автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Экспансия новых религиозных движений в России на рубеже XX-XXI веков

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Жуковец, Ольга Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Экспансия новых религиозных движений в России на рубеже XX-XXI веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Экспансия новых религиозных движений в России на рубеже XX-XXI веков"

На правах рукописи

Жуковец Ольга Юрьевна

ЭКСПАНСИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ

09.00.14 - философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 : !.;\:] 2013

Ростов-на-Дону - 2013

005537999

Работа выполнена в отделе социальных и гуманитарных наук СевероКавказского научного центра высшей школы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Астапов Сергей Николаевич.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор, заведующая кафедрой «Философия и история» Института сферы обслуживания и

предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВПО «Донской

государственный технический

университет» (г. Шахты) Положенкова Елена Юрьевна

кандидат философских наук, преподаватель ГБОУ СПО Ростовской области «Ростовский-на-Дону строительный колледж» Хмелевская Елена Николаевна

Ведущая организация: ФГКОУ ВПО «Ростовский юридический

институт МВД России»

Защита состоится «04» декабря 2013 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.13 при Южном федеральном университете по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан « 4 » октября 2013 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

М.М. Шульман

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Одним из наиболее важных последствий тех фундаментальных изменений, что произошли в России на рубеже 80-90 годов XX века, стал отказ от политики государственного атеизма и препятствования деятельности религиозных организаций. Законодательство России обеспечило возможность свободного осуществления деятельности традиционных религий. Но произошедшие изменения повлекли за собой и расцвет деятельности нетрадиционных религиозных организаций, или новых религиозных движений. Часть новых религиозных движений (НРД) возникла непосредственно в России, часть же, воспользовавшись произошедшими изменениями, распространила свою деятельность из зарубежных стран. Первоначально российское общество, находившееся в ситуации глубокого мировоззренческого кризиса, и не имевшее в своем большинстве элементарных знаний о религии, восприняло НРД в целом нейтрально, а часть наших сограждан - доброжелательно и с заинтересованностью. Но уже в скором времени это отношение сменилось обеспокоенностью, а в дальнейшем в обществе сформировалось заметно негативное отношение к НРД. Этот процесс можно считать закономерным: крупные и располагавшие большими финансовыми возможностями зарубежные НРД, начавшие свою деятельность в России, представляли собой организации, неоднократно подвергавшиеся в странах своего возникновения жесткой общественной критике и даже судебным преследованиям за различные злоупотребления. Пользуясь неосведомленностью большинства российских граждан, эти организации смогли завоевать довольно прочные позиции в России, используя привычные для них способы проникновения в различные сферы жизни общества. НРД отечественного происхождения, также стремившиеся завоевать позиции в обществе, часто использовали аналогичные способы. Кроме того, как отечественные, так и зарубежные

НРД в тех случаях, когда критическая информация об их деятельности становилась достоянием общественности, использовали различные способы борьбы со своими критиками с целью принудить их замолчать. Эти способы зачастую оказывались не менее сомнительными, с позиции норм морали и права, чем методы миссионерской деятельности НРД и принятые внутри этих групп порядки, против которых и была, собственно, направлена критика.

Несмотря на изменение вектора общественного мнения и частичную утрату некоторыми НРД позиций, завоеванных ими первоначально, в целом НРД продолжают занимать в нашей стране достаточно прочное положение. Присутствие и активность религиозных организаций, нетрадиционных для нашей страны, продолжает вызывать общественную обеспокоенность, так как среди этих организаций есть такие, деятельность которых рассматривается как деструктивная. Поэтому тема, избранная нами для исследования, является актуальной и значимой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Степень разработанности темы исследования. Изучению новых религиозных движений и различных сторон их деятельности посвящена обширная литература, вышедшая в последние десятилетия как в России, так и за рубежом. При этом абсолютное большинство работ принадлежит западноевропейским и американским авторам, так как в западных странах новые религиозные движения получили широкое распространение в то время, когда государственная идеология СССР и стран «социалистического лагеря» препятствовала деятельности религиозных организаций; соответственно на Западе НРД на несколько десятилетий раньше стали объектом религиоведческих и других исследований. Среди исследователей, занимающихся проблематикой НРД, есть как светские, так и конфессиональные ученые. Наиболее значительными и авторитетными светскими зарубежными специалистами являются такие, как А. Баркер, Д.

Бромли, Д. Хадцен, М. Интровиньо, Д. Ричардсон, Б. Уилсон, которыми рассмотрены вопросы истории, типологии, закономерности развития НРД. Необходимо также отметить работы таких специалистов в области психологии, как М. Сингер и Ф. Зимбардо, изучавших психологические аспекты присоединения к НРД и последствия пребывания в них. Среди зарубежных конфессиональных авторов следует назвать имена У. Мартина и И. Огорда. Отечественные светские исследователи НРД представлены такими именами, как JI.H. Митрохин, В.Г. Балагушкин, М.З. Штерин, К.Б. Привалов, П.С. Гуревич, Б.З. Фаликов, И.Я. Кантеров, С.И. Иваненко, H.A. Трофимчук, И.С. Гордиенко, А.И. Щипков. Наиболее значительными конфессиональными авторами в нашей стране являются А.Л. Дворкин, Р.Я. Конь. Необходимо также назвать имя В.М. Мартиновича, работающего в Республике Беларусь и активно взаимодействующего с российскими конфессиональными исследователями. Отечественными авторами в последние годы проделана значительная работа как в изучении теоретических вопросов, так и в исследовании истории и современного положения НРД в нашей стране. Но некоторые существенные проблемы, в частности, такие, как методы завоевания и удержания НРД позиций в различных областях жизни нашей страны, к настоящему времени исследованы еще в недостаточной степени.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают новые религиозные движения. Предметом исследования являются пути экспансии новых религиозных движений в России, завоевания и сохранения ими прочного положения в различных сферах общественной жизни.

Гипотеза исследования. Ряд НРД смогли достигнуть своего современного положения в различных сферах общественной жизни

благодаря использованию обмана и подавления критики, что вызывает общественную обеспокоенность и негативное отношение ко всем НРД.

