикальной смены технологий, что часто сопровождалось также трансформациями техник письма. Так, например, переход к глиняным табличкам спровоцировал развитие клинописи. В качестве основных точек бифуркации (рассматривая исторический период после развития фонетического письма) можно отметить переход от свитка к кодексу (осуществленный благодаря изобретению бумаги), а также изобретение и распространение технологий печати.

Следует отметить и постепенное расслоение самой информации, изначально неделимой, на текстовую и графическую составляющую. Текст и сегодня является основным инструментом передачи и сохранения данных в неизменном виде.

Относительно законченный вид, в общих чертах оставшийся неизменным и по сей день, текстово-графическая информация приобрела именно в печатных книгах, использовавших конструкцию кодекса. В них же были отработаны основные принципы и способы взаимодействия текста и изображений. В свою очередь, организация пространства и типографика кодекса послужили прототипом для большей части печатных изданий, до середины 19 в. проектировавшихся по книжным канонам.

Дальнейшая эволюция печатных изданий была спровоцирована скорее экономическими, чем технологическими факторами - так, экономически более выгодная модель выпуска изданий сериями легла в основу концепции периодических изданий, что также отвечало возросшим потребностям общества в получении наиболее актуальной информации.

В настоящее время подобным переломным моментом, по степени значимости сравнимым с изобретением книгопечатания, стало развитие компьютерных технологий и глобальных сетей, в результате чего общий объем информации сейчас удваивается каждые полтора-два года. Происходит стремительная виртуализация информационной среды, то есть переход всех средств коммуникации и информационных носителей в цифровой формат. Практически любая текстовая или графическая информация изначально производится, передается и сохраняется в электронном виде, что обеспечивает огромную степень мобильности и свободы оперирования данными, но в то же время ставит пробле-

му информационной экологии (разумного и взвешенного подхода к производству информации).

Рассматривая современные печатные издания, можно заметить, что они постепенно теряют свою аудиторию, переходящую в пространство Глобальной сети (согласно исследованию, проведенному компанией МсКтвеу, за 2009 год объем рекламы в бумажных журналах уменьшился на 40%). Также за последние 20 лет Интернет более чем вдвое уменьшил доли традиционных носителей в медиапотреблении.

Информация, во все больших объемах мигрируя в виртуальную среду, образует новый вид изданий, с одной стороны, являющихся полноправными преемниками печатных медиа, и, с другой - строящихся и функционирующих по специфическим принципам, диктуемым виртуальным пространством. Управление этими принципами, освоение новой среды является сейчас первостепенной задачей подавляющего большинства издательских домов, каждый из которых в том или ином виде экспериментирует с электронными изданиями.

Следует отдельно отметить такое свойство виртуальной среды, как интерактивность (заключающуюся в реализации диалога между реципиентом и информационным объектом). В некоторых случаях (например, в контексте сетевых ресурсов или компьютерных приложений) виртуальная среда перманентно находится в интерактивном состоянии, что позволяет говорить уже об интерактивной среде. Тем не менее, ее возможности мало используются в современных электронных изданиях, большинство из которых старается даже в нематериальном виде имитировать свою физическую форму, что оборачивается скорее диссонансом, чем комфортом восприятия.

Наиболее серьезные изменения происходят на уровне периодических изданий. Они представляют наибольший интерес как объекты дизайна, в равной степени сочетающие в себе изобразительную и текстовую информацию, и обладающие определенной структурной гибкостью в противовес книгам, где, так или иначе, сохраняется линейность сюжета.

Исходя из этого, особенно важным на данный момент представляется анализ возможностей перевода печатных изданий в цифровой вид в условиях виртуализации информационной среды, а также разработка дизайн-методов проектирования изданий (в частности, периодических) в контексте интерактивной среды, с учетом как ее особенностей, так и всего проектного потенциала, накопленного за более чем 500-летнюю историю печати и издательского дела, что и определяет актуальность исследования.

Источники исследования. Одной из главных опор в исследовании являются источники, освещающие вопросы информационного дизайна, интерактивного дизайна и издательского дела в интерактивной среде (В. Брет, Э. Шонфельд, С. Кашин, С. Дадич, Э. Тафти, Д. Маэда, Э. Маркотг, Д. Шифман, Р. Харрелл, С. Каплин, С. Мак-Клауд и др.). Также необходимым базисом исследования явились труды по теории дизайна (С. И. Серов, А. Форти, В. Ф. Сидоренко, Т. В. Белько и др.). Непосредственные вопросы исследования, связанные с ис-

торией развития технологий коммуникаций, типографикой, книжным и журнальным дизайном, были изучены по трудам Ю. Я. Герчука, Е. Ю. Герчук, Г. Гусмана, Д. Феличи, Р. Брингхерста, О. И. Рожновой, С. И. Смирнова, Ю. Гордона и др. Гуманитарная составляющая диссертации потребовала обращения к трудам известных историков и культурологов (И. Хейзинга, У. Эко и др.)- Вопросы взаимодействия виртуального и реального рассмотрены в русле виртуалистики (И. А. Розенсон, Н. А. Носов, Н. Винер и др.), а также через теорию медиа (М. Маклюэн). Ряд источников по теории человеческого восприятия (Р. Арнхейм, Д. Гибсон, И. Рок и др.) обусловил частные методологические аспекты темы.

Степень научной разработанности проблемы. Сфера исследования, определяемая развитием цифровых информационных технологий, в настоящее время малоизучена, что объясняется в первую очередь временным фактором. Тем не менее, сама по себе задача освоения новой среды неоднократно возникала в процессе эволюции информационных технологий. Так, частные аспекты темы, касающиеся принципиальной смены информационного носителя (или технологии передачи информации), рассмотрены в трудах таких исследователей, как Ю. Я. Герчук, Г. Ноордзей.

Сама по себе проблематика визуализации информации в текстовом и графическом виде рассмотрена достаточно широко, в частности А. Н. Лаврентьевым, Э. Тафти, В. Г. Кричевским и т. д. Среди наиболее ранних исследователей следует отметить В. Плейфейра, разработавшего все современные виды графиков и диаграмм как средства трансформации текстово-числовых данных в графические формы.

Особенности визуализации информации и взаимодействие с данными в виртуальной среде рассматривались уже с середины 80-х годов в ряде научных работ (в основном зарубежных исследователей), например: Structure and Interpretation of Computer Programs (1984), Fundamentals of Interactivity (1993), Reading Text from Computer Screens (2000) и др., - на основе которых были сформированы общие представления об особенностях виртуальной среды и компьютерных экранах как устройствах для отображения информации.

В настоящее время изучение потенциала виртуального пространства и современных технологий, в частности, как среды для существования печатных изданий вызывает повышенный интерес со стороны не только ученых, но и дизайнеров-практиков. Так, Скотт Дадич, арт-директор передового журнала о дизайне и технологиях Wired, стал одним из первых дизайнеров, всерьез занявшихся проблематикой электронных изданий. Также следует отметить ряд статей и эссе Виктора Брета - бывшего дизайнера интерфейсов компании Apple, активно разрабатывающего идеи «естественных интерфейсов».

Предмет исследования: проектный потенциал дизайна печатных изданий в интерактивной среде.

Объект исследования: печатные издания в интерактивной среде как феномен проектной деятельности.

Цель исследования: выявление перспектив развития дизайна печатных изданий в интерактивной среде, разработка концептуальных основ проектного подхода при работе с электронными изданиями.

Основные задачи исследования:

1. Анализ современных печатных изданий как инструмента медиа в контексте истории развития информационных технологий.

2. Исследование особенностей восприятия и работы с информацией в интерактивной среде.

3. Анализ потенциала современных цифровых технологий как преемника печатных медиа.

4. Классификация способов и технологий реализации изданий в интерактивной среде.

5. Определение факторов, препятствующих развитию электронных изданий в современной информационной среде.

6. Формулирование основных технических требований к среде разработки электронных изданий.

7. Разработка практических рекомендаций и общих принципов дизайна современных электронных изданий.

Диссертационное исследование опирается на имеющиеся представления о процессе проектирования печатных изданий, современной информационной среде и цифровых технологиях и определяет возможности и способы реализации печатных изданий в интерактивной среде.

Границы диссертационного исследования определяются пересечением таких областей дизайна, как информационный дизайн, дизайн печатной продукции и интерактивный дизайн. Также данное исследование включает в себя исторический анализ развития печатных медиа, охватывающий такие периоды, как развитие письменности от пиктографического до фонематического письма, эволюцию книги от рукописной до печатной формы, возникновение и развитие периодических изданий и развитие печатных изданий и типографики в 20 веке вследствие технологического прогресса.

