автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Этнографический очерк о Дагестане в русской художественно-публицистической литературе второй половины XIX века

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Абдурагимова, Варвара Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Этнографический очерк о Дагестане в русской художественно-публицистической литературе второй половины XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Абдурагимова, Варвара Александровна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Особенности формирования жанра этнографического очерка о Дагестане в 19 веке.

1.1. К истории вопроса жанра очерка. Определение этнографического очерка.

1.2. Кавказ и Дагестан в русской художественной публицистической литературе XIX века.

Глава 2. Жанровые особенности этнографических очерков о Дагестане в творчестве русских публицистов

2.1. Традиции жанра этнографического очерка о Дагестане в литературе XIX века.

2.2. Жанр документального очерка о Дагестане в творчестве русских публицистов.

Глава 3. Отражение общественно-политической жизни Дагестана в очерках русских революционных демократов в XIX в.[

3.1. Изображение социально-политической жизни Дагестана в очерках А.И.Герцена и Н.А.ДобролюбоваЮЗ

3.2. Очерки Н.Г.Чернышевского о Дагестане

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Абдурагимова, Варвара Александровна

Актуальность исследования. Диссертационное исследование обращено к изучению жанра этнографического очерка второй половины XIX века, посвященной Дагестану. Данная тема важна в двух аспектах: во-первых, большой интерес представляет изучение художественной специфики жанра этнографического очерка, представленного большим разнообразием жанровых и тематических разновидностей; актуальность жанра в современной литературе возрастает, и литературоведение нуждается в материале для теоретического и историко-литературного осмысления этого явления; во-вторых, богатый пласт русской очерковой, мемуарной и художественной литературы, посвященной Дагестану, мало изучен и ждет своего описания и изучения в русле единого историко-литературного процесса русской литературы.

Определяя место очерка в системе литературных жанров, необходимо учитывать его «двойственную» природу: очерк находится на стыке документальной и художественной литературы, он обладает особыми средствами эстетического воздействия. Документальная литература выносит на страницы произведений саму жизнь, «стремится показать связи жизни, не опосредованные фабульным вымыслом художника». Очерк связан с жизненным фактом, но документальность, подлинность в нем, как и в других документально-художественных жанрах, далеко не всегда равна фактической точности. Для того, чтобы в «жизненном факте» возникло «качество художественного образа»; чтобы он приобрел эстетические характеристики, в нем «обязательна организация -отбор и творческое сочетание элементов, отображенных и преображенных словом». «При всей отрывочности, точечности его предмета очерк должен быть внутренне завершен. В нем не обязателен сюжет, но есть система доказательств, логика развертывания материала»1. Таким образом, хотя, в сравнении с «чисто художественными» эпическими жанрами очерк структурно менее организован, он все-таки тяготеет к эстетической завершенности.

Настоящее исследование построено с учетом специфики развития очерковой литературы во второй половине XIX века. Актуализация очерковых жанров, и особенно этнографического очерка, в этот период объясняется, по меньшей мере, двумя моментами: во-первых, стремлением литературы к объективности и документальности, сближением искусства и науки и, во-вторых, изменениями в жанровой системе литературы, поисками новых литературных форм, которые, не будучи стесненными жанровыми канонами, могли бы отражать меняющуюся действительность пореформенного периода. Реалистической литературой XIX века были осознаны этнографические возможности документальных жанров, их значительность и историческая необходимость. Становление реализма, задачи художественного освоения действительности, стоящие перед литературой, выдвигали новый тип писателя, который бы активно вторгался в самые животрепещущие проблемы современности, требовали новых литературных форм, не связанных строгими жанровыми канонами. Таковым стал этнографический очерк, его форма позволяла вместить все многообразие народной жизни. Гибкая природа этнографического очерка, его оперативность позволяли

1 См.: Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. -М, 1969.-С. 45. писателям откликаться на животрепещущие вопросы времени. Жанр этнографического очерка наилучшим образом подходил для выполнения задачи, которая была поставлена В.Г. Белинским перед литературой: знакомить читателя с «различными частями беспредельной и разнообразной России, которая заключает в себе столько климатов, столько народов и племен, столько вер и обычаев, и которой народонаселение представлено такой огромной массой»1. В этнографических очерках, «сценках», «зарисовках» создавалось художественное исследование разнообразных сторон народной жизни.

