автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Эволюция концепции свободы печати в египетском обществе во второй половине XX века, 1952-1996 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Манар, Фатима
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Эволюция концепции свободы печати в египетском обществе во второй половине XX века, 1952-1996 гг.'

Текст диссертации на тему "Эволюция концепции свободы печати в египетском обществе во второй половине XX века, 1952-1996 гг."



На правах рукописи

Фатима Мзшар

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СВОБОДЫ ПЕЧАТИ В ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (1952-1996 гг.)

Диссертщйм ж соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель: Д.ф.н., ирофссеор Аль-Джанаби М.М.

ж -1999 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты концепции свободы печати з Египте,

1.1. Понятие "свобода печати" и его теоретическое осмысление. 15

1.2. Концепция свободы печати в трактовке египетских авторов. 37 ГЛАВА И. Свобода печати в Египте в период авторитарного правления (1952-1970 гг.),

2.1. Краткий очерк истории египетской прессы и законодательства о

печати до 1952 г. 55

2.2. Пресса Египта в условиях авторитаризма. 65

2.3. Правовое положение печати в 1952-1970 гг. 82 ГЛАВА III. Эволюция практической реализации концепции свободы печати в Египте в эпоху демократизации общества.

3.1. Пресса Египта при президенте А. С адате (1970-198! гг.). 89

3.2. Политика президента Хосни Мубарака в отношении СМИ. 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

136

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

147

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На Арабском Востоке египетская школа прессы занимает особое место Ей присущи определенные традиции, особенно - приверженность свободе слова. По существу, уровень понимания свободы печати был обусловлен давлением колониальной системы. Сама свобода слова в Египте оформилась под влиянием идей Великой французской революции, первой зафиксировавшей среди основных гражданских прав и свобод право на свободу слова и выражения мнений. В годы английского протектората в Египте наблюдалось приоритетное преобладание авторитарной концепции свободы печати с отдельными элементами ответственной. После Первой мировой войны, в условиях развития капиталистических отношений в стране, получила развитие американская концепция полной свободы печати ("свободный рынок идей"). Но после июльской революции 1952 года, когда к власти пришел Г. А. Насер, ситуация со свободой печати изменилась. По существу, на протяжении нескольких десятилетий в Египте господствовала авторитарная концепция свободы печати, когда пресса находилась под жестким государственным контролем, зажатая в тиски официальной цензуры.

На данный момент в Египте ситуация изменилась кардинально, поскольку благодаря установлению относительной социально-политической и экономической стабильности пресса оказалась на подъеме и все чаще заявляет о себе как о независимом и равном партнере официальных властей. Вопрос о параметрах свободы печати поэтому является актуальным для прессы Египта и приобретает с каждым годом все более яркое звучание.

Что касается состояния прессы в других арабских странах, то, по сравнению с прессой Египта и Ливана, она владеет меньшим опытом и представляет собой еще достаточно слабую силу в своих взаимоотношениях с властями. В большинстве арабских государств еще не настало время для постановки вопроса о неукоснительном предоставлении широким народным массам права на исчерпывающую и достоверную информацию. Естественно, что в силу неравномерного развития социально-политических процессов страны данного региона в разной степени приближаются к уровню прессы Египта, по праву занимающей в настоящее время место лидера на Арабском Востоке.

Проблема свободы печати, снятия всякого рода ограничений в выражении мнений, стоящая сейчас перед египетским обществом, в самом недалеком будущем грозит стать "проблемой № 1" и в других арабских странах. Вот почему так важно детально ознакомиться с опытом прессы Египта и разобраться во всех противоречиях относительно реализации на практике принципа свободы печати в этом арабском государстве. Актуальность выбора темы нашего исследования также обусловлена и тем, что в поисках разрешения проблем развития свободы прессы многие страны Арабского Востока, вне сомнения, обратят свои взоры на Египет, поскольку условия функционирования средств массовой информации имеют значительное сходство, обусловленное не в последнюю очередь общностью исторической судьбы самих арабов.

