автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.04
диссертация на тему:
Эволюция национально-освободительного движения Арабского народа Палестины

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Зеленин, Дмитрий Андреевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.04
Автореферат по истории на тему 'Эволюция национально-освободительного движения Арабского народа Палестины'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция национально-освободительного движения Арабского народа Палестины"

КО 4

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК при ЦК КПСС

На правах рукописи

ЗЕЛЕНИН Дмитрий Андреевич

УДК 325.483

ЭВОЛЮЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ АРАБСКОГО НАРОДА ПАЛЕСТИНЫ (1920-1990 гг.)

Специальность 07.00.04 — История коммунистического и рабочего движения и национально-освободительных

движений

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва — 1990

Работа выполнена на кафедре мировой политики и международной деятельности КПСС Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Научный руководитель — доктор философских наук КАПУСТИН Б. Г.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук ЛАНДА Р. Г.

кандидат исторических наук ПРОЗОРОВ Г. К.

Ведущая организация — Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова.

Защита состоится 10 мая 1990 г. в 14.00 час. на заседании специализированного совета К—151.04.11 в Академии общественных наук при ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84.

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре мировой политики и международной деятельности КПСС.

Автореферат разослан апреля 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета

К. М. ОБЫДЕН

л Актуальность темы. Палестинская проблема является неотъемлемой ¡составной частью современной мировой истории. Возникнув более 40 лет назад после первой арабо-израильской войны, она стала сердцевиной регионального кризиса, который в силу действия различных факторов приобрел глобальное международное значение. Источник и катализатор конфликтной ситуация на Ближнем Востоке - палестинский вопрос - нуждается в скорейшем комплексном урегулировании, учитывавшем в равной степени политические требования палестинцев, их национальные чаяния и законные интересы Израиля.

Диссертационная работа представляет собой исследование эволюции палестинского национально-освободительного движения с 20-х годов нынешнего столетия по настоящее время^. В основу методологии исследования положена идея справедливого политического урегулирования региональных кризисов через "коллективный поиск путей разблокирования конфликтных ситуаций"2, что составляет один из ведущих компонентов концепции создания всеобъемлющей системы мевдународной безопасности.

Политическая и научная актуальность диссертации заключается в анализе той своеобразной модели национально-освободительной борьбы и социального возрождения, которую дала интифада^, будучи закономерно подготовленной всей историей палестинского национального движения, в раскрытии связи этой модели с глобальными изменениями в мировой политике. Изучение этих вопросов позволяет раскрыть значение палестинского национального движения в контексте не только региональной ближневосточной, но и всемирной проблематики.

Цели исследования. Первое: проследить основные этапы развития палестинского национального движения, особенности

1. Под палестинским национально-освободительным движением автор подразумевает процесс осознания лидерами палестинской политической общности национальной самобытности своего парода, последовательный поиск ими путей реализации национальных чаяний на том или ином историческом отрезке.

2. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - Г*!., 1986. - С.70.

3. Интифада - гражданское восстание палестинского населения Западного берега реки Иордан и сектора Газы против израильской оккупации, начавшееся Э декабря 1987 года.

его генезиса и становления, органической взаимосвязи с основными событиями, развернувшимися в Палестине и ближневосточном регионе с 20-х годов XX столетия.

Второе: раскрыть содержание феномена Палестинского движения сопротивления (ПДС), его движущие силы, приоритетные лозунги по мере постепенного продвижения ПДС от экстремистских к реалистическим позициям. Для этого: показать противоречия между палестинизмом и арабизмом в палестинском вопросе, дать развернутую характеристику взглядов политических деятелей национального движения, социально-политической ситуации, сложившейся в основных районах проливания палестинцев.

Третье: учитывая насыщенность исторического полотна, раскрыть логику эволюции идейно-политических воззрений головной палестинской организации - ФАТХ и ее лидера Ясира Арафата, линии поведения других отрядов ПДС в критические для национального движения периоды.

Четвертое: всесторонне осветить интифаду как качественно новый этап национальной борьбы палестинцев, охарактеризовать цели и движущие силы этого уникального исторического явления. Проследить диалектическую взаимосвязь народного движения, возникшего спустя 20 лет после израильской оккупации, со всем предшествующим ходом национально-освободительной борьбы палестинских арабов.

Пятое; Показать значение интифады дал мирового революционного опыта, ее влияние на обстановку в национальном движении и в арабском мире, на расклад внутриполитических сил в Израиле, на дипломатические усилия различных сторон. Обозначить тот исторический и идейно-политический рубеж, на который вышло палестинское движение, перспективы урегулирования палестинской проблемы.

