автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн структурно-геометрических полей

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Столярова, Елена Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн структурно-геометрических полей'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Столярова, Елена Георгиевна

Введение:.

Глава первая. Тенденции развития геометрических построений в проектной культуре на современном этапе

1.1. Искусствознание и точные науки.

Историко-теоретические предпосылки развития абстрактногеометрического и структурного формообразования.

1.2 Компьютерные графические программы, позволяющие выстраивать структурно-геометрические поля. Программа «Проективография». Определение термина «видеополе».

Глава вторая. Графические видеополя как один из вариантов решения геометрического орнамента

2.1 Средства гармонизации видеополей. Симметрия - одно из основных организующих средств видеополей.

2.2 Орнамент, уровни порядка орнамента, его основные типы и виды.

2.3 Геометрические формы орнамента, структура и построение. Представление геометрического орнамента в ретроспективе культурно-исторических типов.

2.4 Конечные орнаменты, конвенциальные знаки на основе исследуемых видеополей.1.

2.5 Цвет, психология восприятия, примеры колористических решений видеополей.

Глава третья. Проектирование и методика получения видеополей. Практическое применение

3.1. Определение типов видеополей, их композиционные характеристики.

3.2. Разработка методики преобразования видеополя для получения орнаментально-образующих решений. Практическое применение.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по искусствоведению, Столярова, Елена Георгиевна

Актуальность исследования, проблема, состояние вопроса.

В конце XX - начале XXI в. в сфере художественного проектирования обозначилась тенденция к выпуску малосерийных изделий, что потребовало по-новому взглянуть на дизайн. Возникла потребность в развитии технологии и методики проектирования новых форм и, по существу, новых объектов дизайна, обеспечивающих индивидуализацию потребительского выбора при соответствии условиям промышленного производства. В диссертации рассматриваются теоретические и методологические вопросы генерации плоских форм на примере структурно-геометрических полей, имеющих широкую область практического применения, включая создание объектов промышленной графики, текстильного рисунка, декорирования керамики и т.д.

XXI век - век цифровых технологий дает возможность художникам и дизайнерам представить и переработать имеющийся накопленный опыт в области конструирования новых объектов дизайна. Структурно-геометрическое формообразование имеет богатые традиции как в народном декоративно-прикладном искусстве, так и разработанные конструктивистами 20-х гг. XX в., приемы и методы проектирования. Новые компьютерные технологии как инструментальные возможности, позволяют расширить палитру имеющихся вариантов решения задач проектирования на современном уровне. В разработках дизайнеров, продолжающих традиции геометрического проектирования, прослеживаются новые оптические, стереоскопические, структурированные варианты решения.

Современный уровень научно-технического прогресса, охвативший все сферы материального производства, общественного управления, сферу быта, значительно усложнил состав и структуру предметно-пространственной среды, увеличил хаотичность жизненного пространства, окружающего человека. Возникла естественная потребность как-то упорядочить и гармонизировать связи человека с предметным миром, чтобы обеспечить возможность 3 свободного и всестороннего развития, наметить пути более четкой и оперативной ориентации в ансамбле пространств и вещей.

Дизайн как проектная культура должен быть ориентирован на решение задач упорядочения и эстетизации предметно-пространственной среды. В частности, графический дизайн, аспекты которого исследуются в данной работе, затрагивает достаточно широкий спектр возможностей влияния на организацию современного культурного пространства.

Компьютерные технологии, нашедшие применение в современном проектировании, обеспечивают наибольшую вариантность объектной организованности и значительно сокращают время получения результатов дизайнинга.

О компьютерных технологиях писали Х.О.Пайтген, ПХ.Рихтер, М. Булгаков, А.О. Коцубинский, С.В. Грошев, Е.В.Шишкин, А.В.Боресков.

Выходят многочисленные журналы «Компьютерра», «Компьюарт», «Мир ПК» и т.д. Появились эффективные программные средства и высокопроизводительные компьютерные системы, которые позволяют создавать самые разнообразные художественно-графические эффекты (Corel PHOTO-PAINT, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop и т.д.).

Приемы структурно-геометрического проектирования использовались в народном прикладном искусстве во многих областях: в плетении изделий и ткачестве, в составлении рисунков орнамента, конструировании детских игрушек и т.д. Комбинаторные идеи определяют и древнее зодчество, и современные эксперименты с минимальной геометрической формой в искусстве и дизайне. Изучение структуры изображения, геометрической конструкции, начатое когда-то в работах В. Татлина и А. Родченко, Л. Поповой и В. Степановой, Г. Клуциса, К. Иогансона, а также других художников конструктивизма, продолжается в современных отечественных экспериментальных работах художников.

