автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Драматургия Торнтона Уайлдера

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Кабанова, Татьяна Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Драматургия Торнтона Уайлдера'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кабанова, Татьяна Валентиновна

Введение

I глава. Формирование творческого метода Т.Уайдцера-драматурга. а) Т.Уайлдер и "неогуманизм". II б) Тематика и образность сборника "Ангел, возмутивший воды" /1928 г./. в) Сборник "Долгий рождественский обед"

1931 г./.

П глава. "Неаристотелевский" театр Т.Уайлдера. а) "Наш городок". б) "На волосок от гибели". в) "Алкестида, или Жизнь на Солнце".

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Кабанова, Татьяна Валентиновна

Торнтона Уайдцера относят к "большой четверке" современных американских драматургов наряду с Юджином 0*Нилом, Артуром Миллером и Тенесси Уильямсом. Его драматургическое наследие не столь обширно, как, например, у 0»Нила или Уильямса (Уайлдер - автор четырех полнометражных пьес и двух сборников одноактных), но не менее самобытно и значительно. Две его пьесы - "Наш городов" ("Our town", 1937) и "На волосок от гибели" (UThG skin of ош? teeth", 1942) были удостоены Пулитцеровской цремии. Многочисленные постановки его произведений на мировой сцене, их жизнь в музыкальном театре (оперы Л.Тальмы "Алкестида" и П.Хиндемита "Долгий рождественский обед", мюзикл "ХэллоДолли!") - свидетельство их популярности у зрителя.

Причина их успеха - в создаваемом впечатлении "открывающегося заново" мира, в особой чистоте красок, в звучании забытых старинных гармонических мелодий, в смелости и оригинальности театральных инвенций. Он и современен, и анохроничен, его "вселенский" оптимизм уживается с философским скептицизмом; он умеет сочетать интимные лирические интонации с разумно-дидактической риторикой.

Драматургия - лишь одна грань его таланта, но и Уайлдер -прозаик являет увлеченность театром (в прекрасных образах Камиллы и дяди Пио, создававших некий "небесный" театр в романе "Мост короля Людовика Святого", в страсти Теофила Норта к лицедейству и др.), черты сценического мышления - мастерство диалога, стремление дать персонажам "самостоятельность" действий (он строит свои романы в форме дневников, серии новелл или эпизодов).

Роман представлялся ему лучшим средством передачи отдельного, а драма - всеобщего,- таким образом он разграничивал две сферы решения единой эстетической задачи. Пьеса стала философской лабораторией писателя. В ней он сумел найти синтез своей философской склонности к абстракциям, к мышлению универсальными категориями и художественному любованию миром феноменальным в его зримой конкретности.

Начало творческой деятельности Т.Уайлдера-драматурга совпало с периодом формирования национальной американской драматургии, в силу исторических причин не получившей развития вплоть до XX века. "Американский ренессанс" в области драмы, достигший наивысшего расцвета в творчестве Юджина 0*Нила, поставил американскую драматургию в один ряд с лучшими достижениями современного европейского театра. Одной из его особенностей являлось то, что формирование национального театра проходило в жесточайшей борьбе с засильем мелодрамы: культ мелодрамы на американской сцене пережил и без того длительное увлечение этим жанром в Европе. "Оппозицию" продукции Д.Беласко, К.Фитча и пр. составили прежде всего пьесы реалистические, создававшиеся под влиянием европейского опыта Г.Ибсена, А.Чехова, Б.Шоу. Черты реалистической поэтики просматриваются в произведениях Л.Хеллман, А.Грина, частично у Ю.О'Нила и Э.Синклера, где они переплетаются с поэтикой экспрессионизма. Реалисты противопоставили камерности, схематичности, иллюзорности изображаемого в мелодраме мира, сентиментальной аффектации углубленный психологизм, верность жизненной цравде, остроту социальной проблематики.

Другие театральные направления эпохи, не црйдерживающиеся "поэтики правдоподобия" (символизм, неоромантизм), также отталкиваясь от мелодрамы, принесли в театр философскую наполненность, аллегоризм стиля. Теоретические высказывания Т.Уайдцера /2/, работавшего в русле так называемого "театра условных форм", прямо указывают на сознательный характер его борьбы с мелодрамой. В ней он видит признак деградации буржуазной сцены, начавшейся еще в XIX веке, когда вкусы стал диктовать "средний класс", ожидавший ОТ спектакля утешения, СМЯГЧеНИЯ контрастов ("they wanted their theatre soothing) /12,с.УШ/, зрелища, которое бы их не тревожило.

