автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Доверие и недоверие как типы ориентаций в формах трансляции культуры

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Попков, Сергей Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Доверие и недоверие как типы ориентаций в формах трансляции культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Доверие и недоверие как типы ориентаций в формах трансляции культуры"

На правах рукописи

Попков Сергей Михайлович

ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ КАК ТИПЫ ОРИЕНТАЦИИ В ФОРМАХ ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРЫ

Специальность 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

3 О МАЙ 2013

ООбОби^-*

Волгоград 2013

005060234

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Курганский государственный университет».

Научный руководитель -

доктор философских наук, профессор Степанова Инга Николаевна

Официальные оппоненты:

Ведущая организация -

доктор философских наук, профессор Петрова Ирина Александровна,

заведующая кафедрой истории и культурологии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»

кандидат философских наук, доцент Соловьев Андрей Александрович, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Защита состоится 20 июня 2013 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, Волгоград, пр. Университетский, 100, ауд. 2-05В.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного университета.

Автореферат разослан « /И> 2013 г.

Ученый секретарь _____

диссертационного совета Н.А. Калашникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования феноменов «доверие» и «недоверие» в философии культуры связана с социокультурными и собственно философскими причинами. В XX в. начался процесс глобализации, который проходит весьма противоречиво: мировой экономический кризис, мировые войны, постоянное балансирование разных регионов и стран между миром и войной, глобальные масштабы техногенных и экологических катастроф. Эти процессы усиливают риски, опасности, неопределённости, лишают человека душевных и духовных опор своего существования, угашают чувства эмпатии, душевной близости, терпимости и милосердия. Не случайно У. Бек назвал современное общество «обществом риска». Обращая внимание на опасности технически-машинной цивилизации, H.A. Бердяев подчёркивал, что «когда человеку дается сила, которой он может управлять миром и может истребить значительную часть человечества и культуры, тогда все делается зависящим от духовного и нравственного состояния человека, от того, во имя чего он будет употреблять эту силу, какого он духа».

Но современная культура оказалась не в состоянии защитить человека, так как сама находится в глубоком кризисе. Она испытывает двойное давление как со стороны господствующего в ней постмодернизма, порывающего с многовековыми традициями культуры, так и со стороны массовой культуры, сформировавшей тип человека-потребителя с гедонистическими желаниями. Культурный плюрализм обернулся «столкновением цивилизаций» (С. Хантингтон) Севера и Юга, имевшим конфессиональные основания. Россия, едва успев пережить «культурную травму» (П. Штомпка) советского периода, с политикой двух культур (социалистической и буржуазной), попала под пресс вестернизации отечественной культуры, а россияне испытывают кризис коллективной идентичности. В этих условиях обращение к теме доверия и недоверия к культуре и их роли в базисных формах трансляции культуры становится актуальным в философии.

К сожалению, в философской рефлексии доверие (недоверие) до сих пор не являются самостоятельными объектами понимания. Даже в философии культуры и этике исследование доверия (недоверия) не имеет значительных

3

теоретических результатов. Интеллектуальная монополия на изучение доверия принадлежит психологии, ограничивающей свои поиски такими формами доверия, как доверие к Другому и доверие к себе, и социологии, исследующей преимущественно политическое доверие (недоверие). Тем самым область доверия и недоверия к культуре осталась вне теоретических интересов. В современной литературе преобладает узкопредметный подход к феноменам доверия и недоверия, не используются возможности междисциплинарного синтеза.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика доверия к культуре рассматривалась в истории философии в учениях 3. Фрейда, Э. Гуссерля, А. Вебера, H.A. Бердяева, О. Шпенглера, А. Швейцера, И.А. Ильина, х. Ортеги-и-Гассета, Г. Маркузе, А. Камю, а недоверия - в учениях киников, Ж.-Ж. Руссо, JT.H. Толстого, Д.И. Писарева, М. Штирнера, Ф. Ницше, Ж. Делёза и Ф. Гваттари.

Доверие (реже — недоверие) широко исследовалось в различных отраслях психологии, особенно при рассмотрении двух проблем. Одна - проблема самораскрытия личности (Н.В. Амяга, Р. Бунс, Ф.Е. Василюк, С. Джурард, М. Дойч, В.П. Зинченко, И.Б. Котова, П. Ласкоу, А. Маслоу, С.Р. Пантелеев,

A.B. Петровский, В.А. Петровский, В.Г. Ромек, Т.П. Скрипкина,

B.И. Слободчиков, И.И. Чеснокова, Р.У. Эмерсон, С.Г. Якобсон). Другая -проблема общения и межличностных отношений (И. Алтман, A.A. Бодалев, К. Гиффин, А.И. Донцов, Г.А. Ковалев, Я.Л. Коломинский, К. Кук, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, H.H. Обозов, Б.Р. Пэтгон, К. Роджерс, Дж. Роттер, B.C. Сафонов, В. Свэп, O.A. Тейлор, П. Эке, Э. Эриксон). Вместе с тем, считает Т.П. Скрипкина, «как целостное, социально-психологическое явление доверие остается неизученными до настоящего времени». Этот теоретический «пробел» восполняется в известной мере в её многочисленных работах и докторской диссертации «Доверие как социально-психологическое явление» и монографии М.Т. Андрющенко «Преобразование и вера (о преобразовательном статусе веры)».

В отличие от психологии, где рассмотрение феноменов доверия и недоверия началось в 50-е гг., в социологии это произошло только в 80-е гг.

4

Феномен доверия исследовался на Западе такими социологами, как С. Айзенштадт, Б. Барбер, У. Бек, Д. Гамбетта, А. Гидденс, Дж. Колеман, Н. Луман, JI. Рониджер, Э. Селигмен, Ф. Фукуяма, Р. Хардаш, П. Штомпка. Наиболее известными являются работы У. Бека «Общество риска: к новой современности», Н. Лумана «Доверие и власть», Дж. Колемана «Основания социальной теории. Социальный капитал в создании человеческого капитала», П. Штомпки «Доверие: социологическая теория», Ф. Фукуямы «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию». Доверие исследуется ими с позиций теории социального капитала (институциональное доверие) и человеческого капитала (межличностное доверие). Многие из авторов рассматривают доверие как реакцию индивидов на риски, угрозы и неопределённости, имеющиеся в общественной и повседневной жизни. Тематика их работ довольно широка: доверие и идентичность, доверие в обществе риска, доверие в экономической сфере, социальный и человеческий капитал, социальное и межличностное доверие, культура доверия и недоверия. У отечественных социологов объектом исследования является преимущественно социальное и политическое доверие (Е. Галицкая, И.В. Глушко, Л.Я. Гозман, Г.М. Заболотная, Ю. Левада, В.Н. Лукин, Е. Петренко, Г.Ф. Ромашкина, В.О. Рукавишников, Л. Тимофеева, П. Тищенко, A.M. Эткинд).

