автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Эстетика ювелирных изделий казахов

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Занегина, Ольга Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Эстетика ювелирных изделий казахов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эстетика ювелирных изделий казахов"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО ДЕЛАМ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ШОЖЕСТНЕННО-ПРОШИЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (<5. Строгановское)

На правах рукописи УДК: 7.03.031.5

ЗАНЕГИНА Ольга Юрьевна

ЭСТЕТИКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ КАЗАХОВ (эволюционные процессы)

Специальность 17.00.05 "Декоративное и прикладное искусство"

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва - 1991

Работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Знамени высшей художественно-промышленном училище (й.Строгановское).

доктор искусствоведения профессор ТЕЛЬТЕВСКИЙ П.А. доктор архитектуры ХАЛПАХЬЧАН О.Х. кандидат искусствоведения ХАДНАШ С.И.

Государственный музей искусств Казахской ССР им. А. Кастеева

Защита диссертации состоится " "¿и^А&г,-/ 1991 г. в на заседании специализированного совета K-064.I0.0I

в Московском высшем художественно-промышленном училище (б.Строгановское) по адресу 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МВХПУ (б.Строгановское).

Просим принять участие в защите и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан " ¿2- "1991 г.

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

Ученый секретарь Специализированного Совета

Черепахина А.Н.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИГТЛрдрВАНИН. В настоящем исследовании большое внимание уделено историческому процессу как фундаментально^ в объяснении основных принципов и особенностей этапов художественного развития ювелирного искусства казахов, их анализ раскрывает сложную картину: изменение вкусов и взглядов общества, в которых отразились движение общественной, философской и эстетической мысли разных эпох.

Традиции античности и средневековья, их импульсы производили сильное эмоциональное впечатление и помогли вызвать к жизни новые художественные образы в ювелирном искусстве нового времени.

Изучая различные народные обычаи и воззрения, мы неизменно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе явлений человеческой культуры, в действии законов сообразно которым эти явления становятся устойчивыми, традиционными, характерными элементами общественной жизни на сменяющих друг друга стадиях культуры.

Интерес к художественному наследию казахского народа не ограничивается только обращением к традициям, а является стремлением к постижению эволюционных процессов в ювелирном искусстве, опирающихся на научное обоснование эстетических норм, художественных критериев мировоззрения кочевников.

Настоящее исследование актуально, так как это богатейшее культурно-историческое явление нуждается в соединении воедино всех формирующих ювелирное искусство казахов. На сегодняшний день не все аспекты этой темы освещены в достаточной мере, не выявлены философские мотивы художественного содержания этого вйда искусства. Направление и характер эстетической мысли в художественном процессе различных эпох до сих пор не достаточно полно исследованы, а диалектика развития ювелирного искусст-

а

ва до настоящего времени представляла собой звенья одной цепи, разобщенные по этапам и территориальным зонам, без систематизации в анализа его эволюции.

Сравнивая различные художественные своеобразия ювелирного искусства, относящегося к той или иной эпохе, сопоставляя их с археологическим и этнографическим материалом, ш получаем возможность судить об эволюции художественного процесса в ювелирном искусстве казахов.

ЦЕЛЫ) данной работы является определение стадиональных особенностей декора, стиля и эстетической шсли в ювелирных изделиях казахов, анализ художественного процесса в его эволюции.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- определить эстетическую ориентацию ювелирного искусства, как часть "философии бытия" в мировоззрении казахского народа;

- выявить основные направления и характер художественного процесса определенных эпох в системе ювелирного искусства казахов;

- рассмотреть особенности декора различных эпох и стилей характерных для ювелирного искусства казахов;

- систематизировать и составить морфологию эволюции художественного процесса в ювелирном искусстве казахов.

ГРАНИЦЫ исследования: процессы в ювелирном искусстве Ка-

вои».

захстана с ХУЛ в. до начала XX в.

ОБЪЕКТОМ исследования являются изделия и декор предметов ювелирного искусства казахов: украшения, оружие, предметы быта.

ПРЕДМЕТОМ исследования являются национальные традиции ювелирного искусства казахов.

МЕТОДИКА исследования. Методической основой роботы служат положения марксистско-ленинской диалектики о необходимости язу-

чения связи сторон каждого явления, о взаимодействии и противоречии материального и духовного, реального и идеального, объективного и субъективного. В работе применены методы:

- предметно-аналитический;

- искусствоведческий анализ;

- системно-аналитический;

- литературно-аналитический.

Научная новизна заключена в осмыслении и искусствоведческой оценке эволюционных процессов в ювелирном искусстве казахов как системы концептуальных идей о мироздании и человеке, стилистических особенностей, устойчивых для определенного исторического периода: в выявленных типологических признаках целостности художественного развития. Впервые в развитии ювелирного искусства казахов (до начала XX в.) выявлены черты национального своеобразия местных региональных школ, дан анализ основных направлений и стилей, проявляющихся в изменении типа структуры и декора ювелирных изделий.

Работа вводит в научный обиход новые неопубликованные материалы из собраний Чимкентского областного историко-краевед-■уеского музея и частных коллекций.

