автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Египетский исторический роман, 30-40-е годы ХХ в.

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Тикаев, Гусейн Гаджиибрагимович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Египетский исторический роман, 30-40-е годы ХХ в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Тикаев, Гусейн Гаджиибрагимович

В в е д е н и е.

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ МНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В ЕГИПТЕ И РОЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ РОМАНОВ АЛИ АЛЪ-деИМА В ЕГО ЭВОЛЮЦИИ

1Д. Исторический роман в Египте в первой трети

XX века •««.«•••••*•*••♦»»«»••»•»•••»»•»•••.•»»

1,2« Поэты арабского средневековья Абу ©ирас и

Ибн Зейд/н в исторических романах Али аль-^арима

Глава 2* РОМАНТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В ЕГИПТЕ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА МУХАМЕ& ШШ АБУ ХАЩ1).

2.1. Походы эмира Тимура в арабские страны в романе "Страдания Дтхи".».«.••*».*•.

2»2» Борьба древнего города - государства

Пальмира против Рима в романе "Зенобия королева Пальмиры" .«,,•,.«•.*.

Глава 3. "МАМЛШСКИЕ РОМАНЫ" МУХАММЕД САЙДА

АЛЬ-АРША НА ПУТИ К РЕАЛИЗМУ.

ЗД. Рома№ о последнем мамлюкском правителе

У ворот Зувейла.

3.2« Среднеазиатские тюрки-мамлюки в романе "Шаджарат ад-^рр" и их приход к власти в Египте в.).

 

Введение диссертации1993 год, автореферат по филологии, Тикаев, Гусейн Гаджиибрагимович

История каждой страны складывается из (Судьбоносных событий» выявляющих и испытывашшх значимость ценностей прошлого » жизнен кость устоев настоящего и притягательность перспектив- будущего. Египет с его богатейшей историей пережил множество таких эпохальных событий как в своей древней цивилизации, *так и в средневе ковьее ознаменованном завоеванием его арабами и распространением ислама, вторжением в страну крестоносцев и монголов, мамлюк-ским правлением и т.п.

Несомненно, что обширная многожанровая национальная литерала, сложившаяся к 1-й половине XX а*, неоднократно обращалась к важнш узловым моментам истории. Историческая тенденция прежде всего проявилась в литературной прозе, поскольку в поэзии ее роль оказалась ограниченной из-за отсутствия эпических традиций

Отражение событий прошлого получило широкое распространение в историческом романе - жанре, в котором наиболее удачно происходило художественное преломление исторических событий различны» эпох. Особый интерес к прошлому связан прежде всего о ростом арабского национального самосознания в результате грандиозные изменений в общественно-политической жизни Египта, Сирии и других ведущих стран Арабского Востока: ломка феодального порядка, возникновение капиталистических производственных отношений, рост национально-освободительного движения и др.

Актуальность исследования. Настоящая работа представляет собой первую попытку углубленного исследования творчества египетских писателей, авторов исторических романов 30-40-х годов XX века Али аль-Дхарима (1881-1949), Мухаммеда шарида Абу Хади-да (1892-1967), Мухаммеда Оаида аль-Арйана (1905-1964), их места и роли в раз виг-ии жанра исторического романа, В основе этих исторических рошнов лежат остроконфликтные исторические события« Эти романы имели широко познавательное значение для читателя и привлекали постановкой актуальных политических и общественных проблем. В мрачные года социально-политической реакции 30-40~х' годов они пропагандировали высокие идеи, содействовали росту освободительного движения, национального сознания*

Изучение исторической художественной прозы 30-40-х годов XX в, позволяет восполнить белое пятно в изучении прозы этого периода и создать более полную картину процесса становления современной египетской прозы. В этом заключается важность и актуальность настоящего исследования*

Степень изученности проблемы. Творчество основателей жанра исторического романа рассматривается в произведениях ряда ооветт ских исследователей, в первую очередь, академика Крачковского\ Арабской исторической художественной литературе эпохи ан-йахда (творчеству Селима аль-Бустани* Шамиля Нахле аль-Мудаувара, Дчирдки Зепдша, Фараха Антуна, Ибрахима Рамзи) посвящена монография A.A.¿(шшниной "Очерки истории арабской литературы нового времени» Ешиет и Сирия, Просветительский роман, 1870-19X4 гг. Более подробно творчество Лирджи Зейдана, как основоположника жанра исторического романа в новой арабской литературе» изучено в работе £.Г.Араслы Мкирджи Зейдан и арабский исторический ро~ ман , Ранний этап творчества 00-40-х годов) видного египетского

I Крачковский И.Ю. Избр, соч. - Т.Ш. - С.470. Z Дмшнина A.A. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Просветительский роман. IÖ70-I9I4 гг.

- M«: Наука, 1973. - 272 с.

3 Арасяы ö.f. ¿кнрджи Зейдан и арабский исторический роман.

- М,: Наука, 1967. - ÖI с. писателя, лауреата Нобелевской премии 1988 г. Нагиба Нах^за» связанный с исторической тематикой, был затронут в кандидатских диссертациях Л.М.Бораджиевой "Исторические романы Нагиба Махфу-за" и Мухаммеда Аббаса %хаммеда Хасана "Изображение личности и народных масс в советском и египетском историческом романе "«Причем в работе делается упор на еравнительно-сопосташтельнмй анализ проблемы личности и народных масс на основе исторического романа советского писателя Д.Толстого "Петр Iй и романов Мухаммеда Фарида Абу Хадида "Дочь мамлюка" ("Ибнат ад-мамлюк"), "Жиз неописание ас-Сейида Омара Макрама", "Салах ад-,Дин аль-Аюби" и "Я я- народ" ("Ана аш-ша'б).

Среди исследований арабских и европейских литературоведов наше внимание привлекли работы Иаги Абд ар-Рахмана, Шауки Лайфа Сайид Хамид ан-Нассага» Али ар-Ра» и, Абд ал-Хамид ал-Котта* Эри ки Пабст» Родшера Аллена и Брюгмана. Из них следует упомянуть прежде всего две. Это "Современный арабский роман" ("ар-Ривайат ал-Арабийа ал-хадисат", 1980) ан-Нассага Сайид Хамида и "Развитие романа в современной египетской литературе" ("Вина* ар-ри-вайати'фи-л^адаби ал-мисрийи л-х«дисн) Абд ал-Хамадга-ял-Кот та* В них делается попытка рассмотреть условия возникновения и развитие жанра романа в современной литературе Египта» его периоди зада. Б работах кратко исследовано творчество некоторых представителей жанра исторического романа* Однако» научная яитерату ра пока не располагает глубоким исследованием* по священным проб леме развития исторического романа в Египте периода 30-40-х годов XX в., как и углубленным исследованием жизни и творчества основных его представителей, таких как аль-Дхарим^ аль-Арйан. Творчество Абу Хадида рассмотрено только частично» в одном аспекте.