Одной из серьезнейших проблем развития демократии в арабских странах стали сложные и порой достаточно противоречивые взаимоотношения между прессой и официальными властями. Особенно это относится к тем государствам региона ( их, пожалуй, большинство), в которых власть не просто централизована, а сверхцентрализована, как с точки зрения самого понятия данного общественно-политического

института, так и с позиций ее реального воплощения. Влияние власти в таких странах продолжает оставаться господствующим во всех сферах общественной жизни, включая прессу. Отметим, что в большинстве арабских государств пресса появилась относительно недавно, поэтому не имеет еще достаточного опыта взаимодействия с официальными структурами власти на правах независимого и равноправного партнера. Исключение составляют только пресса Египта и Ливана. В целом, неокрепшие средства массовой информации арабских стран в настоящее время испытывают постоянное давление со стороны правящих элит, что нарушает хрупкое равновесие во взаимоотношениях между прессой и государством в целом.

В таком контексте власти пытаются придать прессе статус "четвертой власти", поднять ее авторитет. Однако в условиях отсутствия четкого разграничения полномочий между различными ветвями власти пресса неизбежно оказывается под непосредственным контролем правящего режима. По существу, громкие лозунги о наличии "четвертой власти" - это попытка правящих элит превратить прессу в эффективное орудие своего господства, в определенный государственный институт, подчиненный высшему руководству точно так же, как исполнительная власть, зависимый от тех же факторов, что и законодательные органы, и подверженный тем же ограничениям, что и судебная система.

Что бы ни говорилось о независимости прессы в той или иной арабской стране, в целом ее положение здесь характеризуется подчинением печатных органов политической власти и, в первую очередь, правящей элите. Используя средства массовой информации в своих целях, правящие авторитарно-тоталитарные режимы большинства государств данного региона отвергают в повседневной практике общепринятые демократические нормы. Вне сомнения, существующая в настоящее время

ситуация со свободой слова и положением национальных СМИ обусловлена также объективными историческими причинами. А именно: сильным влиянием ислама на всю общественно-политическую и социально-экономическую жизнь стран Арабского Востока. Особую проблему для государств данного региона, включая Египет, составляет рост исламистских настроений, волна террора и насилия, развязанная исламскими экстремистами. Правящим элитам приходится считаться с усилением исламского фактора на современном этапе развития и ограничивать свободу в деятельности национальных средств массовой информации с тем, чтобы недопустить еще большую нестабильность в обществе.

Хронологические рамки исследования охватывают период почти в полвека (1952-1996 гг.), что обусловлено необходимостью проследить за эволюцией параметров свободы печати. В частности, нами рассматривается три периода: 1) 1952-1970 гг. - эпоха Г. Насера; 2) 19701981 гг. - эпоха А. Садата; 3) 1981-1996 гг. - эпоха X. Мубарака. Каждый из данных периодов характеризуется определенным состоянием со свободой слова в стране, соответствующей концепцией свободы печати.

Предмет и объект исследования. Предметом настоящего исследования является реализация свободы печати в деятельности египетской прессы за полвека. В качестве объектов исследования были выбраны работы египетских авторов о проблемах свободы печати в стране, их сравнительный анализ и практические подтверждения реализации свободы слова в деятельности египетской прессы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования была попытка анализа эволюции концепции свободы печати в Египте за последние 44 года.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1) анализ работ египетских авторов по проблеме свободы печати;

2) разработка периодизации эволюции концепции свободы печати;

3) изучение опыта деятельности Египта с точки зрения реализации концепции свободы печати;

4) извлечение рациональных зерен из опыта египетской прессы, имеющие важное значение для деятельности прессы других арабских государств;

5) анализ процессов, происходящих в сфере журналистики. Методологическую основу исследования составили сравнительно-

исторический и структурно-функциональный анализ. Мы исходили из теоретических воззрений, сложившихся в обществах с устоявшимися демократическими нормами и традициями. В качестве рабочей концепции были использованы теоретические установки в работах профессора Е.П.