Главная цель диссертации состоит в том, чтобы проследить, как двигалось палестинское национальное движение к своей "исторической истине", преодолевая всевозможные уклоны и зигзаги, как шла мучительная перестройка на реалистические рельсы ЦДС и избавление его от "болезней роста", как был наработан тип революционного действия, адекватной ситуации, в которой

оказался палестинский народ после национальной катастрофы 1948 года и трагических итогов арабо-израильской войны 196? года.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной литературе дан комплексный исто-рико-поллтологический анализ закономерностей развития палестинского национального движения, принципиальные выводы которого заключаются в следующем:

-вскрыта объективная логика перехода палестинского национального движения от узконационалистической платформы к конструктивной, компромиссной программе, учитывающей реальность существования израильского государства;

-показано, что основные факторы, влияющие на эволвдию палестинского движения, образуют систему, которая включает в себя три уровня: всемирный, региональный, национальный;

- раскрыт политический механизм функционирования ЩЗР в свете социологического анализа палестинской национальной общности на последовательных этапах ее развития (см.стр.12 автореферата);

-выявлено, что антйоккупационное восстание палестинцев -интифада, оформившееся вогфуг умеренного националистического курса и основанное на активном ненасилии и гражданском неповиновений, представляет собой принципиально новую модель борьбы за национальное освобождение и социальное возроадение;

-охарактеризованы идейно-политические установки и деятельность современных лидеров палестинского движения на оккупированных территориях в качестве необходимого условия формирования нового типа национальной борьбы, воплощенной в интифаде;

-показано, что в случае провала "мирной стратегии" Арафата и его сторонников, группировки штегристов могут выступить реальной альтернативой ООП на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.

Результаты проведенного анализа имеют практическое значение, т.к. позволяют на их основе прогнозировать ход будущих событий в регионе :: на палестинской арене, возможные варианты решения палестинской проблемы. Они дают ключ к правильному

пониманию расстановки политических сил внутри палестинского национального движения, закономерностей функционирования палестинской политической общности на фоне исторической ретроспективы, воздействующих на нее внутренних и внешних факторов. Материалы диссертации,- в том числе нодробные приложения, могут быть использованы для учебного процесса в АОН при Щ КГСС, для пропагандистской деятельности, для консультационной помощи советским учреждениям, ведущим работу за рубежом.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили работы классиков марксизма-ленинизма, посвященные проблематике мирового национально-освободительного движения, национальных отношений, революционной демократии.

Основоположники марксизма в своих трудах всегда подчеркивали недопустимость абстрактного подхода к пониманию исторических явлений и процессов, механического применения основных положений их теории к анализу особенностей развития отдельных стран. Большое методологическое значение в этом смысле имеют замечания К.Маркса и Ф.Энгельса о специфике исторического пути России-1.

Классическим примером анализа революционного процесса является работа К.Маркса "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта"^, где убедительно показано, как логика борьбы меняет структуру общественных сил, вклвченных в революцию. Принципиальным положением для всего диссертационного исследования

1. Он.: Цапке К. Шсыго в редакцию "Отечественных записок" // Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 19. - СЛ6-121; Парке К. Набросай ответа до письмо В.И.Засулич // Марне К., Энгельс Ф. бЬч. - 2-е над. - Т. 19. - С. 400-421; Маркс К. Песню В.И.Застлжч_// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.19. - С.250-251; Марне К. и Энгельс ф. Предисловие ко второму русскому изданию "Манифеста Коммунистической партии1* /7 Маркс К. . Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 19. -

С.304-305; Энгельс Ф. О социальном вопросе в'России // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.18. - С.537-548; Энгельс Ф. Послесловие к работе "0 социальном вопросе в Вэссии" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.22. -С.438-453.

2. См.: Маркс К. Восемнадцатое бршера Луи Бонапарта // Ма^кс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.8. - С.115-

является ключевой для марксистско-ленинской идеологии принцип историзма, раскрытый основоположниками марксизма, и в логико-методологическом плане и в плане анализа конкретных событий и процессов^.

Необходимость дифференцированного, диалектического, конкретно-исторического отношения к национально-освободительным движениям в странах Востока отстаивал В.И.Ленин'ч Он подходил к национализму как к определенной идеологической системе с соответствующей политикой и социальной практикой. До сих пор актуальна ленинская оценка революционной демократии и роли интеллигенции, которая "всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе""^. Ленинская идея о том, что в зависимости от обстоятельств интеллигентские круги, а именно они стояли у истоков палестинской революции, могут вступить на путь либо конформизма, либо революционного бунтарства, либо политического прагматизма, целиком и полностью подтверждается на историческом опыте палестинского движения за национальное освобождение.

Как и предвидел В.И.Ленин, широкий диапазон классов,способных к революционным и демократическим действиям, обусловил разнообразие национально-освободительных революций в странах Востока. Палестинское движение, отстаивающее национальные

1. См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.4. - С.419-459; Маркс К. Капитал, т.1, гл.1,§ 1-3;- гл.ХХГУ. § 7 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - 1.23. - С. 5-784; Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 17. - С.317-370, и др.

