автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Духовная культура античного Азербайджана

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Алиева, Фарида Кемал кызы
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Духовная культура античного Азербайджана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовная культура античного Азербайджана"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР БАКИНСКИЙ ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

УДК 9 (47. 924)

АЛИЕВА ФАРИДА КЕМАЛ кызы

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА

Специальность: 07.00.02 — История СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степей« кандидата исторических наук

Б : а к у

19 9 1

Работа выполнена на кафедре всеобщей истории Азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. В. И. Ленина.

Научный руководитель:

— доктор исторических наук, профессор Ю. Б. Юсифов. Официальные оппоненты:

— доктор исторических наук, профессор Г. С. Исмаилов,

— кандидат исторических наук А. А. Карахмедова.

Ведущее учреждение — Музей истории Азербайджана.

часов на заседании специализированного совета (К, им.изл^ по защите кандидатских диссертаций при Бакинском государственном университете.

Адрес: Баку, ул. Университетская, 23.

С диссертационной работой можно ознакомиться в биб-: лиотеке Бакинского государственного университета.

Защита состоится

Э. Р. ИСМАИЛОВ

1991 г.

Актуальность темы.За последнее время опубликовано немало работ яо Мидии Атропатене и Кавказской Албании,где поднимаются вопросы территории и населения,хозяйства и торговли,а также социальных этношений я культа.Однако остается в тени духовная культура,т.е. зсе то,что олицетворяет взаимопроникновение материального производства и духовной жизни античного Азербайджана.

Основные критерии или отличительные признаки культуры находят отражение как в языке,так в нравах и'обычаях,мифологии,правовых, юрмах.а также религиозных воззрениях,игравших ведущую роль в теологии изучаемого времени.При таком подходе изучение духовной сультуры приобретает важное научное значение.

Научная новизна.Изучение письменных источников и археологи-[еского материала позволяет выявить основные стороны культуры 1зербайджана античного времени.Проливая свет на исторические ¡рцессы общества в сфере материального производства и духовной :изни,представленная диссертационная работа являет собой первую юпытку осмысления зсего накопленного по истории античного Азер-айдаана.т.е.всего того,что известно по сообщениям античных ав-оров и археологическом;/ матерладу,относящемуся в одинаковой тепени к Мидии Атропатене и Кавказской Албании.Именно взаимо-роникновенае и взаимозависимость в культурных процессах этих вух отмеченных античными автора;«! образований, находившихся под лиянием и Запада и Востока,позволили сказать новон слово о мате-лальных и духовных достижениях древнеазербайджанского общества античную эпоху.

Письменные источники и археологический материал,взаимодоиолняя руг друга,позволяют выявить панораму становления и развития гстнкх традиций,а также нарисовать картину и тесных и широких

контактов античного Азербайдаана-Мидаи Атропатены и Кавказской;, Албании с близкими и далекими странами»

Методология,источниковедческая база и хронологические рамки. Изучение духовной культуры Азербайджана адтичного времени всецело зиждется на уникальных сообщениях-древнегреческих и латинских авторов и на богатом археологическом материале,открывающем широкую перспективу дальнейшего объективного,осмысления сложных исторических процессов.Без это предполагает определенные трудности, связанные с реалчями источниковедческой базы с методологических позиций диалектического и исторического ..материализма. Дело в том, что специфика культурного развития Мидии Атропатены и Кавказской Албании изучена не одинаково,хотя и данные письменных источников и археологический материал позволяют представить культурное взаимо проникновение на изучаемой территории более или менее рельефно.

Диссертация охватывает период истории античного Азербайджана со времен появления Александра ¡«акедонскогс на Востоке и ноеще веяний,когда усиливается влияние эллинизма,вплоть до образования сасанидского государства,вобравшего Азербайджан в с^еру ухе новых культурных контактов,т.е.от 1У в.до н.э. до Ь в.н.э.По мере необходимости автор акцентирует внимание на основополагающих ьоиросах материальной и духовной культуры,связывающих античный Азербайджан с другими странами.

, Практическая ценность диссертационной работы состоит в том, что она может быть использована как основа для создания обобщающих работ по истории античного Востока,в том числе может помочь преяодователям спецкурсов .и лекций по истории духовной культуры Азербайджана 1У в.до н.э.-Ш в.н.э.

Диссетациоиная работа состоит из введения,се;.-,л пки* и шш'.е-ния,приведен список источников и исторической литературы .

Введение.

В вводной части упомянуты труды древнегреческих и латинских ■ авторов,а также работы,посвященные археологическим раскопкам, ipojse источников,из которых черпались сведения о духовной жизни, названы оубликованные за последние десятилетия обобщающие исследования,облегчавшие осмысление г упорядочение проблемы ттериаль-той и духовной культуры античного Азербайдаана-Мндая Атропатены и Кавказской Албании. ,

Глава I.Города и сельские поселения.