Основной целью настоящей работы является изучение дальнейшей эволюции египетского исторического роздана после основателя этого жанра в арабской литературе Дкирджи Зейдана, а также анализ произведений представителей этого жанра»

Перед нами стояла конкретная задача системного изучения произведений исторической прозы 30-40-х годов с учетом закономерностей взаимосвязей различных направлений, преемственности и борьбы, соотношений традиций и новаторства, а также внутренней взаимообусловленности и соподчиненности составляющих их компонентов*

При анализе особое внимание уделяется идейно-тематической стороне произведений этих писателей,

Знакомясь с содержанием исторических произведений, в диссертации мы касаемся наиболее интересных сторон художественной формы, обращаем внимание на соотношение исторической достоверности и художественного вымысла, на характеры главных героев, сюжет и композицию, язык и стиль романов,

В методологическом плане мы руководствовались и опирались на труды советской литературоведческой школы в области исследования литературных процессов, .

Основным методом исследования является конкретно-исторический и сравнительно-сопоставительный подход к анализу художественных явлений,

В оценке того или иного исторического романа мы исходили из того, насколько его автор выдерживает принцип историзма, который несомненно связан с воссозданием эпохи в адекватных формах, и предъявляет свои требования к произведению (верность событиям, историческим ситуациям, характерам героев и их взаимоотношениям, сохранение колорита времени* языка» обычаев и т,п»). Мы татсе придерживались того» что в исторических романах историзм определшзтся "дистанцией времени" (в смысле темы и поншания прошлого) и имеет свои критерии, связанные о отношением к прошлому; сохранил ли писатель достоверность в описании собадий и характеров исторических личностей» исторических деталей» использовал ли доi кументы, определил ли для себя границы «ымыела и его характер*

С этой целью, т.е. для определения степени дос®оверности описания событий« в каждом исследуемом нами произведении, мы обратились к многочисленным трудам советских и зарубежных исследователей ао истории» литературе и географии Востока» В частности, при написании 1-й главы нами использованы» например, такие исследования, как "Классическая арабо-испанская поэзия, конец X -середина Xil в.н (М. : Наука* 1973) А.В.Куделина; "Арабская поэзия в Испании* (Избр» соч. Т«Ш И#Ю*Крачковского; "История арабской литературы" (M., I96I. Т.П) Ханна аль-Фахури; "Андадусская поэзия" Переса ( Регеь И. La poesi'c ямd«£ou.se Waibi'cUW), а также памятники средневековой арабской литературы: "Сокровищница достоинств жителей Андалусии" (Из книги "Средневековая андалусская проза". M., 1985) Ибн Бассама; "Занимательные истории и примечательные события из рассказов собеседников Абу Али аль-Цухассша а*-/Еанухи" Ш. : Наука, 1985)*

При исследовании романа Мухаммеда Фарида Абу Хадида "Страдания Даохи" во второй главе нами привлекаются труда ,освешашие период походов среднеазиатского полководца Тимура, такие, например, как "Удаление Тимура" (Ташкент: фан, 1968) и "История узбек ской литературы с древнейших времен до ХУ1 в»" ТЛ (Ташкент:Ф«н* 1967. - 4Б6 с. ), "Зафар йули" Амир Тимура Курагана в пер. А.Ахмедов» (Ташкент : Hyp. 1992)« При анализе второго романа Абу Ха-дида "Зенобия - королева Пальмиры" привлечена обширная литература по истории пальмирскпго государства Ш в. н.э») и Римской шперии: "Восточные провинции Римской империи в 1-Щ вв." (М»-Л.: Изд-во АН СССР, 1949) А.Рановича; "История Рима" С.И.Ковалева (ЛГУ, 1986); "Сирийское общество эпохи принципата (1-Щ вв. н.э.)" Й^М.Шифмана (М*: Наука, 1977); Всемирная история в 20-ти томах. ТЛ. (М., 1956)*

В третьей главе при исследовании исторических романов Мухаммеда Сайда аль-Арйана "У ворот Зувейла" и "Шаджарат ад-Дгрр"» по-свяшенных периоду мамлюкского правления в Египте, нами рассмотрены такие работы: "Социально-политический строй мамлюкского Египта при черкесских султанах (1382-1517)" (Автореф. дисс,. канд.ист. н, М*, 1975) А.А.Хасанова; "Садах ад-Дш и мамлюки в Египте" (М.: Наука, 1966» - 216 с.) Л,А.Семеновой; "История ислама с основания до новейших времен" ¿»Мюллера (В 4-х томах, Т.З. СПб,, 18951896: Перев. с немецкого); "Связи между Нилом и Волгой в XIII-Х1У вв.": Пер. с арабского (М., 1962, - 40 с.) Амина аль-Холи; "Книга поучений и назидания (содержащихся) в описании кварталов и памятников (Каира)" аль-Макризи, содержащей отрывки из недошедших до нас произведений авторов аййубидского и раннемамлЕококого периода (Из книги Д«А» Семеновой "Салах ад-йш и мамлюки в Египте1*. - М.: Наука, 1966) и т.д.

Важное значение для написания диссертации имело выявление некоторых обоих закономерностей развития арабской прозы в исследованиях советских арабистов В.Н.Кирпиченко, ¿«¿.»Дэдининой« Фроловой, Э.Ади-Заде, Борадзжиевой» Н.Ибрагимова, М.Акбаровой.

Научная новизна работы* Настоящая работа представляет собой первую попытку углубленного исследования творчества авторов исторических романов Али аль-Д-карима, Мухаммеда Фарида Абу Хадида, Мухаммеда Сайда аль-Арйана, их места и роли в развитии жанра исторического романа. Особое внимание уделяется идеШо-тематическо? стороне произведений этих писателей»

В работе также прослеживаются пути эволюции египетского исторического романа после основателя этого жанра в арабской литературе - Даирджи Зейдана* .Достаточным основанием такого направления работы служит полное отсутствие специальных исследований, посвященных анализу как творчества отдельных писателей - авторов египетских исторических романов периода 30-40-х годов XX века» так и развития самого жанра.

