автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Эпоха и герой в поэзии Зульфата

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Низамутдинова, Глюса Маликовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эпоха и герой в поэзии Зульфата'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эпоха и герой в поэзии Зульфата"

На правах рукописи

005051531

Низамутдинова Глюса Маликовна

ЭПОХА И ГЕРОЙ В ПОЭЗИИ ЗУЛЬФАТА

10.01.02 - литература народов Российской Федерации (татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

4 АПР 2013

Казань-2013

005051531

Работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор,

Хисамов Нурмухаммет Шагвалеевич

Официальные оппоненты: Галимуллин Фоат Галимуллович,

доктор филологических наук, профессор, кафедра татарской литературы ХХ-ХХ1 вв. и методики преподавания ИФИ К(П)ФУ, профессор (г. Казань);

Шайхисламов Загир Рахматуллович,

кандидат филологических наук, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, ведущий научный сотрудник отдела текстологии (г. Казань)

Ведущая организация: ГУ «Институт Татарской энциклопедии

Академии наук Республики Татарстан»

Защита состоится «16» апреля 2013 года в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 при Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра РАН (420111 Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31).

Автореферат разослан «15» марта 2013 г.

Учёный секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, доцент^^;у^л<*г'^А.АЛимерханов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В новейших исследованиях литературоведения назревшая необходимость изучения уже полностью завершившегося литературного процесса XX века превратилась в очевидность. Изучение проблем метода и стиля, принципов отражения действительности, структурного строения произведений, новый подход к концепции эпохи и героя закономерно выдвигаются на передний план.

В литературе второй половины XX века тесно взаимодействуют различные эстетические системы, идут интенсивные творческие поиски в художественном освещении динамично изменяющейся действительности, в переоценке этических идеалов, нравственно-философского, духовно-эстетического опыта. Татарская литература XX века, как часть отечественной литературы, не могла остаться в стороне от этого процесса. В конце 80-х годов XX века метод соцреализма уступил место новому реализму - «неореализму», критично относящемуся к обществу и государству, смело поднимающему основные социальные и нравственно-этические проблемы действительности, вопросы смысла жизни, добра и зла, стремящемуся выработать у граждан представления о нормах социального и нравственного поведения, соответствующих новой реальности.

Свобода слова, свобода творчества, воцарившаяся в литературном процессе второй половины XX века, оказала непосредственное влияние и на татарскую поэзию. Возник новый синтез стилей, стали проявляться черты постмодернистской поэзии, проводились различные творческие эксперименты со структурой произведений, произошли резкие перемены в освещении концепции героя. Ввиду этого практика научных исследований потребовала от современного литературоведения новых подходов к изучению татарской поэзии советской и постсоветской эпохи, что привело к выявлению основных тенденций развития поэзии в данный период, анализу литературных явлений с собственно эстетических позиций, использованию новых концепций литературоведческого анализа.

__ Тенденция возрастания интереса поэтов к национальным аспектам действительности, активизация творческих поисков в сочетании с критическим подходом к жизни во второй половине XX века привела к обновлению содержания и формы татарской поэзии. Жизнь и творческий путь талантливого и своеобразного поэта Дульфата Гусмановича Мали-кова (1947-2007), известного под псевдонимом Зульфат, вышедшего на литературную арену в середине 1960-х годов вместе с целым рядом поэтов - Робертом Ахметзяновым, А. Баяновым, Р. Мингалимом, Р. Хари-сом, Р. Файзуллиным, достаточно полно отражают особенности данного процесса. Зульфат обозначил себя в истории татарской поэзии как приверженца нового постсоветского мышления. Он обогатил ее свойственным только ему содержанием, жанровыми и стилистическими особенностями, новым взглядом на человека его эпохи.

В поэзии Зульфата прослеживается тенденция к рассмотрению социальной и личной жизни человека в тесной связи с гражданскими и нравственными качествами. Из совокупности действий, представленных во временной последовательности, возникает цепь сюжетов, которые в конце концов способствуют созданию литературной картины конкретного времени. События в его произведениях развиваются не в абстрагированном мире, для них характерны наличие конкретного места, бытовые описания, картины природы, внешние портреты героев, черты их характера. Так рождается образ времени. На основе осознанных, представленных, специально отобранных или интуитивно рожденных Зульфатом законов раскрывается модель картины эпохи, сравнение ее с действительностью помогает сделать выводы о степени реальности идейного содержания произведения, актуальности поднятых проблем, созвучности со временем, о важности их для бытия. Следовательно, для понимания картины мира, созданной поэтом, важно понимание каждого средства, выполняющего в литературном тексте эстетическую функцию, и определение содержания, заложенного в другие языковые и изобразительные средства. Здесь речь идет не только о неких универсальных принципах воплощения в литературе образа человека и времени, но и о различных модификациях этого явления. Своеобразие передачи в литературе концепции эпохи и героя определяется целым рядом факторов, среди которых - особенности литературного процесса, культурные, философские и религиозные традиции. Изучение указанных детерминант- одна из важнейших задач литературоведения.

В свете вышесказанного актуальность диссертационной работы заключается в необходимости исследования творчества Зульфата с точки зрения эпохи и героя, а также рассмотрения тематики, проблематики, художественного воплощения идеи, индивидуального стиля, системы образов в свете новейших исследований отечественного литературоведения в этой области. Нам представляется возможным и научно значимым сопоставить знаковые произведения поэта, найти общие точки соприкосновения и определить их место в литературном процессе постсоветского периода.

Степень изученности темы и проблемы. Творчество Зульфата всегда было в центре внимания современников и соратников по перу. Уже к его первому поэтическому сборнику вступительное слово написал известный поэт X. Туфан1. А сборнику «Ике урман арасы» («Среди лесов»), опубликованному в 1996 году, оценку дал видный поэт Наджар Наджми2.

В татарском литературоведении были предприняты попытки дать оценку отдельным произведениям Зульфата. Свое слово о нем высказали

1 Зелфэт. Язмышлар ярында: шигырьлэр / Кереш суз авт. Х.Туфан. - Казан: Татар.

кит. нэшр., 1971. — Б. 3. „ _

2 Нэясми Нажар. Куцел тарихы // Зелфэт. Иерэгемне былбыл чакты: шигырьлэр,

поэмалар. - Казан: Рухият, 1999. - Б. 5-12.

поэты-современники, литературоведы и критики. Среди них Р. Мустафин3, Н. Юзеев4, М. Аглямов5, Н. Гамбар6, М. Шабаев7, М. Бакиров8 и другие9.

Появляющиеся в последние годы отдельные статьи, оценивают творчество поэта в совсем иной плоскости. Как правило, речь идет об отдельных изданиях или общих особенностях его творчества. Современники восхищаются талантом Зульфата, пытаются дать объяснение поэтической мощи. В то же время необходимо сказать о появлении научных трудов, довольно полно оценивающих творчество Зульфата или исследующих его в плане определенной проблемы, соотнося с поэзией современников10. Однако эти работы не исчерпывают всей глубины вопроса, поэтому в татарской литературоведческой науке проблема изучения творчества Зульфата с точки зрения концепции эпохи и героя остается открытой и требует более детального монографического исследования.

Объектом исследования стало поэтическое творчество Зульфата.

Предметом исследования рассматриваются формы проявления концепции эпохи и героя в творчестве Зульфата.

Цель диссертационной работы анализ творчества Зульфата с точки зрения концепции эпохи и героя. Для достижения поставленной цели мы обозначили следующие задачи:

- обобщить и систематизировать теоретический материал по проблеме исследования концепции эпохи и героя;

осуществить систематизированный и комплексный анализ условий формирования идейно-эстетических взглядов Зульфата посредством изучения жизненного пути и творчества;

- анализировать творчество Зульфата с выделением характерных для каждого этапа идейно-тематических, стилистических особенностей;

- исходя из идейно-эстетических взглядов поэта, оценить особенности проявления концепции эпохи и героя;

3 Мостафин Р. Чорныц шигъри сурэте // Мэдэни ж;омга. - 1997. - 28 март.

Юзиев Н. Шагыйрь догасы // Заман-Татарстан. - 1997. - 1 гыйнвар.

' Эг-ьлэм М. Сез белмэгэн Золфэт // Мэдэни жрмга. - 1997. - 6 гыйнвар.

Гамбэр Н. Ике урман арасы // Казан утлары. - 1997. - № 1. - Б. 121-123.

Шабаев М. Сандугач язмышлы шагыйрь // Казан утлары. - 1999. - № 5. - Б. 150-158.

8 Бакиров М. Мин былбылдан сезне чакгырырмын, тьщлатырмын елан сайравын // Мэдэни жомга. - 2000. - 21 апрель.

' Шэрифуллина Э. Шигырь ява бозлы сукмакларга // Мэгьрифэт. - 2000. - 22 апрель-Сабирова А. Тукайлы шагыйрь // ШэЬри Казан. - 2000. - 7 апрель; Лерон Л. Чытырман-да былбыл сайрый // Мэгьрифэт. - 2000. - 7 апрель.