И сообщения письменных источников и археологический материал позволяют воссоздать сложный процесс материальной И духовной культуры античного Азербайджана.Именно здесь отмечается большое количество городов и сельских поселений,первые подробные сведения о которых имеются у Страбона.К ним относятся города Мадии Атропатены Газака-летняя столица, расположенная--на равнине и находившаяся в 2 400 стадиях от Аракса Вера-зимняя столица,осажденная в свое время ещё Антонием.Кроме того,упоминаются греческие города,основанные македонянам:Лаодикея,Апамея,а также анонимный■ город около Раги я сама Para,согласно античному автору расположенная на 5D0 стадий ниже Каспийских ворот.Селевком Никатором город назван Эвропом,а парфяне переименовали его в Арсакий.У Плиния /23 - 79,' гг.н.э./ кроме Экбатаны,основание которого приписывается Селевку Никатору /356-281 гг.до н.э./.упоминаются Газа,Фавака,Аганзака и Апамея.Другой античный автор Птолемей /83-161 гг.н.э./ привода? большое количество населенных пунктов,из которых около восьмидесяти относятся к городам и деревням Мидии античного времени. Многие из них не находят аналогий и тоздеств на современной топе-ядалической карте и не созвучны с названиями теперешних городов л деревень.Обращают на себя внимание названия Габале,Тиграна,Оар-

аспа,Зазака,Аганзака,Экбатана,Арсакия,Гераклея и Эвропос.Что касается населенных пунктов Албании,то Страбон их не упоминает,а Плинии известен один единственный ояпкдум Албании-Кабалака.По Птолемею в Албании уке 29 городов и деревень,к которым откосятся Албака.Нига, Иуна.Мамехия /или Самехия/Дабал^Тилбис й другие населенные пункта. Тщетно искать на современной карте все птолемеевсяие названия,Некоторые из перечисленных названий-поддаются отождествлении или сопоставлению с современными.

Археологические раскопки выявили значительное количество городил; античного Азербайджана.Одно из. древних поселений-городище Тазакент /Миль/.Обнаружены и другие городища ¡.'.идии Атропатены. К ним относятся Кале-Зохак в ущелье реки Карангу.иале-оглу - на западе страны южнее Аракса и Лейлан-кала на юго-восточном побережье Урмийского озера.Обращают на себя внимание городища Кале-тепе в Мильской степи и Герми к югу от Аракса /в 1о0 км к -северу от Ар-дебдля/.К обследованным городищам античного временя относится и Мангечаур.Раскопки показывают,что это значительный древнеазербай-дтанский город,игравший,как и другие населенные пункты,важную роль в экономике и культуре.другим большим поселением,обычно отождествляемым с античнойС&чехией, является Хынислы. Рас копки Чухур-;:аба-лы выявили одно из больших древних поселений,отождествляемое с Кабадакой или Хабалой.К ней примыкает Сеидтала / II) км к северу от Чак.чалчы/.Узунтала /1,5 км от Сеидтала/.К частично обследованным городищам относится Дханахар /недалеко от Куоы/.лесколько античных поселений открыто у Молледсаклы, Калаг.нх ,;1юйдн-.Яыхдере-кел -леей /недалеко от ¡«оллаисаклы/.Археологическая изученность этих памятников отнюдь не равнозкачна.На одних цоселенлкх сохранились обжигательные керамические печи,на других-черепицы,на трет».их изобилие статуэток.~атериалы с городищ античного Апербайд.хина

- $ - . .

пока не позволяют делать далеко идущие вывода,хотя всё говорит о бурном строительстве и образовании больших и малых населенных пунктов,нередко сосредоточенных вокруг религиозных центров.

Глава II.Храмы.

На территории античного Азербайджана было расположено значительное количество храмов.К ним относятся главное святилище зороастризма Адур-Гушнасп /впоследствии Тахти-Сулейман/,а также храм Бариды, расположенный недалеко от Экбатаны.В Албании тайсже имелись храмы.Реч*, вдет о двух комплексах.Чаккаллы находится в междуречье к юго-востоку от средневековой Кабалы.Здесь обнаружены остатки построек,базы колонн и другие предметы материальной и духовной культуры.Всё говорит о наличии тут иерона и иера хора.Другой па-мятник-это Гырлартепе,расположенный на берегу Ахсучая у древнего караванного пути из Шемахи в Кабалу.По-видимому,перед нами остатки древнего албанского иерона.В письменных источниках также упоминаются античного времени храмы.К ним относятся албанский храм • Селены,расположенный недалеко от Иберии,и святилище Анаиты на берегу Куры.Следующий более примитивный албанский храм был расположен на острове Тальга.При святилищах имелись обширные огороженные участки,посредине которых древние авторы отмечают алтари с вечным огнем.Аналогичные святилища известны и за пределами Азербайджана.Так,источники отмечают хорасакский храм Адур-Бурзен-!»1ихр и каппадокийсхое святилище с кланом магов-пирефов.

