автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Этническая культура Скандинавии эпохи викингов

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Губанов, Илья Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Этническая культура Скандинавии эпохи викингов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Губанов, Илья Борисович

Введение.

Часть I. ОБЩЕСТВО.

Глава 1. Структурная характеристика древнескандинавского общества.

Глава 2. Функциональная характеристика древнескандинавского общества.

Глава 3. «Старшая» и «младшая» дружины в «Беовульфе» (к проблеме стратификации дружины в эпосе).

Часть II. ЭТНООПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Глава 1. Древнегерманское жилище и священный пир.

Глава 2. Древнескандинавский корабль.

Глава 3. Общеевропейские элементы материальной культуры.

Часть III. ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ТОРГОВО-РЕМЕСЛЕННЫХ ПОСЕЛЕНИЙ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВИКИНГОВ.

Глава 1. Североевропейская система торгово-ремесленных факторий (виков) Раннего Средневековья по данным археологии (Дорестад, Хедебю, Бирка,

Старая Ладога).

Глава 2. «Житие Ансгара» как исторический памятник.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Губанов, Илья Борисович

Актуальность темы определяется в первую очередь необходимостью комплексной характеристики материальной и духовной культуры архаического общества древних скандинавов эпохи викингов. По многим направлениям узкоспециализированных исследований, посвященных отдельным элементам материальной и духовной культуры и некоторым аспектам общественных отношений в раннесредневековой Скандинавии, достигнут значительный прогресс. Однако культура скандинавского общества эпохи викингов, находящегося на стадии поздней первобытности, характеризовалась синкретизмом, взаимопроникновением различных своих проявлений. Например, общественная структура влияла на ценностные ориентации, этику позднеродового общества. Поэтому представляется более продуктивным исследование взаимообусловленных черт древнескандинавского общества, материальной и духовной культуры как единой системы.

Изучение истории и культуры раннесредневековой Скандинавии на протяжении многих лет было одним из важнейших направлений отечественной истории. Это было связано с тем, что история Древней Руси и сложения древнерусской народности тесно переплеталась с историей народов, населявших Север Европы. Дружины древних скандинавов сыграли существенную роль в этих процессах. Успехи отечественной археологии, в частности раскопки Старой Ладоги и других памятников на Северо-Западе России внесли существенный вклад в освещение темных и спорных мест в истории викингов. В настоящее время изучение материальной и духовной культуры раннесредневекового населения Скандинавии с этнографической точки зрения еще не достигло уровня других дисциплин - истории и археологии. При этом указанное направление, в частности, в аспекте этнической атрибуции и дифференциации культур, представляется весьма важным. Именно этим и определяется актуальность предлагаемого комплексного исследования.

Постановка проблемы. Проблема состоит в том, чтобы описать единую этническую культуру Скандинавии эпохи викингов как целостный историко-культурный феномен. Узкоспециализированные исследования не решают эту проблему, они не показывают взаимосвязь различных аспектов общественных отношений, материальной и духовной культуры, синкретизм архаического общества. Необходимо начать с анализа общественной структуры древнескандинавского общества, ибо именно на этом фундаменте базируется вся этническая культура. Здесь необходимо применить структурный подход для выявления главных общественных страт и социальных ячеек, а затем функциональный для выявления главного - правил взаимодействия традиционных родовых коллективов. Затем нужно выделить основные традиционные элементы материальной культуры эпохи викингов, придающие ей этническое своеобразие и относительно однородные у всех древних германцев скандинавской группы. Однако этническая характеристика культуры эпохи викингов будет неполной, если мы не рассмотрим единую протоурбанистическую культуру скандинавов, получившую распространение именно в эпоху викингов. Взаимодействие древних скандинавов со славянскими племенами Восточной Европы также необходимо проанализировать для понимания специфики древнескандинавского общества эпохи викингов. Лишь проделав комплексный анализ источников по вышеперечисленным проблемам, мы можем описать этническую культуру Скандинавии эпохи викингов как целостный историко-культурный феномен.

Целью работы является попытка комплексного описания и анализа культуры и общественных отношений северных германцев эпохи викингов (приблизительно с конца VIII до XI века включительно) как целостного историко-культурного феномена. Автор диссертации стремился описать древнее общество и культуру с помощью модели, демонстрирующей, каким образом традиционные механизмы общественных отношений влияют на различные компоненты материальной и духовной культуры древнескандинавского общества.

Предмет исследования - общественная структура, материальная и духовная культура скандинавов эпохи викингов как целостный историко-культурный феномен.

Объект работы - архаическая единая культура древних скандинавов как совокупность традиционных действий, принятых в обществе, и продукты таких стереотипных действий и технологий. В нее входят базовые элементы общественной структуры позднеродового общества древних скандинавов эпохи викингов, модели взаимодействия этих основных элементов, этноопределяющие компоненты материальной культуры архаического скандинавского общества и та роль, которую они играли в духовной культуре, система торгово-ремесленных поселений эпохи викингов по археологическим и историческим источникам. Все эти грани древнего общества и культуры рассмотрены во взаимосвязи друг с другом, так как невнимание к синкретизму архаической культуры может обернуться искажением всей картины.

Научная новизна. Несмотря на то, что, как было сказано выше, история изучения раннесредневековой Скандинавии насчитывает много лет, целый ряд этнографических проблем освещен еще далеко не достаточно. В диссертации предлагается модель скандинавского общества эпохи викингов, в которой сосуществуют "вертикальное" управление общины вождями-жрецами и "горизонтальное" взамодействие коллективов родичей. Показана важная роль в "горизонтальном" взаимодействии таких традиционных институтов родового общества, как кровная месть и передача ребенка в чужой род для поддержания мира. Также впервые в предлагаемой работе проанализирована структура эпической дружины древнеанглийского "Беовульфа", демонстрируется бытование основных элементов материальной культуры - длинного дома и длинного корабля - в контексте духовной культуры, особая функция священного пира (скандинавской блотвейцлы). Впервые в диссертации исследуется важный памятник по истории Восточной Скандинавии франкское "Житие Ансгара", как ценный источник по истории системы торгово-ремесленных факторий Балтики и Северного моря.

Географические рамки непосредственно заданы регионами, в которых жили скандинавы эпохи викингов. Это Северная Европа - территория нынешних Исландии, Норвегии, Дании, Швеции. В Приложении I рассмотрены взаимоотношения скандинавских дружин и славянских племен в Восточной Европе.

Хронологические рамки темы охватывают IX - XI столетия, так называемую «эпоху викингов», период, наиболее ярко отраженный в письменных и археологических источниках, которые позволяют достаточно четко представить основные черты древнескандинавской культуры. Нижняя хронологическая граница обусловлена тем, что от предшествующей вендельской эпохи почти не дошло достоверных письменных исторических памятников, верхняя же хронологическая граница маркирует конец древнескандинавской культуры как целостного феномена, исчезнувшего под давлением феодальной цивилизации континентальной Европы.