10 Вэлиулла Илшат. Ьэр шагыйрь - бер дэрья: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Л атар. кит, нэшр., 2006. - 208 б.; Галиуллин Т. Дэвамлылык: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре -Казан: Татар, кит. нэшр., 1987. - 168 б.; Галиуллин Т. ИлЬам чишмэлэре. Монография. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. - 365 б.; Галиуллин Т.Н. Яктылык: эдэби тошсыйта мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2011.-319 б.; Галиуллин Т. Поэзия // Татар эдэбияты тарихы: 6 томда: Т. 6 (60-80 еллар эдэбияты). - Казан: Раннур, 2001. - Б. 217-263: Татар ™-Р"яте. 1980-2000 еллар / Тез.Т. Н. Галиуллин, H. М. Гафиятуллина. - Казан: Мэга-FÎÎSv,«■ ~ ' Хасэнова Фэридэ. Шагыйрь 1юм заман. Хэзерге заман шигърияте (1985 - 2009): Монография. - Казан, 2010. - 296 б; Хисамов Н. Татар шагыйрьлэре: Монографик мэкалэлор, ижат портреггаары Ьэм этюдлар. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2012. - 287 б.

- проследить модификации концепции эпохи и героя в творчестве Зульфата в хронологическом порядке.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в истории татарского литературоведения творчество Зульфата исследуется в монографическом плане как эстетический феномен, цельное художественное явление татарской литературы с историко-типологических, структурно-поэтических позиций. В работе выявлены тенденции и факторы, которые обусловили формирование идейно-эстетических взглядов поэта, определены художественные особенности его произведений, выявлены формы проявления концепции эпохи и героя, охарактеризованы знаковые черты творческих поисков, проанализированы типологические и индивидуальные черты, свойственные образам современника и исторической личности, на основе современных концепций в литературоведении.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды историков культуры и литературы М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана и др.

В работе учтены подходы к явлениям русской и татарской литературы XX века представителей разных литературоведческих школ и направлений (Б.О. Корман, Н.Л. Лейдерман, Л.Я. Гинзбург, Н.Д. Тамар-ченко, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, А.П. Квятковский, В.В. Кожинов, Л.И. Тимофеев, Д.Ф. Загидуллина, Ф.М. Хатипов, Ф. Мусин, Т.Н. Гали-уллин, Х.Р. Курбатов, Ю.Г. Нигматуллина, И.З. Нуруллин, Ф.М. Хатипов, Н.Ш. Хисамов, Н.Г. Юзеев и др.).

Методы исследования. В процессе исследования были использованы типологический, структурный анализ, методы системного исследования, а также объективный и исторические методы.

Материалы исследования послужили следующие сборники автора: «Язмышлар ярында» («У истоков судеб», 1971), «Утлы бозлар» («Огненные льды», 1978), «Адашкан болыт» («Потерявшееся облако», 1990), «Ике урман арасы» («Среди лесов», 1995), «Иерэгемне былбыл чакты», («Мое сердце ужалил соловей», 1999), «Ходай сулышы» («Дыхание Аллаха», 2007).

Теоретическая значимость диссертации состоит в способствовании более глубокому осознанию идейно-эстетических изменений, происходящих в литературе второй половины трети XX столетия.

Практическая ценность заключается в том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных лекционных курсов, в проведении практических занятий по татарской литературе XX века, а также в процессе дальнейшего исследования истории татарской литературы рубежа ХХ-ХХ1 вв.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Зульфат - это поэт, который на традиционной почве идейно-тематически и эстетически обновил татарскую поэзию. Невзирая на идеоло-

гические запреты времени, он реалистически воплотил свою эпоху и ее героя, он — поэт-бунтарь.

2. Обозначив творческую эволюцию поэта, можно выделить следующие этапы творчества:

- 1960-1970 годы. На этом этапе к оценке эпохи он идет через оценку прошлого. Его герой тревожится по поводу того, что человечество отдаляется от своего природного естества, обесцениваются общечеловеческие ценности, общественные условия разрушают духовный мир человека. Лирический герой Зульфата этих лет сравнительно свободен от идеологии эпохи, обладает отважным характером. Одной из его особенностей является почитание прошлого своего народа, трезвая оценка современного общества и возлагание надежд на счастливое будущее.

- 1980-е годы. В связи с историческими условиями в творчестве Зульфата активизируется гражданская и политическая лирика. Сборники «Адашкан болыт» («Потерявшееся облако», 1990), «Ике урман ара-сы» («Среди лесов», 1995), «Йерэгемне былбыл чакты» («Мое сердце ужалил соловей», 1999), «Ходай сулышы» («Дыхание Аллаха», 2007) показали его как поэта, давшего аналитическую оценку жизни в философском аспекте. В романтических по духу философских произведениях на передний план выходит божественная философия. В гражданской и политической лирике он размышляет о поколении, которое в результате общественных катаклизмов отрывается от духовных корней и превращается в манкуртов. Изображая героя эпохи, создавая картину своего времени, автор прибегает к различным средствам художественной выразительности. В его поэзии создаются конкретные образы, дис-танциированные от авторского «я» (исторические личности, мифологические герои, символические образы).

3. В творчестве Зульфата основу концепции эпохи и героя составляет образ героя, находящегося в центре политической ситуации и событий, происходящих в стране, дающий критическую оценку каждому общественному явлению, обладающий национальным духом, воплощающий надежды своего народа. Различным переменам эпохи, судьбам наций, изменениям в отношениях человека и природы, международным событиям он выносит оценку с высоты общечеловеческих гуманистических идеалов.

Апробация результатов. По теме диссертации опубликовано 10 статей в журналах и научных сборниках. Результаты исследования были изложены на конференции молодых ученых и аспирантов Академии наук Республики Татарстан (Казань, 2010), на международной научно-практической конференции «Наследие Тукая», посвященной 125-летию Г. Тукая (Астрахань, 2011).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность и научная новизна диссертации, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, его теоретико-методологическая база, методика анализа, характеризуется состояние изученности проблемы, излагается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Формирование мировоззрения и эстетических принципов Зульфата» прослеживается становление творчества поэта, раскрываются объективные исторические, социальные, идеологические причины его жизненных принципов.

Татарская поэзия чрезвычайно богата на великие таланты, на великолепные литературные памятники, которые навечно поселились в душе народа. Каждый из них имеет свой уровень значимости, свое место. Точно так же, как величие Кул Гали не бросает тень на Г. Тукая, у X. Такгаша, М. Джалиля, X. Туфана, М. Аглямова, Роберта Ахметзяно-ва, Зульфата в нашей литературной летописи есть свое место. Они являются определенным показателем оценки каждой отдельной эпохи, ее особенностей, ступеней развития. Например, в 1960-е годы, опираясь на испытавших в полной мере идеологические розги советской эпохи, поколение туфанов, почувствовав в стране свободное дыхание, желая доказать свою принадлежность к другому, свободомыслящему поколению, в поэзию врывается плеяда молодых поэтов. Со временем каждый из них заявив о себе, обозначив направление, доказав то новое, что привнесли в поэзию, заняли положенные им места. Среди этого поколения, принесшего в татарскую поэзию новый дух, мысль и звучание, был и поэт Зульфат (Дульфат Гусманович Маликов).

Он родился 3 января 1947 года в селе Новое Саитово (Яца Сэет) Муслюмовского района Татарстана в семье колхозника. Это было время воодушевления и надежд, радости и одновременно невероятных материальных трудностей для нашего народа, перенесшего войну. Учился он в Уразметьевской сельской школе, которая известна в татарском мире своими знаменитыми выпускниками. О том, что в творчестве Зульфата велика роль родимой стороны, отчетливо выразился М. Бакиров: «Зульфат - мой земляк, из Муслюмовского района, что на реке Ик, мест, в которых татарский язык и татарская суть особенно хорошо сохранились. Я бы назвал эту сторону родиной поэтов. Поскольку кроме Зульфата отсюда вышли такие поэты, как Харрас Аюпов, Наис Гамбар, Шамсия Зи-гангирова, Факил Эмек. Его земляки, как говорил Зульфат, любят красноречиво побеседовать, даже ругаясь, они умеют делать это поэтично, лирично. Поэтому естественно то, что Зульфат родился именно здесь, отсюда черпал для себя вдохновение»11.

11 Бакиров М. Мин былбылдан сезне чактырырмын, тьщлатырмын елан сайравын // Мэдэни жрмга. - 2000. - 21 апрель.

