автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Духовно-нравственное измерение российского общества потребления

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Магомедова, Анисат Магомедовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Духовно-нравственное измерение российского общества потребления'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовно-нравственное измерение российского общества потребления"

На правах рукописи

^т?

Магомедова Анисат Магомедовна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ (социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 4 АПР 2014

Москва-2014

005547550

Диссертация выполнена на кафедре философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны РФ

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

кандидат философских наук, профессор Бойко Станислав Владимирович

Павлов Анатолий Васильевич,

доктор философских наук, профессор, НГБОУ ВПО «Московский институт экономики, политики и права», профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Погорелый Александр Павлович,

кандидат философских наук, доцент, ФГБОВУ ВПО «Военная академия Министерства обороны Российской Федерации» (филиал в г. Череповце), заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Защита состоится « июня 2014 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 319.001.01 по философским и политическим наукам при Пограничной академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации по адресу: 125040, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 3/5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пограничной академии ФСБ России по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 3/5 и на сайте bgafss.ru.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В последние годы в развитии российского общества все чаще можно проследить некоторые черты, связанные с желанием все большего количества людей свои основные усилия сосредоточить исключительно на достижении материальных благ, удовлетворении желаний, которые носят в своей основе примитивно вещный аспект, стремлении отказаться от традиционных духовных ценностей и посвятить всего себя погоне за меняющимися с калейдоскопической частотой все новых модных предметов — гаджетов.

Потребление принадлежит к категории тех понятий, истинный жизненный смысл которого, как кажется, лежит на поверхности и весьма отчетливо представляется даже самому обыденному сознанию. Однако подобного рода ясность весьма обманчива, поскольку она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, словно ускользающее от рационального анализа. Весьма метко эта ситуация отражена у О. Хайяма:

«Все, что видим мы, - видимость только одна.

Далеко от поверхности мира до дна.

Полагай несущественным явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей - не видна»1.

Перечисленные обстоятельства позволяют вести речь о том, что в российском социуме активно осуществляется реализация относительно нового этапа развития общественных отношений, связей и взаимодействий, который может быть обозначен как реализация модели общества потребления. Что же представляет собой данный вариант социальных изменений, как меняет он характер личностных, групповых и институциональных взаимоотношений, выражением каких духовно-нравственных предпочтений является указанный тип общества и к каким последствиям может привести бесконтрольное распространение консюмеристских идеалов в российском социуме - эти и другие вопросы актуализируют необходимость социально-философского исследования общества потребления в современной России.

Более конкретно актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, кардинальным изменением сущности, структуры и самой направленности потребления, превращением его из по существу экономической реалии процесса производства и распределения материальных

1 Хайям О. Рубай. Д., 1986.

благ в системно-качественную характеристику всех сфер современного социума - общества потребления;

во-вторых, имеющимся в российском обществе кризисом морального сознания, когда вместо традиционных нравственных ценностей навязываются внешне довольно привлекательные, но духовно пустые жизненные идеалы и ориентиры, носящие лишь собственнический, материально-вещный характер;

в-третьих, активным созданием, распространением и внедрением в массы (особенно применительно к молодежи) своеобразной системы антиценностей, основанной на идеологии безудержного потребления, культе вещизма, приоритета материально-денежного обеспечения над духовным;

в-четвертых, появлением и масштабным тиражированием с помощью средств массовой коммуникации образа Ьото-сопзитепБ (человека-потребителя) как высшего достижения человеческой цивилизации, который становится образцом для подражания и для значительной части представителей российского общества;

в-пятых, необходимостью воспрепятствования разрушительным тенденциям распространения духовно-нравственных ценностей общества потребления, обуздания хищнического отношения к экономическим ресурсам, формирования морального сознания, моральных отношений и моральных поступков в соответствии с ценностями духовно ориентированного труда, отказа от стяжательства и погони за все более заманчивыми артефактами общества потребления.

Степень разработанности темы. К проблеме изучения различных проявлений общества потребления обращались многие исследователи, которые сформулировали подходы к нему в различных науках. Собственно философские исследования «общества потребления» могут быть представлены в нескольких теоретических аспектах.

Антропологический аспект связан с исследованием особенных свойств человека-потребителя, изучением его изменяющихся типов и перспектив развития (Е.А. Батюта, Д.А. Кузнецов1).

Семиотический аспект проявляется в исследовании знаково-символических особенностей потребления как социального действия, в

1 См.: Батюта Е.А. Трансформация «человека потребляющего» при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2008; Кузнецов Д.А. Человек в обществе потребления (социально-философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2010.

определении роли моделей потребления в интерпретации актов символического потребления (В.Г. Ищенко1).

Социокультурный аспект выражается в установлении влияния культуры постмодерна, сведении социальных отношений к отношениям потребления (М.Б. Ракитных2), в становлении идеологии потребления, имитирующей общественно-значимые ценности (A.C. Калинин3)

Аксиологический аспект представлен в исследованиях феномена капиталистического, техноцистского и урбанистического обществ потребления как исторического фактора, коренным образом изменившего ценностный мир и экзистенциальное положение современного человека (В.М. Лукьянов4).

Более полное представление об уровне социально-философского осмысления феномена духовно-нравственного измерения общества потребления можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.

Первую группу составляют работы, в которых представлены различные подходы к изучению общества потребления. Сущностные особенности общества потребления раскрыты в работах Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, К. Маркса, Э. Фромма5.

Исследованию содержательных аспектов общества потребления посвящены труды 3. Баумана, В. Беньямина, Г.Э. Дебора, Г. Зиммеля, К. Каррьеро, Н. Полякова и др.6

1 См.: Ищенко В.Г. Феномен потребления: знаково-символические аспекты: ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2006.

2 См.: Ракитных М.Б. Социокультурная природа феномена потребления в обществе постмодерна: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2004.

3 См.: Калинин A.C. Общество потребления как предмет социально-философского исследования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Кострома, 2009.

4 См.: Лукьянов В.М. Общество потребления как фактор трансформации ценностного мира человека: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Воронеж, 2009.

5 См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006; Он же. Система вещей. М., 2001; Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007; Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.; М., 2005; Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 гг.) / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1958. Т. 12; Фромм Э. Иметь или быть // Величие и ограниченность теории Фрейда. М., 2000.

6 См.: Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004; Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996; Дебор Г.Э. Общество спектакля. М., 1999; Зиммель Г. Философия денег// Теория общества. М., 1999; Каррьеро К. Потребление и поп-арт: предъявление предмета и кризис объективации. М., 2010; Полякова Н. XX век в социологических теориях общества. М., 2004 и др.

Состояние общества потребления применительно к России стало предметом изучения А.П. Богатырева, А.И. Герасимова, Д.В. Иванова, В.И. Ильина, В.В. Радаева, С.А. Шавеля и др.1

Во второй группе представлены исследования, направленные на уяснение этического и духовно-ценностного содержания общества потребления. Так, моральные философы Эпикур, И. Бентам, Дж. Дьюи, Дж. Сантаяна разрабатывали этические программы гедонизма, утилитаризма, прагматизма, тесно связанные с обществом потребления2.

Философы и экономисты Б. Барбер, Дж. Кейнс, Ф. Котлер, А. Смит, Р. Хайлбронер и др.3 уделяли большое внимание изучению взаимосвязи экономики и морали, подчеркивая необходимость этической обоснованности реализуемых экономических проектов.

