автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Духовность

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Семенов, Александр Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Духовность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Семенов, Александр Иванович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

ГЛАВА

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНОСТИ.

ГЛАВА

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Семенов, Александр Иванович

Актуальность темы исследования. Характерной особенностью развития современной социальной философии, ряда ее школ и направлений является повышенный интерес к изучению феномена духовности, ее сущности и истоков, формам проявления на индивидуальном и надындивидуальном уровнях, тенденциям в эволюции в связи с изменениями устоев социального бытия и ценностных ориентиров человека в мире повседневности. Двадцатый век обнаружил наибольшую динамику развития материальных и социальных процессов, что, однако, не нашло адекватного отражения в духовной жизни индивидов и общества, в динамике их интеллектуального и нравственно-психологического потенциала. Негативные процессы в духовной сфере особенно настойчиво заявляют о себе в период мощных и глубинных потрясений в социально- экономической и политической сферах общества. В этих условиях возрастает рационально-рассудочный компонент духовности в ущерб нравственному, "возвышенно духовному", о чем свидетельствуют такие явления, как-то: эгоизм, равнодушие, жестокость, предательство, бездуховность. Все это приводит к трудно объяснимым формам проявления плюрализма в суждениях и оценках истинной природы духовности, ее места и роли в определении жизненной позиции человека, его мировоззренческих ориентиров, к размыванию духовно-ценностных систем. Проблема духовности приобретает особую значимость для российского общества, переживающего глубокий системный кризис, который охватывает и духовные основы жизнедеятельности человека. Всеобщая девальвация духовных ценностей ставит под вопрос существование самого человеческого сознания в его содержательном, ценностном измерении. Эти и некоторые другие, объективные и субъективные факторы выдвигают задачу дальнейшего исследования проблем духовности, особенно тех ее аспектов, которые созвучны со сложившейся ситуацией, решение которых в практике реальных действий будет содействовать возрождению общества, его духовной культуры, возвышению человеческого достоинства.

Насущной проблемой, в свете сказанного, является настоятельная потребность в целостном социально - философском анализе сущностных оснований духовности, особенностей ее проявления и функционирования на тех или иных этапах развития человеческой цивилизации, ее значимости в формировании общественных и личностно- значимых мировоззренческих ориентиров и ценностей.

Степень разработанности проблемы. Изучением различных аспектов проблемы духовности занимаются многие отечественные ученые. Наибольший интерес вызывает общетеоретический анализ содержания самого понятия "духовность", раскрытие онтологических, гносеологических и аксиологических оснований данного феномена, основных "ипостасей" его бытия, форм проявления и актуализации.

Идея духовности, ее смысловое и функциональное содержание, имеет своим истоком достаточно мощную интеллектуальную традицию, уходящую корнями в античную эпоху. С этого периода начинают исследоваться уровни и формы ценностного состояния сознания, проблема человеческого духа в контексте "земного и небесного", светского и религиозного, индивидуального и надындивидуального. Нравственно-эстетические ценности духовности сравнительно четко представлены в изречениях и работах Сократа, Платона, Аристотеля; религиозные аспекты духовности отражаются в учении А. Блаженного, Ф. Аквинского; мотивы гуманизма звучат у Салютати, М. Монтеня и ряда других мыслителей эпохи Возрождения. Рациональное понимание духовности обнаруживается в трудах Б. Спинозы и Р. Декарта; теоретические основания - в работах И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте и др.; антропологическое направление представлено О. Шпенглером, Э. Фроммом; экзистенциальные стороны духовного освещаются в работах С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, А. Камю, Э. Мунье. Обретение духовности у В. Франкла связано с поиском человеком смысла своего существования. Ряд исследователей, например, русские религиозные философы В. Соловьев, С. Франк, И. Ильин, Н. Бердяев, рассматривают истоки и сущность иррационального в духовных процессах.

