автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Духовное и материальное в процессах модернизации российского общества

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Куропаткин, Сергей Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Духовное и материальное в процессах модернизации российского общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовное и материальное в процессах модернизации российского общества"

На правах рукописи

У

005008507

Куропаткин Сергей Александрович

Духовное н материальное в процессах модернизации российского общества

09.00.11 — социальная философия по философским наукам

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 О Я Н 5 2012

Саратов — 2011

005008507

Работа выполнена в Саратовском государственном техническом университете имени Гагарина Ю.А.

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Борщов Александр Сергеевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Сгризое Александр Леонидович, Волгоградский государственный университет;

кандидат философских наук Данилов Сергей Александрович, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Ведущая организация Марийский государственный технический университет

Защита состоится «09» февраля 2012 года в 16:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.09 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, XII корпус, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан «_»___2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Листвина Е. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Современное российское общество находится в состоянии модернизации, которая накладывается на кризис всего глобального сообщества и переход ведущих стран к постиндусриализации. Социальные пространства и культурные основания различных цивилизаций претерпевают существенные изменения, возникает новый экономический и культурно-цивилизационный базис российского общества. В этих условиях актуален вопрос о соотношении духовных и материальных факторов общественного развития. В более глубоком контексте возникает проблема соотношения объективно-идеальных и субъективно-мотивационных составляющих российского . общества, способствующих мобилизации субъекта трудовой деятельности на конструктивные действия по модернизации российского общества.

Актуальность темы исследования

Актуальность проблемы соотношения духовного и материального в процессах модернизации российского общества для теории и практики общественного развития связана с необходимостью выявления целей, перспектив и возможностей созидательной деятельности человека. Анализ роли духовного начала цивилизационного развития дает возможность выбора оптимального направления духовной, политической и социально-экономической деятельности общества.

Сама проблема соотношения духовного и материального в обществе возникает и обостряется в результате современной трансформации глобальных процессов, тесного взаимодействия между различными обществами, этносами и культурами. Процессы современной глобализации приводят к размыванию существующих традиционных основ и ценностей национальной культуры. Человек и социальные группы включаются в новые разнообразные отношения, происходит нивелирование и переоценка традиционных ценностей, являющихся исходной основой деятельности человека. Для России проблема определения роли духовного начала в обществе в таких условиях стоит особенно остро, поскольку в настоящее время российское общество переживает не только трансформацию, но и модернизацию социально-экономической и политической систем, возникших в результате предшествующих трансформаций.

Актуальность и необходимость пристального анализа проблемы определения духовного фактора в общественных процессах обусловлена особенностями нынешнего этапа развития российского общества. Современный кризис экономической, политической, идейной и духовной сфер жизни общества зачастую определяется как безысходный путь российской цивилизации. Для обоснования данной позиции нередко берутся концепции мыслителей начала XX века, в которых полагается неизбежность распада любой многонациональной «империи» и значительного государственного образования. Такой подход не может быть продуктивным, поскольку не предусматривает реального поиска путей выхода из кризиса, выяснения

необходимых факторов мобилизации субъекта социальных изменений. Актуализация духовных факторов развития может позволить вычертить для российского общества перспективные пути модернизации в условиях перехода экономически развитых стран к парадигме постиндустриального развития.

Степень разработанности проблемы

Актуальность изучения проблемы духовного и материального, а также роли духовного фактора в формировании трудовой культуры, развития духовного и творческого потенциала человека, управления трудовым процессом и трудовым поведением граждан привели разработке теории трудовой культуры. Ее основы заложили работы B.C. Барулина, И.А. Бутенко, Ю.Г. Волкова, Д. Володихина, С.Ю. Глазьева, A.A. Гусейнова, В.Е.Давидовича, Е.Н.Даниловой, В.Д. Диденко, АЛ. Доброхотова, Т.И, Заславской, A.A. Зиновьева, В.И. Ильина, М.С.Кагана, В.Е.Кемерова, В.А.Коваленко, И.Ф.Коваль, А.И. Кравченко, АН. Леонтьева, Д. Марковича, В.М: Межуема, К.Х. Момджяна, И.В. Мостовой, А. Негри, В.Н. Поруса, Г.И. Рузавина, П.С. Самыгина, В.С.Степина, А.Л. Темницкого, Ф. Фукуямы, М. Хордта, И.И. Чанги, О.И. Шкаратана, Э.Г. Юдина и др.

Процесс модернизации общества как переход от одной парадигмы развития к другой с одновременным сохранением цивилизационных и социкультурных оснований общества предполагает исследование в большей степени касаются экономических характеристик общества, а также субъекта социального развития. Проблема соотношения духовного и материального в обществе активно исследуется в работах К. Маркса, В.П. Кузьмина, B.C. Барулина, С. Франка, А.К. Уледова. Процессы общественного развития России, США и стран Европы в условиях модернизации и постиндустриализации, а та(0кё исследование перспектив развития глобальной и современных локальных цивилизаций анализируют П. Бьюкенен, И. Валлерстайн, А.Г. Дугин, B.JT. Иноземцев; B.C. Ерасов, A.A. Зиновьев, Л.И. Медведко, И.Б. Орлова, A.C. Панарин; Федотова В.Г., Уткин А.И., Зарубина H.H., С. Хантингтон, А.Н. Чумаков, О. Шпенглер, В. Шубарт. В работах данных авторов проводится идея, согласно которой векторы духовного развития на определенном уровне Осознаются общественной элитой и определяются по различным направлениям: политическому, национальному, государственному, религиозному, духовному. Данные векторы одновременно существуют как основания возможной модернизации общества. Проводится мысль, что духовное развитие субъекта происходит как осознание им своего места в локальном сообществе, определяющее перспективы и смыслы его существования.

Анализ соотношения духовного и материального выступает одним из актуальных направлений исследования современного общества, поскольку с усложнением развития, нарастанием постиндустриальной и информационной составляющих общественных процессов увеличивается роль идеального начала, духовных характеристик субъекта развития. Данные устойчивые характеристики, а также значимые культурные ценности проявляются на различных сферах общества и определяют формы жизнедеятельности

цивилизации, определяя ее основные особенности и формируя ее идентичность. Тенденции развития современного глобализирующегося мира формируют потребность в необходимых обобщенных представлениях о сущности процессов, происходящих в современном российском обществе, порождают потребность осмысления места и роли России в глобальном мире.

Общий уровень анализа рассматриваемой проблемы в отечественной научно-исследовательской литературе оценивается неоднозначно. С одной стороны, в работах авторов советского периода накоплен значительный материал, содержащий анализ понятий общественного и индивидуального сознания, деятельности индивидуального субъекта. Однако, в этих работах феномен идеального исследовался, по большей части, либо в гносеологическом аспекте, либо в контексте выявления роли потребностей и интересов в деятельности человека. По сути, проблема выявления роли идеального подменялась проблемой идеологического выбора в анализе классовых интересов и потребностей. Цели, интересы и даже инстинкты рабочего класса определялись в качестве прогрессивных, духовная жизнь крестьян как неустойчивых попутчиков, рассматривалась как некое «болото», выражающее мелкобуржуазные социальные ориентации, а духовные установки интеллигенции как неустойчивой прослойки определялись как требующие постоянной корректировки в соответствии с задачами коммунистического строительства. Подобные схематизмы не позволяли в должной мере идентифицировать духовные стимулы и характеристики субъекта общественного производства и определить оптимальные задачи мотивации трудовой деятельности.