Несмотря на достаточную известность в арабском мире, исторические романы указанных авторов в настоящей работе исследуются впервые, так как отсутствуют специальные работы* посвященные развитию жанра исторического романа в 30-40-е годы. Между тем изучение исторической художественной прозы в этот период позволит восстановить полную картину становления современной египетской прозы и выявить некоторые закономерности литературного процесса.Вы-бор романов не случаен. Он обусловлен тем, что романы этих авторов в какой-то степени представляют те литературные направления, которые развивались в тот промежуток времени* Романы типологически вписываются в литературный процесс 1-й половины XX в., когда последовательно сосуществуют и развиваются просветительская литература, романтизм, зачинается критический реализм» Каждое из этих направлений выражало определенный тип художественного мышления и художественного освоения мира, вырабатывало свои эстетические критерии и ценности.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней научные выводы и материалы могут быть использованы в вузовских учебниках, учебных пособиях, хрестоматиях, монографиях, а также в лекционных курсах и спецсеминарах по современной арабской литературе вообще, египетской прозе и жанру исторического романа, в частности.

Источниками доя настоящего исследования послужили исторические романы видных представителей этого жанра: Али аль-Дкарима - "Рыцарь племени Хам дан" ("Фарис бани Хамдан"), "Голос из Андалусии" ("Хатиф мин ал-Андалус"); Мухаммеда Фарида Абу Хадида - "Страдания Дкохи" ("Алам Дкуха"), "Зенобкя - королева Пальмиры" ("Зунубийа маликат Тадмур") и Мухаммеда Сайда аль-Арйана - "У ворот Зувейла" ("Ала баб Зувейла"), "Шадкарат ад-Дурр" ("Шадкарат ад-Дурр"), творивших в 30-40-е годы XX века.

Структура работы. В 1-й главе исследованы исторические романы известного египетского филолога, поэта и романиста Бадр ад-Дина Али аль-Дкарима (1881-1949) "Рыцарь племени Хамдан" ("Фарис бани Хамдан") и "Голос из Андалусии" ("Хатиф мин ал-Андалус"). Али аль-Дкарим - автор ряда исторических романов, повествующих о переломных моментах в истории арабов и судьбах известных исторических личностей. Оба романа также посвяшены историческим личностям -средневековому арабскому поэту-рыцарю Абу Фирасу аль-Хамдани (932-968) и замечательному поэту арабской Испании Ибн Зейдуну (1003-1071), который прославился стихами, посвященными аль-Валла-де (ум* в 1087) - дочери омейядского халифа Андалусии аль-Цустак-фи.

В романах Али аль-Дкарима достаточно ярко проступают черты просветительского реализма» традиции которого были заложены Дки-рдки Зейданом, - глубокая вера в принципы разума и просвещения, гуманизма и справедливости. На этих принципах основывается исторический оптимизм автора.

В романах аль-Дкарима ощущаются такие присущие просветительской литературе качества, как дидактичность» назидательность,схематизм в структуре повествования, отсутствие глубокой психологи

- II ческой характеристики в изображении персонажей.

Во второй главе анализируются 2 романа основоположника исторического патриотического романа» известного египетского прозаика Мухаммеда Фарида Абу Хадида (1892-1967): "Страдания Дкохи" ("Алам Дкуха") и "Зенобия - королева Пальмиры" ("Зунубийя маликат Тадмур"),

Роман "Страдания Дкохи" посвящен широко популярному герою арабского народного фольклора - Дкохе. События разворачиваются в период завоевания Арабского халифата Тимуром (1336-1405) - среднеазиатским полководцем и эмиром (1370-1405 гг. правления). Роман же "Зенабия - королева Пальмиры" посвящен известной пальмирской царице Зенобие (266-273 гг. правления), которая после смерти своего мужа правила в Сирии и Двуречье и возглавила борьбу против засилья Римской империи.

Эти романы открыли совершенно новую страницу в истории египетской литературы, сыграв заметную роль в становлении современной прозы. По своей направленности они более всего тяготеют к романтизму, который утвердился в египетской прозе и поэзии к концу второго десятилетия XX в. Романтизм стал одним из магистральных путей развития поэзии, но в прозе его влияние было более ограничент ным (аль-Манфалути » исторические романы Абу Хадида, Н.Махфуза, некоторые произведения на современную тему). Жанр исторического романа более всего подходил для воплощения романтического культа сильной личности (но не идеализированной), гражданско-героической патетики, стремления к возвышенно-прекрасному идеалу и т.д. В исторических романах Мухаммеда Фарида Абу Хадида ощутимо проявилось

1,0 творчестве Мустафы аль-Манфадути см.: Али Заде. Египетская новелла. - М.: Наука, 1974. - 152 с. и предисловие А.А.Дэли-ниной к "Арабской романтической прозе Х1Х-ХХ веков": Пер. с арабского, - Л., 1981. - 320 с.

- 12 влияние фольклора и западной литературы.

Как уже отмечалось, арабский исторический роман возник на этапе просветительства, в то время как европейский исторический роман в начале становления в большей степени был связан.с романтизмом. Именно романам Мухаммеда Фарида Абу Хадида, которые тяготели к романтизму, удалось поднять жанр исторического романа на новый уровень художественности по сравнению с просветительским историческим романом. Очевидно, это имел в виду И.Ю.Крачковский в своей статье "Новоарабская литература", когда писал об одном из романов Абу Хадида: "Что возможности развития исторического романа у арабов eme не исчерпаны, показывает произведение египтянина гйухамме-да Фарида Абу Хадида ".Дрчь мамлюка" (1926); оно относится, к другому типу, чем романы Зейдана, и в известных отношениях стоит на бот лее высоком уровне . Роман Абу Хадида "Дрчь мамлюка" посвящен периоду правления Мухаммеда Али, отмеченному его жестокой борьбой с мамлюками. Автору удается показать характеры своих героев в развитии, передать эволюцию их сознания.

Если авторам просветительских исторических романов не были свойственны настроения необходимости радикальных революционна перемен и основной путь освобождения они видели в про свешан и*г и нравственном воспитании народа, то в романах Абу Хадида открыто прозвучали идеи национально-освободительной борьбы.

В третьей главе рассматриваются два исторических романа известного египетского писателя Мухаммеда Сайда аль-Арйана <1905— 1964), посвященных периоду мамлюкского правления в Египте.

Исторический роман "У ворот Зувейла" (,!<Ала баб Зувейла"), посвященный последнему мамлюкскому правителю Туманбею (15161517 гг. правления), освещает период правления черкесских мамлга

I Крачковский И.Ю. Избр. соч» - Т.Ш. - С*74. ков, а роман "Шаджарат ад-Д/'рр" ("Шаджарат ад-Дгрр") посвяшен известной женшине - правительнице Египта - Шаджарат ад-Дурр, а также борьбе тюркских (среднеазиатских) мамлюков за власть и их выходу на историческую арену,

В романах Мухаммеда Сайда аль-Арйана мы уже замечаем более углубленное историческое воспроизведение действительности, утверждение главных принципов реализма - жизненность показанных ситуаций, социальную обусловленность образов героев.