В современной отечественной социально - философской литературе при всем разнообразии подходов к исследованию проблем духовности нет единой и целостной картины концепции духовного, хотя многие частные аспекты общей проблемы находят свое отражение во многих работах. Наиболее успешно проблема духовности разрабатывается и получает соответствующую экспликацию в контексте раскрытия основных содержательных сторон категории "сознание" ( исследования В. Зинченко, А. Иванова, И. Кона, А. Леонтьева, О. Рубинштейна, Л. Скворцова и др.). Рядом философов исследуется такой компонент духовности и духовного мира человека, как знание и его виды (В. Лекторский, В. Федотова, Б. Юдин), как вера и убеждение (В. Андрющенко, И. Дубинин, П. Копнин), как ценностные аспекты (С. Анисимов, Н. Бородина, О. Дробницкий, Н. Кузнецов, Л. Максимов, Л. Столович и др.). Типы духовности являются предметом рассмотрения А. Арабаджана, В. Гаражди, Г. Платонова, А. Косичева и др.

Заслуживают внимания те исследования, в которых раскрываются онтологические основания духовности и тем самым актуализируются те проблемы, изучение которых позволяет выявить истоки духовности, ее "статус" как явления в определенных рамках автономного, подчиняющегося своим внутренним законам жизни, законам становления, оформления и развертывания "во мне" (Н. Бородина, И. Дугин, М. Каган, Л. Коган, С. Крымский, М. Мамардашвили, С. Пролеев, В. Федотова и др.).

В указанных трудах содержится анализ исследуемой проблемы, дающий материал для теоретических обобщений. Заложены соответствующие основания для единой социально - философской концепции духовности. Свой вклад в формирование данной концепции стремится внести автор данной работы.

Цель и задачи исследования. Направление анализа проблемы и степень ее разработанности определяют цель и задачи исследования. Цель заключается в том, чтобы исследовать в историческом плане сущностные параметры и основные характеристики духовности в категориальном поле социальной философии. Указанная цель предполагает решение следующих задач:

1. Исследовать логику накопления исторически формировавшихся представлений о духовности.

2. Проанализировать основные подходы в толковании содержания понятия "духовность" в социально - философских концепциях, обосновать целесообразность выделения термина "духовность" в качестве социально - философского понятия.

3. Исследовать структуру и особенности функционирования духовности в контексте социально - философских идей, выделить основные типы духовности как концентрированное выражение мировоззренческих ориентиров и ценностей человека.

4. Определить основные тенденции в дальнейшем исследовании проблем духовности и сформулировать некоторые прогностические положения.

Предметом настоящего исследования является анализ основных исторических концепций в исследовании содержательных аспектов понятия "духовность", перспективы дальнейшего изучения сущностных основ и механизмов реализации духовности как интегративного образования в самостроительстве, самореализации личности.

Методологической основой исследования являются труды классиков мировой и отечественной философии, а также современных философов, исследующих социально - философские проблемы человека. Методология исследования основана на историческом и диалектическом подходах, применялись также методы структурно - функционального и системного анализа и другие.

Научная новизна результатов исследования состоит в особенностях самого подхода к поставленной проблеме. В рамках социально - философского анализа делается одна из первых попыток исследовать феномен духовности в онтолого-аксиологическом измерении, что позволяет выявить особенности организации духовности, уровни и формы ее отражения в теоретических концепциях, наметить основные пути дальнейшего исследования поставленных проблем.

Основные положения, выносимые на защиту:

- социально - философские аспекты общей теории духовности закладываются в эпоху античности и находят свое отражение, прежде всего, в интен-циональности онтологических, гносеологических и аксиологических конституэнтов содержательных параметров духовности;

- духовность как феномен, как ценностное состояние сознания, как интеллектуальный и нравственно - психологический потенциал человека, находящий свою актуализацию в специфических формах его самоопределения, фиксируется в идентичном понятии, которое занимает свое соответствующее место в системе философских понятий;

- типовые особенности содержания духовности, формы ее проявления в основных теоретических установках и концепциях трактуются в традиционных логических схемах и эксплицируются, как правило, в контексте общих мировоззренческих ориентиров и ценностей человека и общества;

- негативные тенденции в духовном развитии современной цивилизации, особенно в развитии российского общества, обусловливают выдвижение новых парадигм исследования феномена духовности, связанных с приоритетной разработкой индивидуальных форм его трансформации и раскрытием основных тенденций в формировании и реализации высших уровней духовности как основного фактора стабильности социальных систем.