Очерковая литература XIX века явилась подготовительным этапом для появления художественно-обобщенных повествований о жизни российского народа. В художественно-документальных и этнографических очерках разрабатывался круг социальных, философских проблем, актуальных для современного общества. Не претендуя на создание целостных, художественно завершенных картин, писатели-очеркисты, тем не менее, в своих идейно богатых, художественно многообразных произведениях создавали широкую эпическую картину народной жизни многонациональной России. Для выявления значения очерковых жанров в развитии литературы, и особенно этнографического, необходимо учитывать, что именно в рамках очерковой литературы вызревают зачастую те приемы, которые позже «канонизируются крупными писателями .и служат источником новых, неожиданных и глубоко оригинальных эстетических эффектов»2.

Можно сказать, что, начиная с 40-х годов XIX века,

1 См.: Белинский В.Г. Полн. собр.соч.-М., 1954 - Т. V.- С.51.

2 Глушков Н. И. Очерк в русской литературе.-Ростов, 1966.-С.16-17. этнографический очерк с периферии литературного ряда выдвигается в самый центр литературного процесса, становится «программным» жанром, в котором идет активное художественное освоение темы русского народа. В этнографическом очерке середины - второй половины XIX века отразилась общая тенденция русской литературы - стремление изобразить «судьбу человеческую» и «судьбу народную» в их единстве и исторической взаимосвязанности. В этнографической очерковой литературе тенденция к эпическому изображению народной жизни, к полному охвату всех ее сторон воплотилась в создании оригинального жанра очеркового цикла. Практически все писатели XIX века обращались к очерковому циклу. В очерковых циклах этнографического характера создавался целостный образ народной жизни Дагестана и Кавказа. Очерковые циклы позволяли воссоздать многообразие народных типов, народные идеалы, движение народной жизни, сохраняя контуры единой художественной концепции.

В диссертации исследуется идейно-художественное своеобразие этнографического очерка второй половины XIX века на примере произведений русских публицистов, тематика которых обращена к Дагестану и Северному Кавказу. Это тем более обоснованно, что указанная область русской очеркистики все еще остается почти вне внимания исследователей. Между тем, тема Кавказа и Дагестана разрабатывалась во второй половине XIX века писателями, путешественниками, побывавшими здесь в то время. Имена многих из них мало говорят современному читателю. Но историю литературы представляют не только крупные, значительные имена, но и, так называемые, писатели второго ряда.

Историко-литературный процесс представлен как ведущими, признанными жанрами, так и «второстепенными», находящимися на периферии литературы. Их произведения отражают те же, идейно-художественные искания, которые более выпукло и ярко проявляются в творчестве известных писателей-современников.

Проблема Дагестана во второй половине XIX в. находилась в самом центре внимания русской общественности, наряду с Крымской войной и крестьянской реформой, не уступая им в актуальности и злободневности. В этот период тема Дагестана и Кавказа, «открытая» романтиками, становится и достоянием русской художественно-документальной литературы. Своеобразие Дагестана ставится в центре внимания очерковой, мемуарной литературы, документально-художественной маринистики, писем.

Обобщая наблюдения над этнографическими очерками второй половины XIX века, в которых шло литературное освоение Дагестана, можно выделить несколько направлений: очерки, темой которых становится человек, изображение обычаев и нравов, героизм людей во время войны, тема каторги и ссылки. Другое тематическое направление - это художественное описание природы Дагестана. Таким образом, очерковая художественно-этнографическая литература второй половины XIX века, посвященная теме Дагестана, охватывала все стороны географического, экономического и политического освоения края.

Актуальность данной работы определяется тем, что изучение жанра этнографического очерка на основе творчества русских публицистов XIX века позволит дополнить представление о специфике жанра очерка, уточнить художественное своеобразие документальной литературы вообще, обогатить новыми фактами наше восприятие русского реализма XIX века. Актуальность работы также связана с усилением внимания к региональному компоненту, что обязывает литературоведческую науку внимательно рассматривать литературные факты, которые так или иначе можно отнести к явлению региональной литературы, исследовать их как в плане историко-литературном, этнографическом, так и в плане теоретическом.

Объектом исследования диссертации стало идейно-художественное своеобразие этнографических очерков о Дагестане в творчестве русских публицистов и их место в истории русской литературы XIX века. Материалом для исследования послужили этнографические очерки художественного и документального жанра русских публицистов, а также Н.Г.Чернышевского «Кормило кормчему», «Знамение на кровле», Н.А.Добролюбова «Жизнь Магомета», «О значении наших последних подвигов на Кавказе». Указанные произведения являются образцами очерковой литературы второй половины XIX века, тесно связаны с историко-литературной ситуацией этого периода, отражают ее основные тенденции, вносят достойный вклад в развитие реалистической прозы второй половины XIX века. Сами авторы очерков -выдающиеся для своего времени люди, разносторонне образованные, талантливые, ярко характеризующие культурную атмосферу своего времени. Многие мысли, высказанные в их очерках, и сегодня кажутся не лишенными актуальности. Совершенно несправедливо, что они оказываются как бы исключенными из истории литературного процесса.

