автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Драгоценная церковная утварь XVI - XVII вв. локализация произведений Великого Новгорода, Ярославля, Сольвычегодска

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Игошев, Валерий Викторович
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Драгоценная церковная утварь XVI - XVII вв. локализация произведений Великого Новгорода, Ярославля, Сольвычегодска'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Игошев, Валерий Викторович

Введение.

Глава 1. Историография и источники.

Глава 2. Методика исследования предметов драгоценной церковной утвари XVI-XVII вв. Выявление копийных предметов XIX -начала XX вв.

Глава 3. Состав, типология, назначение и символика предметов церковной утвари XVI-XVII вв.

Глава 4. Характеристика древнерусских центров среброделия: Великого Новгорода, Ярославля и Сольвычегодска. Художественное своеобразие произведений.

A. Новгород. 136 Б.Ярославль.

B. Сольвычегодск.

Глава 5. Локализация новгородской, ярославской и сольвычегодской церковной утвари XVI-XVII вв.

A. Богослужебные кресты. 209 Б. Оклады Евангелий.

B. Потиры. 275 Г. Церковные чаши. 294 Д. Кадила.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по искусствоведению, Игошев, Валерий Викторович

Актуальность исследования. Произведения драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУН вв. - яркое явление в отечественной культуре. В отличие от более ранних древнерусских памятников они сохранились в сравнительно большом объеме, но до настоящего времени немалая их часть все еще является неизученной и не введена в научный оборот, поэтому общая картина развития русской художественной культуры позднего Средневековья остается неполной.

Специального комплексного исследования памятников драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУП вв. ранее не проводилось. Если произведения московских серебряников этого периода, хранящиеся в столичных музеях, изучены сравнительно полно1, то произведения региональных центров все еще исследованы недостаточно. На протяжении ХУ-ХУП вв. в московском серебре сконцентрированы все лучшие достижения, привнесенные из произведений различных местных центров среброделия, бывших удельных княжеств, и в то же время Москва оказывала значительное влияние на региональные художественные центры. Поэтому в целях локализации произведений региональных художественных центров особенно актуальным является глубокое их исследование и атрибуция на примере наиболее интересных и сравнительно хорошо сохранившихся: Великого Новгорода, Ярославля и Сольвычегодска.

Тысячи произведений новгородских, ярославских, сольвычегодских и других региональных центров ХУ1-ХУИ вв., хранящиеся в собраниях музеев России и за рубежом, в храмах и монастырях, в частных коллекциях требуют глубокого исследования. Особенно мало изучены сольвычегодские памятники драгоценной церковной утвари. Необходима их научная атрибуция - выявление различий, связанных с определенной мастерской, художественным центром, и определение времени создания. Многие из произведений являются вехами в истории отечественного декоративно-прикладного искусства, а имеющиеся на предметах вкладные надписи с именами и датами несут в себе ценнейшие исторические сведения, позволяющие получить более глубокие представления об уровне отечественной культуры.

В настоящее время особенно актуально выявление в коллекциях музеев поздних серебряных окладов икон и других предметов драгоценной церковной утвари XIX - начала XX вв., копирующих подлинные образцы ХУ1-ХУИ вв.

Общая характеристика работы. Диссертация посвящена изучению произведений декоративно-прикладного искусства ХУ1-ХУ11 вв. - уникальных высокохудожественных памятников драгоценной церковной утвари, выполненных новгородскими, ярославскими и сольвычегодскими мастерами, а также — выявлению характерных черт, отличающих их друг от друга и от произведений, созданных в других древнерусских центрах среброделия. В целях наиболее полного и объективного исследования, памятники Великого Новгорода, Ярославля и Сольвычегодска сопоставляются с произведениями церковной утвари ХУ1-ХУП вв., изготовленными серебряниками других художественных центров: Москвы, Пскова, Костромы, Нижнего Новгорода и др.

Предмет исследования. Предмет исследования - локализация памятников драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУП вв. Великого Новгорода, Ярославля и Сольвычегодска, научно обоснованная атрибуция и экспертиза произведений древнерусских художественных центров.

Объект исследования. Объектом исследования являются предметы драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУП вв., сделанные новгородскими, ярославскими и сольвычегодскими мастерами-серебряниками.

Хронологические границы исследования. В диссертации исследуются предметы древнерусской драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУ11 вв. Для понимания художественных процессов, протекавших в

XVI в., в целях изучения происхождения формы, орнаментации нами рассматриваются и произведения XV в., а иногда и более раннего периода. Верхняя граница исследования памятников церковной утвари заканчивается с возникновением церковного искусства Нового времени - началом XVIII в. Однако исследуются также серебряные оклады икон и другие предметы церковной утвари конца XIX - начала XX вв., являющиеся копиями, репликами или стилизациями памятников XVI

XVII вв. Такие поздние предметы ранее не были изучены или ошибочно считались древнерусскими произведениями.

Целью диссертации является локализация и атрибуция предметов драгоценной церковной утвари XVI-XVII вв., созданных новгородскими, ярославскими и сольвычегодскими мастерами.

К числу основных задач диссертации относятся: исследование и атрибуция памятников драгоценной церковной утвари XVI-XVII вв. из музейных собраний России. Изучение своеобразия их форм, декора и техники изготовления. Необходимо произвести сравнительный анализ новгородских, ярославских и сольвычегодских памятников, как между собой, так и с работами, выполненными в других древнерусских центрах, таких как Москва, Псков, Кострома, Нижний Новгород и другие. Такое исследование позволит локализовать произведения наиболее интересных и значительных художественных центров Руси, бытовавших в различных регионах, а среди церковной утвари, происходящей из храмов Ярославля, Великого Новгорода и Сольвычегодска, выделить предметы, произведенные в других художественных центрах.

Необходимо изучить письменные, изобразительные и печатные материалы, связанные с памятниками драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУП вв. исследуемых центров.

К особенно важным задачам относится выявление среди древнерусских произведений памятников копийных, стилизаций и реплик XIX — начала XX вв., хранящихся в многочисленных музейных собраниях России и частных коллекциях.

Методика исследования. В диссертации в ходе исследования драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУ11 вв. впервые используется комплексный метод анализа произведений, который включает в себя:

- типологический метод, основанный на систематизации и изучении памятников схожих по форме, пропорциям, назначению, характеру орнамента и другим признакам.

- стилистический метод, при котором исследуются своеобразие формы и декора произведений (орнамента, лицевых изображений).

- технико-технологический метод, основанный на изучении особенностей техники и технологии исполнения произведений.

- эпиграфический метод, используемый при исследовании характера надписей на предметах.

Кроме того, необходимо выявление и изучение письменных, изобразительных источников, анализ литературы по теме исследования (церковно-археологической, искусствоведческой, а также -богословского и технологического характера).

Научная новизна работы. В результате многолетней работы диссертантом обследованы многочисленные музейные собрания страны, выявлены и локализованы предметы драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУП вв., выполненные мастерами Великого Новгорода, Ярославля и Сольвычегодска. Благодаря накопленному опыту в исследовании и реставрации древнерусских памятников в Государственном Научно-исследовательском институте реставрации произведена атрибуция и экспертиза многочисленных произведений драгоценной церковной утвари.

Широко используемый в искусствознании стилистический метод анализа не может дать полной и достоверной информации при атрибуции и экспертизе памятников художественного серебра ХУ1-ХУН вв. Поэтому диссертантом разработана и широко использована методика комплексного исследования древнерусских предметов драгоценной церковной утвари, в основе которой - технико-технологический анализ. В ходе исследования памятников из музейных и частных собраний, а также из старообрядческих храмов выявлены ранее неизвестные произведения, являющиеся копиями или стилизациями предметов древнерусской драгоценной утвари. В диссертации приводится экспертиза более 50-ти изделий, большая часть которых ранее не была изучена, а часть предметов ошибочно относилась к древнерусским памятникам.