Теоретические и методологические основы исследования. В работе нашли применение следующие методы религиоведческого исследования: каузальный, используемый для анализа генезиса и эволюции различных феноменов религиозной жизни; метод структурно-функционального анализа, позволяющий рассматривать явление как целостность, каждый элемент которой структурно связан с другими элементами и исполняет собственную функцию; герменевтический, используемый для интерпретации вероучительных и иных текстов религиозных организаций; метод сравнительно-исторического анализа, позволяющий путем сопоставления выделить общие и особенные черты изучаемого явления.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является определение способов влияния новых религиозных движений на общественное мнение, способствующих их экспансии в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1. Проанализировать факторы, способствовавшие широкому распространению новых религиозных движений в России на рубеже 80-90 годов XX века.

2. Оценить результаты усилий новых религиозных движений по распространению своего присутствия в различных сферах общественной жизни России в первой половине 90-х годов XX века.

3. Изучить способы создания положительного образа в глазах общественности, которые используются новыми религиозными движениями, имеющими негативную репутацию в обществе.

4. Исследовать способы предотвращения распространения негативной информации об их деятельности, которые используются новыми религиозными движениями, имеющими негативную репутацию в обществе.

5. Оценить положение, достигнутое в России новыми религиозными движениями вследствие использования различных способов создания собственного положительного образа и предотвращения распространения негативной информации о своей деятельности.

Научная новизна исследования.

1. Определены имиджевые результаты экспансии новых религиозных движений в различных сферах общественной жизни России.

2. Установлены способы, которые используют новые религиозные движения для создания собственного положительного образа.

3. Установлены способы, используемые новыми религиозными движениями для предотвращения распространения негативной информации об их деятельности.

4. Описано положение, достигнутое новыми религиозными движениями в России в результате использования уставленных способов создания положительного образа и предотвращения распространения негативной информации.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Широкое распространение новых религиозных движений в России на рубеже 80-90 годов XX века стало возможным вследствие того, что в стране сложилась ситуация мировоззренческого кризиса, сопровождавшаяся полной неосведомленностью общественности в вопросах религии.

2. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, новые религиозные движения, активно используя свой организационный и финансовый потенциал, смогли в первой половине 90-х годов XX века максимально

расширить сферу своего влияния, добившись присутствия во всех областях общественной жизни России, включая экономику, образование, культуру.

3. Для предотвращения распространения негативной информации о своей деятельности новые религиозные движения методично используют судебные иски, дискредитацию источников негативной информации, шантаж и другие формы психологического давления.

5. Новые религиозные движения смогли, в результате использования различных способов создания собственного положительного образа и дискредитации источников негативной информации о своей деятельности, укрепить свое положение в современной России и заручиться поддержкой со стороны ряда общественных организаций, вызвав тем самым обеспокоенность традиционных для России религиозных организаций, что представляет собой потенциальный источник социальной напряженности.

Практическая значимость и апробация исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в научной работе по соответствующей религиоведческой тематике, а также при разработке учебных курсов для высших и средних учебных заведений по религиоведению, социологии, социальной психологии. Они могут иметь практическое применение в области государственно-конфессиональных отношений. По теме диссертационного исследования опубликовано 2 статьи.

Структура работы. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы, включающего 118 наименований. Объем диссертации - 116 страниц машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы

диссертационного исследования, устанавливается степень разработанности

проблемы, определяется объект и предмет диссертационного исследования,

формулируется рабочая гипотеза, определяются теоретические и

методологические основы, формулируются цели и задачи исследования, его

научная новизна, положения, выносимые на защиту, показывается

теоретическая и практическая значимость исследования.

Глава 1 «Распространение новых религиозных движений в России

в конце 80-х - первой половине 90-х годов XX века» посвящена анализу

активности новых религиозных движений в Советском Союзе и России в

указанный период истории.

В параграфе 1.1. «Факторы, способствовавшие распространению

новых религиозных движений в России на рубеже 80-х - 90-х годов XX

века» утверждается, что внезапный и резкий переход от политики

преследования религии и подавления деятельности религиозных организаций

к политике веротерпимости и открытости не только дал возможность

традиционным религиозным организациям России действовать совершенно

свободно, в благоприятных для них условиях, но и поставил эти

традиционные организации перед серьезным вызовом со стороны

нетрадиционных религий, иначе называемых новыми религиозными

движениями (НРД).

Отмечается, что в настоящее время в религиоведении нет

общепринятой терминологии для обозначения этих религиозных

новообразований, и нет общепринятого понятийного аппарата. Достаточно

часто используются такие термины, как «нетрадиционные религии», «новые

религиозные движения», «секты», «культы», и другие. В западном

религиоведении также используются термины «эмерджентные (буквально -

«возникающие») религии, «молодежные религии». Довольно

распространенными терминами для обозначения недавно возникших

9

религиозных групп являются термины «секта» и «культ», причем первый употребляется чаще в европейских странах и в России, а второй — в Соединенных Штатах. Однако в последние годы его все чаще заменяют термином «новые религиозные движения», который был предложен английским социологом Айлин Баркер1. Баркер пришла к выводу, что этот термин является более подходящим для научной лексики, так как термины «культ» и «секта» перегружены негативными коннотациями, и воспринимаются как оскорбительные самими представителями этих движений. Научный лексикон, как считает, А. Баркер, должен быть максимально свободен от терминологии, имплицитно предполагающей оценочные суждения.

Под новыми религиозными движениями понимаются те религиозные течения, что возникли сравнительно недавно, то есть в течение последних десятилетий, являются нетрадиционными для данного культурного региона, не укоренены в традиционной культуре, и явно противопоставляют себя сложившимся религиозным и культурным традициям. Однако нет оснований считать, что сам термин «секта» в научном дискурсе может рассматриваться как выражение оценочного суждения. Поэтому в диссертационном исследовании термины «секта» и «новые религиозные движения» употребляются в качестве синонимов.

Далее, в диссертации отмечается, что на протяжении всей истории СССР существовало обширное «религиозное подполье», включавшее в себя самые разнообразные группы. Среди этих религиозных групп были представлены практически все течения, характерные и для западных НРД: эзотерические, ориентальные, неоязыческие группы, подпольные курсы йоги, кружки последователей теософии и антропософии, и так далее.

