автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Этика толстовства

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Каширин, Александр Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Этика толстовства'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Каширин, Александр Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЙ И РЕЛИГИОЗНО

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТОЛСТОВСТВА.

§ 1. Анализ толстовства как типа мировоззрения в русской религиозно-философской критике.

§ 2. Религиозно нравственные ценности толстовства.

Духовно-монистическое миропонимание.

Глава 2. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОЛСТОВСТВА.

§ 1. Философия хозяйства в структуре религиознонравственных ценностей.

§ 2. Мораль, право, собственность, в хозяйственной этике толстовства.

Глава 3. COI Д1АЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ ТОЛСТОВСТВА.

§ 1. Хозяйственная этика толстовства как опыт инстигуализации морали.

§ 2. Социально-нравственная деятельность толстовских общественных организаций.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Каширин, Александр Юрьевич

Толстовство - феномен русской культуры, возникший на основе религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого и сфокусировавший гуманистические идеи русской реформации конца XIX начала XX столетия.

Исторически толстовство как широкое общественное движение возникает в России в 80 -х годах XIX века. Официально это движение было запрещено в 1938 году, в период сталинских репрессий. Толстовство было достаточно мощным и масштабным общественным движением, оно объединяло вокруг себя людей самых различных социальных слоев и национальностей и географически простиралось от Сибири, Кавказа до Украины.

В нашем исследовании толстовство рассматривается не только как опыт, но и как тип мировоззрения.

Как тип мировоззрения толстовство исторически проявилось как своеобразный "протестантизм" (С.И. Булгаков), с характерным нигилистическим отрицанием традиционных ценностей, в период кризиса "морального сознания христианской культуры" (В.Н. Ильин), содержательно - как религиозная этика, социальная модель была представлена в виде религиозного "теократического" (В. Зеньковский) социализма.

Характерным фактом для опыта толстовства, являлось то, что толстовство, в отличие от других видов народнических движений, приоритетом в своей экономической, правовой, общественной, деятельности считало, прежде всего, этическое начало. Так, например, приоритет этического имеет место в представлениях толстовцев о характере, цели и назначении земледельческого труда, отношении к собственности. В правовой

- нравственный приоритет определяет отношение к государству, праву и т.д. Именно этическое мировоззрение толстовства формирует их опыт отношений с государственно-правовой системой, как ненасильственный и непротивленческий.

Толстовство как общественное движение и уникальный социально-нравственный и хозяйственный опыт, исторически подразделяется на три этапа: I этап (80-е годы XIX столетия - 1914 г.); 2-ой этап - (1914- 1922 гг.); 3-ий этап (1921- 1938 гг.).

Содержательно каждый этап имеет различные идеологические акценты и характеризуется различными идейными течениями внутри толстовства. В этом плане толстовство, пережившее на опыте религиозно-нравственное учение Толстого, не только апробирует идеи религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого, но и вносит новые черты в это учение.

Исследователям толстовского движения еще предстоит проанализировать пост-толстовство, идейное течение, развивающее религаозно-нравственное учение великого мыслителя, преломленное в социальном и нравственном опыте толстовского движения.

Толстовство как социально - этический феномен и уникальный духовно-нравственный и хозяйственный опыт в течение долгого времени было искаженно представлен в русской и марксистской философской и исторической критике, незаслуженно забыто в советское время.

Образы и деятельность толстовцев, преимущественно, трактовались как "сектантские", "утопические", оторванные от реалий действительности. В толстовстве, по обыкновению, усматривали "слабость и утопичность" идей великого писателя, "мечтательность и мягкотелость" принципов и устремлений русского интеллигента-толстовца; деятельность коммун трактовалась как "моральная робинзонада", "вредная секта" и т.д. Замалчивались масштабы и мощь толстовства как организованного общественного движения, его роль в возрождении и укреплении экономики и нравственного здоровья России в период революции и гражданской войны. Исследование и анализ опыта хозяйственно-экономической деятельности толстовства в условиях современной рыночной экономики в России, когда сельское хозяйство оказалось разрушенным и брошенным на произвол судьбы, в определенной степени способно стать одной из предпосылок духовного подъема русского народа. Ведь значение опыта хозяйствования толстовцев намного шире, чем только подсчет экономических показателей хозяйствования коммун: практика толстовства сфокусировала, сделав целостным, опыт экологического окультуривания земли и опыт совершенствования духа, духовных и нравственных ценностей. В опыте толстовского хозяйствования экология производственно-трудовой деятельности немыслима вне экологии человеческой духовности.

История толстовства, существовавших внутри его идейных течений, его организационных форм почти не исследована, - пишут авторы-составители первого в России издания материалов толстовского движения "Воспоминания крестьян-толстовцев, 1910-1930 годы". М. "Книга", 1989 г., -"хотя представляют собой значительнейшую сторону в духовной истории России, . необходимо приложить все усилия, чтобы воскресить ее го мрака замалчивания. История толстовского движения заслуживает многотомного исследования".1

История исследования толстовства в России начинается с 80-х годов XIX века. Эти исследования можно разделить на три этапа.

Первый этап исследований толстовского движения относится к 80-м годам XIX - началу XX столетия и характеризуется социологическим анализом деятельности толстовства. Это - работы известных ученых социолога Кривенко С.Н. "На распутье. Культурные скиты и культурные

1 Воспоминания крестьян-толстовцев 1910-1930 годы. М.: "Книга", 1989. С.З. одиночки". М.,190Г, Минского Н.М. 'Толстой и реформация" (1909).// Л.Н. Толстой: Pro et contra. СПб., 2000; этнографа Пругавина A.C. "О Льве Толстом и толстовцах. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.Д91Г' , "Лев Толстой и "богочеловеки" // Русское богословие, 1911, август; воспоминания толстовцев: Рахманов В. В. "Толстой и "Толстовство" в конце восьмидесятых и начале девяностых годов // Минувшие годы, 1908, №9; Чертков В.Г. "Отношение Л.Н. Толстого к земледельческим колониям // Голос минувшего, 1910, Х.С. В этих работах, наряду с воспоминаниями толстовцев о первых опытах организации земледельческих коммун, имела место попытка объективного анализа толстовства, как явления русской общественной жизни. Именно эти работы позволяли сделать выводы о характере, содержании и причинах неудач толстовского движения в первый период его развития, а также роли Л.Н. Толстого в организации толстовского движения. Анализ указанной литературы давал возможность определить участие самого Толстого в толстовском движении, ^показать его оценку этого движения.3

В это же время, т.е. с 80-х годов XIX столетия имеет место начало второго этапа исследования толстовства. В это время в литературе о толстовстве обозначается критический подход к толстовству как типу мировоззрения, выразившим точку зрения официальной русской Церкви.