Методы исследования:

- ретроспективный анализ технологий передачи текстово-графической информации на основе обобщения различных литературных источников - монографий и публикаций, журналов по графическому дизайну и электронных ресурсов, посвященных графическому дизайну, издательскому делу и технологиям;

- сравнительный анализ особенностей представления текста в печатной и виртуальной системах;

- структурно-функциональный анализ существующих на данный момент электронных изданий и средств их производства;

- системный анализ проектного потенциала электронных изданий. Основным базовым материалом для работы являются труды в области теории и методологии дизайна, истории письма, шрифта и типографики, издательского дела и современных цифровых технологий, образцы существующих изданий, как печатных, так и электронных.

Научная новизна исследования:

1. В исследовании освещаются проблемы визуализации и структурирования информации, ставшие особенно актуальными за последнее десятилетие в области графического дизайна, в частности необходимость адекватной реакции на эволюцию информационных технологий и возросшее влияние виртуальной среды, а также проблема поиска наиболее органичной формы реализации многостраничных изданий в виртуальной среде.

2. Проводится сравнительный анализ печатных и электронных изданий с целью выявления преимуществ и недостатков каждой из систем и поиска оптимальных моделей их функционирования.

3. Впервые проводится системный анализ проектного потенциала в сфере электронных изданий и современных интерфейсов, исследуются оптимальные формы существования электронных изданий на данный момент.

4. Даются практические рекомендации по проектированию современных электронных изданий на структурном и манипулятивном (интерфейсном) уровне.

5. Впервые проводится разработка принципов проектирования электронных изданий на структурном и манипулятивном уровне.

Положения, выносимые на защиту:

1. Системный анализ индустрии издательского дела и возможностей представления информации в интерактивной среде.

2. Принципы проектирования современных электронных изданий.

Практическая и научная ценность исследования состоит в нахождении

принципов проектирования современных электронных изданий, наиболее полно отвечающих потребностям потребителей и использующих возможности интерактивной среды. Результаты могут быть применены на практике при решении ряда проектных задач: разработка информационных ресурсов, проектирование электронных изданий, работа с инфографикой и дизайном интерфейсов.

Исследование представляет интерес для дизайнеров, занимающихся проектированием изданий в классическом печатном виде и в интерактивной среде, а также разработкой информационных ресурсов и интерфейсов, и может быть использовано в качестве пособия для обучающихся по специальности «Дизайн» специализации «Графический дизайн» и аспирантов, занимающихся исследованиями в области искусствознания или издательской деятельности.

Соответствие паспорту научной специализации

В соответствии с формулой специальности 17.00.06 - «Техническая эстетика и дизайн», охватывающей вопросы оптимизации творческих процессов проектирования, взаимосвязи художественных и технологических факторов, средств, приемов и способов проектирования изделий, связи традиций и современности, в исследовании определен потенциал разработки печатных изданий в интерактивной среде. Указанная область исследования соответствует областям исследования специальности, закрепленным в п. 7 «Методы и средства теоретического и экспериментального исследования процессов проектирова-

ния изделий дизайна» и в п. 14 «Принципы художественного оформления изделий и рекламы с учетом современных технологий».

Апробация и внедрение результатов

Материалы исследования использовались:

1. В статьях сборников научных трудов, в частности: «Культурное взаимодействие современных периодических изданий России и Запада и кризис периодики» (международная научно-практическая конференция «Россия - Запад -Восток»: политическое, экономическое и культурное взаимодействие: история и современность», г. Тольятти), «Потенциал использования информационных технологий в сфере визуальных коммуникаций» (VII международная научно-техническая конференция «Инновации и перспективы сервиса», г. Уфа), «Ти-пографика в системе промышленного дизайна» (пятая международная научно-практическая конференция «Наука - промышленности и сервису», г. Тольятти), «Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде» и «Интерактивные технологии в дизайне как инструмент качественного изменения информации», (журнал «Известия Самарского научного центра РАН», г. Самара), «Особенности дизайн-структуры современных периодических изданий» (VI международная научно-практическая интернет-конференция «Спецпроект: анализ научных исследований», г. Днепропетровск), «Роль информационных технологий как модуляторов реальности. Актуальные направления развития интерфейсов» (международная заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки», г. Тамбов).

2. В разработке учебно-методических комплексов в процессе преподавания дисциплин «Шрифт» и «Типографика» специализации «Графический дизайн» в Поволжском государственном университете сервиса.

3. При создании ряда дизайн-проектов печатных и электронных изданий, выполненных автором для различных компаний и издательств. Среди них ИД «Афиша», дизайн-студия «Cosmos5», креативное бюро «MOST Creative Club» (г. Москва), телекоммуникационная компания «АИСТ» и др. Ряд работ получил награды на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях, в частности первое место в категории «Многостраничники» на российском конкурсе дизайна «Грандизайно» (проект - журнал о графическом дизайне для студентов), вхождение в ТОР-100 лучших работ российского дизайна по версии портала kak.ru (в 2009 и 2010 гг.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка используемой литературы и приложений. Объем работы составляет 206 страниц. Список литературы содержит 120 наименований.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении охарактеризована общая проблемная ситуация, определены основные рабочие понятия, представлены цели и задачи, объект, предмет и методы исследования.

В первой главе «Письменность как инструмент медиа в контексте истории развития информационных технологий» рассматривается история развития медиаканалов в контексте взаимосвязи сообщения и носителя с древних времен и до изобретения печати, а также эволюция типографики и печатных изданий, формулируются проблемы современной печатной продукции как инструмента медиа.

В настоящее время наиболее актуальной является задача адекватного переноса многостраничных изданий в интерактивную среду, с учетом эволюции электронных носителей и технологических возможностей. Избыточность информации и одновременно неосвоенность интерактивного пространства, нераскрытый потенциал использования интерактивных технологий как в Сети, так и в окружающей среде вынуждают пользоваться морально устаревшими методами работы, не учитывающими всех возможностей интерактивных технологий, включая их перенос в реальный мир. Проблема лежит не в технологической, а в проектной плоскости, в дефиците идей по организации интерактивной среды и связи меаду виртуальным и предметным миром. Сейчас как никогда необходим новый тип изданий, сочетающих в себе накопленный веками потенциал печати и новые технологические возможности.

Первый параграф «Анализ конструктивных и стилистических взаимосвязей техник письма и технологий фиксирования информации (носителей письма)» освещает историю возникновения и развития письменности в контексте взаимосвязи инструмента письма и материала (носителя) для нанесения знаков. Здесь анализируется такая книжная форма, как кодекс (ставшая основной в настоящее время), раскрываются его основные конструктивные и функциональные особенности, возможности структурирования информации и нюансы ее восприятия в контексте данной конструкции.

Для лучшего понимания взаимосвязи между сообщением, способом его передачи и контекстом (культурным, технологическим) следует рассмотреть эволюцию письма вплоть до изобретения печати, в первую очередь, с точки зрения коммуникации. Оценивается сама форма пространственной организации знаков, тип и особенности носителя текста. В то же время особенности начертания знаков напрямую связаны с их восприятием, и пластическая составляющая той или иной системы письма не менее важна. Таким образом, печатный текст и текст, преобразованный в электронные импульсы, в данном исследовании также отнесены к письму. По мнению Геррита Ноордзея, одного из наиболее авторитетных исследователей шрифта, сформировавшего современ-

ную школу шрифтового дизайна, типографика может быть определена как письмо заранее подготовленными буквами.

В эволюции письменности всегда шли 2 параллельных процесса. Упрощение и схематизация форм знаков письма (для их лучшего запоминания и большего удобства изображения) и эволюция техник и носителей под воздействием инструментов, материалов и условий письма. Те знаки и носители (например, современный алфавит и бумага), что мы имеем сейчас и воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, являются следствием многолетней эволюции и отбора, сформированы трудом миллионов людей разных эпох, писавших десятками разновидностей инструментов.

Эволюция материалов и инструментов - от пиктографического письма путем процарапывания по камню до письма кистью на тростниковом папирусе -свидетельствует о поиске для письма материала, одновременно максимально нейтрального по отношению к содержанию и обеспечивающего наилучшую сохранность послания. Следует заметить, что сама графика знаков письма напрямую зависит от инструмента воспроизведения. Так, все современные шрифты (исключая некоторые геометрические и акцидентные) так или иначе построены на основе письма ширококонечным пером (включая даже такие механистические гарнитуры, как Гельветика).

Среди носителей письма основной интерес представляет форма кодекса (как принципа пространственной организации текста) в виде стопы листов, скрепленных по корешку. Не только формальные особенности, но и нюансы восприятия кодекса представляют большую важность для понимания его места и роли в эволюции книги, и распространении рукописного, а затем и печатного слова. В первую очередь, конечно, можно отметить открытость (во всех смыслах), десакрализацию кодекса по сравнению со свитком. Книга раскрывается навстречу читающему ее, с готовностью предоставляя содержимое, самой формой указывает на характер совершаемых с ней действий.