2. См.: Ленин В.И. Демократия и народничество в Кйтае // Долн. собр.соч. - Т.21. - С.400-406; Ленин В.И. Пробуждение Азии // ПЬлн.собр.соч. - Т.23. - СД45-146; Ленин В.И. Отсталая Ёвропа и передовая Азия // Озлн.собр.соч. - Т.23. - С.166-167; Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций Востока, 22 ноября 1919 года // Поли, собр.соч. - Т.39. - С.318-331.

3. См.: Ленин В.И. Задачи революционной молодежи // Шлн.собр. соч. - Т.7. - С.343; Ленинскую оценку революционной демократии см.: Ленин В.И. Мелкобуржуазная позиция в вопросе

о разрухе // Полн.собр.соч. - Т.32; - С.248; Ленин В.И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться // Полн.собр.соч. - Т.34. - С.166, и др.

права своего народа, прежде всего его право на самоопределение и создание независимого государства, не стало исключением. Особенность национальной судьбы палестинцев сказалась на процессах классообразования в палестинском обществе, на выработке революционной программы 1ЩС,

Общие закономерности социально-политического прогресса, раскрытые и предсказанные К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И.Лениным, получили дальнейшее теоретическое осмысление в исследованиях советских ученых, посвященных проблемам экономического и политического развития освободившихся стран, идейной борьбе в "третьем мире". Здесь следует назвать работы К.Н.Брутенца, Ю.Н.Гаврилова, А.В.Кива, Г.Ф.Кима, В.Ф.Ли, К.Л.Майданика, О.В.Мартшина, Г.И.Мирского, Е.М.Примакова, H.A.Симонии, ВЛ. Тягуненко, Р.А.Ульяновского, В.Г.Хороса, В.Л.Шейниса, Г.К. Оирокова и др.Среди идей, почерпнутых автором из трудов перечисленных выше ученых, вывод о том, что диалектика социального размежевания в странах Азии и Африки не только не исключает, но и предполагает "социальные откаты", ибо они" являются неизбежным продуктом исторического развития.

Важные концептуальные оценки., касавдиеся палестинского национального движения, арабо-израильского конфликта, позиций отдельных арабских стран, содержатся в монографиях, исследованиях, различных публикациях советских востоковедов-арабистов А.А.Агарышева, А.П.Барыиева, Р.В.Борисова, Ю.В.Глухова, U.E. Демченко, Е.Д.Дмитриева, А.М.Захарова, Л.Д.Звягедьский,

I. См»: йрутеэд К. Освободившиеся страны в начале 80-х годов // Коммунист. - 1964. - * 3; Ким ГЛ. От национального освобождения к социальному. М.,1982; Каассообразование на . современном Востоке: проблемы и тенденции. И., 1978; Ли В.», Социальная революция и власть в странах Востока. М., 1984; Структурные сдвиги в экономике и эволюция политических систем в странах Азии и Африки в 70-е годы. ,М.# 1982; Разви-вапциеся страны: закономерности, тенденции, перспективы. М., 1974; Развиваадиеся страны в современном мире: единств! и многообразие. М,,1983; Эволщия восточных обществ: сан-тез традиционного и современного. М..1984; Революционная д мократия и коммунисты Востока. М..19о4; Коммунисты и анти-имлериалистические движения. М.,1975; Современный национализм и общественное развитие -Зарубежного Востока. ГЛ., 1978; Развивавшиеся страны в современном мире, пути революционного процесса. М.,1985, и др.

В.И.Киселева, В.И.Копина, Г.Г.Косача, Л.Н.Котлова, В.П.Ладей-кила, Р.Г.Ланды, В.Б.Луцкого, Л.Я.Медведно, В.В.Наумкияа, В.И.Носенко, В.М.Примакова, Н.О.Оганесяна, О.И.Фомина, М.Е. Хазанова и ряда других. Настоящая диссертация видится в определенной мере как продолжение и развитие трудов названных выше исследователей. Шесте с тем при анализе кризисных ситуаций в ЦДС автор,используя фактор от!фЫтости, все более утверждающейся в советской исторической науке, стремился глубже показать подоплеку событий, избегая обтекаемых формулировок и известной тенденциозности.

Из обширной зарубежной литературы го палестинской проблематике наиболее ценными при подготовке работы были официальные документы Организации освобождения Палестины, фронтов и организаций Палестинского движения сопротивления, материалы сессий Национального Совета Палестины, тексты заявлений и интервью лидеров ООП и ВДС, документы Лиги арабских государств, Организации Объединенных Наций и ее органов, результаты опросов общественного мнения и разного рода статистические данные*.