Вместе с тем следует отметить, что нельзя представлять литературный процесс в 30-40-х годах только как последовательную смену одних направлений другими - они сосуществовали и развивались во взаимодействии. Нельзя также категорично утверждать, что тот или иной роман принадлежит только одному направлению.

Творчество авторов исторических романов представляет сложное сочетание разных стилей и" тенденций, хотя доминируют черты ведущего направления. Период 30-40-х годов был периодом сложным, переломным для формирования художественной прозы. Литература впитывала новые идеи и веянж, осваивала опыт других литератур, пересматривала старые критерш и ценности. Поэтому трудно говорить о четко выраженном творческом методе у отдельных авторов или в отдельном произведении. $1ажектика литературного развития, в том числе развития историческою романа, не укладывается в строго очерченные рамки из-за сводок. и противоречивых художественных процессов» Традиции просветительской литературы мы встречаем и в произведениях 40-х годов, в те же время в произведениях Али аль-Дкарима мы обнаруживаем некоторые черты зрелого реализма - причинную связь между средой и формщкшанием личности. Традиции романтизма и сентиментализма проявляется и в произведениях Али аль-Дкарима» и в более поздних романак 40-х годов.

- 14

Апробация работы» Основные положения диссертации были изложены в докладах об исторических романах Али аль-Дхарима, Абу Хадида и аль-Арйана на 1У-й Всесоюзной конференции востоковедов (Махачкала, 1991), Всесоюзных конференциях молодых ученых (Москва,1987; Ташкент, 1988; Москва, 1990), Республиканской молодежной конференции (Ташкент, 1987), на конференции профессорско-преподавательского состава Восточного факультета Ташкентского Госу.царственного университета им.В.И.Ленина (Ташкент, 1988), а также на конференциях Совета молодых ученых Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан (Ташкент, 1986, 1989).

Кроме того, диссертация обсуждалась по главам на заседаниях Отдела литературы стран зарубежного Востока Института востоковедения АН РУз.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Египетский исторический роман, 30-40-е годы ХХ в."

- 147 -Выводы по третьей главе

1. Роман "У ворот %вейла" Мухаммеда Сайда аль-Арйана повествует о Туман-бее - последнем представителе мамлюкских султанов и, как мы убедились, отличается большой объективностью и достоверностью в описании исторических событий, связанных с этим правителем.

2. Одной из особенностей романа является то, что он охватывает довольно обширную эпоху, затрагивая все слои общества. Создание социального фона усиливает историзм романа. Только при таком условии можно было раскрыть подлинный историзм писателя и основные противоречия эпохи.

3. Роман аль-Арйана "Шадкарат ад-Дурр", посвященный периоду правления Шаджарат ад-Дурр и господству мамлюков, в достаточно объективной форме дает представление о жизни и деятельности известной исторической личности, прошедшей путь от простой служанки до правительницы Египта.

4. Учитывая достаточно высокий художественный уровень романа, широту охвата исторической панорамы, а также достоверно отраженные события того периода, можно утверждать, что он как и его предыдущий' роман "У ворот Зузейла" несомненно отражает новую ступень в развитии жанра исторического романа по сравнению с романами Дкирджи Ззйдана, Али аль-Дкарима и Мухаммеда фарида Абу Хадида.

5. Утверждение Брюгмака о том, что роман аль-Арйана "У ворот Зувейла" "в дальнейшем занял скромное место в современной египетт ской литературе" связано, очевидно, с тем, что в одно время с ним появились шедевры арабского реализма - автобиографическая повесть Taxa Хусейна "Дш", романы Тауфика аль-Хакима "Записки про

I Брюгман, Введение в историю современной арабской литературы в Египте. - Лейден. Бршгл. 1934. - C.3I5. - На англ, яз.

- 148 винциального следователя" и "Возвращение духа", давшие толчок развитию арабской реалистической прозы. Вероятно, Брюгман шел в виду вклад исторического романа аль-Арйана в общее развитие египетской реалистической литературы, на фоне которой его достижения представляются весьма "умеренными"* Что касается развития жанра исторического романа, то романы аль-Арйана, несомненно, -шаг вперед по сравнению с просветительским и даже чисто романтическим историческим романом, хотя их влияние ощутимо и в них. Возможно, это объясняется и тем, что из года в год Египет вовлекаясь в ход новых исторических процессов (например, первой мировой войны 1914 г., крупного восстания 1919 г., закабаления Египта Англией и второй мировой войны) сыграл значительную роль в формировании общественного сознания египетского народа. Изменения эти стимулировали развитие исторического мышления. Чем глубже проникали в сознание писателей и читательской публики новые представления об историческом процессе и задачах исторического исследования, тем решительнее менялся исторический роман, превращаясь из просветительского в романтический, содержаний в себе элементы социального анализа. Осознание неразрешимого трагического противоречия между высоким идеалом и низменной действительностью создавало предпосылки романтического взгляда на мир. Вместе с тем аль-Арйан . уделяет гораздо больше внимания исторической роли народных масс.

6. Бесспорно важным отличием романа аль-Арйана "У ворот Зу~ вейла" от его предшественников, помимо идейно-тематических особенностей большей реалистичности и актуальности, является богатство образной системы, многоплановость композиции и живость и углубленность психологического анализа героеве Кроме того,автор

- 149 в романе поднимает важные проблемы нравственно-этического характера. Само изучение истории, как мы убедились, ставится на службу пропаганды национально-освободительных идеалов.

7. В исторических романах Мухаммеда Сайда аль-Арйана нашли отражение новые представления об историческом процессе, отличавшиеся большей реалистичностью, нежели представления предшественников аль-Арйана в жанре исторического романа.

- 150 -ЗАКЛЮЧЕН ИЕ

Становление и развитие жанра исторического романа в литературе Египта проходило в русле формирования новоарабской литературы в контексте социально-культурных процессов, происходивших в арабских странах в конце XIX - начале XX века.

Первые образцы исторической художественной прозы сочетали в себе формы традиционного средневекового арабского народного романа (сиры) с некоторыми элементами современного западноевропейского исторического романа. Элементы народного романа (сиры) еле долго присутствовали в творчестве Дкирджи Зейдана, аль-Дкарима и других египетских романистов (вплоть до аль-Арйана).