Теоретическое и практическое значение данного исследования видится в том, что его результаты могут быть использованы как методологические посылки при изучении феномена духовности в философии, культурологии, социологии, психологии, исторической науке. Материалы диссертационного исследования могут представить интерес для специалистов при чтении нормативных курсов по социальной философии, философии истории, истории и теории культуры и т. д., так и для широкой аудитории.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы обсуждались на ряде научных и научно-практических конференциях различного уровня, где автором были сделаны сообщения в 1997-2000 гг.: на межрегиональной научно - практической конференции "Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России" (ноябрь 19^8 г., г. Волгоград); на всероссийской научно - практической конференции ^Реализация молодежной политики 1 как условие социализации молодежи (декабрь 1999 г., г. Волгоград); на международной научной конференции "Человеку культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий (октябрь 2000 г., г. Волгоград). Материалы исследования нашли отражение в семи научных публикациях.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовность"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование духовности, ее содержания и закономерностей функционирования должно помочь научным, научно-педагогическим работникам, всем, кто проявляет интерес к данной проблеме, глубже понять состояние духовной сферы личности, общества на современном этапе: условия, пути и способы ее развития в соответствии с потребностями нового времени.

Понятие духовности в составе социально-философской теории ориентирует исследователей исторического процесса на раскрытие внутренней взаимосвязи материального и духовного начала в человеке, на анализ духовности как исторически возникшей специфически человеческой формы и продукта совокупной деятельности индивидов. И в этом плане она хорошо передает свою зависимость от совокупности общественных изменений, эволюции и исторических условий и обстоятельств.

Идея духовности выполняет тем самым важную методологическую роль, способствуя научному истолкованию сложных понятий, характеризующих внутренний мир человека. В структуре духовности по-своему отражается реальная система социальных связей, отношений между индивидами. Структура духовности способна играть посредническую роль в осмыслении взаимодействия материального и духовного начал в человеке.

Важной особенностью понятия духовности является то, что духовные формы и процесс духовной жизни общества есть продукт общественно исторической практики людей, и их следует рассматривать в качестве особых общественных образований и отношений. Духовность при таком подходе выступает как реальность особого рода, развитие и функционирование которой определенным образом организовано и институционализировано в масштабах общества.

Вопрос о том, каким образом индивид включается в эту реальность особого рода и как происходит процесс формирования духовности личности, требует обстоятельного рассмотрения. В рамках постановки проблемы обратим внимание на следующее.

Речь не идет о создании какой-то специальной теории духовности. Безусловно, признание относительной самостоятельности духовной сферы предполагает и даже диктует необходимость специальной разработки входящей в компетенцию этой сферы проблематики (интерес ученых и общественности к тому, что принято называть социологией науки, искусства или права, заметно выявившийся в последнее время, - явление само по себе прогрессивное и нуждается в поддержке). Вопрос в целесообразности и правомерности область духовной проблематики не идут, как правило, дальше чисто эмпирической информации и отрывочных социологических исследованиях. И почти полностью отсутствует сколько-нибудь заметный интерес к изучению организационной институциональной сферы, охватывающей весьма разветвленную сферу творческой деятельности.

Собственно, речь идет о том, чтобы учесть как можно полнее результаты проделанной современными философами исследовательской работы по изучению социальной природы и внутренней структуры духовности, для познания сущности и особенностей духовности, для понимания ее социальной природы и функций.