В отечественной социальной философии доверие упоминается, как правило, при исследовании других проблем (А. Ветошкин, Б. Ерасов, С. Кара-Мурза, Б. Марков, Т.С. Орлова, К.П. Стожко, Л.Н. Шабатура). Как самостоятельный объект доверие анализируется в статьях и кандидатской диссертации C.B. Гельфановой «Феномен доверия в социокультурном развитии общества», в которой ею обосновывается субъектно-объектный характер отношения доверия и характеризуется роль доверия в человеческой деятельности, социальных отношениях, знаковых ситуациях, информационном обществе. Но трактовка доверия как социокультурного феномена не обеспечивается вычленением его места и роли в культуре, которая в диссертации выступает лишь как контекст в понимании тенденций развития феномена доверия в отношениях субъекта и объекта. Вне теоретического

5

анализа у автора остаётся феномен недоверия. Представляет интерес и подход А.П. Мальцевой, которая стремится осуществить проект рационализации доверия через понятие «надёжность», опираясь на англоязычные источники.

Феномен доверия рассматривается и в контексте проблем культурной антропологии (Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, Р. Кайуа, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, М. Элиаде) при исследовании первобытных культур и мифологии. Если философская этика мало интересовалась проблемами доверия и недоверия, считая их психологическими феноменами, то в институциональной этике им уделяется серьёзное внимание (И.И. Брехман,

A.Н. Бартко, Е.А. Вагнер, М. Вудкок, А.А.Грандо, А. Гостев, В. Кербер, Н.С. Колосова, И.В. Костиков, Д.Ю. Локатинов, В.Л. Новосёлов, 3. Пак, Н. Панфёрова, И.В. Силуянова, А. Ситник, В.А. Спивак, И. Стернин, Д. Френсис, и др.). Выделяются различные области институциональной этики -педагогическая, медицинская, корпоративная, — в которых доверие и недоверие играют значимую роль.

Отдельную область составляют исследования, посвященные понятийному определению доверия и его соотношения с верой (А.Д. Александров, М. Бубер,

B.Г. Галушко, Е.А. Евстифеева, И.А. Ильин, В.Н. Носович, Д.В. Пивоваров, Л.А. Смирнов, Ю.С. Степанов, Д.М. Угринович, Г.В. Щербакова и др.). Имеются работы, в которых доверие упоминается в контексте исследования различных форм культуры: педагогической, пропагандистской, политической, культуры повседневности, культуры рекламного дела, но при этом не выделяются его сущностные особенности, функции, культурно-антропологические смыслы и роли.

Целью диссертационного исследования является теоретическое осмысление доверия и недоверия как феноменов культуры и их роли в формах трансляции культуры.

Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:

1) дать характеристику историко-философских учений о доверии и недоверии к культуре;

2) выяснить категориальный статус доверия (недоверия);

б

3) рассмотреть доверие (недоверие) как систему и как акт;

4) провести анализ содержания различных форм трансляции культуры и роли доверия и недоверия в них как психологически-экзистенциальных механизмов передачи культурного опыта.

Методологической и теоретической основой исследования являются системный, сущностный, деятельностный, интегративный, ценностный подходы, общелогические методы исследования, методы герменевтического анализа, исторический и логический, идеи научной рациональности, наддисциплинарного синтеза.

Для решения задач, поставленных в нашем диссертационном исследовании, использовались идеи М. Бубера, И.А. Ильина, Д.В. Пивоварова о соотношении веры и доверия, Ю.С. Степанова о культурных концептах, М.М. Бахтина и М.С. Кагана о субъект-субъектных отношениях, В.А. Конева об универсальных формах передачи культурного опыта, П. Штомпки о культуре доверия и недоверия.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- предложена классификация историко-философских учений на учения о доверии и недоверии к культуре;

- обоснован статус «доверия» и «недоверия» как культурных концептов;

- доверие и недоверие охарактеризованы в единстве системного и процессуального подходов как система и акт;

- охарактеризовано содержание форм трансляции культуры;

- доверие и недоверие определены как психологически-экзистенциальные механизмы, обеспечивающие способы передачи культурного опыта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Все философские учения о культуре можно дифференцировать на учения о доверии и недоверии к ней, что свидетельствует об их роли в культуре: феномены доверия и недоверия отражают состояние культуры и, вместе с тем, выступают факторами её развития или кризиса.

2. «Доверие» и «недоверие» являются культурными концептами. Ключевыми для их определения служат понятия «ориентация» и «отношение». В аспекте философии культуры доверие представляет ориентацию,

7

выражающую позитивное отношение человека к культуре, которое субъективно проявляется в ожидании безопасности и защищённости с помощью культуры, а объективно — в уверенных действиях, обеспечивающих способы передачи культурного опыта. Недоверие имеет двойственный статус, выступая как ориентация 1) выражающая негативное отношение человека к культуре, которое субъективно проявляется в форме скептицизма и нигилизма, духовном отчуждении от культуры, а объективно - в действиях, не обеспечивающих способы трансляции культуры; 2) предостерегающая культуру от догматизма и апологетики, которая объективно и субъективно способствует развитию культуры.

3. Доверие представляет единство системы и акта, из которых первая описывается как система, имеющая различные структуры, а второй как действие, поступок, соединяющий событийно-личную и культурно общезначимую стороны жизни индивидов.

4. Культура представляет не только опыт в виде форм деятельности человека, но и способы его передачи, которые выражаются в четырёх универсальных формах: демонстративные, императивные, ценностно-селективные и рационально-теоретические. Каждая из них передаёт опыт специфическим образом: демонстративные через поведенческий образец и мимесис, императивные через нормы, ценностно-селективные через ценности и их свободный выбор, рационально-теоретические через разум. Эти способы доминируют в разных формах культуры, связывая их между собой, и обладают возможностями экстраполяции на новые области и объекты культуры, в силу чего расширяется содержание того опыта, который охватывается данными способами трансляции культуры.

5. Эти способы связывают также исторические периоды развития мировой культуры. В доиндустриальном обществе доминируют демонстративные и императивные, а в индустриальном и постиндустриальном - ценностно-селективные и рационально-теоретические. Первые доминируют в коллективистских культурах Востока, а вторые в индивидуалистических культурах Запада.

6. Доверие и недоверие являются психологически-экзистенциальными механизмами, благодаря которым осуществляется воспроизводство культуры в виде различных эталонов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют осмыслить доверие и недоверие как феномены культуры и их фундаментальную роль в различных формах трансляции культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания в вузах таких учебных курсов и спецкурсов, как «Философия», «Философия культуры», «Культурология», «История культуры».