М. Вебер, В. Зомбарт, В.И. Лукьяненко, Г. Маркузе, А. Менегетти, С. Московичи, Э. Фромм и др.4 рассматривали особенности влияния становления и развития общества потребления на массовое сознание, социальные отношения и поведение человека.

1 См.: Богатырев А.П. Мы и они. Общество морали против общества потребления. М., 2005; Герасимов А.И. Общество потребления: мифы и реальность. М., 1984; Иванов Д.В. Глэм-капитализм. СПб., 2008; Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. № 2; Он же. Потребление как дискурс. Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. № 1; Потребление и стабильность общества / под ред. С.А. Шавеля. Мн., 2010; Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // СОЦИС. 2005. № 1.

2 См.: Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства М., 1998; Дьюи Дж. Реконструкция в философии; Проблемы человека. М., 2003; Эпикур // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Кн. X.; Santayana G. The Life of Reason, or The Phases of Human Progress. N.J., 1922.

3 См.: Barber B. Jihad vs McWorld. N.-Y., 1995; Котлер Ф., Картаджайя X., Ce-тиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе. М., 2011; Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997; Хайлбронер Р.Л. Философы от мира сего. М., 2008 и др.

4 См.: Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006; Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994; Лукьяненко В.И., Хабаров М.В., Лукьяненко A.B. Homo consumens - человек потребляющий // Век глобализации. 2009. № 2; Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994; Менегетти А. Система и личность. М., 2007; Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996; Фромм Э. Человек для самого себя // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, 2000.

Б.И. Каверин, A.JI. Лактионов, С.И. Музяков, П.В. Петрий1 изучали ценностные основания современного российского общества, показали особенности аксиологического содержания некоторых его проявлений, связанных с попытками утверждения аморализма, вещизма, потребительства.

В третьей группе выделяются труды, в которых рассматриваются возможности оптимизации общества потребления. В частности, Дж. Де Грааф, Н. Кляйн, Д. Ланир, Г.-П. Мартин, Э. Поттер, Дж. Хиз, Н. Хом-ский, X. Шуман и др.2 раскрывают духовные опасности общества потребления, высказываются о необходимости организации противоборства навязываемым им разрушительным тенденциям.

Большое значение для разработки некоторых направлений противодействия деструктивному влиянию потребительства имеет наследие русской литературы в лице её классиков Ф.М. Достоевского, A.C. Пушкина, А.П. Чехова3, а также труды русских религиозных философов С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского и др.4

Вместе с тем следует признать, что исследователи проблем общества потребления оставили за рамками своего изучения целый ряд вопросов, например, таких, как влияние данного социального явления на духовность социума, на морально-нравственное содержание социальных связей, отношений и взаимодействий человека общества потребления. Кроме того, не получила должного освещения проблема содержания консю-меризма как утверждающейся идеологии общества потребления и вместе с тем морально-нравственной модели, выражающей стремление членов указанного социума к демонстративному потреблению, жажде роскоши и

1 См.: Каверин Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. М., 2000; Лактионов А.Л. Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России: авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. Москва, 201; Музяков С.И. Ценностные основания воинской деятельности. М., 2008; Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия. М., 2001.

1 См.: Де Грааф Дж. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М., 2003; Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. М., 2005; Ланир Д. Вы не гаджет. Манифест. М., 2011; Мартин Г.-П., Шуман X. Западня глобализации. М., 2001; Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу. Как контркультура создает новую культуру потребления. М., 2007; Хомский Н. Прибыль на людях М., 2002.

3 См.: Достоевский Ф.М. Идиот. М., 1998; Он же. Преступление и наказание. М., 1981; Пушкин A.C. Пиковая дама. М., 2010; Он же. Скупой рыцарь / ПСС. Л., 1977-1979. Т. 5; Чехов А.П. Анна на шее. М., 2008.

4 См.: Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 2009; Лосский Н.О. Ценность и Бытие // Бог и мировое зло. М., 1994; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 2007.

комфорта, получению наслаждения любой ценой и забвению традиционных духовных ценностей и ориентиров. Остались не до конца выясненными последствия реализации концепции общества потребления в российском социуме.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что духовно-нравственная характеристика феномена общества потребления как социального явления, активно влияющего на общественные процессы и отношения, не получила в научной литературе всестороннего освещения в рамках социально-философского анализа.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект диссертационного исследования — духовно-нравственная жизнь современного российского общества.

Предметом исследования выступают сущностные подходы, содержательные черты, динамика становления и развития общества потребления, его влияние на социетальную структуру, социальные процессы и взаимодействие, формы реализации духовно-нравственной составляющей общества потребления, а также некоторые его перспективы применительно к российскому социуму.

Цель исследования состоит в изучении феномена общества потребления, прежде всего его духовно-нравственного содержания, возможностей его реализации в российских реалиях, на него влияющих аксиологических и моральных факторов, имеющихся альтернатив и возможных последствий массового распространения потребительских идеалов, а также потенциала противодействия наиболее разрушительным последствиям утверждения потребительско-вещного отношения к социальной жизни.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие научные задачи:

— раскрыть сущностные и содержательные черты общества потребления, реализующегося в российском социуме, с духовно-нравственных позиций;

— выявить духовно-ценностные основания, определяющие духовный выбор россиян в условиях осуществления концепции общества потребления;

— показать духовно-нравственные ценности общества потребления, раскрыв их характер и особенности влияния на российский социум;

— определить некоторые направления противодействия наиболее деструктивным духовно-нравственным ценностям потребительства.

Гипотеза исследования состоит в обосновании повышения значимости духовно-нравственных ценностей в условиях обретения российским социумом некоторых черт общества потребления и необходимости противопоставления наиболее разрушительным их проявлениям значимых для каждого гражданина России духовно-этических регуляторов.

Научная новизна диссертационного исследования выражается:

- в уточнении сущности, структуры и содержания общества потребления как модели, активно реализуемой в российском социуме и связанной с кардинальным пересмотром его духовных и морально-нравственных оснований;

- в определении духовно-ценностных оснований общества потребления применительно к российскому социуму;

- в выявлении духовно-нравственных ценностей общества потребления, их содержательных параметров, а также возможностей и ограничений распространения в России;

- в обосновании некоторых направлений противодействия наиболее разрушительным проявлениям деструктивных духовно-нравственных ценностей консюмеризма и необходимости усиления значимости духовного выбора россиянами традиционных аксиологических и морально-нравственных оснований российской социальной жизни.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в уточнении понятия «общество потребления», углублении и расширении социально-философских знаний о его сущностных и содержательных особенностях, в том числе и применительно к России, основных чертах воплощения духовно-нравственных ценностей в рамках современного социума.

Полученные в исследовании результаты социально-философского анализа могут рассматриваться в качестве основы дальнейшего изучения места и роли, состояния и специфики общества потребления, определения особенностей возникающих в различных сферах российского общества негативных явлений и на этой основе выработки возможных направлений оптимизации процессов потребления и сохранения, приумножения имеющихся социальных традиций, духовно-нравственных ориентиров и детерминант.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности и необходимости сохранения и приумножения духовных традиций российского общества в современных условиях, выработке адекватных мер по формированию и сохранению духовно-нравственных ценностей в интересах динамичного развития российского общества в условиях активного деструктивного воздействия консюмеризма на духовные основы социума.