Понятие духовности, ныне широко применяемое в художественной литературе в эстетике, искусствоведении, еще не получило право гражданство в науковедческой литературе. Давно назрела потребность в серьезных исследованиях в области социальной философии.

В настоящее время проблематика духовного складывается в относительно самостоятельную, обладающую собственной структурой область человеческой жизнедеятельности. Поэтому на духовность могут быть распространены те определения и категории, которых характеризуют духовную сферу. Использование таких понятий, как "дух", "душа", "духовное", при анализе духовности раскрывает ее истоки, смысл, функции.

Настаивая на более внимательном отношении к понятию духовности и более активном использовании ее познании других областей общественной жизни (культура, психология, этика, эстетика), мы вполне осознавали опасность и такой крайности, как "растягивание идеи" (выражение Л.С.Выготского). Та или иная идея или понятие сохраняют силу объяснительного принципа до тех пор, пока они могут выйти за собственные границы и при этом что-то существенное сказать о предмете изучения. Ясно, что, когда понятие замкнуто на само себя, оно мало что способно объяснить. Но столь же непродуктивным является искусственное распространение идеи или понятия на сферы и стороны жизнедеятельности людей, где они не "работают" и лишь создают видимость какого-то объяснения. Мы стремились избежать обеих крайностей в обращении с понятием духовности, представленном в трудах современных философов.

В современной научной, публицистической литературе понятие "духовность" употребляется довольно часто и в различных контекстах ("духовная жизнь", "духовное производство", "духовные свойства личности" и т.п.). Несмотря на такое достаточно широкое использование понятия духовности, оно не получило той степени теоретической проработанности, которая бы соответствовала бы познавательной и мировоззренческой значимости этой категории.

Все изложенное в диссертационном исследовании, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что попытка социально-философского анализа и, в частности, раскрытие содержания духовности, позволяет обозначить ее роль в сложном духовном мире личности, выявить значение духовно-нравственных и интелектуально-психологических изменений в жизнедеятельности социума.

Итак, в данной работе мы представили свое понимание духовности. Мы исходили из того, что духовность не является чем-то сверхъестественным, мистическим: она реальна, персонифицирована, принадлежит человеку.

В последнее время много говорят о духовном кризисе, о необходимости духовного возрождения России. Это глобальные проблемы: их существование, безусловно, связано с тем, что в реальности весьма ощутим разрыв между должным и сущим в сфере процесса «одухотворения миропорядка». Но в эмпирически фиксируемом факте существования различных уровней духовного освоения действительности отражается проблема независимо творимой духовности.

Духовность основывается не столько на всеобщем, сколько на индивидуально-уникальном. Именно поэтому духовность может быть определена как фактор стабилизации системы.

С каких бы позиций ни рассуждать о духовном и духовности, нельзя не признать, что многие тайны духа кроются в человеческой индивидуальности. Кроме того, ведя речь о духовном ренессансе социокультурного пространства России, где давно потеряно то, что Герцен и Розанов называли «идеей» и «духовной вершиной», можно с убежденностью сказать: как бы ни пытаться возвысить духовность над грешной землей и придать ей статус «высочайшего», духовность сопряжена с разорванностью человеческого существования, а ее детерминантами являются экзистенциальные архетипы, представленные личности как идеальные формы (смыслы, идеальные интенции, память, ценности). Ясная, гуманная, нравственная духовность нужна людям и миру, но человечество еще должно противостоять стадной, мертвой, злой духовности (Федотов). Возможно, человеческий дух имеет тенденцию приспосабливаться к амбивалентной духовной палитре, но предпочитает строить свой мир притязаний и оценок.

Существует так называемая норма духовности, стремление человека вернуться к ощущению собственной неповторимости. Человек защищает «внутреннего человека», являющегося интериорно полифункциональным феноменом.