Выявлены методические принципы сравнительно-исторических обобщений, которые.могут быть применены в изучении различных культур народов Средней Азии.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Выводы могут послужить импульсом к творческим разработкам в современной художественной практике с сохранением национальных традиций в ювелирном искусстве.

Первые исторические сведения и упоминания о ювелирных украшениях появляются в литературе у Геродота (450 г. до н.э.), Марко Поло (ХШ в.), Ф.Рузбихана (ХУ1 в.). Отдельные сведения о ювелирных украшениях даются исследователями дореволюционного

периода: И.Г.Георги (1776), Е.П.Ковалевским (1853), Ч.Ч.Вали-хановым (1855), Г.Н.Потаниным (1868), И.П.Лерхом (1870), И.Я. Якоби (1874), Э.Ю. Петри (1886), В.В. Бартоладом (1893), Б.А. Леваневским (1895), С.М.Дудиным (1905).

В целом же необходимо отметить отсутствие систематического сбора и публикации материалов по ювелирному искусству казахов в дореволюционный период; поэтому в литературе встречаются лишь беглые упоминания об украшениях. Основная работа по сбору и изучении традиционных казахских ювелирных изделий проводилась уже в советское время. Однако, зафиксированные в дореволюционной литературе украшения представляют большую ценность поскольку их описания дают возможность проследить эволюционный путь развития художественного процесса в ювелирном искусстве казахов.

Подлинно научное комплексное исследование культуры казахского народа началось при Советской власти. Художественное своеобразие отдельных украшений Западного и Восточного Казахстана отражены в трудах С.И.Руденко (1927), сведения об украшениях различных областей Казахстана даны в трудах В.Чепелева (1936),

A.Н.Бернштама (1951), М.П.Грязнова (1958, Э.А.Масанова (1961),

B.В.Вострова (1963), И.В. Захаровой и Р.Д.Ходжаевой (1964), К.А.Акишева (1966), H.A. Оразбаевой (1968), С.Касимова (1969), Н.Нурмухаммедова (1970), И.П.Засецкой (1975), Г.А.Федорова-Да-Еьщова (1976), А.Тажмуратова (1977), У.Джанибекова (1982), Г.А.Пугаченковой и Л.И.Ремпель (1982), А.Х.Маргулана (1985), Б.Ибраева (1980), А.Сейдимбекова (1985), О.О.Сулейменова (1989).

Теоретическим и научно-практическим фундаментом по теме диссертации явились труды крупных советских и зарубежных ученых: Л.Н.Гумилева (1967, 1974, 1980), А.П.Окладникова (1964, 1970), А.Ф.Лосева (1963-1979), Л.И.Альбаыа (1976).

Традиционные казахские украыения частично анализируются в диссертационных работах В.В.Мухина (1978), К.К.Муратаева (1982), Ш.1.Тохтабаевой (1984). >

Особую научную ценность представляют украшения из археологических раскопок, позволящзе проследить ранние процессы развития ювелирного искусства на территории Казахстана.

СТРУКТУРА ДИССЕРТА13Щ построена с учетом поставленной цели и задач и предопределяет последовательную связь шзду отдельными глава!®. Работа состоит из взедеря, трех глаз и выводов.

ПЕРВАЯ ГЛАВА - "Развитие ювелирного искусства казахов и особенности декора ювелирных изделий до X в. (Раннекочевой период)".

Наиболее ранние ювелирные изделия на территории Казахстана появляются в эпоху неолита, энеолита и эпоху бронзы (ХУЛ -УП вв. до н.э.), получившей название аядроновской.

Образ шзни авдроновцев был преимущественно оседяш. В это время заровдавтся довольно крупные родоплеменные патрзархальннэ союзы. Духовная культура андроновцев выразилась в культура поклонения духу предков - Аруаху.

Декору ювелирных изделий акдроновпвв присущи специфические черты: изделия из металла украшались тисненным геометрическим орнаментом, композиционно раздаренным на ряд горизонтальных зон.

Доказано, что народное искусство казахов находится в непосредственной генетической связи с искусством скифов: саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в УП - 1У вв. до н.э. территорию Казахстана.

Памятники сакского времени относятся к так называемому скифо-сибирскому "звериному стилю", для раннего периода кото-

poro характерен реалистический образ животных. Позднее иаозгзра начинают изображать их свернувшимися, в так называемой утробной позе. В искусстве сккфо-снбирского "звериного стеля" образы яиботних и птиц бшш представлены в даогофггуршх, геральдических композициях, в Ецде одиночных фигур, а позднее - в ва-де голов. Идея "звериного стиля" кочевников не только в полном господстве сюжетов с изображением яивотных. Не просто анимаг лиэм, как основное содержание, определяет особенность этого искусства. Скифо-сибирскнй "звериный стиль" на всем географическом протяжении "Великого пояса степей" характерен внутренним единством и общими тенденциями в своей эволюции. Это сскусство обладает особым образным строем, специфическим мироощущением а пониманием жизни природы. Искусство скифо-сибирского "звериного стиля" ранних кочевников можно рассматривать как сшетное,с проявлением той или иной схемы, композиции или канонических поз животных. Этот аспект бесспорен, но кроме того, существует проблема так называемого "языка* искусства. Это определенное художественное мироощущение, система "видения", метод выражения отношения человека к окружающему миру и способ построения и понимания форм. Искусство этого периода наиболее замкнуто в границах стилевого единства в отношении содержания произведения,хотя диалектика формы на протяжении веков, совершенствуясь, свидетельствует о неизбежном преобладании последней над содержанием^ Подтверждением тому является то, что в искусстве "звериного стиля" мн находим подлинные шедевры формотворчества.

