автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Экологическая культура и социальные проблемы здоровья

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Головченко, Ирина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Экологическая культура и социальные проблемы здоровья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Экологическая культура и социальные проблемы здоровья"

РГ6 од

/ 3 МАОАШ^ТЕРБУРГСНИЛ ГОО,ДЛРСГ^Е1Ш,1 ЯШШДОШ

На праьах рукописи

Г0Л0ВЧЕНК0 Ирина Николаевна

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛУЛШРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬЯ

Специальность 09,00.02. -теория и история социализма

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой отепени кандидата философских наук

СА1иГГ-ПЕТЕРБУРГ 199^

Работа выполнена на кафедре теории современного общества философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

НаучныП руководитель!

кандидат философских наук, доцонт СОРОКИНА В.Н,

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор К0.1АР0В В.Д. кандидат фнлосо [ских наук,от,препод, ПАШОВ В.А.

Ведущая организация!

Санкт-Петербургский государственный морской университет.

Защита диссертации состоится ^^ 1993т,

часов на заседании Специализированного Совета

Д,063.57,49« по защите диссертация на соискание ученой отеяе!М доктора наук при Санкт-Петербургокои государственной университете по адресу! 199034» Санкт-Петербург, . Менделеевская линия, дом 5, аудитория № 141,

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им.А.М.Горького, при Санкт-Петербургском государственной университете*

Автореферат разослан -Ж" & _1993 года.

в

Учений секретарь . Специализированного Совета, доктора философских наук, •

доцент С.ЮТГУНОВ Л.В,

I. онцля хАРжгдрлл'и.й рл).оты.

Актуальность темы исследования. (X нек справедливо называют веком непидаинои лоци и бессилия чело-ечестпа. Созре-иенная ситуация а тире стаакт перед людские сообществом поистине га?¿петонекий вопрос: "Бить или на бись'?", с тоЛ лииь розницей, что "на бить" станет слертелыш.! пригоэорол на только отдельному человеку пли дата поколению, а Зе.1Лв и целой -и как планете, и как носителю разума .¡о хзилшыо.!. Б конце XIX века било доказано, чго судьба человека заинсит от судеб космоса. Теперь могао с уаереи.чооть угиеркцать,. что судьба челояечестыа записи? прекде ¡сего от р.зулноД ьоли са.:ого челозечестса и каждого отдельного чело.она.

С середины XX вена для ученых различных социально-экономических систем становится все более очоьидньп, что малинная цивилизация, яиллщался продукт1.! ^сего исторического развития на Земле, приходит к С:<оелу естсст: еннолу пределу из-за ограниченных ноз:ю».носте1 биос; ери, '1сч;рлаа юсть трад цион-ньпе источнику энергии, сьиья и .-ша^и цоа, как свидетельствуют иселвдоьашш многих учен»* /з частности, исследования Рижского клуба, среди которых особо и: (еляогся энергетические и экологические модели Д. '.едоуза/, у :о сейчас поставили Лф на грань не только ядерно.;, но и э.;олог.1ческо.5 кагаагро.ы как ближайшей перелектиьн. Создавал ис.;усст ценную среду обитания, цивилизация привязи*дът к на ! ч«ло .01;-» и отаилт а пря<уо зависимость от нео. ¡1о осноидния цнпмлла.яцни з ходе естествен» но-ис^орлческого развития югут бить начерпаны, тогда сх:о содержание обретенного разъатия как о'и лилается материальной оснош, "парит а ^оздухе". .)то - а.-д|детельстиО обозначившихся предельных ьозно-кностел машинной ^шншзации, потребности в переходе к качественно нош-< те гнологизя - биогенные»

З'гроза экологического кризиса, р ирнв кекду человеком и прироцо!, цецду цивилизацией и культурой приводят « постановке целого ряда актуальных, шнотрепецуцих вопросов, требу-пдих быстрого, безотлагательного реленля. Это обусловлено таксе реальной экологической оп юностью, которая является

• следствием стремительного и нарастающего вмешательства человека в природную среду.

Негативные последствия сопутствовали антропогенной деятельности всегда, но сейчас они переросли локальные, региональные границы и приобрели планетарный характер.