Помимо инструментов и носителей письма, важным моментом для исследования являются принципы структурирования информации в той или иной письменно-языковой системе. Важнейшим нововведением в этой области, определившим развитие всей западной цивилизации, стало изобретение слова как структурной единицы текста. Сама идея намеренного «дозирования», разбиения информации отнюдь не так очевидна, как может показаться на первый взгляд. От развития фонетического письма до изобретения слова прошло почти два тысячелетия. От слова до освоения красной строки как разделителя абзацев -еще семь веков. Можно заметить, что эволюция (как алфавитная, так и типографическая) всегда шла от микро- к макроуровню типографики, первыми изменения претерпевали сами «атомы и молекулы» текста - буквы и слова.

Возможно, нас ожидает еще не одна революция на базовом уровне работы с текстом, особенно в связи с появлением принципиально новых способов и технологий его создания, восприятия и распространения.

Во втором параграфе «Возникновение и развитие печати, эволюция книжной формы и возникновение периодических печатных изданий. Особенности пространственной организации и интерпретации текста в периодических изданиях» анализируется значение печатной формы передачи информации для социума. Анализируются отличия в психологическом восприятии рукописного и печатного текста, рассматриваются формальные и стилистические особенности ранних печатных книг в контексте конкуренции рукописной и печатной технологий воспроизведения текста. Освещаются возникновение и развитие периодических изданий как нового способа организации и структурирования информации и типографическая революция начала 20 века, давшая новый инструментарий дизайнерам.

Изменения, происходящие в области визуализации текста, всегда в равной степени связаны как с технологическими, так и социально-экономическими факторами. По утверждению Адриана Форти, известного историка архитектуры и дизайна, любое новшество является выражением массовых идей, которые, в свою очередь, возникают благодаря социальным и экономическим изменениям. Технологическая эволюция здесь лишь предлагает инструменты для решения тех или иных задач, но столь же часто они остаются невостребованными многие десятилетия, потому что в обществе еще не сформированы соответствующие потребности. Так, и возникновение, и развитие книгопечатания нельзя объяснить одной лишь потребностью в новой, более совершенной технологии производства книг, так как сама по себе потребность не возникает на пустом месте, «просто для большего удобства». Было необходимо, чтобы сформировался социальный заказ на огромное количество быстро изготавливаемых книг, который просто не могли осуществить монастырские скриптории.

Европейская печатная книга произвела революцию в технологиях передачи и усвоения информации и поменяла само восприятие мира человеком (как картография примерно в то же время открыла возможность восприятия пространства как однородного и непрерывного).

Одной из главных особенностей печатной книги, несомненно, является ти-ражность, т. е. изготовление большого количества копий с одного клише. Таким образом, появляется возможность донести текст до читателя практически без искажений. Следует вспомнить, что средневековые книги нередко «дополнялись» замечаниями и правками переписчиков, что несколько сближало рукописную книгу с гибкой структурой устных преданий, не имеющих четко зафиксированной формы.

Следствием развития печати также стало изменение самого отношения к книге, стремительно превращавшейся из объекта роскоши в доступное хранилище информации (уже не только религиозного, но и самого обыденного характера). Можно предположить, что именно в это время были заложены предпосылки лавинообразного роста объемов информации, который мы наблюдаем сейчас. Стоит заметить, что уже в 16 веке книги издавались тысячными тиражами, а количество печатен исчислялось сотнями.

В 19 в. интенсивное чтение (сосредоточенное на изучении одной книги или узкого ряда книг) сменилось экстенсивным, при котором читают множество книг, не возвращаясь к ним впоследствии. Эта «читательская революция» отразилась не только на тиражах, но и на самом облике книги. Все заметнее книга воспринималась не как замкнутая и самоценная вещь, но как отрезок пути, звено некоей бесконечной цепи. Распространялось издание книги выпусками. Книга сблизилась с периодическими изданиями.

Хотя всем изданиям той эпохи свойственно определенное единство не только на уровне стилистики (что само собой разумеется), но и на уровне организации материала, тем не менее, уже изначально сама идея журнала подразумевала синтез текста и иллюстрации, что не столько меняет подход типографа и художника при работе над изданием, сколько определяет соотношение текст -иллюстрация и их соподчинение.

При внешнем визуальном различии (заключавшемся в степени «плотности» текстового материала и его соотнесении с иллюстративным) журналы, газеты и книги придерживались одной и той же схемы, главными чертами которой были осевая симметрия и пассивность пробельного материала.

Ситуация коренным образом изменилась в конце 19 века - времени слома стилистических и дизайнерских парадигм и «бесстилья» (то есть впервые отсутствия «большого стиля»). Стремительно множащиеся газеты приобретают дробный вид, информационные блоки сокращаются в размере и растут в количестве, стремясь охватить максимальный объем событий без лишних подробностей.

В журнальном дизайне происходили схожие процессы с тем лишь отличием, что здесь ключевым моментом стало разнообразие иллюстраций (а не типографических ходов) и способов взаимодействия их с текстом.

Но, конечно же, не формальные эксперименты (время которых настанет чуть позже - в первом десятилетии 20 века), а сама организация текстовых и изобразительных блоков, потока разворотов в целом выделила газету и журнал как отдельные жанры. По словам известного газетного дизайнера Алана Якобсона, структурная и пространственная организация текста в современной периодике имеет большее значение, чем шрифтовые или типографические нюансы.

Третий параграф «Развитие и трансформация печатных изданий в 20 в.» посвящен современным формам существования печатных периодических изданий, их структурным и стилистическим изменениям в контексте развития информационных технологий, их текущим проблемам и перспективам дальнейшего сосуществования с виртуальной средой.

Рассматривая эволюцию газеты в 20 в., можно заметить стремление к достижению большей гибкости макета, превращению его в информационный конвейер, который может воспринимать любой материал и «упаковывать» его в удобную и понятную форму.

Можно отметить стенгазету, предложенную Родченко в 1925 г., где он попробовал внедрить так называемую «автоматическую верстку». Стенгаз Род-

ченко, по сути, попытка организовать стихию. Он придумал коробку, внутри которой сверху вниз перематывалась бумага. На лицевой стороне располагались вертикальные столбцы с названиями рубрик. В окошках помещалась рулонная бумага, на которой писался текст. За счет сматывания старых номеров в рулон в окошках появлялась чистая бумага для новых заметок. Таким образом, все вышедшие номера стенгазеты легко просматривались как на полосе прокрутки в современных электронных изданиях и сетевых ресурсах.

Таким образом, можно утверждать, что сайт как определенным образом структурированное информационное пространство, обладающее своими закономерностями и образом работы, не является исключительно откликом на технологическую эволюцию (можно также предположить, что он не является единственно удобной формой общения с глобальной виртуальной средой), но представляет собой воплощение потребности в коллективном участии, в восприятии и формировании сообщения, возникшей задолго до развития Интернета.

По сравнению с газетной, форма журнала изначально предполагала значительно большую свободу (в том числе свободу самовыражения дизайнера) в работе с материалом. Рассматривая эволюцию журнального дизайна на протяжении 20 в., важно отметить в первую очередь стилистическую чуткость жанра, мгновенно откликавшегося на бесчисленные стили и тренды (а зачастую и задававшего их). В 20 веке журнал стал прежде всего медиатором стиля, транслятором образа мышления и стиля жизни, средством соотнесения читателя с определенной социальной группой. Любопытно, что практически каждая социальная группа сегодня имеет свои издания.

В качестве общих для всей периодики тенденций следует упомянуть, во-первых, определенное стирание границ жанров в 21 веке, когда газеты, журналы и книги начинают перенимать черты друг друга, а во-вторых, стремление к компактности физической и информационной - повсеместное распространение формата таблоид, уменьшение журнальных форматов и в то же время сжатие, доведение до необходимой лаконичности текстовой составляющей с целью экономии времени читателя.

Важнейшим этапом разработки любого издания (периодического или нет) является продумывание его структуры. Структура издания - связь и взаимное расположение его составных частей: основного и дополнительных текстов, а также входящих в них содержательных и художественных элементов. Основными приемами современных издателей является создание определенного ритма внутри издания, чередование объемов и типов информации, ускорение и замедление темпа чтения. К сожалению, пока что эти возможности в полной мере реализуются только в печатных изданиях, практически полностью игно-рируясь электронными аналогами.

Несмотря на более чем пятисотлетнюю историю и развитую методологию проектирования, печатные издания в настоящий момент стоят на пороге кризиса. Особенно хорошо это заметно в секторе периодических изданий, где все учащаются попытки изобретения новых форм донесения информации.