2 Толстой неоднозначно относился к общинной жизни, В письме к Д.А. Хилкову он замечает: "Общины эти были известной формой жизни, которую избрали люди в своем движении, указанным Христом. Другие люди избрали другие формы. пока нужны всякие формы, как формы непременно переходные, как волны. Если общины распались, то только потому, что люди, жившие в них выросли из своей оболочки и разорвали ее. И этому можно только радоваться". Толстой Л.Н. "Община и мир". (Из письма к Д. АХ.)// Толстой Л.Н. Полн.собр.сочВ 24т. М.,1914. Т.23. С.20. Или: "Община связывает. Община-это отделение себя от всех. Это собирательный эгоизм, когда надо одинаковое отношение ко всем" Маковицкий Д.П- У Толстого. 1904-1910. Яснополянские записки. Кн.1.С.155. // Литературное наследство. Т. 90. М.,1979,

3 Признавая общинную деятельность как одну из протестных форм неучастия, "не-делаиия" в государственной жизни, Толстой подчеркивал важность духовного совершенствования личности, как проявления "внутренней великой духовной революции": "Вообще же осуждать общинную форму жизни могут только те люди, которые живут в форме жизни, более соответствующей христианскому и нравственному складу, чем общинная. Таковой же я не знаю, кроме одной жизни бездомного бродяги, которая свойственнее всего человеку, живущему по учению Христа". Толстой Л.Н. Письмо М.С. Дудченжо //Толстой Л.Н. Полн.собр сочТ.23.С.21.

Такие работы как: Гусев А. "Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству" Спб.,1874; "О сущности религиозно-нравственного учения гр. J1.H. Толстого" Казань,1902; Орфано А. "В чем должна заключаться истинная вера каждого человека. По поводу книги гр. Толстого "В чем моя вера?™ М.,1887. Иоанн Кронштадский (И. Сергеев). "О слепоте духовной яснополянского старца" // Против графа Л. Толстого и других еретиков-сектантов нашего времени. СПб, 1902. Архимандрид Антоний (Храповицкий) "Нравственное содержание догмата о Святом Духе (против Л. Толстого)". Казань, 1896 характеризуются крайне критической точкой зрения, согласно которой позиция и идеология толстовства признается "сектантской, противоречащей духу Евангелевского учения" (Всеподданейщий отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1890 год; Всеподданейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания" за 1902 год).

Продолжение линии анализа толстовства как типа русского религиозного мировоззрения мы находим в работах русских философов, где впервые делается попытка объективного анализа мировоззрения толстовского движения. Результат такого подхода выразился в неоднозначной оценке идеологии толстовства.

С одной стороны, толстовство как тип мировоззрения признается мощной силой, оказавшей значительное влияние на революционные процессы в России в таких работах как (Булгаков С.Н. "Героизм и подвижничество"(1909) //Вехи. Из глубины.М.,1991; Бердяев "Духи русской революции" Там же; Франк С.Л. "Этика нигилизма" Там же; Флоровский Г. "Пути русского богословия. Вильнюс, 1991; работы таких философов как Концевич И.М. "Истоки душевной катастрофы Л.Н. Толстого"// Духовная трагедия Льва Толстого. М.,1995. В.Н. Ильин "Миросозерцание гр. Л.Н.

Толстого и его место в истории русской философии XIX века. В связи с судьбами пессимизма" (1953)// Ильин В.Н. Миросозерцание гр. Л.Н. Толстог о. СПб. 2000). С другой - толстовство единодушно расценивается как "толстовское сектантство", '"толстовщина", в полной мере выразившее "сектантский" характер русского "неопротестантизма" (Ильин В.Н.) в работах В В. Зеньковского "История русской философии"(1948) Л.,1991; Булгакова С.Н. "Героизм и подвижничество". Такая оценка, на наш взгляд, абсолютно объективна по отношению к первому этапу развития толстовского движения, которое недооценило метафизическую направленность толстовской философии, вследствие чего толстовские земледельческие колонии не сумели консолидировать свою деятельность в социальные институты хозяйствования, как это произошло позже.

В то же самое время толстовство как тип мировоззрения расценивается как "возврат к религиозной культуре" (Зеньковский), с характерным оттенком "личного здорового самоуглубления" и "религиозной подлинности" (Булгаков).

После революции, в период становления советского государства линия критической оценки толстовства была продолжена. В этой критике, на основе ленинской методологии противоречивости художественного и религиозного наследия Толстого, "раскрывается историческая реакционность религиозной морали, религиозных концепций воспитания".4

Особенно велика была литература, посвященная критике "толстовства" в середине 20-х- начале 30-х годов. В трудах A.B. Луначарского "Толстой и Маркс" Л., 1927 г., Арамилева "Толстой и этика рабочего класса" М-Л., 1929 г.; Аксельрод-Ортодокс " Л, Толстой" М.,1928; Гельфанд М.С. "Толстой и толстовщина в свете марксистской критики". Саратов, 1928; Квитко Ю.Д. "Толстовство как мировоззрение" // Под знаменем марксизма. 1928, N«9/10;

Муратова M.B. "Неизвестная Россия: о народной вере и народном подвижничестве". М.,1919. Муратова М.В. "Русское сектантство". М.,1919; Эткинд Л. "Русские секты и советский коммунизм: проект Владимира Бонч-Бруевича"// Минувшее: Исторический альманах. М.:СПб., 1996. Вып.19. С.275-319. В. Ф. Путиндева "О толстовствующих" "Антирелигиозник", 1928, №7. Е.М. Ярославского "О Толстом и толстовцах" М.,1928 г. и др., была развернута острая критика религиозно-нравственного учения JI.H. Толстого и деятельности толстовцев. Характерным фактом, указанным в работах этого периода является признание толстовства достаточно "влиятельным движением отдельных слоев населения, в особенности интеллигенции" (A.B. Луначарский), в силу чего мировоззрение (особенно идеи непротивления) и опыт толстовства подвергаются острой критике, как идеологически неприемлемые и противоречащие представлениям революционной эпохи о государственном и общественном устройстве, о гуманизме в целом. Естественно, что толстовцы, открыто выступающие против войны, смертных казней, подчинению государственной политике коллективизации и др., признаются "крайне реакционной", "религиозной" сектой, уводящей народные массы от борьбы за их скорейшее освобождение. Толстовство рассматривается как разновидность русского сектантства, противоречащая целям и задачам коммунистического строительства, а образы толстовцев предстают со страниц критических статей как образы "лентяя, несобранного, неорганизованного, мягкотелого интеллигента" (М. Гельтфанд), "паразитирующего на здоровом теле рабоче-крестьянского класса" (В. Арамилев).

Ш - ий период развития исследований о толстовстве мы относим к 80-м годам. В это время имеет место попытка объективного научного анализа толстовства в статье В.Ф. Асмуса "Толстовство", как "религиозно

4 См.: Харчев А.Д., Яковлев Б.Г. Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР. Л.: "Наука", 1972. утопического направления в общественной мысли и в общественном движении России конца XIX- начала XX вв., сложившегося на основе учения Л.Н. Толстого".5 В статье подчеркивается религиозно-этический характер толстовства как типа мировоззрения, которое "своей рационалистичностью напоминало учение некоторых сект протестантизма".6

В 60- х годах последователи Толстого начали писать воспоминания о толстовском движении. Эти материалы толстовцев были собраны журналистом-диссидентом Марком Поповским еще в 1977 и перевезены на Запад. Однако, первые публикации о толстовстве как общественном, социально-нравственном движении появились в печати только в конце 80- х годов, с выходом в свет книги Поповского М.А. "Русские мужики рассказывают. Последователи Л.Н. Толстого в Советском Союзе 19181977г." Лондон, 1983. В этой книге, на основе материалов писем и воспоминаний толстовцев, впервые западный читатель узнает о реалиях и судьбах толстовского движения в России. Спустя шесть лет ленинградский историк Арсений Рогинский публикует первые документы толстовского движения, в частности воспоминания Бориса Мазурина в журнале "Новый мир"№ 1989. В наиболее полном виде материалы (письма, воспоминания толстовцев) о толстовском движении появляются в 1989 году в книге "Воспоминания крестьян-толстовцев 1910-1930 годы", с вступлением, комментариями М.И. Горбунова - Посадова, академика, сына толстовца, последователя и соратника Л.Н, Толстого И.И, Горбунова-Посадова, писателя, общественного деятеля руководителя народного издательства "Посредник" (1885-1935). В 1993 году дополненный перевод этой книги: "Memory of Peasants Tolstoyans in Soviet Russia" Translated, edited and with an

C. 100.

5 См.: Толстовство. Философско-энциклопедический словарь М,: ''Советская энциклопедия, 1983. С. 689.

