автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Иванчук, Александр Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Иванчук, Александр Петрович

Введение.;.

Глава I. Характер и исторические типы эстетического сознания кризисных эпох.

1.1. Методология подхода к проблеме эстетического сознания в периоды общественных кризисов.

1.2. Соотношение эстетического сознания и культуры.

Глава II. Эстетическое сознание в культуре периода постперестройки.

2.1. Эстетическое сознание в культуре советского периода: формирование новой ментальности и ее кризис.

2.2. Некоторые тенденции изменения эстетического сознания в период кризисного развития современной отечественной культуры.

 

Введение диссертации1995 год, автореферат по искусствоведению, Иванчук, Александр Петрович

Сегодня в многочисленных научных трудах, посвященных социально-экономическим реформам последних лет, почти не отводится места исследованиям состояния и функций культуры как генеративного фактора глубоких социально-экономических, политических трансформаций. Можно найти достаточно много интересных и серьезных исследований, изучающих экономические, психологические и социальные аспекты реформ, но исследований, рассматривающих культуру, мен-тальность, ее эстетические структурообразующие как фактор и важнейшее условие происходящей трансформации, по нашему мнению, существует мало.

Поиски источников кризиса, исследование состояния духовной жизни общества в переходные периоды велись на основе различных социологических, культурологических, экономических, теологических и других концепций. Обращение же к ментальности, ее эстетическим структурообразующим как механизмам изменения духовной жизни общества, осталось за пределами внимания ученых, культурологов, философов, социологов и психологов. Это и пробудило нас обратиться к исследованию проблемы ментальности, эстетических ее компонентов в период кризиса общественных структур.

Актуальность темы данного исследования обусловлена сложностью и противоречивостью современного состояния общества: коренными изменениями социально-политических, экономических и духовных условий, глубокими изменениями менталитета, переоценкой духовных ценностей, трансформацией эстетического сознания и важнейших его структурообразующих компонентов: эстетического вкуса и эстетического идеала. Сложные и противоречивые процессы, происходящие в нашем обществе, приводят к изменению менталитета, который затем выступает как адаптирующий фактор ядра культуры, жизнедеятельности общества к новым реалиям жизни.

Нынешнее кризисное состояние общества обнаруживает тенденцию отчуждения человека от духовных ценностей, которые в условиях такого кризиса нивелируются до уровня массовых. Другими словами,наш современник теряет сегодня ценностные ориентации, оказывается в духовно-нравственном вакууме и зачастую вынужден опираться в своих эстетических оценках действительности на личный чувственный опыт и представления, порой недостаточные для адекватного эстетического восприятия. Он становится перед фактом, когда ему приходится на интуитивном, личностном уровне формировать свои представления об эстетической ценности того или иного явления, предмета искусства, то есть изменять свой эстетический вкус и эстетический идеал, не имея при этом опоры на общественные эстетические оценочные критерии, которые теряют свою значимость в период кризиса. Поэтому в переходный период проблема кризиса отечественной культуры, ментальности, эстетического сознания делает актуальными вопросы гуманизации человеческой деятельности и определения механизмов изменения образа мышления или ментальности, ее структурообразующих компонентов: эстетического вкуса и эстетического идеала. Ментальность как глубинный пласт человеческого сознания, имеющая подсознательный и осознанный аспекты, во многом способствует формированию и защите ядра культуры, то есть норм и стандартов поведения, национальных традиций, принципов и правил жизнедеятельности, системы ценностей. Так как система материальных и духовных ценностей во многом в своем возникновении зависит от эстетического опыта человека, его эстетической деятельности, его эстетического вкуса и идеала, то актуальным также становится исследование процессов развития и трансформации этих структурообразующих ментальности, являющих собой один из механизмов ее формирования и изменения в период кризиса общественных структур.

Для того чтобы определить, какую роль и место занимает эстетическое сознание в культуре кризисных эпох, как его элементы влияют на ход изменений, происходящих в духовной сфере общества, необходимой становится задача рассмотрения методологических подходов к объяснению источников и причин кризиса культуры, а также выявления механизмов такого кризиса, проявляющих себя в изменении эстетического сознания, его структурообразующих (вкуса и идеала). Необходимо, наконец, определить, как последние влияют на изменение менталитета общества и культуры в переходный период.

Учитывая степень научной разработанности проблемы, автором предпринимается попытка многоаспектного рассмотрения предмета исследования: определение природы, механизмов, причин кризиса культуры; изучение структуры и динамики изменения ментальности, ее эстетических структурообразующих (вкуса и идеала) в контексте исторического и культурного развития, а также динамической взаимосвязи кризиса эстетического сознания, его важнейших структурообразующих компонентов с коренным переустройством общества на определенном этапе его исторического развития, выявление соотношения бессознательного и сознательного в процессе формирования ментальности личности. Это обусловило обращение автора к научным трудам по философии, теории- и истории культуры, эстетики, антропологии, социологии и культурологии.