В Ш в. до н.э. на сиену "звериному стилю" приходит "поли-хромный стиль", в основе которого - многоцветность вставок. Вместо ярких, четких и жизненно достоверных образов появляются формы изображений, где торжествует декоративно-эстетическая

сторона. Исчезают постепенно тератологические композиции и сю-аэгн. Их кэсто начинают занимать орнашэнтальные мотивы. В дальнейшем появляется тенденция к перегрузке цветными вставками из-деякй, которые вообще заслоняют всякое изображение. Эти элементы почти вытесняют изобразительность, хотя в основе их расположения еще лвгиэ зооморфная схема. Происходит постепенное нарастание геометрических котивов. Первоначальные геометрические элементы, подчиненные ритмизированным композиционным схемам складываются в стройную художественную систему орнамента. Орнаментализм "полихромного стиля" построен не на связанности всех деталей, а на вцделешш фигур друг от друга четкими, подчеркнуты-1.3 линиями.

Особый шнарес вызывает то обстоятельство, что пределы распространения "полпгроыного стиля" практически совпадают с территорией евразийских степса, гае тысячелетием раньше возник скифо-сибирский "звериный сталь". Это доказывает, что истоки обоих сталей восходят к культуре скотоводческих племен Средней Азии и Казахстана.

Следущзй этап развитая ювелирного искусства казахов связан с возникновением в юнце I тнс. до н.э. на северных склонах хребта Каратау наиболее раннего оседлого поселения, жители которого занимались скотоводством а зешаделнеи. Художественная культура этого периода развивается в двух направлениях - искусство горно-степных кочевников и оседло-земледельческой

Городские и полукочевые художественные культуры постоянно и глубоко взаимодействовали, перемежались, в результате чего возник своеобразный художественный синтез (согдийско-тюркский, арабо-ирано-тюркский и др.). Оба направления впоследствии сое-

динились. Ювелирное искусство вступило в новую фазу, оно развивалось в контактах с современным ему ирано-ахеменвдским и саво-скифским искусством. В это время утвередается как преобладающий "полихромный стиль" античного искусства.

Геометризм изделий этого периода явился вавервавдим моментом для создания замкнутых уравновешенных и тектонических образов. Зооморфные мотивы были неспособны больше давать материал для этих образов. Искусство нашло его в абстрактном гео-метризме. Однако в степном искусстве продолжали жить образы животного мира.

К концу Ш в. в Среднеазиатском регионе происходят глубокие изменения, связанные с притоком кочевых племен хунну (гунны), юечжей, усуней и др. Сходный с саками образ жизни усуней, основанный ва кочевой скотоводческом хозяйстве, имел общие черты и в материальной культуре: вещи и предметы быта украшались изображениями реальных в фантастических животных, позднее их место стали занимать орнаментальные мотивы. Характерной чертой ювелирного искусств этого периода является инкрустация цветными камнями, чернение и филигрань.

17 в. - гуннская эпоха, время миграций многочисленных племен Центральной и Восточной Азии в Европу. Этот сравнительно короткий, но насыщенный бурными событиями период истории отражен сохранившимися в небольшом количестве отдельных видов вве-лирных изделий - диадем, колтов, кулонов.

"Полихромному стило" гуннской эпохи присущи специфические особенности: эстетический эффект в изделиях создается инкрустацией и пространством на плоскости меаду вставками. Каждая форма четко отделена от другой, и цельное впечатление строится на сопоставимости автономных и расчлененных между собой деталей.

В изделиях проявляется ритм слегка разнящихся медцу собой цветных вставок. Узоры тектоничны и подчеркивают форму. Наряду с геометризмом еще сохраняется анимализм.

В У в. области Средней Азии и Казахстана захватили племена зфталитов, которые создали новое сильное государство, оно было разрушено в У1 в. тюркскими племенами, продвигавшимися в Казахстан из степей Монголии и горного Алтая,* создается Тюркский каганат.

Ювелирное искусство этого периода своеобразно и неповторимо, - принципиально отличающееся от старого анимализма тенденцией к пронизывающему весь предмет растительному или плетенному орнаменту, создающему образ беспрерывного замкнутого процесса движения. Однако и в это время изображения животных продолжают оставаться излюбленным украшением предметов, но попав на предмет, они сильно стилизируются, иначе, чем в схифо-сибирском "зверином стиле": изображаются обычно только головы зверей, им придаются условные, мертвенные очертания, и они весьма искусственно соединяются с предметом, украшенным отнюдь не зооморфным орнаментом.