Эссенцией духовности является свобода, поэтому духовность не может оцениваться исходя только из критериев реальной практической деятельности. Будучи сущностной и актуализированной чертой духовности, свобода пред-ставима и уловима в духовности в той же мере, в какой сама духовность освобождает человека от всего наносного и ненужного. Духовность сопряжена с неадаптивной активностью, ибо переживающее сознание постоянно пребывает в априорно-дуализированном пространстве смыслов и онтологически продуцирует отчуждение и естественно связанную с ним антиномичность существования.

Уникально-единый мир духовного создает социокультурное поле личности, зависимое от выбора аксиологической доминанты, представленной как результат познавательно-поисковой и ориентационно-рефлексивной активности.

350 лет длится «декартовское иго», сводящее дух человека к структуре и сущности лишь сознания. Одно из крупнейших открытий 20 века состоит в переломном изменении взглядов на духовную сущность человека. Духовная сущность человека - это новое неоклассическое осмысление духа человеческого существа и его категориального статуса. Неоклассический образ духовности вобрал все ценное и отсеял радикалистское в классическом и неклассическом видении духа.

 

Список научной литературыСеменов, Александр Иванович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абульханова К. А., Славская А. Н. К истории союза психологии и философии// Вопросы философии. 1996.-№ 5.-С. 163-170.

2. Авгусин А. Исповедь. М: Ренессанс, 1991,- 448 с.

3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М: Наука, 1988. -287 с.

4. Адлер А. Смысл жизни// Вопросы философии. 1998,- № I,- С. 15- 26.

5. Актуальные проблемы исследования сознания: онтология и гносеология. Сб. ст. Иванов.гос. ун-т,- Иванове. 1997.-154 с.

6. Александер Ф., Селестник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание и до наших дней. М: Прогресс. 1995.-608 с.

7. Андрюшина З.Г. Духовный мир личности как социально- философская проблема. Автореф. Дисс. канд. философ.наук. МГЛУ. М., 1992.-16 с.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление М: Мысль.-1988.-253 с.

9. Антошкина З.Г. Духовность как мера развития личности // проблемы культуры и искусства: традиции и современность. Тез. Межвуз. Конф. Казань. КГАКИ, 1994.-С. 18-20.

10. Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль. 1988,- 127 с.

11. Апресян Р.Г. Одухотворенность // Человек.-1996.-№ 4.-С. 60-74.

12. Аралова Е.В. Социально-философский аспект проблемы духовности. М., 1992.-125 с.19.

13. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. М.: Мысль, 1976 1984.

14. Ассаджоли Р. Самореализация и психологические потрясения // Гроф С. Духовный кризис.- М., 1995,- С. 40-61.

15. Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования. Взгляд из России // Вопросы философии, 1995,- № 12,- С. 3-20.

16. Ахунлов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры //Вопросы философии, 1992,- № 12,- С. 42-53.

17. Бажутина Т.О. Стереотипы русской психологии: поиск духовных оснований общественного развития // Известия СО РАН, Серия: история, филология, философия. Новосибирск, 1993, вып.2. С. 32-48.

18. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М.:Политиздат. 1977.-143с.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979,- 424 с.

20. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М., 1986,- 218 с.

21. Белоус В.Г. Русский менталитет // Вопросы философии, 1996. № 5.- С. 189190.

22. Бсргсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон. 1994.-384 с.

23. Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х т. М.: Московский клуб, 1992.Т. 1,336 с.

24. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Мысль. 1990.-206 с.

25. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика. 1990.-480 с.

26. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание. 1990.52 с.

27. Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание, Волгоград, 1999.-29 с.

28. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход// Вопросы психологии. 1992.№ 3-4, -С. 24-34.

29. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 462 с.

30. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры// Круглый стол «Духовность, художественное творчество, нравственность». Вопросы философии, 1996.№ 2, С. 3-9.

31. Бурбулис Г.Э.,Кемеров В.Е.Духовность и рациональность.М.:Знание.1986-59 с.

32. Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т. М., 1950.

33. ВазинаК.Я. Человек и духовное развитие. Н.Новгород: ВИЛИ, 1997.-114с.