Т.Уайлдер подключился к современным движениям, ратующим за симшшфикавдю и формализацию сцены. Он необычайно остро почувствовал утрату современным театром исконного союза между чувственной конкретностью и символическими ресурсами драмы. Действие, вынесенное на подмостки, уже тем самым теряет свой частный характер. Первоначальная обрядовая природа театрального представления несет в себе необходимость показа бесконечного в конечном. Уайдцер обратил внимание на ритуальную сторону театрального действия, направив творческий поиск на самый способ существования драмы. В этом он соприкоснулся с одной из ведущих тенденций в театре XX века -стремлением театра раздвинуть границы своих эстетических возможностей, обусловленное как внутренними причинами эстетического порядка, так и внешним соперничеством с новым видом искусства -кинематографом, которому удалось превзойти сценический "иллюзионизм". Новые искания нашли место не только в театрах крайних "формальных" направлений, но и в реалистическом театре (драматургия Б.Брехта, В.Маяковского).

Современная драма в различной форме охотно включает в себя эпический и лирический элементы. В арсенал театральных приемов вошло прямое обращение к зрителю, комментарий "от автора", введение "хора", "симультанность" действия и т.д. Изменилось соотношение моментов изображения и выражения по сравнению с искусством XIX века, появилась иная мера и характер условности с подчеркнутым стремлением к активному воздействию на зрителя и читателя.

Вершина реалистического театра - драматургия Ибсена и Чехова была полемической в области художественной формы по отношению к традиционной драме "жизнеподобных форм", И хотя на всем протяжении XX века существовала эстетическая оппозиция поэтики "жизнеподоб-ной" и поэтики "иносказательной" (иначе "условной", "аллегорической"), проанализированной американским критиком-театроведом Дж.Гас-снером в кните "Форма и идея в современном театре" /67/, тем не менее, между ними существовал тесный контакт и взаимовлияние, доходящее в некоторых случаях до взаимопроникновения. В западном литературоведении эта оппозиция часто дается в терминах "реализм" и "театральность" (Дж.Гасснер, Р.Пикок и др.). Оттого в своем исследовании Дк.Гасснер обозначает метод Т.Уайлдера-драматурга как стремление к "самодовлеющей театральности" ("thoatricaiisdf). Ф.Фергюссон /28/ именует его метод "аллегоризмом", исходя из теории "метатеатра" (термин М.Абель).

Но и в том, и в другом случае мы сталкиваемся с выделением одной формальной черты безотносительно $ аспекту мировоззренческому, содержательному. Согласно теории "метатеатра", театр XX века возвращается к истокам сценической культуры,- к соприкосновению с мифом и ритуалом, ибо в современную эпоху речь идет не столько об отношении человека к человеку, сколько об ошошнении человека к независимому от него началу. Основными чертами его считаются замена характеров персонажами - носителями идей; сюжет, основанный на аллегории, цритче или мифе; разрушение театральной иллюзии. Действительно, все эти эстетические принципы характерны для театра Б.Брехта, Т.Уайдцера, Т.Элиота, Ж.Кокто, К.Ануя. Но концепция "метатеатра", описывая отдельную тенденцию, претендует на всеобщность. Вновь происходит абсолютизация формального момента.

Экспериментирование Т.Уайлдера происходит в русле так называемого театра "условных" форм. Он философичен и стремится к интеллектуальной насыщенности произведений. Т.Уайлдер придерживается и теории "чистой театральности", понимая театр как явление "пре-эстетическое", как самостоятельную художественную величину. Идея "чистой театральности", возникшая в начале XX века, генетически связана с идеей "романтической иронии". Уайлдера в этой теории привлекает возможность абстрагирования, отвлечения от действительности. Он обращается к приемам, перекликающимся с самыми ранними формами театрального искусства.

В области философской он был противником всякого рода позитивизма; в плане эстетическом - противником натурализма; в плане театральной практики - мелодраматического "жизнеподобия", мелодраматического иллюзионизма.

Уайлдер отверг ограничения, превращавшие сцену в "музейную витрину". Добиваясь независимости от временных и пространственных детерминант, он стремился к освобождению сцены от "материального", оставляя вместо фона "невещественные" свет, звук, способные выразить универсальное, относящееся скорее к "субстанции", нежели к объекту. Обновление пластического облика современного театра было подготовлено "поэтами его материальной стихии"- Адольфом Аппиа-учеником Вагнера и Гордоном Крейгом. Европейская сцена давала прекрасные образцы реализации их идей.

Уайлдер стремился к разрушению иллюзий и на линии зрительского восприятия: исключение "гипнотизирующего", "магического" воздействия спектакля при полной пассивности воспринимающего ума направило его искания в русло театра "неаристотелевского", отрицающего катарсис. В этом не было сознательной преемственности, продолжения "школы", догадка была самостоятельной, подсказанной лишь общим направлением развития современной драмы, схожестью исходных позиций "протеста". Работая над созданием "Нашего городка", Уайлдер не был знаком с эстетической программой Бертольда Брехта, но близость их теоретических установок была отмечена Дж.Гасснером /67/ и Френсисом Фергюссоном в статье "Три аллегорис-та: Брехт, Уайлдер,Элиот" /28/. Считая театр Уайдцера "эпическим", Гасснер отличает его метод от "эпического реализма": "Эпические пьесы могут быть органически совершенно различны, несмотря на общую неаристотелевскую и "открытую" структуру в зависимости от авторского организующего принципа, то есть, от того, являются ли они идеалистически или материалистически, магически или аналитически, романтически или реалистически ориентированы" /67,с.307/. То, что Гасснер называет "организующим принципом" произведения, есть в сущности авторский метод. Широкая сфера приложения возможностей "неаристотелевского" театра делает необходимым различие по методу внутри течения, объединяющего драматургов по эстетическому принципу.