Эмпирическая база. Новые результаты в науке можно получить путем синтеза методов различных наук. Предлагаемая работа - это междисциплинарное исследование этнической культуры скандинавов эпохи викингов (на стыке этнографии, истории, филологии, археологии) . Напомню, что хронологические рамки эпохи викингов - конец VIII - вторая половина XI столетия, причем нижняя граница достаточно размыта.

Междисциплинарный характер предлагаемой работы определяет необходимость привлечения разных групп источников и, следовательно, применение к ним различных исследовательских подходов. Так, исландские родовые саги или, как их еще называют, саги об исландцах, зачастую не могут быть использованы для реконструкции событийной истории, но вполне подходят для выявления структуры древнескандинавского общества, так как фиксируют традиционные правила поведения - или в соответствии с законами родового общества, или вопреки им.

Правомерно ли экстраполировать структуру древнеисландского общества на континентальную Норвегию, а тем более на Данию и Швецию? Архаичные статьи областных законов различных скандинавских регионов, а также терминология надписей на рунических камнях с большой долей вероятности подтверждают географическую однородность древнескандинавского общества, так как в них мы встречаем те же правовые нормы и социальные категории, что и в исландских родовых сагах.

Другая группа источников - вещи, предметы материальной культуры - требует иной методологии исследования. Самого по себе описания устройства жилищ или кораблей скандинавов эпохи викингов еще мало для понимания приемов их употребления, их значения в этнической культуре. И тут необходимо также привлекать древнескандинавские письменные источники, причем на первое место выходит опять-таки древнеисландская литература.

Наконец, третья группа источников - это взгляд на этническую культуру скандинавов эпохи викингов извне - письменные памятники иных традиций, например, франкское «Житие Ансгара» 70-х годов IX столетия - бесценный и уникальный источник по Восточной Скандинавии - Дании и особенно Швеции. Сюда же можно отнести также историко-географические сочинения византийских ученых (в первую очередь трактат императора Константина Багрянородного «Об управлении империей») и арабских географов и историков эпохи аббасидского Халифата (Ибн-Руста, ал'Масуди и др.). Сочинения последних часто содержат этнографические сведения, в них описываются обычаи, одежда и т.д. (напр., у Ибн-Фадлана).

Степень разработанности темы. По многим направлениям исторических наук, основанных на изучении вышеназванных источников, достигнут значительный прогресс.

Традиция отечественной научной школы в исследовании скандинавских древностей весьма богата. В первую очередь тут следует назвать труды Е.А.Рыдзевской и И.П.Шаскольского по истории раннесредневековой Норвегии, Исландии и Швеции и многочисленные работы вышеназванных ученых по русско-скандинавским связям, а также блестящий комплексный анализ древнеисландской культуры и, в особенности, литературы, выполненый М.И.Стеблиным-Каменским. Так, Е.А.Рыдзевской опубликована статья «Некоторые данные по истории земледелия в Норвегии и Исландии в IX-XIII вв.» (Рыдзевская, 1940), И.П.Шаскольским - главы «Походы викингов и социальные сдвиги в шведском обществе» (Шаскольский, 1974а) и «Возникновение раннеклассового общества и государства (IX-XI вв.)» в книге «История Швеции» (Шаскольский, 19746). Широкоизвестны монография Е.А.Рыдзевской «Древняя Русь и Скандинавия IX-XIV вв.» (Рыдзевская, 1978) и историографическая монография И.П.Шаскольского «Норманская теория в современной буржуазной науке» (Шаскольский, 1965). Книга М.И.Стеблина-Каменского "Культура Исландии" - это, говоря словами автора, ". попытка выделить и охарактеризовать то, что наиболее самобытно в исландском культурном наследии" (Стеблин-Каменский, 1967: 3). Надо отметить, что ученый блестяще справился с этой задачей. Традицию глубокого изучения скандинавской культуры, заложенную М.И. Стеблин-Каменским, продолжают Т.А. Шрадер, Е.А. Шервуд, Ю.А. Клейнер, Ю.М. Кузьменко.

Важное значение имеет издание Е.А.Мельниковой комментированного свода «Скандинавские рунические надписи» (Мельникова, 1977; Мельникова, 2002). Е.А.Мельниковой изданы многочисленные высококвалифицированные работы по истории отношений Скандинавии и Древней Руси в позднюю эпоху викингов. Заслуженной известностью пользуются штудии В.Я. Петрухина по скандинавской погребальной обрядности и языческой мифологии (Петрухин, 1975; 2001).

В исследовании древнескандинавской вещевой культуры большое значение имеют выводы археологов. Весьма серьезным комплексным исследованием по археологии Скандинавии эпохи викингов является монография Г.С.Лебедева

Эпоха викингов в Северной Европе», изданная в 1985 г., особенно ее вторая часть, где рассматривается материальная культура собственно Скандинавии (Лебедев, 1985). Не уступает ей сводный труд датского археолога Эльзы Роэсдаль «Викинги», изданный первоначально на датском и переведенный на английский язык (Roesdahl, 1992). Бесценны для реконструкции раннеурбанистической культуры крупнейших торгово-ремесленных центров Скандинавии эпохи викингов свод шведского археолога Хольгера Арбмана по свейской Бирке и монография немецкого археолога Генриха Янкуна по датскому Хедебю (Arbman, 1940, 1943; Jankuhn, 1963). Колоссален вклад в реконструкцию материальной культуры древних скандинавов рассматриваемого нами периода археолога первой половины XX столетия Яна Петерсена. Им была разработана базовая типология наиболее ярких вещей материальной культуры эпохи викингов. В частности, широко известна его типология мечей эпохи викингов и женских скорлупообразных фибул (Petersen, 1928). Длинные суда эпохи викингов детально описаны Фирксом (Фиркс, 1982). Древнескандинавское искусство и материальная культура англосаксов обстоятельно показаны в книге Вилсона и Клиндт-Енсена (Wilson, Klindt-Jensen, 1966). Я назвал далеко не всех крупнейших специалистов по истории материальной культуры Скандинавии эпохи викингов, но, думаю, и это краткое перечисление дает некоторое представление о прогрессе, достигнутом скандинавской археологией в XX столетии.

Значительных успехов достигли еще в XIX столетии и историки, работавшие с текстами, как древнегерманскими (древнеанглийскими и древнеисландскими), так и с синхронными источниками из Франкской империи, Византии и Халифата. История походов викингов на Западную Европу по материалам главным образом франкских анналов и англосаксонской хроники досконально показана еще в XIX столетии Стриннгольмом (Стриннгольм, 2002). Во многих отношениях непревзойденным и по сей день исследованием источников, связанных с ролью древних скандинавов в образовании Древней Руси (базирующимся главным образом на анализе главы 9 сочинения императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», дополненной блестящей реконструкцией скандинавских имен послов Руси в договорах с греками князей Олега и Игоря), следует считать небольшую по объему работу конца XIX века великого датского лингвиста Вильгельма Томсена (дешифратора рунических надписей орхонских тюрок) «Начало русского государства» (Томсен, 1891).