Оценивая идейно-художественное значение исторических романов 30-40-х годов, необходимо учитывать особенности эволюции жанра и те новые тенденции, которые утвердились в египетской -литературе к этому периоду» Эти тенденции проявляются в движении от просветительского исторического романа к историческому реализму, причем в своем становлении реализм вбирает в еебя многие черты романтической литературы.

Именно в исторических романах 30-40-х годов полнокровно проявились взаимоотношения различных художественных методов и систем, и можно говорить лишь о некотором приоритете одного из них в том или ином отдельно взятом романе.

В исторических романах этого периода прослеживается к эволюция образов персонажей от героизации личности, когда великодушным, наделенным величайшим благородством героям противопоставляются резко противоположные их противники, способные на любую подлость и зло (романы Али аль-Дкарима), до более психологически осложненного антагонизма пер сон ежей с различными взглядами и их

- loi неоднозначными характерами, В романах 14/хаммеда Фаркда Абу Хади-да и Мухаммеда Сайда аль-Арйана появляются первые попытки отойти os статичного, лишенного реально-бытовой конкретности образа, и изобразить уже социально обусловленные характеры в их конкретно-исторической сущности, в свойственных им противоречиях и обстоятельствах как выражение закономерной реальной действительности (романы Мухаммеда Сайда аль-Арйана), .

В романах Мухаммеда Фарида Абу Хадида мы сталкиваемся с новым восприятием человека, ьыраженном в более глубоком интересе к его внутреннему миру. Его герои обладают более цельными характерами. Это сильные личности с более сложным духовным миром. Но они не идеализированы, часто их отношения с действительностью носят дисгармоничный характер, так как они устремлены к возвышенному недосягаемому идеалу. Появляется герой, вышедший из народа (Дкоха в романе "Страдания .Дкохи"). Но особого развития этот образ из народа в исторических романах не получает, поскольку внимание писателей исторического жанра сконцентрировано преимущественно на роли личности в истории. При описании событий народу не отводится активной роли, и ход истории, естественно, определяется деятельностью героев, В египетской прозе 30-40-х годов образы людей из народа появляются преимущественно в творчестве писателей -новеллистов, которые впервые обратились к изображению современной им египетской действительности,* исторические же романы этого периода были посвящены, как мы отмечали вше, наиболее выдающимся историческим личностям и освешали наиболее драматические и героические страницы в истории арабов*

Авторы исторических романов 30-40-х годов стремились к правдивому художественному воспроизведению исторического прошлого . и колорита эпохи, брали за основу те или иные важные события, и на

- 152 фоне исторического материала разворачивали действия, эпицентром которых были либо столкновение соперников, либо сражение двух враждушшх сторон, либо борьба за трон и пр.

Дня того, чтобы писать исторические романы, нужно быть знатоком истории. В авторах исторических романов видна эта увлеченность, кропотливое изучение рукописных источников и даже народных преданий.

Сопоставление как с арабскими историческими хрониками, так и с научными трудами европейских ученых позволяет сделать вывод, что авторы исторических романов не отступали от фактов, известных им из исторической литературы, не искажали ход событий, хотя в произведениях присутствует и известная доля художественного вымысла, в большей степени связанная с изображенными в романах любовными коллизиями. Б каждом историческом романе в подлинные исторические события вплетается сложная нить сюжета, позволяющая проследить жизненный путь героя.

Причина популярности исторических романов среди широких читательских кругов кроется не только в их занимательных сюжетах, но и в том, что эти романы, хотя и частично, отражали новый исторический опыт, приобретенный к первой половине XX века. Осознание этого исторического опыта помогло переосмыслению многих ценностей, и ш вправе сказать об авторах исторических романов, что они .заглядывали в прошлое, чтобы лучше понять настоящее. Так, главным лейтмотивом произведений Али аяь-Дхарима является проблема, не потерявшая своей актуальности и значимости со времен распада халифата, а именно - проблема разобщенности арабов и необходимости их объединения. Причем Али аль-Дхарим выдвинул эту проблему в тот период, когда на первом плане стояла насущная задача национального освобождения каждой отдельной арабской страны, а в Египте был

- 153 широко популярен лозунг "египтизации" и разрабатывалась идея "фа-раонизма". Все арабские страны добились независимости, но проблема их разобшенности до сих пор остается злободневным вопросом их взаимоотношений.

Все писатели, авторы изученных нами исторических романов -убежденные гуманисты. Они поднимают в своих произведениях высокие нравственные вопросы, мечтают о гармонично устроенном, справедливом мире. Особенно это характерно для романа Мухаммеда Шарида Абу Хадида "Зенобия - королева Пальмиры", где героиня и ее духовный учитель - приверженец неоплатонизма, увлечены благородной мечтой - создать идеальный город Солнца.

При всем разнообразии отраженных в исторических романах эпох и тем, их объединяет, пожалуй за исключением романа ¿Мухаммеда Сайда аль-Арйана "¿Надкарат ад-^рр", обшая направленность, связанная с философией утопизма о том, что может появиться некий идеальный строй, правитель или необычный город, которые воплотят извечно живущую в народе мечту о равенстве и справедливости.

Как показано в романах, эти мечты, как правило, остаются иллюзиями и терпят крах, столкнувшись с жестокой действительностью (судьба Зенобии или Туман-бея).

Во всех романах перед нами проходит череда обоятельных полнокровных женских образов (Наджла, Баллада, Зенобия и т.д.). Они не вписываются в сложившийся стереотип образа восточной женщины, полностью зависимой от мужчины, забитой и беззащитной, так как все они высокообразованны, деятельны и духовно богатые личности. В своих героинях авторы исторических романов сосредоточили лучшие черты женшин, матерей и жен, которые они хотели бы видеть в своих современницах. Таким отношением к женщине они присоединили свои голоса к идеям Насима Амина и других арабских просветителей, боровшихся за эмансипацию восточной женщины, и продолжали заложенные ими традиции принципиально нового отношения к женщине на Востоке» Образ Зенобии, реально существовавшей пальмирской царицы, боровшейся за независимость своего города, можно назвать одним из первых женских образов в арабской литературе, обрисованных с глубоким пониманием ее духовного мира.

Хотя все перечисленные авторы исторических романов --поборники освобождения женщины, нельзя не заметить их различного подхода к женской проблеме. Если Али аль-Дкарим больше ратует за права женщины на уважение, любовь, самостоятельный выбор спутника жизни, т.е. на утверждение женшины - личности в семейных рамках, то героини Мухаммеда Фарида Абу Хадида и Мухаммеда Сайда аль-Арйана смело выходят на политическую и общественную арену, решают судьбы страны и народа (Зенобия, Шаджарат ад-Д/рр). Авторы сочувствуют своим героиням, когда они терпят крах, но как они показывают, это происходит не из-за их женской природы, а из-за сложившихся жизненных обстоятельств и исторических реалий, как могло случиться с любым правителем.