Состояние культуры в переходный период издавна привлекало внимание исследователей, однако до сих пор не выработано единого понимания источников и механизмов ее кризисов и процессов, проис-исходящих в той части общественного сознания, которая обозначается понятием менталитета, и где существенную роль играют изменения эстетических потребностей, интересов, чувств и эмоций, вкусов и идеалов, происходящие в условиях кризисного развития. Поэтому свою основную задачу мы видим именно в том, чтобы проанализировать данный аспект проблемы. В связи с этим понадобилось обратиться к работам, в которых применяются различные подходы к пониманию природы кризиса общества и , в частности, эстетического сознания кризисных переходных эпох. Здесь мы опирались на труды авторов, изучавших общие закономерности культурно-исторического процесса. В первую очередь следует назвать имена таких ученых, как А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, А.С. Ахиезер, Л.М. Еаткин, Р. Белла, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, М. Вебер, А.Я. Гуревич, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, Г.С. Кнабе, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, X. Ортега-и-Гассет, П.А.Сорокин, А. Тойнби, О. Шпенглер, Е.М.Штаерман и других.*

Особенности и роль эстетического сознания в формировании менталитета общества освещены в научных трудах В.Ю. Борева, См.: Арнольдов А.И.Введение в культурологию.- М.,1992, он же, Человек и мир культуры.- М., 1993; Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.- Л.,1967; Ахиезер А.С.Россия: критика исторического опыта.-М.,1991; Баткин Л.М. -Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.- М.,1978; Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.- М.,1994; Библер B.C. Мышление как творчество.- М.,1975; Вебер М. Избранные сочинения.- М.,1990; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. -М.,1984; Данилевскии Н.Я. Россия и Европа.-М.,1991; Ильин И.А. Собр. соч.- М.,1993; Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима.- М. ,1994; Лихачев Д.С. Прошлое - будущему.- М.,1985; Лосев А.Ф.Философия.Мифология.Куль-тура.- М., 1991; Лотман Ю.М. Культура и взрыв.- М., 1992; Маркарян Э.С. Очерки теории культуры.- Ереван, 1969; Межуев В.М. Культура и история.- М., 1977; Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.- М.,1991; Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество.-М. ,1992; Тойнби А. Постижение истории.- М. ,1991; Шпенглер О.Закат Еърсяи.- М. ,1993*, Шчаерман Е.М.Кщвгас акпячиои тс/дът/ри.- Ы. ,1975.

М.М.Бахтина, В.М.Видгофа, Л.С.Выготского, А.Я.Гуревича, А.Я.Зися, М. С. Кагана, Л. Леви-Броля, К. Леви-Строса, А. Лефевра, М.Я.Сарафа, и других.*

В настоящем диссертационном исследовании автор также опирался на теоретические выводы и наблюдения современных ученых, где освещаются проблемы культуры в переходный период, формирования духовных ценностей и эстетического сознания. Среди таких авторов следует отметить Г.А. Аванесову, Е.В. Ардашову, М.А. Афасижиева,

B.Л.Базанова, М.А.Волынского, А.В.Грязнова, А.Н.Данилова, К.М.Долгова, Н.А.Игнатенко, Т.М.Кононенко, Т.Н.Куракину, О.В.Левицкого, А.Г.Плиева, Н.В.Плотинскую, Н.А.Руднева, В.А.Рыбина,

C.А.Семедова, И.А.Смирнова, В.А.Соколова, Ю.М. Татаринова, И.А.Тихонову, Е.М.Травину, И.В.Фролова, О.В.Ханову, Р.С.Чекалину, Н.А.Ястребову.** См.: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М.,1990, он же, Эстетика словесного творчества.- М.,1986; Борев Ю.Б. Эстетика.- М. ,1988; Вид-гоф В.М. Целостность эстетического сознания.- Томск, 1992; Гуре-вич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". - М., 1993; Зись А.Я.- Искусство и эстетика. Традиции. Категории и современные проблемы.- М.,1975; Каган М.С. Эстетические факторы перестройки и ускорения.- Л.,1988; Леви-Брюль Л. Первобытное мышление.-М. ,1930; Леви-Строе. Структурная антропология.- М.,1985; Лефевр А. Введение в эстетику.- М.,1954; Сараф М.Я. Лекции по курсу эстетики." Голицино, 1991. См.: Ардашова Е.В. Эстетическая культура студентов как социально- философская проблема.- Уфа, 1993; Афасижиев М-.Н. Эстетика фрейдизма как выражение кризиса буржуазных теорий искусства.- М., 1965; Базанов В.Л. Проблемы сохранения историко-культурного наследия в условиях обновления общества.- М.,1991; Грязнов А.В. Консервативность в массовом сознании.- М., 1992; Данилов А.Н. Социологический анализ духовных потребностей молодежи.- Минск, 1990; Кононенко Т.М. Эстетические чувства и процесс гуманизации личности.- Киев, 1992; Куракина Т.Н. Сохранение культурного наследия в условиях перехода к рыночным отношениям.- М.,1993; Левицкий О.В. Мимикрия эстетического сознания в современной буржуазной массовой культуре.- Киев, 1978; Плиев А.Г. 0 природе эстетического идеала. -М.,1965; Плотинская Н.В. Феномен веры.- М.,1990; Семедов С.А. Бессознательное и сознательное в социальных процессах и явлениях. - М.,1993; Смирнов И.А. Советская культурная ситуация.-СПб.,1993; Тихонова И.А. Нравственные и эстетические ориентации в ценностном освоении мира.- М.,1993.