Во второй половине XX столетия интенсивно развивается научное направление, занимающееся анализом структуры древнескандинавского общества эпохи викингов.

Некоторые работы школы «культурной антропологии» склонны накладывать схемы бинарных оппозиций на древнее общество. В числе таких работ прежде всего следует назвать монографию Кирстен Хаструп по культуре и истории средневековой Исландии (Hastnip, 1985). Автор ее строит схемы «горизонтальных» и «вертикальных» связей, причем сюда попадают такие типологически различные культурные и социальные явления, как мифологические ясень Иггдрасиль («членение по вертикали») и мифологические миры Мидгард и Утгард («членение по горизонтали», по Хаструп), общеисландский центр принятия решений, главное народное собрание - Альтинг («членение по вертикали» - верховная власть, по Хаструп) и годорды - округа, возглавляемые авторитетными вождями-жрецами годи («членение по горизонтали», ученый здесь имеет в виду, очевидно, равноправие годи различных областей).

Другие специалисты стремятся обнаружить региональные отличия в общественном устройстве Скандинавии эпохи викингов. К числу подобных работ относится и такое серьезное исследование, как монография Карла Рандсборга по раннесредневековой истории Дании (Randsborg, 1985). Вряд ли можно полностью согласиться с тезисом археолога Рандсборга о своеобразии «датского пути» развития общественных отношений в эпоху викингов. Поселение Ворбассе в Западной Ютландии действительно издавна, еще в IV-V вв., было деревней, а не отдельно стоящим хутором, какие были распространены в Норвегии и Швеции. Но сам Рандсборг признаёт, что оно состояло именно из стоящих вплотную типичных древнескандинавских усадеб с длинным домом каркасно-столбовой конструкции с очагом в центре. Благоприятные сельскохозяйственные условия действительно продиктовали несколько иной способ поселения, чем в плохо освоенной, каменистой и овцеводческой Северной Скандинавии, однако основная ячейка территориальной структуры - усадьба родового коллектива - одаль - и здесь налицо. Несколько поспешным представляется и вывод Рандсборга о коренных изменениях в социальной структуре Дании во второй половине X столетия на основании появления в том же Ворбассе трех очень богатых усадеб иной структуры, чем в IV-V вв - с хозяйственными постройками и мастерскими вдоль оград. Сам Рандсборг пишет, что в центре этих так называемых «усадеб магнатов» находится древнескандинавский длинный дом. Их богатство и величина - еще не повод считать их чем-то действительно отличным от исконно существовавших древнескандинавских усадеб, хотя их богатство, безусловно, доказывает, что они принадлежали родовой знати. Три группы рунических надписей, также выделяемые Рандсборгом, тоже вряд ли могут служить иллюстрацией значительных социальных изменений в Дании, увеличения числа зависимых от власти конунга и т.п. ввиду фрагментарности содержащейся в них информации. Таким образом, нельзя считать корректным выделение региональных отличий общественной структуры Скандинавии эпохи викингов при современном состоянии источниковедческой базы.

Гораздо более продуктивным представляются попытки понять структуры и ценности родового общества как бы «изнутри», глазами самих древних скандинавов, вычленяя главное, важное и повторяющееся явление или обычай в самих древнескандинавских источниках, сопоставляя полученную картину со стадиально сходными явлениями других этносов. Здесь огромную роль сыграли этнографы, занимавшиеся классификацией древних обществ. К началу 1980-х основные признаки раннего государства - состояния общества, пограничного с позднеродовым строем, - были сформулированы X. Дж. Клэссеном (Claessen, 1981). Эта методология ныне успешно применяется при анализе структуры древнескандинавского общества. Здесь необходимо прежде всего назвать крупнейшего современного специалиста в этой области - Миллера, который сумел на материале древнеисландских родовых саг талантливо развить концепцию позднеродового потестарпого общества - переходного к раннегосударственному (Miller, 1992). Глубокий анализ структуры родства в раннесредневековой Норвегии на базе наиболее архаичных сводов древнескандинавских законов - западнонорвежских «Законов Гулатинга» и «Законов Фростатинга», главным образом, на материале статей, касающихся порядка наследования, провел в конце 1980-х датский исследователь Торбен Андерс Вестергор (Vestergaard, 1988). Он расчленил 13 статей на право наследования по ряду признаков, показав ключевой характер ст. 7, отсекающей незаконнорожденных и ограничивающей право наследования ближайших родичей.

Новаторской работой следует признать исследование А.А.Хлевова, посвященное реконструкции общественных отношений, материальной и духовной культуры Скандинавии в предшествовавший эпохе викингов вендельский период (Хлевов, 2002). Монография А.А.Хлевова прекрасно иллюстрирована, к сильным сторонам работы следует отнести четкость определения культуры как традиционной деятельности и ее результатов, подробнейший экскурс в историю вооружения вендельской эпохи, анализ дружинной культуры.

А.А.Хлевов полагает, что основные элементы скандинавской культуры эпохи викингов уже сложились в более раннюю эпоху. Полагаю, что основные компоненты материальной и духовной культуры германцев Северной Европы (длинный дом, длинный корабль, правила взаимоотношения родовых коллективов, мифология и эпос) сложились еще раньше - по крайней мере, в первые века нашей эры. В качестве источников я здесь сошлюсь на «Германию» Тацита (там описываются народные собрания - тинги, выплата возмещения пострадавшему роду за убийство, комплектование дружины и дружинные пиры с употреблением пива, хуторская система расселения и проч.) и представленные в работе А.А.Хлевова археологические артефакты -клинкерное, с полого вздымающимися оконечностями штевня и рулевым веслом на корме судно из Ню дама IV в. н. э. , длинные дома столбовой конструкции с центральными очагами в поселении на холме Федерзен Вирде у Бремерсхафена в Германии (I в. до н. э. - V в. н. э.) (Хлевов, 2002: 87, 98-99; Монгайт, 1974: 332).

Что касается направления дальнейших исследований, то мне представляется, что продуктивнее всего выявлять общую структуру древнескандинавского общества по родовым сагам, а там, где можно, детализировать эту динамичную картину отношений родовых коллективов более статичной картиной категорий родичей, прав на наследство и вергельд, которую рисуют архаичные статьи средневековых областных законов Скандинавии. В этом отношении предлагаемая модель может считаться в значительной степени новаторской. Наконец, в синкретической древней культуре необходимо выявить связь основных элементов в материальной и духовной сферах, используя как вещевые, так и письменные источники.