В результате реакции на происшедшие в России в конце XX века политические и экономические события, в стране появляется работы по осмыслению значения различных реформ для российского общества и их влияния на духовный склад человека и цивилизационный облик России. Однако, в данных работах в качестве объекта исследования рассматриваются либо сугубо объективные факторы развития российского общества, в этой связи строится жесткая концепция объективно-детерминированного развития, по жесткой логике которого независимо от желаний и духовных ориентаций человека происходят исторические трансформации, либо анализируются сугубо субъективные цели «перестроечных» процессов и развитие выступает в качестве произвольного процесса. В исследовании особенностей социальных изменений нельзя не учитывать взаимосвязь материального и идеального, объективных и субъективных факторов, а также объективно-идеальных факторов. Изучение механизмов становления и развития процессов модернизации в российском обществе требует анализа навыков и императивов трудовой деятельности, сложившихся в традиции, определения роли православной трудовой этики и выявления возможностей опоры на традиционную этику, либо поиска духовных стимулов модернизации общества, сложившихся в контекстах других обществ.

Разработкой роли духовного фактора развития занимается ряд саратовских авторов. Среди них можно выделить исследователей, занимающихся разработкой методологических оснований анализа проблемы соотношения материального и идеального: Я. Ф. Аскина, A.C. Борщова, В.В. Афанасьеву, В. Н. Гасилина, И. В. Стеклову. В рамках саратовской исследовательской школы, куда входят Н. Г. Козин, В. П. Рожков, В. П. Барышков, Д. И. Заров, В. Б. Устьянцев, О.Ф. Филимонова, возникло направление анализа оснований и характеристик российской цивилизации и определения возможностей модернизации российского социума в условиях общества риска и возникновение роли субъективного фактора. Роль духовных характеристик общественных процессов анализируют В.Б. Самсонов, Д. И. Заров, Н. Г. Козин, Б. И. Мокин, В. Б. Устьянцев, О.Ф. Филимонова. Пространственные и духовные измерения российского еупсрэтноса исследуются в работах Е.В. Листвиной, И.А. Абросимовой, В.Г. Вишневского, Н.В. Довгаленко, Г.В. Епифановой, С.И. Замогильного.

Мультиальтернативность и противоречивость общественных процессов в российском обществе позволяют характеризовать его в настоящее время в качестве общества риска, содержащего взаимоисключающие тенденции развития. Концепция общества риска сложилась в научной мысли относительно недавно и продолжает интенсивно развиваться в настоящее время.

В работах У. Бека, Н. Лумана, Э.Гидденса, К.С. Пигрова, В.Б Устьяицева, B.C. Диева определяется понятие общества риска, выявляются его основные характеристики и закономерности, условия возникновения и развития. Существенное внимание исследователей общества риска занимает взаимосвязь экономических и социально-политических параметров развития. В работах В.В. Келле, Ф.Х. Найт, С.А. Березина, Л.А. Осьмук, М.А. Рогова, AJI. Стрнзое выявляются метаморфозы общества риска, анализируются перспективы управления рисками в различных социально-экономических системах. Значительное внимание разработке проблемы общества риска уделяют саратовские ученые. В исследованиях В.Б. Устьяицева, И.А. Афанасьева, H.A. Акимовой, Д.А. Аникина, Е.А. Андрияновой, А.И. Демидова, В.П. Барышкова, A.C. Борщова, С.А. Данилова, И.В. Стекловой, М.О. Орлова, C.B. Тихоновой, О.Ф. Филимоновой определяется методология исследования общества риска, выявляются концепты и проекты общества риска в современных условиях, выявляется роль социального риска в системе социально-философских знаний, исследуются оптимальные системы управления рисками. С другой стороны, в работах отсутствуют необходимые исследования роли духовного фактора в обществе риска, недостаточно рассмотрены векторы формирования качеств субъекта, способствующих оптимальному выходу из общества риска и перехода к построению общества устойчивого развития.

Объектом настоящего исследовании является российское общество в контекстах современного развития.

Предметом исследования является соотношение духовного и материального в процессах модернизации российского общества.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего диссертационного исследования - выявление роли духовного фактора в процессах модернизации современного российского общества.

Реализация данной цели достигается через решение следующих задач:

1. Выявление специфики и методологического потенциала понятий духовного и материального в анализе современного российского общества.

2. Определение характеристик и роли духовных факторов трудовой деятельности человека в пространстве модернизации развития российского общества.

3. Выявление векторов трансформации духовных стимулов деятельности в процессах модернизации российского общества.

4. Определение рамок соотношения свободного, либертариального и императивного в процессах модернизации.

5. Исследование роли духовных стимулов деятельности в условиях постмодернизации и общества риска.

Методологической основой диссертации являются следующие принципы и подходы:

- принципы теоретического, категориального анализа феномена социальной реальности;

- принцип «умеренного детерминизма»1 в анализе соотношения материального и духовного;

- принцип системности, системный анализ социальной реальности;

- методологический синтез на уровне сопряжения диалектико-материалистического, ретроспективно-исторического и культурно-типологического подходов;

- концепция индустриального и постиндустриального развития общества;

- принцип дополнительности при анализе соотношения формационного и цивилнзационного подходов к сущности и истории общества.

Научная новизна диссертационного исследования

- Проведен авторский анализ феноменов и характеристик духовного и материального в цивилизационном пространстве российского общества в процессах его модернизации и выделен феномен объективно-идеального в обществе.

Выделена и обоснована специфика идеального в условиях современного российского общества. Особенности идеального в обществе заключается в том, что оно существует как объективно-идеальное и субъективно-идеальное в отношении их субординации.

Впервые доказывается, что в процессе модернизации и перехода к модели постиндустриального развития с необходимостью начинают

1 Cm.: D'Angcllo Edward/The problem of freedom and Delcrminizm - Columbia. Missouri: University of Missouri Press, 1968.

доминировать объективно-идеальные феномены и духовные ценности и ориентиры развития. В новом социально-философском контексте исследуется феномен аматериального труда, реализующийся через различные типы деятельности.

- Дано оригинальное обоснование нового для российского рыночного общества феномена мотивации к труду, заключающегося в опоре на систему ценностей, опирающихся на православную трудовую аскезу; только такая мотивация способствует развитию постиндустриальных характеристик российского общества и в условиях постмодернизма.

— Впервые в отечественной литературе доказывается, что становление в процессе модернизации постиндустриального общества приводит к изменению форм отношений между людьми: доминирующими становятся отношения, принимающие форму отношений между образами. Исследуются аксиологические срезы данных отношений.

По-новому определяются две альтернативные тенденции становления постиндустриального общества в России, выявляется их детерминирующая роль в условиях модернизации и общества риска. Первая тенденция связана с опорой в процессе модернизации на трудовую этику протестантизма. Вторая тенденция опирается на развитие православной трудовой аскезы, использование опыта такого развития в советском обществе.

На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования:

1. В цивилизационном пространстве современного российского общества в процессе его модернизации специфическим образом отражаются духовные характеристики, ценности и установки данной цивилизационной системы. В деятельности человека проявляются материальные и объективно-идеальные качества предметов и систем. Идеальные качества предметов, созданных человеком, существуют как проявления общественного труда, затраченного на их производство и детерминируют духовные условия и характеристики деятельности человека.

2. Специфика и. особенность идеального в условиях современного российского общества заключается в том, что оно существует не только как субъективно-идеальное^; но и в большей степени как объективно-идеальное. В качестве объективно-идеального существуют феномены стоимости, морального износа материальных предметов, схемы и механизмы созидательной деятельности человека. Значение объективно-идеального фактора возрастает в процессе перехода к постиндустриальному развитию.

3. В процессе модернизации и переходе к модели постиндустриального развития с необходимостью начинают доминировать объективно-идеальные феномены и духовные ценности и ориентиры развития. В развитых обществах постиндустриальной ориентации возникает феномен аматериального труда, реализующийся через три типа трудовой деятельности: а) трудовая деятельность, включающая коммуникационные технологии и существующая в виде услуги; б) деятельность, связанная с решением аналитически-

символических задач и распадающаяся на творческую, интеллектуальную деятельность и рутинную операцию над символами; в) трудовая деятельность, направленная на порождение и манипулирование аффектов.