Таким образом, научная новизна исследования, прежде всего, заключается в том, что в историко-литературный процесс вводятся забытые» произведения русских публицистов 19 века, которые занимали достойное место в очерковой литературе. В диссертационном исследовании ставится задача выявить жанрово-стилевое своеобразие этнографических очерков русских публицистов.

Целью работы является изучение жанрово-стилевого своеобразия этнографических очерков. Достижению цели способствовало решение следующих задач:

1. Изучить тематику и художественное своеобразие этнографической очерковой литературы, посвященной Дагестану.

2. Провести анализ идейно - художественного и жанрово-стилевого своеобразия очерков русских публицистов

A.А.Бестужева, А. Берже, Н. Дубровина, А. Зиссермана, Е. Козубского, И.С. Костемеревского, В. Потто, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и других.

3. Выявить взаимосвязь очерковых произведений этих писателей с литературным процессом второй половины 19 века.

Методологической основой исследования послужили работы об очерке и документально-художественной литературе В.А. Алексеева, JI. Гинзбург, Н.И. Глушкова, Е.И. Журбиной,

B.Конторович, Б. Костелянца, Г.И. Поспелова, А.Симкина, В.В. Ученова, Б.М. Эйхенбаума. Из дагестанских теоретиков и историков литературы автор диссертации опирается на исследования Ф.О.Абакаровой, А.-К.Ю.Абдулатипова, З.Н.Акавова, A.M. Аджиева, Г.Г.Гамзатова, Г.Г. Гашарова, Н.А. Горбанева, Н.В. Капиевой, P.M. Кельбеханова, Ш.А. Мазанаева, С.М. Хайбуллаева.

Степень неизученности материала определила преобладание описательно-аналитического метода в работе, который сочетается с

10 историко-литературным анализом.

Источниковедческую базу исследования составили этнографические очерки указанных писателей, литературная критика второй половины XIX века, работы по истории русской литературы второй половины XIX века, монографии и сборники научных статей, посвященные вопросам теории и истории литературы.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать ее наблюдения и выводы при обращении к русской очерковой литературе XIX века. Материалы исследования могут быть использованы в практике вузовского преподавания (в частности, спецкурсов и спецсеминаров), а также включены в учебные и методические пособия для школьного курса истории региональной литературы.

Структура диссертации связана с целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этнографический очерк о Дагестане в русской художественно-публицистической литературе второй половины XIX века"

Заключение

Этнографический очерк — сложный, многогранный жанр искусства художественной литературы и публицистики. Художественность очерка — необходимое условие его публицистической действенности. Однако при ярких публицистических приметах и публицистической направленности одновременно очерк остается одним из жанров художественной литературы

Жанровая специфика этнографического очерка более четко обнаруживается в его композиции, по преимуществу описательной и гораздо более свободной. Часто этнографические очерки объединяются в циклы, и в этом случае единство цикла возникает не столько из их тематической близости, сколько из единства проблемы.

Этнографический очерк представлен в двух формах - "документальной" (или публицистической) и художественной. Документальность этнографического очерка проявляется в воспроизведении характерных фактов и явлений в том виде, в каком они существуют в самой действительности.

В художественном этнографическом очерке специфическим предметом изображения обычно является уклад жизни той или иной среды, нравы в широком смысле этого слова, то есть устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. В нем акцентируется внимание на изображаемых характерах, "статике" их бытия, а не развитии. Очерковый этнографический сюжет повествует о таких событиях и действиях персонажей, которые «раскрывают» жизнь описываемого этноса. Эти действия сами собой не создают, как правило, каких-либо принципиальных противоречий между героями и не разрешают тех конфликтов, которые все же иногда обрисовываются в очерковом сюжете. Событийность такого сюжета - это событийность всевозможных случайных встреч, приездов и отъездов и т. п. Подобную же функцию изображения бытия и характеров в их "статике" имеют в этнографическом очерке и собственно описательные элементы, играющие в нем более значительную роль, чем, к примеру, в повестях и романах. Во всех этих особенностях художественный этнографический очерк близок к тому виду рассказа, в где интриги и коллизии лишены остроты, а развитие сюжета - внешней динамики и напряжения.

Обрисованная разница в исходных творческих задачах очеркистов рождает у них желание различного воплощения всех остальных компонентов очерка — сюжета, композиции, языка, образа героя и автора. Свойственное одной структуре очерка не свойственно другой его структуре.