Методология и методы исследования включают в себя идеи и концепции представителей отечественной и зарубежной философской мысли, которые раскрывают феномены общественного и индивидуального сознания, в частности, проблемы морального сознания, выбора между духовными и материальными ценностями, устойчивых мировоззренческих основ и твердых морально-нравственных оснований жизнедеятельности россиян.

Непосредственную методологическую основу диссертационного исследования составили базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В исследовании представлены итоги осмысления аксиологической составляющей социума применительно к потребительству на разных этапах развития современной России, содержащихся в научно-методических материалах различных социальных институтов, в диссертационных исследованиях, в публикациях в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования.

В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, аксиологический, организационно-системный, структурно-содержательный, феноменологический, циви-лизационный и формационный подходы, принципы социального детерминизма, историзма и т.д. Использовались также более конкретные методы, такие, как постструктуралистский, семиотический, постмодернистский и др.

Эмпирическую базу исследования составили результаты контент-анализа научных трудов, материалов статей и публикаций научной периодики, а также данные и результаты ряда специальных исследований в области социально-гуманитарных наук.

Положения, выносимые на защиту:

1. Общество потребления представляет собой особый культурно-исторический срез, фиксирующий современное состояние социума, которое характеризуется избыточным, а на деле - призрачным изобилием товаров, показным приобретательством, нарочитым расточительством, серийным производством вещей, карнавализацией повседневности, утверждением гламура, примитивизацией желаний, массовым потреблением образов и обменом симулятивными знаками, манипулятивным воздействием на сознание людей с помощью потребительских технологий, ведущих к утверждению потребительских социальных отношений и в значительной степени деградации человека как самостоятельно бытийству-ющего субъекта.

2. Глубинной основой, духовно-нравственным обоснованием и этической программой навязываемой российскому социуму модели обще-

ства потребления и морали homo consumens (человека-потребителя) выступает консюмеризм, представляющий собой совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих социальное поведение, стиль общественной жизни и социальных отношений, где ведущей установкой деятельности людей выступает утилитарно и прагматически обоснованное стремление к демонстративному и престижному потреблению, к получению максимума материальных наслаждений и развлечений.

3. К потребительским духовно-нравственным ценностям, насаждаемым консюмеризмом, следует отнести: приоритет ценности денег (принятие банковских знаков в качестве высшего блага, нравственного мерила, сверхценности всех аспектов социальной жизни), вещизм (пристрастие к предметам, материальным ценностям в ущерб духовным), бесконечную погоню за все новыми гаджетами (стремление любой ценой приобретать, использовать и выбрасывать те предметы, которые считаются привлекательными в социальном окружении, модными, престижными, невзирая ни на какие затраты сил, времени, ресурсов), потребительство (состояние чрезмерной занятости, роста кредитной задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением) и др.

4. Основные направления противодействия наиболее разрушительным проявлениям деструктивных духовно-нравственных ценностей консюмеризма могут быть представлены на различных уровнях общества: глобальном (разъяснение отрицательного влияния на окружающую среду потребительства, необходимости защиты природы, которая не в силах обеспечить постоянно растущий уровень всемирного потребления, формирование ноосферы - «духовного всеорганизма», нового состояния целостности человечества - соборности), государственном (укрепление через образование, культуру, молодёжную политику духовно-нравственной основы общества, проведение борьбы с пропагандой вещизма и идеологией консюмеризма, всемерное способствование формированию духовно развитых, самостоятельно мыслящих людей), общественном (поддержка протестных антипотребительских организаций ненасильственного характера и противодействие в отношении деятельности экстремистских социальных групп) и личностном (сосредоточение усилий на рациональном понимании всех опасностей культа потребления у каждого члена российского общества, формировании им собственной позиции неприятия консюмеристских ценностей).

Степень достоверности и апробация результатов исследования обеспечена комплексом используемых методов исследования, соответствующих основным целям, задачам и логике исследования, а также методологической обоснованностью научных позиций диссертанта. Диссертация соответствует специальности 09.00.11 — социальная философия.

Основные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедрах философии и религиоведения Военного университета, со-циогуманитарных и естественнонаучных дисциплин Санкт-Петербургского государственного экономического университета (филиал в г. Череповец), в выступлениях на различных научно-практических конференциях и семинарах, а также в ходе проведения занятий со студентами Санкт-Петербургского государственного экономического университета (филиал в г. Череповец).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертационное исследование структурно состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, раскрывается степень ее научной разработанности в литературе, определяются объект и предмет исследования, формируются его цель и задачи, указывается теоретико-методологическая и эмпирическая основа диссертации, определяется научная новизна и формулируются положения, выносимые на защиту.

В первом разделе — «Общество потребления как явление современной социальной жизни» — выявляются сущностные особенности, содержательные и структурные характеристики общества потребления.

В качестве общего результата исследования автор отмечает, что качественные изменения условий социального бытия человека, связанные с движением России по пути экономической модернизации к постиндустриальному обществу, соблазнительные материальные псевдовозможности, которые предоставляет общество потребления, побуждают личность к своеобразной переоценке ценностей. Это способствует укоренению иждивенческих, потребительских, стяжательских идеалов, активно внедряемых с помощью консюмеризма в моральное сознание, что ведет к его значительной трансформации и даже разрушению. Данный процесс проходит довольно сложно и противоречиво, приобретая порою острый характер, когда на первый план выходят в качестве антиподов традиционное для России понимание ценности блага как добра и характерное для общества потребления понимание ценности блага как обладания вещами. Но в этом, собственно, и состоит суть мировоззренческого кризиса, в который вовлечен сегодня каждый россиянин.

Доказывается, что острое столкновение духовно-нравственных ценностей в обществе потребления является проявлением конфликта между двумя противоположными этическими системами. Одна из них направлена на обретение счастья на основе постижения духовного смысла бы-

тия (эвдемонизм), а другая — на получение чувственных удовольствий и практическое использование людей в качестве предметов, средств для достижения цели (гедонизм, утилитаризм, прагматизм), квинтэссенцией которых и духовно-нравственной основой в современном обществе потребления выступает консюмеризм.

В основе «общества потребления» как теоретического концепта находится научные построения К. Маркса, впервые обратившего внимание на взаимосвязь общества и потребления, социума, в котором продукт выпадает из общественного движения, становится непосредственно предметом и слугой отдельной потребности, удовлетворяет её в процессе потребления и выступает как конечная цель, которая лежит вне экономической деятельности.

Обобщив опыт исследователей, изучавших общество потребления, автор выдвигает тезис о том, что имеются две теоретические позиции, в которых данное состояние социума может быть представлено как: а) продолжение ранее установленных социальных отношений и социальной преемственности и б) позиция, провозглашающая возникновение общества нового типа. К первой позиции следует отнести: культурно-технологический подход (В. Беньямин), концепцию одномерного человека (Г. Маркузе), критическую теорию обладания (Э. Фромм). Ко второй -концепцию доминирования духовной сферы общества (М. Вебер), теорию сверхпотребления (Т. Веблен), подход экономики расточительства (М. Мосс), теорию жертвоприношения вещей (Ж. Батай), концепцию габитуса (П. Бурдьё), постмодернистские построения: концепцию потребительского обмена симулятивными знаками (Ж. Бодрийяр), теорию бытования машин желания (Ж. Делез и Ф. Гваттари), подход беспокойного потребителя индивидуализированного общества (3. Бауман).