Советское «альтернативное религиозное подполье» было весьма слабо информировано о том, что происходило в мире нетрадиционной религиозности на Западе. Среди советских последователей нетрадиционных

1 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. Спб., 1998.

10

учений лишь немногие знали о скандалах и судебных разбирательствах, связанных с деятельностью западных НРД, волновавших в то время общественное мнение западных стран. Еще меньше и об отечественных, и о зарубежных нетрадиционных группах знала широкая общественность Советского Союза. Не очень много о деятельности НРД было известно и советским специалистам в области изучения религий, ведь в СССР те крупные и скандальные НРД, по поводу которых западные ученые не один год вели оживленные дискуссии, практически отсутствовали. Итак, ни отечественное научное сообщество, ни общество в целом не были готовы к тому мощному всплеску нетрадиционной религиозности, который произошёл после отмены политики государственного атеизма2.

Большинство НРД действовали не только официальным путем, добиваясь государственной регистрации и легализации своего статуса, но и стремились заручиться поддержкой высокопоставленных государственных лиц, культурной элиты, видных представителей СМИ, научного сообщества. Частично им это удавалось, и не последнюю роль в этом играло то, что в Россию приехали эмиссары богатых западных НРД, готовые предложить интересующим их лицам различные блага. Очень многие государственные и общественные организации в 90-е годы XX в. находились в бедственном положении, и поэтому не отказывались от предлагаемого «на самых выгодных условиях» сотрудничества. В результате, в России сложилась довольно странная ситуация, когда такие религиозные организации, как «Саентологическая церковь», имевшие у себя на родине плохую репутацию, оказались на положении уважаемых и респектабельных партнеров, вхожих в самые высокие инстанции.

В параграфе 1.2. «Распространение новых религиозных движений в России и попытки их проникновения в различные сферы жизни общества» анализируется изменение социальной ситуации в России в

2 См.: Крнвельская Н.В. Причины распространения в России деструктивных религиозных организаций / Миссионерское обозрение, 1999, №3.

течение 90-х годов XX в. и связанное с этим изменение отношения российского общества к НРД.

В первой половине 90-х годов быстро распространявшиеся НРД действовали в условиях практически полной неосведомленности и, как следствие, сравнительно благодушного настроя общества. Пришедшие в Россию зарубежные НРД к тому времени уже учли опыт своей деятельности на Западе, и старались не повторять тех откровенно агрессивных действий, что вызвали в свое время энергичное противодействие западного общества. Начиная примерно со второй половины 90-х годов в общественном мнении происходит явная переоценка отношения к НРД - от благодушного к настороженному и частично враждебному. Немалую роль в этом сыграли обозначившиеся результаты деструктивной деятельности некоторых НРД: разрушенные семьи, сломанные судьбы людей, доверившихся сектантам, разнообразные злоупотребления, допускавшиеся руководством сект. Другим фактором изменения общественного отношения к НРД стала просветительская деятельность общественных антисектантских организаций и традиционных религий, среди которых первая роль принадлежит миссионерским структурам Русской Православной Церкви.

НРД, возникшие собственно в России, не обладая первоначально столь

солидным организационным и финансовым ресурсом, как зарубежные НРД,

в начале 90-х годов также попытались завоевать собственные плацдармы.

Далеко не все лидеры отечественных НРД, получивших распространение в

начале 90-х годов, вынашивали амбициозные планы «покорения»

центральных органов государственной власти. Некоторые лидеры новых

религий, например, «Церкви последнего завета», вполне довольствовались

установлением контактов с представителями местных органов власти - на

уровне города, области, края. Лидеры религиозных групп, вызывавших

общественную обеспокоенность, привлекали внимание государственных

чиновников, прежде всего, вполне реальными проектами, сулившими выгоду

региону, социально-значимыми благотворительными акциями. Например,

12

лидеры НРД заинтересовывали местные администрации проектами создания экологических поселений или предлагали услуги своей организации в деле освоения пустующих территорий, в подъеме пришедших в упадок деревень. Такое сотрудничество выглядело весьма привлекательным: как правило, члены любой секты при первом знакомстве производят благоприятное впечатление своей доброжелательностью, скромностью, отсутствием вредных привычек, декларируемой готовностью послужить на благо обществу. НРД эффективно проводили общественные акции, так как секта -это жестко руководимая структура, состоящая из дисциплинированных исполнителей, готовых по приказу своего лидера исполнять любую работу, в том числе приносящую общественную пользу.

Наиболее активными в этом плане были руководители «Саентологической церкви» Рона Хаббарда - в этой организации предусмотрены специальные структуры, задачей которых является организация и проведение в жизнь акций, препятствующих распространению негативного мнения об этом НРД. Часто к участию в этих акциях привлекаются члены организации, в чем-либо провинившиеся перед своим руководством: им дается возможность реабилитировать себя в глазах лидеров, что обуславливает их рвение. Институт так называемых «добровольных священников», действующий в этом НРД, также активно привлекается своим руководством к участию в подобных акциях - например, для организации помощи пострадавшим во время стихийных бедствий.

Параграф 1.3. «Дальнейшая экспансия новых религиозных

движений в России во второй половине 90-х годов XX века» посвящен

анализу причин распространения и укрепления положения НРД в указанный

период. Исследуется экспансия Международного общества сознания

Кришны, которое обрело «российскую прописку» в виде Российского

общества сознания Кришны (РОСК). В течение нескольких лет этой

организацией проводилась масштабная и хорошо разрекламированная акция,

получившая название «Пища для жизни». Члены РОСК в разных городах

13

России бесплатно раздавали вегетарианскую пищу нуждающимся3. Наибольшую известность приобрели раздачи пищи жителям Грозного и других населенных пунктов Чеченской республики, оставшимся без средств к существованию в результате боевых действий. Бескорыстность и готовность к самопожертвованию рядовых членов РОСК использовались руководством организации для рекламы и создания положительного образа этого НРД. Кроме того, раздача пищи, приготовленной в соответствии с ритуальными предписаниями, является, согласно вероучению кришнаитов, важным религиозным ритуалом. Однако эта пища является для христиан, мусульман и иудеев абсолютно запрещенной к употреблению, покольку относится к категории идоложертвенной. Предлагать такую пищу людям, которые предварительно не поставлены в известность - действие, морально сомнительное, и, к тому же, чреватое религиозными конфликтами.