6 Там же. и introduction by William Edgerton // Indiana University Press. 1993 выходит в Соединенных Штатах Америки.

Эти публикации перевернули прежние стереотипы и представления о толстовцах в сознании научной общественности и явились основанием для целого ряда научных исследований и изданий.

В 90-е - 2000 годах выходят публикации, в которых дается объективный этико-философский анализ деятельности толстовского движения. Это публикации A.A. Гусейнова "Толстовство"1 в кн. "Этика: энциклопедический словарь" М.: "Гардарики", 2001 г.; Богораз JI. "Толстовцы в Кемеровской области (70-е годы)" "Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума) М.: "Аслан", 1996, Мелешко Е.Д. "Толстовство как социально-этический феномен" в кн. "Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума)" М.: "Аслан", 1996, Мелешко Е.Д. "Толстовские земледельческие коммуны" в кн. "Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки". М.: "Аслан", 1996 г., Мелешко Е.Д. "Толстовство как тип русского религиозного мировоззрения" в кн. "Духовное наследие JI.H. Толстого и современность" Толстовский сборник-2000. (Материалы XXYI Международных Толстовских чтений): В 2ч. Тула: Издательство Тул. гос. пед. ун-та,2000. Ч.1.; Мелешко Е.Д. Философия непротивления JT.H. Толстого: систематический анализ и опыт духовной жизни". Тула, 1999 г.

В этих работах, на основе целостного этико-философского, историко-философского анализа, рассматриваются проблемы типологии и структуры морального сознания толстовства, система духовных ценностей толстовского движения, проблема институализации морали толстовскими общественными организациями, проблемы хозяйственной этики толстовства.

Исследования толстовства как социально-нравственного движения отличаются с одной стороны, критической пристрастностью, с другой стороны, отсутствием объективного целостного анализа этого движения, связанного с замалчиванием и отсутствием материалов по толстовскому движению. Необходим целостный объективный анализ толстовства как типа мировоззрения и как опыта нравственной и хозяйственной деятельности. В силу этого исходной методологической установкой данного исследования является принцип объективного целостного философского анализа толстовского движения как типа мировоззрения и как опыта социальной и нравственной деятельности.

Такой подход дает возможность анализа этики толстовства как систематического, целостного религиозно-нравственного мировоззрения, в котором этический и гуманистический смысл деятельности личности приобретает превалирующее значение.

В то же самое время объективность анализа подтверждается в диссертации методом сравнительного исследования, что позволяет рассматривать толстовство как тип русского религиозного мировоззрения. Толстовство как тип мировоззрения рассматривался в сравнении с русской религиозной философией Л.Н. Толстого, С.Н. Булгакова, В.Ф. Эрна, С.Л. Франка. Такой подход дал возможность рассмотреть идеологию толстовства, как своеобразный "этический протестантизм" русской духовной реформации конца XIX - начала XX столетия, как пост-толстовство, с его характерными чертами и своеобразными идейными течениями.

Объективный целостный философский анализ толстовства как феномена русской культуры дает возможность показать, что идейная направленность толстовства к целостности, как к идеалу, - одна из традиций русской духовной культуры. В этом плане анализ толстовского хозяйственного движения позволяет реконструировать его как социально-нравственный опыт, основой которого являются духовные и хозяйственные традиции русской национальной культуры, связанные с общинным характером ведения хозяйства, общественной формой собственности на средства производства, с представлением о праве как об этическом правосознании, с характерным стремлением к формированию социальной однородности общества.

Объективность сравнительно-философского метода исследования подкрепляется синхроническим анализом опыта толстовского движения. Это дает возможность рассмотреть толстовское движение в его развитии, выделить исторические этапы, характеризующие хозяйственный и социально-нравственный опыт толстовства.

В то же самое время диахронический метод исследования толстовского движения, используемый в нашей диссертации, дал возможность установить основные этапы формирования мировоззренческих ориентаций толстовства, имеющих важное значение для объяснения идейных течений внутри толстовского движения. В этом плане мы выделяем "метафизическое или религиозное" мировоззрение, которое формирует идейное направление "ручничества" в толстовском движении; "народническое", которое сосредотачивается на задачах нравственного совершенствования, игнорируя метафизические принципы, которые отличают нравственную философию Л.Н. Толстого, 1- го периода развития толстовства, а также "традиционно-общинное", характерное для толстовских земледельческих коммун 20-х г. XIX в.

Научная новизна диссертации определяется реализацией объективного целостного системного анализа к исследованию толстовства, что способствует систематическому исследованию идеологии, социально-нравственного и хозяйственного опыта толстовства и позволяет определить его исторически как этический протестантизм (С.Н. Булгаков, В.Н. Ильин, Г.Флоровский, С.Л. Франк) русской духовной реформации XIX - XX вв., как и тип мировоззрения - религиозную этику, как социальную модель -религиозный "теократический " (В. Зеньковский) социализм.

Реконструкция толстовства как социально нравственного и движения и типа мировоззрения имеет следующий вид. Толстовство как социально-нравственное движение представляет собой определенный тип мировоззрения, продолжающий традиции русской религиозной этики. В основе мировоззрения толстовства - религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого, важной составляющей которого является онтология, этика и философия хозяйства. В диссертации опровергается мнение о толстовстве как о движении, которое в своем мировоззрении игнорирует метафизику толстовского учения (В.Н. Ильин). Доказывается, что онтология религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого получает свое развитие в философии духовно-монистического миропонимания ГШ. Николаева. В связи с этим в диссертационном исследовании впервые анализируется пост-толстовская философия, оказавшая существенное мировоззренческое влияние на формирование и развитие толстовского движения, идеологом которой являлся П.П. Николаев. Работы П.П. Николаева "Духовно-монистическое понимание мира. М.; 1914.", "Понятие о Боге как Совершенной основе жизни (Духовно-монистическое мировоззрение). Т.1 и 2. Женева, 1915- 1916. не были известны широкой научной общественности. В диссертации рассматривается, также, идейное влияние философии и метафизики Николаева на социально-нравственный опыт толстовства, в частности, на формирование идейных течений внутри толстовского движения. В связи с этим в диссертации подробно рассмотрены и проанализированы идеи философии хозяйства толстовцев, их отношение к собственности, к государству и праву, подчеркивается идея этического правосознания толстовцев, основанная на принципе неделания (Толстой), понимаемая толстовцами как зкстархизм (внегосударственники). Мировоззрение толстовцев в полной мере проявляется в опыте хозяйственной и социально-нравственной деятельности. В связи с этим в диссертации представлен уникальный опыт ипституализации морали, рассмотрена деятельность толстовских земледельческих коммун, как института хозяйственной деятельности, социально-нравственный опыт толстовских общественных организаций как социальных институтов морали, приведена уникальная хронология деятельности этих общественных институтов. В этом плане исследования нравственной и хозяйственной деятельности толстовства, основанных на религиозно-нравственных идеях великого моралиста Л.Н. Толстого, представляются действительно актуально значимыми.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, семи параграфов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этика толстовства"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 Доведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1 .Анализ этики толстовства как целостного социально-нравственного феномена дает возможность преодолеть сложившийся в общественном мнении стереотип о толстовстве, как о религиозном сектантстве и социально-утопическом учении, насаждаемый, прежде всего, церковно-догматической и марксистско-идеологической критикой. Анализ толстовства как целостного этического учения позволяет выявить единство и неразрывную связь его мировоззренческого, духовного и социально-практического начал. Такой подход дает возможность рассматривать толстовство как реально действующий механизм социальной и хозяйственно-практической деятельности.