Апробация диссертационного исследования.

Отдельные положения и промежуточные результаты диссертационного исследования отражены в 13 научных публикациях. Основные идеи диссертационного исследования были изложены в сообщении на VI Российском философском конгрессе и обсуждались в рамках научных конференций международного (г. Пермь, г. Курган), всероссийского (г. Екатеринбург, г. Пермь) и регионального (г. Курган) уровней.

Автор имеет две публикации в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией («Вестник Волгоградского государственного университета», «В мире научных открытий», г. Красноярск).

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 175 наименований. Работа изложена на 156 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень её научной разработанности, формулируются её цель и задачи, определяются методологические и теоретические основы исследования, раскрываются научная новизна и выделяются основные положения, выносимые на защиту, рассматривается теоретическая и практическая значимость работы, указывается ее апробация.

В первой главе «Историко-философские и теоретико-методологические основы исследования феноменов доверия и недоверия»

9

выявляются концептуальные основания исследования феноменов доверия и недоверия, даются определения «доверия» и «недоверия».

Первый параграф «Доверие и недоверие к культуре в истории философии» посвящен анализу историко-философских учений о доверии и недоверии к культуре.

К числу философских учений о доверии к культуре в диссертации относятся концепции 3. Фрейда, Э. Гуссерля, А. Вебера, H.A. Бердяева, О. Шпенглера, И.А. Ильина, А. Камю. В философии 3. Фрейда доверие к культуре обусловливается высокой оценкой культуры как средства подавления и вытеснения влечений человека к агрессии, ставящих под угрозу существование людей. По его мнению, репрессивный характер культуры по отношению к человеку-индивиду является оправданным с точки зрения существования человеческого рода. H.A. Бердяев выражает доверие культуре, которая формирует в человеке личностное начало, и критикует цивилизацию, обезличивающую человека. Э. Гуссерль, А. Вебер, О. Шпенглер, И.А. Ильин, А. Камю рассматривают проблему кризиса культуры и его преодоления, связывая с культурой надежды на возрождение европейской духовности, гуманистических ценностей и смыслов.

В качестве учений о недоверии к культуре в диссертации исследуются учения киников, Ж.-Ж. Руссо, JI.H. Толстого, Д.И. Писарева, Ф. Ницше, Ж. Делёза и Ф. Гватгари. Д.И. Писарев стремится осуществить разрушение эстетики чистых форм и критикует A.C. Пушкина за безыдейность и апологетику дворянского образа жизни. JI.H. Толстой развенчивает классовую ангажированность дворянской культуры. В философии киников, Ж.-Ж. Руссо и Ф. Ницше критика культуры осуществляется в рамках бинарной оппозиции «природа-культура». В этих учениях культурное существование человека рассматривается как лишённое внутренней свободы (кинизм), свободы и целостности (Ж.-Ж. Руссо), сил для жизни и творчества (Ф. Ницше).

Постмодернизм представляет позицию нигилизма по отношению к культуре, выражающегося в недоверии, сомнении, негативном отношении к идеалам и ценностям культуры модернизма, с торжеством человеческого разума и прогресса. Постмодернизмом выделяется два типа культуры:

ю

«древесная», с иерархизмом ценностей и единым основанием, и культура «ризомы», с принципами множественности, «горизонтали» и различными «анти» и «де» (антигенеалогия, антиэволюция, антитрадиция, антиродство, антииерархизм, деконструкция и т.д.) - и обосновывается идея недоверия к «древесной» культуре.

В результате проведённого анализа делается вывод, что дифференциация философских учений о культуре отражает как состояние культуры (расцвет или кризис), так и субъективную позицию философов (поддержка культуры или нигилистическое отношение к ней по различным причинам).

Во втором параграфе «Понятийный статус «доверия » и «недоверия» как культурных концептов» осуществляется лингвистический и лингвокультурный анализ «доверия» и «недоверия» и даётся их определение как культурных концептов.

Понятия «доверие» и «недоверие» полисемантичны, вследствие чего их предметно-понятийный статус определяется неоднозначно. В социологии доверие отождествляется с социальным и человеческим капиталом, добровольным договорным обменом, ожиданием взаимности в осуществлении каких-либо действий (А. Гидденс, Дж. Колеман, Н. Луман, Э. Патнэм, Ф. Фукуяма, П. Штомпка); в этике определяется через понятия «добропорядочность», «верность», «ответственность», «честность», «правдивость» (Б.А. Рутковский); в психологии рассматривается как личностное свойство человека наделять свои действия и действия других свойствами безопасности, надёжности и как форма веры, в основе которой лежит акт отношения субъекта к объекту (Т.П. Скрипкина); в социальной философии как субъект-объектное отношение, «в основе которого находится духовная доминанта» (C.B. Гельфанова). «Недоверие» определяется как негативное ожидание и защитная уверенность (П. Штомпка).

В понятиях «доверие» и «недоверие» пересекаются разнообразные смыслы, связанные с различными видами знания: эмоциональным, оценочным, чувственным, рациональным, эмпирическим, теоретическим, религиозным, художественным, моральным, что позволяет определить их статус как культурных концептов. Анализ словарных дефиниций концепта «доверие»

il

позволил выявить три смысловые линии его употребления: ориентирующая субъекта в область гносеологии, ориентирующая в аксиологическое измерение пространства отношения и ориентирующая в сферу философии религии. «Вера» своими значениями присутствует во всех выделенных смысловых областях знания. Учения, рассматривающие вопрос о соотношении доверия и веры, можно разделить на две группы: в одной проводится демаркационная линия между доверием и верой, в другой доверие считается особой разновидностью веры. Так, Д.В. Пивоваров, разделяя веру на 5а1Й1-веру и ЬеНеГ-веру, характеризует первую как «прямое видение трансцендентальных сущностей», а вторую - как «способность души... (без достаточного основания) признавать истинность чувственных и рациональных образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания».

В диссертации «доверие» и «недоверие» определяются, с опорой на идеи Э. Фромма, как ориентации, первая из которых выражает ожидание безопасности и защищённости с помощью культуры и уверенные действия по её развитию, а вторая как ориентация, выражающая противоречивое единство двух сторон — отчуждения от культуры и предостережения её от догматизма и апологетики. Доверие и недоверие выражают потребности человека в безопасности или предупреждении об опасности со стороны культуры.

В третьем параграфе «Доверие (недоверие) как система и акт» доверие и недоверие рассматриваются как единство состояния и акта, из которых первое при системном подходе описывается как система, имеющая различные структуры: когнитивную, коммуникативную, дискурсивную, психологическую, спиритуалистическую, социальную, а второй как действие, поступок, соединяющий событийно-личную и общекультурную стороны жизни индивидов. Данная методология обеспечивает переход к вопросу о присутствии доверия и недоверия в культуре и выяснении их влияния в формах передачи культурного опыта.