В УП в. на Казахстан и Среднюю Азию обрушились новые завоеватели, арабы и персы. К конпу УШ в. они завоевали Казахстан и Среднюю Азию, разрушая здесь наследие материальной культуры коренного населения, насаждая мусульманскую религию, тем самым являясь барьером для развития самобытных культур язычников. Однако живучесть древних традиций способствовала своеобразному синтезу привнесенного нового и традиционного. Процесс утверждения тюркских правителей сопровождался вселением в казахский регион довольно больших этносов, где переплелись судьбы ираноязычных и тюркоязычных народов, их культура, религия, искусство.

Полиэтническими образованиями на казахской территории были и более поздние государства карлуков и кипчаков, в ювелирном искусстве которых есть также свои особенности, а именно: граничное ть и рельефность росписей на изделиях из художественного металла и серебра.

Новое степное искусство, включившее в себя искусство Тюркского каганата и искусство кипчаков, с их предпочтением орнаг-ментам: растительному, геометрическому и зооморфному - это последуйте е явление по отношению к предшествующим скифо-сибирско-му "звериному стилю" и "полихромному стилю".

Характерно для этого искусства то, что изображение животных продолжает оставаться излюбленным украшением предметов, но они сильно стилизируются. Поверхность предметов покрывается единой линией растительного орнамента, объединяющей геометрические и зооморфные мотивы, где последние занимают подчиненное положение.

На бытовых предметах часто появляются жанровые сценки с изображением животных и лжщей. Художественный образ окончательно отделился от функции предмета, искусство стало в полном смыо-ле "прикладным", потому и возникла возможность проникновения в него сюжетов и мотивов, связанных с образом человека.

Художественная культура раннесредневекового Казахстана (до X в.) рфорыировахась на базе самобытной культуры ранних кочевников и многовековых традиций земледельческих районов ига. Этот период ознаменован формированием и развитием феодальной системы, явившейся в целом прогрессивным явлением.

Для этого периода характерно полное отрицание как "звериного стиля", так и античной реалистичности в ювелирном иокус-стве.

В изделиях "иолихромного стиля" изобразительность становится редкой, зачастую смысловая идеологическая нагрузка подменяется просто демонстрацией блеска и богатства, поражая своими формами, контрастшли и роскошью. Появляется свой абстрактный художественный "язык". Впоследствии, орнаментальный декор воспринимается как средство для придания поверхности предмета особой сакральной жизненной силы, объемлющей и предает, и изображение на нем. Ювелирное искусство уже не обходится без орнамента, лучше всего передающего движение и жизнь.

Таким образом мы можем констатировать, что в античном искусстве раннекочевого периода кочевников сформировались: скифо-сибирский "звериный стиль" и "полихромный стиль", давшие нам представление о природе ювелирного искусства казахов этого периода, его функциях, выражаемых в творческом методе и мировоззрении древнего человека, проявив свои типичные признаки во взаимоотношении содержания и формы.

На основании анализа, проведенного в 1-й главе, можно сделать следующие выводу:

I. Исходя из эстетической ориентации ювелирного искусства, как части философии бытия в мировоззрении казахского народа можно отметить, что:

- древнее (античное) искусство мыслило пространством;

- главная тема и проблема древнего (античного) искусства -миропорядок: вопросы космогонии, происхождения Вселенной,бога;

- кочевой образ жизни отразился на мировоззрении древнего человека, а именно:

"звериный стиль" - антропоцентрическое понимание пространства;

- мышление было образным и метафоричным с обилием зооморфных символов;

- ХУП-УП вв. до н.э.

- УП-1У вв. до н.э.

- Ш в. до н.э.

"полихромныЙ ст1|яъ" - предопределял появление орнаментального символизма.

2. Направление художественного процесса в скегеме ювелирного искусства исследуемого периода определено как "античное":

- античность объясняла мир мифологически;

' - это был одновременно реалистический и ашшзорно-фантас-таческий взгляд на мир, содержащий в себе стихийную диалектику.

3. Так как диалектика этапов исторического процесса отражена в художественной культуре, то в ювелирном искусстве античности можно выделить этапы:

- авдроновская культура;

- искусство скифов (скифо-сибирс-кий "звериный стиль");

- возникновение "подихрошого стиля;

- конец I тыс. до н.э. - культура ранних оседйых поселений;

- культура кочевых племен усуней;

- гуннская эпоха;

- искусство Тюркского каганата*

- искусство кипчаков

- проникновение в Казахстан ислама, насаждение мусульманской религии;

- художественная культура раннего средневековья.

4. Особенности декорообразования античности:

- изделия авдроновцев - геометрический орнамент, композиционно разделенный на ряд горизонтальных зов;

- Ш в.

- 1У в.

- У1-УП вв.

- Ж в.

- до X в.

новое

степное

кскусст

- скифо-сибирский - анимализм, реалистический об-"звериный стиль" раз животных;

- "полихромный стиль" - многоцветность красок, возник-

новение орнаментальных мотивов с геометрическими элементами;

новое степное искусство - предпочтение орнаментам: растительному, геометрическому, зооморфному;

- раннее средневековье - орнамент: растительный, гео-

метрический, зооморфный.