Наряду с аьтохтонными храмами,уходящими своими корнями в далекое восточное прошлое,на территории античного Азербайджана стали появляться новые'святилища,больше связанные с западным миром, '1з их числа мокко упомянуть храм Артемиды в Кенгавере и имеющее тдписи Антйоха й Великого /241-187 гг.до н.э./ святилище у Не-савенда.другое греческое святилище,испытавшее влияние мидийской

культуры,находится между Султанабадом и Кумом.Эти святилища ничем не связаны с местными традициями и воздвигались греками на ноаой родине.В Азербайджане отмечено большое количество пиров-трансфор-мкроваьшихся или несостоявшихся религиозных центров.^ревнеазербай-джанские храмы ещё основательно не. исследованы,но можно предположить,чтс их архитектура в какой-то степени повторяла существующие в античном мире стили возведения храмов.Святилища играли прогрессивную роль в жизни общества,являя собой не только религиозные, но и культурные центры античного Азербайджана.

Другим культурным центром был театр.Появление театров в Азер-байджане-это веяние эллинизма.Греческое население со своим языком и культурой распространялось на востоке,не встречая сопротивления эллинизированных автохтонов,хотя провинциальные глубинки,возможно, и не воспринчмали нововведений,способствуя местным традициям.

Глав Га,Язык и письмо,

Дзык-неотьемлимая часть духовной культуры.Сохранились сведения, согласно которым намечается языковая панорама античного Азербайджана. Известно, что жену Митридата-пастуха индийского царя звали Спако.а тигре у индийцев означает стрелу.Упоминаются имена,к которым относятся Атропат.Артабасд и др.Согласно данным античных источников почти на одном языке или схожих диалектах говорила часть населения версии,Мидии,Бактрии и Сотдианы.Еще Неарх /36С-314 гг.до н.э./ считал,что к персидскому и индийскому близок язык карманиеЕ.интересны сведения о языках Албании.Вначале их было 26.Некоторое время спустя отмечается,что наряду с армянами,иберами и каспиями имеют свой язык и албаны.О письменности говорят знаки,обнаруженные на керамических изделиях.К античному времени относятся латинская и греческая надписи.Скупые сведения о языках или диалектах и оонаруженные на керамических изделиях знаки позволяют предаоложить.что четная

письменность с большим трудом пробивала себе дорогу или только зарождалась,тогда как надписи на'латинском и древнегреческом определенно свидетельствуют об эллинистическом влиянии.Древнеармянскке авторы сохранили значительное количество сведений о письменности, которую большинство из них связывает с языком гаргаров.Ретроспективные сведения арабских авторог также позволяют судить о языке Атропатены и Кавказской Албании.Так,согласно средневековым авторам в Азербайджана говорят или пс-персидски или по-арабски в основном купцы и владельцы поместий,а для жителей ьарды разговорным языков являлся арранский.Таким образом,прослеживается смена неместных языков.Вместе древнегреческого уже упоминается арабский и персидский при наличии местного арранского.

Археологическими раскопками выявлены надписи на большом камне, глиняных светильниках и фрагментах керамики.Их письменных источников мы уже знаем,что Вениамин в одном Случае албанин.в другом. даровитый- переводчик,посланный к Месропу сюнийсккм владетелем,и что речь о письменах', созданных в одном случае для чужеземного говора албанского,в другом-для гаргарского языка,ло словам средневековых авторов гортанного,грубого.варварского и в высшей степени нескладного.Судя по всему,в создании письменности большую роль сыграло сотрудничество культуртрегеров того времени,в результате чего родилась отличающаяся от соседних алфавитов специфическая система графических знаков.Новое письмо предназначалось для носителей значительного в политическом и культурном отношении гаргарского языка. Приведенная лингвистическая панорама независимо от причастности к' иберо-кавказским,иранским или тюркским языкам связана, с проявлениями духовной культуры античного Азербайджана.

Глава 1У.Правы,обычаи.мифы.