Экологическая проблема отражает ограниченность современной стадии прогресса челонечестна и воплощается в процессах, грозящих уничтожением глубиншя основ человеческого существования. Тренога, 'охватившая гар и вызванная отрицательным антропогенным воздействием на окрукатещпо природную среду, со всей очевидностью побуждает к постановке проблей развития специфического среза в отруктуре человеческой культуры - отологической культуры.

"> ко логическая культура - условие становления ноосферы. Что культура всех видов человеческой деятельности, связанных о познанием, освоением и преобразованием природы, пронизывающая и материальное производство, и духовную жизнь общества, потому она является ватаым способом разрешения противоречий между обществом и природой.

В воспитании у людо.1 экологической культуры важное место принадлежит и медицине. Выход модицины в данную область человековедения определяется по крайней мере двумя моментами. Во-первых, медицина изучает психофизиологический и патологический мир индивида как части природы и общества. Поскольку физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с • природой, постольку управление природными процессами в плане изучения деятельности человека становится неотъемлемой стороной медико-гуманитарного знания.. Зо-вторнх, в медицине, как .ни в какой другоП науке, обнаруживается органическое единство научного и аксиологического познания.Психологические я деок-тологическив знания органичеоки вплетаются в само "тело" медицины как науки и являются необходимым условием эффективного проведения лечебных и профилактических мероприятий. Эти моменты медицинского знания отражают определенные стороны взаимосвязи человека, общества и природы, в которых заключены элементы экологической культуры.

Сегодня потребности как активизирующее начало человеческой деятельности все больше нуждаются и разу:лшх экологических обоснованиях, гак как задача оптимизации нзашгаде-йстния природи и обцестаа необходимо предполагает совершенствование системы человеческих потребностей посредством ее энологизации, т.е. приведения в соотиотствие с экологическими требованиями: имеющимся ресурсами, возможностями окружающей природи - как условиями жизни человека. 1ту задачу и призвана реяать экологическая культура общества.

Степень разработанности темы. В 'читосорско-гетодолог^и-ческой литературе огромную социальную важность приобретают в настоящее время исследования, направленные на релениа проблемы гармонизации социоприродного взаимодействия.Значительный в ich ад а разработку данного направления внесли Афанасьев ö.Г., Бабосов 2.J., Батищеи Г.С., Будыко' М.И., Велихов Е.П., Гнищиани Д. -I., Лаптев ¡[.Д., Лось В.А., .Iaue-до в Н.М., .'.крахов В.Г., Трусов Л.П., Урсул А,Д., Фаддеев Е.Т., ЯницкиД О.Н. и др.

Культурологически;'! аспект анализа проблемы гармонизации социоприродного взаимодействия опре,целил необходимость формирования экологической культуры, что, в свою очередь, предполагает выработку качественно новых зкокультурных механизмов оптимизации человеческой деятельности, становление экологического сознания, изменение традиционных норм и нравственных принципов отношения человека к окружающей его природной среде. Ценные результаты, характеризующие различные параметры формирования экологической культуры, содержатся в работах Антипенко А.П., Артаносского С.Н., Арутюнова С.А., Ахиезера А,С., БарбалиноА Э.Р., Бромлея Ю.В., Галеевой А.М., Гирусова J.ti., Горелова foА., Игнатовской Н.Б., Кагана М.С., Маркаряна Э.С., ,,1аслеева А.Г., Рейиерса Н.Ф., Шилина К.И. и др. Автор опирался на результаты перечисленных вше исследований.

Вопросы изучения человеческого организма и окружающей его-природной среды о1юр:.-илиоь в научное направление, получившее название экологии человека. Важной стороной экологии человека является изучение естественноисторических .законов сохранения и развития здоровья лццей, совершенство-

б

вание физических и психических возможностей человека в условиях перехода биосферы в ноосферу. ~)тоЛ проблема посвящен ряд работ ¡{азначеева В.П., Василенко Л.И., Смирнова И.Н., РаЯха Е.П., Рященко C.B., Тагдиои и др.

Этические аспекты криаисной экологической ситуации раскрываются в работах Лгапова В., Гордиенко Л.Н., Горелова А.А.» "Жданова Ю.А., Лаптопа И.Д., Резника С., Мочалова И.И.