Проблема творческого метода Т.Уайдцера представляет значительную трудность для литературоведов и в настоящее время вызывает споры и разногласия. Обзор критических исследований.творчества писателя в диссертации западногерманского литературоведа Сигурда Шимпфа /40/ представляет мнения самые разные: экзистенциализм, экспрессионизм, "магический реализм". Большинство работ американских литературоведов носят очерковый характер, но существует и достаточно всестороннее исследование драматургии Уайдцера, выполненное Дональдом Хаберманом (" The Plays of Thornton Wilder» 1976) /33/. Но автор не рассматривает его творчество в русле "неаристотелевского театра". Интересный анализ работ драматурга дается в книге Рекса Бербанка /23/ - лучшим, на наш взгляд, труде,посвященном творчеству Уайлдера.

Нет единого мнения и в отношении определяющего художественный метод фактора, - основ мировоззрения писателя. Рекс Бербанк считает такой основой религиозный, христианский гуманизм,Роберт Корриган видит в нем платоника и даже гностика /26/. "Платоническая" концепция насчитывает наибольшее число сторонников.

Советский литературовед Б.А.Смирнов /49/ включал его в традицию "философии жизни", усматривая сходство с идеями Ницше, Шопенгауэра и др.

Как и у любого писателя, мировоззрение Уайлдера определяет не философская система, но личная "жизненная философия" (но никак не "философия жизни") - идеалистическая, со следами влияния протестантской идеологии. Платон волновал его художественное воображение, и увлечение платонизмом в этом аспекте нельзя считать ни верованием, ни мировоззрением.

В советском литературоведении интерес к творчеству Уайлдера в последнее время заметно усилился. Однако его драматургическому наследию было уделено внимание лишь в ряде статей обзорного характера в то время, как несомненные художественные достоинства его пьес требуют глубокого анализа и пристального исследования. На сегодняшний день мы имеем лишь очерк А.Ромм в ее книге "Американская драматургия I половины XX века" (1978 г.) /48/ и статью Б.А.Смирнова "Две пьесы Торнтона Уайлдера". /49/. В отечественном литературоведении утверждается взгляд на "неоромантическую" природу метода писателя: А.С.Ромм ставила его в один ряд с неоромантиками - Максвеллом Андерсоном, Робертом Шервудом, Филипом Барри /49, с.75-76/, Б.А.Смирнов отмечал романтические мотивы в его творчестве. Данная точка зрения представляется нам наиболее верной, и филологический анализ драматургии Уайлдера в настоящей диссертации следует данной концепции, рассматривая произведения драматурга как образец "неаристотелевского" театра в рамках неоромантизма.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Драматургия Торнтона Уайлдера"

Заключение

Работа Уайлдера в области драматургии совпала со временем становления американской национальной драмы, с периодом бурной театральной жизни в Америке, стимулировавшей творческую мысль. Не будучи представителем определенной школы или направления, он, тем не менее, подключился к наиболее радикальному экспериментированию в современном театре. Протест против натуралистической эстетики выразился прежде всего в разрушении идеи "иллюзионизма", в ломке "четвертой стены". Уайлдер в поисках средств, разрушающих театральную иллюзию, обратился к практике "неаристотелевского" театра. Он использовал "технику очуждения" - непосредственного перехода от изображения к комментарию. Непременным действующим лицом в его пьесах стал Режиссер (stage Manager ) - ведущий, комментирующий действие. Непосредственное обращение ведущего и актеров к публике, вынос действия в зрительный зал, устраняя "гипнотизм" спектакля, создавали новые отношения между произведением и зрителем. В пьесе "На волосок от гибели" средства очуждения более разнообразны: автор использует хор, надписи, слайды. Подобно Л.Тику в комедиях, он "обнажает" сам процесс создания пьесы.

Уайлдер был сторонником "дематериализации" театра, постановки его пьес не требовали бутафории, он убрал занавес. Основная нагрузка возлагалась на роль освещения и звука, на актерскую пластику, использование пантомимы он считал необходимым условием при постановке таких пьес, как "Долгий рождественский обед", "Наш городок". Пьеса "На волосок от гибели" являла собой экспериментирование в рамках фарсово-бурлескной традиции.

Интерес Уайлдера к модернизму, влияние на него Дж.Джойса и Г.Стайн, был обусловлен поиском новых форм временных и пространственных представлений. Уайлдер использовал и некоторые положения теории символистов.