Во второй главе «Формы трансляции культуры и роль доверия и недоверия в них» автор, опираясь на подход В.А. Конева, разрабатывает содержание и определяет духовно-экзистенциальные механизмы передачи культурного опыта, обосновывая идею, что для его распространения на

12

широкие области социокультурного мира необходимо доверие к культуре, тогда как недоверие сужает возможности форм трансляции культуры.

В первом параграфе «Доверие и недоверие к поведенческому образцу и мимесису в демонстративных формах передачи культурного опыта» анализируется содержание демонстративных форм трансляции культуры и раскрывается роль доверия и недоверия в них.

Демонстративные формы являются формами показа, манифестации опыта, который передаётся в контактном взаимодействии путём демонстрации опыта и подражания ему. Мимесис - подражание - является одним из основных принципов эстетики. Основателем классической теории мимесиса считается Аристотель, который не сводил подражание к пассивному копированию вещей, а подчеркивал в нём момент творчества. Мастера средневековой культуры подражали текстам Библии и отцов церкви. Подражание природе и подражание прекрасному стало способом развития художественной культуры в период Возрождения и Нового времени. Г. Гадамер подчёркивал, что подражание образцам прошлой культуры позволяет «искать доверительной близости к нашему миру», и считал мимесис универсальной категорией, обозначающей порядок вещей. Способами передачи культурного опыта здесь служат примеры, образцы, эталоны, ритуалы, традиции, обычаи.

Исторически первой демонстративной формой является мифология, содержание которой в первобытных и современных примитивных обществах передается через ритуалы, выполняющиеся по культурным образцам, в роли которых выступают запреты и предписания. Ритуал представляет действие одновременно практическое и символическое, наделённое знаковой прагматикой, и выполняет такие функции, как социализирующая, интегрирующая, коммуникативная, психотерапевтическая и главная -воспроизводящая, которая направлена на поддержание традиций коллектива. Воспроизводя мифы в ритуале, человек верил, что он соучаствует в изначальном процессе творения и поддерживает исходный мировой порядок. Предки рассматривались как тотемы, а подражание, повторение их действий опиралось на доверие к 1) мифам, через которые выражаются архетипы, образы коллективного бессознательного, 2) тотемам, 3) ритуалам, 4) ритуальному

13

мышлению, 5) лицам, которые посвящают членов племени в мифы и организуют ритуалы. Недоверие выражалось в многочисленных запретах, табу, исследованных Р. Кайуа,' Л. Леви-Брюлем, Б. Малиновским, 3. Фрейдом, М. Элиаде и другими. Одной из разновидностей ритуала признаётся игра.

Демонстративные способы трансляции культуры доминировали и в культурах обществ Востока до XX в. Например, учение Конфуция, которого считают создателем восточной культуры ритуала, было главным идеологическим оплотом традиционного Китая.

Ученичество как форма социализации отличается от других видов обучения тем, что имеет характер межличностных отношений, которые основываются на доверии ученика к учителю и подражании его опыту. Ученичество существовало в первобытных и распространено в современных примитивных обществах, средневековом ремесленно-цеховом обучении, современной системе подготовки научных кадров через аспирантуру, авторских школах художественного мастерства, научных школах, где знание передается через межличностное общение лидера и его учеников. М. Бубер обосновал парадигму ученичества в концепции диалога, а М. Полани - в концепции личностного знания, в которой представлен принцип демонстративной культуры «Делай как я», поскольку передача научного знания осуществляется в непосредственном общении через интеллектуальную самоотдачу мастера. В литературе и искусстве мимесис является, как показал В.А. Подорога на примере анализа произведений русской литературы, весьма распространённым способом ассимиляции художественных стилей и идей.

Повседневность есть мир, представляющий привычное, упорядоченное, то, что происходит каждый день. Знание здесь получается в типичных ситуациях и типичных действиях путем перенесения восприятий на другой сходный объект, воспринимаемый в его типичности. А. Шюц назвал это дорефлексивное знание «типизирующими конструктами объектов мышления», с помощью которых все люди одинаково воспринимают те или иные объекты. Благодаря оповседневниванию человеческой жизни, действия и намерения людей представляют набор одинаковых предписаний. Способом, благодаря которому

воспринимаются объекты культуры, является доверие к повседневному мышлению и языку, вещам и событиям, ежедневно окружающим человека.

Во втором параграфе «Доверие и недоверие к норме в императивных формах трансляции культуры» исследуется содержание императивных форм и выясняется роль доверия и недоверия в них.

Императивные формы осуществляют передачу опыта через побуждение, внушение или приказ в виде норм, догматов, канонов, лозунгов, призывов, суггестии, законов, указов, инструкций, стандартов. Исторически первой императивной формой является религия, которая включает такие базисные элементы веры, как ортодоксия (то, во что верят - догматы) и ортопраксия (внешние проявления веры - каноны). П. Тиллих характеризует веру как состояние предельной заинтересованности и центрированный акт личности: «Термин предельный интерес» объединяет субъективную и объективную стороны акта веры - fides qua creditur (вера, посредством которой верят) и fides quae creditor (вера, в которую верят)». Догматами называются истины, объявленные Церковью, а источником христианских догматов являются Священное Писание и Священное Апостольское Предание. К важнейшим свойствам догматов относятся вероучительность, богооткровенность, церковность, общеобязательность. Догматы служат основанием церковных канонов, представляющих предписания относительно церковного управления, обязанностей священнослужителей и каждого христианина. Религия побуждает человека иметь веру, разделять догматы, соблюдать правила религиозного поведения, что обеспечивается доверием к Богу и вере, её догматам и канонам. Недоверие инициирует создание новых религий.

Императивные формы существуют и в политике, в которой доверие выполняет такие важные функции, как обеспечение солидарности людей и стабильности общества, упорядочивание социального и культурного плюрализма, поддержка институтов политической власти. Политическое доверие является индикатором отношения широких масс к социальным институтам, государству, власти, ее лидерам. Политическое недоверие к курсу страны или политическому лидеру влечёт за собой проведение политических реформ или смену политического режима или политического лидера.

15

Основными элементами права являются норма и закон. В отличие от законов природы, в обществе закон всегда выражается в форме предписания, долженствования, императива, поскольку «долженствование представляет собой единственно возможное непосредственное детерминирующее воздействие по отношению к свободной воле» (Б.С. Шалютин). Главным механизмом, обеспечивающим правовую ориентацию человеческого мышления и поведения, является принуждение, которое побуждает человека не нарушать закон и нормы. Вопрос о доверии (недоверии) к правовой норме связан с вопросом о легитимности закона и государства. Если государство признаётся единственным источником права и его законов, то правовое поведение основывается на доверии к государству и правовому закону. Если же государство и закон признаются производными от права, то возможно как доверие, так и недоверие к государству и закону по отношению к идеалу правового государства и закона.

