автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Эволюция духовных традиций российского воина

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Кокоев, Михаил Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Эволюция духовных традиций российского воина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция духовных традиций российского воина"

На правах рукописи

КОКОЕВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ £ 7 №

ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ

РОССИЙСКОГО ВОИНА: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ставрополь - 2009

003475835

Диссертация выполнена на кафедре политологии и социологии ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

доктор философских наук, профессор Г)риценко Галина Дмитриевна

доктор философских наук, профессор Калинин Борис Александрович

кандидат философских наук Клименко Андрей Михайлович

Новочеркасское высшее военное командное училище связи (военный институт) имени Маршала Советского Союза В.Д. Соколовского

Защита диссертации состоится 8 сентября 2009 года в 11.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций

Д 212.256.06 при Ставропольском государственном университете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корп. 1а, ауд. 416.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставропольского государственного университета.

Автореферат разослан 6 июля 2009 г.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Ученый секретарь совета по защите докторских и кандидатских диссертаций

Е.А. Сергодеева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Российское общество рубежа XX-XXI веков переживает сложный переходный период в своей истории, характеризующийся глубокими и противоречивыми социокультурными трансформациями, одним из проявлений которых является изменение роли духовных традиций в жизни общества. Глобализационные процессы, ориентированные на создание единого культурного пространства, приводят к постепенному стиранию различий между базовыми элементами традиционных культур разных народов, формированию усредненного тина духовности как общества в целом, так и отдельных социальных групп. В этих условиях особый научный интерес представляют проблемы сохранения и трансляции духовных традиций, поиска их истоков и выявления сущности.

Относительный духовный «вакуум» в российском обществе, дискредитация старых и отсутствие четко сложившихся новых духовных идеалов, ценностей осложнили решение задач, стоящих перед обществом, государством и армией в обеспечении национальных интересов Российской Федерации. В этой ситуации увеличивается число сторонников идеи возвращения к дореволюционным традициям русской армии и передовым традициям Советской Армии, целенаправленного совершенствования духовной стороны деятельности военнослужащих. Также наблюдается обеспокоенность общества и, прежде всего, офицерского состава состоянием духовно-нравственной обстановки в армии, проникновением в армейскую среду негативных ценностей и ориентации. Этот комплекс сложнейших социокультурных проблем духовной жизни российского общества и армии диктует необходимость его философского осмысления.

Актуальность исследования проблем эволюции духовных традиций российского воина в современных условиях обусловлена и той ролью, которую они играют в системе военной безопасности государства. Практика обеспечения такой безопасности в современных условиях свидетельствует о повышении роли в ней духовной составляющей. Однако тенденция роста значимости духовной сферы, с одной стороны, и понижение общего уровня духовной культуры, с другой - создают противоречивую ситуацию, влияние которой на духовную жизнь армии непредсказуемо. Возникает потребность в культурфилософском анализе современной духовной ситуации в армии.

Основные направления развития современного российского общества, отраженные в «Концепции национальной безопасности» и Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Феде-

рации на 2006-2010 гг.», актуализируют необходимость определения конкретных направлений воспитания у российских граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, что обусловливает значимость философского анализа роли духовных традиций в укреплении боеспособности современной Российской армии.

Таким образом, современная ситуация в духовной сфере Российской армии актуализирует изучение проблем эволюции духовных традиций российского воина, которое имеет научно-теоретическую и практическую значимость и определяет тему исследования.

Степень научной разработанности проблемы. На протяжении многих веиов интерес к исследованию воинских духовных традиций неуклонно рос и в настоящее время приобрел особое значение. Многогранность и мно-гоаспектность исследуемой проблемы нашли отражение в ее изучении различными научными направлениями.

Впервые осмысление сущности традиции было предпринято в философских системах Древнего Востока (Лао-цзы, Мо-цзы, Конфуций) и Древней Греции (Гераклит, Платон, Аристотель и др.). Теоцентричность средневековой философии обусловила формирование провиденциалистских взглядов на традицию (А. Аврелий, Ф. Аквинский и др.). В Новоевропейскую эпоху с развитием научных знаний в области этнографии, антропологии и археологии возникла потребность в сравнительном анализе традиций и обрядов различных народов и трактовке традиции как социально-психолошчесшш явления, под которым понимались коллективные, стереотипные действия, присущие конкретному сообществу людей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций и др.).

К началу XIX века в философии сложилось понимание универсальной исторической роли традиции, нашедшее отражение в работе И. Гердера «Идеи к философии истории человечества», в которой традиция выступала категорией философии истории и философии культуры.

конец XIX — начало XX веков характеризовался возникновением неоклассических и неклассических философских школ и направлений, вызвавших к жизни множество взглядов на природу и сущность традиции (Г. Гадамер, Э. Гуссерль, К. Поппер, М. Хайдеггер, К. Юнг и др.).

В отечественной философии сложилось несколько интерпретаций традиции. Так, одни ученые (А. Аксенова, В. Андреев, К. Ахметзянов, Ю. Давыдов, М. Кулажников, К. Сарингулян Ю. Сафронов и др.) традицию рассматривали как регулятивное явление, как закрепившиеся в обществе

нормы, установки, задающие конкретную программу поведения и пред-начертывающие определенный образец действий. Представители другой группы - В. Власова, Д. Володихин, А. Година, А. Лучанкин и др., - определяли традицию как способ специфических социальных связей индивидов и групп в обществе, реализующийся через групповые шаблоны деятельности. Третья группа исследователей: Л. Буева, Г. Салтыков, А. Сергеева,

A. Фирсова, Н. Юдина и др. — считали, что традиция выражает то, что в обществе характеризуется стабильностью, типичностью, повторяемостью. Исследователи четвертой группы (И. Барсегян, Л. Данилова и др.) понимали традицию как особую форму фиксации социальной информации в культуре.

Изучение духовных традиций связано с именами В. Аверьянова,

B. Кемерова^ В. Кутырева, В. Плахова, И. Суханова и др., которые интерпретировали традицию как порядок наследования, воспроизводящий в последующих поколениях социальный опыт, накопленный предшественниками.

Духовная традиция как феномен культуры, охватывающий все сферы жизнедеятельности человека, исследовалась Б. Ерасовым, С. Иваненковым, Э. Маркаряном, С. Эйзенштадтом и др.

Анализ воинских духовных традиций представлен в теоретических исследованиях К. Аксакова, К. Базилевича,. А. Брычкова, С. Булгакова, М. Драгом ирова, И. Ильина, С. Кесарева, А. Кривицкого, Г. Мазурова, В. Минера, А. Мусина, Р. Дрешшнга, В. Соловьева, С. Тюшкевича, А. Цветкова,

B. Эрна, Н. Яковлева и др.

Философское осмысление проблемы сущности и функций духовных традиций Российской армии содержится в исследованиях И. Грунтовского, М. Драгомирова, С. Корина, С. Соловьева, В. Стрельникова, А. Суворова, О. Сухомлинского, А. Яблонских и др.

К работам, в которых анализировались основные духовные традиции российского воинства, относятся труды Д. Волкогонова, К. Демидова,

C. Ивановой, И. Ильина, Б. Калинина, В. Лутовинова, И. Мешненю, С. Мозгового, Л. Рощина, П. Ольховского, О. Попова, В. Седых, В. Стрельникова и др.

Особое значение для исследования воинских духовных традиций представляют военно-теоретические разработки ученых Военного университета Министерства обороны РФ (И. Алехин, В. Гидиринский, В. Дудулин, П. Дроздонов, Б. Каверин, А. Крупник, П. Петрий, О. Рахимов, П. Чижик, В. Чугунов, О. Шевченко и др.).

Однако, несмотря на существующие в науке наработки по проблемам воинских духовных традиций, их эволюции, специальный культурфилософ-ский анализ данной проблематики в современных исследованиях не представлен в полной мере.

Таким образом, актуальность, степень научной разработанности определили содержание, структуру, объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы.

Объект исследования - духовные традиции как социокультурное явление.

Предмет исследования — преемственность и развитие воинских духовных традиций в Российской армии.

Цель диссертационного исследования — выявление особенностей современных духовных традиций воинов Российской армии.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

• рассмотреть эволюцию взглядов на духовную традицию в историко-философской ретроспективе;

• раскрыть сущность воинских духовных традиций и провести их типо-логизацию;

• проанализировать этапы становления и развития духовных традиций Российской армии;

• определить основные духовные традиции современною российского воина;

• раскрыть значение духовных традиций как фактора развития личности воина.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили произведения классиков мировой и отечественной философии (И. Гердера, М. Хайдеггера, К. Юнга), а также современных ученых (А. Крупника, П. Петрия, О. Рахимова), занимающихся изучением проблем генезиса воинских духовных традиций, аспектов взаимодействия армии и общества, что позволило определить наиболее значимые для современной Российской армии духовные традиции.