4. В условиях постиндустриализации деструктивными становятся модели общества и трудовой деятельности, игнорирующие культурные факторы. Основная причина мотивации труда для современного российского рыночного общества заключается в ее опоре на конкретную систему ценностей, а именно православную трудовую аскезу, существовавшую в снятом виде в условиях советского общества; такая мотивация способствует развитию постиндустриальных характеристик российского общества в условиях модернизации. В данных условиях невозможно игнорировать национальные характеристики субъекта развития.

5. В процессе модернизации российского общества в постиндустриальную стадию становление социума приводит к изменению форм отношения между людьми; доминирующими в обществе и общественном производстве становятся отношения, принимающие форму отношений между образами. В обществе падает роль понятийного, аналитического мышления и классического образования; для дифференциации образов в условиях ускорения общественного развития ведущую роль в ориентации субъекта играет образное мышление.

6. Существуют две альтернативные тенденции становления постиндустриального общества в России в условиях модернизации и общества риска. Одна из них связана с использованием в процессе модернизации духовных характеристик и этики протестантизма, показавших эффективность в условиях западных обществ. Другая, оптимальная для России тенденция, связана с развитием православной трудовой аскезы, предполагающей служение обществу и опору на сложившуюся духовную мотивацию деятельности.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты проведенного диссертационного исследования имеют существенное теоретическое и практическое значение в процессе социального прогнозирования. Они могут явиться основой для разработки перспективных стратегических планов развития региона и общества в целом, выступать основой для выработки рекомендаций по активизации субъективного фактора общественного развития. Методический материал и полученные результаты могут выступать основой для проведения теоретических и практических исследований по проблемам выявления стратегий и методологии общественного развития,перспектив становления российской цивилизации. Основные положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы в разработке учебных курсов по социальной философии, философской антропологии, культурологии для студентов, магистрантов, аспирантов, курсов повышения квалификации специалистов различных специальностей, а также при написании спецкурсов.

Апробация работы. Основное содержание, выводы и результаты исследования докладывались автором на заседании кафедры философии СГТУ,

на методологическом семинаре аспирантов, на научных конференциях различного уровня:

Региональной научной конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (Саратов, март 2008 года); Всероссийской научной конференции «Национальная безопасность России в стратегиях столкновения цивилизаций» (Саратов, июнь 2008 года); Всероссийской научной конференции «Человек в условиях цивилизационйых вызовов» (Саратов, ноябрь 2008 года); Всероссийской научной конференции «Стратегии инновационного развития современного общества» (Саратов, декабрь 2008 года); Всероссийской научной конференции - школе молодых ученых «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (Саратов, апрель 2009 года); Международной научной конференции «Инновационное общество - новая историческая эпоха цивилизационного развития» (Саратов, февраль 2010 года); Региональной научной конференции «Инновационные проблемы социально-гуманитарных наук» (Саратов, май 2010 года), Всероссийской научной конференции «Человек и общество в условиях инновационного развития» (ноябрь 2010 года), Международной научной конференции «Межкультурная коммуникация в контексте глобализации и мультикультурализма» (Саратов, май 2011 года).

Структура диссертационной работы предопределена логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая содержит два параграфа), заключения и библиографии.

II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, анализируется современный уровень разработанности выбранной проблемы в научной литературе, формулируется цель и задачи исследования, излагаются его научная новизна, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Духовное и материальное в цивнлизациоином пространстве российского общества» рассматривается значение понятия духовного и материального в процессах общественного развития для исследования социальной реальности. Анализируются векторы становления мотиваций и установок трудовой деятельности и выявляется специфика субъекта российского общества. Выявляется роль православной трудовой аскезы в процессе развития российского общества. Доказывается, что процесс развития сопровождается ростом духовного фактора, связанным с изменением содержания труда и изменением мотивационной стороны трудовой деятельности. Выделяются различные виды объективации отношений в обществе. Определяются понятия феноменов модернизации и аматериального труда.

В первом параграфе «Понятия духовного и материального в анализе пространства современного общества» исследуется специфика идеального в обществе. Утверждается, что духовное и материальное, переплетаясь и взаимно проникая, выступают неотъемлемыми сторонами единого процесса. Однако, процесс развития сопровождается ростом духовного фактора, связанным с

изменением содержания труда и изменением мотивационной стороны трудовой деятельности.

Феноменом, представляющим собой единство материального и духовного, объективного и субъективного и одновременно лежащим в основании практически всех контекстов модернизации, является труд. Трудовой процесс развертывается в рамках определенных социальных групп и общества в целом во взаимосвязи людей между собой. В этом и заключается важная особенность труда - двойственный характер, когда труд производит не только товары и услуги, но и определенные социальные отношения между его субъектами.

Основоположником действительно социально-философского

исследования труда явился К. Маркс, а его последователями была произведена последующая концептуализация исследования труда в рамках деятельностного подхода. Наиболее существенный вклад в развитие данного подхода представили отечественной науки.

В процессе трудовой деятельности возникает общество как единство материальных и духовных составляющих. Кроме сугубо «материального» и «идеального» в нем существуют объективно идеальные, системные качества предметов и базисные объективации отношений. Анализ материальных отношений социальных целостностей позволяет выделить четыре сферы базисных обьективаций. Во-первых, это объективации в виде социальных качеств, включенную в процессе труда в экономическую жизнь общества вещей и явлений; во-вторых, объективации в цивилизационных свойствах явлений; в-третьих объективации материальных отношений в классах и социальных слоях общества; в-четвертых, (опосредованно) -' объективации экономического базиса общества в надстрочных явлениях и духовной жизни общества.

Первичной, определяющей базисной объективацией, детерминирующей те или иные характеристики общественного бытия предметов, интегрированных в целостность, и во многом определяющей специфику надстроечных явлений и отношений является объективация базисных отношений в особые социальные качества предметов, в силу чего возникает различие природных, социальных и функциональных качеств вещей-товаров, различия конкретного и абстрактного труда, потребительной и меновой стоимости товара, физического морального износа1 машин и т.д. Различие этих качеств наиболее явно и глубоко начал изучать В.П. Кузьмин2. Конкретно-исторические - «формационные» и цивилизационные свойства явлений выделяются в исследовании природы различных форм собственности, специфики форм организации производства.:

Необходимо более внимательно рассмотреть первичную объективацию базисных отношений, поскольку именно она определяется в процессе трудовой деятельности. Она имеет две разновидности. Первая вместе с надстроечными отношениями воплощается в функциональных качествах предметов и явлений социальной реальности, создавая такую качественную определенность предметов, в основе которой лежит принцип специализации или назначения. Здесь определенность категории теряет свое номинальное значение для

2 См.: Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М-, 1980.

11

использования предмета и его функционирования в обществе и назывательно-определительная роль переходит к функции. По этому признаку определяются все предметы созданной человеком «второй природы». Например, материал, из которого изготовлены предметы домашнего обихода, может не иметь значения для исполнения предметами своих функций.

Вторая разновидность первичных базисных объективаций отражается понятием социальной материальности вещи. Социальная материальность созданных человеком предметов - это то существующее независимо от сознания индивидов состояние вещи, которое возникает лишь в системе отношений и характеризует эту вещь как отдельный элемент единой целостной интегрированной системы. Чтобы полнее вскрыть специфику материального в обществе, необходимо рассмотреть это материальное в качестве опредмеченного результата человеческой деятельности и особой формы материальности вещей. Продукт труда материален не только потому, что в нем сохранен природный субстрат, но и потому, что в нем материализован человеческий труд. В отдельных конкретных параметрах социальная материальность вещественно не реализована и присутствует в них только как общий признак состояния системы в целом. Качественные характеристики социальной материальности можно изучать при помощи научного анализа, охватывающего всю систему, поскольку здесь «общественное отношение выступает в форме вещи»3.