2.В диссертации представлена этика толстовства как учение, продолжающее мировоззренческие традиции религиозно-нравственной философии JI.I1. Толстого и русской религиозной философии, в силу чего содержание этики толстовства определяется содержательно как религиозная этика. Это обстоятельство дает возможность сделать вывод о том, что хозяйственная этика толстовства характеризуется тем, что в опыте толстовского движения этика определяла содержание экономического и социального существования. В то же самое время в диссертации на анализе философского наследия Л.II. Толстого и работ П.П Николаева, делается вывод, что этический радикализм хозяйственного опыта толстовцев, являлся производным от онтологии религиозно-нравственного учения Толстого и метафизики философии духовного монизма II.II. Николаева.

3. Толстовские сельскохозяйственные коммуны, которые представляли собой своеобразные институты социальной этики, впервые осуществили социальный эксперимент внедрения гуманистических начал и нравственных норм в организацию, управление и структуру хозяйства.

4.Хозяйственная этика в опыте толстовства представляет собой попытку институционального закрепления морали в хозяйственной и экономической деятельности, что в широком смысле слова являет собой опыт по созданию института социальной этики. Это, по сути дела, отражает стремление общества выразить свою ответственность за те общественные процессы, которые имеют место в общественном бытии.

5. Аналогию хозяйственной деятельности толстовства представляют хозяйства протестантизма в Западной Европе, которые, которые дали мощный хозяйственный импульс развитию капиталистической экономики. В настоящее время экономика в странах Западной Европы характеризуется процессами гуманизации экономики, связью с религиозной христианской культурой хозяйствования, создания институтов социальной этики. Толстовство обладает не меньшим гуманистическим, духовно-нравственным и социально-экономическим потенциалом. В этой связи его можно рассматривать в качестве модели и эффективного стимула социально-экономических реформ в постсоветской России.

 

Список научной литературыКаширин, Александр Юрьевич, диссертация по теме "Этика"

1. Абрамович И. Христос Толстого//Новое вино. 1913. №2. С. 10-12.

2. Абрамович Н.Я. Религия Толстого. М., 1914

3. Айва:юв И.Г. Гр. Л. Толстой. М., 1913.

4. Айхенвальд Ю.И. Лев Толстой. М., 1920.

5. Аксельрод-Ортодокс Л.И. Л.Н. Толстой. С. статей. М, 1922.

6. Аксельрод-Ортодокс Л.И. Лев Толстой . 2-е изд. М., 1928.

7. Алдапов (Ландау) М.А. Из записной тетради: мысли о Достоевском и Толстом // Современные записки. 1930. Т. 44. С. 353-365.

8. Алданов (Ландау) М.А. Толстой и Роллан. Пг., 1915. Т. 1.

9. Алексеев-Попов B.C. Лев Толстой и Жан Жак Руссо // Французский ежег одник. 1982. М., 1984. С. 88-100.

10. Андреев Л. За полгода до смерти // Солнце России. 1911. №53. С. 2-3.

11. Андреевич (Е.А. Соколов). Л.Н. Толстой. СПб., 1905.

12. Аникин Г. В. Topo Глеб Успенский - Л. Толстой: (Идеал земледельческого труда как нравственная проблема) // Русская литература 1970 - 1980 гг. Свердловск, 1974. Сб. 7.

13. Аничков Е.В. Ст. в кн. Неизвестный Толстой. Из архивов России и США. М.: АО «Техна-2», 1994.

14. Антология ненасилия. Москва-Бостон, 1991.

15. Антоний, архиеп. Волынский и Харьковский. Беседы о православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л. Толстого. СПб., 1889.

16. Антоний, архиеп. Волынский и Харьковский. Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого. 2-е изд. СПб., 1891.

17. Антоний, иеромон. О нравственном превосходстве православного Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого // Церковный вестник. 1888. № 32-37. Реп.: Ф<удель И.И>: Русское дело. 1888. 28 нояб.

18. Апостолов Н.Н Лев Толстой и русское самодержавие. М.; Л., 1930.

19. Апостолов H.H. Живой Толстой. М., 1928.

20. Апостолов H.H. Лев Толстой и его спутники. М., 1928.

21. Ардепс Н. К вопросу о философии истории в «Войне и мире» Л. Толстого И Ученые записки Арзамасского педагогического ин-та. Арзамас, 1957. Вып. 1.

22. Ардепс H.H. (Апостолов H.H.). Лев Толстой и его спутники. М., 1928.2,3. Ардепс H.H. (Апостолов H.H.). Религиозно-анархические идеи Льва Толстого и современный анархический психоз. 2-е изд. Киев, 1919.

23. Ардепс H.H. (Апостолов H.H.). Творческий путь Л.Н. Толстого. М., 1962.

24. Архангельский А.И. Кому служить? Предисл. И. Горбунова-Посадова. М,, 1920.

25. Асмус В.Ф. Мировоззрение и эстетика Л.Н. Толстого // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С. 431-531.

26. Асмус В.Ф. Мировоззрение Л.Н. Толстого // Литературное наследство. Т. 69. Кн. 1. М., 1961.

27. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Асмус В.Ф. Избранные философские труды: В 2-х т. М., 1969. Т. 1. С. 40-101.

28. Астафьев ПЛ. Нравственное учение гр. Л.Н. Толстого и его критики // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 4.31 .Астафьев U.E. Учение фафа JT.H. Толстого в его целом. Критич. Очерк. 2-е изд. М., 1892.

29. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. М., 1981.

30. Бабкин П.И. О непрогивлени злу. По поводу драмы «Власть тьмы» Льва Толстого. Спб., 1896.

31. Назаров (Руднев) В.А. «Богоискательство» и «богостроительство» // Вершины. СПб., 1909. Кн. 1.

32. Базаров (Руднев) В.А. Чему следует учиться у Толстого // Новая жизнь. 1911. №5. С. 165-191.

33. Балу А. Учение о христианском непротивлении злу насилием. М., 1908.