Непосредственной теоретико-методологической основой исследования является культурфилософский анализ, применение которого дало возможность раскрыть обусловленность содержания воинских духовных традиций особенностями социокультурной реальности.

С помощью сравнительно-исторического подхода изучена эволюция базовых воинских духовных ценностей, характеризующих духовный мир Российской армии. Применение междисциплинарного подхода, общефилософских методов - анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстрагирования, восхождения от абстрактного к конкретному - позволило провести комплексное исследование особенностей духовных традиций российских воинов в современных условиях.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

• предложена типологизация воинских духовных традиций, основанием которой выступает специфика духовной составляющей воинской деятель-

ности, проявляющаяся в воинской культуре и реализуемая в функциях данной деятельности; выделены военно-профессиональные и общекультурные группы традиций;

• на основе анализа национальных интересов, определяющих социокультурные особенности исторических периодов формирования российской армии, определены этапы становления и развития воинских духовных традиций в России: княжеский, царский, императорский, советский и современный;

• обосновано, что на современном этапе реформирования российского общества и армии наиболее востребованными становятся такие военно-профессиональные традиции, как воинская честь и совершенствование профессионализма, и такие общекультурные - как патриотизм и верность воинскому долгу;

• сделан вывод о том, что основными принципами возрождения базовых духовных традиций в современной Российской армии, способствующими возрастанию престижа воинской службы и формированию позитивного облика российского воина, являются: культуросообразность, преемственность, компетентность и гуманизм.

Положения, выносимые на защиту:

1. Военно-профессиональные воинские духовные традиции определяются реализацией духовной составляющей мобилизационно-побудитель-ной, консолидирующей, аккумулятивно-транслирующей функций воинской деятельности и проявляются в отечественной воинской культуре в качестве совершенствования профессионализма, воинской чести, верности присяге и боевому знамени, войскового товарищества, сознательной дисциплинированности, обучения на повышенном уровне трудностей. Общекультурные - это такие воинские духовные традиции, которые обусловлены духовной составляющей нормативно-регулятивной, коммуникативной и интегрирующей функций воинской деятельности и представлены в воинской культуре патриотизмом, верностью воинскому долгу, национальной и религиозной терпимостью, демократизмом, благородством во взаимоотношениях. Профессионализм, патриотизм, воинский долг и воинская честь выступают базовыми духовными традициями воина, детерминирующими содержание и набор таких традиций в каждой из групп.

2. Для выделения и обоснования этапов развития воинских духовных традиций России особое значение имеют те национальные интересы российского общества, которые защищались воинами в конкретный исторический период. Наиболее значимыми вехами в военной истории России

были княжеский (древнерусский), царский (московский), императорский, советский и современный этапы. Генезис и эволюция воинских духовных традиций наиболее рельефно прослеживается через базовые традиции.

3. Патриотизм на княжеском этапе становления воинских духовных традиций формируется как верность присяге князю, княжескому знамени («За брата, отца, князя и за Отечество»), В эпоху Московского царства патриотизм ассоциируется с объединительной идеей: «Москва — Третий Рим». Императорский период характеризуется формированием государственного патриотизма: «За веру, Царя и Отечество». Советская эпоха обусловила развитие у воинов Красной Армии патриотизма как беззаветной преданности социалистической Отчизне: «За Ленина, за Родину, за партию». Современный этап характеризуется приоритетностью тех идей патриотизма, которые способствуют возрождению России и ее армии: «Жить для России и умереть за Россию».

4. Профессионализм на княжеском этапе ассоциировался с безупречным выполнением княжеской воли, что отразилось в лозунге «Где твоя, княже, голова ляжет, там и свои сложим». В царский период - воспринимается как коллективизм, товарищеская взаимозаменяемость и взаимопомощь: «Страдати всем и битись до смерти». В императорскую эпоху профессионализм приобретет институциональное оформление и проявляется: а) в сознательной дисциплинированности: «Дисциплина - мать победы», б) постоянной боеготовности и предельной организованности: «Побеждать не числом, а умением», в) войсковом товариществе: «Сам погибай - товарища выручай», г) в гуманном отношении к пленнику: «Победителю прилично великодушие», д) обучении на повышенном уровне трудностей: «Тяжело в учении - легко в бою». На советском этапе профессионализм воспринимается как духовная стойкость, самоотверженность, высокая боевая подготовка. Для современного периода значимы глубокое разделение воинского труда, усложнение его содержания, повышение требований к профессиональным качествам и специальной подготовке как выражения профессионализма.

5. Становление-воинского долга на княжеском этапе связано с восприятием его как способности к самопожертвованию, как символа чести и славы: «Лучше быть убитым, чем плененным», «Со щитом или на щите»; в царский период долг рассматривался в качестве общественно-государственной обязанности; на императорском этапе — как государственная воинская повинность; в советский период — как морально-политическая обязанность; на современном этапе воинский долг воспринимается как

социально-политическое право, предполагающее добровольный личностный выбор воинской службы, связанной с осознанной обязанностью преодолевать трудности и не отступать перед опасностью.

6. Воинская честь как духовная традиция зарождается на княжеском этапе и воспринимается как отождествление собственной чести с честью князя: «Ищущи себе чести, а князю славы». На царском этапе как этапе «собирания русских земель» воинская честь ассоциировалась с героической смертью: «Лучше честно умереть, нежели с бесчестием жити». В императорскую эпоху воинская честь понимается как то, что «не терпит и не выносит никакого пятна». Сущность воинской чести в советский период нашло отражение в понятии: «Честь - святыня воина». На современном этапе воинская честь основывается на внутреннем побуждении к благородным и мужественным поступкам: «Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость».

7. В условиях реформирования Российской армии, введения контрактной службы, использования новых видов боевой техники с особой остротой актуализируется востребованность базовых духовных традиций. Их возрождение обеспечивается принципами культуросообразности, гуманизма, преемственности и компетентности. Использование данных принципов способствует становлению особого типа личности воина как символа современной военной профессии, функционирующего на основе взаимопроникновения и взаимообусловленности общекультурных и военно-профессиональных духовных традиций.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут способствовать расширению предметного поля философии культуры и приращению нового знания о духовных традициях в целом и воинских духовных традициях, в частности.

Материалы диссертационного исследования могут быть применены в практической деятельности органов государственной власти, общественных организаций, средств массовой информации при формировании положительного образа российского воина и в организации патриотического воспитания среди подрастающего поколения.

Отдельные положения и выводы работы могут использоваться в учебно-воспитательном процессе в военных вузах при разработке и чтении специальных курсов по философии, философии культуры, культурологии.

Апробация исследования. Диссертационная работа обсуждена на кафедре политологии и социологии Ставропольского государственного

университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные результаты и выводы диссертационного исследования, представлены в выступлениях на ряде конференций, в частности: на II Международном культурологическом конгрессе «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (г. Санкт-Петербург, 2008 г.); VII и VIII межвузовских научно-практических конференциях «Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития современного общества в России» (г. Ставрополь, 2007 г., 2008 г.).

Основные теоретические положения диссертации апробированы при подготовке и проведении лекционных занятий по философии с курсантами Ставропольского военного института связи ракетных войск.

Основные положения и выводы диссертации отражены в 5 публикациях общим объемом 2,9 пл., в том числе в одной работе, опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией. ,

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух гаав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 190 источников, в том числе 3 - на иностранных языках. Общий объем работы - 164 страницы машинописного текста. ,

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируется цель и задачи работы, раскрываются элементы научной новизны, излагаются основные положения, выносимые на защиту, описываются теоретико-методологические основы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость работы, освещается ее апробация:

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования духовных традиций российского воина», состоящей из трех параграфов, анализируются основные теоретико-методологические подходы к определению духовных традиций, анализируются сущность, основные функции и классификации воинских духовных традиций, а также определяются основные этапы становления и развития духовных традиций российского воинства.

. Первый параграф «Развитие представлений о духовных традициях в истории философской мысли» включает теоретические обобщения понятия «духовная традиция» в историко-философской ретроспективе.

Проблема традиции возникает в науке вместе со стремлением человека осознать место и роль в общественной практике устойчивых, передаваемых от поколения к поколению элементов материальной и духовной жизни общества. Традиция как общенаучная категория не имеет однозначного определения, но вместе с тем может быть определена как характеристика самоорганизующихся и саморегулирующихся (автономичных) подсистем человеческой деятельности и связанного с ними социокультурного опыта, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения.

Первые шаги в осмыслении традиции относятся к древневосточной философии, когда исследовались не только проблемы традиции и традиционности, но и были предприняты философские размышления о соотношении традиции и инновации (Лао-цзы, Мо-цзы, Конфуций и др.). В эпоху античности формируются представления о традиции как неком идеальном образовании (Гераклит, Платон, Аристотель и др.). В. средневековье в связи с распространением ггровиденциалистского понимания общественных процессов традиция как автономное явление отрицается и рассматривается как результат божьего провидения (А. Аврелий, Ф. Аквинский и др.).