Для осуществления анализа духовно-нравственной ситуации в обществе потребления крайне важным является выделение критериев общества потребления. К ним автор относит: экономический (учет роста экономической ценности потребительской деятельности), социальный (изменения социальной стратификации, социальной мобильности, а также групповой идентичности населения, связанные с различным потенциалом потребления), пространственный (фиксирует разрывы и перекосы в возможностях потребления в различных измерениях социального хронотопа), культурный (изменения в художественной сфере, когда на первый план выходят не талант и творчество художника, а вещи и их знаки, тиражируемые в массовом количестве индустрией развлечений) и нравственный (деформация этических ориентиров, ценностных норм и правил жизнедеятельности человека). Посредством них осуществляется измерение количественных показателей, фиксирующих меру выраженно-

ста, развития данного типа социума в настоящее время. Именно нравственный критерий является основным для настоящего исследования.

Автор полагает, что основными признаками как качественными показателями становления общества потребления выступают:

- отчуждение (недоступное обладание предметом желания другого, нечувствительным к прекрасному зрелищу, к человеческим радостям и страданиям, одиночество в толпе);

- овеществление (торжество предметных форм над человеком, закабаление вещью, превращение личности в товар, в средство поддержания существования и очеловечивание продуктов и рынка);

- фетишизация (слепое поклонение идолам массовой культуры, наделение вещей мнимыми сверхъестественными, сакральными свойствами -маной);

- изобилие (избыток, излишек - больше чем необходимый минимум, сверхпотребление, стремление к потерянному раю потребления);

- титтитаймент (создание новых зрелищных видов «деятельности», отвлекающих внимание людей от социального протеста);

- гламуризация (стремление к роскошному стилю жизни, шику, внешнему блеску);

- одноразовость (стремление к созданию все новых рынков потребителей, использование для этого даже социального протеста, жажда инновационных материальных соблазнов, достижений моды и технологий);

- карнавализация (превращение обыденной жизни в постоянный праздник с элементами гротеска);

- массовое общественное потребление образов (общественная жизнь становится спектаклем, когда обыденные события разыгрываются как шоу, зрелище, перформанс);

- примитивизация (снижение интеллектуального уровня, варваризация социума, создание «идеального потребителя», находящегося в постоянной готовности купить всё, что только ему предлагает реклама);

- расточительство (стремление потребителя израсходовать, выбросить, уничтожить, принести в жертву получаемую вещь, чтобы скорей получить новую);

- серийность (потребляемые предметы организуются в наборы, или в коллекции, максимально полному приобретению которых должен посвятить своё время потребитель);

- манипулятивное воздействие на сознание людей (скрытое управление человеком при видимой свободе выбора с помощью формирования безудержного желания к приобретению вещей) и др.

Исходя их указанных признаков, общество потребления представляет собой особый культурно-исторический срез, фиксирующий современное

состояние социума, которое характеризуется избыточным изобилием товаров, показным приобретательством, нарочитым расточительством, серийным производством вещей, карнавализацией повседневности, утверждением гламура, примитивизацией желаний, массовым потреблением образов и обменом симулятивными знаками, манипулятивным воздействием на сознание людей с помощью потребительских технологий, ведущих к утверждению потребительских социальных отношений и в значительной степени деградации человека как самостоятельно бытийству-ющего субъекта.

Во втором разделе — «Социокультурные черты, формы проявления, динамика развития духовно-нравственного аспекта общества потребления в России» — исследуются некоторые важнейшие характеристики процесса становления общества потребления в российском социуме, при этом основной упор делается на духовном и морально-нравственном наполнении указанных структур.

На основе социально-философского анализа современного состояния российского общества доказывается, что без развития духовно-нравственной составляющей общества всякое экономическое развитие будет превращаться в дегуманизацию социальных отношений, в безудержное потребление духовно пустых оболочек товаров, в бесконечное насыщение материальными наслаждениями. Все это подчеркивает важность обращения к духовно-нравственным ценностям российского общества.

Автор выявляет наличие двух точек зрения на проблему: всякое ли значимое духовное или материальное явление для человека является ценностью? Первая позиция (Ф. Брентано, О.Г. Дробницкий) обосновывает наличие как позитивных, так и негативных ценностей, другая позиция (A.M. Коршунов), напротив, утверждает ценностью только положительные значимости для человека. В данном исследовании для оценки значимости некоторых этических аспектов общества потребления автор придерживается первой позиции. По большому счету, те духовно-нравственные образования, которые являются аксиологической характеристикой указанного социума, несмотря на их негативный, а зачастую и деструктивный характер для общественного развития, являются крайне привлекательными для значительной части людей, а следовательно, имеют ценностный характер, хотя и выступают своего рода антиценностями.

Утверждается, что существуют серьёзные расхождения в оценке потребления в экономической науке (использование или обретение продуктов, услуг, идей или комплексный процесс приобретения и освобождения); социологии (потребление - дискурс, т.е. определение потребляемого товара или услуги, придание конструируемой новой вещи смыслов,

которые должны органически вписаться в жизненные структуры целевой группы); философии (потребление мира, бытийственное общение с ним, обосновывание жизненных процессов); морали (нравственно обоснованным является не само потребление, а его использование в тех или иных социальных условиях, на тех или иных этапах развития общественных отношений).

Проанализировав особенности реализации общества потребления в разных странах, автор приходит к мнению, что исторические аспекты его становления обусловлены наличием этических программ, которые имеют идеальный характер и служат жизненным ориентиром для всех членов общества: гедонизм Эпикура, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Дж. Сантаяны (получение наслаждения и избегание страданий), эвдемонизм Аристиппа, Аристотеля, Цицерона (достижение счастья как высшее проявление добродетели и основу моральных поступков), прагматизм Ч. Пирса, У. Джеймса, Дж. Дьюи (высшим нравственным критерием и целью является достижение конечного практического результата) и утилитаризм И. Бентама, Дж. С. Милля, Дж. Мура (моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, значимостью). На каждом из этапов социальных изменений какие-то из указанных этических систем выходили на первый план, другие на некоторое время теряли свое значение и даже вовсе переставали выступать в качестве нравственного регулятора идей, поступков и отношений между людьми.

Делается вывод, что современные моральные концепции общества потребления могут быть представлены как «этика опережающего потребления и нового гуманизма» Ж. Бодрийяра (общество потребления вещей, товаров, рекламы впервые в истории предоставляет индивиду возможность раскрепостить и осуществить себя, образуя новый язык, целую новую культуру, примиряя потребителя одновременно с самим собой и со своей группой), «мораль без этики» 3. Баумана (до всяких авторитетных объяснений что есть добро, а что зло, моральная жизнь — постоянный выбор наугад до всяких правил, в пустоте, все дозволено), виртуально-цифровая этика Д. Ланира (духовность совершает самоубийство, цифровая культура превращает людей в фрагменты, коммерческие сайты, вместо того, чтобы считать людей источником их собственного творчества, представляют анонимные фрагменты творчества, скрывая их истинные источники).