Другой пример экспансии НРД даёт «Церковь последнего завета», которая была создана Сергеем Торопом, принявшим ритуальное имя «Виссарион». Первоначально «миссионерская» деятельность Сергея Торопа представляла собой, по большей части, выступления в арендованных залах, домах культуры, кинотеатрах, и тому подобное. Рост активности секты, сопряженный с нарастающей эсхатологической напряженностью проповеди лидера, выразился в заявленной программе создания поселения, жители которого, согласно вероучению секты, станут единственными, кто сможет спастись от неотвратимой и близкой мировой катастрофы. Для реализации своего проекта — создания в Красноярском крае утопического поселения «Город Солнца» - руководство секты вошло в контакт с местной администрацией. Разумеется, сектанты старались, по возможности, не сильно афишировать подлинный характер своего проекта. Для «внешних» это была группа энтузиастов, решивших создать экологическое поселение — в духе других популярных в последние десятилетия проектов подобного рода. Руководство «Церкви последнего завета» в основном стремилось к тому,

3 См.: Иваненко С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М., 1998, с. 214-220.

14

чтобы основать собственные поселения путем «мягкого» захвата уже существующих, но умирающих сельских поселений. Этот план им удался: в довольно скором времени под Минусинском образовался сектантский центр «Город Солнца», живущий, фактически, по собственным законам. Местная власть практически утратила контроль над поселением, предоставив возможность обосновавшемуся там же руководству секты распоряжаться жизнью и имуществом адептов.

Условия жизни были крайне тяжелыми, связанными с большой физической нагрузкой. Положение усугублялось тем, что, согласно вероучению секты, адептам запрещалось употреблять не только животную пищу, но и молочные продукты, а также растительное и животное масло, и еще множество продуктов, необходимых для полноценного питания. Последователям секты не рекомендовалось обращаться за медицинской помощью. Положение рядовых сектантов находилось в вопиющем контрасте с образом жизни самого Виссариона и его ближайшего окружения, живших в комфортабельных условиях, имевших штат прислуги из числа рядовых адептов, и не считавших себя обязанными придерживаться строгих диетических ограничений, которые вменялись в обязанность рядовым последователям секты4.

Особенно тяжело условия жизни в «Городе Солнца» сказывались на маленьких детях, которые не имели возможности нормально питаться, посещать школу, были лишены контроля за своим развитием со стороны квалифицированного медицинского персонала и необходимой медицинской помощи5. Такое положение в «Городе Солнца» сохранялось на протяжении нескольких лет существования этого поселения, а неоднократные попытки вмешательства со стороны представителей общественности и даже некоторых представителей административных структур, обеспокоенных сообщениями о реальном положении дел, не приводили к каким-либо

4 Максимов С.А. «Позови меня в даль светлую», или сказки дядюшки Виссариона // Миссионерское обозрение, 1998, №3.

5 Там же.

заметным результатам. Местная администрация, обнадеженная внешним экономическим благополучием поселения, не придавала в течение долгого времени значения тому, за счет чего достигалось это благополучие. И только после того, как ситуация была осмыслена обществом как действительно угрожающая, поселение было взято под более жесткий контроль, а руководство секты было вынуждено пойти на некоторую либерализацию внутренних порядков в поселении.

В конце главы делаются выводы: 1) широкое распространение новые религиозные движения в России получают, начиная с рубежа 80-90 годов XX века; 2) НРД развернули широкую деятельность, сопровождавшуюся не только активной вербовкой новых адептов, но и небезуспешными попытками проникновения в сферы бизнеса, образования, другие важные области общественной жизни, кроме того, некоторые НРД создавали собственных поселений, располагавших максимальной степенью автономии в организации своей жизни; 3) это стало возможным по причине, во-первых, неосведомленности самых широких слоев российского общества относительно деструктивного характера данных религиозных новообразований, и, во-вторых, общего мировоззренческого и ценностного кризиса отечественного общества. Деструктивная деятельность НРД в большинстве случаев осуществлялась практически беспрепятственно и в ряде случаев вызывала крайне негативные последствия. В целом к середине девяностых годов в нашей стране сложилась достаточно тревожная ситуация, напрямую угрожавшая общественным интересам.

В главе 2 «Способы манипуляции общественным мнением, используемые новыми религиозными движениями» исследуются имиджевые приемы и тактики НРД.

В параграфе 2.1. «Способы создания собственного положительного

образа в глазах общественности, используемые новыми религиозными

движениями» обращается внимание на то, что имиджевая стратегия

большинства современных сект состоит в создании собственного образа как

16

вполне благополучного маленького объединения религиозных энтузиастов. НРД весьма чутко реагируют на общественное мнение относительно себя и последовательно пытаются манипулировать общественным мнением.

Преимущественной деятельностью в этом плане является опровержение НРД любой негативной информации, связанной с ними, ставшей достоянием гласности и распространяемой через СМИ. Для этого они добиваются появления в СМИ репортажа, освещающего деятельность секты в выгодном для нее ключе. Жесткая дисциплина внутри сект позволяет сектантскому руководству надеяться на то, что проинструктированные и отрепетировавшие свои роли рядовые члены будут говорить и делать то, что угодно лидерам. Этот же прием используется сектами и тогда, когда их поселения посещают (часто тоже в сопровождении журналистов) государственные и общественные деятели.

Основой успешности данной тактики являются особенности внутригрупповой морали и картины мира сектантских групп, и, шире, особенности картины мира, характерной для тоталитарных сообществ в целом. В этой искаженной системе моральных ценностей любой поступок, совершения которого потребует лидер, будет рассматриваться как моральный, а любое уклонение от предписания станет морально осуждаемым, и будет свидетельствовать о «моральном несовершенстве» уклонившегося. И это остается в силе даже в том случае, если от сектанта требуется лгать «внешним», когда ложь подразумевает оправдание руководства секты и отрицание тех невзгод, которые испытывает сам член тоталитарной секты. Таким образом, беспринципность, демонстрируемая руководством сект, в сочетании с готовностью рядовых сектантов поддерживать ложь руководства позволяет сектам манипулировать общественным мнением, внедряя при посредстве введенных в заблуждение представителей общественности и средств массовой информации собственную версию положения дел в секте.