34. Ванштейн Э.С. Дух: (стержень спирали, кн. 2.). М.: Ключ, 1997.-259 с.

35. Велихов Е.П. Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода//Вопросы философии, 1998. № 11.- С. 3-31.

36. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М.:Наука, 1965. -374 с.

37. Вернадский В.И. Биосфера. М-: Мысль, 1967. -376 с.

38. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста М.: Наука, 1988.-519 с.

39. Вехи. Из глубины. М.: Правда. 1995,- 203 с.

40. Вилков A.A. Понятие "менталитет" в российской политической науке //Проблемы политологии и политической истории.Саратов,1996.Вып.7.-С.9-14.

41. Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. М.: Юристъ, 1995,- 687 с.

42. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия.Новосибирск. Наука, 1990.-246 с.

43. Власова Т. В. Теоретико методологические основы и практика воспита-ниядуховности современных школьников. Автореф. дисс. док. пед. наук. Ростов -на-Дону. 1999.-44с.

44. Волков А.Н. Проблемы духовной философии М.Агентство «Дон», 1995.203 с.

45. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.: Изд-во МГУ. 1992,- 117с.

46. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М,: АПН РСФСР, 1960.-500с.

47. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988, -704 с.

48. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.-376 с.

49. Гартман Э. Спиритизм. Санкт-Петербург, 1987.-160 с.

50. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений в 4 т. М.: Искусство, 1968 -1973.

51. Герцен А.И. С того берега// Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль,1986, С. 3-117.

52. Гроф С. Духовный кризис. Статьи и исследования. М.: МГН, 1995,- 256с

53. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история. М.: Высшая школа. 1988.-188 с.

54. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М.: РУДН, 1997. -225 с.

55. Гусейнов А. Золотое правило нравственности.М.Молодая Гвардия, 1988,269 с.

56. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. -357 с.

57. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая Гвардия, 1989.-286с.

58. Даниленко О.И. Психологический потенциал духовной культуры. Санкт-Петербург., 1993.-243 с.

59. Декарт Р. Рассуждение о методе. Страсти души. // Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950,- С. 257-318, 593-700.

60. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970,- 424 с.

61. Добкина Н.Н. Нравственное содержание духовности: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. -17 с.

62. Донченко Е. Концепция социальной психики общества: статья первая. Структура и свойства социальной психики // Философская и социологическая мысль. Киев, 1994, Т. 1-2,- С.34-42.

63. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ 1989.-191с.

64. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.-228 с.

65. Дуденок В.И. Духовность как показатель мировоззрения и культуры // Роль мировоззрения и активация человеческого фактора. Тез. всесоюзной конф. М., Чебоксары, 1990,4.2, -С. 34-35.

66. Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. Спб.: Логос,1992.-276 с.82.

67. Духовная жизнь развитого социалистического общества. JL: Изд-во ЛГУ1985.-120с.

68. Духовное обустройство России. Сб. ст. Курск: ГУИПП, 1996.- 217 с.

69. Духовное становление личности. Волгоград: Перемена, 1998.- 108 с.

70. Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы «Круглого стола// Вопросы философии, 1996, №2 ,- С. 6- 40.

71. Евстратов В.Д. Феномен сознания: приоритеты современной интерпретации // Проблема сознания в свете междисциплинарных исследований. Матер, респ. конф.Казань, 1997.-С. 15-17.

72. Евстратов В.Д. Сознание как гносеологическая проблема. Саратов: ГУ,1984.-178 с.

73. Жуков Н.И. Проблема сознания. Минск, 1987.-207 с.

74. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат,1986.-223 с.

75. Зеличенко А.И. Психология духовности. М.: Трансперсональный институт, 1996,-400с.

76. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся: Очерки российской психологии.М.: Тривола, 1994.-304 с.

77. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.-464 с.

78. Ильин И. А. Собрание сочинений: BIO т. М., 1993.

79. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-315с.

80. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа). // Вопросы философии, 1985, №9,-С. 91-102.