ВТОРАЯ ГЛАВА - "Развитие ювелирного искусства казахов и особенности декора ювелирных изделий кочевого периода X - нач. XX вв.".

X - Ш вв. ознаменованы для Средней Азии и Казахстана большими социальными, этническими переменами, сопротивлением кочевых племен против экспансии Китая, Ирана, Византии и вторжению ислама.

Тематика произведений ювелирного искусства кочевников,заключена в круг мотивов полувоенного образа жизни в седле, повседневного быта в движении и с оружием в руках. Исторические события, своеобразие социально-культурной среды и общественной психологии, повлиявшей на духовную жизнь средневекового общества, явились основой художественного образа в ювелирном искусстве казахов.

Для данного периода характерно появление украшений к одежде воина, его вооружения, многообразны ювелирные изделия, бытовая утварь из цветных металлов, серебра и золота.

В ювелирных изделиях этого периода отражена приемствен-ность традиций стиля в различных эпохах и развитие новых элементов по линии усложнения орнаментальных мотивов, усиления

экспрессивности выражения чувств. В декор изделий в основном на гравированных предметах, вошли сюжеты из народных преданий. Использовались почти все известные технические приемы того времени: литье, чеканка, скань, зернь, гравировка и позолота.

Х1-ХП века - время утверждения власти крупных султанов о тюркскими династиями во главе, возникновение и развитие в системе централизованных государств нового искусства феодальных торгово-ремеслендах городов восточного средневековья, идеология „которого из многих притоков языческих верований устремляется в единое русло ислама. Местная античная традиция окончательно как бы замирает. Складывается ряд новых локальных художественных направлений с преобладанием мотивов фольклора, геометрических и растительных арабесок. Формируется "мусульманский сталь". Он знаменует собой решительную победу над прошлым и закладывает фундамент для дальнейшего развития искусства Средней Азии и Казахстана в едином русле развитого средневековья.

Характерной особенностью "мусульманского стиля" является преобладание в нем декоративного начала. Главные черты мусульманского искусства:

1. отсутствие изображений живых существ;

2. предпочтение отдается абстрактному декору преимущественно геометрического характера;

3. стремление избежать пустоты (заполнение орнаментом всей поверхности изделий);

4. тяга к красочности.

Можно отметить высокую упорядоченность в декоре ювелирных изделий этого стиля. Узорчатость изделий не противоречит геомет-ризму, а избыточность эмоций в орнаменте, уживается со строгой каноничностью в размерах, ритме. Цветовая картина "мусульмански-

го стиля" бесконечно многоцветна и пестра, но в действительности каждый цвет на своем месте, в каждом заключен определенный смысл или символ.

К ХШ в. Казахстан выдвигается в ряд передовых цивилизаций Евразии. В этот период расцветает его осодлоземледельческая цивилизация,. формируется развитый тип городской художественной культуры. По сведениям средневековых авторов - Марко Поло.Аль-Идриси и др. в Таласской долине было свыше 15 городов. В городском обществе возникает оптимальная для того времени система социальной организации художественного производства, расширяется база творчества, возникают корпорации цехового типа. Города становятся центрами научной, философской и эстетической мысли.

Своеобразие духовной культуры Казахстана определило и тип художественного сознания, способы его реализации в изделиях ювелирного искусства. Философско-образное познание мира выступало конденсатом духовной жизни средневекового города.

Такой тип художественного сознания отвергал подражательные установки в ювелирном искусстве,породил максимально соответствующий ему творческий метод - восточный символизм и условно-декоративный стиль, отличающийся особой узорностью и экспрессией.

Для этого периода характерно, что в ювелирном искусстве художественное творчество стремится к синтезу: тектоника гармонично сплетается с изобразительно-пластическим декором.

В ХШ столетии монгольское завоевание приостановило культурное развитие Казахстана на многие десятилетия, однако ювелирное искусство существовало и развивалось в русле художественного металла, эпохи Тимуридов (Х1У в.).

Декор ювелирных изделий этого периода подчинен строению предмета и предназначен выявить особенности его формы, однако наблюдается перегруженность декоративными элементами.

Х1У-ХУ вв. ювелирное искусство зрелого средневековья,Представляет собой одно из главных культурных достояний эпохи, в системе империи Тимурвдов, приобретшее поистине мировое значение. В своем творчестве ювелиры воплощали общенародные идеалы, эстетические воззрения, представления о прекрасном. Своим художественным строем ювелирное искусство средневековья выражало передовые идеи своей эпохи, формирование которых протекало в широкой народной среде.

ХУ век отмечен подъемом, в области искусства, отразившимся на содержании и художественной образности ювелирных изделий и изделиях из художественного металла.

В декоре ювелирных изделий этого периода отметим: строгую организованность, уравновешенность, ясность орнамента, с тен- • денцией к объединению всей поверхности единым узором.

В ХУ веке происходит сложение казахской народности. К тому времени теряет былую значимость древний караванный "шелковый" путь, сыгравший важную роль в развитии городской культуры. Подвижность хозяйства, обширная территория - позволили кочевникам уходить в глубь степей, при всех привратностях судьбы,сохраняя свою целостность, язык, культуру и традиции.