34. Барабаш ЮЛ. Л. Толстой и Г. Сковорода // Литература. Язык. Культура. М., 1986. С. 129-138.

35. Белый А. Толстой и культура // О религии Льва Толстого. Сб. 2. М., 1912.

36. Бем А. Л. Толстой в оценке Достоевского И Научные труды Русского Народного университета в Праге. Т. П.Прага, 1929.С. 118-140.

37. Бем А.Л. К Истории изучения Толстого. 1. Толстовские общества и их издательская деятельность.2. Обзор библиофафических работ о Толстом //библиофафический сборник. Пг,, 1916. Т. 1.Вып. 3.

38. Бердяев H.A. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М.: Правда. 1991. С. 277-289.

39. Бердяев H.A. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // О религии Льва Толстого. Сб. 2. М., 1912.

40. Нердяев H.A. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Толстого // О религии Льва Толстого: Сб. Второй. М., 1912 (То же: Вопросы ли тературы. 1991. № 8. С. 131-153.

41. Бердяев H.A. Кошмар злого добра (О книге И. Ильина «О сопротивлении злу силою») // Путь: Орган русской религиозной мысли. Париж, 1926, №4. С. 78-87.

42. Бердяев H.A. О религиозном значении Л. Толстого, 1908 // вопросы литературы. 1989. №4. С. 169-274.

43. Нерлии И.А. Социальные идеи Л. Толстого // Новый журнал для всех. 1910. Т. 26. С. 97-107.

44. Нермаи В.И. Сокровенный Толстой. М., 1992.

45. Нермап E.H. Сокровенный Толстой. Религиозные видения и прозрения художес твенного творчества Льва Николаевича. М., 1992.

46. Нирюков П. И. биография Льва Николаевича Толстого. Т. 1-4, М, Пг., 1922-1923.

47. Ногданович А.И. Годы перелома 1895-1906: Сб. Критически статей. СПб., 1908.51./урейтбург С.Л. Толстой за чтением «Капитала» Маркса // Звенья. М., 1935. Т.5.С. 732-741.

48. Нропзов A.A. друг- или враг Христов Толстой? Спб., 1912.

49. Нудкевич Т. Нагорная проповедь. Опыт изъяснения учения Господа нашего Иисуса Христа, с опровержением возражений, указываемых отрицательной критикою нашего времени. По поводу лжеучения ip. Л. Толстог о. Ч. 1:0 евангельских блаженствах. Харьков, 1893.

50. Нудкевич Т. Последнее сочинение гр. Л. Толстого «Царство Божие вну три нас»: (Критический разбор). Харьков, 1895.

51. Булгаков В.Ф. Л.Н. Толстой в последние годы его жизни: Дневник секретаря Л.Н. Толстого. М., 1957.

52. Нулгаков В.Ф. Л.Н. Толстой в последний год его жизни. М., 1989.5/. Нул.'.аков В. Ф. Христианская этика. Екатеринбург.: ООО "Альфа", 1994.

53. Булгаков В.Ф. Христианская этика: Систематические очерка мировоззрения Л.Н. Толстого. Екатеринбург, 1994.

54. Иулгаков Вал. Толстой моралист. Прага, 1923.

55. Булгаков Вал. Христианская этика: Систематизированные очерки мировоззрения Л.Н. Толстого. М., 1917.

56. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из г лубины, М.: Правда. 1991.

57. Булгаков С.Н, Философия хозяйства

58. Булгаков С.Н. Карлейль и Толстой // Новый путь, 1904. №12.

59. Вулгаков С.Н. Л.Н. Толстой: I. На смерть Толстого. II. Толстой и церковь. III. Человек и художник//Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.

60. ЬЪ. Вулгаков С.Н. Простота и опрощение // О религии Льва Толстого. М., 1912.

61. Вулгаков С.Н. Толстой и Церковь//Русская мысль. 1911. № 1. С. 218-222.

62. Вулгаков С.Н. Человекобог и человекозверь. По поводу последних произведений Л.Н. Толстого: «Дьявол» и «Отец Сергий» // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2.

63. Вулгаков Ф.И. Граф Л.Н. Толстой и критика его произведений. Русская и иностранная. 3-е изд. Ч. 2. СПб., 1899.

64. Byiiuit И.А. Освобождение Толстого // Бунин И.А. Собр. Соч.: В 9 т. М., 1967. Т. 9.

65. Вялый P.A. Категории добра и пользы в учении и творчестве Л.Н. Толстого // Проблемы поэтики русского реализма XIX в. Л., 1984. С. 170183.71 .Н.Р. Л.Н. Толстой и «Толстовство» в конце восьмидесятых и начале девяностых годов// Минувшие Годы, 1908, №9.

66. Насильен H.A. Логический и исторический методы в этике. (Об этических системах Л.Н. Толстого и B.C. Соловьева). Казань, б. г.

67. Васильев H.A. Логический и исторический методы в этике: (Об этических системах Л.Н. Толстого и Пл. Соловьева). Казань, Б. г.; Киев, 1901.

68. Небер М. Хозяйственная этика мировых религий // Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре. Выпуск 1. Москва 1991.

69. Волошин М. Судьба льва Толстого // Волошин М. Жизнь бесконечное познание. М., 1995.

70. Волынский А. Нравственная философия гр. JT.H. Толстого // Вопросы философии и психологии, 1890. Кн. 5.

71. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-30-е гг.

72. Высотский А. Религиозно-философское учение ф. JT.H. Толстого. Симферополь, 1909.

73. Гельфанд М. Толстой и толстовцы в свете марксистской критики. Саратов, 1928.

74. Гельфанд М.С. Толстой и толстовщина в свете марксистской критики. Саратов, 1928.86. / ессен СМ. Лев Толстой как мыслитель II Гессен С.И. Избранные соч. М., 1999.

75. Гипиус З.И. Живые лица (1925). Л., 1991. С. 193-198.88. /лаголев С.С. О ip. Л. Толстом. М., 1911.

76. Гольденвейзер A.B. Вблизи Толстого М., 1922. Т. 1-2.

77. Гольденвейзер A.C. Преступление как наказание, а наказание - как преступление (мотивы толстовского «Воскресения»). Киев, 1911.

78. Гомолицкий Л.Н. Об основах русской культуры: Достоевский и Толстой. Пряшев (Чехословакия), 1928.

79. Горелов A.A. Русская идея и возможность зеленой России // Толстой и мир. М., 1992.

80. Горностаев А.К. Перед лицом смерти. Л.Н. Толстой и Н.Ф. Федоров. Харбин, 1928.94. / орький М. С) Толстом, Воспоминания. Берлин, 1923.

81. Граф Лев Толстой и Святейший Синод. Берлин, 1901.

82. Грот Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени. Фр. Ницше и Лев Толстой 3-е изд. М,, 1894.

83. Гудзий Н.К. Лев Толстой, 3-е изд. М., 1960.98.1усев А. С) сущности религиозно-нравственного учения гр. Л.Н. Толсто.'о. Казань, 1902.99./усев А.Ф. Зависимость морали от религиозной или философской метафизики. М., 1886.

84. Гусев А.Ф. H.H. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 г. М., 1954.

85. ЮГ (усев А.Ф. Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству. Спб., 1874.

86. Гусев H.H. к истории семейной трагедии Толстого // Литературное наследство. Т. 37-38. Кн. 11. М., 1939. С. 674-697.