Конструктивизм (от лат. construction - построение) - направление в советской 4 художественной культуре 20-х гг. XX в. Художники этого направления достигали изобразительной выразительности композиционными средствами, сопоставлением простых, лаконичных форм. Они использовали методы структурной комбинаторики абстрактных геометрических фигур, создавали динамические композиции на плоскости и в пространстве.

Интересующие нас в данной работе структурно-геометрические поля (термин впервые был употреблен художниками-конструктивистами) дают возможные варианты решения орнаментальных композиций, знаковых изображений, решений графического дизайна, способных найти широкие возможности приложения в проектной среде.

Структурно-геометрические поля, исследуемые в данной работе по методике и приемам конструирования, можно рассматривать в рамках конструктивного направления в искусстве. На современном этапе развития проектирования целесообразно использовать цифровые технологии, что позволяет расширить возможности визуализации образного мышления.

О конструктивизме писали В.Р. Аронов, А. Ган, М. Гинзбург, А. Лаврентьев, И. Маца, Н. Пунин, Е. Сидорина, С. Хан-Магомедов.

Работы французских художников Робера и Сони Делоне, созданные ими в ГО-20-е гг. XX в., полотна П. Мондриана, составленные из цветных квадратиков, полотна французского дизайнера и художника В. Вазарели и швейцарца П. Клее, голландского графика М. Эшера сделаны также на основе геометрии и комбинаторики.

В данной работе были рассмотрены психология восприятия цвета и возможные колористические решения объектов проектирования. Эту тему изучали Ж. Агостон, Р. Арнхейм, JI. Выготский, М. Дерибере, А. Зайцев, Н. Иной, С. Кащавцев, А. Криулина, А. Леб, С. Рубинштейн, А. Устинов, А. Шашлов и др. Вопросы композиции исследовались В. Гамаюновым, А. Барышниковым, Е. Шороховым, в теоретических работах ВНИИТЭ. 5

А. Родченко провозгласил в одном! из своих лозунгов 1921 г.: «Искусство есть одна из отраслей математики, как всякая наука». Вопросы взаимовлияния науки и искусства рассматривались также в трудах Г. Борисовского, А. Зися, А. Медведева, X. Пайтгена, П. Рихтера, Б. Шевченко, И. Шевелева, И. Яглома и других.

Поскольку проективография представляется в данной работе как еще один метод проектирования структурно-геометрических двумерных композиций, были исследованы работы В.Н. Гамаюнова в этой области, а также работы авторов, занимающихся проблемами проективной геометрии, комбинаторики, симметрии: М. Берже, Г. Вейля, Н. Глаголев, Ю. Герчука, Р. Галиулина, Ю. Данилова, А. Китайгородского, М. Сенешаль, И. Смирновой, Л. Тарасова, Ю. Урманцева, А. Шубникова.

Получаемые на основе проективографии двумерные орнаментальные композиции, по художественному решению и методам построения можно отнести к геометрическим орнаментам. В работе рассмотрена ретроспектива развития геометрического орнамента с целью включения результатов исследования в данную систему. Материалы на эту тему можно обнаружить в работах Абрамовой З.А., Герчука Ю.Я., Морана А., в «Истории искусства зарубежных стран» под ред. И. В. Доброклонского.

Данная работа основана на использовании возможностей компьютерной программы «Проективография», разработкахлрофессора В.Н. Гамаюнова в области проективной геометрии. Проективография - формообразующий метод, который основывается на теоретико-групповых операциях последовательного выполнения движений. Это метод структурного формообразования и отображения соответствующих сложнОорнаментированных пластических решений, который воплотился в специальную область архитектурно-дизайнерской практики. Природа происхождения этого метода наиболее близко соприкасается с комбинаторикой, с ее фундаментальной частью - методом перестановок и 6 теорией групп симметрий. Компьютерная программа

Проективография» предназначена для проектирования трехмерных звездчатых объектов. Данное исследование предлагает использовать двумерные изображения объемов и получать на их основе композиционные решения, которые могут быть представлены геометрически-структурированными полями, либо графическими полями. Эти композиции могут быть использованы для орнаментации любого листового материала.