Лзвестно.что и мидиРцн и их соседа почитали все священные обряды персов.Если утверждения античных авторов об аналогиях в куль-

турной жизни древнего ВостбКа соответствует 'действительности,то значительная часть обычаев,упомянутых в описании Персиды,можно отнести к населению изучаемого региона.И действительно,Нереида и Мидия вместе с Кавказской Албанией относились к одному и току же культурному ареалу,связанному уже намечающимися к этому времени особенностями духовной жизни.По-видимому,еще в античное время стало традицией делить [Лидию на две зоны,разнившиеся друг от друга. Это северная горная,отличавшаяся бедностью,и плодородная равнинная .расположенная южнее.Сосуществовали соответственно и две культурные зоны.Следуя аналогиям можно сказать,что трапезы у мидийцев как и у персов отличались роскошью с угощениями из млса у.иеотных.Местное население из корней растений выжимала вино.У горных мидийцев отмечается обычай выбирать царем самого храброго человека.Божественное почитание царей у персов связывается с индийским влиянием. Согласно Страбону браки совершались в день весеннего равноденствия, до вступления в брачный покой жених должен был отведать верблюжьего мозга и яблока.Более общим является обычай многоженства.3 сравнительном плане представляет интерес рассказ о системе обучения молодых людей.дети с пятилетнего возраста обучались стрельбе из лука,метанию дротика,верховой езде и борьбе.»,удили учеьлксь еще до зари,дзлили их на отряды,назначали командиров из обеспеченных семей.Молодых людей обучзли бегу в 30 или 40 стадии /аттическая стадия равна приблизительно 18о м /.приучали к трудностям военной жизни:проводили ночи под открытым небом,питались дикими плодами.Ежедневная воинская норма еды состояла из ячменных лепешек, кардамона/растение.семена которого употреблялись в пищу в качестве приправы,по-азербайдаанекк хиль/,соли и мяса /жаренного и ьаренного/. Охотилась верхом на лошадях,имея при себе лук,цращу,дротик,по вечерам сажали деревья .собирали целебные коренья, иэготсмяли с^умие.

Другаясторона жизии-это знаки уважения при всречах на улице.Равные по положению обнимались и целовались.менее знатным подставлялись щеки,а люди низшего положения при'встрече падали ниц.Относительно албанов отмечается,чтс они простодушна,не мелочны,занимались меневой торговлей,в отношении многих жизненных вопросов проявляли равнодушие,не интересовались йи гочшаш мерами,ни весом,быль больше привержены к скотоводству,не очень воинственны,любили охоту.Старость у албанов в почете,вспоминать покойников не дозволялось.

В сохранившихся мидзах' и легендах античного Азербайджана отражены особенности-процесса духовной культзгры.Здесь героическое ми сказачное переплетаются с этиологическим,т.е.уже в античное время была предпринята попытка объяснить истоки того или иного исторического явления,По происхождению большая часть мифов и легенд относится к западному миру.Греческое население,наводнившее Мидию после завоеваний Александра Македонекого,приносило с собой легенды,так или иначе объяснявшие или оправдывавшие пребывание пришельцев на изучаемой территории.Другая часть сказаний по происхоядению отно-ситвя к местному народному творчеству и отражает легенды.бытугуие у населения Атропатены я Албании испокон веков.

Глава У.Вещи.

К характерным предметам обихода,имеющего отношение к духовной культуре античного Азербайджана,относится одежда.Известно,что персы, воспрннимая более передовые обычаи и обряда того времени,не преминули воспользоваться мидийской одендой. Из. гардероба мидий-: цев Страбоя упоминает так-называемую стблу в значении "одеяние" или "платье".Так кли иначе возводятся к мидийдаы хитоны с рукавами или нательная одезда из льняной ткани и штаны,а такхе голов-

ные уборы:остроконечная царская китара и имеющая вид усеченного конуса тиара.По определению Страбона одежда вельмож состоит из тройных штанов к двойного.хитона.Нижняя одезда-белая,а верхняя-различных цветов.3 теплое время года надевалась верхняя одежда или плащ-гиматий пурпурного; юга других цветов.Тиары были похожи на головные уборы магов,обувь была глубокой,двойней.Одежда для широких слоев населения-это двойной хитон и кусок льняной ткани на голове.Обращает на себя внимание сообщение Помпея Трога о том, что вслед за персами и парфяне стали носить мидийскую одевду,прозрачную и ниспадающую складками.Имеется сведение о том,что жрецы и саше знатные люди носят одежду из нежной верблюжьей шерсти,по мягкости не уступавшей дате известной в античном мире милетской. Археологические раскопки подтвердают. сообщения Клавдия Зйиана и прочих античных авторов.В результате окисления ка металлических предметах сохранились остатки тканей,употребляемых в Атропатене и Албании.