Понимание традиции в философии Нового времени базируется на историческом подходе, согласно которому традиция определялась как социально-психологическое явление, под которым понимают коллективные стереотипные действия, присущие конкретному сообществу людей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций и др.).

К началу XIX века в европейской культуре традиция приобрела статус категории философии истории, философии культуры.

Рубеж Х1Х-ХХ веков ознаменовался возникновением множества неоклассических и неклассических философских школ и направлений, вызвавших к жизни разнообразие взглядов на природу и сущность традиции. В частности, К. Юнг определял традицию как трансцендентальные принципы, запечатлевшие жизненный опыт общества. Понимание традиции в качестве устоявшихся осознанно или неосознанно принципов поведения предложил Э. Гуссерль.

В параграфе отмечается, что в отечественной науке сложилось несколько направлений, по-разному интерпретирующих традицию:, 1) традиция как норма, установка, задающие конкретную программу поведения (А. Аксенова,

Ю. Давыдов, М. Кулажников, Ю. Сафронов и др.); 2) традиция как способ специфической социальной связи индивидов и групп в обществе, реализующийся через воссоздание ими групповых шаблонов деятельности (В. Власова, Д. Володихин, А. Година и др.); 3) традиция как информационная характеристика культуры, как особая форма фиксации социальной информации (И. Барсегян, Л. Данилова и др.).

Значительный вклад в развитие теории традиций внес Э. Маркарян, который под традицией понимает стереотипизированный социальный опыт, аккумулирующийся и воспроизводящийся посредством пространственно-временной трансмиссии в различных человеческих коллективах. Вслед за Э. Маркаряном, С. Эйзенштадт рассматривает традицию в качестве явления, охватывающего все способы фиксации, передачи и воспроизводства культуры, неотъемлемого элемента любой социальной культуры; Б. Ерасов — своеобразного механизма, обеспечивающего сохранение прошлых образов через устранение или ограничение новшеств как отклонений; Ю. Левада — механизма воспроизводства культуры или социальных, политических инстшутов, при котором поддержание последних обосновывается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом.

При рассмотрении понятий духовной традиции в работе подчеркивается их многообразие. Особую научную ценность имеют следующие определения духовных традиций: А. Кривицкого, который под духовной традицией понимает духовный комплекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем; С. Хомутцова, с точки зрения которого духовная традиция есть единство проявляемых и непроявляемых аспектов социального функционирования духовной культуры общества, включающих всю совокупность востребованных духовных ценностей и идеалов, транслируемых в межпоколенном пространстве; Д. Володихина, определяющего духовную традицию как существующее внутри любой цивилизации невидимое внематериальное ядро - сверхценность, - включающее объяснение смысла жизни и для отдельного человека и для целого народа

В заключение делается вывод о том, что рассмотренные подходы к определению традиции и духовной традиции дают возможность рассматривать духовную традицию как совокупность исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение общественно-признанных и жизненно-необходимых для общества ценностей, идеалов, ориентиров, установок, этических норм и правил, регулирующих жизнедеятельность человека; как универсальную форму фиксации, закрепления и избиратель-

но го сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также как универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах.

Во втором параграфе «Сущность и типологизация воинских духовных традиций» анализируются воинские духовные традиции через рассмотрение их сущности, основ типологизации и видов.

Воинские духовные традиции — это разновидность духовных традиций, формирующихся в результате функционирования духовной составляющей воинской деятельности и проявляющихся в воинской культуре. Духовные традиции российских воинов являются показателем духовно-нравственных ориентиров Вооруженных Сил России. На формирование воинских духовных традиций оказывают влияние такие факторы, как внешняя и внутренняя политика государства, уровень развития национальной культуры, этнические и конфессиональные ценности, самофункционирование Вооруженных Сил.

Основными признаками воинских духовных традиций являются следующие.

1. Преемственность, выступающая в качестве связующего звена между прошлым, настоящим и будущим и в большей степени отражающая чувство патриотизма российского воинства, вмещающая в себя действия, мысли, чувства, поступки предыдущих поколений воинов в борьбе с врагами Отечества. .

2. Устойчивость, проявляющаяся в закрепленности духовных традиций в определенной социокультурной среде, примером которой может служить воинская честь как духовная традиция, уходящая своими корнями к созданию регулярной русской армии и не позволяющая воинам вести себя недостойно в любой складывающейся ситуации как боевой, так и мирной.

3. Массовость распространения, закрепляющая в традициях интересы широких слоев населения. Примером могут выступать такие духовные традиции, как патриотизм, воля к победе, составляют основу жизнедеятельности любого воинского коллектива, независимо от вида и рода войск.

4. Высокая эмоциональность, обусловленная тем, что большинство воинских духовных традиций проявляются в предметно-ритуальном выражении, овеяны духом приподнятости и величия. К примеру, посвящение выпускников в офицеры, проводы в армию и другие сопровождаются возвышенными словами, обязательным исполнением Государственного Гимна, что способствует осознанию воинами особой государственной важности их труда и вдохновению их на ратное дело — защиту Отечества.

5. Социальная обусловленность, то есть зависимость от совокупности факторов общественного развития как объективных, так и субъективных. В частности, зарождение воинских духовных традиций напрямую обусловлено зарождением русской государственности, а дальнейшее их развитие во многом детерминировалось господствующей государственной политикой и идеологией. Например, патриотизм на княжеском этапе формируется как верность присяге князю, в эпоху Московского царства ассоциируется с объединительной идеей: «Москва — Третий Рим», в императорский период трансформируется в государственный патриотизм.

6. Аксиологичность духовных традиций российских воинов, проявляющаяся в том, что в любой духовной традиции закреплена значимая для личности и для общества ценность. Например, любовь к Родине на личностном уровне проявляется как любовь к «малой» Родине, а на общественном - как любовь к Отечеству.

На основе культурфилософского подхода к исследованию духовной составляющей воинской деятельности была предложена типологизация воинских духовных традиций. В качестве основания для типологизации выбрана специфика духовной составляющей воинской деятельности, определяемая характером тех идей, которые обусловливают сущность данных традиций.

Духовная составляющая воинской деятельности, направленная на формирование осознанной потребности в совершенствовании профессиональной компетентности для качественного выполнения боевых задач, обусловливает выделение военно-профессиональных духовных традиций.

К данной группе традиций относятся: профессионализм, воинская честь, воинская доблесть, жертвенное служение Родине, верность военной присяге, верность боевому знамени и защита его в бою, храбрость и героизм в бою, добросовестное отношение к изучению военного дела, взаимопомощь в боевой учебе, высокая воинская дисциплина, обучение на повышенном уровне трудностей, передача передового опыта, сохранение полковых реликвий, верность отечественному оружию, отдание почестей местам сражений и захоронений воинов и др.

Рсачизаци?! военно-профессиональных духовных традиций осуществляется через следующие специфические функции воинской деятельности: мобилизационно-побудитедьную, консолидирующую и аккумулятивно-транслирующую. Мобилизационно-побудитсльная функция направлена на воспитание личного состава на положительных примерах поведения воинов в бою. Консолидирующая функция способствует духовному единству

и сплоченности воинского коллектива при выполнении боевых задач. Аккумулятивно-транслирующая — выражается в накоплении профессионально-значимой компетентности для воспроизводства в последующей воинской деятельности.

Духовная составляющая воинской деятельности, направленная на обеспечение единства общества и армии, формирует общекультурные духовные традиции воинов. Среди общекультурных воинских духовных традиций выделяются: патриотизм, воинский долг, достоинство, национальная толерантность, религиозная терпимость, демократизм во взаимоотношениях, неукоснительное соблюдение уставных правил и требований воинского этикета, благородное отношение к женщине и др. Данные воинские традиции осуществляются в рамках реализации нормативно-регулятивной, коммуникативной и интегрирующей функций. Нормативно-регулятивная функция заключается в придании воинским духовным традициям свойства упорядочености, выступающего четким ориентиром воинского поведения в конкретном социуме. Коммуникативная функция проявляется в развитии межпоколенной преемственности моделей поведения, обеспечивающей нормативно-нравственные связи воинов и общества. Интегрирующая функция обращена на закрепление жизненно важных для воинского коллектива духовных традиций, вобравших в себя нравственные ценности воинского служения обществу и государству.

В заключение отмечается, что базовыми воинскими духовными традициями, составляющими ядро всех традиций армии и детерминирующими мотивы деятельности российских воинов, выступают патриотизм, воинский долг, воинская честь и профессионализм.

В третьем параграфе «Становление и этапы развития воинских духовных традиций России» рассматриваются культурно-исторические предпосылки возникновения духовных традиций российских воинов и определяются основные этапы их развития.

Духовные традиции российских воинов имеют глубокие исторические корни, опирающиеся на идеи защиты Отечества, органично вплетенные в специфику бытия российского общества и его армии. Воинские духовные традиции формируют и придают смысл воинской деятельности, ориентируя воинов на достижение поставленных задач.