Большая часть фактического материала,использованного в диссертации, почерпнута из опубликованных s арабских странах и на Западе монографий, исторических мемуаров, научной публицистики и прессы. Среди них особого внимания заслуживают книги Абдель Ваххаба аль-Кайяли, Акрама Зуэйтера, Мухаммеда Друзе, Салеха Мае»уда Абу Языру, Фейсала Хаурани, Иссы аш-Шуэйбы, Эдзарда Сайда, Абу Лугода, Аниса Саега, Валвда

I. В этом плане наибольший интерес представляют: Палестинские документы (Васаик феластннийя - на араб. яз.). Каир, 1987; Решения Национального Совета Палестины (Карарат аль-маджлис аль-ватаний аль-феластыний. 1964-19 74^ Бейрут, 1975; Проекты урегулирования палестинской проблемы (Машари* ат-тасвия лиль кадыйя аль-феластынийя). 1945-1985. Амман, 1986; Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференций. M.,I984; International Documenta ол Peleatine. Beirut, aonual; public opinion end the Palestine queation.Ed.by Slia Zureik and Fouad Mougharbi.London, 1985.

Халиди, Махера аш-Шерифа и др.*. Значение этих исследований велико, т.к. они в большинстве основываются на документальных фактах, что приравнивает их к источникам. Знакомство с ними позволяет лучше понять арабскую и палестинскую точки зрения на положение внутри ПДС, на взаилоотношения ООП и различных ее отрядов с арабскими режимами.

Самого пристального внимания заслуживают работы западных авторов по палестинской проблеме. Имена американских ученых У.Квандта, Ф.Джабера и А.М.Леч, французского востоковеда М.Родинсона, английской журналистки Э.Коббан, французских журналистов и публицистов А.Капелюка, Ы.Шальяна, Э.Руло, А.Греша и других известны советским ближневосточникам^. Без ознакомления с их исследованиями и публикациями трудно представить себе знание в полной мере палестинской проблематики, потому что, во-первых, в них содержится ценный фактический и документальный материал, а, во-вторых, отраженные в них позиции авторов, их взгляды на события позволяют сравнительно сопоставить их точки зрения с оценкой тех или иных событий у* советских и арабских авторов.

Ценным источником, в немалой степени дополшдацим и дета-

1. См.: Аль-Кайшш А.В. Современная история Палестины (Тарих феластьи аль-хадис). Бейрут, 1970; Дневники Акраыа Зуэите-ра. Палестинское национальное движение.(Яумийят Акрам Зуэйтер. Аль-харака аль-ватанийя аль-феластинийя). 19351939. Бейрут, 1980: Друзе М.Г. Палестинская проблема на различных этапах. История, мемуары, комментарии. (Аль-кадыйя аль-феластынийя фи мухталиф марахилихе. Тарах

ва зикрайяг ва тааликат). Бейрут, I960; Абу Ясыру

С.И. Священная война народа Палестины IДжихад шааб феластын) Каир, 1986; Hoursni F. Palestinian Political Thoughf(1964-197?).Beirut, 1980; Al-Shuaibi J. Palestinien Statism:En-tity - Consciousness and Institutional DBvelopment,Beirut, 1979; Seid E. The Question of Palestine. L.,1980;Abu-Lughod. The Transformation of Palestine. Evanaton,1971 ¡Seyegh Anis. Palestine ana Arab Nationalism. Beirut,1970; Khalidi Walid. Conflict end violence in Lebanon: Confrontation in the Middle Eest, Cambridge, 1979.

2. Quandt V/illiam B.,Fued Jabber and Ann M.Leach.The Politics of Palestinian nationalism. Berkeley and Los Angeles,1973; Rodinson M.Lea palestiniens et la crise Israel-Arabe.P., 1974; Cobban H. The P10.People.Power 'and Poli tics.Carabridge, 1964; Rouleau E. Les palestiniens d'une guerre a l'Butre.

P.,1984; Greah A.,Vidal D. Proche Orient:une guerre de cent ana.?.,1984; Kapeliouk A. Sabra et Chatils, enquete aur un massacre.?.,1982.

лизирующим общую картину палестинского национального движения, являются биографические труды, посвященные Я.Арафату и другим палестинским революционерам , а также мемуары видных политических деятелей, таких как Г.Киссинджер, М.Даян, М.Хейкал, С.аш-Шазли, которые в полной мере воссоздают атмосферу, царившую в 60-х и ?0-х годах на Ближнем Востоке, когда он являлся особенно опасным очагом напряженности в мире2.

Интерес представляют специальные исследования по различным аспектам палестинской ситуации, касающиеся социально-экономического и интеллектуального состояния палестинцев, их межобщинных взаимоотношений, внутриполитической борьбы на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, в арабских районах Израиля, в диаспоре .

Особую актуальность в последние годы приобрел исламский фактор. В числе недавних монографий, посвященных этой теме, следует отметить книгу Эмиля Сахлийи, в которой исследуется специфика палестинского интегризма^.