В индустриальном обществе возникает идеология, воздействующая на массы через пропаганду (в виде лозунгов и призывов), основанную на внушении и манипулировании сознанием и поведением индивидов. Наиболее многочисленными являются концепции генезиса и сущности манипулирования, в которых оно рассматривается как единственное ненасильственное необходимое средство управления общественным сознанием и поведением в массовом обществе. Результатом его функционирования служит формирование нового типа человека, получившего в философии названия «минимальная личность», «одномерный человек», «постчеловек», «человек-муравей», «человек-масса», который реагирует только на определённые побуждения, касающиеся выполнения им своих функций в сфере производства и потребления. Успех пропаганды зависит от того, испытывает ли внушаемый доверие к внушающему, ибо доверие является тем способом, с помощью которого манипулятор способен внедрять необходимые ему идеи в сознание внушаемого.

Императивные формы передачи культурного опыта осуществляются и в рекламе, содержащей в себе информацию и внушение. Реклама направлена на формирование желания обладания и мотивационной установки, управляющей

16

потреблением, что обеспечивает развитие производства. Распространение рекламы в современном обществе поддерживается доверием к рекламируемым ею предметам и к самой рекламе. Ж. Бодрийяр характеризовал рекламу как рекламный императив, действенность которого определяется логикой «верования и регрессии», а А. Маркузе признавал гипнотический характер суггестивных приказов рекламного сообщения. Под воздействием массового производства и массового потребления в код индустриальной цивилизации включается принцип стандартизации (Э. Тоффлер), который пронизывает все сферы общественной жизни и культуры.

В третьем параграфе «Доверие и недоверие к ценностям в ценностно-селективных формах передачи культурного опыта» характеризуется содержание ценностно-селективных форм трансляции культуры и анализируется влияние доверия и недоверия в них.

В ценностно-селективных формах культурный опыт передаётся через ценности и свободу выбора. Эти формы доминируют в традиционной этике и различных институциональных этиках, а их исходной формой является мораль. В Новое время утверждается идущее от Канта понимание морали, общезначимость которой обусловливается свободным выбором индивидов. Дальнейшее развитие проблема свободы выбора получает в экзистенциализме у С. Кьеркегора и Ж.-П. Сартра, обосновывающих позицию этического релятивизма, а в постмодернизме признаётся, что универсальные, конституирующие существование общества и индивида ценностные абсолюты отсутствуют.

Но развитие человеческого общества свидетельствует, что ценностные абсолюты не исчезают, а исторически изменяются под воздействием социокультурных факторов. Связь ценностных абсолютов с историческим процессом позволяет обнаружить такие ценностные абсолюты (общечеловеческие ценности), которые являются вечными, непреходящими в силу того, что индивиды и народы доверяют им. Кроме общечеловеческих ценностей существуют этнические, социальные и другие. Как выразился польский социолог П. Штомпка, человек живёт среди «пирамид доверия», представляющих ценностно-нормативные системы религии, морали, права,

идеологии и т.д., сакрализующие коллективный опыт. Если в культурах Запада преобладает универсальный моральный императив и свобода выбора ценностей, то в культурах Востока существует мораль с ценностями и правильным путём следования им, но без свободы выбора индивидов.

С возникновением индустриального общества появляется институциональная этика в виде профессиональной и корпоративной, и нравственность стала определяться не добродетелями индивида, а логикой массового поведения в социальных группах и структурах. Профессии учителя и врача превратились в массовые, что привело к возникновению этики учителя и врачебной этики, эволюционировавшей в биоэтику, которая в условиях развития биомедицины и генной инженерии выполняет важные социальные функции. В XX в. профессиональная этика вытесняется корпоративной, большинство этических кодексов которой базируется на основополагающих категориях и принципах философской этики. Доверие в корпоративной этике играет роль психологически-экзистенциального медиатора разнообразных отношений как внутри корпораций, так и в их взаимодействии с другими участниками бизнеса (принципы «от буквы закона к духу доверия», «авансирование доверием» и т.д.). Благодаря корпоративной этике бизнес оказался в определённой степени под контролем морали и человеческих ценностей.

В четвертом параграфе «Доверие и недоверие к разуму в рационально-теоретических формах трансляции культуры» на основе анализа учений о доверии и недоверии к разуму в истории философии характеризуется содержание этих форм и роль доверия и недоверия в них.

Рационально-теоретические формы передачи культурного опыта используются в философии и науке. Специфика науки заключается в том, что в ней определяющим является тип мышления и деятельность, ее знание является рациональным, а сама она универсальной. Смена форм научной рациональности привела к смене этапов развития науки (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука). Хотя в науке доминируют рационально-теоретические формы трансляции культурного опыта (принципы, законы, методы), но используются и все другие. Х.-Г. Гадамер рассматривал

18

традицию как характерную особенность науки. Создателем учения о традициях в науке считают Т. Куна, который показал, что нормальная наука эффективно развивается, используя «прошлые достижения», охарактеризовав их как парадигмы. В философии науки были разработаны различные варианты кумулятивистской модели, согласно которой развитие науки имеет непрерывный характер. Традиции обусловливают организацию и получение научных знаний, в науке широко используются аргумент к традиции и аргумент к научному авторитету. Императивные формы распространены в науке в виде норм, стандартов, запретов. Наука использует запреты в логике по отношению к научному мышлению, при теоретическом обосновании - регулятивные принципы ограничений и запретов, универсальные нормы, стандарты адекватности идей и теорий. Вопрос о соотношении истины и ценности долгое время являлся предметом спора в науке, но кризис неопозитивизма привёл к пересмотру взглядов на роль ценностей в науке, и утвердилась точка зрения, что суждения науки имеют описательно-оценочный характер, а общие принципы теории, законы науки и даже научные факты ценностно нагружены. Р. Мертоном была разработана концепция этоса науки, сформировались этические нормы учёного. Всё это свидетельствует о существовании в науке ценностно-селективных способов трансляции культурного опыта.

Механизм доверия встроен в науку и выражается в ней и как составляющая нравственно-психологического климата в научных коллективах, и как способ межличностных отношений между учеными, и как вера в аксиомы, гипотезы и теории, и как доверие к научным авторитетам, и как доверие к науке в качестве социального института. Но и недоверие присутствует в науке, оберегая её от догматизма, слепой веры в авторитеты и обеспечивая конкуренцию идей, гипотез, теорий.