Важное методологическое значение при анализе воинских духовных традиций имеет их периодизация. Выделение основных этапов становления и развития воинских духовных традиций России осуществлено на основе анализа воинских духовных традиций, обусловленных национальными

интересами, определяющими социокультурные особенности исторических периодов формирования российской армии. Формирование и развитие. духовных традиций российских воинов подчинено определенной внутренней логике, основу которой составляет социокультурное содержание исторических временных рамок. С опорой на данную логику выделены следующие основные этапы эволюции воинских духовных традиций: княжеский (древнерусский), царский (московский), императорский, советский и современный. ¡ . >

. Княжеский (древнерусский) этап - это период формирования Древнерусского государства и княжеского войска, состоящего из дружинников. Воинские традиции древнерусского воинства формируются на основе национальных интересов данного периода, выражающихся в потребности защиты и укрепления государственного суверенитета Киевской Руси. Главным неписаным законом дружинников стала идея «За брата, отца, князя и за Отечество!», которая обусловила формирование патриотизма, а также таких воинских духовных традиций, как воинский долг («Со щитом или на щите») и профессионализм («Где твоя, княже, голова ляжет, там и свои сложим»). На основе указанных традиций формируются духовные качества дружины: мужество, храбрость, дисциплинированность, патриотический дух. Значительное влияние на формирование воинских духовных традиций княжеского периода сыграло принятие православия. Православная вера, освещая самопожертвование человека, примиряя его со смертью, давая надежду на получение небесного венца в случае гибели на поле брани, способствовала формированию воинского духа («Лучше быть убитым, чем плененным»).

Царский (московский) этап как эпоха образования и укрепления русского централизованного государства и зарождения новой военной организации обусловил формирование национальных приоритетов, связанных с укреплением централизованной государственной власти, сохранением русского этноса, созданием постоянной армии и укреплением государственный границ. «Москва — Третий Рим» становится основной идеей этого периода, направленной на объединение русских земель вокруг Москвы. В тяжелых испытаниях, выпавших на долю русского народа в период «смутного времени», зарождались, укреплялись и наполнялись новым историческим содержанием воинские духовные традиции патриотизма, товарищества и взаимовыручки, воспитывающие в воинах такие духовные личностные качества, как храбрость, стойкость, выносливость, уверенность в правоте своего дела, которые нашли отражение в профессионально-этической установке «Страдати всем и битись до смерти».

На императорском этапе формирование воинских духовных традиций детерминировалось национальными интересами в укреплении могущества Российской империи, расширении и упрочении ее границ. Создание Петром I регулярной армии и флота обусловило необходимость выработки мер по повышению качества исполнения воинского долга: «В службе честь!» и формированию профессионализма на основе сознательной дисциплинированности «Дисциплина - мать победы», предельной организованности и боеготовности «Побеждать не числом, а умением», обучения на повышенном уровне трудностей «Тяжело в учении — легко в бою». Российская тосударственно-патриотическая идеология, представленная лозунгом «За веру, Царя и Отечество!», и многонацио-нальность российского, государства способствовали приданию патриотизму государственного статуса.

Воинские духовные традиции на советском этапе складывались под влиянием советской идеологии и социалистических ценностей. Борьба за идеи революции и новая система воинского воспитания, учитывающая революционную идеологию, обусловили необходимость формирования у красноармейцев революционного мужества, пролетарской солидарности и классовой непримиримости. На смену прежним идеологическим лозунгам пришел новый: «За Ленина, за Родину, за партию!». В этой связи патриотизм рассматривался как беззаветная преданность социалистической Отчизне и верность интернационализму. Великая Отечественная война породила так называемые фронтовые воинские духовные традиции — готовность умереть за советскую Родину, за социалистический идеал: «Стоять насмерть!» и «Ни шагу назад!». Указанные традиции способствовали активизации у советского воина самоотверженности, героизма, стойкости, мужества, интернационализма.

Специфика современного этапа развития воинских духовных традиций обусловлена сменой национальных приоритетов, связанных с формированием новых демократических идеалов и ценностей, преобразованием социально-экономической системы, переходом к профессиональной армии. Современные воинские духовные традиции - патриотизм, воинская честь, воинский долг и профессионализм - зиждятся на четырех ключевых нравственных понятиях: любовь к Родине, жертвенность^ самоотверженность, достоинство. Главным лозунгом современной Российской армии выступает: «Жить для России и умереть за Россию!». В заключение параграфа отмечается, что указанные воинские духовные традиций обусловливают формирование у современных воинов беззаветной любви к

Отечеству, сознательной воинской дисциплины, верности воинскому долгу и преданности героическим традициям.

Во второй главе «Особенност и современных воинских духовных традиций», состоящей из двух параграфов, анализируются основные духовные традиции современного российского воина, раскрывается их роль в развитии личности воина.

В первом параграфе «Основные духовные традиции современного российского воина» представлен анализ основных духовных традиций современной Российской армии.

В условиях трансформирующегося российского социума и радикального реформирования Российской армии наблюдается изменение иерархии воинских духовных традиций. Социально-экономическая нестабильность негативно сказалась на состоянии духовного мира российского воина. Деформация сознания и поведения значительной части россиян способствует снижению духовных возможностей по обеспечению военной безопасности государства. В современных условиях продолжают обесцениваться общепризнанные приоритеты военной службы, все больше нарастают процессы внутрилич постного отчуждения части военнослужащих от принадлежности к армии, флоту, поиск других способов и форм жизнедеятельности. Все эти обстоятельства актуализируют значимость таких воинских духовных традиций, как воинская честь и достоинство. Чувства чести и собственного достоинства как военно-профессиональные духовные традиции выступают; с одной стороны, формой проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности воина, его духовной культуры, а с другой — одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение военнослужащего в обществе. Воинская честь содержит ряд компонентов, среди которых: сознательное отношение к воинским обязанностям; верность данному слову; наличие у воина волевого настроя до конца выполнять свой профессиональный долг. Нравственная убежденность воина, внутреннее побуждение к благородным и мужественным поступкам обозначают верность воинской чести как одной из значимых духовных традиций современной армии.

Особенность современного этапа развития Российской армии - ее реформирование, главной задачей которого является качественное повышение обороноспособности страны за счет создания профессиональных Вооруженных Сил. Современные методы ведения войны требуют нового подхода к комплектованию армии, качественными характеристиками которой являются профессионализм, постоянная боеготовность, мобильность.

Одним из путей достижения целей реформирования Российской армии является введение военной службы по контракту. Однако в условиях социально-экономической нестабильности мотивами заключения контракта для определенной части контрактников становятся получение гарантированного денежного довольствия, обеспечение жильем, избежание безработицы и др. Усиление роли материальных мотивов в армейской среде не могут не сказаться на выполнении военно-профессиональных обязанностей, не может не привести к определенной девальвацию воинских духовных традиций, например воинского долга. Воинский долг как общекультурная традиция есть, прежде всего, внутренне принимаемое обязательство надежно защищать Родину, есть выражение внутренней, идейной убежденности в необходимости самоотверженно служить Отечеству, добросовестно изучать военное дело. Содержанием долга выступают осознанные воином политические, правовые или нравственные обязанности и конкретные требования к нему со стороны общества, государства, семьи и т.д. Суть воинского долга заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении безопасности государства, отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. Это означает, что становление профессиональной армии в России актуализирует востребованность воинского долга как нравственного атрибута воинской деятельности, нивелирующего негативные последствия роста материальных мотивов военной службы.

Распространение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в сфере учебно-боевой деятельности делает необходимым повышение уровня военно-профессиональной компетентности военнослужащих как способности осуществлять эффективную служебно-должностную деятельность, обусловленную высокой степенью освоения не только профессиональной, но и общечеловеческой духовной культурой. Профессионализм военнослужащего как духовная традиция характеризуется комплексом морально-психологических качеств, основополагающими из которых выступают компетентность, решимость, ответственность. Эти качества образуют триаду, без целостности которой невозможен реальный профессионализм.

В заключении делается вывод о том, что в современной российской действительности наиболее востребованными становятся воинская честь, воинский долг, профессионализм и патриотизм. Эти традиции образуют неразрывное единство, являющееся гарантией того, что предпринимаемые инновации в военной сфере легитимны и действенны. . ,

Второй параграф «Воинские духовные традиции как фактор развития личности воина» раскрывает -значение воинских духовных традиций в формировании современного облика российского воина.

Одной из приоритетных задач современной воинской деятельности является определение духовных ориентиров, формирующих мировоззренческую позицию личности военнослужащего.

В параграфе показано, что состояние духовной составляющей воинской деятельности в современной Российской армии представляет собой сочетание элементов позитивной и негативной направленности, причем в соотношении негативного - позитивного нередко доминирует первое, что является непосредственным показателем нестабильности и снижения эффективности функционирования системы духовных традиций Российской армии.