Происходит институализация и "самоопределение'* новой отрасли знания - социальной экологии. Б этом направлении ведутся разработки Вианечски:л И.Б., Гирусовш Э.В., Художником Г.С., Маркоаш Э.Г., Кацуро.1 Л. fl., Комаровы» В.Д. и др.

Цель и задачи исследования» Основная цель данной диссертации заключается в то.;, чтобы исследовать проблему взаимовлияния экологической культуры и здоровья человека. Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение ряда следующих задачt

• - уточнения степени соизмеримости человека и природы и анализа культуры как меры их единства ;

- актуализации вопросов, поротденных разрастанием разрушительных глобально-экологических процессов ;

- анализа многоплановости феномена экологической культуры |

- изучений влияния окружающей среды на здоровье человека |

- раскрытия сухости экологического подхода и его ведущей роли в процессе изучения здоровья человека.

Научная нозизиа исследования состоит -в том, что|

-уточнен методологический статус категорий "культура" и "Природа", очерчены грани их взаимодействия ;

«• обоснована и детально проанализирована закономерность перехода к экологически ориентированной культуре (

- выдвинута идея двойственности экологической культуры»

- раскрыты и детализированы основные аспекты акол'огической культуры /экологическая ситуация, экологическое поведение, экологическое сознание/1

- отмечена ведущая роль, экологического подхода в оисте . ме "окружающая среда - здоровье человека" |

- раскрыго содержание категории "экология человека", применительно к современной экологической ситуации.

. Методологической основой исследования явились работы отечественны* и зарубеашх ученых «о различит аспектам данной пробле ш. 3 диссертации использовались материалы периодической печати, относящиеся к диссертационной тематике.

Практическая значимость диссергации. Результаты иссле-драания могут быть использованы для дальнейшей разработки проблеч социальной экологии, перспективного анализа социо-природного взаимодействия, н курсах лекций по теории культуры и спецкурсах по данной те.:атико в медицинских вузах.

Апробация работы. Содержание и основные вывода диссертации были обсуэдены на заседании ка'.сдрц теории современного общестза Санкт-Петербургского государственного упииерси-тета II речраля I0J3 года и били рекомендованы к защите.

Материалы диссертации апробированы автором' в трех научных публикациях.

Структура диссертации, соответствует цели и задачам исследования. Работа'состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по дна параграфа, заключения и списка литературы, •

П. С0ДЕР,.'.А11ИЕ РАьОТЦ, .

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, освещается степень ее разработанности, научное и практическое значение, формулируется цель и основные задачи исследования.

В первой главе - "Методологические проблемы исследования экологической культуры" дается анализ таких категория, как "природа", "экология", "культура", обосновывается их взаимозависимость и взаимообусловленность.

Первый параграф "Взаимосвязь человека и природы в культурологической проблематике" представляет собой методологическое исследование концепции сопричастности культуры и экологии, которая служит основанием для появления нового направлений: культурной экологии, или экологической культуры /Дж, Стюарщ, Э.С.Маркарян, Д.С.Лихачев, ¡О.В.Броклей и др./,Следует отметить, иго здеоь отсутствует единое имение« Так, Лихачев Д,С, акцентирует внимание на необходимости ойзд&яия

экологии культуры и трактует ее преичутцзственно как охрану памятников культуры. Известный западногерманский натуралист Б, Гржимек, отталкиваясь от "противного", считает, что живая природа представляет не меньшую культурную ценность для челове. -чества, чем старинные памятники. Охрана природной ерзды и среды социальной /культурной/ в экологическом контексте выступает сегодня как взаимозависимые, нерасчленэнные по своей сути задачи. По мнению Стюарда, культурная экология представляет собой специфическую систе;лу адаптации общества к конкретным условиям естественного окружения. Л.С.Маркарян также считает основной функцией культуры адаптивную Тункцию, но экологическую культуру трактует шире, как призванную характеризовать способы взаимодействия общества и о природой, и с социальной средой.

При рассмотрении экологии в качестве необходимой составной части культуры наиболее перспективным, на наш взгляд,представляется определение последнеЛ как результата /продукта/взаимодействия общества и природы, где культура рассматривается как реальное обобщение природы и человеческой деятельности.

'Кроме этого, необходимо отметить еще один ценный в методологическом отношении аспект: и с (юре культуры невозможно рас-шатрнвать человека через призму традиционной дихотомии как существо природное, с одной стороны, а существо ооциальное -0 другой» Человек - исторически развивающееся существо.