Так, с одной стороны, это может быть прямой, страстный публицистический анализ «врасплох захваченных впечатлений» окружающей жизни. С другой — та же, может быть, идейная непримиримость выражена в форме, в которой отсутствуют элементы прямой публицистики. Насыщение публицистической мыслью в этом случае дано в очерке не прямо: оно составляет как бы его подтекст, очерк выступает в виде картины. У автора имеется полное право реализовать такой метод отбора материала для типизации, при котором черты, наблюдаемые в разных объектах, соединяются в единый индивидуальный образ. Чаще всего эта возможность представлена автором читателю.

Этнографический очерк представляет собой малую литературную форму. Это преимущественно прозаический жанр, развивающийся в документальной и художественной формах.

Несомненно, все живое многообразие очерков прошлого и настоящего не замыкается со всей определенностью в строгие рамки классификации. Литературные жанры, а тем более виды внутри жанра не отделены друг от друга непереходимым барьером. Идет тесное соприкосновение и взаимовлияние, а иной раз переход из одной формы в другую, из одного вида в другой. Наблюдая самые разнообразные этнографические очерки, невольно приходишь к заключению, что чрезвычайно важно определить исходную творческую позицию, ибо именно она часто рождает различие по всем структурным линиям.

Дело в том, что перед очеркистом не всегда стоит задача откликнуться на происходящие события, выдвинутые движением времени в качестве точно очерченных объектов наблюдения и исследования, создать строго документальный, как мы говорим теперь, очерк. Очерковая работа характеризуется объемностью: от писателя-очеркиста требуется непосредственный отклик на события, с одной стороны, и, с другой — умение на основе наблюденного социального быта, обобщив факты, выдвинуть стержневые для времени жизненные типы и на них строить свой очерк.

Конечно, в исторических рамках, очерченных темой нашего исследования, очеркисты писали не только о таких событиях, как то или иное стихийное бедствие, голод, война, человеконенавистнические судебные процессы, появление той или иной «реформы». Были и такие этнографические очерки, ставившие прямой задачей создание таких типических образов людей, их быта, нравов, сквозь которые просвечивали бы и анализ, и оценка исторического момента. Поэтому писатель обращается к очерковому жанру этнографического характера тогда, когда он хочет, сохраняя художественную форму, исследовать, проанализировать публицистическую проблему. Решает свои задачи очеркист не количественным увеличением «процента» публицистики в этнографическом очерке, а органической насыщенностью образов публицистической мыслью, стремящейся к смелому публицистическому анализу и выводу и нашедшей свое выражение в ярком, образном, точном и весомом слове.

Художественность в этнографическом очерке проявляется в том, что факт в нем важен и сам по себе, и как исходный момент. Он — как и в любом художественном произведении — материал для создания образов. Так, если взять любой очерк, описанный нами выше, выделить его фактический материал, то можно заметить, что не ему, этому материалу, подчинено все содержание очерка — фактический материал является как бы подсобным для создания очеркового образа.

Факты в этнографическом очерке осмысливаются через образы. Несомненно, и публицистическая статья, и информация, и корреспонденция могут по-своему «впечатлять» яркостью и содержательностью фактического материала, который черпается журналистами из жизни. Однако от автора этнографического очерка зависит художественное осмысление действительности. Вследствие новизны, значительности и обилия фактического материала, нуждающегося в этом осмыслении, с особенной остротой стояла перед этнографическим очерком о Дагестане задача художественного совершенствования, ярких открытий.

На наш взгляд, большую творческую работу проделали очеркисты XIX века, чтобы наблюденное им в жизни истории, географии, общественного строя, народов Дагестана получило глубокое и выразительное, подлинно художественное отражение.

Итак, в художественном очерке факты получают новую жизнь. Именно поэтому, на наш взгляд, очерк выполняет эстетическую миссию художественного произведения. Особенность же очерка состоит в том, что публицистическая мысль в нем акцентирована и опирается на изобразительные моменты. Конечно, изобразительные моменты неотделимы в очерковом образе от публицистической трактовки, являются ее частью, а образ создается и тем и другим способом. Поэтому невозможно логически определить, что достигнуто изобразительными моментами, а что публицистическим комментарием.

В проанализированных художественных этнографических очерках есть образцы, где живая публицистическая мысль, стремясь к социологическим обобщениям и опираясь на факты, достигает сама по себе такой индивидуальной яркости, силы и выразительности, что легко доносит до читателя свой познавательный материал, будь это материал быта, науки или истории.