Объектом нашего исследования является эстетическое сознание в культуре общества переходного периода, а предметом исследования эстетические компоненты менталитета общества переходного периода. В связи с этим целью диссертационного исследования является анализ изменении эстетического сознания, его структурообразующих факторов: эстетического вкуса и эстетического идеала в системе культуры кризисных периодов - и их влияние на духовное развитие общества и личности, их менталитета во время коренных переустройств общественных структур.

В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение, что кризисные периоды развития общества, перестройка системы культуры, ее ядра в значительной степени предопределяются глубинными изменениями эстетического сознания, динамикой его трансформации и адаптации к новым социально-политическим и экономическим условиям. Эти процессы прежде всего начинаются в сфере эстетических ориентаций, вкусов и идеалов, в нарастании их противоречий с архетипическими представлениями, сформировавшимися в прошлом и лежащими в основе ментальности, и представляющими собой один из главных механизмов кризиса духовности.

Справедливость данной гипотезы будет проверена посредством анализа научных трудов различных авторов, где исследовались эстетические компоненты общественного сознания в период кризисов и определялась роль и место сознательного и бессознательного уровней его при формировании эстетических ценностей личности, а также посредством социологического исследования эстетического сознания студенческой молодежи в период кризиса общественных структур.

Реализация поставленной цели предполагает решение автором следующих задач:

- изучить методологические подходы исследования причин и источников кризиса культуры в период коренных структурных изменений в обществе;

- изучить сущность, структуру и функции эстетического сознания в период кризисных состояний общества и культуры;

- раскрыть специфику эстетического сознания как средства изменения ментальности, культурного процесса;

- выявить закономерность формирования эстетического сознания как обязательного условия развития человеческой индивидуальности.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы и подходы, разработанные культурологической и эстетической наукой (историзм, системный анализ, теоретический анализ источников и литературы, анкетирование респондентов по исследуемой проблеме). Важное значение в процессе исследования будет иметь обращение к работам ведущих культурологов, философов, антропологов, психологов, изучающих различные аспекты проблематики цивилизационного развития общества, культуры, эстетического сознания как компонента ментальности. При осмыслении проблемы кризиса в культуре, источников и причин его возникновения и обосновании этих причин с точки зрения влияния эстетического сознания на процесс изменения ментальности основными для исследователя являются труды А.И.Арнольдова, А.С.Ахиезера, Л.М.Баткина, М.М.Бахтина, Н.А. Бердяева, В.С.Библера, Ю.Б.Борева, В.М.Видгофа, А.Я.Гуревича, Г.С.Кнабе, А.Ф.Лосева, М.Мамардашвили, Ле Гоффа, Л.Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Ле Февра, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуе-ва, П.А.Сорокина, О.Шпенглера, А.Тойнби,К.Юнга З.Фрейда и других.

При анализе исследуемой проблемы автор также будет опираться на материалы периодики, научно-практических конференций и семинаров, посвященных вопросам духовного кризиса общества, эстетическим ценностям и путям преодоления этого кризиса в современной отечественной культуре.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема эстетического сознания в период кризиса общественных структур до сих пор не была предметом специального анализа и изучения. Поэтому основные моменты научной новизны исследования могут быть сформулированы следующим образом:

- рассмотрение эстетического сознания в контексте кризиса общества и его культуры с позиции систематизации принципов и методологических подходов и выделение в связи с этим нового - линейно- циклического;

- определение и раскрытие сущности эстетического сознания, его компонентов: эстетического вкуса и эстетического идеала как структурообразующих факторов системы культуры, изменение которых является одной из причин кризиса духовности общества;

- уточнение понятия ментальности и ее функции как защитного пояса ядра культуры и определение роли и места эстетического вкуса и идеала в ее формировании и адаптации в период общественного кризиса;

- подтверждение на основе социологического исследования состояния эстетического сознания студенческой молодежи влияния конфликта между эстетическим вкусом и идеалом на развитие кризиса культуры общества в переходный период.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в развитии методологических подходов к анализу причин и источников кризиса культуры в период формирования общества, в понимании и объяснении механизмов такого кризиса, один из которых состоит в изменении элементов эстетического сознания: эстетического вкуса и эстетического идеала.

Положения и выводы исследования могут служить ориентирами для объяснения конкретных кризисных ситуаций культуры и путей выхода ив них, быть основой для прогнозирования формирования социокультурной среды, создания условий для творческой деятельности людей в периоды коренных социокультурных переломов, совершенствования эстетического образования и воспитания молодежи.