Методология. Для каждой группы источников применена особая система аналитических приемов. Так, например, областные законы содержат множество хронологически разнородных пластов, тут требуется путем сравнительно-исторического анализа в диахронии вычленить наиболее ранние слои, отражающие законодательство родового общества. Динамику взаимодействия родовых коллективов можно проследить по исландским родовым сагам. В данном случае на базе стереотипного поведения героев саг следует строить модели отношений коллективов родичей в соответствии с типичными ситуациями, которые описаны в сагах. Это ситуационный анализ. Контекстный анализ применен при выявлении значений терминов, обозначающих «старшую» и «младшую» дружины в «Беовульфе» - в данном случае важно определить семантику слова по контексту. Сравнительный анализ вещевых и письменных источников позволил выявить основные функции этноопределяющих элементов вещевой культуры - длинного дома и длинного корабля - в аспекте духовной культуры. Подобная комплексная структурологическая методология применена также для реконструкции глобальной системы торгово-ремесленных поселений эпохи викингов.

При этом важно подчеркнуть, что при анализе мы должны обязательно учитывать характер источника и ни в коем случае не использовать некорректные методы исследования. Так, применять контекстный анализ бытования терминов в сагах для выявления рефлексии общественных структур, как мы это делаем на материале древнеанглийского эпоса "Беовульф", вряд ли приемлемо. В данном случае необходимо исследовать саму сюжетику, стереотипные действия героев саг, которые совершают поступки и произносят речи согласно этическим нормам родового общества или вопреки им. В свою очередь, герой эпоса поступает согласно законам эпического жанра, а вовсе не реальности. Также и житийная франкская литература обладает своей спецификой и источники этого рода нельзя исследовать, применяя ситуационный анализ, приемлемый для саг. В свою очередь само "Житие Ансгара" структурно неоднородно, от историка требуется вычленение разнородных тематических блоков памятника - от агиографически-стереотипных до конкретно-исторических.

Практическая значимость. Междисциплинарная характеристика этнической культуры Скандинавии эпохи викингов позволит в дальнейшем более полно вести разработки по различным направлениям скандинавистики, а также истории родового общества в целом. Материал работы может быть использован и уже используется как основа для преподавания истории и культуры древней Скандинавии в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Результаты работы докладывались на различных научных конференциях и семинарах, в том числе на чтениях памяти Анны Мачинской, проходивших в Старой Ладоге: на вторых - "Ладога и Северная Европа" (Старая Ладога, 22-23 декабря 1996) , на третьих - "Ладога и религиозное сознание" (Старая Ладога, 20-22 декабря 1997), на четвертых -"Ладога и эпоха викингов" (Старая Ладога, 21-23 декабря 1998) , XIII конференции по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии (Петрозаводск, 1997) , вторых Скандинавских чтениях 1998 года (Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб., 1999) и третьих Скандинавских чтениях 2000 года и т.д. Эти материалы опубликованы или находятся в печати. Работа обсуждалась в Отделе европеистики МАЭ РАН.

Структура работы. Диссертация состоит из вступления, трех частей (восемь глав), заключения и двух приложений.

Часть первая. ОБЩЕСТВО.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этническая культура Скандинавии эпохи викингов"

Заключение.

Что нового вносит автор в понимание различных аспектов культуры и общества скандинавов эпохи викингов в этническом аспекте?

В характеристике позднеродового общества эпохи викингов здесь подчеркивается, в противовес традиционному механическому делению общества на различные страты, его гомогенный характер и, следовательно, необходимость характеристики отношений между обладающими одинаковыми правами родовыми коллективами. Кровная месть, передача на воспитание ребенка в чужой род в качестве заложника и гарантии мира (на этот институт исследователями саг всегда обращалось мало внимания) и, наконец, судебная тяжба родовых коллективов на вечевой сходке - тинге - все эти ключевые отношения подробно рассмотрены в диссертации на базе исландских родовых саг с привлечением архаичных статей законов из других областей Скандинавии.

Не только описание вещей, но и исследование способа их бытования по письменным источникам позволили автору работы выделить дом каркасно-столбовой конструкции с центральными очагами и длинный корабль как наиболее яркие, этноопределяющие элементы вещевой культуры эпохи викингов.

При этом дома по типу пиршественных залов на несколько десятков человек не только служили в качестве жилья и для совместных трапез членов больших патриархальных семей или дружины конунга, но часто выполняли и функции языческих храмов - это заметил мало кто из исследователей. Во время пира в них передавали кубок, часто в виде рога, и возглашали тосты с обращениями к языческим богам.

Грабительские (преимущественно, на области франкской империи) и торговые (главным образом, на Восток) походы на длинных кораблях способствовали выделению в эпоху викингов скандинавской военной элиты, усилению богатства и мощи дружинной культуры. Вместе с тем, корабли были тесно связаны в этой дружинной культуре эпохи викингов и даже более раннего, т. н. вендельского времени (т. е. с VII века), с погребальным культом. Около 14 - 15 % всех древнескандинавских захоронений эпохи викингов - это погребения в ладьях, причем они, как правило, наиболее богатые. Именно захоронения на корабле, в ладье лучше вего маркируют погребальный обряд древнескандинавской дружинной культуры.

Нельзя, говоря о культуре скандинавов эпохи викингов в этническом аспекте, обойти такой феномен, как возникшую в конце VIII - начале IX столетия систему крупных торгово-ремесленных поселений на Балтике и в регионе Северного моря - так называемых виков. Интенсивные торговые связи между ними способствовали унификации вещевой культуры скандинавов эпохи викингов. В этих факториях важную роль играли предметы либо непосредственно франко-фризского импорта с Запада, либо изготовлявшиеся под их влиянием. Я имею в виду роговые составные гребни, стеклянные кубки, фризские кувшины для вина и т. п.

Очень много информации о торгово-ремесленных факториях Восточной Скандинавии, например, о датском Хедебю и свейской Бирке, дает уникальный синхронный франкский источник - римбертово «Житие Ансгара».

Автор работы выделяет ценнейшее сообщение этого источника, позволяющее понять, почему франкские монахи имели успех только в торговых факториях. После того, как в датском Хедебю разрешили христианскую проповедь, как сказано в источнике, «христиане как отсюда, так и из Дорестада стали свободно посещать это место, и стало там изобильно всяческое добро». Однако следует отметить, что и после того, как христианская миссия сошла на нет, система торгово-ремесленных факторий Северной Европы продолжала функционировать.

В главе, посвященной «Житию Ансгара», четко разделяются житийные стереотипы и реалии раннесредневековой Скандинавии. Таковых реалий в «Житии Ансгара» много, например, описание тингов в Швеции середины IX столетия, без решения которых конунг не мог разрешить христианскую проповедь - это первое описание древнескандинавского тинга в письменном источнике. Такое описание тинга прекрасно корреллирует со снорриевым «Кругом Земным» - здесь, в частности, появляется законоговорителъ.

Итак, предлагаемая работа представляет собой один из первых в отечественной науке опытов комплексного исследования с привлечением различных источников и применением для каждой группы источников особой методологии, что позволило реконструировать главные черты культуры и общественной структуры скандинавов эпохи викингов в этническом аспекте.