В параллели с компьютерной программой «Проективография» были рассмотрены возможности других аналогичных компьютерных программ, создающих структурно-геометрические поля. К ним можно отнести программы «Калейдоскоп», «Узор» и программы, создающие фрактальную графику. Проективография представляет интересные решения графических композиций на основе проективной геометрии ранее никем не исследованные.

Компьютерные информационные системы, относящиеся к графическому дизайну, на сегодняшний день претерпели изменения, как в технологии своего производства, так и в возможности применения. В обиход практикующих дизайнеров прочно вошло компьютерное проектирование, создание «виртуальных» моделей и макетов проектных объектов. Несмотря на обширность рынка компьютерных графических программ, он не в состоянии предложить целенаправленно «комплексный пакет» по проектированию графических композиций и орнаментальных образований для получения на плоских (двумерных) поверхностях различных рисунков, фактур и т.п.

На данном этапе развития графического дизайна недостаточно разработана методика проектирования абстрактных геометрических структур. Отдельные исследования в данной области касались использования компьютерной технологии в проектировании графических полей (фрактальная графика), но метод проективографии и его компьютерная 7 версия впервые предлагается применить в качестве одного из приемов конструктивного проектирования геометрических структур.

Использование компьютерной технологии объясняется скоростью создания и воспроизведения объектов проектирования, ее огромным коммуникативным потенциалом. Компьютер как новый инструмент в руках дизайнера расширяет палитру художественных эффектов проектирования.

В диссертации впервые предлагается выстраивать структурно-геометрические поля на основе проективной геометрии и получать орнаментальные решения, имеющие широкую область применения. Методика проектирования позволяет на основе одной и той же технологии получать бесконечное множество композиционных решений.

Целя и задачи исследования.

Объект исследования — структурно-геометрические поля. Предметом исследования является - проектирование структурно-геометрических полей и моделей орнамента на основе проективной геометрии с использованием компьютерной технологии.

Цель работы заключается в разработке типологии и методики проектирования исследуемых графических полей.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать проявление геометрически конструктивных решений в модернистском искусстве XX века, повлиявшем на развитие графического дизайна.

2. Изучить историю развития геометрических построений и проективного метода отображения пространства на плоскости.

3. Дать определение экранного видеополя.

4. Определить возможности компьютерной программы «Проективография» с целью получения двумерных композиционных 8 решений.

5. Определить примерную типологию графических полей, полученных на основе компьютерной технологии.

6. Разработать методику преобразования экранного видеополя для получения моделей орнаментов.

7. Исследовать возможности практического применения результатов исследования.

Методологическая база.

1) Историко-теоретический анализ развития геометрически-конструктивного метода в искусствознании.

2) Анализ компьютерных возможностей проектирования на основе графических редакторов, в рамках получения структурно-геометрических полей.

3) Анализ метода проективографии как одного из вариантов получения двумерных структурированных пластических решений.

4) Практические эксперименты с применением метода объектного проектирования графических полей.

5) Использование алгоритмического метода, в частности метода графов зависимостей, проектирования трех основных типов графических полей на основе метода проективографии.

Границы исследования обусловлены анализом концепции структурно-геометрических полей и методикой проектирования графических композиций, полученных на основе проективной геометрии с применением 9 современных компьютерных технологий

На защиту выносятся:

1. Анализ методов дизайн-проектирования структурно-геометрических полей с использованием метода проективографии.

2. Научное обоснование термина «экранное видеополе», методика получения графических полей на основе компьютерной технологии.

3. Методы построения типологии графических полей, полученных на основе проективной геометрии.

4. Обозначение творческой и познавательной значимости структурно-геометрических полей и их применение в искусствознании и практике дизайна.

В диссертационной работе впервые исследованы:

1. Представление структурно-геометрического поля, полученного на основе метода проективографии как одного из вариантов конструктивных композиций.

2. Определение «экранного видеополя» как термина дизайна для плоскостных графических объектов, полученных на основе компьютерной технологии.

3. Возможности использования проективной геометрии в графическом дизайне.

4. Предложение графических полей в качестве геометрических орнаментов.

5. Представление геометрического орнамента в ретроспективе культурно

10 исторических типов, с целью включения результатов исследования в данную систему.

6. Предложение исследуемых структурно-геометрических полей в качестве конвенциальных знаковых изображений.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на лекциях по дизайну в СГАКИ, на семинарах и научных конференциях.