В результате исследована типология предметов новгородской, ярославской и сольвычегодской драгоценной церковной утвари XVI-XVII вв., выявлен их состав, изучена символика, назначение, своеобразие стиля и техники изготовления. Изучены художественно-культурные связи между этими художественными центрами, дана яркая картина неповторимого своеобразия произведений, каждого из исследуемых центров, показаны особенности и закономерности развития данных центров среброделия.

Практическая ценность работы. В диссертации широко используется новая методика в целях атрибуции памятников драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУН вв. Такой комплексный метод анализа позволил выявить и локализовать многочисленные предметы церковной утвари ХУ1-ХУП вв. Великого Новгорода, Ярославля, Сольвычегодска из музеев России. Предложенная методика может быть использована и при атрибуции произведений других центров древнерусского среброделия. Такой метод анализа незаменим при экспертизе памятников драгоценной церковной утвари, позволяя выявить поздние предметы, являющиеся копиями или стилизациями средневековых. В крупнейших музейных собраниях России, частных собраниях и в старообрядческих храмах впервые выявлены группы окладов икон и предметов церковной утвари, являющихся копиями или стилизациями древнерусских памятников среброделия.

Методика комплексного анализа церковной утвари ХУ1-ХУН вв. диссертантом использована в многолетней работе над томом, издание которого осуществляет Государственный институт искусствознания: «Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл ХУ1-ХУИ вв.» (Редактор - И.А. Стерлигова). Написан и сдан в печать большой раздел, посвященный типологии новгородской церковной утвари, вводные статьи к каталогу и каталожные описания памятников (общим объемом около 12 авторских листов).

Результаты разработанной методики по исследованию драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУН вв. используются при работе со студентами и защите дипломов на кафедре «Реставрация художественного металла» МГХПУ им. С.Г. Строганова.

Методика комплексного анализа широко применяется при экспертизе драгоценных окладов икон и других памятников церковной утвари в Экспертной комиссии Центрального музея им. Андрея Рублева.

Такая методика использована диссертантом в ходе исследования и атрибуции произведений русского среброделия ХУ1-Х1Х вв. из монастыря вмч. Екатерины на Синае в составе экспедиции, в рамках л проекта РГНФ: «Исследование русских икон на Синае» в 2004-2005 гг. .

Диссертантом атрибуированы и опубликованы в научных изданиях многочисленные первоклассные древнерусские памятники драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУ11 веков из различных музейных собраний

России. Выявлены и атрибуированы произведения церковной утвари

3 4 5 работы ярославских , новгородских и сольвычегодских мастеров XVI-XVII вв. Кроме того, исследовались предметы церковной утвари

6 7 8 костромских , московских , псковских и нижегородских серебряников. Произведения сольвычегодской драгоценной церковной утвари XVI-XVII вв. представляют особенно большой интерес из-за их слабой изученности.

Разработанные атрибуционные принципы позволяют не только систематизировать коллекции музеев, в которых хранится древнерусское художественное серебро, выявить памятники церковной утвари XVI-XVII вв., отнести их к тому или иному художественному центру, но и выделить поздние предметы, являющиеся копиями или стилизациями подлинных.

Диссертантом в крупнейших музейных собраниях России впервые выявлены группы окладов икон и предметов церковной утвари, являющихся копиями или стилизациями древнерусских памятников среброделия, в том числе - новгородских, ярославских и сольвычегодских произведений ХУ1-ХУП вв.9 Подобные предметы обнаружены в старообрядческом Покровском храме на Рогожском кладбище10, в Церковно-археологическом кабинете Духовной Академии", а также в частных собраниях. Произведенная работа по атрибуции, экспертизе и каталогизации произведений отражена в представленных трех приложениях диссертации с каталожными описаниями сольвычегодских предметов драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУП вв. и копийных произведений XIX - начала XX вв. (Приложения 1, 2,3).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Драгоценная церковная утварь XVI - XVII вв. локализация произведений Великого Новгорода, Ярославля, Сольвычегодска"

Заключение

В результате комплексного исследования многочисленных предметов драгоценной церковной утвари из музейных собраний России диссертантом выявлены и локализованы группы памятников среброделия ХУ1-ХУП вв., изготовленные мастерами Великого Новгорода, Ярославля и Сольвычегодска. Сделана атрибуция и экспертиза многочисленных предметов не только из музейных собраний, но и из старообрядческих храмов, частных коллекций. Исследована типология произведений церковной утвари, их состав, назначение, символика, особенности стиля и техники исполнения. Установлено, что своеобразие формы, пропорций богослужебных предметов, их размеры, иконография священных изображений, характер надписей и орнамента тесно связаны с церковным Уставом, древними местными традициями и в то же время - со вкусами заказчиков и мастеров исполнителей. Священные изображения на предметах церковной утвари ХУ1-ХУП вв. нередко воспроизводят образцы местной иконописи, фресок, миниатюр рукописных книг, лицевого шитья, резьбы по дереву и камню как более раннего периода, так и ХУ1-ХУ11 вв. В то же время, в древнерусской иконописи, фресках, деревянной и каменной резьбе, миниатюрах, шитье и в различных образцах церковного «узорочья» часто представлена изысканная орнаментация, скопированная с драгоценных памятников церковной утвари, или воспроизведены разнообразные типы самих произведений. Вообще, для русского средневекового сознания в основе повторения или копирования священных изображений, форм евхаристических сосудов, богослужебных крестов лежал незыблемый принцип тождества оригинала и последующего произведения.

В диссертации приводится методика комплексного исследования предметов древнерусской драгоценной церковной утвари, необходимая для атрибуции и экспертизы древнерусских памятников. Безусловно, требуется дальнейшее продолжение исследования с целью локализации произведений других региональных центров среброделия ХУ1-ХУП вв. В итоге исследованы предметы церковной утвари ХУ1-ХУП вв., сделанные не только новгородскими, ярославскими и сольвычегодскими серебряниками, но и псковскими, московскими, костромскими, нижегородскими мастерами. Выявлены различия между произведениями этих различных «школ» среброделия, их тесная связь с древнерусской архитектурой, выделены предметы церковной утвари «компилятивного» типа, сделанные в ХУП в. в Москве мастерами из различных региональных центров. Изучены художественно-культурные связи между Новгородом, Ярославлем и Сольвычегодеком, что обусловлено миграцией мастеров и перемещением самих предметов церковной утвари. Вместе с тем - дана яркая картина неповторимого своеобразия произведений, выполненных мастерами каждого из исследуемых центров, показаны особенности развития серебряного дела Новгорода, Ярославля и Сольвычего дека.

Среди новгородских памятников XVI в. был выявлен ранее неизвестный исследователям тип древнерусской утвари - кадила «без кровли». Такие произведения были широко распространены и использовались в богослужении в древнерусских храмах до XVII в. Ранее неизвестным был тип новгородского потира XVI в., своей формой отдаленно напоминающий песочные часы. Были выявлены и другие ранее неизвестные стилистические и технико-технологические признаки предметов церковной утвари исследуемых древнерусских центров среброделия, отличающие их от произведений Москвы, Пскова, Костромы, Нижнего Новгорода, Великого Устюга и др.

Впервые исследована типология и художественное своеобразие драгоценной церковной утвари ХУ1-ХУП вв. Сольвычегодска, безусловно, уступающего по масштабам производства изделий

Великому Новгороду и Ярославлю. Произведения сольвычегодской церковной утвари большей частью являются работой местных мастеров, где «переплавлены», несколько изменены и получили дальнейшее развитие лучшие достижения различных древнерусских художественных центров. В сольвычегодских мастерских, во дворах Никиты и Максима Строгановых в последней четверти XVI - первой четверти XVII вв. работали не только иконописцы и крестечники, но и серебряники. Причем, мастера были как свои «рукодельные» люди, так и приглашенные на длительное время из крупнейших русских центров среброделия. Значительное влияние на сольвычегодское серебро оказали памятники древнейших художественных и культурных центров Руси - Великого Новгорода, Пскова, Москвы, Ростова, Ярославля.