Источники

1. Исландские саги и другие древнеисландские тексты в Интернете http://\v\vw.snerpa.is/net

2. Беда Достопочтенный, 2001 - Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб., 2001.

3. Григорий Турский, 1987 - Григорий Турский. История франков. М., 1987.

4. Гомер, 1987 - Гомер. Илиада. М., 1987.

5. Древняя Русь в свете зарубежных источников, 1999 - Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под ред. Е.А.Мельниковой. М., 1999.

6. Из ранней истории шведского народа и государства, 1999 - Из ранней истории шведского народа и государства: первые описания и законы. М., 1999.

7. Исландские саги, 1973 - Исландские саги. Ирландский эпос. М.,1973.

8. Историки эпохи Каролингов, 1999 - Историки эпохи Каролингов. М., 1999.

9. Ковалевский, 1939 - Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу. M.-JL, 1939.

10. Константин Багрянородный, 1991 - Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991.

11. ал-Масуди, 2002 - Абу-л-Хасан ' Али ибн ал-Хусайн ибн 1 Али ал-Мас'уди Золотые копи и россыпи самоцветов [История Аббасидской династии: 749 - 947 гг.]. М., 2002.

12. Матье, 1996 - Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996.

13. Мельникова, 1977 - Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977.

14. Мельникова, 2002 - Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 2002.

15. Полное собрание русских летописей, 1962 - Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). В 15 т. Т.П. М., 1962.

16. Продолжатель Феофана, 1992 - Продолжатель Феофана Пер.,ст.,коммент.Я.Н.Любарского. СПб., 1992.

17. Снорри Стурлусон, 1995 - Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1995.

18. Эсхил, 1997 - Эсхил. Орестея. Калининград, 1997.

19. Вео - Beowulf. Ed.by Fr.Kleiber. New York, 1955.

20. Brennu-Njals saga, 1970 - Brennu-Njals saga. Reykjavik, 1970.

21. Edda, 1927 - Edda. Die Lieber des Codex Regius nebst verwandten Denkmalern/ Hrsg. von G.Neckel. Heidelberg, 1927.B.I:Text.

22. Ftl. - Frostatingslov. Norges gamle Love indtil 1387. Bd. II, Christiania, 1848.

23. Gtl. - Gulatingslov. Ibid., Bd. I. Christiania, 1846.

24. Hrafhkels saga - Hrafhkels saga freysgo6a. Halle (Saale), 1952.

25. Hervarar saga, 1924 - Hei6reks saga. Hervarar saga ok Hei6rek konungs. Kobenhavn, 1924.

26. Lorimer, 1934 - Lorimer J.G., Customary Law of the Main Tribes in the Peshawar District, revised by J.G.Acheson. Peshawar, 1934.

27. Snorri Sturluson, 1941-1951 - Snorri Sturluson. Heimskringla. I-III/ Bjarni Adalbjarnarson// IF.Reykjavik, 1941-195l.B.XXVI-XXVIII.

 

Список научной литературыГубанов, Илья Борисович, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Авдусин, 1991 - Авдусин Д.А. Актуальные вопросы изучения древностей Смоленска и его ближайшей округи// Смоленск и Гнёздово. М., 1991. С.З - 20.

2. Баглай, 1995 Баглай В.Е. Древнеацтекское государство: структура власти и управления// Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995. С.230 - 258.

3. Баглай, 1998 Баглай В.Е. Ацтеки. М., 1998. - 432 С.

4. Бартонек, 1991 Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. - 352 С.

5. Булкин, Лебедев, 1974 Булкин В.А., Лебедев Г.С. Гнёздово и Бирка (к проблеме становления города) // Культура средневековой Руси. Л., 1974.

6. Булкин, Мачинский, 1986 Булкин В.А., Мачинский Д.А. Русь конца VIII -начала X вв. на Балто-Волжском и Балто-Донском путях// Финно-угры и славяне (проблемы историко-культурных контактов), 1986. С. 13 - 26.

7. Голден, 1993 Голден П.Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов// Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993. С. 211 - 233.

8. Горский, 1989 Горский А.А. Древнерусская дружина (к истории классового общества и государства на Руси). М., 1989. - 120 С.

9. Губанов, 1996-Губанов И.Б. Эддические «Речи Регина» и реалии средневекового скандинавского общества// Ладога и Северная Европа. Вторыечтения памяти Анны Мачинской, Старая Ладога, 22-23 декабря 1996 г. Материалы к чтениям. СПб., 1996. С. 17 20.

10. Губанов, 1997 Губанов И.Б. Экономические стимулы христианизации при Ансгаре// Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г. Материалы к чтениям. СПб., 1997. С. 20-21.

11. Губанов, Мусбахова, 1997 Губанов И.Б., Мусбахова В.Т. Vita Ansgarii как исторический источник// XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов. М.; Петрозаводск, 1997. С. 105 - 107.

12. Губанов, 1998 Губанов И.Б. О гипотетическом и очевидном в современном норманизме// Ладога и эпоха викингов. Четвертые чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 21-23 декабря 1998 г. Материалы к чтениям. СПб., 1998. С. 33 - 35.

13. Губанов, 1999 Губанов И.Б. Структура древнескандинавского общества по материалам родовых саг// Скандинавские чтения 1998 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб., 1999. С. 40 - 48.

14. Губанов, 2001 Губанов И.Б. «Старшая» и «младшая» дружина в «Беовульфе» // XIV конференция по изучению скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов. Архангельск, 2001. С.86 - 89.

15. Гуревич, 1956 Гуревич А.Я. Большая семья в северо-западной Норвегии в раннее средневековье// Средние века, 1956. Вып. 8.

16. Гуревич, 1960 Гуревич А.Я. Некоторые вопросы социально-экономического развития Норвегии в I тыс. н. э. В свете данных археологии и топонимики// Советская археология, 1960, № 4.

17. Гуревич, 1966 Гуревич А.Я. Походы викингов. М., 1966. - 183 С.

18. Гуревич, 1977 Гуревич А.Я. Норвежское общество в Раннее Средневековье. М., 1977. - 327 С.

19. Давидан, 1969 Давидан О.И. К вопросу о происхождении ранних гребёнок Старой Ладоги// Академический сборник гос. Эрмитажа. Вып. 10, 1969. С.63.

20. Давидан, 1974 Давидан О.И. Изделия из рога и кости Старой Ладоги как исторический источник: Автореф. дисс. канд. ист. наук. Л., 1974.

21. Давидан, 1975 Давидан О.И. К вопросу о контактах древней Ладоги со Скандинавией// Скандинавский сборник. Вып. 16, 1975. С. 142.

22. Давидан, 1977 Давидан О.И. К вопросу об организации косторезного ремесла в древней Ладоге// Академический сборник гос. Эрмитажа. Вып. 18, 1977. С. 101 - 102.