По теме диссертации опубликованы печатные работы в сборниках научных трудов.

Материалы и основные выводы исследования были использованы при разработке учебной программы курса «Компьютерный дизайн» для СГАКИ.

Графические композиции, полученные на основе результатов исследования, были использованы в дизайне рекламных листов для СГАКИ.

Методическая разработка получения графических композиций внедрена в дизайн-проект ЗАО «Самарский Стройфарфор» и рекламного агентства «Африка» города Самары.

11

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн структурно-геометрических полей"

Основные выводы и результаты исследования.

1. В работе дано определение экранного видеополя, квалифицирующего собой изображение, полученное на основе компьютерной технологии и имеющее характеристики цвета и структуры построения.

2. В результате исследования была построена типология видеополей (1,2,3 типы).

3. Выявлены особенности проектирования структурно-геометрических полей на основе проективографии: а) проективная геометрия позволяет получать графические композиции, построенные на основе линейной связи пространственной симметрии проективографии, сохраняющей математическую закономерность при отражении ее на двумерной плоскости; б) обозначена возможность определения алгоритма получения композиционных решений различного типа видеополей; в) определен возможный спектр визуальных решений, на основе одной и той же технологии, ориентированных на индивидуально-проектный подход.

4. Графические поля, полученные на основе проективной геометрии можно рассматривать в русле стиля «конструктивизм». Определены основные закономерности их композиционной связи элементов комбинирования.

5. Видеополя в исследовании представлены одним из вариантов геометрического орнамента, дан его историко-генетический анализ, выявлено наиболее активное его проявление на различных этапах развития художественной культуры. ш

6. Рассмотренные компьютерные программы, при помощи которых строятся графические структуры, обеспечивают создание множества вариантов композиций геометрических полей. Компьютерная программа «Проективография» позволяет наиболее эффективно добиваться результатов, которых другим способом получить невозможно.

7. Выведен алгоритм получения исследуемого материала. Разработано приложение к компьютерной программе «Проективография», предлагающее использовать ее в качестве метода проектирования двумерных абстрактных структурно-геометрических композиций и орнаментально-образующих решений. Результаты исследования подтвердили возможность применения проективной геометрии в графическом дизайне, в котором используются алгоритмические методы построения графических структур.

8. Разработанный метод получения графических композиций на основе компьютерной программы «Проективография» предложен в качестве вариативной модели учебной программы по компьютерному дизайн}7 для СГАКИ.

9. Графические композиции, полученные на основе результатов исследования, были использованы в разработках графического дизайна рекламных информационных листов для СГАКИ. Практические результаты исследования нашли применение в проектировании рисунка для деколя, применяемого в дизайне керамических изделий ЗАО «Самарский стройфарфор» и рекламного агентства «Африка» города Самары.

Анализ результатов художественного решения в заинтересовавшем нас ракурсе показал перспективность концепции структурно-геометрических полей, с точки зрения познания вообще, и применения в творческом плане в

182, частности. Ориентированность на индивидуально-проектный подход открывает обширные возможности для дизайнера Структурно-геометрические поля изучаются с позиции: включения в систему культурно-исторических типов, истории геометрического орнамента, особенностей стиля «конструктивизм», теорию композиции и цветоведения, методики работы с компьютерными программами.

На основе результатов исследования можно сделать вывод о широких возможностях применения предлагаемого метода проектирования графических структур: в графическом дизайне, в создании рисунков для текстиля, керамического производства, обоев, линолеума и т.д.

Заключение.

 

Список научной литературыСтолярова, Елена Георгиевна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Абрамова З.А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. - М., 1972.

2. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. -М: МирД982.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

4. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. М., 1984.

5. Аршанский Е Я. Проектируем с помощью компьютера. Минск, 1991.

6. Барышников А.П. Основы композиции. М., 1951.

7. Берже М. Геометрия. М.5 1984.

8. Береснева В.Я. Симметрия и искусство орнамента / Береснева В.Я., Яглом И.М. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

9. Бесчастнов Н.П. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России: Автореф. дис. докт. искусствоведения. М.,1998.

10. Боголюбов А.Н. Гаспар Монж. М. Наука., 1979.

11. Борисовский Г. Б. Искусствознание и точные науки / Борисовский Г. Б., ЗисьАЯ. М.,1974.

12. Боднар О Я. Проблемы взаимосвязи геометрических пространственных представлений в искусствознании: Автореф. дис. доктораискусствведения. -М., 1994.