Первичные объективации базисных отношений фактически выступают в форме «застывшего» отношения, например, наличия стоимости товара, возможности предмета выступать в качестве денег, существования морального износа машин и иных явлений социальной природы. Чтобы стать стоимостями, продукты человеческой деятельности должны быть трансформированы в некий другой элемент. «Формы дерева, - пишет Маркс, - изменяются, например, когда из него делают стол. И, тем не менее, стол остается деревом - обыденной чувственно воспринимаемой вещью. Но как только он становится товаром, он превращается в чувственно-сверхчувственную вещь»4. В этой «сверхчувственности» по отношению к каждому отдельному предмету и выступает независимо от сознания человека социальная материальность вещи. Однако, в отличие от природной материальности, реальность которой не требует общественного признания, свойство вещи быть товаром требует безусловного признания обществом необходимости этого состояния. Товар обладает соимостью лишь постольку, поскольку он выступает индивидуальным представителем общественного единства - человеческого труда. В условиях капитализма данный акт становления общественно-необходимой материей может быть осуществлен лишь на рынке, при этом суть обмена может и не осознаваться его участниками, так же как и выступление продукта обмена в форме бытия, отличной от его бытия как потребительной стоимости5.

1 Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Часть i.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 26. ч. I. С. 154.

4 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том 1. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T.23. С.81.

5 См.: Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Часть 3. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.26. ч. III. С, 147.

В процессе научного анализа Маркс показывает, что товарное обращение разрывает индивидуальные и локальные рамки непосредственного обмена и на этой основе развивается целый круг общественных связей, которые находятся вне действующих лиц и носят характер отношений, данных от природы. На данном уровне исследования общества становится заметным, что просто понятие материального или идеального отказываются работать, поэтому социально-материальное одновременно возможно назвать объективно-идеальным. «Идеальная детерминация связана, прежде всего, с человеком, его мышлением и не только отражает мир, но и детерминирует его»6

Среди объективации надстройки мы выделяем три основные сферы. Во-первых, это сфера материальных предметов и систем, во-вторых, сфера повторяемых форм поведения, в-третьих, сфера духовных продуктов, выраженных знаками. В контексте данного исследования на примере политических институтов, традиции и науки можно зафиксировать проявление надстроечных объективации общественных отношений. Надстроечные объективации вместе с базисными выступают звеньями детерминационной цепи закономерного взаимодействия материального и духовного в обществе.

Во втором параграфе «Становление духовных факторов трудовой деятельности в пространстве развития российского общества» подчеркивается, что в процессе трудовой деятельности могут быть использованы материальные и духовные стимулы ее мобилизации. Материальные стимулы, такие как различные формы оплаты труда, продвижение по лестнице карьерной службы и т.д - анализируются в экономической науке. В рамках социальной философии необходимо определить роль и значение духовного и в целом субъективного факторов. Понятия духовного и субъективного в целом не совпадают, хотя для них имеются и области тождества. Понятие субъективного в большей степени отражает индивидуальные характеристики и возможности субъекта, в полной мере зависимые от его сознания и воли. Данное понятие уже мало «работает» на уровне общества в целом. Понятно, что каждый индивидуальный субъект является носителем социального начала, и одновременно с этим выступает общественным субъектом. Однако, в целом под понятием общественного субъекта обычно понимается субъект - народ, масса, класс, партия. На этом уровне понятие субъективного мало приспособлено для анализа реальных процессов и не случайно в философии выделяется понятие интерсубъективного.

Понятие духовного связано с анализом мотивов и стимулов, идей и взглядов человека и общества. Духовное также существует на индивидуальном и общественном уровнях, но в рамках исследований оно может обозначаться как субъективно-идеальное и объективно-идеальное. Феномен объективно-идеального по сути выделяются в концепциях М. Лифшица и Э. Ильенкова7, а

'' Портив A.C. О материальной и идеальной детерминации// Стратегии инновационного развития современного общества. Саратов, 2009. С. 22.

7 См., например: Ильенков Э.В. Идеальное// Философская энциклопедия. T,2. М, 1996.

из саратовских авторов его исследованием занимаются A.C. Борщов, Д.И. Заров . В качестве духовных факторов общественного развития выступают мотивы и стимулы деятельности человека, моральные императивы, нормы и ценности, а также такие феномены, как вера, воля, пассионарность, дух капитализма и др. Исходя из этого ясно, что понимание идеального только как субъективно-идеального ограничивает перспективы исследования общества.

В процессе становления и развертывания «духа капитализма» на Западе сформировалась уникальная система духовного производства. Эта система с необходимостью включает рациональную производственную этику, рациональное поведение человека и рациональный строй жизненного уклада в целом. Основой рациональной этики является духовно-нравственная ориентация личности на повседненую активность, понимаемую как служение Богу и миру.

Если в добуржуазных обществах предпринимательство нередко носило характер погони за наживой, с использованием обмана и спекуляций, то в реализации протестантской духовной аскезы одним из важнейших пунктов деятельности человека выступает добросовестное исполнение своего долга.

Главной и сущностной характеристикой «духа капитализма» выступает стремление" к рациональному ведению хозяйства и обязательной рентабельности.'Т1ри этом хозяйственная деятельность в целом ориентирована по сути и смыслу не на практические, а на идеальные цели. Действия человека подчинены идее спасения через аскетическое мирское служение Богу. Профессиональная предприимчивость и трудолюбие капиталистического работника существенно отличается от усердия крестьянина и традиционного ремесленника именно рациональным характером деятельности. «Не труд' как таковой, а лишь рациональная деятельность в рамках своей профессии угодна Богу. В пуританском учении о профессиональном призвании ударение делается всегда на методическом характере профессиональной аскезы»''. Установка на рациональность деятельности работника и рациональный образ в жизни обусловливается тем, что протестант в каждом проявлении своей профессиональной жизни замечает выражение божественного предначертания, видит возможность реально повысить свои шансы на спасение в процессе самоутверждения в миру.

Историческая значимость и уникальность этики протестантизма состоят в том, что в процессе Реформации произошла трансформация религиозной аскезы в посюстороннюю, мирскую аскезу, в которой материальная деятельность в миру рассматривается в единстве с духовным началом как «обязанность», возложенная на верующего. При всем физическом несовершенстве мира, он выступает единственным данным свыше объектом деятельности, направленной на прославление Бога. Такая деятельность «дает аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а они в

* См.: Заров Д.И. Духовно-религиозная традиция мировидеипя и стратегии преобразования человека // Цивилизация и человек. 2010. №2. С.36. 4 М. Вебер. Избранные произведения. М., 1991, с. 190.

свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет обретает способность к деятельности такого рода»10.

Материальным выражением успеха в служении Богу выступает доход, оптимально представленный в деньгах, поскольку такое измерение успеха наилучшим образом свидетельствует о действительной рациональности деятельности, а также наглядно служит абстрактной мерой и критерием оценки богоугодности разных видов труда. Полезность, престиж и желательность любого рода деятельности как формы служения Богу определяются . его доходностью. -

В отличии от православия и католицизма бедность и нищета в протестантской этике не несут каких-либо позитивных моральных ценностей. Они также не могут быть поводом для благотворительности или сострадания, поскольку бедный неудачник отвержен самим Богом,, и поэтому от него отворачиваются и люди. Удел нищих - не сочувствие и помощь, а отчуждение и презрение, поэтому они могут подвергаться преследованиям и гонениям.