23. Давидан, 1980 Давидан О.И. Бронзолитейное дело в Старой Ладоге// Академический сборник гос. Эрмитажа. Вып. 21, 1980. С. 59 - 60.

24. Давидан, 1994 Давидан О.И. Материальная культура первых поселенцев древней Ладоги (из коллекции Государственного Эрмитажа) // Петербургский археологический вестник, № 9, 1994. С. 156 - 167.

25. Закс, 1980 Закс В.А. Социальные отношения и право в Норвегии Раннего Средневековья. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Тарту, 1980.

26. Карлейль, 1991 Карлейль Т. Французская революция. М.,1991. - 575 С.

27. Каталог ГИМ, 1996 Путь из варяг в греки и из грек в варяги. Каталог выставки Гос. Исторического музея г. Москвы. М., 1996.

28. Кирпичников, 1966 Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Т. I. Л., 1966. - 176 С.

29. Кирпичников, 1985 Кирпичников А.Н. Раннесредневековая Ладога// Средневековая Ладога: Новые археологические открытия и исследования. Л., 1985. С. 3-26.

30. Кирпичников, Сарабьянов, 1996 Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога - древняя столица Руси. СПб., 1996. - 199 С.

31. Кирпичников, 1998 Кирпичников А.Н. Сказание о призвании варягов. Легенды и действительность. // Викинги и славяне. Ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях. СПб., 1998. С. 31 - 55.

32. Кирпичников, 2002 Кирпичников А.Н. Производственный комплекс IX в. из раскопок старой Ладоги// Ладога и ее соседи в эпоху средневековья. СПб., 2002. С. 227 - 250.

33. Клейнер, 1993 Клейнер Ю.А. Сюжет - песнь - традиция// Слово в контексте литературной эволюции: проблемы жанров. М., 1993. С. 44 - 54.

34. Ковалевский, 1977 Ковалевский С.Д. Образование классового общества и государства в Швеции. М., 1977. - 279 С.

35. Кочакова, 1986 Кочакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации (Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея). М., 1986. - 302 С.

36. Кузьмин, 1997 Кузьмин С.Л. Первые десятилетия истории Ладожского поселения. СПб. - Кишинёв, 1997. - 42 С.

37. Кулланда, 1995 Кулланда С.В. Царь богов Индра: юноша-воин-вождь// Ранние формы политической организации. М., 1995.

38. Лебедев, 1970 Лебедев Г.С. Разновидности обряда трупосожжения в могильнике Бирки// Статистико-комбинаторные методы в археологии. М., 1970.

39. Лебедев, 1974 Лебедев Г.С. Шведские погребения в ладье VII-XI веков// Скандинавский сборник, 1974, № 19.

40. Лебедев, 1978 Лебедев Г.С. Этнографические сведения арабских авторов о славянах и русах// Из истории феодальной России. Л., 1978.

41. Лебедев, 1985 Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. -285 С.

42. Лебек, 1993 Лебек С. Происхождение франков.V-IX века. М., 1993. - 347 С.

43. Jle Гофф, 1992 Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992.-376 С.

44. Мельникова, 1987 Мельникова Е.А. Меч и лира. М., 1987. - 203 С.

45. Мец, 1973 Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1973. - 473 С.

46. Микульский, 1998 Микульский Д.В. Арабский Геродот.М., 1998. - 124 С.

47. Михайлов, 1997 Михайлов К.А. Погребение воина с конями на вершине плакунской сопковидной насыпи в свете погребальных традиций эпохи викингов// Древности Поволховья. СПб., 1997. С. 105 - 116.

48. Михайлов, 2002 Михайлов К.А. Скандинавский могильник в урочище Плакун (заметки о хронологии и топографии)// Ладога и ее соседи в эпоху Средневековья. СПб., 2002. С. 63 - 68.

49. Монгайт, 1974 Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. М., 1974. - 408 С.

50. Морган, 1983 Морган Л.Г.Лига ходеносауни,или ирокезов. М.,1983.-301 С.

51. Назаренко, 1985 Назаренко В.А. Могильник в урочище Плакун// Средневековая Ладога: Новые археологические открытия и исследования. Л., 1985. С. 156- 168.

52. Нидерле, 2000 Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. - 592 С.

53. Новикова, 1991 Новикова Г.Л. Скандинавские амулеты из Гнёздова// Смоленск и Гнёздово. М., 1991. С. 175 - 199.

54. Новосельцев, 1965 Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и русах// Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

55. Носов, 1990 -Носов Е.Н.Новгородское (Рюриково) городище.Л., 1990.-214 С.

56. Нюлен, 1979 Нюлен Э. Поминальные камни Готланда// Сокровища викингов. Л., 1979.

57. Петрухин, 1975 Петрухин В.Я. погребальный культ языческой Скандинавии. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1975.

58. Петрухин, 2001-Петрухин В.Я.Мифы древней Скандинавии.М.,2001.-463 С.

59. Попов, 1995 Попов В.А. «Хождение в Абомей в сухое время года», или к вопросу об инверсиях полюдья// Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995. С. 319 - 333.

60. Рыдзевская, 1940 Рыдзевская Е.А. Некоторые данные по истории земледелия в Норвегии и Исландии в IX-XIII вв.// Исторический архив, 1940. Вып. III.

61. Рыдзевская, 1978 Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия IX - XIV вв. М., 1978.-240 С.

62. Рябинин, 1994 Рябинин Е.А. У истоков ремесленного производства в Ладоге (к истории общебалтийских связей в предвикингскую эпоху) // Новые источники по археологии Северо-Запада. СПб., 1994. С. 5 - 59.

63. Рябинин, 1997 Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей. Историко-археологические очерки. - СПб., 1997. - 260 С.

64. Стеблин-Каменский, 1955 Стеблин-Каменский М.И. Древнеисландский язык. М., 1955.-286 С.

65. Стеблин-Каменский, 1967 Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Л., 1967. - 192 С.

66. Стриннгольм, 2002 Стриннгольм А. Походы викингов. М., 2002. - 736 С.

67. Татищев, 1994 Татищев В.Н.Собрание сочинений:В 8т. T.I. М.,1994.-499 С.

68. Томсен, 1891 Томсен В. Начало русского государства. М., 1891. - 136 С.

69. Фиркс, 1981 Фиркс И.Ф. Суда викингов. Л., 1981. - 102 С.

70. Фрезер, 1986 Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1986. - 703 С.

71. Хеооман. 1986 Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского регионаУ/Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 8 -128.

72. Хлевов, 1997 Хлевов А.А. Норманская проблема в отечественной исторической науке. СПб., 1997. - 107 С.

73. Хлевов, 2002 Хлевов А.А. Предвестники викингов: Северная Европа в I -VIII вв. СПб., 2002. - 335 С.

74. Шаскольский, 1965 Шаскольский И.П. Норманская теория в современной буржуазной науке. Л., 1965. - 221 С.