Хотя позиции печати как технологии заметно пошатнулись, в качестве противовеса тенденциям «оцифровки» информации можно отметить возросший интерес к различного рода «материальным» эффектам. Так, появление новых материалов и технологий позволяет добиваться новых эффектов и способов применения и эксплуатации, расширяя проектное поле. Например, голландская студия Underware для каталога шрифта Sauna использовала полимерную бумагу, которая меняет свои свойства (скрывает или проявляет изображение) в зависимости от температуры и влажности в помещении.

Во второй главе «Типографика и текст в пространстве интерактивной среды» проводится сравнительный анализ представления текста в печати и в интерактивной среде, анализируются перспективы развития интерактивных технологий, исследуются особенности человеческого восприятия печатного и интерактивного видов информации, определяются точки соприкосновения графического дизайна и интерактивной среды на данный момент.

В первом параграфе «Влияние «экранной эстетики» на графический дизайн и типографику» рассматривается влияние, которое оказали на информационную среду технологии передачи аудио- и видеосообщений, а также особенности восприятия динамического изображения и значение принципа обратной связи для медиаканалов. Также анализируется трансформация эстетических парадигм в графическом дизайне как следствие развития цифровых технологий.

С начала 20 века, параллельно с классическими печатными медиа существуют коммуникационные технологии, базирующиеся на передаче аудиальных и динамических визуальных сообщений, - радио и телевидение.

Возникновение телевидения как технологии трансляции визуальных образов и, что не менее важно, многочисленных типов экранов как устройств отображения динамической картинки можно считать важнейшим шагом на пути к современным медиа.

Картинка и звук в первую очередь передают эмоцию, впечатление, но более поверхностны и воспринимаются в контексте времени, последовательно. Развитие во времени - неотъемлемая часть нашего существования, наиболее наглядно проявляется в движении и подсознательно связывается с естественной средой (в реальном мире любой движущийся объект неосознанно воспринимается как живой). Донесение информации посредством изменения во времени - одно из важнейших преимуществ видеоизображения или анимации, позволяющее рассказать больше меньшими средствами, и один из основных инструментов современных визуальных коммуникаций.

Временная составляющая - это то, чего лишен текст, в котором этапы разворачивающегося повествования существуют как бы одновременно. Печатный текст читается быстрее, чем воспринимается человеческая речь или же разворачивается визуальная история, чтение также позволяет одновременно воспринимать большие объемы информации, сравнивая ее разные фрагменты и при необходимости возвращаясь к ним. Соединение двух систем - статически-

текстовой и динамически-аудиовизуальной - было реализовано в глобальных сетях в конце 20 века.

Одним из важнейших изменений в структуре информационного обмена с появлением телерадиовещания стало возникновение принципа обратной связи. В новых медиа, благодаря более совершенным каналам коммуникации, появилась возможность мгновенного отклика на сообщение. Таким образом, сам реципиент вовлекается в процесс формирования сообщения, воспринимаемого огромной аудиторией. В контексте глобальной сети каждый становится одновременно и источником, и приемником сообщения, можно сказать, что Интернет существует в состоянии перманентной обратной связи.

Видеотехнологии (и их продолжение в компьютерных технологиях) оказали огромное влияние и на классическую «статическую» картинку в графическом дизайне. «Экранная эстетика» стала одним из ведущих мотивов второй глобальной парадигмы 20 века - постмодернизма. Визуальное буйство и мно-гослойность в оформлении телеканалов, растровые компьютерные шрифты и фактура изображений в низком разрешении нашли свое отражение в принципиально другой среде - полиграфии, где до сих пор в основном царствовали каноны типографики модернизма.

Любопытно, что достигнутая в печати благодаря возможностям компьютерных технологий типографическая свобода до сих пор с трудом находит свое отражение в контексте виртуальной среды, чему есть как субъективные (психологическая инерция разработчиков, хорошо помнящих несовершенство технологий начала компьютерной эпохи), так и объективные причины, а именно отсутствие комфортных средств проектирования.

Можно предположить, что после издательской революции начала 90-х нам еще предстоит революция программистская, то есть появление комфортных и понятных сред разработки, доступных любому и не требующих специального образования и углубленных технических знаний. В данный момент мы наблюдаем первые попытки создания подобных инструментов (технологии Yahoo! Pipes, MaxMspJitter и др.).

Во втором параграфе «Роль цифровых технологий в сфере коммуникаций» приводятся возможные пути развития интерфейсов в интерактивной среде посредством сокращения цепочки «пользователь - устройство», анализируются технологии подачи и особенности потребления информации в виртуальной среде, рассматривается значение саморегуляции структурирования информации во Всемирной сети и влияние самой Сети на характер работы с информацией. Также здесь дается сравнительный анализ восприятия информации в печатном виде и в интерактивной среде.

В середине 20 века человечество заполучило в свои руки величайший в истории инструмент и величайшую игрушку - компьютер. Без преувеличения его можно считать одной из важнейших точек бифуркации на пути развития человеческой цивилизации, с которой по степени резонанса не могут сравниться даже ядерные технологии и покорение космоса. В полной мере реализовав

идею виртуальности, компьютер стал универсальным модулятором реальности, своеобразным создателем личных миров.

Как бы то ни было, сам являясь физическим объектом, человек психологически нуждается в материальности объектов манипуляции. Тенденция к «натурализации» интерфейсов проявляется как на стилистическом (через переход к более реалистичной графике), так и на манипулятивном уровне. Уже сейчас устройства ввода повсеместно замещаются сенсорными экранами. Ведутся исследования в области тактильного восприятия, такие как технология Tesla Touch, позволяющая за счет слабого электромагнитного поля посылать импульсы на рецепторы пальцев, создавая ощущение рельефа или фактуры поверхности. Можно предположить, что в дальнейшем сближение материальных и цифровых объектов будет только продолжаться.

В данный момент наметился альтернативный путь развития интерфейсов. Такие технологии, как дополненная реальность, motion capture (отслеживание движения), проецирование и т. д., несут потенциал вынесения интерфейса за пределы устройств с целью взаимодействия по принципам физического мира. В этом контексте можно также вспомнить популярную игровую приставку Kinect, функционирующую по принципу считывания движений и перемещений пользователя в пространстве.

Очевидно, что технологическое развитие повлечет за собой изменения во всем спектре графического дизайна как на стилистическом, так и на структурном уровне. Важной точкой приложения новых технологий, несомненно, являются печатные издания. А конкретно - их адаптация к новому цифровому миру и адекватный перевод в интерактивный формат.

Текст на бумаге и текст на экране монитора или любого другого цифрового устройства значительно отличается друг от друга не только с точки зрения технических средств и природы его создания, но и по восприятию и интерпретации его реципиентом. Можно отметить следующие основные различия:

1. По пространственным характеристикам. В печати физическая ограниченность позволяет сфокусировать внимание на главных моментах и произвести осознанный отбор. В то же время затруднена оперативная работа с информацией в силу низкой информационной емкости и размеров носителя, прямо пропорциональных количеству данных. Интерактивная среда относительно безгранична, но в ней затруднена сортировка информации по релевантности, что влечет психологический дискомфорт от переизбытка данных.

2. По структурным особенностям. Интуитивно понятная структура печатных изданий удобна, но зачастую затрудняет введение сложной навигации или сценариев взаимодействия с пользователем. Электронные издания, напротив, предлагают широкие возможности воздействия на пользователя (цвет, звук, видео) и допускают построение широко развитой структуры.

3. По операционным возможностям. Более привычная человеку физическая форма носителя, комфортная для оперирования, обеспечивает эргономичность и мобильность, но ограничивает возможные операции с носителем. Напротив,

широкая вариативность возможных операций с содержимым электронного издания расширяет инструментарий пользователя, но привязывает его к высокотехнологичным носителям, требует внимательного подхода и часто запутывает пользователя.

Еще одно интересное отличие заключается в рассмотрении текста с точки зрения «оригинал - копия». Так, все экземпляры печатной книги - оригиналы, так как нельзя считать оригиналом полиграфические пленки, поскольку они имеют лишь производственно-техническую ценность. Текст на экране - всегда копия, его оригинал - файл, содержащий последовательность глифов (глиф -отдельный знак) в виде их номеров по одной из компьютерных кодовых таблиц (ANSI, Unicode и т. д.), описание примененного к ним форматирования (кегль, шрифт, цвет и т. д.). Экран (понимая под экраном и само выводное устройство, и его программное обеспечение) - интерпретатор файла. Он выдает изображение того, как МОГ БЫ ВЫГЛЯДЕТЬ этот код. Оригинал же всегда хранится в модуле памяти и вызывается к жизни («тиражирует» на экран свою «копию») лишь по требованию пользователя.