Таким образом в протестантской трудовой этике! труд есть средство служения Богу и одновременно средство самоутверждения личности в сотворенном Богом и реорганизованном верующим человеком мире. В этике православия труд есть средство нравственного спасения, а духовные качества субъекта труда в качестве обязательного элемента содержат совесть как часть православной аскезы. Совесть дана человеку Богом как нравственный регулятор, не позволяющий быть счастливым, если вокруг - несчастные и богатым - если вокруг одни бедные. Если в рамках протестантской этики понятие долга в конечном итоге обусловило добросовестное его исполнение «от» и «до», - в русле неукоснительного соблюдения требований норм деятельности, в том числе и в распределении усилий в строгих пределах отведенного рабочего времени, то православная этика, усиленная государственным вмешательством во все сферы жизни общества, требовала полно» отдачи от человека вне зависимости от официально установленных формальных границ. Протестантская этика определяет исполнение всех предначертаний свыше в течении всей жизни человека. Отсюда - положение «заботы о себе», возникшее во второй половине XX века. Православная этика требует готовности в любой момент отдачи «всего себя и сразу», поскольку сочетает одновременное служение и Богу, и человечеству, которое развивается в богочеловечество и предстает перед данной личностью в виде коллектива. Отсюда - тенденции коллективизма и проявления сверхусилий в достижении целей. Данные особенности православной морали были использованы в процессе советского строительства и реконструкции православной аскезы в своеобразную светскую коммунистическую аскезу. Поэтому можно констатировать столкновение и противостояние двух типов цивилизаций, двух духовных субстанций, каждая из которых черпала в этом столкновении дополнительные стимулы мобилизации, о чем пишет С. Хантингтон1 .

111 Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985. С. 237.

" См.: Хантингтон С. Кто мы? Вычочы американской ациоиальпой идентичности. М., 2004. С. 192.

15

Противоборство двух цивилизационных материков выражало собой противостояние двух трудовых аскез, основанных на протестантской и православной этике, одной из причин разрушения советского государства стал его отход от исторически сложившихся традиционных духовных основ и попытка в 80-е годы XX века подмены православной трудовой аскезы светской рационализированной идеологией.

В процессе модернизации и переходе к модели постиндустриального развития с необходимостью начинают доминировать объективно-идеальные феномены и духовные ценности и ориентиры развития. В развитых обществах постиндустриальной ориентации возникает феномен аматериального труда, усложняющий разделение материальных и духовных составляющих деятельности человека. Таким образом, в условиях перехода к постиндустриальному развитию система взаимопереплетения материального и духовного усложняется.

Во второй главе «Трансформация духовных и материальных стимулов деятельности в процессах модернизации российского общества» анализируются процессы развития роли идеального в контекстах модернизации российского общества. Выявляются возможности развития православной аскезы в современном российском обществе. Исследуются вызовы постиндустриального развития и трансформация ценностных установок в процессах модернизации. Определяются духовные стимулы деятельности человека в условиях общества риска.

В первом параграфе «Вызовы постиндустриального развитии: императивное и либертариальиос в трансформации ценностных установок в процессах модернизации» анализируется процесс изменения роли идеального в обществе и духовных стимулов деятельности человека в процессах модернизации современного российского общества. Показывается, как объективно-идеальное в деятельности человека разрывает индивидуальные и локальные рамки деятельности субъекта и формирует систему общественно-необходимых ценностей и норм, императивных для этой деятельности. Исследуются вызовы постиндустриального развития и трансформация ценностных установок в процессах модернизации. Подчеркивается, что постиндустриальное развитие ставит особые задачи формирования духовных стимулов деятельности человека. Как и в случае возникновения капитализма (социализма), постиндустриальное общество может существовать в классическом и иных обличиях и главный его смысл заключается в самом его существовании как ориентира и вектора глобального развития, требующего определенных императивных материальных и моральных оснований.

Таким образом, проблема выявления роли духовного фактора в процессах модернизации российского общества выступает одной из важных современных философских проблем. Данная проблема касается не только России, поскольку в начале XXI века произошла вспышка кризиса модернистских стратегий развития. Проблема выбора путей модернизации стала актуальной также для

западных обществ и не случайно формируется парадигма постиндустриализма с выделением особой роли духовного фактора развития.

Модернизация - это процесс технического и технологического обновления и перехода от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному в соответствии с требованиями и нормами, которые артикулируются в качестве критериев современного развития.

Часто под модернизацией понимают преобразование не только материальной, но и в духовной жизни, а также в культурно-цивилизационных основаниях общества. Такая модернизация становится безосновательной, так как не опирается на устойчивую и сложившуюся для данного общества духовную основу.

На самом деле, реальный процесс модернизации общества, исключающий произвольные разрушения, - это переход от одной парадигмы развития к другой с одновременным сохранением цивилизационных и социокультурных оснований общества. Изменения в процессе модернизации в большей степени касаются экономических характеристик общества, а также субъекта социального развития.

В российском обществе модернизация развивается по противоположным, зачастую взаимоисключающим направлениям. В пространстве общества возникает противоречивый, амбивалентный хозяйственный цивилизационный субъект, ориентирующийся на установки атеизма и язычества, православия и ислама, западнических и почвеннических ориентации, сочетающий идеи различных политических партий и культуру различных этносов. В силу этого существенным для российского общества выступает сознательный выбор такой парадигмы развития, которая позволяет оптимально использовать созидательный потенциал субъекта развития, содержит в снятом виде православную аскезу, энергию советского строительства, осознание имперской мощи государственной защиты и возможности свободного развития, возникших в процессе современных демократических преобразований

В условиях постиндустриализации деструктивными становятся модели общества и трудовой деятельности, игнорирующие культурные факторы. Основная причина мотивации труда для современного рыночного общества заключается в ее опоре на сложившуюся систему позитивных ценностей, мобилизующих человека на созидательную деятельность.

В процессе модернизации и перехода к постиндустриальному обществу возникают новые противоречия. Становление социума приводит к изменению форм отношения между людьми; доминирующими в обществе и общественном производстве становятся отношения, принимающие форму отношений между образами. Возникает общество постмодерна, в котором сущность человека отчуждается уже не в социальную, а виртуальную реальность. В обществе падает роль понятийного, аналитического мышления и классического образования; для дифференциации образов в условиях ускорения общественного развития ведущую роль в ориентации субъекта играет образное мышление, способное сравнивать и сопоставлять предлагаемые образцы.

Возникает императив способности ориентироваться не в знаниях, а в образах. Это детерминирует необходимость изменения рефлексивных установок в обществе и смены типов философствования.

Тенденции развития постиндустриального общества убедительно свидетельствуют, что функции человека в современной системе хозяйствования значительно отличается от той, которую он выполнял в индустриальной экономике.

Технологический прогресс приводит к тому, что главным ресурсом работника становится творческий потенциал личности, ее способность к созданию знаний и поиску новой информации. Существенным отличием современного рабочего от традиционного пролетария выступает новый характер мотивов и стимулов, обусловливающих его активность. В новых условиях мотивация трансформируется из потребностей материального благосостояния к установкам на потребление услуг и «полуфабриката» интеллектуальной продукции - обработанной информации. Потребление становится лучшим видом инвестиций, а обладание информацией -интеллектуальной собственностью, одним из наиболее перспективных видов богатств. В этих условиях протестантская трудовая аскеза, предполагающая служение Богу и самоутверждение в деятельности постепенно выхолащивается и десакрализуется, ограничиваясь в возможностях мобилизации субъекта.

Главным мотивом творчества начинает выступать не приумножение человеком собственного материального богатства в качестве божественного воздаяния, а стремление личности к образованию, получению знаний и самосовершенствованию. Информационный сектор начинает обеспечивать экономический рост без существенного увеличения затрат энергии и сырья, но требует затрат на получение и обработке информации, передачи знаний.

В этих условиях изменяется само понимание труда, включающего соотношение материального и идеального начал. В обществе возникает феномен аматериального труда. В исследовании понятия аматериального труда, выделенных М. Хардтом и А. Негри'", рассматривается в новом, социально-философском контексте. Выделяются три основных типа аматериального труда. Первый возникает в процессе промышленного производства, все более опирающийся на информационные и коммуникационные технологии. Производство начинает рассматриваться как услуга, а материальный труд по выпуску промышленных товаров сливается с интеллектуальной деятельностью и аматериальным трудом, тяготея к ним по своему характеру и качеству. Второй тип аматериального труда включает решения аналитически-символических задач. С одной стороны он распадается па творческую и интеллектуальную деятельность, с другой стороны, - на рутинные операции по обработке информации и работе над символами. Третий тип аматериального труда включает формирование настроев и настроений, аффектов и здоровье человека, а также манипулирование данными феноменами, налаживание реального или виртуального взаимодействия между ними. Такие типы трудовой

12 Хардт М„ Негри А. Империя. М.: Праксис, 2004. С. 274-275.