В целом же его метод можно охарактеризовать как "неоромантический". Неоромантизм сам по себе не принес каких-либо новых изменений формы: в данном случае он был лишь возвратом к "открытой" форме драмы. Вера Уайлдера в гармонизирующее начало, пронизывающее мир, иррационализм, возведение поэзии в "божественный статус", отрицание трагедии, "трагической вины" героя, - таковы были черты его романтического мировоззрения. Как отмечал Б.А.Смирнов, "мир в понимании Уайлдера есть некая предустановленная гармония, в которой, конечно, могут встречаться отклонения от "нормы", но всё движется от гармонии к гармонии. Это несомненно мировоззрение романтика" /4-9/, с.248/. Это сказалось и в его прозе: роман "К небу наш путь" ("Heaven's My Destination ") МОЖНО рассматривать как романтический '5?оман странствий',' в "Теофиле Нярте" можно усмотреть "технику масок". Уайлдер тяготеет к цритче в прозе, к универсальному охвату событий в пьесах, он стремится, по словам Л.Кроненберга, набросить "лассо на вселенную" /96, с.428/.

Драматургия Уайлдера оказала определенное влияние на развитие драмы в США: его Ведущий вновь оживает в образах Тома Уинфилда в "Стеклянном зверинце" Т.Уильямса, Алъфьери в миллеровском "Взгляде с моста". Отголоски его влияния можно обнаружить и в "Камино Реаль" Тенеси Уильямса,

Гуманизм Уайлдера, глубокая этичность его произведений, гармоничное отношение к миру, свежесть и красочность художественной палитры, делают его драмы достоянием высокой литературы.

 

Список научной литературыКабанова, Татьяна Валентиновна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Wilder Thornton. The Alcestiad, or A Life in the Sun. New

2. York etc.: Harper and Row, 1977* 129 p.

3. Wilder Thornton. American characteristics and other essays.ed. Ъу D.Gallup/ New York etc.: Harper and Row,-1979»- 298 p.

4. Wilder Thornton. The Angel That Troubled the Waters and otherplays. New York: Coward-McCann, 1928. - 107p*

5. Wilder Thornton. The Cahala and the Woman of Andros. New

6. York: Harper and Row, 1968. 203 p. 5» Wilder Thornton. Heaven's my destination. - New York: Harper and Row, 196 . - 304 p.

7. Wilder Th. Introduction. In: Stein Gertrude. Narration: Fourlectures by G.Stein. Chicago: Univ. of Chicago press, 1935, c.V-VIII.

8. Wilder Th. Joyce and the Modern World. In: A James Joyce

9. Miscellany /ed. Ъу M.Magalaner/. New York, 1957» p.11-19.

10. Wilder Th. The Long Christmas Dinner and other plays in oneact. New York: Coward-McCann: - New Haven: Yale Univ. press, 1931» - 122 p.

11. Wilder Th. The Long Christmas Dinner and other plays in oneact. New York: Harper and Row, 1963* - 113 P*

12. Wilder Th. Lope, Pinedo, Some Child-Actors and a Lion.- In:

13. Romance Philology, vol.7, August 1953} p.19-25»

14. Wilder Th. Theophilus North. New York: Harper and Row, 1973»- 374 p.

15. Wilder Th. Three plays: Our Town. The Skin of Our Teeth. The

16. Hatchmaker. Toronto-London: Bantam Books, Inc., 1972. - 228 p.

17. Wilder Th. The Trumpet Shall Sound Yale Literary Magazine. Oct. 1919 to Jan. 1920 incl.

18. Уайлдер Торнтон. Из интервью .-В кн.: Писатели США. о литературе. ГЛ.: Прогресс, 1982, сс.220-226.15» Уайлдер Торнтон. Мартовские Иды. Теоюил Ворт. М.: Худож. лит.,1981. - 542 с.

19. Уайлдер Торнтон. Мост короля Людовика Святого. День Восьмой.-М.: Прогресс. 1976. 495 с.17* Уайлдер Т. На волоске от гибели./Пер.с англ. Т.Голенполь-ского, Е.Вишневского/. Новосибирск,1970. - 201 с.

20. Уайдцер Т. Наш город, /пер. с англ.Ю.Родман/ М.: Искусство, 1979. 72 с.19* Atkinson Brooks. Our Town. In: Atkinson Brooks. Broadway Scrapbook. - Hew York: theatre Arts, Inc., 1947, p.85-88.

21. Beckmann Heinz. Thornton Wilder. Yelber bei Hannover, 1966.- 137 p.

22. Broussard Louis. Thornton Wilder. In: Broussard Louis.

23. American Drama. Contemporary allegory from O'Neill to Tenesse Williams. Norman: Univ. of Oklahoma press. 1962, p.92-103.

24. Brown John Mason. Thornton Wilder's "Our Town" In: Brown

25. J.M. Two 011 the Aisle. New York: Y/.Y/. Norton and Co., 1938. - 321 p.23* Burbank Rex. Thornton Wilder. 2nd.ed, Boston: Twayne Publishers, 1978. 150 p.