87. Гусев H.H. Лев Толстой и церковники // Антирелигиозник. 1940. № 10 / 11.104. ¡усев H.H. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828 1890. М., 1958.

88. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М., 1995.

89. Гусейнов A.A. Вера, Бог, и ненасилие в учении Льва Толстого // Свободная мысль, 1997, №7.

90. Гусейнов A.A. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии, 1994, №6.

91. Гусейнов A.A. Учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль, 1994, №6.

92. Гусейнов A.A. Этика ненасилия // Вопросы философии, 1992, №3.

93. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и Лев Толстой (к проблеме соотношения этики убеждения и этики ответственности) // Вопросы литературы, 1994, №1.

94. Давыдов Ю.Н. Cipax смерти и смысл жизни // Толстой Л.Н. Путь жизни. М.,1993. С. 415-421.

95. Дивильский А. Толстой и Руссо//Вестник Европы. 1912.№7.

96. Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995.

97. Заозерский H.A. Л.Н. Толстой о смысле жизни. М., 1913.

98. Зепьковский В В. История русской философии. Ленинград.: «ЭГО» 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 127.

99. Зепьковский В.В. По поводу книги И.А. Ильина «о сопротивлении злу силой» // Современные записки. Париж. Кн. XXIX (1926). С. 284-307.

100. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913.

101. Иванов Вяч. И. Лев толстой и культура // Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М,, 1994.

102. Иванов Е. Один из "темных" визитеров //Альманах "Прометей". ' Г. 12,1980.С.303-314.

103. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. 5-е изд. Перераб. В. 8-ми ч. Пг., 1918. Ч. 5. Семидесятые годы; Ч. 6. От семидесятых годов к девяностым; Ч. 7. Девяностые годы; Ч. 8. Девяностые годы.

104. Иванов-Разумник Р.В. Толстой и Достоевский // Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. 5-е изд. Ч. 6. Пг., 1918 (Русская ли тература от 70-х гг. До настоящих дней. Берлин, 1923. С. 105-177).

105. Ивановский И., проф. Граф Лев Николаевич Толстой и его учение. Спб., 1903.

106. Избранные мысли Канта, выбранные Л.Н. Толстым. М.: посредник, 1900.

107. Ильин H.H. Миросозерцание |рафа Льва Николаевича Толстого. СПб.: РХГИ, 2000. С.152.

108. Ильин В.Н. К взаимоотношению права и нравственности, Евразийский временник. 1925. Кн. 4. С. 305 - 317.

109. Иоанн (Шаховский) архиеп. Революция Толстого // Архиепископ Иоанн Сан-Фрапцисский. Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 203-335.

110. Иоанн Кронштадский (ИИ. Сергеев). О слепоте духовной яснополянского старца // Против графа Л. Толстого и других еретиков и сект антов нашего времени. СПб., 1902.

111. Исаев A.A. Граф Л.Н. Толстой как мыслитель, Спб., 1911.

112. Исаев A.A. Лев Толстой среди мудрецов. Спб., 1913.

113. И с коз <А.С. Долинин>. Проблема смерит у Л. Толстого // Речь 1912. 8 нояб.

114. Кареев ИМ. Историческая философия Графа Л. Н. Толстого в «Войне и мире». Спб., 1988.

115. Карпентер Э. Современная наука. Критич. Очерк. Предисл. Л.Н. Толстого. М.: Посредник, б. г.

116. Карсавин Л.Н. О добре и зле // Карсавин Л.П. Малые сочинения. Спб., 1994.

117. Карякин H.H. Московская «охранка» о Л.Н. Толстом и толстовцах (1882-1912) // Голос минувшего. 1918. Т. 4-6. С. 283-309.

118. Квитко Д.Ю. Толстовство как мировоззрение // Под знаменем марксизма. 1928, №9-10.

119. Квитко Д.Ю. Толстовство как мировоззрение // Под знаменем марксизма. 1928. №9/10.

120. Квитко Д.Ю. Философия толстого 2-е изд.,доп. М., 1930.

121. Квитко Д.Ю. Философия Толстого. М., 1928 (М., 1930).

122. Кельдыш В.А. Лев Толстой в эпоху первой русской революции // Революция 1905-1907 гг. и литература. М., 1978. С. 67-98.

123. Козлов Н.С. Лев Толсгой как мыслитель и гуманист. М., 1985.

124. Концевич И.М. Истоки душевной катастрофы Л.Н. Толстого // Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995.

125. Короленко В.Г, Разговор с Толстым. Максимализм и государственность // Короленко В.Г. Собр. соч.: В 10-ти т. М., 1955. Т. 8.

126. Котсовский Д. Достоевский, Толстой и революция. Мюнхен, 1961.

127. Кривепко СМ. Па распутье. М., 1901.

128. Кривепко СМ. На распутье. Культурные скиты и культурные одиночки.

129. Кропоткин П.А. Моральный выбор Л.Н. Толстого // Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

130. Кросби Э.X. Толстой и его жизнепонимание. М., 1911.

131. Кросби Эрнст. Толстой и его жизнепонимание. М., 1911.

132. Ксюпии А. Последние дни Толстого в монастырях // Новое время, 1910. 24 пояб.

133. Кушипскан Т.А. Моя жизнь в ясной поляне и дома. М., 1986.

134. Лавров ПЛ. Социальная революция и задачи нравственносей; Старые вопросы, i 1г., 1921.

135. Лакшин В. Возвращение Толстого-мыслителя // Вопросы литературы. 1988. №5. С. 104-117.153 .Левенфельд Р. Гр. Л.Н. Толстой: Его жизнь, произведения и миросозерцание. М., 1897.

136. Левенфельд Р. Граф Л.Н. Толстой, его жизнь, произведения и миросозерцание. 2-е изд. М., 1904.

137. Левицкий С.А. Философия жизни смерти у Льва Толстого // Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.

138. Ленин В.И. Статьи о Толстом. М., 1978.

139. Леонтьев К.Н. Наши новые христиане Ф.М. Достоевский и гр. Лев Толстой. М., 1882.

140. Леонтьев К.Н. Наши новые христиане: Ф.М. Достоевский и гр. Л.Н. Толстой // Леонтьев К.Н. Собр. соч. Т. 8. М., 1912.

141. Липкое В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бакунина. М., 1989.

142. Ладыженский М.В. Мистическая трилогия. Т 2. Свет Незримый. 2-е изд. Hr., 1915.

143. Лосский Н.О. Нравственная личность Толстого. М., 1911.

144. Луначарский A.B. О Толстом: Сб. Статей. М.: Л., 1928.

145. Луначарский A.B. Толстой и Маркс. М., 1924.

146. Луппол И.К. Лев Толстой, история и современность // Под знаменем марксизма. 1936. № 1.

147. Ь5. Лурье Я. С. После льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века. СПб., 1993.

148. Маклаков В. Толстой и большевизм (1928) // Слово. 1991. № 9. С. 54-57.

149. Маклаков В.А. О льве Толстом. Париж, 1929.

150. Маковицкий Д.П. У Толстого. Яснополянские записки И Литературное наследство. М., 1979. Т. 90.

151. Маковицкий Д.П. Яснополянские записки: У Толстого: 1904-1910 // Литературное наследство. Т. 90. Кн. 1-4 и указ. М., 1979-1981.