Продолжающаяся третий год интифада заняла центральное место в исследованиях современных историков, Политические и социально-экономические процессы, вызванные восстанием населения оккупированных территорий, рассматриваются в работах

1. См.: Махаран Р. Ясир Арафат: тернистый путь (Ясир Арафат ар-ракм ас-сааб). Каир, 1986; Fart a. Arafat: terrorist or peacemaker. L.,1984: Kiernan Thomaa. Arafat, the man and the myth. M.Y., 1976; Abou Iyad with Eric Rouleau. My home,.my land. M.Y.,1981, u.a.

2. Kiaeinger H. White Houae years. Boston, 1979; Years of upheaval. Boston, 1982; Бауап M. Breakthrough. L.,1981; Heikal M. The Cairo Documents. N.Y.,1973; The Road to Ba-madan. N.Y.,1975; El-Shazly S. The crossing of Suez.L., 1980.

3. Аль-Хатыб P. Аль-Кудс валь мудун аль-феластынийя тахт аль-хукм аль-аскарий аль-исраилий. Каир, 1986;

Leach A.M. Political perceptions of the Palestinians on the '.Vest Bank and the Gaza Strip. W.,1980; Lustick J.Arabs in the Jewish state: Israel's control of a national minority. Austin,Texas, 1980.

Sahliyeh E.F. The West.Bank and Gaza Strip. The Politics of Islamic Rivalism. Bloomington and Indianopol.is, 1988.

- 10 -

Вахвда Абдель Маджида и Мухаммеда Сааде Оды^.

Среди израильских источников преобладают исследования, написанные с просионистских позиций . Исключение составляют книги Эмиля Тумы, Ури Авиери, Израэля Шахака и некоторых других®.

При работе над диссертацией автор использовал обширное досье по арабской и западной прессе и периодике, собранное им во время длительной корреспондентской работы на Ближнем Востоке.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, приложения.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и новизна, определяются цели исследования, дается обзор источников и литературы.

Первая глава "Основные этапы становления и развития палестинского национально-освободительного движения (19201980 гг.)" охватывает значительный исторический период. Она состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются исторические условия и факторы возникновения палестинской проблемы в 1920-1948 гг., возрождение палестинского национального движения в 1948-1965 гг., образование Палестинского движения

1. Абдель Мадяид В. Интифада и развитие палестинского национального движения (Интифада.,, ват-татаввур аль-харака аль-ватанийя аль-феластынгйя) // Ас-Сияса ад-дувалия. Каир, 1988, апрель. * 92. - С.8-24; Ода М.С. Палестинское, народное восстание: социально-экономический аспект (Аль-Интифада аш-шаабийя аль-феластыаийя (аль-аб'ад аль-иктисадийя-аль-вджтима»ийя). Бейрут, 1989,

2. Весьма тенденциозны работы К.Гершмана и И.Хау, Е.Яри, Гали Голая ( Hove J.,Gereman С. Israel, the Arabs and the Middle East.H.Y.,1972; Yaari Ehud. Strike terrorsthe atory of Patah.H.Y.,1970;Golau Galia.Iom Kippur and after:the Soviet Union and the Middle leat oriaia. Cambridge, 1977).

3. См.: Тума Э. Национально-освободительное движение и проблема аратского единства. М.,1977; он же: Шестьдесят лет палестинскому арабскому националистическому движению (Ситтун аман аляль-харака аль-кавмийя аль-арабийя аль-феластынийя). Иерусалим,197Б И др.; Avaery U. Israel Without Zionism.N.Y., 1971; Shahak J. Doc^ients of the Israeli Leaque for Human and Civil Rights. Beirut, 1975.

сопротивления и его развитие в конце 60-х - 70-х годах. Преследуя цель выявить главные направления и логику развития палестинского национального движения, автор подробно останавливался лишь на важнейших вехах современной палестинской истории.

Специфика генезиса палестинского национального движения заключается в том, что он происходил не только в условиях империалистического раздела бывших арабских провинций Османской империи, но также совпал по времени с реализацией на практике национально-возрожденческих идей сионизма. На первоначальном этапе антисионизм и антисемитизм затмил антиколониальное содержание национально-освободительной деятельности первого поколения палестинских революционеров, которые стояли на бескомпромиссных узконационалистических позициях. Одновременно национальная ограниченность сионизма, те конкретные формы, в которых осуществлялось это движение всемирного еврейства, привели к противоречию со сложившейся ближневосточной структурой того времени, стали одним из источников возникновения и развития арабо-еврейского антагонизма.

Важное этапное событие в развитии национального движения - восстание палестинских арабов 1936-1939 гг. - окончательно исключило возможность интеграции арабов и евреев в рамках единой, в будущем независимой Палестины. Это мощное народное выступление во второй половине 30-х годов было прекращено не без помощи арабских правителей, к посредничеству которых прибегли британские власти. Последующие репрессии в отношении видных палестинских националистов нанесли непоправимый удар по национальному движению, который сказался через десять лет. Национальным силам не удалось консолидироваться и первая арабо-израильская война 1948-1949 гг. обернулась для арабского народа Палестины национальной катастрофой.