13. Бонгард-Левин Г.М. Древние цивилизации. М., 1989.

14. Булгаков М. Самоучитель по компьютерной графике. изд. «Ирина»., 1999.

15. Вейль Г. Симметрия. М., 1968.

16. Волошко В.М. Принципы решения знаковых изображений. М.,1987.

17. Выготский Л.С. Психология искусства, М.,1968.

18. Гамаюнов В.Н. Конструирование многогранников по эпюре // Квант, -1979.- №12.- С.21

19. Гамаюнов В.Н. Полуоктаэдры. и драпировка потолка // Квант, -1981. -№1.-С.14

20. Гамаюнов В.Н. Альтернатива начерталке / Гамаюнов ВН., Гончаренко С.В. //Наука и техника. 1981.-№9,- С. 18

21. Гамаюнов В.Н. Проективография как современная область архитектуры и инженерной графики: Каталог ВДНХ.- М., 1982.

22. Гамаюнов В.Н. Поле знаний и проекции будущего. // Строительная газета -1986. 26 июня,- С.4

23. Гамаюнов В.Н. Формообразование на основе проективографии. Автореф. дис. доктора наук. М., 1987.

24. Гамаюнов В.Н. Учение о фигурах, пропорциях и отображениях // Техническая эстетика.-1991. №4. - С.12

25. Гамаюнов В.Н., Коробовский Ю.Г. Основы дизайна. Учебное пособие. ч.2 • М. "Альфа". 1994.

26. Гамаюнов В.Н. Картины абстрактного мира. М.: Манускрипт, 1995

27. Гамаюнов В.Н. Ант-дизайн изящных фигур. М.: МГОПУ, 1998.

28. Галиулин Р.В. Кристаллографическая геометрия М., Наука, 1987.

29. Герчук Ю.Я. Структура и смысл орнамента. // Декоративное искусство. -1979.-№1.

30. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? М.,1998.

31. Глаголев Н.А. Проективная геометрия.- М.Д963.

32. Грашин А. А. Вопросы эстетики в машиностроении / Грашин А. А. Щелкунов Д.Н. М.,1968.

33. Григори Р.П. Психология зрительного восприятия. М., 1961.

34. Дамский А.И. Обои для современной квартиры. М., 1987.

35. Данилов Ю.А. Иоган Кеплер и его "Гармония мира" //Узоры симметрии: Сб.стат. М.Д980.

36. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.,1964.

37. Дизайн. Сб.науч.тр. Вып.5. -М.Д997.

38. Дизайн и искусствоведение. Сб. научных трудов. МГОПУ. М.,1996.

39. Дмитрук А. Г. По законам красоты. К., 1985.

40. История искусства зарубежных стран.Т.1 // Под ред. КВ.Доброклонского -М.Д981.

41. История искусства зарубежных стран.Т.2 // Под ред. Ц.Г.Нессельштрауса -М.Д982.

42. Зайцев А. Наука о цвете живописи. М.Д986.

43. Западное искусство XX века. М., 1991.

44. Земпер Г. Практическая эстетика. М.Д970.

45. Зинченко В.П. Методологические проблемы эргономики. М., 1974.

46. Искусствознание и точные науки. М.: Наука, 1979.

47. Иной Н.Е. Особенности цветового восприятия человека / Иной Н.Е., Исаян А.А.// Компьютерра.-1998.- № 45. С.22

48. Кащавцев С. Основные и дополнительные цвета.// Компьютерра. 1998.- № 4.- С. 21-24

49. Китайгородский А.И. Порядок и беспорядок в мире атомов. М., 1984.

50. Колмогоров А.И, Алгоритм, информация, сложность. М.Д991.

51. Композиция в промышленности и декоративно-прикладном искусстве. -Л. 1973.

52. Компьютерная графика в науке и искусстве: «Графикой». Тез.докл. -М., 1992.

53. Косячков Р. Мышление в цифровой век // Компьютерра,-1999.- №48.-С.3-4

54. Коцубинский А. О. Компьютер для художника. М.,1999.

55. Криулина А.А. Цвет в нашей жизни. Киев, 1993.

56. Культурология: Уч. пособие / Под ред. А.И.Рудина- М.Д998.

57. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. М., 2000.

58. Лаврентьев А. Ракурсы Родченко. М.Д992.