К керамическим изделиям,имеющим ярковыраженный культовый характер, относятся тарелки на трех ножках,имеющих много общего с курильницами душ возжигания араматов, к'расноглиняный ритон с про-томой оленя, для совершения ритуальных возлияний.Те же пункции были свойственнн зооморфным сосудам с изображением оленя,Другой со-с;;д для аналогичных целей имеет две ручки,завершающиеся у венчика мордами баранов.Ка выпуклом дне два соска со сквозным отверстием, а на тулове красной, краской изображение священной птицы с треугольниками. Известно керамическое изделие с горельефом морды барана у слива и изображением красной краской древа жизни,идущих по треуголь-' никам навстречу друг другу навстречу друг другу священных птиц. Аналогичные рисунки имеются и на более мелких изделиях с двумя ручками.Встречаются керамические изделия с изображением бараньей проток в виде горельефов или выпуклый орнамент в ввде рогов.Схе-

матическое изображения бараньих рогов зафиксировано н на больших погребальных кувшинах и других изделиях из кувшинных погребений Мингечаура.И протомк-горельефы и схематические изображения барана или джейрана играли роль оберега.Интересны также сосуды с изображением змей. До сих пор в Азербайджане сохранялись следы культа змеи.Привлекают внимание и ранн^среднесековые керамические курильницы, по всей видимости,повторяющие реально существующие архитектурные сооружения более раннего времени.

Кроме керамических изделий,связанных с культом,известны'каменные изделия,непосредственно восходившие к религии'того времени.

К ним относится -двухметровый каменный истукан с врезанной шести»

лепескоЕой эмблемой,встречающейся и на других предметах духовной культуры,найденных в Азербайджане и за его предзлами.Руки в молитвенной позе.Другое изделие из камня обнаружено недалеко от Шемахи в виде торса.женщины /высота 1,35 м/ с постаментом,напоминает недоработанное античное' изваяние.Интересна и другая каменная статуя /высота около I,50 и/ из Дагколанн /недалеко от Шемахи / с большой бритой головой.На статуе прослеживается одезда выше колен.В Хыныслах же обнаружены лишенные головы деформированные статуи, служившие крышкой или перекрытием для раннесредневекового погребения с монетой лосрова П /590-628 гг./.Состоящее из трех составных, частей каченной.чучело с удлиненной головой найдено з селе Гарибяи /недалеко от Тауза/.На левобережье Куры у Чираглы также обнаружена статуи как с гривной а поясои, так и без них,хронологически относящиеся к последним векам до н.э.-первым векам н.э. Изучение показывает,что каменные статта из Чираглы и Дэгколана подразделяются на бритоголовых,на тех,у которых короткая стрижка, и на волосатых или носящих косу.Правобережные статуи с территории равнинного и предгорноко Карабаха /Агдам,Барда,Ыардакерт/ относятся

ухе к средневековью.Если-до этого статуи были по исполнению различии,то теперь появляется стеловидные изваяния.Как правило у истуканов хорошо прослеживается положение рук:правая находится ладонью на животе,левая-в области сердца,молитвенная поза средневековых статуй ухе иная:кисти.рук подняты к подоородку.

Раскопки выявили различного дроисхоздения нагельные украшения неодинаковых форм.расмеров и цветов с разнообразным орнаментом, связанным с духовной культурой античного Азербайдаана.К ним относятся предохраняющие от дурного гдага бусы,на которых выгравированы изображения животных,схематический рисунок глаз,дискообразные •физиономии, елочний орнамент и просто кружочки,заполненные белой массой,а также связанные со средиземноморской культурой амулеты из перламутра,по ферме напоминающее лиру,разделенную на две части:на каждой половине расположены кружочки с точечным углублением посередине,египетские скарабеи с символическими рисункам^ служившие амулетами- раковины каури,коленные косточки мелкого рогатого скота, связанные с культом Селены серьги в (¿орке полумесяца Обращает на себя внимание,что основные типы бус из грунтовых погребений от случая к случаю встречаются в правобережных кувшинных погребениях,но.ведущие типы бус из хувшинных погребение Мин-, гечаура П-1 вв.до н.э. в грунтовых погребениях типа Ялойлутепе не встречается.Археологический материал-позволяет утверждать, ■ что импортные бусы и амулета как в Азербайджан,так и в соседние районы привозили из стран Причерноморья,а также из Сирии и Египта. - .

В связи с духовной культурой представляет интерес имещий крьси бронзовый светильник античного времени из Кабалы,а также хорошо известные в торевтике Запада серебряные чащи с узором в виде листьев а гроздьев винограда,а также позолоченным медальоном,на'

- 13 ' ; '

котором изображен грифон с оленем.

.Изделий из золота сохранилось немного.Известен кинжал с рукоят- . кой,покрытой золотой накладкой с геометрическим и стилизованным орнаментом.Археологические раскопки выявили браслеты,концы которых имитируют змеиные протоми.Встречаются серебряные браслеты с концами в виде бараньих головок о ¡закругленными рогами.Мотивы с бараньими протоками перекликаются с известными изображениями как самих баранов, так и их морд с рогами или не схематическими выпуклыми изображениями рогов на керамических изделиях античного времени.Ножницы при покойнике также свидетельствуют о религиозных особенностях античного Азербайджана.