Конфликт в Палестине стал главным фактором, способствовавшим переводу революционных потенций арабского мира в националистическое русло. Национализм стал ведущей идейно-политической тенденцией, характерной для всех юнионистских и общеарабских партий. В их ряды влились многие передовые палестинцы, пережившие шок и растерянность первых лет своей трагедии.

Концепция арабского единства как пути к освобождению Шлести-ны, поднятая на щит приверженцами Насера, долгие годы оставалась ведущей в кругах палестинской интеллигенции.

Альтернативный панарабизму всех оттенков путь решения национальной проблемы предложили революционеры ФАТХ - представители второго поколения националистов. Их концепция свелась к формуле: освобождение Палестины - путь к арабскому единству. В философском смысле это было своего рода антитезисом. Возглавив процесс национального возрождения в условиях диаспоры,лидеры ФАТХ предприняли попытку осуществить на практике идею возвращения, о котором мечтали свыше миллиона палестинских беженцев, открыв фронт вооруженной борьбы с Израилем.

Если вопрос о первичности национальных чисто палестинских целей стал причиной разногласий основного ядра ФАТХ со сторонниками решающей роли арабских режимов в деле освобождения Палестины от "сионистского образования", то причиной их расхождений с леворадикальными палестинскими группировками стал вопрос о соотношении .национальных и социальных задач в революции. В этом контексте более дальновидным оказался подход фатховских националистов, доходчивая и на первый взгляд деи-деологизированная платформа которых более соответствовала реальной ситуации, сложившейся в палестинской среде. По существу два этих противоречия и определили современную структуру ПДС.

Методологически национальная борьба палестинцев рассматривается как в первой, так и в последующих главах в 3-х плоскостях - палестинской, региональной и международной. На разных этапах борьбы та или иная плоскость приобретала определяющее значение в связи с чем и делался соответствующий акцент в работе. Палестинцев автор подразделяет на четыре национальные группы: оставшихся на израильской территории (I), проживающих на территориях, отошедших к Иордании и Египту суть Западный берег Иордана и сектор Газа'(П), беженцев, осевших в арабских странах (Ш) - самая многочисленная группа, и палестинце г», эитрировавших за пределы арабского мира (1У). Подклвч-о-

I. Движение за национальное освобождение Палестины.

- 13 -

ние каждой из этих групп к национальной деятельности автор сопровождает краткой характеристикой сложившейся в них идейно-политической и социально-экономической ситуации.

Поражение арабских армий в войне 1967 года с Израилем вывело ФАТХ с его концепцией национальной борьбы на передовые роли.

Лидер ФАТХ Я.Арафат становится Председателем Исполкома ООП, которая превращается из инструмента межарабской политики в авангардную организацию национального движения. Стремление во что бы го ни стало восстановить "историческую справедливость" по отношению к своему народу, максимализм требований, ставка на вооруженную борьбу как единственное средство достижения национальных целей, отказ Израилю в праве на существование составили содержание нового этапа истории палестинского национального движения.

Экстремистская платформа, на которой стояли национальные силы во второй половине 60-х - начале 70-х годов, была отражением идейно-политического состояния большинства палестинских беженцев. Экстремизм был порожден средой обитания -диаспорой, и, чтобы преодолеть его, понадобились годы.

Палестинцам пришлось пройти через трагические события в Иордании в 1970-1971 гг. и гражданскую войну в Ливане в 19751976 гг., переступить через "террористический заскок", наложивший отпечаток на всю последующую деятельность ПДС, постичь разочарование в дипломатической игре второй половины 70-х годов. Эти полные драматизма события, которые подробно анализируются в диссертации, отразилась на национальном сознании палестинцев. К началу 80-х годов многообразный опыт пред- * шествующих десятилетий, создавший у палестинцев чувство национальной общности, редкое на Ближнем Востоке и в третьем мире, привел в действие механизм взаимосвязей всех четырех национальных групп цалестинцев. Это обостренное чувство национальной общности, преодолевшее географическую разбросанность, приверженность своей деревне, клану, религиозной об-щнне, позволило общепалестшскому национальному движению и его авангарду - ООП противостоять в дальнейшем давлению араб-

- 14 -

ских режимов и американо-израильского блока.

В 70-х годах многогранно раскрывается личность Арафата. Его политическим кредом становится сохранение при любых обстоятельствах "независимого палестинского решения". Прагматизм палестинского лидера был формой политической борьбы и обуславливался обстоятельствами, превде всего ситуацией внутри национального движения, когда эмигрантская интеллигенция, возглавившая процесс национального пробуждения, постепенно отходила от экстремистских позиции, приобретая реальную почву в лице народных масс на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, благодаря чему и создавалась возможность для ООП стать партнером арабских государств, а не находиться под их зонтом и опекой. Этот переходный момент нашел свое отражение в платформах, принятых на 12 и 13 сессиях Национального Совета Палестины (НСП).