18

деятельности способствуют развитию процессов модернизации и постмодернизацнн в постиндустриальной экономике. На этой основе возникает возможность использования высоких технологий, соединяющих духовное и материальное в обществе, субъективные качества и специфические индивидуальные способности работника, зачастую не принимавшиеся во внимание в индустриальную эпоху. Эти способности и качества в значительной степени начинают определять новые пространственные формы социального взаимодействия.

Таким образом, в процессе модернизации общества и перехода к модели постиндустриального развития возрастает значение духовных ценностей и стимулов деятельности человека, возникает императив выработки новой трудовой аскезы. Созидательная деятельность человека позволяет снять угрозы и риски современного развития и выбрать оптимальные для данной цивилизации пути построения постиндустриального общества, опирающееся на современные мотивации к труду..

Во втором параграфе «Соотношение духовных и материальных стимулов деятельности субъекта российской цивилизации в условиях общества риска» подчеркивается, что в условиях общества риска традиционные ценности, установки и моральные стимулы деятельности;теряют существенное значение, а для апробирования новых, «неклассических» ценностей и стимулов деятельности необходимо достаточное время,' усилия и материальные затраты.

Общество риска - особый тип организации современных обществ с высоким уровнем сложности и неопределенности общественных процессов, социокультурных структур и плюрализмом ценностей, вызванных распространением компьютерных технологий и достижений посТкнйжной культуры. В таких обществах возникают системные ' .риски, персонифицированные в социальных группах (группах .риска), отличающихся рискогенным образом жизни, альтернативностью поведенческих стандартов и форм социального мышления'"1.

Когда ценности, мотивы и стимулы деятельности, которыми руководствуется созидающий субъект, перестают выполнять свойственные им нормативные функции, подвергаются девальвации.и приходят в несоответствие с его внутренними и внешними установками, в сознании человека нарастает влияние негативных установок, подрывающих перспективы его созидательной деятельности. Кризис институционального бытия человека приводит к формированию проектов поведения, способных управлять рискогенными и конфликтными ситуациями в социальном пространстве. Без' развития ценностного мира субъектов институциональных преобразований, без динамичного сочетания материальных и духовных практик в жизненном

"См.: Общество риска. Стратегии управления и альтернативные стили мышления / под ред. В.Б. Устьянцева, М О. Орлова. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2009. С. 86.

19

пространстве личности невозможно формирование ни демократического порядка, обращенного к человеку14, ни постиндустриального общества.

Существуют две альтернативные тенденции становления постиндустриального общества в условиях российской модернизации и общества риска. Первая тенденция связана с опорой в процессе модернизации на духовные характеристики и производственную этику протестантизма, показавших свою эффективность в построении капитализма в рамках западных обществ. Однако трудовая аскеза протестантизма, предполагающая упорную деятельность по изменению мира во славу Бога предполагает, по меньшей мере, видоизменение религиозных духовных установок российского общества; в настоящее время на «чуждой почве» ее эффективность проблематична. Более того, в современном западном обществе протестантская трудовая аскеза показывает свою ограниченность, что явилось одной из главных причин современного глобального кризиса. Вторая тенденция представляется более перспективной для российского общества. Она связана с развитием православной трудовой аскезы, полагающей труд и служение обществу как спасение. Данная тенденция опирается на сложившуюся духовную мотивацию деятельности и опыт использования интерпретации православной трудовой аскезы в строительстве советского общества. Современные духовные и цивилизационные риски связаны с выбором одной из этих тенденций для создания идеологии модернизации.

Модернизация включает не только технологические изменения, но и изменения отношений между социальными структурами и социальными субъектами. Социальные структуры становятся более подвижными по сравнению с предыдущим историческим этапом. Социальные субъекты, в свою очередь, оказываются менее прикрепленными к социальной структуре и доминирующей в ней системе ценностей. Увеличиваются степени свободы, как социальной структуры, так и социальных агентов. Эффектом структурных изменений сил социальных агентов становится большая свобода от структуры. Для успеха модернизации необходимо, чтобы эти агенты сами освободились и активно участвовали в модернизационном процессе. Человек вынужден руководствоваться собственными интуицией, образным мышлением и личными, зачастую мало связанными с общественными потребностями интересами. В результате реализации доктрины либерального рыночного фундаментализма возникает деградация нравственности и традиционных стимулов экономической деятельности. В обществе падает роль понятийного, аналитического мышления и классического образования; для дифференциации образов в условиях ускорения общественного развития ведущую роль в ориентации субъекта играет образное мышление.

Таким образом, результатом модернизации становится растущая индивидуализация. С ростом индивидуализации социальных субъектов увеличивается индивидуализация механизма принятия решений. А значит,

1,1 См.: Устышиев В.Б Порядок и человек в обществе риска. //Человек в условиях иивилизашюннога ш. попов/ A.C. Бортов, Д.П. Заров, и др.; под. ред. A.C. Борщова. Саратов: Изд. центр «Рата», 200Х. С. 98-100.

20

растет ответственность за принятые решения. Происходит «радикализация рациональности».

Кризис ценностной и мотивационной идентификации затронул все сферы современного общества. Модернизация формирует новые риски развития. Она разрушает веру субъекта в долговечность ценностей, которые могли бы служить ему некими ориентирами в его жизни и деятельности, подрывает отношение к различным вехам социального движения, уверенность в сформулированных историей ориентирах, определяющих жизненные смыслы и цели и формирует императив выработки новой трудовой аскезы,

Таким образом, модернизация российского общества в условиях глобального риска предполагает, прежде всего, создание идеологии модернизации. Такая идеология, опираясь на ментальные схемы российского сознания, с необходимостью должна содержать постановку высоких целей, способных мобилизовать на значимую деятельность, а также определить возможности развития православной трудовой аскезы, показавшей. потенциал развития в условиях советского общества и предполагающей служение обществу и опору на сложившуюся духовную мотивацию деятельности.

В заключении подводятся общие итоги проделанной работы, даются теоретические обобщения и выводы, намечаются пути дальнейшего исследования рассмотренной проблематики.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях: <

Публикации в изданиях, входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук:

1) Куропаткин С.А. Особенности духовных факторов стимулирования трудовой деятельности в традициях западного и российского обществ // Вестник Поволжской академии государственной службы №2 (27). Раздел Философия. - Саратов: «Поволжская академия государственной службы», 2011. С. 204-208.

2) Куропаткин С.А. Трансформация понятия труда в контексте постматернальных ценностей // Известия Саратовского университета. Т. 2 . Серия Философия, Психология, Педагогика. - Саратов: «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», 2011. С. 36 - 40.

3) Куропаткин С.А., Хен М.П. Геополитические вызовы России: ценности и духовные основания // Информационная безопасность регионов: научно-практический журнал № 1 (8). - Саратов: «Саратовский юридический институт МВД России», 201!. С. 56-58.

Публикации в других научных щдашшх:

4) Куропаткин С.А. Концептуальные особенности динамики трудового пространства в рамках постиндустриального общества // Национальная безопасность России в сценариях столкновения цивилизаций. - Саратов: «Наука», 2008. С. 104-108.

5) Куропаткин С.А. Антропологические основания труда в постиндустриальную эпоху // Инновационное общество - новая историческая эпоха цивилизационного развития - Саратов: «Наука», 2009. С. 81 -84.

6) Куропаткин С. А. Рискогенные последствия гуманизации и информатизации труда в постиндустриальную эпоху // Наука. Философия. Общество. Материалы 5 Российского философского конгресса Т.З -Новосибирск: «Параллель», 2009. С. 275 - 276.