Публицистическая сила этих очерков создана стремительной, анализирующей, обобщающей и утверждающей мыслью автора, которая расширяет значение специального познавательного материала и делает очерк не только общедоступным, но даже общеобязательным для осмысления. Автор очерка выступает и как лирический герой, и одновременно как его герой-рассказчик, личность которого объединяет разрозненные звенья живой действительности, наблюдаемой им.

К документальному типу очерка принадлежит старейший тип очерка — путевой. На случайном для очеркиста жизненном материале никогда не вырастает значительное художественное произведение очеркового рода. Этот материал должен быть связан с опытом, интересами, той или другой жизненной страстью пишущего, его принципиальными общественными позициями. Казалось бы, путешествие со всеми своими случайностями предопределяет содержание очерка. Но это отнюдь не так. Построенный как непосредственный отклик на внешние впечатления, художественный путевой очерк всегда имеет свою «сверхзадачу», свою большую тему, свой единый образ. Путешествует очеркист большей частью по тем дорогам, на которых он рассчитывает найти ответы на волнующие его вопросы.

У писателей - очеркистов, чьи работы были нами проанализированы в диссертационном исследовании, не было стройной системы взглядов. И обращение их к жизни народа диктовалось не общим пониманием его роли в происходящей общественной борьбе, а большим запасом непосредственных, автобиографических наблюдений, только желанием привлечь внимание к тяжелому положению народа и тем помочь ему. Отсюда во многих очерковых произведениях В.Потто, Н.Дубровина, А.Зиссермана, если подходить к ним со строгими критериями творческой типизации так много «ненужностей». Эти «ненужности», однако, в своей совокупности составляли такую широкую картину народного горя и страданий, что она разоблачала объективно весь строй существующих социальных и политических отношений.

Изображение народного горя осуществляется в документальных очерках писателей за счет многочисленных подробностей повседневной жизни. В бытовом «обличье» являются у них и представители правящих и вообще господствующих кругов. Индивидуализация персонажей в их очерках максимальна. Отбирая и группируя собственно бытовые подробности, очеркисты передают с их помощью и свой идейный пафос. При этом они, не нарушая реалий жизни, заостряют внимание на интересующих особенностях жизни подбором большого количества однородных деталей или дублирующих друг друга ситуаций.

Активно разрабатывается в документальной очерковой литературе о Дагестане и речевая характеристика героев, к которой осталось равнодушно большинство очеркистов 1840-х годов. С этим связано и появление очерков в драматизированной форме. Новым элементом композиции образа становятся и пейзажные зарисовки, которых почти не знали «физиологи» 1840-х годов.

Во многом документальные очеркисты не обладали ни перспективностью мышления, ни умением группировать факты, необходимые для образования больших литературных форм. Они осуществляют нравоописание жизни дагестанского народа преимущественно в отдельных сценах и картинах. На фоне сюжетных повествований эти описания могли производить впечатление незавершенности, могли восприниматься «отрывочками» и «листиками», но в большинстве своем эти «листики», особенно у А.Зиссермана, отличались законченностью жанрового содержания и его воплощения в соответствующей ему «жанровой форме».

Представленные нами писатели создали ту массовую очерковую литературную «продукцию» о Дагестане, в которой очерк становится в гораздо большей степени, чем прежде, реалистическим. Очеркисты изображали социальные низы особняком, вне связей с общей системой социальных отношений. Но в жизни народа они выделяли и заостряли как основное ее типическое обстоятельство бедность, нравственную угнетенность и строили на этой основе особую социальную классификацию. Эта классификация способствовала воспроизведению повседневного быта и нравов в их обусловленности обстоятельствами более существенными, чем ближайшая среда или профессиональное положение. Писатели - документалисты как бы опрокидывали сословно-профессиональные перегородки и выводили очерк из тесных границ «физиологии».

Объединяя в своих очерках отдельные сцены и картины, Н. Дубровин прибегает иногда к помощи пейзажных обрамлений, а В. Потто широко использует «рассказчика». Но значительно чаще писатели ограничиваются либо элементарно развитыми единством времени и места (А.Зиссерман, Р. Фадеев), либо идут путем внешнего, чисто количественного наращивания сцен и картин, не всегда даже близких по теме (В.Потто).

На другой основе вырастают «обозрения» у А.Берже, который постепенно, в результате длительной творческой практики, осознал те возможности для объединения очерков, которые содержались в особой классификации изображаемых характеров. Его «Материалы для описания Нагорного Дагестана» вырастают из отдельных очерков, обнаруживших тенденцию к циклизации, а не в результате предварительного замысла, четко осознанного во всех его аспектах.