Жизнь поэта и ее творческие этапы, а также окружавшая его общественно-литературная среда, безусловно, сыграли чрезвычайно важную роль в формировании мировоззрения и философско-эстегических взглядов. Как уже было отмечено, тяготение Зульфата к творчеству началось в школьные годы. В раскрытии его поэтической души, в выплескивании на бумагу накопившегося, велика была роль учителя и первого наставника Р. Гаташа. Годы учебы в университете стали для него периодом накопления опыта, временем подготовки к большому творчеству. Первые стихотворения, вошедшие в коллективный сборник «Беренче кар-лыгачлар» («Первые ласточки», 1968), которые были включены в него в качестве первых поэтических опытов, своим литературным совершенством показали, что в татарскую литературу пришел талантливый поэт. В 1971 году увидел свет первый персональный сборник стихов «Яз-мышлар ярында» («У истоков судеб»). Вступительное слово к этой книге, включившей самобытные стихотворения было написано известным поэтом Х.Туфаном. А это было равноценно благословению, напутствию молодому поэту на пути в большую литературу от признанного таланта. И, действительно, с этого времени поэт по имени Зульфат получает признание всей литературной общественности.

Разумеется, на поэтическое развитие художника, его идейно-тематическое формирование не могли не оказать существенного влияния общественные и культурные условия в стране. Взяв на себя миссию сохранения веры, обычаев, нравственности народа, возвращения утраченного, писатели ищут пути использования этой возможности. Это нашло воплощение и в творчестве Зульфата.

Создавая свои произведения, поэт понимал, чего ждет от него читатель, чувствует определенные пустоты в нашей литературе. Это помогло ему оживить такие несколько позабытые в те годы жанры как сказка и баллада. Насыщенными романтической образностью, четкой композицией, стройной ритмикой балладами «Тимерче турында баллада» («Баллада о кузнеце»), «Гармунчы турында баллада» («Баллада о гармонисте»), «Ике ат турында баллада» («Баллада о двух конях») он дал новое дыхание этому жанру. Такие объемные произведения поэта, как «Кара кубэлэк» («Черная бабочка»), «Марш», «Йерэклэрдэ улмэс дастан» («Бессмертный дастан»), «Иске Казан карлыгачы» («Ласточка старой Казани»), «Ж>фдон кайтышлый» («Возвращаясь с Земли») и др. стали стихотворениями, достойными включения в золотой фонд эпической лирики.

Тонкая душевная организация Зульфата, его лирическая проникновенность способствовали тому, что он сделал много для обогащения арсенала текстов татарских песен. Песни «Ьаман яратам» («Все еще люблю», муз. Ф. Хатипова), «Кара толым» («Черная коса», муз. С. Шамсина), «Сагынуга дэва юк» («Нет лекарств от тоски», муз. 3. Ги-бадуллина) обрели широкую популярность в народе. Сотрудничество

с признанными композиторами сделали его еще более требовательным к себе.

Поэт проявил себя и как талантливый переводчик. Он перевел на татарский язык комедии «Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Танцор» Лопе де Вега, «Разбойники» Шиллера, которые с успехом шли на сцене Татарского академического театра им. Г.Камала. Участие в формировании репертуара театра, общение с актерами, личная дружба с режиссерами, участие в репетициях в качестве консультанта еще более обогатили его поэтический талант, сделали его разноплановым.

Если говорить о плодотворном влиянии на творчество Зульфата со стороны его современников, с одной стороны, следует назвать поэтов-шестидесятников Р. Гаташа, Р. Файзуллина, Р. Хариса. С другой стороны, можно назвать тех, которые в литературу пришли намного раньше и зарекомендовали себя опытными поэтами, это - С. Хаким, Н. Арсла-нов, И. Юзеев. Например, Н. Арсланов всегда был мастером фольклорных жанров в плане формы, С. Хаким прекрасным поэтом-песенником, И.Юзеев неподражаемым образцом создания поэм.

В то же время, необходимо специально оговорить то, что на формирование творческого стиля Зульфата оказало сильное влияние творчество классиков татарской поэзии Г. Тукая, Дэрдменда, X. Такташа. Для него характерны тукаевская прямота, смелость, выдвижение на передний план национальных чувств, тревога за судьбу татарского народа* беспокойство по поводу того, что сегодняшнее бездействие, беспечность могут в будущем привести к плачевным результатам. Возьмем к примеру стихотворение «Йокы» («Сон», 1980). Оно написано по-зульфатовски, пронизано проблемами зульфатовского времени, но, в то же время, в нем присутствует тукаевская философия. Также он по-такташевски «гисьянист» (бунтарь), такой же «деревенский соловей», который чувствует поэзию в каждом дыхании природы, во всех ее переменах. Для него все имеет свою душу. Зульфат как и Дэрдменд философски размышляет о Времени, Вечности, Бытии и человеческой жизни. Он думает о смысле жизни, о том, как достойно пройти путь от земной жизни в вечную. По-дэрдмендовски он любит иметь дело с символами, переносным смыслом.

Образность в произведениях Зульфата, продолжая традиции татарской поэзии, рождает новых персонажей, обращается к фольклорным истокам поэзии. На первый взгляд его стихи кажутся и народными, и каноническими. Но для них характерна свойственная только ему тоска, глубина внутреннего смысла, от них веет рожденной от слияния человеческой души с природой, искренность и наивность.

Народный поэт Татарстана Сибгат Хаким, восхищаясь творчеством Зульфата, в 1976 году писал: «Зульфат не просто затрагивает тебя, он глубоко проникает внутрь, доходит до сердцевины, достает из глубины души подзабытые чувства, обновляет тебя, в душе рождается чув-

ство благодарности стиху, и ты начинаешь радоваться тому, что родился человеком»12.

Зульфат пришел в поэзию неожиданно, но своевременно. В то время, когда поколение, познавшее «культ личности», пережившее войну, уже старело, молодая смена, пришедшая в литературу в 1960-х годах, представителем которой он был, смогла смело сказать свое слово, сердце своего читателя «ужалить соловьем», заставить «слушать пение змеи». Зульфат в своем творчестве смог объединить традиции классических произведений национальных литератур, неповторимый дух татарского народного творчества со свойственными только ему средствами ассоциативной изобразительности. В многовековые поэтические каноны татарской поэзии он немало привнес от себя, тем самым обогатил ее.

В целом, на творчество поэта повлияли богатое литературное наследие татарского народа, окружение, семья, друзья, коллеги по перу. Свойственные Зульфату усердие, стремление к совершенству, философское понимание жизни, тонкое ее ощущение, умение чувства донести словами, природный талант подняли его на поэтическую вершину, заслужили признание народа, сделали поэтом, имеющим в литературе свой стиль, свой внутренний стержень. Всем этим он нашел свое достойное место в истории татарской поэзии.

Вторая глава «Эпоха и герой в поэтической картине мира Зуль-фата 1960-1970-х годов» состоит из двух параграфов. В первом параграфе, названном «Эстетически значимые единицы эпоха и герой» диссертант раскрывает смысл терминов эпоха и герой и их связь с литературным процессом.

Татарская литература, как и многие другие литературы, состоит из отдельных литературных эпох и этапов развития. Но литературые эпохи, проистекая у различных народов с различной скоростью, в течение исторического времени не могут проходить в одной плоскости. Поэтому в разных литературах в один и тот же исторический период в плане отражения действительности, выбора средств художественной изобразительности, создания нового героя рождаются самые различные произведения. Литературное возрождение или, наоборот, период стагнации для различных наций происходят в разные времена. Признавая национальную самобытность литературы, мы понимаем, что это связано с условиями национальной жизни, отдельными историческими событиями. К примеру, в татарской литературе отражение эпохи, неразрывной частью которой была восточная культура, сильно отличается от отражения эпохи в европейской литературе.

На татарскую литературу оказывала сильное влияние религия, ислам, ее суфийское направление, к этому следует добавить национальные традиции, рождаемые и хранимые, народом на протяжении веков

( 12 Даутоп Р. Балачак эдиплэре // Библиографии: белсшмэлек. - Казан: Мэгариф, 2006. -

нравственные законы, существующую закономерность в определении и оценке прекрасного - все это отличает ее от других литератур.

В целом, эпоху, воплощенную в литературном произведении, можно рассматривать как один из срезов картины мира, воспроизведенной в этом литературном произведении. Описание эпохи тесно связано с видом и жанром литературного произведения и раскрывается в связи с отношением к герою произведения, непосредственно через него. В поэзии литературные герои своеобразны, в ней главное внимание направлено на более полное раскрытие героя как личности, создание характеров. Отношения лирического героя и эпохи в произведении отражаются по-разному. Иногда они замысливаются на уровне эмоций, отражая события, происходящие в данную эпоху, в данном мире и стране. Тогда перед глазами читателя друг за другом проходят картины жизни, созданные посредством отдельных деталей или обозначенные общими очертаниями, подчиняясь при этом логике мышления. На некоторых картинах поэт может остановиться сравнительно подробнее, но все равно он не может воспроизвести полнокровную картину мира со всеми тонкостями.

Содержанием лирического произведения является не только объективный переворот событий, а может и субъект и происходящее в его душе. Когда лирический герой особенно близок к автору по своему духу, представлениям, или же он абсолютно тождественен образу автора, тогда нравственный облик современников, соплеменников, соотечественников автора и в целом облик всей эпохи, ее проблемы проявляются наиболее отчетливо. В особенности это так в стихотворениях философского плана, обладающих социальным содержанием, но и в любых лирических формах поэт создает образ героя в тесной связи с эпохой. Даже тогда, когда эта связь не обозначается, непосредственно не отражается, герой, рожденный поэтом, сохраняет тесную связь с эпохой, в которую он родился.