Освободившись от гнета татаро-монголов в ХУ в. народы Средней Азии и Казахстана стали восстанавливать городскую культуру, ювелирное искусство связанное в основном с традициями кочевой жизни, как бы заново возрождается в городской среде.

К этому времени в ювелирном деле складывается выразительный и характерный стиль украшения изделий с применением скани и черни.

Излюбленным декоративным мотивом был пятилепестковый и семилепестковый цветок. Изделия насыщались надписями из фигурных букв, выполненных инкрустацией серебром и медью, часто лишенных каких-либо сюжетных изображений. Форма и декор этих изделий изящны и оригинальны, что отвечало эстетике мусульманского средневековья.

ХУ1-ХУП века характеризуются многими противоречиями в развитии ювелирного искусства, хотя к в этом периоде есть поиски и находки: военная тематика сменяется общественно-разоблачительной и жанровой; на последнем этапе набирает силу фольклорная трактовка тем. Эти композиции характерны для декора в изделиях из художественного металла.

ХУШ век - время политической раздробленности и экономического упадка, кризис и распад ханств, междоусобицы, ослабляющие связи медду казахскими племенами объединения!.!!! - жузами, которые оказались бессильными против набегов восточных соседей -даунгар.

К концу ХУШ века на территории Казахстана наблюдается относительное равновесие политических сил. Восстанавливается хозяйство, возобновляется строительство, оживают города, сохраняющие средневековую структуру.

Зтот период представлен богатш.21 по декору и разнообразными ювелирными изделиями.

Тесное соседство с киргизами, узбеками, таджиками и другими народами Средней Азии отразилось на художественном творчестве ювелиров, нередко встречаются очень похожие изделия этих народов с казахскими, однако очень ясно видны 'различные пути развития чисто казахских традиционных изделий, а именно:

I. орнаментальные мотивы, лежащие в основе родоплеменного узора;

2. Образование композиционных систем, с использованием традиционных;

3. большое значение придавалось форме ювелирных изделий;

4. главный колористический акцент - вставки из камней, цвет и форма которых несли в себе магико-религиозный смысл.

Особенность ювелирного искусства ХУЛ! в. - обращение мастеров-ювелиров (зергеров) к мотивам традиционного казахского орнамента, который по своей природе выражает знаковую систему, способствующую художественно-образному отражению мира. Для традиционных ювелирных украшений казахов характерны следующие вид:: орнамента:

геометрический;

растительный;

зооморфный;

космогонический.

XIX в. - последний крупный этап в развитии позднего средневекового ювелирного искусства казахов. Оно сосуществует с родо-племенным искусством скотоводческих племен казахов, узбеков, киргизов, каракалпаков, туркмен, донесшим из глубин веков мотивы и ритмы искусства древних кочевников.

Во всем декоративно-орнаментальном образном строе ювелирного искусства казахов: узоре, его мотивах и колорите проступали свойственные ему особенности художественных традиций и эстетических представлений. Были, конечно, и смешанные формы, по-ровденные длительным воздействием культуры и быта. Выработанные веками традиционные каноны свободно трансформировались, порождали разнообразие региональных видов и художественных форм в ювелирном искусстве.

Ислам казахами был воспринят довольно поверхностно - это сказалось на образе и форме произведений ювелирного искусства, в местной среде были живы языческие верования и культы, с вкладываемым магическим смыслом в художественный образ ювелирных украшений.

Традиционные казахские украшения данного периода делятся по различным стилевым направлениям, в зависимости от их региональной принадлежности (4 ареала): Северный, Центральный и Восточный, Западный, Южный Казахстан, для каждого из них характерны определенные особенности: по форме, по орнаментальному декору, по технологии, по колориту, по конструкции.

По сравнению с классически},1 периодом средневековой художественной культуры в развитии ювелирного искусства XIX в. явственно сказался приоритет тех ввдов, которые были ровдены непосредственно в быту. Ювелирное искусство этого периода продемонстрировало выоокую культуру узоротворчества, мастерство рисунка, пластики, композиции, колорита.

Во второй половине Х1У в. Казахстан был присоединен к России. Рост промышленного производства и развитие торговли вызвали приток населения в города.

К началу XX столетия сильно сократилось изготовление изделий из металла, которые в свою очередь протерпели изменения по форте и узору. Узор стал более сдержанный, орнаментация усложнилась. Усилилась полихромия за счет раскрашенных фонов, а также ярких вставок из стекла, цветовой эмали'и т.п. Иногда среди орнамента помещали различные изображения.

Ювелирные украшения, такие как массивные серебряные браслеты, нагрудные украшения, пряжки для мужских поясов и конской сбруи выполнялись в традиционном казахском стиле, орнамент которого в свою очередь дополнялся новыми совремешшми ютивака,

расширился тематический и жанровый диапазон, усилилось стремление мастеров к конкретной изобразительности.

В ювелирном искусстве средневековья и искусстве периода середины XIX нач. XX вв. продолжал формироваться и развиваться "полихромный стиль", новый - "мусульманский стиль".