Палестинское национальное движение к началу 80-х годов подошло к рубежу реализма. Возросли международные и региональные позиции ООП, подавляющее большинство жителей оккупированных территорий признало центральную организацию ВДС своим авангардом.

Вторая глава "Палестинское национальное движение в 1982-1987 гг." охватывает самый критический период в истории ПДС, последовавший за разгромом палестинских вооруженных формирований в Ливане в ходе израильской агрессии летом 1982 года.

В главе подробно прослеживается развитие мятежа внутри ФАТХ в 1983 году, приведшего к кровопролитным столкновениям между сторонниками Арафата и просирийскими группировками в районе северо-динанского города Триполи, этапы трудного зигзагообразного межпалестинского диалога, который завершился 18-й (объединительной) сессией НСП в Алжире весной 1987 года.

Важнейшей, вехой на пути эволюции ООП к реализму стало амманское соглашение 1985 года. По существу это был первый, с участием палестинцев шаг, направленный на резлистичсс;з:й поиск политического решения национальной проблемы. .1аяцигт::-

ва Арафата и иорданского короля Хусейна представляла собой попытку на компромиссной основе,"объединяющей позитивный потенциал "плана Рейгана" и арабского мирного плана',' принятого на совещании глав арабских государств в Фесе, вывести из тупика ближневосточное урегулирование, сдвинув его с мертвой точки.

Неудачу, постигшую партнеров по амманскому соглашению, можно объяснить тем фактом, что как они сами, так и другие стороны, затронутые в конфликте, находились в тот момент в плену прежних стереотипов и не проявили достаточной гибкости в подходе к началу мирного процесса в регионе. Центральная палестинская организация еще не располагала тогда столь мощ-нш фактором, каким стала впоследствии интифада.

Амманское соглашение отразило новое политическое равновесие, складывающееся внутри палестинского национального движения: движущей силой политической общности палестинцев постепенно становятся патриотически настроенные представители населения Западного берега реки Иордан и сектора Газа.

18-я сессия НСП - сессия национального единства палестинцев - обозначила новый уровень внутренней диалектики национального движения. Она выявила окончательное размежевание сил на палестинской арене между теми, кто является подлинными выразителями национальных интересов, и теми, кто склонен играть марионеточную роль. Как представляется, единению палестинцев способствовали и внешние факторы - "война лагерей" в Ливане, антиооповские акции Иордании, переключение внимания Лиги арабских государств в большей мере к ирано-иракскому конфликту.

Итак, в рассматриваемый период началось движение палестинского политического мышления в сторону конкретного реализма, что нашло также отражение в дипломатической борьбе, которое вело ООП в 1982-1987 гг. Одновременно в захваченных палестинских районах выходящие в авангард национального движения представители третьего поколения палестинских революционеров вели поиск новых форм и методов борьбы за осуществление национальных прав,

В третьей главе "Восстание палестинцев на Западном берегу рею; Иордан и в секторе Газа (1987-1989 гг.). Новый, этап

развития палестинской революции" автор обобщает и анализирует самые последние события на палестинской арене. В начале главы рассматривается закономерность эволюции исламского фактора в национальном движении в 80-х годах, прослеживается, как во второй половине десятилетия созрели предпосылки массового народного выступления палестинцев.

Основная часть этого раздела диссертации посвящена интифаде. Дается характеристика движущих сил восстания, анализируется идейная платформа молодого поколения палестинцев, рассматриваются формы и методы борьбы восставших, деятельность Объединенного национального руководства восстанием (ОНРВ).

Интифада представляет собой самобытное явление, возникшее применительно к той конкретной ситуации, в которой оказался палестинский народ, к тем конкретным реалиям, которые сложились в ближневосточном регионе за 40 лет арабо-израильского конфликта. Это народное движение отражает смену качественно различных типов революционности, которая происходит в практике мирового национально-освободительного движения. Идя к "исторической истине" своей борьбы палестинцы выработали тип революционного действия, предполагающий отказ от конфронтаци-онной "баррикадной" модели и заключающийся в "изживании" оккупационного режима. В этом контексте интифада вписывается в утверждающуюся сегодня общемировую логику ненасильственного решения локальных конфликтов на базе консенсусной модели. В этом же контексте уникальный национальный опыт.привнесенный восстанием палестинцев, приобретает всемирно-историческое звучание.

Автор показывает, как шло палестинское национальное движение к историческим решениям 19-й Чрезвычайной сессии НСЛ, созванной в Алжире в ноябре 1988 года. Этапными моментами в этом движении были провал инициативы американского госсекретаря Шульца, созыв арабского совещания на высшем уровне в Алжире, решение иорданского короля о разрыве юридических и административных связей Иордании с Западным берегом реки Иордан, появление палестинских проектов урегулирования национальной проблемы, которые способствовали осознанию палестинцами стратегических целей интифады, вадвлжению ими идеи независимости.