26. Campbell J. itobinson Henry M. The Skin of Whose Teeth?

27. Saturday review of Literature, XXV (February 13), 1943,p. 16-18.

28. Clurman Harold. Theatre. Nation, CLXXXI, Sept.2, 1955,p.210.

29. Fergusson Francis. Three Allegorists: Brecht, Wilder and

30. Eliot. In: Fergusson Fr. The Human Image in Dramatic Literature. - Golden City (N.Y.): Doubleday Anchor books, 1957, p.41-71.

31. Gold Michael. The Prophet of the Genteel Christ. New Republik, LXIV, October 22, 1930, p.266-267.

32. Goldstein Malcolm. The Art of Thornton Wilder. 2nd. print.1.ncoln: Univ. of Nebraska press, 1965» 179 p.

33. Goldstone Richard. Thorton Wilder: An intimate portrait.

34. New York: Satuday Review Press-Dutton, 1975* 299 p.

35. Grebanier Bernard. Thornton Wilder. Minneapolis: Univ. of

36. Minnesota press, 1964. 48 p. 33» Haberman Donald. The Plays of Thornton Wilder. - Kiddletown (Conn.): Wesleyas Univ.press, 1976. - 162 p.

37. Haberle Erwin. Das czenische Werk Thornton Wilders. Heidelberg: Winter, 1967. 150 p.

38. Kohler Dayton. Thornton Wilder. English Journal, XXVIII,1. January 1939, p.1-11.

39. Kuner M.C. Thornton Wilder: the bright and the dark. New

40. York: Crowell, 1972. 226 p.37« McCarthy Mary. Theatre Chronicles, 1937-1962. New York: The Noonday Press. (Farrar, Stauss and Co.), 1963. -248 p.

41. Munteanu Homul. Thornton Wilder ^i teatrul planetar.

42. Munteanu R. Profiluri literare. Bu^ure^ti, 1972, p.198-216.

43. Papajewski Helmut. Thornton Wilder. Frankfurt a/M. - Bonn: Athenaum, 1961. - 166 p.

44. Schimpf Sigurd.Thornton Wilders Theaterstticke und ihre Inze1.szenierungen auf den deutschen Biihnen. Inaug.Diss. - Koln, 1964. - 224 s.

45. Travis Bogard. The Comedy of Thornton Wilder. In: Discussions of modern American drama /ed.by Walter J.LIeserve/.-Boston: Heath and Co., 1966, p.51-67.

46. Wescott Glenway. Talks with Thornton Wilder. In: Wescott G.1.ages of Truth. New York - Evanstone: Harper and Row, 1963, p.242-308.

47. Wilson Edmund.Thornton Wilder: The Influence of Proust.

48. New Republic, LV, Aug.8 1928, p.303-305.

49. Young Stark. Sorrow's sharp Sustaining. In: Young Stark1.mortal Shadows New York, Hill and Wang, 195S, p. 133-137.

50. Лнастасьев H. "Несовременные" истории Т.Уайлдера. Лит.газета, 24 ноября 1976 г.,№ 48, с.15.

51. Анастасьев Н. Предисловие. В кн.: Уайлдер Т. Мартовские Иды.

52. Теофил Порт, М.: Худож.лит., 1981, с.3-14

53. Мулярчик А. Философские притчи Торнтона Уайлдера. В кн.:

54. Уайлдер Т. Мост короля Людовика Святого. День Восьмой.-М.: Прогресс,1976,с.5-21

55. Ромм А. Торнтон Уайлдер. В кн.:Ромм А. Американская драматургия I половины XX века.- Л.: Искусство, 1978. с.221- 237

56. Смирнов Б.А. Две пьесы Торнтона Уайлдера. В кн.: Наука о театре. -Л., 1975, с.244-259.

57. Урнов Д.М. О творчестве Торнтона Уайлдера.-В кн.:УайлдерТ.

58. Мост короля Людовика Святого.-М.:Радуга,1983,с.3-17

59. Balakian Anna. The Symbolist movement. New York: Random1. House, 1967. 208 p.

60. Bentley Eric. The Dramatic Event: An American Chronicle.

61. Brustein Robert. The Theatre of revolt. Boston-Toronto:1.ttle, Brown and Co., 1964. 435 P-57* Cargill Oscar. Intellectual America: Ideas on the March.

62. New York: The Macmillan Co., 1941. 777 P« 58. Clark B.H. European theories of drama. - New York: Grown

63. Publishers, 1965. 628 p. 59* Cleaton Irene. Books and battles (American literature 19201930). Boston: Houghton Mifflin Co., 1937- - 282 p.

64. Cowley Malcolm. Exile's Return: A Literary Odyssey of the1920 s.-New York: The Viking press, 1966. 322 p.

65. Downer Alan S. On the development of an American dramaticart. In: American Drama /ed. by Man S.Downer/ - New York: Crowell Co., 1960, p.1-12.