Во второй половине XVII в. произведения новгородской, ярославской и сольвычегодской драгоценной храмовой утвари постепенно теряют свою самобытность под воздействием московских изделий - многочисленных царских и других вкладов в монастыри и церкви этих регионов. Влияние московских образцов заметно в изменении и унификации как формы, так и орнаментации предметов. Однако до конца XVII в. многие из произведений исследуемых центров сохраняют своеобразие стиля и техники изготовления, свидетельствующие о значительных культурных традициях этих городов.

Впервые в ходе исследования произведений драгоценной церковной утвари XVI-XVII вв. из крупнейших музейных собраний России, старообрядческих храмов и частных коллекций выявлены группы поздних копийных произведений или стилизаций XIX - начала XX вв., воспроизводящих древнерусские памятники.

 

Список научной литературыИгошев, Валерий Викторович, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Аверинцев С.С. Золото в системе ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973.

2. Алексеев Л.В., Макарова Т.И., Кузмич H.H. Крест- хранитель всея вселенныя. Минск, 1996.

3. Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII-XVI веков. Л., 1990.

4. Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. Андрющенко А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. Нижний Новгород, 1904.

5. Антоний, архим. Древности Новгородской губернии // ЗОРСАО. Т. 1.4. IV. СПб., 1851.

6. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966.

7. Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. Айрман Ганс Мориц (1667-1670). Заметки о Прибалтике и Московии // ИЗ. 1945. Т. 17.

8. Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. М., 1978. Барков И.В. Существующие приемы производства серебряного дела. М., 1893.

9. Балов Г. Сольвычегодский Благовещенский собор // Прибавления к Вологодским губернским ведомстям. 1841. № 47.

10. Беляев Л.А., Чернецов A.B. Русские церковные древности. М.,1996.

11. Бернякович З.А. Русское художественное серебро XVII начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1977.

12. Бобринский A.A. Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. M., 1912.

13. Бобровницкая И.А. Изделия новгородского серебряника Григория Иванова из коллекции Оружейной Палаты // ГЖНО. 1981. Л., 1983.

14. Бобровницкая И.А. Два памятника русского ювелирного искусства XV века. // Новые атрибуции. Вып. V. М., 1987.

15. Бобровницкая И.А. Русская расписная эмаль конца XVII начала XVIII века. Каталог. М., 2001.

16. Богословский П.С. Строгановский крест (начало XVII в.) // Ставрографический сборник. Вып. 3. М., 2005.

17. Богословский Н.Г. Опись музея Новгородского земства. Новгород, 1868.

18. Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. M.,1969.

19. Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси. М., 1984. Бочаров Г.Н., Горина Н.П. Об одной группе новгородских изделий конца XV и XVI века. // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977.

20. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983.

21. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л., 1982. Булгаков C.B. Настольная книга священно-церковно-служителей. Киев, 1913.

22. Бурдакова Е.В. Произведения из серебра с надписями в собрании Ярославского музея-заповедника // Художественный металл России. М., 2001.

23. Бурдакова Е.В. Произведения прикладного искусства XVI-XIX веков из церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в собрании Ярославскогомузея-заповедника // Краеведческие записки. Вып. VIII. Материалы 8 и 9 Тихомировских чтений. Ярославль, 2005.

24. Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997.

25. Бусева-Давыдова ИЛ. Церковное искусство малых форм Х-ХХ вв. // Православная энциклопедия. Русская православная церковь. М., 2000.

26. Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков. М., 1980.

27. Варлаам, архим. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре // Чтения Общества истории и древностей российских при Московском университете. М., 1859.

28. Вахрамеев И.А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Илии в г. Ярославле. Ярославль, 1906.

29. Введенский A.A. Заметки по истории труда на Руси XVI-XVII вв. Строгановские иконники // Архив истории труда в России. Кн. 3. Пг. 1922.

30. Введенский В.В. Аника Строганов в своем Сольвычегодском хозяйстве // Сборник статей по русской истории, посвященный С.Ф. Платонову. Пг., 1922.

31. Введенский A.A. Происхождение Строгановых. Вологда, 1923.

32. Введенский A.A. Торговый дом XVI-XVII веков. JL, 1924.

33. Введенский A.A. Иконные горницы у Строгановых в XVI-XVII вв. // Материалы по истории русского искусства. Т. 1. Д., 1928.

34. Введенский A.A. Дом Строгановых в XVI-XVII веках. М., 1962.

35. Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986.

36. Вздорное Г.И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989.

37. Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. СПб., 1899.

38. Византийский Херсон. Каталог выставки. М., 1991.

39. Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. М., 1877-1883. Вып. I-II.

40. Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. XVII в. М., 1999.

41. Витсен Н. Путешествие в Московию, 1664-1665 гг. СПб., 1996.

42. Вихров П. Новгородские святые места. Новгород. 1860.

43. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого монастыря. М., 1993.

44. Владимир, иром. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом. Ярославль, 1913.

45. Всенощное бдение. Литургия. М., 1991.

46. Выголов В.П. Ярославль. Памятники архитектуры и искусства. М., 1985.

47. Выставка Древнерусского искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия царствования Дома Романовых. Каталог. М., 1913.

48. Ггрберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. М., 1988.

49. Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря. Приложение: Опись Иосифова Волоколамского монастыря 1545 7053 года. СПб., 1911.

50. Георгиевский В.Т. Евангелие 1532 г. Новгородского архиепископа Макария // Светильник. № 1. 1915.

51. Гилодо A.A., Лобанева Т.А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII-XVIII вв. // ПКНО. 1989 г. М., 1990.

52. Гнутова C.B. Из истории псковского золотого и серебряного дела //ПКНО. 1987. М., 1987.

53. Гнутоеа С.Я., Зотова Е.Я. Кресты, иконы складни. Медное художественное литье XI-начала XX века из собрания ЦМиАР. М., 2000.

54. Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1909. Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора // ЧОИДР. Кн. 2. М., 1899.

55. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. (Репр. изд). СПб., 1995.

56. Голъберг Т.Г., Постникова-Лосева М.М. Клеймение серебряных изделий в XVII-начале XVIII вв. (К истории серебряного дела в России) // Труды Государственного Исторического музея. Вып. XIII. М., 1941.

57. Голъберг Т.Г., Мишуков Ф.Я., Платонова Н.Г., Постникова-Лосева М.М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX веков. М., 1967.

58. Гордиенко Э.А., Моисеев C.B., Василевский МЛ. Описи Спасо-Нередицкого монастыря XVIII-XIX вв. // НИС № 8(18). СПб., 2000.

59. Гордиенко Э.А., Трифонова А.П. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника // Музей 6. Художественные собрания СССР. М., 1986.

60. Гордиенко Э.А. Убранство Нередецких храмов по описям XVIII-XIX вв. // НИС № 8(18). СПб., 2000.

61. Гордиенко Э.А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб.,2001.

62. Горина Н.П. Новгородский серебряник XVII в. Григорий Лопков и мастера его круга // ПКНО. 1982. Л., 1984.

63. Горсей Джером. Записки о России. XVI начала XVII вв. М.,1990.

64. Гренберг Ю.И. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX вв. Т. 1, 2. СПб., 1995.

65. Города России XVI в. Материалы писцовых описаний. М., 2002. Государственная Оружейная палата. Авторы составители: Бобровницкая И.А., Кириллова Л.П. и др. М., 1988.

66. Города России XVI века. Материалы писцовых описаний. М.,2002.

67. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство Х-начала XV века. Т. 1. М., 1995.

68. Грамота новгородским дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому о высылке в Москву серебряных мастеров для делания серебряных окладов // Дополнение к Актам историческим, собранные и изданные Императорской Археографической комиссией. Т. 1. СПб, 1846.