В философии существует как тенденция соединения философии с наукой, так и тенденция проведения демаркации между ними. Хотя философия имеет те же организованности, что и наука, она осуществляет теоретическую рефлексию над основаниями культуры. Но частью своего содержания (онтология, эпистемология, методология научного познания) она входит в науку. Соотнося философию с различными видами знания, её можно охарактеризовать как

19

интегративный вид знания. Вместе с тем и в области онтологии и эпистемологии существуют различия между философией и наукой: философия исследует отношение человека как целого к миру как целому, а наука — отдельные части мира и различные измерения человека; философские категории соединяют гносеологический аспект с мировоззренческим, что придаёт им неопределённость, и являются универсальными, тогда как научные понятия имеют гносеологический смысл и специфицируют предмет каждой частной науки. Наука и философия, принадлежа к культуре, используют одни и те же мировоззренческие универсалии (B.C. Стёпин), но наука наполняет их конкретно-научным содержанием, а философия превращает в особые идеальные объекты, имеющие универсальные культурные смыслы. Все другие способы передачи культурного опыта присущи и философии. Доверие выражается в наличии школ и направлений, опирающихся на идеи предшественников, использовании без доказательств аксиом, категорий, принципов, парадигм, разработке вечных тем, а недоверие - в критичности, сомнении, дискуссиях.

В заключении излагаются основные результаты диссертационного исследования. Делается вывод, что ориентации доверие и недоверие в разных формах трансляции культуры имеют свои особенности, но общее назначение и функции доверия и недоверия сохраняются: они служат психологически-экзистенциальными способами воспроизводства форм передачи культурного опыта.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Публикации в журналах, рекомендованных ВАК

1. Попков, С.М. Роль доверия в формах культуры / С.М. Попков // В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. -№11.2(35).-С. 168-185.

2. Попков, С.М. Роль доверия и недоверия в императивных формах трансляции культуры / С.М. Попков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и

20

социальные технологии. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. - № 1(19). - С. 141146.

Статьи, доклады, тезисы, опубликованные в других научных изданиях

3. Попков, С.М. Философия доверия и недоверия в межличностных отношениях / С.М. Попков // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. - Вып. XII. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. - С. 65-67.

4. Попков, С.М. Феномены доверия и недоверия к культуре в философии / С.М. Попков // Вестник Курганского государственного университета. - Серия «Гуманитарные науки». - Вып. 6. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010.-№3(19).-С. 47-50.

5. Попков, С.М., Степанова, И.Н. Творчество в этической концепции А.Щвейцера о доверии к жизни / С.М. Попков, И.Н. Степанова // Человек креативный: способности, ценности, культура: сб. науч. ст. 8-й Всерос. науч.-практ. конф., 17-18 нояб. 2011 г., Екатеринбург, 2011. - С. 130-134.

6. Попков, С.М. Доверие и вера / С.М. Попков // Свобода совести и культура духовности (философско-этические, религиозные и культурологические аспекты): тр. междунар. науч.-практ. симп.-диалога, (Пермь, 12-13 мая 2011 г.): в 2-х ч. - Пермь, Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2011. - Ч. 2. - С. 184-189.

7. Попков, С.М. Философия недоверия к разуму / С.М. Попков // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. - Вып. XIII. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. -С. 45-46.

8. Попков, С.М. Философия доверия к разуму / С.М. Попков // Социальные ценности и выбор времени: Материалы V Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора С.М. Шалютина (Курган, 14-15 апреля 2011 г.). - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. - С. 63-65.

9. Попков, С.М. Доверие (недоверие) как система и акт / С.М. Попков // Вестник Курганского государственного университета. - Серия «Физиология,

психология и медицина». - Вып. 4. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - №1(23). - С.104-108.

10. Попков, С.М. Доверие и недоверие к культуре / С.М. Попков // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Росс, филос. конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.) В 3 томах. Т. 1. — Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2012.-С. 549-550.

11. Попков, С.М. Новая классификация культуры и роль доверия в ней / С.М. Попков // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. - Вып. XIV. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012.-С. 34-35.

12. Попков, С.М. Селективные формы трансляции культуры / С.М. Попков // Вестник Курганского государственного университета. - Серия «Гуманитарные науки». - Вып. 8. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012.-№4(26).-С. 83-87.

13. Попков, С.М. Психология русского народа в ракурсе философской рефлексии H.A. Бердяева / С.М. Попков // Проблемы российского самосознания. Религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры: Тр. рос. науч.-практ. конф. светских учёных и теологов с участием зарубежных исследователей (Москва, 2 октября 2012 г., Пермь, 4-5 октября 2012 г.). В 2ч. 4.1. / Институт филос. Рос. акад. наук, Перм. гос. ин-т искусства и культуры. -Москва; Пермь, 2012. - С. 180-182.

\

Подписано в печать 16.05 2013 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 100 экз. Заказ 102.

Издательство Волгоградского государственного университета. 400062 Волгоград, просп. Университетский, 100. E-mail: izvolgu@volsu.ru

 

Текст диссертации на тему "Доверие и недоверие как типы ориентаций в формах трансляции культуры"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ^^

//

На правах рукописи

0420155^302

Попков Сергей Михайлович

ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ КАК ТИПЫ ОРИЕНТАЦИИ В ФОРМАХ ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРЫ

специальность 09.00Л 3 — философская антропология, философия культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Волгоград - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...........................................................................................................................3

Глава 1. Историко-философские и теоретико-методологические основы исследования феноменов доверия и недоверия..........................................................10

1.1. Доверие и недоверие к культуре в истории философии.............................10

1.2. Понятийный статус «доверия» и «недоверия» как культурных концептов............................................................................................................................34

1.3. Доверие (недоверие) как система и акт........................................................52

Глава 2. Доверие и недоверие в формах трансляции культуры................................63

2.1. Доверие и недоверие к поведенческому образцу и мимесису в демонстративных формах передачи культурного опыта....................................................68

2.2. Доверие и недоверие к норме в императивных формах трансляции культуры........................................................................................................................89

2.3. Доверие и недоверие к ценностям в ценностно-селективных формах передачи культурного опыта..................................................................................105

2.4. Доверие и недоверие к разуму в рационально-теоретических формах трансляции культуры..........................................................................................118

Заключение...................................................................................................................139

Список использованной литературы.........................................................................142

Введение

Актуальность исследования феноменов «доверие» и «недоверие» в философии культуры связана с социокультурными и собственно философскими причинами. В XX в. начался процесс глобализации, который проходит весьма противоречиво: мировой экономический кризис, мировые войны, постоянное балансирование разных регионов и стран между миром и войной, глобальные масштабы техногенных и экологических катастроф. Эти процессы усиливают риски, опасности, неопределённости, лишают человека душевных и духовных опор своего существования, угашают чувства эмпатии, душевной близости, терпимости и милосердия. Не случайно У. Бек назвал современное общество «обществом риска». Обращая внимание на опасности технически-машинной цивилизации, H.A. Бердяев подчёркивал, что «когда человеку дается сила, которой он может управлять миром и может истребить значительную часть человечества и культуры, тогда все делается зависящим от духовного и нравственного состояния человека, от того, во имя чего он будет употреблять эту силу, какого он духа».