66. Downer Alan. Recent American drama. Minneapolis: Univ. of

67. Minnesota press, 1966. 46 p. 63* Evans Саге-fcli Lloyd. The Language 01 modern drama. - London -Dent; Toronto (IT.I. j: .cowncn end bittlefield, 1977» -252 p.

68. Gagey Edrnond. Revolution in American drama. New York:

69. Columbia Univ.press, 1947» 315 P67* Gassner John. Directions in modern theatre end drauc. ITcv;

70. Tor::: liolt, Rinchart and Winston, 19&5- 457 Р

71. Gassner John /ed./. A Treasury of the Theatre. New York:

72. Simon and Schuster, 1959- 1120 p.69»Golden Joseph. The Death-of Tinker Bell: The American theatrethin the XX century. Syracuse (N.Y.): Syracuse Univ. press, 1967, - 181 p.

73. Hauser Arnold. The Philosophy of Art History. Cleveland

74. New York: World publ.co., 1963. 410 p.

75. Hearn Charles R. The American Dream in the Great Depression.

76. Westport (Conn.). London: Greenwood, 1977- - 222 p.

77. Hernadi P. Beyond genre. New directions in Literary Classification. Ithaca and London: 1972. -73- Herron Ima Honaker. The Small Town in American drama.

78. Dallas: Southern Methodist Univ.press,1969. 564 p.

79. Hewitt Barnard. Theatre U.S.A. /1668 to 1957/ New York:

80. McKean Keith. The Moral Measure of Literature. Denver:1. McGraw Hill, 1961. 641 p.

81. Moody R. America takes the stage: Romanticism in Americandrama and theatre, 1750-1900. Bloomington: Indiana Univ.press, 1955* - 322 p.

82. Moses Montrose. The American dramatist. New York: Benjamin

83. Bloom, Inc., 1964. 474 p. 83* Nejgebauer A. RomantiSka i neoromanti&ka ironija - Filol-pregled. - Belgrad 1978, knj. 16, sv.1-4, s.1-20.

84. Nelson Robert. Play withim play. New Haven: Yale Univ.press Paris: Presses universitairs de Prance, 1958.182 p.

85. Oppel Horst. American, literature in postwar Germany: Impactor Alienation? In: Studies in comparative literature /ed. by Waldo F. McNeir/ - Baton Rouge: Louisiana State Univ. press, 1962, p.239-272.

86. Ransom John Growe. The Cathartic Principle. In: Ransom J.C.

87. The World's body. Baton Rouge: Louisiana State Univ. press,1968, p.173-192.

88. Read Herbert. Reason and Romanticism. N.Y.: Russell and1. Russell, 1963. 229 p.90. "Romantic" and its cognates /ed. by Hans Eichner/. Manchester: Manchester Univ. press, 1972. 53° P

89. Scanlan Tom. Family, drama and American dreams. Westpot

90. Conn). London: Greenwood press, 1978. - 236 p.

91. Nijhoff, 1923. 197 p. 95* Thompson Alan Reynolds. The Dry Mock. A study of Irony in

92. Drama. Berkeley - Los Angeles: Univ. of Calif.press, 1948. - 278 p.

93. Toohey John. The Pulitzer Prize Plays. New York: The Citadel press, 1967. - 344 p. 97* Wellek Rene. Concepts of criticism. - New York - London:

94. Аникст А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX векаэпоха романтизма. М.: Наука, 1980. - 343 с.

95. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худок.лит.,1975. 502 с.

96. Бентли Эрик. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. - 368 с.

97. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худоя.лит., 1973.- 565 с.

98. Брехт Бертольд. О театре. ГЛ.: Изд-во иностр.лит.,1960.- 363 с.

99. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. -М.: Искусство, 1966.404 с.

100. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. IL: Наука,1978. 288 с.

101. Гасснер Дк. Форма и идеи в современном театре. LL: Изд-воиностр.лит., 1959. 256 с.

102. Гвоздев А.А. Западно-европейский театр на рубеже XIX и XXстолетий. -Л.-ГЛ.: Искусство, 1939. 378 с.

103. Грифцов Б.А. Теория романа. М.: Го с. акад. худ оп. наук. 1927.- 151 с.

104. Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. М.: Изд-во1. МГУ, 1975. 264 с.

105. Дмитриев А.С. Религиозно-философские взгляды иенских романтиков. Вестник МГУ. Филология, 1976, .£ 4. с. 19-33

106. Зверев A.M. Модернизм в литературе СМ. М.: Наука, 1979.318 с.113» Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика.

107. Спб.,1914. 206с. 114. Ионкис Г.Э. Эстетические искания поэтов Англии. (I9I0-I930).

108. Кишинев: Штиинца, 1979. 139 с. 115* История западноевропейского театра /под ред.С.С.Мокульского и др./: в 5 т. М.; Искусство, 1963, т.З - 688 с.

109. Климентов А. Романтизм и декаденетво. Одесса, 1913. 263с.