К предметам культуры относятся как канделябры,так и другие предметы из железа и глины.Канделябры,обнаруженные в Ыингечауре, просты по конструкции и,по-видимому,относятся к местному производству, хотя могут быть привезены к местам обнаружения и римскими легионерами. Один из них,по-видимому,явно привозной,хотя употреблялся житзлями античного Азербайджана дйя житейских нужд.Были в ходу и простые железные вилообразные канделябры с зигзагообразным отросткам для подвешивания лампады,а также' длинные керамические подставки для тех же зажженных лампад.Металлические канделябры,найденные на погребальном кувшине,а также их вилообразные заменители или керамические подставки,по-видимому.,являлись, не' просто вещами,которыми пользовались при жизни погребённые.,но и -представляли один из связанных с огнем атрибутов погребального обряда.Новые веяния,коснувшиеся погребального ритуала,позволяя» йреДйолагать.что не считалось зазорным заменять канделябрами погребальный костер у когилы покойного.

К предметам культуры откосятся изделия глиптики.Имеются в виду геммы-инталии,распространенные по всему античному миру.Большинство

изделий найдено в погребениях.Не последнюю роль в распространении античных гемм в Азербайджане сыграли походы римских полководцев Лицикия Лукулла /117-57 гг.до н,э./,Гнея Помпея Магнуса /106-48 гг.до н.э./.Лйцинйя Красса /115-53 гг.до н.э./ и Марка Антония /82-30 гг.до н.э./.Произведения римских мастеров' трудно отличить от работ в других производственных центрах Запада,.ибо провинция копировала уже готовый эталон.Это затрудняет выявление рииских и . провинциальных мастерских,где изготовлялись геммы.Для античного Азербайджана,по-видимому,типичны геммы и привозные и местного производства,хотя выделить их из общей массы нередко не представляется возможным.Геммы обычно свальны,главным образом изготовлялись из халцедона различных цветов и оттенков.Превалирует коричневый, хотя попадаются тёмнокрасные.желтовато-красные .и красные гемш. Стекляные лииши темно-синего,желтого,желто-золотистого и темно-ко -рячневого цветов.На геммах и литиках изображены боги или богини античного пантеона:Афина,Марс,Гелиос,Афродита;символы плодородия: цветок мака а колос пшеницы,корова с теленком,а также изображение воина в шлеме с копьем, в руке и щитом у ног,алтаря с огнем,людей с поднятыми правыми руками.Ка литике из сырцового погребения изображено рукопожатие.Есть гемш с изображением птиц,животных,растительного орнамента.Изучение показывает,что геммы с изображением Марса-бога войны,Гелиоса-бога солнечного света,Эрота-бога любви, Афродиты-богини красоты связаны с западным миром.другая часть . гемм,вероятно,восходят к местному началу.На них отражены сцены, связанные со священными животными /корова с теленком/ и растительным миром /цветок мака/,а также с религиозной символикой.К ним относятся гемш с изображением людей,древа жизни или алтарей огня. ' '

Население античного Азербайджана использовало посуду из твер-

- 15 '

дых пород дерева.В поздних катакомных погребениях сохранились деревянные изделия:ложки,сундучки,кадки и другие предметы.Обнаружены гребни деревянные и роговые с односторонними и двусторонними зубьями.Что касается орнамента,то на одном из гребней рисунок представлен тремя кругами с точечными углублениями в центре.Кругов всего шесть.Выше за чертой четыре зигзага.Все это обрамлено рамкой из трех линий.Интересно,что мотив орнамента на гребне напоминает рисунки на керамике античного Азербайджана.В это м отношении выделяется орнамент на штукатулке,изготовленной из цельного куска дерева. Средний рисунок состоит из елочного орнамента,по бокш удлиненные прямоугольники с черточками.Анологичный орнамент также прослеживается на местных керамических изделиях.К другому произведению .искусства можно отнести также чудом сохранившуюся деревянную посуду, на которой хорошо прослеживаются врезанные изображения оленей, птицы,напоминающей священного павлина,и древо жизни.Перед нами художественное воплощение шествия оленя и оленихи к священному древу,далее изображена птица,впереди' неё другая пара оленей,затем крона священного древа с елочным орнаментом.Имеются изображения небольших треугольников:на самце первой пары-три,на самке-четыре. На священной птице юс насчитывается пять штук,на нижней части хвоста-десять.на верхней-восемь.И древо жизни,и треугольники,и олени аналогичны соогветствущим рисункам на керамических изделиях. Предметы из катакомбных погребений имели свои прототипы,связанные с религиозным началом обитателей Азербайджана.

Глава У1.Погребальный обряд.