Но современная культура оказалась не в состоянии защитить человека, так как сама находится в глубоком кризисе. Она испытывает двойное давление как со стороны господствующего в ней постмодернизма, порывающего с многовековыми традициями культуры, так и со стороны массовой культуры, сформировавшей тип человека-потребителя с гедонистическими желаниями. Культурный плюрализм обернулся «столкновением цивилизаций (С. Хантингтон) Севера и Юга, имевшим конфессиональные основания. Россия, едва успев пережить «культурную травму» (П. Штомпка) советского периода, с политикой двух культур (социалистической и буржуазной), попала под пресс вестернизации отечественной культуры, а россияне испытывают кризис коллективной идентичности. В этих условиях обращение к теме доверия и недоверия к культуре и их роли в базисных формах трансляции культуры становится актуальным в философии.

К сожалению, в философской рефлексии доверие (недоверие) до сих пор не являются самостоятельными объектами понимания. Даже в философии культуры и этике исследование доверия (недоверия) не имеет значительных теоретических

з

результатов. Интеллектуальная монополия на изучение доверия принадлежит психологии, ограничивающей свои поиски такими формами доверия, как доверие к Другому и доверие к себе, и социологии, исследующей преимущественно политическое доверие (недоверие). Тем самым область доверия и недоверия к культуре осталась вне теоретических интересов. В современной литературе преобладает узкопредметный подход к феноменам доверия и недоверия, не используются возможности междисциплинарного синтеза.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика доверия к культуре рассматривалась в истории философии в учениях 3. Фрейда, Э. Гуссерля, А. Вебера, H.A. Бердяева, О. Шпенглера, А. Швейцера, И.А. Ильина, X. Ортеги-и-Гассета, Г. Маркузе, А. Камю, а недоверия - в учениях киников, Ж.-Ж. Руссо, JI.H. Толстого, Д.И. Писарева, М. Штирнера, Ф. Ницше, Ж. Делёза и Ф. Гваттари.

Доверие (реже - недоверие) широко исследовалось в различных отраслях психологии, особенно при рассмотрении двух проблем. Одна - проблема самораскрытия личности (Н.В. Амяга, Р. Бунс, Ф.Е. Василюк, С. Джурард, М. Дойч, В.П. Зинченко, И.Б. Котова, П. Ласкоу, А. Маслоу, С.Р. Пантелеев, A.B. Петровский, В.А. Петровский, В.Г. Ромек, Т.П. Скрипкина, В.И. Слободчиков, И.И. Чеснокова, Р.У. Эмерсон, С.Г. Якобсон). Другая - проблема общения и межличностных отношений (И. Алтман, A.A. Бодалев, К. Гиффин, А.И. Донцов, Г.А. Ковалев, Я.Л. Коломинский, К. Кук, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, H.H. Обозов, Б.Р. Пэттон, К. Роджерс, Дж. Роттер, B.C. Сафонов, В. Свэп, O.A. Тейлор, П. Эке, Э. Эриксон). Вместе с тем, считает Т.П. Скрипкина, «как целостное, социально-психологическое явление доверие остается неизученными до настоящего времени». Этот теоретический «пробел» восполняется в известной мере в её многочисленных работах и докторской диссертации «Доверие как социально-психологическое явление» и монографии М.Т. Андрющенко «Преобразование и вера (о преобразовательном статусе веры)».

В отличие от психологии, где рассмотрение феноменов доверия и недоверия началось в 50-е гг., в социологии это произошло только в 80-е гг. Феномен доверия исследовался на Западе такими социологами, как С. Айзенштадт, Б. Барбер, У. Бек, Д. Гамбетта, А. Гидденс, Дж. Колеман, Н. Луман, Л. Рониджер, Э.

Селигмен, Ф. Фукуяма, Р. Хардаш, П. Штомпка. Наиболее известными являются работы У. Бека «Общество риска: к новой современности», Н. Лумана «Доверие и власть», Дж. Колемана «Основания социальной теории. Социальный капитал в создании человеческого капитала», П. Штомпки «Доверие: социологическая теория», Ф. Фукуямы «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию». Доверие исследуется ими с позиций теории социального капитала (институциональное доверие) и человеческого капитала (межличностное доверие). Многие из авторов рассматривают доверие как реакцию индивидов на риски, угрозы и неопределённости, имеющиеся в общественной и повседневной жизни. Тематика их работ довольно широка: доверие и идентичность, доверие в обществе риска, доверие в экономической сфере, социальный и человеческий капитал, социальное и межличностное доверие, культура доверия и недоверия. У отечественных социологов объектом исследования является преимущественно социальное и политическое доверие (Е. Галицкая, И.В. Глушко, Л.Я. Гозман, Г.М. Заболотная, Ю. Левада, В.Н. Лукин, Е. Петренко, Г.Ф. Ромашкина, В.О. Рукавишников, Л. Тимофеева, П. Тищенко, A.M. Эткинд).

В отечественной социальной философии доверие упоминается, как правило, при исследовании других проблем (А. Ветошкин, Б. Ерасов, С. Кара-Мурза, Б. Марков, Т.С. Орлова, К.П. Стожко, Л.Н. Шабатура). Как самостоятельный объект доверие анализируется в статьях и кандидатской диссертации C.B. Гельфановой «Феномен доверия в социокультурном развитии общества», в которой ею обосновывается субъектно-объектный характер отношения доверия и характеризуется роль доверия в человеческой деятельности, социальных отношениях, знаковых ситуациях, информационном обществе. Но трактовка доверия как социокультурного феномена не обеспечивается вычленением его места и роли в культуре, которая в диссертации выступает лишь как контекст в понимании тенденций развития феномена доверия в отношениях субъекта и объекта. Вне теоретического анализа у автора остаётся феномен недоверия. Представляет интерес и подход А.П. Мальцевой, которая стремится осуществить проект рационализации доверия через понятие «надёжность», опираясь на англоязычные источники.