Живой отклик нашли в очерковых произведениях этнографического характера русских революционных демократов события, происходившие в Дагестане в первой половине XIX в.

Известную трудность для исследования их очерков составляет то, что революционные демократы, живя в условиях царского режима, не могли писать откровенно о том, что думали, к чему стремились, а высказывали свои мысли лишь иносказательно, приспосабливаясь к требованиям царской цензуры. Однако, даже в тех тяжелейших условиях самодержавного гнета, русские революционные демократы находили пути и средства выступить в защиту угнетенных царизмом нерусских народов. Таковы труды Н.Г.Чернышевского «Кормило кормчему» и «Знамение на кровле», Н.А. Добролюбова «О значении наших последних подвигов» и «Жизнь Магомета».

Резюмируя, следует отметить, что популярность этнографического очерка в XIX веке, объясняется, по меньшей мере, двумя моментами: во-первых, стремлением литературы к объективности и документальности, сближением искусства и науки и, во-вторых, изменениями в жанровой системе литературы, поисками новых литературных форм, которые, не будучи стесненными жанровыми канонами, могли бы отражать меняющуюся действительность пореформенного периода. Реалистической литературой XIX века были осознаны этнографические возможности документальных жанров, их значительность и историческая необходимость. Становление реализма, задачи художественного освоения действительности,

149 стоящие перед литературой, выдвигали новый тип писателя, который бы активно вторгался в самые животрепещущие проблемы современности, требовали новых литературных форм, не связанных строгими жанровыми канонами. Таковым стал этнографический очерк, его форма позволяла вместить все многообразие народной жизни. Гибкая природа этнографического очерка, его оперативность позволяли писателям-публицистам откликаться на животрепещущие вопросы времени. Жанр этнографического очерка наилучшим образом подходил для ознакомления читателя с «различными частями беспредельной и разнообразной России, которая заключает в себе столько климатов, столько народов и племен, столько вер и обычаев, и которой народонаселение представлено такой огромной массой. В этнографических очерках, создавалось художественное исследование разнообразных сторон народной жизни.

 

Список научной литературыАбдурагимова, Варвара Александровна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Die Lesghier, ein Kaukasusvolk, «Neue allgemeine geographische und statistische Ephemeriden», 15, 1825.

2. Sur l'etat actuel des Lesguis, peuple caucasien (Communique par un officier russe & un voyageur fransais)// Nouvelles annales des voyages, de la geographic et de l'histoire.- 1824.-№6.

3. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года).-Махачкала, 1999.-Ч.1.

4. Абрамович Г.В. Введение в литературоведение. М., 1965.-421с.

5. Аджиев A.M. Дальние дороги песни: Заметки о кумыкском героическом эпосе.-Махачкала, 1977.-71с.

6. Аджиев A.M., Хидирова Э.С. Лермонтов и Дагестан.-Махачкала, 1999.

7. Азадовский М.К. Страницы истории декабризма.- Иркутск, 1992.-Кн.2,-428с.8. АКАК.-1Х.-№252

8. Амиров Г.М. Среди горцев Северного Кавказа.-Тифлис, 1893.-Вып.6.-23с.

9. Ю.Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза.1. Критика.-М., 1953 .-528с.11 .Бахтамов И., Чирка или аул Чиркей // Кавказ.- 1863.- № 29—30.

10. Белинский В.Г. Поли, обр.соч. -М.Д954.-В 12 т.- T.V, 10.

11. Берг Л.С. Очерки по истории русских географических открытий,- М.-Л., 1949.-470с.

12. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью // Отечественные записки.-1844.-№4.

13. Берже А. Краткий очерк путешествия по Дагестану//Кавказ.-1857.-№3.

14. Берже А. П. Материалы для описания Нагорного Дагестана.- Кавказский календарь,-1859.-№6.

15. Берже А. Прикаспийский край //Кавказский календарь.- 1857.-№8.

16. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.-М.,1973.-283с.

17. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. -М., 1823.-Ч.2.

18. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. -М., 1823. -Ч.2.-143с.

19. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля.-М-Л.Д939.-83с.

20. Васильев М.А. Декабрист А.А.Бестужев как писатель-этнограф// Научно-педагогический сборник,- Казань, 1926.-Вып. 1.

21. Ведениктов М., Взгляд на кавказских горцев// Сын отечества.- 1837.

22. Вейденбаум Е.Г. Кавказские этюды. Исследования и заметки,- Тифлис, 1901.-250с.

23. Венюков М., Очерк пространства между Кубанью и Белой// Записки Русского Географического общества,- 1863,- 2.