69. Грязнова Н.А. Изделия художественного серебра XVII в. из церкви Ильи Пророка в собрании Ярославского музея-заповедника // 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле. Ярославль, 2001.

70. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. (Репр. изд. М., 1955).

71. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл Х1-ХУ века. Редактор-сост. И.А. Стерлигова. М, 1996.

72. Дервиз П.П. Техника серебряного производства Л., 1929. Десятников В. Пересславль-Залесский. М., 1975. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000.

73. Димитрий, епископ Рязанский. О внутреннем устройстве и убранстве храмов новгородского Антониева монастыря в XVII веке. Опись Антониева монастыря за 1696 год // Труды пятнадцатого Археологического съезда в Новгороде. Т. 1. М., 1914.

74. Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению. Отд. 1-3. М., 1849-1853.

75. Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль, Тутаев. М., 1981.

76. Достоевский М. Суздаль. Культурные сокровища России. М., б.г.

77. Духовное завещание старца Варлаама 1590 г. // ИРГО. СПб.,

78. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. (Репр. изд. 1900 г.) М., 2001.

79. Ешкилев В.А. Город Сольвычетодск и памятники былой его культуры. Великий Устюг. 1926.

80. Жарнов Ю.Э., Жарнова В.И. Произведения прикладного искусства из раскопок во Владимире // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. СПб. 1999.

81. Желтое М.С. Афон. Суточный круг // Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002.

82. Желтое М.С., Правдолюбов С. прот. Богослужение Русской Церкви. Х-ХХ вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000.

83. Жизневский А К. Описание Тверского музея // Древности. Труды Императорского археологического общества. Т. X. М., 1885.

84. Забелин И.Е. О металлическом производстве в России до конца XVII века. // ЗРАО. Т. 5. СПб., 1853.

85. Забелин И.Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. СПб., 1853.

86. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в ХУ1-ХУП вв. Часть 2. (Репр. изд. М., 2000).

87. Залесская В.Н. Поствизантийские образцы художественной резьбы по дереву в собрании Государственного Эрмитажа // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. М., 2002.

88. Западноевропейское декоративное искусство 1Х-ХУ1 веков из собраний музеев Лувра и Клюни. Каталог выставки. М., 1981.

89. Золотая кладовая Русского музея. СПб., 1998.

90. Иванов В.H. Кострома. М., 1978.

91. Израшев A.A. Ярославская градская церковь Святого пророка Илии, в которой имеется редкая святыня часть ризы Господа нашего Иисуса Христа. М., 1897.

92. Израылев A.A. Панихидное серебряное блюдо Спасо-Пробоинской церкви. Антидорное блюдо Спасо-Пробоинской церкви // Труды Ярославской Архивной комиссии. Кн. 6, Вып. 1. Ярославль, 1914.

93. Игошев В.В. (в соавторстве с Грязновой H.A.) Шедевры русского художественного серебра Ярославля и Москвы XV-начала XX вв. (Из собрания Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника). Каталог выставки. Германия, г. Ханау. 1995.

94. Игошев В.В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв. М., 1997.

95. Игошев В.В. Ярославская церковная утварь XVI-XVIII веков и ее связь с архитектурой, иконописью и фреской // Искусство христианского мира. Вып. 2. М., 1998.

96. Игошев В.В. Ярославские серебряные кадила XVII в. из собрания Новгородского музея-заповедника (К вопросу о типологии церковной утвари) // VII Тихомировские чтения. Ярославль, 1999.

97. Игошев В.В. Серебряное кадило XVI в. из Кирилло-Белозерского монастыря // Искусство христианского мира. Вып. 4. М., 2000.

98. Игошев В.В. Опыт атрибуции серебряной и золотой басмы XV-XVII веков // IV научная конференция "Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства". Материалы 1998. ГТГ. М., 2000.

99. Игошев В.В. Новгородские серебряные потиры XVI-XVII вв. К вопросу о типологии церковной утвари // Искусство христианского мира. М., 2001.

100. Игошев В.В. Экспертиза двух серебряных кадил из Государственного Исторического музея и Ярославского музея-заповедника. // V научная конференция "Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства". Материалы 1999. ГТГ. М., 2001.

101. Игошев В.В. Исследование и атрибуция драгоценного убора новгородских икон «Богоматерь Владимирская» XVI в. // VI научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Материалы 2000. М., 2002.

102. Игошев В.В. Новгородские серебряные кадила XVI-XVII вв. // Искусство христианского мира. Вып. VI. М., 2002.

103. Игошев В.В. О типе двух древнейших кадил из Соловецкого монастыря // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Материалы и исслед. / Федеральное гос. учреждение «Гос. ист.-культур. Музей-заповедник «Московский Кремль». Вып. XVII. М., 2003.

104. Игошев В.В. Происхождение наверший ярославских серебряных венцов XVII в. // Чтения памяти И.П. Болотцевой. Сборник статей. Ярославль, 2003.

105. Игошев В.В. Исследование и атрибуция серебряной басмы из Сольвычегодского музея // VII научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Материалы 2001. ГТГ, М., 2003.

106. Игошев В.В. Датировка и реконструкция оклада иконы «Преподобный Иосиф Волоцкий» из Иосифо-Волоколамскогомонастыря в собрании Центрального музея имени Андрея Рублева // Искусство Древней Руси и Византии. М., 2003.

107. Игошее В.В. Кадила XVII в. работы костромских серебряников // Филевские чтения. Материалы восьмой научной конференции по проблемам русской художественной культуры XVII-первой половины XVIII вв. М., 2003.

108. Игошее В.В. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI-XVIII вв. (К вопросу о типологии церковной утвари) // Ставрографический сборник. Кн. 2. М., 2003.

109. Игошее В.В. Риза Господня в серебряном ковчеге из ярославского храма Ильи Пророка // Искусство христианского мира. Вып. 8. М., 2004.

110. Игошее В.В. К вопросу о генезисе ярославского типа драгоценной церковной утвари второй половины XVII-XVIII вв. // Русское церковное искусство Нового времени. Редактор-составитель A.B. Рындина. М., 2004.

111. Игошее В.В. Каталожное описание и атрибуция серебряного оклада иконы «Архангел Михаил и апостол Андрей Первозванный» // «Угодно в очах Божиих дело сие.». Сокровища Церковно-археологического кабинета МПДА. М., 2004.

112. Игошее В.В. Сольвычегодские серебряные кресты XVI- первой половины XVII вв. // Ставрографический сборник. Вып. 3. М. 2005.

113. Игошее В.В. Церковная утварь и предметы храмового убранства // Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и

114. Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. Под ред. Е.М. Юхименко. M., 2005.

115. Игошев В.В. Ярославские серебряные дискосы XVII в. и предметы для Евхаристии из Сольвычегодского и Владимиро-Суздальского музеев // Искусство христианского мира. Вып. 9. М., 2005.

116. Игошев В.В. Исследование и атрибуция орнаментального тиснения на кожаном переплете Евангелия. (ГИМ, Син. 742). // Хризограф. Вып. 2. М., 2005.

117. Игошев В.В. Атрибуция и реставрация серебряного оклада «Евангелия Хитрово» // IX научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Материалы 2003. ГТГ. М., 2005.

118. Игошев В.В. Атрибуция древнейшего кадила из суздальского Спасо-Евфимиева монастыря // XI научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Материалы 2005. ГТГ. М. (В печати).

119. Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX века. Альбом. Произведения искусства из ГРМ. СПб., 2000.

120. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980.

121. Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. JI., 1987.

122. Казакевич Т.Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1980.

123. Карамзин Н.М. История государства Российского Т. 6, 9. (Репр. изд. М., 1989).

124. Каталог Новгородского епархиального древлехранилища. Новгород, 1916.

125. Каталог предметам искусства, составляющим собрание князя Федора Ивановича Паскевича. СПб., 1875.

126. Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. М., 1907.

127. Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Н. Постниковым. М., 1888.

128. Каталог фотографических снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и прочего, снятых фотографом Императорской Академии художеств, Императорского Московского археологического общества И.Ф. Барщевским. М., 1912.

129. Каталог выставки ГИМ «1000 лет русского золотого и серебряного дела, проходившей в Финляндии в г. Хельсинки. Эспоо, 1991.

130. Каткова С.С. Из истории ювелирного промысла в селе Красном Костромской области // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Сборник научных трудов ГРМ. Д., 1991.

131. Качалова И.Я., Маясова H.A., Щенникова JT.A. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990.

132. Киприан (Керн), архим. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском Институте в Париже). М., 2001.

133. Коварская С.Я., Костина И.Д., Шакурова Е.В. Русское золото XIV-начала XX века из фондов Государственных Музеев Московского Кремля. М., 1987.

134. Козляков В.Н. Толгский монастырь XVII века и его вкладчики // Ярославская старина. Ярославль, 1992.

135. Кондаков H.H. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.

136. Конкордин А. Описание Новгородского кафедрального Софийского собора. Новгород, 1906.

137. Кормовая книга Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря // ИР АО. Т. 3. СПб., 1861.

138. Корш Е.Ф. Отделение Императорского Российского Исторического музея "Музей Петра Ивановича Щукина" и новейшие его приобретения. // Старые годы. Май. 1908.

139. Костромские церковные древности. (Двадцать снимков исполненных местным фотографом А. Шмидтом). СПб., б. г.

140. Косцова A.C. Чаша и крест начала XVII в. с датами // Сообщения Государственного Эрмитажа. XLV. Л., 1980.

141. Крылов А. Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль, 1860.

142. Куприянов И.К. Отрывки из расходных книг Софийского дома за 1548-й год // Известия Ими. Археологического общества. Т. 3. Вып. 1. СПб., 1861.

143. Куприянов И.К. Крестные ходы, местные праздники и церковные обряды древнего Новгорода. Новгород, 1859.

144. Лавочные книги Новгорода Великого 1583 г. / Под ред. C.B. Бахрушина. М., 1930.

145. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М.-Л., 1947. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

146. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М., 1976.

147. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М.1983.

148. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. Ласковский. Путеводитель по Новгороду. Новгород, 1910. Лапковская Э.А. Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже. Изделия из металла. М., 1971.

149. Лелекова О.В. Материалы к истории художественной мастерской Кирилло-Белозерского монастыря в XVII-XVIII вв. // Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989.

150. Лебедев А.Н. Сказание о построении в Ярославле деревянной Вознесенской церкви // ЯрЕВ, 1876. № 19.

151. Лебедев А.Н. Храмы Крестовоздвиженского прихода в Ярославле. Ярославль, 1879.

152. Лебедев А.Н. Описание церквей Николо-Мельницкого прихода, где прежде был Николо-Сковородский, что на глинищах, мужской монастырь. Ярославль, 1871.

153. Лебедев А.Н. Воскресенская церковь в Ярославле. Ярославль,

154. Лебедев А.Н. Храмы Власьевского прихода в г. Ярославле. Ярославль, 1877.

155. Лебедев А.Н. Благовещенский придел в Ярославском Николо-Надеенском храме. Ярославль, 1874.

156. Лествицын В. Краткий путеводитель по церквам города Ярославля. Ярославль, 1887.

157. Лисенко Л.М. Русское деревянное зодчество // Дерево в архитектуре и скульптуре славян. М., 1987.

158. Лихачев Н. Духовное завещание старца Варлаама 1590 г. // Известия русского генеалогического общества. СПб., 1909.

159. Лосева М.М. Образец русского серебряного мастерства XV в. // Сборник Оружейной палаты. М., 1925.

160. Лукомские В.К., Г.К. Кострома. (Репр. изд.) М., 2002.

161. Макаренко Н. Путевые заметки и наброски о русском искусстве. Вып. 1. Белозерский край. СПб., 1914.

162. Макареннко Н. Искусство Древней Руси. У Соли Вычегодской. Пг., 1918.

163. Макарий, архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 года. СПб., 1856.

164. Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 2. М., 1860.

165. Макарий, архим. Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение // ИИРАО. Т. 2. СПб., 1861.

166. Макарий, архим. Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. СПб., 1862.

167. Мансветов В. Описание церковной утвари и предметов богослужебных, а также и царских врат, хранящихся в музее. Ярославль, 1889.

168. Маркова Г.А. Немецкое художественное серебро XVI-XVIII веков в собрании Оружейной палаты. М., 1975.

169. Мартынова M.B. Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве Xn-XVIII вв. М., 1973.

170. Мартынова М.В. Московская эмаль XV-XVII веков. Каталог. М.,2002.

171. Мартынова М.В. Художественный металл в интерьере Архангельского собора // Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002.

172. Маскевич С. Дневник // Сказания современников о Дмитрии Самозванце. СПб., 1859. Ч. И. С. 105-106. Масленицын С.И. Кострома. JL, 1968. Марченков В.И. Ювелирное дело. М., 1984.

173. Медынцева A.A. Надписи на аморфной керамике X начала XI в. и проблема происхождения древнерусской письменности // Культура славян и Русь. М., 1998.

174. Милъчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории. Л, 1981.

175. Мокрецова И.П., Наумова М.М., Киреева В Н., Добрынина Э.Н., Фонкич Б.Л. Материалы и техника византийской рукописной книги. М., 2003.

176. Монастыри и храмы земли Ярославской. Краткая иллюстрированная энциклопедия Т. 1, 2, 3. Ярославль-Рыбинск, 2000.

177. Моршакова Е.А. Крест запрестольный // «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле». Каталог выставки. М., 2003.

178. Моршакова Е.А. Коллекция произведений афонской резьбы по дереву в Московском Кремле // Россия и христианский Восток. Вып. II-III. М., 2004.

179. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. Ч. 2. СПб., 1846.

180. Мухин В.В. Искусство русской финифти. СПб., 1996.

181. Нефедов Геннадий, прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 2002.

182. Никольский К. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. СПб., 1907.

183. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397-1625). СПб., 1910.

184. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397-1625) Т. 2. СПб., 2006.

185. Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960.

186. Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1968.

187. Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV- первой четверти XVI в. // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е 1-49. М., 1971.

188. Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М.,1976.

189. Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. М.,1977.

190. Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1968.

191. Николаева Т.В. Древний Звенигород. М., 1978.

192. Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня X1-XV вв. М., 1983.

193. Николаева Т.В., Недошивина Н.Г. Предметы христианского культа // Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997.

194. Новгородские летописи. СПб., 1879.

195. Новиков В.П., Павлов B.C. Ручное изготовление ювелирных украшений. Л., 1991.

196. Овсянников Ю. Ново-Девичий монастырь. М., 1968.

197. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию. М. 1996. Олсуфьев Ю.А. Опись древнего церковного серебра Троице-Сергиевой лавры (до XVIII века). Сергиев, 1926.

198. Онаш К., Шнипер А. Иконы чудо духовного преображения. М.,2001.

199. Описание Великого Устюга в Устюжской писцовой книге «письма и меры Микиты Вышеславцова да подьячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году // Вологодская старина. Бысть на Устюзе. Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1993.

200. Описи Московского Успенского собора // РИБ. Т. 3. СПб., 1876. Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII-начала XIX в. Составители Гордиенко Э.А., Маркина Г.К. М.-Л., 1988.

201. Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII -начала XIX в. Вып. 1. М.-Л., 1988, Вып. 2, 3. Новгород, 1993.

202. Описи имущества Софийского собора 1833 г. Публикация Э.А. Гордиенко и Г.К. Маркиной // НИС. № 9 (19). СПб., 2003.

203. Описи Соловецкого монастыря XVI века. Сост. Дмитриева З.В., Крушельницкая Е. В., Мильчик М.И. СПб., 2003.