1 2 3

Прохорова, Я.Н. Засурского , Е. Тарновского и др., а также ряда западных исследователей4. Кроме того, мы исходили из необходимости продолжения традиции в исследовании проблемы эволюции свободы печати Египта в соответствии с подходами, разработанными в работах

1 См., например: Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995; Журналистика, государство, общество.М., 1996.

2 См., например: Журналистика в буржуазном обществе //под ред. Я.Н. Засурского. М., 1976; Засурский И.И. Политика, деньги и пресса в современной России // Свободная мысль. М., 1996. - № 10. - С. 94-105.

3 См.: Тарновский Е. Четыре свободы. Спб., 1995.

4 См, например: Гоуайзер Ш. , Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997; Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М. , 1997; Хаудар Д. Два века конституционного правления //Америка, 1987. - № 362. - С.4.

Абду Ибрагима "Развитие прессы в Египте"1 и Анвара аль-Джунди "Политическая пресса в Египте"2.

Состояние разработанности и степень изученности рассматриваемой проблемы. Среди работ, так или иначе затрагивающих проблему свободы печати в Египте, остановимся на "Энциклопедии арабской прессы" , написанной пятью тунисскими учеными-филологами, специализирующимися в области журналистики. Здесь, в частности, представлены краткие реферативные очерки о состоянии египетской печати на разных этапах исторического развития, приведены аннотации основных источников по отдельным темам. Но конкретного анализа событий, происходивших в египетской прессе, нет, равно как специально не рассматривается и проблема свободы печати.

В работе египетского журналиста Абу Зейда Фарука "Отражение

»4

кризиса национальной идеи на страницах египетской прессы основное внимание уделено проблеме выражения национально-патриотических взглядов и идей на страницах египетской прессы. В своей книге автор лишь поверхностно касается вопроса ограничения свободы выражения мнений по таким темам, как арабский патриотизм, панарабизм и исламский национализм, не останавливаясь на глубоком и всестороннем анализе.

1 См. : Абду Ибрагим."Татаввурас ас-сихафа аль-мисриима". Каир, 1974 (на арабском языке).

о

См. : Анвар аль-Джунди. Ас-сихафа ас-синасиина фи миср. Каир, 1962 (на арабском языке).

о

См. : Аватыф Абдуррахман и др. Аль-Маусуа ас-Сухуфиииа аль-Арабиййа. Тунис, 19 91 (на арабском языке).

4 См. : Абу Зейд Фарук. Азма аль-Фикр аль-каумий фи ас-сихафа аль-мисриййа. Каир, 1976 (на арабском языке).

Достаточно подробное исследование названной проблемы проводится в работе видного египетского журналиста Анвара аль-Джунди "Политическая пресса в Египте". В этом объемном труде автор детально рассматривает этапы становления и развития арабской прессы вообще и проблемы формирования свободной прессы в различных арабских странах. Автор, в частности, подробно анализирует освещение на страницах египетской печати точек зрения политических меньшинств, критических и полемических материалов. Значительное место в его работе занимает рассмотрение проблемы ограничения свободы прессы в данной стране. Но для целей данного диссертационного исследования эта книга представляет ограниченный исторический интерес, поскольку в ней не раскрываются и не анализируются факты последних десятилетий.

Небольшая по объему работа египетского журналиста Али аль-Магриби "Закулисная борьба в прессе Египта"1 носит отчетливо выраженный публицистический характер. Здесь автор дает краткие очерки отдельных моментов деятельности ведущих египетских газет и журналистов, демонстрируя свою наблюдательность и владение языком образного изложения. В его поле зрения попали сложные и животрепещущие проблемы безработицы среди журналистов, внутрипрофсоюзные распри, преступления представителей прессы, их частная жизнь. Анализируя проблему свободы печати в Египте, исследователь отмечает, что национальная пресса пережила "длительную пору отлучения от свободы" и стала возвращаться к демократическим ценностям лишь при Анваре Садате. Вне сомнения, несмотря на ряд достоинств данной работы, в ней отчетливо прослеживается явная

1 См. : Али аль-Магриби. Хабайа ас-сихафа. Каир, 1975 (на арабском языке).