59. Лёб А. Цветная симметрия и её значение для науки // Узоры симметрии: Сб.стат.-М.,1980.

60. Лазарев Е.Н. Краткий словарь по технической эстетике. М.Д 968.

61. Лишевский В.П. Рассказы об ученых. М., 1984.

62. Мантатов В.В. Образ, знак, условность. М.,1980.

63. Мастерская конструктивизма. Геометрия, структура, орнамент, цвет. -М.,1998.ш

64. Марзш, ярлыки, упаковка в легкой промышленности. Л., 1962.

65. Мельников А.Н. Композиция и стандарт / Мельников А.Н., Сидоренко В.Ф -М.,1971.

66. Мигал А. О красоте науки. // Наука и жизнь. 1983.- №3.

67. Медведев А. Цифровое искусство искусство цифр? // Новый мир искусства.-2000. - № 4 (15).- С. 2-3

68. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М. : Искусство, 1982.

69. Орнамент всех времен и стилей. Т.1 М.,1997.

70. Пайтген Х.О. Красота фракталов / Пайтген Х.О, Рихтер П.Х. М.: Мир, 1993.

71. Переберин А. Графикой 1999 //Компьютерра.- 1999.-№ 38,- С. 17

72. Печкова Т. А. Некоторые проблемы цвета промышленной продукции // Техническая эстетика. 1985.-№3,4.

73. Пластические искусства: словарь. М.,1994.

74. Популярная художественная энциклопедия. Т. 1 / Под ред. В.М.Полевой -М.,1986.

75. Популярная художественная энциклопедия.Т.2 / Под ред. В.М.Полевой -М.,1986.

76. Пузанов В.И. Макеты в художественном конструировании / Пузанов В.И., Петров Г.П. М., 1984.

77. Пунин Н.Н. О Татлине. М., 1994.

78. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.

79. Родченко и Степанова / Под ред. ПюНеверова Мюнхен,1995.

80. Сахаров А.Д. Лионская лекция // Огонек. 1991.- №21.- С.15

81. Сенешаль М. Симметрия и восприятие порядка // Узоры симметрии: Сб.стат. М.,1980.

82. СидоринаЕ. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М.,1995.

83. Симметрия инвариантность - структура. М.,1980. - №4.

84. Словарь иностранных слов / Под ред. А.Б.Бобровой М.: Цитадель, 1997.

85. Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. М.,1990.

86. Смирнова И.М. В мире многогранников,- М.,1995.

87. Современное западное искусство XX века. М„ 1982.

88. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпох. - Л,1972.

89. Тарасов Л. Этот удивительно-симметричный мир, М.,1982.

90. Теоретические и методологические исследования в дизайне. -М., 1980.

91. Тасалов В.И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика.-М.,1990.

92. Теоретические и методологические исследования в дизайне. М.,1980.

93. Узоры симметрии. Сб.стат. М., 1980.

94. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М.,1974.

95. Устинов А. Г. Производственная эстетика полиграфических предприятий. -М„ 1969.

96. Устинов А.Г. Методы повышения эстетического уровня среды. М. 1968.

97. Фаворский В. А. Об орнаменте // Декоративное искусство СССР.-1963. -№7.- С.5186

98. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.

99. Художественные и комбинаторные проблемы формообразования: Труды ВНИИТЭ, Вып. 20., Техническая эстетика. М., 1979.

100. Шашлов А. Особенности цветового восприятия // Компьютерра. 1998. №45.- С. 17-23

101. Шевченко Б.Н. Философские предпосылки комплексного анализа предметной среды // Философские науки.-1972.- №5.-0.23

102. Шевелев И.Ш. Золотое сечение. М.,1990.

103. Шедевры искусства 20 века. М., 1997.

104. Шиклин Е.В. Начала компьютерной графики. М.,1993.

105. Шорохов Е.В. Композиция. М.,1986.

106. Шубников А.В. Симметрия в науке и искусстве / Шубников А.В., Копцик В.А. М.,1972.

107. Шубников А.В. Симметрия и асимметрия конечных фигур. М., 1952.

108. Эйзенштейн С.Н. Неравнодушная природа. М., 1964.

109. Эстетические проблемы художественного конструирования комплексных объектов: Сб.стат./Под ред. Л.А.Кузмичева М.,1980.

110. Яглом И.М. Современная культура и компьютеры. М.,1990.

111. Ruhrberg К. Art of 20-th Century. London, New-York, Paris, 1998.187