Сохранение и актуализация общетюркских и национальных духовных констант в их творческой деятельности являются основными параметрами определения закономерных изменений в составе татарской литературы. К сегодняшнему дню очерчены лишь общие контуры татарской духовной культуры и ее этапы. Вопрос о ее изученности является частью общей проблемы изученности всего тюркоязычного духовного наследия. Следовательно, изучение в поэзии концепции эпохи и героя может вестись только через глубокое понимание национальных традиций и личности автора в этой области. Использование богатого внутреннего ресурса национальной и многовековой общетюркской культуры (фольклорно-эпической и литературной традиции) средоточия ценностных опор - направлено в нем на реализацию главной установки -обеспечение исторического и духовного долголетия народов.

Во втором параграфе второй главы «Своеобразие концепции эпохи и героя в творчестве Зульфата 1960-1970-х годов» показано, что эти

годы являются своеобразной эпохой в истории страны и литературы. Это время возвращения к нормальной жизни после залечивания ран Великой Отечественной войны, развенчания культа личности, время надежд на будущее, на положительные перемены в духовной жизни человека в огромной державе под названием СССР. За сравнительно короткое время писатели начинают более свободно мыслить, более открыто выражать наболевшее, поднимать волнующие многих вопросы. Молодое поколение, пришедшее в поэзию в 1960-х годах, - Р. Файзуллин, Р. Харис, Р. Мингалим, Р. Гаташ изменило традиционные формы, но и внесло большие перемены в содержание и жанры поэзии, обогатило ее тематику. Несмотря на положительные результаты «хрущевской оттепели», принесшей некоторую свободу, партийная идеология, разумеется, не спешила раздвигать привычные рамки и не выпускала поводья из своих рук. Но это свободное дыхание, уже ворвавшееся в поэзию, все же проторяло себе дорогу. К перечисленным выше поэтам стала постепенно присоединяться такая же смелая молодежь М. Аглямов, Зульфат, Рашит Ахметзянов, А. Халим, Ф. Сафин и др. Эти поэты, понимая партийность литературы, стараются доказать ее народность. Общественные условия, идеологические рамки вынуждают их к поискам слова и чувства, которые хотелось донести, превращать в метафоры, использовать переносный смысл. Смысловые пласты стихотворения, некоторая недосказанность делают его еще более таинственным, поэтичным, интересным для читателя.

Творчество пришедшего в литературу на рубеже 1960-70-х годов Зульфата очень своеобразно. Как мы заметили выше, он из тех, кто стал достойным продолжателем «шестидесятников», испытав свое перо в годы подъема татарской поэзии, получивший признание литературной общественности уже своими первыми стихотворениями, он вошел в нашу поэзию своими смелыми чувствами. В дни празднования своего пятидесятилетия Ильдар Юзеев писал о нем: «Зульфат ворвался в нашу поэзию и жданно, и нежданно словно несущийся конь. Представители старшего поколения даже несколько перепугались, глядя на этого рискового наездника. Ты попробуй, выступи в стихотворении в 1960-х годах против пословицы «Незваный гость хуже татарина»! Но тогда уже были те, кто понимал и защищал Зульфата. Молодой поэт этим стихотворением покорил не только Казань, но и Москву. Для меня, как поэт, Зульфат родился именно с этим стихотворением»'3. Приход поэта на творческую арену И. Юзеев выразил, конечно, очень образно, однако в этом нет никакого преувеличения. Зульфат, действительно, пришел тогда, когда татарская поэзия испытывала жажду в таком смелом поэте, когда ждала его. Такое скорое приковывание к себе внимания общественности, такая решительность, была, конечно, несколько неожиданной.

13 Юзеев И. Шагыйрь догасы // Заман - Татарстан. - 1997. - 1 гыйнвар.

Для литературы советского периода, в том числе и поэзии были характерны общие, объединяющие все народы, входящие в состав СССР, идеи и темы. Поэтому было много написано о Ленине, революции, общей родине, интернациональной дружбе, об объединяющим всех и указующем дорогу вперед русском народе. И это воспринималось как требование времени, главной задачей писателя.

Творческий человек, являясь членом общества, не может быть свободным от него. В основе его произведений лежат события его времени, личности - участники этих событий. Так и в поэзии Зульфата присутствуют его время и его неповторимые герои. Однако это не бесцветные, подчиненные общей идеологии личности, они отражают душевную суть поэта, призывают человека к жизни в своем естестве, к духовной свободе.

Как и современники Зульфат обращается к характерным для поэзии тех лет темам. Сложные проблемы своей эпохи он выражает через успехи и недостатки. Молодой поэт задумывается об общественной жизни, судьбе нации, о сложных переменах, происходящих в духовном мире личности. Уже первые стихотворения Зульфата пронизаны печалью. Например, он в ответ на принижающие татарский народ взгляды и мысли берется доказывать, что татарский народ имеет свое достойное место в истории, и он уже сегодня готов рассказать об этом. Его стихотворение, написанное в ответ на выражение «Незваный гость хуже татарина», раскрывает прекрасные черты нашего народа: .. .Тезлэнуне белми татар халкы, Дошманнарын жиргэ яткыра — «Чакырылмаган кунак татардан да Яманрак», — дилэр, хактыр да. Уз-узеннэн яманрак татар Дошман барда жирдэ, уч барда. Чакырылмаган кунак — дошманкарга. Кетеп алган кунак — дусларга.

(.. .Татарский народ никогда не склонял колени, Всех своих врагов уложил —

Говорят: «Незваный гость хуже татарина», может и правда.

Страшнее самого себя татарин,

Когда враг на земле, когда есть месть.

Незваный гость — для врагов.

Долгожданный гость - для друзей).

Коща в книгах по истории татары упоминались лишь в связи с нашествием монголов, когда не оценивались национальные особенности народов, когда их рассматривали лишь в рамках коммунистической культуры, отрывая от прошлого, рисовали нашу историю лишь черными красками, создание этого стихотворения уже является проявлением смелости. Называя белое белым, а черное черным, Зульфат выставляет

оценку и эпохе. Написанное в 1964 году стихотворение «Ике урман арй-сы» («Среди лесов») обладает глубоким содержанием. Лирический герой чувствует себя заблудившимся между двух лесов олененком. Он мечется в поисках матери, натыкается на каменные преграды. Состояние олененка дается в сравнении с человеческой судьбой. Утративший жизненные ориентиры лирический герой, когда порваны связи между поколениями, чувствует себя в таком же состоянии:

Ике дэ11шэт арасында Изелде минем куцел... Шуларны уйлыйм да, туган, Тынам да уйга калам — Адламый мине оныгым, Ишетми мине бабам... (Между двумя трагедиями Угнетена душа моя... Думая об этом, друг мой, Тихо предаюсь размышлениям — Меня внук не понимает, И дед меня не слышит...).

Сборнику, изданному спустя тридцать лет в 1995 году, Зульфат дал название этого стихотворения. Данное стихотворение, отражающее внутреннее состояние поэта, идею и содержание всего его творчества было написано не случайно. После выхода в свет его сборника «Ике урман арасы» («Среди лесов») земляк, друг Зульфата поэт Н. Гамбар писал: «Да, «Ике урман арасы» - в творчестве поэта-философа, поэта-мыслителя, как говорят военные, «демаркационная линия», определяющая границы вечного спора, ведущегося между Прошлым и Будущим»14. Поэт стоит на этой «линии». Пропуская через свое сердце течение эпох...

Таким образом, в творчестве Зульфата данного периода находят воплощение связь эпох, история. Зульфат ищет настоящее в прошлом, и из настоящего смотрит в будущее. Это отчетливо просматривается в его стихотворениях «Хаклык бар ул» («А истина есть»), «Эзлэгез» («Ищите»), «Вэгьдэ» («Обещание»). В них поэт обращается к личностям, известным многим народам, определяет их место в судьбе страны и народа. Эти герои доказывают глубину связи между эпохой и личностью.

У каждого времени есть свои герои, и время всегда ставило перед ними задачи, которые они должны были решить. Личность эпохи должна шагать, не пасуя перед ними, не запятнав свою совесть. Таких Зульфат берет в герои своих произведений. Например, это отчетливо проявляется в произведениях, описывающих ужасы времен Великой Отечественной войны. Стихотворений на эту тему у него сравнительно немного. Но каждое их них пронизано глубокими переживаниями,

14 Гамбэр Н. Ике урман арасы // Казан утлары. - 1997. - № 1. - Б. 121-123.