В этих условиях возникает насущная потребность в возрождении базовых воинских духовных традиций. Это возможно только на основе реализации принципов культуросообразности, гуманизма, преемственности и компетентности. Принцип преемственности обеспечивает неразрывную связь поколений через героическое прошлое и лучшие традиции российского воинства. Принцип культуросообразности предполагает учет в воинской деятельности особенностей национальной культуры и конфессиональных ценностей данного общества. Принцип гуманизма базируется на общечеловеческих ценностях и подразумевает уважение достоинства личности воина. Принцип комплексности, являясь интегральным принципом деятельности военнослужащих, обеспечивает целостность учебно-боевого процесса на высоком профессиональном уровне.

Использование данных принципов способствует становлению особого типа личности как символа современной военной профессии, которому свойственны способность к осуществлению успешной служебно-должно-стной деятельности как в привычных, так и нестандартных ситуациях; к осознанному исполнению воинского и гражданского долга; к уважению достоинства личности воина, не зависимо от звания и занимаемой должности, к исключению негуманных (неуставных) форм проявления служебных и межличностных отношений; к национальной и религиозной терпимости, верности героическому прошлому и лучшим традициям российского воинства.

Развитие личности военнослужащего на основе актуализации воинских духовных традиций предполагает глубокое осознание каждым военнослужащим содержания, сущности и значения духовной составляющей воинской деятельности; осознанное и устойчивое стремление к подражанию

лучшим представителям российского воинства; добросовестное отношение к учебе, к вотской службе, выполнению воинского и конституционного долга. Посредством духовных традиций консолидируется не только воинский коллектив, но и обеспечивается единство общества и армии. Это проявляется в беззаветной любви к Родине, готовности отдать свои силы для обеспечения ее безопасности и сохранения независимости.

Духовные традиции являются морально-психологическими установками современного воина. Отражаясь в его сознании, психологическая готовность к воспроизводству духовных традиций формирует у военнослужащего духовные качества, объективирующиеся впоследствии в его профессиональной деятельности.

В параграфе обосновано, что наиболее востребованными в современных условиях воинскими духовными традициями являются с точки зрения возрождения духовного облика личности воина как символа военной профессии патриотизм, воинский долг, профессионализм и воинская честь, актуализация которых возможна только на основе реализации принципов культуросообразности, гуманизма, преемственности и компетентности.

В заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективные направления дальнейшей разработки обозначенной в диссертации проблематики.

Ш. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Кокоев М.Н. Генезис духовных традиций российского воина // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 11. - С. 314-319.

2. Кокоев М.Н. К вопросу об особенностях формирования духовных традиций военнослужащих Российской армии // Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития современного общества: материалы VII межвузовской научно-практической конференции. - Ставрополь: Сервисшкола, 2007. — С. 152-155.

2. Кокоев М.Н. Традиция: к постановке проблемы // Культурное многообразие: от прошлого к будущему: тезисы докладов и сообщений. - СПб.: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. - С. 208-209.

4. Кокоев М.Н. Духовные традиции российских воинов: сущность, специфика и значение II Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития современного общества: материалы VIII межвузовской научно-практической конференции. — Ставрополь: Сервис-школа, 2008. - С. 192-197.

5. Кокоев М.Н. Воинские духовные традиции как фактор воспитания российских воинов // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов. - Вып. XVIII. - Ставрополь: Кавказский край, 2009. -С. 73-75.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кокоев, Михаил Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО ВОИНА.

1.1. Развитие представлений о духовных традициях в истории философской мысли.

1.2. Сущность и типологизация воинских духовных традиций.

1.3. Становление и этапы развития воинских духовных традиций России.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВОИНСКИХ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ.

2.1. Основные духовные традиции современного российского воина.

2.2. Воинские духовные традиции как фактор развития личности воина.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Кокоев, Михаил Николаевич

Актуальность темы1 исследования. Российское общество рубежа XX-XXI веков переживает сложный переходный период в своей истории, характеризующийся глубокими и противоречивыми социокультурными трансформациями, одним из проявлений'которых является изменение роли духовных традиций в жизни общества. Глобализационные процессы, ориентированные на создание единого культурного пространства, приводят к постепенному стиранию различий между базовыми элементами традиционных культур разных народов, формированию усредненного типа духовности как общества в целом, так и отдельных социальных групп. В этих условиях особый научный интерес представляют проблемы сохранения и трансляции духовных традиций, поиска их истоков и выявления сущности.

Относительный духовный, «вакуум» в российском обществе, дискредитация старых и отсутствие четко сложившихся новых духовных идеалов, ценностей осложнили решение задач, стоящих перед обществом, государством и армией в обеспечении национальных интересов Российской Федерации. В этой ситуации увеличивается число сторонников идеи возвращения к дореволюционным традициям русской армии и передовым традициям Советской! Армии, целенаправленного совершенствования духовной стороны деятельности военнослужащих. Также наблюдается обеспокоенность общества и, прежде всего, офицерского состава состоянием духовно-нравственной обстановки в армии, проникновением в армейскую среду негативных ценностей и ориентаций. Этот комплекс сложнейших социокультурных проблем духовной жизни российского общества и армии диктует необходимость его философского осмысления.

Актуальность исследования проблем эволюции духовных традиций российского воина в современных условиях обусловлена и той ролью, которую они играют в системе военной безопасности государства. Практика обеспечения такой безопасности в современных условиях свидетельствует о повышении роли в ней духовной составляющей. Однако тенденция роста значимости духовной сферы, с одной-стороны, и понижение общего уровня духовной культуры, с другой - создают противоречивую ситуацию, влияние которой на духовную жизнь армии непредсказуемо. Возникает потребность.в культурфилософ-ском анализе современной духовной ситуации в армии.

Основные направления'развития современного российского общества, отраженные в. «Концепции национальной безопасности» и Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», актуализируют необходимость определения*- конкретных направлений воспитания у российских граждан? высокого-патриотического сознания, верности Отечеству, готовности тс выполнению1 конституционных обязанностей, что обусловливает значимость * философского .анализа роли духовных традиций в укреплении боеспособности современной Российской армии.

Таким образом, современная ситуация в духовной сфере Российской армии. актуализирует изучение проблем эволюции- духовных традиций' российского воина, которое имеет научно-теоретическую и практическую значимость и определяет тему исследования.

Степень научной разработанности проблемы. На протяжении многих веков1 интерес к исследованию воинских духовных традиций.неуклонно рос и в настоящее время приобрел особое-значение. Многогранность и-мно-гоаспектность исследуемой проблемы нашли отражение- в ее изучении- различными научными направлениями.

Впервые осмысление сущности традиции было предпринято в философских системах Древнего Востока (Лао-цзы, Мо-цзы, Конфуций)1 и Древней Греции (Гераклит, Платон, Аристотель и др.) . Теоцентричность средневековой философии обусловила формирование провиденциалистских взгля

1 См.: JIao Цзы. Даодэцзин // Древнекитайская философия. - Т.1. - М., 1972; Конфуций. Люнь Юй («Беседы и высказывания») // Древнекитайская философия. — Т.1. - М., 1972.

2 См.: Гераклит. Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену города // Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989; Платон. Сочинения: В 3-х т. — Т. 3. -Ч. 2. - М., 1972; Аристотель. Сочинения: В 4-х т. - Т. 4. - М., 1984. дов на традицию (А. Аврелий, Ф. Аквинский и др.)1. В Новоевропейскую эпоху с развитием научных знаний в области этнографии, антропологии и археологии возникла потребность в сравнительном анализе традиций и обрядов различных народов и трактовке традиции как социально-психологического явления, под которым понимались коллективные, стереотипные действия; присущие конкретному сообществу людей (Ф. Бэкон, Т. Л

Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций и др.) .

К началу XIX века в философии сложилось понимание универсальной исторической роли традиции^ нашедшее отражение в работе И. Гердера «Идеи к философии истории человечества», в которой- традиция* выступала категорией философии истории и философии культуры .

Конец XIX - начало XX веков4 характеризовался возникновением неоклассических и неклассических философских школ и направлений, вызвавших к жизни множество взглядов на природу и сущность традиции (Г. Гада-мер, Э. Гуссерль, К. Поппер, М! Хайдеггер, К. Юнг и др.).

В; отечественной философии сложилось несколько интерпретаций' традиции. Так, одни ученые (А. Аксенова, В. Андреев, К. Ахметзянов, Ю. Давыдов, М. Кулажников, К. Сарингулян Ю. Сафронов и др.)4 традицию рассматривали как регулятивное явление, как закрепившиеся в< обществе нормы, установки, задающие конкретную программу поведения и предначертываю

1 См.: Thomae Aquinatis. Sumrna Teologica, II. I q. 106.a.4; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.

2 См.: Бэкон Ф. Сочинения: В 2-т. - Т.1. - М., 1977; Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. - Т. 2. - М., 1964; Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. - Т.З. - М., 1988; Гельвций К.А. Сочинения: В 2-х т. - Т. 1. - М., 1874.