Апробация основных положений и результатов диссертационного исследования была выполнена в качестве отражения их в учебно-методических публикациях, при чтении лекций и проведении семинарских и практических занятий учебных курсов, в выступлении на научных конференциях Военного института правительственной связи, межвузовских конференциях города Орла, в обсуждении материалов диссертации на кафедре культурологии ИППК МГУ. Некоторые материалы, вошедшие в диссертацию, были использованы при разработке учебного курса "История и теория мировой и отечественной культуры", а также при разработке программы курса "Культурология".

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключая наше диссертационное исследование, необходимо констатировать, что российское общество сегодня находится на переломном этапе перехода от общества традиционного типа к современному. Движение вперед осуществляется посредством радикальных реформ, то есть через кризис, который носит обширный социокультурный характер. В сознании граждан он предстает как кризис идентичности. При этом обнаруживается отсутствие внутренних механизмов саморазрешения, что делает его затяжным и всесторонним.

Предпринимаемые сегодня в нашей стране реформы воздействуют на кризис, но не так, как ожидалось: они пока способствуют его расширению и обострению, а не разрешению. Со своей стороны, кризис общественных структур негативно влияет на реформы, вызывая при этом непредвиденные их последствия. Поэтому можно определить, что сегодня российское общество как система ушло далеко от равновесия и пребывает в хаотическом состоянии. Важное место в такое время в жизнедеятельности общества занимают ценности, ментальность, структурообразующие эстетического сознания: эстетические вкусы и эстетические идеалы. Они во время такого кризисного периода становятся сильными мотиваторами поведения индивидов и широких масс.

Учитывая важность этого тезиса, нами и было проведено настоящее исследование с целью изучения механизмов, источников общественного кризиса в области ментальности, ее эстетическом компоненте. Это исследование позволяет заключить следующее:

- в соответствии с главной целью и гипотезой исследования, автором были изучены различные методологические подходы по определению источников, причин кризиса общества, его культуры. При этом мы разделяем научные взгляды на эту проблему ученых, представляющих как формационный (линейный), так и циклический подходы. Нами предложен новый, как нам представляется, синтетический метод оценки состояния и развития социально-культурного процесса общества - линейно-циклический. Последний позволяет рассматривать кризис общества как явление, возникающее вследствие проведения коренных изменений в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни. Он дает возможность определить, что такое кризисное состояние общества, его культуры возникает при переходе от одного типа общества к другому, когда меняются его экономические, социальные и политические основы. При этом каждый этап развития той или иной цивилизации протекает по определенному циклу, как это утверждают сторонники циклического подхода, имея стадии рождения, расцвета, достижения зрелости, упадка и, наконец, гибели, разрушения. Однако, по нашему мнению, новые цивилизации возникают не на пустом месте, а на основе достижений и системы ценностей предыдущих культур, наследия прошлого. Другими словами, социально-культурный процесс развития общества характеризуется таким признаком, как преемственность.

Кризисная ситуация в обществе характеризуется не только экономическими, политическими и социальными изменениями, но и существенной трансформацией ментальности общества, изменениями защитного пояса ядра культуры, эстетических компонентов сознания. В связи с этим нами были изучены сущность, структура и функции эстетического сознания в период кризисных периодов как структурообразующих элементов ментальности;

- на основе изучения феномена ментальности мы делаем вывод, что эстетическое сознание, его структурообразующие: эстетический вкус и эстетический идеал - представляют собой ту часть ментальности, которая существенно влияет на ее формирование. Особенно зримым это становится в период кризиса общества. Эстетические компоненты менталитета являют собой один из механизмов трансформации общественного сознания как на осознанном, так и на подсознательном уровнях. Противоречие же, возникающее между эстетическими вкусами и идеалами индивидов и общества, является источником, причиной кризиса духовной жизни общества. Автором был сделан взгляд на природу кризиса с эстетической точки зрения. Беря за основу линейно-циклический подход к исследованию источников коренных изменений в обществе, мы утверждаем, что ментальность, выполняя защитные функции ядра культуры, формирует стандарты, нормы поведения, систему ценностей. Другими словами, материальные и духовные ценности формируются на основе изменений, происходящих в эстетической сфере сознания, и реализуются в эстетических вкусах и эстетических идеалах общества. Возникновение кризиса культуры во многом предопределяется противоречием между эстетическим вкусом и идеалом в силу амбивалентности ментальности;