Исследуя влияние общества потребления на ценностный мир человека и его социальное поведение (в том числе и экономическое), автор доказывает, что на разных этапах становления и развития общества потребления человек-потребитель обретал различные образы. Это образы: негоцианта (секуляризация общества, установление договорно-правовых и эко-

номических отношений в эпоху Реформаторства), мещанина (скупой человек с мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором в Новое время), рантье (лицо, живущее за счет арендной платы, получаемых с капитала процентов, размещенного в виде банковских вкладов, ценных бумаг, недвижимости, земли в XIX в.), представителя «праздного класса» (следование нормам демонстративной праздности и демонстративного потребления в конце XIX - начале XX вв.), массового потребителя (представитель общества всеобщего благоденствия, у которого потребление стало стилем жизни, покупка и использование вещей - ритуалом для духовного удовлетворения во второй половине XX в.), глобального потребителя - homo consumens (современный потребляющий человек, использующий для удовлетворения своих непомерно разросшихся потребностей все; это -циник, «тот, кто знает всему цену, но не знает ценности»).

На основе характерных изменений в потребительском отношении к миру автор показывает различные подходы к определению консюмериз-ма как идеологии общества потребления, среди которых следует назвать: маркетинговый (экономическая доктрина, организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния потребителей), социально-групповой (потребление есть отношение человека к вещи, а потребительство является системой общественных отношений по поводу вещи), историко-экономический (этап развития капитализма, связанный, с одной стороны, с деятельностью транснациональных корпораций, а с другой — с философским направлением постмодернизма), психоаналитический (стремление к получению наслаждения, которое есть удовольствие, вышедшее за все пределы реального, травма, связанная с невозможностью получения полного удовлетворения), социально-культурный (новая система социокультурных связей, при которой социальная идентификация построена не на системе распределения труда и производства, а вне рабочего места — дома, в развлечениях, спорте и т.д. -на способе потребления), семиотическо-коммуникативный (активный модус отношения не только к вещам, но и к коллективу и ко всему миру, в нем осуществляется систематическая деятельность манипулирования знаками вещей) и духовно-религиозный (особая бездуховная философия потребления, которая разрушает ценности нравственной ответственности, свободы, честности, достоинства, справедливости, правды, когда для молодых людей Родина значит то место, где выше уровень потребления, больше возможностей зарабатывания денег).

Автор доказывает, что к наиболее характерным чертам консюмеризма следует отнести: манипуляцию образом человека (идея служения собственному телу для получения всех возможных удовольствий), потреби-

телъское отношение к жизни (рассмотрение человеком своего жизненного пути не как духовно-нравственного совершенствования, а полного удовлетворения своих постоянно растущих материальных запросов), установление культа потребления (псевдорелигии экономического прогресса, в которой «храмом» является супермаркет), духовную экспансию потребительства (распространение «фаустовской» культуры, которая превратила всю земную поверхность в единую колониальную область и экономическую систему), потребление как коммуникацию (формирование микросообществ-комьюнити, мир которых подчинен складывающимся нормативно-ценностным комплексам по отношению к тем или иным товарным предпочтения), мнимую свободу потребления (свобода человека лишь обладать вещами).

Таким образом, консюмеризм представляет собой совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих социальное поведение, стиль общественной жизни и социальных отношений, где ведущей установкой деятельности людей выступает утилитарно и прагматически обоснованное стремление к демонстративному и престижному потреблению, к получению максимума материальных наслаждений и развлечений.

Доказывается, что к потребительским духовно-нравственным ценностям, насаждаемым консюмеризмом, следует отнести: приоритет ценности денег, бесконечную погоню за все новыми гаджетами, потребительство и др.

На основании выявления основных характеристик динамики общества потребления автор приходит к выводу, что духовно-нравственные ценности общества потребления распространяются инструментами определенного идеологического воздействия, диктуются специфическим набором культурных символов и знаков с помощью активного продвижения товаров средствами массовой коммуникации, тиражирования рекламы, брен-динга, создания империй супермаркетов, утверждающих определенные стереотипы существования, эксплуатирующих стремление к счастью и формирующих праксис потребления, желание потреблять любой ценой.

В третьем разделе — «Перспективы духовно-нравственного измерения российского общества потребления» - проводится социально-философский анализ возможных последствий реализации в России общества потребления, а также обоснование некоторых направлений противодействия наиболее деструктивным его проявлениям в духовно-ценностном и морально-нравственном плане.

Автор исследует различные перспективы воздействия идеологии консюмеризма на российское общество, представляя в своей работе весь спектр имеющихся мнений: от оптимистических (разумные идеалы по-

требления, формирующие творческого человека с преобладающими духовными запросами) до пессимистических (сверхпотребление одной части общества и дефицитное потребление - другой, которое может привести к разделению людей на «лучших» - валидов и «низших» - инвалидов).

Доказывается позиция, согласно которой потребительство, в значительной мере меняя характер социальных отношений (создавая новые социальные группы), воздействуя на вопросы экономической занятости населения и вообще направленности производства, вызывает к жизни определенные политические идеологии и формирует определенные весьма влиятельные общественные и государственные структуры, а также довольно активные политические движения. Однако, наиболее существенный характер принимает влияние консюмеризма на духовную сферу общества, изменяя моральное сознание людей, моральные отношения между ними и качество их моральных поступков.

Высказывается обоснованное утверждение, согласно которому духовно-нравственные последствия становления в российском социуме общества потребления могут быть представлены в различных его сферах:

- политической (обезличивание «власти потребления», отказ от участия в управлении, руководство в политике не социальными, а узкоэгоистическими интересами и готовность поддержать ту политическую силу, которая может предложить более высокий уровень потребления);

- экономической (корпорократия заменяет прогресс общекультурный прогрессом экономическим и во имя своих материальных интересов формируют «людей с рыночным характером», а их примитивные потребности, повергаемые моральному осуждению - гордыню, жадность, стяжательство — возводят в ранг высших ценностей, способствующих ускорению потребления);

- социальной (в социальной стратификации - создание с помощью управляемой рекламы, торговых марок и брендов, а также с применением психоактивных и электронно-наркотических средств более многочисленных и открытых сообществ потребителей);

- духовной (ограничение сферы применения моральных оценок межличностными отношениями, формализация моральных обязанностей, дегуманизация человеческих отношений, атрофия духовности, распад личности).

Автор обосновывает основные направления противодействия наиболее разрушительным проявлениям деструктивных духовно-нравственных ценностей консюмеризма, которые могут быть представлены на различных уровнях общества. Выделяются следующие уровни: глобальный (разъяснение отрицательного влияния на окружающую среду потреби-

тельства, необходимости защиты природы, которая не в силах обеспечить постоянно растущий уровень всемирного потребления, формирование ноосферы — «духовного всеорганизма», нового состояния целостности человечества — соборности, с духовным сотрудничеством элементов); государственный (укрепление через образование, культуру, молодёжную политику духовно-нравственной основы общества, проведение борьбы с пропагандой вещизма и идеологией консюмеризма, всемерное способствование формированию духовно развитых, самостоятельно мыслящих людей); общественный (поддержка протестных антипотребительских организаций ненасильственного характера и противодействие в отношении деятельности экстремистских социальных групп) и личностный (сосредоточение усилий на рациональном понимании всех опасностей культа потребления, формировании личностью собственной позиции неприятия консюмеристских ценностей).