См.: Гердер И. Идеи к философии истории человечества. - М., 1987.

4 См.: Аксенова А.Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - СПб., 2004; Андреев В.Ф. Современный этикет и русские традиции: хороший тон в доме и семье, этикет общения, деловой этикет. - М., 2005; Ахметзянов К.Г. Интегративная функция русской культуры: Автореф. дис. .канд. филос. наук. - Йошкар-Ола, 2005; Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. - Воронеж, 2004; Давыдов Ю.Н. Традиция в истории культуры. - М., 1978; Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции // Советская этнография. — 1991. - № 2; Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. - Ростов-на-Дону, 1992; Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. - М., 1990. щие определенный образец действий: Представители другой- группы - В., Власова, Д. Володихин, А. Година, А. Лучанкин и др.1, - определяли традицию как способ специфических социальных связей индивидов и групп в обществе, реализующийся через групповые шаблоны деятельности. Третья группа исследователей: Л. Буев а, Г. Салтыков, А. Сергеева, А. Фирсова, Н. Юдина и др. — считали^ что традиция выражает то, что в. обществе характеризуется стабильностью, типичностью, повторяемостью. Исследователи четвертой-труппы (И. Барсегян, Л. Данилова и др.) понимали традицию как особую форму фиксации социальной* информации в культуре.

Изучение духовных традиций связано с- именами В: Аверьянова, В. Кемерова, В. Кутырева, В: Плахова, И. Суханова и др.4, которые интерпретировали традицию как порядок наследования, воспроизводящий в последующих поколениях социальный опыт, накопленный предшественниками.

1 См.: Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская-этнография. -1999. - № 2. - С. 56-71; Власова В.Б. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. - Ml, 2003. - С. 174; Володихин Д.М: Традиция. Сила постоянства: Историко-философский феномен традиции. - М., 2004. - С. 236; Лучанкин А.И. Природа народных традиций: опыт философского осмысления- // Духовное производство и народная культура. - Екатеринбург, 2001*. - С. 289.

2 См.: Буева Л.П. Социальная сфера и-развитие личности // Комплексные проблемы человека. Секция «Философские проблемы человека». - Вып. I. - М., 1989; Салтыков Г.Ф. Традиции, механизм их действия и некоторые особенности в Китае. - М.,Л992; Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, ■ календарные обряды, подвижные праздники. -М., 2005; Сергеева А.В. Русские. Стереотипы поведения, традиции, менталь-ность. — М., 2004; Фирсова A.M. Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — Н. Новгород, 2005.

3 См.: Барсегян И.А. Традиция и коммуникация // Философские проблемы культуры. -Тбилиси, 1990; Данилова Л.В. Традиция как специфический способ социального наследования // Советская этнография. — 1991. — № 3.

4 См.: Аверьянов В.В. Традиция как преемственность и служение // Человек. - 200. — Вып. 2; Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. — М., 2001; Плахов В.Д. Традиции и общество / Опыт философско-социологического исследования. — М., 1982; Плахов В.Д. Традиции, их роль и место в общественных отношениях. - Л., 1990; Плахов В.Д. Западная социология XIX-XX вв.: от классики до постнеклассической науки. Эпистемологическое обозрение. - СПб., 2003; Социальная философия: Словарь / Сост. И ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - М., 2003; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М., 1976.

Духовная^ традиция как феномен культуры, охватывающий все сферы жизнедеятельности человека, исследовалась Б. Ерасовым, С. Иваненковым, Э. Маркаряном, С. Эйзенштадтом и др.1

Анализ воинских духовных традиций представлен в теоретических исследованиях К. Аксакова, К. Базилевича, А. Брычкова, С. Булгакова, М. Дра-гомирова, И: Ильина, С. Кесарева*, А. Кривицкого, Г. Мазурова, В. Минера, А. Мусина, Р: Дрейлинга, В. Соловьева, G. Тюшкевича, А. Цветкова, В. Эрна, Н». Яковлева и др.

Философское осмысление проблемы сущности и функций духовных традиций Российской армии содержится в исследованиях И. Ррунтовского,

1 См.: Ерасов Б.С. Социальная!культурология: В 2-ч. - М., 1994; Иваненков С.П. Традиция и будущее // Credo. - 1997. — № 1; Левада Ю.А. Традиция // Философская энциклопедия. -М., 1970. - Т. 5; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография: - 1981. - № 2; Маркарян Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США. - М'., 1992; Eisenstadt Sh.N. Frameworks of the Great Revolutions: Culture, Social Structure, History and Human Agency // International Social Journal. -1992.-V. 44.-№ 133.

2 См.: Аксаков K.C. Об основных началах русской истории // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге. — М., 1995; Базилевич К.В. История СССР от древнейших времен конца XVII века. - М., 1949; Брычков А. Православные традиции и " национальная безопасность России // Ориентир. - 2002. - № 9; Булгаков С.Н. Русские думы // Русские философы о войне. — М., 2005; Драгомиров М.И. Мысли старого офицера // Разведчик. - 1983; Дрейлинг Р: Военная психология как наука // Российский военный сборник. - 1997. - Вып. 13; Ильин И.А. О сопротивлении злу силой // Отечественная философская мысль Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге. -М., 1995; Кесарев С. Секретные герои // Сыны Отечества. - 1990. — № 26; Кривицкий А. Традиции русского офицерства. - М. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 3-х т. -М., 1995 -Т. 1; Мазуров Г.Г. Совесть, честь и ответственность военнослужащих // Ориентир. - 2002. - № 2; Минер В. Воинская символика и ритуалы в истории Российской армии и флота // Ориентир. - 2002. - № 6; Мусин А.Е. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. — СПб., 2005; Соловьев B.C. Немизида // Отечественная философская мысль Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге. - М., 1995; Тюшкевич С.А. Духовный потенциал великой победы и современность // Патриотизм народов России: традиции и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - М., 2003; Цветков А.Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицеров Вооруженных Сил (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1992; Эрн В.Ф. Меч и крест // Отечественная философская мысль Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге. — М., 1995; Яковлев Н. Дмитрий Донской // Исторический журнал. - 1942. — № 5.

М. Драгомирова, С. Корина, С. Соловьева, В1. Стрельникова, А. Суворова, О. Сухомлинского, А. Яблонских и др.1

К работам, в которых анализировались основные духовные традиции российского воинства, относятся труды Д. Волкогонова, К. Демидова, С. Ивановой, И. Ильина, Б. Калинина, В. Лутовинова, И. Мельченко, С. Мозгового, Л. Рощина, П. Ольховского, О. Попова, В. Седых, В. Стрельникова и др.

Особое значение для исследования воинских духовных традиций представляют военно-теоретические разработки ученых Военного университета Министерства обороны РФ (И. Алехин, В. Гидиринский, В. Дудулин, П. Дроздонов, Б. Каверин, А. Крупник, П. Петрий, О. Рахимову П. Чижик, В. Чугунов, О. Шевченко*и др.)3.

1 См.: Грунтовский И. Традиции офицерского корпуса Российской Армии // Ориентир. -2002. - № 4; Грунтовский И. Традиции офицерского корпуса Российской Армии // Ориентир. - 2002. — № 4; Корин С. Совесть, честь и ответственность военнослужащих // Ориентир. - 2003. - № 2; Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века // Социологические исследования. - 2003. - № 11; Яблонских А.А. Служение Отечеству как духовная

2 См.: Волкогонов Д.А. Советский солдат. - М., 1987; Демидов К.В. Нравственное превосходство над врагом - важный духовный фактор победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Духовный потенциал Великой Победы в современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. - М., 2003; Звезды мужества //Сборник документальных очерков. — М., 2002; Иванов В., Мозговой С. Национальный вопрос в военном строительстве: опыт отечественной истории и его использование в сплочении многонациональных коллективов // Ориентир. - 1998. — № 6; Иванова С Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. - Ростов-на-Дону, 2008; Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. - М., 1998; Лутовинов В., Карпов В. Патриотизм, верность воинскому долгу — неотъемлемые качества российского воина // Ориентир. -2000. - № 6; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России: Дис. .канд. филос. наук. - М., 1996; Попов А.Г. Философия воинский дисциплины. - М., 1997; Присягаем Отечеству: Отечество. Честь. Долг / Под общ. ред. В.Ф. Кулакова. — М., 1998; Ольховский П.Д. Воинское воспитание // Российский военный сборник. - М., 1997. - Вып. 13; Рощин Л. Наши воинские символы. - М., 1989, Седых В. Воинские ритуалы. - М., 1988; Стрельников В. Патриотизм — источник морального духа российского воина // Ориентир. - 2002. - № 7; Стрельников В. Офицерский корпус России: история становления и боевые традиции // Ориентир. — 2003. — № 4.