Что касается художественных особенностей исторических романов 30-40-х годов, они отличаются разнообразием стилистического почерка. В отношении языка этих произведений можно отметить, что они соответствуют особенностям современного их авторам литературного языка. Только Али аль-Диарим иногда обращается к архаизмам, старинным словам и выражениям, но делает это осторожно, не затрудняя язык произведения и сам же в комментариях дает им пояснения, В целом речь персонажей не отличается лексической дифференциацией. Язык романов Мухаммеда Сайда аль-Арйана более живой,легкий, что соответствует стремительно развивающейся интриге его произведений, их напряженной драматической композиции. Особенно

- 155 это касается романа "шаджарат ад-Дурр", где почти нет описатель-ности, и смена событий напоминает хронику* В романах Мухаммеда Фарида Абу Хадида, напротив» в повествовательную канву вплетаются философские размышления героев, монологи, передающие поток мыслей, стихийно возникающих в сознании в отношении того или иного явления, событий или личности. Часто эти монологи представляют смену вопросов, которые герой задает сам себе в поисках решения мучающих его проблем,

В лексику произведений Мухаммеда Сайда аль-Арйана органично вписываются слова тюркского происхождения, что вполне соответствует изображаемой в них эпохе, когда в арабский язык все чаше вторгаются тюркские элементы в связи с правлением тюрков-мамлюков или завоеванием Египта гурками-османами«

Романы аль-Дхарима и Абу Хадида изобилуют описанием средневековых городов, дворцов, крепостей, башен, мечетей, одежды и оружия персонажей и прочей атрибутики, позволяющей создать историческую обстановку описываемой эпохи.

Таким образом, исторические романы 30-40-х годов заняли достойное место среди произведений повествовательной прозы и не утратили и поныне своего познавательного значения, так как занимательно преподносили уроки истории и сыграли большую роль в деле просвещения широких слоев населения и роста их самосознания. Они повествуют об истории не только арабских народов, но и опираются на фактические данные по истории тюркских и кавказских народов.

По этим романам можно проследить исторические связи между народами Арабского Востока, Средней Азии и Кавказа.

Значение исторических романов 30-40-х годов определяется и тем вкладом, который они внесли в развитие современной египет

- 156 ской большой прозы.

Именно в этих романах, проникнутых просветительскими, национально-освободительными идеями и романтической эстетикой, шло фор мирование зачатков реалистического метода, который нашел в дальнейшем свое воплощение в романах на современную тему* У Мухаммеда Фарида Лбу Хадида и Мухаммеда Сайда аль-Арйана проявляется явный интерес к социальной проблематике, а это путь к реализму.

Сама линия "чистого" исторического романа продолжалась и в 50-60-е годы и даже позже в произведениях Бакасира ("Сират Шуд-жа*а", "О, ислам" и т.д.), что требует своего дальнейшего изучения.

Исследование же египетской исторической прозы 30-40-х годов восполняет пробел, существующий в изучении этого значительного явления в истории современной арабской литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНгШ ИСТОЧНИКОВ И М8ШТШ

 

Список научной литературыТикаев, Гусейн Гаджиибрагимович, диссертация по теме "Литература народов Азии и Африки"

1.П. Советский исторический роман и вопросыисторизма, Киев: Изд* Киевского ун-та, 1971.

2. Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М.: Просвещение, I960.

3. Библиография стран Африки и Арабского Востока. Т.

4. Арабские страны. М.: Изд. вост. лит-ры, 1980.

5. Борисов ВоМ. Современная египетская проза, М., 1961.

6. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.

7. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика: Проблемы типологии и поэтики. Ташкент: Укитувчи, 1984.

8. Васильев A.M. Египет и египтяне. М*: Мысль, 1966«,

9. Взаимодействие культур Востока и Запада. М.; Наука. - Гл.ред. воет, лит-ры, 1987.

10. Волков Творческие методы и художественные системы.1. М.: Искусство, 1978.

11. Вольтер и его век. Книга для учащихся, М*: Просвещение,1980.

12. Вольтер великий французский просветитель. - М,,1978.

13. Воробьева Н.Я. Принципы историзма в изображении характера

14. Т<fv гт ГЦ n И T,f Т ТТЛ Q *г Ал т\ С\ ^ г»С ТГ т г Н р & ?ТГ^ ^ г Л •1. Наука, 1378,

15. Всемирная история; В 10 т. Т.П /Под ред. Утченко. - М.:

16. Госиздательство политич. лит-ры,

17. Гадкиев A.A. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов творчества. Баку: Элм, 1972.

18. Генезис романа в литературах Азии и Африки. М., 1980.

19. Гинзбург Л.Я. 0 литературном герое, Л., 1979.

20. Гибб Х.А.Р. Арабская литература. М., I960,

21. Голдобин A.M. Национально-освободительная борьба народа

22. Египта. 1918-1936 гг. М.: Наука. - Гл.ред. вост. лит-ры, 1989.23. ÄienpoB В. Черты романа XX века. М.-Л.: Советский писатель,1965.

23. Добролюбов H.A. 0 русском историческом романе // Поли.собр.соч. Л., 1934. - ТЛ. .

24. Долинина A.A. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия, Просветительский роман. I870-I9I4. М»: Наука, - Гл.ред. вост. ли-ры, 1973.

25. Евнина Е,М. Виктор Гюго, М.: Наука, 1976,

26. Заходер Б.И. История восточного средневековья. М.,1944»

27. Ибрагимов И. Арабский народный роман, М,: Наука. - Гл,ред.вост. лит-ры, 1984,

28. Идейно-эстетические проблемы, М.: Наука, 1975.

29. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, - Гл.ред.вост. лит-ры, 1991,

30. История национально-освободительной борьбы народов Африки вновое время, М,, 1976»

31. История всемирной литературы: В 9 т. Т.У. - М,, 1988,

32. История всемирной литературы: В 9 т. Т.У1. - М.,1989.- 159

33. История древнего мира. Расцвет древних обществ, 3-е изд.- М.: Гл.ред. вост. лит-ры, 1989.35» История зарубежной литературы. Средние века и возрождение.- 4-е изд. М.: Высшая школа, 1967.

34. История стран зарубежного Востока в средние века. М.,1957.

35. История узбекской литературы: В 2 т. ТД: С древнейшихвремен до ХУ1 в. Ташкент: Фан, 1987.