Другой широко используемый сектами прием манипуляции общественным мнением — это попытки не допустить публикации в СМИ невыгодных для них материалов. Для осуществления этого секты, как правило, используют один из двух тактик: или обращения в суд, или попытки запугать издателей и журналистов.

Первая тактика широко используется сектами за рубежом уже на протяжении нескольких десятилетий; после проникновения в Россию они постарались воспользоваться накопленным опытом и в нашей стране. Как правило, секты стремятся добиться судебного запрета на распространение какой-либо печатной или кинопродукции, публикации опровержений, а также наложения судебных санкций в виде штрафа на авторов. Для достижения этих целей чаще всего в гражданские суды различных стран подаются иски о клевете.

Здесь сложилась следующая ситуация: как правило, разоблачительные публикации, привлекающие внимание общественности, относятся к крупным и влиятельным сектам. Такие секты практически всегда располагают необходимыми финансовыми возможностями для того, чтобы привлечь для участия в процессе на своей стороне самых высокооплачиваемых адвокатов. Основная задача, которую ставят перед собой секты — это найти в публикации, которую оспаривает секта, не подтверждаемые источниками утверждения. Как правило, секты тщательно охраняют информацию, способную принести им вред, от посторонних. У многих сектантских движений разработана многоуровневая система допуска к информации, так что компрометирующие сведения затруднительно получить не только «внешним», и не только рядовым членам секты, но и людям, находящимся в сектантском движении на сравнительно высоких постах. Секты, благодаря своей закрытости, имеют в целом неплохие шансы, чтобы постараться опровергнуть любую неугодную им информацию как не отвечающую действительности.

Вместе с тем, в последние годы наметилась и другая тенденция: секты, даже самые богатые и имеющие возможность нанимать лучших адвокатов, уже не выглядят настолько неуязвимыми в судебных разбирательствах, как это было еще одно-два десятилетия тому назад. Конечно, о полном переломе говорить пока еще рано, но сектам все чаще в последние годы не удается отстоять в судах свою «правоту». Это связано с ростом информационной открытости современного общества, обусловленным, прежде всего, широким распространением современных электронных средств массовой коммуникации, и, прежде всего, интернета.

Третий прием ограничить или воспретить доступ общественности к неблагоприятной для НРД информации, состоит в том, что те или иные положения вероучения НРД, символика, или практики признаются интеллектуальной собственностью религиозной организации в соответствии с законами государства. После чего вступают в действие законы о защите авторских прав, и это должно, по замыслу лидеров НРД, сделать невозможным цитирование или публикацию материалов секты, или, по крайне мере, сильно ограничить подобные возможности. Начиная со второй половины XX века к этому приему широко прибегает «Саентологическая церковь».

Подобные действия НРД можно рассматривать как злоупотребление действующими в современном обществе правовыми нормами: государство, предоставляя какому-либо сообществу статус религиозной организации, и соответствующие этому статусу налоговые преференции, изначально исходит из того, что деятельность религиозной организации направлена на совместное исповедание своего вероучения, то есть преследует цель, не связанную с извлечением прибыли. Соответственно, любая организация, претендующая на то, чтобы считаться религиозной, но апеллирующая в своей деятельности к законам, предназначенным для защиты, прежде всего, коммерческих интересов, тем самым, фактически, вступает в противоречие с публично объявленными уставными целями своей деятельности.

19

В параграфе 2.2. «Способы воздействия на критиков, используемые новыми религиозными движениями» исследуются приемы и методы НРД по дискредитации и подрыву репутации своих критиков. Отмечается, что наиболее систематические и последовательные способы спланированной дискредитации оппонентов были разработаны «Саентологической церковью». Так, эта «церковь» в течение многих лет подвергала травле своего, пожалуй, самого опасного критика - Джеральда Армстронга, бывшего некогда личным биографом JI.P. Хаббарда, и порвавшего с саентологией. Секта не останавливалась перед довольно серьезными финансовыми расходами, связанными с многочисленными судебными процессами против Дж. Армстронга, что позволило ей добиться в США судебного решения, запрещающего Армстронгу публично критиковать саентологию6. Саентология на протяжении многих лет размещает в интернете материалы, призванные выставить Армстронга в самом неприглядном свете. Саентологами создан специальный интернет-ресурс «Religious Freedom Watch», посвященный, как утверждают его создатели, разоблачению «людей, которые известны своими нападками на религиозные группы»7. На этом ресурсе саентологи размещают материалы об известных критиках НРД и людях, занимающихся практической помощью пострадавшим от сектантских организаций. Главная задача, которую ставит перед собой этот ресурс - опорочить критиков сект. Авторы тщательно скрывают свою конфессиональную принадлежность, заявляя, что ресурс, якобы, создан людьми, принадлежащими к разным религиям.

В целом, распространение порочащей информации и даже клеветы в адрес своих критиков является стандартным приемом реагирования НРД на критические публикации, особенно, когда речь идет о критике, исходящей от «отступников». Например, крайне тяжелым ударом для «Свидетелей Иеговы» стало «отступничество» Реймонда Френца - человека, на

6 Там же.

7 О нас - Religious Freedom Watch. - Режим доступа: http://religiousfreedomwatch-ru.org/about-us Дата обращения - 28.09. 2012.

протяжении многих лет входившего в «Руководящий совет», то есть центральный орган управления этой организации. Френц показал, что руководство, пользуясь своей безграничной властью, манипулирует рядовыми членами: например, требуя от них в одном случае идти на тюремное заключение за свои религиозные убеждения, а в другом случае выдавать себя за нерелигиозную организацию — в зависимости от того, что представляется более выгодным руководству организации в том или другом случае8. «Свидетели Иеговы» развернули против Реймонда Френца информационную кампанию, целью которой было убедить общественность, что заявления Френца не имеют под собой фактической почвы и продиктованы исключительно низкими побуждениями мести.