отличаются реальностью описанных событий, сильным духом героев, проникновенной эмоциональностью. Стихотворения «Кайтмый калган» («Не вернувшийся»), «Кычкырмаска» («Не кричать»), «Вэгъдэ» («Обещание»), «Юралмаган теш» («Неразгаданный сон») говорят о необходимости быть добросердечным, храбрым и совестливым, отважным для того, чтобы исполнить свой долг перед отчизной и победить врага. Эти трагические военные годы стали одинаковым испытанием и для воинов, и для тыловиков, для взрослых и детей. Либо упадешь, либо победишь. Герои Зульфата со словами «Победим» идут вперед. Когда «судьба страны на краю пропасти», он не может думать о себе:

Сыкранмачы, берук, кеше туган, Юкса, без бит упкын естендо! Сыкранмачы, берук, кеше туган, Ычкынсац да кинэт кыядан. Син китсэц дэ, туганнарыц кала,

Кешедэшлэр кала деньяда. («Кычкырмаска» - «Не кричать»).

Только не стенай, пожалуйста, человек, Мы ведь уже над пропастью! Только не стенай, пожалуйста, человек, Даже если вдруг сорвешься со скалы. Даже если ты уйдешь, останутся родные, В мире останутся люди.

Сохраняя жизнь других, лирический герой, не задумываясь, жертвует своей жизнью. Зульфат тонко чувствует свое время, сочиняет, проглядывая сквозь него в будущее. В его произведениях отчетливо воплощается его эпоха, и это не только воссоздание картины этой эпохи, а это точное осознание: что посеем сегодня, то и пожнем в будущем.

В творчестве поэта занимают отдельное место простые, и одновременно легендарные мужчины, изнуренные физически, но несгибаемые по духу женщины, дорогие сердцу образы матерей. Таковы герои произведений «Тимерче турында баллада» («Баллада о кузнеце»), «Гармунчы турында баллада» («Баллада о гармонисте»), «Игенче» («Хлебороб»), «Нигез» («Фундамент»), «Они» («Мама»).

Не только в стихотворениях, но и в крупных произведениях, в том числе в поэме «Йерэклэрдэ улмэс дастан» («Бессмертный дастан») на протяжении всего произведения он пишет о постепенной утрате человеком душевной чистоты, природного начала, о том, что рожденные человечеством нравственные ценности уничтожаются варварством эпохи.

Зульфат - поэт-лирик, поэт чувств. Чувство любви для него божественно и вечно. Поэтому его следует хранить по жизни вечно, не запятнав чернотой жизни. Принижение великого чувства - само по себе низость. Созданный им любовный герой - человек чуткой души, чувствительный, в его душе живут большие чувства. Но он умеет их подчинять себе. Какими бы ни были эти чувства, они принадлежат только ему.

Острая гражданская лирика Зульфата уже в начальном периоде творчества заслуживала особого внимания. Даже тогда, когда литература жила по законам партийной идеологии, когда прославлялись социализм и рожденные им перемены, он бил тревогу по поводу того, что человечество отдаляется от жизни по законам природы, теряет человеческие качества.

Лирический герой поэта - дитя природы, чувствующий себя неразрывной ее частью. Он понимает, что жизнь состоит из перемен. Уродству жизни Зульфат противопоставляет такие понятия как Красота, Величие, Совесть, Любовь, Равенство.

Герои произведений «Тимерче турында баллада» («Баллада о кузнеце»), «Гармунчы турында баллада» («Баллада о гармонисте»), «Игенче» («Хлебороб»), «Нигез» («Фундамент»), «Они» («Мама») звучат одой прекрасным качествам простых людей. Поэт радуется благородству и душевному богатству людей деревни. Народ, порвавший связь времен, теряет историю, богатырей, совесть, гордость, надежду, песню, человечность, поэтому его герои объединяют эпохи, стремятся понять и объяснить другим события в жизни страны, народа, его историю. Зульфат знает, что татарский народ в истории имеет свое достойное место. Когда он говорит о родной стране, то имеет в виду родину татар. Его лирический герой живет заботами страны, заботится о ее будущем, истину говорит, глядя миру в глаза.

Оценивая творчество 1970-х годов, можно сказать следующее: в нем все больше наблюдается стремление раскрыть такие издревле характерные для поэзии качества, как гражданственность, милосердие, любовь к человеку и природе в современной точки зрения, с новых высот.

Лирический герой Зульфата этих лет сравнительно свободен от идеологии эпохи, он свободно мыслит, обладает бойцовским духом, отважным характером, чтит прошлое своего народа, трезво оценивает его сегодняшний день, возлагает надежды на его будущее. Зульфат - тонко понимающий природу и человеческую душу лирик. Его герой обладает чувствительной природой, чистой душой, умеет беззаветно любить, хранить верность. Считает, что долг каждого хранить это чувство в чистоте.

В третьей главе «Концепция героя и эпохи в поэзии Зульфата после 1980-х гг.» рассмотрена индивидуальная форма выражения отношения лирического «я» к эпохе, а также приемы художественного воплощения концепции эпохи и героя.

Первый параграф «Индивидуальная форма выражения отношения лирического «я» и эпохи» посвящен исследованию взаимоотношений лирического «я» и эпохи в творчестве поэта после 1980-х годов.

Создавая картину эпохи поэт остается верен истине. Главными объектами его творчества являются беды, настигшие нашу страну, измотанный, но не утративший надежду на будущее, не сломленный духовно

народ, неотделимая от человечества природа, осиротевшие в результате непродуманной политики деревни и жизнь человека труда.

Творческий период Зульфата, начиная с 1980-х годов и до конца жизни, составляет четверть века. В эти годы он был одним из самых передовых представителей татарской поэзии. Как уже было отмечено, поэзия Зульфата даже в годы, когда литература испытывала диктат партийной идеологии, всегда отличалась тем, что он всегда напрямую, смело выражал свою позицию по проблемам страны, судьбам народа, национальным вопросам. А когда эти препоны были сняты и появилась возможность говорить на площадях об этих назревших проблемах, лирическое «я» поэта начало проникновенно и открыто говорить о пережитом татарским народом, о страданиях, выпавших на его долю, о его прошлом, настоящем и будущем, проблемах, касающихся нации и его языка.

Лирическое «я» Зульфата, сохраняя связь с эпохой, всегда выражает свое отношение к нему. Точно подмечая изменения, происходящие в жизни страны, судьбе народа, в его духовном состоянии, нынешнее состояние народа и нации он рассматривает в исторической ретроспективе и дает правильную оценку. Поэт не представляет страну по отдельности, судьбу народа, отдельные эпохи, а создает цельную картину «Дала уртасында ак теплоход» («Белый теплоход посреди степи»), «Тере-лербез» («Мы выздоровеем»), «Адашкан болыт» («Заблудшая туча»), «Ил халэте» («Состояние страны»), «Ялгыз сандугач» («Одинокий соловей» и др.). Он умеет мастерски, на высоком аналитическом уровне связать друг с другом последовательность в череде событий, причинно-следственные отношения. Его лирическое «я» невозможно привязать и рассматривать лишь в пределах определенного времени или эпохи. Зульфат безграничен в своих мыслях, своем воображении, живет в окружении раздумий и переживаний, связанных с прошлым, настоящим и будущим человечества. Его невозможно назвать представителем только одной нации, поскольку печаль в стихах выражает не только мысли и переживания отдельного народа, а передает проблемы, характерные для всего человечества. Но это ни в коей мере не бросает тень на его чувство национального, на переживания за свой народ.

Лирическое «я» Зульфата задумывается о стране, народе, судьбе нации. Это характерно для всего его творчества. В те годы, когда народ потерял свои ориентиры, понял, что забота власти о народе очень ограниченная, на эту тему было написано немало острых, смелых стихов. Дроисходящие в стране сложные события, экономическая и политическая нестабильность непосредственно связаны с судьбами народов и наций. Отношение к стране, эпохе связывает лирическое «я» Зульфата с судьбой деревни, являющейся источником родной земли, нации, родного языка, нашего бытия и духовных ценностей. Он задумывается по поводу того, что человек отдаляется от природы, потребительски к ней относится, заботится только о техническом прогрессе и сегодняшнем дне,

не придает значения духовным ценностям, не думает о будущем, в результате чего деревни переживают духовный распад. Его душа не может принять то, как, поверив снова в искусственные идеи, пустые политические изменения, у которых нет будущего, в ложь, когда много обещали, но отняли последнее, народ расстается с прошлым, «сжигает корни». Он бьет в набат, чувствуя, как народ теряет духовность, родной язык, не извлекая уроков из истории, толкает себя в пропасть. В таких стихотворениях поэт особенно сближается со своим лирическим «я», составляет с ним единое целое, чувства, воплощенные в стихотворении, доходят до читателя напрямую и воспринимаются им как авторские.