110. Коренева М.М. Новая Англия и американская литература: Тристолетия из кизни нации. -В кн.: Проблемы становления американской литературы. М.: Наука,1981. с. 22-88.

111. Литературная история Соединенных Штатов Америки / под ред.

112. Р.Спиллера и др./ в 3-х т. И.: Прогресс, 1979, т.З 645 с.

113. Полевой П. Исторические очерки средневековой драмы. Спб. 1865. 303 с. 119« Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. М.: 1980. - 118с.

114. Романтические традиции американской литературы XIX века исовременность /под ред. Л.Н.Засурского/. М.: Наука, 1982. 352 с.

115. Ромм А.С. Американская драматургия первой половины XX века.

116. Л.: Искусство, 1979. 247 с.

117. Сапрыкина Е. Некоторые особенности романтической теориидрамы. В кн.: Европейский романтизм /под ред. И.Неупокоева и И.Шетер/. М.: Наука, 1973, с.179-203.

118. Смирнов Б.А. Театр CM XX века. Л.: ЛГЙТМиК, 1976. 254 с.

119. Урнов Дм.М Литературное произведение в оценке англо-американской "новой критики". М.: Наука, 1982. 262 с.

120. Федоров А. А. и Лапшин В.А. "Эпический театр" Брехта какновый этап развития реалистической дршлатургии. Научные доклады высшей школы: Филолнауки, 1966, I, с.41-48

121. Burns Robert. Complete Works /ed. by Alexander Smith/. -New York Boston: Crowell and Co., 1884. - 335 p. 127» Crevecoeur J.H. Letters from an American farmer. Garden City. N.Y. 1961.

122. Douglas N. South Wind. New York: A. and Ch.Boni. 1931*421 p.

123. Dreiser Th. Plays of the Natural and Supernatural. New

124. York: Boni and Liveright, 1926.-232 p.

125. Joubert Joseph. Textes choisis et commentes par Victor

126. Giraud. Paris: Plon-Nourrit, 1914. 209 p. 131*. Joyce James. Dubliners. A Portrait of the Artist as a Young Man. - Moscow: Progress publishers, 1982. - 588 p.

127. Longfellow H.W. Poems. London: Dent-New York: Dutton.1937.484 p.

128. Lowell James Russell. The Poetical Works. Boston: Houghton Mifflin Co., 1978. 494 p.

129. Shelley Percy Bysshe. The Poetical Works. London: Frowde,1905. 912 p.135» Wordsworth W. The Complete poetical words. New York:Crowell, 1907. 951 p.

130. Yeats W.B. The Collected Poems. London: Macmillan and Co.,1952. 565 p.

131. Блок Александр. Избранные произведения. Л.: Лениздат, 1980,- 640 с.

132. Брехт Бертольд. Избранные произведения. М.:Искусство,1976.- 526 с.

133. Гауттман Герхарт. Полн.собр.соч. в 14 т. М.,1911,т.8- 334 с.

134. Гофман Э.Т.А. Фантастические пьесы в манере Калло. М.- Пг,1923, 208 с.

135. Данте Алигьери. Новая Жизнь. Божественная комедия. М.: Худож.лит.,1967, 686 с.

136. Еврипид. Алкеста /пер.Инн.Анненского/. СПБ.,1901, 93 с.

137. Золя Эмиль. Собр. с<я,в 26-ти т. М.: Гослитиздат, 1967, т.26.- 782 с.

138. Ибсен Генрих. Собр.соч. в 4-х т. М.: Искусство, 1956, т.4,- 823 с.

139. Метерлинк Морис. Пьесы. М.: Искусство,- 1958. - 575 с.

140. Метерлинк Морис. По лн.собр.соч. в 4-х т. М., 1910, т.З.- 285 с.

141. Толстой А.К. Собр.соч. в 4-х т. М.: Правда, 1969, T.I.-670 с.

142. Уайлд 0. Стихотворения. Портрет Дориана Грея.

143. М.: Худож.лит., 1976. 767 с. 149- Шелли П.Б. Избранное. -М.: Худож.лит., 1962. - 463 с.

144. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, в 2-х т. М.: Искусство,1967. т.1. 584 е.; т.2. - 726 с.

145. Ленин В.И. Философские тетради. М.Политиздат, 1978. 752 с.

146. Вико Дкамбаттиста. Основания новой науки об общей природенаций. Л.: Гослитиздат, 1940. 620 с.

147. Кант Иммануил. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 709 с.

148. Лейбниц. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1982, т.1. 636 с.155* Нище Фрщцэих. Поли, со dp. соч. ГЛ.: Моск.кн-во, 1912, т.1. -412 с.

149. Платон. Сочинения в 3-х т. М., Мысль, 1970, т.2. 611 с.

150. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.