Параграф 2.3. «Положение, достигнутое новыми религиозными движениями в результате создания собственного положительного образа и предотвращения распространения негативной информации» описывает место и роль НРД в структуре современного российского общества. Отмечается как растущее противостояние новым религиозным движениям со стороны общественных организаций, так и деятельность общественных организаций в защиту даже тех НРД, по которым ведётся работа правоохранительными органами.

Одной из первых публикацией девяностых годов, критикующей неорелигии, стала подготовленная сотрудником Миссионерского отдела Русской православной церкви, в дальнейшем профессором Православного Свято-Тихоновского университета и президентом Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) А.Л. Дворкиным брошюра «Десять вопросов навязчивому незнакомцу»9. В брошюре, написанной простым и доступным языком, и обращенной к самой широкой читательской аудитории, приводятся сведения о ведущих агрессивную миссионерскую

8 См.: Френц Р. Кризис совести. - Режим доступа:

http://apologet.orthodox.ru/apologetika/text/svidetely_iegovy/krizis_sovesti.zip Дата обращения - 28.09. 2012.

9 Дворкин А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995.

деятельность сектах — те сведения, которые сами секты предпочитают утаивать от неофитов.

После выхода в свет брошюры А.Л. Дворкина против её автора был подан судебный иск, в котором профессор Дворкин обвинялся в клевете в адрес «добропорядочных религиозных организаций». Инициаторами иска были саентологи, к ним присоединились и другие критикуемые профессором Дворкиным организации. Но характерной особенностью, проявившейся уже во время этого процесса, и неоднократно отмечаемой в дальнейшем, стало активное участие правозащитных организаций: иск против Дворкина и подавался от имени правозащитной организации - «Комитета защиты свободы совести». Руководство данной правозащитной организации было признано судом ненадлежащими истцами, так как эти люди не имели отношения к тем организациям, которые критиковались в брошюре10.

Действуя по отработанной в течение предшествующих десятилетий методике, секты приложили максимум усилий для того, чтобы дискредитировать в глазах общественности как А.Л. Дворкина, так и других своих противников. Для этих целей использовались печатные органы и публикации в Интернете, где создавались новые русскоязычные сайты, а также вносились дополнительные разделы в сайты уже существующие. Не имея возможности дать содержательный ответ на критику в свой адрес, секты сосредоточились на личности своих противников, прибегая к фальсификациям в освещении тех моментов в биографии своих противников, которые могли бы выставить их в невыгодном свете. Одно из самых главных обвинений, предъявляемых сектами своим противникам, заключается в том, что они, якобы, действуют, руководствуясь мотивами религиозной ненависти и нетерпимости.

Для того чтобы расположить к себе правозащитные организации, НРД представляются в глазах общественного мнения в качестве подвергающихся преследованиям религиозных меньшинств. Эта тактика принесла им

10 См.: Секты против Церкви (Процесс Дворкина). М., 2000.

22

определенный успех: помимо «Комитета защиты свободы совести», НРД удалось заручиться расположением «Независимой психиатрической ассоциации России»" - профессионального сообщества, занимающегося правозащитной деятельностью в сфере защиты прав пациентов с расстройствами психики. Самым крупным успехом НРД явилось установление тесных отношений между саентологией и авторитетной «Московской хельсинской группой», которое продолжается и в настоящее время12. Хотя в целом общественное мнение, особенно в последние годы, настроено довольно негативно по отношению к сектам, все же часть граждан восприняла как правду утверждения о том, что критика сект вызвана нетерпимостью по отношению к религиозным меньшинствам, и поддержка правозащитных организаций сыграла здесь свою роль.

В заключении подводится итог проделанного исследования, формулируются выводы и намечаются перспективы дальнейшей исследовательской работы по теме диссертации.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Жуковец О.Ю. Распространение новых религиозных движений в России в конце XX в. // Гуманитарные и социально-экономические науки.2012. № 3. 0,5 п.л.

2. Жуковец О.Ю. Западные неорелигии в контексте социальной жизни постсоветской России // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 3. 0,5 п.л.

" Официальный сайт НПАР: http://www.npar.ru/Дата обращения - 28.09. 2012.

12 Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева: "Свидетели Иеговы и саентологи -это никакие не секты, а распространенные религиозные движения, во многих странах действующие открыто и не подвергающиеся никаким гонениям",- Режим доступа: http://www.portal-

сге<!о.гиМе/?ас1=аиШоп1у&1<1=1406 Дата обращения - 28.09. 2012.

3. Жуковец О.Ю. Методы и приемы манипуляции общественным мнением, используемые организациями сектантского типа // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. 0,5 п.л.

4. Жуковец О.Ю. Проблема возникновения и распространения деструктивных религиозных движений в современной России // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы истории и философии науки: теория и практика». Ростов н/Дону, 15 октября 2013 г. Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. 0,2 п.л.

Формат 60x84'/16. Печ. л. 1,2. Бумага офсетная. Ризография. Тираж 100 экз.

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Актуальные проблемы современной науки 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140 Тел. 8 (863) 264-56-07

Типография ЗАО «Центр Универсальной Полиграфии» 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140 Тел. 8(918)570-30-30

 

Текст диссертации на тему "Экспансия новых религиозных движений в России на рубеже XX-XXI веков"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

0«0И52261

Жуковец Ольга Юрьевна

ЭКСПАНСИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ

09.0014 - философия религии и религиоведение

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель — доктор философских наук, доцент Астапов Сергей Николаевич

Ростов-на-Дону - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................Ошибка! Закладка не определена.