Таким образом, в связи с событиями, происходящими в обществе, переменами в народной жизни, историческими поворотами в творчестве Зульфата активизируются гражданская и политическая лирика. В особенности это чувствовалось в конце XX века - времени обретения национальной свободы, права нации на самоопределение. На основе проведенных выше наблюдений можно увидеть, что стихотворения, посвященные суцьбе нации, его духовной твердости, сохранению и развитию обычаев, религии, языка, укреплению единства татарского народа, защиты его прав, составляют единый цикл («Идэн асты исе» («Запах подпола»), «Кендегец каны» («Кровь пуповины »), «Иске Казан карлыгачы» («Ласточка старой Казани»), «Имансыз-лар» («Бессовестные»), «Улгзн авыл» («Вымершая деревня»), «Таш бу-лып таш та... » («Камень и тот... ») и др.

Душа поэта требует равенства, он не уважает тех, кто опускается на колени, и тех, кто вынуждает других делать это. Большое место в лирике Зульфата занимают общественные проблемы и гражданская лирика. В ней освещается множество проблем, отражающих отношения эпохи и личности. Поэт, который уже в начальный период творчества выступал за сохранение человеком своей естественной сути, за жизнь по общечеловеческим канонам, воплощает своего героя эпохи простым, пусть не обладающим большими материальными ценностями, но духовного богатым дитем природы, чувствующим ответственность за себя. В эти годы поэт сближается со своим лирическим «я», т.е. начинает доминировать психологическая лирика. Поэтому его герой с надеждой смотрит в будущее, обладает силой, способной изменить жизнь, смотрит правде в глаза, внимателен к истории страны, народа, его размышления о жизни, оценка нашего бытия побуждают читателя делать надлежащие выводы.

Начатая в 1980-х годах перестройка, поставленная на повестку дня национальная проблема придают творчеству Зульфата новую силу. В эти годы его лирическое «я» особенно близко подходит к общественно-социальным, политическим проблемам, вопросам нации и языка. Можно сказать, что он живет этим. Он переживает за то, что перемены не приносят народу ничего хорошего, в стране царит жестокость, люди

утрачивают человеческие качества, технические достижения наносят ущерб природе, страна погружается в нравственный беспредел.

Второй параграф «Обобщенно-собирательные образы героев и картина эпохи» раскрывает отображение в творчестве Зульфата после 1980-х гг. эпохи и ее героя на примере ролевой лирики, конкретных образов с помощью разных художественных средств.

Изображая героя эпохи, создавая картину этой эпохи, автор прибегает к различным средствам художественной изобразительности. В его поэзии рождается ролевая лирика, когда создаются конкретные образы, дистанциированные от авторского «я». Это либо исторические личности, либо мифологические выдуманные герои. Например, в стихотворениях «Сулыш (Ленин улеме)» («Дыхание (Смерть Ленина)», «Соцгы тен (Александр Ульянов)» («Последняя ночь (Александр Ульянов)», «Сеембикэнец хушлашу догасы» («Прощальная молитва Сююмбике») оценка историческим событиям, современному состоянию человечества дается через исторические образы, с их точки зрения. В таких поэмах как «Ат карагы» («Конокрад»), «Казан шэЬэренец 39нчы кварталы янындагы сазлыкныц тенге бэхиллэшуе» («Ночное прощание болота на 39 квартале Казани»), «Дирдэн кайтышлый» («Возвращаясь с Земли») эту задачу выполняют выдуманные поэтом герои.

Для более полного воплощения своего героя, доходчивого доведения до читателя картины эпохи поэт обращается к различным символическим образам. Он по-своему использует дошедшие из глубин веков образы татарской поэзии, не лишает их прежних качеств и задач, в то же время создает тесную связь с современностью. Особенно это проявляется в использовании им образов коня, соловья. Оба этих образа традиционные, в них нашел отражение дух нашего народа. Возведение образов на символический уровень помогает ему обогатить их новой смысловой глубиной, придать философское звучание. В этом он опирается и на язычество, и на тенгрианство, и на ислам. Он использует характерные для суфизма образы бабочки, свечи, из исламской религии образы ангелов, пророков, а также имя Аллаха. В то же время, поэт символизирует такие традиционные образы как ветер, текучая вода, туча, звезда, соловей, волк, кукушка, луна, солнце. Расширяя их смысловые границы, он насыщает их в смысловом отношении.

В исследовании нами отмечено, что поэт Зульфат и его герои надеются и верят в то, что наш народ не утратит гордость, отважные качества, дошедшие до нас от предков, и будет идти вперед. Какой бы эпохе, событию, деяниям людей поэт не давал оценку, он это всегда делает с высоты общечеловеческих канонов. Творчество Зульфата отражает усиление традиций и татарской поэзии, обогащает национальное искусство слова новыми художественными средствами и философской глубиной.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные результаты.

Поэзия рубежа ХХ-ХХ1 веков, представляя историческое прошлое нашего народа, оценивая его современное состояние, отражая общественную неприглядность, моральное разложение и противоречия нашей жизни, сориентировалась на отражение драматизма эпохи. Эти обновленческие процессы нашли воплощение в форме борьбы за свободу личности, национальную независимость и благополучие, нравственную чистоту.

Оценивая творчество Зульфата 1960-1970-х гг., можно сказать, что в нем все больше и больше наблюдается стремление раскрыть такие издревле характерные для поэзии качества, как гражданственность, милосердие, любовь к человеку и природе. Лирический герой Зульфата этих лет сравнительно свободен от идеологии эпохи, свободно мыслит, обладает отважным характером. В этот период поэт дает эпохе и герою свою оценку с высоты народных традиций и общечеловеческих канонов. Единство и противоречия между эпохой и героем он анализирует с тех же позиций, выводя на арену героя, справедливо оценивающего наше прошлое и нстоящее, выступающего за истину и справедливость.

Творческий период Зульфата, начиная с 1980-х годов и до конца жизни составляет четверть века. Лирическое «я» поэта всегда выражает отношение поэта к эпохе. Подмечая изменения, происходящие в жизни страны, судьбе народа, нынешнее состояние нации он рассматривает в исторической ретроспективе и дает ему правильную оценку. Поэт мастерски связывает друг с другом череду исторических событий, восстанавливая причинно-следственные отношения. Его лирическое «я» не привязано к конкретной эпохе, оно безгранично в своем воображении. В связи с событиями, происходящими в обществе в творчестве Зульфата активизируется гражданская и политическая лирика. В эти годы поэт сближается со своим лирическим «я», т.е. в его творчестве начинает доминировать психологическая лирика.

В целом основу концепции героя и эпохи в творчестве Зульфата составляет герой, находящийся в центре политической ситуации и событий, происходящих в стране, дающий всему этому свою критическую оценку, обладающий национальным духом, воплощающий надежду своего народа. Задачи героя эпохи он решает в нескольких плоскостях: в национальной, социокультурной, философской. Поэт не отвергает ни одну доктрину, рожденную и развитую человечеством, понимает значение каждой из них в его развитии. Он по-язычески обожествляет природу и через это оценивает современную ему эпоху, делает выводы на основе противостояния прошлого и настоящего. Поэт Зульфат дает оценку и международным событиям с высоты общечеловеческих гуманистических идеалов, различным переменам эпохи, судьбам наций, изменениям в отношении духовной жизни человека и природе; он дает анализ, объединяя в единое целое прошлое, настоящее и будущее как единый процесс.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях по теме исследования:

В изданиях, включенных ВАК в перечень ведущих рецензируемых научных журналов:

1. Низамутдинова Г.М. Этические и эстетические единицы национального развития: герой и эпоха / Г.М. Низамутдинова. // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - № 17. - С. 344-348 (0,3 п. л.).

2. Низамутдинова Г.М. Особенности концепции эпохи и героя в поэзии 1970-80-х годов (на примере поэзии Зульфата) / Г.М. Низамутдинова, (соавторы Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова ) // Вестник Казан, технол. ун-та. - 2012. - № 22. - С. 217-220 (0,3 п. л.).

3. Низамутдинова Г.М. Особенности мировоззрения и эстетических принципов поэта Зульфата в его произведениях / Г.М. Низамутдинова, Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан, технол. ун-та. - 2012. -

№ 23. - С. 280-285 (0,5 п. л.).

4. Низамутдинова Г.М. Гражданская лирика поэта Зульфата и модель его «эпохи» и «героя» // «Мир Науки, Культуры, Образования» (Научный журнал), Республика Алтай. - 2013. - № 2. - С. 185-190 (0,4 п.л.).

5. Низамутдинова Г.М. «Герой» и «Эпоха» в контексте художественной традиции татарской духовной культуры // Сборник «Казанская наука». -2013.-N2 1. - С. 255-259 (0,4 пл.).

В других изданиях:

6. Низамутдинова Г.М. Поэзия Зульфата / Г.М. Низамутдинова. // «Мирас» («Наследие»),-2009.-№9.-С. 22-28.

7. Низамутдинова Г.М. Философские мотивы в поэзии Зульфата / Г.М. Низамутдинова // Казан утлары (Огни Казани). - 2010. - № 7. -С 123-135.

8. Низамутдинова, Г.М. Образ лошади в поэзии Зульфата / Г.М. Низамутдинова // Казан утлары (Огни Казани). - 2010. - № И. - С. 34-48.