Следует признать, что особенно важны меры противодействия консюме-ризму в духовной сфере российского общества Так, в науке как важной части духовной жизни и в то же время инструменте для создания всё более привлекательных вещей-безделушек-гаджетов следует уделить внимание восстановлению связи между разумом и сердцем. Необходима аксиологическая ориентация современной науки, которая может получить эффективную реализацию в процессе разработки специфического кодекса научной этики.

В культуре необходимо в качестве духовно-нравственных ориентиров опираться на духовно-нравственные ценности очеловечивания, «выделывания» людей; ответственности перед народом, Родиной и самим собой; свободы саморазвития личности; способности к постоянному поиску истины, идеалов, одухотворяющих человека; творческому художественно-эстетическому восприятию мира; осуждению духа наживы и эгоизма, которые воплощает русская классическая литература, а также другие формы искусства (фотография, кино).

В религии главным направлением преодоления культа потребления является обращение к базовым ценностям духовности: вере, любви, развитию самоограничения, самоотдачи и самопожертвования, что может привести к «разрыву» порочного круга эгоистических ценностей общества потребления.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и научно-практические рекомендации, предложения по реализации полученных результатов.

В приложениях представлены выдержки из текстов различных морально-нравственных кодексов, активно используемых в настоящем исследовании.

Объем диссертации - 182 страницы (с приложениями).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное социально-философское исследование духовно-нравственного содержания общества потребления применительно к современному российскому социуму позволяет предложить ряд рекомендаций, использование которых будет способствовать оптимизации глубинных оснований духовно-нравственных ценностей, жизненно важных традиций в процессе развития российской цивилизации, государства и общества в целом. Всю совокупность имеющихся рекомендаций можно условно разделить на следующие две группы.

Первая группа - рекомендации теоретического характера - включает в себя исследованные в работе методологические положения и подходы к изучению общества потребления как концепции навязывающей собственную систему ценностей для российского общества.

Опираясь на разработанные в диссертации положения, представляется целесообразным более полно и последовательно исследовать ряд перспективных направлений, значительно расширяющих объем научного знания по данной проблеме. К ним следует отнести:

- разработку методологии исследования ценностных основ общества потребления;

- изучение меняющегося характера духовно-нравственных оснований социальной жизни не только общества потребления, но и применительно к различным социальным моделям, реализуемым в России: общества риска, текучего общества, информационного общества;

- компаративистский анализ амбивалентного характера ценностей консюмеризма и традиционных ценностных оснований, применительно к российскому обществу;

- выявление роли выбора определенных духовно-нравственных ценностей как основы самоопределения личности в быстро меняющемся социуме;

- выявление основных типов и форм проявления ценностной системы общества потребления применительно к различным странам;

- воздействие потребительских духовно-нравственных ценностей на социальную, политическую, экономическую и духовную сферы общества;

- определение степени влияния различных идеологических направлений на изменения в аксиологическом и морально-нравственном содержании общества потребления.

Вторая группа — рекомендации практического характера - включает в себя практические предложения, непосредственно направленные на противодействие негативному влиянию консюмеристских ценностей,

сохранение и развитие духовно-нравственной системы ценностей российского общества:

а) ученым и преподавателям высших профессиональных учебных заведений материал диссертации можно использовать в следующих целях:

— для проведения занятий по социальной философии, социальной психологии, культурологи, социологии;

— для разработки практических рекомендаций по разрешению трудностей и противоречий поиска и обретения смысла жизни путем отказа от духовно примитивных материальных запросов и возвышения духовных потребностей и восхождения к экзистенциальным ценностям;

— для разработки и издания учебно-методических пособий на тему «Духовно-ценностное содержание общества потребления», «Консюме-ристские духовно-нравственные ценности как основа становления российского общества потребления»;

б) для активизации исследовательской работы по предложенной проблематике:

— рекомендуется провести научно-практические конференции по вопросам противодействия негативному влиянию потребительских ценностей на личность, общество и государство;

— рекомендуется организовать научно-исследовательскую работу по дальнейшему изучению реализации духовно-нравственных ценностей общества потребления в современном российском социуме.

Автор полагает, что реализация названных выше практических рекомендаций может создать определенные предпосылки и условия для повышения эффективности противодействия наиболее негативным проявлениям общества потребления. Они могут найти широкое применение в дальнейшем изучении различных аспектов аксиологического и морально-этического содержания социальных процессов, исследовании ценностной идентичности в современном российском обществе, обеспечении духовной безопасности личности, общества и государства.

Список работ, опубликованных автором по теме диссертации

а) публикации в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки:

1. Магомедова, A.M. Общество потребления в России и тенденции развития российского социума / A.M. Магомедова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. - 0,5 п.л. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/108-8577 (дата обращения: 23.06.2013).

2. Магомедова A.M. (в соавторстве) Нравственно-этические программы современного общества потребления / C.B. Бойко, A.M. Магомедова

// Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6 (часть 5). - С. 1272-1276.-0,5 п.л.

3. Магомедова A.M. Картины общества потребления в современной литературе и кино / A.M. Магомедова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2013. - № 5 (33). - С. 237-245. - 0,6 п.л.

б)публикации в других изданиях:

4. Магомедова A.M. Историко-методологические основы категории общества потребления / A.M. Магомедова // Мат. 1-й всероссийской научно-практической конференции «Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития» 25-26 мая 2012 г. - Череповец : ИНЖЭКОН-Череповец, 2012. - С. 52-63. - 0,6 п.л.

5. Магомедова A.M. Теоретические основания анализа общества потребления / A.M. Магомедова // Актуальные проблемы обучения и воспитания в современной России : коллективная монография / отв. ред. C.B. Бойко. - Череповец : ИНЖЭКОН-Череповец, 2012. - С. 28-46. - 0,8 п.л.

6. Магомедова А. Общество потребления как явление современной социальной жизни и его влияние на экономическую составляющую / A.M. Магомедова // проблемы и перспективы. Труды X Международной конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов 6 декабря 2012 г. : в 3 т. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012.-С. 111-115.-0,3 п.л.

7. Магомедова A.M. Духовно-нравственный аспект развития общества и его этические программы / A.M. Магомедова // Научная мысль: ежеквартальный научно-методический журнал филиала СПбГЭУ в г. Череповце. - 2013. - № 1 (9). - С. 25-31. - 0,6 п.л.

8. Магомедова A.M. Современные моральные концепции общества потребления / A.M. Магомедова // Вузовская наука - региону. Материалы одиннадцатой всероссийской научно-технической конференции. - Вологда : ВоГТУ, 2013. - С. 243-245. - 0,2 п.л.

9. Магомедова A.M. Теоретические основания потребления и потребительства в современном обществе / A.M. Магомедова // Управление в обществе XXI века: проблемы и решения : коллективная монография / отв. ред. C.B. Бойко. Череповец : Филиал СПбГЭУ в г. Череповце, 2013. -Гл. 3, п. 3.7.-С. 173-184.- 1 п.л.

10. Магомедова A.M. Критерии и признаки общества массового потребления как основания для противодействия его негативного влияния на личность / A.M. Магомедова // Образование и социализация личности : коллективная монография / отв. ред. C.B. Бойко. - Череповец : Филиал СПбГЭУ в г. Череповце, 2013. - Гл. 3, п. 2.7. - С. 100-109. - 0,8 п.л.