Рассмотрение культурологической и экологической пробле-матик,как во многом родственных,вносит многие существенные уточнения в представления о таком многоаспектном явлении, как культура, вступившая в экологический этап своего развития, И .

' в'этой связи представляется необходимым более подробно остановиться на соотношении терминов "экология" и "культура"* Оба они отличаются полисеиантичностыо. Этимология термина "культура" происходит от латинокого си^и^« /обрабатывать» во-: вделывать/, а точнее а^е си.<?£и>~а. /обрабатывать землю/. М. Цицерон.значительно расширил значение этого понятия« 8 "Тус-куланских беседах" он формулирует мысль о том, что раЭум необходимо обрабатывать /культивировать/, как землю. Похоже, что о. »того времени и берет начало прооветительокая тенденция!

трактовать феномен культуры как образованность, воспитанность человека. Уже позднее к культуре стали относить псе то, что создано человеком взамен и в противоположность природной сре-. де. Такое противопоставление >:ира природы миру человека /в нашем случае миру культуры/ и привело к созданию традиционной оппозиции "культура-природа", с которой мы имеем дело и сегодня.

До последнего времени были известны две крайние точки зрения на отношение человека и природы: древневосточная и западноевропейская. В древнем |{итае, например, человек со Своими способностями не вц.целялся из явлений природы, он ставился в ряд с ними, представлялся силой, со^зр.иенно равноправной с другими силами, В древнееиропеЯском осмыслении образовалась концепция человека - "венца творения", т.е. человека-хозяина, властелина над всем предоставленным в его распоряжение миром природы. Пполне понятно, что в этих условиях стремление к безудержной власти над природными силами обретает резко отрицательный смысл, и западноевропейская концепция человека -"царя природы" долота быть оценена как неадекватная, не соответствующая задачам успешного разрешения острых экологических коллизий современности. Назрела настоятельная необходимость преодолеть эту концепции и выработать новый обобщешшЛ образ человека и природы. Встает допрос - капол именно? Существует два ответа на этот вопрос. Один из них заключается в тол, чтобы принять древневосточную концепций, модернизировав ее с позиций экологического пессимизма. Другой состоит в обосновании взгляда на' человека как сердцевину естественно-природной эволюции и ее ведущего фактора. С точки зрения Ледоуза, представителя Римского клуба, рассмотрение человека в рамках этих двух противоположных концепций - западноевропейской И восточной - лежит в основе всех различий во взглядах на будущее мира и место ■ в нем человека. Подлинной альтернативой тому одностороннему пониманию исключительности человека / в его отношении к природе/ является становящаяся ныне концепция человека как ведущего фактора, содействующего естественно-природному развитию. Не раэрушение природа, а развитие ее потенций, содействие ее эволюции -таков пафос этой единственно адекватной концепции. Про-

тиворечие человека и природы выступает в качества конечного по своей роли объективного детерминатора развития культуры. Культура, вместе с тем, должна-рассматриваться не только как порождение протипорешш общества и природы, но и как способ решения этого противоречия.

Второй параграф - "Экологическая культура как необходимая предпоскшса преодолп-шя экологического кризиса" раскрывает содержание и причины глобального экологического кризиса. Можно сказать, что экологический кризис - это кризис господствующего ныне типа технологии. Современный этап наушГо-техничоского развития, породивший беспрецедентное разрастание разрушительных глобально-экологических процессов, требует постановки важных вопросов культурологического характера: об отношении человека как социально-культурного субъекта к себе саг/ому и окружающей среда /природной и "окультуренной"/, о его роли в единой системе биосоциального сообщества, о различных вариантах роагауш на так называемый "экологический вызов". От ответов на оти вопросы зависит определение способов практического освсе->шя мира, а следовательно, и характер человеческой деятельности. Результатов активной разработки данной проблематики в советской И зарубежной философская и социологической литературе явилось проникновение экологического подхода в культурологию, о чем свидетельствуют исследования феномена экологической культуры. Культуру принято определять через противопоставление ее прирде, и это в определенной степени верно, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличив от естественного бытия природных тел. Однако не следует абсолютизировать.отличие культуры о1 природных явлений. На самок деле и природа И культура представляют ообой такие противоположности, а различии которых содержится тождество. В процессе своего развития они предполагают нарастающее взаимопроникновение и вааимообуславливание друг друга,Поэтому переход к экологически ориентированной культуре является законокершш он был подготовлен всей человеческой историей.Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии о природой; учился у нее пониманию свойственных ей явлений, законов и в преобразованном виде воплощал их в материал ыуых и духовных ценностях.