На основании анализа, проведенного во 2-й главе, можно сделать следующие выводы:

- средневековое искусство обращено к категории времени;

- главная тема средневекового искусства - рост личности и общества, процесс социальных преобразований, бытие протекающее во времени и подчиняющееся его законам всеобщей текучести и изменчивости;

- философско-обзорное познание мира выступало конденсатом духовной жизни средневековья, что в свою очередь отразилось на формировании соответствующих стилей: "полихромного", - как орнаментального символизма; "мусульманского", - как преобладающего в декоративном начале;

- искусство периода серед. XIX нач. XX вв. - мыслило пространством и временем в их единстве:

- обращение мастеров-ювелиров к народному казахскому орнаменту, объединяющему в себе знаки-символы, узорные мотивы, для разработки которых послужили явления и предметы окружающего мира, трансформированные творческой мыслью и фантазией многих поколений.

2. Направление художественного процесса в системе ювелирного искусства для данного периода мы определили как средневековое и искусство нового времени:

- в средневековой художественной культуре наблвдается процесс активного взаимодействия "античных" и "исламских" эстети-

ческих идей, где главное место занимает божественная красота, воплощенная в единстве, целостности, порядке, форме;

- важнейшее и ценнейшее духовное качество, утверждаемое средневековым искусством в человеке, - благочестие;

- для серед. XIX нач. XX вв. (искусства нового времени) характерно обращение к традиционным народным мотивам.

3. Основные этапы развития ювелирного искусства:

- X - ХП вв. - мотивы, отражающие полувоенный

и кочевой образ жизни казахов;

- ХП в. - формирование "мусульманского

стиля";

- ХШ в. - восточный символизм (декоратив-

ный стиль);

- Х1У - ХУ вв. - эпоха Тимуридов;

- ХУ1 - ХУЛ вв. - военная, жанровая, фольклорная

тематика в произведениях ювелирного искусства;

- ХУШ в. - обращение к мотивам народного

казахского орнамента;

- XIX в. - традиционные казахские украшения,

различные по стилевым направлениям в зависимости от региональной принадлежно с ти;

- сер.XIX - нач. XX вв. - ювелирные изделия, выполненные в

лучших народных традициях.

4. Особенности декора ювелирных изделий средневековья и искусства нового времени:

"мусульманский стиль"

эпоха Тимуридов

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ

СИМВОЛИЗМ

ХУШ в.

"полихромный стиль" - полихромия цвета, различные орнаментальные мотивы;

- абстрактный декор, геометрического характера, красочность;•

- перегруженность декоративными элементами, синтез искусств, формирующий новый единый стилевой сплав;

- развитие казахских традиционных орнаментальных мотивов: геометрического, растительного, зооморфного, космогонического;

сер.Х1Х - нач. XX ввт использование опыта предшествующих эпох с введением новых приемов изобразительности. ТРЕТЬЯ ГЛАВА - "Эволюция художественного процесса в декоре ювелирных издёлий казахов (морфологический аспект)".

Ювелирное искусство казахов составило исторически подвижную систему. Это позволило выявить особенности каждой эпохи, различные стили, сопутствующие им, проследить их исторически меняющееся взаимодействие. При этом мы учитывали:

- возникновение определенного стиля в ювелирном искусстве казахов;

- интенсивность социального функционирования ювелирного

ИССКУСТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ

искусства в различные эпоха;

- исторические изменения социальных потребностей в различное время;

- характер расхождения различных художественных налравле-ний (отделеши их друг от друга, обретение специфичности, неза-мешмости) и "лх соединешт (нарастание форм синтеза);

- выдвижение в каздую эпоху актуального (ншболев соответ-ствущего социально-художественным потребностям дадшой эпохи)

и репрезентативного (наиболее полно представляющего художественную культуру эпохи последующи эпохам) стиля.

В художественном творчестве, а именно в предметах ювелирного искусства происходит опредмечивание сущности сил человека в его конкретно-историческом своеобразии. Это своеобразие проявляется во всех основных функциях художественной деятоль-ности - в познании, оценке, созидании и обленил с юром.

Формальный поиск, открытие новых художественных средств, стремление к неизведанному, внутренне присуща взолярноыу искусству, однако не только отда определилихудожественное развитие., Больаую роль в ювелирном, искусстве играют соцзально-культурные потребности, общественная психология, мироощущение и щропонп-гганпз, фалоссфая, влияющие, на духовную жизнь личности созидателя. Подтверждая вше сказанное можно отметить: в эволюции худо-жзственного процесса ювелирного искусства казахов бшш крупные этапы, каздый из которых отмечен собственнш кругом художественных проблем.

Такси образом,; изучение и анализ главных этапов развития ювелирного искусства казахов позволяет сделать следующие внво-2Ш

- древнее (антйчное) искусство истолковывало шр мифологически;

- средневековое искусство, "вглядывается" во внутренний шр человека, проникает в глубь его душ, формируя символизм

йядлирианУ! вскусства;

- юггусство шзвого времени - обобщает накопленный опыт, -надвигает са первую ступень традиционное народное искусство.