•7) Куропаткин С. А. Труд в контексте постматериальных ценностей // Цивилизация и человек: научно-образовательный журнал. №2. - Саратов: « Кубик», 2010. С. 13-16.

8) Куропаткин С.А. Проблемы и риски управления трудовыми ресурсами в постиндустриальном обществе // Организационно-правовые проблемы противодействия преступности. - Саратов; «СЛОИ МВД России», 2011 С. 48-53.

9) Куропаткин С.А. Проблемы и риски развития материальных основ общества на постиндустриальном этапе развития // Межкультурная коммуникация в контексте глобализации и мультикультурализма. -«Наука», 2011.С. 137- 142.

Подписано в печать 26.12.2011. Формат 60x84 i/is. Бумага офсетная. Гарнитура Times.

Объем 1.25 печ. л. Тираж 130 экз. Заказ № 321-Т _Типография СГУ_

г. Саратов, ул. Б. Казачья 112а тел.: (845-2) 27-33-85

 

Текст диссертации на тему "Духовное и материальное в процессах модернизации российского общества"

61 12-9/165

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

На правах рукописи

%Ч'

Куропаткин Сергей Александрович

Духовное и материальное в процессах модернизации российского общества

09.00.11 — социальная философия по философским наукам

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Борщов А.С.

Саратов — 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение......................................................................................................................................................................3

Глава I. Духовное и материальное в цивилизационном пространстве

российского общества............................................................................................................20

§ 1. Понятия духовного и материального в анализе пространства

современного общества........................................................................................................20

§2. Становление духовных факторов трудовой деятельности в

пространстве развития российского общества.................................. 51

Глава II. Трансформация духовных и материальных стимулов

деятельности в процессах модернизации российского общества............ 82

§1. Вызовы постиндустриального развития: императивное и либертариальное в трансформации ценностных установок в процессах

модернизации........................................................................... 32

§2. Соотношение духовных и материальных стимулов деятельности

субъекта российской цивилизации в условиях общества риска............... 107

Заключение.....................................................................................

Библиография..........................................................................................................................................142

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Глобализация современного развития и нарастание конкуренции различных цивилизаций обострили проблему модернизации. Модернизация современного российского общества накладывается на кризис всего глобального сообщества и переход ведущих стран к постиндустриализации. Социальные пространства и культурные основания различных цивилизаций претерпевают существенные изменения, возникает новый экономический и культурно-цивилизационный базис российского общества. Однако в научной литературе, а еще в большей степени, - в политической и управленческой деятельности используются произвольные толкования феномена модернизации, допускающие смешение духовной и материальной составляющих данного процесса. В этой связи встает вопрос о соотношении духовных и материальных факторов общественного развития, а в более узком плане - о роли идеально-духовных составляющих российского общества, способствующих развитию конструктивной деятельности в новых, изменившихся условиях.

Актуальность проблемы соотношения духовного и материального в процессах модернизации российского общества для теории и практики общественного развития связана с необходимостью выявления целей, перспектив и возможностей созидательной деятельности человека. Анализ роли духовного начала цивилизационного развития дает возможность выбора оптимального направления духовной, политической и социально-экономической деятельности общества.

Сама проблема соотношения духовного и материального в обществе возникает и обостряется в результате современной трансформации глобальных процессов, тесного взаимодействия между различными обществами, этносами и культурами. Процессы современной глобализации приводят к размыванию существующих традиционных основ и ценностей

национальной культуры. Человек и социальные группы включаются в новые разнообразные отношения, происходит нивелирование и переоценка традиционных ценностей, являющихся исходной основой деятельности человека. Для России проблема определения роли духовного начала в обществе в таких условиях стоит особенно остро, поскольку в настоящее время российское общество переживает трансформацию и модернизацию социально-экономической и политической систем, возникших в результате предшествующих трансформаций.

Актуальность и необходимость пристального анализа проблемы определения духовного фактора в общественных процессах обусловлена также особенностями нынешнего этапа развития российского общества. Современный кризис экономической, политической, идейной и духовной сфер жизни общества зачастую определяется как безысходный путь российской цивилизации. Для обоснования данной позиции нередко берутся концепции мыслителей начала XX века, в которых полагается неизбежность распада любой многонациональной «империи» и значительного государственного образования. Такой подход не может быть продуктивным, поскольку не предусматривает реального поиска путей выхода из кризиса, выяснения необходимых факторов мобилизации субъекта социальных изменений. Актуализация духовных факторов развития может позволить вычертить для российского общества перспективные пути модернизации в условиях перехода экономически развитых стран к парадигме постиндустриального развития.

Степень разработанности проблемы

В социально-философской мысли разных эпох происходило осмысление труда и трудовых отношений. В античности - это работы Платона, Аристотеля, Лукреция Кара, в Средневековье - Аврелия Августина, Фомы Аквинского, в эпоху Возрождения - Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Мартина Лютера, в Новое время и в рамках немецкой

4

классической философии - Дж. Локка, Г. Гегеля, в XIX-XX веке - К. Маркса, М. Хайдеггера, Э. Мунье, Э. Финка, К. Ясперса, Г. Зиммеля, М. Вебера. Русская философская традиция включает труды B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, П. Савицкого. Это говорит о «сквозном характере» проблемы отношений человека к труду на протяжении всей истории общества.

Вся история цивилизации есть не что иное, как процесс деятельности людей, ориентированный на достижение материальных и духовных благ. В своем внешнем проявлении потребности, удовлетворяемые трудом, приобретают форму стимулов к труду, которые и воспринимаются в качестве действительных побудителей трудовой активности человека.

Наиболее глубокие культурные различия имеют духовные факторы трудовой деятельности. Существенным элементом социального бытия, воздействующим на духовно-нравственное состояние общества выступает религиозный фактор. Различные религиозные мыслители и практические деятели создавали необходимые духовные стимулы производственной активности и трудовой деятельности верующего человека, формировали особые критерии экономического поведения человека в обществе.

Новозаветные заповеди формулируют нравственный идеал, достижение которого в полной мере для падшего человека невозможно. Тем самым они становятся маяками, указывающими верное направление, по которому должны двигаться христиане в своем нравственном совершенствовании. По мере исполнения нравственного закона, каждое общество образует тот или иной хозяйственный строй, социально-экономические отношения которого обладают определенным нравственным уровнем. Экономика выступает своего рода практической этикой, позволяющей сохранить духовность в процессе достижения материальных результатов.

Теоретические позиции и представления по вопросам религиозного влияния на трудовую деятельность освещались как в философской, так и в

богословской литературе: Тертуллианом, Климентом Александрийским, Феофаном Затворником, Мартином Лютером, Жаном Кальвином, Василием Великим и др.1, так и в философской литературе.

Актуальность изучения проблемы духовного и материального, а также роли духовного фактора в формировании трудовой культуры, развития духовного и творческого потенциала человека, управления трудовым процессом и трудовым поведением граждан привели разработке теории трудовой культуры. Ее основы заложили работы B.C. Барулина, И.А. Бутенко, Ю.Г. Волкова, Д. Володихина, С.Ю. Глазьева, A.A. Гусейнова, В.Е.Давидовича, Е.Н.Даниловой, В.Д. Диденко, А.Л. Доброхотова, Т.И. Заславской, A.A. Зиновьева, В.И. Ильина, М.С.Кагана, В.Е.Кемерова, В.А.Коваленко, И.Ф.Коваль, А.И. Кравченко, А.Н. Леонтьева, Д. Марковича, В.М. Межуева, К.Х. Момджяна, И.В. Мостовой, А. Негри, В.Н. Поруса, Г.И. Рузавина, П.С. Самыгина, В.С.Степина, А.Л. Темницкого, Ф. Фукуямы, М. Хордта, И.И. Чанги, О.И. Шкаратана, Э.Г. Юдина и др.