- 17 -

"Мирная стратегия" ООП, утвержденная 19-й Чрезвычайной сессией палестинского парламента в изгнании, ознаменовала окончательный переход палестинского национального движения на позиции реализма.

3 конце главы автор формулирует научные результаты исследования:

1. Интифада - закономерный этап развития палестинского национально-освободительного движения в XX веке, логически связанный со всей предшествующей борьбой палестинцев, с процессом вызревания реальных социально-политических условий,

в которых могла бы осуществить свои цели палестинская политическая общность в лице ее нынешней связки ООП-ОНРВ.

2. Неизбежным следствием новой стадии национальной борьбы стало повышение роли и значения ООП, на которую легла серьезная ответственность - использовать политический капитал интифады. Вместе с тем динамикой восстания движет только надежда на успех. И если в ближайшие месяцы ситуация не изменится в сторону начала реального дипломатического процесса,то доверие к националистам на оккупированных территориях неизбежно будет поколеблено. При такой конъюктуре исламисты, без сомнения, могут попытаться сыграть там главенствующую роль.

3. Интифада явила миру уникальный исторический эксперимент, сочетающий в себе разновидность гандизма с наслоениями прошлых сорока лет национальной, борьбы палестинцев. Ее феноменальность тесно связана с двадцатипятилетней историей ПДС, деятельность которого не принесла палестинцам приближения к желаемы* целям национального освобождения. Интифада менее чем через год обозначила логические выходы из,казалось бы тупиковой, ситуации, сложившейся с палестинской проблемой, им-пульсировала дипломатические усилия различных сторон, стала основополагавдим элементом нового политического равновесия, складывающегося на Ближнем Востоке.

Вероятно, главная заслуга Арафата и его коллег, как раз и состоит в том, что они пронесли до этого момента знамя национальной борьбы, в сложнейших неблагоприятных условиях выступили пионерами палестинской революции и оставались носителями палестинизма на протяжении всех прошедших лет.

- 18 -

4. Исторический поворот в развитии палестинского национального движения совпал с важными подвижками в международной жизни, которые были вызваны разрядкой в советско-американских отношениях и общей тенденцией к разблокированию конфликтных ситуаций в различных районах земного шара. Стало очевидно, что Ближний Восток не может оставаться единственным районом мира, где новая международная атмосфера не привела бы к позитивным последствиям.

Палестинское: руководство, выдвинув конструктивную мирную программу, в определенной степени завладело политической инициативой в регионе. Мощным подспорьем "стратегии умеренности" ООП стало возвращение в ряды Лиги арабских государств Египта, которое произошло под воздействием переоценки ценностей в арабском мире, вызванной интифадой.

В заключении диссертации прогнозируется возможное перспективное развитие палестинской ситуации:

1. Гразданское восстание палестинцев, вспыхнувшее 9 де~ кабря 1987 года убедительно доказало, что палестинская проблема будет не затухать, как того хотели определенные круги, в Израиле, а неизбежно обостряться. Палестинцы не собираются отказываться от своего права на национальную государственность. В этой связи исторический компромисс между арабами и евреями на древней зеше Палестийы неизбежен.

2. Иордано-палестинская конфедерация - наиболее близкое к реалиям и исторически обусловленное решение палестинской проблемы. В таком контексте независимый характер палестинской государственности должен непременно предшествовать конфедера-Т]^вному союзу и не только декларироваться, но и осуществиться на практике через принцип самоопределения.

3. Стержнем урегулирования будет проблема Иерусалима, решение по принципу два суверенитета при одном чун^цппа-

л~лпето создаст базис, па основе которого мокко буд>.? строить кс5 остальное здание лшра в Палестине по форкулз: "открытые г^пнпц:-, открытое небо".

Апрпбац-.тя исследования. Основные положения з: п^»: диссер-колохиии в йап;:занш:х автором работах:

- 19 -

1. Современный этап развития палестинской революции // Коммунисты и современный мир. Вып.ХП. - М.: АОН при

ЦК К1ЕС, 1989. - 0,8 л,л.

2. Интифада: новая модель борьбы за национальное освобождение // Коммунисты и современный мир. Вып.ХУЛ. -М.: АОН при ЦК НПЗС, 1990. - I п.л.

3. Статьи и справочные материалы для спецбюллетеней ТАСС. Общий объем 3,5 п.л.

Автором был сделан доклад на методологическом семинаре кафедры мировой политики и международной деятельности КПСС АОН при ЦК КШС на тему: "Структура и тенденции развития ЦДС 1948-1972 гг. (политологический анализ)" 22 ноября 1988 года.