151. Santayana G. Interpretations of poetry and religion. New

152. York: Harper and Row, 1957» 290 p.

153. Spengler 0. The Decline of the West. 2vls. New York:Knopf,1947. v.I. 428 p.; v.2. - 507 P

154. Tillich Paul. Morality and beyond. London - Glasgow:1. Collins, 1974. 95 P.163» Arnold Matthew. The essential Matthew Arnold. London:

155. Chatto and Windus, 1969- 659 p. 164. Babbitt Irving. The Masters of Modern French Criticism.

156. Univ. of Chicago press, 197О. 239 P-168. Brinning John Malcolm. The Third Rose.G.Stein and her world.-Gloucester (Mass.): Smith, 1968. - 427 Р*

157. Campbell Joseph and Robinson Henry M. A Skeleton key to

158. Finnegans wake.New York: Viking press,1961. 365 Р» 1?0. Combs Robert. Vision of the voyage. Hart Crane and thepsychology of Romanticism. Memphis: Memphis State Univ.press, 1978. - 181 p.

159. Eliot T.S. Dante. London: Faber and Faber, 1965* - 64 p.

160. Eliot T.S. Selected essays. London: Faber and Faber,1958. 516 p.173» Foster Richard. The New Romantics. Bloomington: Indiana

161. Univ. press, 1969. 238 p. 174. Gallup Donald. The Flowers of Friendship. - New York: Knopf,1953. 403 P175» Guthrie Tyrone. A Life in the Theatre. New York: McGraw

162. Co., 1961. 271 p. 179» Kanin Garson. Remembering Mr. Maugham. - London: Hamish Hamilton, 1966. - 240 p.

163. Lobb Edward. T.S. Eliot and the romantic critical tradition.1.ndon: Routledge and Kegan Paul, 1981. 194 0.

164. Maurras Ch. de la Tailhede. Un deb at sur le Rom ant i sine.

165. Paris: Ernest Flammarion, 1928. 2?2 p.

166. More Paul Elmer. Shelburne essays on American literature.1.ndon: Harcourt, Brace and World Inc., 1963. 280 p.

167. On four modern Humanists: Hofmannsthal, Gundolf, Curtius,

168. Roberts Mark. Harps in the air: the sublime discontent of

169. Bygmester Solness /"The Master Builder1'/. In: Roberts M. The Tradition of Romantic Morality. - London - Basingstoke: Macmillan, 1973, p.243-258.

170. Stein Gertrude. Lectures in America. Boston, 1957- - 246p.

171. Twentieth Century Interpretations of Euripides' "Alcestis".

172. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, Itac.,1968. 122 p.

173. Weinstein Norman. Gertrude Stein and the literature of themodern consciousness. New York: Ungar,1970. - 150 p.

174. Wilder Amos Niven. The Spiritual Aspects of the New Poetry.

175. New York-London: Harper and brothers,1940. 262 p. 193* Yeats W.B. Essays and Introductions. - New York: Macmillan

176. Co., 1968. 530 p. 194. Young Stark. A Life in the Arts. Letters, 1900-1963 in 2 vis. - Baton Rouge: Louisiana StatQUniv.press, 1975» v. 1.

177. Вагнер Рихард. Избранные работы. Л.: Искусство, 1978.-695 с.

178. Вешан Р. "Новая критика" и развитие буржуазного литературоведения. М.: Прогресс, 1965. 428 с.

179. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М.:

180. Высшая школа, 1963. 121 с.

181. Гениева Е.Ю. "Поминки по Финнегану". В кн.: Проблемы английской литературы, /под ред.В.В.Ивашевой/. М.:Изд-во Моек.ун-та,1974, с.II5-I37. 199 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.

182. Евреинов Н.Н. Театр как таковой. М.: Время, 1923.-III с.

183. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство,1981. 448 с.

184. Яантиева Д.Г. Джеймс Джойс. М.: Высшая школа, 1967.- 95 с.

185. Ильин И.11. Философия и эстетика американского "неогуманизма".-В кн.: Теории, школы, концепции: Художественный текст и контекст реальности. М.: Наука, 1977, с.123-143.

186. Левая Т.Н., Леонтьева О.Т. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество.1. М.: Музыка, 1974. 447 с.

187. Литературные манифесты западноевропейских романтиков /под ред.

188. А.С.Дмитриева/, М.: Изд-во МГУ, 1980. 638с.

189. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и

190. Возрождения. М.: Музыка, 1966.- 574 с.

191. Проблемы ритма, художественного времени и пространствав литературе и искусстве (симпозиум). Л.: Сов.писатель, 1970. 71 с.

192. Современный экзистенциализм /под ред.Т.И.Шзерман/. М.: Мысль, 1966, 567 с.

193. Успенский Б.А. К исследованию языка древней живописи.- В кн.:

194. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения.м.:Искусство, 1970, с.4-34.

195. Федоров Ф.П. Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана. В кн.: Поэтический мир Гофмана. М.: Наука, 1982. с.81-106.

196. Фрадкин И.М. Б.Брехт. Путь и метод. М.: Наука, 1965. 374 с.

197. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория: Учешео гармонии в истории эстетической мысли. М.: Наука, 1973. 255 с.