9. Низамутдинова Г.М. Стихи Зульфата / Г.М. Низамутдинова И Ма-гариф (Просвещение). - 2010.-№ 9. - С. 4-11.

10. Низамутдинова Г.М. Тукай и Зульфат в татарской поэзии / Г.М. Низамутдинова // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Наследие Тукая», посвященной ко 125-летию Г. Тукая». - Астрахань (Апрель, 2011). - С. 22-27.

11 Низамутдинова Г.М. Поэзия Зульфата / Г.М. Низамутдинова // Международный журнал «Кара дицгез» // Ь«р://\у\т.кага(1еш2(1егд1. сош/1игксе/.-2011.-№7.-С.123-127.

12. Низамутдинова Г.М. Поэзия Зульфата / Г.М. Низамутдинова // Учебно-методическое пособие в помощь учителю. - Казань: РИЦ «Школа», 2012.-78 с.

Подписано в печать 14.03.2013 Формат 60x84 1/16. Гарнитура Times New Roman. Усл. п.л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ К-74

Отпечатано в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ

 

Текст диссертации на тему "Эпоха и герой в поэзии Зульфата"

АКАДЕМИЯ НАУК ТАТАРСТАНА ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИМ. Г.ИБРАГИМОВА

На правах рукописи

04201356144 Низамутдинова Глюса Маликовна

Эпоха и герой в поэзии Зульфата

10.01.02 - литература народов Российской Федерации (татарская литература)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Хисамов Н. Ш.

КАЗАНЬ-2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................3-11

Первая глава. Формирование мировоззренческих и эстетических

принципов творчества Зульфата..............................................12-30

Вторая глава. Эпоха и герой в поэтической картине мира Зульфата в

1960-70 гг............................................................................31-75

2.1 .Эстетически значимые единицы «эпоха» и «герой»....................31

2.2. Своеобразие концепции эпохи и героя в раннем творчестве

Зульфата...........................................................................................................38-77

Третья глава. Концепция героя и эпохи в зрелой поэзии Зульфата..............................................................................78-121

3.1. Индивидуальная форма выражения отношения лирического «я» и эпохи..........................................................................................76

3.2. Обобщенно-собирательные образы героев и картина эпохи........104

Заключение.................................................................................................122-128

Библиография...........................................................................................129-13 7

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Поэзия считается литературным видом, неизменно близким народной душе, оперативно выражающим свою позицию по отношению к событиям, просходящим в стране. Несмотря на то, что в основе поэзии лежат чувства конкретной личности, для нее характерна типизация, возведенная на общечеловеческий уровень. Следовательно, при изучении в поэзии героя своего времени мы, когда ведем речь о рожденном автором и сохраняющем с ним сходство лирическом «я» и когда оцениваем несовпадающее с автором лирическое «некто», размышляем о герое, для которого характерно обобщение, свойственное эпохе.

К созданию образа личности поэты в разные времена подходили по-разному. Если герои древности со свойственным им налетом религиозной дидактики, скажем, резко отличались от героев эпохи просвещения, то герои 1990-х годов, рожденные в эпоху свободы слова и национального движения, заметно отличались от героев, созданных в жестких рамках социалистического реализма.

Зульфат - поэт, стоящий в ряду поэтов, составляющих целый этап в истории татарской советской поэзии. На литературную арену он пришел в конце 1960-х годов, будучи уже сформировавшейся творческой личностью, затем вместе с современниками, находясь в переднем строю, весь свой талант и творческие силы отдал заложению основ поэзии своего времени.

Молодой Зульфат в скором времени встал в один ряд с аксакалами татарской поэзии Х.Туфаном, С.Хакимом, С.Батталом, А.Исхаком. То, что старшее поколение поверило ему, явлется показателями его таланта.

Он пришел в литературу на волне, поднятой Рашитом Ахметзяновым, Ахсаном Баяновым, Рустемом Мингалимом, Ринатом Харисом, Равилем Файзуллиным, следуя советам своего в полном смысле этого слова наставника Радифа Гаташа. Зульфат в нашей национальной литературе занял свое место как защитник истины, приверженец нового направления,

национального по духу, претендующего на свободу. Он обогатил поэзию свойственным только ему содержанием, жанровыми и стилистическими особенностями, концепцией личности и эпохи, характерными для нашего времени.

Высоко оценив его труд на благо развития нашей национальной литературы, Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев отметил: «Такие личности, как заслуженный деятель искусств Татарстана поэт Зульфат, принадлежат нашей национальной сокровищнице»1.

Зульфат занялся творчеством тогда, когда в литературе господствовал социалистический реализм, но герои, рожденные им, в отличие от героев, созданных большинством его современников, имеют критический взгляд на современность. В его поэзии тесно переплетены проблемы отдельной личности, общества, страны, государства, времени. Несмотря на то, что сердцевину поэзии составляет конкретный человек, а именно переживания лирического героя, его судьба, счастье, несчастья, принятие или непринятие им этого мира рассматриваются не только на примере его личности, а в тесной связи с общественными условиями, в зависимости от отношения власти к своему народу. Тесная связь общества и личности выявляют необходимость отдельного исследования концепции эпохи и личности в его поэзии. В творчестве Зульфата ставятся общественно-политические проблемы, отражаются исторические события, происходящие перемены, а также такие важные задачи, как связь между поколениями, преемственность традиций, судьбы нации, его языка и др. Автор пытается их решить на уровне судьбы отдельной личности и народа. Он всегда изображает своих современников в эволюционном развитии, на фоне исторических событий, в современной ему среде. В этой связи он использует возможности различных жанров, а также традиционные приемы нашей поэзии.

Иногда его героями становятся сильные личности, сыгравшие огромную роль в развитии общества, известные исторические лидеры.

1 Без - Меслим балалары. - Тез. Флур БаЬаутдинов. - Казан: Идел-Пресс, 2006. - Б.5.

Несмотря на то, что в этом случае лирический герой характеризуется переходом от глобальных действий к эпохальным вершинам, изначально он раскрывается через чувства и переживания. Поэт показывает, как от действий отдельных личностей вырастают события личностного и общественно-исторического плана. Из совокупности действий, происходящих во временной последовательности, возникает цепь явлений, которые в конце концов способствуют созданию литературной картины конкретного времени. События в литературном произведении развиваются не в абстрагированном мире, для них характерны наличие конкретного места, бытовые описания, картины природы, внешние портреты героев, черты их характера. Таким образом рождается образ времени.

В лирике форма самовыражения автора, его семантическая интерпретация, анализ его функционального отражения содействуют изображению демонстрации концепции «эпоха и герой». На основе осознанных, представленных, специально отобранных или интуитивно рожденных поэтом законов раскрывается модель картины эпохи. Сравнение ее с действительностью помогает делать выводы о степени реальности/, заложенных в произведение идейном содержании, героев, событий, актуальности поднятых проблем, созвучности со временем, о важности их для бытия. Следовательно, для понимания картины мира, рожденной поэтом, важно и понимание каждого средства, выполняющего в литературном тексте эстетическую функцию, и определение содержания, заложенного в другие языковые и изобразительные средства.

Одним словом, в современном литературоведении проблема героя и эпохи считается кардинальной задачей. Не вызывает споров и то, что данную задачу можно решить в области поэзии, поскольку лирический герой и эпоха тесно взаимосвязаны и в идейно-содержательном, и в формальном плане. Это один из факторов актуальности.

Во-вторых, поэзия Зульфата полностью направлена на отражение отношений личности и общества. Он задумывается о своей стране, народе,

нации, религии, языке, Земле-Матери, Природе-Матери. Его герой пытается огородить человечество от катастроф, через духовные перемены желает изменить нашу общественную жизнь в лучшую сторону. Даже героя его интимной лирики невозможно рассматривать в отрыве от общественной почвы.

В-третьих, у рожденного Зульфатом героя отношения с эпохой своеобразные, он не приспосабливается к ней, он ее оценивает. Поэт не только представитель своей эпохи, он соединяет прошлое с будущим. Все это подтверждает необходимость научного исследования творчества Зульфата в свете концепции эпохи и героя.

Неизученность творчества поэта в монографическом аспекте открывает в этой области возможности разностороннего, многопланового исследования. Очевидна необходимость определения места творчества Зульфата в контексте татарской литературы рубежа веков, ценности его произведений с точки зрения идеи и содержания, выявления проблемно-тематических и жанрово-образных особенностей его стихотворений на фоне современной поэзии.

Все это вместе взятое обосновывает актуальность оценки творчества Зульфата в плане концепции «эпохи и героя».

Степень изученности темы. Творчество Зульфата всегда было в центре внимания современников и соратников по перу. Уже к его первому поэтическому сборнику вступительное слово написал известный поэт Х.Туфан1. А опубликованному в 1996 году сборнику «Ике урман арасы» («Среди лесов») оценку дал видный поэт Наджар Наджми.

Позднее о нем свое слово сказали поэты-современники, литературоведы и критики. Среди них Р.Мустафин3, Н.Юзеев4, М.Аглямов1, Н.Гамбар2 М.Шабаев3, М.Бакиров4 и другие5.