75. Шаскольский, 1974 а Шаскольский И.П. Походы викингов и социальные сдвиги в шведском обществе// История Швеции. М., 1974.

76. Шаскольский, 1974 б Шаскольский И.П. Возникновение раннеклассового общества и государства (IX-XI вв.)// История Швеции. М., 1974.

77. Шервуд, 198£> Шервуд Е.А. От англосаксов к англичанам. М., 1987.-237С.

78. Шинаков, 2000 Шинаков Е.А. Генезис древнерусской государственности (опыт сравнительно-исторического анализа). Автореф. дисс. докт. ист. наук. Брянск, 2000.

79. Almgren, 1981 Almgren В. Hjalmar, kronor och stridsrockar- fran kejsargardets Rom till Upplands hovdingar// Vehdeltid. Stockholm, 1981.

80. Ambrosiani, 1991 Ambrosiani B. Birka on the island of Bjdrko. Uddevalla, 1991.-48 P.

81. Andersen, Madsen, Voss, 1976 Andersen H. H. , Madsen H. J. , Voss O. Danevirke. In 2 vols. Kobenhavn, 1976. 109 P.

82. Aner, 1952 Aner E. Das Kammergraberfeld von Haithabu// Offa, Bd. 10, 1951. Bd. 11. 1952.

83. Arbman, 1940, 1943 Arbman H. Birka. Die Graber. Bd. I. Tafeln. Uppsala, 1940. 282 P. Bd. II. Text. 1943. Uppsala. 530 P.

84. Arbman, 1940 Arbman H. Der Arby-Fund// Acta archaeologica, № 11.

85. Arbman, 1962 Arbman H. The Vikings. London, 1962. - 212 P.

86. Arbman, 1981 Arbman H. Batgravarna i Vendel// Vendeltid. Stockholm, 1981.

87. Arne, 1934 Arne T. J. Das Bootgraberfeld von Tuna in Aslike. Stockholm, 1934. - 81 P.

88. Arwidsson, 1939 Arwidsson G. Armour of the Vendel period// Acta archaeologica, 1939, № 10.

89. Arwidsson, 1981 Arwidsson G. Batgravarna i Valsgarde// Vendeltid. Stockholm, 1981.

90. Black-Michaud, 1970 Black-Michaud J. Feuding Societies.Oxford, 1970.-343 P.

91. Boehm, 1984 Boehm Ch. Blood revenge: The antropology of feuding in Montenegro and other tribal societies. Lawrence, 1984. - 422 P.

92. Brondsted, 1966 Brandsted J. Vikingerne. Kobenhavn, 1966. - 294 P.

93. Claessen, 1981 Claessen H. J. M. Specific Features of the African Early State. -The Study of the State. Paris-New York, 1981. - 287 P.

94. Clarke, Ambrosiani, 1995 Clarke H., Ambrosiani B. Towns in The Viking Age. London, 1995. - 207 P.

95. Crumlin-Pedersen, 1981 Crumlin-Pedersen O. Viking shipbuilding and seamanship// Proceedings of the Eight Viking Congress 1977 ( ed. H. Bekker-Nielsen etal.). Odense, 1981.

96. Crumlin-Pedersen, 1985 Crumlin-Pedersen O. Cargo ships of Northern Europe AD 800-1300// Conference on Waterfront Archaeology in North European Towns. No. 2 (ed. A. Herteig). Bergen, 1985.

97. Evans, 1994 Evans A.C. The Sutton Hoo ship burial. London, 1994,- 127 P.

98. Foote, 1984 Foote P. The Viking collection: Studies in Northern civilization. Odense, 1984.-473 P.

99. Forntida gardar i Island, 1943 Forntida gardar i Island/ Ed. by M. Stenberger. Kobenhavn, 1943. - 289 P.

100. Glob, 1951 Glob P.V. Ard og plov i Nordens Oldtid. Aarhus, 1951. 137 P.

101. Graslund, 1980 Graslund A.S. Birka IV . The Burial customs. A study of the graves on Bjorko. Stockholm, 1980. - 94 P.

102. Hagen, 1953 Hagen A. Studier i jernalderens gardssamfunn// Universitetets Oldsaksamlings skrifter, 1953, № 4.

103. Hagg, 1974 Hagg I. Kvinnodrakten i Birka. Uppsala, 1974. - 140 P.

104. Hagg, 1984 Hagg I. Die Textilfunde aus dem Hafen von Haithabu// Berichte iiber die Ausgrabungen in Haithabu 20. Ed. by K. Schietzel. Neumunster, 1984.

105. Hastrup, 1985 Hastrup K. Culture and history in medieval Iceland. Oxford, 1985.-285 P.

106. Hatt, 1939 Hatt G.The Ownership of Cultivated Land//Det Kgl.Videnskabernes Selskab Historisk-filologiske Meddelser.31.6.Kobenhavn,1939,S. 8 ff.

107. Hatt, 1957 Hatt G. Norre Fjand, an early iron-age village site in West Jutland. With Kgl. a contribution by Holger Rasmussen. Text. Plates. Kobenhavn, Munksgaard, 1957.-382 P.

108. Holmqvist, 1961-1972 Holmqvist W. Excavations at Helgo. In 4 vols. Stockholm, 1961 - 1972. - 241 P.

109. Holmqvist, 1974 Holmqvist W. Helgo, eine Vorfort der Stadt?// Vor- und Fruhformen der europaischen Stadt im Mittelalter: Bd. II. Gdttingen, 1974.

110. Hougen, 1947 Hougen В. Fra seter til gard. Studier i norsk bosetning-historie. Oslo, 1947.-364 P.

111. Hubener, 1969-Hubener W.Die Keramik von Haithabu.Neumiinster,1959.-205 P.

112. Jankuhn, 1963 Jankuhn H. Haithabu, ein Handelsplatz der Wikingerzeit. Neumunster, 1963. - 292 P.

113. Jansson, 1985 Jansson I. Ovale spannbucklor. Uppsala, 1985. - 182 P.

114. Johannesson, 1974 Johannesson J. A history of Icelandic commonwealth. Winnipeg, 1974.-314 P.

115. Johnson, 1921 Johnson S. The History of the Yorubas. London, 1921.-467 P.

116. Kirpichnikov, 1998 Kirpichnikov A. N. The legend on the varangians' vocation. Legends and reality// Викинги и славяне. Ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях. СПб., 1998. Р. 31 - 55.

117. Krogh, 1982 Krogh К. J. The Royal Viking-Age Monuments in Jelling in the Light of Recent Archaeological Excavations// Acta archaeologica. Vol. 53, 1982.

118. Law, 1977 Law R. The Oyo Empire c. 1600 - c. 1836. A West African Imperialism in the Era of the Atlantic Slave Trade. Oxford, 1977. - 320 P.

119. Lindqvist, 1932 Lindqvist S. Vendel-Time Finds from Valsgarde in the Neighbourhood of Old Uppsala// Acta archaeologica. Vol. 3, 1932.