36. Каганович С, 0 "восточном романтизме" (Фольклор, литератураи история Востока). Ташкент, 1984.

37. Кадыров Г. Современный персидский исторический роман /Отв.ред. Шойтов. АН ТаджССР. Ин-т востоков. Душанбе, 1982.

38. Касымходжаев А. Борьба идей в литературной жизни Египта.1. Ташкент: Фан, 1983.

39. Кирпиченко З.Н. Современная египетская проза. 60-70-е годы.- М.: Наука. Гл.ред. вост. лит-ры, 1986.

40. Кирпиченко В.Н. Н.Махфуз эмир арабского романа. - М,:1. Наука, 1992.

41. Ковалев С.И. История Рима. Л.: ЛГУ, 1986.

42. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Гл.ред. воет, лит-ры, 1972.

43. Коцарев Н.К. Писатели Египта. XX век. Материалы к библиографии. М»: Наука. - Гл.ред.вост. дйт-ры, 1975.

44. Климович Л. Историзм, идейность, мастерство (исследования,этюды). М.: Советский писатель, 1985.

45. Крачковский М.Ю. Избранные сочинения, Т.ш. - М.-Л.: Изд.1. АН ССОР, 1956»

46. Критический реализм XX века и модернизм. М.: Наука, 1967.

47. Ленобль Г.М. История и литература. 2-е изд. - М.: Худ.лит,,1977,

48. Литература Востока в новейшее время. 1917-1945. М,:МГУ,1977,

49. Луцкий В.Б, Новая история арабских стран. М., 1966»

50. Мелетинекий Е.М, Введение в историческую поэтику эпоса иромана; АН СССР. Ин-т мировой лит-ры им. А.М.Горького.- М,: Наука, 1986,

51. Мелетинекий Е.М, Историческая поэтика новеллы. М,:Наука,

52. Гл.ред. вост. лит-ры, 1990.

53. Мессер Р. Советская историческая проза, Л,: Сов,писатель,1955.

54. Мешкова И.В, Творчество В.Гюго, Кн.1: (1815-1824).- М.,1971,

55. Наркирьер Французский роман наших дней. (Нравственныеи социальные искания). М.: Наука, 1930.

56. Некора Л. С. Литература современного Египта /М.Изв. Советовдепутатов трудящихся» СССР, 1933/ 227,

57. Нусинов Й,М. Проблема исторического романа. В.Гюго и А.Франс.- М.-Л.: Гос.изд-во, 1927,

58. Оппенхейм А, древняя Месопотамия, 2-е изд. - М,: Наука,1990.

59. Оскоцкий В.Д. Роман и история: Традиции и новаторство советского исторического романа. М.: Худ. лит., 1980,

60. Петров С.М. Исторический роман в русской литературе. М,:1. Госучпедяздат, 1961.

61. Петров С.М. Критический реализм, М*, 1980.-161 66« Проблема историзма в русской советской литературе (60-60-е гг.). М.: Наука, 1986. 6?, Проблемы арабской культуры. - М.: Наука, 1987. 68* Ранович А. Восточные провинции Римской империи в 1-Ш вв.

62. М.-Л.: Изд~во АН ССОР, 1949. 69» Реизов Б,Г. французский исторический роман в эпоху романтизма. Л,, 1958.

63. Реизов Б.Г. История и теория литературы. Л.: Наука.1. Ленингр. отд-ние, 1986.

64. Романтизм в системе реалистического произведения. Казань;

65. Изд. Казанского ун-та, 1985.

66. Саидбаев Т.О. Ислам и общество. 2-е изд. - М.: Наука,

67. Гл. ред. вост. лит-ры, 1984.

68. Семенова Л.А, Салах ад-Дцн и мамлюки в Египте, М.: Наука.

69. Гл.ред* вост. лит-ры, 1966.

70. Скачков И. Нравственные уроки истории. Современный историкореволюционный роман и проблемы воспитания нового человека. М.: Сов. писатель, 1984.

71. Смирнов Б,А. Проблемы историзма в литературе XX века. Л.:1. Знание, 1974,

72. Современный египетский рассказ. М,: Наука, 1988.

73. Старый и новый роман: Пьер Гамарра: Читая и перечитывая»1. М., 1985*

74. Сучков Б» Лики времени: Статьи о писателях и литературномпроцессе: В 2 т. М.: Худ. лит., 1976.

75. Сучков Б, Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. 3-е изд., дополн. - М.: Сов,писатель, 1973.

76. Творческие методы и направления в литературах Африки. М.:- ю2

77. Наука. Гл.ред. вост. лит~ры, 1990»

78. Теория жанров литератур Востока: Сб. ст. Ш АН СССР. М.:1. Наука» 1985.

79. Трапезникова Н. Эволюция романтизма в романе. (Проблемавзаимосвязи направлений во французской литературе, 60-80-е годы XIX в.). Казань: Изд. Казанского ун-та, 1980.83» Уложение Тимура. Ташкент: Фан, 1968»

80. Философский словарь /Под ред. Фролова. 5~е изд. ~М.,1986« 8о. Философская энциклопедия. - М.: Сов.энциклопедия, Т.1У,1967.

81. Философское наследие народов Востока и современность. М.:

82. Наука. Гл.ред. вост. лит-ры, 1983.

83. Фильштинский М.М. История арабской литературы Х-ХУШ века.- М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1991,

84. Ходжаеза Р.У. Очерки развития египетской поэзии (конец XIX60.е годы XX в.). Ташкент: Фан, 1985.

85. Шнфман Й.Ш. Сирийское общество эпохи принята та (1-111 вв*н»э»)- М.: Наука, Гл.ред. вост. лит-ры, 1977«

86. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии, М.: Высшая школа$1985.

87. Литература в переводе на русский язык

88. Арабская поэзия средних веков: Перевод с араб. М*: Изд.1. Худож. лит-ры, 1975.

89. Арабская романтическая проза Х1Х-ХХ вв.: Сборник: Пер. сараб. М.: Худ, лит-ра, 1981,

90. Аль-Дкабарти Абд ар-Рахман, Египет под властью Мухаммеда Али1806-1821): Пер. с араб. М.: ИВЛ, 1963.

91. Аль-Дкахиз Абу Осман Амр ибн Вахр аль-Басри. Книга о скупых:

92. Пер. с араб, Баранова. М.: Наука, 1965.98. 19 египетских рассказов: Пер. с араб. М,, 1957,

93. Дрлининн А.А. и Шусов К, Современная арабская проза: Пер.с араб. М.-Л.: Гослитиздат, 1961. ЮО.Яизнеописание султана аз-Захира Бейбарса: Роман: Пер, сараб, В.Кирпиченко. М., 1975, 101.3ейдан Дяирд&и. Аль-Амин и аль-Мамун: Роман: Пер. с араб.