'Зелфэт. Язмышлар ярында: шигырьлэр / Кереш суз авт. Х.Туфан. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1971. - Б.З

2 Нэжми Намсар. Куцел тарихы // Зелфэт. Йерэгемне былбыл чакты: шигырьлэр, поэмалар. - Казан: Рухият, 1999. Б. 5-12.

3 Мостафин Р. Чорныц шигьри сурэте // Мэдэни жомга. - 1997. - 28 март.

4 Юзиев Н. Шагайрь догасы // Заман-Татарстан. -1997. -1 гыйнвар.

Несмотря на то, что внимание к начальному периоду его творчества было большое и он получил тогда признание, его поэзия 1970-х годов мало изучена.

Появляющиеся в последние годы отдельные статьи о его творчестве, оценивают творчество поэта совсем в иной плоскости. Как правило, речь идет об отдельных изданиях или общих особенностях творчества. Современники восхищаются талантом Зульфата, пытаются дать объяснение его поэтической мощи.

Разумеется, появились научные труды, довольно полно оценивающие творчество Зульфата или исследующие в плане определенной проблемы, соотнося его творчество с поэзией современников, или основательно, глубоко раскрывающие проблемы эпохи и поэзии6.

Цель диссертации — проанализировать творчество Зульфата в аспекте эпохи и героя, дать представление о личной оценке поэта эпохи и ее героя, определить своеобразие, характерное только для самого поэта. Для достижения поставленной цели мы обозначили следующие задачи:

• ознакомиться с работами, отразившими в литературоведении-;

способы определения отношения эпохи и героя;

• изучить жизнь и творчество Зульфата; систематизированный и комплексный анализ условий формирования его идейно-эстетических взглядов;

'Эгьлэм М. Сез белмэгэн Зелфэт // Мэдэни жом га. - 1997. - 6 гыйнвар.

2 ГамбэрН. Ике урман арасы // Казан утлары. - 1997. - № 1. - Б. 121-123.

3 Шабаев М. Сандугач язмышлы шагыйрь // Казан утлары. 1999. №5. - Б. 150-158.

4 Бакиров М. Мин былбылдан сезне чактырырмын, тынлатырмын елан сайравын // Мэдэни жом га. - 2000. -21 апрель.

5Шэрифуллина Э. Шигырь ява бозлы сукмакларга Н Мэгьрифэт. - 2000. - 22 апрель; Сабирова А. Тукайлы шагыйрь // ШэЬри Казан. 2000. 7 апрель; Лерон Л. Чытырманда былбыл сайрый // Мэгьрифэт. - 2000. -7 апрель.

6Вэлиулла Илшат. Ьэр шагыйрь - бер дэрья: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2006. -208 б.; Галиуллин Т. Дэвамлылык: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1987. - 168 б.; Галиуллин Т. ИлЬам чишмэлэре. Монография. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. - 365 б.; Галиуллин Т.Н. Яктылык: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2011. - 319 б.; Галиуллин Т. Поэзия // Татар эдэбияты тарихы: бтомда: Т.6. (60-80 еллар эдэбияты). - Казан: "Раннур" нэшр., 2001. - Б.217-263; Татар шигьрияте. 1980-2000 еллар. Тез.Т. Н. Галиуллин, Н. М. Гафиятуллина. - Казан: Мэгариф, 2003. -352 б.; Хэсэнова Фэридэ. Шагыйрь Ьэм заман. Хэзерге заман шигьрияте (1985-2009): Монография. - Казан, 2010. - 296 б; Хисамов Н. Татар шагыйрьлэре: Монографик мэкалэлэр, ижат портретлары Ьэм этюдлар. -Казан: Татар, кит. нэшр., 2012. - 287 б.

• разделить его творчество на этапы, определить особенности каждого этапа и дать их научное обоснование,

• исходя из идейно-эстетических взглядов поэта, оценить в его творчестве концепции «эпоха» и «герой»;

•раскрыть в творчестве поэта эволюцию концепции эпохи и героя в связи с переменами эпохи.

Объектом исследования являются поэтическое творчество Зульфата, которое нашло наиболее полное отражение в шести сборниках поэта: «Язмышлар ярында» («У истоков судеб», 1971), «Утлы бозлар» («Огненные льды», 1978), «Адашкан болыт» («Сжигание корней», 1990), «Ике урман арасы» («Среди лесов», 1995), «Йерэгемне былбыл чакты», («Мое сердце ужалил соловей», 1999), «Ходай сулышы» («Дыхание Аллаха», 2007), кроме того, труды, посвященные раскрытию творчества Зульфата и поэзии того времени, в особенности отношений эпохи и героя.

Предметом научных исследований является концепция эпохи и героя на примере анализа эволюции творчества Зульфата.

Теоретическую основу диссертации составили труды всемирно, известных ученых В.Г.Белинского, В.В.Виноградова, Л.Я.Гинзбурга, В.М.Жирмунского, А.П.Квятковского, В.В.Кожинова, О.Б.Кормана, Ю.М.Лотмана, Л.И.Тимофеева, татарских литературоведов М.Х.Бакирова, Т.Н.Галиуллина, Х.Р.Курбатова, Ю.Г.Нигматуллиной, И.З.Нуруллина, Ф.М.Хатипова, Н.Ш.Хисамова, Н.Г.Юзеева, а также материалы по истории татарской поэзии и литературоведению.

Научная новизна дисертации заключается в том, что впервые в истории татарского литературоведения творчество Зульфата исследуется в монографическом плане. Диссертация является комплексным исследованием и системным анализом творчества этого поэта в аспекте эпохи и героя.

Методологическая база диссертации. В процессе исследования были использованы типологический, структурный анализ, методы системного исследования, а также объективный и исторические методы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Зульфат - это поэт, который на традиционной почве идейно-тематически и эстетически обновил татарскую поэзию. Не взирая на идеологические запреты времени, он реалистически воплотил свою эпоху и ее героя, он - поэт-бунтарь.

2. Обозначив творческую эволюцию поэта, можно выделить следующие этапы его творчества:

— 1960-1970 годы. На этом этапе к оценке эпохи он идет через оценку прошлого. Его герой тревожится по поводу того, что человечество отдаляется от своего природного естества, обесцениваются общечеловеческие ценности, общественные условия разрушают духовные ценности.

- эпоха после 1980-го года. В этот период творчество Зульфата особенно активизируется. Сборники «Адашкан болыт» («Сжигание корней», 1990), «Ике урман арасы» («Среди лесов», 1995), «Йорэгемне былбыл чакты» («Мое сердце ужалил соловей», 1999), «Ходай сулышы» («Дыхание Аллаха», 2007) показали его как поэта, выносящего аналитическую оценку жизни в философском аспекте. В романтических по духу философских произведениях на передний план выходит божественная философия. В гражданской и политической лирике он размышляет о поколении, которое в результате общественных катаклизмов отрывается от духовных корней и превращается в манкуртов.

3.Зульфат своим творчеством доказал то, что смог во всей полноте своей (отличной от эпики) поэзии раскрыть реальную картину своей эпохи и ее героя и что у каждой эпохи есть свой герой.

Теоретическая значимость диссертации состоит в способствовании более глубокому осознанию идейно-эстетических изменений, происходящих в литературе второй половины трети XX столетия.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке

общих и специальных лекционных курсов, в проведении практических занятий по татарской литературе XX века, а также в процессе дальнейшего исследования истории татарской литературы рубежа ХХ-ХХ1 вв.

Апробация результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях по теме исследования: в изданиях, включенных ВАК в перечень ведущих рецензируемых научных журналов: «Особенности концепции "эпоха и герой" в поэзии 1970-80-х годов (на примере поэзии Зульфата)» (Вестник Казан.технол. ун-та. - 2012. - № 8. - С. 250-255); «Особенности мировоззрения и эстетических принципов поэта Зульфата в его произведениях» (Вестник Казан.технол. ун-та. - 2012. - № 8. - С. 280-285); «Гражданская лирика поэта Зульфата и модель его «эпохи» и «героя» // «Мир Науки, Культуры, Образования» (Научный журнал), Республика Алтай. -2013. - № 2. - С. 185-190 (0,4 пл.); «Герой» и «Эпоха» в контексте художественной традиции татарской духовной культуры // Сборник «Казанская наука». - 2013. - № 1. - С. 255-259 (0,4 п.л.); в других изданиях: «Поэзия Зульфата» («Мирас» (Наследие). - 2009. - № 9. - С. 22-28.); * «Философские мотивы в поэзии Зульфата» («Казан утлары» (Огни Казани). -2010. №7. С. 123-135.); «Образ лошади в поэзии Зульфата» («Казан утлары» (Огни Казани). - 2010. - № 11. - С. 34-48.); «Стихи Зульфата» («Магариф» (Посвещение). - 2010. - № 9. - С. 4-11.); «Тукай и Зульфат в татарской поэзии» (Сборник материалов международ