Таким образом, можно заключить, что бумага не интерпретирует текст, а может лишь сообщить ему дополнительную выразительность.

Несомненно, интерактивная среда как носитель информации обладает рядом весомых преимуществ по сравнению с классическими печатными технологиями. В то же время восприятие электронных документов (периодических изданий, книг) существенно проигрывает печатным изданиям по психологическому комфорту и удобству на уровне базового манипулирования. Преимущества виртуального текста оборачиваются его же недостатками, из чего можно заключить, что в настоящее время стоит проблема привнесения преимуществ печатных изданий в интерактивную среду. Необходимы новые принципы подачи информации (как текстовой, так и графической), адекватные носителям, но максимально использующие потенциал, накопленный в течение 600-летнего периода книгопечатания.

В третьей главе «Потенциал современных цифровых технологий как преемника печатных медиа. Разработка проектных подходов для работы с электронными изданиями» анализируется современная система производства и распространения электронных изданий и их дизайн, исследуются возможности и пути взаимодействия печатных и интерактивных информационных технологий. Проводится исследование по разработке новых принципов структурирования и подачи информации, адекватных новейшим технологиям и цифровым устройствам (планшетные устройства, е-рарег), но использующих, потенциал печатных изданий. Выявляются перспективы развития дизайна печатных изданий в интерактивной среде, проводится разработка концептуальных основ проектного подхода при работе с электронными изданиями.

Сфера дизайна электронных изданий находится в стадии формирования и в настоящий момент происходит активный поиск оптимального вида существования электронных книг и журналов.

1 Рассмотрение проблем, стоящих в данный момент перед разработчиками электронных изданий, позволяет заключить, что главной задачей на данный момент является разработка новых подходов к взаимодействию с информацией (в частности, текстовой). Смежной сферой, которая может послужить своеобразным донором подобных идей, является инфографика (и весь информационный дизайн).

Несмотря на достаточно широкий диапазон инструментария и возможностей воплощения, в настоящий момент не существует оптимального процесса разработки изданий в интерактивной среде. Таким образом, целесообразной представляется разработка проектных подходов к дизайну электронных изданий, основывающихся, с одной стороны, на современных технических реалиях, и с другой - учитывающих как имеющиеся возможности, так и потенциал информационных технологий, а также особенности естественного человеческого восприятия и взаимодействия с объектами физической среды.

Первый параграф «Печатные издания в контексте интерактивной среды» дает комплексное представление о ситуации на современном рынке электронных изданий и степени разработанности проектных подходов к их дизайну. Здесь рассматриваются виды присутствия изданий в интерактивной среде Всемирной сети, их достоинства и недостатки, приводится сравнительный анализ печатных и современных электронных изданий на формальном и структурном уровне, рассматриваются технологические возможности их разработки с учетом эволюции устройств чтения и возникновения класса посткомпьютерных устройств.

Сегодня можно говорить о полностью сформированном феномене электронных аналогов печатных изданий в контексте интерактивной среды, обладающих своей спецификой и сформировавших достаточно объемный рынок, который находится в состоянии постоянного роста.

Существует несколько видов присутствия изданий во всемирной сети:

- электронные книги для бук-ридеров;

- цифровые копии реальных печатных изданий;

- электронные издания, копирующие формальные и структурные особенности печатных;

- интернет-ресурсы как информационное сопровождение изданий;

- интернет-ресурсы как площадки для решения альтернативных задач;

- цифровые копии реальных печатных изданий, адаптированные с учетом возможностей планшетных устройств;

- самостоятельные электронные издания для планшетных устройств, не имеющие печатных аналогов;

- псевдоиздания как агрегаторы личного информационного потока реципиента.

Сравнивая современные печатные и электронные издания, стоит рассматривать следующие аспекты:

- пропорции и взаимоотношения текстовой и графической составляющей;

- манипулятивные возможности на уровне издания в целом и его содержания;

- взаимосвязь между содержанием и интерфейсом носителя;

- учет изданием информационного контекста - пользовательского, межпользовательского и глобального.

Исходя из анализа данных аспектов, можно заключить следующее:

- современные технологии в определенном смысле обрекают цифровые издания на большую функциональность и меньшую созерцательность и стимулируют большее задействование визуального ресурса;

- манипулятивные возможности в печатных и электронных изданиях реализованы на разных уровнях - на уровне объекта в целом в бумажных изданиях и на уровне содержания объекта в изданиях интерактивных;

- интерфейс (носитель) и содержание (контент) в печатном издании воспринимаются как единое целое в противовес их композиционному и структурному разделению в издании интерактивном;

- интерактивные технологии позволяют сокращать и направлять поток информации, отображая содержание, актуальное в данном конкретном случае, в то время как бумажный носитель вынужден постоянно выводить информацию в полном объеме, независимо от того, насколько она соответствует текущим потребностям реципиента.

Наибольший интерес представляют особенности разработки изданий для планшетных устройств как наиболее перспективной среды для будущего развития издательского дела. Исследование планшетов, представленных в данный момент на рынке, показывает, что подавляющее большинство из них использует пропорции экрана, свойственные книге, в то время как экран ¡Рас! выполнен в формате 3:4, что примерно соответствует пропорциям большинства журналов, существенно облегчая перевод их макетов в электронный формат.

Важнейшим аспектом производства и распространения электронных изданий является выбор наиболее подходящей технологии, адекватной поставленной задаче и особенностям издания. В настоящий момент уже существует несколько возможностей разработки и реализации цифровых книг и журналов.

Применительно к интерактивной среде можно предположить, что в конечном итоге одержит верх то решение, которое будет одновременно соответствовать нескольким требованиям:

1) большему удобству структурирования информации на уровне проектирования и удобству манипулирования изданием в момент чтения;

2) унификации дизайна издания, в большей степени не зависящего от устройства чтения;

3) доступности использования всех возможностей интерактивной среды;

4) относительной простоте технической реализации;

5) экономически выгодной модели распространения.

Во втором параграфе «Перспективы развития электронных изданий»

исследуется проблематика перехода печатных изданий в интерактивную среду с учетом факторов, сдерживающих их развитие, и особенности печатной формы, требующие адекватного отражения в интерактивной среде. Дается пред-

ставление о перспективах развития информационных технологий и интерфейсов, анализируется потенциал проектирования электронных изданий.

В настоящий момент возможности реализации печатных изданий в цифровой форме осложнены рядом факторов, как технических, так и человеческих. Среди них можно выделить:

- недостаточная освоенность современных технологий;

- размер файлов электронных изданий;

- психологическая инерция разработчиков изданий, стремящихся облечь новый тип медиа в «привычную» форму, что приводит к необдуманному копированию формальных свойств печатных изданий в ущерб их структурным и функциональным достоинствам;

- коммерческие интересы издателей, которым невыгодна интеграция издания в глобальную сеть.

Рассматривая манипулятивный аспект взаимодействия с электронными изданиями, можно заметить, что в современном программном обеспечении доминируют «механистические» аналогии, отчасти потому, что для большинства тех, кто создает программы, компьютер - машина. Разработчики производят программы, которые управляются как машина, даже если они выполняют функции газеты или книги. Тем не менее, один и тот же подход не может быть реализован для всех типов программ. Так, например, Виктор Брет (в прошлом дизайнер интерфейсов и концептов новых устройств в компании Apple) разделяет все программное обеспечение на 3 типа: информационное (служащее получению и усвоению информации), манипулятивное (создающее информацию) и коммуникативное (обеспечивающее процесс коммуникации между пользователями или пользователем и информационной средой).

Независимо от того, в каком виде реализовано то или иное издание, важнейшим фактором его восприятия является аппаратная сторона - устройство для чтения. На данный момент наиболее перспективными для взаимодействия с изданиями устройствами являются планшеты, обеспечивающие наиболее близкий контакт с данными, без помощи каких-либо посредников.

Можно заметить, что общий вектор развития технологий характеризуется, во-первых, максимальным приближением реципиента к информации (как в случае с сенсорными экранами) и, во-вторых, стремлением к использованию принципов работы с объектами и данными, аналогичных таковым в реальной среде.

Внедрение в интерфейс ассоциаций с реальной средой требует чрезвычайно внимательного и взвешенного подхода. При механическом переносе свойств физических объектов в виртуальную среду процесс взаимодействия с информацией не только не упрощается, но даже может подвергнуться искажению. Среди примеров этого явления можно вспомнить столь распространенную сейчас имитацию реального перелистывания страниц и натурализацию физической формы издания в виртуальной среде, что можно сравнить с исполнением проигрывателя оптических дисков в форме патефона.