Необходимо подчеркнуть, что экологическая культура исходит из целостного взгляда на структуру природы плементов:' внешняя природная среда, "вторая природа" и собственно биологическая родовая природа челопека -. все они доданы находиться в гармоническом и дина"ическом единстве. Таким образом, отношение че-лочека к окружающей среде должно выступать мерой и способом гармонизации отношений метвду различны?™ составит компонентами природного целого. Если учесть, что все эти элементы суть многообразные с пери, в которых челопен опредмечивает и распред-_ мечиоает свои сущностные силы, то экологическую культуру можно определить. 1сак способ и меру реализации сущностных сил в процессе предметно-практической деятельности человека по освоения природы. Таким образом, в содержание экологической культуры входит как природопреобразугацая 1;ункция общественной практики,таз и момент челозеко^ормируищеЛ функции, поскольку именно практика реализует естественные задатшГчеловека соответственно его природной индивидуальности й общественному своеобразии. Поэтому экологическая культура представляет собой не только преобразование и освоение внешней природы в качестве природных ресурсов, но и аналогичное воздействие на внутреннюю природу человека, его продуктивные возможности к общественно-полезной деятельности.

Экологическая ситуация выдвигав* новое требование» вое стороны социальной жизни дшшш быть подчинены одной главной задаче - сохранения природной среди каа незаменимого условия собственно человеческого развития* В определенной степени это можно считать новой функцией культуры. Если раньше культура была в значительной мере олоообои обособления людей от природы и рассматривалась в теории как отличительный признак проявления социальности, то теперь культура должна стать опоообоы воссоединения общества и природы на основе более адекватного понимания природной среды. Эту задачу и призвана решать экологическая культура»

Таким образом,можно оделать вывод о том, ЧТО экологическую культуру можно рассматривать как обеспечение прогресса общества в его единотвв о природной средой. Экологическая культура включает в себя, окологичеокое знание, безопасные или даже благоприятные для природного равновесия технология деятель*

ности, нормы и ценности, навыки поведения и распространяется на всю систему деятельности людей.

Вторая глава - "¿армирование экологической культуры и социальные проблемы здоровья" посолщеиа анализу ьзаихюсвязи экологической и чеди^нской проблелатик, коррелятором которых выступает экологическая культура общества.

II перлом параграфе вскрывается "Пробле.ш. двойственного характера экологической культуры". В ней анализируется ! феномен. экологической культуры. Отмечается, что это понятие новое и во многое .рор'лируюцееся. В трактовке сущности экологической культуры среди специалистов нет единства мнений и подходов, Некоторые авторы определяют ее как явление, которое еще не сложилось и сортируется окончательно только в отдаленном будущем. Другие считают, что экологичеокая культура как целостное явление возникает лишь в условиях капиталистического отроя, т.к. все предшествующие ему сообщества носили преимущественно локально-ограниченный характер и лиаь в условиях капитализма наряду с потребностями во все более расширенном освоении природы, возникает и потребность в поддержании целостности окружающей среды. Однако следует отметить, что хотя вое предшествующие капитализм сообщества носили локалыш-ограниченннЯ характер, а определяющая роль в них принадлежала аграрному производству, это еще но доказывает отсутствие эле' иентов экологической культуры. Иное дело, что эта культура могла носить локально-ограниченный и даже примитивный характер в соответствии о достигнутые уровнем разьития производительны* сил,- Автор диссертации предлагает в самоа общем виде ако-яогичеокуы культуру обозначить как выражение единства эако-. номерностей преобразуемой человеком природы и общественной практики,- которое закрепляется в достигнутых обществом результатах духовного и материального порядка.