81. Какурин A.A. Теория духовности. Санкт- Петербург, 1997.-40 с.

82. Калашников М. Ф. Духовность как социальное явление // Новые идеи в философии. М., 1996. Вып.5. -С.79-84.

83. Калитин В.Ф. Духовность и ее гносеологические функции. Н. Новгород, 1992,- 143 с.

84. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990, -415с.

85. Кант И. Сочинения в 6 т. М.: Мысль, 1964-1968.

86. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. 256 с.

87. Ковалев П.И. Ключ к духовности 21 века// Россия накануне 21 века. Выпуск 2. М., 1995.-С. 100-106.

88. Коваль H.A. Теоретические основы изучения духовности личности. М., Тамбов, 1997. -64 с.

89. Коган JI.H. Цель и смысл жизничеловека.М.: Мысль, 1984. 252 с.

90. Крутова О.Н. Человек как творец морали. М.: Знание, 1985.-64 с.

91. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации. // Вопросы философии, 1992, №12.- С. 21-28.

92. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки, 1991, № 12, С. -41-52.

93. Кузин A.M. Духовное начало во Вселенной // Вопросы философии, 1998,№8. С. 167-170.

94. Кулэ Майя. Духовность, смысл и политизм.// Человек и духовность. Рига, 1990,- 103 с.

95. Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование. Казань, 1991.-97с.

96. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии, 1996,№2.-С.31-35.

97. Лившиц Р. Л.Духовность и бездуховность личности.Екатеринбург. 1999,-152с.

98. Лосев А.Ф. Дух // Философская энциклопедия Т. 2. М. 1962,- С. 82-85.

99. Лосский H.A. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.-367с.

100. Лукьянов A.B. Идея духовного В философии И. Г. Фихте. Автореф. дисс. док. филос наук. Уфа, 1994.-38 с.

101. Майленова Ф.Г. Духовность и интеллект: синтез и взаимоотторже-ние//Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века.Курск, 1997. -С.71-74.

102. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. -415с.

103. Михеева И.Н. Соотношение нравственных и эстетических потребно-стей.М.: Знание, 1985.-64 с.

104. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле// Вопросы филосо-фии.1990, № 6,- С. 32-45.

105. Мораль, сознание, поведение. М.: Наука, 1986.-207 с.

106. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984.-326 с.

107. Мурашов В. И. Идея духовности как основа и способ социальной жизни // Школа духовности, 1999, №6.-С. 21-35.

108. Наука и ценности. Сб. Новосибирск: Наука, 1987.-241 с.

109. Нижников С.А. Проблема духовного в Западной и Восточной философии и культуре. М., 1992.-156 с.

110. Никитин Е.П. Духовный мир: ограниченный космос или разбегающаяся Вселенная. // Вопросы философии, 1991, № 8.-С. 3-12.

111. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт., М.: Мысль, 1990.

112. Нурова С.С. Духовный мир личности и образ жизни: Автореф. Дис. доктора социолог, наук. Алматы,1994. -40 с.

113. Ойзерман Т.И. Рациональное и иррациональное. М.: Знание, 1984.-64 с.

114. Панченко И.С. Духовность и социальная реальность// Россия накануне 21 века. Выпуск 2. М., 1995. -С. 110-130.

115. Петерсоне Байба. Этическая духовность.// Человек и духовность. Рига, 1990.-С. 43-44.

116. Питирим, Митрополит Волоколамский и Юрьевский. Тело, душа и совесть. // О человеческом в человеке. М., 1991,- С.78-81.

117. Платон. Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1993.

118. Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы обра-зова-ния.Волгоград: Перемена, 1995. -168 с.

119. Проблема сознания в современной западной философии.М.:Наука,1989.-250 с.

120. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.-544 с.

121. Проблемы духовной культуры. Сб. Свердловск, 1974.-102 с.

122. Пролеев C.B. Онтологические основания человеческой духовности. Киев, 1990.-201с.