- для определения характера и сущности такого противоречия нами было изучено соотношение различных пластов ментальности, ее осознанный и подсознательный уровни с эстетической точки зрения. Структурообразующие эстетического сознания - вкусы и идеалы основываются как на чувственном, эмоциональном, иррациональном уровнях, так и на осознанном, рациональном. Эстетические вкусы при этом формируются на основе чувственного и эмоционального опыта человека, а идеалы - на основе знания эстетических законов.Так же как и ментальность, они обладают консервативностью и инновационностью. Первая их качественная характеристика выражается в архетипах, то есть устоявшихся представлениях личностей, общества об эстетическом в действительности. Вторая свявана с диалектическими процессами развития общества, новыми реалиями жизни. Инновационный характер ментальности, ее эстетических компонентов стимулирует и предопределяет формирование новой системы ценностей. Другими словами, в период кризисных периодов происходит адаптация ментальности, эстетического сознания к новым социально-экономическим условиям. Архетипичность и инновационность эстетических вкусов и идеалов в период изменений порождают конфликт между ними, который и приводит к кризису духовности общества. Механизм такого противоречия состоит в том, что реалии жизни, экономические, политические и социальные условия изменяют характер эстетических потребностей личности и общества. В связи с этим разрушаются старые ценности, архетипы. Потеряв же ценностную ориентацию, люди не в состоянии давать адекватную эстетическую оценку новым ценностям, то есть их эстетические вкусы и идеалы оказываются в кризисном состоянии, не имея ценностной основы. В такой период человек, общество вынуждены перестраивать свою ментальность и искать опору при формировании эстетических вкусов и идеалов либо самостоятельно, находя ее в обращении к сакральному, теологическому, мифологическому, либо в ценностях других культур, проникающих извне. Таким образом заполняется духовный вакуум, возникающий в период кризиса культуры. Инокультурные импульсы, проникая в ядро культуры, быстро создают другую систему ценностей, которая не может быть мгновенно освоена и принята ментальностью в силу ее определенной консервативности и архетипичности. Другими словами, возникает противоречие между вкусами и идеалами личности, общества, которое и являет собой механизм возникновения 1физиса общественных структур.

Таким образом, мы раскрыли специфику эстетического сознания как средства изменения культурного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой нами были определены некоторые закономерности формирования эстетического сознания как обязательного условия развития человеческой индивидуальности, общества. Суть этих закономерностей в период кризиса общества состоит в проявлении определенных тенденций в развитии менталитета, культуры. Одной из таких тенденций является трансформация ментальности личности, ее адаптация к новым реалиям жизни. При этом важным является опора как на архетипические представления, прошлую систему ценностей с соблюдением традиционности и национальных особенностей культуры, так и на общечеловеческие ценности, мировое культурное наследие. Только на этой основе возможны скорейшая адаптация эстетических вкусов и идеалов индивида и общества, формирование адекватной эстетической оценки реальности, а значит усиление защитных свойств ментальности. Это позволит сформировать новые стандарты, нормы и правила жизни общества, то есть адаптировать ядро культуры к новым условиям.

В случае остаточного отношения к духовной сфере в период кризиса возможен процесс затягивания и углубления кризиса. Этот тезис подтверждается наличием тенденции снижения защитных свойств ментальности, разрушения архетипов, национального, традиционного в нашей культуре и проникновением инокультурных образцов в ее ядро. Отсюда проявление таких явлений в отечественной культуре, как вес-тернизация, коммерциализация. Формирование ментальности нашего общества во многом будет зависеть от того, какие ценности в период кризиса проникают извне в духовную жизнь.

Таким образом, обозначившиеся тенденции развития культуры в период структурного кризиса общества, определяют закономерности и задачи по формированию ментальности, ее структурообразующих у индивидов, общества и молодежи в частности. Направления, содержание и формы эстетического воспитания в период коренных перемен в обществе, также могут быть определены тенденциями, проявляющимися в процессе развития отечественной культуры^ и стать предметом дальнейших научных исследований.

 

Список научной литературыИванчук, Александр Петрович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абрамов С.С. Идеальное, сознание, бессознательное // Генезис, структура и функции индивидуального сознания. Ч.1.- Иваново, 1988.- 215 с.

2. Аверенцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии.- 1989.- N 3.- С.3-13.

3. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность.- М.: Наука, 1988.- 286 с.

4. Актуальные проблемы культуры XX века.- М.: Об-во "Знание" Российской Федерации, 1993.- 192 с.

5. Алалов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения.- М.: Искусство, 1976.- 28? с.

6. Ардашова Е.В. Эстетическая культура студентов как социально-философская проблема: Дис. канд. философ, наук.- Уфа,1993.- 142 с.

7. Арнольдов А.И. Введение в культурологию.- М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.- 352 с.

8. Арнольдов А.И. Культура и современность.- М.: Мысль, 1973.159 с.

9. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры.- М.: Изд-во МГИК, 1992.- 273 с.

10. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.- Л.: Просвещение, 1967.- 268 с.

11. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры.-Л.: Изд-во ЛГИК, 1978.- 82 с.

12. Афасижев М.Н. Эстетика фрейдизма как выражение кризиса буржуазных теорий искусства: Дис. . канд. филос. наук.- М., 1965.227 с.

13. Ахиезер А.С. Российская модернизация: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1993.- N 7.- С.3-39.

14. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. Т.1.- М.: Философ, об-во СССР, 1991.- 318 с.

15. Еазанов В.Л. Проблемы сохранения историко-культурного наследия в условиях обновления общества: Дис. . канд. философ, наук.- М., 1991.- 157 с.

16. Баллер Э.А. Культурное наследие: сущность проблемы, современные аспекты // Проблемы теории культуры.- М., 1977.- 259 с.

17. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие.- М.: Наука, 1987.- 225 с.

18. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.- М.: Наука, 1989.- 272с.

19. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.- М.: Наука, 1978.- 199 с.

20. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М.: Худож. лит., 1990.- 541 с.

21. Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества.- 2-е изд.- М.: Искусство, 1986.- 444 с.

22. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.- В 2-х т. Т.1.- М.: Искусство, 1994.- 542 с.

23. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.- В 2-х т. Т.2.- М.: Искусство, 1994.- 510 с.

24. Библер В. С.Мышление как творчество.-М. Политиздат, 1975.-399 с.

25. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век.- М.: Политиздат, 1990.- 413 с.

26. Бореь Ф.Б. Эстетика.- М.: Политиздат, 1988.- 496 с.

27. Борев В.Ю.,Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.- М.: Наука, 1986.- 303 с.

28. Бесс Г. Полезность как основное понятие Просвещения // Вопросы философии.- 1972.- N 4.- С. 103-114.

29. Вебер М- Избранные произведения. Критические исследования в области логики и наук о культуре.- М.: Прогресс, 1990.- 804 с.

30. Видгоф В.М. Целостность эстетического сознания.- Томск, 1992.- 151 с.

31. Витаньи И. Общество, культура, социология.- М.: Прогресс, 1984.- 286 с.

32. Волынский М.А. Культура как объект прогнозирования: Дис---канд. филос. наук.- М., 1978.- 159 с.

33. Выготский Л. С.Психология искусства. -М.:Педагогика, 1965. -341

34. Гадамер Г.Актуальность прекрасного.-М.:Искусство,1991.-367

35. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии.-1990.- N 4.- С.127-163.

36. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.- М.: Высшая школа, 1990.- 368 с.

37. Грушин Б.А. Массовое сознание.- М. .-Политиздат, 1987.- 368 с

38. Грязнов А.В. Консервативность в массовом сознании: Дис. .канд. филос. наук.- М., 1992.- 133 с.

39. Грякалов А.Л. Структурализм в эстетике.- Л.: Изд. Ленинг. университета, 1989.- 176 с.

40. Гуревич А.Я. Исторический анализ и Школа "Анналов".-М.:"Индрик", 1993.- 328 с.

41. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- 2-е изд., М.: Искусство, 1984.- 350 с.

42. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолствующего большинства.- М.: Искусство, 1990.- 396 с.

43. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991.- 574 с.

44. Данилов А.Н. Социологический анализ духовных потребностей молодежи: Дис. . канд. социол. наук.- Минск, 1990.- 166 с.

45. Додельцев Р.Ф. Концепции культуры З.Фрейда.- М.: Знание , 1989.- 60 с.

46. Долгов К.М. Критика философских основ неотомизма: Дис. .канд. философ, наук.- М., 1966.- 236 с.

47. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. 2-е изд.- М.,"Советский писатель", 1977.- 461 с.

48. Жарких В. Максимилиан Волошин о природе подсознательного // Искусство.- 1989.- N 2.- С. 51-53.

49. Запад и Восток. Традиции и современность.- М.: Об-во "Знание" Российской Федерации, 1993.- 240 с.

50. Здор А.В. Соотношение эстетических и художественных ценностей как культурологическая проблема: Дис. .канд. филос. наук.-СПб., 1992.- 180 с.

51. Зись А.Я. Искусство и эстетика.Традиции. Категории и современные проблемы, изд. 2-е.- М.: Искусство, 1975.- 447 с.

52. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс.- М.: Наука, 1980.- 303 с.

53. Иконникова С.Н. Диалог о культуре.- Л.:Лениздат,1987.-205 с.

54. Ильин И.А. Одинокий художник.- М.: Искусство, 1993.- 384с.

55. Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. Основы христианской культуры. / Т.1.- М.: Русская книга, 1993.- 398 с.

56. Ильинков Э.В.Философия и культура.-М. .-Политиздат, 1991.-464с.

57. История культуры России,- М.: Об-во "Знание" Российской Федерации, 1993.- 224 с.

58. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- 383 с.

59. Каган М.С. Эстетические факторы перестройки и ускорения.-Л.: Об-во "Знание", 1988.- 31 с.

60. Камю А. Бунтующий человек.- М.: Политиздат, 1990.- 415 с.

61. Кандаков И.В. Введение в историю русской культурологии.-М.: Наука, 1994.- 378 с.

62. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима.- М.: "Индрик", 1994.- 528 с.

63. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.-М.: Политиздат, 1984.- 335 с.

64. Кононенко Т.М. Эстетические чувства и процесс гуманизации личности: Дис. .канд. филос. наук.- Киев, 1992.- 162 с.

65. Культура и перестройка. Нормы, ценности и идеалы.- М., Академия Наук СССР, 1990.- 154 с.

66. Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху Просвещения.- М.: Наука, 1988,- 303 с.

67. Культура в современном мире.- М.: ГБЛ, 1991.- 92 с.

68. Культурология.- М.: Об-во " Знание" Российской Федерации, 1993.- 160 с.