1 РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ В КОНЦЕ 80-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-Х ГОДОВ XX ВЕКА........................................................................................................................9

1.1 Факторы, способствовавшие распространению новых религиозных движений в России на рубеже восьмидесятых-девяностых годов двадцатого века...................................................................................................................9

1.2 Распространение новых религиозных движений в России и попытки

проникновения в различные сферы жизни общества........................................21

1.3. Дальнейшая экспансия новых религиозных движений в России во второй половине 90-х годов XX века............................................................................................30

2 МЕТОДЫ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НОВЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ .. 53

2.1 Методы создания собственного положительного образа в глазах общественности, используемые новыми религиозными движениями...........53

2.2 Методы воздействия на критиков, используемые новыми религиозными

движениями...........................................................................................................93

2.3. Положение, достигнутое новыми религиозными движениями в результате создания собственного положительного образа и предотвращения

распространения негативной информации..........................................102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................114

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..............................................................118

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Одним из наиболее важных

последствий тех фундаментальных изменений, что произошли в России на

рубеже 80-90 годов XX века, стал отказ от политики государственного

атеизма и препятствования свободной деятельности религиозных

организаций. Законодательство России обеспечило возможность свободного

осуществления деятельности традиционных религий. Но произошедшие

изменения повлекли за собой и расцвет деятельности нетрадиционных

религиозных организаций, или новых религиозных движений. Часть новых

религиозных движений (НРД) возникла непосредственно в России, часть же,

воспользовавшись произошедшими изменениями, распространила свою

деятельность из зарубежных стран. Первоначально российское общество,

находившееся в ситуации глубокого мировоззренческого кризиса, и не

имевшее в своем большинстве элементарных знаний о религии, восприняло

НРД в целом нейтрально, а часть наших сограждан - доброжелательно и с

заинтересованностью. Но уже в скором времени это отношение сменилось

обеспокоенностью, а в дальнейшем в обществе сформировалось достаточно

заметное негативное отношение к НРД. Этот процесс можно считать

закономерным: крупные и располагавшие большими финансовыми

возможностями зарубежные НРД, начавшие свою деятельность в России,

представляли собой организации, неоднократно подвергавшиеся в странах

своего возникновения жесткой общественной критике и даже судебным

преследованиям за различные злоупотребления. Пользуясь

неосведомленностью большинства российских граждан, эти организации

смогли завоевать довольно прочные позиции в России, используя привычные

для них методы проникновения в различные сферы жизни общества. НРД

отечественного происхождения, также стремившиеся завоевать позиции в

обществе, часто использовали аналогичные методы. Кроме того, как

отечественные, так и зарубежные НРД в тех случаях, когда критическая

информация об их деятельности становилась достоянием общественности,

з

использовали различные способы борьбы со своими критиками с целью принудить их замолчать. Как показала практика, методы апологии и противодействия критике, используемые рядом НРД, зачастую оказывались не менее сомнительными, с позиции норм морали и права, чем их методы миссионерской деятельности и принятые внутри этих групп порядки, против которых и была, собственно, направлена критика.

Несмотря на изменение вектора общественного мнения и частичную утрату некоторыми НРД позиций, завоеванных ими первоначально, в целом НРД продолжают занимать в нашей стране достаточно прочное положение. Присутствие и активность религиозных организаций, нетрадиционных для нашей страны, продолжает вызывать общественную обеспокоенность, так как среди этих организаций есть такие, деятельность которых следует считать деструктивной. Поэтому тема, избранная нами для исследования, является актуальной и значимой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Степень разработанности темы исследования. Изучению новых религиозных движений и различных сторон их деятельности посвящена обширная литература, вышедшая в последние десятилетия как в России, так и за рубежом. При этом абсолютное большинство работ принадлежит западноевропейским и американским авторам, так в западных странах новые религиозные движения получили широкое распространение, в то время как государственная идеология СССР и стран «социалистического лагеря» препятствовала деятельности религиозных организаций; соответственно на Западе НРД на несколько десятилетий раньше стали объектом религиоведческих и других исследований. Среди исследователей, занимающихся проблематикой НРД, есть как светские, так и конфессиональные ученые. Наиболее значительными и авторитетными светскими зарубежными специалистами являются такие, как А. Баркер, Д. Бромли, Д. Хадден, М. Интровиньо, Д. Ричардсон, Б. Уилсон, которыми

рассмотрены вопросы истории, типологии, закономерности развития НРД.

4

Необходимо также отметить работы таких специалистов в области психологии, как М. Сингер и Ф. Зимбардо, изучавших психологические аспекты присоединения к НРД и последствия пребывания в них. Среди зарубежных конфессиональных авторов следует назвать имена У. Мартина и И. Огорда. Отечественные светские исследователи НРД представлены такими именами, как JI.H. Митрохин, В.Г. Балагушкин, М.З. Штерин, К.Б. Привалов, П.С. Гуревич, Б.З. Фаликов, И.Я. Кантеров, С.И. Иваненко, H.A. Трофимчук, И.С. Гордиенко, А. И. Щипков. Наиболее значительными конфессиональными авторами в нашей стране являются A.JI. Дворкин, Р.Я. Конь. Необходимо также назвать имя В.М. Мартиновича, работающего в Республике Беларусь и активно взаимодействующего с российскими конфессиональными исследователями. Отечественными авторами в последние годы проделана значительная работа как в изучении теоретических вопросов, так и в исследовании истории и современного положения НРД в нашей стране. Но некоторые существенные проблемы, в частности, такие, как методы завоевания и удержания НРД позиций в различных областях жизни нашей страны, к настоящему времени исследованы еще в недостаточной степени.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают новые религиозные движения. Предметом исследования являются методы, используемые новыми религиозными движениями для экспансии в России, завоевания прочного положения в различных сферах общественной жизни и для сохранения этого положения.

Рабочая гипотеза. Ряд НРД смогли достигнуть своего современного положения в различных сферах общественной жизни благодаря использованию обмана и подавления критики, что вызывает общественную обеспокоенность и негативное отношение ко всем НРД.

Теоретические и методологические основы исследования. В работе

нашли применение следующие методы религиоведческого исследования:

каузальный, используемый для анализа генезиса и эволюции различных

5

феноменов религиозной жизни; метод структурно-функционального анализа, позволяющий рассматривать явление как целостность, каждый элемент которой структурно связан с другими элементами и исполняет собственную функцию; герменевтический, используемый для интерпретации вероучительных и иных текстов религиозных организаций; метод сравнительно-исторического анализа, позволяющий путем сопоставления выделить общие и особенные черты изучаемого явления.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является определение приемов и методов влияния новых религиозных движений на общественное мнение, способствующих их экспансии в России на рубеже XX—XXI веков.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать факторы, способствовавшие широкому распространению новых религиозных движений в России на рубеже 80-90 годов XX века.