11. Магомедова A.M. Консюмеризм как базовая ценность, навязанная обществу / A.M. Магомедова // Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование: материалы III междунар. науч.-практ. конференции, г. Вологда, 28-29 марта 2013 г.: в 2 ч. - Ч. 1 / под ред. д.э.н., проф. Ю. А. Дмитриева. — Вологда : Вологодский институт бизнеса, 2013. — С. 121-126. - 0,4 п.л.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составляет 6,5 п.л.

A.M. Магомедова

Подписано в печать 08.04.2014 г. Заказ 622. Формат 60x84/16. Объем 1,5 п.л. Тир. 100 экз. Типография Военного университета.

 

Текст диссертации на тему "Духовно-нравственное измерение российского общества потребления"

военный университет

На правах рукописи 04201457580

МАГОМЕДОВА Анисат Магомедовна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ (социально-философский анализ)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук Специальность 09.00.11 - социальная философия

Научный руководитель -кандидат философских наук, профессор Бойко Станислав Владимирович

Москва - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................................................................................3

Раздел 1. Общество потребления как явление современной социальной

жизни................................................................................................................................................................................................................................14

Раздел 2. Социокультурные черты, формы проявления, динамика развития духовно-нравственного аспекта общества потребления в России............54

Раздел 3. Перспективы духовно-нравственного измерения российского

общества потребления..............................................................................................................................................96

Заключение..............................................................................................................................................................135

Список литературы..........................................................................................................................................148

Приложение 1. Проповедь Бенджамина Франклина......................................................159

Приложение 2. Коран. Сура 2 (Корова)......................................................................................161

Приложение 3. Десять заповедей для бизнеса....................................................................164

Приложение 4. Моральное отношение к экономике в христианстве..............172

Приложение 5. Свод нравственных правил и принципов в хозяйствовании ............................................................................................................................................................................................174

Приложение 6. Вы не гаджет (Манифест)................................................................................178

Приложение 7. Мораль постмодернистского общества..............................................182

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в развитии российского общества все чаще можно проследить некоторые черты, связанные с желанием все большего количества людей свои основные усилия сосредоточить исключительно на достижении материальных благ, удовлетворении желаний, которые носят в своей основе примитивно вещный аспект, стремлении отказаться от традиционных духовных ценностей и посвятить всего себя погоне за меняющимися с калейдоскопической частотой все новых модных предметов - гаджетов.

Потребление принадлежит к категории тех понятий, истинный жизненный смысл которого, как кажется, лежит на поверхности и весьма отчетливо представляется даже самому обыденному сознанию. Однако подобного рода ясность весьма обманчива, поскольку она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, словно ускользающее от рационального анализа. Весьма метко эта ситуация отражена у О. Хайяма:

«Все, что видим мы, - видимость только одна.

Далеко от поверхности мира до дна.

Полагай несущественньш явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей - не видна»1.

Перечисленные обстоятельства позволяют вести речь о том, что в российском социуме активно осуществляется реализация относительно нового этапа развития общественных отношений, связей и взаимодействий, который может быть обозначен как реализация модели общества потребления. Что же представляет собой данный вариант социальных изменений, как меняет он характер личностных, групповых и институциональных взаимоотношений, выражением каких духовно-нравственных предпочтений является указанный тип общества и к каким последствиям может привести бесконтрольное распространение консюмерист-ских идеалов в российском социуме - эти и другие вопросы актуализируют необ-

1 Хайям О. Рубай. Л., 1986.

ходимость социально-философского исследования общества потребления в современной России.

Более конкретно актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, кардинальным изменением сущности, структуры и самой направленности потребления, превращением его из по существу экономической реалии процесса производства и распределения материальных благ в системно-качественную характеристику всех сфер современного социума — общества потребления;

во-вторых, имеющимся в российском обществе кризисом морального сознания, когда вместо традиционных нравственных ценностей навязываются внешне довольно привлекательные, но духовно пустые жизненные идеалы и ориентиры, носящие лишь собственнический, материально-вещный характер;

в-третьих, активным созданием, распространением и внедрением в массы (особенно применительно к молодежи) своеобразной системы антиценностей, основанной на идеологии безудержного потребления, культе вещизма, приоритета материально-денежного обеспечения над духовным;

в-четвертых, появлением и масштабным тиражированием с помощью средств массовой коммуникации образа Ьошо-сопзишепз (человека-потребителя) как высшего достижения человеческой цивилизации, который становится образцом для подражания и для значительной части представителей российского общества;

в-пятых, необходимостью воспрепятствования разрушительным тенденциям распространения духовно-нравственных ценностей общества потребления, обуздания хищнического отношения к экономическим ресурсам, формирования морального сознания, моральных отношений и моральных поступков в соответствии с ценностями духовно ориентированного труда, отказа от стяжательства и погони за все более заманчивыми артефактами общества потребления.

Степень разработанности темы. К проблеме изучения различных проявлений общества потребления обращались многие исследователи, которые сформу-

лировали подходы к нему в различных науках. Собственно философские исследования «общества потребления» могут быть представлены в нескольких теоретических аспектах.

Антропологический аспект связан с исследованием особенных свойств человека-потребителя, изучением его изменяющихся типов и перспектив развития (Е.А. Батюта, Д.А. Кузнецов1).

Семиотический аспект проявляется в исследовании знаково-символических особенностей потребления как социального действия, в определении роли моделей потребления в интерпретации актов символического потребления (В .Г.

л

Ищенко ).

Социокультурный аспект выражается в установлении влияния культуры постмодерна, сведении социальных отношений к отношениям потребления (М.Б. Ракитных3), в становлении идеологии потребления, имитирующей общественно-значимые ценности (A.C. Калинин4)

Аксиологический аспект представлен в исследованиях феномена капиталистического, техноцистского и урбанистического обществ потребления как исторического фактора, коренным образом изменившего ценностный мир и экзистенциальное положение современного человека (В.М. Лукьянов5).

Более полное представление об уровне социально-философского осмысления феномена духовно-нравственного измерения общества потребления можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.

1 См.: Батюта Е.А. Трансформация «человека потребляющего» при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2008; Кузнецов Д.А. Человек в обществе потребления (социально-философский анализ): автореф. дис.... канд. филос. наук. Москва, 2010.

2 См.: Ищенко В.Г. Феномен потребления: знаково-символические аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чита, 2006.

3 См.: Ракитных М.Б. Социокультурная природа феномена потребления в обществе постмодерна: автореф. дис.... канд. филос. наук. Томск, 2004.

4 См.: Калинин A.C. Общество потребления как предмет социально-философского исследования: автореф. дис.... канд. филос. наук. Кострома, 2009.

5 См.: Лукьянов В.М. Общество потребления как фактор трансформации ценностного мира человека: автореф. дис.... канд. филос. наук. Воронеж, 2009.

Первую группу составляют работы, в которых представлены различные подходы к изучению общества потребления. Сущностные особенности общества потребления раскрыты в работах Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, К. Маркса, Э. Фромма1.