Экологическая культура создает объективные условия для формирования в массовом масштабе эколого-активного типа личности, "1то личность, которая не пассивно орзерцает процесо разрушения природной среды, а на базе глубоких экологических знаний осваивает природную среду в целях создания оптимальных экологичвсю(0олиий бюш

По степени гото отгости социального субъекта к экологической деятельности ввделяйтся 3 типа экологической культуры:ми-роюззренческо-экологическая, обще-экологическая и профессио-налыю-пкологическая. ¡Сратко эти три типа можно охарактеризовать так. !иропоэзр::нческо- экологическая гуль тура предполагает овладение субъектом экологической деятельности всей системой идеологии: установками, знаниями и умениями, Е..;у должны бить присущи соответствующие политические, философские, правовые, 1гравотвенга;е и т.п. качества. Обще-экологическая культура включает в себя естестоенно-научную, гуманитарную и техническую культуру общества, т.к. для решения экологических проблем необходима интеграция наук о природе, обществе,человеке, их взаинодеПствии. И, наконец, профессионально-экологическая культура предполагает наличие связи экологической деятельности - основы экологической культуры - о другими рода- • ми деятельности: экономической, медицинской, научной, педагогической, управленческой, осе эти роды деятельности, будучи относительно самостоятельными, развиваясь по своим собственным законам, вместе о тем, диалектически взаимосвязаны между собой, существуют в единстве как единая человеческая деятельность - основа единой культура социального субъекта»

Необходимо отметить, что к экологической культуре общества можно подойти не только 0 экологической сторон!^ т.о. исследовать ее кап культуру экологической деятельности, но и б культурологической, исследуя ее как экологический аспект развития культуры.

Экологическая культура общества, исследуемая о позиций культуры экологической деятельности* может бить определена как конфигурация всех результатов» которых общество достигло в сохранении и восстановлении природных условий своего существования. С этих позиций в экологической культуре легко можно выделить следующие аспекты: I/ экологическую ситуация, 2/ экологическое поведение,. 3/ апологическое сознание. В дисбер^ тации дается характеристика каждого'из них»

"Экологическая ситуация входит в сферу экологической культуры в такой мере» в какой она зависит от деятельности человека, от его стараний и споообнбетей сохранить и восстановить природные условия своего существования. /Ложно оказать, что человек создает себе экологическую ситуацию и он ответе^ венен за ситуацию, от которой оам эавйоит. Когда под влияние*

человека в окружающей среде происходят необратимые изменения и экологическая оитуадия ухудшается, то общество стоит перед выбором: I/ оставить непригодную для жизни среду и переЛти на другое место | 2/ ограничить свое влияние на природу ¡3/ восстановить благоприятные условия ; Л/ изобрести новые ¡ор-мы хозяйствования, компенсирующие, дополняющие или вообще заменяющие старке способы воздействия, оставившие опаенке последствия для жизни. Последнья возюжность дает самый радикальный выход для общзстиа, поскольку она способствует изменению принципов хозяйствования, переходу на др. природные ресурсы. Отметим, что к экологической культуре относятся лишь те изменения ситуации, которые обусловлены экологической деятельностью, т.е. деятельностью, ограничивающей опасные изменения окружающей среды и восстанавливающей благоприятные условия существования,

Степень и масштабы распространения экологически конструктивного роведения являются вторым /после экологической ситуации/ важным показателем экологической культуры общества. Распространение конструктивной позиции и ей соответствующего поведения способствуют государственные и межгосударственные /экономические, политические, юридические, просветительско-идеоло-гичеокие/ акции, благоприятный духовный климат /ценностные ориентации, установки, привычки, повседневный опыт и т.п./, традиции /трудовые, нравственные, экологические и др./. Другим условием, способствующим формированию конструктивной экологической позиции общества, является возможность людей влиять на общественный процесс вообще. Если эти возможности ничтожны, если человек чувствует себя лишь винтиком общественного механизма, который можно заменить, он снимает о себя ответственность за.состояние экологической ситуации и оотаетоя безучастным наблюдателем этого процесса,

. И, наконец, »кологичеокор сознание, как ядро экологической культуры, может сформироваться только при условии сопоставления, соотнесения всей совокупности научных знаний человека о природе о конкретной акодогичеокой обстановкой в данном регион«. Поэтому человеку необходима информация об вкологкчео-«ой ситуация, иначе от него трудно ожидать »кологичесно* актив-мот»,

Такич образом, о экологической точки зрения экологическая культура рассматривается как уклад и уровень достижений в сохранении природных условий существования общества, а о культуроло-гичеоко-1 - как своеобразная с}>ера человечеекой деятельности, направленная на сохранение этих условий.