Третий параграф «Разработка проектных подходов для работы с электронными изданиями» суммирует результаты исследования в виде практических рекомендаций по проектированию электронных изданий, касающихся структурирования информации, контекстной зависимости и работы над изданием как комплексным объектом, без разделения на содержательную и интерфейсную части. Также здесь приводятся наиболее предпочтительные средства технического воплощения изданий.

Одной из центральных проблем проектирования электронных изданий является необходимость структурирования информации. Структурирование любого издания может вестись на нескольких уровнях:

1) конструктивном;

2) композиционном;

3) семантическом (сюжетном).

Ориентация в пространстве электронного издания в большей степени зависит от точки зрения реципиента и может осуществляться на нескольких уровнях, доступных читателю одновременно и в равной степени:

1. Сквозная пагинация - позволяет объединить все элементы издания в непрерывную последовательность. Минимальной композиционной структурной единицей здесь служит одна страница (две страницы образуют минимальную конструктивную единицу - лист).

2. Семантические структурные единицы - могут быть реализованы как композиционными средствами, за счет объединения блоков содержания в едином композиционном пространстве или их прямой линейной последовательности (линейное структурирование), так и за счет системы гиперссылок внутри издания либо объединения блоков, относящихся к одной семантической единице, в своеобразные меню быстрого доступа, существующие в надуровне интерфейса издания (нелинейное структурирование).

Имеет смысл ввести в интерфейс изданий возможность самостоятельного объединения пользователем материалов в семантические единицы по каким-либо признакам. Это может осуществляться посредством создания собственных наборов ссылок на материалы, находящиеся как внутри издания, так и относящиеся к внешним ресурсам.

Следует также упомянуть такое преимущество виртуальной среды, как возможность задействования контекста реципиента, чему способствует все большая миграция информации, в том числе частных данных пользователей, в пространство глобальной сети.

Можно вывести три уровня контекста пользователя:

1) пользовательский (характеристики (личностные, географические и прочие), информационное и программное окружение реципиента);

2) межпользовательский (другие пользователи или группы пользователей);

3) глобальный (все информационное поле и глобальная сеть).

Каждый из этих уровней может быть тем или иным способом реализован в современных электронных изданиях.

Процесс взаимодействия с любым объектом в большей степени зависит от способа реализации его интерфейса (средств управления и их особенностей). Если в печатных изданиях содержание и интерфейс естественным образом сочетаются в одном композиционном пространстве и состоят из одного и того же «материала» (на уровне внутренней структуры), либо интерфейс является качеством самой формы издания (на уровне физической конструкции), то в электронных изданиях встает проблема взаимодействия содержания и интерфейса.

В процессе исследования было выделено три возможности улучшения восприятия информации посредством работы на уровне интерфейса:

1. Обдуманное использование графических возможностей. Здесь широкий инструментарий предоставляет инфографика и накопленный ею проектный потенциал.

2. Относительная навигация. В противовес абсолютной - навигация, возникающая из контекста (куда именно мы хотим попасть), постепенно уточняющая наши действия. Данная навигация базируется на истории отношений с информационным объектом и его средой.

3. Четкая и постоянная обратная связь.

Каждое проявление интерактивности должно приводить к изменению состояния системы. После каждого изменения системы пользователь должен видеть последствия и планировать следующие действия. В каком-то смысле можно считать это проявлением особенностей естественной среды - в предметном мире каждый акт взаимодействия так или иначе меняет систему.

4. Разделение возможностей пользователя при работе с приложением на уровни.

Необходимо уйти от стремления выносить все функции на первый план. Приложение должно функционировать как единое целое, без зримого разделения на «интерфейс» и «контекст».

Также стоит задача определения точек возможной индивидуализации издания, что, помимо формальных аспектов - шрифта, цвета, композиции, может служить цели формирования цельного художественного образа.

Одной из главных проблем в настоящее время является физическая разде-ленность информационного объекта (электронного издания) и его носителя -устройства чтения, что вместе с относительным многообразием форматов устройств приводит к необходимости адаптации одного и того же издания под различные форматы экрана, технологические возможности и платформы. Таким образом, возникает необходимость разработки не свода правил, но неких универсальных принципов, гибкой системы, которая позволит контенту самостоятельно адаптироваться к любым условиям. Одним из решений может стать концепция «адаптивного дизайна», определяющая параметры (дизайн) информационного объекта (в частности, издания) контекстом его восприятия (устройством для чтения, размерами и форматом экрана устройства).

Можно заключить, что в настоящий момент имеются отдельные технологические ресурсы и инструментарий, реализующие те или иные принципы адап-

тивного дизайна, но отсутствует универсальное решение, которое могло бы объединить их в одном инструменте (или наборе инструментов).

Основные выводы и результаты исследования

Издательская индустрия и сами сферы дизайна печатной продукции и дизайна в интерактивной среде на данный момент находятся в поворотной точке - выбор той или иной формы реализации печатных изданий в интерактивной среде определит их дальнейшее существование и актуальность как информационных носителей.

В процессе исследования истории развития печатных изданий - от изобретения письменности до распространения цифровых технологий - был выявлен ряд аспектов взаимодействия текста как информационного кода, его физического носителя как среды существования, а также глобального информационного контекста, в котором существует носитель.

1. Анализ информационных технологий в контексте их исторического развития показал, что широкие комбинаторные способности средств, материалов, принципов и техник письма допускают практически любые их сочетания, при сохранении общего стремления к ускорению процесса письма и удобству в манипуляциях с носителем. В свою очередь, технология печати, реализовавшая понятие «тиражируемость», в сочетании с концепцией периодичности изданий дает наиболее мощный инструмент перераспределения информации и включения читателей в общий информационный и социальный контекст. В настоящее время данная система сохранила основные принципы, но трансформировалась структурно и технологически под влиянием компьютерных технологий и Интернета.

2. В процессе исследования особенностей восприятия информации в интерактивной среде было выявлено, что в виртуальном пространстве меняются сами формы информационного потребления, структура информации, и, следовательно, способы ее визуализации, в частности печатный текст в различных информационных средах и главный инструмент для работы с ним - типографика. Главным фактором здесь является нематериальность информационных объектов при ярко выраженной материальности носителя, что приводит, в частности, к таким эффектам, как иллюзия бесконечного «заэкранного» пространства (включая игру масштабов) и восприятие любого экранного «воплощения» информации как копии с оригинала (непосредственно программного кода).

3. По итогам анализа потенциала современных цифровых технологий как преемника печатных медиа можно заключить, что новые технологические возможности в издательской сфере в настоящее время не используются в полной мере, хотя многие технологии и устройства (сверхтонкие экраны, программное обеспечение, анализирующее контекст пользователя, технологии дополненной реальности и т. д.) технически успешно применяются уже на протяжении относительно долгого периода.

Тем не менее, с точки зрения эстетики и психологического комфорта, многие из данных решений находятся все еще в зачаточном состоянии, что под-

тверждается сравнительным анализом материальных носителей информации и интерактивной среды, показывающим несовершенство последней как равнозначной замены бумаге, и в то же время выявляющим возможные пути ее освоения. Можно заключить, что обе системы визуализации информации в равной степени наделены достоинствами и недостатками - основные отличия определяются развитыми функциональными возможностями виртуальной среды в противовес большему комфорту восприятия информации в случае печатных изданий.

В качестве основного достоинства интерактивной среды можно указать возможность сочетания в одном пространстве двух разных систем подачи информации - статической текстовой и динамической аудиовизуальной, благодаря чему реализуется комплексный подход к раскрытию любой темы.

4. На данный момент можно говорить о полностью состоявшемся феномене электронных аналогов печатных изданий в контексте интерактивной среды, обладающих своей спецификой и сформировавших достаточно объемный рынок, который находится в состоянии постоянного роста и содержит множество видов реализации электронных изданий. В свою очередь, самым перспективным носителем в настоящее время является такая форма цифровых мобильных устройств, как планшеты, относящиеся к классу посткомпьютерных устройств, предназначенных в первую очередь для потребления информации. Также можно определить вид изданий, представляющих наибольший интерес для дальнейшего исследования и разработки методик проектирования, - это периодические издания, в частности журналы, существующие на стыке классического книжного и современного графического дизайна, сочетающие в себе функциональность и включенность в глобальный информационный контекст с экспериментами в области формы и способа реализации.

5. В настоящий момент возможности реализации изданий в цифровой форме осложнены рядом факторов: недостаточной освоенностью современных технологий, ограничениями размера, психологической инерцией разработчиков, коммерческими интересами издателей, затрудненной возможностью переноса в виртуальную среду специфических особенностей печатных изданий. Таким образом, наиболее актуальными на данный момент моделями реализации электронных изданий станут те, которые будут учитывать как проектные, так и технологические, и экономические требования.