Как категория онтологии искусства определенный стиль вносил свои художественные традиции и ориентировал ювелирное искусство на освоение и познание мира:

- "звериный стиль" - мифологический реализм;

- "полихромный стиль" - орнаментальный символизм;

- "мусульманский стиль" - декоративность;

- искусство нового времени - орнаментализм, выполненный в. лучших народных традициях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сформулировать единую закономерность бытия ювелирного искусства как процесса: ювелирное искусство есть развивающаяся система художественных взаимодействий (разных уровней, ввдов и типов), прогрессирующая в сторону повышения типа художественного мышления путем исторической смены направлений при сохранении неприходящего значения ранее созданных ценностей. Правильное понимание природы направления позволяет более гибко' охватить всю сложность развития ювелирного. искусства. Рассмотренный и проанализированный материал позволяет слетать следующие выводы:

- эстетическая ориентация ювелирного искусства в мировоззрении казахского народа определила три основные художественные эпохи с ХУЛ в. до н.э. до нач. XX в.:

античное, искусство средневековья и искусство нового времени;

- в результате исследования выявлены отличительные особенности основных стилей в ювелирном искусстве казахов: скифо-си-бирский "звериный стиль" - анимализм, реалистический образ животных; "полихромный стиль" - многоцветность, геометризм в орнаментальных мотивах; "мусульманский стиль" - абстрактный декор геометрического характера, красочность; искусство нового времени - использованы лучшие национальные орнаментальные мотивы; -

- сопоставляя основные стили в искусстве кочевников можно отметить:

скифо-сибирский "звериный стиль" ранних кочевников можно рассматривать как сюжетный, с проявлением той или иной схемы, композиции или канонических поз животных. Это определенное мироощущение, система "видения", метод выражения отношения человека к окружающему миру и способ построения и понимания форм;

"полихромный стиль" - вместо ярких, четких и жизненно достоверных образов появляются формы изображений, где торжествует декоративно-эстетическая сторона. Исчезают постепенно тератологические композиции и сюжеты. Их место начинают занимать орнаментальные мотивы. В дальнейшем появляется тенденция к перегрузке цветными вставками изделий,которые заслоняют изображение. Эти элементы почти вытесняют изобразительность, хотя в основе их расположения еще лежит зооморфная схема. Происходит постепенное нарастание геометрических мотивов;

"мусульманский стиль" - высокая упорядоченность, узорчатость изделий не противоречит геометризму, а избыточность эмоций в орнаменте уливается со строгой каноничностью в размерах, ритме. Цветовая картина "мусульманского стиля" бесконечно многоцветна и пестра, но в действительности кавдый цвет на свом месте, в каждом заключен определенный смысл шш символ;

искусство нового времени - обращение мастеров-ювелиров к мотивам традиционного казахского орнамента, который по своей природе выражает знаковую систему, способствующую художественно-образному отражению мира. Для традиционных ювелирных украшений казахов характерны ввды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, космологический.

- выявлены основные направления художественного процесса определенных эпох: андроновская культура, искусство скифов (скифо-сибирский "звериный стиль"), культура ранних оседлых поселений, культура кочевых племен усуней, гуннская эпоха, Новое степное искусство: искусство Тюркского каганата и искусство кипчаков, художественная культура раннего средневековья, искусство развитого средневековья, эпоха Тицурвдов, искусство нового времени.

Результаты исследований являются весьма важными и своевременными, особенно на современном этапе; они послужат для регенерации глубинных народных традиций, приемов и средств декора ювелирных изделий казахов.

ТТублтгкятпти и сообщения ПО темя тгдп.п.йтггятш

1. Истоки и сложение ювелирного искусства казахов. - Тезисы доклада на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ. - М., 1988.

2. О своеобразии ювелирного искусства казахов. - Тезисы доклада на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ. - М., 1989.

3. "О ювелирных изделиях казахов" - М.: в НИО Информкуль-тура, 1989 (библ. указатель серии "Изобразительное искусство; вып.9 № 2031.)

4. "О художественных традициях в ювелирном искусстве казахов" М., в НТО Информультура, 1989 (библ.указатель серии "Изобразительное искусство; вып.9, № 2032).

5. Исторический процесс и эволюция эстетики. Ювелирное искусство раннекочевого периода казахов. Декоративное и прикладное искусство. Межвузовский сборник научных трудов. М., МВХПУ (б.Строгановское); 1989 (в печати).

6. Магическое представление, как средство познания мира в ювелирном искусстве казахов ХУП-Х1Х вв. - Тезисы доклада на научно-гтеоретической конференции аспирантов и преподавателей МВОТ. - М., - 1990.

7. О проблемах стиля в искусстве ранних кочевников, как методе выражения отношения человека к окруаакщему миру и способе построения к пониманию форм (на примере ювелирных изделий казахов). Декоративное и прикладное искусство. Магзузовсхай сборник научных трудов. М., МВХПУ (б.Строгановское), 1930, (в печати).

8. Научный консультант по предагзтам ювелирного искусства глза-хов конца Х1Х-го начала ХХ-го веков на телеЕЗЗЕОНном". художественном фильме "Черный Араб". Алма-Ата, 1390.

9. Об эстетике-генеологш искусства (на цразре гсзлщрззго пз-кусства раннекочевого периода казахов) - И.: 'ЕЮ Пз-формкультура, 1990.