К народному обычаю относится и обрнд погребения.Согласно источникам священнослужителей не предавали земле,а выставляли трупы на предмет очищения.К северу от Атропатены влияние господствующей религии ослабевает,албанн. вместе с покойниками погребают вещи,

. - 16

начинал от нательных украшений до посуды и всего того,что употреблялось при яизни.Страбоновское красочное описание подтверждается другим независимым источником.Так,здесь распространены главным образом как грунтовые,так и кувшинные погребения.Другие виды погребений этого вреыени-это катакомбные и срубные.а таете погребения в глиняных ваннах и сырцовых гробницах.Археологический материал позволяет предполагать,ч?о показателем является вид погребального обряда при специфическом инвентаре.особой тех- ' нике производства керамических изделий и нанесения специфического орнамента.Б таком случае налицо явление,позволяющее говорить о разных больших культурных областях,имевших как этническую,так и религиозную основу. . . Глава УП.Религня.

Известно,что магов античная традиция отождествляла со сторонниками учения Зороастра,относимого каздеистской традицией ко времени за 253 лет до Александра Македонского;маги приносили жертвы Зевсу,Солнцр и Луне,поклоняться Ураниц научились у ассирийцев и арабов,резко отличались от остального населения,Оформление зоро-г астризма и кодификацию священных кда ртносят ко времени I в,до - Ш в.п.а.Обращает на себя внимание сообщение о первоначальном отсутствии хрэьюв а алтаре^Упоминаются ветра,огонь и вода.Божества связаны с древнейшими воззрениям^:добро олицетворяет Ахурамазда, зло-Ариман.Между иимл вдет бесконечная борьба не на жизнь,а на смерть.В ритуале огонь играл ваанейшую роль и поэтому носителей зороастризма называли огнепоклонниками. Нараду с другими стихиями почитались бнк,лошадь и собака,а также грифы,игравшие роль б погребальных церемониях огнепоклонников.Если верупций был активен в борьбе со злом,то он мог рссчктывать на райское блаженство.

Если соответствует историческим реалиям сообщения античных

- 17 - •

авторов об аналогиях и тождестве в обычаях,то эти положения полностью прилохимы к особенностям религии индийцев. Это зке относится к албанам.Три главных божества,которым поклонялись в Нереиде, находят параллели в пантеоне местных кителей.Как известно,албанский пантеон состоял из ¿евса.Гелиоса и Селены.Но словам античных авторов жертвоприжжения огню совершались так: на сухие.счищенные от коры поленья клали жир,обливали оливкоым маслом и зажигали. >.аги произносили заклинания и,держа в руках тамарисксвые початки,совершали возлияния оливковым маслом,смешанным с молоком и мёдсм.Прежде чем принести хертву верующие обращались с молитвой к огню.интересно проливающее свет на многие стороны ритуала сообщение Страбона о каппадокийских магах.Речь о свнщеннослужителях-нирр^иях с алтарями огня.Ка огороженных участках с жертвенниками, на которых маги поддерживали вечный огонь,торжественно носили деревянную статую Смаяа.Но Страбону в этих святилищах и в храмах Анаиты одни и те же обряды.т.е, и здесь отдавалось предпочтение тему же зороастрийскому культу. По-видимому, в этом отношении не представляло исключения и храм Анаиты на. берегу Куры, не даче ко от которого останавливался со своим войском Гней Помлей Магнус. С жимнедарующей силой богини Селены,вероятно,связаны'и полудрагоценные камни,вдеваемые в серьги и колы,а.Керамические изделия с орнаментом,отображающим символические "три","семь" и "одинаддать", исчисляет предполагать,что древнее население было под'сильным влияниям лунного календаря.Состояние экзальтации или одержимости у храмоти ^¡юдул^в такле считалось рт божества,т.е.связано с по-читанирг.". бегини Селены.Следы поклонения,Луне сохранили и некоторые керамические изделия.В этем плане представляют интерес тзрра-котсрк« статуптки,найденные в ¡.Ъллаисахлы, йингечауре Дыныслы и других мести/.Статуэтки небольшие,на некоторых прослеживаются

. -13- .

схематические ожерелья и браслеты.контуры одежды,нередко голова и конечности отбиты.У Иосифа Флавия сохранилось сообщение о парфянском обычае держать дома божков из обожженной глины.3 исторической литературе ухе сопоставлялись пантеоны отдельно Ирана и античной Албании.