24. Венюков М.И. Примечания к будущей истории наших завоеваний в Азии //Колокол.-1867,- 1 авг.

25. Вердеревский Е., Дункель-Веллинг Н. Шамиль в Париже и Шамиль поближе// Кавказ. 1855.

26. Винарадов Б.С. Кавказ в русской литературе 30-х годов XIX века. -Грозный, 1966.-73с.

27. Гаджиев А.Д. «Путешествие в Арзрум» А С. Пушкина и русская очерковая проза второй половины 20-30-х годов XIX в.-М, 1973.-148с.

28. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана.-М., 1965.

29. Галин Б. Чувство времени // Правда. 1948. - 25 авг.

30. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс: вопросы истории, теории, методологии.-Махачкала, 1990.

31. Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX в.).-М, 1999.-360с.

32. ГБА,- ф. 169,- карт.71,- д.20,- л.30.

33. Герцен А. Москва и Петербург //Колокол,- 1857.-№2.

34. Герцен А.И. Поли.собр.соч.- М.,1967.

35. Глушков Н.И. Очерк в русской литературе. Ростов, 1966.-69с.

36. Горбанев Н.А. Вершины русского романа Махачкала, 2001.

37. Горький М. Соб.соч.в 30 т.-М., 1953.-Т.25.-412с.

38. Гуминский В.М. Открытие мира, или «Путешествия и странники».-М., 1987.-268с.

39. Добролюбов Н.А. Жизнь Магомета // Современник.-1858,

40. Добролюбов Н.А. Поли, собр.соч., Т.1.

41. Добролюбов Н.А. Полн. собр.соч., Т.З.

42. Добролюбов Н.А. Полн. собр.соч., Т.4.

43. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе// Санкт-Петербургские ведомости.-1885-1886гг.

44. Дубровин Н.Ф. Обзор войн России от Петра Великого до наших дней,-СПб, 1892. 4.4., Кн.2.

45. Жуковский В.А. Сборник стихотворений.-М.,1987.-66с.

46. Журбина Е. М. Искусство очерка. М., 1957.-96с.

47. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров.-М., 1969.-532с.50.3иссерман А. Десять лет на Кавказе // Современник,-1859.-№11.51 .Зиссерман А. Очерк последних военных действий на восточном Кавказе // Современник.-1860.-№3.

48. Зорин А. Кормя двуглавого орла: литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII- первой трети XIX в.-М., 2001 .-416с.

49. Зубарев Д., Поездка в Кахетию, Тушетию, Пшавию, Хевсурию и Джаро-Белаканскую область // Русский вестник 1841,- 6.

50. История, география и этнография Дагестана, XVIII—XIX вв., Архивные материалы / Под ред. М. О. Косвена и Х.-М. Хашаева,- М., 1958.-619с.

51. Кавказ. Справочная книга сторожила. Общий очерк. Населенные пункты и дороги.- Тифлис, 1889.-418с.

52. Кавказская жизнь: Художественно-литературный сборник,- Тифлис, 1896.-Кн.1.-72с.

53. Капиева Н.В. Кавказ в русской поэзии XIX в.- Махачкала,1947.

54. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.-622с.

55. Ковалевский К. Очерк// Газетные жанры. М., 1955.

56. Козубский Е. История города Дербента// Кавказский календарь. -1905.-№4.

57. Козубский Е. История Дагестанского конного полка. Темир-Хан-Шура.1909.

58. Кольцов М. Писатель в газете. М., 1961.-32с.

59. Комаров А., Адаты и судопроизводство по ним.- 1868.-ССКГ.-№1.

60. Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке//Кавказский этнографический сборник.-1955.-Вып.1.-374с.

61. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа.-М.,1961 -634с.

62. Костемеревский И.С. Опыт распространения русской грамотности среди аварцев//Кавказ. -1858,- 25 мая.

63. Костемеревский И.С. Петровское// Кавказский календарь. -1956.- №15.

64. Костемеревский И.С. Салатавия //Кавказ. -1958.-№18.

65. Костемеревский И.С. Темир-Хан-Шура// Кавказ.- 1958.-№21.

66. Котрелев Н. Восток в записках европейского путешественника. М., 1974,-490с.

67. Краткая литературная энциклопедия. -М., 1968-318с.

68. Литературный энциклопедический словарь/Под ред.В.М. Кожевникова, П.А. Николаева.-М, 1987.

69. Лобанов-Ростовский М. Б. Кумыки, их нравы, обычаи и законы //Кавказ.-1846.

70. Магомедов P.M. Россия и Дагестан. Страницы истории,- Махачкала, 1987,-281с.

71. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана,- Махачкала, 1984.-219с.

72. Марлинский А. Полное собрание сочинений. СПб, 1838,- Т.2

73. Михайловский Н. К. Обзор научных статей в печати// Книжный вестник-1865-№17.

74. Нарежный В. Т. Романы и повести,- СПб., 1836. т. VI.

75. Неверовский А. А. Краткий взгляд на Северный и Средний Дагестан в топографическом и статистическом отношениях//Военный журнал.- 1847.

76. Огарев Н. Комиссия для составления положений// Колокол.-1859.-№54

77. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1993.

78. Очерки истории Дагестана. В2-х т.-Махачкала, 1957.-И.2.-623с.

79. Пасербский А., Закатальский округ// Кавказ,- 1864,- № 48.

80. Пасербский А., Очерк Закатальского округа// Кавказский календарь,- 1866.

81. Петухов П., Очерк Кайтаго-Табасаранского округа (В Южном Дагестане)// Кавказ,- 1867,-№12.

82. Полевой Б. Очерк в газете. М., 1953.-48с.

83. Поспелов Г. Н. Теория литературы. -М. 1940.-112с.

84. Потто В. Возникновение мюридизма и Кази-мулла// Военный сборник,-1878.-№4.

85. Потто В. Дагестан в эпоху начала мюридизма//Военный сборник.-1884.-№6

86. Потто В. Из записок кавказца (восемь лет в Кюринском укреплении). Оттиск из «Военного сборника».-Т.77.-Отд.1.

87. Потто В. Начало борьбы с мюридизмом, Койсубулинская экспедиция. //Военный сборник.-1885.-№4.

88. Потто В. Чир-Юрт в рассказах старых нижегородцев// Военный сборник.-1856.-№2.

89. Раболи Т. Литература путешествий.-М., 1979.-89с.

90. Розен А. Е. Записки декабриста. СПб., 1907.-85с.

91. Романовский, Кавказ и Кавказская война. Публичные лекции, читанные в зале Пассажа в 1860 году.- СПб., 1860.-44с.

92. Салтыков-Щедрин М.Е. Поли. собр. соч. Л., 1935. -Т. VIII.-31.8с.

93. Свистунова А.И. Деятельность русской интеллигенции в Дагестане (вторая половина XIX- начало XX вв.).- Махачкала, 1968.-37с.

94. Семенов Н. Очерки народных обычаев кумыков Теркской области // Теркский сборник. -1892. -№2.

95. Симкин А. Искусство публицистики.-Алма-Ата, 1966.-73с.

96. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе.-М., 1963.-56с.

97. Смирнов Н.А. Характерные черты идеологии мюридизма.-М.,1956.-49с.

98. Соллогуб В. Кавказ в восточном вопросе. //Кавказ,- 1856.-№7

99. Соллогуб В. Несколько слов о начале кавказской словесности //Кавказ.-1855,-№1.

100. Соллогуб В. Очерк Кавказа//Кавказ.- 1852.-№2.

101. Соллогуб В.А. Сочинения графа В. А. Соллогуба//Современник,- 1857.

102. Суровцев Ю. Очерк это публицистика // Литературная газета. - 1957. - 25 апр.

103. Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов,-М., 1963.-219с.

104. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений,- М., 1936,- т. VI.

105. Трунов Д. Дорога к свету. Махачкала, 1962.-351с.156

106. Ю.Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX в.-М.Д960.-569с.111 .Хализев В.Е. Теория литературы.-М., 1999

107. Ханмурзаев Г .Г. Дагестанская тема в русской литературе XIX в. Проблема характера,- Махачкала, 1987.-78с.

108. ПЗ.Ханмурзаев Г.Г. Русские писатели XIX в. о Дагестане.-Махачкала, 1988.-127с.

109. Хидирова Э.С. Дагестанский фольклор в иноэтническом восприятии: историко-функциональные аспекты в русской художественной публицистической и научной литературе XIX в.-Махачкала, 2001 -200с.

110. ЦГВИА.- д.ВУА,- д.6443.-л.4.116.ЦГИАГ,- ф2.-д.392.-л.24.

111. Шадури В. Русские писатели о Грузии.-Тбилиси,1948.-48с.

112. Шихалиев Д.М. Рассказ Кумыка о кумыках //Кавказ,- 1848.-№39-44

113. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII в и первой половины XIX в.-М.,1964.-269с.

114. Юсуфов Р.Ф. Проблема национальных культур у русских романтиков 2030-х годов XIX века,- Махачкала, 1968.-137с.

115. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX в. и национальная культура,- М., 1970,- 423с.