123. Ремизов В. А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки, 1997,№2. -С. 158-161.

124. Рубинштейн С. Л. Избранные философско- психологические труды: основы онтологии, логики, философии. М.: Наука, 1997.-463 с.

125. Рябчун Н. П. Духовность и рациональность как два способа мировоззренческой ориентации. Автореф. дисс. канд. филос. наук.М.: МГУ, 1994-21 с.

126. Сафиуллин Л.К. Направленность личности как мера ее духовности. Автореф. канд. дис. филос. наук. Казань, 1994. 20с.

127. Семенова O.A. Гносеология духовного.Автореф. дисс. канд. филос. наук. Иванове, 1996. -29 с.

128. Силуянова И. В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки, 1990, № 12,- С. 100-105.

129. Симонов П.В., Ершов П.М.,Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.,1989.-352с.

130. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа// Человек. 1994. № 5,-С. 21-38.

131. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х тт. М., 1990.

132. Сорокин П. Социокультурная динамика.// Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-542 с.

133. Спиноза Б. Избранные произведения в 2 т.М.: Госполитиздат,1957.Т. 1.631 с.

134. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.

135. Стефанов И. Измерение духовного кризиса // Философские науки , 1990, № 12. -С. 105-109.

136. Толстых В.И. Духовное производство как проблема исторического ма-териа-лизма.//Вопросы философии, 1978, № 2.

137. ТоффлерА. Футурология. Санкт-Петербург, 1997.-461 с.

138. УайтхедА.Н. Приключения идей. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990.-718 с.

139. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990,- 334 с.

140. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии, 1987, №3,- С. 11-28.

141. Федотова В.Г.Душевное и духовное // Философские науки, 1988,№ 7.С.50- 58.

142. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М,: Наука, 1991. -136с.

143. Феноменология духовного. Владимир, 1995.-241 с.

144. Фихте И.Г. Избранное. М.: Мысль,1987.-270 с.

145. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: СГУ, 1997.-251с.

146. Франк С. Духовные основы общества. М.:Республика, 1992,- 510 с.

147. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

148. Фромм Э. Душа человека М. Республика, 1992.-429 с.

149. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.-269 с.

150. Фромм Э. Иметь или быть. М.:Прогресс, 1986.-238 с.

151. Хайдеггер М. Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993.-464 с.

152. Хетчер У. С. Понятие духовности. Киев: МП Феникс, 1992.-145 с.

153. Холостова Т.В. Проблема духовности человека // Методологическиепроблемы изучения человека в марксистской философии. Л.:ЛГУ, 1979. -С. 82-94.

154. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия.// Вопросы философии, 1991, № 9.

155. Человек и духовность. Сб. Рига, 1990,- 203 с.

156. Человек как объект социально-философского анализа.// Проблемы человека в западной философии. М., 1988,- С. 67-74.

157. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.-343 с.

158. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.-490 с.

159. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: В 2 т.М.: Мысль, 1987 Т.1.- 637 с.

160. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. -479 с.

161. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993.-663 с.

162. Шпет Г.Г. Сочинения.М.: Правда, 1989. 601 с.

163. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. -336 с.

164. Яновский Р.Г., Серебрянников В.В. Возрождение духовности// Россия накануне 21 века. М., 1995. -С. 140-146.

165. Янок В.Ф. Философия гармонии. СПб, 1993.

166. Ясперс К. Смысл и назначение истории.; Политиздат, 1991.- 527 с.

167. Bartess R. Imagination and Text. Cambridge. N.Y., 1993,- 231 pp.

168. Berger P.L. Luckman Th. The Social Construction of Reality. L., 1976,- 230 pp.

169. Campbell J. The Mask of God. V. 1-4. N.Y., 1969-1970,- 158 pp.

170. Eccles J.C. How The Self Controls Its Brain. Berlin, 1994. 310 pp.

171. Neuman E. The Origins and History of Consiousness. Oxford, 205 pp.