152. Мелешко ЕД. Философия непротивления Л.Н. Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстою, 1999,- 269 с.

153. Мелешко ИД. Каширин А.Ю. Толстовство как тип мировоззрения.// Толстовский сборник 2000 (Материалы ХХУТ Международных Толстовских чтений): В 2ч. : Л.Н. Толстой - в движении эпох. Тула. Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2000 г 4.1. С. 72.

154. Мелешко ЕД. Понятие непротивления и способы его истолкования в истории культуры // Этика: новые и старые проблемы. М., 1999.

155. Мелешко ЕД. Толстовство как социально-этический феномен // Л.Н. Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума). М., 1996.

156. Мелешко Е.Д. Учение Л.Н, Толстого О непротивлении злу насилием, изложенное в изречениях // Принцип ненасилия: Классическое наследие. М., 1991.

157. Мелешко Е.Д. Учение Толстого о непротивлении злому и русская духовная традиция непротивления // Толстой и Ганди: Апостолы ненасилия. М., 1994.

158. Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого: аргументы разума и аргументы жизни // Толстой и современный мир. Сб. Научных ст атей в 2 частях. Тула, 1998. Ч. 1.

159. Мелешко Е.Д. Толстовские земледельческие коммуны // Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки. М., 1996.

160. Мендельсон Н.М. Герцен Прудон - Толстой // литературное наеледет во. М., 1934. Т. 15. С. 282-286.

161. Меньшиков М. Толстой и власть // Новое время. 1910. 10 авг.

162. Меньшиков М.О. Ошибки страха (по поводу непротивления злу насилием) // Книжки недели, 1896, №4-6.

163. Мережковский Д.С. Лев Толстой и Достоевский: в 2-х т. СПб., 19011902 (переиздание: Мережковский Д.С. Лев Толстой и Достоевский: Вечные спутники. М,, 1995).

164. Муратов М.В. Неизвестная Россия: о народной вере и народном подвижничестве. М., 1919.

165. Муратов М.В. Русское сектантство. М., 1919.

166. Немировская Л.З. религия в духовном поиске Толстого. М., 1992.

167. Немировская Л.З. Утопические идеи Л. Толстого и его «золотое правило» // Общественная мысль: Исследования и публикации. М,,1993. Вып. З.С. 136-148.

168. Никитин В.А. Толстой и Федоров. Богоискательство и богоборчество Толстого // Прометей. 1980. Вып. 12. С. 113-138.187 .Николаев П.П. Духовно-монистическое понимание мира. М.: Книгоиздательство "Зеленая палочка". Вып. VIII а. 1914.

169. Новоселов М.А. <Письма к Л. Н. Толстому>/ Публ. Е.С. Полищука // Минувшее: Исторический альманах. М., 1994. Т. 15. С. 371-423.

170. Новоселов М.А. Открытое письмо гр. Л.Н. Толстому по поводу его ответа на постановление Святейшего Синода. 2-е изд. Вышний Волочек, 1908.

171. Оболенский Л.Е. Мораль и социальные взгляды Л. Толстого // Русское богатство. 1886. № 10.

172. Оболенский Л. Е. Основные начала философии Льва Толстого // Русское богатство. 1886. №9.

173. Овсянников М.Ф. Л.Н. Толстой // история философии в СССР: В 5-ти т. М„ 1968. Т. 3. С. 362-377.

174. Петров Г'.И. Отлучение Льва Толстого. М., 1978.

175. Плеханов Г. В. Статьи о Толстом. М., 1924.

176. Погодин АЛ. Толстой и Достоевский как мыслители // Новое время. Ьелфад, 1926: 1 июля. № 1548; 11 июля. № 1557; 13 июля. № 1558; 21 июля. X» 1565; 14 авг. № 1586; 18 авг. № 1589; 17 нояб. № 1664; 1 дек. № 1679; 15 дек. № 1690.

177. Полтавцев A.C. Философское мировоззрение Л. Толстого. Харьков, 1974.

178. Поповский М. Русские мужики рассказывают: последователи Л.Н. Толстого в Советском Союзе. Лондон, 1983.2,00. Преображенский Ф. Граф Л.Н. Толстой как мыслитель-моралист: Критический очерк. М., 1893.

179. Пругавии A.C. Предполагавшееся заточение фафа Льва Николаевича Толстого в Суздальский монастырь. М., 1908.

180. Рахманов В. В. Л. Н. Толстой и «толстовство» в конце восьмидесятых и начале девяностых годов// Голос минувшего. 1908. Сент.

181. Рачии Е. И. Философские искания Льва Толстого. М., 1993.

182. Рих А. Хозяйственная этика. Изд. Посев М., 1996.

183. Розанов В. В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь. СПб., 1912.

184. Розанов В.В. Поездка в Ясную Поляну // О Толстом: Международный Толстовский альманах / Сост. П. Сергиенко. М., 1909. С. 284-291.

185. Русская философия собственности XVIII-XX в. СПб., Санкт Петербург 1993.

186. Семенова С.Г. Об одном идейно-философском диалоге: Л. Толстой и Н. Федоров//Север. 1980. №2. С. 115-128.

187. Семыкип НИ. Л.Н. Толстой философ нашего времени // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М., 1992. С. 4-13.

188. Сергиепко П. А. Лен Толстой и его современники: Очерки. М., 1911.21 1. Скворцов В.М. По поводу отпадения от Православной Церкви графа Л.Н. Толстого. Изд. доп. Б, м., б. г.

189. Скворцов Д. И. Трагедия души Л. Толстого. Тула, 1911.

190. Страхов Н.Н Критические статьи. 5-е изд. Т. 1. Об И.С. Тургеневе и JI.1I. Толстом. Киев, 1908. С. 145-387.

191. Струве П. В. Роковые вопросы (по поводу статьи Л.Н. Тол сто го» Неизбежные переворот»)// Струве П. Patriótica. СПб., 1911.

192. Струве П.В. Статьи оТолстом. София, 1921.

193. Титлинов Б. «Христианство» гр. Л. Толстого И христианство Евангелия. СПб., 1907.

194. Толстой и ненасилие: Материалы Всероссийской конференции в Институте философии РАН. М., 1995.

195. Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума). М., 1996. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание в 90 томах. М.-Л.: Художественная литература, 19281958.

196. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. - 431 с. - (Ь-ка этической мысли).

197. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / Сост., авт. вступ. ст. 11.11. Семыкин. М.: Просвещение, 1992.

198. Толстой Л.Н. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день Л. Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. Т. 1-2 / Сост., вступит. Статья А.Н. Николюкина. М.: Политиздат, 1991.

199. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 24 томах. М.: Издание Т-ва ИД. Сытина, 1913.

200. Толстой Л.И. Полное собрание сочинений. В 22-х т. Т. 21. Дневники 1847-1894 / Сост. и коммент. А.И. Шифмана. М.: Худож. лит., 1985

201. Толстой Л.И. Полное собрание сочинений. В 22-х т. Т. 22. Дневники 1895-1910 / Сост. и коммент. А.И. Шифмана. М.: Худож. лит., 1985.

202. Тореев М.М. Из истории этики. Социализм (нравственность и хозяйство). Вып. 1. Сергиев Посад, 1913.