Феномен доверия рассматривается и в контексте проблем культурной антропологии (Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, Р. Кайуа, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, М. Элиаде) при исследовании первобытных культур и мифологии. Если философская этика мало интересовалась проблемами доверия и недоверия, считая их психологическими феноменами, то в институциональной этике им уделяется серьёзное внимание (И.И. Брехман, А.Н. Бартко, Е.А. Вагнер, М. Вудкок, А.А.Грандо, А. Гостев, В. Кербер, Н.С. Колосова, И.В. Костиков, Д.Ю. Локатинов, В.Л. Новосёлов, 3. Пак, Н. Панфёрова, И.В. Силуянова, А. Ситник, В.А. Спивак, И. Стернин, Д. Френсис, и др.). Выделяются различные области институциональной этики - педагогическая, медицинская, корпоративная, - в которых доверие и недоверие играют значимую роль.

Отдельную область составляют исследования, посвященные понятийному определению доверия и его соотношения с верой (А.Д. Александров, М. Бубер, В.Г. Галушко, Е.А. Евстифеева, И.А. Ильин, В.Н. Носович, Д.В. Пивоваров, Л.А. Смирнов, Ю.С. Степанов, Д.М. Угринович, Г.В. Щербакова и др.). Имеются работы, в которых доверие упоминается в контексте исследования различных форм культуры: педагогической, пропагандистской, политической, культуры повседневности, культуры рекламного дела, но при этом не выделяются его сущностные особенности, функции, культурно-антропологические смыслы и роли.

Целью диссертационного исследования является теоретическое осмысление доверия и недоверия как феноменов культуры и их роли в формах трансляции культуры.

Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:

1) дать характеристику историко-философских учений о доверии и недоверии к культуре;

2) выяснить категориальный статус доверия (недоверия);

3) рассмотреть доверие (недоверие) как систему и как акт;

4) провести анализ содержания различных форм трансляции культуры и роли доверия и недоверия в них как психологически-экзистенциальных механизмов передачи культурного опыта.

Методологической и теоретической основой исследования являются системный, сущностный, деятельностный, интегративный, ценностный подходы, общелогические методы исследования, методы герменевтического анализа, исторический и логический, идеи научной рациональности, наддисциплинарного синтеза.

Для решения задач, поставленных в нашем диссертационном исследовании, использовались идеи М. Бубера, И.А. Ильина, Д.В. Пивоварова о соотношении веры и доверия, Ю.С. Степанова о культурных концептах, М.М. Бахтина и М.С. Кагана о субъект-субъектных отношениях, В.А. Конева об универсальных формах передачи культурного опыта, П. Штомпки о культуре доверия и недоверия.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- предложена классификация историко-философских учений на учения о доверии и недоверии к культуре;

- обоснован статус «доверия» и «недоверия» как культурных концептов;

- доверие и недоверие охарактеризованы в единстве системного и процессуального подходов как система и акт;

- охарактеризовано содержание форм трансляции культуры;

- доверие и недоверие определены как психологически-экзистенциальные механизмы, обеспечивающие способы передачи культурного опыта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Все философские учения о культуре можно дифференцировать на учения о доверии и недоверии к ней, что свидетельствует об их роли в культуре: феномены доверия и недоверия отражают состояние культуры и, вместе с тем, выступают факторами её развития или кризиса.

2. «Доверие» и «недоверие» являются культурными концептами. Ключевыми для их определения служат понятия «ориентация» и «отношение». В аспекте философии культуры доверие представляет ориентацию, выражающую позитивное отношение человека к культуре, которое субъективно проявляется в ожидании безопасности и защищённости с помощью культуры, а объективно - в уверенных действиях, обеспечивающих способы передачи культурного опыта. Недоверие имеет двойственный статус, выступая как ориентация 1) выражающая негативное отношение человека к культуре, которое субъективно проявляется в

7

форме скептицизма и нигилизма, духовном отчуждении от культуры, а объективно - в действиях, не обеспечивающих способы трансляции культуры; 2) предостерегающая культуру от догматизма и апологетики, которая объективно и субъективно способствует развитию культуры.

3. Доверие представляет единство системы и акта, из которых первая описывается как система, имеющая различные структуры, а второй как действие, поступок, соединяющий событийно-личную и культурно общезначимую стороны жизни индивидов.

4. Культура представляет не только опыт в виде форм деятельности человека, но и способы его передачи, которые выражаются в четырёх универсальных формах: демонстративные, императивные, ценностно-селективные и рационально-теоретические. Каждая из них передаёт опыт специфическим образом: демонстративные через поведенческий образец и мимесис, императивные через нормы, ценностно-селективные через ценности и их свободный выбор, рационально-теоретические через разум. Эти способы доминируют в разных формах культуры, связывая их между собой, и обладают возможностями экстраполяции на новые области и объекты культуры, в силу чего расширяется содержание того опыта, который охватывается данными способами трансляции культуры.

5. Эти способы связывают также исторические периоды развития мировой культуры. В доиндустриальном обществе доминируют демонстративные и императивные, а в индустриальном и постиндустриальном - ценностно-селективные и рационально-теоретические. Первые доминируют в коллективистских культурах Востока, а вторые в индивидуалистических культурах Запада.

6. Доверие и недоверие являются психологически-экзистенциальными механизмами, благодаря которым осуществляется воспроизводство культуры в виде различных эталонов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют осмыслить доверие и недоверие как феномены культуры и их фундаментальную роль в различных формах трансляции культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе

8

преподавания в вузах таких учебных курсов и спецкурсов, как «Философия», «Философия культуры», «Культурология», «История культуры».

Апробация диссертационного исследования.

Отдельные положения и промежуточные результаты диссертационного исследования отражены в 13 научных публикациях. Основные идеи диссертационного исследования были изложены в сообщении на VI Российском философском конгрессе и обсуждались в рамках научных конференций международного (г. Пермь, г. Курган), всероссийского (г. Екатеринбург, г. Пермь) и регионального (г. Курган) уровней.

Автор имеет две публикации в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией («Вестник Волгоградского государственного университета», «В мире научных открытий», г. Красноярск).

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 175 наименований. Работа изложена на 156 страницах.

Глава 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНОВ

ДОВЕРИЯ И НЕДОВЕРИЯ

«Антропологический поворот» в философии, совершившийся в послегеге-левский период, снова вывел проблему человека в центр философских исследований. Философский взгляд на проблему человека является попыткой дать ответ на вопрос о его сущности и существовании. Человек представляет многомерное существо, в котором пересекаются различные измерения: биологическое, социальное, психическое и духовно-культурное. Философия культуры сосредоточивает внимание на культурном измерении человека, выявляя значение культуры для человека и значение человека для культуры. Система культура - человек представляет для нас теоретическое поле исследования. Поэтому отношение человека к культуре, доверие и недоверие к ней становится тем «пробным камнем», который обеспечивает понимание механизмов, связывающих человека с культурой, и позволяет выделить два типа культуры: культуру доверия и недоверия, и два типа отношения к культуре: доверие и недоверие к ней.

Историко-философский анализ даёт парадигмальное решение этого вопроса на путях различных философских �