Исследованию содержательных аспектов общества потребления посвящены труды 3. Баумана, В. Беньямина, Г.Э. Дебора, Г. Зиммеля, К. Каррьеро, Н. Полякова и др.2

Состояние общества потребления применительно к России стало предметом изучения А.П. Богатырева, А.И. Герасимова, Д.В. Иванова, В.И. Ильина, В.В. Ра-даева, С.А. Шавеля и др.

Во второй группе представлены исследования, направленные на уяснение этического и духовно-ценностного содержания общества потребления. Так, моральные философы Эпикур-, И. Бентам, Дж. Дьюи, Дж. Сантаяна разрабатывали этические программы гедонизма, утилитаризма, прагматизма, тесно связанные с обществом потребления4.

1 См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006; Он же. Система вещей. М., 2001; Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007; Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.; М., 2005; Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 гг.) / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1958. Т. 12; Фромм Э. Иметь или быть // Величие и ограниченность теории Фрейда. М., 2000.

2 См.: Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004; Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996; Дебор Г.Э. Общество спектакля. М., 1999; ЗиммельГ. Философия денег // Теория общества. М., 1999; Каррьеро К. Потребление и поп-арт: предъявление предмета и кризис объективации. М., 2010; Полякова Н. XX век в социологических теориях общества. М., 2004 и др.

3 См.: Богатырев А.П. Мы и они. Общество морали против общества потребления. М., 2005; Герасимов А.И. Общество потребления: мифы и реальность. М., 1984; Иванов Д.В. Глэм-капитализм. СПб., 2008; Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. № 2; Он же. Потребление как дискурс. Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. № 1; Потребление и стабильность общества / под ред. С.А. Шавеля. Мн., 2010; Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // СО-ЦИС. 2005. №1.

4 См.: Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства М., 1998; Дьюи Дж. Реконструкция в философии; Проблемы человека. М., 2003; Эпикур // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Кн. X.; Santayana G. The Life of Reason, or The Phases of Human Progress. N.J., 1922.

Философы и экономисты Б. Барбер, Дж. Кейнс, Ф. Котлер, А. Смит, Р. Хайлбронер и др.1 уделяли большое внимание изучению взаимосвязи экономики и морали, подчеркивая необходимость этической обоснованности реализуемых экономических проектов.

М. Вебер, В. Зомбарт, В.И. Лукьяненко, Г. Маркузе, А. Менегетти, С. Моско-

л

вичи, Э. Фромм и др. рассматривали особенности влияния становления и развития общества потребления на массовое сознание, социальные отношения и поведение человека.

Б.И. Каверин, А.Л. Лактионов, С.И. Музяков, П.В. Петрий3 изучали ценностные основания современного российского общества, показали особенности аксиологического содержания некоторых его проявлений, связанных с попытками утверждения аморализма, вещизма, потребительства.

В третьей группе выделяются труды, в которых рассматриваются возможности оптимизации общества потребления. В частности, Дж. Де Грааф, Н. Кляйн, Д. Ланир, Г.-П. Мартин, Э. Поттер, Дж. Хиз, Н. Хомский, X. Шуман и др.4 раскрывают духовные опасности общества потребления, высказываются о необходимости организации противоборства навязываемым им разрушительным тенденциям.

1 См.: Barber В. Jihad vs МсWorld. N.-Y., 1995; Котлер Ф., Картаджайя X., Сетиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе. М., 2011; Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997; Хайлбронер Р.Л. Философы от мира сего. М., 2008 и др.

2 См.: Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М., 2006; Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994; Лукьяненко В.И., Хабаров М.В., Лукьяненко A.B. Homo consumens - человек потребляющий // Век глобализации. 2009. № 2; Маркузе Г. Одномерный человек. М„ 1994; Менегетти А. Система и личность. М., 2007; Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996; Фромм Э. Человек для самого себя // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, 2000.

3 См.: Каверин Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. М., 2000; Лактионов А.Л. Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России: автореф. дис.... канд. филос. наук. Москва, 201; Музяков С.И. Ценностные основания воинской деятельности. М., 2008; Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия. М., 2001.

4 См.: Де Грааф Дж. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М., 2003; Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. М., 2005; Ланир Д. Вы не гаджет. Манифест. М., 2011; Мартин Г.-П., Шуман X. Западня глобализации. М., 2001; Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу. Как контркультура создает новую культуру потребления. М., 2007; Хомский Н. Прибыль на людях М., 2002.

Большое значение для разработки некоторых направлений противодействия деструктивному влиянию потребительства имеет наследие русской литературы в лице её классиков Ф.М. Достоевского, A.C. Пушкина, А.П. Чехова1, а также труды русских религиозных философов С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского и др.2

Вместе с тем следует признать, что исследователи проблем общества потребления оставили за рамками своего изучения целый ряд вопросов, например, таких, как влияние данного социального явления на духовность социума, на морально-нравственное содержание социальных связей, отношений и взаимодействий человека общества потребления. Кроме того, не получила должного освещения проблема содержания консюмеризма как утверждающейся идеологии общества потребления и вместе с тем морально-нравственной модели, выражающей стремление членов указанного социума к демонстративному потреблению, жажде роскоши и комфорта, получению наслаждения любой ценой и забвению традиционных духовных ценностей и ориентиров. Остались не до конца выясненными последствия реализации концепции общества потребления в российском социуме.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что духовно-нравственная характеристика феномена общества потребления как социального явления, активно влияющего на общественные процессы и отношения, не получила в научной литературе всестороннего освещения в рамках социально-философского анализа.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект диссертационного исследования - духовно-нравственная жизнь современного российского общества.

1 См.: Достоевский Ф.М. Идиот. М., 1998; Он же. Преступление и наказание. М„ 1981; Пушкин A.C. Пиковая дама. М., 2010; Он же. Скупой рыцарь / ПСС. Л., 1977-1979. Т. 5; Чехов А.П. Анна на шее. М., 2008.

2 См.: Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 2009; Лосский Н.О. Ценность и Бытие // Бог и мировое зло. М., 1994; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 2007.

Предметом исследования выступают сущностные подходы, содержательные черты, динамика становления и развития общества потребления, его влияние на социетальную структуру, социальные процессы и взаимодействие, формы реализации духовно-нравственной составляющей общества потребления, а также некоторые его перспективы применительно к российскому социуму.

Цель исследования состоит в изучении феномена общества потребления, прежде всего его духовно-нравственного содержания, возможностей его реализации в российских реалиях, на него влияющих аксиологических и моральных факторов, имеющихся альтернатив и возможных последствий массового распространения потребительских идеалов, а также потенциала противодействия наиболее разрушительным последствиям утверждения потребительско-вещного отношения к социальной жизни.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие научные задачи:

- раскрыть сущностные и содержательные черты общества потребления, реализующегося в российском социуме, с духовно-нравственных позиций;

- выявить духовно-ценностные основания, определяющие духовный выбор россиян в условиях осуществления концепции общества потребления;

- показать духовно-нравственные ценности общества потребления, раскрыв их характер и особенности влияния на российский социум;

- определить некоторые направления противодействия наиболее деструктивным духовно-нравственным ценностям потребительства.

Гипотеза исследования состоит в обосновании повышения значимости духовно-нравственных ценностей в условиях обретения российским социумом некоторых черт общества потребления и необходимости противопоставления наиболее разрушительным их проявлениям значимых для каждого гражданина России духовно-этиче