69. Куракина Т.Н. Сохранение культурного наследия в условиях перехода к рыночным отношениям: Дис. .канд. филос. наук.- М., 1993.- 138 с.

70. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура.- М.: Политиздат, 1985.- 399 с.

71. Ле Гофф. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентации на христианском Западе XII-XIII веках) // Одиссей. Человек в истории.- М., 1992.- С.15-34.

72. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление.- М.: Атеист, 1930.-а37 с.

73. Леви-Строе К. Структурная антропология.- М.: Наука, 1985.- 535 с.

74. Левицкий О.В. Мимикрия эстетического сознания в современной буржуазной массовой культуре: Дис. . канд. филос. наук.- Киев, 1978.- 161 с.

75. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии.- 1994.- N 6.- С. 22-28.

76. Лефевр А. Введение в эстетику.- М.: Иностр. литература, 1954.- 120 с.

77. Лихачев Д.С. Заметки о русском. 2-е изд., доп.- М.: Сов. Россия, 1984.- 62 с.

78. Лихачев Д.С. Прошлое будущему.- Л.: Наука, 1985.- 575 с.

79. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1980.- 766 с.

80. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991.- 524 с.

81. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.- М.: Мысль, 1982.- 623 с.

82. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.- М.: Прогресс, 1992.- 270 с.

83. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены.- М.: Прогресс, 1991.- 412 с.

84. Малыгина И.В.Проблемы взаимодействия культур и национально- 1 го самосознания: Дис. .канд. филос. наук.- М., 1993.- 146 с.

85. Мамардашвили М. К. Превращенные формы // Мамардашвшш М.К. Как я понимаю философию.- М., 1990.- С.315-328.

86. Маритен Ж. Философ в мире.- М.: Высшая школа, 1994.- 190 с.

87. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры.- Ереван, Изд. А.Н.Арм. ССР, 1973.- 144 с.

88. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций.- Ереван, Изд. А.Н.Арм. ССР, 1962.- 178 с.

89. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры.- Ереван, Изд. А.Н. Арм. ССР, 1969.- 227 с.

90. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.- М.: Мысль, 1983.- 284 с.

91. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.- М.Политиздат, 1961.- 827 с.

92. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42.- М.: Политиздат, 1974.- 535 с.

93. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 2-х т.Т.2.- М.: Политиздат, 1948.- 516 с.

94. Межуев В.М. Культура и история.- М.: Политиздат, 1977.-197 с.

95. Межуев В.М. Марксистский историзм и понятие культуры. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. философ, наук.- М., 1971.- 29 с.

96. Межуев В.М. Предмет теории культуры // Проблемы теории культуры.- М., 1977.- 259 с.

97. Меринг Ф. Избранные труды по эстетике.Т.1. М.: Искусство, 1985.- 766 с.

98. Мигунов А. Понятие эстетического в современной науке об искусстве // Искусство.- 1990.- N 4.- С. 32-35.

99. Мид М. Культура и мир детства.- М.: Наука, 1988.- 429 с.

100. Моль А. Социодинамика культуры.- М.: Прогресс, 1973.- 406 с.

101. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Культурология.- М.: 0б-во "Знание" Российской Федерации, 1993.- 160 с.

102. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии.-1989.- С. 119-154.

103. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.- М.: Искусство, 1991.- 586 с.

104. Плиев А.Г. О природе эстетического идеала: Дис. .канд. филос. наук.- М., 1965.- 199 с.

105. Плотинская Н.В. Феномен веры: Дис. .канд. филос. наук.-М., 1990.- 132 с.

106. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура: Учеб. пособ. Ч.2.- Екатеренбург: Изд-во Урал, ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед, ин-та, 1993.- 256 с.

107. Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Ред.- сост. Ф.М.Бородкин, Л.Я.Косалс, Р.В.Рывкина.- М.: Прогресс, 1989.- 592 с.

108. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии.- 1994.- N 4.- С. 14-34.

109. Риккерт Г. Наука о природе и науки о культуре.- СПб., 1911.- 195 с.

110. Розанов В.В.Сумерки Просвещения.- М.:Педагогика,1990.-620 с.

111. Розин В. Личность в религиозном, эзотерическом и научном мире //Общественные науки и современность.- 1994.- N5.-С.128-135.

112. Рормозер Г. К вопросу о будущем России // Вопросы философии.- 1993.- N 4.- С. 15-23.

113. Рыбин В.А. Современное массовое иллюзорное сознание: Дис. . канд. филос. наук.- Екатеринбург, 1993.- 147 с.

114. Рытикова Л.А. Образ жизни и нравственно-эстетическое развитие личности.- М.: Знание, 1982.- 64 с.

115. Сараф М.Я. Культура и цивилизация.- Голицино, ВИПВ, 1994.41 с.

116. Сараф М.Я. Лекции по курсу эстетики.- Голицино, ВПВПУ, 1991.- 76 с.

117. Сараф М.Я. Теория и история мировой и отечественной культуры.- М., 1994.- 57 с.