204. Описи новгородских церквей в писцовой книге по Новгороду 1628 г. и 1629 г. Доставлены Н.И. Ивановым // ИРИАО. Т. 3. Вып. 1-6. СПб., 1861.

205. Описи новгородского Софийского собора. М.-Л., 1988.

206. Описи новгородского Софийского собора. Вып. 2. Новгород,1993.

207. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 1660 г. // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Т. 2. Владимир, 1878.

208. Описные книги Старицкого Успенского монастыря. 1607 г. Старица, 1911.

209. Опись монастыря Николая Чудотворца на Лятке, близ Рюрикова городища под Новгородом. Сообщ. Н.К. Куприяновым // ИИРАО. Т. 4. Вып. 1-6. СПб., 1863.

210. Опись келейной казны патриарха Филарета Никитича. 1630 г. // РИБ. Т. 3. СПб., 1876.

211. Опись Антониева монастыря за 1696 г. // Труды XV Археологического съезда в Новгороде 1911 г. Т. 1. М., 1914.

212. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. СПб., 1998.

213. Опись Спасо-Каменного монастыря 1628 года // Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель. Вып. 7. Вологда, 1985.

214. Опись строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 года//Белозерье. Краеведческий альманах. 2. Вологда, 1998.

215. Опись Новгорода 1617 г.// Памятники отечественной истории. Ч. 1.М., 1984.

216. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 года // ЗИАО. Т. IX. Вып. 2. СПб., 1857.

217. Опись Покровского женского монастыря в г. Суздале 1597 года. // Георгиевский В.Т. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М., 1927.

218. Опись 1651 г. церкви Ильи Пророка // 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле (1650-2000 гг.) Ярославль, 2001.

219. Опись Свияжского Богородицкого мужского монастыря 1614 года. Казань 1892. (Отд. оттиск из Известий по Казанской епархии, 1892, № 17 и 18).

220. Опись Свияжского Богородицкого мужского монастыря, составленная в 1614 г. // ИИРАО. Т. 4. СПб., 1863.

221. Опись русских древностей, составляющих собрание В.А. Прохорова. СПб., 1896.

222. Ордин H. Древности Сольвычегодского Благовещенского собора // Труды Седьмого археологического съезда в Ярославле. 1887 г. Т. 3. М., 1892.

223. Отписная книга Воскресенского девичьего Горицкого монастыря. 1661 г. // Кириллов. Историко-краеведческий альманах. I. Вологда, 1994.

224. Отрывки из Описи новгородского Софийского собора первой половины XVII в. // ИИРАО. Т. 3. Вып. 1-6. СПб., 1861.

225. Ошарина О.В. Символика кадила в иконографии евлогий // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000.

226. Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005.

227. Павлинов А. Древности ярославские и ростовские. М., 1892. Павлов A.M. Историческое описание святыни новгородской, заключающейся в Софийском соборе, церквях и окрестных монастырях. СПб., 1848.

228. Первухин Н.Г. Художественная старина в ярославских храмах // Ярославль в его прошлом и настоящем. Ярославль, 1913.

229. Первухин Н.Г. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314-1914. Ярославль, 1914.

230. Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. М., 1915. Первухин Н.Г. Церковь Богоявления в Ярославле. Ярославль.

231. Петренко Т.А. Произведения древнерусского прикладного искусства из Александро-Свирского монастыря (по архивным материалам) // Страницы истории отечественного искусства XII- первая половина XIX века. СПб., 2002.

232. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904.

233. Писарская Л.В., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Русские эмали XI-XIX вв. из собраний Государственных музеев Московского Кремля, Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа. М., 1974.

234. Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII-начала XVIII вв. Составитель Анкудинов И.Ю. СПб., 2003.

235. Писцовая книга г. Костромы 1627/28 1629/30 гг. Составители -Ковалева JI.A., Кивокурцева О.Ю. Кострома, 2004.

236. Плешанова И.И., Лихачева Л.Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., 1985.

237. Плешанова И.И. Новгородские хоросы в собрании Государственного Русского музея//ПКНО. 1985. М., 1987.

238. Плешанова И.И. Произведения прикладного искусства строгановских мастеров XVI-XVII вв. // Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987.

239. Погожева Л. Село Микулино городище и его древний собор // Светильник. № 4. 1914.

240. Подосшов A.B. Символы четырех евангелистов. М., 2000.

241. Покровский Н.В. Древности Костромского Ипатьевского монастыря // ВАИ. Вып. 4. СПб., 1885.

242. Покровский Н.В. Памятники церковной старины в Костроме. СПб., 1909.

243. Покровский H.B. Церковно-археологический музей С.-Петербургской Духовной академии. СПб., 1909.

244. Покровский Н.В. Древняя Софийская ризница в Новгороде. Т. 1, 2.М., 1913.

245. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. (Репр. изд.) М., 2001.

246. Покровский Н.В. Заметки о памятниках псковской церковной старины // М., 1914. (Издание журнала «Светильник»).

247. Покровский Н.В. Опись отправленным в 1785-м году в Московскую Синодальную Контору из Кириллова Белозерского монастыря ризничным вещам. СПб., 1911.

248. Полный православный богословский энциклопедический словарь. (Репр. изд.) М., 1992.

249. Померанцев H.H. Русский мастер-чеканщик XVI века // Среди коллекционеров. М., 1923. № 6.

250. Померанг/ев H.H. Финифть усольского дела // Сборник Оружейной палаты. М., 1925.

251. Померанцев H.H., Масленицын С. И. Русская деревянная скульптура. М., 1994.

252. Попов Г.В. Художественная жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М.,1973.

253. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV -начала XVI века. М., 1975.

254. Попов В. Сольвычегодская старина // Сольвычегодская старина. Сыктывкар. 1994.

255. Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI-XV вв. Л., 1947.

256. Порфиридов Н.Г. О некоторых вопросах истории прикладного искусства древнего Новгорода // Культура и искусство Древней Руси: Сб. статей в честь проф. М.К. Каргера. Л., 1967.

257. Порфиридов Н.Г. К истории русского серебряного и финифтяного дела // Сообщения Государственного Русского музея. М., 1956. Вып. 4.

258. Постникова-Лосева М.М. Золотые и серебряные изделия мастеров Оружейной палаты ХУ1-ХУП веков // Государственная Оружейная палата Московского кремля. М., 1954.

259. Постникова-Лосева М.М. Новгородская серебряная чаша // Из истории русского и западноевропейского искусства. М., 1960.

260. Постникова-Лосева М.М. Серебряное дело в Ярославле в XVII-XIX веках. // Краеведческие записки. Вып. IV. Ярославль, 1961.

261. Постникова-Лосева М.М. Мастера-серебряники городов Поволжья XVII в. // Древнерусское искусство. М., 1964.

262. Постникова-Лосева М.М. Серебряное дело в Новгороде XVI и XVII веков. // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968.

263. Постникова-Лосева М.М. Серебряное дело Пскова ХУГХУП веков // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968.

264. Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера ХУ1-Х1Х веков. М., 1974.

265. Постникова-Лосева М.М. Серебряные изделия ювелиров Сербии и Дубровника ХГУ-ХУШ веков в музеях Москвы и Ленинграда // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

266. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань. М., 1981.

267. Постникова-Лосева М.М., Платонова П.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело ХУ-ХХ вв. М., 1983.

268. Правила Православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско Истрийского. Т. 1. СПб., 1911.

269. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Ярославль, 1901.

270. Пречистому образу Твоему покланяемся.». Образ Богоматери из собрания Русского музея. СПб., 1995.1. ПСРЛ. Т. З.СПб., 1841.

271. ПСРЛ. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского. Т. 43. М., 2004.

272. Путь из Варяг в Греки и из Грек.». Каталог выставки ГИМ. М.,1996.

273. Путешествие и журнал посланника Избранд Идеса // Древняя российская Вивлиофика. Т. VIII. М., 1789.