Особый интерес представляет проблема погребений,выявленных на территории Азербайджана.Отметим тождества и аналогии.Так,культура . кувшинных погребений пришла о юга или юго-востока,отражая специфическое религиозное воззрение,связанное с трудоположением или захоронением pie очищенных костей после выставления трупов для истлевания.Пожалуй эти погребения наиболее выпукло сохранили тенденции в первоначальной форме.Если это так,то'перед нами следы погребального обряда в двух ипостасях:® трупоположении,когда покойника хоронили в одежде,при украшениях,а в могилу клачи орудия труда, различные керамические изделия,иногда оружие,а также а погребения костей после выставления трупов для истлевания,Кувшинные погребения иэгесгны и на соседних территориях Л ак,в Армении обнаружены карасные или погребения в больших кувшинах.По сравнению с азербайджанскими они беднее и являют собой памятники периферийного характера.Наряду, с другими видами погребений в соседней Иберии также отмечены кувшинные погребения. Инвентарь по сравнению с азербайджанским также небогат. Откуда исходит традиция погребения в боль>-ших кувшинах на Кавказе,где её начало? Для сравнения обратимся к парфянам,соседям обитателей Атропатены.Кувшинные погребения нахо-' дат прямые аналогии-на территории йарфии.Так.в Селевкии на Тигре обнаружены сосуда,в которых погребались дети и гоноши.Кувшинные погребения обнаружены на Ерган-тепе.в Ашуре.а также в Герми.К раннему срецкевексвью относя? ассуарйн и сосуда к востоку от Каспия на территории Туркмении.Если перенесемся далее на восток,то в '«аргиане

также пользовались ассуариями и хумо-ассуариями для захоронения костей умерших;здесь зафиксированы кувшинные погребения со скорченным костяком.Погребения в горизонтально уложенных крупных кувшинах обнаружены в 1уп-хаие и других бактрийских могильниках.В Сог-диане также существовал ассуарный обряд,более известный в ранне-средневековый период.

Сравнение погребальных обрядов,столь далеких от друга территориально, показывает,что тождества и аналогии не могут не .отражать напрашивающуюся взаимозависимость и взаимовлияние,проявляющееся на Кавказе,в Иране и Средней Азии.В атом ракурсе Азербайджан занимал далеко не последнее место. •

Вспомним сообщение Страбона о том.что иеродула-священного раба кормили на протяжений года.подводили к жертвеннику богини вместе . с жертвенным животным.Иеродул получая удар через бок в сердце,по его падении совершалось гадание »результат, объявлялся по всей общине, члены которой перепрыгивали через труп ради ритуального очищения. Позднее 1.1овсес Каланкатваци подробно описал культ персто-резов,отравителей и других бесопочитателей Агванха.Реликтн его восходили к древнему предшествующему слов и перекликаются со стра-боновским описанием человеческого жертвоприношения и поклонения богине Селене.По сообщению того же автора после кончины каталикоса Агванка Григориев население население вновь погрузилось в идолопоклонство.В плане изучения религии Азербайджана представляет интерес другой ретроспективный материал.Так,одна из близких к святой Рапсиме сподвижниц сокрушала идолы в /¡Серии и Агвакке.Была также уничтожена статуя громовержца Арамазда, которому до этого население приносило жертвы.Речь идет о сокрушении идолов,в число которых относили и изваяние Ахурамаздн недалеко от святилища.По Каланкат-раии !арь Бачаган велел «отелям страны оставить обряд поклонения

-'20 -

идолам.Ретроспективный материал показывает,что уже во времег на Валара /484-488 гг./ при Вачагане в Агванке были установлена наказания за поклонения кумирам;жрецов или калечили или отдавали в рабство.Уделялось много внимания просвещению,открывались школы,где учились и дети бывших жрецов зроастрийской религии.Ученики пользовались рукописными книгами и пинакитами-дощечками дня записей.В этом аспекте интересны сведения о дохристианских храмах и священнослужителях,а также о каменных истуканах уже в связи с гуннами.Божеству Тенгри-хану они жертвовали лошадей,наносили себе ножевые раны у могилы усопшего,но приносили жертвы огню и воде,поклонялись Луне,Солнцу,идолам и священным деревьям.По-видимому,гунны,оседавшие в Азербайджане, уже находились под влиянием маздеистских мировоззрений.

Заключение'обобщает основные выводы и позволяет представить развитие и взаимосвязь духовной культуры античного Азербайджана.

Основные положения диссертационной работа сформулированы в работах:

1 Теонимика как источник но духовной культуре античного Азербайджана.В кр.'.Материалы конференции о проблемах азербайджанской ономастики.Баку,1986,с.307-309 •

2 К вопросу о религии древней Кавказской; АдбаншиВ кн, .'Материалы П научной конференции молодых уче1пжъЧ'Л^с-.Э25-327

3 К вопросу о теонимах в мифах и- легендах античного Азербайджана.В кн. Материалы П научно-теоретической конференции,посвя-шенной проблемам азербайджанской онокастикн.Баку,1988,с.251-252

4 С жертвоприношении и погребальных обрядах античного Азербайджана.3 кн. Материалы XI республиканской научной конференции аспирантов ВУЗов Азербайджана.Баку,1983,0.48

5 д вопросу о религии античной Кавказской Албанйи.В кн.:Про-олемы исследований античных городов.Москва,1989,с.8-9