2. Оценить результаты усилий новых религиозных движений по распространению своего присутствия в различных сферах общественной жизни России в первой половине девяностых годов двадцатого века.

3. Изучить методы, используемые новыми религиозными движениями, получившими негативную репутацию, для создания собственного положительного образа в глазах общественности.

4. Исследовать методы, используемые новыми религиозными движениями, получившими негативную репутацию, для предотвращения распространения негативной информации об их деятельности.

5. Оценить положение, достигнутое в России новыми религиозными движениями вследствие использования различных методов создания собственного положительного образа и предотвращения распространения негативной информации о своей деятельности.

Научная новизна исследования.

1. Проанализированы факторы, способствовавшие широкому распространению в России в постперестроечную эпоху новых религиозных движений.

2. Изучены результаты экспансии новых религиозных движений в различных сферах общественной жизни России.

3. Изучены методы, которые используют новые религиозные движения, имеющие негативную общественную репутацию, для создания собственного положительного образа.

4. Выявлены методы, используемые новыми религиозными движениями для предотвращения распространения негативной информации об их деятельности.

5. Рассмотрено положение, достигнутое деструктивными новыми религиозными движениями в России, в том числе в результате использования методов создания собственного положительного образа и предотвращения распространения негативной информации.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Широкое распространение новых религиозных движений в России на рубеже 80-90 годов XX века стало возможным вследствие того, что в стране сложилась ситуация мировоззренческого кризиса, сопровождавшаяся тотальной неосведомленностью в вопросах религии.

2. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, новые религиозные движения, активно используя свой организационный и финансовый потенциал, смогли в первой половине 90-х годов XX века максимально расширить сферу своего влияния, добившись присутствия во всех областях общественной жизни нашей страны, включая экономику, образование, культуру.

3. Новые религиозные движения в целях создания собственного положительного образа используют аморальные методы, среди которых

главное место занимает прямой обман общественности, средств массовой информации, представителей научного сообщества.

4. Для предотвращения распространения негативной информации о своей деятельности новые религиозные движения методично используют судебные иски, дискредитацию источников негативной информации, шантаж и другие формы психологического давления.

5. Новые религиозные движения смогли, благодаря использованию различных методов создания собственного положительного образа и дискредитации источников негативной информации о своей деятельности, укрепить свое положение в нашей стране и заручиться поддержкой со стороны ряда общественных организаций, вызвав тем самым обеспокоенность традиционных для России религиозных организаций, что представляет собой потенциальный источник социальной напряженности.

Практическая значимость и апробация исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в научной работе по соответствующей религиоведческой тематике, а также при разработке учебных курсов для высших и средних учебных заведений по религиоведению, социологии, социальной психологии. Они могут иметь практическое применение в области государственно-конфессиональных отношений. По теме диссертационного исследования опубликовано 2 статьи.

Структура работы. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы, включающего 120 наименований. Объем диссертации - 126 страница машинописного текста.

ГЛАВА 1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ В КОНЦЕ 80-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-Х

ГОДОВ XX ВЕКА

1.1. Факторы, способствовавшие распространению новых религиозных движений в России на рубеже восьмидесятых-девяностых годов двадцатого века

Внезапный и резкий переход от политики преследования религии и подавления деятельности религиозных организаций к политике веротерпимости и открытости не только дал возможность традиционным религиозным организациям России действовать совершенно свободно, в благоприятных для них условиях, но и поставил эти традиционные организации перед серьезным вызовом со стороны нетрадиционных религий, иначе называемых новыми религиозными движениями (НРД).

Уточним сразу же: в настоящее время в религиоведении нет общепринятой терминологии для обозначения этих религиозных новообразований, и нет общепринятого понятийного аппарата. Достаточно часто используются такие термины, как «нетрадиционные религии», «новые религиозные движения», «секты», «культы», и другие. В западном религиоведении могут использоваться термины «эмерджентные (буквально -«возникающие») религии, или «молодежные религии». Когда хотят подчеркнуть антисоциальный характер религиозных новообразований, то в таком случае применяются термины «деструктивные культы» или же «тоталитарные секты». Первый термин характерен для США, а второй - для нашей страны; первым его ввел в употребление А.Л. Дворкин1. Термины могут использоваться как синонимичные, но могут и проводиться различия: так, например, в социологии религии под сектами достаточно часто понимаются религиозные новообразования, имеющие оформленную

1 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2002. С.34.

социальную структуру, и явно выраженное формальное членство, а под культами — группы без четкой структуры, объединенные вокруг харизматического лидера.

Довольно распространенными терминами для обозначения недавно возникших религиозных групп являются термины «секта» и «культ», причем первый употребляется чаще в европейских странах и в России, а второй - в Соединенных Штатах. Однако в последние годы его все чаще заменяют термином «новые религиозные движения», который был предложен английским социологом А. Баркер . Айлин Баркер пришла к выводу, что этот термин является более подходящим для научной лексики, так как термины «культ» и «секта» перегружены негативными коннотациями, и воспринимаются как оскорбительные самими представителями этих движений. Научный лексикон, как считает, А. Баркер, должен быть максимально свободен от терминологии, имплицитно предполагающей оценочные суждения.

Отдавая должное аргументации известного специалиста, мы все же считаем, что нет никакой необходимости отказываться от какой-либо научной терминологии в силу того, что в обиходной речи эти термины могут использоваться не так, как в научной - например, для выражения негативного отношения к явлению. Сам термин «секта» вряд, вне контекста, может рассматриваться как выражение оценочного суждения, при условии, что его контекст соответствует научным требованиям. Поэтому мы считаем правомерным использование терминов «секта» и «новые религиозные движения» в качестве синонимов: они оба сейчас являются в русскоязычной литературе наиболее употребительными, и, как представляется, было бы поспешным шагом отказываться от одного из них в пользу другого.

Тем не менее, мы не видим особой необходимости в использовании термина «тоталитарные секты» так, как его использует в своих работах А.Л. Дворкин, а именно противопоставляя секты исторические, и тоталитарные,

2 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. Спб., 1998.

10

то есть, фактически, в