3 См.: Гидиринский В.И. Духовный мир личности советского воина: Автореф.: дис. д-ра филос. наук. - М., 1979; Дудулин В.В., Дроздонов П.А. Воспитание военнослужащих на боевых и воинских традициях // Военная мысль. — 2008. — № 7; Каверин Б.И., Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил: содержание и соотношение. - М., 2000; Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армии: Автореф. дис. д-ра филос. наук. -М., 2002; Петрий П.В. Победа советско

Однако, несмотря на существующие в науке наработки по проблемам воинских духовных традиций, их эволюции, специальный культурфилософ-ский анализ данной проблематики в современных исследованиях не представлен в полной мере.

Таким образом, актуальность, степень научной разработанности определили! содержание, структуру, объект, предмет, цель и задачи! диссертационной работы.

Объект исследования - духовные традиции как социокультурное явление.

Предмет исследования - преемственность и развитие воинских духовных традиций.в Российской армии.

Цель диссертационного! исследования - выявление особенностей современных духовных традиций воинов Российской армии.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

• рассмотреть эволюцию взглядов на духовную традицию в историко-философской ретроспективе;

• раскрыть сущность воинских духовных традиций» и провести их типо-логизацию;

• проанализировать этапы становления и развития- духовных традиций Российской армии;

• определить основные духовные традиции современного российского воина; го народа в Великой Отечественной войне как историческая духовная ценность // Философия освобождения: Материалы заседания Философского клуба / Коллективная монография. - М., 2005; О.Х.-А. Рахимов. - М., 1999; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития: Военно-теоретический труд. - М., 2002; Теория и практика воспитания военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации / Под общ. ред. И.А. Алехина. - М., 2003; Традиции офицеров Русской армии. - Жуковский. - Москва, 2004; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. - М., 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). - Монино, 1998; Шевченко О.В. Духовные традиции военнослужащих Российской армии и их проявление в современных условиях (социально-философский анализ): Дис. .канд. филос. наук.- М., 2004. ю . ' раскрыть значение духовных традиций как фактора развития личности воина.

Теоретико-методологическую: основу диссертационного исследования составили произведения классиков мировой m отечественной философии (И: Гердера, М. Хайдеггера, К. Юнга):; а также современных ученых (А. Крупника, ГГ. Петрия, О; Рахимова), занимающихся изучением проблем генезиса воинских духовных традиций, аспектов взаимодействия? армии и общества, что позволило определить наиболее значимые для современной Российской армии духовные традиции.

Непосредственной, теоретико-методологической:; основой; исследования является! культурфилософский анализ, применение которого дало возможность раскрыть , обусловленность содержания; воинских духовных традиций, особенностями социокультурной реальности.

G помощью сравнительногисторического подхода; изучена эволюция базовых воинских духовных, ценностей; характеризующих духовный? мир Российской армии. Применение, междисциплинарного подхода, общефилософских методов - анализа; синтеза, индукции; дедукции; абстрагирования;, восхождения- от абстрактного к; конкретному - позволило; провести комплексное исследование особенностейдуховных традиций российских воинов в современных условиях.

Научная новизна диссертационного исследования* состоит в следующем:

• предложена тилолошзация: воинских духовных традиций; основанием которой выступает специфика духовной1 составляющей воинской; деятельности, проявляющаяся* в воинской культуре и реализуемая в функциях данной деятельности; выделены военно-профессиональные и общекультурные группы традиций;

• на: основе анализа национальных интересов, определяющих социокультурные особенности исторических периодов? формирования российской армии, определены этапы становления и развития воинских духовных традиций в России: княжеский;, царский, императорский, советский и современный;

• обосновано, что-на, современном этапе реформирования российского общества и армии наиболее востребованными становятся такие военно-профессиональные традиции, как воинская честь и совершенствование профессионализма, и такие общекультурные - как патриотизм и верность воинскому долгу;

• сделан вывод о том, что основными принципами, возрождения базовых духовных традиций в современной Российской армии, способствующими возрастанию престижа воинской службы и формированию, позитивного облика российского воина, являются: культуросообразность, преемственность, компетентность и гуманизм.

Положения, выносимые на защиту:

1. Военно-профессиональные воинские духовные традиции определяются реализацией духовной составляющей мобилизационно-побудительной, консолидирующей, аккумулятивно-транслирующей функций, воинской деятельности и проявляются в отечественной воинской культуре в^качестве совершенствования* профессионализма, воинской чести, верности присяге и боевому знамени, войскового товарищества, сознательной дисциплинированности, обучения на повышенном уровне трудностей. Общекультурные -это такие воинские духовные традиции, которые обусловлены духовной составляющей- нормативно-регулятивной, коммуникативной и интегрирующей функций воинской деятельности и представлены в воинской культуре патриотизмом, верностью воинскому долгу, национальной и религиозной терпимостью, демократизмом, благородством во взаимоотношениях. Профессионализм, патриотизм, воинский долг и воинская- честь выступают базовыми духовными традициями воина, детерминирующими содержание и набор таких традиций в каждой из групп.

2. Для выделения и обоснования этапов развития воинских духовных традиций России особое значение имеют.те национальные интересы-российского общества, которые защищались воинами в конкретный исторический период. Наиболее значимыми вехами в военной истории России были княжеский (древнерусский), царский (московский), императорский, советский и современный этапы. Генезис и эволюция воинских духовных традиций наиболее рельефно прослеживается через базовые традиции.

3. Патриотизм на княжеском этапе становления воинских духовных традиций формируется! как верность присяге князю, княжескому знамени («За брата, отца, князя> и за Отечество»). В эпоху Московского царства патриотизм ассоциируется с объединительной идеей: «Москва - Третий Рим». Императорский период характеризуется формированием государственного патриотизма: «За веру, Царя и Отечество». Советская, эпоха обусловила'развитие у воинов Красной Армии патриотизма как беззаветной преданности социалистической Отчизне: «За Ленина, за Родину, за партию». Современный этап характеризуется приоритетностью тех идей' патриотизма, которые способствуют возрождению. России и ее армии: «Жить для России и умереть у за Россию».

4. Профессионализм1 на княжеском этапе ассоциировался с безупречным выполнением княжеской воли, что отразилось в лозунге «Где твоя; кня-же, голова ляжет, там и свои сложим». В царский период — воспринимается как коллективизм, товарищеская взаимозаменяемость и взаимопомощь: «Страдати всем иг битись до смерти». В императорскую эпоху профессионализм приобретет институциональное оформление и проявляется: а) в сознательной дисциплинированности: «Дисциплина - мать победы», б) постоянной боеготовности и предельной организованности: «Побеждать не числом, а умением», в) войсковом товариществе: «Сам погибай — товарища выручай», г) в гуманном отношении к пленнику: «Победителю прилично великодушие», д) обучении на повышенном уровне трудностей: «Тяжело в учении -легко в бою». На советском этапе профессионализм воспринимается как духовная стойкость, самоотверженность, высокая боевая подготовка. Для со» временного периода значимы глубокое разделение воинского труда, усложнение его содержания, повышение требований» к профессиональным качествам и специальной подготовке как выражения профессионализма.

5. Становление воинского долга на княжеском этапе связано с восприятием его как способности к самопожертвованию, как символа чести и славы: «Лучше быть убитым, чем плененным», «Со щитом или на щите»; в царский период долг рассматривался в качестве общественно-государственной обязанности; на императорском этапе - как государственная воинская повинность; в советский период - как морально-политическая обязанность; на современном этапе воинский долг воспринимается как социально-политическое право, предполагающее добровольный личностный выбор воинской службы, связанной с осознанной обязанностью преодолевать трудности и не отступать перед опасностью.

6. Воинская честь как духовная традиция< зарождается на княжеском этапе и воспринимается как отождествление собственной*чести с честью князя: «Ищущи себе чести, а князю; славы». На царском этапе как этапе «собирания русских земель» воинская-честь ассоциировалась с героической смертью: «Лучше честно умереть, нежели с бесчестием* жити». В императорскую эпоху воинская честь понимается как то, что «не терпит и не выносит никакого пятна». Сущность воинской чести в советский период нашло отражение в < понятии: «Честь - святыня воина». На современном этапе воинская честь основывается на внутреннем побуждении к благородным и мужественным поступкам: «Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость».

7. В условиях реформирования Российской армии, введения контрактной службы, использования новых видов боевой техники с особой остротой актуализируется востребованность базовых духовных традиций. Их возрождение обеспечивается принципами культуросообразности, гуманизма, преемственности и компетентности. Использование данных принципов способствует становлению особого типа личности воина как символа современной военной профессии, функционирующего на основе взаимопроникновения и взаимообусловленности общекультурных и военно-профессиональных духовных традиций.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут способствовать расширению предметного поля философии культуры,и приращению нового знания' о духовных традициях в целом и воинских духовных традициях, в частности.

Материалы диссертационного исследования* могут быть применены в практической деятельности органов государственной власти, общественных организаций, средств массовой информации при формировании положительного образа российского воина и в организации патриотического^ воспитания среди'подрастающего поколения.

Отдельные положения и выводы работы могут использоваться в учебно-воспитательном процессе в» военных вузах при разработке и чтении специальных курсов по философии, философии культуры, культурологии.