120. Madsen, 1975 Madsen H. J. Vikingernes Arhus. Arhus, 1975. - 141 P.

121. Maimer, 1966 Maimer B. Nordiska mynt fore ar 1000// Acta archaeologica Lundensia. Papers of the Lunds universitets Histiriska museum. 1966, № 4.

122. Maure, 1977 Maure M. Les epees de l'epoque viking-essai de classification typologique// Universitets Oldsaksamling Arbok 1975 - 1976, 1977.

123. Miller, 1992 Miller W.I. Bloodtaking and peacemaking: Feud, law, and society in saga Iceland. Chicago; London, 1992. - 678 P.

124. Mollerop, 1957 Mollerop O. J. Gard ok gardsamfiinn i eldre jernalder// Stavanger Museums Arbok, 1957.

125. Muller-Wille, 1970 Miiller-Wille M. Bestattung im Boot// Offa, 1968/69. Bd. 25/26, 1970.

126. Muller-Wille, 1978 MUller-Wille M. Das Schiffsgrab von der lie de Groix (Bretagne)'// Berichte tiber die Ausgrabungen in Haithabu 12/ Ed. by K. Schietzel. Neumiinster, 1978.

127. Nadel, 1947 Nadel S.F. The Nuba. London, 1947. - 456 P.

128. Noonan, 1992 Noonan T.S. Fluctuations in Islamic Trade with Eastern Europe during the Viking Age// Harvard Ukrainian Studies. Vol. 16, 1992. P. 245.

129. Noonan, 1994 Noonan T.S. The Vikings in the East: Coins and Commerce// Birka Studies. Vol. 3, 1994. P. 225 - 226.

130. Noonan, 2000a Noonan T.S. Coins, Trade and the Origins of Ninth Century Rus' Towns// XII International Numismatischer Kongress 1997. Vol. II, 2000.

131. Noonan, 2000b Noonan T.S. The Impact of the Islamic Trade Upon Urbanization in the Rus'lands: the Tenth and early Eleventh Centuries// Les centres proto-urbains russes entre Scandinavie, Byzanse et Orient, 2000. P. 329. Tab. V.

132. Nordal, 1942 Nordal S. Islenzk menning. Bd. I. Reykjavik, 1942. 207 P.

133. Nordisk Kultur, 1953 Nordisk Kultur. Vol. XVII: Bygningskultur: Sverige s 31 ff, Norge s 59 ff (M. Stenberger) ; Nordatlantiske oer s 108 ff (Aa. Roussell). Stokholm - Oslo - Kobenhavn, 1953. - 567 P.

134. Norlund, 1930, 1934 Norlund P. Meddelelser om Gronland, vol. 76, vol. 88. (Gardar, Herjolfsnes, Brattahlid), 1930 - 232 P., 1934 - 197 P.

135. Olsen, Schmidt, 1977 Olsen O., Schmidt H. Fyrkat I: Borgen og bebyggelsen. Copenhagen, 1977.- 167 P.

136. Olsen, Crumlin-Pedersen, 1978 Olsen O, Crumlin-Pedersen O. Five Viking Ships from Roskilde Fjord. Copenhagen, 1978. - 145 P.

137. Petersen, 1928 Petersen J. Vikingetidens smykker. Stavanger, 1928. - 222 P.

138. Petersen, 1951 Petersen J. Gamle gardsanlegg i Rogaland// Stavanger Museums Arbok, 1951.

139. Phillpots, 1913 Phillpots B. "Edda"and Saga. London, 1913. - 145 P.

140. Randsborg, 1985 Randsborg K. The Viking Age in Denmark. The Formation of a State. London, 1985. - 206 P.

141. Roesdahl, 1977 Roesdahl E. Fyrkat II: Oldsagerne og gravpladsen. Copenhagen, 1977. - 124 P.

142. Roesdahl, 1987 Roesdahl E. The danish geometrical Viking fortresses and their Context// Anglo-Norman Studies, 1987. Vol. IX.

143. Roesdahl, 1992 Roesdahl E. The Vikings. London, 1992. - 323 P.

144. Roussell, 1934 Roussell A. Norse Building Customs in the Scottish Isles. Kobenhavn, London, 1934. - 232 P.

145. Rud, 1994 Rud M. The Bayeux tapestry and the Battle of Hastings 1066. Copenhagen, 1994. - 103 P.

146. Sawyer, 1982 Sawyer P.H. Kings and vikings. Scandinavia and Europe, A.D.700 -1 100. London, New York, 1982. - 614 P.

147. Schaefer, 1963 Schaefer U. Anthropologische Untersuchung der Skelette von Haithabu. Neumunster, 1963. - 221 P.

148. Sellevold, Hansen, Jorgensen, 1984 Sellevold B. J., Lund Hansen U., Baslev Jorgensen J. Iron Age Man in Denmark. Copenhagen, 1984. - 428 P.

149. Shetelig, 1912 Shetelig H. Vestlandske graver fra jernalderen. Bergen, 1912. -242 P.

150. Sjovold, 1085 Sjovold T. The viking ships in Oslo. Oslo, 1985. - 80 P.

151. Stenberger, 1964 Stenberger M. Det forntida Sverige. Stockholm,1964,- 870 P.

152. Stolpe, Arne, 1912 Stolpe H., Arne T. J. Graffaltet vid Vendel. Stockholm, 1912.-66 P.

153. Strom, 1973 Strom K. Torshammaringenett i Vastmanland unikt vikingatida fdremal// Sartryck ur Vastmanlands Fornminnes fotenings Arsskrift. Lund, 1973. S. 105 - 117.

154. Strom, 1984 Strom K. Thorshammerring und andere Gegenstande des heidnischen Kults// Birka. Bd. II: 1. Systematische Analysen der Graberfunde. Stockholm, 1984. S. 127 - 140.

155. Stromberg, 1961 Stromberg M. Untersuchungen zur jiingeren Eisenzeit in Schonen. Lund, 1961.-229 P.

156. Thorvildsen, 1957 Thorvildsen К. Ladby-Skibet// Nordiske Fotidsminder, 1957. Bd. 6,1.

157. Van Es, 1973 Van Es W. Die neuen Dorestad-Grabungen 1967 bis 1972// Vor-und Friihformen der europaischen Stadt im Mittelalter, Bd. I. Gottingen,1973. S. 202.

158. Verhulst, 1970 Verhulst A. Der Handel im Mierowingerreich// Early Medieval Studies, 1970.

159. Vestergaard, 1988 Vestergaard T. A. The system of kinship in early Norwegian law// Medieval Scandinavia, 1988: № 12. P. 160- 193.

160. Wilson, Klindt-Jensen 1966 Wilson D., Klindt-Jensen O. Viking art. London, 1966,- 173 P.

161. Wilson, 1985 Wilson D. M. The Bayeux Tapestry. London, 1985. - 314 P.