94. М.Дзрдирова и В.Рушакова. Л.: Худ. лит-ра, 1977. 102.3ейдан Дкирджи. Сестра Харуна ар-Рашида: Роман: Пер. с араб.

95. Амир Темур Курагон. Зафар йули. Таржимаи ^оли: Таряимон

96. А.Ахмедов, Тошкент: Нур, 1982,

97. Зайдон Журжий. Жаргона келини. Тошкент: Рофур Гулом номидаги адабиёт ва саньат нашриёти, 1971,

98. Додирий ^абибулла, Отам хасида. Хотиралар. Тошкент: Рофур

99. Г 1SlJLN ' J сА; (jks- . ¿

100. ЩМ^У- Л>: SybliJl '¿Lflül O-j-^i.^V^JI zf> (з^-Ч J^/f 'tïjj^ c Cs^31. HAl-ryUI 3 a^jü V^»1. QO У0!/ /199

101. Литература на западных языкаха) на английском языкеof1б1 • Ali II.J. The socio-aestheticsMionteaporary Arabic fiction:

102. An introduction J. of arabic literature. -Leiden,1983. -vol.XIV. -p.67-84.

103. Allen R. The arabic novel: an historical and critical1.troduction (syracus H.Y.). -Syracus university press, 1982. 181

104. Brugnan J. An introduction to the history of modern arabic1.terature in Egypt. By Leiden S.J.Brill,1984.

105. Gachia P. The development of a modern prose style in arabicliterature. //Bulletin of the school of oriental and African studies, -vol.III. -p.t. 1989.

106. Shaw,Harry 3. The forms of historical fiction:: Sir Walter

107. Scott and his successors. -Ithaca, -London, Cornel university press. 1983. -257 p.

108. Sherif,Fur. About arabic books. -Beirut: 1970. -vol.VI.-113 P» /Beirut arab.university/.

109. Zug 3. Toward a difinition of exsellence in classicalarabic poetry: An analysis of Ibn Zaidun*s• Hmiiyya. J. of the Aaerical oriental soc. -Baltimore,1981. -vol. 101. IT 3. -p.331-345.б) на немецком языке

110. Dahlke,Hans. Geschichts roaan und Literatur kritik in Exil.-Berlin,Weiniar,Aufbauverl. 1976. -451 s.

111. Атакишиева С. Некоторые сведения о поэте-рыцаре Абу Фирасе Хамдани // Вопросы арабской филологии. Баку»1979» -Вып.З. - На азерб. яз. Рец. на рус.яз. Средневековый арабский поэт (932-967). 173* Васильев А, Исламский фундаментализм и Египет // Азия и

112. Африка сегодня. M, - 1986. - № 1(343), 174» Гулизаде В, 0 становлении романа как жанра в современной египетской литературе, его истоках и предпосылках // Литература Востока. - М.: Наука, 1969.

113. Дзлинина A.A. На пути к роману (традиция макамы в просветительской литературе Египта) // Вестник Денингр. ун-та. 1975. № 8. История, яз., лит. Вып.2.

114. Дзлинина A.A. Арабский просветительский роман-// Проблемывосточных литератур: Материалы 2 международного симпозиума. .Варшава Краков, 22-26 мая 1972 г. - Варшава, 1974.

115. Дзлинина A.A. Основные направления в египетской литературе

116. XIX-XX в. // Актуальные проблемы изучения литератур Африки. М.: Наука, 1969.

117. Ташкентская конференция писателей стран Азии и Африки* Ташкент: Госиздат.Худ, лит-ры УзССР, I960.181, Крачковский И. Ю. Арабская поэзия в Испании. Избр. соч.

118. Бораджиева Л.М. Исторические романы Нагиба Махфуза: Дисс.канд.фидол.н. Л., 1982.

119. Валитова Л,А. Исторические романы £ркмана-Татриана: Дасс.канд.фидол.н. Киев, 1975.

120. Панчулидзе Д.А. Виктор Гюго и Восток (Восточные мотивы

121. Лого): Дрсс. к.филол,н. Тбилиси, 1948. 191» Степанова В.В. Стилистическое использование лексики в языке исторического романа (по роману А.Н.Толстого "Петр I": Дисс»,. к.филол.н. - Л., 1951.

122. Суад М,Х, Некоторые виды связей между современной арабскойи французской литературой: ¿исс.». к.филол.н. М,,1964.

123. Хасан М.А.М, Изображение личности и народных масс в совет• ском и египетском историческом романе ("Петр Первый"

124. А.Н.Толстого. Роман Абу Хадида): Дюс. к.филол.н*1. М., 1974.!

125. Щутова И.И, Исторические романы Эжена Сю: Дюс. к.филол.н.- Пермь, 1985.

126. Абу Шаар Айман. Цути и средства создания образа в новойарабской поэзии: Автореф. дисе. к.филол.н. -М., 1984.

127. Аль-*Али А.Д. Концепция личности в сирийском патриотическомромане 70-80-х гг.: Автореф.дисс. к.филол.н. -М.,1988.

128. Атаев М. "Дохунда" С.Айни первый исторический роман втаджикской советской литературе: Автореф. дисс. к.филол.н. Самарканд, 1966.

129. Вахрушев В,С, Исторические романы Дхека Лондона: Автореф.дисс. к.филол.н, М,, 1984. 199» Знаменская Н.Е. Жанровое своеобразие исторического романа

130. США после 1945 г»: Автореф, дисс. к.филол.н. -М,,1984,- 173 200« Кимова Д.Х. Г,П.Данилевский исторический романист: Авторефдисс. к.филол.н, М., 1981» 201* Лебедева 0*Н* Современный советский исторический роман: Автореф. дисс. к.филол.н, - М., 1988.

131. Орлов G.A, Исторический роман В.Скотта: Автореф. дисс.*д.филол.н, Горький» X96I.

132. Сердюков А.И. Романы В.Скотта (к вопросу о методе и стиле):

133. Автореф. дисс. д,филол.н. Баку, 1975.

134. Хасанов A.A. Социально-политический строй мамлюкского Египта при черкесских султанах (I382-I5I7): Автореф. дисс. к.филол.н. М., 1975,

135. Деденова С.Н. Исторический роман в современной монгольскойлитературе: Автореф. дисс. к.филол.н. Л., 1981.

136. Зль-и1азли Махмуд М.А. Идейное и художественное влияниерусской и советской литературы на египетский роман: Автореф. дисс. к.филол.н, М., 1973, *