Апробация исследования;.Диссертационная работа обсуждена на кафедре политологии и социологии. Ставропольского' государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные результаты и выводы диссертационного исследования представлены в выступлениях на ряде конференций; в частности: на II Международном культурологическом конгрессе «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (г. Санкт-Петербург, 2008 г.); VII и VIII межвузовских научно-практических конференциях «Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития'современного общества в России» (г. Ставрополь, 2007 г., 2008 г.).

Основные теоретические положения диссертации апробированы при подготовке и проведении лекционных занятий по философии с курсантами Ставропольского военного института связи ракетных войск.

Основные положения и выводы диссертации отражены в 5 публикациях общим объемом 2,9 п.л., в том числе в одной работе, опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 190 источников, в том числе 3 -на иностранных языках. Общий объем работы - 164 страницы машинописного текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюция духовных традиций российского воина"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершение философского анализа духовных традиций российского воина позволило-прийти' к общему теоретическому выводу о том, что» в настоящее время насущной* научной* потребностью является формирование новых методологических подходов к анализу воинских духовных потребностей. Наиболее перспективным в .этом, плане, на наш взгляд, является рассмотрение воинских, духовных традиций1 сквозь, призму философии- культуры, что было осуществлено в рамках представленного диссертационного исследования;

Анализ показал, что духовная традиция является объектом философской рефлексии на протяжении всего периода существования философии, начиная с момента возникновения.первых философских систем и заканчивая* ' современными философскими школами-и направлениями.

Логика диссертационного исследования* предполагала сначала, анализ основных подходов^ к пониманию традиции, далее осмысление феномена ду-' * ховности, а затем определение собственно духовной традиций. В результате чего был сделан вывод о том, что все многообразие подходов к пониманию традиции целесообразно синтезировать-в три наиболее общие направления: философское, социологическое и культурологическое. Философское направление определяет традицию как механизм, осуществляющий' передачу смыслов, образцов передающихся следующим поколениям; ■ социологическое -интерпретирует традицию как механизм социальной преемственности общества; культурологическое — трактует традицию как феномен культуры, охватывающий все сферы,жизнедеятельности человека.

Ход исследования-привел к пониманию духовной традиции как совокупности исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколения общественно-признанных и жизненно-необходимых для- общества ценностей, идеалов, ориентиров, установок, этических норм и правил, регулирующих жизнедеятельность человека; это универсальная форма фиксации, закрепления-и-избирательного сохранения тех или иных элементов^ социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность, в социокультурных процессах.

Так же было определено, что воинские духовные традиции — это исторически сложившиеся в> Российской армии, передающиеся из поколения в поколение идеи, правила, обычаи, нормы, другие общественные установления военной организации, связанные с выполнением боевых задач, воинской службой, с обучением и подготовкой личного состава, с бытом военнослужащих. Сделан вывод о том, что, что' формирование воинских духовных традиций, обусловлено спецификой духовной составляющей воинской деятельности; то есть специфического вида общественной деятельности, отличного от других видов» общественной деятельности, определяемого.характером выполняемых Вооруженными Силами задач; субъектом воинских духовных традиций выступает российский воин.

В результате рассмотрения сущности воинских традиций сделан вывод о том, что они играли и играют значительную роль в становлении и развитии Вооруженных Сил России, являясь показателем качественного состава войск, их духовно-нравственных ориентиров. Сущностными чертами воинских духовных традиций являются: преемственность, повторяемость, аккумулятив-ность, устойчивость, массовость распространения, высокая эмоциональность, социальная обусловленность, аксиологичность. Комплексный анализ воинских духовных традиций показал, что они, представляя собой передаваемые из поколения в поколение обычаи, ценности, представления, ритуалы, обусловливающие и определяющие формы деятельности, поведения и отношения людей, выполняют определенные функции, находящиеся в сложной взаимосвязи. Наиболее важными из них выступают: нормативно-регулятивная, транзитивная, мобилизационно-побудительная, познавательно-информационная, консолидирующая, интегрирующая, критическая, аккумулятивно-транслирующая, коммуникативная и другие. Итак, функции воинских духовных традиций находятся в диалектическом единстве; они динамичны по своему характеру: та или иная традиция может утратить начальную! функцию и приобрести другую/другие; одни и те же функции могут менять свое качественное содержание в силу различных исторических преобразований и обстоятельств.

На основе анализа существующего в науке спектра классификаций предложена наиболее общая типологизация воинских духовных традиций, в качестве основания которой^ выбрана специфика духовной составляющей воинской деятельности. Таким образом, выделены две группы воинских духовных традиций. 1. Военно-профессиональные воинские духовные традиции- определяются реализацией» духовной составляющей мобилизационно-побудительной, консолидирующей, аккумулятивно-транслирующей функций воинской деятельности и проявляются в отечественной' воинской культуре в качестве совершенствования профессионализма, воинской чести, верности присяге и боевому знамени, войскового товарищества, сознательной'дисциплинированности, обучения!на повышенном уровне трудностей. 2. Общекультурные - это такие воинские духовные традиции, которые обусловлены духовной составляющей'нормативно-регулятивной, коммуникативной и интегрирующей функций воинской деятельности и представлены в воинской культуре патриотизмом, верностью воинскому долгу, национальной и религиозной терпимостью, демократизмом, благородством во взаимоотношениях. Профессионализм, патриотизм, воинский долг и воинская честь выступают базовыми; духовными традициями воина, детерминирующими содержание и набор таких традиций в каждой из групп.

Анализ эволюции воинских духовных традиций позволил выделить основные этапы в данном процессе. Было установлено, что для выделения и обоснования этапов развития воинских духовных традиций России особое значение имеют те национальные интересы российского общества, которые защищались воинами в конкретный исторический период. Наиболее значимыми вехами в военной истории России были княжеский (древнерусский), царский (московский), императорский, советский и современный этапы. Генезис и эволюция воинских духовных традиций наиболее рельефно прослеживается через базовые традиции.

На каждом из выделенных этапов происходило как зарождение новых воинских традиций и ритуалов; так, и обогащение новым знанием и новыми ценностями, характерными для конкретной исторической эпохи, уже существующих. Заключено, что, воинские духовные традиции находятся в постоянном'развитии, чему способствуют: социокультурные особенности эпохи; национальные интересы государства; способ комплектования- вооруженных сил; общественно-политический характер государства; уровень развития, военного дела;" национальные качества личного состава; характер войн, которые велись Российским государством т.д.

Сделан вывод- о • том, в условиях современной России среди существующего многообразия,! воинских духовных традиций основными для современной Российской, армии» являются: воинская честь, верность воинскому \ 4 долгу, профессионализм; и патриотизм. В условиях реформирования Российской армии, введения контрактной службы, использования, новых видов, боевой техники с особой остротой актуализируется востребованность базовых духовных традиций, которые способствуют становлению особого типа личности воина как символа современной военной профессии, функционирующего на основе взаимопроникновения и взаимообусловленности общекультурных и военно-профессиональных духовных традиций. Типичными чертами личности современного воина являются отвага, мужество, героизм, совесть, осознанное исполнение воинского и гражданского долга, способность к самопожертвованию и беспрекословному выполнению приказа.

В рамках диссертационной работы невозможно охватить и проанализировать весь круг проблем, возникающий с процессом формирования воинских духовных традиций. Так, существует спектр вопросов, требующих дополнительного изучения и осмысления. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие: изучение системы духовных ценностей российских военнослужащих в условиях адаптации к трансформирующимся социокультурным условиям; выявление современных тенденций формирования духовных традиций российских воинов; проведение компаративного анализа духовных традиций Российской армии и других армий мира, к примеру США, Европы, или Востока.

 

Список научной литературыКокоев, Михаил Николаевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Аверьянов В.В. Традиция как преемственность и служение // Человек. -2000.-Вып. 2.

2. Аксаков К.С. Об основных началах русской истории // Отечественная» философская мысль о войне, армии, воинском долге. М.: Воениздат, 1995.-368 с.

3. Аксенова А.Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2004.

4. Андреев В.Ф. Современный этикет и русские традиции: хороший тон в доме и семье, этикет общения, деловой этикет. М.: Вече, 2005.

5. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1984.

6. Ахметзянов К.Г. Интегративная функция русской культуры: Автореф. дис. . .канд. филос. наук. Йошкар-Ола, 2005.

7. Базилевич К.В. История СССР от древнейших времен конца XVII века. -М., 1949.

8. Баллер А.Э. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.

9. Барсегян И.А. Традиция и коммуникация // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1990.

10. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982.

11. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. -М., 1994.

12. Берсеньева К.Г. Свадьба: от традиции к современности. М.: ЗАО «Цен-трполиграф», 2005.

13. Большая Советская энциклопедия. М., 1978. - Т. 22.

14. Большой энциклопедический словарь. -М., 1991.

15. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.16.19.20,21.22,23