приверженность автора прежнему режиму власти и, следовательно, отсутствие полной объективности.

В работе египетского журналиста Абду Ибрагима "Развитие прессы Египта" представлен обзор исторического становления и развития национальной печати. Но одним из существенных недостатков данного исследования отсутствие информации о существовавших тенденциях и направлениях в журналистике Египта.

Особое значение при работе над диссертацией имели труды выдающегося египетского журналиста М. Хасанейна Хейкала, в частности его книга "Политика и пресса"1. Несмотря на ярко выраженный характер приверженности насеризму, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что точка зрения данного автора также заслуживает внимания.

В книге египетского журналиста М. Абу аль-Асаада "Египетская журналистика и фальсификация общественного сознания"2 затрагиваются важные проблемы деятельности СМИ, в частности дезинформация и манипулирование общественным мнением. Исследовав значительный фактический материал периода правления Г.А. Насера и А. Садата, автор приходит к выводу о невозможности предоставления СМИ полной свободы слова, а, следовательно, о необходимости постоянного контроля за их деятельностью со стороны правительственных структур. Такую крайнюю позицию исследователя можно, по нашему мнению, объяснить реакцией честного журналиста на произвол властей при Анваре Садате.

Полезный фактический материал был почерпнут из работы египетского журналиста Абдульазиза Халиля "Ежедневная печать Египта

1 См. : М. X. Хейкал. Бейна ас-сихафа ва ас-сийаса. Каир, 1984 (на арабском языке).

2 См. : Мухаммед Абу аль-Асаад. Ас-сихафат аль-мисриййа ва тазйиф аль-ваай. Каир, 1988 (на арабском языке).

(1960-1971 гг. У'1, в которой автор прослеживает основные пути развития так называемой "прогрессивной" прессы страны (в первую очередь социалистической и национально-патриотической, по его мнению). Но свободу слова он вообще не рассматривает, поскольку такая позиция вытекает из его политических убеждений и приверженности социалистическим идеям.

Важной для данной работы оказалось исследование египетских журналистов Х.Сабая, С.Азиза и Ю. Ризка "Свобода печати в Египте" , полностью посвященная анализу рассматриваемой нами проблемы свободы слова. Здесь авторы частично затрагивают ряд аспектов параметров свободы прессы, в частности, взаимоотношения журналистов и властей, роль прессы и других СМИ в предвыборных кампаниях, деятельность оппозиционной печати, роль законодательства как ограничителя журналистских свобод, этика деятельности журналистов и ДР-

Особый интерес в ходе работы над диссертацией для нас представляло научно-теоретическое исследование египетского ученого Фаррага Мухаммеда, посвященное проблеме взаимоотношений властей Египта и легальной оппозиции в лице печатных органов3, в котором автор предпринял попытку обличения антидемократической, антинародной сущности политики президента Анвара Садата.

1 См.: Абдульазиз Халиль. Ежедневная печать Египта (1960-1971 гг.). М. : Наука, 1976.

о

См. : Халиль Сабаиа, Сами Азиз, Юнан Ризк. Хуррииа ас-сихафа фи мыср. Каир, 1995 (на арабском языке).

См.: Канд. дисс. Фарраг М. Печать легальной партийной оппозиции в Египте. Деятельность газет "аль-Ахали", "аш-Шааб", "аль-Вафд" в 1978-1986 гг. // Вестник МГУ, Сер. Журналистика. 1989.

Нужно отметить, что в российской научной литературе мало работ, посвященных непосредственно проблеме свободы слова в Египте. В частности, книга Н.К. Коцарева "Печать, радио, и телевидение ОАР"1 представляла для нас чисто познавательный интерес, поскольку она полностью лишена аналитического материала.

В процессе исследования был проанализирован широкий спектр мнений по проблемам свободы печати, представленный на страницах египетской периодической печати и, в первую очередь, статьи из газет "аль-Ахра