6. Основными техническими требованиями к среде разработки электронных изданий являются следующие:

- обеспечение больших возможностей структурирования информации и удобства манипулирования изданием в процессе чтения;

- возможность унификации дизайна издания, в большей степени не зависящего от устройства чтения;

- доступность использования всех возможностей интерактивной среды;

- относительная простота технической реализации;

- экономически выгодная модель распространения;

7. По итогам проведенного исследования были предложены' возможные методы развития электронных изданий в интерактивной среде.

Наиболее перспективным направлением проектирования интерфейсов электронных изданий представляется разработка подходов, с одной стороны, основывающихся на современных технических реалиях, и с другой - учитывающих как потенциал развития информационных технологий, так и особенности естественного человеческого восприятия и взаимодействия с объектами физической среды.

Общие принципы проектирования электронных изданий могут быть определены следующим образом:

1. Расслоение: разделение информации на разные уровни (структурно, содержательно); разделение возможностей оперирования содержанием на разные уровни; адекватное графическое отображение разных уровней.

2. Контекстная чувствительность: пользовательская; межпользовательская; глобальная.

3. Относительная аппаратная независимость: от параметров экрана устройства; от технических параметров самого устройства.

Основные публикации по теме диссертации

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Золотарев Д. А., Белько Т. В. Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Т. 13 (39). - № 2. - С. 215-220.

2. Золотарев Д. А., Белько Т. В. Интерактивные технологии в дизайне как инструмент качественного изменения информации // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Т. 13 (39). - № 2. - С. 477^80.

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

1. Золотарев Д. А. Культурное взаимодействие современных периодических изданий России и Запада и кризис периодики // Россия - Запад - Восток: политическое, экономическое и культурное взаимодействие. История и современность // сб. ст. международ, науч.-практ. конф. - Тольятти : Изд-во ПвГУС, 2009.-С. 170-173.

2. Золотарев Д. А. Потенциал использования информационных технологий в сфере визуальных коммуникаций // Инновации и перспективы сервиса : сб. ст. VII международ, науч.-технич. конф. / УГАЭС. - Уфа, 2010.

3. Золотарев Д. А. Типографика в системе промышленного дизайна // Наука - промышленности и сервису : сб. ст. V международ, науч.-практ. конф. -Тольятти : Изд-во ПвГУС, 2010. - С. 170-173.

4. Золотарев Д. А., Белько Т. В. Особенности дизайн-структуры современных периодических изданий // Спецпроект: анализ научных исследований : сб. ст. VI международ, науч.-прак. интернет-конф. - Днепропетровск : Біла К. О., 2011.-С. 7-9.

5. Золотарев Д. А., Белько Т. В. Роль информационных технологий как модуляторов реальности. Актуальные направления развития интерфейсов // Актуальные проблемы науки : сб. ст. международ, заоч. науч.-практ. конф. - Тамбов : ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. - С. 32-34.

Доклады и сообщения на конференциях

«Типографика в системе промышленного дизайна» (доклад на Пятой международной научно-практической конференции «Наука - промышленности и сервису», Тольятти, 2010).

Подписано в печать с электронного оригинал-макета 16.02.2012. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 57/02.

Отпечатано в Издательско-полиграфичееком центре Поволжского государственного университета сервиса. 445677, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4. тел. (8482) 222-650.

 

Текст диссертации на тему "Дизайн печатных изданий в интерактивной среде"

61 12-17/136

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА»

На правах рукописи

ЗОЛОТАРЕВ Денис Александрович ДИЗАЙН ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ

Специальность 17.00.06 -«Техническая эстетика и дизайн»

Диссертация

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: д.т.н., профессор Белько Татьяна Васильевна

Тольятти 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................8

ГЛАВА 1. ПИСЬМЕННОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕДИА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...................17

1.1. Анализ конструктивных и стилистических взаимосвязей техник письма и технологий фиксирования информации (носителей письма)................................17

1.1.1. Эволюция письменности и проблематика носителей письма......................20

1.1.2. Эволюция формы носителя от глиняных табличек до свитка....................24

1.1.2.1. Принцип резьбы по камню как базовая форма письменной коммуникации............................................................................................................24

1.1.2.2. Глиняные таблички и клинопись как переходный этап к мобильным типам носителей........................................................................................................26

1.1.2.3. Восковые таблички как компромисс между мобильностью и сохранностью сообщения.........................................................................................28

1.1.2.4. Папирусный свиток как первая функциональная форма книги...............29

1.1.3. Пространственные особенности кодекса как конструкции. Кодекс как оптимальная форма структурирования информации.............................................32

1.1.4. Особенности восприятия рукописного кодекса............................................34

1.2. Возникновение и развитие печати, эволюция книжной формы и возникновение периодических печатных изданий. Особенности пространственной организации и интерпретации текста в периодических изданиях......................................................................................................................38

1.2.1. Возникновение печати. Значение печатной формы передачи информации для культуры и социума............................................................................................39

1.2.2. Формальные и стилистические особенности печатных книг......................41

1.2.3. Предпосылки возникновения периодических изданий. Особенности организации информации в периодике....................................................................45

1.2.4. Авангардистские течения начала 20 в. как инструмент трансформации

формальной и смысловой структуры текста..........................................................49

1.3 Развитие и трансформация печатных изданий в 20 в.......................................54

1.3.1 Особенности структуры периодических изданий..........................................60

1.3.2 Кризис и перспективы развития печатной продукции..................................67

1.3.2.1 Печатные издания в контексте развития информационных технологий.. 67

1.3.2.2 Перспективы и актуальные проблемы развития печати............................69

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ..............................................................................................70

ГЛАВА 2. ТИПОГРАФИКА И ТЕКСТ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ..................................................................................72

2.1 Влияние «экранной эстетики» на графический дизайн и типографику.........72

2.1.1 Значение аудио- и видеоканалов в информационной среде..........................72

2.1.1.1 Развитие телерадиовещания, его значение и особенности.........................73

2.1.1.2 Особенности восприятия динамического изображения. Принцип обратной связи............................................................................................................................77

2.1.2 Типографика 20 в. в контексте эволюции цифровых технологий...............80

2.2 Роль цифровых технологий в сфере коммуникаций........................................85

2.2.1 Интерактивные технологии.............................................................................87

2.2.1.1 Интерактивные технологии как инструмент качественного изменения информации...............................................................................................................90

2.2.2 Возможности развития интерфейсов в интерактивной среде......................93

2.2.2.1 Сокращение числа посредников между пользователем

и информацией...........................................................................................................93

2.2.2.2 Вероятные пути развития интерфейсов......................................................96

2.2.3 Технологии подачи текстовой информации и типографика в контексте всемирной Сети.........................................................................................................97

2.2.3.1 Интенсификация потребления информации во всемирной Сети..............97

2.2.3.2 Свойства гипертекстуальности в Сети........................................................99

2.2.3.3 Структурирование информации как саморегулирующаяся система......100

2.2.3.4 Влияние всемирной Сети на характер работы с информацией...............103

2.2.4 Сравнительный анализ восприятия печатной информации и информации в интерактивной среде...............................................................................................104

2.2.4.1 Структурные и композиционные особенности представления информации

в интерактивной среде.............................................................................................104

2.2.4.2 Особенности отображения печатного и экранного текста......................105

2.2.4.3 Физические ограничения экранного текста..............................................106

2.2.4.4 Особенности восприятия экранного текста..............................................108

2.2.4.5 Опосредованное восприятие как фактор дистанционирования реципиента...............................................................................................................109

2.2.4.6 Текст в интерактивной среде как интерпретация оригинала...................110

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ............................................................................................112

ГЛАВА 3. ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПРЕЕМНИКА ПЕЧАТНЫХ МЕДИА. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ

ПОДХОДОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ИЗДАНИЯМИ...............116

3.1 Печатные издания в контексте интерактивной среды....................................116

3.1.1 Миграция СМИ в интерактивную среду......................................................116

3.1.2 Электронные издания как феномен интерактивной среды.........................117

3.1.3 Виды присутствия изданий в интерактивной среде Всемирной сети.........119

3.1.3.1 Возможности существования книги в интерактивной среде...................119

3.1.3.2 Возможности актуализации информации в сети на примере электронных копий печатных изданий.........................................................................................120

3.1.3.3 Электронные издания как аналог печатных. PDF-издания......................121

3.1.3.4 Информационное сопровождение печатных изданий посредством интернет-ресурсов...................................................................................................123

3.1.3.5 Потенциал интернет-ресурсов как площадок для решения альтернативных задач.............................................................................................124

3.1.3.6 Возможности адаптации печатных изданий для планшетных устройств..................................................................................................................125

3.1.3.7 Перспективы разработки самостоятельных изданий для планшетных устройств..................................................................................................................127