274. Пуцко В. Оклад русской литургической книги Х1У-ХУ1 веков // Музе. применьене уметности. Београд, 1974. 36. 18.

275. Пуцко В.Г. Сольвычегодские резные диптихи московский художественный импорт на Русском Севере // Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского севера. Архангельск, 1995.

276. Радзивиловская летопись. Факсимильное воспроизведение рукописи. Текст. Исследование. Описание миниатюр. Т. 1,2. СПб.-М., 1994.

277. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. (Репр. изд.) М., 2000.

278. Родникова И.С. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник. М., 1981.

279. Родникова И.С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Кн. 2. М., 2003.

280. Русская эмаль XII начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Авторы сост.: Н.В. Калязина Н.В., Комелова Г.Н., Косточкина Н.Д. и др. Л., 1987.

281. Русские древности» по снимкам И.Ф. Барщевского. М., 1912.

282. Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб., 1997.

283. Русское серебро XIV начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. Авторы-составители: Коварская С.Я., Костина И.Д., Шакурова E.B. М., 1984.

284. Русское художественное серебро из собрания Архангельского музея изобразительных искусств. Каталог. Архангельск, 1999.

285. Рутмаи Т.А. Храмоздатели церкви Ильи Пророка Вонифатий и Иоанникий Скрипины // 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1650-2000 гг. Статьи и материалы. Ярославль, 2001.

286. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.

287. Рындина A.B. Оклад Евангелия Симеона Ивановича Гордого // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1972.

288. Рындина A.B. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и центральная Русь XIV-XV веков. М., 1978.

289. Рындина A.B. С. Классицизирующие тенденции в московском ювелирном искусстве последней четверти XVI в. первых десятилетиях XVII в. // Русское искусство позднего средневековья. М., 1993.

290. Рындина A.B. О литургической символике древнерусских серебряных панагий // Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994.

291. Рындина A.B. Новгородское серебряное дело XIII-XV вв. // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI-XV века. М., 1996.

292. Рындина A.B. Крест рода бояр Нащокиных // Ставрографический сборник. Кн. З.М., 2005.

293. Рындина Н.В. Технология производства новгородских ювелиров X-XV вв. // Новые методы в археологии. М., 1963.

294. Савваитов П. Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них с приложением соборной описи 1579 г. СПб., 1886.

295. Савин C.B. Сольвычегодские оклады: методика изучения // Древнерусское искусство. Исследования и реставрация. Сборник научных трудов ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. М., 2001.

296. Савин C.B. Оклад иконы // Преподобный Максим Исповедник с деянием. Строгановская икона рубежа XVI-XYII веков. Сборник трудов ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Вып. 2. М., 2003.

297. Сахаров И.П. Обозрение Русской археологии. СПб., 1851.

298. Святогорский устав церковного последования. Сергиев-Посад,2002.

299. Селезнева И.А. Золотая и Серебряная палаты. Кремлевские дворцовые мастерские XVII века. М., 2001.

300. Серебреников С.А. Казанский девичий монастырь в Ярославле // ЯГВ. 1853. № 35-38.

301. Серебреников СЛ. Очерк церквей города Ярославля в 1849 году //ЯГВ. 1849. № 14-17.

302. Серебреников СЛ. Церковь св. Ильи Пророка в Ярославле // ЯГВ. 1850. Часть неофиц. № 42.

303. Силин П.М. Новгородский Сырков второклассный женский монастырь. СПб., 1897.

304. Силкин A.B. Строгановское лицевое шитье. М., 2002.

305. Скоморовская Н.В. Произведения серебряных дел мастеров из коллекции Пермской галереи // Ставрографический сборник. Кн. 3. М., 2005.

306. Скабатанович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. 1-3. Киев, 1910.

307. Скабалланович М. Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня. Киев, 2004.

308. Скомороеская Н.В. Произведения серебряных дел мастеров из коллекции Пермской галереи // Ставрографический сборник. Кн. 3. М., 2005.

309. Скрыников Р.Г. Трагедия Новгорода. М., 1994.

310. Словарь древнерусского языка (Х1-Х1У вв.) Т. IV. М., 1991.

311. Смирнова Э.С., Лаурина В. К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV в. М., 1982.

312. Смирнова Э.С. Московская икона Х1У-ХУП веков. Л., 1988.

313. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М., 2000.

314. Соболева М.Н. Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове // Древнерусское искусство. М., 1968.

315. Соколов С. Исторический очерк ярославского Леонтьевского прихода (1608-1783) и кладбища (1783-1901). Ярославль, 1901.

316. Соколова И.М. Русская деревянная скульптура ХУ-ХУШ веков. М., 2003.

317. Соловецкий монастырь. Книга-альбом. М., 2000.

318. Соловьев П. Описание Новгородского Софийского собора. СПб.,1858.

319. Соловьева И.Д. Организация иконописного дела по материалам архива Александро-Свирского монастыря И Новгородский исторический сборник. СПб., Новгород, 1993.

320. Соскин А. История города Соли Вычегодской. Сыктывкар, 1997.

321. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Каталог выставки. М., 2001.

322. Спирина JIM. Троицкое серебро первой трети XVII в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы II Международной конференции. Сергиев Посад, 2002.

323. Список с писцовых книг 1566-1568 гг. по г. Казани с уездом. Издан Советом Казанской Духовной Академии к IV Высочайше разрешенному Археологическому Съезду в Казани. Казань, 1877.

324. Спицын A.A. Заметки о каменных крестах, преимущественно новгородских // ЗОРСА РАО. Т. V. Вып. 1. СПб., 1903.

325. Срезневский И.И. Материалы словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1902.

326. Стасов В.В. Разбор сочинения архимандрита Макария «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окресностях // Отчет XXX присуждения Демидовских наград. СПб., 1861.

327. Степановский И.К. Вологодская старина. Вологда, 1890.

328. Стерлигова И.А. «Потир Юрия Долгорукого» из Оружейной палаты Московского кремля // Материалы и исследования. IX. Декоративно-прикладное искусство. М., 1993.

329. Стерлигова И.А. Крест из Херсонесского музея и русские киотные кресты XII-XIV вв. // Древнерусская скульптура. М., 1993.

330. Стерлигова И.А. Древнейшие памятники русского художественного металла из новгородского Антониева монастыря // 125 лет Новгородскому музею. Материалы научной конференции. Новгород. 1991.

331. Стерлигова И.А. Источники для изучения декоративно-прикладного искусства Новгорода XI-XVII вв. // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI-XV века. М., 1996.

332. Стерлигова И.А. Новозаветные реликвии в Древней Руси // Христианские реликвии в Московском Кремле. Каталог выставки. М., 2000.

333. Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV веков. М., 2000.

334. Стерлигова И.А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII веков // Ставрографический сборник. Кн. 2. М., 2003.

335. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877.

336. Суслов ИМ. Эмаль // Русское декоративное искусство. Т. 1. М.,1962.

337. Сухова O.A. Группа серебряных вкладных вещей из собрания Муромского историко-художественного музея // Сборник Калужского художественного музея. Вып. 1. Ч. 1. Калуга, 1993. 1993.

338. Сырцов И.Я. Город Кострома в его прошлом и настоящем. Кострома, 1909.

339. Рязань. Памятники архитектуры и искусства. М., 1985. Теляковский H.H. Старина и святыни города Романова. Ярославль, 1913.

340. Теофил. Записка о разных искусствах. ВЦНИЛКР. Сообщения. 7. М., 1963.

341. Титов A.A. Ярославль. Путеводитель по г. Ярославлю с планом города и родословными таблицами князей ярославских. М., 1883.

342. Титов A.A. Ростовская и ярославская старина. Вып. 5. Ярославль, 1887-1890.

343. Титов A.A. Город Любим и упраздненные обители в Любиме и его уезде. М., 1890.