118. Семедов С.А. Бессознательное и сознательное в социальных процессах и явлениях: Дис. .канд. филос. наук.- М.,1993.- 154 с.

119. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен // Философские науки.- 1990.- N 7.- С.38-47.

120. Смирнов И.А. Советская культурная ситуация: Дис. .канд. искусствоведения.- СПб., 1993.- 181 с.

121. Сноу Ч. Две культуры.- М.: Прогресс, 1973.- 142 с.

122. Соколов Э.В. Культура и личность.- Л., Наука, 1972.- 228 с.

123. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры.- Л., Изд-во ЛГИК, 1989.- 83 с.

124. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Полит, литература, 1992.- 543 с.

125. Сысоева Л.С. Сущность и основные виды эстетической потребности: Дис. .канд. филос. наук.- Томск, 1974.- 187 с.

126. Тайлор Э.Б. Первобытная культура.- М.: Политиздат, 1989.573 с.

127. Татаринов Ю.М. Кризис социально-политических отношений: Дис. .канд. филос. наук.- М., 1992.- 171 с.

128. Тихонова И.А. Нравственные и эстетические ориентации в цен- \ ностном освоении мира: Дис.канд. филос. наук.- М.,1993.- 145 с.

129. Тойнби А.А. Постижение истории.- М.: Прогресс, 1991.-736 с.

130. Травина Е.М. Взаимодействие культур: Дис. .канд. филос. / наук.- СПб., 1992.- 134 с.

131. Устюгова Е.Н. Становление художественной культуры социалистического типа.- Л.: Знание, 1990.- 32 с.

132. Философия и кризис современной цивилизации.- М.: Луч, 1993.- 256 с.

133. Фрайнбург З.И. Культура и история // Проблемы теории культуры.- М., 1977.- 259 с.

134. Фрезер Дж. Золотая ветвь.- М.: Политиздат, 1986.- 702 с.

135. Фрейд 3. Психология бессознательного.-М.:Проев.,1989.-448с.

136. Фролов И.В. Культурная эпоха как необходимое звено истори- \ г ческого процесса: Дис. .канд. истор. наук.- Ниж. Новгород, 1992.- 224 с.

137. Фромм Э. Душа и человек.- М. .-Республика, 1992.- 430 с.

138. Фромм Э. Иметь или быть?- М.: Прогресс, 1990.- 336 с.

139. Хайдегер М. Разговоры на проселочной дороге.- М.: Высш. шк., 1991.- 190 с.

140. Ханова О.В. Методологические вопросы системного исследования культуры: Дис. .канд. филос. наук.- М.,1979.- 189 с.

141. Хейзинга Й. Homo Ludens.- М.: Прогресс, 1992.- 458 с.

142. Ценности социальных групп и кризис общества.- М.: Институт философии АН СССР, 1991.- 152 с.

143. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры.- М.: Наука, 1985.- 272 с.

144. Чекалина Р. С. Проблемы биологического в соотношении социального и биологического в эстетическом сознании: Дис. .канд. филос. наук.- Пермь, 1980.- 175 с.

145. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.- М.:Прогресс, 1992.- 576 с.

146. Шестаков В.П. Мифология XX века.- М.: Искусство, 1988.- 222

147. Шорохова Е.В. Проблемы сознания в философии и естествознании.- М.: Соцэкгиз, 1961.- 363 с.14В. Шпенглер 0. Закат Европы.- М.: Мысль, 1993.- 663 с.

148. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры.- М.: Наука, 1975.182 с.

149. Юнг К.Г. Психологические типы.- Томск:"Водолей", 1993.-96 с.

150. Юнг К.Г. Собр. соч. В 19 т. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке.- М.: Ренессанс, 1992.- 320 с.

151. Ямпольский М. Россия: культура и субкультура // Общественные науки и современность.- 1993.- N 1.- С. 58-67.

152. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991.- 527 с.

153. Ястребова Н.А. Ценностная проблематика искусства советского времени: Дис. .док. филос. наук.- М.,1992.- 282 с.

154. Febvre L. Le Probleme de 1*incroyance au XYI e siecle. La religln de Rabelais Par Lucien Febvre. 3e mille,- Paris, Michel, 1942. 548 p.

155. Ferry L. Homo Aestheticus: L'invention du gout a l'age de-mocratique.- P.: Grasset, 1990. 441 p.

156. Garin E. L/umanesimo italiano. Filosofia e vita civile nel Rinascimento./ 2a ed./ Bari, 1965. 276 p.г

157. Lotman Ju., Uspenskij В. Die Rolle dualistisc her Modelle in der Dynamik der russischen Kultur// Poetica. 9/1. 1977.S.51.

158. Lachman R. Sinkretismus als Provokation von Stib// Gesc-hichten und Funktionen eines Kulturwissen schaftlichen Diskurse-lements. Hrsg.von H.U.Gumbrecht, K.L.Pfeiffer. Suhrkamp. Frankfurt am Main, 1986. S.542.