3.1.3.8 Псевдоиздания как агрегаторы личного информационного потока

реципиента...............................................................................................................129

3.1.3.9 Сочетание печатной и электронной формы посредством технологии «бумажных дисплеев».............................................................................................130

3.1.4 Сравнительный анализ печатных и современных электронных изданий на формальном и структурном уровне.......................................................................131

3.1.5 Технологическое сопровождение современных электронных изданий.....138

3.1.5.1 Анализ планшетов как посткомпьютерных устройств для потребления информации.............................................................................................................139

3.1.5.2 Виды и сравнительные характеристики планшетных компьютеров......140

3.1.5.3 Развитие планшетных компьютеров в качестве универсальных устройств..................................................................................................................142

3.1.5.4 Особенности разработки и дистрибуции электронных изданий для планшетных устройств...........................................................................................143

3.2 Перспективы развития электронных изданий.................................................150

3.2.1 Проблематика перехода печатных изданий в интерактивную среду.........150

3.2.1.1 Факторы, сдерживающие развитие электронных изданий......................151

3.2.1.2 Особенности печатной формы, требующие адекватного отражения в интерактивной среде...............................................................................................155

3.2.1.3 Электронные издания в типологии программного обеспечения..............158

3.2.2 Перспективы развития технологий представления информации...............160

3.2.2.1 Современные технологии как инновационный форм-фактор.................160

3.2.2.2 Потенциал использования аналогий физической среды в интерфейсах и альтернативные интерфейсы..................................................................................163

3.2.3 Потенциал проектирования электронных изданий......................................170

3.2.3.1 Формообразующий фактор информационных носителей.......................170

3.2.3.2 Возможности взаимодействия содержания и контекста..........................171

3.2.3.3 Анализ альтернативных средств конструирования цифровых изданий. Перспективы развития инструментария................................................................172

3.3 Разработка принципов проектирования электронных изданий.....................173

3.3.1 Методы структурирования информации в электронных изданиях............173

3.3.1.1 Выявление потенциала различных способов структурирования в рамках

проектирования электронных изданий..................................................................173

3.3.1.2 Введение информационных слоев и обратная связь с реципиентом как метод интенсификации восприятия издания.........................................................179

3.3.1.3 Контекстная зависимость как средство расширения функциональности и пространства издания..............................................................................................182

3.3.2 Принципы дизайна электронных изданий....................................................184

3.3.2.1 Объединение содержания и средств управления в интерфейсе электронных изданий..............................................................................................184

3.3.2.2 Возможности стилистической индивидуализации...................................187

3.3.3 Инструментарий и технологии разработки электронных изданий............188

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ............................................................................................191

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.........................................................................193

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................197

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................207

Введение

Актуальность темы исследования.

Проблема визуализации информации, ее сохранения и передачи стала актуальной еще до изобретения письменности. Можно проследить, как в процессе эволюции средств коммуникации менялся характер информационных носителей и технологий - от наскальных рисунков и предметного письма к современной фонетической письменности и бумаге.

В контексте исторического развития, информационные носители, а также способы передачи и особенности восприятия данных претерпевали наибольшие изменения в моменты радикальной смены технологий, что часто также сопровождалось трансформациями техник письма. Так, например, переход к глиняным табличкам спровоцировал развитие клинописи. В качестве основных точек бифуркации (рассматривая исторический период после развития фонетического письма) можно отметить переход от книги свитка к кодексу (осуществленный благодаря изобретению бумаги) и изобретение и распространение технологий печати.

Также следует отметить постепенное расслоение самой информации, изначально неделимой, на текстовую и графическую составляющую. Текст и сегодня является основным инструментом передачи и сохранения данных в неизменном виде.

Относительно законченный вид, в общих чертах оставшийся неизменным и по сей день, текстово-графическая информация приобрела именно в печатных книгах, использовавших конструкцию кодекса. В них же были отработаны основные принципы и способы взаимодействия текста и изображений. В свою очередь, организация пространства и типографика кодекса послужили прототипом для большей части печатных изданий, до середины 19 в. проектировавшихся по книжным канонам.

Дальнейшая эволюция печатных изданий была спровоцирована скорее

экономическими, чем технологическими факторами - так, экономически более выгодная модель выпуска изданий сериями, легла в основу концепции периодических изданий, что также отвечало возросшим потребностям общества в получении наиболее актуальной информации.

В настоящее время подобным переломным моментом, по степени значимости сравнимым с изобретением книгопечатания, стало развитие компьютерных технологий и глобальных сетей, в результате чего общий объем информации сейчас удваивается каждые полтора-два года. Происходит стремительная виртуализация информационной среды, то есть переход всех средств коммуникации и информационных носителей в цифровой формат -практически любая текстовая или графическая информация изначально производится, передается и сохраняется в электронном виде, что обеспечивает огромную степень мобильности и свободы оперирования данными, но в то же время ставит проблему информационной экологии (разумного и взвешенного подхода к производству информации).

Рассматривая современные печатные издания, можно заметить, что они постепенно теряют свою аудиторию, переходящую в пространство Глобальной сети (согласно исследованию, проведенному компанией МсКшБеу, за 2009 год объем рекламы в бумажных журналах уменьшился на 40%). Также за последние 20 лет Интернет более чем вдвое уменьшил долю традиционных носителей в медиапотреблении.

Информация, во все больших объемах мигрируя в виртуальную среду, образует новый вид изданий, с одной стороны, являющихся полноправными преемниками печатных медиа, и, с другой - строящихся и функционирующих по специфическим принципам, диктуемым виртуальным пространством. Управление этими принципами, освоение новой среды является сейчас первостепенной задачей подавляющего большинства издательских домов, каждый из которых в том или ином виде экспериментирует с электронными изданиями.

Следует отдельно отметить такое свойство виртуальной среды, как

интерактивность (заключающуюся в реализации диалога между реципиентом и информационным объектом). В некоторых случаях (например, в контексте сетевых ресурсов или компьютерных приложений) виртуальная среда перманентно находится в интерактивном состоянии, что позволяет говорить уже об интерактивной среде. Тем не менее, ее возможности мало используются в современных электронных изданиях, большинство из которых стараются даже в нематериальном виде имитировать свою физическую форму, что оборачивается скорее диссонансом, чем комфортом восприятия.

Наиболее серьезные изменения происходят на уровне периодических изданий. Они представляют наибольший интерес как объекты дизайна, в равной степени сочетающие в себе изобразительную и текстовую информацию, и обладающие определенной структурной гибкостью в противовес книгам, где, так или иначе, сохраняется линейность сюжета.

Исходя из этого, особенно важным на данный момент представляется анализ возможностей перевода печатных изданий в цифровой вид в условиях виртуализации информационной среды, а также разработка дизайн-методов проектирования изданий (в частности - периодических) в контексте интерактивной среды с учетом как ее особенностей, так и всего проектного потенциала, накопленного за более чем 500-летнюю историю печати и издательского дела, что и определяет актуальность исследования.

Источники исследования. Одной из главных опор в исследовании являются источники, освещающие вопросы информационного дизайна, интерактивного дизайна и издательского дела в интерактивной среде (В. Брет, Э. Шонфельд, С. Кашин, С. Дадич, Э. Тафти, Д. Маэда, Э. Маркотт, Д. Шифман, Р. Харрелл, С. Каплин, С. Мак-Клауд и др.). Также необходимым базисом исследования явились труды по теории дизайна (С.И. Серов, А. Форти, В. Ф. Сидоренко, Белько Т.В. и др.). Непосредственные вопросы исследования, связанные с историей развития технологий коммуникаций, типографикой, книжным и журнальным дизайном, были изучены по трудам Ю.Я. Герчука, Е.Ю. Герчук, Г. Гусмана, Д. Феличи, Р. Брингхерста, О.И. Рожновой, С.И. Смирнова,

Ю. Гордона и др. Гуманитарная составляющая диссертации потребовала обращения к трудам известных историков и культурологов (Й. Хейзинга, У. Эко и др.). Вопросы взаимодействия виртуального и реального рассмотрены в русле виртуалистики (И.А. Розенсон, Н.А.Носов, Н. Винер и др.), а также через теорию медиа (М. Маклюэн). Ряд источников по теории человеческого восприятия (Р. Арнхейм, Д. Гибсон, И. Рок и др.) обусловил частные методологические аспекты темы.

Степень научной разработанности проблемы. Сфера исследования, определяемая развитием цифровых информационных технологий, в настоящее время малоизучена, что объясняется в первую очередь временным фактором. Тем не менее, сама по себе задача освоения новой среды неоднократно возникала в процессе эволюции информационных технологий. Так, частные аспекты темы, касающиеся принципиальной смены информационного носителя (или