344. Тихомиров М.Н. Историческое описание Новгородского Знаменского собора. Новгород, 1889.

345. Тихомиров И.А. Ярославское зодчество // Ярославль в его прошлом и настоящем. Ярославль, 1913.

346. Тихонравов К. Владимирский губерния. Материал для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. М., 1857.

347. Токмаков И.Ф. Материалы для исторического и церковно-археологического описания Новгородской губернии. Вып. 1-3. Новгород, 1883.

348. Толстой И.И., Кондаков Н.П. Русские древности в памятниках искусства. Вып. 6. СПб., 1899.

349. Трифонова А.Н. Русская икона из собрания Новгородского музея. СПб., 1992.

350. Троице-Сергиева лавра и русские государи. Реликвии и художественные сокровища. Каталог выставки. М., 2002.

351. Троицкий Н.И. Артосная панагия молдавского воеводы и господаря Стефана Томши 1623 года // Древности: Труды МАО. Т. XXI. Вып. 2. М., 1890.

352. Троицкий Н.И. Крест Христа «Древо жизни» // Светильник. Религиозное искусство в его прошлом и настоящем. М., 1914. № 3.

353. Троицкий В.И. Два Евангелия и старинное серебро из собрания князя Сергея Дмитриевича Горчакова в Калуге. М., 1914.

354. Троицкий В.И. Мастера художники золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, работавшие в Москве при патриаршем дворе в XVII в. М., 1914.

355. Троицкий В.И. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII в. Вып. 1, 2. JI., 1928-1930.

356. Трофимова H.H. Русское прикладное искусство XIII начала XX вв. из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Каталог. М., 1982.

357. Трутовский В. Музей П.И. Щукина в Москве // Художественные сокровища России. № 6. 1902.

358. Тутова Т.А. История поступления Соловецкого собрания в Оружейную палату // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Каталог выставки. М., 2001.

359. Тутова Т.А. Соловецкое собрание в Оружейной палате. Спасение сокровищ деятелями культуры в первые годы советской власти // Искусство христианского мира. Вып. 5. М., 2001.

360. Уваров A.C. Христианская символика, М., 2001.

361. Уваров A.C. Сборник мелких трудов. Т. 1. М., 1910.

362. Уварова П.В. Каталог ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. М. 1887.

363. Успенский Ф.И. О панагии артосной в Национальном музее Равенны//ИРАИК. T. VIII. Вып. 3. София, 1903.

364. Успенская Л.С. Святыни Покровского собора (храма Василия Блаженного). М., 2004.

365. Успенский Б.А. Крест и круг. Из истории христианской символики. М., 2006.

366. Успенский Ф. Предтечевская церковь в Ярославле. Ярославль,1906.

367. Уханова H.H. Декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII-XIX веков. СПб., 2001.

368. Филимонов Г. Описание памятников древности церковного и гражданского быта русского музея П. Коробанова. М., 1849.

369. Флеров A.B. Художественная обработка металлов. М., 1976. Флеров A.B. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М., 1981.

370. Флеров A.B., Демина М. Т., Елизаров А.Н., Шеманов Ю.А. Техника эмали, чеканки и ковки. М., 1986.

371. Христиане на Востоке. Каталог выставки. СПб., 1998. Христианские реликвии в Московском Кремле. Каталог выставки. Редактор-составитель A.M. Лидов. М., 2000.

372. Хромов O.P. Русская лубочная книга XVII-XIX веков. М., 1998. Царева Т.А. Русское серебро в собрании Тверского музея. Каталог. М., 1991.

373. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005.

374. Шляков И.А. Путевые заметки о памятниках древнерусского церковного зодчества. Ярославль, 1887.

375. Шмеман Александр, прот. Водою и Духом. О таинстве крещения. М., 1993.

376. Шмеман Александр, прот. Литургическое богословие. СПб.,2006.

377. Штаден Генрих. О Москве Ивана Грозного // Источники истории. Рейнгольд Гейденштейн. Записки о Московской войне ( 15781582). Альберт Шлихтинг. Новое известие о России времени Ивана Грозного. Генрих Штаден. О Москве Ивана Грозного. Рязань, 2005.

378. Щукин П.И., Федорова E.B. Опись старинных вещей П.И. Щукина. М, 1895-1896.

379. Щукин П.И. Краткое описание Щукинского музея в Москве. М.,1895.

380. Felmy K. Ch. «Es schweige alles menschliche Fleisch». Der Grobe Einzug und die «Schlachtung des Christusknaben» // «Die Weisheit baute ihr Haus». Untersuchungen zu Hymnischen und Didaktischen Ikonen. München, 1999.

381. Grousset M.T. Un aspect du symbolisme du encensoirs romans la Jerusalem celeste // Cahiers archeologigues. 1982.

382. Oikonomakh Пападопоулоу Г. Екклнетка аргура. Афнпа, 1980. Ornamenta ecclesiae kunst und kunstler der rornanik. Katalog zur Ausstellung des Schnutgen-Museums in der Josef-Haubrich-Kunsthalle. Köln, 1985.

383. Rom und Byzanz. Katalog. München, 1998.

384. Sotheby's: Icons, Russian Pictures and Work of Art. London. 16 th June 1992. № 197.

385. Stroganoff the palace and collections of a russian noble family. New York. 2000.

386. The medieval treasury. The Art of the Middle Ages in the Victoria Albert Muzeum. London. Reprinted 2002. Архивные материалы.

387. Акты выдачи церковных ценностей из Оружейной палаты в музеи разных городов. (ГММК. ОРПГФ. Ф. 20).

388. Дело по губернской комиссии по изъятию церковных ценностей. (ГАЯО. Ф. 600).

389. Материалы из личного архива Ф.Я. Мишукова. (ГММК. ОПГФ. Ф. 26).

390. Опись кафедрального Успенского собора в Ярославле 1744 г. (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 13. Д. 5714. Л. 7).

391. Опись Ильинской города Ярославля церкви. XIX в. (ГАЯО. Ф. 600. № 20).

392. Опись Ярославского Архиерейского дома. 1853 г. (ЯМЗ-15532). Опись ярославской церкви Вознесения 1799 г. (ЯМЗ-9966). Опись ярославской церкви Рождества Христова (Пятницкой), что в Спасской слободе на Всполье. 1806 г. (ЯМЗ-9965).

393. Опись ярославской церкви Вознесения. 1799 г. (ЯМЗ-9966). Опись ярославского Спасского монастыря. 1709 г. (ЯМЗ-15446).542

394. Опись суздальского Спасо-Евфимиева монастыря // Офицерская опись. 1763-67 гг. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. ед. хр. 553).

395. О разных искусствах до золотых дел мастеров и серебряников принадлежащих. XIX в. Первая четверть. Из собрания рукописей И.А. Вахромеева в Ярославле. (ГИМ. ОПИ. Ф. № 540).

396. Повесть о построении церквей святого Николая Чудотворца на Пенье и Федоровской в Ярославле. Скоропись, XVIII в. (Архив ЯМЗ. Инв. № 18088).

397. Синодик Толгского монастыря. XVII в. (ГПБ. QIV-131). Служебник архиерейский 1665 г. (ГИМ, Син. 271, 1). Рисунки, чертежи к путешествию по России по Высочайшему повелению статского советника K.M. Бороздина. (ОР. РНБ. Ф. 550. ОС F. 4. № 204 1/4).

398. Сказание о Тихвинской иконе Богородицы и о построении Тихвинского монастыря. (ЯМЗ -14962).

399. Тетрадь вологодского серебряника XIX в. Ивана Зуева. ГИМ. ОПИ. Ф. 440, ед. хр. 1070.1.я инвентарная книга религиозного культа ярославского Губмузея». Начата 30 мая 1923 г., закончена 31 мая 1924 г. Архив ЯМЗ.

400. Инвентарная книга № 2 Отдела древнерусского искусства Яргубмузея». 1924. Архив ЯМЗ.