203. Троцкий Л.Д. Культура старого мира: Лев Толстой Я Троцкий Л.Д. Сочинения. М., 1926. Т. 20. С. 251-260.

204. Ульянов И.И. Национализм Толстого // Русская литература. 1991. № 2. С. 93-103.

205. Уткина Н.Ф. Проблемы науки и мировоззрения в творчестве Л. Толстого // Вопросы философии. 1978. № 9.

206. ФлоровскийГ. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

207. Флоровский Г. О патриотизме праведном и греховном // Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М.: "Аграф". 1998.

208. Франк С.Л. Русское мировоззрение. М., 1996.

209. Франк С.Л. Русская философия собственности.

210. ЦертелевД.И. Нравственная философия гр. Л.Н. Толстого. М., 1889.

211. Цертелев ДИ. Учение гр. Л. Толстого о жизни // Русское обозрение. 1890.

212. Чертков ВТ. Уход Л.Н. Толстого. М., 1922.

213. Шелгунов Н.В. Философия застоя // Шелгунов Н.В. Избранные литературно-критические статьи. М.; Л., 1928. С. 73-99.

214. Шестов Л. На весах Иова: Странствования по душам. Париж, 1929.

215. Шестов Л. Откровения смерти: (Последние произведения Л.Н. Толстого) // Современные записки (Париж). 1920. № 1. С. 81-106; № 2. С. 92-123.

216. Шее '.тов Лев. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше: (Философия и проповедь) // (Пестов Лев. Сочинения. СПб., 1900. Т. 2 (То же: Вопросы философии. 1900. № 7. С. 59-128).

217. Шифман А.И. Публицистика Л.Н. Толстого периода первой русской революции // Лев Толстой. Тула, 1958.

218. Шифман Л.И. Статья «Не могу молчать» Л.Н, Толстого. Тула, 1958.

219. Цебальский П.К. Нигилизм в истории // Русский вестник. 1869. № 4. С. 856-863.

220. Щеглов В. Г. Гр. Лев Николаевич Толстой и Фридрих Ницше: Очерк философско-нравственного их мировоззрения. Ярославль, 1987.

221. Эйхенбаум Б.М. О кризисах Толстого (1920) // Эйхенбаум Б.М, Сквозь литературу: Сб. Статей. Л., 1924. С. 67-72.

222. Эйхенбаум ЕМ. О Льве Толстом (1919) // Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу: Сб. Статей. Л., 1924. С. 62-66.

223. Ячневский В.В. Общественно-политические и правовые взгляды Л.Н. Толстог о. Воронеж, 1983.

224. I. Литература на иностранных языках

225. Binswangen Hans Chrisoph; Holger Bonus, Manfred Timmerman. Wirtschaft und IJnwelt.Moglichkeiten einer okologievertraglichen Wirtschaftspolitik, Stuttgart. Berlin. Köln. Mainz: Verlag W. Kohlhammer 1981.

226. Boulding, Kenneth E. Ökonomie als eine Moral Wissenschaft // Seminar: Politische Ökonomie. Zur Kritik der herrschenden Nationalökonomie, hg. Von Winfried Vogt, Frankfurt a.M.: Suhrkamp Verlag 1973, S. 103-125.

227. Brentano, Lujo. Ethik und Volkswirtschaft in der Geschichte, München: Verlagsbuchhandlung Ernst reinhardt 1902.

228. Christliche Wirtschaftsethik vor neuen Aufgaben. Festgabe für Arthur Rieh /.um siebzigsten Geburtgstag, hg. Von Theodor Strohm, Zürich: Theologischer Verlag 1980.

229. Ethik und Wirtschaftawissenschsft, hg. von Georges Enderle, Berlin: Duncker & 1 lumbolt 1985 (Schriften des Vereins für Socialpol itik, N.F. Band 147)

230. Kaiser, Helmut. Ansatzpunkte für eine normativ Erveiterung der ökonomischen Rationalität: «Humanisierung» der ökonomischen Theorie als Aufgabe einer sich als ethische Ökonomie verstehenden Wirtschaftsethik, // ZEE 28 (1984), S. 285-320.

231. Korff Wilhelm. Institutionstheorie: Die sittliche Struktur gesellschaficher Lebensformen, //HCE, Band 1, 1979, S. 168-176.

232. Korff, Wilhelm. Orientierungslinien einer Wirtschaftsethik // Gerfried W. Hunold und Wilhelm Korf (Hg.). Die Welt für morgen. Ethische Herausforderungen im Anspruch der Zukunft, Munhen: Kosel-Verlag 1986, S. 67-80

233. Kung, Emil. Wirtschaft und Gerechtigkeit. Sozialethische Probleme im Lichte der Volkswirtschaftslehre, Tubingen: J.C.B. Mohr(Poul Siebeck) 1967.

234. Lewinghausen, Klaus. Wirtschaftsethik heute, // Teologische Rundschau NF, 53.lg. (1970), S. 164-170.11. hocher, Gottfried W. Der EingentumsbegrifT als Problem evangelischer Theologie, 2., erw. Aufl., Zurich-Stuttgart: Zwingli Verlag 1962.

235. MittelstraB, Jürgen. Wirtchaftsethik als wissenschaftliche Disziplin? Wirtschaftswissenschaft, hg. von Georges Enderle, Berlin: Duncker & Humblot 1985.

236. Muelder, Walter Georg. Religion and Economic responsibility, New York: Charles scribner's sons 1953.

237. Murtdy, Denis Lawrens. Christ und Wirtschaft, gutersloh: Gutersloher Verlagshaus Gerd Mohn 1962.

238. Schlecht, Otto. Ethische Betrachtungen zur sozialen Marktwirtschaft, Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck) 1983.

239. Schlecht, Otto. Ethische und ökonomische Ziele im Konflikt, // BMVf Dokumentation, hg. von Bundesminister für Wirtschaft, Nr. 266 Bonn: Bundesminister für Wirtschaft, 1985.

240. Weber, Hartmut. Theologie-Gesselschsft-Wirtschaft. Die Sozial- und Wirtschaftsethik in der evangeliachen Theologie und Gegenwart, Gottingen: Vandenhoeck & Rupreht, 1970.

241. Weddingen, Walter. Wirtschaftsethik. Sistem humanitarer Wirtschaftsmoral, Berlin: Duncker&Humbolt 1951.

242. Wenke, Karl Ernst (Hg.). Ökonomie und Ethik. Die Herausfordrung der Arbeitslosigkeit, Erankfurt a.M.: Haag + Herschen Verlag 1984.

243. Winter, Gibson. Grundlegung einer Ethik der Gesellschsft, Sozial Wissenschaft, Ethik und Gesellschaftspolitik, München: Kaiser Verlag / Mainz: MatthaisGrunewald-Verlag 1970.

244. Wogaman, John Philip. Auf der Suche nach einer Methode, um Wirtschaftsprobleme als ethische Probleme zu behandelen // Concilium, 16. Jg. (1980).

245. H.Wogaman, John Philip. The Great Economic Debate. An Ethical Analisis, Philadelphia: The Westminister Press 1977.

246. Wunsch, Georg. Evangelische Wirtschaftsethik, Tubingen: J.C.B. Mohr (Poul Siebeck) 1927.