Во втором параграфе - "Окологичоспая проблема и социальные вопросы медицины и здравоохранения" обосновывается положение о том, что причины заболевания или улучшения здоровья преимущественно связаны о состоянием внезшей относительно человека среды, притом не только естественной, но и общественной. Здесь же доказывается, что в современных условиях увеличивается количество и возрастает интенсивность физических, химических и иных факторов, обладающих способности непосредственно воздействовать на организм человека,минуя социальные барьеры, В подтверждение этого факта приводятся данные об антропогенном загрязнении воздушной среды над регионами Лосквы и Санкт-Петербурга и обосновывается зависимость состояния здоровья наоеления этих городов от степени загрязнения воздуха. Исходя из современной экологической ситуации автор представляет категорию здоровья человека как динамически развивагацугася категорию. Здоровье челозека формируется и изменяется под влиянием определенной среды. '

Далее дается определение понятии "экология человека". Развитие этой научной дисциплины значительно расширило область исследования здоровья человека г позволило выйти за рамки его изучения медико-биологичеолимй дисциплинами. Поэтому зполнв понятен и убедителен подход к экологии человека как глобальной экологии» Характерная особенность екологии человека заключаемся в том, что она является целевой наукой. Ее основная цель состоит в поддержании и сохранения здоровых биогеоценозов,т.е. биологических и геологических факторов, необходимых для жизни и благополучия человека. Экологичеокий подход является сегодня ведущим а науках о природе. Живой организм мокно понять лфоь в его взаимосвязи со средой. Это относится И к Человеку, который есть часть биосферы й в какой-то мере подчиняется ее Законам. Т.о., экология «еловеяа включает в оввй как бн 2 уровня!

первоначальный биологический уровень, на который надстраивается социальный уровень. Взаимодействие человека и среды его обитания послужило' объективной основой для дифференциации медицинского знания и появления такой отрасли экологии, как медицинская экология. Необходимо в этой связи отметить, что и медицине в настоящее вреде сохраняется инерция классических методов, ориентирующихся в основном на относительно самостоятельное исследование организма человека, отдельных его частей. Поэтому сейчас одной из важных проблем в этом направлении считается переход от поэлементарного изучения к целостному рассмотрению здоровья как результата взаимодействия ряда биологических и социальных факторов в совокупности их овязей и отношений. )то направление предполагает развитие системы медицинокого знания. Другое долш> опираться на развитие культуры. Что касаетоя ' теоретического аспекта этого направления, то он в первую очередь связан о анализом культурной традиции, привнесением в теорию здоровья подлинных достижений народной медицины. Практический же аспект имеет в виду осуществление воспитательной функции, которая соединяет современную концепцию здоровья с высокой экологической культурой.

Конкретизируя экологическую проблему применительно к задачам здравоохранения и медицинской практики, необходимо, во-первых, иметь в виду различие и взаимосвязь локального, регионального, межрегионального и глобального аспектов среды обитания человека, а также актуализация экологической проблематики требует разработки наиболее широких интегративных критериев • теории нормы и патологии в медицине о учетом зависимости здоровья как отдельного человека, так и коллективов от взаимодействия о широким диапозоном факторов среды, в т.ч. индивидуального, биосферного и ноосферного уровней, опосредованных социально.Во-вторых, с позиций экологического подхода здоровье че-•' ловека следует рассматривать как диалектическое равновесие организма о.окружающей его природной и социальной средой, при которой оптимально проявляются, вое заложенные в биологической основе и социальной сущности человека его возможности и способности.

В заключении подводятся итоги предпринятого автором исследования, его ооновные результаты, н&мечаптоя пути дальнейшего изучения данной проблемы.

Основные положений диссертационного исзледования отражены в следующих публикациях автора»

1. Здравоохранительный аспект экологической культуры// ДвП. в ИНГОЙ П5 47225 от 30. X» 92Р.

2. К вопросу о культуре экологичеокой деятельности// Дэп. в ИНИОН Р 47226 от 30.x.92г.

3. Экологичвокай культура в хонтвкоте методологической пробле-м// Деп. в ИГОЮН Р 47227 от ЗО.Х.92г»