Роль духовного начала, духовных ценностей и объективно-идеальных факторов трудовой деятельности рассматривается в работах зарубежных исследователей: Ж. Ле Гоффа, М. Вебера, В. Зомбарта, П.Ф. Скотчмера, Питера Дж. Хилла , а также отечественных авторов: H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ю.Н. Давыдова, Э.Г. Филимонова, A.A. Зиновьева, Т. .Б. Коваль, В.М. Сторчак, И.А. Ильина, И.А. Мчедлова, П.И. Новгородцева, М.М. Смирина, Е.С. Терлеевой, Л.А. Тихомирова, Шведов О.В. и др3.

' См.: Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс Избранные сочинения. - М., 1994; Климент Александрийский. Строматы. В 3 т. Т.1. Отцы и учителя Церкви III в. Антология. - М., 2003; Кальвин Ж. Наставления в христианской вере: в 3 т. - M., 1998; Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М., 1986; Хлеб наш насущный. Ежедневное христианское чтение. - Минск, 1998; Calvin J. Harmony of the Lam. - Oxford, 1998.

См.: Вебер M. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 1990; Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избр. Образ общества. - М., 1994; Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М., 1994; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

J См.: Булгаков С. Н. Философия хозяйства. - М., 1990; Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения церкви. - М., 2001 ; Мчедлов М. П., Филимонов Э.Г. Религия и экономика // Религии народов современной России. -М., 1999; Сторчак В.М., Макеев A.B. Протестантизм и православие: этос труда предпринимательства // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информ.-аналит. бюллетень. - 2000. - № 1. - С. 50-84;

6

Особое место среди исследований, посвященных данной проблематике, занимает работа О.В. Шведова «Энциклопедия церковного хозяйства». В ней рассмотрены основные проблемы, которыми занимается православная церковь. Анализу проблемы труда посвящена отдельная глава, в которой собран большой нормативно-справочный материал. В настоящее время данная работа выступает одним из немногих историко-экономических исследований положения русской православной церкви в современном обществе. Главное внимание в исследованиях данной группы авторов уделяется концепции хозяйственной деятельности и анализу отношения к проблеме труда в христианских и других религиозных конфессиях. В исламе, как и в христианстве, также выражается особое отношение к труду, которое исследовалось отечественными исследователями, среди которых особо следует назвать работы С. Боронбекова, М.В. Вагабова, Д.Е. Еремеева, A.M. Ермакова, Г.М. Керимова, М.П. Мамедова, Д. Малышевой, Л. Сюкияйнена и зарубежных ученых: Р. Максуд, А. Мюллера, Хусейна Хамида Хассана и др.4

Модернизация - это процесс технического и технологического обновления и перехода от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному в соответствии с требованиями и нормами, которые артикулируются в качестве критериев современного развития.

Часто под модернизацией понимают преобразование не только материальной, но и в духовной жизни, а также в культурно-цивилизационных основаниях общества. Такая модернизация становится

Коваль Т.Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда // Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа. -М, 1994.

4 См.: Шведов О.В. Энциклопедия церковного хозяйства. - М., 2003. См.: Керимов Г.М. Шариат и его

социальная сущность. - М., 1978; Мамедов A.M. Об отношении ислама к труду // Актуальные проблемы современного ислама. - Баку, 1990; Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990; Ермаков И. А. Исламская этика труда: Ислам в культуре России в очерках и образах. - М, 2001; Вагабов М.В. Ислам: история и современность. - Махачкала, 2002; Малышева Д. Ислам в современном мире // Новый мир. - 2002. - № 2. - С. 115-128; Боронбеков С. Основные ценности ислама - объекты охраны Шариата // Государство и право. - 2003. - № 2. - С. 92-100; Сюкияйнен Л. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов // Отечественные записки - 2004 - № 6 -С. 56-64.

12 Хусейн Хам ид Хассан. Право на труд в исламе - Новосибирск, 1996; Максуд Р. Ислам. - М., 2002; Мюллер А. История ислама: от доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. - М., 2004.

7

безосновательной, так как не опирается на устойчивую и сложившуюся для данного общества духовную основу.

Процесс модернизации общества как переход от одной парадигмы развития к другой с одновременным сохранением цивилизационных и социкультурных оснований общества предполагает исследование в большей степени касаются экономических характеристик общества, а также субъекта социального развития. Проблема соотношения духовного и материального в обществе активно исследуется в работах К. Маркса, В.П. Кузьмина, B.C. Барулина, С. Франка, А.К. Уледова. Процессы общественного развития России, США и стран Европы в условиях модернизации и постиндустриализации, а также исследование перспектив развития глобальной и современных локальных цивилизаций анализируют П. Бьюкенен, И. Валлерстайн, B.JI. Иноземцев, А.Г. Дугин, Б.С. Ерасов, A.A. Зиновьев, Л.И. Медведко, И.Б. Орлова, A.C. Панарин, Федотова В.Г., Уткин А.И., Зарубина H.H., С. Хантингтон, А.Н. Чумаков, О. Шпенглер, В. Шубарт3. В работах данных авторов проводится идея, согласно которой векторы духовного развития на определенном уровне осознаются общественной элитой и определяются по различным направлениям: политическому, национальному, государственному, религиозному, духовному. Данные векторы одновременно существуют как основания возможной модернизации общества. Проводится мысль, что духовное развитие субъекта происходит как осознание им своего места в локальном сообществе, определяющее перспективы и смыслы его существования.

Федотова В.Г. Типология модернизации и способов их изучения // Вопросы философии. 2001. №4; Федотова В.Г. Социальные инновации как основа процесса модернизации общества //Вопросы философии. 2010. № 10; Зарубина H.H. Самобытный вариант модернизации // СОЦИС. 1995. №3; Зарубина H.H. Без протестантской этики: проблема социо-культурной легитимации предпринимательства в модернизующихся обстоятельства// Вопросы философии. 2001. №10; Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003; Пределы «догоняющего» развития / В. Л. Иноземцев. М., 2000. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе// Социологические исследования. 2000. №6 и др.

Анализ соотношения духовного и материального выступает одним из актуальных направлений исследования современного общества, поскольку с усложнением развития, нарастанием постиндустриальной и информационной составляющих общественных процессов увеличивается роль идеального начала, духовных характеристик субъекта развития. Данные устойчивые характеристики, а также значимые культурные ценности проявляются на различных сферах общества и определяют формы жизнедеятельности цивилизации, определяя ее основные особенности и формируя ее идентичность. Тенденция развития современного глобализирующегося мира формируют потребность в необходимых обобщенных представлениях о сущности процессов, происходящих в современном российском обществе, порождают потребность осмысления места и роли России в глобальном мире.

Общий уровень анализа рассматриваемой проблемы в отечественной научно-исследовательской литературе оценивается неоднозначно. С одной стороны, в работах отечественных авторов, вышедших в советский период, накоплен значительный материал, содержащий анализ понятий общественного и индивидуального сознания, деятельности индивидуального субъекта. Однако феномен идеального исследовался, по большей части, либо в гносеологическом аспекте, либо в контексте выявления роли потребностей и интересов в деятельности человека. По сути, проблема выявления роли идеального подменялась проблемой идеологического выбора в анализе классовых интересов и потребностей. Цели, интересы и даже инстинкты рабочего класса определялись в качестве прогрессивных, духовная жизнь крестьян как неустойчивых попутчиков, рассматривалась как некое «болото», выражающее мелкобуржуазные социальные ориентации, а духовные установки интеллигенции как неустойчивой прослойки определялись как требующие постоянной корректировки в соответствии с задачами коммунистического строительства. Подобные схематизмы не позволяли в должной мере идентифицировать духовные стимулы и

характеристики субъекта общественного производства и определить оптимальные задачи мотивации трудовой деятельности.

В результате реакции на происшедшие в России в конце XX века политические и экономические события, в стране появляется работы по осмыслению значения различных реформ для рос